Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе: «Этажи леса. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: нод по экологии «этажи леса; лесной дом ленинградской области

Цель: систематизация знаний детей о лесе и его обитателях.

  1. Обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях, птицах.
  2. Воспитывать экологическую культуру детей.
  3. Воспитывать желание по – доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
  4. Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок.

Ход мероприятия

Дети рассказывают стихотворение.

Цветы в родных лесах какие,
В сосновых, лиственных лесах!
Вот стайка синих колокольчиков,
А вот ромашка на буграх.

А ягоды в лесу какие!
Весь земляникой склон порос,
Малина прячется в крапиве
Среди белеющих берёз.

А сосны, сосны корабельные,
Как часовые, стерегут
Всё то, что мне в лесу известно
И то, что радостью зовут.

Воспитатель: Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева – это лес? Конечно, не лес. А если четыре – пять деревьев растут довольно далеко друг от друга, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Так что же такое лес?

В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое – где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвлённая часть. Лес – это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Учёные называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.

Слышали ли вы что – нибудь о лесных этажах? Как вы думаете, что это такое?

Воспитатель: Дело в том, что все растения леса имеют разную высоту. Землю устилают мягкие, бархатистые ковры мхов. Они располагаются на самом нижнем, первом этаже леса. Над ними поднимаются лесные травы, раскрывают разноцветные венчики цветы – ромашки, колокольчики, ландыши, лесная герань. Эти растения занимают второй этаж леса. Здесь же живут и грибы – сыроежки, опята, рыжики, боровики. Кустарники – бересклет, лесной орешник, калина, боярышник, малина – располагаются выше грибов. Их этаж – третий. На четвёртом этаже располагаются высокие деревья.

А какие животные обитают на каждом лесном этаже?

Кого мы можем назвать главным жителем леса? (Дерево).

Сценка “У дедушки Дерева добрые руки”

Дерево: У дедушки Дерева добрые руки,
Большие зелёные добрые руки.

1- ая птица: Какая – то птица в руках суетится.

2-ая птица: Какая – то птица на плечи садится.

Белки: Дедушка дерево, славный такой,
Белок качает большущей рукой.

Жук: Жучище примчался, и сел, и качался,
И всё восхищался, и всё восхищался.

Стрекозы: Стрекозы примчались и тоже качались.

1-ая пчела: Дедушка дерево пчёл подхватил.

2-ая пчела: И на ладони свои усадил.

Хором: И все свиристели в пуховой пастели
Смеялись и пели, качались, свистели.

Дерево очень доброе. Посмотрите, сколько животных, птиц и насекомых оно укрывает, а для некоторых служит домом. Например, для белочек, которые строят в нём своё дупло. Давайте сравним дерево с человеком.

Вопросы к детям.

  • Деревья похожи на людей?
  • У человека есть туловище. А что вместо туловища у дерева? (Ствол)
  • У человека есть кожа. А что у дерева? (Кора)
  • У человека есть руки. А что у дерева? (Ветки)
  • У человека есть ноги А что у дерева? (Корни)
  • Для чего человеку туловище? Для чего дереву ствол?
  • Для чего человеку кожа? Для чего дереву кора?
  • Для чего человеку руки? Для чего дереву ветки, листья?
  • Для чего человеку ноги? Для чего дереву корни?
  • Воспитатель: Вот видите, как много общего у нас с деревьями. А главное, человек рождается, растёт и стареет. И дерево тоже рождается, растёт и стареет. И человек, и дерево – живые существа.

    “Назови одним словом”

    Волк, лиса, медведь, олень - это (звери).

    Земляника, черника, морошка, малина – это (ягоды).

    Ель, сосна, берёза, дуб – это (деревья).

    Воробей, клёст, соловей, кукушка – это (птицы).

    Подосиновик, опёнок, лисичка, подберёзовик – это (грибы).

    Комар, муха, пчела, муравей – это (насекомые).

    Физкультминутка “В лесу”

    Мы пошли по ягоды в дальний лес.
    Видимо – невидимо там чудес!
    Мы видали рыжего муравья,
    Повстречали белочку у ручья.

    Отыскали беленький мы грибок.
    Положили бережно в кузовок.
    Ну а спелой ягоды и не счесть!
    Как домой воротимся, станем есть.

    Мы в лесу гуляли бы до утра,
    Да уж вечер близится – спать пора.

    (Движения выполняются в соответствии с текстом)

    Воспитатель: Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней.

    В этот гладкий коробок
    Бронзового цвета
    Спрятан маленький дубок
    Будущего лета. (Жёлудь)

    Жемчужный колокольчик
    Пришёл в лесу весной.
    По лесу он разносит
    Чудесный запах свой. (Ландыш)

    Очень дружные ребята,
    У пенька живут… (Опята)

    Под осиной гриб тот, дети,
    В ярко – красненьком берете. (Подосиновик)

    Самолётик не стальной
    С носом – тоненькой иглой.
    Он летает и пищит,
    Укусить нас норовит. (Комар)

    Куцехвостик, длинноушка,
    На пеньке ты как игрушка:
    Лапки ты свои поджал…
    От лисички убежал! (Комар)

    Летом знойным зацветёт -
    Сразу пчёл к себе зовёт.
    Круглые листочки,
    Жёлтые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар…
    Кто это дерево узнал? (Липа)

    Прямо в небо рвутся, ввысь:
    Ты внимательно всмотрись:
    Не берёзы, не осинки.
    Нет листочков, есть хвоинки (Ели)

    Эта птичка никогда
    Для птенцов не вьёт гнезда
    Сядет где- то на суку
    И кричит: “:Ку-ку! Ку-ку!” (Кукушка)

    Я на пне её застала,
    Думала, она устала.
    Я поймать её хотела.
    Но в ладошку поглядела –
    Чудеса! Вот это да!
    Ускользнула без хвоста! (Ящерица)

    Какая птица издаёт такие звуки? (Можно использовать записи голосов птиц)

    1. Кар – кар – кар! (Ворона)

    2. Чик – чирик – чив – чив! (Воробей)

    3. Синь – синь – синь! (Синица)

    4. Свир – свир – свир! (Свиристель)

    Вопросы к детям.

    Какие деревья растут в наших лесах?

    Что общего у всех этих деревьев?

    Чем деревья отличаются друг от друга?

    Каких насекомых можно встретить в лесу?

    Какие птицы там обитают?

    Зачем люди ходят в лес?

    Какой лесной зверь любит малину?

    Какие лесные обитатели впадают в зимнюю спячку?

    Для чего заяц с приходом зимы меняет шубку?

    Воспитатель: Лес – это дом для животных, птиц, растений и насекомых. Но люди иногда так жестоко к нему относятся! Ребята, я хочу показать вам Красную книгу?

    Почему она так называется? (Ответы детей).

    Красный цвет – это цвет тревоги. Люди обеспокоены тем, что некоторые виды растений и животных исчезают с нашей планеты. Их названия заносятся в Красную книгу, и это означает, что все они находятся под защитой людей и государства. Посмотрите, какая она объёмная, как много растений и животных в беде. Давайте вспомним правила поведения в лесу, чтобы не навредить ему.

    Ветки не ломать, деревья не калечить. Не сбивать палками грибы, в том числе и мухоморы.

    Старайтесь в лесу не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.

    Нельзя разводить в лесу костёр.

    Надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев.

    Нельзя на отдыхе в лесу оставлять после себя мусор. Его необходимо собрать в пакеты и забрать с собой.

    Не разоряйте муравейники!

    На въездах в лесной массив необходимо разместить плакаты, напоминающие о правилах поведения в лесу.

    Итог мероприятия.

    Долг каждого из нас – охранять родную природу: лес, луг, речку. И от нас зависит, будут ли расти деревья в лесу, в парке, будут ли жить лесные зверюшки, петь весёлые песни птицы.

    Ребёнок рассказывает стихотворение.

    Речку, лес, в ромашках луг
    Получай в наследство.
    Охраняй их, юный друг,
    Береги их с детства!

    План-конспект экологического занятия

    «Лес как экологическая система»

    на основе интегрированного подхода.

      Тема занятия : «Лес как экологическая система».

      Возраст дошкольников : подготовительная группа (6 – 7 лет)

      Цель и задачи:

      Сформировать понятие «этажи леса»;

      Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных;

      Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

      Оборудование и материалы: игрушки Лесовичка и Домовенка, картины – «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Дубовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. 5 –этажный дом. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина), кустарников (рододендрон даурский, смородина, шиповник), мелкого кустарничка (брусничник). Травы, грибы, лишайники. Животные – звери (медведь, лось, белка, заяц, лиса, еж). Птицы (дятел, кукушка, клест). Насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница).

    Модели: «Этажи леса».

      Какие виды детской деятельности используются : изобразительная деятельность: «Животные леса», «Деревья леса», «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники).

      Место проведения : групповое помещение.

      Описание хода занятия :

    Ребята, послушайте внимательно рассказ О. Дмитриева «Что такое лес», и определите тему нашего занятия.

    «Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – рассуждал художник. Лес – это, конечно, «деревья».

    И стал он рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошо получилось у него. И так похоже, что казалось, вот-вот пробежит ветерок, и затрепещут листочки осин, закачаются лапы елей и ветки берез.

    А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка – Лесовичка, потому что, какой же это лес без лесовичка? Повесил художник картину на стене, полюбовался ей и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. «Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?»

    Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.

    Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок – Лесовичок разговаривает с ним.

    Разве может быть лес без кустов, трав, цветов? – продолжал Лесовичок.

    Не может, согласился художник и принялся за новую картину.

    Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.

    Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - но вот теперь-то у меня получился настоящий лес.

    Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

    Ты забыл нарисовать грибы, - сказал Лесовичок художнику.

    Да, - согласился художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.

    Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, - грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

    И художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.

    Это потому, что в твоем лесу нет насекомых и птиц, - сказал Лесовичок.

    Художник взял кисть, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки, а на ветках – веселые птицы.

    Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб…

    Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!

    Не все, - сказал Лесовичок. – нарисуй жабу и ящерицу.

    Нет! – решительно заявил художник.

    Да! – твердо сказал Лесовичок.

    И художник нарисовал жабу и ящерицу. И других разных животных. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.

    Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты Лесовичок. – теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы. И животные. Это лес.

    Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу. Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это ЛЕС».

    Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия? Обратите внимание на картину. Что нарисовано на ней? (Лес). Помните, кто живет и охраняет лес? (Лесовичок).

    Смотрите, к нам из картины кто-то пришел. Кто это?

    Лесовичок : Здравствуйте, дети, я к вам в гости пришел и привел своего брата Домовичка. Вы знаете, где живет Домовичок? (В домах)

    Домовичок : Я живу в домах рядом с вами, слежу за порядком. У меня порядок: все знают, на какой улице живут, номер дома, номер квартиры, на каком этаже. У меня, Лесовичок порядок. Не то, что у тебя в лесу.

    Лесовичок : Не скажи. У меня тоже порядок. Есть и улицы, и этажи. Ученые их ярусами называют.

    Ребята, расскажите Домовичку о нашем лесе. Какие растения растут на самом высоком этаже? (Сосны, ели, дубы). Почему эти растения растут на самом высоком этаже? (Светолюбивые). Посмотрите, а вот на картине молодые ели растут низко. Почему? (Они еще не выросли).

    Лесовичок : Видите, ребята, как в лесу интересно. Взрослые живут на одном этаже, а дети на другом. Называют такие деревца подростком. Пройдет время, и они подрастут и займут каждый свой этаж.

    Ребята, поставьте на фланелеграф около дома высокие деревья.

    Лесовичок : А какие деревья растут ниже? (Береза, ольха, рябина). Почему они заняли этаж пониже? (Менее светолюбивые).

    Ребята, разместите деревья на панно.

    Лесовичок : Кто занимает этаж ниже? (Кустарники: краса нашего Забайкалья рододендрон даурский, или еще мы его называем багулом; лесная смородина).

    Ребята, покажите их Домовичку.

    Что растет на этаже еще ниже? (Маленькие кустарники: брусничник; травы, мхи и грибы).

    Лесовичок : Домовичок, а у меня для тебя и ребят есть один секрет. Как вы думаете, что находится под этажами? (Подвал). Смотрите! (Открывается полоска, а под ней корни деревьев, грибница).

    Домовичок : Что это за подвал, вот у меня подвалы – там трубы, и кошки живут.

    Лесовичок : Дети, скажите Домовичку, кто живет у меня в подвале? Давайте расставим номера этажей.

    Экологическая игра: «Отгадай мой домик».

    Домовичок : Да, я понял, что деревья живут в лесу по этажам, ну а животные ведь бегают, кто, где хочет!

    Лесовичок : Ничего подобного, птицы, звери и насекомые селятся тоже каждый на своем этаже. Кто поможет расселить животных?

    Домовичок : Я попробую можно?

    Ребята, разрешим Домовичку нам помочь? Домовичок рассаживает животных неправильно.

    Лесовичок : Да разве так звери да птицы живут?! Дети, помогите Домовичку расселить животных правильно.

    Экологическая игра: «Кто где живет».

    Лесовичок : Почему звери, птицы и насекомые селятся именно на этих этажах? (В зависимости от того, как они передвигаются, питаются, защищаются от врагов. Модели).

    Домовичок: А вот на этих картинах что-то я не вижу этажей. (Картины «Сосновый бор», «Березовая роща», «Дубравник»).

    Лесовичок : Деревья любят жить компаниями. А компании бывают разные и называются они по-разному.

    Ребята, как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща). Что вы знаете о березовой роще, что это за лес? А как называется этот темный мрачный лес? (Ельник).

    Расскажите Домовичку о ельнике и сосновом боре.

    Видишь, Домовичок, Лесовичок как дети хорошо знают деревья наших лесов.

    Давайте все вместе поиграем в подвижную игру «Лесорубы».

    Дети распределяются на три группы. Одни изображают деревья, другие – зверей, третьи – лесорубов. По команде «Лесорубы идут» лесорубы стремятся захватить деревья, а звери стараются их спасти (причем, каждый свое – по экологическому родству). При этом звери должны добежать до деревьев раньше лесорубов и взять их за руки. Если звери не успели или спасают не свое дерево, лесорубы забирают свою добычу.

    зайчик – осина, кабан – дуб,

    тетерев – береза, глухарь – сосна,

    медведь – брусничник, клест – сосна.

    Ребята, нам очень интересно было сегодня с нашими гостями. Давайте подарим Лесовичку и Домовичку по картине.

    Рисование «Животные леса», «Деревья леса», «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники).

    Надо ли поместить в лес животных?

    Какие животные где живут?

    Могут ли животные обойтись без растений?

    А растения без животных?

    Лесовичок : Да, для леса вы свои. Приходите ко мне в гости. Я вас всех приглашаю. Приходите, буду ждать.

    Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе познавательно-речевого направления на тему «Путешествие в лес»

    Предлагаю Вам конспект образовательной деятельности в детском саду для детей 5-7 лет. Этот материал будет полезен педагогам, воспитателям групп общеразвивающей направленности.
    Цель: создание условий для развития творческих способностей через познавательную активность.
    Задачи:
    1. Продолжать закреплять знания детей о характерных особенностях весны.
    2. Закреплять правила поведения в лесу.
    3. Развивать умение детей работать в коллективе, уметь договариваться.
    4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
    5. Закреплять различные виды художественного труда через создание коллажа.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Добрый день, ребята! Прошу вас отгадать мою загадку!
    Есть у радости подруга
    в виде полукруга.
    На лице она живёт.
    То куда-то вдруг уйдёт,
    то внезапно возвратится.
    Грусть-тоска её боится! Что же это? (улыбка)

    Воспитатель: правильно, молодцы ребята! Давайте подарим улыбку друг другу!

    Звонок
    Воспитатель: ой, ребята, вы слышите, нам кто то звонит! Алло, кто это?
    Слайд - Пингвин
    Пингвин: Здравствуйте, это вам звонит Пингвин, из далекой и холодной Арктики. Ребята, как там у вас настроение?(ответы детей) Как погода?(ответы детей) Какое время года?
    Дети: у нас тепло, весна.
    Пингвин: Весна? А я никогда в жизни не видел настоящей тёплой весны и ничего о ней не знаю… Мне так хочется узнать о весне побольше и хоть немножко увидеть её…
    Воспитатель: Дети, как помочь Пингвину?
    Дети: мы расскажем Пингвину о весне.
    Воспитатель: Хорошо, тогда мы отправимся в путешествие в весенний лес! Но для начала, нужно вспомнить правила поведения в лесу.
    Слайды – правила поведения в лесу
    Воспитатель: Ну вот, ребята, теперь мы готовы отправиться в путешествие!
    Слайд – две тропинки
    Воспитатель: Ой, дети, посмотрите! Перед нами две тропинки. Какая же из них приведет нас к весеннему лесу? Нам нужно выбрать только одну тропинку, по которой мы начнем путешествие. Я, кажется, слышу какую-то музыку! Наверное, она поможет нам определиться. Интересно, какая музыка раздается со стороны первой тропинки? (аудиозапись – музыка, неритмичная, грубая) Ребята, как вы думаете, это музыка похожа на весну?(ответы детей) Можно ли сказать, что в этой стороне находится весенний лес? (ответы детей) Почему? (ответы детей) Давайте послушаем, какая же музыка слышна у второй тропинки. (аудиозапись – музыка, красивая, легкая, нежная). Как вы думаете, можно ли сравнить эту музыку с весной? (ответы детей) Почему? (ответы детей) По какой тропинке мы пойдем?
    Дети : по второй.
    Слайд – весенний лес, деревья с почками
    Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво! Мы попали с вами в прекрасный весенний лес! Обратите внимание на деревья. Что вы заметили на них?
    Дети: появились почки.
    Воспитатель: что это значит?
    Дети: значит, что скоро появятся новые листочки.
    Воспитатель: ребята, дерево нам подарило несколько своих почек.(маленькие комочки из бумаги) Давайте положим их в нашу корзинку и возьмем с собой. Они нам пригодятся, чтобы рассказать Пингвину о весне. А какой же подарок мы можем преподнести лесу? Может быть весеннюю закличку, которую мы с вами знаем?
    Дети: (говорят закличку и выполняют движения)
    Жаворонки-жавороночки!
    Перепелки-перепелочки!
    Прилетите к нам,
    принесите нам
    весну теплую,
    лето плодородное
    Весну с дождем,
    лето с травами.
    Весну с солнышком,
    лето с зернышком.

    Слайд – небо, летят перелетные птицы
    Воспитатель посмотрите на небо! Кого вы там видите?
    Дети: птиц.
    Воспитатель: а как назвать птиц, которые прилетают к нам весной?
    Дети: перелетные
    Воспитатель: а каких перелетных птиц вы знаете?
    Дети: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, соловьи, жаворонки, дятлы, аисты.
    Воспитатель: птицы оставили нам задание. Давайте поищем его. (дети ищут, находят конверт, в нем картинки зимующих и перелетных птиц) Откройте конвертики. Как вы думаете, что нам нужно сделать?
    (дети отбирают перелетных птиц от зимующих.)
    Воспитатель: давайте посадим перелетных птичек в кормушку.
    (висит кормушка, дети крепят на нее птиц)
    Воспитатель: давайте накормим птичек
    (дети сыплют в кормушку семечки)
    Воспитатель: посмотрите, в знак благодарности птицы дали нам свои красивые перышки, возьмите их с собой. Они нам помогут показать Пингвину весну.
    (физминутка)
    Распилю пилой дощечки:
    Вжик-вжик, вжик-вжик.
    (Пилим дощечки).
    Сколочу из них скворечник:
    Тук-тук, тук-тук.
    (Работаем молоточком).
    Прилетайте, птицы, в гости
    К нам, к нам.
    (Обеими руками зовем птиц к себе).
    Я скворечники развешу
    Тут и там (движение вправо),
    Тут и там (движение влево).

    Слайд – ручей, проталины
    Воспитатель: Дети, посмотрите, что нам встретилось по пути?
    Дети: ручей.
    Воспитатель: А как можно описать ручей? Какой он? Что он делает?
    Дети: звонкий, шумный, радостный, прозрачный, журчит, струится, течёт, бежит, звенит, сверкает на солнышке.
    Воспитатель: что ещё мы видим в лесу?
    Дети: проталины.
    Воспитатель: а как они получаются?
    Дети: снег тает и в некоторых местах открывается земля.
    Воспитатель: Ребята, ручеек подарил нам солнышко (из картона), а проталины отдали нам немного своего снега. (белая вата) Как мы сможем поблагодарить их? Может, вы знаете какую – нибудь подходящую игру?
    (играем в Ручеёк под музыку)
    Воспитатель: пора нам отправляться дальше в путь.
    Воспитатель: Отправляемся дальше. Ребята, а вы сможете отгадать мою загадку?

    Появился из-под снега,
    Увидал кусочек неба.
    Самый первый самый нежный,
    Чистый маленький...

    Дети: подснежник.
    Слайд – подснежники
    Воспитатель: почему этот цветок так называется?
    Дети: Он появляется из-под снега.
    Воспитатель: Подснежники появляются в лесу на проталинках, растут подснежники на полянках. Скажите, ребята, а можно ли их рвать? Почему?
    Дети: Потому что подснежников в природе осталось мало. Когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут. На земле полянок с подснежниками чуть-чуть осталось.
    Воспитатель: мы с вами подснежники рвать не будем, а попробуем сделать их из бумаги для нашего друга Пингвина.
    (оригами - подснежник)

    (Слайд - полянка)
    Воспитатель: вот мы с вами и пришли на просторную полянку, самое время заняться подарком для пингвина. У меня есть большой лист – ватман. А что же есть у вас в корзинке? (дети перечисляют все, что подарил им лес) Что мы сможем приготовить для Пингвина с помощью всего этого?
    Дети: собрать все, наклеить на ватман, дорисовать, и получится коллаж.
    (Все вместе делаем коллаж и отправляем его в Арктику в большом конверте.)
    Воспитатель: ребята, как вы думаете, когда Пингвин увидит наш коллаж, нашу весну, ему понравится?
    Дети: да!
    Воспитатель: А что ему больше всего захочется сделать?
    Дети: Приехать в гости!

    Презентация на тему: Путешествие в лес

    БРЕЙН-РИНГ «НАШ ДОМ - ПРИРОДА»

    1. Обобщить и систематизировать знания детей о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.

    2. Закрепить представления детей о многоярусности леса, об особенностях жизни обитателей каждого яруса.

    3. Упражнять детей в умении обобщать животный мир по существенным признакам (звери, птицы, насекомые).

    4. Закрепить умение группировать животных по способу приспособления к окружающей среде.

    5. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.

    6. Развивать логическое мышление, творческое воображение, внимание, умение отстаивать свои суждения.

    7. Развивать связную, доказательную речь детей.

    8. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    9. Воспитание и умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

    Письмо от Лесовичка

    Эмблемы с названием команд: «Знатоки», «Экологи».

    Карточки с правилами поведения в природе;

    Синий ящик с компасом;

    Дидактическая игра «Третий лишний»;

    Разрезные картинки;

    Карточки с изображением птиц;

    Плакат «Ярусы леса» и картинки обитателей леса;

    Три обруча, игрушечные животные – растительноядные и хищники;

    Грамоты для награждения победителей.

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Вот оно. Давайте прочитаем кому оно и от кого:

    Кому: Детский сад № 12, подготовительная группа

    От кого: Лесовичка

    Воспитатель читает письмо:

    Дорогие ребята! Слышал я в своем лесу, что вы очень любите проводить КВНы, викторины Знатоков о природе. Сегодня я вам предлагаю поучаствовать в игре «Брейн-Ринг» «Наш дом – Природа». Для вас я приготовил много интересных заданий о природе, о животных и птицах, обитающих в наших лесах. Они лежат в конверте, еще конечно - же приготовил призы для победителей.

    Воспитатель: Ну, что, ребята, давайте покажем Лесовичку какие вы умные, как много знаете о природе.

    Капитаны команд проводите свои команды за столы.

    Дети садятся за столы.

    Воспитатель: Итак, мы начинаем «Брейн-Ринг».

    Разрешите представить команды! Первая – «Знатоки», вторая – «Экологи». А сейчас я попрошу капитанов прочесть девиз своей команды.

    1-й капитан:

    Мы – Знатоки, но мы всего не знаем

    Ведь мы учиться только начинаем!

    Чтобы все на свете знать!

    2-й капитан:

    А мы – Экологи, природу нашу любим,

    Губить ее мы никогда не будем!

    Беречь ее мы будем и оберегать!

    Воспитатель: Вот мы и познакомились с девизом каждой команды.

    А сейчас

    Первый конкурс «Разминка».

    Воспитатель: Я задам вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте. Кто на вопрос ответы знает, тот быстро сигнальчик поднимает:

    1. Лес – это дом для кого? (для растений и животных) .

    2. Как называется животное, выкармливающее детеныша молоком? (млекопитающее) .

    3. Зачем белке такой пышный хвост? (она им рулит) .

    4. Почему мыши все грызут? (чтобы стачивать зубы) .

    5. У кого из животных есть иголки? (ёж, дикобраз, ехидна) .

    6. Кто в лесу всю зиму спит? (медведь, ёж, барсук) .

    7. Птицы могут быть перелетные, а могут быть и … (зимующие) .

    8. Животные могут быть растительноядные, а могут быть и … (хищные) .

    9. Какая перелетная птица первой возвращается к нам из теплых стран? (грач) .

    10. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник) .

    На этом первый конкурс «Разминка» закончен, вы отлично справились и порадовали меня.

    Второй конкурс «Береги природу».

    Воспитатель: Все Знают, что природу надо беречь и охранять, но не все делают этого. Давайте мы с вами повторим правила поведения в природе и покажем гостям, что мы умеем беречь природу. Может быть кто-то знает стихотворение об охране природы?

    Ребенок читает стихотворение:

    Ты, человек, любя природу,

    Хоть иногда ее жалей.

    В увеселительных походах

    Не растопчи ее полей,

    Не жги ее напропалую

    И не исчерпывай до дна.

    И помни истину простую –

    Нас много, а она одна.

    Воспитатель: А теперь внимание – задание! Какая команда больше назовет правил поведения в природе.

    Дети называют правила поведения в природе.

    Воспитатель: Молодцы! знаете как вести себя в природе и умеете ее беречь.

    А теперь

    Третий конкурс «Синий ящик».

    Воспитатель:

    Внимание! Синий ящик, что в нем?

    На свете есть один предмет,

    В котором спрятан белый свет.

    Ты стрелку смело повернешь

    И без труда домой дойдешь!

    (компас)

    Для чего он нужен?

    Воспитатель слушает ответы детей.

    Музыкально-физкультурная пауза.

    Воспитатель:

    А теперь немного отдохните,

    Деревья и птиц мне изобразите.

    Руки подняли и помахали, это деревья в лесу!

    Локти согнули, кисти встряхнули – ветер срывает росу.

    Плавно руками помашем – это к нам птицы летят,

    Как они сядут, покажем: руки сложили назад.

    Воспитатель: А теперь начинаем

    Четвертый конкурс «Третий - лишний».

    Воспитатель показывает карточки, ребенок по существенным признакам и по способу приспособления к окружающей среде находит лишнее животное и доказывает почему оно лишнее.

    Пятый конкурс «Конкурс капитанов»

    Капитаны собирают разрезные картинки, рассказывают какое время года на них изображено, почему они так думают. В это время с командами проводится дидактическая игра «Что дать птице на обед».

    Воспитатель: Я буду показывать птицу, вы её называете и говорите, чем она питается.

    Синица сало;

    Снегирь рябина;

    Клест шишки; Сорока семечки;

    Воробей крошки;

    Дятел насекомые

    Шестой конкурс «Ярусы леса»

    Воспитатель: Вы все знаете, что лес – это дом для животных и растений. Все они живут на своих этажах.

    1. Как еще называются эти этажи? (ярусы) .

    2. Сколько всего ярусов в лесу? (три + подвал) .

    3. Где находится первый этаж и кто на нем живет? (верхушки деревьев ястребы, белки, дятлы) .

    4. Что относится ко второму этажу и кто на нем живет? (кустарники певчие птицы) .

    5. Что относится к третьему этажу и кто на нем живет? (трава, мхи, цветы, грибы звери, змеи) .

    6. Что мы называем подвалом в лесу и кто в нем живет? (все что под землей корни деревьев и растений, мыши, кроты, черви) .

    Воспитатель: Капитаны, выберете по одному игроку из команды.

    К плакату «Ярусы леса» выходит по одному ребенку.

    Воспитатель: Вам надо расселить животных по этажам.

    Молодцы! Все правильно.

    Седьмой конкурс «Разложи животных»

    Дидактическая игра «Способы питания животных».

    Воспитатель: Вы все знаете, что животные питаются разной пищей: одни питаются растениями, а другие - животными.

    1. Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядные) .

    2. Как называются животные, которые питаются другими животными? (хищники) .

    Воспитатель: А теперь вам надо построиться друг за другом. Команда «Экологи» должна выбрать из всех животных, лежащих в обруче только растительноядных и отнести в зеленый обруч, а команда «Знатоки» - только хищных животных и отнести в красный обруч.

    Молодцы! Справились отлично с заданием!

    Восьмой конкурс «Кто, где живет? »

    Воспитатель: Как называются жилища у животных:

    Крот нора;

    Белка дупло;

    Лиса нора; Волк логово;

    Медведь берлога;

    Мышь нора

    Девятый конкурс «Да или нет? »

    Воспитатель: Вы должны прослушать вопросы и ответить: Бывает это или не бывает и почему?

    1. Может ли клест жить в березовой роще?

    2. Бывают ли зимой в гнезде птенцы?

    3. В мороз снегири рябину кушают?

    4. Может ли дятел жить на лугу?

    5. На зиму ласточки улетают?

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Наш Брейн-Ринг подошел к концу. Вы великолепно справились со всеми заданиями, показали какие вы хорошие знатоки природы. Капитаны команд посчитайте сколько баллов заработали ваши команды.

    Подведение итогов, награждение победителей.

    Воспитатель: Молодцы, спасибо за отличную игру!

    Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе: «Этажи леса»

    Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.

    Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

    Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса» , комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу» , Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?!» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными» , загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.

    Ход занятия: Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»

    Белый снег пушистый
    В воздухе кружится
    И на землю тихо
    Падает ложится.
    И под утро снегом
    Поле забелело
    Точно пеленою
    Всё его одело.
    Тёмный лес что шапкой
    Принакрылся чудной
    И заснул под нею
    крепко, непробудно.

    Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)

    Правильно ребята о зиме.

    А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне) .

    Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.

    А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят) .

    Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.

    А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком) . Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.

    Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку

    «Сделал дыру, Вырыл нору,

    солнце сияет а он и не знает»

    Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.

    Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку

    «Сам он круглый, а не мяч,
    Рта не видно, а кусач,
    Голой ручкой не возьмешь,
    А зовётся это... (Ёж) .

    Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.

    Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает) . Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.

    На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:

    «Это что за зверь лесной
    Встал, как столбик, под сосной?
    И стоит среди травы -
    Уши больше головы» (Заяц)

    А теперь послушайте другую загадку:
    «Хитрая плутовка, рыжая головка,
    Хвост пушистый - краса
    А зовут её... (лиса)

    А теперь послушаем загадку Гены:
    Кто зимой холодной
    Ходит злой, голодный? (Волк)

    Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)

    Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов) . У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса) .

    И теперь ребята поговорим о зайцах.

    А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-

    А теперь послушаем загадку Кати:

    4
    С ветки на ветку,
    быстрый как мяч,
    Скачет по лесу рыжий циркач.
    Вот на лету он шишку сорвал,

    Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

    Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.

    Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.

    Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев) .

    Д/игра «Чей хвост, чья голова»

    Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное» .

    Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.



    Loading...Loading...