Сообщение о ч дарвине. ​Чарльз Дарвин - английский натуралист и путешественник, создатель теории эволюции

Чарлз Роберт Дарвин (Charles Robert Darwin). Родился 12 февраля 1809 года в Шрусбери, графство Шропшир - умер 19 апреля 1882 года в в Дауне, графство Кент. Английский натуралист и путешественник, одним из первых пришел к выводу и обосновал идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основным механизмом эволюции Дарвин назвал естественный отбор. Позднее развивал теорию полового отбора. Ему также принадлежит одно из первых обобщающих исследований о происхождении человека.

Дарвин опубликовал одну из первых работ по этологии «О выражении эмоций у человека и животных». Другими направлениями его исследований были создание модели возникновения коралловых рифов и определение законов наследственности. По итогам селекционных экспериментов Дарвин выдвинул гипотезу наследственности (пангенезис), которая не получила подтверждения.

Происхождение биологического разнообразия в результате эволюции было признано большинством биологов ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основного механизма эволюции стала общепризнанной только в 50-х годах XX-го столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие объяснение биоразнообразия. Для обозначения эволюционных моделей, восходящих в своей основе к идеям Дарвина, часто используют термин «дарвинизм» .

Чарлз Дарвин родился 12 февраля 1809 года в Шрусбери, графство Шропшир, в родовом имении Маунт Хаус (англ. Mount House). Пятый из шести детей состоятельного врача и финансиста Роберта Дарвина и Сьюзанн Дарвин (Susannah Darwin), урождённой Уэджвуд (англ. Wedgwood). Он является внуком учёного-натуралиста Эразма Дарвина по отцовской линии и художника Джозайи Уэджвуда по материнской. Оба семейства в значительной части принимали унитарианство, однако Уэджвуд были прихожанами англиканской церкви. Сам Роберт Дарвин был достаточно свободных взглядов, и согласился с тем, чтобы маленький Чарлз получил причастие в Англиканской церкви, но в то же время Чарлз и его братья вместе с матерью посещали Унитарианскую церковь.

К тому времени как он поступил в дневную школу в 1817 году, восьмилетний Дарвин уже приобщился к естественной истории и коллекционированию. В этом году, в июле, умирает его мать, и воспитание 8-летнего мальчика целиком ложится на плечи отца, не всегда чутко прислушивавшегося к духовным запросам сына. С сентября 1818 года он вместе со старшим братом Эразмом (Erasmus Alvey Darwin) поступает на пансион в ближайшую англиканскую Школу Шрюсбери (Shrewsbury School), где будущий натуралист, страстно любивший природу, должен был изучать «сухие для его живой души вещи», как классические языки и словесность. Немудрено, что он обнаружил полное отсутствие способностей и заставил своего учителя и окружающих безнадёжно махнуть на него рукой. Неспособный ученик элементарной школы через год гимназии начинает собирать коллекции бабочек, минералов, раковин. Потом появляется ещё одна страсть - охота. Отец и окружающие именно эти увлечения считали основной причиной неуспеваемости Чарльза, но их частые упрёки и даже угрозы научили его слушать только свой внутренний голос, а не внешние указания. К концу школьной жизни появилось новое увлечение - химия и за это «пустое времяпровождение» он получил очень строгий выговор от директора гимназии. Гимназические годы закономерно закончились получением посредственного аттестата.

Перед тем как отправиться со своим братом Эразмом в университет Эдинбурга, летом 1825 года, он выступает в роли ассистента-ученика и помогает отцу в его медицинской практике, оказывая помощь беднякам Шропшира.

В Эдинбургском университете Дарвин изучал медицину. Во время обучения он понял, что лекции скучны, а хирургия причиняет страдания, поэтому он забрасывает обучение медицине. Вместо этого он начинает изучать таксидермию у Джона Эдмонстоуна, освобожденного чёрного раба, который получил свой опыт, сопровождая Чарльза Уотертона во время экспедиции в дождевые леса Южной Америки, и часто отзывался о нём, говоря: «очень приятный и эрудированный человек» (англ. very pleasant and intelligent man).

В 1826 году, будучи студентом кабинета естественной истории, он присоединился к Плиниевскому студенческому обществу, в котором активно обсуждался радикальный материализм. В это время он ассистирует Роберту Эдмонду Гранту в его исследованиях анатомии и жизненного цикла морских беспозвоночных. На заседаниях общества, в марте 1827 года, Дарвин представляет краткие сообщения о своих первых открытиях, которые меняли его взгляд на привычные вещи. В частности он показал, что так называемые яйца мшанки Flustra обладают способностью самостоятельно двигаться при помощи ресничек и в действительности являются личинками; также он замечает, что маленькие шаровидные тела, которые считались молодыми стадиями водоросли Fucus loreus, представляют собою яйцевые коконы хоботной пиявки Pontobdella muricata.

Однажды, в присутствии Дарвина, Грант восхвалял эволюционные идеи Ламарка. Дарвин был изумлён этой восторженной речью, но сохранил молчание. Незадолго до этого он почерпнул сходные идеи у своего деда - Эразма, прочтя его «Зоономию», и поэтому уже был в курсе противоречий этой теории. В течение второго года пребывания в Эдинбурге Дарвин посещает курс естественной истории Роберта Джемсона, который охватывал геологию, включая полемику между нептунистами и плутонистами. Однако тогда Дарвин не испытывал страсти к геологическим наукам, хотя получил достаточную подготовку, чтобы разумно судить об этом предмете. В тот же год он изучил классификацию растений и принимал участие в работе с обширными коллекциями в Университетском музее, одном из крупнейших музеев Европы того периода.

Отец Дарвина, узнав, что сын забросил обучение медицине, был раздосадован и предложил ему поступить в колледж Христа Кембриджского университета и получить сан священника Англиканской церкви. По словам самого Дарвина, дни, проведённые в Эдинбурге, посеяли в нём сомнения в догматах англиканской церкви. В это время он старательно читает богословские книги, и в конечном счёте убеждает себя в приемлемости церковных догматов и готовится к поступлению. Во время учёбы в Эдинбурге он забыл некоторые предметы, необходимые для поступления, и поэтому он занимается с частным преподавателем в Шрюсбери и поступает в Кембридж после рождественских каникул, в самом начале 1828 года.

По собственным словам, он не слишком углубился в обучение, посвящая больше времени верховой езде, стрельбе из ружья и охоте (благо посещение лекций было делом добровольным). Его кузен Уильям Фокс познакомил его с энтомологией и сблизил с людьми, увлекающимися коллекционированием насекомых. В результате у него просыпается страсть к коллекционированию жуков. Сам же Дарвин в подтверждение своего увлечения приводит следующую историю: «Однажды, сдирая с дерева кусок старой коры, я увидел двух редких жуков и схватил каждой рукой по одному из них, но тут я увидел третьего, какого-то нового рода, которого я никак не в состоянии был упустить, и я сунул того жука, которого держал в правой руке, в рот. Увы! Он выпустил какую-то чрезвычайно едкую жидкость, которая так обожгла мне язык, что я вынужден был выплюнуть жука, и я потерял его, так же как и третьего». Некоторые из его находок были опубликованы в книге Стивенса «Иллюстрации британской энтомологии» англ. «Illustrations of British entomology».

Он становится близким другом и последователем профессора ботаники Джона Стивенса Генслоу. Благодаря знакомству с Генслоу он познакомился и с другими ведущими натуралистами, становясь известным в их кругах как «Тот, который гуляет с Генслоу» (англ. «the man who walks with Henslow»). Когда приблизились экзамены, Дарвин сосредоточился на учёбе. В это время он читает «Доказательство Христианства» (англ. «Evidences of Christianity») Уильяма Пэйли, чей язык и изложение восхищают Дарвина. В заключении обучения, в январе 1831 года, Дарвин хорошо продвинулся в теологии, изучил классиков литературы, математику и физику, в итоге стал 10-м в списке из 178 успешно сдавших экзамен.

Дарвин оставался в Кембридже до июня. Он изучает труд Пэйли «Естественная Теология» (англ. «Natural Theology»), в котором автор приводит теологические аргументы для объяснения природы естества, объясняя адаптацию как воздействие Бога посредством законов природы. Он читает новую книгу Гершеля, которая описывает высочайшую цель естественной философии как постижение законов через индуктивные рассуждения, основанные на наблюдениях. Также особое внимание он уделяет книге Александра фон Гумбольдта «Личное повествование» (англ. «Personal Narrative»), в которой автор описывает свои путешествия. Описания острова Тенерифе, которые приводит Гумбольдт, заражают Дарвина и его друзей идеей отправиться туда, по завершении обучения, для занятий естественной историей в условиях тропиков.

Для подготовки к этому он обучается на курсе геологии преподобного Адама Седжвика, а после отправляется с ним летом на картографирование пород в Уэльсе. Через две недели, вернувшись после непродолжительной геологической поездки по Северному Уэльсу, он находит письмо от Генслоу, в котором тот рекомендовал Дарвина как подходящего человека на неоплачиваемую должность натуралиста капитану «Бигля», Роберту Фицрою, под чьим командованием через четыре недели должна начаться экспедиция к берегам Южной Америки. Дарвин готов был тут же принять предложение, однако его отец возражал против такого рода приключения, поскольку считал, что двухлетний вояж - это не что иное, как трата времени впустую. Но своевременное вмешательство дяди Чарлза Джозайи Веджвуда II склоняет отца дать согласие.

В 1831 году, по окончании университета, Дарвин в качестве натуралиста отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигль» , откуда вернулся в Англию лишь 2 октября 1836 года.

Путешествие продолжалось без малого пять лет. Большую часть времени Дарвин проводит на берегу, изучая геологию и собирая коллекции по естественной истории, в то время как «Бигль» под руководством Фицроя осуществлял гидрографическую и картографическую съёмку побережья.

В течение путешествия он тщательно записывает свои наблюдения и теоретические выкладки. Время от времени, как только для этого представлялся удобный случай, Дарвин отсылает копии заметок в Кембридж, вместе с письмами, включающими копии отдельных частей его дневника, для родственников.

За время путешествия он сделал ряд описаний геологии различных районов, собрал коллекцию животных, а также сделал краткое описание внешнего строения и анатомии многих морских беспозвоночных. В других областях, в которых Дарвин был несведущ, он проявил себя искусным коллекционером, собрав экземпляры для изучения их специалистами. Несмотря на частые случаи плохого самочувствия связанные с морской болезнью, Дарвин продолжал исследования и на борту судна; большинство его заметок по зоологии были о морских беспозвоночных, которых он коллекционировал и описывал во времена затишья на море.

Во время первой остановки у берегов Сантьяго, Дарвин обнаруживает интересное явление - вулканические скалы с раковинами и кораллами, спёкшимися под действием высокой температуры лавы в твёрдую белую породу. Фицрой даёт ему первый том «Основ Геологии» (англ. Principles of Geology) Чарлза Ляйеля, где автор формулирует концепции униформизма в трактовке геологических изменений в течение длительного периода. И уже самые первые исследования, произведённые Дарвином в Сантьяго на островах Зелёного Мыса, показало превосходство метода, применённого Ляйеллем. Впоследствии Дарвин принимает и использует подход Лайелля для теоретических построений и размышлений при написании книг по геологии.

В месте Пунта Альта, что в Патагонии, он делает важное открытие. Дарвин обнаруживает окаменевшее гигантское исчезнувшее млекопитающее. Важность находки подчёркивается тем, что останки этого животного находились в породах рядом с раковинами современных видов моллюсков, что косвенно указывает на недавнее исчезновение, без признаков изменения климата или катастрофы. Он определяет находку как малоизвестного мегатерия, с костным панцирем, который, по его первому впечатлению, походил на гигантскую версию местного броненосца. Эта находка породила огромный интерес, когда достигла берегов Англии. Во время поездки с местными гаучо во внутренние районы страны для описания геологии и сборов коллекций ископаемых останков он приобретает представления о социальных, политических и антропологических аспектах взаимодействия коренных народностей и колонистов в период революции. Он также замечает, что две разновидности страуса нанду имеют различные, но перекрывающиеся ареалы.

Продвигаясь далее на юг, он обнаруживает ступенчатые равнины, выложенные галькой и раковинами моллюсков, наподобие морских террас, отражающие серию поднятий суши. Читая второй том Лайеля, Дарвин принимает его точку зрения на «центры сотворения» видов, но его находки и размышления заставляют его подвергать сомнению идеи Лайеля о постоянстве и исчезновении видов.

На борту находилось трое огнеземельцев, которых забрали в Англию во время прошлой экспедиции «Бигля» около февраля 1830. Они провели год в Англии и теперь были возвращены обратно на Огненную землю в качестве миссионеров. Дарвин нашёл этих людей дружественными и цивилизованными, в то время как их соплеменники выглядели «жалкими, деградировавшими дикарями», ровно также как отличались домашние и дикие животные между собой. Для Дарвина эти различия в первую очередь продемонстрировали значение культурного превосходства, но никак не расовую неполноценность. В отличие от его учёных друзей, теперь он думал, что не существует непреодолимой пропасти между человеком и животными. Через год эта миссия была заброшена. Огнеземелец, которого назвали Джимми Буттон (Jemmy Button), стал жить так же, как и другие аборигены: у него была жена и не было никакого желания возвращаться в Англию.

В Чили Дарвин стал свидетелем сильного землетрясения и видел признаки, указывающие на то, что земля только что поднялась. Этот поднявшийся пласт включал раковины двустворчатых моллюсков, которые оказались выше уровня высокого прилива. Высоко в Андах он также обнаружил раковины моллюсков и несколько видов ископаемых деревьев, которые обычно растут на песчаных пляжах. Его теоретические размышления привели его к тому, что, подобно тому как при поднятиях суши раковины оказываются высоко в горах, при опусканиях участков морского дна океанические острова уходят под воду, и при этом вокруг островов из береговых коралловых рифов формируются барьерные рифы, а затем атоллы.

На Галапагосских островах Дарвин заметил, что некоторые представители из семейства пересмешниковых отличаются от таковых в Чили и отличаются друг от друга на разных островах. Он также слышал, что панцири сухопутных черепах слегка варьируют по форме, указывая на остров происхождения.

Увиденные им в Австралии сумчатые кенгуровые крысы и утконос представлялись такими странными, что это навело Дарвина на мысль о том, как будто как минимум два творца одновременно трудились, создавая этот мир. Он нашёл, что аборигены Австралии «обходительные и славные», и заметил быстрое сокращение их численности под натиском европейской колонизации.

«Бигль» обследует атоллы Кокосовых островов, с целью выяснения механизмов их формирования. Успех этого исследования во многом был определён теоретическим размышлениями Дарвина. Фицрой начал писать официальное изложение путешествия «Бигля», и после прочтения дневника Дарвина он предлагает включить его в отчёт.

За время путешествия Дарвин побывал на острове Тенерифе, островах Зелёного Мыса, побережье Бразилии, в Аргентине, Уругвае, на Огненной Земле, в Тасмании и на Кокосовых островах, откуда привёз большое количество наблюдений. Результаты он изложил в трудах «Дневник изысканий натуралиста» (The Journal of a Naturalist, 1839), «Зоология путешествия на корабле „Бигль“» (Zoology of the Voyage on the Beagle, 1840), «Строение и распределение коралловых рифов» (The Structure and Distribution of Coral Reefs, 1842) и др. Одним из интересных природных явлений, впервые описанных Дарвином в научной литературе, были ледяные кристаллы особой формы пенитентес, образующиеся на поверхности ледников в Андах.

Перед тем, как отправиться в путешествие, Дарвин встречался с Фицроем. Впоследствии капитан вспоминал эту встречу и говорил, что Дарвин очень серьёзно рисковал быть отвергнутым из-за формы его носа. Будучи приверженцем учения Лафатера, он полагал, что существует связь между характером человека и чертами его внешности, и поэтому он сомневался, что человек с таким носом, как у Дарвина, мог обладать энергией и решимостью, достаточными для того, чтобы совершить путешествие. Несмотря на то, что «нрав у Фицроя был самый несносный», «он обладал многими благородными чертами: был верен своему долгу, чрезвычайно великодушен, смел, решителен, обладал неукротимой энергией и был искренним другом всех, кто находился под его началом». Сам Дарвин отмечает, что отношение капитана к нему было очень хорошим, «но ужиться с этим человеком при той близости, которая была неизбежна для нас, обедавших за одним столом вдвоём с ним в его каюте, было трудно. Несколько раз мы ссорились, ибо, впадая в раздражение, он совершенно терял способность рассуждать». Тем не менее между ними были серьёзные разногласия на почве политических взглядов. Фицрой был убеждённым консерватором, защитником рабства негров, поощрял колониальную политику английского правительства. Крайне религиозный человек, слепой сторонник церковной догмы, Фицрой не в состоянии был понять сомнений Дарвина в вопросе о неизменности видов. Впоследствии он негодовал на Дарвина за то, что он «издал столь кощунственную книгу, как Происхождение видов».

В 1838-1841 гг. Дарвин был секретарём Лондонского геологического общества. В 1839 году женился, а в 1842-м супруги переехали из Лондона в Даун (графство Кент), где стали жить постоянно. Здесь Дарвин вёл уединённую и размеренную жизнь учёного и писателя.

Вскоре после возвращения Дарвин издал книгу, известную под сокращённым названием «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле "Бигль"» (1839). Она имела большой успех, и второе, расширенное издание (1845) было переведено на многие европейские языки и множество раз переиздавалось. Дарвин принял также участие в написании пятитомной монографии «Зоология путешествия» (1842). Как зоолог Дарвин выбрал объектом своего изучения усоногих раков, и вскоре стал лучшим в мире специалистом по этой группе. Он написал и издал четырёхтомную монографию «Усоногие раки» (Monograph on the Cirripedia, 1851-1854), которой зоологи пользуются до сих пор.

С 1837 года Дарвин начал вести дневник, в который вносил данные о породах домашних животных и сортах растений, а также соображения о естественном отборе. В 1842 году написал первый очерк о происхождении видов.

Начиная с 1855 года, Дарвин переписывался с американским ботаником А. Греем, которому через два года и изложил свои идеи. Под влиянием английского геолога и естествоиспытателя Ч. Лайеля Дарвин в 1856 начал готовить третий, расширенный вариант книги. В июне 1858 года, когда работа была выполнена наполовину, получил письмо от английского натуралиста А. Р. Уоллеса с рукописью статьи последнего. В этой статье Дарвин обнаружил сокращённое изложение своей собственной теории естественного отбора. Два натуралиста независимо и одновременно разработали идентичные теории. На обоих оказала влияние работа Т. Р. Мальтуса о народонаселении; обоим были известны взгляды Лайеля, оба изучали фауну, флору и геологические формации групп островов и обнаружили значительные различия между населяющими их видами. Дарвин отослал Лайелю рукопись Уоллеса вместе со своим собственным очерком, а также набросками его второго варианта (1844) и копией своего письма к А. Грею (1857). Лайель обратился за советом к английскому ботанику Джозефу Гукеру, и 1 июля 1858 года они вместе представили Линнеевскому обществу в Лондоне обе работы.

В 1859 году Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life) , где показал изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов.

В 1868 году Дарвин опубликовал свой второй труд на тему эволюции - «Изменение животных и растений в домашнем состоянии» (The Variation of Animals and Plants under Domestication), в который вошло множество примеров эволюции организмов. В 1871 году появился ещё один важный труд Дарвина - «Происхождение человека и половой отбор» (The Descent of Man, and Selection in Relation to Sex), где Дарвин привёл аргументы в пользу естественного происхождения человека от животных (обезьяноподобных предков). Среди других известных поздних работ Дарвина - «Опыление у орхидных» (The Fertilization of Orchids, 1862); «Выражение эмоций у человека и животных» (The Expression of the Emotions in Man and Animals, 1872); «Действие перекрёстного опыления и самоопыления в растительном мире» (The Effects of Cross- and Self-Fertilization in the Vegetable Kingdom, 1876).

Дарвин был удостоен множества наград от научных обществ Великобритании и других европейских стран.

Семья Чарльза Дарвина:

Дарвин подошел к вопросу брака очень серьезно. Он собрал все аргументы воедино и записал их на листе бумаги «за» и «против». В конце он просуммировал аргументы и вывел окончательное заключение: «Жениться-Жениться-Жениться». 29 января 1839 года Чарлз Дарвин женился на своей кузине, Эмме Вэджвуд. Церемония бракосочетания была проведена в традициях Англиканской церкви и в соответствии с унитарианскими традициями. Сначала пара жила на Gower Street в Лондоне, затем 17 сентября 1842 года, переехала в Даун (графство Кент).

У Дарвинов было десять детей, трое из которых умерли в раннем возрасте. Многие из детей и внуков сами достигли значительных успехов.

Уильям Эразм Дарвин (англ. William Erasmus Darwin) (27 декабря 1839 - 8 сентября 1914). Старший сын Дарвина. Он был выпускником Колледжа Христа в Кембриджском университете, работал банкиром в Саутгемптоне. Женился на Саре Ашбурнер родом из Нью-Йорка. Детей не было.

Энни Элизабет Дарвин (англ. Anne Elizabeth Darwin) (2 марта 1841 - 23 апреля 1851). Умерла в возрасте десяти лет (вероятно от туберкулеза). Смерть Энни радикально изменила взгляды Дарвина на христианство.

Мэри Элинор Дарвин (англ. Mary Eleanor Darwin) (23 сентября 1842 - 16 октября 1842). Умерла во младенчестве.

Генриетта Эмма «Этти» Дарвин (англ. Henrietta Emma "Etty" Darwin) (25 сентября 1843 - 17 декабря 1929). Была замужем за Ричардом Бакли Личфилдом, детей не было. Дожила до 86 лет. В 1904 году опубликовала личные письма матери.

Элизабет «Бесси» Дарвин (англ. Elizabeth "Bessy" Darwin) (8 июля 1847-1926). Дожила до 78 лет. Замужем не была, детей не имела.

Чарлз Уоринг Дарвин (англ. Charles Waring Darwin) (6 декабря 1856 - 28 июня 1858). Умер во младенчестве.

Некоторые из детей были болезненны или слабы, и Чарлз Дарвин боялся, что причина этого в их родственной близости с Эммой, что было отражено в его работах по болезненности потомков от близкородственного скрещивания и преимуществах далёких скрещиваний.

Чарльз Роберт Дарвин (Charles Robert Darwin, 12 февраля 1809 – 19 апреля 1882) – английский путешественник и натуралист. Дарвин является основателем многих биологических теорий, главными из которых являются теория о происхождении человека на Земле и гипотеза об эволюции, где Чарльз заявлял об общих предках современных людей, которые на протяжении миллионов лет сменялись и приспосабливались. Позднее Дарвин доказал еще одну теорию – о половом отборе.

Детство

Чарльз Роберт Дарвин родился 12 февраля в небольшом городке Шрусбери, находящемся на территории графства Шропшир, в многодетной, но весьма состоятельной семье. Чарльз был пятым из шести детей, поэтому родительским вниманием и лаской был частично обделен.

Его отец – Роберт Дарвин – являлся знаменитым в городке врачом, который позднее переквалифицировался в весьма талантливого финансиста. Мать – Сьюзанн Дарвин – происходила из аристократического рода, поэтому юный Чарльз был наполовину благородных кровей. Многие библиографы считают, что свою любовь к натурализму и путешествиям Дарвин получил от деда по отцовской линии – Эразма Дарвина, который, будучи молодым и перспективным ученым, часто посещал другие страны в поисках новых идей для изобретений.

Семья Дарвина была достаточно религиозной. Несмотря на тот факт, что родители мальчика придерживались унитарианства, Роберт Дарвин никогда не запрещал своим сыновьям и дочерям посещать англиканскую церковь. По записям самого Дарвина, отец был достаточно свободных взглядов, поэтому строгие религиозные традиции в их семье имели скорее формальную сторону.

В 1817 году юного Дарвина отдают в дневную школу, где основной упор идёт на изучение классических языков и литературы. Однако с первых же дней становится понятно, что мальчику абсолютно неинтересны «сухие для его живой души вещи», из-за чего начинаются первые проблемы с воспитанием.

В этом же году мать Чарльза скоропостижно умирает, вследствие чего ответственность за воспитание и уход за детьми целиком ложатся на плечи отца, который никогда всерьез не занимался детьми, предоставляя эти заботы своей жене. Неспособный и частично нежелающий понять духовный мир Чарльза, отец отдает его и старшего брата Эразма в Школу Шрюсбери – английское учебное заведение пансионного типа, где мальчики должны продолжить изучение филологической сферы.

Но как бы ни старался отец привить Чарльзу любовь к языкам, тот не только не желает обучаться этому, но и начинает бунтовать: сбегает с уроков, доводит до истерики школьных учителей и, в конечном итоге, получает полное безразличие к своей персоне с их стороны. Однако это абсолютно не мешает молодому таланту заниматься тем, чем он действительно хочет заниматься. Сначала он увлекается ботаникой, собирает различные растения и травы. Затем переходит на коллекционирование бабочек и минералов. Еще через полгода Чарльз увлекается охотой, что напрочь отбивает у отца желание наладить хорошие отношения с родным сыном. В итоге тому начинают угрожать наказанием, лишь бы только молодой человек наконец закончил пансион и получил аттестат.

Юность

Как только обучение в пансионе подходит к своему логическому завершению, Чарльз объединяется со старшим братом и переезжает в Эдинбург, где поступает в местный университет на факультет медицины. Вместе с другими одаренными студентами и под руководством опытных профессоров Дарвин проводит ряд хирургических операций и даже на какое-то время начинает всерьез задумываться о карьере в этой области, но два месяца спустя операции становятся для него скучными, и он бросает хирургию.

После этого Чарльз Дарвин посещает лекции Роберта Джемсона по геологии, несмотря на тот факт, что сам он не сильно любил эту область. Параллельно он продолжает изучать биологию и даже формирует несколько самостоятельных теорий. Однажды он становится свидетелем диалога между Робертом Эдмондом Грантом и его коллегой, в течение которой первый всерьез восхвалял идеи и теории Ламарка о происхождении жизни на Земле. Дарвин был настолько впечатлен речью, хоть и остался в стороне от диалога, что продолжил изучение этой темы, придя впоследствии к феноменальным выводам.

К 1827 году отец Дарвина обнаруживает факт о том, что его сын давно забросил медицину и хирургию, вновь увлекшись коллекционированием и охотой. В стремлении сделать из него известного и обеспеченного человека отец предлагает Чарльзу поступить в колледж Христа Кембриджского университета, чтобы в дальнейшем тот имел возможность получить сан священника. Сперва молодой человек сомневается в правильности своего выбора, ведь, будучи медиком и биологом, он не раз сталкивался с противоречиями в канонах и догмах. Но отцу удается настоять на своём и в 1828 году Дарвин поступает в Кембридж.

Карьера

Как и предполагалось, обучение Дарвина начало проходить не так, как планировал отец. Религиозные нормы поведения не нравились молодому и талантливому натуралисту, поэтому, по его собственным словам, Чарльз быстро забросил учебу и «переключился» на коллекционирование жуков и охоту. Благодаря Кембриджу он сумел познакомиться со многими видными натуралистами и профессорами биологии, некоторые из которых становились его кумирами на долгие годы. К числу самых близких и дорогих друзей он причислял ведущего профессора ботаники Джона Стивенса Генслоу, который приложил много усилий для обучения своего подопечного.

К 1831 году Чарльз Дарвин, окончив Кембриджский университет, окончательно понимает, что хочет быть именно натуралистом. К тому моменту о талантливом парне уже знают практически все, поэтому, когда начинает собираться экспедиция в Южную Америку, осуществляемая на корабле «Бигль», Дарвина сразу же оповещают. Так начинается его новая жизнь и, что самое главное, начало головокружительной карьеры как путешественника и натуралиста.

Дарвин проводит в экспедиции долгих пять лет. За это время он не раз высаживается на берег различных островов, собирает геологические материалы, составляет карты, делает небольшие заметки о местной флоре и фауне. Всю собранную информацию он старательно разделяет по категориям и, по возможности, отправляет в Кембридж и родственникам, показывая результаты своей деятельности. Отдельно Чарльзу Дарвину удается собрать уникальную и большую коллекцию растений и насекомых, которых он находит в Патагонии, Пунта Альта, на Галапагосских и других островах.

Вернувшись в 1836 году из путешествия, Дарвин решает, что пора написать собственную книгу, где можно подробно изложить все приключения и приложить результаты проведенных исследований. Так на свет появляется книга под названием «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль», которая выходит в публикацию в 1839 году. Она получает признание широкой общественности, а также многих ведущих зоологов, поскольку исследования Дарвина на тот момент были ценны и уникальны.

После успеха первой книги, Чарльз берется за написание многотомника о происхождении видов. Благодаря многочисленным записям и заметкам, которые ему удалось собрать во время путешествия в Южную Америку, он приходит к выводу о том, что каждый вид на протяжении многих миллионов лет значительно изменялся, несмотря на то, что оставлял принадлежность к корням. Таким образом, Дарвину удалось сформировать, а позднее доказать теорию об эволюционном происхождении видов, которая была подробно описана в его книге «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». К слову, книга стала настолько популярной, что распространилась по всему миру, сделав Дарвина известным, и продолжает продаваться и по сей день.

Личная жизнь

В отличие от своих друзей, которые еще в молодости женились и разводились, для Чарльза Дарвина брак являлся очень серьезной темой, к которой необходимо было подходить со всей разумностью. Существует версия о том, что в бумагах Дарвина был найден листочек, на котором натуралист и путешественник всерьез составлял список того, чем брак может оказаться полезным и бесполезным. На листке перечислялось около сорока пунктов, которые подтверждали или, наоборот, опровергали стремление вступить в брак.

Тем не менее, внизу под расчетами Чарльз трижды подчеркнул слово «жениться».
В 1839 году он женится на Эмми Вэджвуд – собственной кузине, от которой у него рождаются десять детей (трое умирают в младенчестве). Сначала пара живет в Лондоне, но к старости перебирается в графство Кент, где Дарвин покупает огромный дом для своей семьи.

Чарлз Дарвин в возрасте семи лет (1816), за год до безвременной кончины его матери.

Отец Чарльза - Роберт Дарвин.

В следующем году, будучи студентом кабинета естественной истории, он присоединился к Плиниевскому студенческому обществу, в котором активно обсуждался радикальный материализм . В это время он ассистирует Роберту Эдмонду Гранту (англ. Robert Edmund Grant ) в его исследованиях анатомии и жизненного цикла морских беспозвоночных . На заседаниях общества, в марте 1827 года, он представляет краткие сообщения о своих первых открытиях, которые меняли взгляд на привычные вещи. В частности он показал, что так называемые, яйца мшанки Flustra обладают способностью самостоятельно двигаться при помощи ресничек и в действительности являются личинками; в другом открытии он замечает, что маленькие шаровидные тела, которые считались молодыми стадиями водоросли Fucus loreus , представляют собою яйцевые коконы хоботной пиявки Pontobdella muricata . Однажды, в присутствии Дарвина, Грант восхвалял эволюционные идеи Ламарка . Дарвин был изумлен этой восторженной речью, но сохранил молчание. Недавно он почерпнул сходные идеи у своего деда - Эразма, прочтя его Зоономию , и поэтому уже был в курсе противоречий этой теории. В течение второго года пребывания в Эдинбурге Дарвин посещает курс натуральной истории Роберта Джемисона (англ. Robert Jameson ), который охватывал геологию , включая полемику между Нептунистами и Плутонистами. Однако тогда Дарвин не испытывал страсти к геологическим наукам, хотя получил достаточную подготовку, чтобы разумно судить об этом предмете. В это время он изучил классификацию растений и принимал участие в работе с обширными коллекциями в Университетском музее, одном из крупнейших музеев Европы того периода.

Кембриджский период жизни 1828-1831

Ещё будучи молодым человеком, Дарвин стал членом научной элиты.

Отец Дарвина узнав, что сын забросил обучение медицине, был раздосадован и предложил ему поступить в Кембриджский христианский колледж и получить сан священника Англиканской церкви. По словам самого Дарвина, дни, проведенные в Эдинбурге посеяли в нём сомнения в догматах англиканской церкви. Поэтому перед принятием окончательного решения он берет время на размышления. В это время он старательно читает богословские книги, и в конечном счете убеждает себя в приемлемости церковных догматов и готовится к поступлению. Во время учёбы в Эдинбурге он забыл некоторые основы, необходимые для поступления, и поэтому он занимается с частным преподавателем в Шрусбери и поступает в Кембридж после рождественских каникул, в самом начале 1828 г.

Дарвин начал учиться, но, по словам самого Дарвина, он не слишком углубился в обучение, посвящая больше времени верховой езде, стрельбе из ружья и охоте (благо посещение лекций было делом добровольным). Его кузен Уильям Фокс (англ. William Darwin Fox ) познакомил его с энтомологией и сблизил с кругом лиц, увлекающимися коллекционированием насекомых. В результате у Дарвина просыпается страсть к коллекционированию жуков. Сам же Дарвин в подтверждение своего увлечения приводит следующую историю: «Однажды, сдирая с дерева кусок старой коры, я увидел двух редких жуков и схватил каждой рукой по одному из них, но тут я увидел третьего, какого-то нового рода, которого я никак не в состоянии был упустить, и я сунул того жука, которого держал в правой руке, в рот. Увы! Он выпустил какую-то чрезвычайно едкую жидкость, которая так обожгла мне язык, что я вынужден был выплюнуть жука, и я потерял его, так же как и третьего» . Некоторые из его находок были опубликованы в книге Стивенса (англ. James Francis Stephens ) «Иллюстрации британской энтомологии» англ. "Illustrations of British entomology" .

Генслоу, Джон Стивенс

Он становится близким другом и последователем профессора ботаники Джона Стивенса Генслоу (англ. John Stevens Henslow ). Благодаря знакомству с Генслоу он познакомился с другими ведущими натуралистами, становясь известным в их кругах как «Тот, который гуляет с Генслоу» (англ. “the man who walks with Henslow” ). Когда приблизились экзамены, Дарвин сосредоточился на учёбе. В это время он читает «Доказательство Христианства» (англ. "Evidences of Christianity" ) Уильяма Палея (англ. William Paley ), чей язык и изложение восхищают Дарвина В заключении обучения, в январе 1831 года, Дарвин хорошо продвинулся в теологии, изучил классиков литературы, математику и физику, в итоге стал 10-м в списке из 178 успешно сдавших экзамен.

Дарвин оставался в Кембридже до июня. Он изучает труд Палея «Естественная Теология» (англ. "Natural Theology" ), в котором автор приводит теологические аргументы для объяснения природы естества, объясняя адаптацию как воздействие бога посредством законов природы. Он читает новую книгу Гершеля (англ. John Herschel ), которая описывает высочайшую цель естественной философии как постижение законов через индуктивные рассуждения , основанные на наблюдениях. Также особое внимание он уделяет книге Александра Гумбольта (англ. Alexander von Humboldt ) «Личное повествование» (англ. ""Personal Narrative"" ), в которой автор описывает свои путешествия. Описания острова Тенериф, которые приводит Гумбольт, заражают Дарвина и его друзей идеей отправиться туда, по завершению обучения, для занятий естественной историей в условиях тропиков. Для подготовки к этому он обучается на курсе геологии преподобного Адама Седжвика (англ. Adam Sedgwick ), а после отправляется с ним летом на картографирование пород в Уэльсе . Через две недели, вернувшись после непродолжительной геологической поездки по Северному Уэльсу, он находит письмо от Генслоу, в котором тот рекомендовал Дарвина как подходящего человека на неоплачиваемую должность натуралиста капитану «Бигля» (англ. HMS Beagle ), Роберту Фицрою (англ. Robert FitzRoy ), под чьим командованием через четыре недели должна начаться экспедиция к берегам Южной Америки. Дарвин готов был тут же принять предложение, однако его отец возражал против такого рода приключения, поскольку считал, что двухлетний вояж - это не что иное, как трата времени впустую. Но своевременное вмешательство его дяди Джозайи Веджвуда II (англ. Josiah Wedgwood II ) склоняет отца дать согласие.

Путешествие натуралиста на корабле «Бигль» 1831-1836

Вояж корабля «Бигль»

На борту находилось трое огнеземельцев, которых забрали в Англию во время прошлой экспедиции «Бигля» около февраля 1830. Они провели год в Англии и теперь были возвращены обратно на Огненную землю в качестве миссионеров. Дарвин нашёл этих людей дружественными и цивилизованными, в то время как их соплеменники выглядили «жалкими, деградировавшими дикарями», ровно также как отличались домашние и дикие животные между собой. Для Дарвина эти различия в первую очередь продемонстрировали значение культурного превосходства, но никак не расовую неполноценность. В отличие от его ученых друзей, теперь он думал, что не существует непреодолимой пропасти между человеком и животными. Через год эта миссия была заброшена. Огнеземелец, которого назвали Джимми Буттон (англ. Jemmy Button ), стал жить так же, как и другие аборигены: у него была жена и не было никакого желания возвращаться в Англию.

Бигль обследует атоллы Кокосовых островов , целью выяснение механизмов их формирования. Успех этого исследования во многом был определен теоретическим размышлениями Дарвина. Фицрой начал писать официальное изложение путешествия Бигль , и после прочтения дневника Дарвина он предлагает включить его в отчет.

За время путешествия Дарвин побывал на острове Тенерифе, островах Зеленого Мыса , побережье Бразилии , в Аргентине , Уругвае , на Огненной Земле , в Тасмании и на Кокосовых островах , откуда привёз большое количество наблюдений. Результаты он изложил в трудах «Дневник изысканий натуралиста» (The Journal of a Naturalist , ), «Зоология путешествия на корабле „Бигл“» (Zoology of the Voyage on the Beagle , ), «Строение и распределение коралловых рифов» (The Structure and Distribution of Coral Reefs , ) и др. Одним из интересных природных явлений, впервые описанных Дарвиным в научной литературе, были ледяные кристаллы особой формы пенитентес , образующиеся на поверхности ледников в Андах .

Дарвин и Фицрой

Капитан Роберт Фицрой

Перед тем, как отправиться в путешествие, Дарвин встречался с Фицроем. Впоследствии капитан вспоминал эту встречу и говорил, что Дарвин очень серьёзно рисковал быть отвергнутым из-за формы его носа. Будучи приверженцем учения Лафатера, он полагал, что существует связь между характером человека и чертами его внешности, и поэтому он сомневался, что человек с таким носом, как у Дарвина, мог обладать энергией и решимостью, достаточными для того, чтобы совершить путешествие. Несмотря на то, что «нрав у Фитцроя был самый несносный», «он обладал многими благородными чертами: был верен своему долгу, чрезвычайно великодушен, смел, решителен, обладал неукротимой энергией и был искренним другом всех, кто находился под его началом». Сам Дарвин отмечает, что отношение капитана к нему было очень хорошим, «но ужиться с этим человеком при той близости, которая была неизбежна для нас, обедавших за одним столом вдвоем с ним в его каюте, было трудно. Несколько раз мы ссорились, ибо, впадая в раздражение, он совершенно терял способность рассуждать». Тем не менее между ними были серьёзные разногласия на почве политических взглядов. Фитцрой был убежденным консерватором, защитником рабства негров, поощрял реакционную колониальную политику английского правительства. Крайне религиозный человек, слепой сторонник церковной догмы, Фитцрой не в состоянии был понять сомнений Дарвина в вопросе о неизменности видов. Впоследствии он негодовал на Дарвина за то, что он «издал столь кощунственную книгу (он стал очень религиозным), как Происхождение видов ».

Научная деятельность после возвращения

Дарвин и религия

Смерть дочери Дарвина, Энни, в 1851 г. стала последней каплей, которая отвратила уже сомневающегося Дарвина от идеи всеблагого Бога.

В написанной им биографии деда Эразма Дарвина , Чарлз упоминал о ложных слухах, согласно которым Эразм взывал к господу на смертном одре. Чарлз заключал свой рассказ словами: «Таковы были христианские чувствования в этой стране в 1802 г. <...> Мы можем, по крайней мере, надеяться на то, что ничто подобное не существует ныне». Несмотря на эти благие пожелания, весьма сходные истории сопровождали кончину самого Чарлза. Наибольшую известность из них приобрела так называемая «история леди Хоуп», английской проповедницы, опубликованная в 1915 г. , в которой утверждалось, что Дарвин претерпел религиозное обращение во время болезни незадолго до смерти. Подобные истории активно распространялись разного рода религиозными группами и, в конце концов, приобрели статус городских легенд , однако они были опровергнуты детьми Дарвина и отброшены историками как ложные.

В декабре 2008 года завершилось создание фильма «Сотворение» - биографического фильма о Чарльзе Дарвине.

Браки и дети

Понятия, связанные с именем Дарвина, но к которым он руку не приложил

Цитаты

  • «Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».
  • «Не существует доказательств, что человек был изначально одарен облагораживающей верой в существование всемогущего бога».
  • «Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса».

Цитируемая литература

Источники

  • Anonymous, "Obituary: Death Of Chas. Darwin ", en:The New York Times (no. 21 April 1882), . Retrieved on 2008-10-30.06.
  • Arrhenius, O. (October 1921), "Influence of Soil Reaction on Earthworms ", Ecology (no. Vol. 2, No. 4): 255–257, . Retrieved on 2006-12-15.06.
  • Balfour, J. B. (11 May 1882), "Obituary Notice of Charles Robert Darwin", Transactions & Proceedings of the Botanical Society of Edinburgh (no. 14): 284–298
  • Bannister, Robert C. (1989), Social Darwinism: Science and Myth in Anglo-American Social Thought. , Philadelphia: Temple University Press, ISBN 0-87722-566-4
  • Bowler, Peter J. (1989), The Mendelian Revolution: The Emergence of Hereditarian Concepts in Modern Science and Society , Baltimore: Johns Hopkins University Press, ISBN 0-485-11375-9
  • Browne, E. Janet (1995), Charles Darwin: vol. 1 Voyaging , London: Jonathan Cape, ISBN 1-84413-314-1
  • Browne, E. Janet (2002), Charles Darwin: vol. 2 The Power of Place , London: Jonathan Cape, ISBN 0-7126-6837-3
  • Darwin, Charles (1835), Extracts from letters to Professor Henslow , Cambridge: ,
  • Darwin, Charles (1839), Narrative of the surveying voyages of His Majesty"s Ships Adventure and Beagle between the years 1826 and 1836, describing their examination of the southern shores of South America, and the Beagle"s circumnavigation of the globe. Journal and remarks. 1832-1836. , vol. III, London: Henry Colburn,
  • Darwin, Charles (1842), "Pencil Sketch of 1842" , in Darwin, Francis, The foundations of The origin of species: Two essays written in 1842 and 1844. , Cambridge University Press, 1909,
  • Darwin, Charles (1845), Journal of researches into the natural history and geology of the countries visited during the voyage of H.M.S. Beagle round the world, under the Command of Capt. Fitz Roy, R.N. 2d edition , London: John Murray, . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Darwin, Charles & Wallace, Alfred Russel (1858), en:On the Tendency of Species to form Varieties; and on the Perpetuation of Varieties and Species by Natural Means of Selection , Zoology 3, Journal of the Proceedings of the Linnean Society of London, pp. 46-50
  • Darwin, Charles (1859), en:On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life , . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Darwin, Charles (1868), The variation of animals and plants under domestication , London: John Murray, . Retrieved on 2008-11-01.06.
  • Darwin, Charles (1871), The Descent of Man, and Selection in Relation to Sex (1st ed.), London: John Murray, . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Darwin, Charles (1872), en:The Expression of the Emotions in Man and Animals , London: John Murray,
  • Darwin, Charles (1887), Darwin, Francis, ed., The life and letters of Charles Darwin, including an autobiographical chapter , London: John Murray, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Darwin, Charles (1958), Barlow, Nora, ed., en:The Autobiography of Charles Darwin 1809–1882. With the original omissions restored. Edited and with appendix and notes by his granddaughter Nora Barlow , London: Collins, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Desmond, Adrian J. (2004), "Darwin", Encyclopaedia Britannica (DVD ed.)
  • Desmond, Adrian & Moore, James (1991), Darwin , London: Michael Joseph, Penguin Group, ISBN 0-7181-3430-3
  • Dobzhansky, Theodosius (March 1973), "Nothing in Biology Makes Sense Except in the Light of Evolution ", The American Biology Teacher 35 : 125–129, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Eldredge, Niles, "Confessions of a Darwinist ", The Virginia Quarterly Review (no. Spring 2006): 32–53, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • FitzRoy, Robert (1839), Voyages of the Adventure and Beagle, Volume II , London: Henry Colburn, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Freeman, R. B. (1977), The Works of Charles Darwin: An Annotated Bibliographical Handlist , Folkestone: Wm Dawson & Sons Ltd, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Hart, Michael (2000), The 100: A Ranking of the Most Influential Persons in History , New York: Citadel
  • Herbert, Sandra (1991), "Charles Darwin as a prospective geological author ", British Journal for the History of Science (no. 24): 159-192, . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Keynes, Richard (2000), Charles Darwin’s zoology notes & specimen lists from H.M.S. Beagle. , Cambridge University Press,
  • Keynes, Richard (2001), Charles Darwin"s Beagle Diary , Cambridge University Press, . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Kotzin, Daniel (2004), Point-Counterpoint: Social Darwinism , Columbia American History Online, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Lamoureux, Denis O. (March 2004), "Theological Insights from Charles Darwin ", 56 (1): 2–12, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Leff, David (2000), About Charles Darwin , . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Leifchild (1859), "Review of `Origin" ", Athenaeum (no. No. 1673, 19 November 1859), . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Lucas, J. R. (1979), "Wilberforce and Huxley: A Legendary Encounter ", The Historical Journal 22 (2): 313–330, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Miles, Sara Joan (2001), "Charles Darwin and Asa Gray Discuss Teleology and Design ", Perspectives on Science and Christian Faith 53 : 196–201, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Moore, James (2005), Darwin - A "Devil’s Chaplain"? , American Public Media, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Moore, James (2006), Evolution and Wonder - Understanding Charles Darwin , Speaking of Faith (Radio Program), American Public Media, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Owen, Richard (1840), Darwin, C. R., ed., Fossil Mammalia Part 1 , The zoology of the voyage of H.M.S. Beagle, London: Smith Elder and Co
  • Paul, Diane B. (2003), "Darwin, social Darwinism and eugenics", in Hodge, Jonathan and Radick, Gregory, The Cambridge Companion to Darwin , Cambridge University Press, {{{PagesTag}}} 214–239, ISBN 0-521-77730-5
  • Smith, Charles H. (1999), Alfred Russel Wallace on Spiritualism, Man, and Evolution: An Analytical Essay , . Retrieved on 2008-12-07.06.
  • Sulloway, Frank J. (Spring 1982), "Darwin and His Finches: The Evolution of a Legend ", Journal of the History of Biology 15 (1): 1-53, . Retrieved on 2008-12-09.06.
  • Sweet, William (2004), Herbert Spencer , Internet Encyclopedia of Philosophy, Retrieved on 2006-12-15
  • Wilkins, John S. (1997), Evolution and Philosophy: Does evolution make might right? , TalkOrigins Archive, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Wilkins, John S. (2008), "Darwin", in Tucker, Aviezer, A Companion to the Philosophy of History and Historiography , Blackwell Companions to Philosophy, Chichester: Wiley-Blackwell, pp. 405-415, ISBN 1-4051-4908-6
  • van Wyhe, John (27 March 2007), "

(1809 - 1882)

Чарльз Роберт Дарвин появился на свет 12 февраля 1809 года в Шрусбери, Англия. Дарвин родился в тот же день что и Авраам Линкольн. Он был пятым ребенком и вторым сыном Роберта Варинга Дарвина и Сюзан Веджвуд. Чарльз был британским натуралистом, который стал известен своей теорией эволюции человека - “Теория эволюции Чарльза Дарвина” и теории естественного отбора. Как и некоторые другие ученые, он верил что жизнь на земле развивалась (и продолжает развиваться) в течнии миллионов лет из нескольких общих предков.

В 1831 году, Дарвин присоединяется к 26-летнему капитану Роберту Фицрою чтобы совершить кругосветное путешествие на корабле “Бигль”. Этот корабль отправлялся на научную экспедицию. На Галапагосских островах в Тихом океане, Чарльз заметил много различий между растениями и животными того же типа в Южной Америке. Экспедиция посетила множество мест по всему миру, где Дарвин изучал растения и животных, куда бы он ни пошел, собирая образцы для дальнейших исследований.

По возвращении в Лондон в 1836 году, Чарльз Дарвин провел тщательное исследование своих заметок и образцов. Результатом этого исследования стали несколько взаимосвязанных теорий:

  • эволюция была на самом деле;
  • эволюционные изменения были постепенными, требующими от несколько тысяч до миллионов лет;
  • основным механизмом эволюции является процесс который называется естественным отбором
  • миллионы видов жизни сегодня возникли из одной начальной формы жизни на основе ветвящегося процесса под названием "видообразование".

Теория эволюции Чарльза Дарвина полагает, что изменения в рамках одного вида происходят случайно, и что выживание или исчезновение каждого организма определяется тем, что организм способен адаптироваться к окружающей среде. Дарвин изложил эти теории в соей книге в его книге "Происхождение видов путём естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь" (1859) или, кратко, "Происхождение видов". После опубликования “Происхождения видов” Дарвин продолжал писать труді по ботанике, геологии, зоологии и вплоть до своей смерти в 1882 году. Чарльз Роберт Дарвин похоронен в Вестминстерском Аббатстве.
Исследования Дарвина оказали огромное влияние на религию. Много людей категорично были против теории эволюции, так как она конфликтовала с их религиозными убеждениями. Дарвин избегал говорить о богословских и социологических аспектах его работы, но и другие писатели использовали его теории для поддержки их собственных теорий об обществе. Чарльз Дарвин был сдержанным, внимательным, трудолюбивым ученым, который заботился о чувствах и эмоциях не только его семьи, но и друзей и даже коллег.

Есть предположение, что Дарвин отказался от своей теории эволюции на смертном одре. Вскоре после его смерти, евангелистка леди Элизабет Хоуп утверждает она посетила Чарльза Дарвина перед самой смертью, и была свидетелем того как он отрекся от своей теории. Ее история была напечатана в бостонской газете, а затем распространилась по всему миру. История леди Хоуп была опровергнута дочерью Дарвина, Генриеттой, которая заявила: "Я была на с отцом перед его смертью... Он не отказался от какого-либо из своих научных взглядов, ни тогда, ни раньше.”

Чарлз Дарвин в возрасте семи лет (1816), за год до безвременной кончины его матери.

Отец Чарльза - Роберт Дарвин.

В следующем году, будучи студентом кабинета естественной истории, он присоединился к Плиниевскому студенческому обществу, в котором активно обсуждался радикальный материализм . В это время он ассистирует Роберту Эдмонду Гранту (англ. Robert Edmund Grant ) в его исследованиях анатомии и жизненного цикла морских беспозвоночных . На заседаниях общества, в марте 1827 года, он представляет краткие сообщения о своих первых открытиях, которые меняли взгляд на привычные вещи. В частности он показал, что так называемые, яйца мшанки Flustra обладают способностью самостоятельно двигаться при помощи ресничек и в действительности являются личинками; в другом открытии он замечает, что маленькие шаровидные тела, которые считались молодыми стадиями водоросли Fucus loreus , представляют собою яйцевые коконы хоботной пиявки Pontobdella muricata . Однажды, в присутствии Дарвина, Грант восхвалял эволюционные идеи Ламарка . Дарвин был изумлен этой восторженной речью, но сохранил молчание. Недавно он почерпнул сходные идеи у своего деда - Эразма, прочтя его Зоономию , и поэтому уже был в курсе противоречий этой теории. В течение второго года пребывания в Эдинбурге Дарвин посещает курс натуральной истории Роберта Джемисона (англ. Robert Jameson ), который охватывал геологию , включая полемику между Нептунистами и Плутонистами. Однако тогда Дарвин не испытывал страсти к геологическим наукам, хотя получил достаточную подготовку, чтобы разумно судить об этом предмете. В это время он изучил классификацию растений и принимал участие в работе с обширными коллекциями в Университетском музее, одном из крупнейших музеев Европы того периода.

Кембриджский период жизни 1828-1831

Ещё будучи молодым человеком, Дарвин стал членом научной элиты.

Отец Дарвина узнав, что сын забросил обучение медицине, был раздосадован и предложил ему поступить в Кембриджский христианский колледж и получить сан священника Англиканской церкви. По словам самого Дарвина, дни, проведенные в Эдинбурге посеяли в нём сомнения в догматах англиканской церкви. Поэтому перед принятием окончательного решения он берет время на размышления. В это время он старательно читает богословские книги, и в конечном счете убеждает себя в приемлемости церковных догматов и готовится к поступлению. Во время учёбы в Эдинбурге он забыл некоторые основы, необходимые для поступления, и поэтому он занимается с частным преподавателем в Шрусбери и поступает в Кембридж после рождественских каникул, в самом начале 1828 г.

Дарвин начал учиться, но, по словам самого Дарвина, он не слишком углубился в обучение, посвящая больше времени верховой езде, стрельбе из ружья и охоте (благо посещение лекций было делом добровольным). Его кузен Уильям Фокс (англ. William Darwin Fox ) познакомил его с энтомологией и сблизил с кругом лиц, увлекающимися коллекционированием насекомых. В результате у Дарвина просыпается страсть к коллекционированию жуков. Сам же Дарвин в подтверждение своего увлечения приводит следующую историю: «Однажды, сдирая с дерева кусок старой коры, я увидел двух редких жуков и схватил каждой рукой по одному из них, но тут я увидел третьего, какого-то нового рода, которого я никак не в состоянии был упустить, и я сунул того жука, которого держал в правой руке, в рот. Увы! Он выпустил какую-то чрезвычайно едкую жидкость, которая так обожгла мне язык, что я вынужден был выплюнуть жука, и я потерял его, так же как и третьего» . Некоторые из его находок были опубликованы в книге Стивенса (англ. James Francis Stephens ) «Иллюстрации британской энтомологии» англ. "Illustrations of British entomology" .

Генслоу, Джон Стивенс

Он становится близким другом и последователем профессора ботаники Джона Стивенса Генслоу (англ. John Stevens Henslow ). Благодаря знакомству с Генслоу он познакомился с другими ведущими натуралистами, становясь известным в их кругах как «Тот, который гуляет с Генслоу» (англ. “the man who walks with Henslow” ). Когда приблизились экзамены, Дарвин сосредоточился на учёбе. В это время он читает «Доказательство Христианства» (англ. "Evidences of Christianity" ) Уильяма Палея (англ. William Paley ), чей язык и изложение восхищают Дарвина В заключении обучения, в январе 1831 года, Дарвин хорошо продвинулся в теологии, изучил классиков литературы, математику и физику, в итоге стал 10-м в списке из 178 успешно сдавших экзамен.

Дарвин оставался в Кембридже до июня. Он изучает труд Палея «Естественная Теология» (англ. "Natural Theology" ), в котором автор приводит теологические аргументы для объяснения природы естества, объясняя адаптацию как воздействие бога посредством законов природы. Он читает новую книгу Гершеля (англ. John Herschel ), которая описывает высочайшую цель естественной философии как постижение законов через индуктивные рассуждения , основанные на наблюдениях. Также особое внимание он уделяет книге Александра Гумбольта (англ. Alexander von Humboldt ) «Личное повествование» (англ. ""Personal Narrative"" ), в которой автор описывает свои путешествия. Описания острова Тенериф, которые приводит Гумбольт, заражают Дарвина и его друзей идеей отправиться туда, по завершению обучения, для занятий естественной историей в условиях тропиков. Для подготовки к этому он обучается на курсе геологии преподобного Адама Седжвика (англ. Adam Sedgwick ), а после отправляется с ним летом на картографирование пород в Уэльсе . Через две недели, вернувшись после непродолжительной геологической поездки по Северному Уэльсу, он находит письмо от Генслоу, в котором тот рекомендовал Дарвина как подходящего человека на неоплачиваемую должность натуралиста капитану «Бигля» (англ. HMS Beagle ), Роберту Фицрою (англ. Robert FitzRoy ), под чьим командованием через четыре недели должна начаться экспедиция к берегам Южной Америки. Дарвин готов был тут же принять предложение, однако его отец возражал против такого рода приключения, поскольку считал, что двухлетний вояж - это не что иное, как трата времени впустую. Но своевременное вмешательство его дяди Джозайи Веджвуда II (англ. Josiah Wedgwood II ) склоняет отца дать согласие.

Путешествие натуралиста на корабле «Бигль» 1831-1836

Вояж корабля «Бигль»

На борту находилось трое огнеземельцев, которых забрали в Англию во время прошлой экспедиции «Бигля» около февраля 1830. Они провели год в Англии и теперь были возвращены обратно на Огненную землю в качестве миссионеров. Дарвин нашёл этих людей дружественными и цивилизованными, в то время как их соплеменники выглядили «жалкими, деградировавшими дикарями», ровно также как отличались домашние и дикие животные между собой. Для Дарвина эти различия в первую очередь продемонстрировали значение культурного превосходства, но никак не расовую неполноценность. В отличие от его ученых друзей, теперь он думал, что не существует непреодолимой пропасти между человеком и животными. Через год эта миссия была заброшена. Огнеземелец, которого назвали Джимми Буттон (англ. Jemmy Button ), стал жить так же, как и другие аборигены: у него была жена и не было никакого желания возвращаться в Англию.

Бигль обследует атоллы Кокосовых островов , целью выяснение механизмов их формирования. Успех этого исследования во многом был определен теоретическим размышлениями Дарвина. Фицрой начал писать официальное изложение путешествия Бигль , и после прочтения дневника Дарвина он предлагает включить его в отчет.

За время путешествия Дарвин побывал на острове Тенерифе, островах Зеленого Мыса , побережье Бразилии , в Аргентине , Уругвае , на Огненной Земле , в Тасмании и на Кокосовых островах , откуда привёз большое количество наблюдений. Результаты он изложил в трудах «Дневник изысканий натуралиста» (The Journal of a Naturalist , ), «Зоология путешествия на корабле „Бигл“» (Zoology of the Voyage on the Beagle , ), «Строение и распределение коралловых рифов» (The Structure and Distribution of Coral Reefs , ) и др. Одним из интересных природных явлений, впервые описанных Дарвиным в научной литературе, были ледяные кристаллы особой формы пенитентес , образующиеся на поверхности ледников в Андах .

Дарвин и Фицрой

Капитан Роберт Фицрой

Перед тем, как отправиться в путешествие, Дарвин встречался с Фицроем. Впоследствии капитан вспоминал эту встречу и говорил, что Дарвин очень серьёзно рисковал быть отвергнутым из-за формы его носа. Будучи приверженцем учения Лафатера, он полагал, что существует связь между характером человека и чертами его внешности, и поэтому он сомневался, что человек с таким носом, как у Дарвина, мог обладать энергией и решимостью, достаточными для того, чтобы совершить путешествие. Несмотря на то, что «нрав у Фитцроя был самый несносный», «он обладал многими благородными чертами: был верен своему долгу, чрезвычайно великодушен, смел, решителен, обладал неукротимой энергией и был искренним другом всех, кто находился под его началом». Сам Дарвин отмечает, что отношение капитана к нему было очень хорошим, «но ужиться с этим человеком при той близости, которая была неизбежна для нас, обедавших за одним столом вдвоем с ним в его каюте, было трудно. Несколько раз мы ссорились, ибо, впадая в раздражение, он совершенно терял способность рассуждать». Тем не менее между ними были серьёзные разногласия на почве политических взглядов. Фитцрой был убежденным консерватором, защитником рабства негров, поощрял реакционную колониальную политику английского правительства. Крайне религиозный человек, слепой сторонник церковной догмы, Фитцрой не в состоянии был понять сомнений Дарвина в вопросе о неизменности видов. Впоследствии он негодовал на Дарвина за то, что он «издал столь кощунственную книгу (он стал очень религиозным), как Происхождение видов ».

Научная деятельность после возвращения

Дарвин и религия

Смерть дочери Дарвина, Энни, в 1851 г. стала последней каплей, которая отвратила уже сомневающегося Дарвина от идеи всеблагого Бога.

В написанной им биографии деда Эразма Дарвина , Чарлз упоминал о ложных слухах, согласно которым Эразм взывал к господу на смертном одре. Чарлз заключал свой рассказ словами: «Таковы были христианские чувствования в этой стране в 1802 г. <...> Мы можем, по крайней мере, надеяться на то, что ничто подобное не существует ныне». Несмотря на эти благие пожелания, весьма сходные истории сопровождали кончину самого Чарлза. Наибольшую известность из них приобрела так называемая «история леди Хоуп», английской проповедницы, опубликованная в 1915 г. , в которой утверждалось, что Дарвин претерпел религиозное обращение во время болезни незадолго до смерти. Подобные истории активно распространялись разного рода религиозными группами и, в конце концов, приобрели статус городских легенд , однако они были опровергнуты детьми Дарвина и отброшены историками как ложные.

В декабре 2008 года завершилось создание фильма «Сотворение» - биографического фильма о Чарльзе Дарвине.

Браки и дети

Понятия, связанные с именем Дарвина, но к которым он руку не приложил

Цитаты

  • «Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».
  • «Не существует доказательств, что человек был изначально одарен облагораживающей верой в существование всемогущего бога».
  • «Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса».

Цитируемая литература

Источники

  • Anonymous, "Obituary: Death Of Chas. Darwin ", en:The New York Times (no. 21 April 1882), . Retrieved on 2008-10-30.06.
  • Arrhenius, O. (October 1921), "Influence of Soil Reaction on Earthworms ", Ecology (no. Vol. 2, No. 4): 255–257, . Retrieved on 2006-12-15.06.
  • Balfour, J. B. (11 May 1882), "Obituary Notice of Charles Robert Darwin", Transactions & Proceedings of the Botanical Society of Edinburgh (no. 14): 284–298
  • Bannister, Robert C. (1989), Social Darwinism: Science and Myth in Anglo-American Social Thought. , Philadelphia: Temple University Press, ISBN 0-87722-566-4
  • Bowler, Peter J. (1989), The Mendelian Revolution: The Emergence of Hereditarian Concepts in Modern Science and Society , Baltimore: Johns Hopkins University Press, ISBN 0-485-11375-9
  • Browne, E. Janet (1995), Charles Darwin: vol. 1 Voyaging , London: Jonathan Cape, ISBN 1-84413-314-1
  • Browne, E. Janet (2002), Charles Darwin: vol. 2 The Power of Place , London: Jonathan Cape, ISBN 0-7126-6837-3
  • Darwin, Charles (1835), Extracts from letters to Professor Henslow , Cambridge: ,
  • Darwin, Charles (1839), Narrative of the surveying voyages of His Majesty"s Ships Adventure and Beagle between the years 1826 and 1836, describing their examination of the southern shores of South America, and the Beagle"s circumnavigation of the globe. Journal and remarks. 1832-1836. , vol. III, London: Henry Colburn,
  • Darwin, Charles (1842), "Pencil Sketch of 1842" , in Darwin, Francis, The foundations of The origin of species: Two essays written in 1842 and 1844. , Cambridge University Press, 1909,
  • Darwin, Charles (1845), Journal of researches into the natural history and geology of the countries visited during the voyage of H.M.S. Beagle round the world, under the Command of Capt. Fitz Roy, R.N. 2d edition , London: John Murray, . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Darwin, Charles & Wallace, Alfred Russel (1858), en:On the Tendency of Species to form Varieties; and on the Perpetuation of Varieties and Species by Natural Means of Selection , Zoology 3, Journal of the Proceedings of the Linnean Society of London, pp. 46-50
  • Darwin, Charles (1859), en:On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life , . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Darwin, Charles (1868), The variation of animals and plants under domestication , London: John Murray, . Retrieved on 2008-11-01.06.
  • Darwin, Charles (1871), The Descent of Man, and Selection in Relation to Sex (1st ed.), London: John Murray, . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Darwin, Charles (1872), en:The Expression of the Emotions in Man and Animals , London: John Murray,
  • Darwin, Charles (1887), Darwin, Francis, ed., The life and letters of Charles Darwin, including an autobiographical chapter , London: John Murray, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Darwin, Charles (1958), Barlow, Nora, ed., en:The Autobiography of Charles Darwin 1809–1882. With the original omissions restored. Edited and with appendix and notes by his granddaughter Nora Barlow , London: Collins, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Desmond, Adrian J. (2004), "Darwin", Encyclopaedia Britannica (DVD ed.)
  • Desmond, Adrian & Moore, James (1991), Darwin , London: Michael Joseph, Penguin Group, ISBN 0-7181-3430-3
  • Dobzhansky, Theodosius (March 1973), "Nothing in Biology Makes Sense Except in the Light of Evolution ", The American Biology Teacher 35 : 125–129, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Eldredge, Niles, "Confessions of a Darwinist ", The Virginia Quarterly Review (no. Spring 2006): 32–53, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • FitzRoy, Robert (1839), Voyages of the Adventure and Beagle, Volume II , London: Henry Colburn, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Freeman, R. B. (1977), The Works of Charles Darwin: An Annotated Bibliographical Handlist , Folkestone: Wm Dawson & Sons Ltd, . Retrieved on 2008-11-04.06.
  • Hart, Michael (2000), The 100: A Ranking of the Most Influential Persons in History , New York: Citadel
  • Herbert, Sandra (1991), "Charles Darwin as a prospective geological author ", British Journal for the History of Science (no. 24): 159-192, . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Keynes, Richard (2000), Charles Darwin’s zoology notes & specimen lists from H.M.S. Beagle. , Cambridge University Press,
  • Keynes, Richard (2001), Charles Darwin"s Beagle Diary , Cambridge University Press, . Retrieved on 2008-10-24.06.
  • Kotzin, Daniel (2004), Point-Counterpoint: Social Darwinism , Columbia American History Online, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Lamoureux, Denis O. (March 2004), "Theological Insights from Charles Darwin ", 56 (1): 2–12, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Leff, David (2000), About Charles Darwin , . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Leifchild (1859), "Review of `Origin" ", Athenaeum (no. No. 1673, 19 November 1859), . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Lucas, J. R. (1979), "Wilberforce and Huxley: A Legendary Encounter ", The Historical Journal 22 (2): 313–330, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Miles, Sara Joan (2001), "Charles Darwin and Asa Gray Discuss Teleology and Design ", Perspectives on Science and Christian Faith 53 : 196–201, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Moore, James (2005), Darwin - A "Devil’s Chaplain"? , American Public Media, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Moore, James (2006), Evolution and Wonder - Understanding Charles Darwin , Speaking of Faith (Radio Program), American Public Media, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Owen, Richard (1840), Darwin, C. R., ed., Fossil Mammalia Part 1 , The zoology of the voyage of H.M.S. Beagle, London: Smith Elder and Co
  • Paul, Diane B. (2003), "Darwin, social Darwinism and eugenics", in Hodge, Jonathan and Radick, Gregory, The Cambridge Companion to Darwin , Cambridge University Press, {{{PagesTag}}} 214–239, ISBN 0-521-77730-5
  • Smith, Charles H. (1999), Alfred Russel Wallace on Spiritualism, Man, and Evolution: An Analytical Essay , . Retrieved on 2008-12-07.06.
  • Sulloway, Frank J. (Spring 1982), "Darwin and His Finches: The Evolution of a Legend ", Journal of the History of Biology 15 (1): 1-53, . Retrieved on 2008-12-09.06.
  • Sweet, William (2004), Herbert Spencer , Internet Encyclopedia of Philosophy, Retrieved on 2006-12-15
  • Wilkins, John S. (1997), Evolution and Philosophy: Does evolution make might right? , TalkOrigins Archive, . Retrieved on 2008-11-22.06.
  • Wilkins, John S. (2008), "Darwin", in Tucker, Aviezer, A Companion to the Philosophy of History and Historiography , Blackwell Companions to Philosophy, Chichester: Wiley-Blackwell, pp. 405-415, ISBN 1-4051-4908-6
  • van Wyhe, John (27 March 2007), "


Loading...Loading...