О противодействии коррупции (новая редакция). Модель

В целом, борьба с коррупцией в республике осуществляется на основе комплексного применения мер, которые в полном объеме согласуются с Конвенцией ООН против коррупции.

Основными из них являются:

    криминологические исследования преступлений коррупционной направленности в целях выявления причин коррупции, их оценки и прогноза развития ситуации для своевременного принятия эффективных мер по предупреждению коррупции;

    планирование и координация деятельности правоохранительных и иных государственных органов по борьбе с коррупцией;

    выработка и реализация экономических мер борьбы с коррупцией с устранением предпосылок ее существования.

Основными направлениями мероприятий по борьбе с коррупцией, должно стать достижение следующих целей:

    снижение уровня преступности, связанной с коррупцией;

    повышение эффективности деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, введение объективных критериев оценки их деятельности в данной сфере;

    усиление прокурорского надзора и государственного контроля за надлежащим выполнением государственными органами и иными организациями антикоррупционных мероприятий;

    создание эффективного механизма профилактики коррупции;

    дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам борьбы с коррупцией на основе практики его применения и с учетом положений международных антикоррупционных документов;

    углубление научных исследований, направленных на разработку практических рекомендаций в сфере борьбы с коррупцией;

    создание атмосферы общественного непринятия коррупции во всех ее проявлениях.

В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:

    разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;

    разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;

    создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;

    образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;

    обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;

    использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.

Эта система предусматривает возможность тесного международного сотрудничества Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией.

Республикой Беларусь последовательно ратифицированы и выполняются требования таких основных международных актов по борьбе с коррупцией, как:

    Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная в г. Страсбурге 27 января 1999 г.;

    Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная Республикой Беларусь в г. Палермо 14 декабря 2000 г., и Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.;

    Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована в 2005 г.).

Борьба с коррупцией должна носить характер «психологической войны» со всеми ее атрибутами и составляющими.

Отношение граждан к коррупции является, с одной стороны, важнейшим показателем состояния общественного сознания (показателем его степени «здоровья»), а, с другой стороны, важнейшим средством противодействия коррупционному поведению.

Выполнила: обучающаяся гр. 8302-Г Монгуш Айрана Д.
Проверил: к.и.н., старший преподаватель Аюшеев Дмитрий Намсараевич

План:

1. Понятие коррупции
2. Противодействие коррупции в Российской Федерации
3. Международное сотрудничество Российской Федерации
в области противодействия коррупции

Что такое коррупция?

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование
физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и
государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо
незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

Государственная политика

Система мер противодействия коррупции, утвержденных
надлежащим образом и скоординированных по целям и
времени их осуществления, закрепленных за исполнителями,
обеспеченных в финансовом, кадровом и пропагандистом
планах, именуется государственной политикой.
Государственная политика Российской Федерации в области
противодействия коррупции, является одним из направлений
государственной политики и: выражает неприятие коррупции;
состоит в разработке и реализации целей, задач и форм
деятельности государственных органов, муниципальных органов
и институтов гражданского общества по предупреждению
(профилактике) коррупции, борьбе с нею и минимизации
(ликвидации) негативных последствий

Противодействие коррупции в Российской Федерации, как определено в
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита
основных прав и свобод человека и
гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость
деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за
совершение коррупционных
правонарушений;
5) комплексное использование
политических, организационных,
информационно-пропагандистских,
социально-экономических,
правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер
по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с
институтами гражданского
общества, международными
организациями и физическими
лицами.

Организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации составляют:

1) Президент Российской
Федерации: определяет
основные направления
государственной политики в
области противодействия
коррупции; устанавливает
компетенцию федеральных
органов исполнительной
власти, руководство
деятельностью которых он
осуществляет, в области
противодействия коррупции.
4) Федеральные органы
государственной власти, органы
государственной власти
субъектов Российской
Федерации и органы местного
самоуправления: осуществляют
противодействие коррупции в
пределах своих полномочий.
2) Генеральный прокурор Российской
Федерации и подчиненные ему
прокуроры в пределах своих
полномочий: координируют
деятельность органов внутренних дел
Российской Федерации, органов
федеральной службы безопасности,
таможенных органов Российской
Федерации и других
правоохранительных органов по
борьбе с коррупцией; реализуют иные
полномочия в области
противодействия коррупции,
установленные федеральными
законами.
5) Федеральное Собрание
Российской Федерации:
обеспечивает разработку и
принятие федеральных законов
по вопросам противодействия
коррупции; контролирует
деятельность органов
исполнительной власти в
пределах своих полномочий.
3) Правительство Российской
Федерации: распределяет
функции между федеральными
органами исполнительной
власти, руководство
деятельностью которых оно
осуществляет, по
противодействию коррупции.
6) Счётная палата Российской
Федерации в пределах своих
полномочий обеспечивает
противодействие коррупции в
соответствии с Федеральным
законом от 11 января 1995
года № 4-ФЗ «О Счётной
палате Российской
Федерации».

Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской
Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области

органами и специальными службами, а также с международными организациями в
целях:
1) установления лиц,
подозреваемых (обвиняемых)
в совершении коррупционных
преступлений, их
местонахождения, а также
местонахождения других лиц,
причастных к коррупционным
преступлениям;
2) выявления
имущества,
полученного в
результате совершения
коррупционных
правонарушений или
служащего средством
их совершения;
3) предоставления в
надлежащих случаях
предметов или
образцов веществ для
проведения
исследований или
судебных экспертиз;
5) координации
деятельности по
профилактике коррупции и
борьбе с коррупцией.
4) обмена информацией
по вопросам
противодействия
коррупции;

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество по вопросам противодействия коррупции с иностранными государствами, их

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество по вопросам
противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными
органами и специальными службами, а также с международными организациями. Основанием
такого сотрудничества являются международные договоры, и возможно оно на основе
принципа взаимности.

10.

Реальный принцип заключается в
возможности привлечения любого
лица, в том числе и иностранца или
лица без гражданства, к
ответственности по российскому
законодательству за правонарушение,
совершенное на территории
иностранного государства, если оно
направлено против интересов России.
Принцип взаимности – принцип
международного права, в
соответствии с которым
международные договоры должны
заключаться на основе
равноправия, а также взаимности
выгод и обязательств. В широком
смысле это, одно из начал
международного сотрудничества,
позволяющих обеспечивать на
основе равенства и взаимной
выгоды права и интересы
государств, их граждан и
организаций.
Универсальный принцип
предполагает возможность
привлечения иностранного
гражданина либо лица без
гражданства, совершившего
правонарушение вне пределов
России, к ответственности по
законодательству Российской
Федерации в случаях,
предусмотренных
международным договором
Российской Федерации.

11.

Вопросы международного сотрудничества в области противодействия коррупции являются
предметом регулирования многих международных договоров, соглашений исходя в ряде случаев из
принципа целесообразности. Так, согласно ст. 43 Конвенции ООН против коррупции государстваучастники рассматривают возможность оказания друг другу содействия в расследовании и
производстве по гражданско-правовым и административным вопросам, связанным с коррупцией, в
случае если это целесообразно и соответствует их внутренней правовой системе.

12.

- Глобальная
программа против
коррупции ООН;
Международное сообщество стремится к
объединению усилий в деле
предупреждения и пресечения
коррупции. В настоящее время меры по
предупреждению коррупции
представлены в международных
антикоррупционных программах:
- Конвенция ООН
против коррупции и
т.д.;
- Декларация ООН о
борьбе с коррупцией
и взяточничеством в
международных
коммерческих
операциях.

13.

1. Чистки и
кампании;
3. Идейнонравственное
возрождение
общества;
В целях ограничения
распространения
коррупции мировое
сообщество выработало
множество форм и
методов борьбы такие,
как:
4. Подотчетность
правительств
выборным
представителям и
массовому
электорату.
2. Административноправовые меры.
Создание
специализированных
органов,
предназначенных для
расследования
нарушений законности
в сфере
государственной
службы;

14.

справедливого

15.

Раскрытие коррупционных преступлений, затрагивающих интересы
нескольких государств, требует постоянного повышения уровня
взаимодействия правоохранительных служб, что невозможно без
совершенствования нормативно-правовой базы, форм и методов
совместных действий, не ограничиваясь только информационным
обменом или экстрадицией. В этой связи совершенствование
международного сотрудничества в рассматриваемой сфере является
одним из наиболее приоритетных направлений внешнеполитического
курса России.

16. Заключение

Коррупция – это злоупотребление служебным
положением, дача взятки, получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп
либо иное незаконное использование своего
должностного положения. Российская Федерация
осуществляет международное сотрудничество по
вопросам противодействия коррупции с иностранными
государствами, их правоохранительными органами и
специальными службами, а также с международными
организациями. Основанием такого сотрудничества
являются международные договоры.

Действующий

О противодействии коррупции (новая редакция). Модель

Принят
на тридцать первом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 31-20
от 25 ноября 2008 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О противодействии коррупции
(новая редакция)


Настоящий Закон в соответствии с конституцией государства - участника Содружества Независимых Государств (далее - государство), общепризнанными нормами международного права, в том числе закрепленными в Конвенции ООН против коррупции 2003 года , европейских конвенциях о гражданско-правовой и об уголовной ответственности за коррупцию и др., определяет основные пути борьбы с коррупцией, меры противодействия коррупции и приоритетные направления международного сотрудничества государств в сфере противодействия коррупции.

Настоящий Закон исходит из признания противодействия коррупции мерой защиты общества, государства, основных прав и свобод человека от одного из наиболее опасных видов правонарушения, все более приобретающего транснациональный и организованный характер и требующего для борьбы с ним консолидации всех институтов государства и гражданского общества.

Настоящий Закон принимается в интересах обеспечения гармонизации законодательства государства в сфере противодействия коррупции, безопасности государства, эффективного функционирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти (далее - государственные органы).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции, устанавливает основы юридической ответственности физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения, регламентирует организационные основы противодействия коррупции и компетенцию в указанной сфере государственных органов и учреждений, должностных лиц, а также лиц, обеспечивающих исполнение полномочий государственных органов или полномочий органов местного самоуправления, и лиц, приравненных к ним, путем создания условий для неподкупности.

Статья 2. Цели и задачи настоящего Закона

1. Целями настоящего Закона являются:

1) консолидация правовых средств, направленных против коррупции;

2) установление приоритетных направлений и системы мер предупреждения коррупции;

3) определение системы субъектов реализации мер по противодействию коррупции;

4) определение компетенции государственных органов различных уровней и органов местного самоуправления в разработке и реализации мер противодействия коррупции;

5) укрепление законности;

6) формирование общественного правосознания в соответствии с антикоррупционными стандартами;

7) обеспечение четкой правовой регламентации деятельности системы государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

8) совершенствование структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры принятия решений, обеспечивающих защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

9) содействие реализации прав граждан на доступ к информации о фактах коррупции, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;

10) создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами.

2. Задачами настоящего Закона являются:

1) обеспечение неотвратимости юридической ответственности за совершенное коррупционное правонарушение;

2) возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

коррупция - совершение лицом, указанным в статье 10 настоящего Закона, виновного противоправного деяния, носящего общественно опасный характер, направленного на использование своего служебного положения и связанных с ним возможностей для неправомерного получения материальных и иных благ в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, предложения или предоставления ему таких благ физическим или юридическим лицом. Коррупцией также является подкуп лиц, указанных в частях первой и второй статьи 10 настоящего Закона;

коррупционное правонарушение - противоправные виновные деяния (действие или бездействие): преступления, гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, дисциплинарные проступки, совершенные субъектом коррупции в целях, указанных в пункте первом настоящей статьи, за которые законодательством государства установлена юридическая ответственность;

противодействие коррупции - деятельность, направленная на выявление, устранение либо ограничение причин, порождающих условия или способствующих коррупции, предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование коррупционных правонарушений и наказание виновных;

субъекты коррупционных правонарушений - лица, указанные в статье 10 настоящего Закона, корыстно использующие свои полномочия в соответствии с занимаемой ими должностью (положением), противоправные действия которых подлежат признанию как коррупционные, а также лица, противоправно предоставляющие первым какие-либо неправомерные преимущества;

субъекты противодействия коррупции - государственные органы и органы местного самоуправления государства, учреждения, организации независимо от форм собственности, общественные объединения и лица, уполномоченные в пределах своей компетенции на формирование и реализацию мер противодействия коррупции, отдельные физические лица;

меры реализации противодействия коррупции - действия субъектов противодействия коррупции, направленные на предупреждение, пресечение коррупционных правонарушений, реализацию ответственности за такие правонарушения, возмещение причиненного вреда, осуществление контроля над реализацией указанных мер;

блага - денежные средства или какое-либо имущество, преимущества, льготы, услуги материального и (или) нематериального характера;

антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также реализация планов, программ и стратегий по противодействию коррупции;

антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов - деятельность специалистов (экспертов) по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, содержащихся в нормативных правовых актах и их проектах; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. Основание и порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов устанавливаются законодательством государства;

антикоррупционные стандарты - единые для обособленной сферы правового регулирования гарантии, ограничения или запреты, обеспечивающие предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование данной сферы.

Статья 4. Правовая основа противодействия коррупции

1. Правовую основу противодействия коррупции составляют конституция, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры (соглашения) государства по противодействию коррупции, законы, а также иные нормативные правовые акты, предусматривающие меры предупреждения коррупции, пресечения коррупционных правонарушений и ответственности за них.

2. Антикоррупционная деятельность политических партий и других общественно-политических объединений, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями, определяется соответственно их уставами и иными учредительными документами.

Статья 5. Основные принципы противодействия коррупции

Основными принципами противодействия коррупции являются:

- законность;

- справедливость;

- гуманизм;

- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- неотвратимость юридической ответственности лиц, допустивших коррупционные правонарушения;

- взаимодействие субъектов противодействия коррупции;

- приоритет мер предупреждения коррупции;

- системность и комплексное использование политических, правовых, социально-экономических, специальных и иных мер противодействия коррупции;

- признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений, совершаемых лицами, замещающими должности, предусмотренные конституцией и иными законами государства;

- равенство перед законом;

- развитие международного сотрудничества во всех областях противодействия коррупции;

- консолидация правовых средств.

Статья 6. Полномочия государства в области противодействия коррупции

К полномочиям государства в области противодействия коррупции относятся:

- проведение на всей территории государства скоординированной политики по противодействию коррупции, соответствующей международному антикоррупционному законодательству;

- разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции;

- определение порядка назначения на государственные должности и осуществление контроля за надлежащим исполнением своих обязанностей лицами, замещающими эти должности;

- организация антикоррупционного мониторинга;

- формирование и реализация государственных целевых программ, направленных на противодействие коррупции.

Статья 7. Международное сотрудничество в области противодействия коррупции. Цели, задачи и принципы международного сотрудничества в области противодействия коррупции

Государство сотрудничает в сфере противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами, специальными службами и судами, а также с международными организациями.

1. Цели и задачи международного сотрудничества:

1) обеспечение предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия коррупционных правонарушений;

2) обеспечение повышения антикоррупционного рейтинга и укрепление международного авторитета государства;

3) обеспечение анализа состояния коррупционной преступности;

4) совершенствование правовой базы сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией;

5) выработка согласованной политики и совместных программ по противодействию коррупции;

6) обеспечение обмена информацией между государствами о мерах борьбы с коррупцией;

7) объединение усилий государств для преодоления угрозы дальнейшей эскалации коррупционных проявлений;

8) выработка согласованной политики, законов и регулирующих положений в сфере противодействия коррупции;

9) обеспечение эффективности обмена между государствами информацией.

2. Основными принципами деятельности государства при осуществлении международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции являются:

1) приоритетность интересов национальной безопасности государства;

2) равенство условий сотрудничества в осуществлении противодействия коррупции.

Статья 8. Приоритетные направления правового регулировании в сфере противодействия коррупции

1. Приоритетными направлениями правового регулирования в сфере противодействия коррупции в государстве могут быть признаны:

1) реализация избирательных прав, деятельность политических партий, государственная и муниципальная службы, служба в коммерческих и некоммерческих организациях;

2) особые сферы исполнения полномочий государственных органов, в том числе: законотворчество, судебная и правоохранительная деятельность, бюджетный процесс, банковская деятельность, кредитование, эмиссия ценных бумаг, приватизация государственного и муниципального имущества, государственные закупки, регистрация и лицензирование видов деятельности, экспертиза и сертификация товаров и услуг, здравоохранение и образование.

2. Отнесение сферы правового регулирования к числу приоритетных для реализации мер противодействия коррупции является обязательным основанием для разработки специализированных нормативных правовых актов или норм, регламентирующих антикоррупционные стандарты и иные меры противодействия коррупции в соответствующей сфере.

Статья 9. Субъекты противодействия коррупции

1. Субъектами противодействия коррупции, непосредственно осуществляющими противодействие коррупции в пределах своей компетенции, являются: суд, органы прокуратуры, безопасности, внутренних дел (полиция) и иные правоохранительные органы государства, уполномоченные законодательством государства на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, производство дознания и предварительного (досудебного) следствия.

2. В систему субъектов противодействия коррупции входят органы и должностные лица государства, имеющие в соответствии с законодательством государства следующие полномочия:

1) разрабатывать и принимать нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции;

2) контролировать и надзирать за исполнением антикоррупционного законодательства;

3) предупреждать и пресекать коррупционные правонарушения, применять меры юридической ответственности за них;

4) осуществлять предварительное (досудебное) следствие по делам о коррупционных правонарушениях и применять иные законные меры разрешения конфликтов, связанных с такими правонарушениями;

5) исполнять решения о возмещении вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

3. Предупреждение коррупционных правонарушений является обязанностью всех государственных органов, органов местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц.

4. Отдельные физические лица участвуют в формировании и реализации противодействия коррупции через государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, а также путем участия в выборах и (или) референдуме.

5. В соответствии с законодательством в формировании и реализации мер противодействия коррупции участвуют политические партии и иные общественные объединения.

6. В составе субъектов противодействия коррупции, указанных в части первой настоящей статьи, могут создаваться специализированные структурные подразделения по противодействию коррупции.

7. Координацию деятельности субъектов противодействия коррупции, указанных в настоящей статье, осуществляют органы прокуратуры государства или иные государственные органы, предусмотренные законодательством государства для осуществления указанных функций.

Статья 10. Субъекты коррупционных правонарушений

1. Субъектами коррупционных правонарушений являются (в случаях констатации правонарушающего поведения, деяния):

1) все лица, являющиеся публичными (государственными, муниципальными) и иными служащими, в соответствии с законодательством государства;

2) должностные лица центрального (национального) банка государства, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и иных фондов;

3) должностные лица органов государственного контроля и надзора;

4) судьи судов общей и специальной юрисдикции;

5) арбитражные, народные и присяжные заседатели;

6) должностные лица и иные сотрудники международных организаций, должностные лица иностранных государств, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством страны происхождения, судьи и должностные лица международных судов;

7) депутаты законодательных (представительских) органов власти, органов местного самоуправления и их помощники;

8) должностные лица правоохранительных органов;

9) судьи конституционного суда;

10) должностные лица вооруженных сил государства и других воинских формирований;

11) лица, занимающие назначаемую или выборную должность в государственном органе иностранного государства, а также любое лицо, отправляющее государственные функции для иностранного государства, в том числе и для государственного агентства или государственного предприятия, равно как и любое должностное лицо или представитель государственной международной организации;

12) должностные лица юридических лиц; юридические лица, физические лица, в том числе физические лица - предприниматели, незаконно предоставляющие блага лицам, указанным в настоящей статье, и (или) при участии этих лиц другим лицам.

2. К иным лицам, приравненным к лицам, являющимся публичными (государственными, муниципальными) и иными служащими, в соответствии с законодательством государства могут относиться:

1) представители государства в органах управления акционерных обществ;

2) руководители коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющие управленческие функции;

3) арбитражные управляющие;

4) аудиторы;

5) профессиональные оценщики, эксперты;

6) нотариусы (в том числе частные);

7) лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов власти или органов местного самоуправления;

8) адвокаты и члены международных парламентских собраний, а также лица, проходящие службу в коммерческих и общественных организациях, и лица, выполняющие управленческие функции.

3. Субъектами коррупционных правонарушений являются лица, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, корыстно использующие свои полномочия в соответствии с занимаемой ими должностью (положением), противоправные действия которых подлежат признанию как коррупционные, а также лица, противоправно предоставляющие этим лицам какие-либо неправомерные преимущества или осуществляющие подкуп лиц, указанных в частях первой и второй настоящей статьи.

Глава 2. Противодействие коррупции

Статья 11. Меры противодействия коррупции

Противодействие коррупции осуществляется путем применения следующих мер:

- предъявление в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие должностей публичных (государственных, муниципальных) и иных служб, установление законодательных запретов для лиц занимать должности публичных (государственных, муниципальных) и иных служб, прямо или косвенно вмешиваться в деятельность иных коммерческих и некоммерческих организаций либо участвовать в их управлении, включая и запрет на определенный период на занятие должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, чья деятельность прямо или косвенно была ранее связана с исполнением ими своих полномочий;

- формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование;

- разработка и пропаганда в рамках институциональных и правовых систем антикоррупционных кодексов или стандартов поведения для правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций;

- антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов;

- содействие гласности и открытости решений, принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления, их руководителями, если иное прямо не предусмотрено законодательством;

- опубликование отчетов о принимаемых мерах противодействия коррупции и результатах этих мер;

- внедрение антикоррупционного образования и воспитания;

- оказание государственной и муниципальной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;

- поощрение безупречной службы в государственных органах и органах местного самоуправления;

- обязательная периодическая ротация (замена) кадров в государственных органах и органах местного самоуправления;

- установление экстерриториального принципа комплектования кадров органов государственной власти и местного самоуправления;

- установление нормативных перечней должностей в органах государственной и судебной власти и (или) местного самоуправления, замещение которых запрещено или ограничено для лиц, имеющих судимости за коррупционные преступления, подвергавшихся административным либо дисциплинарным взысканиям за коррупционные правонарушения, до истечения сроков действия соответствующих взысканий;

- ведение обособленных регистров лиц, в том числе юридических, которые в соответствии с судебными решениями подвергнуты мерам юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- предостережение о недопустимости нарушения антикоррупционного законодательства;

- представление органа дознания (дознавателя), следователя, прокурора и частное определение (постановление) суда о необходимости устранения причин и условий, способствовавших совершению коррупционных правонарушений;

- декларирование доходов, расходов и имеющегося имущества лиц, которые в соответствии с законом могут быть отнесены к субъектам коррупционных правонарушений, а также их близких родственников;

- предоставление лицами, занимающими должности государственной, судебной, публичной и муниципальной службы, сведений о происхождении средств, на которые приобреталось имущество, находящееся в собственности у них, членов их семей и близких родственников.

Статья 12. Специальные требования к лицам, занимающим определенные должности, указанные в настоящем Законе, или претендующим на занятие указанных должностей

1. В соответствии с законодательством государства для лиц, претендующих на занятие должностей, указанных в части первой статьи 10 настоящего Закона, а также лиц, занимающих указанные должности, могут устанавливаться определенные ограничения и запреты, связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей. При этом они должны ставиться в известность о необходимости соблюдения данных ограничений и запретов, а также о мерах ответственности в случае их невыполнения.

2. Непринятие ограничений является самостоятельным основанием для отказа в привлечении лица к выполнению соответствующих служебных функций либо увольнения или иного освобождения от занимаемой должности в соответствии с законодательством государства.

Статья 13. Национальный орган по противодействию коррупции

В государстве могут быть созданы национальные органы по противодействию коррупции, формируемые на паритетных началах из представителей, назначаемых государственными органами сроком от трех до пяти лет.

В компетенцию национального органа по противодействию коррупции могут входить, в частности, следующие вопросы:

- анализ эффективности мер по противодействию коррупции, принимаемых в государстве, подготовка предложений президенту, правительству и парламенту по совершенствованию государственной политики, направленной на противодействие коррупции;

- внесение предложений президенту государства о разработке и разработка по поручению президента государства программ по противодействию коррупции, контроль за ходом и результатом исполнения этих программ;

- организация и инициирование антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, подготовка заключений об их соответствии требованиям антикоррупционного законодательства;

- анализ действующего законодательства, нормативных правовых актов, подготовка предложений о внесении в них изменений, направленных на противодействие коррупции;

- разработка антикоррупционных стандартов, препятствующих возникновению явлений, которые способствуют совершению коррупционных правонарушений;

- подготовка и опубликование отчетов о принимаемых мерах противодействия коррупции и результатах этих мер;

- разработка программ антикоррупционного образования и воспитания.

В компетенцию органа по противодействию коррупции могут входить и иные вопросы в соответствии с законодательством государства.

Статья 14. Специальные подразделения по противодействию коррупции и их полномочия

1. Порядок создания специальных подразделений по противодействию коррупционным преступлениям определяется законодательством государства.

2. Специальным подразделениям по противодействию коррупции при выполнении возложенных на них задач могут быть предоставлены следующие права:

1) получать безвозмездно из государственных органов и иных организаций в установленном законодательством государства порядке информацию, необходимую для выполнения функции по противодействию коррупции, в том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и банков данных;

2) приостанавливать в порядке, установленном законодательством государства, полностью или частично на определенный срок финансовые операции физических и юридических лиц, а также ограничивать их в праве распоряжения имуществом, если имеются достаточные данные полагать, что денежные средства и (или) иное имущество получены от лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений или легализации доходов, полученных незаконным путем;

3) вносить в лицензирующие органы в порядке, установленном законодательством государства, представление об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности;

4) анализировать эффективность мер по противодействию коррупции и подготавливать предложения по их совершенствованию.

3. Другие права, а также обязанности специальных подразделений по противодействию коррупции определяются законодательством государства.

4. Финансовое и материально-техническое обеспечение специальных подразделений по противодействию коррупции осуществляется за счет средств государственного бюджета.

Статья 15. Полномочия генеральной прокуратуры (прокуратуры) государства (либо иных государственных органов) в сфере противодействия коррупции

Генеральная прокуратура (прокуратура) государства (либо иные государственные органы, предусмотренные законодательством государства для осуществления указанных функций) является государственным органом, ответственным за организацию противодействия коррупции.

В целях обеспечения организации противодействия коррупции генеральная прокуратура (прокуратура) государства (либо иные государственные органы) в пределах своих полномочий, установленных законодательством государства и международными нормами:

1) аккумулирует информацию о фактах, свидетельствующих о коррупции;

2) анализирует эффективность применяемых мер по противодействию коррупции;

3) координирует деятельность иных государственных органов, осуществляющих противодействие коррупции;

4) осуществляет надзор за исполнением руководителями государственных органов, органов местного самоуправления требований конституции и законов в сфере противодействия коррупции и в случае выявления правонарушений привлекает лиц, их совершивших, к ответственности, установленной законодательством государства;

5) готовит предложения по совершенствованию мер правового регулирования противодействия коррупции;

6) осуществляет иные полномочия в сфере противодействия коррупции, установленные законодательством государства.

Статья 16. Общественный контроль за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления

Общественные организации, граждане, а также иные некоммерческие организации вправе:

- обращаться в орган государственной власти или в суд за защитой своих прав, в том числе за защитой прав неопределенного круга лиц;

- испрашивать о мерах, принимаемых уполномоченными органами и направленных против коррупционных правонарушений;

- получать доступ к документам, материалам и иной информации (за исключением материалов и информации ограниченного доступа) и знакомиться с ними, если они легли в основу принятия коррупционных актов и решений, в тех случаях, когда подобные акты и решения приняты относительно их обращений, жалоб и заявлений.

Статья 17. Информационное обеспечение противодействия коррупции

1. В целях сбора, хранения, анализа и обобщения информации о фактах, свидетельствующих о коррупции, в том числе о физических и юридических лицах, причастных к коррупции, в специальных подразделениях по противодействию коррупции создаются и ведутся оперативные учеты и централизованные банки данных.

2. В генеральной прокуратуре (прокуратуре) государства созданы единые банки данных о состоянии противодействия коррупции, которые формируются на основании информации, представляемой органами прокуратуры, безопасности, внутренних дел (полиции) и иными органами, осуществляющими противодействие коррупции, в порядке и сроки, установленные законодательством государства.

Статья 18. Гарантии лицам, оказывающим содействие в противодействии коррупции

1. Лицу, сообщившему о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказавшему содействие в противодействии коррупции, в соответствии с законодательством государства предоставляется государственная защита.

2. Информация о лице, оказывающем содействие в противодействии коррупции, не подлежит разглашению.

3. В случае необходимости соответствующие правоохранительные органы обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции.

4. Законодательством государства могут быть установлены иные гарантии лицам, оказывающим содействие в противодействии коррупции.

Глава 3. Ответственность за коррупционные правонарушения. устранение последствий коррупционного правонарушения

Статья 19. Порядок и условия привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений

Порядок и условия привлечения лиц к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений определяются законодательством государства.

Статья 20. Взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг после вступления в законную силу решения суда

1. Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства государства и поступившие на банковский счет субъекта коррупционного правонарушения, подлежат перечислению им в соответствующий (национальный, региональный или местный) бюджет.

2. Имущество, в том числе подарки, полученные государственными, судебными или муниципальными служащими с нарушением порядка, установленного законодательными актами государства, в связи с исполнением ими своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежат безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица.

Возврат, учет, хранение, оценка и реализация сданного имущества осуществляются в порядке, установленном законодательством государства.

Статья 21. Недействительность нормативных правовых актов и действий, принятых и совершенных в результате коррупционных правонарушений

1. Принятие в результате коррупционных правонарушений нормативных и ненормативных правовых актов является основанием для их отмены лицами, уполномоченными на отмену соответствующих актов, либо признания их недействительными в судебном порядке.

2. Действия (бездействие) и решения, совершенные и принятые в результате коррупционных правонарушений, не влекущие за собой административной и уголовной ответственности, обжалуются прокурором либо заинтересованными лицами в судебном порядке.

Статья 22. Возмещение вреда, причиненного коррупционным правонарушением

1. Вред, причиненный коррупционным правонарушением, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством государства.

2. При возмещении вреда, причиненного коррупционным правонарушением, учитывается моральный ущерб.

Статья 23. Ликвидация юридического лица, причастного к совершению коррупционного правонарушения

1. При наличии достаточных оснований полагать, что юридическое лицо причастно к совершению коррупционного правонарушения, указанное юридическое лицо по решению суда может быть ликвидировано, а его руководители должны нести ответственность в соответствии с законодательством государства.

2. Органы прокуратуры вправе предъявить в суд требование о ликвидации юридического лица в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, в соответствии с законодательством государства.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 24. Надзор за исполнением законов и других нормативных актов о противодействии коррупции

Надзор за исполнением законов и других нормативных актов о противодействии коррупции осуществляют генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законодательством государства.

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ,
N 43, 2009 год

Коррупция – это исключительно пагубный феномен. Она не только подрывает основы правового государства, снижает качество жизни и уровень благосостояния населения, ставит под угрозу общественную безопасность, но и создает негативный имидж страны на международной арене. Для искоренения причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, Национальная стратегия противодействия коррупции определяет в качестве одной из основных задач «повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере».

Центральная роль при этом отводится Конвенции ООН против коррупции (КПК) – первому универсальному международно-правовому инструменту, имеющему обязательную юридическую силу и регулирующему весь комплекс вопросов в рассматриваемой области. Россия в числе первых подписала КПК в 2003 г. и ратифицировала ее три года спустя. Конвенция требует от государств-участников разработки и проведения эффективной политики по предупреждению и противодействию коррупции, а также предполагает участие в механизмах обзора хода ее осуществления. Наша страна успешно прошла первый цикл обзора, посвященный главам III «Криминализация и правоохранительная деятельность» и IV «Международное сотрудничество».

Россия состоит в Антикоррупционной рабочей группе «двадцатки» , поддерживает такие приоритеты действующего председательства Аргентины и Франции, как предупреждение и урегулирование конфликта интересов в госсекторе, прозрачность предприятий с государственным участием.

В 2007 г. в результате ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию Российская Федерация стала членом Группы государств против коррупции . В 2008-2012 гг. она прошла совмещенные первый и второй раунды оценки. Продолжается выполнение рекомендаций по итогам третьего раунда (криминализация преступных деяний и прозрачность финансирования политических партий), ведется соответствующая работа в рамках четвертого раунда (предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров).

Российская Федерация входит в Группу по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности форума «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), активно участвует в Региональной антикоррупционной сети правоохранительных органов, призванной содействовать сотрудничеству между экономиками АТЭС по наиболее значимым вопросам правоприменения в сфере борьбы с коррупцией и связанными с ней преступлениями в АТР.

Россия рассматривает группу стран БРИКС как перспективную платформу международного антикоррупционного сотрудничества с большим потенциалом. Члены «пятерки» координируют там, где это возможно, свои подходы к наиболее острым вопросам международного антикоррупционного сотрудничества, оказывают поддержку инициативам партнеров на различных международных площадках. В 2015 г. в этом формате была учреждена Антикоррупционная рабочая группа, усилия которой направлены на углубление практических знаний и обмен передовыми наработками в антикоррупционных делах между государствами-членами, расширение применения инструментов уголовного и не уголовного права для борьбы с коррупцией.

В 2007 г. в рамках переговорного процесса о вступлении Российской Федерации в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) наша страна присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и вошла в состав антикоррупционной Рабочей группы ОЭСР. В этой связи Россия осуществляет работу по приведению национального законодательства в соответствие стандартам Конвенции, проходит мониторинг эффективности реализации предусмотренных процедур.

Российская Федерация участвует в деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции в рамках СНГ (МСПК) , образованного в 2013 г. главами шести государств (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). Этот орган занимается такими вопросами, как определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных мер по борьбе с коррупцией, содействие гармонизации национального антикоррупционного законодательства государств-участников, разработка предложений по совершенствованию правовой базы антикоррупционного взаимодействия.

На основании Европейской конвенции о выдаче 1957 г., Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Российская Федерация взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам . Кроме того, Россией заключено свыше 20 договоров о выдаче и около 40 договоров о правовой помощи по уголовным делам.

Российская Федерация также является участницей многосторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве в борьбе с преступностью , включая коррупцию: Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г., Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью 2010 г. и др. Кроме того, в этой сфере Россия имеет порядка 20 двусторонних межправительственных соглашений. Государственные органы Российской Федерации заключают межведомственные соглашения о взаимодействии и двусторонние программы сотрудничества с компетентными органами других государств.

Россия является соучредителем Международной антикоррупционной академии (Лаксенбург, Австрия), придает большое значение тесному сотрудничеству с этим специализированным образовательным и исследовательским институтом.

Такое активное участие Российской Федерации в международных антикоррупционных форматах не только способствует укреплению позитивного имиджа нашей страны на международной арене, но и позволяет развивать в соответствии с передовыми мировыми стандартами национальное законодательство и правоприменительную практику в сфере противодействия коррупции.

а) Выработка международно-правовой основы борьбы с коррупцией

Потребность в единой антикоррупционной политике определяет развитие международно-правовой базы в сфере борьбы с коррупцией. Основная масса международных документов по данной проблематике была принята в последнее десятилетие. Международное антикоррупционное нормотворчество осуществляется на нескольких уровнях.

Глобальный уровень представлен главным образом документами Организации Объединенных Наций, играющей ведущую роль в формировании глобальной антикоррупционной политики.

В поле зрения ООН проблема коррупции находится уже более двух десятилетий. О важности проблемы коррупции и необходимости противостоянии ей упоминается еще в материалах V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1975). В дальнейшем на форумах ООН данная проблема обсуждалась неоднократно. В то же время коррупция рассматривалась в документах тех лет как проблема национальная, во многом зависящая от культурных особенностей и традиций той или иной страны. Понимание международного, глобального характера феномена коррупции пришло несколько позже, с интенсификацией интеграционных процессов в мировой экономике.

В резолюции VIII Конгресса ООН (Гавана, 1990 г.) «Коррупция в сфере государственного управления» отмечалось, что «проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и что, хотя они оказывают особенно пагубное влияние на страны с уязвимой экономикой, это влияние ощущается во всем мире». Помимо вышеупомянутой резолюции, в 90-е годы на уровне ООН были приняты: Резолюция Генеральной Ассамблеи «Борьба с коррупцией», Международный кодекс поведения должностных лиц (1996) и Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (1996). Важной вехой стало принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000), содержавшей ст. 18 о криминализации коррупции. В 1999 г. Центр по международному предупреждению преступности Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности ООН совместно с Исследовательским Институтом ООН по преступности и правосудию (ЮНИКРИ) разработал Глобальную программу против коррупции, предусматривающую план действий на национальном и международном уровнях по противостоянию коррупции. Программа дополняется регулярно обновляемым вышеназванными институтами объемным руководством-инструментарием (anti-corruption toolkit).

Несмотря на многочисленные антикоррупционные инициативы ООН, подкрепленные документами региональных международных организаций (Совета Европы, ОАГ и др.), сохранялась потребность в разработке единого специального акта, который бы заложил основы глобальной антикоррупционной политики в новом столетии. В Венской декларации о преступности и правосудии «Ответы на вызовы XXI века», принятой X конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (апрель 2000 г.), подчеркивалась «настоятельная необходимость разработать эффективный международный документ против коррупции». В связи с этим в своей резолюции 55/61 от 4 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея признала целесообразность разработки эффективного международно-правового документа против коррупции, независимого от Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и постановила учредить специальный комитет по разработке такого документа в Вене в штаб-квартире Центра по международному предупреждению преступности Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности.

Специальный комитет по разработке Конвенции завершил работу в обозначенные сроки и представил проект на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН. Конвенция ООН против коррупции была принята 31 октября 2003 года, а в декабре того же года подписана представителями государств на конференции в г. Мериде (Мексика).

Важную роль в формировании антикоррупционной международно-правовой базы также призваны сыграть документы ассоциированных с ООН организаций, таких как Международный Фонд и Всемирный Банк, Всемирная Торговая Организация.

Примером выработки глобальных антикоррупционных документов является принятие в 1997 г. Конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при заключении международных коммерческих сделок. Разработанная в значительной степени под влиянием американского законодательства, Конвенция предписывает осуществить криминализацию транснационального подкупа, содержит ряд рекомендаций, в частности о принятии мер ответственности к компаниям, участвующим в коррупционной деятельности, устранении возможных налоговых преференций для взяткодателей.

Первым шагом в оформлении правовых основ борьбы с международным взяточничеством стало принятие в 1977 г. Закона США о коррупционной деятельности за рубежом (Foreign Corrupt Practice Act). История появления данного закона связана с тем, что в 1976 г. Федеральная комиссия США по ценным бумагам и биржам опубликовала отчет, содержащий информацию о том, что более 450 американских компаний, включая 177 компаний, входящих в рейтинг журнала «Форчун-500», признали факт совершения ими сомнительных платежей иностранным должностным лицам. Принятие указанного закона, безусловно, означало переход борьбы с коррупцией на новую качественную ступень, так как по существу были созданы условия как для пресечения коррупционной деятельности американских компаний за рубежом, так и для создания определенных барьеров в незаконной деятельности должностных лиц зарубежных государств. Закон был разработан в кратчайшие сроки и принят Конгрессом единогласно в 1977 г.

После принятия Закона о практике иностранной коррупции американская администрация настаивала на принятии аналогичных мер и другими членами ОЭСР. Представители США ссылались на то, что закон 1977 г. ставит американские компании в невыгодное положение. Из членов ОЭСР только Швеция и Норвегия поддержали идею принятия международно-правового акта о криминализации актов коррупции, совершаемых за рубежом. Большинство европейских стран, включая Францию, Великобританию и ФРГ, а также Япония заявили, что они не могут позволить себе это.

Тем не менее, в 90-х годах XX века страны ОЭСР пришли к выводу о необходимости принять коллективные меры по противодействию международному взяточничеству. Совет ОЭСР создал рабочую группу по вопросам борьбы с подкупом при заключении международных коммерческих сделок. Одной из главных задач Группы был систематический анализ действий государств-членов ОЭСР по применению Рекомендаций ОЭСР в этой области. 27 мая 1994 г. Совет ОЭСР принял Рекомендации о борьбе с подкупом при заключении международных коммерческих сделок. В 1997 году данные рекомендации были пересмотрены и усовершенствованы. На основе рекомендаций был подготовлен проект Конвенции, принятый 21 ноября 1997 г. В декабре 1997 года Конвенция была подписана 28 странами-членами ОЭСР и пятью странами, не входящими в эту организацию. По состоянию на июнь 2003 года участниками Конвенции являются 35 государств.

Уголовно-правовое значение данного документа состоит в том, что Конвенция дает определение международного взяточничества и предписывает его криминализацию. В статье 1 Конвенции говорится: «Каждая сторона будет принимать все необходимые меры к тому, чтобы установить, что в соответствии с национальным законодательством сознательное предложение, обещание или предоставление прямо или через посредников любых материальных, денежных или иных преимуществ со стороны любого юридического или физического лица в пользу должностных лиц иностранных государств, или для таких должностных лиц или для третьих лиц в обмен на определенные действия или бездействие данного должностного лица в связи с выполнением своих служебных обязанностей в целях получения или сохранения деловой выгоды, а также получения ненадлежащих преимуществ при осуществлении международных деловых операций образует состав уголовно наказуемого преступления».

Положения Конвенции подкреплены переработанными Рекомендациями Совета ОЭСР по борьбе со взяточничеством в международных деловых операциях от 23 мая 1997 г. Рекомендации содержат обширный перечень профилактических мер по борьбе с транснациональным подкупом. Реализация данных рекомендаций осуществляется прежде всего в налоговом, банковском и гражданском законодательстве. Особое внимание уделено сфере государственных закупок и независимого аудита.

Региональный уровень представлен документами региональных международных организаций, таких как Совет Европы, Европейский Союз, Организация Американских Государств (ОАГ), СНГ, Шанхайская организация сотрудничества и др. Для Республики Беларусь наибольшее значение имеют антикоррупционные инициативы в рамках СНГ и европейских организаций.

С сожалением следует отметить то обстоятельство, что в рамках СНГ не проводится работа по выработке совместной антикоррупционной политики, отсутствуют многосторонние конвенции и декларации по данному вопросу. Данный факт тем более удивителен, если учитывать остроту проблемы коррупции для стран СНГ и наличие у ряда государств Содружества (Украины, Казахстана и др.) специального антикоррупционного законодательства.

Исключительное значение для Республики Беларусь имеют антикоррупционные документы европейского сообщества. Интеграции Республики Беларусь в общеевропейское пространство в исторической перспективе нет альтернативы. Предпосылкой интеграции также являются экономические обстоятельства: Европейский Союз является одним из крупнейших торгово-экономическим партнером Республики Беларусь, на страны ЕС приходится большинство туристических, личных и деловых поездок белорусских граждан.

Среди представляющих интерес для Республики Беларусь антикоррупционных документов ЕС следует назвать «Конвенцию о защите финансовых интересов Европейского Сообщества» 1995 г. Конвенция и прилагаемые к ней протоколы определили понимание Сообществом понятий мошенничества, коррупции и отмывания капиталов. Коррупция понимается в Конвенции как взяточничество, и определяет должностное злоупотребление, отражая, таким образом, широкое понимание коррупции. Протокол №1 к Конвенции Евросоюза «О защите финансовых интересов Европейского Сообщества» определил понятие уголовно-наказуемой коррупции, и основания ответственности за коррупционные преступления. Так, в протоколе дается предельно широкое определение понятия «служащий сообщества». Его расшифровка дается в статье 1-1 б, которая гласит, что это «любое лицо, исполняющее должность служащего или агента, нанятого по контракту в соответствии со статусом государственного служащего Сообщества, а также лица, направленные в распоряжение Сообщества странами-членами Европейского Сообщества, а равно (в порядке ассимиляции) члены органов, созданных во исполнение договоров, учредивших Европейское Сообщество, и сотрудники этих органов, в том случае, если статус служащих Сообщества к ним неприменим». Столь широкое определение понятия государственного служащего Евросоюза приводит к тому, что ответственными за преступления, предусмотренные данной Конвенцией, будут практически все лица, работающие в аппарате, обеспечивающем работу Союза. Причем критерием определения должностного лица служат не исполняемые этим лицом функции, а место его работы и способ его найма. Исследователи считают, что под действие данных нормы подпадают сотни тысяч человек.

Среди мер, принимаемых ЕС для укрепления своей антикоррупционной политики, отметим также принятие Конвенции «О борьбе против коррупции среди функционеров Европейского Сообщества и функционеров стран-участниц Европейского Союза». Данная Конвенция была подписана в 1997 г. в рамках межправительственного сотрудничества на базе Маастрихтских соглашений. Охват этой Конвенции шире, чем у Протокола №1 Конвенции «О защите финансовых интересов ЕС». Конвенция 1997 года включила в понятие европейской коррупции те деяния, которые причиняют вред не только финансовым интересам Сообщества. В преамбуле Конвенции сказано: «в целях усиления судебного сотрудничества в уголовной области между государствами-участниками необходимо продвинуться далее упомянутого протокола (Протокола №1 Конвенции 1995 года) и принять Конвенцию, согласно совершаемым актам коррупции...».

Учитывая нарастающий объем экономических, политических культурных контактов с Европейским Союзом, имеющих цель формирование «Большой Европы» без разделительных линий, восприятие европейских антикоррупционных стандартов представляется актуальной для Республики Беларусь задачей.

Совет Европы придает большое значение гармонизации законодательства его членов в разных областях, входящих в сферу компетенции организации. Достигается это путем принятия соответствующих норм как рекомендательного характера (резолюции, рекомендации, декларации), так и юридически обязательного (конвенции, соглашения, протоколы). Борьба с преступностью и, в частности, с коррупцией является одной из главных сфер деятельности Совета Европы. На 19 Конференции министров юстиции европейских стран (Ла Валлетта, Мальта, 1994 г.) было отмечено, что коррупция представляет собой угрозу демократии и правам человека. Совет Европы призвал государства-члены адекватно отреагировать на эту угрозу. В свете этих рекомендаций в сентябре 1994 г. Комитет министров Совета Европы создал Междисциплинарную группу по проблемам коррупции (MAC), которой было поручено изучить соответствующие меры, которые могут быть включены в Международную программу действий по борьбе с коррупцией. Результаты работы группы легли в основу Программы действий по борьбе с коррупцией, одобренной Комитетом министров в 1996 г. Комитет министров 6 ноября 1997 г. на 101 сессии принял Резолюцию (97) 24 о двадцати руководящих принципах борьбы с коррупцией, в которой подчеркивалась необходимость оперативно завершить разработку международно-правовых документов во исполнение Программы действий по борьбе с коррупцией. В той же резолюции названы 20 принципов борьбы с коррупцией на общеевропейском пространстве. Как всякий набор принципов, упомянутые положения лишь определяют те отправные точки, которыми должны руководствоваться государства-члены при построении своей антикоррупционной политики. На их основе были выработаны два значительных международно-правовых документа, заложивших во многом основы общеевропейской антикоррупционной политики.

Речь идет, во-первых, об уголовно-правовой Конвенции о борьбе с коррупцией, которая была принята в 1999 году и уже подписана подавляющим большинством стран-членов Совета Европы. Россия подписала данную конвенцию в январе 1999 г., но до сих пор не ратифицировала.

Во-вторых, это гражданско-правовая Конвенция о борьбе с коррупцией, принятая в сентябре 1999 года. Этот документ предусматривает гражданско-правовые меры компенсации ущерба, причиненного актами коррупции. Подписание этой Конвенции странами-участницами проходит медленнее, чем подписание уголовно-правовой Конвенции. Связано это во многом с тем, что многие государства, где уровень коррупции чрезвычайно высок, не имеют даже примерных навыков определения размера вреда, причиненного коррупцией, а их гражданское законодательство не имеет механизмов для взыскания подобного рода ущерба. Рассматривая меры, принятые Советом Европы для борьбы с коррупцией, следует упомянуть о модельном кодексе поведения для публичных должностных лиц, который был одобрен Советом Европы в 2000 году. Он определяет этические условия, в которых должна осуществляться государственная служба, устанавливает стандарты этического поведения для публичных должностных лиц и стандарты информирования общественности об их поведении.

Ряд антикоррупционных инициатив Совет Европы осуществляет совместно с Еврокомиссией. Под эгидой этих двух организаций в 1996 году была учреждена структура, названная проектом «Спрут». В рамках этого проекта осуществляются меры по противодействию не только коррупции, но и организованной преступности. Основной задачей является информационный обмен между участниками проекта (а в эту программу входят почти два десятка стран) в области борьбы с организованной преступностью, техническое обеспечение сотрудничества между государствами в этой области, организация семинаров и учебных визитов для повышения квалификации работников судов и других правоохранительных органов. Также в рамках данного проекта осуществляется подготовка рекомендаций и даже законопроектов для оптимизации мер по противодействию организованной преступности и коррупции в государствах-членах проекта.

В сфере сотрудничества в борьбе с коррупцией в рамках Совета Европы наиболее актуальными на данном этапе являются следующие задачи:

  • - скорейшая ратификация Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию
  • - участие в деятельности Группы государств против коррупции (GRECO).
  • - дальнейшая интенсификация сотрудничества в этой сфере в рамках Совета Европы, в том числе укрепление механизмов контроля за выполнением государствами-членами общеевропейских антикоррупционных норм и принципов. международный сотрудничество коррупция
  • б) Унификация антикоррупционного законодательства

Международно-правовые нормы по борьбе с преступностью и коррупцией без их адекватного восприятия национальным законодательством являются мертворожденными. Необходимо с сожалением отметить, что процесс унификации антикоррупционного законодательства различных государств и имплементация международных антикоррупционных норм проходит медленно, со значительными трудностями. Так, Российская Федерация до сих пор не ратифицировала крупнейшие международные соглашения по борьбе с преступностью: Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Помимо объективных трудностей, вызванных различием правовых систем различных государств, необходимостью отказа от ряда традиционных для той или иной страны правовых концепций и внедрения новых, не знакомых правовой доктрине и правоприменительной практике институтов, существуют и иные обстоятельства, затрудняющие данный процесс. Прежде всего - это боязнь многих государств утратить те или иные экономические преимущества в случае установления строгих правил игры на международных рынках, исключающие коррупционные проявления. Кроме того, в ряде случаев опасения вызывает возможность «двойных стандартов» и ущемление суверенитета государств при осуществлении антикоррупционных мер. Во многих случаях, данные обстоятельства являются ничем иным, как проявлением инстинкта самосохранения коррумпированных элит, не имеющим никакого отношения к подлинным интересам стран и народов мира. Следует подчеркнуть, что суверенитет принадлежит государству, а не коррупционерам и не должен выступать коррупционным щитом от международно-правовой ответственности.

Особо следует отметить, что унификация законодательства и проведение в жизнь на национальном уровне международно-правовых антикоррупционных инициатив должны происходить не только и не столько в сфере уголовного права. Не меньшее, а порой и большее значение имеет приведение в соответствие с международными требованиями банковского, налогового, административного и др. законодательства. Наиболее перспективным в данной сфере является выработка комплексных профилактических антикоррупционных законов, отражающих общую тенденцию политики в борьбе с преступностью: приоритет профилактических мер перед мерами уголовной репрессии.

в) Сотрудничество в рамках неправительственных организаций

Общепризнанным в условиях современной демократии является значение гражданского общества для цивилизованного развития стран и народов. Именно на гражданское общество в современных условиях ложится основная нагрузка и в деле противостояния коррупции. В развитии международного сотрудничества в этой сфере значительная роль принадлежит международным неправительственным организациям.

Среди них следует выделить организацию Transparency International («Международная Гласность») - единственную некоммерческую неправительственную организацию, посвятившую себя делу повышения ответственности и обуздания коррупции как на международном, так и на национальном уровне. Организация была создана в 1993 году и сегодня имеет филиалы в 60 странах, в том числе и в России. Штаб - квартира организации находится в Берлине. Transparency International проводит широкую исследовательскую работу в разных странах мира, вырабатывает рекомендации по борьбе с коррупцией. Организация издала специальную книгу-пособие по организации противодействия коррупции путем серьезных политических и экономических реформ. Книга была в 1999 г. переведена на русский язык и представляет огромный интерес для ученых и практических работников. Доктор Петер Айген, Председатель Совета директоров Transparency International говорит во введении в данное пособие, что подход его организации основан на философии целостности, и «вовлекая всех действующих лиц в процесс реформ, направленных против коррупции, страна или сообщество могут добиться того, что коррупция будет сведена до управляемого уровня. Однако необходимыми условиями для решения этой задачи являются: наличие просвещенного и решительного политического руководства, высокий уровень общественного сознания и общественная поддержка, а также хорошо организованный и заинтересованный в результатах своей деятельности частный сектор».

К сожалению следует указать, что в современной реальности данных условий не наблюдается. Главной проблемой, препятствующей по большому счету и эффективной профилактике коррупции, является неразвитость гражданского общества, этических стандартов в бизнесе, отсутствие политической воли. Но объективные трудности не должны снимать данный вопрос с повестки дня. Развитие гражданских механизмов противодействия коррупции - важнейшая задача стран на длительную историческую перспективу.



Loading...Loading...