Штурмовое орудие "Brummbär". “Brummbär” Штурмовая самоходная установка

Sturmgeschütz IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).
150-мм САУ "Бруммбар" ("Медведь гризли")
Другие обозначения: "Brummbär", StuG mit 15cm, "Sturmpanzer" 43

Установка разработана в 1943 году на базе танка Т-IV и предназначалась для непосредственной поддержки пехоты и танков. Установка была вооружена 150-мм гаубицей с длинной ствола 12 калибров. Гаубица раздельного заряжения с начальной скоростью снаряда 210 м/с устанавливалась в просторной бронированной боевой рубке с помощью сферической маски.

Самоходная установка имела сильное бронирование: толщина лобовой брони корпуса составляла 80-мм, рубки - 100-мм, борта корпуса имели толщину 30-мм и дополнительно защищались броневыми экранами. В качестве приборов управления огнем использовались танковый телескопический и панорамный прицелы, что позволяло вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Недостатком самоходной установки являлась чрезмерно большая нагрузка на шасси, что часто приводило к выходу из строя ходовой части. Установка выпускалась серийно в течение 1943 и 1944 годов, всего было изготовлено около 700 машин, использовавшихся в ротах тяжелых пехотных орудий гренадерских полков и в подразделениях самоходной артиллерии.

В начале 1942 г. фирма "Алкетт" получила задание разработать и запустить в производство новый штурмовой танк; работы предписывалось вести в кооперации с фирмой "Крупп".Фирма "Алкетт" предложила вариант с массивной бронерубкой, наложенной на модифицированное фирмой "Крупп" шасси танка PzKpfw IV. В плоском наклонном лобовом бронелисте рубки монтировалась 150-мм штурмовая гаубица. Как и ряд предшествующих проектов, самоходки "Sturmhaubitze" 42 (Sd.Kfz.142/2) и StuG 33 рассматривались в качестве "временных мер". Альберт Шпеер приказал вести проектирование "Sturmpanzer"IV, фактически прямой предшественницей машины "Бруммбар" стала самоходка StuG 33.

На проходившем 2 октября 1942 г. Шпееру было доложено состояние работ по штурмовому танку "Sturmpanzer" IV; 14 октября 1942 г. с проектом ознакомился Гитлер. Гитлер дал указание изготовить 40-60 штурмовых танков к весне 1943 г. В качестве базы самоходки было взято шасси танка PzKpfw IV, вооружение - гаубица 150 mm StuH 43 L/12 (танковый вариант пехотного орудия Шкода slG 33). В это же время Гитлер дал указание начать проектирование нового варианта самоходки, вооруженной мортирой калибра 210-мм или 220-мм. Предложение фюрера, однако, не было воплощено в жизнь. В феврале 1943 г. фирма Шкода изготовила деревянный макет машины "Sturmpanzer" IV (Sturmpanzer 43). Самоходка получила следующее полное обозначение: "Sturmgeschutz" IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).

В марте 1943 г. были готовы первые шесть из 60 заказанных штурмовых танков, до конца апреля удалось изготовить еще 40 машин. Последние 14 машин поставили в мае 1943 г. В основном самоходки собирались на основе вновь построенных танковых шасси, однако несколько машин переделали из уже готовых PzKpfw IV. Новые шасси поставляла фирма "Нибелунгенверке" из Сент-Валентайна; 52 штурмовых танка первой партии изготовили на основе вновь построенных шасси танков PzKpfw IV Ausf.G, для восьми машин использовались переоборудованные шасси танков PzKpfw IV Ausf.Е и Ausf.F. В дальнейшем приняли решение для производства самоходок использовать только имеющиеся танковые шасси. Окончательная сборка штурмовых танков велась на арсенале в Вене (Herreszeugamt Wien) в кооперации с фирмами "Заурерверке" и "Зиммеринг-Грац-Паукер".На полигоне в Восточной Пруссии 14-15 мая высшие чины третьего Рейха осмотрели новый образец бронетехники.

Альберт Шпеер писал:
- Фюрер отметил, что фронт испытывает острую нужду в машинах, аналогичных "Бруммбару".
Полномасштабное производство штурмовых танков "Бруммбар" планировалось развернуть в конце мая 1943 г., однако первая серийная машина была изготовлена только в ноябре 1943 г. Задержка была вызвана нехваткой танковых шасси. Сборка "Бруммбаров" велась на венском арсенале до мая 1944 г. Первые установки "Sturmpanzer" IV оказались перетяжеленными, так как масса (1850 кг) 150-мм гаубицы была великовата для шасси среднего танка PzKpfw IV, кроме того чрезмерной являлась и сила отдачи при выстреле.

Среди других недостатков штурмового танка "Бруммбар" следует отметить ненадежную трансмиссию и недостаточную мощность двигателя, большой расход топлива. Отсутствие оборонительного пулеметного вооружения делало штурмовой танк беззащитным перед угрозой со стороны специальных противотанковых команд противника. Единственным средством самообороны экипажа самоходки являлись пистолеты-пулеметы МР-40, стрелять из которых можно было сквозь специальные амбразуры, изначально предназначенные для сведения огня из пистолетов. Амбразуры находились в бортовых листах бронерубки.

Экипаж штурмового танка "Бруммбар" состоял из четырех (реже - из пяти) человек, так как заряжающий выполнял еще и обязанности радиста, при разделении этих функций экипаж увеличивался до пяти человек. На первых танках "Бруммбар" рабочее место механика-водителя комплектовалось наблюдательным устройством "Fahrersehklappe-80", аналогичные устройства ставились на тяжелых танках "Тигр I". Из-за саботажа чешских рабочих отмечались поломки механических частей наблюдательного устройства. Большинство штурмовых танков первой партии было потеряно в боях на Курской дуге, под Харьковом и Запорожьем.

В октябре 1943 г. было принято решение спроектировать облегченный вариант орудия и бронерубки, чтобы снизить общую массу штурмового танка. Новый вариант пушки получил обозначение StuH 43/1 L/12. Эти орудия устанавливались на 80 машинах второй партии, выпуск которой начался в декабре 1943 г. Несмотря на некоторое снижение массы машины преодолеть "перетяжеленность" шасси штурмового танка удалось только после уменьшения толщины брони.

Установка была разработана на базе Т-IV в 1943 г. Ее основным предназначением была непосредственная поддержка пехоты и танков во время боевых действий. Основное вооружение 150-миллиметровая гаубица, длинна ствола 12 калибров. Гаубица раздельного заряжения (начальная скорость снаряда 210 метров в секунду) монтировалась в просторную бронированную боевую рубку при помощи сферической маски.

Самоходная установка Sturmgeschütz IV mit 15cm StuH 43 имела сильное бронирование: лобовая броня корпуса имела толщину 80 мм, лобовая броня рубки – 100 мм, 30-миллиметровые бронеплиты устанавливались на борта корпуса, которые дополнительно защищались при помощи броневых экранов. Приборы управления огнем танковый панорамный и телескопический прицелы, что давало возможность вести огонь не только прямой наводкой, но и с закрытой позиции. Недостатком 150-миллиметровой самоходной установки "Бруммбар" ("Медведь гризли") являлась большая нагрузка а шасси, служившая причиной частых поломок ходовой части. Серийное производство установки велось в период с 1943 по 1944 год, всего изготовили около 700 машин, которые использовались в подразделениях самоходной артиллерии и в гренадерских полках в составе рот тяжелых пехотных орудий.

Немецкая САУ Sturmpanzer IV, построенная на базе среднего танка PzKpfw IV, известная также как «Brummbär» (гризли). В советских войсках ее называли «Медведь». Вооружена 150-мм гаубицей StuH 43

В начале 1942 года фирме "Алкетт" выдали задание разработать и начать производство нового штурмового танка; кроме того предписывалось вести работы в кооперации с компанией "Крупп". "Алкетт" предложила машину с массивной бронерубкой, которая монтировалась на шасси танка PzKpfw IV, модифицированное фирмой "Крупп". В наклонном, плоском лобовом бронелисте рубки устанавливалась 150-миллиметровая штурмовая гаубица. Как и некоторые предшествующие проекты, самоходки StuG 33 и "Sturmhaubitze" 42 рассматривались как "временные меры". Альберт Шпеер приказал проектировать "Sturmpanzer" IV, фактически прямой предшественницей "Бруммбар" стала САУ StuG 33.

2 октября 1942 года на совещании Шпееру доложили о состоянии работ по штурмовому "Sturmpanzer" IV. 14.10.1942 проект представили Гитлеру. Гитлер приказал изготовить к весне 1943 года 40-60 таких танков. В качестве базы САУ взяли шасси PzKpfw IV, а основным вооружением послужила гаубица 150 mm StuH 43 L/12, являвшаяся танковым вариантом пехотного орудия slG 33 компании Шкода. Гитлер в это же время дал указание начать разработку нового варианта самоходки, имеющей на вооружении 210- или 220-миллиметровую мортиру. Однако, предложение фюрера в жизнь так и не воплотили. Фирма Шкода в феврале 1943 года изготовила деревянный макет "Sturmpanzer" IV (Sturmpanzer 43). Самоходке дали обозначение "Sturmgeschutz" IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).

Первые 6 из 60 заказанных танков были готовы в марте 1943 года, до конца апреля изготовили еще 40 машин. Последние 14 штурмовых танков были поставлены в мае 1943 года. В большинстве случаев САУ собирались на базе вновь построенных шасси, однако существовали и машины, переделанные из готовых танков PzKpfw IV. Поставкой новых шасси занималась фирма "Нибелунгенверке" (Сент-Валентайн). 52 штурмовых танка из первой партии было изготовлено на основе новых шасси танков PzKpfw IV модификации G, для восьми самоходок использовались переоборудованные шасси PzKpfw IV модификаций Е и F. Позднее было принято решение использовать для производства самоходок только имеющиеся шасси. Окончательную сборку штурмовых танков осуществляли в Вене на арсенале (Herreszeugamt Wien) в кооперации с компаниями "Зиммеринг-Грац-Паукер" и "Заурерверке". 14-15 мая на полигоне в Восточной Пруссии высшие немецкие чины третьего осмотрели новую бронетехнику.

А. Шпеер писал: - Фюрер отметил, что фронту остро необходимы машины, аналогичные "Бруммбару".

Серийное производство штурмовых танков "Бруммбар" должно было развернуться в конце мая 1943 года, однако первую серийную машину была изготовлена лишь в ноябре 1943 года. Задержка обуславливалась острой нехваткой танковых шасси. Сборку "Бруммбаров" на венском арсенале вели до мая 1944 года. Первые "Sturmpanzer" IV были перетяжеленными, поскольку масса 150- миллиметровой гаубицы (1850 кг) была большой для шасси среднего танка PzKpfw IV, сила отдачи также являлась чрезмерной.

Среди других недостатков "Медведя гризли" следует отметить недостаточную мощность двигателя, ненадежную трансмиссию, а также большой расход топлива. Отсутствие пулеметного вооружения на САУ первой серии делало машину беззащитной перед угрозой со стороны противотанковых спец. команд противника. Экипаж самоходки имел единственное средство самообороны – пистолеты-пулеметы МР-40, из которых можно было стрелять сквозь специальные амбразуры, предназначавшиеся для ведения огня. Амбразуры были выполнены в бортовых листах рубки.

Sturmpanzer IV в области Италии, март 1944 года

Как правило, экипаж штурмового танка состоял из четырех человек, поскольку заряжающий выполнял обязанности радиста, в случае разделения этих функций экипаж состоял их пяти человек. Место механика-водителя на первых 150-мм "Бруммбар" оснащалось наблюдательным устройством "Fahrersehklappe-80". Такое же устройство ставилось на тяжелый танк "Тигр I". В связи с саботажем чешских рабочих происходили поломки мех. частей наблюдательного устройства. Большое количество штурмовых танков первой партии потеряли во время боев на Курской дуге, под Запорожьем и Харьковом.

В октябре 1943 года решили спроектировать облегченный вариант бронерубки и орудия, для снижения общей массы штурмового танка. Новой пушке дали обозначение StuH 43/1 L/12. Новыми орудиями оснащались 80 машин второй партии, производство которой началось в декабре 1943 года. Несмотря на снижение массы штурмового орудия преодолеть "перетяжеленность" шасси удалось лишь после уменьшения толщины бронелистов.

Во второй партии штурмовых танков устройства "Fahrerschklappe-80" были заменены перископическими наблюдательными приборами. В январе 1944 года машина "Sturmpanzer" IV дали новое официальное наименование - "Sturmpanzer" IV "Brummbar". Также самоходные установки называли "Sturmpanzer" 43.

Конструкция рубки штурмового орудия "Бруммбар" изменилась в середине 1944 года. Производство машин продолжалось до марта 1945 года: было собрано 166 машин третьей и четвертой партий. Машины последней партии известны под названием "Abschlusserie". Штурмовые танки последних партий имели на вооружении оборонительный пулемет MG-34, установленный в лобовом листе рубки в шаровой установке "Kugelblende". Для уменьшения веса машины изменили конфигурацию верхней части рубки и маски пушки. В крыше рубки над местом командира устанавливалась командирская башенка от штурмового орудия StuG III модификации G, адаптированную к штурмовому орудию "Бруммбар".

На командирской башенке мог устанавливаться зенитный пулемет. Кроме того танки последних серий комплектовались противокумулятивными экранами, некоторые получили циммеритную антимагнитную обмазку. На поздних 150-миллиметровых САУ "Бруммбар" большую часть "болезней" удалось излечить. Штурмовые танки "Медведь гризли" в подразделениях панцерваффе зарекомендовали себя как надежная и необходимая система . Для сборки штурмовых орудий поздних выпусков использовали шасси танков PzKpfw IV модификации Н или J. Шасси PzKpfw IV Ausf.Н имело одну или две пары опорных стальных катков без резиновых бандажей, все опорные катки PzKpfw IV Ausf.J резиновых бандажей не имели.

Единственной проблемой, которую не удалось решить за все время производства штурмовых танков "Бруммбар", была нехватка внутреннего объема бронерубки для размещения большого количества выстрелов. При загрузке 38 150-миллиметровых снарядов (полный боекомплект), пять человек экипаж чувствовали себя в крайне стесненным. Вес снарядов варьировался от 25 (противотанковый снаряд) кг до 38 (фугасный) кг. 150-мм гаубица монтировалось в лобовом бронированном листе в шаровой маске и была несколько смещена вправо от продольной оси штурмового орудия. Углы наведения в горизонтальной плоскости составляли от - 15 до +15 градусов, в вертикальной плоскости от - 8 до +30 градусов.

Гаубица была оснащена оптическим прицелом Selbstfahrlafetten-Zielfemfohr 5x8 (Sfl.Z.F. la). Толщина лобового бронелиста – 100 миллиметров. Бронекожух ствола на машинах первых серий был более коротким, по сравнению с машинами поздних серий. Все штурмовые танки были оснащены радиоприемниками FUG2 USW, приемо-передающими радиостанциями FuG5 мощностью 10 ватт, танковыми переговорными устройствами. Экипаж машин поздних выпусков – пять человек: командир (рабочее место располагалось за орудием), два заряжающих, наводчик и механик-водитель. Место механика-водителя размещалось в левой передней части корпуса в отделении управления.

В период с марта 1943 по март 1945 года изготовили четыре партии "Sturmpanzer" IV и "Sturmpanzer" IV "Brummbar", в количестве 298 шт. (по другой информации 306 ед.). Сборку осуществляли на венском арсенале, а с июня 1944 года в Дуйсбурге на заводе компании "Дойче Эйзенверке". "Heereszeugamt Wien" было поставлено 140 штурмовых орудий. "Deutsche Eisenwerke" – 166 "Brummbar". Комплектующие поставлялись различными компаниями.

Штурмовое орудие "Sturmpanzer" IV "Brummbar" было предназначено для совместных действий с пехотными подразделениями и разрабатывалось специально для ведения боев в условиях городов. На практике выяснилось, что орудие может эффективно применять для разрушения различных полевых укрепление – пулеметных гнезд, блиндажей, окопов, траншей и. т.д. Также "Бруммбары" использовались для непосредственной огневой поддержки в панцергренадерских и пехотных частях. Штурмовые танки в войсках получили прозвище "Stupa".

Небольшое количество 150-миллиметровых САУ "Бруммбар" средних и поздних партий использовали как командирские танки, на них устанавливали дополнительные антенны и радиостанции. Фирма "Крупп" под наименованием Befehlsturmpanzcr IV (Bet.Stu.Pz.IV) изготовила один опытный прототип истребителя танков, вооруженный 88-миллиметровой пушкой Рак43 L/71.

Сегодня штурмовые танки "Sturmpanzer" IV "Brummbar" являются частью экспозиций французского танкового музея в Сомюре, германского танкового музея в Мюнстере, американского музея Абердинского полигона, а также в подмосковной Кубинке.

Тактико-технические характеристики самоходной артиллерийской установки "Бруммбар":
Войсковой индекс – Sd.Kfz.166;
Модель - SluPz IV "Brummbar";
Производитель –"Nibelungen", "Eisenverke";
Шасси – PzKpfw IV;
Боевая масса – 28400 кг (поздних выпусков – более 30050 кг);
Экипаж – 5 человек;
Скорость по шоссе – 35 км/ч;
Запас хода на шоссе – 160 км;
Скорость по проселку – 8 км/ч;
Запас хода на местности – 100 км;
Емкость бензобака – 470 л;
Длина – 5930 мм;
Ширина – 2880 мм;
Высота – 2520 мм;
Клиренс – 400 мм;
Ширина гусеницы – 400 мм;
Двигатель – HL120TRM "Maybach";
Мощность – 300 л.с.;
Орудие – StuH 43;
Калибр – 150 мм;
Длина ствола – 12 кал.;
Начальная скорость осколочного снаряда – 420 м/с;
Боекомплект – 30 выстрелов;
Пулемет – MG-34 (у САУ первой серии отсутствовал);
Калибр – 7,92 мм;
Боекомплект – 600 патронов;
Бронирование – 20-100 мм.

Sturmpanzer IV «Brummbar» в Бронетанковом музее в Кубинке

Классификация самоходно-артил-лерийских установок Вермахта была довольно сложной и запутанной. Тут присутствовали несколько основных классов САУ: Sturmgeschutze - штурмовые орудия, Selbstfahrlafetten - самоходные лафеты, Panzerjager und Jagdpanzer - самоходные противотанковые орудия, истребители танков, Flakpanzer - зенитные самоходные орудия. Неразбериха в классификации усугублялась тем, что машины, относившиеся к одному типу, при модернизации фактически приобретали характерные особенности другого. Так, например, штурмовое орудие StuG III после перевооружения 75-мм длинноствольной пушкой превратилось в классическую противотанковую САУ - Jagdpanzer, в зтом качестве и использовалось, хотя до самого конца войны по-прежнему именовалось штурмовым орудием.

Среди этого многообразия имелся и класс так называемых «штурмовых танков» (Sturmpanzer). К танкам, правда, входившие в него боевые машины никакого отношения не имели. Большинство самоходок, причисляемых к штурмовым танкам, вооружались 150-мм тяжелым пехотным орудием sIG 33. При зтом, однако, некоторые из машин, созданные по техзаданию на штурмовые танки, так никогда и не были к ним причислены, и, наоборот, указанным орудием вооружались не только штурмовые танки.

Так, например, первой САУ, на которой было установлено 150-мм пехотное орудие, стала самоходка на шасси танка Pz.l. Эту машину вообще можно рассматривать как первую немецкую серийную самоходную установку.

Демонстрация прототипа САУ и перевозчика боеприпасов (на самой самоходке боекомплект не перевозился) командованию Вермахта состоялась 29 января 1940 года, после чего последовал заказ на 38 машин.

Тяжелое 150-мм пехотное орудие sIG 33 (sIG - schwere Infanterie Geschutz) с длиной ствола 11,4 калибра, разработанное фирмой Krupp в 1927 году, устанавливалось на крыше корпуса Pz.l вместе с лафетом и колесами. Для защиты орудия с трех сторон была сооружена громоздкая рубка, сваренная из 10-мм бронелистов. При этом высота машины превысила 3 м, а масса достигла 8,5 т, поскольку само орудие в боеготовом состоянии весило 1750 кг. И то и другое самым негативным образом сказалось на проходимости. Кроме того, высокая и узкая САУ имела склонность к опрокидыванию. Тем не менее, зту машину неплохо встретили в войсках. Дело в том, что sIG 33 состояло на вооружении рот пехотных орудий в пехотных полках Вермахта с 1933 года и было хорошо знакомо немецким артиллеристам. Но в буксируемом варианте орудие было тяжеловато, и поэтому солдаты не могли не приветствовать появление его самоходной версии.

В составе 701 -й - 706-й рот тяжелых пехотных орудий эти машины принимали участие в боевых действиях во Франции и на Балканах, а затем и на Восточном фронте. Осенью 1943 года одна САУ этого типа еще находилась на вооружении 704-й роты тяжелых пехотных орудий.

Первой же самоходной установкой, созданной как штурмовой танк, хотя и не вполне отвечавшей тактико-техническим требованиям к последнему (в соответствии с ними боевая машина должна была быть полностью бронированной), стала САУ на базе легкого танка Pz.ll.

В феврале 1941 года завод FAMO изготовил на базе танка Pz.ll Ausf.B прототип самоходно-артиллерийской установки, вооруженной тяжелым пехотным орудием sIG 33. При этом шасси танка было заимствовано без каких-либо изменений, поэтому боевое отделение САУ оказалось слишком тесным.

У серийных машин корпус был расширен на 330 и удлинен на 600 мм. В ходовую часть добавили один опорный каток на борт. В таком виде машину приняли на вооружение Вермахта под обозначением 15 cm sIG 33 auf Pz.Kpfw.ll или Sturmpanzer II.

Тяжелая 150-мм пехотная гаубица (качающаяся часть с верхним станком) устанавливалась в передней части открытой низкопрофильной рубки. Боевая масса машины составляла 12 т. Максимальная скорость достигала 40 км/ч, запас хода по шоссе - 140 км. Боевая рубка сваривалась из броневых листов толщиной 15 мм. В качестве дополнительного вооружения в машине размещался пулемет MG 34.

Серийное производство САУ началось в конце 1941 года на фирме Alkett. Впрочем, изготовлено было только 12 единиц (7 - в 1941-м и 5 - в 1942-м), из которых сформировали 707-ю и 708-ю роты тяжелых пехотных орудий. Обе роты отправили в Северную Африку, где они участвовали в боевых действиях, включая сражение у Эль-Аламейна. Последние Sturmpanzer II были захвачены западными союзниками во время капитуляции немецких войск весной 1943 года в Тунисе.

Инициатором создания следующего штурмового танка стал известный немецкий конструктор доктор Фердинанд Порше, занимавший до 1944 года пост председателя танковой комиссии Министерства вооружений. Он предложил использовать в качестве базы для САУ со 150-мм пехотным орудием шасси среднего танка Pz.HI, значительно больше подходившего для этой цели, чем Pz.ll и, тем более, Pz.l.

Зимой 1941/42 года берлинская фирма Alkett изготовила прототип такой САУ. При боевой массе 21 т машина имела полностью бронированную рубку простой формы с лобовой броней 50 мм, усиленной впоследствии до 80 мм накладными бронелистами. В амбразуре лобового листа рубки устанавливалась качающаяся часть 150-мм орудия sIG 33. Справа от него в штатной танковой шаровой установке Kugelblende 50 размещался курсовой пулемет MG 34. В крыше рубки имелись люк для посадки экипажа и амбразура для выхода перископического прицела.

Контрактом, заключенным с фирмой Alkett, предусматривалось изготовление в 1942 году 12 таких самоходных орудий, получивших название Sturminfanteriegeschiitz 33 (StulG 33) или Sturmpanzer 33). StulG 33 применялись в Сталинграде в составе 177-го штурмового дивизиона. Их 150-мм снаряды больше других подходили для стрельбы по стенам зданий, неуязвимых для орудий меньших калибров. Полностью бронированный корпус САУ надежно защищал экипаж от пуль и осколков.

В сентябре 1942 года в спешном порядке началось изготовление еще 12 боевых машин этого типа. Однако, в Сталинград они не попали и весной 1943 года все были включены в штурмовую батарею тяжелых пехотных орудий 17-го учебного батальона. Боевые машины, участвовавшие в боях в Сталинграде, частью были уничтожены Красной Армией, частью захвачены. Что касается штурмовой батареи, то после потери пяти САУ ее расформировали. Оставшиеся семь StulG 33 летом 1943 г. передали в 23-ю танковую дивизию. До наших дней сохранилась только одна боевая машина этого типа. Она находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке

В ноябре 1942 года министр вооружений Третьего рейха А.Шпеер представил Гитлеру эскизы новой машины, к разработке которой приступила фирма Alkett. На этот раз в основу конструкции было положено шасси среднего танка Pz.IV. Гитлер потребовал в кратчайшие сроки изготовить 40-60 таких САУ, причем вооруженных усовершенствованным орудием с более мощным фугасным снарядом - бои в Сталинграде были в самом разгаре.

Поскольку мощности танковых заводов были загружены до предела и поступления вновь изготовленных шасси в больших количествах ожидать не приходилось, для изготовления САУ решили использовать шасси боевых машин, прибывавших для капремонта. Что касается нового орудия, то заказ на его разработку и изготовление получила фирма Skoda.

Баллистику нового орудия позаимствовали у sIG 33. Заново были разработаны противооткатные устройства и маск-установка, что позволило уменьшить его габариты, массу и откат при сохранении всех прочих ТТХ.

Орудие получило обозначение 15 cm Sturmhaubitze 43. Длина ствола составляла 1810 мм, масса орудия - 1850 кг. В боекомплект входили выстрелы раздельного заряжания с ос-колочно-фугасными снарядами JGr 33 и JGr 38 массой 38 кг и начальной скоростью 240 м/с, а также с кумулятивными снарядами Gr 39 Н1/А массой 25 кг и начальной скоростью 280 м/с, пробивавшие 160 мм броню. Максимальная дальность стрельбы из штурмовой гаубицы достигала 4300 м. За счет монтажа орудия в шаровой установке углы горизонтального наведения составляли 18° на сторону, вертикального - от -8° до +30°.

Первые шесть орудий Skoda изготовила в марте, следующие 40 - в апреле и последние 14-в мае. Соответственно, было выпущено и 60 САУ: 20 в апреле и 40 - в мае 1943 года. Для 52 из них использовались вновь изготовленные на заводе Nibelungenwerk шасси танка Pz.IV Ausf.G, для остальных - шасси поступивших в ремонт танков Pz.IV Ausf.E и Ausf.F. Сборка самоходных установок, получивших официальное название Sturmpanzer IV, осуществлялась на ремонтном заводе сухопутных войск в Вене при участии фирм Saurer и Simmering-Graz-Pauker. Впервые новая боевая машина была продемонстрирована Гитлеру 15 мая 1943 года на полигоне Arys.

Все Sturmpanzer IV имели полностью бронированную боевую рубку с расположенным под большим углом наклона 100-мм лобовым листом. Боевая масса машины достигла 28,2 т (против 23,5 т у базового танка). Несмотря на некоторую перегрузку ходовой части и силовой установки, максимальная скорость машины составляла 40 км/ч, а запас хода - 180 км.

Все 60 «штурмпанцеров» первой серии направили во вновь сформированный 216-й батальон штурмовых танков (Sturmpanzer-Abteilung 216). Боевое крещение батальон получил на Восточном фронте в ходе операции «Цитадель» летом 1943 года. «Штурмпанцеры» достаточно эффективно применялись для уничтожения фортификационных сооружений при прорыве линии обороны советских войск. Поэтому было принято решение о возобновлении их производства с темпом сборки 20 машин в месяц.

Выпуск САУ вновь начался в декабре 1943 года. В качестве базы использовалось шасси среднего танка Pz.IV модификации Н. В конструкцию и форму рубки были внесены незначительные изменения. В частности, в увеличенной рубочке механика-водителя был ликвидирован заимствованный у танка «Тигр» прибор наблюдения Fahrersehklappe 80, а вместо него смонтирован перископ. Кроме того, с февраля 1944 года на боевых машинах начали устанавливать орудие 15 cm Sturmhaubitze 43/1 с удлиненным броневым кожухом ствола. Увеличились число и расположение вентиляторов и люков на крыше рубки. Всего было выпущено 73 Sturmpanzer IV так называемой второй или средней серии. Кстати, в 1944 году боевая машина получила неофициально название Brummbar («Бруммбер» - «Гризли»), под которым известна значительно больше, чем под своим официальным обозначением.

С июля 1944 года начался выпуск третьей, или поздней серии самоходок, продолжавшийся до марта 1945 года. Теперь в качестве базы использовалось шасси Pz.IV Ausf.J. Кроме того, заметно была переделана боевая рубка. Применявшуюся ранее шестиугольную форму с лобовыми скошенными «скулами» заменили на более простую четырехугольную. В лобовом листе над рубкой механика-водителя в шаровой установке Kugelblende 80 был смонтирован пулемет MG 34. На оснащении «Бруммбера» оборонительным пулеметом давно настаивали в войсках. На крыше рубки вновь изменились количество и форма вентиляторов и люков. Появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG III Ausf.G. Кормовая двухстворчатая дверь рубки теперь располагалась в сдвинутом к левому борту броневом выступе.

Заметно изменилась и ходовая часть. Машины двух первых серий имели обрезиненные опорные катки. В результате перегрузки резиновые бандажи быстро разрушались, что приводило к выходу САУ из строя. Поэтому на «бруммберы» третьей серии стали устанавливать опорные кдт-ки со стальными бандажами. Сначала ими заменили обрезиненные только в первой тележке подвески, затем в двух передних. На большинстве же «бруммберов» позднего выпуска все опорные катки ходовой части имели стальные бандажи. Правда, применение таких катков ускоряло износ гусениц, но все же он не был таким быстрым, как разрушение резины.

По разным данным, до марта 1945 года было изготовлено 298-306 штурмовых танков Brummbar.

В конце 1943 года в дополнение к 216-му сформировали 217-й, 218-й и 219-й батальоны штурмовых танков, в каждом из которых имелось 45 боевых машин.

«Бруммберы» воевали на Восточном фронте, в Италии - под Анцио и Неттуно, а также на Западном фронте. Последними крупными операциями, в которых этим машинам довелось выступать в роли штурмовых танков, стали наступление в Арденнах в декабре 1944-го и контрудар в районе озера Балатон в январе - марте 1945 года. По состоянию на начало марта 1945 года в Вермахте еще имелось 188 штурмовых танков Brummbar.

Штурмовой танк Brummbar 1-й серии. На чертеже:

1 - 150-мм гаубица; 2 - заглушка амбразуры для стрельбы из личног о оружия; 3 - кронштейн крепления бортового экрана; 4 - люк заряжающего; 5 - лючок для установки перископического прицела; 6 - люк наводчика; 7 - люк командира; 8 - ящик для снаряжения; 9 - броневой кожух вентилятора; 10 - запасной опорный каток. На видах сбоку, сверху и спереди протнвокумулятнвные бортовые экраны условно не показаны

М.КНЯЗЕВ
«Моделист-конструктор» № 11"2002

Итак, к рассмотрению предлагается...

Sturmpanzer IV «Brummbär»
Sd. Kfz. 166, Sturmgeschutz IV mit 15cm StuH 43

Для начала обычные статистические данные: Вес - 28,2 тонны, Экипаж 5 человек, запас хода 210 км (по дороге) и 130 (бездорожье), максимальная скорость 40 км/ч, вооружение 150мм StuH 43 L/12, плюс 1 x 7,92мм MG34. Боезапас - 150мм - 38 выстрелов, 7,92мм - 600 выстрелов. Броня: лобовая 100 мм, бортовая 50 мм, корма 30 мм, верх 20 мм.


Можно сразу сказать, что «Brummbär» - дитя Альберта Шпеера, занявшего пост рейхсминистра вооружений и боеприпасов после смерти доктора Тодта в 1942 году. В связи с жалобами фронтовиков на предыдущие штурмовые орудия (недостаточная мощность вооружения и относительно слабое бронирование) Шпеер дает задание фирме "Алкетт" (совместно с "Крупп") подготовить проект нового Штурмпанцера на хорошо зарекомендовавшем себя шасси Pz-IV.

Рейхсминистр А. Шпеер слева, в центре Гроссадмирал Карл Дениц, справа генерал-оберст А. Йодль:

2 октября 1942 года инженеры "Алкетт" предоставляют Шпееру чертежи машины, и уже 14 октября проект «Brummbär» был утвержден Гитлером.

Братский чешский народ по мере сил принял участие в осуществлении проекта. Вооружался "Гризли" 150мм. орудием StuH 43 L/12 (разработанным на основе орудия sIG 33 компанией "Шкода"), и так же на заводах "Шкода" были собраны первые образцы - в марте 1943 года 6 штук, в апреле 40, в мае - 14. Как мы видим, от подписания проекта до запуска в серию прошло всего 5 месяцев. Затем серийное производство "Гризли" было перенесено на заводы "Нибелунгенверкен" в Санкт-Валентине и производства в Капфенберге. Некоторые машины собирались на базе поврежденных в ходе боевых действий "четверочек". В конце концов, большинство из построенных машин действительно имели восстановленное шасси, но некоторые получили и совершенно новые (не более 10% от производства).

Ранние Sturmpanzer IV оказались, вследствие большой массы орудия, слишком тяжелыми для шасси Panzer IV, отчего возникали проблемы с ходовой частью. В добавок машина оказалось недостаточно энерговооруженной и потребляла чудовищное количество топлива - на сорок (!) процентов больше, чем обычная "четверочка". На первых Sturmpanzer IV не предусматривалась установка стационарного пулемета, вследствие чего они были легкой целью для истребительных пехотных подразделений. Вместо этого один пулемет имелся внутри корпуса и использовался экипажем по мере необходимости. Ранние «Brummbär» обслуживались экипажем из 4-х человек (вместо 5-ти), где заряжающий был параллельно еще и радистом.

Большинство ранних "Гризли" было потеряно в боях под Курском и, позже, в битве за Харьков и Днепрострой. В октябре 1943 года было решено провести некоторую модернизацию корпуса и орудия (с целью уменьшения веса). В декабре 1943 года новая облегченная версия орудия была разработана и поступила в производство под обозначением 150mm StuH 43/1 L/12. В январе 1944 года Sturmpanzer IV официально получил наименование «Brummbär», но в войсках оно прижилось плохо - обычно машину называли просто StuPa/Штупа - сокращенное от "Штурмпанцер".

На поздних моделях в передней бронеплите, на шарообразном шарнире, устанавливался пулемет MG34 (адаптированный с Tiger-I). Манжета орудия и верхняя передняя часть надстройки тоже были изменены (для уменьшения веса). Также поздние модели оснащались бронеюбками и обрабатывались пастой Zimmerit (о которой никто толком ничего не знает:). На модернизированной командирской башенке теперь появилась возможность устанавливать зенитный пулемет.

На следующих двух снимках - поздний вариант "Гризли":

И теперь о некоторых заблуждениях относительно данной машины. Немецкие источники уверяют: "Seinen ersten Einsatz hatte der Sturmpanzer in den Häuserschluchten von Stalingrad im Spätherbst 1942. Dort erwies er sich als ausgezeichneter Gebäudeknacker und konnte auch Erfolge im Kampf gegen leichte Bunker erzielen".

Одно непонятно: откуда «Brummbär» мог появиться в Сталинграде поздней осенью 1942 года, когда первая машина сошла с конвейера "Шкоды" только в марте 1943? Видимо, авторы перепутали "Гризли" с Stug-III, действительно широко использовавшихся в Сталинграде.

Дополнение от уважаемого dr_guillotin : В Сталинграде были StuG33(Sturminfanteriegeschütz 33, Sd.Kfz. 138/1) на шасси "тройки" с тем же 150-мм орудием. Их сделали 24 штуки на Алкетте, из которых 12 попали в Сталинград.

В действительности боевое крещение Sturmpanzer IV получил в составе 216-го Sturmpanzerabteilung (батальон 656-го полка Panzerjager под командованием подполковника Юнгфельда на Курской Дуге. После Курской битвы Юнгфельф был награжден Рыцарским Крестом, а после битвы за Харьков - произведен в полковники. Позже было сформировано еще три штурмовых танковых батальона - 217-й, 218-й и 219-й, которые воевали на Восточном и Западном фронтах. Каждое подразделение имело на вооружении по 46 Sturmpanzer IV. Они оставались в строю до самого конца войны. "Гризли" также входили в состав штурмовой танковой роты специального назначения - Sturmpanzer-Kompanie z.b.V. 218, которая принимала участие в подавлении Варшавского Восстания в 1944 году.

Кроме того, не смотря на название "Штурмовой танк", «Brummbär» никаким танком не был - хотя бы за отсутствием башни: орудие помещается в надстройке. Основная специфика машины - поддержка пехоты во время городских боев, а так же во время взятия укрепленных позиций. Так же "Гризли" показали очень высокую эффективность в обороне (Западный фронт). "Гризли" совместно со "Штурмтигерами" участвовали в подавлении Варшавского восстания - они могли полностью снести здание с 2-3 выстрелов.

Главный недостаток этой, в общем-то надежной и хорошо бронированной машины - весьма стесненные условия для экипажа, и как следствие малый боезапас. При нормальном снабжении 38 выстрелов для 150 мм. орудия - вполне достаточно, но в условиях конца войны в 1944-1945 годах много машин было попросту брошено экипажами.

Всего было произведено 298 экземпляров данного Штурмпанцера, на сегодняшний день сохранились три "Гризли" (о которых мне известно).

1. Музей в Кубинке. Ранний вариант:

2. Музей в Абердине (США). Ранний вариант. Машина хранится в безобразных условиях под открытым небом (как и многие другие раритеты, увы):

3. Танковый музей в Мюнстере (ФРГ). Поздняя версия. Условия хранения идеальны, машина на ходу:

4. Та же самая машина на транспортере:

Подробности о немецком "Гризли" здесь (много фото, текст на немецком языке).


Тактико-технические характеристики

Расчет, человек

5

Масса, кг

Габаритные размеры: дл. х шир. х выс., м

5,93 х 2,88 х 2,52

Силовая установка

12-цил., дв.«Майбах»

Мощность двигателя, л/с

Максимальная скорость движения, км/ч

Запас хода, км

Глубина проходимого брода, м

Вооружение

150-мм гаубица
1-2 7,92-мм пулемет

Несмотря на свою отличную репутацию, штурмовые орудия StuG III к 1943 году стали считаться слишком легкими для этой роли, нужна была новая тяжелая штурмовая АУ. Имеющиеся 150-мм САУ slG 33 имели недостаточное бронирование для ближнего боя; поэтому, с постепенной заменой танка PzKpfw IV «Пантерами» и «Тиграми», появилась реальная возможность создать такую установку на базе последних моделей танка PzKpfw IV.
Опытные образцы появились в 1943 году под названием штурмовая гаубица IV «Брюммбэр» («Медведь гризли»). Они представляли коробчатую конструкцию, образуемую опускающимися к земле броневыми листами, закрывающими переднюю часть танка PzKpfw IV со снятой башней. На ее место в шаровой опоре на передней броневой плите устанавливалась модифицированная гаубица. Она представляла собой 150-мм slG 33 с укороченным до 1,8 м стволом. Броневая обшивка была круговой (фронтальная – 100 мм), что полностью защищало расчет из пяти человек. Позднее была добавлена накладная боковая броня; большинство установок также получили покрытие из пластиковой пасты циммерит, предотвращающее прилипание магнитных зарядов, которые в ближнем бою успевали устанавливать на танковую броню группы истребителей танков. На передней плите корпуса монтировался пулемет как оружие для самозащиты установки в скоротечных огневых контактах.
Просторный боевой отсек «Брюммбэр» вмещал до 38 снарядов калибра 150 мм. Командир сидел в его задней части, пользуясь для выбора целей перископом. Два бойца обслуживали орудие и подавали снаряды; один выполнял функции наводчика. Водитель обычно оставался на своем штатном месте, впереди слева. Большинство целей требовали огня прямой наводкой, однако можно было вести и навесной огонь.

До окончания войны промышленность успела выпустить 313 установок «Брюммбэр», большинство из которых обеспечивали прямую огневую поддержку танковых и пехотных частей. Установки двигались вперед вместе с первыми волнами наступающих войск, подавляя укрепленные пункты и разрушая бункеры противника. Пехота при этом должна была держаться поближе к «Брюммбэр», чтобы группы истребителей танков не смогли скрытно подобраться к уязвимой для стреляющего с близкого расстояния противотанкового оружия САУ, бортовая броня которой была всего 30 мм.


Обычно эти САУ действовали парами, деля между собой полосу наступления. Они были не очень эффективны в качестве оборонительного орудия: короткоствольная гаубица не могла справиться с танковой броней при стрельбе прямой наводкой. Основным же ее назначением была навесная стрельба фугасными снарядами. Сильнее всего ограничивала мобильность «Брюммбэр» ее относительно небольшая масса, которая снижала сцепление с грунтом. «Брюммбэр» очень ценили в армии, так как она оказывала отличную огневую поддержку пехотным батальонам. С другой стороны, «Брюммбэр» была довольно тяжелой и габаритной, а ранние модели были недостаточно защищены от атаки с близкого расстояния.



Loading...Loading...