Публичное искусство. Наиля Аллахвердиева: «Паблик-арт — это перепланировка реальности

По каким законам существует паблик-арт - искусство в общественных пространствах? Почему искусству стало тесно в стенах музеев и галерей и оно начинает завоевывать улицы и бороться за внимание жителей больших городов?

Look At Me вспоминает художников, изменивших лица городов своими объектами, и главные скандалы с искусством на улице. А люди, благодаря которым паблик-арт стал появляться в России - художник и куратор Марина Звягинцева, промоутер Роман Мазуренко, искусствовед Екатерина Глоба и художник Антон Мейк - рассказывают, почему паблик-арта пока мало на наших улицах и зачем его нужно развивать.

  • Что такое паблик-арт?
  • 7 скандальных историй о демонтаже и исчезновении объектов паблик-арта с улиц
  • 10 важных представителей жанра
  • Паблик-арт в России: зачем он нужен обычным людям, которые не интересуются искусством, и почему его нужно развивать - в комментариях российских экспертов: художников, кураторов и искусствоведов.

Что такое паблик-арт?

Паблик-арт (public art) - это искусство в городской среде (на улицах, площадях, в транспорте, библиотеках, университетах и аэропортах), ориентированное на так называемого неподготовленного зрителя. П редшественниками паблик-арта можно считать памятники и мемориалы, хотя они в первую очередь не создавали вокруг себя творческое пространство, а служили для увековечивания образа знаменитого человека или события.

По-настоящему художественный захват города начался не со скульптур, а с перформансов в шестидесятые годы прошлого века. Венские акционисты выходили на улицы и бросали свое искусство практически в лицо тем, кто не хотел иметь с искусством ничего общего. Так, Вали Экспорт выгуливала на поводке куратора 4-й Московской биеннале Петера Вайбеля на улицах австрийской столицы: Вайбель, правда, был в костюме. Такая шоковая терапия изменила взгляды художников на потенциал городского пространства: на улицы потянулись те, кому стало тесно в стенах галерей, и в первую очередь их привлек реальный мир далеких от искусства людей со своим нерафинированным отношением к современным акциям и объектам.





Вехами в паблик-арте стали геометрические скульптуры американца Дэвида Смита и разрушения зданий Гордона Матта-Кларка. Звездный дуэт Христо Явашева и Жанны-Клод де Гийебон заставил весь мир переосмыслить роль и потенциал городского пространства: десятилетиями они занимались масштабной упаковкой объектов - от зданий до мостов и островов, что уже граничило с гигантоманией.

Выход искусства из инкубатора художественного музея на улицы стал необходимым шагом, сталкивающим мир художника с реальным миром городской социальной среды. Проекты паблик-арта - это отличная платформа для обсуждения горячих социальных вопросов, а его открытость и доступность делает паблик-арт по-настоящему демократичным видом искусства: чтобы посмотреть на работу художника, тебе не надо покупать билет и приобретать какое-то особенное настроение. Наоборот, чем больше искусство застает публику врасплох, тем лучше.






В настоящий момент паблик-арт существует в самых различных формах, в том числе в виде звуковых и медиаинсталляций, видеопроекций, перформансов, танцев и фотографии. Скульптуры до сих пор занимают значительное место в этом списке, однако их облик и роль далеки от традиционных. Помимо привычной бронзы художники используют сталь, стекло, пластик, хотя выбор материала по-настоящему ничем не ограничен. Если знаменитые люди и запечатлеваются в статуях, то скорее с большой долей иронии - предметами скульптуры чаще становятся абстрактные формы или повседневные вещи. Паблик-арт может появляться как « сверху», то есть с согласия и при содействии властей, так и « снизу», причем зачастую в нелегальном варианте. В западной практике паблик-арт часто развивается при прямой поддержке и финансировании властей.

Города, где больше всего развит паблик-арт

Плотность объектов паблик-арта напрямую зависит от открытости города к экспериментам и провокациям. Мегаполисы, имеющие славу столиц современного искусства - Нью-Йорк, Берлин, Лондон, Вена, Лос-Анджелес, - оказывают паблик-арту почти государственную поддержку. В некоторых странах действует закон, по которому архитектор новой общественной постройки должен выделить около 1% бюджета на спонсирование паблик-арт-объекта. Государство заинтересовывает художников так называемым public commission - своеобразным госзаказом художнику для создания объекта паблик-арт в определенной городской среде. Часто объекты паблик-арта становятся символами городов, в которых они размещаются, и из объектов превращаются в достопримечательность. Так, проект « Облачные врата» Аниша Капура, установленный в Чикаго, по количеству туристических фотографий может сравниться со статуей Свободы, а скульптура Роберта Индианы Love дала название целому парку в Филадельфии, в котором была установлена.
























В Лондоне можно наткнуться на искусство где угодно, даже около красной телефонной будки, у которой притаился художник-перформансист. Именно в британской столице, особенно во время музыкальных фестивалей, можно наткнуться на разноцветное пианино, которое ждет, чтобы на нем сыграли. На площадке около музея современного искусства « Тейт Модерн» часто устанавливают арт-объекты или рисуют граффити на всю стену в рамках временных выставок - например, неоднозначная надувная скульптура « Большая голова папочки» Пола Маккарти и граффити бразильцев Os Gemeos и того же итальянца Блю.










В свое время Вена была одним из первых городов в мире, предоставившим местным художникам свои улицы для создания произведений искусства в публичном пространстве. Первые скульптуры паблик-арта появились в австрийской столице еще в шестидесятые годы прошлого века. Сейчас в Вене находится свыше сорока временных и постоянных паблик-арт-объектов, разбросанных по всему городу - от монументальных проектов « Мемориала автро-венгерским жертвам холокоста» Рэйчел Уайтред и « Паромщика» Тони Крэгга до современных медиаинсталляций « Число пи» Кена Лума.























7 происшествий с паблик-артом

Работы художников паблик-арта представляют собой легкую мишень как для вандалов, так и для блюстителей художественной нравственности. Работы не только крадутся и разрушаются, но и переносятся или демонтируются «по многочисленным просьбам»: какие-то объекты кажутся слишком развратными, оскорбляющими чьи-то религиозные взгляды или на худой конец неудобными для жителей города. Хотя публичный резонанс может считаться почти желанным - без активного участия зрителей паблик-арт не был бы паблик-артом - и ставит художника в зависимость от мнения людей .


Масштабная скульптура « Наклонная арка » (Tilted Arc) (1981–1989) Ричарда Сьерры вызвала недовольство народа своей стоимостью (175 тысяч долларов за гигантский монолит из стали) и расположением - работа оккупировала одну из центральных площадей. Однако, по мнению искусствоведов, этот инцидент - первый случай массового непонимания паблик-арта: в жалобах на работу общество мотивировало перенос скульптуры ее стоимостью и масштабом, просто не понимая и не принимая нововведение в городе. В итоге после четырех лет судебных тяжб и девяти лет пребывания на площади монумент был демонтирован и сдан в металлолом, а по мотивам всех событий американский писатель Уильям Гэддис даже написал роман.


В другом голландском городе - Роттердаме - американский художник Пол Маккарти в рамках городского заказа создал скульптуру под названием «Санта Клаус», которую хотели поставить в местном концертном зале. Вместо мешка с подарками Санта держал в одной руке колокол, а в другой - нечто похожее на анальный массажер, за что скульптура и получила в народе новое название - «Гном с анальным массажером». Мэрия либерального Роттердама не раз переносила скульптуру в связи с острой критикой со стороны населения, чтобы найти « гному» подходящее место, но сейчас этот гном все еще находится на одной из главных городских площадей.


В начале девяностых годов американский скульптор Джон Ахирн создал три скульптурных композиции для здания полиции в Южном Бронксе, Нью-Йорк. Фигуры изображали трех афроамериканских подростков: Далишу - уличного ребенка на роликах, Рэймонда - наркомана со своей собакой и Кори - жулика с бумбоксом. Вскоре после установки скульптур жители Бронкса обрушились на белого Ахирна с критикой и обвинениями в расизме. Хотя скульптуры были художественно точны, этнически напряженный Бронкс не смог принять работу Ахирна, кстати, также жителя Бронкса. Пять дней скульптуры стояли перед полицейским участком, а потом по распоряжению властей были перенесены в скульптурный парк Сократ в Куинсе, тоже не самый благополучный нью-йоркский район.


На фестивале Urban Play в 2008 году в Амстердаме дизайнер и художник Стефан Загмайстер создал инсталляцию, которая представляла собой фразу « Obsessions make my life worse and my work better» (« Наваждения делают мою жизнь хуже, а работу лучше»), выложенную 250 тысячами евроцентов на площади в Амстердаме. Работа требовала кропотливого труда и создавалась с помощью группы волонтеров несколько дней. На следующее утро после завершения работы инсталляцию разобрала и увезла в мешках амстердамские полицейские, так как им начали поступать звонки о частичной краже монет.

10 представителей паблик-арта


Косье ван Брюгген и Клас Олденбург

Coosje van Bruggen and Claes Oldenburg 








Творческий дуэт мужа и жены - художников-скульпторов Косье ван Брюгген и Класа Олденбурга - специализировался на гигантских скульптурах повседневных предметов: гнутой пуговицы, швейной иголки, бадминтонного воланчика, прищепки, мороженого или огрызка яблока. Голладка и швед, нашедшие свой дом в США, создали более сорока объектов паблик-арта: « Наше искусство предназначено для людей, и важно, чтобы людям нравилось то, что они видят». Хотя критики скептически относились к их союзу и часто превозносили более известную половину дуэта - короля поп-арта Олденбурга, пара не переставала подчеркивать совместную работу: вместе они создавали идею, Олденбург рисовал, а Брюгген выбирала цвета и контролировала создание скульптуры.

Деннис Оппенхайм

Dennis Oppenheim













Начинавший в области лэнд-арта, американский художник с русскими корнями Деннис Оппенхайм к концу своей жизни перенес свое творчество в городскую среду: « В студии меня никто не контролировал. Но когда я начал заниматься паблик-артом и оказался в публичном пространстве, то появились судьи, которые стали решать, быть моей работе или не быть». Оппенхайм часто обращался к сюрреализму и поп-арту, к архитектуре и скульптуре, за что в 2007 году на скульптурной биеннале в Ванкувере ему была присуждена премия за жизненные достижения. Самая известная и спорная работа художника - «Устройство для искоренения зла» - представляла собой модель пуританской церкви, установленная вверх ногами. Не менее радикальным был и проект «Синяя рубашка», который представлял собой гигантскую пластиковую рубашку, накинутую на автомобильную стоянку города Милуоки. Однако проект был приостановлен до начала его реализации.

Марк Дженкинс

Mark Jenkins








Еще один эксцентричный семейный дуэт, названный первыми именами Христо Явашева и Жанны-Клод де Гийебон. Рожденные в один день, но в разных странах (один в Болгарии, другая во французском Марокко) , они встретились в 1958 году в доме Жанны-Клод. Христо заказали портрет ее матери, а в 1961-м они уже создавали свой первый совместный проект. Вместе они упаковывали, покрывали и оборачивали различные здания, острова, деревья и мосты, самое известное из которых - здание Рейхстага в Берлине. Так, подготовка к «упаковке» Рейхстага длилась около двадцати лет - для этого понадобилось сто тысяч квадратных метров полипропиленовой ткани с алюминизированной поверхностью и пятнадцать километров голубой веревки. В одном из интервью Христо признался, что «художнику надо иметь большое мужество, чтобы создавать работы, которые вскоре разрушаются». Пара так дорожила своим творчеством, что всегда летала в разных самолетах, чтобы на случай крушения один из них смог продолжить работу. Также из-за боязни, что деньги других людей могут ограничить их творческую свободу, художники всегда сами спонсировали свои проекты.

Идея Инге

Inges Idee












« Идея Инге» - это идеи четырех художников из Германии: Ханса Хеммерта, Томаса Шмидта, Георга Зея и Акселя Либера. Действующая с 1992 года, группа художников использует в названии имя воображаемого персонажа Инге - собирательного женского образа, который представляет их совместную творческую концептуальную деятельность. Поэтому и физическое воплощение стоит на втором месте, а на первом - создание идеи, которая бы удачно использовала материал социального и городского контекста: « Необходимо быть в диалоге с местом, где собираешься устанавливать свой объект. В отличие от музея или галереи, которые как белый куб, без отсылок к чему-либо, городское пространство не статично и не находится вне времени - о но постоянно меняется». Основная задача группы - создать объект, который будет знаком и понятен каждому. В 2001 году группа разместила на территории морского училища гигантский игрушечный кораблик, в 2004-м подарила торговому центру в Дюссельдорфе настоящие украшения, а в 2010-м создала блестящий гибрид яйца и антенны для Датской вещательной корпорации.

Дженни Хольцер

Jenny Holzer










Американская художница Дженни Хольцер начинала с того, что анонимно развешивала на улицах плакаты с труизмами - собственными изречениями, похожими на пословицы: « Люди, сошедшие с ума, слишком чувствительны », « Гуманизм устарел», « Помни, у тебя всегда есть свобода выбора». Слова с тех пор остаются ее единственным материалом, однако в своих работах она использует различные художественные медиа: « Я стараюсь сделать людей меньшими скептиками, чем они есть. И чтобы у них появилось желание задуматься над тем, как надо реагировать на мои слова». Общественная среда - основное выставочное пространство ее работ, стены галерей редко могут уместить размах ее объектов. В 1990 году Хольцер стала первой женщиной-художником, представляющей США на Венецианской биеннале. Один из ее самых знаменитых проектов - это серия наружных проекций в разных городах мира. Здания, природа, мосты служат экраном ее фильма, состоящего только из слов, медленно ползущих вверх. Помимо этого Хольцер выполнила серию каменных скамеек с выгравированными текстами и муниципальные заказы для различных городов.

Том Клаасен

Tom Claasen












Все в Нидерландах знают работы художника Тома Клаасена. Это ему принадлежит семья слонов, обосновавшаяся на одном из местных шоссе, и две огромных сидячих железных скульптуры в аэропорту Амстердама. Голландский художник, живущий в Дании, для своих скульптур выбирает чаще всего звериные лики и формы. Его фирменным стилем считаются г игантские обтекаемые фигуры черного или белого цвета. Изготавливая их то из каучука, то из железа, Томас Клаасан создает невероятно милые, и в то же время немного устрашающие образы - безликие, молчаливые, аморфные. Особые материалы притягивают не только взгляд зрителя, но и рождают желание потрогать скульптуру - так, белых кроликов Клаасана хочется гладить.

Джини Вос

Giny Vos 

(1959)












Еще один голландский художник - Хенк Хофстра - занимается созданием крупномасштабных инсталляций на городских улицах. Классический портретист, Хофстра с помощью цвета (художник любит яркие цвета - голубой, красный, желтый - и не скупится на них в своих проектах) приковывает внимание зрителей, рассказывая про острые экологические проблемы. В одном из таких проектов - « Вода это жизнь» - Хофстра привлекает внимание к реке, которая когда-то протекала на месте городской улицы в его родном городе. Художник выкрасил километр дороги синей краской и «утопил» в этой реке пару машин и мусорных баков. А также сделал надпись « Water Is Life». Хофстра говорит: « Мой проект помог людям посмотреть на мир по-другому. Ведь раньше они и не задумывались, почему все дороги серые».

Паблик-арт в России: Зачем он нужен обычным людям, которые не интересуются искусством?

Кураторы и художники, связанные с паблик-артом, объясняют, зачем художники решают показывать искусство обывателям, как отличить сильный паблик-арт от слабого и что может изменить искусство, которому тесно в музеях.

Марина Звягинцева, художник, куратор спецпроектов ММСИ « Спальный район » (2009) для III Московской биеннале современного искусства и арт-проектов « Спальный район. Остановка Школа » (2010)

Паблик-арт необходим, чтобы поменять отношение людей к тому месту, где они сами живут. Он способен сделать это место значимым. Если выставить искусство в специально отведенных для этого местах - галереях или музеях, то человек не поменяет отношение к городу. А так, когда в городе появляется что-то новое, то отношение человека меняется. Сначала бьют, ломают, но не все. Большинство людей проявляют любопытство. И только малая часть восхищается этим. Я думаю, вот этот процент будет постепенно меняться.

Самая первая большая трудность, с которой сталкиваются люди, которые занимаются паблик-артом в России, - это бюрократические системы, которые окружают любое городское пространство. Когда тебя кто-то приглашает делать паблик-арт, то этого мало, так как у каждого места в Москве есть свой хозяин. Все действия требуют согласования, что проходит не без труда. Понимаете, кто-то один заинтересован, нас приглашает, а все остальные: « Зачем это нужно району?» Вторая трудность - это страх художников перед вандализмом на первых проектах. Переступить все-таки через него, поверить, что народ в основе своей позитивен, очень сложно. После первой выставки художники перестали бояться так называемой неподготовленной публики. Наоборот, в этом есть определенный кайф. Когда ты выставляешься на улице, среди людей, далеких от искусства, у тебя нет за спиной бэкграунда в качестве портфолио, членства в каких-то союзах. То есть художник остается один на один. И если реакция на его произведение происходит, то она непосредственная. Это очень интересный опыт для многих.

За границей паблик-арт - это вообще уже нормальное явление. В любой столице мира ты везде встречаешь произведения современного искусства, которые просто стоят на улице. Их никто не ломает, никто не трогает. Во время Венецианской биеннале всегда идешь по старинному городу и встречаешь совершенно необычные произведения современные искусства. Однажды я увидела на мостике через какой-то канал фотографии документов и подпись по-русски «Подлодка Курск». И это настолько меня зацепило. Сама идея, что люди приезжают в Венецию и им необязательно идти в музей, чтобы увидеть современное искусство. А в Барселоне на крыше старинного здания я однажды видела инсталляцию в виде накрученного из огромной проволоки стула. И вот это сочетание старого и нового создает какой-то мостик между старинной архитектурой и современным искусством. Настолько это завораживает.



Работа в рамках проекта «Спальный район/ Южное Бутово»

Роман Мазуренко, директор специальных проектов на « Стрелке » , организатор проекта « Бистро 16 » совместно с арт-агентством The July 16

Не у всех жителей города есть образ жизни, который позволяет им наслаждаться институциональным современным искусством. То есть тем искусством, которое находится в профессионально созданной для этого среде - галереях и музеях. Есть люди, которые в музеи не ходят, но было бы неплохо, если бы они соприкоснулись с произведениями искусства в той среде, которая и более привычна, таких как городская площадь, кафе или переход московского метро. Любая творческая среда развивает воображение, заставляет задавать больше вопросов и искать на них ответы. И вообще богатая визуальная среда очень полезна.

Публичное искусство не делится по каким-то географическим признакам, потому что оно не является перманентным. Это абсолютно нормальная реакция, потому что город меняется. Все зависит от людей, которые принимают градостроительные решения. И если в какой-то момент человек понимает, что для того, чтобы привлечь туристов и создать правильную среду в городе, необходимо использовать такие инструменты, как паблик-арт, то он приглашает какого-нибудь хорошего куратора, который в рамках мировых тенденций предлагает ему совершенно разное искусство в зависимости от бюджета и того пространства, которым он обладает. Крутые вещи происходят в Австралии, в Мельбурне и Сиднее, а также, конечно, в Нью-Йорке, Берлине и Амстердаме.

Мы на « Стрелке» всегда очень осторожничаем с любыми проектами, которые имеют отношение к искусству. Потому что всегда есть институции, которые это будут делать лучше, чем мы. Нас же больше интересуют эксперименты с публичным пространством в рамках градостроительства и антропология. То, как человек вообще ведет себя на работе, дома и в пресловутом третьем месте. Наш эксперимент, который мы провели этим летом, состоял из четырех мизансцен, каждую из которых разрабатывал отдельный художник. И в ходе проекта мы проверяли, как люди взаимодействуют, реагируют, обсуждают, спорят, ненавидят, презирают все эти штуковины. И когда ты вызываешь любую эмоцию, то это прекрасно. Потому что самое отвратительное качество в человеке, - это безразличие.








Паблик-арт проекты Bistro 16

Екатерина Глоба, искусствовед, галерея Pop/off/art.

Самое главное преимущество паблик-арта - это то, что он находится вне стен музеев, накладывающих определенные обязательства на зрителей. Искусство в общественном пространстве имеет совершенно иное значение и воздействует на совершенно другом уровне. Оно меняет для человека привычный ход событий. Если человек приходит в музей, то фактически он сам ищет искусство. На улице же искусство само ищет и находит человека. Здесь устанавливается прямой контакт между искусством и зрителем.

Когда мы задаемся вопросом, почему в России мало паблик-арта, мы можем сколько угодно говорить о том, что человек не готов к интервенциям в его социокультурное пространство и его обыденную жизнь. В конце концов все сводится к таким банальным вещам, как экономика. Схема реализации паблик-арт-проекта сложная сама по себе: нужно договориться с городскими властями, найти спонсора, который выделит деньги на это дело, обеспечить уход во время самой инсталляции. Поэтому такие проекты легче реализовывать в рамках какого-нибудь фестиваля и биеннале, когда задействовано несколько городских площадок. Как раз это работает в таких городах, как Екатеринбург, Красноярск и Пермь. Как ни странно, именно они активно занимаются деятельностью, связанной с паблик-артом. Эти города хотят привлечь к себе внимание людей и развивать проекты в области местной культуры. В Москве и Питере паблик-арт чаще всего носит характер хулиганского разудалого акционизма, сопровождаемый погонями и тюремными заключениями.


Антон Мейк, художник, создатель карты веломаршрутов Москвы Use/Less, редактор сайта о городском искусстве Partizaning.org

Тема развития публичных пространств стала сейчас очень популярной в Москве, когда ситуация приблизилась к критической. Ведь последние двадцать лет в городе происходило постепенное захватывание общественных территорий бизнесменами, чиновниками, дачниками, автомобилистами и охранниками. В других крупных российских городах паблик-арт фактически заменялся различными несанкционированными городскими художественными интервенциями, так как в России не существует фондов или других возможностей для финансирования проектов, сложно или невозможно получить разрешение городских властей. В отличие, например, от Нью-Йорка, где не одно десятилетие функционирует фонд поддержки паблик-арта, который финансировал сотни очень крутых проектов, реализованных за это время в городе. У нас гораздо легче делать все несанкционированно.

Необходимо понимать, что под публичностью понимается открытый доступ для самых разных представителей городских сообществ. Искусство на улице создает более комфортную и наполненную смыслом городскую среду. Но это должна быть не просто выставка арт-объектов в городской среде: ключевым в паблик-арте является активное взаимодействие художника с окружающей средой, жителями района или города. Ведь самое интересное - это работать с людьми и конкретными ситуациями. Мне бы хотелось сделать проект, в который был бы включен один процент всех жителей города или района. Чтобы конечный результат каждый из них воспринимал как свой проект.








Паблик-арт (общественное искусство; искусство в общественном пространстве; англ. public art ) - искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Public Art Trip: New York City | The Art Assignment | PBS Digital Studios

    ✪ How To Look at Public Art: A Six-Year-Old Explains

    ✪ Fundamentals Public art

    Субтитры

Специфика паблик-арта

Термин «паблик-арт» относится к произведениям искусства, которые были созданы специально для расположения и демонстрации в общественном месте, чаще всего под открытым небом. Старейшими примерами официально санкционированного паблик-арта, возможно, являются памятники, мемориалы и скульптуры. Паблик-арт не ограничен физическими объектами - для его создания используются танцы, процессии, уличный театр и даже поэзия.

Некоторые художники, работающие в этой области, пользуясь преимуществами открытого пространства, создают масштабные произведения. Среди работ, созданных за последние 30 лет и встретивших восхищение критики и публики, работы Роберта Смитсона , Христо, NONDA и Энтони Гормли , в которых произведение искусства вступало во взаимодействие или инкорпорировалось в окружающую среду. В 1960 году греческий художник NONDA создал интерактивную выставку под мостом, посвящённую поэту Франсуа Вийону . Паблик-арт обычно создаётся с разрешения и во взаимодействии с правительством или компанией, которая владеет или управляет местом. Некоторые правительства поощряют создание паблик-арта, например, с помощью финансовых механизмов.

Часто изображения художников на улицах города вызывают бурное негодование со стороны местных жителей.

Цитаты

В наше время Public Art включает в себя все: от приготовленной художниками еды и организации художниками прогулок в парках до текстов, напечатанных на коробках из-под молока и танцевальных выступлений среди грузовиков с мусором. Частично такое направление отражает перемены в самом искусстве. Многие считают, что Public Art должно провозглашать многогранность общества и отражать отсутствие согласованности во мнениях по вопросам ценностей и социального благополучия. Критики и художники полагают, что Public Art побуждает людей подвергать сомнению влияния структур и процессов принятия решения, которые определяют, каким образом должно быть использовано общественное пространство. «Критическое» паблик-арт-искусство такого рода обычно временное, провокационно, и создается для того, чтобы не сочетаться с окружающим пространством. Public Art всегда было, есть и, возможно, будет спорной территорией, потому что оно отражает реальные противоречия, внедренные в нашу общественную жизнь.

В городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.

Специфика паблик-арта

Термин «паблик-арт» относится к произведениям искусства, которые были созданы специально для расположения и демонстрации в общественном месте, чаще всего под открытым небом. Старейшими примерами официально санкционированного паблик-арта, возможно, являются памятники, мемориалы и скульптуры. Паблик-арт не ограничен физическими объектами - для его создания используются танцы, процессии, уличный театр и даже поэзия.

Некоторые художники, работающие в этой области, пользуясь преимуществами открытого пространства, создают масштабные произведения. Среди работ, созданных за последние 30 лет и встретивших восхищение критики и публики, работы Роберта Смитсона , Христо, NONDA и Энтони Гормли , в которых произведение искусства вступало во взаимодействие с окружающей средой или встраивалось в неё. В 1960 году греческий художник NONDA создал интерактивную выставку под мостом, посвящённую поэту Франсуа Вийону . Паблик-арт обычно создаётся с разрешения и во взаимодействии с правительством или компанией, которая владеет или управляет местом. Некоторые правительства поощряют создание паблик-арта, например, с помощью финансовых механизмов.

Часто изображения художников на улицах города вызывают бурное негодование со стороны местных жителей.

Цитаты

В наше время Public Art включает в себя все: от приготовленной художниками еды и организации художниками прогулок в парках до текстов, напечатанных на коробках из-под молока и танцевальных выступлений среди грузовиков с мусором. Частично такое направление отражает перемены в самом искусстве. Многие считают, что Public Art должно провозглашать многогранность общества и отражать отсутствие согласованности во мнениях по вопросам ценностей и социального благополучия. Критики и художники полагают, что Public Art побуждает людей подвергать сомнению влияния структур и процессов принятия решения, которые определяют, каким образом должно быть использовано общественное пространство. «Критическое» паблик-арт-искусство такого рода обычно временное, провокационно, и создается для того, чтобы не сочетаться с окружающим пространством. Public Art всегда было, есть и, возможно, будет спорной территорией, потому что оно отражает реальные противоречия, внедренные в нашу общественную жизнь.

Элеонора Хартни, «City Art: New York’s Percent for the Art Program», 2005

Художники

  • Энтони Гормли - британский скульптор. Своими статуями, размещёнными в открытых пространствах, прибегает к своего рода «урбанистической акупунктуре» (англ.), меняя эмоциональный контекст площадей и улиц, или даже (как в его проекте «Другое место ») морского побережья.
  • Барбара Крюгер - американская художница; работает на грани между промышленной уличной рекламой , апроприируя её приёмы и технологии, с одной стороны, и личностно окрашенным высказыванием, как это бывает в самых остроумных образцах граффити) или в спонтанных выступлениях рок-групп на улицах городов.
  • Джоэл Шапиро - американский скульптор, создающий в публичных пространствах «архитектоничных трансформеров», композиции из оживших архитектурных форм, вступающих в диалог с городскими постройками.

Паблик-арт в России

Примечания

См. также

Ссылки

Литература

  • Аске Д., По К. Гиганты Флорентина Хоффмана.
  • Богомяков В. Г., Чистякова М. Г. Паблик-арт в контексте идентичности // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 10. Философия. 183-190
  • Вейц М. Е. Проекты паблик-арт как диалог между художниками и горожанами (на примере проекта «Критическая масса») // The Journal of Social Policy Studies. - 2012-04-09. - Т. 10 , вып. 1 . - С. 95–108 . -

Борис Матросов. Счастье не за горами, 2009

В какой форме паблик-арт наиболее актуален в России: городская скульптура, граффитти, перформанс?

Паблик-арт — это искусство, представленное в городской среде или общественных пространствах, вышедшее за пределы музейных и галерейных залов навстречу людям. В мире сейчас сформирован тренд на монументализацию искусства, реализуется много инсталляционных проектов, в России же в силу дефицита финансирования и отсутствия муниципальной политики — это в основном граффити, монументальная графика. Это связано с тем, что в городах очень много зон деградации, которые при помощи подобных форм легко апроприировать и тем самым обосновывать такую культурную экспансию. Монументальная скульптура требует других усилий по согласованию и реализации. С перформансом и акционизмом в России совсем плохо. Теоретически какой‑то прогресс здесь возможен на фоне адаптации культуры уличного театра…

В мире сейчас сформирован тренд на монументализацию искусства, однако в России в силу дефицита финансирования и отсутствия муниципальной политики — это в основном граффити и монументальная графика

Но даже в этой невесёлой ситуации паблик-арт уже занял какое‑то место в системе российского современного искусства — экономически, институционально, эстетически?

Я бы рассматривала паблик-арт как институциональную альтернативу. Как когда‑то идея супермаркета победила идею обычного магазина — просто убрав дистанцию между потребителем и продуктом, так идея доступности искусства должна быть для художника очень соблазнительной. И особенно у нас, где существует огромный дефицит выставочных площадок. Во многом это ещё и политическая история, связанная с легитимизацией современного искусства, преодоления его маргинальности и получения общественного статуса и, следовательно, влияния на социальный заказ на оформление городской среды. Нельзя говорить о какой‑то особенной эстетике паблик-арта. Это публичное бытование современного искусства, стратегии и эстетика неизменны с поправкой на специфику места, где искусство представлено. Экономика современного российского искусства стремится к неопределённости, однако многочисленность паблик-арт инициатив должна превратить его в серьёзную отрасль с солидными бюджетами. Пермский опыт показывает высокую эффективность вложений в этой сфере.

Многочисленные фестивали, которые ты организовывала, имели какое‑то воздействие — на восприятие паблик-арта властью, на формирование отношения публики, на «стимулирование процесса» и втягивание в эти истории художников?

Безусловно, имели, но в разных городах разные. В Екатеринбурге отношение было более прагматичное, мы должны были хотя бы формально привязывать проекты к какой‑нибудь актуальной повестке — дни города, саммиты, туристические события. Поскольку всё проходило без скандалов, то отношение власти было благожелательным, нас поддерживали. Позитивное отношение общества — всегда ключевое в подобных историях — иначе спонсоры не давали бы денег…

Алексей Курбатов. Лики XIX века, 2010—2011

Проект «П-остановка»

Фотографии предоставлены из архива Музея современного искусства PERMM. Музей современного искусства PERMM

В Перми паблик-арт программа разворачивалась более масштабно, очень быстро, и сразу стала важным игроком на политическом поле, что обеспечило и проектам и художникам очень высокий медийный рейтинг. Часто интерес этот был скандальный, а отношение к проектам — очень негативное, однако они стимулировали общественную активность и буквально визуализировали новый вектор развития края.

Современное искусство негде показывать, оно пугающее, люди его ненавидят, потому что оценку получают уже готовую через СМИ, государственной культурной политики тоже нет

Можно ли в таком случае назвать паблик-арт стратегией социализации современного искусства, средством пропаганды?

Пожалуй, можно. И в этом смысле моя собственная история переключения на паблик-арт весьма показательна. Наблюдая за ситуацией в современном искусстве Екатеринбурга 1990‑х с его прорывами, скандалами и последующим распадом, — я поняла, что существует сбой не только в инфраструктуре, которая по большей части отсутствует, но и, как ты сказал, в стратегии социализации современного искусства, которое на тот момент эксплуатировало единственный сценарий — скандального ньюсмейкера. Ситуация была патовая: современное искусство негде показывать, оно пугающее, люди его ненавидят, потому что оценку получают уже готовую через СМИ, государственной культурной политики тоже нет… И как‑то мне в руки попался журнал, где рассказывалось об австрийском проекте Museum in progress, это был музей без музея, его деятельность разворачивалась в городе, на самых разных носителях — билбордах, занавесе Венской оперы, стенах домов… Мне показалось это исключительно правильным, даже, скорее, единственно возможным путём продвижения современного искусства. И когда я возглавила екатеринбургский филиал ГЦСИ в 1999 году, институцию без помещения, штата, бюджета и репутации, я поняла, что у меня есть шанс провести собственный эксперимент в этом направлении и показать, как работает паблик-арт в специфических российских условиях. Уже через три года, сделав несколько больших проектов в городской среде i , мы получили положительную реакцию жителей и прессы, и, как следствие, поддержку муниципальных властей, спонсоров и продвижение бренда институции. Надо также отметить, что для многих российских художников, которые участвовали в наших проектах, это был первый опыт работы в городской среде и первая возможность монументализации своих произведений. Если говорить об экономике процесса, то можно также сказать, что любой паблик-арт проект гораздо эффективнее любой выставки и, выбирая паблик-арт в качестве направления, мы имеем в виду не только содержательную, но и экономическую стратегию.

Александр Бродский. Ротонда, 2010

Фотографии предоставлены из архива Музея современного искусства PERMM. Музей современного искусства PERMM

Паблик-арт — это доступное искусство или навязанное развлечение? Почему многие протестуют против воздвижения объектов паблик-арта? И не только в России — вспомним хотя бы известную историю с работой Tilted Arch Серра в Нью-Йорке…

Я думаю, навязанное развлечение — это скульптуры Церетели по всей Москве. Я шучу, конечно. В принципе у искусства может быть и такая функция. Но вот именно здесь начинаются проблемы с определением… Паблик-арт — всего лишь понятие, вмещающее очень много всего. Отчасти это понятие может быть адекватно, например, слову «выставка». Сложно говорить вообще об искусстве в городе, я бы говорила о том, что мне интересно, а мне интересно, когда искусство создаёт напряжение в пространстве, работает с контекстом, заставляет думать. Искусство под названием «паблик-арт» — это лекарство, которое не всегда бывает сладким. У паблик-арта нет цели развлекать, он зачастую очень неприятен — вспомни работу Марка Куинна на Трафальгарской площади, когда безногая, безрукая беременная модель оказалась на пьедестале! Это в том числе и социальная терапия, способ изменения представлений о мире и о себе. «Накрененная арка» Серра — сильное произведение, его можно расценивать как провокацию, но это не ошибка художника, это проблема общества. Думаю, сейчас бы этого не случилось. Мне кажется, мышление людей меняется, становится более гибким, интернет делает нас более искушёнными.

У паблик-арта нет цели развлекать, он зачастую очень неприятен. Это в том числе и социальная терапия, способ изменения представлений о мире и о себе

Что ограничивает паблик-арт? Художественная и социальная цензура? Интересы власти или бизнеса? Комьюнити?

Паблик-арт — это искусство в среде: социальной, культурной, городской. У этих сред есть границы, которые иногда выявляют отдельные проекты, они показывают насколько эти границы неприступные или проницаемые, художественный мейнстрим в городской среде действует за ними. Я думаю, что паблик-арт — хороший инструмент тестирования среды. Например, Пермь взорвалась от безобидного проекта группы Pprofessors «Красные человечки», а Лондон принял проект Марка Куинна на Трафальгарской площади, гораздо более шокирующий, с точки зрения массового вкуса, про историю с Серра уже было сказано. На самом деле интересно обсуждать не столько цензуру, поскольку любое общество легко скатывается в консерватизм, а того, кто может выступать в качестве заказчика авангардных проектов. В Перми — едва ли не уникальный случай для современной России — таким заказчиком выступила власть.

Действительно ли паблик-арт подчёркивает продвинутость власти?

Паблик-арт не подчёркивает, а выражает продвинутость власти и общества. Искусство говорит о наших ценностях — каждый раз, когда в городе появляется новый монумент, посвящённый очередному «великому» человеку, мы очень убедительно говорим миру о том, что у нас ничего не изменилось.

Владимир Дубоссарский. Новый год, 2010—2011

Проект «П-остановка»

Фотографии предоставлены из архива Музея современного искусства PERMM. Музей современного искусства PERMM

В США действует программа «Один процент для искусства». Возможно ли, нужно ли такое в России? В больших городах, в провинциальных?

Это очень нужная история, поскольку она системная в отличие от разовых вливаний в рамках той или иной культурно-политической ситуации. Кроме того, строительство идёт везде, в больших и малых городах — американская программа кормится именно от строительства. Другое дело, что в России перед принятием такого закона нужно существенно ограничить коррупцию в строительной сфере, принять законы, стимулирующие социальную ответственность бизнеса, сделать российский строительный рынок по‑настоящему конкурентным. Ждать, что всё это оформится само собой — наивно, это надо как‑то организовывать…

Куда движется паблик-арт? Превращается ли он в узаконенную форму точечного дизайна общественного пространства, искусство на заказ?

Сейчас во многом благодаря «Культурной революции в Перми», активному обсуждению пермской паблик-арт программы, паблик-арт становится новым трендом в России. Характерно, что он начинается не из Москвы. Но это и понятно, она пока не участвует в конкуренции городов, и с инфраструктурой современного искусства в Москве дела обстоят в разы лучше, чем по всей России. За последнее время выросло количество паблик-арт и стрит-арт фестивалей в стране. Всё это, разумеется, привязано к молодёжной аудитории, часто это новая форма визуального сопровождения важных событий — как, например, подготовка к универсиаде в Казани или традиционные дни города. Конечно, муниципалитеты будут настаивать на дизайне общественного пространства и поддержке более декоративных, формальных решений, поскольку это безопасно в плане политических рисков… Но одновременно расширяется стрит-арт движение, которое — пока оно независимо — несёт в себе огромный потенциал интерпретации городской среды и может быть реальным инструментом политической коммуникации.

Что ты думаешь о паблик-арте как протестной стратегии? Нынешний арт-активизм — это похоже на паблик-арт, мимикрия?

Всё же паблик-арт как проектная деятельность, связанная с согласованиями, серьёзным и растянутым во времени производственным процессом вряд ли может быть эффективной протестной стратегией — политическая повестка меняется слишком быстро, а партнёром в создании проектов в большинстве случаев выступает власть. В рамках кратковременных проектов это возможно, но, думаю, это стрельба по воробьям из пушки, паблик-арт меняет качество жизни горожан, то есть фундирует базовые ценности. Стрит-арт гораздо больше подходит для реализации протестных стратегий. Заимствования арт-активистами из всего арсенала, наработанного современным искусством и паблик-артом в частности, не мимикрия, но мобильное продолжение их ценностных векторов.

Николай Ридный. Власть, 2010

Фотографии предоставлены из архива Музея современного искусства PERMM. Музей современного искусства PERMM

Происходит ли сейчас эволюция форм паблик-арта, расширение медиаспектра?

Скорее, следует говорить об эволюции художнических стратегий и трансформации паблик-арта в общем русле развития современного искусства. Паблик-арт — полевые испытания достижений экспериментального галерейно-музейного искусства в публичной сфере, которые всё чаще оказываются перепланировкой реальности.

Произведения в общественном пространстве и в музее — это разные вещи? В плане месседжа, восприятия? Меняет ли паблик-арт формат восприятия?

Одно из главных достоинств паблик-арта — демократичность, это искусство без посредников (видимых, как постаменты, и невидимых, как мифология неприкосновенности), за ним культурно закреплён статус доступного, тактильного. И если в цивилизованных туристических центрах — это норма, то для нашего гражданина паблик-арт — это социальная терапия, направленная на формирование культуры потребления искусства. Это, кстати, очень интересный феномен, ещё толком не осмысленный.

Задумываются ли художник и куратор паблик-арт проектов, являющиеся, как ты говоришь, социальными терапевтами, о том, что на Западе принято называть sustainability — устойчивость в среде, гармоничность?

Единственная гарантия развития паблик-арта — это формирование социального заказа и вовлечение как можно большего количества партнёров в процесс проектирования и реализации. К сожалению, это единственная сфера искусства, в которой нельзя тешить себя иллюзиями, что частный бизнес может спасти ситуацию. Как только мы выходим в город, мы затрагиваем интересы общества, и регламентирующую функцию всегда будут выполнять муниципалитеты, поэтому главное, не формировать конфликтных отношений в этой плоскости, иначе, безусловно, можно надолго перекрыть возможность какой‑либо деятельности подобного рода…

Александр Жунев. Пермский период, 2010

Фотографии предоставлены из архива Музея современного искусства PERMM. Музей современного искусства PERMM

Так что же всё‑таки для паблик-арта важнее — стремление к максимальной вписанности в ландшафт, естественности произведения или — напротив, агрессивная перестройка визуальной среды?

Ни то ни другое не является исключительной целью паблик-арт проектов. Всё зависит от задачи, которую решает проект — где‑то нужна максимальная вписанность, а где‑то — наоборот.

Как выбирается место для произведения паблик-арта? Сложно ли договориться с властями?

Я считаю, что выбор места всегда диктует сам проект. Сценарии бывают разные, иногда проекты делаются под место, иногда место нужно найти под уже готовую историю. Это всегда контекстуальная работа, всегда исследование. Как правило, приходится выбирать несколько вариантов, один ключевой и дополнительные, чтобы в случае чего была возможность маневрировать. Что касается согласования — всё зависит от места и собственника этого места. Например, в Перми место может быть в краевом, муниципальном, федеральном и частном владении. От лояльности собственника зависит и процедура согласования, и её успешность или неуспешность. Сложнее всего договориться с федералами, поэтому я сразу их вычитаю — одна переписка может занять полгода и не дать результата, даже при условии размещения самого безобидного проекта. Ну, а дальше всё очень индивидуально, зависит от проекта, заявителя, срока размещения, культурного климата. В городе сделать что‑то легально всегда сложно. В Перми, где паблик-арт программа очень быстро развивалась, на уровне города была создана специальная комиссия по размещению арт-объектов, иногда приходится ходить по два-три раза, чтобы комиссия приняла положительное решение. Обязательным пунктом получения разрешения является архитектурно-планировочное управление города, которое следит за обликом городской среды. На самом деле иногда проще не получать разрешения и делать всё нелегально, но для государственного музея это недопустимо, зато стрит-арт художник может себе такое позволить.

Роман Минин Гомер, 2010

Фотографии предоставлены из архива Музея современного искусства PERMM. Музей современного искусства PERMM

Если публика высказывает резкое неудовольствие, что делать художнику?

Вопрос про художника и публику — очень сложный: зачастую оценка искусства происходит в области не столько эстетического, сколько политического контекста. В Перми, например, негативная реакция подогревалась ангажированной оппозиционной прессой. Абсолютно безобидные проекты — вроде «Красных человечков» — превращались в объект якобы социальной ненависти. Наша позиция была однозначной: не реагировать на подобные провокации. А дальше можно долго говорить о границах толерантности, поскольку они даже внутри России очень разные, а до западных стандартов ещё очень-очень далеко…

Be In Trend сделал подборку 10 самых известных и ярких примеров паблик-арта – современного искусства в публичном городском пространстве по всему миру. Что вдохновляет жителей разных стран на улицах их городов? Возле чего обязательно фотографируются туристы?

Во многих странах мира одним из главных акцентов политики государства по отношению к городу становится активное облагораживание его публичного пространства, создание его максимально интересным и приспособленным для жителей и гостей.

Паблик-арт - это искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством. Это могут быть скульптуры, инсталляции, объекты, но главным условием остается – они должны размещаться на улицах города и взаимодействовать с окружающим пространством, интересно и по-новому обыгрывая его.

Аниш Капур


Работы одного из известнейших художников современности Аниша Капура потрясают своей простотой и в то же время необычностью и монументальностью. На площади AT&T Плаза в Миллениум-парке в Чикаго расположена его большая скульптура “Cloud Gate” (“Облачные врата”), в народе получившая прозвище «боб» за свою бобообразную форму. Скульптура состоит из 168 листов нержавеющей стали, отполированных настолько, что её внешняя поверхность не имеет видимых швов. Считается, что образ скульптуры был навеян видом капли ртути.


А осенью 2006 другая зеркальная скульптура, названная “Sky Mirror” (“Снежное зеркало”), была показана в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке. Такие зеркальные скульптуры очень интересно взаимодействуют с городским пространством, причудливо отражая окружающую среду.

Жауме Пленса


На площади канадского города Калгари размещена огромная скульптура известного испанского современного художника Жауме Пленсы. Скульптура под названием “Wonderland” имеет 12 метров в высоту. В ней есть два входа, так что все желающие могут зайти внутрь скульптуры и прогуляться там. Сам Пленса комментирует свою работу следующим образом: “Создавая “Wonderland”, я хотел вдохновлять каждого, так как я верю: архитектура наших тел – это дом для наших мечтаний”.

Роберт Индиана


Самая известная работа американского художника, яркого представителя движения поп-арт Роберта Индиана - изображение английского слова LOVE (любовь), написанного прописными буквами с повернутой буквой O. Изначально это была живописная работа, но со временем она появлялась в различных формах, включая скульптуру и почтовые марки, а также в виде объектов, установленных во многих городах мира. На фотографии нью-йоркский вариант работы Роберта Индиана.

Марк Куинн


В прошлом году в Сингапуре установили невероятную скульптуру – очень больших размеров ребенок буквально повис в воздухе. Скульптура британского художника и скульптура Марка Куинна носит название “Planet” и украшает сейчас сингапурский парк Gardens by the Bay. На создание этой работы Куинна вдохновил его маленький сын. Размер скульптуры составляет десяти метров, а вес – до семи тонн. Удивительный эффект будто скульптура держится на одной руке и висит в воздухе была достигнута с помощью едва заметных подпорок. Так как Сингапур сейчас активно развивается, эта скульптура символизирует рождение нового мира, новой истории этого города-государства.

Kurt Perschke


Художник Курт Першке (Kurt Perschke) придумал проекта RedBall Project и путешествует по миру с огромным надувным красным шаром. Приезжая в новое место, художник первым делом находит подходящее место в городском пространстве, где он мог бы поместить свою мобильную инсталляцию. Места для инсталляции могут быть самыми необычными– между домами на узкой городской улочке, в воротах или арке, на месте входа в здание, между отдельно стоящими балками и прочими объектами, а также внутри помещений…

Lang-Baumann


Швейцарско-американский дуэт художников Lang-Baumann, в который входят Даниель Бауманн и Сабина Ланг, создают удивительные site-specific инсталляции. Обычно Lang-Baumann работают с цветом, разукрашивая улицы в разные цветовые комбинации. Эта цветная улица была создана в небольшом городке Веркорин в Швейцарии.

Konstantin Dimopoulos


Художник Konstantin Dimopoulos известен своими работами, в которых он обращает внимание зрителя на сокращение лесов в мире. Делает Dimopoulos это с помощью безвредной краски зачастую синего цвета – он разукрашивает стволы деревьев, таким образом делая заметным то, на что часто люди не обращают внимание в больших городах. Проект называется “Blue Trees”, и в 2012 году он был осуществлен на улицах одного из крупнейших городов США – Сиэтле.

Jody Xiong


Художник и дизайнер Jody Xiong из Шанхая реализовал интересный арт-проект “Green Pedestrian Crossing”, посвященный природе, экологии и защите окружающей среды. Проект построен таким образом, что демонстрирует преимущество ходьбы пешком над использованием автомобилей и общественного транспорта. На проезжей части на месте пешеходного перехода художник разложил большое полотно, на котором нарисовано дерево без листьев. Перед тем как перейти дорогу пешеходы пачкали подошвы обуви в зеленой краске, которая разлита на коврике перед переходом. Таким образом постепенно дерево “покрывалось листвой” – каждый пешеход привносил часть изменений в арт-проект. “Green Pedestrian Crossing” увидел свет в Шанхае, и еще на 132 пешеходных переходах 15 китайских городов. Над ним работали специалисты из Китайского Общества по защите окружающей среды (China Environmental Protection Foundation) и художники шанхайской арт-группы DDB China.

Флорентин Хофман


В течении 5 лет эта гигантская утка находилась в кругосветном плавании. Надувная резиновая утка высотой 16,5 метра является произведением голландского художника Флорентина Хофмана. Утка плавала по всему миру с 2007 года и посетила 13 разных городов в 9 странах мира, от Бразилии до Австралии. С помощью такого паблик-арта Хофман хотел обратить внимание людей на мир, что нас окружает: “Не принимайте жизнь и окружающую вас среду такой, какая она есть. Каждый день идя на работу по одной и той же дороге, замедлите шаг и оглянитесь вокруг – вы найдете много чего интересного».

Студия Ivo Tavares


Паблик-арт могут создавать не только профессиональные художники, но также все, кому не безразличен внешний вид своего города. В Португалии, например, в городе Agueda дизайнеры студии Ivo Tavares Studio украсили одну из улиц разноцветными зонтами.

Читайте нас у
Telegram



Loading...Loading...