Цель: систематизация знаний детей о лесе и его обитателях.
- Обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях, птицах.
- Воспитывать экологическую культуру детей.
- Воспитывать желание по – доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
- Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок.
Ход мероприятия
Дети рассказывают стихотворение.
Цветы в родных лесах какие,
В сосновых, лиственных лесах!
Вот стайка синих колокольчиков,
А вот ромашка на буграх.
А ягоды в лесу какие!
Весь земляникой склон порос,
Малина прячется в крапиве
Среди белеющих берёз.
А сосны, сосны корабельные,
Как часовые, стерегут
Всё то, что мне в лесу известно
И то, что радостью зовут.
Воспитатель: Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева – это лес? Конечно, не лес. А если четыре – пять деревьев растут довольно далеко друг от друга, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Так что же такое лес?
В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое – где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвлённая часть. Лес – это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Учёные называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.
Слышали ли вы что – нибудь о лесных этажах? Как вы думаете, что это такое?
Воспитатель: Дело в том, что все растения леса имеют разную высоту. Землю устилают мягкие, бархатистые ковры мхов. Они располагаются на самом нижнем, первом этаже леса. Над ними поднимаются лесные травы, раскрывают разноцветные венчики цветы – ромашки, колокольчики, ландыши, лесная герань. Эти растения занимают второй этаж леса. Здесь же живут и грибы – сыроежки, опята, рыжики, боровики. Кустарники – бересклет, лесной орешник, калина, боярышник, малина – располагаются выше грибов. Их этаж – третий. На четвёртом этаже располагаются высокие деревья.
А какие животные обитают на каждом лесном этаже?
Кого мы можем назвать главным жителем леса? (Дерево).
Сценка “У дедушки Дерева добрые руки”
Дерево: У дедушки Дерева добрые руки,
Большие зелёные добрые руки.
1- ая птица: Какая – то птица в руках суетится.
2-ая птица: Какая – то птица на плечи садится.
Белки: Дедушка дерево, славный такой,
Белок качает большущей рукой.
Жук: Жучище примчался, и сел, и качался,
И всё восхищался, и всё восхищался.
Стрекозы: Стрекозы примчались и тоже качались.
1-ая пчела: Дедушка дерево пчёл подхватил.
2-ая пчела: И на ладони свои усадил.
Хором: И все свиристели в пуховой пастели
Смеялись и пели, качались, свистели.
Дерево очень доброе. Посмотрите, сколько животных, птиц и насекомых оно укрывает, а для некоторых служит домом. Например, для белочек, которые строят в нём своё дупло. Давайте сравним дерево с человеком.
Вопросы к детям.
Воспитатель: Вот видите, как много общего у нас с деревьями. А главное, человек рождается, растёт и стареет. И дерево тоже рождается, растёт и стареет. И человек, и дерево – живые существа.
“Назови одним словом”
Волк, лиса, медведь, олень - это (звери).
Земляника, черника, морошка, малина – это (ягоды).
Ель, сосна, берёза, дуб – это (деревья).
Воробей, клёст, соловей, кукушка – это (птицы).
Подосиновик, опёнок, лисичка, подберёзовик – это (грибы).
Комар, муха, пчела, муравей – это (насекомые).
Физкультминутка “В лесу”
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо – невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок.
Положили бережно в кузовок.
Ну а спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.
(Движения выполняются в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней.
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)
Жемчужный колокольчик
Пришёл в лесу весной.
По лесу он разносит
Чудесный запах свой. (Ландыш)
Очень дружные ребята,
У пенька живут… (Опята)
Под осиной гриб тот, дети,
В ярко – красненьком берете. (Подосиновик)
Самолётик не стальной
С носом – тоненькой иглой.
Он летает и пищит,
Укусить нас норовит. (Комар)
Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка:
Лапки ты свои поджал…
От лисички убежал! (Комар)
Летом знойным зацветёт -
Сразу пчёл к себе зовёт.
Круглые листочки,
Жёлтые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто это дерево узнал? (Липа)
Прямо в небо рвутся, ввысь:
Ты внимательно всмотрись:
Не берёзы, не осинки.
Нет листочков, есть хвоинки (Ели)
Эта птичка никогда
Для птенцов не вьёт гнезда
Сядет где- то на суку
И кричит: “:Ку-ку! Ку-ку!” (Кукушка)
Я на пне её застала,
Думала, она устала.
Я поймать её хотела.
Но в ладошку поглядела –
Чудеса! Вот это да!
Ускользнула без хвоста! (Ящерица)
Какая птица издаёт такие звуки? (Можно использовать записи голосов птиц)
1. Кар – кар – кар! (Ворона)
2. Чик – чирик – чив – чив! (Воробей)
3. Синь – синь – синь! (Синица)
4. Свир – свир – свир! (Свиристель)
Вопросы к детям.
Какие деревья растут в наших лесах?
Что общего у всех этих деревьев?
Чем деревья отличаются друг от друга?
Каких насекомых можно встретить в лесу?
Какие птицы там обитают?
Зачем люди ходят в лес?
Какой лесной зверь любит малину?
Какие лесные обитатели впадают в зимнюю спячку?
Для чего заяц с приходом зимы меняет шубку?
Воспитатель: Лес – это дом для животных, птиц, растений и насекомых. Но люди иногда так жестоко к нему относятся! Ребята, я хочу показать вам Красную книгу?
Почему она так называется? (Ответы детей).
Красный цвет – это цвет тревоги. Люди обеспокоены тем, что некоторые виды растений и животных исчезают с нашей планеты. Их названия заносятся в Красную книгу, и это означает, что все они находятся под защитой людей и государства. Посмотрите, какая она объёмная, как много растений и животных в беде. Давайте вспомним правила поведения в лесу, чтобы не навредить ему.
Ветки не ломать, деревья не калечить. Не сбивать палками грибы, в том числе и мухоморы.
Старайтесь в лесу не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.
Нельзя разводить в лесу костёр.
Надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев.
Нельзя на отдыхе в лесу оставлять после себя мусор. Его необходимо собрать в пакеты и забрать с собой.
Не разоряйте муравейники!
На въездах в лесной массив необходимо разместить плакаты, напоминающие о правилах поведения в лесу.
Итог мероприятия.
Долг каждого из нас – охранять родную природу: лес, луг, речку. И от нас зависит, будут ли расти деревья в лесу, в парке, будут ли жить лесные зверюшки, петь весёлые песни птицы.
Ребёнок рассказывает стихотворение.
Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство.
Охраняй их, юный друг,
Береги их с детства!
План-конспект экологического занятия
«Лес как экологическая система»
на основе интегрированного подхода.
Тема занятия : «Лес как экологическая система».
Возраст дошкольников : подготовительная группа (6 – 7 лет)
Цель и задачи:
Сформировать понятие «этажи леса»;
Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных;
Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».
Оборудование и материалы: игрушки Лесовичка и Домовенка, картины – «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Дубовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. 5 –этажный дом. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина), кустарников (рододендрон даурский, смородина, шиповник), мелкого кустарничка (брусничник). Травы, грибы, лишайники. Животные – звери (медведь, лось, белка, заяц, лиса, еж). Птицы (дятел, кукушка, клест). Насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница).
Модели: «Этажи леса».
Какие виды детской деятельности используются : изобразительная деятельность: «Животные леса», «Деревья леса», «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники).
Место проведения : групповое помещение.
Описание хода занятия :
Ребята, послушайте внимательно рассказ О. Дмитриева «Что такое лес», и определите тему нашего занятия.
«Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – рассуждал художник. Лес – это, конечно, «деревья».
И стал он рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошо получилось у него. И так похоже, что казалось, вот-вот пробежит ветерок, и затрепещут листочки осин, закачаются лапы елей и ветки берез.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка – Лесовичка, потому что, какой же это лес без лесовичка? Повесил художник картину на стене, полюбовался ей и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. «Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?»
Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.
Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок – Лесовичок разговаривает с ним.
Разве может быть лес без кустов, трав, цветов? – продолжал Лесовичок.
Не может, согласился художник и принялся за новую картину.
Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.
Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - но вот теперь-то у меня получился настоящий лес.
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
Ты забыл нарисовать грибы, - сказал Лесовичок художнику.
Да, - согласился художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.
Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, - грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.
И художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.
Это потому, что в твоем лесу нет насекомых и птиц, - сказал Лесовичок.
Художник взял кисть, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки, а на ветках – веселые птицы.
Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб…
Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!
Не все, - сказал Лесовичок. – нарисуй жабу и ящерицу.
Нет! – решительно заявил художник.
Да! – твердо сказал Лесовичок.
И художник нарисовал жабу и ящерицу. И других разных животных. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.
Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты Лесовичок. – теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы. И животные. Это лес.
Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу. Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это ЛЕС».
Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия? Обратите внимание на картину. Что нарисовано на ней? (Лес). Помните, кто живет и охраняет лес? (Лесовичок).
Смотрите, к нам из картины кто-то пришел. Кто это?
Лесовичок : Здравствуйте, дети, я к вам в гости пришел и привел своего брата Домовичка. Вы знаете, где живет Домовичок? (В домах)
Домовичок : Я живу в домах рядом с вами, слежу за порядком. У меня порядок: все знают, на какой улице живут, номер дома, номер квартиры, на каком этаже. У меня, Лесовичок порядок. Не то, что у тебя в лесу.
Лесовичок : Не скажи. У меня тоже порядок. Есть и улицы, и этажи. Ученые их ярусами называют.
Ребята, расскажите Домовичку о нашем лесе. Какие растения растут на самом высоком этаже? (Сосны, ели, дубы). Почему эти растения растут на самом высоком этаже? (Светолюбивые). Посмотрите, а вот на картине молодые ели растут низко. Почему? (Они еще не выросли).
Лесовичок : Видите, ребята, как в лесу интересно. Взрослые живут на одном этаже, а дети на другом. Называют такие деревца подростком. Пройдет время, и они подрастут и займут каждый свой этаж.
Ребята, поставьте на фланелеграф около дома высокие деревья.
Лесовичок : А какие деревья растут ниже? (Береза, ольха, рябина). Почему они заняли этаж пониже? (Менее светолюбивые).
Ребята, разместите деревья на панно.
Лесовичок : Кто занимает этаж ниже? (Кустарники: краса нашего Забайкалья рододендрон даурский, или еще мы его называем багулом; лесная смородина).
Ребята, покажите их Домовичку.
Что растет на этаже еще ниже? (Маленькие кустарники: брусничник; травы, мхи и грибы).
Лесовичок : Домовичок, а у меня для тебя и ребят есть один секрет. Как вы думаете, что находится под этажами? (Подвал). Смотрите! (Открывается полоска, а под ней корни деревьев, грибница).
Домовичок : Что это за подвал, вот у меня подвалы – там трубы, и кошки живут.
Лесовичок : Дети, скажите Домовичку, кто живет у меня в подвале? Давайте расставим номера этажей.
Экологическая игра: «Отгадай мой домик».
Домовичок : Да, я понял, что деревья живут в лесу по этажам, ну а животные ведь бегают, кто, где хочет!
Лесовичок : Ничего подобного, птицы, звери и насекомые селятся тоже каждый на своем этаже. Кто поможет расселить животных?
Домовичок : Я попробую можно?
Ребята, разрешим Домовичку нам помочь? Домовичок рассаживает животных неправильно.
Лесовичок : Да разве так звери да птицы живут?! Дети, помогите Домовичку расселить животных правильно.
Экологическая игра: «Кто где живет».
Лесовичок : Почему звери, птицы и насекомые селятся именно на этих этажах? (В зависимости от того, как они передвигаются, питаются, защищаются от врагов. Модели).
Домовичок: А вот на этих картинах что-то я не вижу этажей. (Картины «Сосновый бор», «Березовая роща», «Дубравник»).
Лесовичок : Деревья любят жить компаниями. А компании бывают разные и называются они по-разному.
Ребята, как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща). Что вы знаете о березовой роще, что это за лес? А как называется этот темный мрачный лес? (Ельник).
Расскажите Домовичку о ельнике и сосновом боре.
Видишь, Домовичок, Лесовичок как дети хорошо знают деревья наших лесов.
Давайте все вместе поиграем в подвижную игру «Лесорубы».
Дети распределяются на три группы. Одни изображают деревья, другие – зверей, третьи – лесорубов. По команде «Лесорубы идут» лесорубы стремятся захватить деревья, а звери стараются их спасти (причем, каждый свое – по экологическому родству). При этом звери должны добежать до деревьев раньше лесорубов и взять их за руки. Если звери не успели или спасают не свое дерево, лесорубы забирают свою добычу.
зайчик – осина, кабан – дуб,
тетерев – береза, глухарь – сосна,
медведь – брусничник, клест – сосна.
Ребята, нам очень интересно было сегодня с нашими гостями. Давайте подарим Лесовичку и Домовичку по картине.
Рисование «Животные леса», «Деревья леса», «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники).
Надо ли поместить в лес животных?
Какие животные где живут?
Могут ли животные обойтись без растений?
А растения без животных?
Лесовичок : Да, для леса вы свои. Приходите ко мне в гости. Я вас всех приглашаю. Приходите, буду ждать.
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе познавательно-речевого направления на тему «Путешествие в лес»
Предлагаю Вам конспект образовательной деятельности в детском саду для детей 5-7 лет. Этот материал будет полезен педагогам, воспитателям групп общеразвивающей направленности.Цель: создание условий для развития творческих способностей через познавательную активность.
Задачи:
1. Продолжать закреплять знания детей о характерных особенностях весны.
2. Закреплять правила поведения в лесу.
3. Развивать умение детей работать в коллективе, уметь договариваться.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
5. Закреплять различные виды художественного труда через создание коллажа.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, ребята! Прошу вас отгадать мою загадку!Есть у радости подруга
в виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдёт,
то внезапно возвратится.
Грусть-тоска её боится! Что же это? (улыбка)
Воспитатель: правильно, молодцы ребята! Давайте подарим улыбку друг другу!
Звонок
Воспитатель:
ой, ребята, вы слышите, нам кто то звонит! Алло, кто это?
Слайд - Пингвин
Пингвин:
Здравствуйте, это вам звонит Пингвин, из далекой и холодной Арктики. Ребята, как там у вас настроение?(ответы детей) Как погода?(ответы детей) Какое время года?
Дети:
у нас тепло, весна.
Пингвин:
Весна? А я никогда в жизни не видел настоящей тёплой весны и ничего о ней не знаю… Мне так хочется узнать о весне побольше и хоть немножко увидеть её…
Воспитатель:
Дети, как помочь Пингвину?
Дети:
мы расскажем Пингвину о весне.
Воспитатель:
Хорошо, тогда мы отправимся в путешествие в весенний лес! Но для начала, нужно вспомнить правила поведения в лесу.
Слайды – правила поведения в лесу
Воспитатель:
Ну вот, ребята, теперь мы готовы отправиться в путешествие!
Слайд – две тропинки
Воспитатель:
Ой, дети, посмотрите! Перед нами две тропинки. Какая же из них приведет нас к весеннему лесу? Нам нужно выбрать только одну тропинку, по которой мы начнем путешествие. Я, кажется, слышу какую-то музыку! Наверное, она поможет нам определиться. Интересно, какая музыка раздается со стороны первой тропинки? (аудиозапись – музыка, неритмичная, грубая) Ребята, как вы думаете, это музыка похожа на весну?(ответы детей) Можно ли сказать, что в этой стороне находится весенний лес? (ответы детей) Почему? (ответы детей) Давайте послушаем, какая же музыка слышна у второй тропинки. (аудиозапись – музыка, красивая, легкая, нежная). Как вы думаете, можно ли сравнить эту музыку с весной? (ответы детей) Почему? (ответы детей) По какой тропинке мы пойдем?
Дети
: по второй.
Слайд – весенний лес, деревья с почками
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, как красиво! Мы попали с вами в прекрасный весенний лес! Обратите внимание на деревья. Что вы заметили на них?
Дети:
появились почки.
Воспитатель:
что это значит?
Дети:
значит, что скоро появятся новые листочки.
Воспитатель:
ребята, дерево нам подарило несколько своих почек.(маленькие комочки из бумаги) Давайте положим их в нашу корзинку и возьмем с собой. Они нам пригодятся, чтобы рассказать Пингвину о весне. А какой же подарок мы можем преподнести лесу? Может быть весеннюю закличку, которую мы с вами знаем?
Дети:
(говорят закличку и выполняют движения)
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.
Слайд – небо, летят перелетные птицы
Воспитатель
посмотрите на небо! Кого вы там видите?
Дети:
птиц.
Воспитатель:
а как назвать птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети:
перелетные
Воспитатель:
а каких перелетных птиц вы знаете?
Дети:
грачи, скворцы, ласточки, стрижи, соловьи, жаворонки, дятлы, аисты.
Воспитатель:
птицы оставили нам задание. Давайте поищем его. (дети ищут, находят конверт, в нем картинки зимующих и перелетных птиц) Откройте конвертики. Как вы думаете, что нам нужно сделать?
(дети отбирают перелетных птиц от зимующих.)
Воспитатель:
давайте посадим перелетных птичек в кормушку.
(висит кормушка, дети крепят на нее птиц)
Воспитатель:
давайте накормим птичек
(дети сыплют в кормушку семечки)
Воспитатель:
посмотрите, в знак благодарности птицы дали нам свои красивые перышки, возьмите их с собой. Они нам помогут показать Пингвину весну.
(физминутка)
Распилю пилой дощечки:
Вжик-вжик, вжик-вжик.
(Пилим дощечки).
Сколочу из них скворечник:
Тук-тук, тук-тук.
(Работаем молоточком).
Прилетайте, птицы, в гости
К нам, к нам.
(Обеими руками зовем птиц к себе).
Я скворечники развешу
Тут и там (движение вправо),
Тут и там (движение влево).
Слайд – ручей, проталины
Воспитатель:
Дети, посмотрите, что нам встретилось по пути?
Дети:
ручей.
Воспитатель:
А как можно описать ручей? Какой он? Что он делает?
Дети:
звонкий, шумный, радостный, прозрачный, журчит, струится, течёт, бежит, звенит, сверкает на солнышке.
Воспитатель:
что ещё мы видим в лесу?
Дети:
проталины.
Воспитатель:
а как они получаются?
Дети:
снег тает и в некоторых местах открывается земля.
Воспитатель:
Ребята, ручеек подарил нам солнышко (из картона), а проталины отдали нам немного своего снега. (белая вата) Как мы сможем поблагодарить их? Может, вы знаете какую – нибудь подходящую игру?
(играем в Ручеёк под музыку)
Воспитатель:
пора нам отправляться дальше в путь.
Воспитатель:
Отправляемся дальше. Ребята, а вы сможете отгадать мою загадку?
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький...
Дети:
подснежник.
Слайд – подснежники
Воспитатель:
почему этот цветок так называется?
Дети:
Он появляется из-под снега.
Воспитатель:
Подснежники появляются в лесу на проталинках, растут подснежники на полянках. Скажите, ребята, а можно ли их рвать? Почему?
Дети:
Потому что подснежников в природе осталось мало. Когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут. На земле полянок с подснежниками чуть-чуть осталось.
Воспитатель:
мы с вами подснежники рвать не будем, а попробуем сделать их из бумаги для нашего друга Пингвина.
(оригами - подснежник)
(Слайд - полянка)
Воспитатель:
вот мы с вами и пришли на просторную полянку, самое время заняться подарком для пингвина. У меня есть большой лист – ватман. А что же есть у вас в корзинке? (дети перечисляют все, что подарил им лес) Что мы сможем приготовить для Пингвина с помощью всего этого?
Дети:
собрать все, наклеить на ватман, дорисовать, и получится коллаж.
(Все вместе делаем коллаж и отправляем его в Арктику в большом конверте.)
Воспитатель:
ребята, как вы думаете, когда Пингвин увидит наш коллаж, нашу весну, ему понравится?
Дети:
да!
Воспитатель:
А что ему больше всего захочется сделать?
Дети:
Приехать в гости!
Презентация на тему: Путешествие в лес
БРЕЙН-РИНГ «НАШ ДОМ - ПРИРОДА»1. Обобщить и систематизировать знания детей о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.
2. Закрепить представления детей о многоярусности леса, об особенностях жизни обитателей каждого яруса.
3. Упражнять детей в умении обобщать животный мир по существенным признакам (звери, птицы, насекомые).
4. Закрепить умение группировать животных по способу приспособления к окружающей среде.
5. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.
6. Развивать логическое мышление, творческое воображение, внимание, умение отстаивать свои суждения.
7. Развивать связную, доказательную речь детей.
8. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
9. Воспитание и умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Письмо от Лесовичка
Эмблемы с названием команд: «Знатоки», «Экологи».
Карточки с правилами поведения в природе;
Синий ящик с компасом;
Дидактическая игра «Третий лишний»;
Разрезные картинки;
Карточки с изображением птиц;
Плакат «Ярусы леса» и картинки обитателей леса;
Три обруча, игрушечные животные – растительноядные и хищники;
Грамоты для награждения победителей.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Вот оно. Давайте прочитаем кому оно и от кого:
Кому: Детский сад № 12, подготовительная группа
От кого: Лесовичка
Воспитатель читает письмо:
Дорогие ребята! Слышал я в своем лесу, что вы очень любите проводить КВНы, викторины Знатоков о природе. Сегодня я вам предлагаю поучаствовать в игре «Брейн-Ринг» «Наш дом – Природа». Для вас я приготовил много интересных заданий о природе, о животных и птицах, обитающих в наших лесах. Они лежат в конверте, еще конечно - же приготовил призы для победителей.
Воспитатель: Ну, что, ребята, давайте покажем Лесовичку какие вы умные, как много знаете о природе.
Капитаны команд проводите свои команды за столы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Итак, мы начинаем «Брейн-Ринг».
Разрешите представить команды! Первая – «Знатоки», вторая – «Экологи». А сейчас я попрошу капитанов прочесть девиз своей команды.
1-й капитан:
Мы – Знатоки, но мы всего не знаем
Ведь мы учиться только начинаем!
Чтобы все на свете знать!
2-й капитан:
А мы – Экологи, природу нашу любим,
Губить ее мы никогда не будем!
Беречь ее мы будем и оберегать!
Воспитатель: Вот мы и познакомились с девизом каждой команды.
А сейчас
Первый конкурс «Разминка».
Воспитатель: Я задам вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте. Кто на вопрос ответы знает, тот быстро сигнальчик поднимает:
1. Лес – это дом для кого? (для растений и животных) .
2. Как называется животное, выкармливающее детеныша молоком? (млекопитающее) .
3. Зачем белке такой пышный хвост? (она им рулит) .
4. Почему мыши все грызут? (чтобы стачивать зубы) .
5. У кого из животных есть иголки? (ёж, дикобраз, ехидна) .
6. Кто в лесу всю зиму спит? (медведь, ёж, барсук) .
7. Птицы могут быть перелетные, а могут быть и … (зимующие) .
8. Животные могут быть растительноядные, а могут быть и … (хищные) .
9. Какая перелетная птица первой возвращается к нам из теплых стран? (грач) .
10. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник) .
На этом первый конкурс «Разминка» закончен, вы отлично справились и порадовали меня.
Второй конкурс «Береги природу».
Воспитатель: Все Знают, что природу надо беречь и охранять, но не все делают этого. Давайте мы с вами повторим правила поведения в природе и покажем гостям, что мы умеем беречь природу. Может быть кто-то знает стихотворение об охране природы?
Ребенок читает стихотворение:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.
Воспитатель: А теперь внимание – задание! Какая команда больше назовет правил поведения в природе.
Дети называют правила поведения в природе.
Воспитатель: Молодцы! знаете как вести себя в природе и умеете ее беречь.
А теперь
Третий конкурс «Синий ящик».
Воспитатель:
Внимание! Синий ящик, что в нем?
На свете есть один предмет,
В котором спрятан белый свет.
Ты стрелку смело повернешь
И без труда домой дойдешь!
(компас)
Для чего он нужен?
Воспитатель слушает ответы детей.
Музыкально-физкультурная пауза.
Воспитатель:
А теперь немного отдохните,
Деревья и птиц мне изобразите.
Руки подняли и помахали, это деревья в лесу!
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер срывает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем: руки сложили назад.
Воспитатель: А теперь начинаем
Четвертый конкурс «Третий - лишний».
Воспитатель показывает карточки, ребенок по существенным признакам и по способу приспособления к окружающей среде находит лишнее животное и доказывает почему оно лишнее.
Пятый конкурс «Конкурс капитанов»
Капитаны собирают разрезные картинки, рассказывают какое время года на них изображено, почему они так думают. В это время с командами проводится дидактическая игра «Что дать птице на обед».
Воспитатель: Я буду показывать птицу, вы её называете и говорите, чем она питается.
Синица сало;
Снегирь рябина;
Клест шишки; Сорока семечки;
Воробей крошки;
Дятел насекомые
Шестой конкурс «Ярусы леса»
Воспитатель: Вы все знаете, что лес – это дом для животных и растений. Все они живут на своих этажах.
1. Как еще называются эти этажи? (ярусы) .
2. Сколько всего ярусов в лесу? (три + подвал) .
3. Где находится первый этаж и кто на нем живет? (верхушки деревьев ястребы, белки, дятлы) .
4. Что относится ко второму этажу и кто на нем живет? (кустарники певчие птицы) .
5. Что относится к третьему этажу и кто на нем живет? (трава, мхи, цветы, грибы звери, змеи) .
6. Что мы называем подвалом в лесу и кто в нем живет? (все что под землей корни деревьев и растений, мыши, кроты, черви) .
Воспитатель: Капитаны, выберете по одному игроку из команды.
К плакату «Ярусы леса» выходит по одному ребенку.
Воспитатель: Вам надо расселить животных по этажам.
Молодцы! Все правильно.
Седьмой конкурс «Разложи животных»
Дидактическая игра «Способы питания животных».
Воспитатель: Вы все знаете, что животные питаются разной пищей: одни питаются растениями, а другие - животными.
1. Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядные) .
2. Как называются животные, которые питаются другими животными? (хищники) .
Воспитатель: А теперь вам надо построиться друг за другом. Команда «Экологи» должна выбрать из всех животных, лежащих в обруче только растительноядных и отнести в зеленый обруч, а команда «Знатоки» - только хищных животных и отнести в красный обруч.
Молодцы! Справились отлично с заданием!
Восьмой конкурс «Кто, где живет? »
Воспитатель: Как называются жилища у животных:
Крот нора;
Белка дупло;
Лиса нора; Волк логово;
Медведь берлога;
Мышь нора
Девятый конкурс «Да или нет? »
Воспитатель: Вы должны прослушать вопросы и ответить: Бывает это или не бывает и почему?
1. Может ли клест жить в березовой роще?
2. Бывают ли зимой в гнезде птенцы?
3. В мороз снегири рябину кушают?
4. Может ли дятел жить на лугу?
5. На зиму ласточки улетают?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наш Брейн-Ринг подошел к концу. Вы великолепно справились со всеми заданиями, показали какие вы хорошие знатоки природы. Капитаны команд посчитайте сколько баллов заработали ваши команды.
Подведение итогов, награждение победителей.
Воспитатель: Молодцы, спасибо за отличную игру!
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе: «Этажи леса»
Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.
Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса» , комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу» , Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?!» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными» , загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.
Ход занятия: Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
крепко, непробудно.
Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)
Правильно ребята о зиме.
А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне) .
Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.
А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят) .
Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.
А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком) . Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.
Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку
«Сделал дыру, Вырыл нору,
солнце сияет а он и не знает»
Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.
Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку
«Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовётся это... (Ёж)
.
Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.
Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает) . Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.
На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:
«Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы» (Заяц)
А теперь послушайте другую загадку:
«Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса
А зовут её... (лиса)
А теперь послушаем загадку Гены:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)
Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов) . У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса) .
И теперь ребята поговорим о зайцах.
А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-
А теперь послушаем загадку Кати:
4
С ветки на ветку,
быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.
Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.
Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев) .
Д/игра «Чей хвост, чья голова»
Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное» .
Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.