Внеклассное мероприятие "счастливый случай". Экологическая игра "в гостях у матушки природы"

Сценарий игры - викторины по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Игровое познавательное развлечение в детском саду

Описание материала : предлагаю вам конспект игры-викторины для детей старшего возраста по теме «В гостях у природы». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Этот конспект составлен со всеми требованиями по ФГТ. Соблюдается интеграция образовательных областей. Данное мероприятие можно провести как обобщение пройденного материала, а также приурочить к международному дню Земли - 22 апреля.

Задачи:

1. Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе и его обитателях, о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать, логически мыслить.

3. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа : дидактические игры «Что лишнее», «Экологические цепочки»; рассматривание иллюстраций блока «Живая природа», «Неживая природа», чтение рассказов о животных, просмотр видеофильмов о природе серии ВВС, наблюдения на прогулке, разучивание стихотворений о природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, 2 нарисованных рюкзака с прорезями для карточек, 2 набора предметных картинок для конкурса «Собери рюкзак», 2 набора картинок с изображением растений, животных, птиц, насекомых для конкурса «Пищевые цепочки», 2 набора картинок с изображением животных для конкура «Бегают, летают, плавают», 6 карточек с ребусами, 2 набора знаков (экологических и дорожных), рукавицы на каждого играющего ребенка, 2 корзинки, шишки, фонограмма для игры «Мишки и шишки» эмблемы для команд, грамоты и призы.

Интеграция образовательных областей : «Познание» (ФЭП), «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Ход игры - викторины

Ведущий . Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались с вами на викторину «В гостях у природы». Позвольте вам представить жюри, которое будет оценивать ваши ответы.

Ведущий. Природа - наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг.

Вспомним слова писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». (идет демонстрация слайдов леса, гор, степей, рыб, птиц, животных)

Ребенок читает стихотворение (А. Карим)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Ведущий . Сегодня мы будем путешествовать по экологическим станциям.

Но для начала команды поприветствуют друг друга.

(каждая команда сообщает свое название и девиз)

Станция 1 «Собери рюкзак»

Ведущий. Поход, костер, палатка - разве это не прекрасно. Но туристами быть непросто: надо много знать и уметь. А вы умеете укладывать рюкзак и собирать в поход только самые необходимые вещи? Это сейчас мы и проверим. Вам надо посовещаться с членами команды и выбрать необходимые предметы для похода, и уложить и в ваш рюкзак.

(обеим командам раздаются картинки различных предметов: полотенце, кружка, чашка, телефон, ложка, будильник, спальник, мыло, книга, компас, зубная щетка, коньки, хлеб, утюг, ролики, конфеты, консервы, зонтик, телевизор, теннисные ракетки, спички, котелок.)

Мы в поход сейчас пойдем,

Всех друзей с собой возьмем.

Рюкзаки и фляжки взяли,

По тропинке побежали.

Мы ногой два раза топнем,

Громко все в ладоши хлопнем.

Как листочки, покружились,

Чтоб в лесу мы очутились.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес! (слайд с лесом)

Станция 2 «Объясни пословицу»

Ведущий зачитывает каждой команде по одной пословице, дает время на обдумывание и просит объяснить ее содержание.

1. По лесу ходи - под ноги гляди.

2. Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Станция 3 «Пищевые цепочки»

Ведущий. Ребята, что нужно животным для жизнеобеспечения? Правильно им нужна пища. Кто чем питается?

Вам предложены картинки с изображением растений, животных, птиц, насекомых. Нужно соотнести животных с их пищей. Вам надо на доске с помощью магнитов, стрелок составить пищевые цепочки. Победит та команда, которая составит больше таких цепочек и конечно же без ошибок.

Станция 4 «Четвертый лишний»

Ведущий . Вот мы с вами и на четвертой станции. На экране будет четыре картинки с растениями, животными, насекомыми. Вам надо будет выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

Последовательность размещения слайдов:

для 1 команды Клен, рябина, ель, тюльпан

для 2 команды Береза, дуб, шиповник, тополь

для 1 команды Заяц, кот, корова, собака

для 2 команды Бельчонок, зайчонок, медведица, лисенок

для 1 команды Яблоко, груша, смородина, апельсин

для 2 команды Малина, брусника, смородина, лимон

для 1 команды Таракан, муха, пчела, майский жук

для 2 команды Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка

Станция 5 «Мишки и шишки»

Ведущий. Сейчас вы станете медведями. Для этого наденьте рукавицы. Каждой команде нужно собрать как можно больше шишек разбросанных по лесу, в свою корзину. (дети обеих команд под музыку собирают шишки).

Станция 6 «Бегают, летают, плавают»

Ведущий. Вам нужно распределить нарисованных на карточках животных в группы по способу их передвижения: бегают, прыгают, летают, плавают.

Участники команд по очереди выходят к доске, выбирают по одному животному и определяют, к какой группе оно относится. Побеждает та команда, которая сделает это быстро и правильно.

Станция 7 «Экологические ребусы»

Ведущий. Каждой команде нужно отгадать по три ребуса о животных.

(ведущий выдает по три карточки с ребусами каждой команде)

Станция 8 «Экологические знаки»

Ведущий . Посмотрите, ребята, сколько мусора оставляют после себя отдыхающие люди (слайд с мусором в лесу). А ведь в лесу живут животные, и это наносит им непоправимый вред. Как вы думаете, какой? (ведущий выслушивает высказывания детей).

Перед каждой командой лежат разные знаки (экологические знаки, знаки дорожного движения). Вам нужно командой посоветоваться и выбрать экологические знаки, придумать им названия и объяснить, почему вы придумали именно такое, а не другое название.

Ведущий. Ну, вот дорогие друзья и подошло к завершению наше путешествие по станциям. Пока жюри подводит итоги, послушайте стихотворения, которые приготовили ребята.

Ребенок 1

Ты, дружок,

Смотри не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижать ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса,

Простор полей -

Все, что зовется

Родиной твоей.

Ребенок 2

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Ребенок 3

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Подведение итогов. Награждение.

Ведущий . Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Есть у нас победители, но проигравших нет. Вы все много знаете о природе и поняли, как важно бережно относится к ней.

Классный час "В гостях у природы"

Цель:

Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой.

Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.

Оборудование: доска, на плакате девиз урока “Сохранить природу – сохранить жизнь”, на ватмане призывы о лесе, картинки с лекарственными растениями, работы учащихся, таблица “Мы живем в лесу”, четыре плаката о правилах поведения в природе.

I. Организационный момент.

Настрой.

Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказываний своих мыслей.

II. Сообщение темы.

Мы часто с вами говорим о правилах поведения в школе, в столовой, о культуре общения, о правилах вежливости.

Сегодня поговорим о правилах поведения в природе. Такие слова “Сохранить природу – сохранить жизнь” – это девиз нашего классного часа.

III. Основная часть.

1. Беседа.

Попытайтесь ответить на вопросы:

Что такое природа?

Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?

(Примерные ответы учащихся:

Лес – наше богатство, зеленый наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.

Без леса, природы человек не может жить, все взаимосвязано.

Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений).

Учитель показывает картинки растений, учащиеся называют их. (Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка).

В какую группу их можно отнести?

(Лекарственные растения).

При каких болезнях помогают эти растения?

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Учитель:

Сбор лекарственных растений должен проводиться под руководством медицинского работника или работника аптеки.

3. Проблемная ситуация.

Приходилось ли вам видеть такое?

Ученица:

Бом-бом-бом!

Начинается погром

Выезжаем на природу,

Здесь костер и там костер,

Банки, склянки, всякий сор.

Хорошо ли это?

Что нужно сделать после того, как закончилась экскурсия или ваша прогулка по лесу?

(Собрать мусор).

А вот другая ситуация. В лесу вы увидели березу, из ствола которой течет сок. Представьте, что она живая, что бы она нам сказала?

(Ответы учащихся).

Учитель:

А наша березка вот что говорит.

Ученица изображает дерево-березку и говорит:

Люди добрые! Пожалейте меня! Острыми ножами вы режете мой ствол, через эти капельки сока мои силы покидают меня.

Учитель:

Что вы сделаете? Какой вариант ответа выберете?

На доске:

Пройду мимо.

Закрою ранку глиной или пластилином.

Рассматривают плакат, ученик читает, все слушают, запоминают.

Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.

Учитель рассказывает о плановой вырубке березового сока, о промышленной заготовке березового сока по определенным правилам, с помощью специальных приспособлений. Чтобы ущерб дереву был минимальным, немалую часть сока заготавливают на вырубках из пней. Поэтому в некоторых магазинах бывает в продаже березовый сок. Березовый сок напоминает по вкусу подслащенную водичку. Но этот напиток легко заменить любым соком или морсом, приготовленным из варенья. И природе не будет нанесен ущерб.

4. Станция “Экологические знаки”.

Рассматривают плакаты с иллюстрацией и надписью, ученик читает.

а) Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Учитель:

Почему нельзя это делать?

(Ответы учащихся).

б) Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Учитель:

Почему нельзя рвать цветы?

(Ответы учащихся).

Учитель:

Выросший на лугу цветок “у себя дома”.

Вывод делает ученик, читая стихотворение:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все мы, я и ты,

Если все сорвем цветы,

Опустеют все поляны и не будет красоты.

5. Учащиеся читают призывы о лесе (с ватмана).

Береги лес от пожара!

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Береги лес – кладовую, бесплатно отдающую свои дары: орехи, ягоды и грибы.

Приумножай нашу природу.

Береги лес – дом для зверей и птиц.

Что это за травы, которую и слепые узнают? (крапива)

Какие две ноты растут в огороде? (фасоль)

У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (у грибов)

Из какого дерева делают спички? (из осины)

Какое дерево используют для изготовления лыж? (березу)

Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)

IV. Подведение итога.

Как нужно вести себя в природе?

Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать или забрать мусор с собой.

Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.

Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

Не рвать цветы, не делать букеты цветов.

Не разжигать костры, беречь лес от пожара.


Тема: «В гостях у природы»

Цель : воспитывать любовь к природе.

Задачи:

Воспитывать доброе отношение ко всему живому, воспитывать экологическую культуру, чувства личной ответственности за состояние природы.

Развивать любознательность, наблюдательность учащихся; совершенствовать речевые умения, учить делать выводы и обобщения.

Учить выявлять причины экологического неблагополучия в природе и возможные пути его преодоления путём личного участия в общем деле охраны природы .

оборудовани е:

плакат с изображением леса, речки и луга;

выставка книг на экологическую тему;

экологические знаки;

компьютер, проектор;

Ход урока:

Учитель: Здравствуй лес! – полон чудес.

Здравствуйте реки и моря, поля и луга!

Здравствуйте птицы – соловьи, синицы.

Здравствуйте звери – белки, зайцы, олени!

Если бы человек вот так здоровался не только с друзьями и знакомыми, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те реки и животные, которых мы уже никогда больше не увидим, так как люди уничтожили их.

Выставка книг.

Красная Книга разбухает от все новых и новых названий, вносимых в неё под звуки траурных маршей экологической катастрофы.

Мы - жители большого зелёного дома. Что это за дом? Кто в нём? (Лес, луг, трава, деревья, цветы)

Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы знаете этот дом. Умеете ли вести себя, готовы ли оберегать?

Тема нашего урока: В гостях у природы.

Мы идём в лес – мы идём в гости, ведь там свои жители. Мы пришли на речку – мы пришли в гости, тут свои жители. Мы на красивой поляне – мы тоже в гостях.

А жители природы наблюдают за нами и спрашивают: «Какой ты: добрый, а, может быть, злой?» На этот вопрос мы отвечаем своими поступками.

Ты пришел в гости к природе – не делай ничего такого, что неприлично в гостях!

Итак, мы отправляемся в лес!

(На фоне звуков леса)

Кто я – сразу не поймёшь,

На неведомых дорожках

Ты в лесу меня найдёшь!

Домик мой в глуши лесной,

Лес я слушаю весной.

На деревья и цветы

Льётся солнце с высоты.

Охраняю лес густой,

И друзья мои со мной:

Белки, ёжики, кроты,

Будь же другом мне и ты!

Дети, вы узнали, кто к нам пришёл? (Старичок – Лесовичок)

В каком произведении мы впервые с ним познакомились? (Ю. Дмитриев «Рассказы Старичка – Лесовичка»)

Дорогой Лесовичок, дети приготовили для тебя подарки.(рисунки, поделки, письма)

Лесовичок: Спасибо, но вначале я хочу узнать, добрые ли вы?

Ситуация.

Гуляя по лесу, Света и Алёна увидели большой муравейник.

Давай посмотрим, что там внутри муравьиного домика?

Взяли палку и начали ворошить муравейник. Подбежала мама и сказала: «Если бы муравьи могли говорить, что они бы сказали?»

Ситуация.

Майский день, всё цветёт в лесу, гудят пчёлы, шмели, поют птицы, хлопочут муравьи. Вот мохнатый шмель спрятался в цветочке. Белоснежные облака плывут в лучах солнца. Вдруг на опушке раздался рёв, не звериный, не машинный, не человеческий, но рев!

Это группа детей пришла в лес отдохнуть. Взяли магнитофон, играли, кричали, развели костер. Как встретит лес таких гостей?

Ситуация.

Идут друзья по лесу. Десятки настороженных глаз наблюдают за ними. Заметили в кустах гнездо. Там симпатичные птенчики. Ждёт, когда родители его накормят. Но тут малыша выхватывают из гнезда. Захотелось принести домой живую игрушку. На пути ёж! Тоже симпатичный. Решили и его прихватить. Довольные пришли домой. Стали кормить, ухаживать, да только ничего не получилось. Вместо радости появилась тревога за больных животных.

Дорогой Лесовичок, в нашем классе есть собственные корреспонденты, которые побывали в разных уголках нашего посёлка. Давайте посмотрим первый репортаж, который сделала Афанасьева Лера.

Подорожник – заживляет раны

Липовый цвет – простуда, успокаивает.

Корни валерьаны – сердце.

Входит Водяной

Ой – ёй – ёй!

Что случилось, водяной?

Я одинокий Водяной.

Никто не водится со мной.

Друзья мои лягушки, болеют как старушки.

На дне моей квартиры –

Бутылки, тряпки, вилы.

Ах, жизнь моя жизтянка!

А ну её в болото!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки,

А мне так жить,

А мне так жить,

А мне так жить охота!

Лесовичок: Расскажи о своей беде.

Водяной:

Да, беда у нас: зараза

В сине море попадает.

От неё всё погибает.

Всё бросают в воду к нам.

От иголок до пижам.

И полно других отходов

От различных химзаводов.

Грязь всю в море к нам сливают

Вот беда у нас какая!

(Под звуки ручья появляются рыбки)

Желтая: Соседка, ты почему такая красная?

Красная: На берегу нашей речки построили завод. От него 2 трубы. Одна забирает нашу чистую воду, а другая сливает грязную. Вот и стала я от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?

Желтая: Плескалась я с подружками. Пошёл сильный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, почему такая фиолетовая?

Фиолетовая : Видела бы ты, какой на мне лежал груз! Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От натуги я и краснела, и синела, и зеленела. Вот и стала фиолетовая – еле выбралась из – под мусора.

Красная : Ой, смотрите, кто это?

Фиолетовая: Я таких не видела.

Черная: Не пугайтесь, подружки. Я почернела от нефти. Нефть тонкой пленкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться. Столько друзей моих погибло!

Ребята, что же делать? Как помочь реке и её жителям?

(Выставка экологических знаков. Дети объясняют значение каждого знака)

Предлагаем вам посмотреть сюжет наших корреспондентов: Лобачевой Насти, Никитина Влада, которые побывали на очистных сооружениях нашего посёлка.

(Просмотр видеозаписи)

Стихи – обращения, пожелания .

Мальчик 1: Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студёная и вкусная вода.

Мальчик 2: Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие люди, маленькие дети

Храните речку светлую мою!

Влетает ворона

Ворона: Кар – кар, хулиганы!

Ох, и тяжко нам живётся, столько бед от ребятишек!

Синица: Бр – р, какой мороз!

Здравствуй, тётушка Ворона!

Ворона: Кар! Еле ноги унесла от школы. Отдышаться не могу. Хулиганьё! Сидела на

заборе, смотрела, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня!

Синица: Да, и нам, синицам, зимой не легче. Всё летаешь, летаешь, смотришь, где бы

какую крошку найти или кусочек сала. Иногда голодной засыпаешь. А вы знаете,

тётушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживают только 9?! Бедные мы,

Ворона: Что тут говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила,

на голод жаловался, говорил, что не знает, как пережить зиму.

Синица: А я тут недавно слышала, сорока трещала, что следующей зимой птицам легче

будет. Говорят, школьники везде кормушки развесят.

Ворона: Что это за кормушки?

Синица: Да вон, видишь, там семечки, хлебные крошки.

Ворона: Летим скорей, я уж 3 дня ничего не ела.

Подождите! У нас для вас есть подарок. Это новая столовая для птиц. (Кормушка) . Дети, а у кого есть дома кормушки? (Ответы детей)

Мальчик 1: Трудно птицам жить зимой,

Корм себе найти.

Кто их может кроме нас

От голода спасти?

Мальчик 2: Повесьте домик на суку,

Рассыпьте крошки на снегу.

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья.

И пропоют чирикая:

Спасибо, вам, великое!

Учитель: Сейчас мы исполним песню на стихи нашей землячки «Природу охраняй»

Утром теплым, радостным

С солнышком встаю

И росинки сладкие из кувшинок пью

Ну а я ромашки

Все в букет сорву

И его в подарок

Маме подарю

Что ты, что ты, что ты

Так не поступают

Дети все и взрослые

Природу охраняют!

II КУПЛЕТ:

Из сухих дощечек

Кормушку смастерю

Воробьёв, синичек

Хлебом накормлю

Ну а я тех птичек

В клетку посажу

Песни до рассвета

Петь им прикажу!

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар Земной

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Учитель: У нас в гостях главный специалист экологической службы. Ей слово.

Итог урока.

Какой вывод вы можете сделать?

Что вам особенно запомнилось?

Цели:

  • Создать условия для развития учащихся;
  • Развивать мышление, речь, память;
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру;
  • Расширять кругозор учащихся;
  • Развивать творческие, литературные, артистические, художественные способности учащихся;
  • Воспитывать умение коллективно отдыхать;
  • Воспитывать интерес к познанию нового через книгу;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: игровое поле, юла со стрелкой, к игре “Что? Где? Когда?”, поле и корабли к “Морскому бою”, плакаты к “Звездному часу”, песочные часы, чертежи на доске, цифры, бумага, карандаши, ручки, картинки (земляника, ландыш, зяблик, клест), иллюстрации природы, магнитофон, кассета, выставка энциклопедий.

Оформление доски:

1 2 3
3 1 2
2 3 1

Начало занятия:

Отгадайте загадки:

1) Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
2) Дышит, растет, а ходить не может (растение)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? (Ответы учащихся)
- Да, сегодня мы побываем в гостях у природы.

(Открывается доска и читается эпиграф).

Кайгородов говорил: “Научиться ведать природу – значит, приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим…”.

Вот сегодня мы и проверим, как вы знаете природу. Необычность нашего занятия в том, что вы побываете участниками сразу нескольких телевизионных игр. Наших гостей мы попросим быть членами жюри (им даются ручки и листочки и представляют их).

За правильные ответы команды получают баллы, которые помогут выявить самую внимательную, сообразительную, творческую команду.

Ход игры

Правила игры:

  1. По 1 ученику по очереди раскручивают юлу, определяя игру, в которую будем играть сначала.
  2. 2 раза в одну игру не играем, переходим к следующей по часовой стрелке.
  3. Каждая игра оценивается по-разному. По ходу игры я буду сообщать.

1. “Счастливый случай”.

Вопросы для 1 команды:

  1. Какую траву и слепые узнают? (Крапиву);
  2. Самое крупное животное? (Кит);
  3. Какой цветок имеет и мужское, и женское имя одновременно? (Иван-да-Марья);
  4. Как лягушки и жабы ловят пищу? (Языком);
  5. Самая большая летающая птица? (Дрофа);
  6. Чем питаются ласточки? (Насекомыми);
  7. Волк, лиса, рысь – одним словом… (Хищники);
  8. Бывают ли у птиц зубы? (Да);
  9. Какие звери летают? (Мыши);
  10. Движение воздуха – это… (Ветер).

Вопросы для 2 команды:

  1. Самая маленькая птица наших лесов? (Королек);
  2. Чем дышат лягушки под водой? (Кожей);
  3. Чем питаются стрижи? (Насекомыми);
  4. Береза, осина, тополь – одним словом… (Деревья);
  5. Когда температура тела птицы ниже зимой или летом? (Одинаковая);
  6. Какие птицы спят на лету? (Стрижи);
  7. Умеют ли слоны плавать? (Да);
  8. Какая птица ловит рыбу про запас? (Пеликан);
  9. Сосновый лес? (Бор);
  10. Где у кузнечика ухо? (На ноге).

Итоги игры.

Правила: За время песочных часов каждая команда по очереди должна ответить на 10 вопросов, если затрудняется, может сказать “дальше” и продолжить игру. За 1правильный ответ-1балл.

2. “Морской бой”.

В пустой клетке ставится корабль, если команда “попадает”, а если “мимо”, то х.

1 2 3
3 1 2
2 3 1
  1. Команды по очереди “стреляют”, пытаясь найти спрятанные корабли, если “попадают”, то зарабатывают баллы, которые стоят в данной клетке, а если “мимо”, то, чтобы заработать эти баллы, должны ответить на вопрос противника (заранее приготовленный).
  2. Очередность определяется жеребьевкой (вытаскивают жетоны с цифрами 1, 2).

3. “Звездный час”.

  1. Выбрать правильный ответ и поднять карточку.
  2. Верный ответ – 2балла.

1) Крупная северная водоплавающая птица.

  1. Чайка;
  2. Буревестник;
  3. Гагара;
  4. Пингвин.

2) У какой птицы вместо крыльев чешуя? (4)

3) Какая птица лает?

  1. Синица;
  2. Куропатка;
  3. Сова;
  4. Сорока.

(2 – самец большой куропатки).

4. “Поле чудес”.

  1. Участники выбирают карточки с рисунками, и не показывая сопернику, готовят описание, по которому соперник должен отгадать (возможно назвать 2-3 буквы,если они есть. мы их впишем).
  2. За верный ответ по описанию – 3 балла, по буквам – 2 балла.
  3. На подготовку – 1 минута.

1) (можно 3 буквы) ;
2) (можно 2буквы).

5. “Что? Где? Когда?”

(Конверты с заданиями на игровом поле выбираются с помощью юлы).

  1. Ученик выбирает конверт;
  2. Я читаю задание и дается 1минута на обдумывание (играет музыка), если команда знает ответ, она отвечает сразу, а если и после обдумывания она не знает ответ или дает неверный ответ, ход переходит другой команде;
  3. За верный ответ – 5 баллов.

Вопросы из конвертов:

1) Экологический рассказ.

С веселой музыкой мы пошагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали их, вырывая с корнем, а незнакомые грибы сбивали палкой.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли обратно, побросав мусор и пакеты . В кустах мы нашли гнездо какой-то птички, взяли яички, подержали и положили обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Нам очень понравилась прогулка по лесу!

Внимание, вопрос! Какие ошибки прозвучали в рассказе? Назовите и исправьте.

2) Внимание, вопрос! Почему лес называют “легкими планеты”?

(1 га леса поглощает столько углекислого газа за1час, сколько его образуется при дыхании 200 человек).

3) В нашем районе сажали лесную полосу, но деревья росли плохо.

Внимание, вопрос! Чего им не хватало? (Им не хватало грибов. Привезли и посадили грибницу из другой лесополосы, и деревья ожили, заблагоухали и заметно пошли в рост).

4) Кверкус – так называли дуб древние римляне. В переводе на русский- “красавец”

Лесники говорят: “Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой”.

Внимание, вопрос! Что это означает? (Дуб любит свет, но не переносит, когда затемнена его верхушка).

На Украине растет дуб высотой 36м. А самый старый дуб в Литве, ему 2000лет. Есть и другие знаменитые дубы, один из них связан с именем А.С.Пушкина. Дуб рос в с. Тригорское. О нем поэт писал:

“Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.”

А другой дуб растет недалеко от Санкт-Петербурга.

Внимание, вопрос! Что о нем писал А.С.Пушкин?

(“У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…”)

6. “100 к 1”.

  1. В телевизионной игре участники должны были назвать самый популярный ответ на вопрос, а вам необходимо его нарисовать за 1минуту.
  2. Команда получает столько баллов, сколько человек так ответили.

Вопрос: Нарисуйте хвойное дерево. (Ель – 6 человек, сосна – 3 человека, лиственница – 1 человек).

7. “Великолепная 7-ка”.

  1. Команды выбирают листочки с отрывками из произведений. За 2 минуты они должны приготовить пантомиму и показать соперникам, а те в свою очередь должны отгадать из какого это произведения и кто автор.
  2. Оценивается пантомима по 5-бальной системе, а правильный ответ названия произведения – 2 балла, а с автором – 5 баллов.

1) Прилетел дятел пестрый, шапка красная, нос вострый. По стволу скок-поскок, стук-постук, выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил, долбил, выдолбил глубокое дупло. Лето в нем пожил, детей вывел и улетел.

(В.Бианки “Теремок”).

2) Надоело щенку кур гонять по двору. “Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами”.

(В.Бианки “Первая охота”).

8. “Устами младенца”.

  1. Нашей игре больше подошло бы название “Устами поэта”. Ваша задача выбрать карточки с картинками, чтобы соперники не видели, сочинить загадку к ней.
  2. За творчество – от 1 до 5 баллов, за правильную отгадку – 2 балла.

1) Земляника;
2) Ландыш.

Ребята, вы, наверное, обратили внимание на эту выставку книг. Как вы думаете, для чего они здесь? (Ответы учащихся).
- Необходимо пользоваться энциклопедиями для познания окружающего мира, для того, чтобы вы могли ответить на все интересующие вас вопросы.
- Теперь давайте подведем итоги нашей игры. (Подведение итогов) .
- Сегодня мы коснулись актуальной темы – “экология окружающего мира”

Сейчас уже не стоит вопрос о необходимости беречь природу. Все знают, что это дело нужное. А главная задача в том, как это делать? И это должны делать мы - люди 21 века. Об этом стихотворение, которое сочинила Егорова Анна.

Природа – единственная на свете.
Берегите ее, дети!
Костер тушите,
В лесу не шумите,
Реки не загрязняйте,
Зверей не пугайте,
Леса не рубите
И с природой дружно живите!

Учитель:

Прекрасен мир живой природы,
А люди часть его.
Нам надо сообща беречь, преумножать,
Познавать этот великий мир!
Без него не было бы ни поэзии, ни искусства,
А, значит, и человека
В самом высоком смысле этого слова.

На этом наше внеклассное мероприятие законченно.

« Чтобы беречь землю, природу, её надо

Любить. Узнав, невозможно не

Полюбить. Ведь во всём космическом

Мире нет больше таких птиц,

Таких зверей, таких растений. Другие

Может и есть, а таких нет ».

Николай Сладков.

На нашей планете огромное количество растений и животных. Из книг, телепередач и своих наблюдений вы, ребята, узнаёте о повадках животных, их привычках, об их жизни и особенностях. Николай Сладков писал: « Чтобы беречь землю, природу, надо её любить. Узнав, невозможно не полюбить. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей, таких растений. Другие может и есть, а таких - нет».

Как яблоко на блюде,

У нас земля одна,

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить всё богатство

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня.

Нам пировать позорно,

В счёт будущего дня.

М. Дудин.

Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна её природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.

Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере, и даже около вашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года. Но нужно хорошо уяснить нам всем. Если мы не будем любить и уважать природу, то она откажется помогать нам.

Михаил Пришвин писал: « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

Сегодня, ребята, мы с вами проведём « Конкурс знатоков природы».

Он пройдёт у нас по принципу игры « Счастливый случай».

Игра состоит из пяти геймов. Последний гейм – это блицтурнир, во время которого конкурсанты за одну минуту должны дать как можно больше ответов.

В игре участвуют две команды по 4 человека. Остальные ребята будут болельщиками, но им тоже скучать не придётся. Для них так же будут задания.

И так, всем ясно, что сегодняшний разговор у нас пойдёт о природе, растениях, цветах, животных, временах года.

Для первого турнира проведём отборочную игру. Кто первый ответит правильно, тот участвует в игре.

1. Назовите писателей, произведения которых посвящены природе.

(М.Пришвин, К.Паустовский, В.Бианки, В.Чаплина, Б.Житков, Н.Некрасов, А.С.Пушкин, С. Есенин, Д.Ушинский и др.)

2. Какие вы знаете загадки о природе. (Дети загадывают загадки).

3.Назовите фамилию писателя книги « Кошка Маруська» (Чарушин)

4. Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? (Тюльпан)

5. Какую ягоду называют сибирским ананасом? (Облепиху)

6. Какая птица высиживает птенцов на весу? (Пингвин)

7. Угадайте, что за шапка;

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызёт кору. (Заяц)

8. Зимой голоден, а летом сыт. (Волк).

9. Что ест зимой жаба? (Спит)

В игре участвуют …, …, …, …, … .

И так 1-й гейм. Он называется « ЛИСТКИ КАЛЕНДАРЯ».

Сколько прекрасных стихотворений написано о природе. Из них можно составить настоящий поэтический календарь. Задание. Вспомните стихотворения о временах года или о месяцах года.

1. Дуют ветры в феврале

Воют в трубах звонко.

Змейка мчится по земле

Белою позёмкой.

2. Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте,

И по карте на стене.

3. Опять погода стужей дышит,

Зато на окнах, сквозь лучи

Мороз опять узоры пишет,

Своей серебряной парчи. (Январь)

4. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

5. Пришёл июнь. Июнь. Июнь! –

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится.

А сейчас следующий вопрос.

Я прочту четверостишие, а вы назовите автора.

1. Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета;

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд. (А.С.Пушкин)

2. Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печальный свет она. (А.С.Пушкин)

3. Вот моя деревня;

Вот мой дом родной.

Вот качусь я в санках,

По горе крутой. (И.Суриков)

4. Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег.

Бегут и блещут и гласят… (Тютчев)

5. Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С.Есенин)

Жюри подсчитывает очки.

2-й гейм « ЕСЛИ ВЫ СБИЛИСЬ С ДОРОГИ»

Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, растениям. Здесь нужно быть не только наблюдательным, но и знающим человеком. И так, каждая команда получает свой ориентир.

1. Вы в лесу немного заблудились и перед вами сосна и ель. Помогут ли они вам?

(Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу).

2. Вам стал попадаться подорожник, значит…

(Значит рядом где-то тропа)

3. Перед вами только ягоды. Подскажет ли ягодка где север, а где юг?

(Самая спелая ягода, расположена на южной стороне)

4. Поможет ли вашей беде муравейник?

(Башня муравейника находится по направлению к югу от дерева или пня)

А сейчас, пока жюри подсчитывает очки. Мы послушаем сказку « О рыбаке и рыбке» в современном стиле. (Действующие лица: ведущий, старик, золотая рыбка)

Ведущий: Идёт старичок – лесовичок лесом и вдруг выходит на берег синего моря. Видит сидит на берегу старик и забрасывает невод. В первый раз вытащил он невод с тиной морскою, ржавыми банками, битыми бутылками. Во второй раз выловил рваный башмак и шину от машины. В третий раз попалась ему золотая рыбка. Заговорила она голосом человечьим, стала молить старика, чтобы не отпускал он её в море, а лучше кинул в аквариум с чистою водою. Обещала отслужить ему за это, чем только он пожелает. Не хочет она быть рыбкой « нефтяною», а хочет остаться золотою. Удивился старик.

Старик: Что случилось, рыбка? Почему не хочешь в море синее?

Рыбка : Авария с танкером-нефтевозом произошла. Вся нефть из него вылилась в море и тонким маслянистым слоем покрыла большие пространства. Что же будет с нами, с жителями морскими?

Ничего не смог ответить ей старик. А вы, ребята, знаете?

Ответы ребят: Если нефтяная плёнка покрывает поверхность воды, то птицы, садящиеся на воду, гибнут из-за того, что у них склеиваются перья; водоросли, мелкие рачки умирают из-за нехватки кислорода, а большим рыбам и морским животным, кроме того, нечем питаться. Людям в такой воде нельзя купаться и ловить рыбу. Море становится мёртвым.

3-й гейм « Лесная аптека»

1-я команда.

Вы бежали по дороге, и вдруг, незамеченный прутик оцарапал вам ногу. Чем вы залечите свою рану? (Подорожником)

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный цветок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Путника друг, подорожник,

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Его применяют при ссадинах, ожогах, при укусе насекомых.

2-я команда

В лесу можно найти лекарство от множества болезней. Какое лекарство вы нам порекомендуете? (Например, ВАЛЕРИАНА) болеутоляющее, успокаивающее, при нервном и сердечном возмущении.

Да, ребята, лесная аптека очень богатая. Настойка из цветов ландыша лечит заболевание сердца, чай из зверобоя и сухих ягод земляники помогает от простуды, отвар из сухих корней одуванчика повышает аппетит и т.д.

А сейчас вопрос к болельщикам.

На доске написано название 10 животных. 4 из них занесены в Красную книгу, КАКИЕ? (Волк, барсук, белка, бобёр, ёж, заяц, кабан, крот, крыса, лиса)

Ёжик: Я - ежик. Люди, как правило, относятся к нам вроде бы хорошо, даже часто стараются приручить, поселить в своём доме, считая, что мы ловим мышей. Но этим и губят нас, так как ежу плохо в доме, даже если его поят молоком, заботятся о нём. Паркет, линолеум, не заменят травы, земли, кустов. Да и человеку, у которого живёт ёж, тоже плохо, потому что ежи – ночные животные. Мы не даём спать людям, всю ночь бегаем по комнатам. Да нас и опасно держать в квартире. На нашей коже живут клещи, которые разносят тяжёлые заболевания. Пусть ежи живут там, где им положено. А насчёт того, что мы мышеловы, - это не правда, ведь мы не кошки. Случайно, правда, мы можем поймать мышку, но это бывает редко.

Да, вот какие дела. В Красную книгу их занесли. Наверное, это не очень приятно, раз они такие невесёлые.

Жюри подсчитывает очки.

4-й гейм « ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ»

Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, тёплые костры.

Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих композиторов и поэтов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат, как гимн природе, нежности, любви. А сколько нежности в их названии: ветреница, маргаритка, незабудка… Каждой команде я сейчас зачитаю по легенде, а вы угадайте, о каких цветках они сложены.

1-я команда.

В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток, фей и нежных эльфов. Его родина – Персия. Оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. А название этого цветка – Тюльпан

2-я команда.

Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная …Сирень. Молодцы, ребята, вы очень хорошо и много знаете о природе. Пока жюри подсчитывает очки, мы сыграем с болельщиками, отгадаем кроссворд. По вертикали вы видите название птицы.

1 - я команда.

По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве.

Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли цветы – символ чистоты, любви и грусти. Этот цветок в лесу самый изящный, самый таинственный, самый душистый. В наше время он, к сожалению, занесён в Красную книгу. (Ландыш)

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья в мареве горят,

Весёлых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

2 – я команда.

Древнеримская легенда утверждает: если корни этого цветка повесить на грудь, как омулет, они не только помогут одержать победу в поединке, но и предохранят от гибели. В переводе с латинского его название означает « Меч» и потому у римлян он считается цветком гладиатора. (Гладиолус)

У озёрного мыска

Зацветает гладиолус

Лебединая тоска.

А сейчас, пользуясь уже известной буквой в слове, заполним то, что написано по горизонтали. Это тоже название птиц. Молодцы, птиц вы тоже хорошо знаете.

узоры пишет,

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета,

Красивых, радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

Перед вами карточки, на которых указаны виды цветов. 1. Луговые 2. Полевые 3. Озёрные 4. Садовые 5. Лесные. В сторонке название цветов (вырезаны лепестки) Выберете вид цветов и составьте букет. Подвести итоги.

Каждая команда набрала по, очков. 1 -

А сейчас соревнуются капитаны команд.

1 –я команда. Вспомните песни о цветах.

1. Иван да Марья, 2. Маки, маки, алые маки, 3. Миллион алых роз, 4. Васильки, 5. Ромашки спрятались, 6. Ландыши, 7. Незабудка, 8. Лаванда, 9. Белые розы.

2-я команда. Вспомните песни, связанные с деревьями, травами.

1. Клён ты мой, опавший, 2. Маленькой ёлочки, 3. В лесу родилась ёлочка, 4. Старый клён, 5. Тонкая рябина, 6. Тополиный пух, 7. Калина красная, 8. Подорожник трава.

Эти песни звучат и в известных фильмах, и в исполнении современных певцов, и в русском народном репертуаре.

А сейчас последний гейм. Называется он блицтурнир. Каждой команде задаётся по 20 вопросов. За 1 минуту вы должны дать наибольшее количество ответов.

1-я команда.

Какое растение даёт лучший мёд? (липа)

Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)

Соком каких растений выводят бородавки? (чистотел)

Какая рыба вьёт гнездо? (колюшка)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Где раки зимуют? (По берегам рек и озёр)

Какая самая мелкая рыба? (Колибри)

Косой ли заяц? (Нет)

Какая самая маленькая птица в России? (Королёк)

Самое быстрое морское животное (Дельфин, касатка)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Какая птица сама себя называет? (утка-кряква)

Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конёк)

Какое животное на дне морском на цветок похоже? (Актиния)

Какая рыба может превращаться в шахматную доску? (Камбала)

След какого зверя похож на человечий? (Медведя)

С прилётом каких птиц мы начинаем отсчёт весны? (Грачей)

Что ест зимой жаба? (Спит)

Что птицам страшнее, голод или холод? (От голода они умирают)

Из куста шипуля, за ногу тяпуля (Змея)

2 – я команда.

Какая змея самая большая? (Анаконда)

Кто сильнее: лев или тигр? (Тигр)

Где у кузнечика ухо? (На ноге)

У кого самый большой язык? (У муравьеда)

Какого цвета хамелеон? (Разного)

Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Передние)

Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, тетерев, рябчик)

Какая птица носит название танца? (Чечётка)

Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз)

Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)

Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)

Назовите город, носящий имя рыбы (Судак, Калуга)

У кого осенью детёныши родятся? (У зайцев)

Листья, каких наших деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины)

Кит – рыба или зверь? (Зверь морской)

Восемь ног, как восемь рук

Вышивает шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк

Покупайте, мухи, шёлк. (Паук)

Зимой голоден, а летом сыт (Волк)

Почему весной не бьют пушных зверей? (Звери линяют и у них детёныши)

Вороне через три года что бывает? (Четыре)

У какого пресмыкающегося туловище заключено в панцирь? (Черепаха)

Игра со зрителями.

1. Внимание, вы должны назвать дерево. Всего на земном шаре 120 видов этого дерева, 65 произрастают в нашей стране. Могу добавить, что наши предки не только любовались его красотой, но и поклонялись ему. Считалось, что на ветвях этого дерева любят раскачиваться русалки. Не торопитесь с ответом, иначе ошибётесь.

3. Какой цветок всю жизнь любуется собой: глядит на себя и не может наглядеться?

4. Сороки тараторки

* Дятел дуб долбил, да не додолбил

* Проворонила ворона воронёнка

* Три сороки тараторки тараторили на горке.

Ручаюсь, ребята, что хватит вам дел,

Творите добро, кто ещё не успел,-

Любите животных, людей и цветы,

Прошу вас, не прячьте своей доброты.

Парадность, безделье, гоните их прочь!

Планета в беде вы должны ей помочь.

Конечно, задачи совсем не просты,

Но в каждом сердце есть луч доброты.




Loading...Loading...
В начало страницы