Как конспектировать статью. Как писать конспект урока: создание системы сокращений

Умело уложить информацию - значит кратко зафиксировать ее в таком виде, чтобы при необходимости вы могли воспроизвести ее в том же объеме, что и в вашем источнике. Компьютерные архиваторы, занимающиеся именно этим, архивируют равномерно и прямолинейно и именно поэтому с низким КПД (сокращают в 2-3 раза).

Человек, как известно, умнее компьютера. Поэтому он не архивирует, а конспектирует, подчеркивая одно, пропуская другое, подсознательно запоминая третье, в итоге сокращает исходный материал не менее чем в 10 раз. Итак, с чего начать?

Выписки

Выписки - самая простая форма конспектирования. Они почти дословно (иногда дословно) воспроизводят текст и заносятся на карточки. Польза выписок весьма велика. Тесть Н.С. Гумилева Н. Энгельгардт написал "Историю русской литературы" исключительно путем склеивания выписок и получил за ее издание большой гонорар.

Тезисы

Тезисы представляют собой сделанные вами выводы и требуют от вас, по крайней мере, их понимания. При проработке любого труда необходимо представлять его в виде структуры, состоящей из цепочек тезисов. Если его записать в виде такой структуры, вы получите скелет денотатной карты (структурная карта предмета, представленная системой понятий) использованного труда. Если в абзаце тезис не обнаружен - значит, вы не поняли логику автора. Тезисы бывают простые и осложненные (включают, кроме главного, еще и второстепенные положения).

Конспект

Существуют два разных способа конспектирования - непосредственное и опосредственное.

Непосредственное конспектирование - это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как то и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции, ни по несколько раз "переслушивать" ее. Именно поэтому такую запись студенты все чаще передоверяют диктофонам. Однако, к сожалению, этим же способом, как правило, они пользуются при конспектировании письменного или печатного текста. Прочитав несколько предложений или абзацев, останавливаются, конспектируют изложенное и переходят к следующему абзацу. Такой способ кажется наиболее простым, очевидным и быстрым. На деле он вообще никуда не годится по следующим причинам.

1. Вы не поймете сути прочитанного, пока не будете держать в голове его взаимосвязи с содержанием дальнейшего и предыдущего изложения. Между тем ни о последующем, ни о предыдущем изложении вы ничего не знаете. О последующем - потому что до него еще не дошли, о предыдущем - потому что, постоянно прерываясь на конспектирование, нарушаете непрерывность восприятия изучаемого текста и неизбежно теряете всякое представление о том, что вы читаете сейчас, вытекает (если вытекает) из того, что вы прочитали и законспектировали на предыдущем этапе.

Соответственно, вы не в состоянии воспринять подлинную суть всего читаемого текста и не можете нормально и экономно изложить ее, а ведь именно в этом и состоит цель конспектирования. То же, что попадет в ваш конспект, часто окажется либо ненужным, либо слишком подробным, а какие-то необходимые вещи вы пропустите. В итоге КПД вашего конспектирования окажется крайне мал.

Для наглядного уяснения сказанного представим себе, что вы должны записать для памяти схему окраски, к примеру, травяной лягушки. При этом вам сообщают, как она выглядит. В итоге останется большая картосхема с указанием расцветки каждого квадратного сантиметра, но в единую систему они у вас в голове не сложатся.

Если же вы сначала осмотрите лягушку в целом, все описание сведется по объему к двум положениям: "Все, кроме брюха и горла, зеленое, брюхо и горло светлые", дающим при этом вполне связное и законченное представление об объекте.

2. Постоянно прерывая чтение ради записи, а запись ради чтения, вы в итоге не сможете воспринять ни текст, ни конспект как осмысленное изложение. Получается парадокс: добросовестно копируя чуть ли не каждое второе слово оригинала, вы встаете из-за стола, как если бы вы вообще никогда в жизни не видели ни текста, ни собственного конспекта, исключая разве что последние абзацы того и другого. Постоянно прерываясь, ваш мозг в значительной степени работал вхолостую, не оставив вам ничего, кроме ощущения некой каши в голове, к тому же стремительно выветривающейся из нее, да подспудного отвращения к теме ваших занятий. Собственный конспект становится для вас китайской грамотой, которую нужно заново читать, как в первый раз.

Причем если вы, как и положено, пользовались при конспектировании сокращениями, то многое в своем конспекте при номинальном "перечитывании" (а по сути, первом чтении!) попросту не поймете. Когда вы конспектировали абзац, вы еще помнили его, и сокращенная запись была в свете этих воспоминаний наполнена для вас смыслом. Но вот вы перешли к следующим главам, непрерывность восприятия нарушилась, воспоминания, не успевшие устояться и закрепиться, мгновенно исчезли, и теперь вы с удивлением смотрите на свои сокращения и стрелочки, диву даваясь, что вы, собственно, хотели этим сказать. Кроме даром потраченных усилий, особенно мучительно сознавать, что еще совсем недавно (конспектируя) вы отлично понимали, о чем идет речь, а теперь - ни в какую. Как же нужно конспектировать?

Опосредственное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно - перечитывания) всего текста до конца. Начинайте конспектировать только тогда, когда вы уясните общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект ведите не в порядке его изложения, а в последовательности этих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание.

При такой работе вам станет ясно, что в каждом месте для вас существенно, что будет заведомо перекрыто содержанием другого пассажа, а что можно вообще опустить. Естественно, что при подобном конспектировании придется компенсировать нарушение порядка изложения текста всякого рода пометками, перекрестными ссылками и уточнениями. Но в этом нет ничего плохого, потому что именно перекрестные ссылки наиболее полно фиксируют внутренние взаимосвязи темы (и, следовательно, вашего конспекта).

Иными словами, такое конспектирование "по уму" - это не что иное, как составление развернутой денотатной карты вашего текста.

Кажущийся недостаток такого способа конспектирования: на первый взгляд, он потребует большего времени, чем предыдущий, поскольку здесь к записи вы можете переходить, лишь прочитав и хорошо обдумав весь текст, состав и организацию использованных в нем материалов и логику построений. Однако этот иллюзорный минус восполняется реальными преимуществами:

а) Времени он отнимет у вас куда меньше, так как к началу записи вы уже будете представлять себе, что вам нужно, а что нет. Саму же запись будете вести непрерывно, а не останавливаясь через шаг на второй (что очень сбивает с ритма и тем самым замедляет весь процесс);

б) И чтение, и конспект вы вели непрерывно; в итоге оба процесса составят осмысленное целостное информационное единство, которое неизмеримо легче запомнить и удержать в голове, чем набор бессвязных информационных отрезков. В результате вы не только получили конспект более или менее понятной проблемы, но уже выучили в той или иной степени сам материал. Конспект придется теперь не столько учить, сколько повторять. Именно о таком конспектировании преподаватели говорят, что с точки зрения овладения материалом оно само по себе лучше прямой "зубрежки" и именно такие конспекты они склонны прощать при употреблении их в качестве шпаргалок. Это и неудивительно: сама подобная шпаргалка доказывает, что ее автор не просто механически переписывал текст, но проработал и освоил его.

Но даже если вы (по необходимости, как при работе на лекции или семинаре) провели "прямое" конспектирование, помните: оно должно быть для вас только первичным сырьем, материалом для дальнейшей работы. Прочтите ваш механический конспект, составьте представление о теме и не поленитесь - перепишите его, создав на основе своих прежних записей новый конспект "по уму", или денотатную карту.

Все сказанное относится к самому простому из конспектов, цель которого - адекватно отобразить данный текст/сообщение и зафиксировать его суть в доступном для использования и повторения виде. Именно такой конспект нужен, как правило, при подготовке к экзамену (где ваша цель - выучить один текст одного учебника). Однако куда чаще вам потребуется один из двух видов "продвинутого" конспекта.

1. Селективный конспект

Он необходим, когда ваша цель - извлечь из текста информацию по определенной теме (для самого этого текста второстепенной или побочной). В этом случае самый эффективный алгоритм работы такой: прочтите текст целиком, отмечая все места, имеющие отношение к интересующей вас теме. Определяйте их, хотя бы по ключевым словам, если нет сил бегло читать.

Вот эти места перечтите уже внимательно. Если сами по себе они непонятны (хотя бы частично), так как увязаны с другими, ничего не поделаешь, освойте и те места. В итоге вы поймете общий состав, содержательные и логические взаимосвязи имеющейся информации по вашей теме и будете воспринимать ее как сложное единство.

Таким образом, вы как бы "исторгли" из исследуемого текста, как из большой матрешки, матрешку поменьше - информационную подсистему, связанную с вашей темой. Сделайте денотатную карту этой подсистемы. Это и будет селективный конспект.

2. Сводный конспект

Бывает так (а так, как правило, и бывает), что вам необходимо проработать несколько различных текстов для создания единой картины. Например, вы должны использовать несколько различных работ для написания текста (реферата, курсовой или раздела дипломной работы). При этом, естественно, понадобятся конспекты этих работ (в целом или, что чаще, применительно к вашей теме). Регламент такой работы заключается в следующем.

1. Сделайте "умный", или селективный, конспект по каждой работе в отдельности.

2. Сравните их. Вы увидите, что в какой-то степени они дополняют, развивают, оспаривают или (там, где исход разногласия очевиден) упраздняют друг друга. Обдумайте возникшие сопоставления.

3. Отталкиваясь от проведенного сопоставления, сведите ваши денотатные схемы в единую денотатную карту всей проблемы (темы, вопроса). Это и есть сводный конспект. По нему в дальнейшем и работайте.

Естественно, при составлении сводного конспекта очень важно не перепутать, какой элемент рассуждения или материала какому из авторов принадлежит. Это нужно и для составления библиографии, справочного аппарата и просто потому, что у вас будет возникать желание вновь вернуться к уже изученной литературе. Допустим, в первый раз вы что-то недооценили, неправильно поняли, но в ходе самой работы осознали свою ошибку и вновь хотите заглянуть в нужный текст. Чтобы знать, откуда взят материал, помечайте на вашей денотатной карте темы рядом с каждым структурным узлом, каждой взаимосвязью, каждым аргументом, откуда вы все это взяли. Например, роль узла у вас играет некий тезис, а рядом с ним написано , . Иными словами, рассмотрение этого тезиса содержится в работе, условно закодированной в вашем рабочем списке литературы (не путать с итоговым, где все в алфавитном порядке и вообще красиво) под номером 1 на страницах 23-35 и т. д.

При составлении сводного конспекта, если вы хотите получить действительное содержательно-логическое единство, а не наскоро слепленное механическое соединение схем, вам придется провести самостоятельную творческую работу по их совмещению. Это опять же хорошо: так вы приобретете более ясное представление о вашей теме и, главное, сами сделаете новые наблюдения (или, по крайней мере, довольно точно определите направления и сферы, в которых вам их предстоит сделать). При составлении сводной денотатной карты темы по литературе часто выясняются совершенно новые альтернативы, повороты в развитии темы и аргументы, которые не затрагивала ни одна из использованных вами отдельных работ.

Некоторые дополнительные соображения по конспектированию относятся к тому, что желательно пользоваться сокращениями как общепринятыми, так и авторскими. В этом деле можно достичь, настоящей виртуозности. Ясно, какой экономии времени и объема можно достигать такими методами (в реальной лекции на сегмент, кодируемый таким образом, уйдет минут пять-десять: расскажут-то и о росте мотивации, и о расслоении группы на группировки, и о появлении новых лидеров, и о том, какую роль в реальной группе они играли).

Сводный конспект - отличный метод подготовки к семинару. Как правило, к занятию требуется свести воедино и обдумать информацию из разных источников, приложив некие творческие усилия, а именно все эти проблемы и решает данный конспект. Сделав его, вы обнаруживаете, что, собственно, никакой иной подготовки вам и не нужно.

Не ленитесь перерабатывать ваши письменные или магнитофонные записи лекций (по определению "прямые") в конспект "по уму". Вам покажется, что тем самым вы навлекаете на себя двойную работу, но на самом деле это не так. Во-первых, конспект "по уму" гораздо легче учится сам по себе, во-вторых, вы выучите материал в ходе самого его составления.

Ссылки. Всю интересующую вас информацию сопровождайте точными отсылками, чтобы по ним вы всегда смогли снова ее найти. Стандартная и массовая ошибка первокурсника: увлеченный чтением и обдумыванием, он пренебрегает записью точных сносок, так как уверен, что и без того быстро вспомнит, где он все это читал.

Пока он читает первый десяток книг, эта система, возможно, работает, но, когда он перевалит на второй, "в доме Облонских все смешается" и без сносок он будет как без рук. Полная уверенность в том, что такое-то место он встречал в такой-то работе на 348-й странице (там еще такая картинка была на обороте), себя не оправдает и несчастный проведет лучшие часы своей жизни, разыскивая цитату по всем ста томам изученных им книжек.

Не забывайте на вашей денотатной карте помечать выходы из интересующей вас темы на смежные. Во-первых, это может пригодиться в будущем при работе над теми самыми смежными темами. Во-вторых, эти выходы указывают на естественные направления развития вашей темы.

Для того чтобы достичь лучшего представления о логико-содержательных взаимосвязях информации в пределах вашей темы, применяйте четыре дополнительных приема.

1. Параллельно с чтением (или, что еще лучше, с перечитыванием) текста записывайте определения, толкования, формулировки, мнения, привлекаемые в качестве аргументов данные. Затем окончательно устанавливайте связи между ними и соответственно перегруппировывайте. Полученная схема и будет денотатной картой. Иначе говоря, сначала вы "натаскиваете в свое логово" все мыслимые элементы денотатной карты и лишь потом, улавливая и перебрасывая разнообразные мостики между ними, воссоздаете ее структуру.

2. Всегда, когда сталкиваетесь с поставленным автором вопросом, мысленно постарайтесь удивиться тому же, чему удивился он. Проверьте, дал ли он все варианты ответа. Проследите судьбу данных им вариантов ответа и выбор, сделанный им между ними: от чего он зависит у автора? Можно ли тут что-нибудь добавить или пересмотреть с вашей точки зрения?

3. Составьте проблемный обзор литературы по теме. Для этого представьте себе, что все работы по теме написал один и тот же автор, а все встречающиеся там споры - это споры с самим собой при обсуждении сложных проблем. В реальности каждый из нас при исследовании любого явления выдвигает и сталкивает друг с другом альтернативные объяснения, отказывается от одного в пользу другого, снова возвращается к первому, колеблется в оценке различных обстоятельств и т.д. Соответственно, выстройте все имеющиеся у вас материалы в логически стройную дискуссию нашего гипотетического автора с самим собой. Блоками получившегося у вас здания будут служить не авторы, а проблемы. Как правило, окажется, что все обсуждение темы может быть представлено как сетка взаимосвязанных задач, каждая из которых имеет несколько вариантов решения (каждый вариант с собственной системой аргументации). Решение данной задачи может вовсе не влиять на решение других. А может, наоборот, определять его (в последнем случае мы сталкиваемся с центральной или узловыми проблемами всей темы). Ваше дело - отобразить всю эту сеть задач и альтернативных вариантов решения в их взаимосвязи. Такое отображение и будет существенной частью денотатной карты вашей темы. Именно частью, а не всей картой, так как вы учитывали только те мнения, данные и решения, которые встречали в литературе, а там могли пропустить и некоторые альтернативы, и некоторые взаимосвязи. Однако полученная вами схема будет добротной "рыбой", которую останется лишь несколько дополнить и переоценить.

4. Для творческого обогащения дискуссии по теме и коррекции денотатной схемы, составленной вами по литературе, полезно применять следующий стандартный прием. Всегда при изучении какой-то проблемы или столкновении с какими-то данными старайтесь поставить себе вопросы: что отсюда может следовать? что здесь может остановить мое внимание и вызвать вопрос? что здесь неочевидного? и почему это неочевидное реализовалось именно так, а не иначе? Цепляйтесь к каждой мелочи, и откроется вам.

Аннотация

Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к коим задано проработать определенную литературу. Равным образом годится для предварительных библиографических заметок "самому себе". Строится на основе конспекта, только очень краткого. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о ее тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная структура труда (или, то же самое, "краткое изложение оглавления"); подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде.

Конспект - это такое изложение констатирующих положений текста, которому присущи краткость, связность и последовательность. Конспект (от латинского conspectus) - обзор. И школьники, и студенты пишут конспекты, ведь они неотъемлемая часть учебного процесса. В данной статье речь пойдет о том, как правильно составить конспект, чтобы тот способствовал запоминанию определенной информации.

Классификация конспектов

Существует следующая классификация конспектов:

  • План-конспект. Сначала нужно написать план текста, а затем на пункты плана делаются комментарии: свободно изложенный текст либо цитаты. План-конспект помогает учителю ориентироваться в процессе ведения урока: преподаватель следит за тем, чтобы успеть дать определенный объем материала и не забыть ни об одной из намеченных целей урока. Писать планы-конспекты будущие учителя учатся еще в университете и во время прохождения педагогической практики. В план-конспект записывается тема урока, его цели, ход урока (правила, упражнения, домашнее задание).
  • Тематический конспект - краткое изложение данной темы с использованием нескольких источников.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат одного текста.
  • Свободный конспект - цитаты и собственные формулировки.

А теперь о том, как составить конспект. Для начала определите цель написания конспекта. Когда будете читать изучаемый материал впервые, выделите его основные смысловые части, определите главное, сделайте выводы. Если вы составляете план-конспект, подумайте, какие пункты нужно в него включить, чтобы раскрыть каждое положение. Наиболее значимую информацию (тезисы) кратко и последовательно изложите своими словами либо запишите в виде цитат.

Таким образом, конспект включает в себя основные положения, факты, примеры и выводы. Используйте условные обозначения, сокращайте отдельные слова. Выделяйте пункты и подпункты, подчеркивайте, выделяйте цветом ключевые слова. Ценность конспекта заключается в том, что автор может писать его не по заданному образцу, а удобным для себя способом.

Правила конспектирования

Запишите название текста или его части. Отметьте выходные данные (место и год выпуска издания, имя издателя). Осмыслите содержание текста. Прочитайте материал дважды. Составьте план, который станет основой конспекта.

В процессе конспектирования оставьте место (широкие поля) для заметок, дополнений, записи имен и незнакомых терминов. Вами должно быть отмечено то, что требует разъяснений. Запись ведите своими словами, что поможет лучшему осмыслению текста.

Соблюдайте правила цитирования: цитата должна быть заключена в кавычки, дайте ссылку на ее источник, указав страницу. Классифицируйте знания, т.е. распределяйте их по группам, главам и т.д. Вы можете пользоваться буквенными обозначениями русского или латинского языков, а также цифрами. Диаграммы, схемы и таблицы придают конспекту наглядность. Следовательно, изучаемый материал легче усваивается.

Конспект может быть записан в тетради или на отдельных листках. Тетради удобно носить на лекции и семинары. Рекомендуется оставлять поля для дальнейшей работы над конспектом. Вы можете вносить дополнительные записи, замечания и пункты плана.

О пользе приобретения навыка

Таким образом, конспектирование

  • помогает пониманию и усвоению нового материала;
  • способствует выработке умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме;
  • формирует умение излагать своими словами мысли других людей.

Вот почему хорошо написанный конспект является залогом успеха на экзамене и в профессиональной деятельности. Изучите все аспекты правильного конспектирования, тогда вы научитесь трудиться на лекциях результативно и с удовольствием. А теперь поделитесь с другом-однокурсником, как составить конспект занятия.

Многим студентам известно, как трудно бывает конспектировать лекции. Успеть записать всё, что говорит преподаватель, просто невозможно. Но простые советы помогут делать конспекты быстро и грамотно.

Как конспектировать быстро?

Итак, как научиться быстро писать конспекты?

  1. Прежде всего, следует научиться быстро писать. Такой совет может показаться странным, но некоторые пишут очень медленно, аккуратно выводя каждую букву. С таким подходом записать всё точно не получится. Стоит сделать упор не на качество, а на количество записанного, то есть скорость написания. Но, конечно, в любом случае буквы должны быть понятными.
  2. Тренируйтесь. Особенно непросто приходится студентам первого курса, ведь они не знакомы с конспектированием и просто не привыкли к такой скорости речи педагога (зачастую школьные учителя говорят медленно, да и записывать много на уроках не приходится.). Чтобы быстрее освоиться, можно писать дома: записывать монологи родственников или тексты передач и фильмов, переписывать главы из книг или журнальные статьи.
  3. Научитесь выделять и записывать всё самое главное. Не стоит записывать каждое слово преподавателя, это ни к чему. Обычно около 20% лекции – это, по сути, не столь важная и ненужная информация, фиксировать и запоминать которую просто ни к чему. А вот самые важные мысли и тезисы конспектировать необходимо.
  4. Чтобы быстро писать на лекциях, внимательно слушайте преподавателя и не отвлекайтесь, так как посторонние дела помешают вам уловить суть и выделить главное. Сконцентрируйтесь на речи лектора, абстрагируйтесь от остальных звуков.
  5. Предложения и фразы можно сокращать, убирая из них все лишние слова. Но всё же при этом предложение должно остаться осмысленным, убирать важные слова не стоит, вы просто упустите суть всего текста.
  6. Если вы услышали то, что уже записывали или хорошо знаете, не включайте это в свой конспект, вы просто потратите время впустую.
  7. Если вы чувствуете, что не успеваете записать что-то, то можно оставить свободное место и воспроизвести недописанное позже. Но сделать это нужно как можно быстрее (во время паузы преподавателя или сразу после лекции), пока информация свежа в памяти.
  8. Если вам приходится много писать на работе или на учёбе, сокращайте слова. Например, можно написать первую часть слова и окончание, поставив между ними дефис. Можно сократить слово, поставив в конце точку. Также можно использовать и общепринятые сокращения, такие как «тыс.», «чел.», «млн» и так далее. Но помните о том, что все сокращения должны быть понятными, иначе вы просто не сможете воспроизвести информацию.
  9. Часто используемые и основные слова можно сократить до букв или аббревиатур. Например, словосочетание «информационные технологии» может выглядеть как «ИТ». Но чтобы не запутаться при изучении конспекта, после лекции сразу же запишите все аббревиатуры и их расшифровки, это поможет быстро сориентироваться.
  10. Можно использовать символы. Например, слово «повышение» можно обозначить стрелкой, направленной вверх, а «понижение» может выглядеть как стрелка вниз. Слово «следовательно» можно обозначать стрелкой вправо. Слово «примерно» или «приблизительно» обозначьте волнистой линией.
  11. Можно создать собственную систему символов. Например, вы можете сократить часто используемые слова или самые простые. Символ может быть неким знаком или схематическим изображением или же сочетанием нескольких букв или их элементов. Но сразу же запишите все придуманные обозначения, чтобы ничего не забыть. Такой способ подойдёт для натур творческих и мыслящих креативно.
  12. Если ваша фантазия работает не очень хорошо, и придумать символы вы не можете, то используйте готовую и уже разработанную систему. Сначала изучите и запомните все обозначения, а потом начинайте использовать их.
  13. Есть ещё один способ. Если преподаватель диктует лекции очень быстро, то попробуйте пропускать некоторые буквы. Пусть это будут гласные, так как их в словах гораздо меньше. Как показывает практика, слова без гласных воспринимаются и воспроизводятся вполне нормально. Но всё же стоит писать гласные в конце слов и в начале, так вам будет проще разобраться и учесть окончания, а они порой важны.

А теперь полезные советы по поводу того, как не только писать быстро, но и делать конспекты понятными и максимально удобными для восприятия:

  • Не стоит писать в каждой строчке, лучше оставлять свободное место. Во-первых, сплошной текст сложен для восприятия, во-вторых, в оставленных участках после лекции вы сможете сделать важные пометки или же вписать то, что не успели, позаимствовав тетрадь у одногруппника или задав вопрос преподавателю.
  • Особенно важные слова следует выделять цветом или подчёркиванием. Да, это требует усилий, но, во-первых, они минимальны, во-вторых, лишняя чёрточка не отнимет много времени. Зато при изучении написанного вы сможете быстро найти всё самое важное.
  • Не занимайте поля, на них удобно делать пометки. Кроме того, они должны быть достаточно широкими.
  • Если после лекции вы вспомните какую-то важную мысль, которую не успели записать, непременно запишите её.
  • Если записи – не ваш конёк, но вы прекрасно набираете тексты на компьютерной клавиатуре, попробуйте попросить преподавателей брать с собой на лекции ноутбук.

Удачи вам в конспектировании! И пусть ваши записи будут понятными.

Студентам приходится осваивать массу предметов, относящихся к выбранной специализации или необходимых представителю каждой профессии. Опытные педагоги с первых же дней учебы нагружают подопечных огромным объемом информации. Не обучают их только одному умению, требующемуся, чтобы все эти сведения надежно фиксировать, — знанию, как писать конспект. Его грамотное ведение поможет в дальнейшем не портить глаза, разбирая собственные наспех выполненные каракули, а использовать записанную информацию для успешной аттестации. Некоторые рекомендации помогут превратить полученный на лекции материал в удобное пособие.

Как правильно писать конспект: полная концентрация

Вне зависимости от того, требуется ли конспект статьи Лихачева «Учиться говорить и писать», которую школьникам задают перечитывать к урокам по развитию речи, или просто запись прослушиваемых лекций, не обойтись без максимальной сосредоточенности на теме. Одновременное выполнение нескольких дел не будет тому способствовать. Потому не стоит отвлекаться на увлекательные беседы с соседями по парте или чаты с приятелями в соцсетях — такими несущественными для усвоения знаний занятиям допустимо посвящать перемены. Лекционный же курс или конспектирование определенных статей предназначается для углубленного понимания нужного материала.

Как писать конспект по истории или иному предмету: фиксирование опорных моментов

Если предстоит переносить на бумагу лекционный материал, составлять конспект «Учиться говорить и писать» или другой книги, принцип здесь один: надо учиться выделять ключевые моменты. Не нужно дословно переписывать все, что успел произнести за время своего продолжительного монолога преподаватель. Это нереально, если не строчить со скоростью света. Опытные лекторы часто сами выделяют в собственной речи главное, начиная в определеннные моменты рассказывать немного медленнее, чтобы предоставить студентам возможность все зафиксировать. Для вникания в подробности существуют учебники, а лекции предназначаются для получения учащимися представления об основных принципах, законах и аксиомах изучаемого.

Как писать план-конспект или лекцию: структурирование получаемого материала

Независимо от конкретной цели конспектирования, в получившемся после выполнения подобного задания тексте самому человеку непросто будет разобраться, если тот будет представлять собою сплошное пересказывание, без малейших признаков структурирования. Разделение на подпункты, уровни по степени важности, соотношению элементов между собою, — одно из обязательных требований к тому, как писать план-конспект урока. При записывании же лекционной информации этот принцип поможет в дальнейшей работе с нею, позволит выделить опорные моменты, быстрее отыскать ответы на необходимые экзаменационные или зачетные вопросы.

Как писать конспект по литературе и другим дисциплинам: использование цветовых выделений

Помимо ручки, для конспектирования непременно пригодятся маркеры нескольких цветов. Они потребуются для подчеркивания опорных моментов: терминов, ключевых фактов из жизни писателя, взаимоотношений между персонажами его творений, других блоков информации, которые впоследствии помогут сориентироваться в тексте, оперативно отыскать необходимую информацию. Так будет проще отыскать блоки текста, требующие углубленного рассмотрения. Эта рекомендация едва ли поможет с тем, как писать конспект по параграфу: там больше пригодится рекомендация по структурирования, — но при записывании лекций станет подспорьем.

Как писать конспект урока: создание системы сокращений

Подобная методика давно используется теми, кому приходится переписывать за говорящими огромные текстовые объемы. Пригодится этот метод и людям, которым нужен конспект по книге, а как писать его, они представления не имеют. Студентам или ученикам стоит разработать систему понятного для себя самих сокращения текстов. Какие слова укорачивать, вставляя взамен некоторых букв дефисы или дроби, зависит от самого человека. Обычно распространены такие варианты, как «характер»-«хар-р» или «х-р», «который»-«к-рый», «через»-«ч/з», «свойства»-«св-ва». Ими имеет смысл воспользоваться, добавив и собственные ноу-хау. Важно только, чтобы никаких проблем с расшифровкой сокращений не возникло.

Если лень писать длиннющий конспект: лайфхак

Советы касательно конспектирования часто включают пункт о красивом выведении букв. В таком деле требуется сноровка, многочасовые тренировки. Потому иногда проще составлять лекционные записи в электронной форме. Если же преподаватель непременно требует предъявления того, что законспектировано, причем в рукописном варианте, который априори отсутствует, стоит пойти на одну хитрость, создав «подделку», сложно отличимую от созданных вручную записей. Для воплощения подобной идеи пригодится Word, в который и потребуется перенести нужный текст, а потом основательно над ним поработать. Детальная инструкция приведена .

Хотите ли вы добиться успехов в учебе или достичь вершины карьерного роста – умение эффективно конспектировать материал является ценным навыком для хранения, запоминания, воспроизведения и восстановления информации. Если вы будете следовать простым шагам и советам ниже, то научитесь не просто конспектировать, но и составлять такой конспект, который поможет вам применять ваши знания и сохранять обработанный материал.

Шаги

Будьте готовы

    Соберите все материалы, необходимые для ведения конспекта. Звучит довольно просто, но для эффективного конспектирования действительно важно, чтобы перед уроком, встречей или лекцией все необходимые принадлежности были приготовлены и разложены по местам.

    • Если вы пользуетесь бумагой и ручками, убедитесь, что у вас есть тетрадь для записей формата А4 с достаточным количеством чистых листов и по две ручки каждого цвета. Если вы используете ноутбук, проверьте, что он полностью заряжен или что вы сможете сесть возле розетки.
    • Если вы носите очки, убедитесь, что не забыли их взять. Они понадобятся в том случае, если учитель/лектор решит записать какую-нибудь важную информацию на доске. Кроме того, не забудьте занять такое место в помещении, откуда вы будете хорошо видеть и слышать выступающего.
  1. Приходите подготовленными. Прежде чем идти на урок, лекцию или встречу, не забудьте просмотреть свои записи с предыдущего раза. Так вы сможете легко и быстро подхватить дальнейший ход лекции с того места, где она закончилась.

    Будьте активным слушателем. Во время конспектирования многие люди допускают ошибку – механически, бездумно записывают, не пытаясь на самом деле разобраться в том, о чем идет речь.

    • Это ошибка! Если вы не предпринимаете усилий разобраться в теме, когда находитесь на занятии, то упускаете ценную возможность научиться.
    • Поэтому вам следует пытаться воспринять информацию еще при первом прослушивании, и тогда вам не придется много работать над ее усвоением самостоятельно (к тому же, вы избавляетесь от опасности запутаться, когда будете разбирать записи дома).
  2. Ведите конспект от руки. Хотя конспектирование на ноутбуке удобнее, недавние исследования показали, что те, кто ведут записи от руки, запоминают и сохраняют информацию лучше.

    Не бойтесь задать вопрос. Когда вы сталкиваетесь с информацией, которую не понимаете, не стоит говорить себе, что решите эту проблему позже, и после кратких пометок двигаться дальше – задайте учителю/лектору проясняющий вопрос.

    • Посудите сами: если вам непонятно сейчас, то вам будет вдвойне непонятно, когда вы будете самостоятельно пересматривать записи позже.
    • Не бойтесь попросить учителя/лектора повторить, – особенно если вы чувствуете, что он сказал что-то важное.

    Ведите конспект как можно лучше

    1. Сосредоточьтесь на ключевых словах и понятиях. Самая важная перемена, которую вы можете совершить для улучшения своих навыков конспектирования – сосредотачиваться исключительно на записях ключевых слов и понятий.

      • Определите самую главную информацию. Записывайте отдельные слова или ключевые фразы, которые больше всего отражают тему лекции – даты, имена, теории, определения – только самые важные детали, которые определяют суть. Исключайте все заполнения, связки и второстепенные детали – если вам понадобится эта информация, вы прочитаете учебник.
      • Подумайте о том, что вы хотите сохранить и запомнить. Почему вы ходите на это урок? Для чего вы пришли на данный семинар? Почему ваш работодатель отправил вас на эту конференцию? Хотя вашим первым порывом может быть желание просто записать слово в слово все, что вы видите или слышите, вам стоит помнить о том, что вы ведете конспект для того, чтобы потом выучить что-нибудь с его помощь, – вы не рассказ пишете.
      • Прежде всего, обращайте внимание на "новую" информацию. Не тратьте свое время на записи того, что вы и так уже знаете – это просто бесполезная трата времени. Сконцентрируйтесь на том, чтобы выделять из сказанного и записывать любую новую информацию, которой вы еще не знаете – именно в этом и заключается главная ценность конспектирования, и именно она принесет вам больше всего пользы.
    2. Используйте метод "вопрос, ответ, доказательство". Это очень эффективный метод ведения записей, потому что он заставляет вас в процессе конспектирования вникать в суть материала и позволяет описать тему своими словами. Эта техника перефразирования информации доказала свою эффективность, – с ее помощью студентам удается гораздо эффективнее как понимать, так и запоминать проработанный материал.

      Используйте стенографию. Среднестатистический студент записывает 1/3 слова в секунду, в то время как среднестатистический оратор говорит со скоростью в 2/3 слова в секунду. Разработка своей собственной системы стенографии поможет вам вести записи более эффективно и не отставать.

      • Попробуйте писать “зн” вместо “значит”, “сл” вместо “следовательно” и т. д. Ставьте знак плюса вместо слова “вместе”. Вы можете использовать аббревиатуры и сокращения для тех слов, которые многократно повторяются во время лекции – например, вместо того, чтобы 25 раз писать “монголо-татарское иго” на уроке истории, вы можете написать “монг-тат. иго”. Попробуйте писать конспект одними согласными: “н звтр нжн сдлть дмшн здн”.
      • Разумеется, самое главное – чтобы вы смогли потом расшифровать свои записи. Если вам кажется, что с этим могут возникнуть проблемы, попробуйте оставить пометки с ключевыми сокращениями. К тому же, вы можете вернуться к конспекту после занятия и вписать полную форму сокращений.
      • Если лектор по-прежнему говорит быстрее, чем вы можете записывать, и стенограмма не помогает, вы можете принести на занятие записывающее устройство – это даст вам возможность прослушать лекцию второй раз и заполнить пробелы в ваших записях.
    3. Ведите конспект так, чтобы он имел привлекательный внешний вид. Вам не захочется возвращаться к материалу и разбирать свои записи, если конспект будет грязным, неорганизованным и трудночитаемым. Соответственно, очень важно, чтобы все было красиво! Вот несколько советов, которые помогут вам придать конспекту привлекательный внешний вид:

      • Всегда начинайте со свежей страницы . Вам будет легче читать, если каждая тема или занятие будет начинаться с чистой страницы. В правом верхнем углу поставьте дату и пишите только с одно стороны листа, особенно, если пишете ручкой с въедливыми чернилами, проступающими сквозь бумагу.
      • Следите за тем, чтобы писать разборчиво. Конспектирование будет пустой тратой времени, если потом вы не сможете в нем разобраться! Неважно, как быстро вы пишете: убедитесь, что почерк выходит мелким, аккуратным и читаемым, а также, если возможно, не пишите курсивной скорописью.
      • Используйте широкие поля. На каждой странице с внешней стороны расчертите ручкой и линейкой широкие поля. С ними конспект не будет казаться переполненным, и у вас будет возможность делать пометки на потом, когда будете перечитывать.
      • Используйте символы и схемы . Такие вещи, как стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики и прочие визуальные средства часто становятся прекрасными помощниками в понимании связей и запоминании ключевых понятий, особенно, если вы лучше учитесь на визуальных стимулах (когда ваша ведущая модальность – визуальная).
    4. Конспектирование с цветной кодировкой. Много кто обнаружил, что информация лучше читается и запоминается, если в конспектировании использовать разные цвета.

      Делайте конспект учебника. После лекции вы можете дополнить ваш конспект информацией из учебника. Конспектирование учебника – еще один навык, который стоит освоить.

    Просматривайте ваш конспект

      Просмотрите свой конспект позже в тот же день. Если вы просмотрите сделанные записи после лекции или чуть позже в тот же день, то информация отложится и сохранится значительно лучше. Нет необходимости тратить на это много сил и времени – будет достаточно 15-20 минут каждый вечер.

      • Заполните пропуски. Используйте повторный просмотр для того, чтобы дописать дополнительную информацию, которую вы вспомнили из урока или лекции.
      • Пишите краткое содержание. Другой эффективный инструмент для того, чтобы информация из конспекта отложилась в вашей памяти – резюмировать краткое содержание внизу страницы.
    1. Проверьте себя. Проверьте, насколько вы усвоили материал, – накройте конспект и попробуйте объяснить тему самом себе (вслух или про себя).

      • Посмотрите, как много важных деталей вам удастся вспомнить. После этого прочтите еще раз свои записи и резюмируйте информацию, которую упустили.
      • Объясните материал другу. Объяснить материал другу – отличный способ проверить, полностью ли вы понимаете тему, и охватывает ли ваш конспект ее всесторонне.
    2. Заучивание конспекта. По-настоящему вы оцените пользу хорошего конспекта тогда, когда придет время экзамена, и вам нужно будет заучить весь материал. Если вы выполняли совет и каждый вечер пересматривали конспект по 20-30 минут, то обнаружите, что информация заучивается гораздо легче. Вот несколько популярных техник на запоминание, которые вы можете попробовать:

    • Старайтесь использовать короткие фразы и списки: помните о том, что это конспект, а не сочинение.
    • Когда пишите конспект, не забывайте подчеркивать ключевые слова, которые могут быть включены в контрольную работу.
    • Если лектор (или другой выступающий) повторяет что-то более двух раз, скорее всего, это что-то важное, и вам стоит уделить сказанному особое внимание.
    • Если в вашей школе это разрешено, вы можете использовать разные яркие маркеры для выделения. Материал, выделенный цветом, будет бросаться в глаза и привлекать ваше внимание.
    • Будьте внимательны к тому, что говорит преподаватель; не отвлекайтесь на остальных людей вокруг.
    • Записывайте самое важное, что вам нужно знать.
    • Не забудьте завести отдельную тетрадь или выделить чистую страницу для каждого предмета, и не забудьте подписать тетрадь или пометить стикером место, откуда начинается предмет.
    • Не нужно записывать каждое слово, которое вы слышите.
    • Используйте программы вроде Evernote, чтобы размещать конспекты.
    • Записывайте информацию, перефразируя ее – это помогает лучше донести услышанное до сознания.
    • Если вы читаете книгу по литературе, держите всегда под рукой пачку бумаги для заметок, – вряд ли вам разрешат писать в самой книге. Когда будете делать эти заметки, не забудьте на каждой из них писать также и то, что чувствует читатель, когда автор использует тот или иной стиль и язык. Писатели всегда используют воображение, особенно это касается пьес Шекспира. Делайте пометки и дополните их личным отзывом.

    Предупреждения

    • Не отвлекайтесь на тех, кто в данный момент не выступает.
    • Приготовьте отдельный лист или липкие листки для сносок, и (если хотите) проставляйте порядковые номера своих пометок на обоих листах – так вам будет ясно, какое высказывание к чему относится.


Loading...Loading...