Выживание в открытом море. Как выжить в океане во время экстренной ситуации? Уход за судном

17 января 1960 года ураганным ветром была сорвана со швартовки советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306 под номером T-36, стоявшая на разгрузке на Курильских островах. На ее борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской армии: младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский. Эти люди 49 суток провели в открытом море без воды и еды. Последняя полученная радиограмма с баржи была следующей: «Терпим бедствие, к берегу подойти не можем». Мы решили вспомнить и другие удивительные истории о выживании в океане.

Баржа Т-36

Около 22:00 17 января 1960 года баржу, уже успевшую получить пробоину, вынесло в открытый океан. Судно не было предназначено для плавания в открытом море, его использовали для перевозки грузов, ему даже не было присвоено название. Волны достигали высоты пятиэтажного дома, одна из них вывела из строя радиостанцию. В районе бедствия не было предпринято интенсивных поисков, солдат посчитали пропавшими без вести. Кроме того, поисковые работы были остановлены из-за проводившихся в те дни ракетных стрельб: спасательным и другим судам было запрещено выходить в море. Тем временем баржа была подхвачена теплым течением Куросио, скорость которого достигает 78 миль в сутки. Японские рыбаки не без основания прозвали его «течением смерти». Запасов продовольствия на барже практически не было, и вскоре в пищу пошло все, что хотя бы отдаленно напоминало съестное: кожаные ремни, кирзовые сапоги, мыло, зубная паста. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи, когда она закончилась, солдаты стали собирать дождевую.

7 марта баржа была обнаружена американским авианосцем «Кирсердж», который доставил военнослужащих в Сан-Франциско. Корабельные медики установили, что, если бы спасение пришло на сутки позже, живыми моряков уже бы не нашли: каждый из них похудел в среднем на 30 килограммов. В Америке, когда солдаты уже достаточно окрепли, была организована пресс-конференция, во время которой моряки рассказали о подробностях дрейфа. О нем написали все американские газеты. Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, там они встретились с представителями советского посольства, а после были отправлены на родину, где были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность. Например, именем Асхата Зиганшина была названа улица в Сызрани. Сплоченность, скромность и отвага, с какой эти люди пережили тяжкое испытание, вызвали по всему миру настоящий восторг. Моряки, оказавшиеся в столь экстремальных условиях, не только выжили, но и смогли не потерять человеческое лицо. Спасшие их американские солдаты удивлялись той поддержке, что моряки оказывали друг другу. Известен и тот факт, что во время дрейфа 27 января Анатолию Крючковскому исполнился 21 год, виновнику торжества была предложена двойная порция воды, от которой тот отказался. Эта история нашла свое отражение и в культуре: о ней снимали фильмы, а Владимир Высоцкий посвятил морякам песню «Сорок девять дней».

Линь Пэн

Китайский моряк, известный тем, что выжил спустя 133 дня пребывания в Атлантическом океане. В 1942 году британское торговое судно, на котором служил Линь Пэн, направлялось из Кейптауна в Голландскую Гвиану и было подорвано немецкой подлодкой. Линь Пэну удалось спастись: он прыгнул за борт до взрыва судна, а через несколько часов обнаружил спасательный плот с припасами: печеньем, питьевой водой, шоколадом, сахаром, парой дымовых шашек и электрическим фонариком. Когда запасы продовольствия иссякли, моряк ловил рыбу, для этих целей провода из фонарика он превратил в рыболовный крючок, волокна веревки — в леску, собирал дождевую воду. Линь Пэн несколько раз видел корабли: мимо прошло не оказавшее помощь грузовое судно, несколько немецких подводных лодок. Затем китайский моряк был обнаружен патрульной эскадрильей самолетов ВМФ США, которые сбросили сигнальный буй, но из-за разыгравшегося вскоре шторма не смогли помочь. 5 апреля 1943 года его спасли три бразильских рыбака. К этому моменту Линь Пэн потерял в весе всего 9 килограммов и был способен передвигаться самостоятельно. Он провел четыре недели в бразильской больнице, после чего уехал в Великобританию, где Георг VI наградил Линь Пэна медалью Британской империи. Позже в руководства Королевского флота Великобритании по технике выживания вошли его рекомендации. В 1952 году Линь Пэн получил гражданство США. Всего Линь Пэн провел на плоту 133 дня, это рекорд по времени пребывания на плоту и в одиночестве, который пока не побит.

Тами Олдхэм Эшкрафт

В 1983 году американка Тами Эшкрафт и ее молодой человек из Британии Ричард Шарп планировали совершить приятную прогулку по маршруту Таити — Сан-Диего, однако планам помешал шторм силой 4 балла и ветер, дувший со скоростью 100 км/ч. Их лодка перевернулась, а Тами оказалась под палубой и потеряла сознание. Когда спустя 27 часов она пришла в себя, то обнаружила, что Ричард пропал, его спасательный пояс был разорван, грот-мачта сломана. Когда парусник вернулся в нормальное положение, девушке удалось соорудить временную мачту и проплыть на расстояние 1,5 тыс. миль, прокладывая маршрут к Гавайям по звездам. Экономно используя запасы еды и воды, Тами 40 дней спустя вошла в гавань Хило. О своей истории в 2000 году она рассказала в книге «Небо, багровое от печали».

Мексиканские рыбаки

Трое мексиканских рыбаков попали в 2006 году в Книгу рекордов Гиннесса, проведя более девяти месяцев в Тихом океане без припасов и питьевой воды. 28 октября 2005 года ловцы акул из города Сан-Блас отправились на промысел. Неожиданно у их двухмоторной лодки остановились оба двигателя, и сильный ветер отнес рыбаков в открытый океан. 9 августа 2006 года спящих в лодке мексиканцев заметил тайваньский рыболовецкий траулер к северо-востоку от Австралии, то есть в 8 тыс. километров от родных берегов. Все это время рыбаки питались от случая к случаю рыбой, чайками, собирали дождевую воду. Иногда оставались без пищи на две недели. Во времени ориентировались по часам одного из них. Несколько раз они видели суда, кричали им, но оставались незамеченными. С собой у рыбаков была Библия, которую они регулярно читали, утверждая, что только вера помогла им сохранить надежду на спасение.

Видео


Стивен Каллахэн

Стивен Каллахэн — американский яхтсмен, известный тем, что в 1982 году, потерпев кораблекрушение, за 76 дней пересек Атлантический океан на надувном спасательном плоту. Он отправился от Канарских островов в сторону Антигуа на небольшой лодке, которую сам же и построил, будучи судостроителем по образованию. Шесть дней спустя лодка затонула из-за того, что в ночное время в 450 милях от островов Зеленого Мыса столкнулась с чем-то неизвестным, возможно китом. Стивен перебрался с лодки на двухметровый спасательный плот диаметром около 6 футов (1,8 метра), который не позволял выпрямиться в полный рост. У Каллахэна с собой были навигационные карты, гарпунное ружье, три солнечных опреснителя воды и спальный мешок, а также книга о выживании в открытом море. Кроме того, Стивен читал об опыте выживания Линь Пэна. В море Каллахэн провел 76 дней, пережил встречу с акулами, многочисленные солнечные ожоги, пробоины в плоту, физические и душевные страдания. За время дрейфа он потерял около трети своего веса. Так как припасы быстро закончились, ему пришлось охотиться с копьем на рыб, ловить птиц и моллюсков. Поскольку плот был невелик, а радиомаяк оказался неэффективен, Каллахэна не заметили девять судов, мимо которых он проплывал. На 75-й день, 20 апреля 1982 года, течение принесло плот к острову Мари Галант в Карибском море, а на следующий день Каллахэна обнаружили рыбаки. За это время американец пересек Атлантический океан на дистанцию примерно 1,8 тыс. морских миль (3300 километров). После спасения Каллахэн выпустил книгу «В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря» и справочник для выживания в море. В 2012 году он был приглашен в качестве консультанта на съемки фильма «Жизнь Пи».

На самом деле - долго. Один из наиболее поразительных случаев произошёл в XVIII веке с капитаном Уильямом Блаем и его командой. После мятежа на судне «Баунти» капитана и верных ему людей высадили на деревянный баркас длиной всего семь метров, оставив им минимальный запас еды и пресной воды.

Моряки продержались в океане 47 дней. Они даже добрались до европейской колонии, преодолев путь в 6 700 километров, не имея компаса и карты, выбирая направление при помощи секстанта.

Роберт Додд, «Бунтовщики»

В этом году девять участников шоу «Мятеж», которое уже идёт на Discovery Channel, повторяют их маршрут на таком же судне и с тем же снаряжением. Так что продержаться на воде реально, вы можете убедиться в этом сами - смотрите шоу в 22.00 по вторникам.

Что важнее всего для выживания?

Как ни странно, залог выживания - это не еда или вода, а спокойствие. Путешественник и врач Ален Бомбар был уверен, что люди гибнут в море не из-за погоды и сложных условий, а из-за депрессии и страха, которые заставляют их делать ошибки. Свою теорию он подтвердил, переплыв океан на спасательной шлюпке без запасов еды и воды. Ему очень непросто далось такое путешествие, но ведь в экстремальной ситуации, например после кораблекрушения, нет задачи переплывать океан - нужно дождаться помощи.

Christopher Johnson / Flickr.com

От поведения в открытом море зависит выживание: из-за паники люди совершают ошибки и принимают неверные решения, слишком много суетятся и двигаются, а энергию надо беречь. Плохое уже случилось - вы в открытом море. Некогда страдать, надо выбираться.

Как сберечь энергию?

В море или океане при избыточной активности мы теряем слишком много сил, необходимых для выживания. Если вы оказались в воде, то нужно двигаться как можно меньше и стараться найти плавающий предмет, за который вы зацепитесь. Многое зависит от температуры воды, но средство для плавания придётся искать даже в тёплых морях.

Если же вы на плоту, шлюпке или на чём-то, что держится на поверхности воды, старайтесь согреться и просохнуть, а также посмотрите вокруг. Подбирайте всё, что можете подобрать. В открытом море пригодится любой предмет.

Как добывать пресную воду?

Самый очевидный, но ненадёжный источник пресной воды - осадки. Постарайтесь подготовить любую ёмкость, куда соберёте дождевую воду: консервные банки, обувь, проплывающий мимо пластик, плотные листья, пакеты, мешки.

Ещё один способ найти питьё - сделать дистиллятор. Для него нужны две ёмкости (большая и маленькая), а также непромокаемый материал: кусок полиэтилена, пакет. В большую ёмкость наберите солёную воду, поставьте в неё пустую маленькую ёмкость. Пакет или другой материал натяните на края большой ёмкости и положите в центр небольшой груз. Вода будет испаряться и оседать на плёнке. Капли покатятся к центру, где лежит груз, и упадут в пустую ёмкость. Так вы наберёте немного пресной воды.

Способ добычи пресной воды

Возможно, на вашем плавательном средстве образуется конденсат сам по себе. Собирайте и его, даже если придётся облизывать лодку.

Не забывайте, что водоросли и рыба тоже содержат пресную воду, поэтому если сумеете поймать пропитание, часть жидкости получите вместе с едой.

Как добывать еду?

Как ни странно, с едой в океане всё более-менее нормально. Пань Лянь, китайский моряк, оказался после битвы во время Второй мировой войны в открытом море и прожил на спасательном плоту 133 дня. Он даже смог сделать запас пищи, потому что постоянно добывал себе пропитание, сделав удочки из подручных материалов.

Постарайтесь выдумать, из чего изготовить рыболовные снасти. Сгодятся любые верёвки, нитки, выдернутые из одежды, украшения, булавки, крышки от консервных банок. Для первой рыбалки наживкой может стать нитка, потом получится использовать остатки уже пойманных рыб.

Даже если рыба не ловится, можно поддерживать силы планктоном и водорослями.

Чтобы их собрать, нужно взять любой кусок ткани (из одежды), сформировать из него «сачок» и ловить им мелких обитателей океана. На вкус, конечно, так себе, но для выживания выбирать не приходится. Зато водоросли помогают не допустить развития цинги.

Вообще есть надо всё, что попалось (если только оно выглядит свежим и неядовитым): черепах, креветок, птиц. Пернатые в пустынных районах иногда не боятся людей, и их можно поймать с помощью приманки и петли из верёвки.

Ловушка для морских птиц

Добывать рыбу надо сразу же, как только вы оказались в море, даже если вы на спасательном плоту и у вас имеется положенный трёхдневный рацион. Никто не может точно сказать, когда вас найдут спасатели и на какое время придётся растягивать паёк. Действуйте немедленно.

Как защититься от опасностей?

Jeff Kubina / Flickr.com

Подготовиться ко многим опасностям в море в теории невозможно, но кое о чём стоит помнить:

  • Если приближается шторм, то для устойчивости плота все тяжёлые вещи нужно переложить в центр. То же относится и к людям - перемещайтесь в середину судна, чтобы волны его не перевернули.
  • Старайтесь защищать голову и кожу от ультрафиолета. В открытом море, когда мало питьевой воды, солнечный ожог переносить сложнее. Яркий свет отражается от поверхности океана, и этот блеск может сильно навредить глазам, так что берегите зрение и не смотрите на воду постоянно.
  • Когда ловите рыбу, не привязывайте леску и верёвки к рукам или ногам. Крупная рыба может дёрнуть крючок с такой силой, что не обойдётся без травм.
  • Соблюдайте осторожность и не пытайтесь вытащить слишком больших рыб. Они могут опрокинуть лодку.
  • Не берите в руки рыб с иглами и шипами. Они могут быть не только острыми, но ещё и ядовитыми.

Как найти землю?

На самом деле, если вы потерпели кораблекрушение, лучше никуда не двигаться и по возможности оставаться на месте, хотя в океане это и трудно. Спасательные операции будут проходить в первую очередь в районе аварии.

Если вы смыслите что-то в навигации, хорошо бы лечь на обратный курс и вернуться к земле тем же путём, которым вы шли.

Alexander Boden / Flickr.com

Когда под рукой нет навигационных приборов, а вы ничего не понимаете в звёздном небе и не умеете держать курс, найти землю можно случайно или по косвенным признакам: над сушей собираются облака, во время гроз туда бьют молнии, по мере приближения к побережью чаще появляются птицы. В некоторых районах их можно увидеть довольно далеко в открытом море, но на суше, конечно, их намного больше.

Как не сойти с ума в открытом море?

Чтобы добраться до суши, нужна ясная голова и уверенность в своих силах, но их как раз труднее всего сохранять. Помогут правила, которых придерживаются путешественники-одиночки:

  • Установите и соблюдайте режим, хотя бы какой-нибудь. Если вы не одиноки, назначьте дежурства и распределите обязанности. Необходимость вставать на вахту и выполнять свою часть работы поможет собраться и не впасть в отчаяние.
  • Ведите дневник или журнал, если есть возможность записывать. Это помогает упорядочить мысли и продумать планы.
  • Работайте. Ловите рыбу, собирайте водоросли, высматривайте землю, придумывайте новые способы применения старых предметов. Делайте всё, чтобы не успевать сожалеть о своём положении.
  • Старайтесь двигаться, насколько это возможно. Поплавайте, если позволяет погода и вы уверены, что сможете вернуться на плот или лодку.

Помните, что выжить можно даже в самых тяжёлых условиях. Девять человек в шоу «Мятеж» показывают это своим примером. Они отправляются по маршруту капитана Уильяма Блая, чтобы доказать: люди крепче, чем мы привыкли думать.

Они теряли силы, вес, даже человеческий облик, но только не надежду доплыть до спасительного берега

Казалось бы, поначалу все оказывалось против них, как против героя знаменитого романа Даниэля Дэфо Робинзона Крузо. Их считали умершими и уже не искали, но люди, пережившие стихийное бедствие, до последнего цеплялись за жизнь. Их хранила судьба, а на помощь приходило самое настоящее чудо.

Пленник океана

В 1942 году китайский моряк Пань Лянь служил на британском торговом судне, которое уничтожила немецкая подлодка. Мужчина оказался в Атлантическом океане на спасательном плоту с минимальными запасами. Когда они закончились, китаец не растерялся: сделал леску, крючки, из консервной банки – нож для разделки рыбы. «Робинзон» натянул тент и собирал дождевую воду, ловил водоросли, что спасло его от цинги.

Любопытно, что китаец не умел плавать и поэтому привязал себя к утлому суденышку. Мимо терпящего бедствие не раз проплывали корабли: один не взял его на борт из-за того, что он китаец. Американским ВМФ помешал спасти человека разгулявшийся шторм. Таким образом он провел в одиночку на плоту в океане 133 дня, и его рекорд до сих пор никем не побит.

В апреле 1943 года Пань понял, что находится недалеко от прибрежной зоны: вода поменяла цвет, появилось много птиц. Его спасли бразильские рыбаки. Удивительно, но выживший передвигался самостоятельно и потерял всего 9 кг за время своего вынужденного путешествия. Его опыт использовали в инструкции по выживанию для британского флота. А его историю – при создании фильма «Жизнь Пи».

Сумасшедший в резиновой лодке

Французский биолог, путешественник, доктор Ален Бомбар решил на собственной шкуре поставить эксперимент и выжить в открытом море без еды и воды. Полгода он готовился в лаборатории, изучая химический состав воды, виды планктона, строение рыб. Вместе с собой в опасное путешествие смельчак пригласил английского яхтсмена Джека Палмера, который после пробного морского «вояжа» отказался от участия в эксперименте. По словам Бомбара, зачастую люди погибают в открытом море или океане именно из-за отчаяния и страха.

Пань Лян на плоту. Wikipedia

В 1952 году 28-летний мужчина сел на борт резиновой лодки «Еретик», намереваясь пересечь Атлантический океан от Канарских островов до Барбадоса за 65 дней. На борту маленького суденышка у него были аптечка, еда и вода в опломбированных ящиках. Их можно было вскрыть лишь в крайнем случае. Француз пережил шторм, пил морскую воду, питался сырой рыбой, планктоном и птицами.

Бомбар потерял 25 кг, страдал от гнойных язв, и, надо признать, за несколько дней до окончания испытания готовился к смерти, мучаясь то от дождей, то от жары. Даже написал завещание. Однако его плаванье на лодке завершилось удачно. Бомбар доказал, что человеку под силу выжить в нечеловеческих условиях, главное не терять надежду и не поддаваться отчаянию.

Унесенные ветром

В январе 1960 года на Курильских островах ураганный ветер сорвал пришвартованную самоходную баржу Т-36. На ее борту находились младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский.

Стойкие солдатики инженерно-строительных войск болтались в открытом море 49 дней без провианта и живительной влаги. Они цеплялись за жизнь, съев даже ремни, сапоги и мыло. Их нашел американский авианосец. Задержись он хотя бы на день, в живых никого бы не застали.

Чему быть, того не миновать

Яхтсмен из США Стивен Каллахэн в январе 1982 года путешествовал на самодельной лодке в Атлантическом океане. Однажды ночью его судно столкнулось, возможно, с крупной рыбой и пошло ко дну. Стивену удалось перебраться на крошечный спасательный плот. При нем были карты, гарпун, опреснители воды, спальный мешок и книга о выживании в открытом море.

76 дней мужчина дрейфовал в негостеприимных водах. Он мучился от солнечных ожогов, чуть не попал в пасть акулы, закрывал телом пробоины в плоту. Каллахэна не заметили девять кораблей, проплывавших мимо, он уже отчаялся добраться до берега, как уже в Карибском море его обнаружили местные рыбаки.

Стивен потерял треть своего веса и проплыл более трех тысяч километров. Он написал книгу о своих приключениях «В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря». В 2012 году консультировал на съемках фильма «Жизнь Пи».


Перевернутые жизни

Тами Олдхэм Эшкрафт с детства интересовалась парусным спортом. Благодаря своему хобби она встретила любовь – Ричарда Шарпа . Пара собиралась пожениться, а пока занималась перегонкой яхт.

В 1983 году молодые люди должны были сопроводить 15-метровый парусник «Хазана» из Сан-Диего до Таити. Ничто не предвещало беды, и пара надеялась на приятную прогулку длиною в месяц, но в их планы вмешалась стихия – шторм силой четыре балла.

Яхта перевернулась, Ричард пропал, а Тами получила травму головы. После случившегося она очнулась лишь через сутки. Неимоверными усилиями ей удалось перевернуть лодку, установить временные мачты и парус, а сам корпус яхты не пострадал. 40 дней она добиралась до берега, и лодка самостоятельно вошла в гавань Хило (Гавайи). К этому времени судно считали затонувшим.

В 2000 году Тами написала книгу «Небо, багровое от печали». Она не бросила заниматься парусным спортом и счастливо вышла замуж.

Потерявшиеся во времени

Трое мексиканских рыбаков Лусио Рендон, Сальвадор Ордонез и Хесус Видана в 2006 году чуть не вошли в Книгу рекордов Гиннесса за самый длинный дрейф в океане в экстремальных условиях. По их словам, они скитались по волнам девять месяцев и за это время преодолели более семи тысяч километров.

Все началось с того, что у рыболовецкой лодки заглох мотор. Припасов и воды у бедняг не было, но выживать нужно было. Они питались сырой рыбой и чайками. Их обнаружили у Маршалловых островов.

Однако родные спасенных утверждают, что их не было всего 90 дней. Появилась конспирологическая версия: рыбаки попали в Тихом океане в аномальную зону, где нарушены законы времени и пространства.

Контейнер для жизни

Рыбаки из Мьянмы 25 дней дрейфовали у берегов Австралии в холодильной камере. В 2009 году они с товарищами сели в деревянную лодку, которую потопила буря вместе с людьми. Выплыть удалось двум 20-летним молодым людям, которые забрались в ящик для хранения съестных припасов, и их понесло по волнам.

Рыбаки пили дождевую воду, ловили рыбу. И постоянно были начеку: эти воды «патрулируют» косяки акул. Бедолаг совершенно случайно заметили с неба и выслали за ними спасательный вертолет.

Каковы шансы выжить, оказавшись беспомощным в открытом море? Сколько человек может продержаться после кораблекрушения, в надежде, что его спасут? Это от многого зависит. Иногда спасти жизнь может гвоздь или моток верёвки, вовремя оказавшийся под рукой. В основном же на одиночек посреди моря распространяется «правило трёх». Человек остаётся в живых три часа без опоры, три дня без воды и три недели без пищи. Есть люди, которые испытали действие этого правила на себе.

Поздней осенью 1982 года пятеро молодых людей решили отправиться из штата Мэн в штат Флорида на 18-метровой прогулочной яхте. Это были штурман Джон Липпот, его девушка Мег Муни, а также Марк Адамс, Брэд Кавана и Дебора Кили. Все они, за исключением Мег, имели опыт морских путешествий, некоторые были опытными любителями. Однако солнечная погода и тихое море располагали к отдыху, поэтому вино на яхте лилось рекой.

На вторые сутки плавания погода ухудшилась. Во время вахты Деборы и Брэда начался шторм. Скорость ветра достигала 60 узлов, высота волн была больше пяти метров. Вахтенным пришлось выдержать 11-часовое дежурство, пока остальные путешественники сначала пили, а потом трезвели в каютах. Наконец, Джон и Марк смогли сменить товарищей. Полумёртвые от усталости, Дебора и Бред уснули.

Они проснулись среди ночи и обнаружили, что судно дало сильную течь, а их попутчики легли спать, привязав штурвал канатом, чтобы не крутился. Судно было близко к гибели, пришлось спустить на воду надувную шлюпку, которая перевернулась вверх дном. До опрокинутой шлюпки добрались все пятеро, но неопытная Мег в процессе сильно поранилась. Из-за сильного ветра перевернуть лодку обратно не получилось, и следующие 18 часов вся компания просто держалась за её борт, по очереди помогая обессиленной Мег.

На следующий день шторм стих. Путешественники сумели вернуть шлюпку в нормальное положение и забраться на борт. Очень вовремя: море вокруг уже кишело акулами, которые сопровождали лодку все последующие дни. Мег лежала без сознания с заражением крови. Остальных мучила жажда. На третий день после крушения Марк и Джон начали пить морскую воду. Вскоре у них начались галлюцинации. Первым не выдержал Джон: сказал, что выйдет «в магазин за сигаретами», соскользнул за борт и поплыл. Далеко он не уплыл – на лодке услышали крики, и Джон скрылся под водой.

Следующим был Марк – заявил, что хочет «освежиться» и нырнул за борт. На этот раз криков не было, но что-то глухо ударило в днище, и вода окрасилась в красный цвет. Бред и Дебора были в отчаянии – рыдали, проклинали судьбу. Наконец, оба уснули, а проснувшись, обнаружили, что Мег умерла. Окоченевшее тело пришлось сбросить за борт. Через несколько часов выжившие увидели спасательное судно, которое приняло их, полуживых и полубезумных, на борт.

В ноябре 2010 года двадцатипятилетняя Аманде Торнс вышла в море со своим отцом Уильямом Торнсом и крёстным Деннисом Уайтом, которым тогда было по 64 года. Их четырнадцатиметровый кеч* , построенный крёстным Деннисом, отбыл из штата Массачусетс и направился к Бермудским островам, управляемый твёрдой рукой капитана Торнса. Аманда не впервые выходила с отцом в море, маршрут был знаком до мелочей, погода не предвещала беды. У Денниса Уайта за плечами был опыт кругосветного плавания на яхте.

Вскоре начался шторм – настолько сильный, что все трое были вынуждены закрыться в каюте. Но потом капитану Торнсу пришлось подняться на палубу, чтобы принять управление судном. Волны к тому времени достигали десяти метров в высоту, дочь и лучший друг пытались хоть немного поспать в каюте. Посреди ночи гигантская волна опрокинула судно на бок. Корпус выровнялся, но капитан оказался за бортом, запутавшись в клубке из снастей. Проснувшись и выбравшись из каюты, Аманда и Деннис сделали всё, чтобы втащить его обратно на борт. У них не вышло, и вскоре капитана унесло волной вместе с частью такелажа.

Следующие три дня Аманда и Деннис горевали об Уильяме, стоя по колено в воде, вычерпывая её за борт и стараясь не замёрзнуть насмерть. Шторм продолжался, средства связи не работали. Волны швыряли судно, как скорлупку. Сломанная носовая мачта, свисавшая набок, и отдавшийся сам по себе якорь угрожали окончательно потопить кеч. Двигатель не работал, генератор смыло за борт. Путешественники пытались подать сигнал проходящим судам с помощью парашютных ракет, но не были замечены.

Наконец, шторм стих. На десятый день после гибели товарища Деннис сумел обрубить якорь, а также остатки мачты и снастей за бортом. Потом он взял трехметровую мачту от спасательной шлюпки и прикрепил к основанию сломанной мачты кеча. Приладив парус к этой импровизированной опоре, Аманда и Уайт в первый же день прошли 50 миль. На следующий день они снова выпустили сигнальную ракету, которая была замечена с проходящего мимо танкера. Экипаж танкера подобрал путешественников – через пятнадцать дней после начала рокового шторма. «Я хочу обратно мою старую жизнь», – вот всё, что смогла сказать осиротевшая Аманда.

В начале октября 2010 года Саму Перес, Фило Фило и Эдвард Нассау отплыли на маленькой алюминиевой лодке от атолла Атафу, одного из островов Такелау, принадлежащих Новой Зеландии. Из трёх путешественников Эдвард оказался самым старшим – ему было шестнадцать, а Саму и Фило только по пятнадцать лет. Сильное течение отнесло лодку в сторону от запланированного маршрута. Когда мальчики не объявились дома в оговоренный срок, в океане была начата поисковая операция. Не найдя лодки на территории в тысячу квадратных километров, спасательные службы объявили всех троих погибшими. Убитые горем семьи отслужили поминальную службу.

Каково же было изумление родных и близких, когда через 50 дней «погибшие» вернулись к ним целыми и невредимыми. Мальчики объяснили, как смогли продержаться столько времени. Каждое утро они пили росу, выпавшую на кусок брезента, расстеленный посреди лодки – она заменяла им минимум пресной воды. Очень выручали частые дожди. Едой служили зазевавшиеся чайки, севшие на лодку, и сырая рыба, проплывавшая мимо. Впрочем, поесть удавалось нечасто, поскольку ловить еду было нечем, кроме рубашек и голых рук.

В конце ноября на мальчишек наткнулось рыболовное судно, вышедшее на промысел у островов Фиджи. По свидетельству рыбаков, подростки сохраняли присутствие духа, хотя без посторонней помощи не могли даже стоять. Они преодолели более тысячи миль – таково расстояние от Атафу до Фиджи. В больнице всех троих пришлось лечить от истощения, обезвоживания и сильнейших солнечных ожогов. Надо сказать, помощь подоспела вовремя: всю последнюю неделю не было дождей, и мальчики начали пить морскую воду, что убило бы их через несколько дней.

Ричарду ван Фаму, выходцу из Вьетнама, проживавшему в Калифорнии, было 64 года, когда он отправился из Лонг Бич на остров Каталина. Путешествие, предпринятое в мае 2002 года, должно было продлиться три-четыре часа. Восьмиметровая лодка Sea Breeze не отличалась новизной и надёжностью, но обращался с ней Ричард умело – вообще-то, она служила вьетнамскому эмигранту домом. Через час после отплытия этот дом оказался в эпицентре внезапного шторма, после которого остался без мачты, средств связи и со сломанным мотором. Единственный член экипажа понятия не имел, где он оказался, и куда его несёт.

Затерянный в океане Ричард быстро понял, что очень хочет жить. Он понимал, что искать не будут: у Фама не было родных в США, никто вообще не знал, куда он отправился. В первые же дни ему посчастливилось поймать черепаху, которую он частично съел, частично пустил на приманку для птиц. Привлечённые кусочками вяленого мяса чайки садились на палубу и получали дубинкой по голове. Из подручных средств Ричард соорудил испаритель для морской воды. Это решило сразу две проблемы: появилась пресная вода из конденсата и морская соль, помогавшая сохранить дичь. Когда солонина надоедала, Ричард выламывал доску из обшивки лодки, разводил огонь и устраивал барбекю. Фам не скучал во время путешествия: у него в лодке был телевизор на солнечных аккумуляторах, так что можно было смотреть передачи.

Горизонт, в который вглядывался Ричард, оставался чистым три с половиной месяца. Наконец, над ним пролетел какой-то самолёт, которому Фам долго махал руками. То был военный самолёт, высматривавший признаки морской контрабанды наркотиков. Увидев Ричарда, пилот связался с ближайшим фрегатом, и тот пришёл на помощь потерпевшему. Спасение состоялось в двух с половиной тысячах миль от исходного пункта плавания.

Не все поверили Фаму, клявшемуся, что не наткнулся ни на одно судно за всё время дрейфа. Всё-таки калифорнийские воды известны оживлённым трафиком. Взамен Sea Breeze , потопленной фрегатом, энтузиасты пожертвовали Ричарду новую лодку, напичканную средствами связи и навигационным оборудованием. На этой лодке через каких-нибудь два года Фам вновь потерялся в океане – правда, был спасён через пару суток. На лодке не было и следа дорогих приборов. Вторая история закончилась куда прозаичнее: Ричарда оштрафовали за ненадлежащее техническое состояние судна.

Линь Пэн – всемирно известный рекордсмен по одиночному выживанию в открытом море. Он провёл 133 дня – всю зиму 1942-43 года и даже больше – на спасательном плоту в водах Атлантики. На плот Линь Пэн попал после гибели британского парохода Ben Lomond , на котором работал стюардом. В ноябре 1942 года тихоходный и плохо вооружённый Ben Lomond , отбывший из Кейптауна и шедший в Голландскую Гвиану, стал лёгкой добычей для немецкой субмарины. После того, как в корпус попала торпеда, и судно стало тонуть, Линь Пэн надел спасательный жилет и прыгнул за борт. Очень вовремя – на судне вскоре взорвались котлы, и Ben Lomond пошёл ко дну.

Линь Пэн плохо плавал, но каким-то чудом продержался на воде два часа, пока не наткнулся на стандартный спасательный плот шириной в 2,5 м. На плоту обнаружились сокровища – сигнальные шашки, печенье, шоколад и аж сорок литров питьевой воды. Линь Пэн не стал набрасываться на припасы: он определил себе крошечную ежедневную порцию для поддержания жизни и начал завязывать узелки на бечёвке, отсчитывая дни. Но дни шли и шли – вскоре Линь Пэн перестал вязать узелки, начав отсчитывать месяцы по полнолуниям.

Вояж затягивался, но не потому, что мимо не проходили суда. Напротив, Линь Пэн насчитал несколько потенциальных спасителей в первый же месяц путешествия. Но экипажи встречных судов не спешили оказать ему помощь: у военных кораблей были свои дела, а гражданским судам мешали то шторм, то азиатская внешность потерпевшего. Линь Пэн понял, что спасётся, только достигнув берега. В довершение всех бед на плот обрушился шторм, лишивший его остатков провизии и воды. Он выжил, голыми руками поймав птицу, свернув ей шею и напившись крови.

После этого Линь Пэн взялся за дело. Проволока из фонарика и кусок мяса дали возможность поймать первую рыбину. С жаждой помогла справиться дождевая вода и кровь акулы, которую он поймал, используя в качестве наживки собственную руку, обмотанную тряпкой. Добивать хищницу пришлось уже на плоту с помощью доски. Деликатесных акульих плавников Линь Пэн наелся на всю жизнь. Сообразив, что страдает от атрофии, он стал улучшать навыки плавания, нарезая круги вокруг плота как минимум дважды в день. Благодаря режиму, Линь Пэн потерял всего девять килограммов и даже мог сам ходить, когда его путешествие подошло к концу. Однажды он вдруг заметил, что птиц стало больше, а вода вокруг превратилась из прозрачной в мутную. Океан заканчивался – рядом было устье Амазонки.

Пару дней спустя Линь Пэн увидел рыболовное судно. Три бразильских рыбака охотно приняли его на борт. Несколько недель в больнице поставили путешественника на ноги, а нашумевшая история спасения помогла впоследствии перебраться из Китая в США. Узнав, что он установил рекорд, Линь Пэн искренне сказал: «Я надеюсь, его никто никогда не побьёт».

* Кеч, кэч (англ. ketch) — двухмачтовое парусное судно с небольшой кормовой мачтой,
расположенной впереди оси руля.

Репродукция рисунка «В штормовом океане» художников Горпенко и Денисова. Фото: РИА Новости

17 января 1960 года ураганным ветром была сорвана со швартовки советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306 под номером T-36, стоявшая на разгрузке на Курильских островах. На ее борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской армии: младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский. Эти люди 49 суток провели в открытом море без воды и еды. Последняя полученная радиограмма с баржи была следующей: «Терпим бедствие, к берегу подойти не можем». Мы решили вспомнить и другие удивительные истории о выживании в океане.

Около 22:00 17 января 1960 года баржу, уже успевшую получить пробоину, вынесло в открытый океан. Судно не было предназначено для плавания в открытом море, его использовали для перевозки грузов, ему даже не было присвоено название. Волны достигали высоты пятиэтажного дома, одна из них вывела из строя радиостанцию. В районе бедствия не было предпринято интенсивных поисков, солдат посчитали пропавшими без вести. Кроме того, поисковые работы были остановлены из-за проводившихся в те дни ракетных стрельб: спасательным и другим судам было запрещено выходить в море. Тем временем баржа была подхвачена теплым течением Куросио, скорость которого достигает 78 миль в сутки. Японские рыбаки не без основания прозвали его «течением смерти». Запасов продовольствия на барже практически не было, и вскоре в пищу пошло все, что хотя бы отдаленно напоминало съестное: кожаные ремни, кирзовые сапоги, мыло, зубная паста. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи, когда она закончилась, солдаты стали собирать дождевую.

7 марта баржа была обнаружена американским авианосцем «Кирсердж», который доставил военнослужащих в Сан-Франциско. Корабельные медики установили, что, если бы спасение пришло на сутки позже, живыми моряков уже бы не нашли: каждый из них похудел в среднем на 30 килограммов. В Америке, когда солдаты уже достаточно окрепли, была организована пресс-конференция, во время которой моряки рассказали о подробностях дрейфа. О нем написали все американские газеты. Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, там они встретились с представителями советского посольства, а после были отправлены на родину, где были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность. Например, именем Асхата Зиганшина была названа улица в Сызрани. Сплоченность, скромность и отвага, с какой эти люди пережили тяжкое испытание, вызвали по всему миру настоящий восторг. Моряки, оказавшиеся в столь экстремальных условиях, не только выжили, но и смогли не потерять человеческое лицо. Спасшие их американские солдаты удивлялись той поддержке, что моряки оказывали друг другу. Известен и тот факт, что во время дрейфа 27 января Анатолию Крючковскому исполнился 21 год, виновнику торжества была предложена двойная порция воды, от которой тот отказался. Эта история нашла свое отражение и в культуре: о ней снимали фильмы, а Владимир Высоцкий посвятил морякам песню «Сорок девять дней».

Линь Пэн

Китайский моряк, известный тем, что выжил спустя 133 дня пребывания в Атлантическом океане. В 1942 году британское торговое судно, на котором служил Линь Пэн, направлялось из Кейптауна в Голландскую Гвиану и было подорвано немецкой подлодкой. Линь Пэну удалось спастись: он прыгнул за борт до взрыва судна, а через несколько часов обнаружил спасательный плот с припасами: печеньем, питьевой водой, шоколадом, сахаром, парой дымовых шашек и электрическим фонариком. Когда запасы продовольствия иссякли, моряк ловил рыбу, для этих целей провода из фонарика он превратил в рыболовный крючок, волокна веревки - в леску, собирал дождевую воду. Линь Пэн несколько раз видел корабли: мимо прошло не оказавшее помощь грузовое судно, несколько немецких подводных лодок. Затем китайский моряк был обнаружен патрульной эскадрильей самолетов ВМФ США, которые сбросили сигнальный буй, но из-за разыгравшегося вскоре шторма не смогли помочь. 5 апреля 1943 года его спасли три бразильских рыбака. К этому моменту Линь Пэн потерял в весе всего 9 килограммов и был способен передвигаться самостоятельно. Он провел четыре недели в бразильской больнице, после чего уехал в Великобританию, где Георг VI наградил Линь Пэна медалью Британской империи. Позже в руководства Королевского флота Великобритании по технике выживания вошли его рекомендации. В 1952 году Линь Пэн получил гражданство США. Всего Линь Пэн провел на плоту 133 дня, это рекорд по времени пребывания на плоту и в одиночестве, который пока не побит.

Тами Олдхэм Эшкрафт

В 1983 году американка Тами Эшкрафт и ее молодой человек из Британии Ричард Шарп планировали совершить приятную прогулку по маршруту Таити - Сан-Диего, однако планам помешал шторм силой 4 балла и ветер, дувший со скоростью 100 км/ч. Их лодка перевернулась, а Тами оказалась под палубой и потеряла сознание. Когда спустя 27 часов она пришла в себя, то обнаружила, что Ричард пропал, его спасательный пояс был разорван, грот-мачта сломана. Когда парусник вернулся в нормальное положение, девушке удалось соорудить временную мачту и проплыть на расстояние 1,5 тыс. миль, прокладывая маршрут к Гавайям по звездам. Экономно используя запасы еды и воды, Тами 40 дней спустя вошла в гавань Хило. О своей истории в 2000 году она рассказала в книге «Небо, багровое от печали».

Мексиканские рыбаки

Трое мексиканских рыбаков попали в 2006 году в Книгу рекордов Гиннесса, проведя более девяти месяцев в Тихом океане без припасов и питьевой воды. 28 октября 2005 года ловцы акул из города Сан-Блас отправились на промысел. Неожиданно у их двухмоторной лодки остановились оба двигателя, и сильный ветер отнес рыбаков в открытый океан. 9 августа 2006 года спящих в лодке мексиканцев заметил тайваньский рыболовецкий траулер к северо-востоку от Австралии, то есть в 8 тыс. километров от родных берегов. Все это время рыбаки питались от случая к случаю рыбой, чайками, собирали дождевую воду. Иногда оставались без пищи на две недели. Во времени ориентировались по часам одного из них. Несколько раз они видели суда, кричали им, но оставались незамеченными. С собой у рыбаков была Библия, которую они регулярно читали, утверждая, что только вера помогла им сохранить надежду на спасение.

Видео

Стивен Каллахэн

Стивен Каллахэн - американский яхтсмен, известный тем, что в 1982 году, потерпев кораблекрушение, за 76 дней пересек Атлантический океан на надувном спасательном плоту. Он отправился от Канарских островов в сторону Антигуа на небольшой лодке, которую сам же и построил, будучи судостроителем по образованию. Шесть дней спустя лодка затонула из-за того, что в ночное время в 450 милях от островов Зеленого Мыса столкнулась с чем-то неизвестным, возможно китом. Стивен перебрался с лодки на двухметровый спасательный плот диаметром около 6 футов (1,8 метра), который не позволял выпрямиться в полный рост. У Каллахэна с собой были навигационные карты, гарпунное ружье, три солнечных опреснителя воды и спальный мешок, а также книга о выживании в открытом море. Кроме того, Стивен читал об опыте выживания Линь Пэна. В море Каллахэн провел 76 дней, пережил встречу с акулами, многочисленные солнечные ожоги, пробоины в плоту, физические и душевные страдания. За время дрейфа он потерял около трети своего веса. Так как припасы быстро закончились, ему пришлось охотиться с копьем на рыб, ловить птиц и моллюсков. Поскольку плот был невелик, а радиомаяк оказался неэффективен, Каллахэна не заметили девять судов, мимо которых он проплывал. На 75-й день, 20 апреля 1982 года, течение принесло плот к острову Мари Галант в Карибском море, а на следующий день Каллахэна обнаружили рыбаки. За это время американец пересек Атлантический океан на дистанцию примерно 1,8 тыс. морских миль (3300 километров). После спасения Каллахэн выпустил книгу «В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря» и справочник для выживания в море. В 2012 году он был приглашен в качестве консультанта на съемки фильма «Жизнь Пи».

Ален Бомбар

Французский врач, биолог, путешественник и политик оказался в открытом море по собственной воле: он хотел доказать, что люди, потерпевшие кораблекрушение, могут прожить длительное время в море без запасов пищи и воды, питаясь только тем, что они могут добыть в море. Как врач, хорошо знающий резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что множество людей, которые по той или иной причине оказались на шлюпках, плотах или других подручных средствах, погибли задолго до того, как их покинули физические силы: их убило отчаяние. В 1952 году он в одиночку пересек в маленькой резиновой лодке под названием «Еретик» Атлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос за 65 дней. Все это время он питался исключительно сырой рыбой, которую ловил, а пил только дождевую и морскую воду или сок, выдавленный из рыб. Несмотря на то что Бомбар существенно подорвал свое здоровье и потерял 25 килограммов веса, опыт завершился успешно, а его путешествие не имеет себе равных в истории мореплавания.

Видео

Тайские рыбаки

Двоим рыбакам с тайского судна, потерпевшего крушение во время бури, удалось выжить, попав в большой холодильник для хранения рыбы. Их дрейф продолжался с 23 августа 2008 года по 17 января 2009 года, когда рыбаков по чистой случайности обнаружил таможенный самолет, который вызвал на помощь спасательный вертолет. Все это время рыбаки питались оставшейся на дне холодильника рыбой и дождевой водой. Тайцев доставили в больницу на остров Терсди у берегов Австралии, где лечили от тяжелого обезвоживания, последствий голода и сильных солнечных ожогов.



Loading...Loading...