Зачем нужны человеку горы. Научно-исследовательский проект «Образование горы Карадаг, горного массива Крыма

Для детей

«Хоста» г. Сочи

Проект:

МОУ ДОД ЦДОдД «Хоста» г. Сочи

Руководитель проекта: Колодяжная Нателла Львовна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОдД «Хоста» г. Сочи

Сочи

Введение

Горы, выстроившись в ряд,

Как богатыри стоят.

Они грозные, седые,

На них шапки снеговые.

Горы гордо – молчаливы,

Но влекущи и красивы.

Тайну вечности хранят,

Горы, выстроившись в ряд.

Горный воздух свежий, чистый,

Склоны гор круты, скалисты.

На горы, как и на море можно смотреть без конца! Понизу – светлые, лиственные леса, выше – леса тёмные, хвойные. Ещё выше – луга горные, над лугами скалы. А выше лесов и лугов, выше скал и облаков, прямо в небе висят вершины гор, укутанные сияющими снегами.

Всё в горах необычно. Если стоять на вершине горы то облака и птицы пролетают не над головой, а глубоко под ногами. Когда в низу идёт дождь – вверху ясное солнце. У подножия гор – лето жаркое и зелёное, а на вершинах – белая, ледяная зима. И от зимы до лета рукой подать!

В горах можно под радугу пройти, как под арку. Можно подняться так высоко, что до звёзд покажется ближе, чем до огоньков в долине.

Всё это я узнала на уроках. Я решила узнать, как появились горы, какие они бывают.

Объект исследования: горные образования

Цель: Смоделировать ситуации, при которых образуются горы

1. Изучить типы гор

2. Создать модели возникновения гор

3. Флора и фауна гор

Основная часть

Типы гор

ГОРЫ - возвышенные участки земной поверхности, круто поднимающиеся над окружающей территорией

Прежде чем рассказать, как устроены горы, нужно узнать, как устроена Земля. Земля состоит из тёх слоёв. Наружный слой земли – земная кора. Под ней расположена мантия – это расплавленные горные породы. А ещё глубже находиться ядро – раскалённые металлы.

Верхняя твердая оболочка Земли называется земной корой. Она похожа на растрескавшуюся скорлупу яйца и состоит из гигантских кусков, которые учёные называют литосферными плитами. В течение многих миллионов лет плиты сталкивались между собой, изгибались, растрескивались, образуя горы, равнины и низменности.

Учёные различают три типа гор: складчатые, глыбовые и вулканы. Больше всего на Земле складчатых гор- Альпы, Кавказ, Урал, Скалистые горы и многие другие. К этому типу относятся самые высокие горы в мири - Гималаи.

Вулканические горы

В глубине Земли такая высокая температура, что горные породы плавятся, и образуется магма. Она поднимается вверх по трещине в земной коре и выходит наружу. Когда магма вытекает наружу спокойно, извержение вулкана происходит без взрыва. Если же магма, горячие газы, обломки горных пород и туча пепла с чудовищной силой вырываются из-под земли, происходит взрывное извержение вулкана. Когда вулкан остывает – перестаёт извергаться, лава застывает, и образуются крытые склоны. При каждом извержении новый слой – так и растут вулканические горы.

Вулканы бываю спящие, действующие, уснувшие.

Складчатые горы появляются тогда, когда сталкиваются две плиты земной коры. Одна из них сминает край другой в складки.

Глыбовые горы образуются тогда, когда две плиты выталкивают наверх оказавшийся между ними пласт горной породы.

Горы бывают молодые, которые растут и сейчас, и бывают старые, которые разрушаются. Ветер, дождь и движущийся лед разрушают горные породы, и верхушка горы заостряется. Со временем непогода может изменить облик гор до неузнаваемости – они приобретут самые причудливые формы.

Горы есть не только на суше, но и на дне океанов и морей. В основном это вулканические горы. Начнёт извергаться, где нибудь вулкан в океане, смотришь, через некоторое время может образоваться вулканический остров.

Моделирование ситуаций возникновения гор

Как я выяснила, существуют 3 типа гор. Для того чтобы смоделировать возникновение горы от вулканической деятельности я проведу опыт:

Чтобы сделать вулкан нам понадобится:

1. бутылка

2. строительная пена

6. краситель

7. средство для мытья посуды.

1. Поставить бутылку на тарелку и покрыть её строительной пеной, образуя конус

2. После того как высохла пена её нужно покрасить краской.

3. Затем приготовить вещества необходимые для реакции. Нам понадобилось немного соды, уксус, краска (можно гуашь), посудомоющие средство.

4. Положить в бутылку соду, каску и жидкость для мытья посуды –всё это хорошенько перемешать.

5. В смесь влить уксус. Почти тотчас начнётся реакция, и по склонам «извергающегося» вулкана потечёт красная пена, содержащая углекислый газ.

Таким образом, можно смоделировать и показать процесс возникновения горы благодаря вулканической деятельности. Получается, что слой за слоем лава откладывается и образуется гора (Фотография 1).

https://pandia.ru/text/78/256/images/image003_48.gif" width="642" height="493">.gif" width="642" height="499">Полезные ископаемые" href="/text/category/poleznie_iskopaemie/" rel="bookmark">полезными ископаемыми , здесь встречаются месторождения нефти, газа, известняка. Кавказские горы сложены древнейшими горными породами: мрамором, известняком, песчаником, гранитом. Здесь есть почти все известные нам ископаемые: каменный уголь, нефть, газ, поваренная соль, известняки, глина, слюда, железная руда, цветные металлы, драгоценные камни .

Кавказские горы защищают наш город от сильных ветров, поэтому наш город такой теплый и красивый.

Горы делятся, как - бы на пять поясов. (Рисунок 1) Представим высокую гору и разделим её на несколько поясов. В каждом поясе свой климат, а значит и свой растительный мир. Самый нижний пояс обычно образован растительными лесами. Это дуб, граб, бук и другие деревья. Здесь очень тепло, много влаги, долгое солнечное лето, зима мягкая и короткая.

Во втором поясе климат становится суровее, холоднее, ветренее. Но к нему хорошо приспособились хвойные породы деревьев. Ели, пихты, сосны, лиственницы.

В третьем поясе деревья почти не растут, здесь царство альпийских лугов, они покрыты зелёными высокими травами, летом – яркими цветами.

В четвёртом поясе травы не столь пышные и густые. Здесь уже холодно, сыро и ветрено.

Ну а в пятом поясе – мир вечных снегов и льдов, словно меховыми шапками укрылись от холода горные вершины.

Не смотря на то, что в горах суровый климат там живут горные бараны - Архары и могучие благородные олени – маралы, снежные барсы. У многих животных обитающих в горах – густая и длинная шерсть, которая спасает их от холода.


Рисунок 1. Пять поясов горы.

В горах селятся не только животные, птицы и насекомые, но и любят селится люди. Этих людей называют – горцами.

Вывод

Я узнала, что на земле есть три типа гор вулканические, глыбовые, складчатые. На горообразование влияют внутренние процессы Земли, такие как: извержение магмы, столкновение тектонических плит, выталкивание породы.

Горы богаты полезными ископаемыми. Горы бывают молодые и старые, горы, в горах разнообразный климат и богатый животный и растительный мир.

Список используемой литературы

1. Азбука природы.-М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест», 1997г.

2. Горы. детская энциклопедия.- Москва: «Махаон»2009г. Пьер Лефевр.

3. Книга эрудита.- Москва: «Махаон» 1999г.

4. Мой глобус география для малышей:- Санкт – Петербург: Белг.

5. Энциклопедия для любознательных: «Что, где, когда?». –Москва: «Мохаон» 2008г.

Проект «Богатства, отданные людям»

Главная идея проекта «Богатства, отданные людям» – рассказать о человеке духовно богатом, чья судьба вызывает уважение и восхищение. Этот человек жил ранее или живёт сейчас; ему хорошо знакомы законы добра, ему присуще настоящее, человеческое величие. Он щедро отдаёт свои богатства людям, что можно заметить по его делам, помыслам, поступкам.

Этот рассказ о Константине Эдуардовиче Циолковском, первом в мире теоретике космонавтики и обычном школьном учителе. Он много знал, многого достиг, и все что имел, отдавал людям. Именно благодаря большому вкладу Циолковского полет Юрия Гагарина в космос стал реальностью.

Жизнь Циолковского была трудной. В десятилетнем возрасте он узнал о страшной болезни скарлатине и мир для него стал почти не слышим, он почти полностью лишился слуха. Но эта беда не сломила его. Он всю жизнь трудился для людей, стал учёным с мировым именем.

В то же время Циолковский был простым школьным учителем. Он учил детей математике, физике, химии. Как мог преподавать человек, который постоянно пользовался собственным изобретением – слуховой трубой? Для истинного учителя нет преград. Циолковский много знал, а знания – это большое богатство. И он отдавал это богатство людям. Просто по-другому не мог. Ему важно было быть нужным.

Чтобы дети, его ученики, учились лучше, Константин Эдуардович прибегал к различным хитростям. Очень любил простые, наглядные опыты, показывал целые физические «спектакли». За добросовестный учительский труд Константин Эдуардович был награжден орденами святого Станислава и святой Анны.

Десятки учеников Циолковского стали учителями. Его собственные дети тоже овладели знаниями и дарили их детям. Его отец также был учителем. Сложилась целая семейная учительская династия.

Как успевал всё сделать вовремя этот великий человек, ведь он работал не только учителем, но и на мировую науку? Именно наука - ключевое дело всей его жизни. Есть такие люди, величие души которых поражает. Любовь к людям – это особенный вид любви. Изменить мир, сделать его лучше могут люди, обладающие красотой и удивительной силой души, даже если они соприкасаются с непреодолимыми препятствиями, барьерами. «Любовь к людям – это и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего», - писал А.М.Горький.

Жизнь Циолковского – пример благородного служения человека людям.

Цель проекта: Узнать, что даёт людям природа.
Форма работы (индивидуально, в парах, группах, всем классом): в парах

Этапы работы:
1) Узнать, что даёт людям океан (море. река, озеро)
2) Что даёт людям лес.
3) Что дают людям горы.
4) Вывод

Мои обязанности по проекту: Я должен выяснить, что даёт людям лес, найти подходящие картинки и интересный материал.
Сроки работы: [i]неделя

Способы оформления результатов (рассказ-портрет, рассказ-биография, альбом, книга, стенд и др.): Рассказ-биография

План моего выступления на презентации.

1) Прочитать свою часть доклада
2) Показать фотографии
3) Сделать вывод и поблагодарить присутствующих людей.

Материалы к проекту (напиши, наклей, нарисуй то, что считаешь нужным).

Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).
Работа была трудной, но мы её сделали на отлично! Без помощи я бы не смог, но мама и папа мне помогли. Наш доклад вышел очень интересный и увлекательный!

Благодарности за помощь и сотрудничество.
Спасибо большое родителя и другу за помощь.

Природа своего рода абсолют для человека, без нее жизнь человека попросту невозможна, эта истина не для всех является очевидной, судя по тому, как люди заботятся о природе. Человек получает все необходимое для жизнедеятельности из окружающей среды, природа обеспечивает условия для процветания всех форм жизни на земле. Роль природы в жизни человека основополагающая. Стоит упомянуть безапелляционные факты и посмотреть на конкретных примерах, что дает человеку природа. В природе все взаимосвязано, исчезнет один элемент, даст сбой вся цепочка.

Что дает человеку природа

Воздух, земля, вода, огонь – четыре стихии, вечные проявления природы. Не стоит объяснять, что без воздуха жизнь человека попросту невозможна. Почему же люди выруливая леса не беспокоятся о новых насаждениях, чтобы деревья дальше работали во благо очищения воздуха. Земля дает человеку столько благ, что сложно пересчитать: это полезные ископаемые, возможность выращивать с помощью сельского хозяйства разнообразные культуры, жить на земле. Еду мы получаем из лона природы, будь то растительная пища (овощи, фрукты, злаки) или пища животного происхождения (мясо, молочные продукты). Материальные блага имеют источником сырья блага природы. Одежда шьется из тканей основой, которых выступают природные материалы. Мебель в домах производиться из дерева, бумага изготовляется из дерева. Косметические средства, бытовая химия имеют в основе растительные компоненты. Вода воплощается в океанах, морях, реках, озерах, подземных водах, ледниках. Питьевая вода удовлетворяет потребности людей по всему миру, люди состоят из воды, от чего прожить без воды человек не может и дня. Без воды невозможно представить жизнь в бытовых реалиях: при помощи воды люди моются, стирают, моют все что угодно, вода незаменима на производстве. Природа дает человеку тепло в виде огня, дерево, уголь, нефть и газ тоже источники энергии.

Природа заряжает человека энергией, вдохновляет на новые свершения, наполняет силой. Чего стоят закаты и рассветы, моменты наполнены огромным смыслом, конца дня и начало нового, когда все становится возможным, несмотря на день прошедший. Солнце источник радости, счастья, вспомните в солнечную погоду, как-то особенно прекрасно все вокруг. Солнце дает жить и развиваться всему живому на земле. Есть люди, которые отказались от привычной пищи и питаются солнечной энергией.

Природа способна восстанавливать человеческие силы после изматывающей работы умственной или физической, неспроста многие люди едут отдыхать в горы, в лес, к океану, к морю, реке или озеру. Гармония природы вносит баланс и в бешеный ритм человеческого существования.

Пребывание на природе в одном из выше перечисленных ареалов благоприятно влияет на здоровье человека, проходят головные боли, улучшается общее состояние, самочувствие человека. Неспроста многие люди стремятся проводить время на природе. В эти формы досуга входят: кемпинг, пикник, просто поездка за город на пару часов. В местах удаленных от городской суеты, можно обновиться, разобраться в мыслях, чувствах, эмоциях, заглянуть внутрь себя. Множество уникальных трав, цветов деревьев окружают человека, даря благоухание и пользу, находите время насладиться, полюбоваться ими.

Люди неразрывно связаны с природой, она на протяжении всего существования человека заботиться о нем, почему же человек только берет и ничего не дает взамен. Люди загрязняют экологию ежедневно, бездумно обращаются с дарами природы. Возможно, стоит остановиться, подумать, раз природа столько дает человеку, разве не стоит ответить ей взаимностью и заботиться о ней так же трепетно, как она заботиться о нас.

Горы. Почему они нужны нам?

Поднимитесь в горы - им есть, что поведать. Их мир вас согреет, как солнце листву. У ветров возьмите их свежесть, у бурь возьмите их силу. И ваши заботы умчатся, как листья с осенних дерев. ДЖОН МЮИР, АМЕРИКАНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И НАТУРАЛИСТ

БОЛЕЕ века тому назад Джон Мюир говорил о том, как волнуют нас горы. Их величие поражает, первозданная природа приводит в восторг, а тишина дарит мир и спокойствие. Каждый год миллионы людей отправляются в горы, чтобы полюбоваться их красотами и отдохнуть душой. «Горы с незапамятных времен будили фантазию и воображение людей во всем мире»,- сказал Клаус Топфер, исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Но не все гладко в жизни гор. Тысячелетиями их недосягаемость служила им защитой от человеческой алчности. Сегодня же горам грозит опасность. «В некоторых обширных горных районах живая природа быстро гибнет под напором сельскохозяйственной деятельности, развития инфраструктуры и других факторов»,- отмечалось в недавнем сообщении ООН.

Горы занимают огромную часть поверхности земли. От их ресурсов зависит жизнь более половины населения земного шара. В горных районах живут миллионы людей. Горы для нас - гораздо больше, чем просто величественный, безмятежный пейзаж. Они играют огромную роль в жизни людей. Какую?

Почему от них зависит жизнь

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. Горы дают начало крупнейшим рекам и питают большинство водоемов планеты. Полноводные реки Северной Америки - Колорадо и Рио-Гранде - в большой степени зависят от Скалистых гор. Около половины населения земли сосредоточено в Южной и Восточной Азии. Жизнь большинства этих людей зависит от снегов и дождей, которые выпадают в обширных горных массивах: Гималаях, Тибетском нагорье, на Памире и Каракоруме.

«Горы - это водонапорные башни нашей планеты,- сказал Топфер.- И мы должны сохранить их во имя благополучия всего человечества. Все, что происходит на высочайших вершинах, напрямую затрагивает равнины, пресноводные водоемы и даже моря». Во многих районах горы удерживают выпавший зимой снег, а весной и летом медленно расходуют живительную влагу. В засушливых районах орошение земель производится за счет талых вод, текущих с гор, которые находятся за сотни километров. Поросшие лесами косогоры как губка впитывают дождевую воду, которая спокойно, без разрушительных наводнений, стекается в реки.

БОГАТСТВО ФЛОРЫ И ФАУНЫ. Удаленность и недоступность гор, а также их непригодность для земледелия в некоторой степени защитили их от вторжения человека. Поэтому в горах сохранились многие виды флоры и фауны, давно исчезнувшие на низменностях. Взять, например, Национальный парк Кинабалу в Малайзии. В этой гористой местности, по территории меньше города Нью-Йорка, сосредоточено 4 500 видов растений - это равно четверти всех известных видов растений, произрастающих на территории США. Горы - обиталище большой панды в Китае, кондоров в Андах и снежного барса в Центральной Азии. Их существование, а также жизнь огромного множества других исчезающих видов, зависит от гор.

Как сообщает журнал «Нэшнл джиогрэфик», по подсчетам экологов, «более трети всех наземных растений и позвоночных животных сосредоточены на 2 процентах земной поверхности». Районы с богатой, нетронутой природой иногда называют оазисами жизни. В таких районах, преимущественно гористых, в естественной среде сохранилась богатая флора и фауна, которым все мы многим обязаны. Важнейшие сельскохозяйственные культуры произошли от дикорастущих растений, и по сей день растущих в горах. Например, в Мексиканском нагорье все еще встречаются «прародители» кукурузы, в Перуанских Андах - картофеля и помидоров, на Кавказе - пшеницы. И этот список еще далеко не полный.

ОТДЫХ ДЛЯ ДУШИ. В горах еще сохранились уголки девственной природы. Горы - это живописнейшие ландшафты, дивные водопады и озера. Неудивительно, что третья часть всех заповедников земли - в горах. Это излюбленные места туристов.

Даже в самые отдаленные национальные парки съезжаются миллионы людей со всего мира. Многие едут на другой конец света, чтобы побывать в Национальном парке Денали на Аляске и увидеть гору Мак-Кинли, высочайшую вершину Северной Америки. Туристы едут и в Восточно-Африканскую зону разломов, чтобы полюбоваться на величественные горы Килиманджаро и Меру, а также понаблюдать за огромными стадами диких животных, обитающих меж этих двух величавых вершин. Многие жители горных районов живут за счет потока туристов, однако бесконтрольный туризм может легко нарушить хрупкое экологическое равновесие заповедных мест.

Вековая мудрость горцев

Тысячелетиями жители гор учились тому, как жить и благоденствовать в трудных условиях. Они соорудили террасы, которые вот уже два тысячелетия играют важную роль в земледелии. Они одомашнили привыкших к высокогорью животных - лам и яков. Вековая мудрость горцев неоценима в деле охраны гор, от которых зависит жизнь каждого из нас.

«На всех континентах горные народы - единственные стражи обширных, труднодоступных мест с нетронутой природой,- сказал Алан Тейн Дернинг из института «Уорлдуотч».- Накопленная горцами мудрость... не уступает фондам современных научных библиотек». Эта сокровищница знаний нуждается в защите не меньше, чем природные богатства гор.

ЮНЕП объявила 2002 год Международным годом гор. Чтобы подчеркнуть значение гор в нашей жизни, был провозглашен лозунг: «Все мы жители гор». Цель этой инициативы - донести до людей всего мира мысль о том, что горы нуждаются в защите.

Такое беспокойство обосновано. «Горы нередко считают бездонной кладовой природных богатств, и мало внимания обращается на плачевное положение жителей горных районов и на поддержание экосистем гор». Эти слова прозвучали в ключевом докладе на Глобальном горном саммите, который проводился в 2002 году в Бишкеке (Кыргызстан).

Что же происходит с горами и их жителями? И как это затрагивает каждого из нас?

Наверное, каждому знакома пословица: "Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт". Так зачем же мы - двое, вроде неглупых, людей - ходим в горы? Да еще ездим так далеко, в Норвегию... Не лучше ли было бы купить автомобиль или дачу, загорать на полянке в ближайшей Ленобласти или проехать на эксурсионном автобусе по святым местам? Что это вообще за прихоть такая - в горы ходить?..


Я всегда лучше понимаю себя, когда вижу со стороны. Неважно как. Это могут быть случайные образы в произведениях искусства, напоминающие моё поведение, или жизненные примеры других людей (святых и просто "замечательных"). Но особенно мне помогают видеозаписи, которые снимает муж в наших походах. Это всегда очень красивые ролики, в которых собраны лучшие моменты наших путешествий. То, что тронуло обоих. То, что отражает нашу любовь к природе и её Творцу. А сегодня Саша закончил работу над первым клипом по следам недавнего отпуска. Я посмотрела и, кажется, поняла...

Я поняла, что горы - это сила, которая влечёт нас независимо от уровня жизни и места обитания. Наша с мужем личная ценность, которую мы год за годом постигаем глубже. И что мы просто не можем жить, зная, что на свете есть горы, и не ходить в них. Это было бы то же, что любить человека, но не позволять себе чувствовать его. Не видеть, не слушать, не прикасаться, не дышать тем, чем он дышит... Кто-то, может, и умеет любить так, отстранённо, а я - точно нет...

Я увидела в этом клипе (благодаря тому, что Саша снимал Норвегию с помощью более совершенной оптики), что горы дают ощущение нового объема пространства. В нём иные формы и другие масштабы. Оно не похоже на плоский, выверенный, такой рукотворный мир мегаполисов. Потому что совершенно живое, естественное и свободное. И эту живость, естественность и свободу в горах невозможно не впитывать. А в Петербурге их очень не хватает...

Просматривая видео, я как-то особенно осознала свою хрупкость и зависимость от мощных сил Земли. Скалы и массивные камни являются для меня воплощением мужской энергии. Олицетворением непобедимой силы, защиты и твёрдости убеждений. Рядом с ними я начинаю чувствовать себя слабой, ограниченной, но одновременно очень защищённой и потому умиротворённой и спокойной. И мне бывает интересно наблюдать за своим мужем в горах. Его мужская энергия - наполняет. Он становится смелее, увереннее и целенаправленнее. И это вносит в наши отношения больше гармонии.

В Норвегии горы обладают особой притягательной сказочностью. Неслучайно именно здесь сложилось множество легенд про таинственных троллей и обворожительных горных красавиц - хюльдр, которые заманивают человека в свой мир. А для современных норвежцев это не просто легенды, а своего рода философия. Каждому норвежскому школьнику учителя всерьез рассказывают, что делать при встрече с живым троллем. И когда я читаю норвежские сказки, моё сердце учащенно бьётся. Мне начинает казаться, что я тоже из этого волшебного мира. Что и меня заманили в сказку... Но мне это нравится. Потому что через сказку мне легче найти (представить во всей полноте фантазии) себя, своего истинного персонажа. А не постигнув собственной сути, не открыв своего предназначения, нельзя приблизиться к Богу. Поэтому для нашей семьи норвежские горы - это еще и часть духовного пути.

Сейчас, с появлением мощного транспорта и удобных дорог, человек может подняться в горы на машине или экскурсионном автобусе. Вовсе необязательно карабкаться по опасным лестницам и тратить много сил на преодоление крутых дорог, чтобы увидеть красоту и подышать горным воздухом. Но всё же, всё же... Что-то есть в этом физическом труде мистическое. То, что заставляет приобщаться к горам не только духовно и душевно, но и телесно. Одно дело, когда едешь к любимому на такси. И совсем другое, когда ради него стаптываешь ноги, преодолеваешь километровые расстояния, борешься со своими страхами, слабостями и недоверием... Чем больше трудишься, тем больше любишь. А чем сильнее любишь, тем счастливее себя чувствуешь. И вовсе не будет преувеличением сказать, что в горы мы ходим, чтобы научиться любить. За счастьем...



Loading...Loading...