« Земля – наш общий дом» конспект открытого занятия. Что даёт лес человеку

Познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Земля – наш общий дом»

Сценарий познавательного досуга

Кривякова Елена Юрьевна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 315 г. Челябинска

Описание.

Вашему вниманию предлагается конспект досуга для детей логопедической подготовительной к школе группы. Досуг направлен на познавательно-речевое развитие, активизацию речи детей, расширение и обобщение знаний о планете Земля и значении воды на земле, интересу к окружающему миру. Использование полученных знаний в игровой, экспериментальной деятельности, а также в быту. Подготовленный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, а также воспитателей логопедических и общеобразовательных групп.
Интеграция областей: познавательно-речевое и коммуникативно-личностное развитие.
Виды детской деятельности: игровая, экспериментальная, познавательная, коммуникативная.
Цель: Расширение и обобщение знаний о планете Земля.
Задачи.
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с планетой Земля.
2. Учить детей пользоваться географической картой.
3. Расширять знания детей о значении воды для всего живого на земле.
4. Активизировать речь и мыслительную деятельность детей.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать крупную и мелкую моторику.
3. Автоматизировать звукопроизношение при звукоподражании.
4. Развивать социально-коммуникативные навыки в совместной деятельности.
Воспитательные:
1. Формировать бережное отношение к окружающему миру.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умение слушать товарища и принимать мнение другого.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
Ожидаемый результат: Повысится познавательный интерес и желание изучать свою планету, природные явления и окружающий мир.
Предварительная работа:
- Просмотр видео «Солнечная система»
- Беседа «Как появились материки на планете Земля».
- Подготовка ребенка «Легенда о рождении материков».
- Рисование «портрета» планеты Земля.
- Разучивание игр по теме.
- Совместная деятельность «Сердечко своими руками».
Методы и приёмы: художественное слово, демонстрационный материал, использование элементов технологии ТРИЗ (моделирование) , эксперимент.
Условия проведения: групповая комната (музыкальный зал) .
Оборудование:
- Музыкальный центр и аудиозапись песни «Земля в иллюминаторе» слова А. Поперечного, музыка В. Мигули.
- Мультимедийная система.
- Схема материков.
- Стол для опытов: противень, бутылка из-под газированной воды, земля, сода, уксус 9% - 250 миллилитров, пищевой краситель.
- Рация с наушниками.
- Карта Челябинской области.
- Покрывало.
- Перчаточная «кукла-капелька»
- Пустые шаблоны для составления моделей.
- Сердечки с именами детей.
- Контурные карты по количеству детей.

Ход мероприятия

Дети входят в зал, на груди у детей прикреплено сердечко с именем ребенка. На большом экране изображение космонавтов. С помощью наушников выходим «на связь» (задействуем рацию) .
Воспитатель: Космос, Земля на связи. Вы, меня слышите? (Звучит музыка «Земля в иллюминаторе» слова А. Поперечного, музыка В. Мигули. На экране появляется фотография планеты Земля: вид из космоса) .

Воспитатель (ведет диалог) : Ребята, с кем мы выходили на связь? (ответы детей) . О чем космонавты нам сообщили? (ответы детей) . Как вы думаете, почему космонавты грустят по Земле? (ответы детей) . Космонавты живут на планете Земля, это их дом. И мы с вами живём на планете Земля. Земля – наш общий дом. И все мы называемся – земляне. Мы с вами знаем, что все люди на земле живут на суше. Эта суша расположена в разных местах планеты, а называются эти кусочки суши – материки. Вспомним, как же появились материки на планете?
Легенда о рождении материков (рассказывает заранее подготовленный ребёнок).
«Очень-очень давно наша планета была вся покрыта водой. Это был Великий Мировой океан. Но однажды на поверхность океана всплыл огромный материк. Имя его было - «ПАНГЕЯ» – мать Земля. На этой земле часто были извержения вулканов.
Прошло ещё много миллионов лет и этот материк, после многочисленных извержений вулканов раскололся на шесть кусков, которые распылись по океану».
Так, произошли материки на Земле.
Эксперимент (воспитатель проводит эксперимент) .
Описание проведения опыта «Извержение»
1. Ставим бутылку горлышком вверх, из-под газированной воды на противень.
2. Засыпаем бутылку землей со всех сторон, не закрывая отверстия.
3. Насыпаем в бутылку соду.
4. Окрашиваем уксус пищевым красителем и заливаем его в бутылку.
5. Из бутылки должна появиться красная пена, которая струится по земляному холмику.
Воспитатель делает вывод: В результате таких вулканических извержений на земле появились современные материки.
Игра «Разноцветные материки»

Воспитатель предлагает рассмотреть силуэты материков, вспомнить названия, уточнить цвет и дать пояснение (ответы детей) .
Например:
Африка – черного цвета – раскаленное солнце, мало воды, черная земля;
Антарктида – белого цвета – солнце светит мало, вечная мерзлота, кругом снег и лед и так далее.
Посмотрите, какая разноцветная планета получилась.
Воспитатель:
- На каком материке мы с вами живем? (ответы детей) . Мы живем на стыке Европы и Азии. Эти две части света соединяют горы. И материк получил название – Евразия.
- Вспомните, как называется край, в котором мы живём? (рассматривание рельефной карты Челябинской области: горы, реки, озера, города) .
- А знаете ли, вы название наших гор? (Уральские горы) . Молодцы.
Игра «Как рождаются горы» (с помощью рук и покрывала дети создают рельеф Уральских гор).


Воспитатель: А можно ли с высоты наших гор увидеть всю нашу планету? (ответы детей) . А как ее можно увидеть? (ответы детей) . Действительно, если подняться в космос, мы увидим наш земной шар. Ребята, к полету готовы? Тогда все в ракету!
Физкультминутка:
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре -
Вот летит ракета ввысь.
(дети выполняют движения по содержанию текста).
Воспитатель: Вот мы и в космосе. Ребята, кажется, мы оказались в невесомости. Как вы думаете, почему нет невесомости на Земле? Да, потому что Земля притягивает как магнит, не зря говорят: «Земное притяжение» (на экране появляется планета Земля, вид из космоса). Посмотрите - это наша планета. Юрий Гагарин, когда впервые увидел планету из космоса, назвал её «голубой планетой». Почему она кажется такой голубой? (на ней много воды) . Да, на нашей планете есть океаны, которые не имеют берегов и перетекают один в другой (показ руками, не сомкнутыми сверху над головой) ; моря - огромная вода, окруженная сушей (сомкнутые вперед руки ); озера - как чаша с водой. Даже можно увидеть противоположный берег с биноклем, а иногда и без него.
А какое озеро находится недалеко от нашего детского сада? (озеро Смолино) .


А вы любите отдыхать у воды?
Пальчиковая гимнастика «На берегу моря»
К берегу бежит волна
(гибкое движение ладони правой руки вверх, затем вниз).
Вслед за ней еще одна.
(левая рука тем же движением догоняет правую руку).
Эта - выше,
Эта – ниже,
(высокая волна правой рукой, немного пониже – левой).
Эта вовсе не видна.
(еле заметная пологая волна правой рукой).
А на берегу морском,
Будем мы играть с песком.
(собрать невидимый песок в ладони, высыпать его).
Будет башня из песка,
Как до неба, высока.
(Поочередно ставить один кулак на другой, постепенно поднимая руки.
Встать на цыпочки, вытянуть руки вверх, показывая высоту башни).

Воспитатель: Вот подул ветер (произносим звук «Ш») ; и наша башня рассыпалась (произносим звук «С») .
Воспитатель надевает перчаточную «куклу-капельку»:

«Здравствуйте, ребята! Я капелька. Как вы думаете, кому на Земле я нужна?»
Дети отвечают, воспитатель зарисовывает на шаблонах правильные ответы детей, в виде 6 схем.


Воспитатель: Вода является источником жизни на Земле. (Капелька прощается и исчезает) .
Воспитатель: Пора возвращаться на землю. Выхожу на связь (передает по рации) : Земля, Земля, ты готова принять нас? Все в ракету!
А сейчас мы с вами, дети,
Все домой летим в ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета вниз.
(Дети выполняют движения по содержанию текста)
Воспитатель: Вот мы и дома. Много нового и интересного мы узнали сегодня о нашей голубой планете. Что на планете есть и суша, и вода. А без воды на Земле ничего не может быть живого. А пока мы путешествовали, наш космический компьютер сфотографировал Землю с разных сторон, посмотрим фотографии?
Просмотр видеоряда (картинки в соответствие с текстом) под чтение стихотворения.
Любимая наша Земля:
Это озера, луга и поля,
Лесные ключи, родники и пруды,
Море, пустыни, долины, сады.
Горы, овраги, леса, города.
Ясное солнце, ночная звезда.
И облака, что идут чередой,
И купол небесный над головой:
То серый, то синий, то голубой.
Звери и птицы, и мы с тобой.
Воспитатель: Ребята, очень красива наша планета. Относитесь к ней бережно и с любовью! А я вам дарю контурные карты, сделайте нашу планету красивее и ярче.

Тема: «Земля - наш общий дом».

Форма проведения: познавательный час

Цель:

Прививать любовь к земле ее просторам

Воспитывать экологическую культуру, формировать представление о понятии «экология»

Формировать у учащихся познавательный интерес к окружающему нас миру природы

Коррекция устной речи через беседу, ответы на вопросы.

Оборудование: большая картина с природой, глобус, картинки животных, дидактическая игра «Кто, где живет?», выставка рисунков на экологическую тему, заготовка кроссворда, аудио запись.

Методы и приемы : беседа, работа со стихотворением, разгадывание кроссвордов, загадок, театрализованная игра

Вводная часть

Организационный момент

Актуализация знаний

Упражнение на установление логических связей (из предложенных картинок животного мира найти их места обитания, оценивается быстрота и правильность ответа, например, бобр - хатка, мышь - норка, белка - дупло)

У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом

Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (земля)

Сообщение темы и целей занятия

Сегодня на занятии мы будем говорить о нашей земле; постараемся разобраться, хорошо ли ей живется с нами; подумаем, чем каждый из нас может помочь ей.

Земля - это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений

Словарная работа (Древесина, пресная вода, экология)

Итак новое слово «Экология», появляется на доске, ударения стоит на втором «О», чтение педагогом слово, хоровое чтение, индивидуальное чтение, выяснение лексического значения. Экология - это наука о взаимоотношениях человека и природы.

II Основная часть

- Без чего не смогут жить на Земле живые существа? (без воздуха, без воды, без солнца).

Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле . Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни.

Почему? (воздух нужен для дыхания. Человек может жить несколько дней без пищи, без воды, а без воздуха, он может прожить лишь несколько минут ). Она охраняет все живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей Солнца. Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым.

А сейчас вы узнаете, почему в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения

Инсценировка Чудо - листья

Действующие лица: баба Яга, Кощей, ученик.

Ученик: Здравствуйте ребята!

Баба Яга: Здравствуйте ребята! О чем вы мне сегодня расскажете интересном?

Ученик: Я хочу рассказать о листьях.

Баба Яга: Ну вот, придумали, о чем говорить. Что в листьях интересного? Зачем они вообще нужны?

Ученик: прежде чем ответить на этот вопрос, отгадайте загадку: «Без чего человеку не жить?»

Кощей: я зная, без чего человек не может жить!

Ученик: Без чего?

Кощей: Без меня!

Баба Яга: здравствуй, братец родимый, Кощеюшка любимый!

Кощей: Здорово, сестрица Яга. Здравствуйте, ребятки!

Баба Яга: Ну и без чего же человеку не жить? Даже интересно!

Ученик: Без листьев мы не можем жить.

Баба Яга: Вот еще придумали! (сердито) Без листьев! Так я и поверила!

Ученик: Ну, хорошо. Тогда скажите, можете ли вы не дышать? Ну -ка, попробуйте. Ребята тоже могут попробовать не дышать. Начали.

Кощей Баба Яга (выпустив воздух). Ой, больше не могу, дышать хочется (шумно дышат)

Ученик: А знаете, чем вы дышите?

Баба Яга: Никогда об этом не думала, дышится, ну и ладно.

Ученик: Так вот знайте! Все мы дышим кислородом, точнее - воздухом, в котором находится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700 -900 литров кислорода.

Кощей: Ой -ой! Как много! Но я все- таки не понимаю, при чем тут листья?

Ученик: А при том, дорогие мои, что листья самые настоящие фабрики кислорода

Баба Яга: Ой, не могу, уморил! (смеется ) Листья - фабрики… Вот это да!

Ученик: Листья - фабрики необычные. Теперь вам известно, что дышим мы кислородом. А кислород выделяют листья. Вот и получается, что без листьев мы с вами не можем обойтись.

Кощей: Выходит, что чем больше листьев, тем больше кислорода?

Ученик: Да, верно, Кощей! Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кустарники, а отдыхать приятно в лесу или парке. Вот почему так важно беречь природу, ведь без листьев жить невозможно!

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Ребята, когда ученые установили, что Земля имеет форму шара, они сделали ее модель. Эту модель назвали глобусом. На нем вода нанесена синим цветом, а суша - зеленым, желтым и коричневым. Больше всего на глобусе синего цвета. Это океаны и моря.

Стихотворение рассказывает ученик

Ни умыться, ни напиться без воды

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

В океанах и морях вода какая? (соленая) . А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой и на нашей планете ее не так много, ее надо беречь. А как? (экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, беречь воду от загрязнения)

Физминутка «Эй, лежебоки» грамзапись

(работа с глобусом суша - зеленым цветом)

Ребята, а представьте себя в самом прекрасном месте на земле - в лесу. Перед вами огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая трава, и вы чувствуете, как ваши ноги ступают по росе, ваше тело окутывает утренняя прохлада. Дует нежный ветерок, и вам хочется подольше находиться среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух. Останьтесь там, среди этого прекрасного леса, и почувствуйте, как в вас входят силы, как вам хорошо.

А теперь, спустя некоторое время, откройте глаза, медленно оглядитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня (грамзапись «Весенние голоса птиц ). Лес- это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес - это еще и дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина - главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из нее можно получить бумагу, резину, краски, лаки, лекарства.

Пословицы о лесе:

Лес богатство и краса, береги свои леса

Растение - земли украшение.

Роща да леса - всему краю краса.

Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади!

Враг природы тот, кто лес не бережет.

Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу.

А, теперь, посмотрим насколько хорошо вы знаете, лес и его обитателей.

Игра «Угадай -ка»

1. В белом сарафане

Встала на поляне

Летели синицы

Сели на косицы (береза)

2. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (ель)

3. У меня длинней иголки,

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту

Если я не на опушке,

ветви только на макушке (сосна)

Поляна цветов:

Белые горшки на зеленой ножке. (ландыш)

Эй, звоночки, синий цвет!

С языком, а звону нет…! (колокольчики)

Стоят в поле сестрички-

Желтый глазок, белые реснички. (ромашка)

Впиши в кроссворд лесных зверей

л

е

с

н

ы

е

з

в

е

р

и

(ответ: белка, медведь, лось, кабан, рысь, енот, заяц, волк, еж, барсук, лиса)

Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле!

III .Заключительная часть

5.Релаксация

Правила поведения на природе.

Выбери правильно - что можно делать, а что нельзя:

- не оставляй в лесу, парке, на, лугу, у реки мусора

- никогда не выбрасывай мусор в водоемы

- не рви на лугу, в лесу цветов

Ученик: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

-не разоряй птичьи гнезда

- не сбивай грибы, даже несъедобные.

- не ломай ветки деревьев и кустарников

- не повреждай кору деревьев

- не лови диких животных и не уноси их домой

- не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых

- можно наломать свежих молоденьких веток, оборвать листья, нарвать ландышей

-бутылки из - под воды, стаканы, пакеты брошу по лесу - все равно они мне уже не нужны!

- если увижу грибы - вырву с корнем, чтобы никому не достались

- не выжигай весной сухую траву

- нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время

6. Итог

А, теперь давайте подведем итог .

Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов. Конечно же, нет!

Хотя человек на Земле - это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра. Но из -за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных, птиц, редких видов растений.

Ведущий:

На нашем шарики земном,

Где мы родились и живем,

где в травах летняя роса

и голубые небеса,

где море, горы, степи, лес-

полно таинственных чудес

1 ученик

по лесу бродит серый волк,

и ландыш тоненький цветет,

в степи ковыль, как нежный шелк,

расчесывает ветерок.

2 ученик

гремит на скалах водопад

и брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит-

Большой как дом, на волнах спит.

3 ученик

не разрушайте этот мир,

девчонки и мальчишки,

иначе эти чудеса

останутся лишь в книжке

4 ученик

ты тоже часть ее чудес,

и для тебя темнеет лес,

и речка светлая течет,

и по весне сирень цветет.

Все вместе

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Заключительное слово воспитателя, в котором дается аргументированная оценка отношения детей к выполненным заданиям

Цель: формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, к своей Родине. Помогать замечать красоту природных объектов и явлений.

Задачи:

*вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой;
*показать детям эстетическую сторону реальности, развить способность и потребность испытывать эстетическое чувство при соприкосновении с природой, научить удивляться и испытывать восхищение;
*формировать активную жизненную позицию по отношению к природе, потребность принимать участие в ее защите.

Материалы: игрушка Лягушка, бутылка с чистой водой, «паутина с бабочкой», лесной чай, баночка меда, поделки из пластика, коврики для релаксации, домик для пчелы из коробки, вывеска «Лаборатория природных наук», лампа.

Предварительная работа: чтение экологической литературы, разучивание стихов и подвижных игр; беседы: о нашей планете, о лягушках, пчелах, птицах, бабочках.

Ход досуга

Ведущий:

Есть на земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Землею – матушкой родной зовется этот дом!

Ребята, действительно, мы все живем на земле. И наш дом стоит на…земле.
Человек в гостях у природы. Мы любим свою Землю, потому что не можем жить без цветов, солнца, красот леса. Знай и выполняй правила поведения на природе! Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе, а для этого мы отправимся в путешествие по нашей земле.

1 остановка

Ведущий – ой, смотрите какой-то пруд……. красивый, чистый. А кто это здесь сидит?
Дети: Черепаха Тортилла.
Черепаха: Добро пожаловать на мой пруд, мои юные друзья! Я хочу вам загадать загадку:
Что за странная зверушка,
По дорожке скачет?
И не мягкая игрушка,
И не круглый мячик.
У неё одни слова:
Знает только «Ква, ква, ква…»

Правильно, это лягушка (черепаха показывает лягушку). Это лягушонок Квака. Лягушонок Квака живет на моем пруду, он очень добрый и веселый, посмотрите какая у него красивая улыбка.
Покажите как улыбается Квака.

Упражнение «Улыбка»

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка (счет от 1 до 10).
А теперь комарик я
Хоботок есть у меня
А теперь я дудочка
Дудочка-погудочка

Развеселился лягушонок, и запрыгал у него язычок вверх-вниз как на качелях.

Упраж. «Качели»
(язычок к верх. зубкам и к нижним)

На качелях я катаюсь вверх-вниз, вверх-вниз,
Я все выше поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз
Хотел лягушонок что-то сказать, да только язычок перестал его слушаться, надо его наказать.

Упраж. «Накажем непослушный язычок»

Пя-пя-пя (5 раз)
Захотелось Кваке чаю попить, а чашечки-то нет. Сделаем «чашечку»

Упраж. «Чашечка»

Язык лопаткой положи,
А края приподними
Получилась чашечка
Кругленькая чашечка.
У лягушонка Квака много веселых друзей и подружек.
Давайте их покажем.

3.Пальчиковая гимнастика
Две лягушки-хохотушки прыгали, скакали
Лапкой хлоп, другою хлоп
Щеки раздували
Увидали комара –ззззззззз
Закричали: Ква-ква-ква!
Улетел комар как ветер
Хорошо пожить на свете.

Порадовали вы меня ребятки, и лягушонку очень понравилось с вами играть. Я хочу подарить вам дар природы — «Чистую воду».

Ведущий: Спасибо тебе черепаха! А нам нужно продолжать путешествие.

(ведущий ведет детей по коридору, останавливается возле паутины с запутавшейся бабочкой)

2 остановка

Ведущий: ой, какой красивый цветочек и еще шевелится. Нет, это же бабочка. Бабочки – самые прекрасные создания на земле. А некоторые ловят их просто для коллекции, когда живые бабочки радуют людей долго. А кто же поймал эту бабочку?
Дети: паук.
Ведущий: а для чего ему она нужна?
Дети: чтобы съесть.
Ведущий: давайте поможем бабочке освободиться, выпустим ее на волю. Нужно аккуратно ее вытащить, расправить крылья и отпустить. А почему мы должны это делать аккуратно? Какие у бабочки крылья? Для чего они нужны?
(Ответы детей.)
Ведущий предлагает детям распутать паутину, но не рвать ее.
Какую пользу приносят бабочки? (опыляют растения)
Ведущий показывает детям засушенные листья.
Это травяной чай, цветы которого опыляли бабочки. Еще один дар природы!

(ведущий ведет детей по коридору и приводит в «Лабораторию природных наук»)

3 остановка

Детей встречает доктор природных наук, профессор Почемушкин.
Профессор: Здравствуйте, мои юные друзья – Экологи! Я очень рад, что вы нашли меня и посетили мою лабораторию. Сегодня мы поговорим о вреде мусора. Посмотрите на стол, что вы видите? (ответы детей). Знаете ли вы, что мусор, выброшенный на улице, в лесу, в парке, будет лежать много-много лет, загрязняя окружающую среду, потому что он не разлагается, не исчезает под воздействием солнечных лучей и воды.
Давайте, мы сейчас проведем опыты: представьте, что мы пришли в лес, много гуляли, сели покушали на природе и оставили после много мусора (фантики от конфет). Вдруг пошел дождь (льет на мусор из лейки воду), что стало с мусором?
Дети: он намок.
Профессор: после дождя вышло солнышко и стало светить на мусор (включает лампу), что стало с мусором?
Дети: ничего.
Профессор: затем подул сильный ветер (включает вентилятор). Как вы думаете, что будет с мусором?
Дети: он высохнет.
Профессор: Правильно, он высохнет, полетит дальше и будет лежать на земле долго-долго, но не исчезнет, не растворится.
А теперь проведем опыт с пластиковой бутылкой, сначала мы нальем на нее воду, что с ней произошло?
Дети: ничего.
Профессор: а теперь наведем на нее яркий луч света, что происходит с бутылкой?
Дети: ничего.
Профессор: она не исчезла, не растворилась. Так и на свежем воздухе, мусор накапливается и загрязняет леса, поля, улицы. Чтобы такого не было, что мы должны сделать? (ответы детей).
За вашу любознательность и правильные ответы я дарю вам поделки из бутылок и хочу, чтобы вы всегда помнили главное правило в природе – НЕ СОРИТЬ!
Ведущий: ребята, поблагодарим профессора Почемушкина за интересные опыты. Мы с вами продолжаем наше путешествие. Послушайте, что это гудит? (фонограмма пчелиный рой)

(ведущий заводит детей в зал)

4 остановка.

Ведущий: ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: это улей!
Ведущий: правильно, это улей. А кто в нем живет?
Дети: пчелы!
Ведущий: а давайте мы заглянем в улей и узнаем, есть ли кто в пчелином домике?
(Открывается дверь улья и вылетает пчела)
Пчела: здравствуйте, мои добрые друзья!

С цветка на цветок,
Я летаю!
Готовлю медок,
Всегда весела!
С зари до зари,
В трудах и заботах,
Бездельницей слыть,
Мне совсем неохота.

Пчела: Ребята, какую пользу приносят пчелы людям? Чем полезен мед?
У меня есть рот – хоботок, я его опускаю в цветок, нектар набираю, а на лапках моих собирается пыльца с цветка. Потом я лечу на другой цветок, пока пью нектар, пыльца, которая была на лапках, падает на цветок, а новая набирается. Так я и опыляю растения. А если не опылить растения, то цветок увянет и из него не получится плода.
Целый день пчелки летают по цветкам, собирают нектар. Хотите узнать как они это делают?
Я хочу предложить поиграть с вами в игру «Цветы и пчёлы» : дети изображают пчёл, которые под музыку бегают врассыпную. Когда музыка заканчивается, дети становятся в обручи, где лежат искусственные цветы (пчела прилетела на цветок). Обручей меньше, чем детей. Оставшиеся без цветка (обруча) пчёлки из игры выбывают.
Ведущий: Маленькая пчелка приносит много пользы людям, значит нужно беречь и защищать пчел и место их обитания, сохранять природу.
Пчела: Нам много приходится трудиться, опыляя сады, огороды и поля, чтобы они могли приносить плоды; собрать нектар и сделать мед. Мед лечит человека от болезней, а полезные травки, фрукты и овощи повышают его иммунитет. Спасибо, ребята, что нашли время и пришли ко мне в гости, я дарю вам еще один дар природы — МЕД!

(выносит из улья баночку меда)

Мне в улей пора, до свиданья, детвора.
Ведущий: сколько интересного мы с вами узнали от пчелки. Нас ждет еще один сюрприз.

5 остановка.

Под музыку появляется Матушка Земля
Земля: Здравствуйте, ребята!

Я Земля – ваш светлый дом!
Много есть соседей в нем,
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.

Я знаю, что вы сегодня много путешествовали и много всего увидели, а я хочу пригласить вас отдохнуть на облаках!

Релаксация «Путешествие на облаке»

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаках. Ложитесь на белые пушистые облака, похожие на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, голова удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Закройте глаза! Теперь начинается наше путешествие (под музыку). Ваши облака медленно поднимаются в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваши облака перенесут вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.

«Ваши руки расслаблены, они словно тряпочки …
Ваши ноги расслаблены, они мягкие …, теплые …
Ваше тело расслаблено, оно легкое …, неподвижное …
Вам легко и приятно …
Вам дышится легко и спокойно …
Вы отдыхаете…, вы набираетесь сил …»
Свежесть и бодрость входят в вас..…
Вы легкие, как шарики…
Вы добрые и приветливые со всеми …
Вы хорошо отдохнули!
У вас хорошее настроение!
Откройте глаза.
Посмотрите по сторонам.
Пошлите друг другу добрые мысли!
Я хочу подарить вам еще один бесценный дар природы, но чтобы его получить, вам нужно отгадать загадку:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)

Правильно, это воздух, которым мы дышим, без которого не было бы жизни на земле. Как вы думаете, воздух, какой? (бесцветный)
«Свежий воздух» я дарю вам в воздушных шариках.

(дарит детям шарики)

Ведущий: Ребята, понравилось вам путешествие? А что вам особенно запомнилось?
Сколько красивого, интересного мы увидели. Давайте, мы посмотрим какие дары, мы получили от природы! (вытаскивают из корзины и ставят на стол – «Чистую воду», «Травяной чай», «Поделка из пластиковой бутылки», «Мед», «Чистый воздух»).

Земля – не только наш дом, но и для всех животных, растений тоже является домом. И мы должны беречь ее, сохранять ее богатства и не обижать всех ее обитателей.

Чугина Е. А.

Цель.

1.Расширять кругозор и эрудицию детей.

2 Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление.

3 Формировать языковые навыки, связную речь, обогащать словарь.

4 Воспитывать любовь к родной земле, к природе.

Предварительная работа. Проведение бесед об окружающем мире. Знакомство с Красной книгой. Проведение занятий по расширению словарного запаса. Разучивание с детьми стихов, пословиц и поговорок о родной природе. Обсуждение с детьми правил поведения в лесу.

Оборудование. Искусственные цветы -5-6 штук, птичье гнездо с яйцами, картины из серии «Правила поведения в лесу», «Красная книга», земля в горшочке, репчатый лук для посадки.

Ведущая. Наш дом родной, наш общий дом, -

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут – речка, там – зеленый луг.

Чудес нам всех не перечесть

Одно у них название есть –

Леса, и горы, и моря,

Все называется Земля!

Все мы, люди, животные, птицы, растения – жители Земли! И сегодня мы празднуем День рождения нашей Земли.

Лесовичок. Я тут услышал, что вы тут день рождения справляете. У нас в лесу весной тоже все день рождения справляют: почки, листочки, ягодки, цветочки. А у вас-то кто именинник сегодня?

Ведущая. А у нас сегодня Земля – именинница. А вот ты-то кто такой, откуда взялся?

Лесовичок. Я – старичок-лесовичок и лес я охраняю.

В моем лесу стоят деревья:

Березы, сосны, клены, ели.

И во все времена в лесу резвятся звери.

Ведущая. Старичок – лесовичок, ты присядь-ка на пенек,

Посиди, покушай, да стишок послушай.

(Ребенок читает стихотворение)

Лесовичок. Молодец, девочка! Очень хорошо ты рассказала

Ведущая. Лесовичок, а может ты нас к себе в лес, в гости пригласишь?

Лесовичок. Загадки загадаю я, отгадок жду от вас друзья.

(Загадывает загадки)

Молодцы, ребятки! Отгадали все мои загадки. И я вас приглашаю на цветочную полянку.

(Выходит ребенок и начинает «срывать» цветы с полянки.)

Лесовичок. Ой, ой, девочка! Остановись, зачем же ты цветы рвешь?

Ребенок. Букеты больше ты в лесу не рви:

Ты помни, что вскоре завянут они,

А так на полянке живые не раз

Цветеньем своим будут радовать нас.

Ребенок. Я поняла, я поняла, была я не права.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты!

Ведущая. Пусть цветы возьмутся за руки

И сойдутся в хоровод

Пусть планета – цвета радуги

Никогда не отцветет.

(Танец цветов)

Лесовичок, наши ребята знают правила поведения в лесу, сейчас они их расскажут.

1 ребенок Дерево, трава, цветок иль птица

Сами не умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

Мы в лесу останемся одни.

2 ребенок. Не тронь большой лесной муравейник,

Ведь лесу нужна такая семейка.

3 ребенок. Возвращаясь из леса домой,

Не оставляй там мусор свой.

Пусть останется чистым лес

И деревья растут до небес.

4 ребенок. Особенно будь осторожен с огнем,

Ведь все живое может погибнуть в нем.

Лесовичок. Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро наши все леса превратяться в свалки,

Если мусорить в лесу, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Ведущая. Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о лесе, о природе?

(Ответы детей)

Ведущая. Вы слышали, как в вышине

Поют нам птицы свои песни?

Поют о солнце, о весне и о родимой стороне.

И нет тех песенок чудесней!

Лесовичок. Весело, радостно от птичьих песен в лесу. Весной птицы вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов.

Ведущая. Скажите, ребята, правильно ли поступил мальчик?

(Ответы детей).

5. ребенок. Не разоряйте птичьего гнезда

Так счастлива в своем жилище птица!

Не разоряйте птичьего гнезда,

Ведь птица лесу очень пригодиться!

Ведущая. А кто из вас знает, чем полезны птицы?

(Ответы детей)

Игра «Птички и ворона»

Ведущая. Посмотрите, ребята, у меня в руках «Красная книга». На ее страницах записаны исчезающие виды животных и растений. Красный цвет означает сигнал запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Не тронь! Не губи природу!

Как вы думаете, ребята, почему в природе становится все меньше животных и растений?

(Ответы детей)

Ведущая. Давайте посмотрим, какие животные занесены в «Красную книгу»: тигр, журавль, снежный барс и т. д.

(Показ иллюстраций)

Ведущая. Вот и лес мы весь прошли,

В поле вышли, посмотри!

Что же в поле здесь растет?

Посадил, что здесь народ?

Лесовичок. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены. Что это?

(Ответы детей)

Ведущая. Правильно, это колос. А какие зерновые культуры вы знаете?

(Пшеница, рожь, ячмень, гречиха)

Ведущая. А кто знает, что же люди научились делать из зерна?

(Мука, из муки – тесто, из теста – хлеб)

Ведущая. Правильно, из зерен злаковых растений люди выпекают вкусный, ароматный, душистый хлеб.

Лесовичок. Ребята, я предлагаю вам самим посадить зернышки в землю, и потом каждый день будете наблюдать как они будут расти.

6 ребенок. Чтобы крепким был росток, наливался колосок,

Должен он расти в землице, дождевую пить водицу,

Греться солнечным теплом, обдуваться ветерком!

(Танец «Солнышко»)

Ведущая. Ребята, а какие пословицы и поговорки о земле вы знаете?

(Ответы детей)

Лесовичок. Ты, человек, сильнее с каждым днем,

Но, в космос, отправляя корабли,

Не забывай, ты человек, ты только часть земли,

Земля твой настоящий, отчий дом.

Ведущая. Давайте же будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

Давайте будем беречь планету,

Во всей вселенной похожей нету!

(Хоровод).

Пословицы и поговорки

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Лес и воды – краса природы.

Много леса – не губи, мало леса – береги.

Нет милей чудес, чем наш русский лес.

От земли – хлеб, от хлеба – богатство.

Мать добра для своих детей, а земля – для всех людей.

Кто мать – землю любит, тот голодным не будет.

Земля заботу любит.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект занятия для старшего возраста

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых су­ществ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни че­ловечества и всех природных обитателей; способствовать ос­мыслению своего места в системе всех земных обитателей, от­ветственности за сохранение нашего общего дома.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми о том, как часто говорят о природе, что ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.

Мир природы - это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.

Без чего не смогут жить на Земле живые существа? (Без воздуха, без воды, без солнца.)

А человек может жить на Земле без природы? (Нет.)

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.

Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля.)

Наш общий дом - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера, Марс, Юпитер и т.д., но жизни на этих планетах нет, потому что на них нет воздуха и воды.

Земля - это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений.

Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л.Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели.

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему? (Воздух нужен для дыхания. Человек может жить несколько дней без пищи, без воды, а без воздуха он может прожить лишь несколько минут.) Воздушная оболочка Земли - как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей Солнца.

А вода? Сегодня она для всех так обычна и привычна! Для нашей планеты слово «вода» равнозначно слову «жить». Вез воды немыслимо существование всех живых организмов. Все живые существа имеют в своем составе воду.

Повсюду, где бежит вода.

Цветет земля, цветет страна…

Да, ребята, много живых существ живет в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них.

Я - капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

(земляника)

Под сосною у дорожки

Я стою среди травы.

Ножка есть, но нет сапожек.

Шляпка есть, нет головы.

(гриб)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери.

Но ко мне не ходят звери.

На луговой клеверок

Опустился вертолет.

Золотистые глаза.

Отгадайте, кто я?

(стрекоза)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек.

(одуванчик)

Вильну хвостом туда-сюда,

И нет меня, и нет следа.

(рыба)

Я - пятнистая букашка.

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

(божья коровка)

У меня четыре лапки,

Лапки цап-царапки,

Пара чутких ушей,

Я - гроза для мышей.

(кошка)

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает.

(летучая мышь)

Что же это за девица.

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(ель)

Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле!

Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т.д.? Конечно же, нет!

Хотя человек на Земле - это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д.

Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус - шар земной.

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы; «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

(Е. Шкловский)

Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком-Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова.

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и майке.

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка - добрый гномик.

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашка.

В нем живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена!

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган, налечу,

Все дома я могу разломать,

Всех жильцов на лугу растоптать!

Если я захочу…

Только я не хочу!

Я - добрый Великан.

Воспитатель с детьми составляет памятку поведения в природе, дети зарисовывают, как себя вести:

Во время отдыха в лесу;

При встрече с детенышами зверей;

При сборе лесных ягод и плодов;

При сборе грибов;

При встрече птенца на земле;

При разжигании костра в лесу и т.д.

Вместе оформить коллективный стенд «Мы сбережем тебя, планета Земля!»



Loading...Loading...