Наличие странностей в правительственной программе «Укрепление единства российской нации…. Этнокультурное развитие народов россии в современных условиях

13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Об утверждении плана развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

11 марта 2019 О ректоре Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Распоряжение от 7 марта 2019 года №380-р

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Белгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2020–2024 годы Распоряжение от 7 марта 2019 года №373-р. Программой предусматривается переселение в Белгородскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Белгородскую область в 2020–2024 годах около 1900 соотечественников.

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 7 марта 2019 года №372-р. Программой предусматривается переселение соотечественников в целях обеспечения потребности экономики Новгородской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства. Реализация программы позволит привлечь в Новгородскую область в 2019–2020 годах около 2 тысяч соотечественников.

Постановление от 28 февраля 2019 года №224. Утверждены правила маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции.

28 февраля 2019 , Экономические отношения с зарубежными странами (кроме СНГ) на двусторонней основе Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Совместной декларации правительств России и Люксембурга о сотрудничестве в области модернизации экономик Распоряжение от 28 февраля 2019 года №313-р. В Декларации зафиксированы основные направления двустороннего торгово-экономического сотрудничества в промышленной, транспортной, энергетической, космической и инновационной сферах, в области сельского хозяйства, туризма, науки и образования. Реализация Декларации, в случае её подписания, будет способствовать диверсификации структуры торговли товарами и услугами, увеличению объёма инвестиций между Россией и Люксембургом.

28 февраля 2019 , Гуманитарные связи с зарубежными странами (кроме СНГ). Соотечественники Об одобрении Правительством Российской Федерации проектов протоколов о внесении изменений в Договор между Россией и Болгарией о социальном обеспечении и в Соглашение о порядке применения этого Договора Распоряжения от 28 февраля 2019 года №316-р, №317-р. Реализация протоколов, в случае их подписания, будет способствовать повышению материального обеспечения 1350 проживающих в Болгарии российских граждан.

1

становления её гражданственности

Этнокультурное развитие - это постижение личностью основополагающих ценностей бытия в процессе познания особенностей культуры каждого этноса и нахождение единых ценностей, сближающих эти этносы и позволяющих их взаимодействие в решении важнейших жизненных проблем.

В процессе этнокультурного развития происходит:

    формирование национального самосознания как осознание своей принадлежности к определённой нации и понимание её национальных интересов, отношений с другими нациями;

    развитие понимания роли своей нации (этноса) в мировом историческом процессе;

    приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям;

    познание мировой культуры в её единстве и многообразии;

    постижение и осмысление всего лучшего, что способны дать человечеству другие национальные культуры;

    осознание себя как частицы единого человеческого сообщества;

    гармоничное сочетание национально-культурной самобытности с общечеловеческой культурой;

    формирование личной философии миропонимания;

    ……………………………………………………………..

    ……………………………………………………………..

Что Вы ещё можете добавить?

В современном мире живут и взаимодействуют разные нации и народности, расы. Этническая культура каждой нации – это вековой опыт выживания этноса в данных климатических и территориальных условиях. Эта культура проявляется и в формах трудовой деятельности, и в бытовых предметах, и в духовных памятниках (сказаниях, легендах, преданиях, мифах), в которых отражены заповеди морали, нравственности, эстетические взгляды.

В культурах каждого этноса происходило осмысление этого мира и жизни человека в нём: образ мира, нормы бытия, адаптационные системы выживания, свои особенности мировосприятия и мироощущения, нормы взаимодействия с миром. Многообразие культур этносов – это многообразие знаний об этом мире, таких похожих и таких непохожих.

Однако каждый этнос, являясь проявлением единичного начала в истории народов мира, «неизбежно включён во всемирную цепь культурных связей… Этнос не может существовать без учёта планетарных, общечеловеческих условий развития» (11, с.124).

Для создания грамотной системы этнокультурного развития важно учесть, что этнос и его культура не есть нечто раз и навсегда данное. «Нельзя смотреть на этническое лишь как на сохранение возникших столетия назад культурных черт: это будет не развитие, а застой. Развитие же предусматривает непрерывный процесс умирания одних традиций и превращение в традиции инноваций, выработанных самим этносом или заимствованных» у других народов (73, с. 22).

Особенностью развития современного человека является то, что уже в процессе школьного обучения человек познаёт культуру разных эпох и народов, однако возникает проблема: как адаптировать эти разные культуры в опыт современного человека . Нередко от подростков и старшеклассников звучат вопросы: «Зачем нам изучать древнюю историю и историю средневековья?», «Зачем нам читать литературу, где описана психология человека ХVII-ХIХ веков?”, “Что нам дают эти знания для современной жизни?” И если школьник не получает ответы на эти вопросы, то процесс его познания нельзя назвать полноценным.

Этнокультурная составляющая в системе школьного образования призвана решать проблему «узости» каждого этноса, представителем которого является каждый учащийся. Через знания о самом себе, о своей культуре, о своём понимании жизни учить молодого человека видеть достоинства своего мира и мира другого, понять и принять его существование, находить общие точки соприкосновения. В этом проявляется культурно-творческая миссия современной школы.

Национально-культурный аспект в развитии личности выступает как один из компонентов гражданского становления личности. Однако нужно учитывать особенности становления гражданина и его национально-культурных характеристик. Воспитание гражданина, как отмечают исследователи, «осуществляется по вектору – от социума к индивиду . Механизм овладения ценностями культуры носит избирательный характер… Вектор инкультурации идёт от личности к ценностям культуры » (10, с. 11 –выделено нами). Это неизбежно отражается на выстраивании содержания образования, подборе форм и методов воспитания и обучения, тактике общения педагогов с учащимися.

Вам известно, что образование – это не просто передача знаний о мире одного поколения другому, это процесс постижения ценностей, смыслов и образов этого мира. Гуманитарное образование несёт знания о духовных, нравственных, культурных ценностях в их конкретном национальном и общечеловеческом понимании, знакомство с образом жизни, ценностями разных народов. Рассмотрим возможность некоторых предметов в решении задач этнокультурного развития личности.

1. Изучение языков: родного (языка своего народа, своей нации), государственного и иностранных языков. В языковой системе отражаются архетипичность ландшафта, на котором проживает данный народ, и особенности его климата. Мелодика, темпо-ритм, звуковысотность, набор звуков: звонких и глухих, согласных и гласных, специфически гортанных и щелчково-птичьих, а также и их комбинация, закладывают основы характера – медлительно-созерцательного или взрывного, нетерпеливого. Многократно повторясь в звуковых формулах, отражающих образы окружающего мира, родная речь и язык, как ни одна из всех других составляющих этнокультурного становления, ярко и мощно воздействует на учащегося. Это формирует его личностно-психологическую константу, которая не позволит в будущем взрослому человеку порушить как свои национальные, так и «вечные» общечеловеческие ценности.

Изучение родного языка, государственного и других иностранных языков воспитывают личность не только гражданином своей страны, но и гражданином мира и планеты

2.Предметы художественно-эстетического цикла: ИЗО, музыка, ритмика, хореография, народная культура (фольклор, народоведение, народный театр, домоводство, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство), этика, основы культурологии, основы эстетики и т.д. Изучение этих предметов способствует формированию национальной образно-предметной картины мира, постигаемой всеми органами чувств.

В начальной школе происходит накопление знаний, умений и навыков о

предметно-осязаемом мире. Через образцы изделий народных промыслов, приёмы обработки и декорирования употребляемых материалов, через бытование и оперирование этими предметами постигается образно смысловая база народной культуры . Знание охотничьих и аграрных обрядов и традиций, отражённых в народных календарях, раскрывают глубинный смысл и содержание народной культуры.

Накопление опыта знакомства с шедеврами мировой культуры происходит на уроках ИЗО и музыки, которые включены в инвариантную часть базисного учебного плана и являются обязательными для изучения.

Изучение народной культуры возможно в учебных часах, предусмотренных в вариативной части базисного плана, отводимых на региональный компонент. Однако включение предметов народной культуры зависит от понимания их значимости педагогическим коллективом школы и их востребованностью родителями и самими учениками.

В среднем звене знания начальной школы расширяются при изучении более синтетических предметов – народный театр, декоративно-прикладное искусство, этику, хореографию. Узнавание национальных элементов родной и иных культур в профессиональных произведениях ИЗО, музыки и кино переводит семантическую ценность из категории узко-этнической в общенародную и общечеловеческую .

В инвариантной части базисного плана по-прежнему как обязательные предметы присутствуют ИЗО и музыка (или вместо одного из них – вводится МХК). На региональный компонент предметов народной культуры отводится гораздо меньшее количество часов, причём, их содержательная сторона так же зависит от педагогической позиции руководства школы и родителей.

В старших классах изучение теоретических основ МХК, культурологии и эстетики способствует развитию личности учащегося как представителя и носителя народной культуры, как гражданина города (села), региона, нации, государства, мира.

Таким образом, логика изучения предметов художественно-эстетического цикла выстраивается по принципам :

    от простого к сложному (например, орнамент, цвет, звук как проявление простого к их соединению в костюме, традиции, обряде);

    от единичного (чем является узко-национальная и этническая культура) к обобщению (что проявляется в понятиях, например, «сибиряк», «волжанин», «поморы» и «россиянин»);

    единства исторического развития этносов на едином территориальном пространстве;

    индентификации личности на разных уровнях проявления гражданского сознания и самосознания (гражданин региона, страны, мира).

Исходя из вышесказанного, этнокультурное развитие личности является условием постижения объективного миропонимания. Обогащённая многочисленными национальными и этническими представлениями, вырисовывается истинная картина мира, формируется образ и назначение человеческого бытия, его естественная «частичная» включённость в мировое существование и взаимозависимость с ним. Народные элементы, выраженные элитным, классическим языком классической культуры переходят в разряд достояния мировой культуры.

Особо следует сказать о таком явлении современной жизни, как «массовая культура », которая, благодаря простоте и доступности, стала транснациональным явлением. Она ведёт к универсальности, упрощению языковой и смысловой составляющих культуры, что отражает, скорее, человеческое самоутверждение, самоценность, самозначительность, противоречащие принципам народной культуры и классического искусства. Отсекая включённость человека в окружающий мир с его многочисленными тонкими связями, такая «универсальность» снимает многие проблемы гражданственности и ответственности личности перед обществом, перед государством, перед миром в целом.

А как Вы воспринимаете то, что называется «массовой культурой »? Считаете ли Вы, что она ведёт к снижению чувства гражданственности? Или Вы считаете, что её проявление не настолько опасно и разрушительно для личности?

А какой смысл видите Вы в изучении народной культуры (этнокультуры) ? Какую позицию заняли бы Вы, если бы Вам пришлось составлять учебный план для школы? Какие предметы художественно-эстетического цикла Вы включили бы как обязательные в вариативную часть базисного плана школы?

Российская нация уже существует?

Председатель правительства Дмитрий Медведев 25 августа утвердил федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014−2020 годы)». Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров, передаёт корреспондент . Программа призвана обеспечить координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями. Её реализация будет осуществляться в два этапа. Целью I этапа (2014−2016 годы) является «формирование условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации». В рамках II этапа (2017−2020 годы) предполагается «развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе, включая достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов России». По итогам реализации программы предполагается достижение определённого социально-экономического эффекта, который будет выражаться в «укреплении единства российской нации и развитии единого этнокультурного пространства России как важного фактора устойчивого развития России и её территориальной целостности; прогнозировании межнациональных и межрелигиозных конфликтов, конфликтных ситуаций; снижении прямого и косвенного экономического ущерба от межнациональной и межконфессиональной напряжённости и конфликтов».

Также итогом реализации программы должно стать «улучшение инвестиционной привлекательности регионов, в том числе Северного Кавказа; рост эффективности использования этнокультурного потенциала страны; улучшение этнокультурного и социального самочувствия коренных народов России».

«Предельный (прогнозный) объём финансирования программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 6766,35 млн рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета − 4581,91 млн рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов − 2184,44 млн рублей», — говорится в комментарии к документу.

ИА REX: Поможет ли эта программа в укреплении единства российской нации и есть ли такая нация де-факто?

Александр Тимофеев , политолог-востоковед, руководитель аналитического отдела газеты "Служу Отечеству":

Можно сколько угодно ерничать по поводу очередной идеи правительства, но нельзя не признать, что ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» актуальна как никогда. Фактически, ее целью является объединение жителей территории под названием «Россия» в единый российский народ - вернее, в российскую нацию. Это вполне верно, даже если подходить к понятию «нация» с точки зрения западноевропейской или восточноевропейской и азиатской традиций. В западноевропейской традиции изначально понятие «нация» было синонимом этноса, а далее трансформировалось в понимание этого термина как совокупности подданных одного государя или граждан одной республики. В Восточной Европе и Азии господствует другая точка зрения, по которой «нация» - это этнос (группа людей, объединённых - общими признаками: объективными, либо - субъективными), который может включать в себя иноэтничные группы (по Льву Гумилеву — «ксении»), разделяющие основные национальные интересы этноса. Применительно к такому громадному многонациональному государству как Россия оба утверждения можно считать верными, и вполне можно говорить о «российской нации» как о совокупности граждан России либо как о едином этносе, включающем в себя все населяющие нашу страну этнические группы.

Хотелось бы также отметить, что в Приложении № 7 к данной ФЦП довольно четко сформулированы ключевые проблемы межэтнических отношений в современной России:

Слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;

Сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;

Этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм; рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;

Рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;

Сохранение сложной этнополитической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе;

Усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации.

И, что немаловажно (с учетом уже начавшейся критики данного документа как якобы не учитывающего интересы титульной нации), отмечено, что «Российская Федерация является одним из крупнейших государств мира с полиэтническим составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами».

Так что программа актуальна и нужна. Но, впрочем, главное не в самом документе, а в том, как он будет реализовываться - не станет ли новая Федеральная целевая программа очередным средством для «распила» бюджетных средств?

Александр Хохулин , журналист:

Название есть, значит, и нация есть тоже, нечего обсуждать. Две сотни миллионов долларов на укрепление единства российской нации выглядят довольно скромно по сравнению с суммами, которые тратит Запад на развал её единства, но Россия пока небогата, сколько может, столько и дает. Денежки эти в национальном хозяйстве не лишние, если их разворуют в пределах разумного - пойдут на пользу однозначно. Мы на Украине пристально наблюдаем, как решает эти вопросы соседка и, откровенно говоря, завидуем. Вспоминаю недавнюю Универсиаду, как Татарстан и татар «подняли» - молодцы! Культура всегда финансировалась по остаточному принципу, тем более - культуры национальных меньшинств. С осознанием пагубности и бесперспективности этого пути начинается и финансирование. Еще как поможет!

Юрий Юрьев , политконструктор:

В единстве могла бы хорошо помочь чёткая работа госорганов, ФМС и полиции, чтобы всякая зараза не проникала и не портила России внутреннюю политику и внешний имидж. Но если Россия полагает, что вместо служения державе и требовательности гражданам нужно развивать искусство лезгинки, то ей виднее. Только потом оказывается, что из-за потворствования местным манерам 7 миллионов северокавказцев Россия потеряет уважение 40 миллионов малороссов. Впрочем, обитатели Украины не имеют морального права обсуждать куда Россия свои деньги тратит. Просто будет жаль, если российские власти потерпят такой же провал внутренней политики, как во внешней с экс-братской Украиной.

20 августа 2013 года постановлением правительства РФ учреждена федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» (ФЦП). По просьбе нашего сайта основные идеи и положения этой ФЦП обсуждают Сергей Кара-Мурза и Оксана Куропаткина, авторы .

Публикуем первую часть из цикла бесед, посвященных ФЦП.

Сергей Кара-Мурза: Эта программа давно ожидалась, и ее подготовка - важный шаг. Сама разработка такой программы и ее обсуждение прояснят многие вопросы, еще больше вопросов поставят и дадут пищу для ума миллионам наших граждан. Уже это сильно оздоровит обстановку, развеет часть тумана, которым покрыты проблемы этноса, нации, национальных отношений. Будут споры и критика, но не бесплодные дебаты об идеологических фантомах и утопиях - о практических шагах, которые будут понемногу вводить отношения всех наших народов в русло нормальной стабильной жизни. А реализация ФЦП даст новый опыт и поднимет нас на новый уровень понимания. Эта программа - первая операция в целой необходимой серии, можно сказать, осторожная разведка.

Давайте поговорим без гнева и пристрастия.

Наверное, нам придется сделать несколько раундов обсуждения, чтобы не свалить все замечания в одну кучу.

Первое мое замечание - к «облику» ФЦП. Удивляет само название. Зачем в нем соединены две цели не просто разные, но, с первого взгляда, «разнонаправленные»? Цель «укрепление единства российской нации» требует укрепления общего для всех народов России ядра интересов и идеалов, а «этнокультурное развитие народов России» направлено на усиление самобытных, особых черт каждого народа, акцентирования специфики, различий интересов и идеалов. Обе эти цели достигаются в их «борьбе и единстве», обе стороны этого противоречия находятся в нынешней России в растрепанном состоянии, и их надо укреплять. Но трудно представить, как это можно делать в рамках одной программы. Создается впечатление, что к разработке программы совсем не привлекались антропологи и этнологи.

В постановлении и тексте ФЦП не сказано ни о масштабе этой программы, ни о ее статусе в ряду других программ. В действительности эта программа по своей структуре может быть только общенациональной (как раньше говорили, общенародной), ибо связи, соединяющие людей и народы в нацию, плетутся во всех без исключения сферах и закоулках жизни России. Не может никакое отдельное министерство разработать и выполнить такую программу, да еще к понедельнику 2020 года. Раньше хоть был Госкомнац, надведомственная структура, но и то он был всего лишь штабом, а «рода войск» составляли все элементы государства и общества. В результате действия, предусмотренные ФЦП, разумные и полезные сами по себе, по отношению к поставленной цели несущественны и даже маргинальны. Они не касаются тектонических, массивных процессов, которые уже почти 30 лет бушуют в самосознании всех народов России. Эффект от этнографических фестивалей и от «распространения знаний об истории и культуре народов Российской Федерации» ничтожен по сравнению с действием экономических и социальных факторов.

Вызывает удивление тот факт, что в ФЦП нет вводного «теоретического» раздела, где были бы объяснены причины, которые заставляют предпринять такую программу, а также изложены представления о предмете программы. Как в этой ФЦП понимается этничность и какие силы, по мнению разработчиков, собирают этносы в нацию? Какую доктрину сборки нации (из известных в истории) выбрало правительство РФ и положило в основу ФЦП? Какие политические, социальные и культурные механизмы демонтировали прежнюю нацию (советский народ) и какими средствами предполагается (если предполагается) остановить действие этих механизмов?

Вот главный тезис, из которого выводится смысл ФЦП: «Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности». Это крайне сомнительное и странное утверждение никак не обосновано ни исторически, ни логически.

Ведь на наших глазах за три-четыре года общероссийская идентичность дала трещины, хотя традиционные формы духовности и этнической культуры исчезнуть за такой короткий срок не могли. А что мы видим в истории? Малые народы стремились присоединиться к России, чтобы не быть поглощенными более мощными и агрессивными соседями или колонизаторами. Какие особые формы духовности и этнической культуры побудили татар собрать добровольное войско для войны с единоверцами-турками в момент Крымской войны? Мотивы собраться в советский народ и отвергнуть своих националистов тоже были фундаментальными - это обеспечивало защиту в период мировых войн, быстрое экономическое и культурное развитие и социальную справедливость.

И в Российской империи, и в СССР основой единства народов было «стремленье ввысь, братающее нас», а не такие эфемерные сущности, как «традиционные формы духовности и этнической культуры».

Даже напротив, эти «традиционные формы» народы сохраняют даже в состоянии регресса и архаизации, а вот для овладения современными формами духовности и культуры было необходимо войти в Россию или СССР и в складывающиеся в них нации.

В ФЦП признается, но не объясняется факт: «Произошла замена единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональной, этнической и религиозной идентичности». Но ведь очевидно, что причины такой «замены» кроются в том, что авторы программы назвали «фоном»: «На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, а также рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и терроризм».

Этот «фон», созданный «формированием свободного и открытого общества, а также рыночной экономики», видимо, предполагается сохранить, но при этом «укрепить гражданское и духовное единство российской нации». Представляется, что эта цель утопична. Именно специфические «свободное общество и рыночная экономика», возникшие в 1990-е годы в России, непрерывно разрывают социальные и культурные связи между людьми и таким образом «рассыпают» нацию и входившие в нее народы.

Здесь - камень преткновения всей этой программы. А значит, нельзя уповать на «традиционную духовность», а надо в режиме диалога изобретать и отбирать новые социальные формы, одновременно «принуждая к миру» сильных мира сего.

Оксана Куропаткина: Вы, Сергей Георгиевич, уже привели одну цитату из ФЦП, на которой я бы хотела остановиться подробнее. Говорится, что «произошла замена единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональной, этнической и религиозной идентичности». Действительно, есть активные попытки этнизации регионов: появились особые «южнороссийская» и «сибирская» идентичности, в особый народ выделяются два русских субэтноса - поморы и казаки.

Однако, во-первых, программа не объясняет, почему такие попытки получают часто поддержку государственных научных институтов (так, конференция по «южнороссийской» идентичности прошла в Ростовском государственном университете при спонсировании США).

Во-вторых, не говорится об общем внешнеполитическом контексте искусственного формирования новых идентичностей: это - ползучая практическая реализация странами Запада доктрины Збигнева Бжезинского, который заявлял о необходимости превратить Россию в «свободную конфедерацию, состоящую из европейской части, сибирской и дальневосточной республик».

Самое же главное - не говорится об основной причине роста «малых» идентичностей, в частности, этнического: подавлении державного, гражданского национализма, который объединял и имперскую, и советскую полиэтничную нацию. Вместо него была создана множественная система агрессивных этнонационализмов, которые стали разделять как народы между собой, так и родственные этнические группы отдельных народов (например, горных и луговых марийцев, морзян и экшан в составе мордвы) - иногда с откатом их к племенной и родоплеменной структуре.

Этнонационализма не избежал и государствообразующий народ - русские. Сдвига большинства русских к этнонационализму пока не произошло, но к этому их толкают непрерывно.

Немалую роль тут сыграли и «патриоты», отвергавшие имперское устройство России. Исходя из представлений этнонационализма, они пытались доказать, что сплотившиеся вокруг русского ядра нерусские народы Российской империи, а затем СССР, истощают жизненные силы русского народа - грубо говоря, «объедают» его. Подливает масла в огонь и фактор «вытеснения» русских в Поволжье и особенно на Северном Кавказе, и незаконная трудовая миграция. Она обозначена как фактор, но не указано, что дело не столько в «глобальном и трансграничном характере», сколько в том, что, во-первых, государство перестало контролировать потоки межэтнической миграции, а во-вторых - что ряд регионов РФ погрузился в социальное бедствие, которое вытолкнуло оттуда массы людей в поисках заработка. Когда в русской среде оказываются приезжие русские или похожие на них чуваши, этого почти не замечают. Появление общины с Кавказа вызывает болезненную реакцию даже независимо от сопутствующих факторов - таких как экономическая конкуренция с местными, преступная деятельность «чужого типа» и пр. Возникает общая почва для конфликтов, и достаточно искры, чтобы он вспыхнул.

Скорее всего, никакого политического проекта на основе русского этнонационализма не возникнет, однако как средство стравливания народов России и углубления расколов в русском ядре эта программа представляет актуальную и фундаментальную угрозу для России, о которой в ФЦП ничего не сказано.

Что касается религиозного фактора и «религиозно-политического экстремизма», выделенных особо (наряду с этническими) авторами Программы, то следует отметить, что их значение преувеличено. Если бы российское общество в целом не было светским и в основном равнодушным к проблемам религии, можно было бы сказать, что религиозный фактор имеет самостоятельное, особое значение как почва для сепаратизма. Однако это не так. В современной России общество признает авторитет церкви скорее пассивно, как некоего оплота национальной традиции, а не как авторитетного лидера, к мнению которого по конкретным и важным вопросам реально прислушивается большинство.

Однако религиозность может интегрировать небольшие этнические общности, особенно те, которые переживают социально-экономический и социально-культурный кризис. В этом случае религиозность как маркер этничности становится настоящим знаменем. Знаменем всех порабощенных, угнетенных и обиженных. Религиозность в данном случае придает экзистенциальное измерение социальным и этническим обидам, она придает тем, кто поднимает это знамя, уверенность в абсолютной истинности своей позиции. Религия дает целостное мировоззрение, и в него можно втиснуть и социальную, и этническую программу. Таким образом, религиозный фактор придает абсолютность и остроту сепаратистским настроениям, но вовсе не создает их сам по себе.

Программа указывает путь решения проблемы дезинтеграции: «Необходимо обеспечить сохранение и приумножение духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма».

Не разъясняется, однако, что такое «российский патриотизм» и «дружба народов», какая именно модель межэтнического общежития предлагается обществу. Ничего не говорится и о том, почему для России неприемлем мультикультурализм, поэтому встречаются утверждения, которые косвенно его поддерживают:

«Важную роль в укреплении российского патриотизма играет поддержка патриотических и историко-культурных традиций российского казачества, в состав которого входят представители многих народов России».

Непонятно, зачем нужно было выделять возникший заново субэтнос, и без того претендующий на особый статус. Из этой же серии - вывод, что «практическая сторона реализации мер в сфере государственной национальной политики требует повышения роли общественных институтов, в том числе национально-культурных и религиозных организаций». В условиях рыхлой общегражданской идентичности любое искусственное усиление и без того сплоченных общностей со своими ценностями и интересами приведет к угрозе для большого и пока инертного сообщества, породит противостояние этих малых групп и/или приведет к возникновению гетто на их основе. Подобные процессы наблюдаются в западных странах, где принята доктрина мультикультурализма.

Впрочем, активного сотрудничества национальных и религиозных объединений в нациестроительстве это не отменяет: необходимо лишь четко обозначить их место. Государство - актор, несущий главную ответственность за собирание нации на основе, приемлемой для большинства (верующих и неверующих, представителей государствообразующего этноса и «малых» народов), и обеспечение безопасности своих граждан. Для любых же общественных объединений эти задачи - второстепенны по отношению к их основным функциям (сохранению этнического самосознания, решению вопросов смысла жизни, спасения души и т.д.).

Последние материалы

На минувшей неделе российское правительство утвердило Федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», рассчитанную на период до 2020 года. Эта ФЦП в свою очередь является так называемым программно-целевым инструментом (так, по крайней мере, определяет её правительство) государственной программы, носящей название «Региональная политика и федеративные отношения».


Если заглядывать в представленный правительством РФ документ, то в качестве главной цели работы указанной ФЦП является, цитата: «укрепление единства многонационального народа РФ (российской нации)», а главные задачи определены следующим образом:

содействие формированию общероссийского гражданского патриотизма и солидарности;

содействие этнокультурному многообразию и социально-экономическому развитию народов России;

содействие гармонизации межэтнических и этноконфессиональных отношений, а также обеспечение межэтнического мира и согласия.

В качестве ожидаемых результатов программы обозначены следующие (материалы взяты из описания ФЦП):

увеличение доли российских граждан, считающих себя россиянами или причисляющих себя к российской нации – до 74%;

увеличение уровня толерантного отношения к представителям другой национальности – до 85%;

увеличение числа граждан, которые бы положительным образом характеризовали состояние межнациональных отношений в РФ – до 65%;

реализация тех программ в регионах РФ, которые бы были направлены на гармонизацию межнациональных отношений, а также на укрепление гражданского единства по всей России.

Ответственным исполнителем программы обозначено Министерство регионального развития РФ. И, в общем-то, Минрегиону уже стоило бы начинать работать по обозначенным направлениям укрепления равенства и братства, но при принятии программы прояснилась немаловажная загвоздка… Дело в том, что когда на свет появлялся план реализации рассматриваемой ФЦП, то первоначальное финансирование проекта, расписанного на нескольких десятках страниц печатного текста, перемежающегося с весьма впечатляющими формулами, составляло 38,04 млрд. рублей. После же своеобразных корректировок программы, которые российский кабинет министров провёл, было решено урезать финансирование более чем в 5,5 раз. Итоговое финансирование программы составило 6,76 млрд. рублей, их которых две трети будет выделено из федеральной казны, а оставшаяся треть – из региональных и муниципальных бюджетов.

После более чем пятикратного сокращения уровня финансирования программы возникает вопрос: правительство собирается отказаться от реализации подавляющего большинства обозначенных пунктов ФЦП, или же активность при реализации каждого снизит в 5,5 раз? Другими словами, не получится ли так, что появление на свет документа под названием «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» - это не более чем появление очередной бумаги с многообещающими целями и задачами, подкреплёнными даже математическим аппаратом, но не подкреплёнными финансовыми средствами, а иногда и здравым смыслом...

Математический же аппарат, нужно признать, более чем серьёзный, и нужно отдать должное тем господам, которые собирались на основании математических формул увеличивать число граждан, считающих, что в России межэтнические конфликты вообще никак себя не проявляют.

К примеру, в Минрегионразвития, согласно утверждённому плану, должны использовать формулу


с помощью которой можно «легко» определить количество субъектов РФ, реализующих программы по гармонизации межнациональных отношений (формула взята в том виде, в котором она была опубликована в документальном проекте программы – прим. автора).

Однако нужно признать, что даже если бы программа стала финансироваться в том объёме, который для неё был определён изначально (более 38 млрд. рублей), то она вряд ли вызвала однозначно одобрительные отзывы. Дело в том, что ожидаемые результаты программы вызывают определённые вопросы. Например, что идейные вдохновители программы подразумевали, когда упоминали в планах «увеличение доли российских граждан, считающих себя россиянами или причисляющих себя к российской нации»? Если проанализировать эти планы, получается следующая картина: если тот или иной гражданин России, исходя из своих этнических корней, считает себя русским или, к примеру, эвенком, то это стоит воспринимать как негатив, против которого работа программы и направлена. Так, что ли?.. Если так, то это какая-то неудачная попытка скопировать советский опыт создания государства с единым советским народом. Почему неудачная? Да хотя бы потому что любой представитель так называемого советского народа имел паспорт, в котором была указана его национальная принадлежность, которой он по праву мог гордиться. Советский гражданин - русский, татарин, азербайджанец, якут или неважно кто по национальности. И ведь никого указание национальной принадлежности в паспорте не коробило, и не мешало исповедовать идею о дружбе народов. Да и с какой стати должно коробить?..

Исходя из буквы новой правительственной программы, получается, что в России называть себя представителем какой-либо национальности за исключением «национальности» россиянин - моветон. Что за странность?.. Зачем под видом улучшения отношений между народами России на правительственном уровне пытаться ликвидировать многообразный национальный состав страны? Этим наше правительство как-то неуклюже пытается повторить даже не советский, а заокеанский опыт, переиначив правило «живёшь в США, значит, твоя национальность – американец». Неужели в нашем кабмине кто-то, насмотревшись так называемых выставочных роликов о жизни в Штатах, всерьёз считает, что в США такой подход привёл к полному нивелированию националистических проявлений...

Чтобы превратить российское общество в объективно единое, нужно не пытаться искусственно увеличивать число тех, кто уверен, что с межнациональной напряжённостью покончено, а сделать всех без исключения граждан равными перед законом. Именно – всех, а уж после этого говорить и о гражданской толерантности, и о межнациональном мире, и о солидарности… Однако этого пункта в Федеральной целевой программе почему-то нет… Видимо, пока на «выравнивание» россиян под знаменем законности у правительства денег не хватает. Или смелости… А если кто-то так и норовит быть «равнее» других, то заработает ли принятая ФЦП? Опять эти риторические вопросы…



Loading...Loading...