"зимние забавы и развлечения". Конспект занятия "зимние забавы"

Педагог Мельник Галина Александровна

Тема: «Зима. Зимние забавы детей».

Цель: уточнить и расширить представление детей о зиме, природных явлениях и зимних забавах.

Обучающие:

*Прививать любовь к русской природе.

*Развивать умение получать информацию из различных источников.

Воспитательные:

*Воспитывать экологическое мышление.

*Воспитывать чувства сотрудничества.

*Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Развивающие:

*Расширение представлений об окружающем мире через сопоставление и сравнение.

*Развивать речь учащихся.

*Развивать самостоятельность.

Используемые технологии:

Игровые;

Здоровьесберегающие;

Информационно – коммуникационные.

Оборудование:

* Запись песни «Три белых коня» (Слова: Л.Дербенёва,

музыка: Е. Крылатова).

*Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Зимние забавы детей».

*Рабочая тетрадь «Здравствуй, мир» 3 часть. Автор Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е.

*Раздаточный материал для учащихся (снеговики), кусочки ваты; новогодние игрушки (шарики), мячи – прыгуны.

Ход урока:

I. Организационный момент. (1мин.)

II. Введение в тему (Звучит песня «Три белых коня».) (1мин.)

О каком времени года идёт речь в песне? (О зиме).

На экране часы «Времена года». (СЛАЙД 1)

Зима Весна

Осень Лето

Ребята, вы поняли, о чём пойдёт речь на уроке?

Тема нашего урока сегодня: «Зима. Зимние забавы детей». (СЛАЙД 2)

Сегодня мы будем говорить о погоде зимой и зимних забавах детей. И вы покажите свои знания.

IV. Работа по теме урока. (15мин.)

Какие месяцы упоминаются в этой песне? (Декабрь, январь, февраль).

1). Игра: «Двенадцать месяцев».

Расставьте месяцы по временам года.

Название месяцев перепутаны, их необходимо расставить по временам года.

Выходят 12 детей и держат перед собой карточку с названием месяца.

Дети работают в группах.

2). - Какой же первый зимний месяц вы знаете? (Декабрь.)

Какой второй зимний месяц? (Январь.)

Какой месяц заканчивает зиму? (Февраль.)

Ребята, поднимите руки, кто родился в эти зимние месяца?

Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно.

Какие признаки зимы вы знаете? (Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идёт снег, небо чаще покрыто облаками, дни становятся короче, а ночи длиннее).

3). Игра: «Слова на зимнюю тему».

Придумайте слова, в которых есть звук [с], используя «Зимнюю тему».

(Снег, снеговик, сугроб, Снегурочка, санки, снегирь, солнце, сосульки, снежинки). (СЛАЙД 3)

4). Беседа о зиме. (СЛАЙД 4).

Ребята, зима – это самое замечательное время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов.

Живописцы изображают картины русской природы, зимние пейзажи.

Нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, красавицей, рукодельницей. А мороз – всемогущим воеводой.

Ребята, о зиме написано много стихотворений. И сейчас давайте вспомним стихи великих русских поэтов, воспевающих прелесть зимы.

Дети читают стихотворения о зиме.

5). - Ребята, а какие осадки выпадают зимой? (Снег).

А почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Из – за холода).

Ребята, а что такое снег? (Ответы учащихся).

Рассказ «Снег – что это такое?» (З. Трофимова).

Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.

Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок (рассмотреть рисунки снежинок). (СЛАЙД 5). Они похожи на белые звёздочки. Если вы поймаете несколько снежинок на рукавичку, и разглядите их хорошенько, то увидите, они разные. Они будто кружевные, с тонкими лучиками, их ровно шесть, и лепестками, как у самых нежных цветов.

Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.

Если вы пробежите по снежной дорожке в ясный морозный день, то услышите, как скрепит под ногами снег. Как вы думаете почему?

Это ломаются у вас под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.

В снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 разных форм снежинок.

6). Физкультминутка

А сейчас давайте проведём физкультминутку. (Проводит ученик).

«Не боимся мы пороши –

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу».

8). Игра «Укрась елочку».

Ребята, к нам на урок пришёл гость - Снеговик.

Ой, что случилось?

Почему снеговик плачет?

Скоро Новый год, а елочка стоит без игрушек.

Давайте поможем снеговику, украсим нашу елочку, но для этого надо хорошо поработать. (Инвентарь: 2 коробки с игрушками)

Хорошо, молодцы, вы отлично потрудились. Какая елочка-красавица у вас получилась!

V. Работа с экраном. (СЛАЙД 6) «Зимние забавы». (3 мин.)

Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что такое забавы? (Игры, развлечения, времяпровождение).

Какие игры – забавы, связанные со снегом вы знаете? (Играть в снежки, строить снежные крепости, горки, копать пещеры).

А о каких видах спорта говорится в загадках?

Деревянные кони

По снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (Лыжи)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы. (Санки)

Льётся речка - мы лежим,

Лёд на речке - мы бежим. (Коньки)

Поднимите руки, кто катался на лыжах, санках, коньках?

Сейчас мы это проверим, проведём игру.

Слушай внимательно,

Отвечай «да» или «нет».

В снежки играли вы с друзьями?

Грибы по лесу собирали?

С горки на санках катались?

В деревне в речке купались?

По лесу на лыжах бродили?

А много цветов находили?

В саду своём грядки копали?

А с Дедом Морозом плясали?

Вы не устали ещё отвечать?

А через год зиму ждёте опять?»

VI. Работа по учебнику. (стр. 27). (7 мин.)

Откройте учебник на странице 27.

Рассмотрите картинки, расскажите, что вы на них видите? (Девочка и мальчик гуляют в зимнем лесу, лепят снеговика).

Задание: соедините листы календаря и картинки с соответствующей погодой.

Перевернем страницу (стр. 28, №2).

Почему снег называют «одеялом»?

Назовите животных, живущим в нашем лесу. (Волк, медведь, заяц, кабан, лиса).

Я вам загадаю загадки, а вы отгадками называйте зверей.

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (Зайчишка)

Летом мед ел и малину,

Чтобы сытым спать всю зиму.

Тише, дети! Не шуметь!

Пусть спокойно спит... (медведь)

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это - хитрая... (лисица)

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый... (волк)

Молодцы! Отгадали все загадки правильно.

Конкурс «Зайчата спасаются от лисы» (Инвентарь: мячи-прыгуны)

VIII. Итоги урока. (3мин.)

Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? (Говорили о зиме, о признаках, читали стихи, говорили о животных и птицах, отгадывали загадки, играли).

Какие зимние месяцы вы знаете?

Какие признаки зимы вам известны? (Стало холодно, деревья потеряли наряд, часто идёт снег).

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Ребята, вы все хорошо работали, принимали активное участие на уроке, всем вам спасибо.

IX. Домашнее задание. (1мин.)

Придумать рассказ о зимних забавах и нарисовать к нему рисунки.

СЛАЙД 4


«Зимние забавы».

Программное содержание .

1.Упражнять детей в диалогической речи, составлению рассказов-миниатюр из 3-4 предложений по представлениям детей.

2.Учить детей отгадывать загадки, подбирать сравнительные обороты к отгадке, выполнять творческое задание педагога.

3. Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.

4. Развивать у детей чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

5. Развивать творческое воображение детей.

6. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Развивающая среда: картины с изображением зимнего пейзажа, зимних забав: мальчик катается на лыжах, девочка катается на коньках, дети лепят снеговика, дети играют в снежки.

Ход занятия

Воспитатель: Предлагаю детям рассмотреть картину с зимним пейзажем, ответить на вопросы:

Воспитатель: - Какое время года на картине?

Воспитатель: - По какому признаку вы догадались, что это зима? (Дети - Снег).

Воспитатель: - Какой снег? (Дети - Белый, пушистый, блестящий, холодный, серебристый).

Воспитатель: - Назовите снег ласково. (Дети - Снежок).

Воспитатель: - Как мы назовем явление природы, когда снег падает? (Дети- Снегопад).

Воспитатель: - А если снега намело огромную кучу. Как мы ее назовем? (Дети - Сугроб).

Воспитатель: - А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Дети- Метель, вьюга).

Воспитатель: - Что происходит со снегом зимой? (Дети- Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает).

Воспитатель: - Какой праздник бывает зимой? (Дети -Новый год).

Воспитатель: - А вам нравится этот праздник? Чем? (Дети- Приходят сказочные герои, Дед Мороз и Снегурочка приносят подарки, надеваем красивые костюмы и т.д.)

Воспитатель: - За что вы еще любите зиму? (Дети начинают фантазировать, рассказывая о том, что можно делать зимой, несмотря на мороз и холод, и в результате оказывается, что зима – самое интересное и веселое из всех времен года.

Предлагаю детям рассмотреть картинки:

-«мальчик катается на лыжах»;

- «девочка катается на коньках»;

- «дети лепят снеговика»;

- «дети играют в снежки»

Примерные вопросы:

Кого видим на картине?

Что делает этот персонаж?

Когда можно кататься на коньках, на лыжах, лепить снеговика, играть в снежки?

В чем одеты дети? Почему нельзя очень тепло одеваться, когда катаешься на коньках, на лыжах?

Предлагаю детям составить короткие рассказы по каждой из картинок.

Образец рассказа

На картине изображен мальчик. Он катается на лыжах. Лучше всего

это делать зимой, когда мороз и пушистый снег. Мальчик одет в легкую куртку и вязаную шапку. Если бы он надел шубу, ему было бы очень жарко, а также неудобно двигаться.

Физкультминутка.

«Зимние забавы».

Лыжи надеваем мы Дети идут друг за другом,

И идем кататься. Подражая движениям лыжников.

Посмотри-ка, как на них

Можно быстро мчаться.

Санки с горки ледяной Разбиваются на пары. Один ребенок

Быстро мчатся сами. Встает впереди, другой сзади. Дети

Впереди большой сугроб - берутся за руки и бегут друг за другом.

Бах! – застряли сани. Останавливаются и приседают.

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки:

Старик-шутник на улице стоять не велит,

За нос домой тянет. (Дед Мороз)

Одеяло белое не руками сделано.-

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенку поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу. (Лыжи)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло –

Скользко, весело, светло. (Лед)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (Пальцы в варежке)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

Пускай, как ёж, колючая,

Но для ребят всех лучше я! (Ёлка новогодняя)

Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду,

Только не карандашами,

А блестящими … (Коньками)

Вышли дети погулять.

Стали дети снег катать.

Угольки, морковка, ком –

Стало всё … (Снеговиком)

Вместе с детьми анализирую их ответы: почему они считают так, а не иначе.

(Даю детям творческие задания при отгадывании загадок: с чем сравнивается варежка, лед, снег, лыжи и т.д.)

Пальчиковая игра “Лепим зайчика” (согласование речи с движениями)

Мы лепили снежный ком Имитация движений

Ушки сделали потом показ Показать ушки

И как раз вместо глаз Указательными пальцами касаться

Угольки нашлись у нас. уголки глаз

Зайчик вышел, как живой! Поджать руки к груди, кисти опущены

Он с хвостом и головой! Показать хвост, потом обе руки

положить на голову

За усы не тяни – Погрозить пальцем

Из соломинки они!

Длинные, блестящие Развести руки от носа в стороны

Точно настоящие! Покачать головой

Воспитатель. Послушайте слова: ссснег, ссснежинка, ссснежок, ссснеговик. Какой звук слышится в этих словах? Какие еще есть слова со звуком с? (Снегурочка, сосулька, санки, снегирь, синичка.) Звук с есть в слове лес. Лес, лес…ной, лес…ок, лес…ник, старичок-лес…овичок.

Итог занятия: Ребята, скажите, про что мы сегодня с вами говорили.

(Дети – про зиму, зимние забавы- кататься на лыжах, играть в снежки, кататься на коньках, лепить снеговика. Отгадывали загадки, составляли мини- рассказы.)


Арсланбекова Эльвира Аксановна

Снег

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Физминутка Зима

Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Зимушка-зима

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)

У маленьких детишек ёлочка большая.
Огоньками и шариками ёлочка сверкает.
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши.)

Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой, (Грозят пальчиком)
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи)

Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками, словно работают лыжными палками)
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, (Вращение туловищем вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, (Прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.

На дворе у нас мороз Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.

Физкультминутка Зима

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)

В зимнем лесу

Весь засыпан снегом лес (повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка (прыгаем)
Там синичек села стайка (машем руками,как крыльями)
Здесь лисичка за кустом (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом (встаём, поднимаем руки вверх)

Зимняя физкульминутка

Ты смотри, зима настала!
Снега выпало немало.
Ну, скорей беги за мной,
Поиграй в снежки и … стой!

Физкультминутка Зимнее окошко

Посмотри в окошко: (Имитация)
Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели, (Вращение руками)
Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна. (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она. (Круговые движения головой)

Физкультминутка Ну, а снег летит, летит

Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания - руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания - руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки -
Белки - ловкие малышки. (Прыжки.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)

Тематический материал для средней группы.
Лексическая тема: «Зимние развлечения».

Описание материала : предлагаю вам подборку методического и дидактического материала для планирования работы с детьми средней группы по теме «Зимние развлечения». Разработка будет интересна воспитателям ДОУ.

Дидактические игры:

«Подбери слово»
Цель: учить детей отвечать на вопросы.
Ход. Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Зима какая? (Холодная, снежная, морозная…)
-Снег зимой какой?(Холодный, липкий, рассыпчатый, белый…)
- Снежинки какие? (Маленькие, белые, снежинки – пушинки, холодинки…)
- Небо зимой какое? (Серое, хмурое…)
- Солнце зимой какое? (Совсем не греет, редко появляется…)
- Тучи какие? (Посмотрите в окно…)
- Сугробы какие? (Большие, белые, снежные, как горы…)
- Ветер какой? (Холодный, ледяной…)

«Что бывает зимой?»
Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?»
Цель: закрепить понятие о зимних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только зимние явления и сам или с помощью взрослого называет их.
Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

«Выпал беленький снежок»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.
Оборудование: настоящий снег и сосульки.
Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:
Выпал беленький снежок –
Собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем

«Что лишнее?»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».
Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько новых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» и т. д.

«Назови ласково» (с существительными данной темы):
снег – снежок
лед - ледок
сосулька – сосулечка
санки – саночки
горка – горочка
лопата – лопатка

"Сделай снеговика"
Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
Оборудование: три белых кружка разной величины.
Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

Пальчиковые игры:
«Мы во двор пришли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять («идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И снежками мы кидались (имитируем движения по тексту)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«Зимой»
Снег пушистый лег на ветки (изображаем руками деревья:сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем,изображая ветви дерева)
И гулять бегут все детки (указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки)
Лепят бабу под окном, (делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)
Дружно катят снежный ком (соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)
Лыжи, (скользить по столу ладонями вперед-назад)
Санки (ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)
И коньки (ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)
Мчатся наперегонки.

Физкультминутки:
« Мы в снежки играм смело»
Мы в снежки играем смело, (имитировать «лепку» снежков руками)
Ах, какое это дело (изобразить «удивление», подняв плечики вверх)
Хлоп, хлоп – не зевай, (хлопки ладошами)
А скорей в меня бросай! (имитировать бросок снежка)

«Снежная баба»
Сегодня из снежного мокрого кома (идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот. («Рисуют» руками три круга, начиная с маленького)
Никто не проедет, никто не пройдёт (грозят указательным пальцем сначала правой рукой, потом – левой)
Знакома она уже всей детворе, (идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребёнок, сидящий в центре круга)
А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

«Снеговик»
Давай дружок, смелей, дружок, (идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком, («рисуют» обеими руками большой круг)
И станет ком снеговиком («рисуют» снеговика из трёх комков)
Его улыбка так светла! (широко улыбаются)
Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, держа воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка – (медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика (разводят руками, пожимают плечами)

«Строитель»
Копаю, копаю лопаткой снежок, (Имитируем движения)
Построю из снега домок-теремок. (Над головой из ладошек делаем крышу)
И окна, и двери я вырублю в нем, (Ребром ладоней "вырубаем")
Почищу дорожки, посыплю песком. (Имитируем движения)
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! (Одной рукой изображаем зайчика)
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!» (Пожимаем свои руки)


«Снежинки»
В вихре морозном снежинки несутся,
Роем блестящим кружатся и вьются (кружатся на месте, руки на поясе)
Белыми пчёлами вдруг обернутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Мёрзлой земли на минутку коснутся (приседают)
Снова закружатся в пляске морозной, (встают и кружатся на носочках)
В небо взлетят, как хрустальные звёзды (снова бегут по кругу)

«На горке»
Бух! Бух! Бух! Бух! (приседают на каждое восклицание)
Белый снег как белый пух (выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой)
С горки катимся гурьбой (бегут «паровозиком» по кругу)
Я на санках – за тобой.
Развалились на снегу (падают на ковёр, раскинув руки и ноги)
Ой, я больше не могу! (по команде расслабляются)

«Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам, (дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, (Садятся на стульчики, поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх)
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём.

Имитационное упражнение (раскрепощение, эмоциональная разрядка)

«Снежинки»
Ой, летят – летят снежинки, (поочерёдно поднимают и опускают руки)
Белоснежные пушинки.
Это зимушка – зима (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)
Рукавами повела,
Все снежинки закружила (кружатся, руки в сторону)
И на землю опустила. (приседают,выполняя движение, всё время следить за правильной осанкой)
Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки

Мимические упражнения

«Зима»
Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы:
мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Передать гневную интонацию деда Мороза:
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
- Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы:
Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды,
усыпала блестками и серебром землю.
А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и так далее.

Динамическая пауза.
«Прогулка зимой»
На дворе мороз и ветер, (Ходят по кругу, взявшись за руки.)
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают, (Потирают руки.)
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки, (Хлопают в ладоши.)
Мы похлопаем в ладошки.
Вот так хлопать мы умеем.
Вот так ручки мы согреем.

Игровой массаж.
«В январе»
В январе, в январе, (проводят большими пальцами рук по шее)
Много снегу во дворе.
Снег на крыше, на крылечке, (кулачками энергично проводят по крыльям носа)
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки, (растирают рёбрами ладоней лоб)
В небо дым идёт столбом. (раздвигают указательный и средний пальцы, кладут их перед и за ушами и массируют эти точки)

Художественная литература для чтения и заучивания с детьми:

«Серпантин» В. Шипунова
Вьётся серпантин, летает,
Вьётся-развивается.
С люстры серпантин свисает,
Над столом качается.
То как змейка шейку выгнул,
То на ёлочку запрыгнул.
Серпантин везде-везде:
У Мороза в бороде
Он колечками свернулся,
На мешок подарков сел,
Яркой лентой обернулся
У Снегурочки в косе.

«На лыжах» А. Введенский
Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу,
Ты бежишь за мной.
Хорошо в лесу зимой:
Небо ярко-синее.
Ели, сосны в инее.
Снег сверкает под ногами.
Эй, ребята, кто за нами?

«На коньках» С.Чёрный
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке...
Раз-два! Вот и поскользнулся...
Раз и два! Чуть не кувыркнулся...
Раз-два! Крепче на носках!
Захрустел, закрякал лед,
Ветер дует справа.
Елки-волки! Полный ход -
Из пруда в канаву...
Раз-два! По скользкой дорожке...
Раз и два! Веселые ножки...
Раз-два! Вперед и вперед...

«Снежный кролик» О.Высотская
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и головой!
За усы –
Не тяни –
Из соломины они:
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!

Вечер загадок.

Детские загадки с ответами про одно из самых любимых времен года о зиме, загадки про снег, иней, сосульки, мороз, загадки о снеговике, ёлке и другом.

Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег)

Белое покрывало
На земле лежало.
Лето пришло,
Оно всё сошло. (Снег)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка. (Снежинка)

В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (Иней)

Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт -
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)

Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)

Ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. (Мороз)

Без рук, а рисует,
Без зубов, а кусает. (Мороз)

Без рук, без топорища
Выстроен мостище. (Лёд)

В новой стене, в круглом окне
Днём стекло разбито,
А за ночь снова вставлено. (Прорубь)

Текло, текло
И легло под стекло. (Река подо льдом)

Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.(Лыжи)

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы. (Санки)

Льётся речка - мы лежим,
Лёд на речке - мы бежим. (Коньки)

Нелегко иногда забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Снежная горка)

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (Ёлка)

Зимой в часы веселья
Вишу на яркой ели я,
Стреляю, точно пушка.
Зовут меня... (Хлопушка)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)


Составила учитель-логопед Колмыченко Ю.Ю.

Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепление представление о зиме и её приметах
- активизация и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы»
- развитие языкового чутья путём образования родственных слов
- образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов);
- развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А;
- закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов;

Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие зрительного и слухового внимания и памяти, мышления
- развивать координацию речи и движения
- развивать речевое дыхание
- развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности
- развитие диалогической речи
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

С интеграцией областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Чтение художественной литературы»
Оборудование: снежки для метания, снежинки с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой, изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания, заготовки для аппликации.
Ход:
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите на картинку - загадку, как вы думаете, какого предмета не хватает?
Санки, снеговик, снежинка
Снеговик, снежинка, санки
Снежинка, санки?

2. Введение в тему:
- Правильно, не хватает снеговика. А давайте, поиграем со словом «снеговик», я начну предложения, а вы закончите его словом «снеговик»
Мы решили слепить…. (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему …. (снеговику).
Мы показали соседям нашего …. (снеговика).
Мы играли с нашим …. (снеговиком).
Мы всем рассказали о нашем …. (снеговике).
- Ребята, а когда мы с вами можем слепить снеговика, в какое время года?

3. Дыхательная гимнастика.
- Правильно, зимой. Посмотрите, сколько красивых снежинок у нас. Мы с вами превратимся в ветерок:
Как подует ветерок, так закружится снежок.
- А, вы умеете правильно дуть? Расскажите, как правильно надо это делать.
(Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.)
- Ой, после снежинок ручки у нас замёрзли, давайте их согреем, подуем на них тёплым воздухом.

4. Основная часть.
- Мы все очень любим зиму, она приносит много игр и развлечений. Я загадаю загадки о зимних развлечениях:
Дождались зимы друзья:
По реке бегут, скользя.
Лёд срезают, как ножу,
Выполняя виражи. (Коньки)

Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе…
Кто помог мне в этом… (Лыжи.)

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы. (Санки)

В зимний день по снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад
Мой веселый. (Снегокат)

Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки)

Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Молодцы, все загадки отгадали, а теперь мы с вами составим предложения о развлечениях зимой и летом.
Зимой дети катаются на коньках, а летом купаются в речке.

5. Физминутка.
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
(дети изображают ходьбу на лыжах)
А потом – на коньках,
(изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах!
(падают)
А потом снежки лепили,
(стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)
А потом снежки катили,
(катят воображаемый комок)
А потом без сил упали
(падают)
И домой мы побежали.

(бегут по кругу)
(Нищева Н. В.)

6. Игра «Снежки»
- Посмотрите на доску. На ней большие снежинки. Каждый из вас будет бросать «снежки» в мишень. Если попадёте, я переверну снежинку и на ней будет картинка. Вы по первым звукам (в названиях картинок) отгадать слова.
Зяблик, иголка, малина, арбуз – ЗИМА.
Самокат, акула, ножницы, кит, игрушки – САНКИ.

7. «Собери слово».
- Посмотрите, сколько снежинок у нас есть, разложите свои снежинки, какие слова у вас получились?
(горка, санки, зима, каток, лыжи, узор).
Назовите гласные звуки в словах?

8. «Большой и маленький».
- Посмотрите, два снеговика, один большой, а другой маленький, я буду говорить про большого снеговика, что у него есть, а вы – про маленького:
У большого снеговика красный нос. – У маленького снеговика красненький носик.
Чёрные глаза
Лохматая метла
Зелёное ведро
Длинный шарф.
У нас еще есть зимние слова, давайте их тоже назовем ласково.
(словарь по теме)

9. «Доскажи словечко»
- Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег», доскажите словечко:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)

С неба все скользят пушинки -
Серебристые. (Снежинки.)

На посёлки, на лужок
Все снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят -
Все сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)

Посмотрите сколько родственных слов есть у слова СНЕГ

10. Зрительная гимнастика.
«Неделька» «Четверг»
По четвергам мы смотрим в даль
На это времени не жаль.
Что в дали и что в близи
Глазки рассмотреть должны.

11. Аппликация «Снеговик»
Молодцы ребята! Мы с вами поиграли, зарядку для глаз выполнили. А сейчас разделитесь по парам. Подходите к столам. Для вас приготовлены геометрические фигуры. Попробуйте из них выложить снеговиков.
(Дети выкладывают снеговиков, а потом приклеивают их на листы бумаги.)

Итог.
Логопед: Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо занимались.



Loading...Loading...