Животные где живут чем питаются. Чем питаются окружающие нас дикие животные? Самостоятельная работа


Цели: уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением диких животных и их частей тела.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

2. Беседа по картинкам о диких животных . Логопед выставляет картинки животных.

Как называются эти животные? (Дикие.) Почему? а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса - А зовут ее... (Лиса.)

Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)

Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.) Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)

(Лисья морда, лисьи уши и т.д.) Образование сложных прилагательных:

У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)

У лисы длинный нос.

У лисы острые уши.

У лисы короткие усы.

У лисы рыжий хвост.

У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный - волк.

б) Логопед загадывает загадку: Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый...)

Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежо нок, медвежата.)

Как называется жилище медведя? (Берлога.)

У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это - медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

в) Логопед загадывает загадку: Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

Продолжите предложение по смыслу: Волк - это папа в семье волков. Мама - ... (волчица). Дети - ... (волчата).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:

У волчицы усы. У волчонка - усики. У волка - усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лох матый...)

Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

г) Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой - летом.(Заяц.)

- Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...) Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный - белый, смелый - трусливый, быстрый - медленный, веселый - грустный, умный - глупый, длинный - короткий.

У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом,
ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой - сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

3. Физкультминутка

4. Продолжение беседы о диких животных. Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)

Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая...)

Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки...)

Большая белка - это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие - это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - (Бельчонок.)

Дидактическая игра «Чье это?»

Белка - маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

б) Логопед загадывает загадку: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.)

Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, ум ный...)

Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.) Дидактическая игра «Закончи предложение».

Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ... ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ... ежу. Я вам рассказала (о ком?) ... о еже.

Еж - удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.

в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

Лось - очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове - рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

5. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: волк - волки - волков и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: белка - белочка и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.

Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? - Длиннохвостая.

У зайца короткий хвост - ... тонкие лапы - ... , короткие лапы - ... , толстые лапы - ... , длинные уши - ... , острые уши - ... , короткие усы - ... .

4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? - Лисья. Берлога медведя. - ...

Дупло белки. - ... Логово волка. - ... Морда лисы. - ... Хвост зайца. - ...

Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: нос - носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы).

Подбор слов-антонимов.

Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы... и т.д.

7. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.

Животные окружают нас повсюду, где бы мы ни были. Они живут везде: в лесах и пустынях, в горах и океанах, в земле и в воздухе и даже среди вечных снегов.

Животные составляют больше чем три четверти всех видов живых существ на земном шаре, и все они такие разные!

Животные отличаются друг от друга размерами, формой тела, окраской. Благодаря этому медведь совсем не похож на кузнечика, хотя они являются представителями одного мира животных.

Как и все живые организмы (в том числе и растения), животные дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Главной особенностью, отличающей животных от всех остальных живых существ, является способность к передвижению: они бегают, прыгают, ползают, летают, плавают. Так они находят пищу, спасаются от врагов, ищут место и партнеров для размножения.

На земном шаре известно около двух миллионов видов животных.

Чем же питаются животные? Давайте присмотримся повнимательнее.
Например, для пчелы лучшим угощением будут цветочная пыльца и нектар. Зайцы едят сочные побеги растений, траву, кору деревьев. Кормом для линя служат всевозможные водоросли. Все эти животные называются травоядными, потому что кормом для них являются растения.

А вот волки к растениям равнодушны, ведь их рацион составляют зайцы, косули, дикие свиньи. Сова в огромных количествах истребляет мышей, а божья коровка поедает других насекомых, например тлю. Все эти животные питаются другими животными и называются хищными. Однако в природе существуют и всеядные животные, которые питаются и растениями, и другими животными. К ним относятся муравьи, медведи, воробьи, караси и многие другие.

Пища необходима всем живым существам, поэтому животным, чтобы выжить, приходится зависеть друг от друга. Солнце обеспечивает жизненной энергией растения, которые служат кормом для травоядных животных. Травоядные животные, в свою очередь, становятся добычей хищников. Если же травоядные животные погибают от недостатка пищи (или по другой причине), то питающиеся ими хищники гибнут или переселяются туда, где могут найти еду. Такие пищевые связи называются пищевой цепью.

Например, поспела в лесу сладкая душистая земляника, и ею решил полакомиться проползавший мимо слизень. Не успел он наесться, как сам стал добычей голодной жабы. Наевшись, жаба решила отдохнуть в тени, но тут же была атакована гадюкой, которую через некоторое время поймал и съел еж. Таким образом, земляника, слизень, жаба, гадюка и еж - это звенья данной пищевой цепи.

Подобные пищевые связи можно наблюдать в природе повсюду, и важно то, что первым звеном пищевой цепи всегда является растение, вторым - травоядное животное, а остальные звенья - хищные животные.

А вот пример другой :
Созрело целое поле ржи, мышка-полевка начала делать запасы на зиму, набила щечки зернами, побежала в норку, а по пути ее поймала змея. Не успела змея проглотить мышь, как на нее с воздуха приземлился орел и унес в гнездо. Вот еще одна пищевая цепь.

Тема: «Как питаются животные»

Цель:

Знать о связи всех живых организмах в пищевой цепи.

Результат:

Будут знать, как питаются животные и смогут составлять цепи питания животных.

Оборудование:

ноутбук, карточки с изображением животных, клей, ножницы, карточки по технологии «clil », цветные листочки, листы А-4.

    Оргмомент

Жужжащее чтение

Деление на пары.

Ребята, возьмите листочек, который вам больше нравится. Вот у нас и образовались рабочие пары. Займите свои места. А теперь возьмите листочек, цвет которого вам не нравится, сделайте из него кулечек положите в него все свои огорчения недостатки выбросите его. Посмотрите на наших гостей улыбнитесь им пожелайте успехов. Мы начинаем работать.

    Постановка цели урока.

Чем знаменателен этот день? (Это день космонавтики)

Кто первый космонавт? (Ю. А. Гагарин)

Первый космонавт Ю.А. Гагарин, но раньше него в космосе побывали две собачки Белка и Стрелка. Только после их благополучного возвращения, в космос отправился человек. Ребята, кто из вас знает, как питаются в космосе космонавты?

У них специальное питание в тюбиках, как зубная паста, смогли бы так питаться животные? Тема нашего урока «Как питаются животные?»

Как вы думаете, что должны мы с вами узнать и чему научиться. (чем питаются животные, как они добывают корм).

Мы с вами научимся составлять цепи питания.

Актуализация знаний

«Блицопрос»

    Как называются животные, которые живут рядом с человеком и за которыми человек ухаживает? (Домашние)

    Как называются животные, за которыми человек не ухаживает? (Дикие)

    Чем питаются животные? (травой, другими животными, травой и другими животными).

    Как называются животные, которые едят только траву? (Травоядные)

    Как называются животные, которые едят других животных? (Хищники)

    Почему в наших горах не могут жить слон и белый медведь?

(заслушать ответы учеников)

Мы на уроке будем говорить о том, как питаются животные, как в природе все взаимосвязано.

    Изучение нового материала.

Ребята, сейчас я раздам вам карточки с текстом вы его изучите самостоятельно. (читают текст, запоминают его)

(Затем раздаю карточки с вопросами.)

А теперь ваша задача ответить на вопросы, работать нужно парой.

Что вы узнали о лосе?

Проверка ответов.

4.Физминутка

5.Самостоятельная работа в парах.

Перед вами лежат карточки с рисунками животных и травы.

Составьте цепь питания для одного из животных. Используйте в работе клей, ножницы, лист.

(работы вывешиваются на доску по мере выполнения)

Провести проверку.

6.Закрепление знаний.

Ребята, что произойдет, если нарушится пищевая цепь?

(Заслушать ответы учеников?)

Тематический словарный запас (ТСП)

Среда обитания

Пищевая цепь

Травоядные

Всеядные

7.Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Где вы сможете применить полученные вами знания?

Возьмите «портфель знаний», который вы сегодня унесете с урока.

8.Информация о домашнем задании.

Резерв: просмотр видеоролика о питании животных.

02 марта 2014

Животные живут повсюду: в лесополосах, горах и пустынях, в воздухе и даже среди вечных снегов. Животные – 75% всех живых существ, живущих на планете. Их очень много и все они такие разные.

Животные различаются друг от друга формой, размерами, окраской. Каждое животное уникально по-своему. Благодаря уникальности и разнообразию, кузнечик не похож на медведя, а лиса не похожа на муравья.

Разумеется, что животные, как и любые другие живые организмы дышат, питаются, размножаются и уходят в мир иной. Животные, как и люди, могут бегать, прыгать, плавать, ползать, ходить. Они также ежедневно ищут себе пищу, место для ночлега и партнеров для продолжения рода.

На сегодняшний день, науке известно более 2 миллионов разновидностей животных.

Чем же питаются братья наши меньшие, живущие в дикой природе? Каким образом, эти два миллиона находят себе еду?

Присмотревшись повнимательнее и немного понаблюдав за животными, можно сделать вывод, что зайцам по вкусу сочная трава, молодые зеленые побеги, кора деревьев. Едой для линя служит водная растительность, а пчелы с удовольствием питаются нектаром и цветочной пыльцой. Интересно, но, не смотря на то, что все эти представители животного мира абсолютно разные, они имеют одну общую черту – они являются травоядными.

В тоже время, волки абсолютно равнодушны к растениям. Их рацион формируют косули, зайцы, дикие свиньи. Сова употребляет мышей, а божья коровка уничтожает тлю. Казалось бы, ну, что может быть общего у этих животных? Оказывается, все они являются хищниками, поскольку поедают других животных.

Но в загадочном мире природы, встречаются и всеядные животные, которые вполне могут съесть и сочное, зеленое растение, и полакомиться свежим мясом.

Мудрая природа создала животный мир таким, что каждое животное зависит от другого представителя животного мира. По сути, все животные, насекомые и водоплавающие, являются звеньями одной цепочки.

Травоядные животные потребляют траву, в свою очередь эти животные являются пищей для хищников. Если по каким-либо причинам в данной местности исчезает растительность, то травоядные животные также покидают регион. В след за ними хищные животные отправляются в другие местности в поисках пищи.

Таким образом, все животные и вся растительность планеты составляют собой единую пищевую цепочку. Именно поэтому, при исчезновении одного вида растений или животных, нарушается природная цепь и в результате, страдает большое количество других представителей животного мира.

Читайте также

01.04.2019

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Про Дарью Юрскую это точно можно сказать. Девочка...

30.04.2018

Собственный дворик или дача всегда привлекали простором. Каждый добрый хозяин всегда стремится...

09.03.2018

Одним из самых серьезных вызовов для человечества и глобальной проблемой становится загрязнение...

04.02.2018

Собаки давно стали надежными спутниками человека. Есть сторожевые собаки, которые будут надежно охранять...

29.09.2014

Довольно интересных домашних питомцев, как улиток сегодня можно встретить в доме многих современных...

Мир природы чрезвычайно многообразен. Каждый вид приспособлен к обитанию в особых условиях. Особенности образа жизни некоторых животных вы сможете найти в разделе нашего сайта . А в данной статье мы рассмотрим, чем питаются животные.

Дикие животные

К диким животным ученые относят все виды животных, для которых естественной средой обитания считается дикая природа. Внутри этого понятия животных можно классифицировать по различным критериям. Каждый вид имеет свои особенности. О некоторых из них вы можете узнать в разделе нашего сайта .

Что касается питания, то большинство диких животных питается по-разному, в зависимости от времени года. Так, например, многие горные звери летом питаются травой с лугов. Зимой же представителям данных видов приходится спускаться со скалистых вершин в горные леса. Там они могут питаться листьями, ветками и мхом.

Многие дикие животные впадают зимой в спячку. Например, медведи в больших количествах потребляют пищу (в основном растительного происхождения) в летний и осенний периоды. Они поедают ягоды, клубни, луковицы, грибы, орехи, желуди, реже - насекомых и мед. С понижением температуры воздуха медведь находит себе место для берлоги. До весны он спит, расходуя накопленный жир. Исключением будет белый медведь. Он по своей природе - хищник и в спячку не впадает.

Есть и другие животные, чей сон спасает их от нехватки корма. Например, летучие мыши и сурки могут спать порядка 6-8 месяцев. Белки также могут уходить спать в свои гнезда, но только в самые морозные дни. В остальное зимнее время они питаются припасами, собранными за лето и осень. В основном белки питаются различными видами орехов, семечками, шишками, ягодами и некоторыми фруктами.

Зайцы в летний период любят полакомиться травой. В холодное время года, когда травы не представлены в широком доступе, они вполне могут питаться древесной корой, тонкими веточками, семенами, ягодами, молодыми побегами растений. Ученые отмечают, что среди зайцев встречаются и те, кто может ловить полевых мышей и питаться другим доступным мясом.

Лисы и волки - это типичные хищники. На протяжении всего года они выслеживают и ловят добычу среди более мелких и слабых животных. Лисы питаются грызунами, птицами, иногда травами, ягодами и кореньями. Волки же охотятся на более крупных представителей животного мира таких, как лоси, олени, кабаны, косули, антилопы.

Домашние животные

Домашними называются животные, которые были одомашнены человеком. Человек их содержит недалеко от своего жилища или непосредственно в нем, предоставляя еду и воду. Большинство представителей данных видов призвано приносить пользу людям или же скрашивать их досуг. К первой категории относятся сельскохозяйственные животные такие, как коровы, куры, свиньи, овцы и т. д. Их выращивают специально для заготовки мяса, меха, молока и т. д. Ко второй категории относятся такие животные, как: собаки, кошки, хомяки, попугайчики и т. д.

Рацион домашних животных в меньшей степени подвержен изменениям в зависимости от времени года. Связано это с тем, что домашним животным не приходится добывать пропитание самостоятельно. Весь необходимый корм человек выдает животным самостоятельно.

Чаще всего в развитых странах производятся специальные сбалансированные корма. Сельскохозяйственным животным дают комбикорма. Для животных, которые живут вместе с человеком, разрабатываются целые серии кормов. Питание должно отвечать всем потребностям организма животного. Так, например, корм для кошек, чьи потомки являются хищниками, в обязательном порядке должен содержать мясо. Но это далеко не единственный компонент.

Крупнейшие производители кормов готовы предложить владельцам домашних животных даже специальные лечебные корма, которые направлены на поддержание определенных органов и систем. Например, для кошек уже разработаны корма:

  • для облегчения периода адаптации при стрессовых ситуациях;
  • для гигиены полости рта;
  • при сахарном диабете;
  • при нарушениях пищеварения;
  • при болезнях печени;
  • при пищевой аллергии;
  • при ожирении;
  • при хронической почечной недостаточности;
  • при мочекаменной болезни и др.


Loading...Loading...