История развития sony computer entertainment. Акио Морита - создатель компании Sony

История компании Sony – это история полная головокружительных взлетов, резких падений и жесткой конкуренции с западным миром. Можно любить или не любить продукцию Sony, но стоит уважать эту компанию за усердие и преданность своему делу.

Возникновение

Годом рождения Sony принято считать 1946-ой. Два предпринимателя Акио Морита и Масару Ибука основали «Токийскую телекоммуникационно-промышленную компанию» (сокращено с японского «Тоцуко»). Как все начинающие бизнесмены, Акио и Масару желали в перспективе вывести свое дело на мировой уровень. Однако название было не звучное и не красивое, к тому же тяжело произносимое для западного человека. Было принято решение сменить название на Sonny, что в японском смысле означает «малолетние гении». Однако это же слово напоминает по звучанию другое японское выражение: «неудачный бизнес». Поэтому одну букву пришлось убрать. Так в 1950 появился легендарный бренд Sony.

Морита долгое время находился у руля компании. Все основную работу он делал сам: маркетинг, продвижение, продажи. Благодаря ему Sony добились колоссального успеха на мировом рынке. Специалисты компании стараются донести до потребителя идеальный продукт во всех отношениях. Особое внимание уделяется дизайну и размерам устройств.

Первые продукты

Во второй половине 1949 года в магазинах Японии появляется первый магнитофон от Тоцуко (тогда еще), который получил название Type G. Магнитофон использовал большие бабины с пленкой, диаметр которых составлял 25 см. Это был первый крупный успех Sony. Однако следующий продукт подобного коммерческого успеха не заимел. Небольшой по размерам приемник TR-63 впечатлил людей своим видом, однако не смог достучаться до их кошельков из-за непомерно высокой цены.

Рассвет Sony

Компания всегда придерживалась двух принципов при разработке своих продуктов: инновационные технологии и великолепный дизайн. Благодаря этим двум качествам рождались самые известные торговые марки, принесшие своим создателям уважение покупателей со всего мира, а также большой финансовый успех. Достаточно вспомнить такие наименования как Vaio, Playstation, Walkman, Bravia и др.

Рассвет компании пришелся на вторую половину ХХ века. Этот промежуток времени принято называть «золотым периодом». Sony успешно ведет дела на мировом рынке, без проблем осваивая самые различные его участки. На свет появляются все новые и новые устройства, о разработке которых конкуренты не будут думать еще долгое время. Благодаря этому Sony диктовала свои рыночные тенденции, а порой создавая целые новые сегменты.

Многие известные личности индустрии электроники и IT пророчили Sony великое будущее. И это не удивительно, ведь продукция компании расходилась с прилавков магазинов во всем мире с молниеносной скоростью. Казалось, что рост компании не остановит никто и ничто. Sony должна была стать неким аналогом Microsoft, только для мира электротехники.

В 1990 году Sony презентует свыше 500 инновационных устройств. Господство японской компании в то время было безоговорочным.

Положение дел изменилось с началом нового тысячелетия.

Наши дни

Есть несколько критических моментов, которые поспособствовали падению Sony в новой истории:

  • Первая причина – это уверенность в собственных силах. Японцы были уверены в своем превосходстве на мировом рынке и не особо задумывались о том, что кто-либо из конкурентов смог бы их обойти. Ведь Sony задавала тон на конкурентном поле, но аналитики Sony не учли того, что люди больше не хотят платить лишь за известный бренд. Современный потребитель больше внимания уделяет функциональности и готов даже закрыть глаза на некоторые качественные моменты. Недооценив своих противников, продажи устройств японской компании стали падать.
  • Вторым важным фактором оказалась неспособность моментально реагировать на изменения на рынке. Каково было удивление постоянных покупателей, когда самая инновационная компания современности не может угнаться за новыми тенденциями в мире электроники. Как результат - все завоеванные за долгие десятилетия позиции были утеряны, а на пике оказались конкурентные компании, которые когда-то ровнялись на Sony.

Первой такой компанией оказалась Samsung. Южнокорейский индустриальный гигант обогнал Sony по большинству направлений. Apple вытеснили портативные плееры Sony. А Nintendo подвинула Playstation. Руководство Sony предприняло отчаянную попытку удержать долю на мобильном рынке. Они объединились со шведским брендом Ericsson. Но Sony-Ericsson не сумел исправить положение в мобильном сегменте. Он просто не выдержал напора от Nokia, Apple и Samsung .

Sony растеряли былую славу и привлекательность, но они не собираются сдаваться и продолжают бороться за место под солнцем. Компания изменила свое направление деятельности. Сегодня Sony больше всего ресурсов тратит на медиа-контент: кинопроизводство, телевизионные проекты, цифровые развлечения и так далее. Очень не плохо себя показывает игровая система Playstation, чьим основным конкурентном является Xbox от Microsoft.

Смартфоны Sony

За производство и реализацию мобильных телефонов компании Sony отвечает британская компания Sony Mobile Communications AB. Она была основана в 2001 году и является совместным предприятием со шведской конторой Ericsson. Несмотря на то, что компания существует более тринадцати лет, мобильные устройства под брендом Sony стали выпускаться лишь с 2011 года. В том году Sony выкупает ровно 50% компании. Эта часть принадлежала Ericsson. Годом позже сформировалось современное название мобильного подразделения японской компании. Сумма сделки составила $1,05 млрд.

До слияния Sony-Ericsson продавала бюджетные модели телефонов. Среди них Sony-Ericsson F305, S302, W302 и так далее. Особую популярность получил телефон k750i, который был выпущен в 2005 году. Он имел камеру в 2 мегапикселя, которая стала примером для многих компаний-производителей телефонов.

В 2012 году был представлен ряд смартфонов, которые своими продажами неплохо поддержали Sony Mobile. Безусловно, это был модельный ряд Sony Xperia. Если посмотреть на график продаж, то видно, что Xperia неплохо держится на мировом мобильном рынке, а выручка пересекает миллиардную черту.

Заострить внимание стоит на качестве продукта и на время забыть о его «положении в обществе». Пользователи отмечают яркий и широкий дисплей. Замечательный строгий дизайн. Телефон прекрасно «сидит» в руке. Некоторые в восторге от сенсорной панели. Реакция на прикосновения к экрану молниеносны. Четкий и в то же время глубокий звук. Фотокамера с приличным разрешением. Выносливый аккумулятор и высокая производительность.

К недостаткам можно отнести слишком завышенную цену. С учетом того, что бренд Sony несколько упал в цене, то стоимость могла бы быть чуть ниже. Но как показывает практика - завышенная цена не мешает скупать смартфоны Sony многомиллионными копиями.

Все записи о смартфонах Sony вы найдете

Бренд известен в мире технологий не только приставкой Playstation, ноутбуками Vaio и звукозаписывающей маркой Music Entertainment, но и первыми портативными плеерами Walkman, первыми компакт-дисками, консолью PlayStation, а также морем другой высокотехнологичной продукции.

Начало существования известнейшей фирмы Sony было положено в мае года. Именно тогда в обгоревшем во время войны токийском универмаге Сирокия два энтузиаста Акио Морита и его компаньон Масару Ибука учредили компанию под названием Tokyo Tsushin Kogyo.

Тогда еще ничего не предвещало ошеломительного успеха маленькому предприятию со штатом из двадцати человек и начальным капиталом в 500$.

Что же помогло молодым людям претворить свою мечту в реальность?
Во многом успешное развитие своего детища определили сами руководители. Технологический гений Масару Ибука занимался разработкой новых товаров, а Акио Морита взял на себя маркетинговые вопросы. И постепенно маленькая фирма, в здании которой протекала крыша (рабочие собирали первые приемники под зонтиками), превратилась в цветущую корпорацию. Именно она заставила весь мир поверить в качество японской продукции.
Успех фирмы определили многие факторы, но главными из них, безусловно, являлись искусство управления, маркетинговая стратегия и грамотный менеджмент. Акио Морита создал совершенно новую управленческую модель. Компания ставила перед собой крупные цели, понятные и доступные даже для простых рабочих. Каждый сотрудник фирмы имел право обдумывать и вносить предложения, к которым обязательно прислушивались руководители. Это позволило создать коллектив единомышленников, движущихся к общей цели.
Разрабатывая маркетинговую стратегию, Морита сосредоточился на продвижении товаров исключительно своей торговой марки. Он сделал ставку на три составляющих: новизну, высочайшее качество, относительно низкую себестоимость. Развитие компании сопровождалось некоторыми управленческими проблемами. Огромной сетью филиалов, расположенных по всему миру, руководил коллектив менеджеров из различных стран. При такой модели управления избежать бюрократических сложностей практически невозможно.
Основатели компании разработали целый комплекс антибюрократических приемов, направленных на преодоление этих трудностей. Сегодня менеджер каждого подразделения фирмы наделен широкими полномочиями. Он волен принимать решения на свое усмотрение, но с одним условием: все они должны способствовать процветанию фирмы. Огромное предпочтение в выборе работников отдается энтузиастам. По мнению Акио Мориты, никакое поощрение не способно заставить сотрудника вкладывать в работу все свои силы. Личный же энтузиазм может служить лучшей мотивацией.

На данный момент Sony Corporation является операционным подразделением, входящим в холдинг Sony Group. Компания занимается выпуском высокотехнологичной продукции, среди которой профессиональная и бытовая электроника, игровые консоли и другие товары. Sony ведущий мировой медиаконгломерат, владеющий звукозаписывающей маркой, киностудиями и совместными правами на полный комплект фильмов компании MGM.

Сегодня Sony Group осуществляет деятельность по следующим направлениям:

Производство бытовой и профессиональной электроники (холдинг обладает правами на бренд Aiwa);
выпуск игровых приставок Playstation и видеоигр (Sony Computer Entertainment);
производство кинокартин (кинокомпании TriStars Pictures и Columbia Pictures также входят в медиаконгломерат);
производство музыкальных продуктов (Sony Music Entertainment);
осуществление деятельности в финансовой сфере (в составе холдинга есть банки и страховые компании);
производство мобильных телефонов (Sony Mobile Communications);
разработка и выпуск ноутбуков (Sony Vaio);
производство телевизоров (Sony Bravia).

Сейчас штат корпорации Sony насчитывает порядка 150 000 высококвалифицированных сотрудников по всему миру. На рынках СНГ свою деятельность компания начала в году. Спустя 8 лет она сумела завоевать лидирующие позиции среди зарубежных компаний ведущий свою деятельность в России.

Некоторые торговые марки Sony: Alpha, BRAVIA, Cyber-shot, Entertainment Television, Mobile Communications, Music Entertainment, Handycam, Pictures, PlayStation, Walkman, Xperia

Все еще помнят, какой великой компанией была когда-то Sony, и какое влияние она оказала на нашу жизнь. Учитывая ее былые заслуги, трудно поверить, что компания вот уже 4 года подряд не получает прибыли, что в этом году, согласно официальному заявлению, планируемые убытки вырастут вдвое — до $6,4 млрд, что сегодня только 15% от ее капитала составляют чистые активы (отношение заемных к собственным средствам — 5,67), а ее капитализация в четыре раза меньше чем десять лет назад!

А ведь еще сравнительно недавно Sony была новаторской компанией и вела рынок за собой. После Второй мировой войны именно Sony создала транзисторный радиоприемник, вскоре завоевавший весь мир. Под началом одного из своих основателей, Акио Мориты, компания оставалась впереди технического прогресса, а ее руководители посвящали большую часть рабочего времени поискам того, как применить его достижения на благо обычных людей. Движимая идеей не занимать, а создавать новые рынки, Sony сыграла роль первопроходца и на долгое время заняла лидирующую позицию в секторе, который мы сейчас называем «бытовой электроникой». Вот только несколько достижений компании:

— Sony усовершенствовала радиоприемники на основе полупроводников в такой степени, что они превзошли по качеству ламповые приборы. Это сделало доступным надежный и недорогой качественный звук.

— Sony создала полупроводниковый телевизор, взамен лампового, — более надежный, функциональный и потребляющий меньше энергии, чем его предшественник.

— Sony разработала телевизионную трубку формата Triniton, резко улучшив качество цветоотображения, и тем самым заставило переключиться на этот формат целое поколение зрителей.

— Sony была одним из первопроходцев видео-технологий, выведя на рынок формат Betamax, — и лишь затем уступила JVC в войне форматов.

— Sony была пионером в создании записывающих видеокамер, превратив полмира в кинорежиссеров-любителей.

— Sony стала пионером на рынке индивидуального культурного потребления, благодаря изобретению плейера «Walkman», который впервые дал людям возможность брать записанную музыку с собой — на компакт-кассетах.

— Sony создала приставку Playstation, которая намного опередила Nintendo, и сделала из домашних видеоигр целый огромный рынок.

Мало какая технологическая компания способна похвастаться сравнимой историей успеха. Очевидцы рассказывали, что когда-то менеджмент компании уделял 85% своего времени вопросам, связанным с исследованиями и разработками, 10% кадровым вопросам и лишь оставшиеся 5% — финансам. Для Акио Мориты финансовые результаты были именно результатами — результатами упорного труда над созданием новых товаров и формированием новых рынков. Если Sony хорошо справлялась со своей основной задачей, результаты должны были соответствовать. И так все и было.

К середине 1980-х в США началась паника по поводу абсолютного господства Sony и других японских компаний в мировом промышленном производстве. Причем не только бытовой электроники, — но и автомобилей, мотоциклов, кухонной техники, стали — число таких отраслей постоянно росло. Политики придумали для японских конкурентов подобных невероятно успешной Sony особое имя — «Корпорация Япония» — и постоянно говорили о том, как японское Министерство международной торговли и промышленности (ММТП) эффективно распоряжается государственными ресурсами, чтобы «выбить с рынка» американских производителей. Пока растущие цены на бензин тормозили рост компаний из США, японские производители умудрялись превращать новые изобретения (зачастую американские) в весьма успешные бюджетные товары, и только наращивали продажи и прибыли.

Так что же случилось с Sony?

В 1950-е годы консультант Уильям Деминг убедил японских руководителей сосредоточиться на том, чтобы производить товары лучше, быстрее и дешевле, — даже в ущерб инновациям. Пользуясь послевоенной зависимостью Японии от иностранного капитала и внешних рынков, этот гражданин США заразил японскую промышленность идеями индустриализации, как она практиковалась в 1940-е — именно ему приписывается инициатива стремительного и массивного наращивания производства военной техники, которое позволило США разгромить Японию.

К сожалению, эта одержимость оставила лидеров японского бизнеса практически без навыков развития и применения инноваций в любых других областях. По прошествии времени Sony стала заложницей увлечения разработкой промышленных товаров, забыв о необходимости освоения новых рынков.

Компьютеры Vaio, как бы хороши они ни были, почти не использовали технологий, рожденных в недрах Sony. Компании пришлось ввязаться в войну с Dell, HP и Lenovo, ее успех стал зависеть от игры на понижение себестоимости/цены производства компьютеров, а не от разработки новых образцов. Sony выработала для себя явно индустриально ориентированную стратегию, сосредоточенную на процессах и объемах производства, вместо того, чтобы постараться создать что-то уникальное и новое, на голову превосходящее предложения конкурентов.

В сфере мобильных телефонов Sony вступила в партнерство с Ericsson, впоследствии целиком его выкупив. Потребители снова не увидели ни новых технологий, ни попытки создать устройство, выделяющееся на фоне конкурентов. Вместо этого Sony сосредоточилась на увеличении объемов выпуска, а также на том, чтобы обойти продукты Nokia, Motorola и Samsung по цене и функциональности. Не имея никакого потребительского или технологического преимущества, Samsung, производящий свои телефоны за пределами Японии, оставил Sony с ее индустриальной стратегией далеко позади за счет более низких издержек.

Когда Sony вышла на новый рубеж конкурентоспособности, выпустив на рынок технологию Blu-Ray, ее стратегия осталась той же самой: сначала найти способ продать как можно больше устройств, работающих в новом формате. Поэтому компания не стала продавать никому саму технологию Blu-Ray. Точно так же она повела себя на рынке аудио-файлов, разработав собственный формат кодирования звука, применимый только на устройствах производства Sony. В условиях информационной экономики такой подход не мог устроить потребителей, поэтому Blu-Ray оказался убыточным начинанием, неинтересным рынку, и та же участь ждала ныне закрытую серию цифровых проигрывателей Sony.

Подобную картину мы наблюдаем практически во всех направлениях бизнеса компании. К примеру, в производстве телевизоров Sony утратила свое технологическое преимущество, когда-то завоеванное благодаря кинескопам Trinitron. В сегменте плоскоэкранных аппаратов Sony предсказуемо — и с предсказуемо плачевными результатами — применила свою индустриальную стратегию, попытавшись одолеть конкурентов за счет увеличения объемов и снижения издержек. Но поскольку эти конкуренты могли пользоваться ресурсами стран с дешевым трудом и капиталом, Sony уже потеряла на этом рынке $10 млрд за последние 8 лет. И не смотря на это, компания не собирается сдаваться и планирует придерживаться своей политики.

Нынешнее руководство Sony несет полную ответственность за поддержание этой проигрышной стратегии.

При Морите во главе угла стояла разработка новых продуктов, а тактика индустриальной эпохи использовалась для снижения издержек. Руководители Sony, пришедшие в компанию позже, уже были обучены по-другому: они пришли реализовывать индустриальную стратегию. В их сознании новые продукты и новые рынки занимали подчиненное место. Они были убеждены, что если Sony будет иметь достаточно высокие валовые показатели, и сумеет достаточно сократить издержки, рано или поздно победа в конкуренции будет ей обеспечена. Причем без всяких инноваций.

К 2005 году Sony достигла кульминационной точки этой стратегии, поставив во главе компании неяпонца. Сэр Говард Стрингер заработал свою репутацию как начальник американского филиала Sony, который, в совершенном согласии с буквой индустриальной стратегии, сократил 30-тысячный штат работников компании на 9 тысяч (то есть, почти на треть). Для Стрингера магистральный курс развития Sony не был связан ни с инновациями, ни с технологиями, ни с новыми продуктами и рынками.

В версии Стрингера индустриальная стратегия означала одержимость сокращением издержек. Если у Мориты совещания менеджмента на 85% посвящались инновациям и рыночному применению технологий, Стрингер принес в бизнес Sony «современный» подход. Руководство Sony стало осуществляться в точном соответствии с рецептами MBA образца 1960-х годов. Сосредоточиться на конкретном ограниченном ассортименте продукции, чтобы нарастить объемы выпуска, стараться избегать затратного развития технологических новинок в пользу массового производства чужих наработок, сократить обновление ассортимента, сфокусировать усилия на увеличении срока службы продукта, продлении срока амортизации оборудования, и постоянно искать способы сокращения затрат. Не жалеть ничего ради этой последней цели, и вознаграждать отличившихся — в том числе щедрыми премиями.

Именно поэтому во время короткого пребывания Стрингера во главе компании Sony не создала ни одного громкого нового продукта. Скорее его правление войдет в историю двумя волнами массовых сокращений — и это в компании (и стране), исторически приверженной политике пожизненной занятости.

Новый глава Sony только что заявил, что собирается реагировать на продолжающиеся убытки — вы угадали — новой серией увольнений. В этот раз, как считают, речь пойдет о 10 000 работников, то есть о 6% всего персонала компании. Новый генеральный директор, господин Хираи, получивший опыт ведения дел под непосредственным руководством Стрингера, продемонстрировал, что не собирается отказываться от индустриальной стратегии.

Конец Sony

Японские законы об акционерном капитале отличаются от американских и европейских. Местные компании зачастую имеют гораздо более высокий уровень задолженности. Иногда они даже могут оперировать с отрицательным показателем собственных средств — что почти во всех других странах формально означает банкротство. Так что маловероятно, что Sony в обозримом будущем инициирует процедуру банкротства.

Но стоит ли вкладывать в Sony? После 4 лет убытков, принимая во внимание веру ее руководства в индустриальную стратегиию и веру в мудрость MBA, которая предписывает уделять внимание цифрам, а не рынкам, нет причин полагать, что траектория продаж или прибылей Sony скоро поменяет направление.

Будучи для Sony наемным работником, которому грозит угодить под очередную волну сокращений, захотите ли вы работать на эту компанию? Бизнес, который систематически подражает внешним трендам в разработке продуктов, который не уделяет почти никакого внимания инновациям, и наоборот думает только об урезании затрат, вряд ли станет интересным рабочим местом. Особенно, если он почти не предлагает перспектив служебного роста.

Он будет так же малоинтересен и для поставщиков — ведь им уже известно, что каждое новая встреча с ними будет посвящена обсуждению способов дальнейшего сокращения расходов — снова, и снова, и снова.

Когда-то Sony была компанией, за которой хотелось следить. Она была новатором, раз за разом открывавшим новые рынки, почти так, как сегодня это делает Apple. Но благодаря индустриальной бизнес-стратегии и стилю руководства, заимствованному из устаревших программ MBA, пора с ней прощаться. Продавайте акции Sony.

Корпорация Sony, мировой лидер в производстве электроники, появилась на рынке фототехники сравнительно недавно, однако уже успела занять на нем весьма прочные позиции. В общем-то, это неудивительно, ведь стремительные технологические прорывы и рискованные маркетинговые ходы — обычная тактика компании, сформировавшаяся еще на заре ее деятельности.

Годом основания Sony принято считать 1946-й, когда в разбомбленном американскими самолетами Токио встретились бывшие коллеги по оборонному предприятию Акио Морита и Масару Ибука. Друзья выпили саке, поздравили друг друга с тем, что уцелели в войне, и тут же решили организовать какое-нибудь производство.

Первоначальный капитал партнеров был невелик: 84 500 иен, или 375 долларов по курсу того времени, большую часть которых Морита занял у своего отца, преуспевающего винокура. Этих денег оказалось достаточно для того, чтобы 7 мая на втором этаже полуразрушенного торгового центра заработала Tokyo Tsushin Kogyo — «Токийская телекоммуникационная инженерная компания», штат которой составлял 20 человек (все эти люди являлись бывшими сотрудниками все того же оборонного завода).

Акио Морита и Масару Ибука, основатели компании Sony

Первый магнитофон

Несмотря на громкое название, предприятие выпускало далеко не самые высокотехнологичные продукты: жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки, которыми приходилось торговать вразнос. На вырученные деньги Морита и Ибука скупали разнообразные иностранные электроприборы, хлынувшие в страну с приходом американских войск. Самое большое впечатление на инженеров произвел американский магнитофон с металлической магнитной лентой, на которую можно было записывать радиопрограммы. Быстро смекнув, что дорогая и тяжелая металлическая пластина — не самая удачная основа для магнитного покрытия, друзья задались целью разработать более совершенный носитель. В результате они додумались разрезать лист ватмана на узкие полоски и уже на них тонким слоем нанести магнитную краску. Нехитрая технология производства легкой и гибкой магнитной ленты была тут же запатентована, а в 1950 году «Токийская телекоммуникационная инженерная компания» выпустила первый японский магнитофон G-Type.

Первый японский магнитофон G-Type весил почти полцентнера

Сборка магнитофонов в цеху «Токийской телекоммуникационной инженерной компании», 1950-е годы

Творение оказалось сложным, громоздким и очень дорогим. Вряд ли оно получило бы распространение, если бы не неожиданный заказ из окружного суда: магнитофоны были тогда большой редкостью даже в США, и японское судебное ведомство, страдавшее от вечной нехватки стенографисток, было радо заполучить отечественные устройства для записи голоса. Продажа сразу 24 магнитофонов принесла предприятию 1 млн иен и уверенность в своих силах. В следующем году компания выпустила более совершенную модель магнитофона H, весившую всего 13 кг. Морита тут же отправил конструктора устройства Масао Курахаси в лекционное турне по стране — рассказывать о новых технологиях звукозаписи в учебных заведениях. А сам принялся убеждать чиновников из Министерства образования в необходимости устанавливать магнитофоны в школах. В конце концов под напором Мориты и впечатленных новинкой учителей чиновники сдались, и компания получила очередной массовый заказ на свою продукцию. И только третья модель магнитофона, Р, стала настоящим хитом продаж без всяких государственных заказов — не в последнюю очередь благодаря привлекательной цене и существенно облегченному управлению.

Первые радиоприемники на транзисторах пользовались небывалой популярностью

Транзисторы из Америки

В марте 1952 года Масару Ибука отправился в США, чтобы изучить применение магнитофонов в повседневной жизни, а заодно посмотреть, как налажено их производство в американских компаниях. Главным результатом этой поездки стала покупка у компании Western Electric лицензии на производство транзисторов. Эти полупроводниковые приборы, предназначенные для усиления электрического тока и управления им, были изобретены в Германии еще до войны, но инженеры пока смутно представляли, где именно их можно использовать. В то время как американцы рассматривали возможность применения транзисторов в военной технике, Ибука сконструировал на их основе… невинный бытовой радиоприемник. В отличие от своих громоздких собратьев, транзисторная модель была размером с толстую книгу и могла работать не только от сети, но и на батарейках. TR-2 — такое название дали новому устройству — стал первым по-настоящему портативным радиоприемником в мире.

Презентация прототипа бытового видеомагнитофона U-matic VTR

Микротелевизор Sony TV5-303

Недорогие легкие приемники, которые можно было брать с собой куда угодно, стали пользоваться бешеной популярностью, и Ибука решил расширить сферу применения транзисторов. В 1960 году он сконструировал на их основе маленький переносной телевизор с 8-дюймовым экраном, а спустя пять лет появился и первый видеомагнитофон, способный записывать телепрограммы на магнитную ленту. Оба эти устройства вышли уже под новой маркой, название которой звучало кратко и благородно: Sony.

Рождение звука

«Телекоммуникационная инженерная компания» окончательно сменила свое сложное имя в 1958 году. Акио Морита, который к тому времени стал отвечать за продвижение продукции компании, не без оснований уверял: «Чтобы закрепиться на мировом рынке, нам нужно другое название — простое, короткое, легкое для произношения и запоминающееся. А вместо иероглифов нужно использовать интернациональную латиницу». Например, американцы не могли произнести не только Tokyo Tsushin Kogyo, но и даже сокращение Totsuko — а продавать в США продукт, произведенный компанией с непроизносимым названием, было бы, мягко говоря, непросто. Сначала Морита и Ибука хотели сократить имя своего детища до трех букв — TTK, но тогда неизбежно возникли бы проблемы на внутреннем рынке. Ведь TTK очень похоже на TKK — японскую железнодорожную компанию. И тогда, порывшись в словарях, друзья выудили оттуда латинское слово sonus — «звук», которое, по их мнению, идеально отражало направление деятельности фирмы. Слегка модернизировав его, Морита и Ибука придумали слово sony, которому и суждено было стать международным именем компании.

Современный логотип Sony был утвержден в 1973 году

Первые логотипы Sony, появившиеся на радиоприемниках в 1955-м, представляли собой надпись, выполненную динамично наклоненным шрифтом. Через два года шрифт заменили на более спокойный и читаемый, и с тех пор в начертании слова Sony менялась лишь толщина букв. Последний вариант логотипа, который мы сейчас видим на продукции Sony, был утвержден в 1973 году.

Привычка удивлять

В 1968 году Sony учредила свою первую дочернюю компанию за рубежом — Sony UK Ltd. в Великобритании, в 1971-м представила первую в мире профессиональную кассетную систему звукозаписи, а в 1972-м получила свою первую (из пятнадцати последующих) музыкальную премию Emmy. О японской корпорации заговорили, в причинах ее успеха стали разбираться как конкуренты, так и студенты факультетов менеджмента и маркетинга крупнейших университетов.

Акио Морита представляет очередной мини-телевизор Sony, 1960-е годы

Масару Ибука и Акио Морита во время празднования 50-летия основания Sony, 1996 год

Сам же Акио Морита основными предпосылками для столь динамичного развития называл постоянное стремление выбирать крупные цели и ставить амбициозные научно-технические задачи. В своей книге «Сделано в Японии» он приводит простую схему такой тактики: «Сцена 1: на рынке еще отсутствует ныне всем знакомый продукт (транзисторный радиоприемник, переносной телевизор, бытовой видеомагнитофон). Сцена 2: специалисты утверждают, что такой товар никому не нужен. Зачем делать маленький приемник, если у большого звук лучше? Зачем нужен телевизор с малым экраном в больших комнатах американских домов? Кому понадобится видеомагнитофон при изобилии интересных и разнообразных передач, идущих по многочисленным телепрограммам?»

«Сцена 3: лидер фирмы четко объясняет философию новинки — транзисторный приемник последует за хозяином в любое место; Walkman, первый в мире карманный аудиоплеер, заменит грохот и шум большого города той музыкальной средой, которую вы выбрали сами; видеомагнитофон ликвидирует тиранию телекомпаний, заставляющих всех смотреть передачи только в то время, когда они транслируются. Сцена 4: инженеры Sony берутся за дело и решают сложную задачу, производственники обеспечивают безупречное качество, а отделы сбыта — оглушительный рыночный успех новинки».

Компания Sony не раз представляла передовые форматы видеозаписи. Во многом благодаря ей появилось такое понятие, как «видео с высоким разрешением»

От видео к фото

Применяя описанную Моритой тактику, к середине 1970-х Sony cтала крупнейшим мировым производителем разнообразной электроники, от мелкой бытовой техники до компьютеров и профессиональных стереосистем. Не в последнюю очередь благодаря Sony стали активно развиваться видеотехнологии, практически полностью вытеснившие кинокамеры с любительского рынка. А разработанные компанией системы видеозаписи с высоким разрешением оказали значительное влияние даже на кинематограф. Однако компания долгое время не обращала внимание на еще один прибыльный сегмент рынка — производство и продажу любительской фототехники. Это упущение было ликвидировано в 1981 году, когда Sony cовершила не просто прорыв на рынок, а настоящий переворот в фототехнике, представив цифровую зеркальную камеру Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), с появления которой и принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии. За регистрацию изображения в этом аппарате отвечал CCD-cенсор размером 10 х 12 мм, в котором умещалось 0,28 мегапикселей. Сформированные матрицей изображения сохранялись в аналоговом NTSC-видеоформате на специальном гибком магнитном диске, напоминавшем современные floppy-диски. Диск был перезаписываемым, на нем умещалось до 50 кадров, оставалось и место для звуковых комментариев.

Sony Mavica, 1981 год

Технически Mavica являлась продолжением линейки телевизионных видеокамер Sony на основе ССD-матриц, просто результатом ее работы был не видеопоток, а статичные картинки, стоп-кадры, которые можно было просматривать на экране телевизора или монитора. В остальном Mavica была полноценной зеркалкой с привычным видоискателем и оригинальным байонетом под сменные объективы, представленные одновременно с камерой: 25 мм f/2, 50 мм f/1.4 и зум 16-65 мм f/1.4.

Sony ProMavica MVC-2000 поставлялась только на заказ в комплекте со специальным дисководом

Наделав много шуму и записавшись в пионеры цифровой фотографии, Sony успокоилась и забыла о зеркальных фотоаппаратах на двадцать с лишним лет. В 1986 году фирма представила большую камеру ProMavica MVC-2000, оснащенную 0,38-мегапиксельным CCD-сенсором с диагональю 2/3 дюйма и великолепным несменным зум-объективом 48-288 мм с постоянной светосилой f/1.4. Модель лишилась зеркала и пентапризмы, а ее конструкция, да и внешний вид, стали еще больше напоминать видеокамеру — однако это все-таки был фотоаппарат, способный отрабатывать выдержки в диапазоне от 1/15 до 1/1000 с. К камере прилагался специальный портативный дисковод для магнитных дисков, облегчающий просмотр сделанных снимков на экране телевизора. Это очень интересная для своего времени модель стоимостью $3395 так и не поступила в широкую продажу, а поставлялась лишь на заказ в качестве пробного камня, с помощью которого предполагалось изучить спрос на подобные устройства.

Sony Mavica MVC-C1 и Сanon RC-250 XapShot, 1988 год

Спрос был невелик, и специалисты Sony, полагая, что время профессиональных цифровых фотоаппаратов еще не пришло, сконцентрировались на разработке более простой и дешевой потребительской модели. Результатом их усилий стало появление в 1988 году сразу двух моделей — Mavica MVC-C1 Personal Camera и MVC-A10 Sound Mavica стоимостью $230 и $350 соответственно. Обе камеры оснащались матрицами в 2/3 дюйма с разрешением 0,28 Мп и светосильными объективами с фокусным расстоянием 15 мм. Снимать можно было только при значении светочувствительности 80 ISO в диапазоне выдержек от 1/60 до 1/500 с. На магнитный диск можно было записать 25 фотографий, а модель MVC-A10 Sound Mavica к каждому снимку позволяла записать еще и десятисекундный комментарий. Камеры получились вполне жизнеспособными, но отнюдь не революционными: в том же году схожие по функциям и даже дизайну серийные модели выпустили компании Canon и Konica, а Pentax представил прототип очень похожей камеры EI.

Оптика Carl Zeiss cтояла уже на первом Cyber-shot, появившемся в 1996 году

Киберснимки

В 1996 году Sony выпустила цифровую фотокамеру весьма любопытной конструкции: модуль со встроенной вспышкой и 35-миллиметровым объективом мог поворачиваться на 180 градусов относительно основного корпуса. Это был аппарат абсолютно новой электронной формации, что подчеркивало его название — Sony Cyber-shot F1. Cнимки с разрешением 640 х 480 пикселей записывались уже не на магнитный диск, а на миниатюрную карту памяти — и главное, их можно было сразу просмотреть на 1,8-дюймовом дисплее и, если какие-то из них не понравились, тут же удалить. Эта модель стала родоначальницей знаменитого семейства камер Cyber-shot, благодаря которым компания Sony через несколько лет оказалась в числе лидеров рынка любительской фототехники.

2-мегапиксельная камера Cyber-shot F505 необычной конструкции стала прародительницей всех последующих «псевдозеркалок» Sony, вплоть до модели Cyber-shot R1

В 1999 году появилась серьезная модель Cyber-shot F505, у которой довольно внушительный по размерам зум-объектив Vario-Sonnar от Carl Zeiss мог двигаться вниз или вверх относительно корпуса камеры. Эволюцией этого отнюдь не компактного фотоаппарата можно в какой-то степени считать все последующие «псевдозеркалки» фирмы, вплоть до 10-мегапиксельной Cyber-shot R1, выпущенной в 2005 году. Все ждали от компании, освоившей производство столь серьезных аппаратов, следующего шага — выпуска полноценной цифровой зеркальной камеры. Но предпосылкой к этому важному этапу в истории Sony послужило событие, в прямом смысле слова потрясшее весь фотомир: в феврале 2006-го компания KonicaMinolta объявила о своем уходе с фоторынка. Надо сказать, что компании Konica и Minolta, объединившиеся только в 2003 году, считались корифеями японского фотопроизводства. Первая стала выпускать форматные камеры на Японских островах еще в XIX веке, вторая начинала с разработки среднеформатных фотосистем, аналогов немецких Rolleiflex, в 1920-х. Позже Konica сконцентрировалась на выпуске дальномерных камер, фотопленки, бумаги и систем фотопечати, тогда как Minolta активно включилась в производство зеркальных фотоаппаратов и оптики, завоевав доверие не только любителей, но и профессиональных фотографов во всем мире. А в начале 2006 года уже объединенная компания KonicaMinolta вдруг неожиданно объявляет о свертывании фотопроизводства и передаче всех технологических наработок в этой области корпорации Sony! Последнее дополнение как-то потерялось на фоне шока, испытанного многочисленными приверженцами фотосистемы Minolta. А ведь это известие означало одно: очень скоро им придется потратить немалые суммы, чтобы перейти на другую систему.

Но не успело пройти всеобщее изумление, как в июне этого же года Sony представила свою 10-мегапиксельную любительскую зеркальную камеру А100, а спустя полтора года выпустила и полупрофессиональную модель А700. В характерном угловатом дизайне и обилии разнообразных механических узлов управления новых зеркалок чувствовалось наследие Minolta. В остальном же камеры получились отнюдь не консервативными: инженеры начинили их современнейшими электронными системами, позволявшими вести успешную борьбу за самого требовательного потребителя на полях рыночных сражений. Одновременно с камерами, которые унаследовали от Minolta и тип байонета , было представлено несколько зум-объективов Sony, а также целый парк высококлассной оптики Carl Zeiss, легендарного немецкого концерна, с которым японская корпорация тесно сотрудничает с 1995 года. Сегодня Sony с завидной регулярностью выпускает на рынок разнообразные цифровые камеры — от изящных компактных моделей до полупрофессиональных зеркальных аппаратов — и вот-вот примерит на себя лавры самого плодовитого и энергичного фотопроизводителя в мире.

Все знают какое влияние компания Sony оказала на нашу жизнь. Движимая идеей не занимать, а создавать новые рынки, Sony сыграла роль первопроходца и на долгое время заняла лидирующую позицию в секторе, который мы сейчас называем «бытовой электроникой».

Владея звукозаписывающей маркой Sony Music Entertainment, киностудиями Columbia Pictures и TriStar Pictures, а также полным архивом фильмов компании MGM, а это Джанго освобожденный, Человек паук, Ярость.

Sony стала стартовой площадкой для таких знаменитых артистов, как Элвис Престли, Бритни Спирс, AC/DC. Не всякая компания может похвастаться такой внушительной коллекцией звезд.

Сотрудники Сони рассказывали, что когда то руководство компании выделяло основное рабочее время исследованиям рынка, разработке новых продуктов и лишь часть оставшегося времени выделялось финансам.

Но как начинала Sony в эпоху послевоенного положения и кем были ее основатели — японцы Масару Ибука и Акира Морита?


Акира Морита, со основатель компании Sony, обедал, когда пришла весть об атомной бомбардировке Хиросимы. Это событие послужило переломным моментом участия в войне Японии. Акира все понимал и благодаря, этому начал задумываться о создании своей компании.

Морите было тогда 24 года. Он уже успел окончить Имперский Осакский университет и его приняли в межотраслевую группу ученых и инженеров, задача которой заключалась в совершенствовании оружия с тепловой головкой самонаведения и ночных прицелов.

Власти надеялись, что благодаря новым разработкам оружия Японии удастся одержать победу в войне, но из-за Хиросимы и Нагасаки Япония потеряла все надежды на плодотворное продолжение военных действий. По сути демократия в лице США одержала верх в этой борьбе. Для Японии все было потеряно, время истекло.

Во время службы Акира обратился к руководству своей части с довольно хитрой просьбой. Он попросил переселить его из военных казарм в общежитие института, в который он ездил каждый день для проведения исследований. Ему дали разрешение и отпустили.

Так, в течение нескольких месяцев, в то время как другие переживали тяжелые времена, будущий создатель Sony Акира Морита жил в том же доме, который родители снимали для него, когда он был студентом и раз в неделю должен был посылать отчет о проделанной работе. Это позволяло вести научные исследования наиболее удобными темпами, и, разумеется, продолжать учебу.

Детство Акиры Мориты

Впервые Акира познакомился с деловым миром в 10 лет, когда отец взял его на свою сэкаварню – аналог вино-водочного завода в Европе и России. Акира сидел на переговорах рядом с отцом и усваивал основы «правильного менеджмента». Уже в 10 лет Акира мог проводить деловые переговоры и общаться с представителями бизнес элиты Японии.


Морита говорил, что ему это даже стало нравиться и что тот опыт очень помог ему в дальнейшем.

Семья Мориты была богатой. Бизнес по производству сакэ был у его семьи уже не первое поколение. Сакэ – национальный напиток, можно даже сказать сакэ в Японии, как водка у нас в стране. Все любили этот напиток. Деду Акиры даже успели поставить памятник в центре города где он жил за столь полезное дело. А у нас интересно ставили памятник владельцу вино-водочного завода? И если поставят, как на это отреагируют жены мужей, которые любят в пятницу вечером выпить по 0,5 этого чудесного напитка, от которого просто башню сносит до потери не только бодрости духа но и человеческих качеств?

Один из родственников Мориты был инженером. Когда Морита услышал, что он сам сконструировал радиоприемник ему очень захотелось его увидеть. Как только Морита туда пришел, он уже не мог уйти от туда. Его туда тянуло словно электрическим магнитом. Он нашел свое призвание. Дело дошло даже до того, что успеваемость Мориты в школе стала падать и его мать не раз вызывали в школу для разговоров на эту тему. Увлечение радиотехникой в столь юном возрасте несомненно дало свои плоды, не только Акире, как владельцу транснациональной корпорации, но и нам, обычным серым людишкам. Сколько удобных и практичных гаджетов мы смогли благодаря этому получить, это просто неописуемая радость!

Япония была охвачена военной лихорадкой

Япония в то время была охвачена страшной военной лихорадкой. Многие были настоящими фанатами императора, готовы были с радостью идти на смерть, чтобы отстоять честь Японии и имя правителя. Немного наминает ситуацию в Советском Союзе времен Сталина, неправда ли? Фанатизм, тюрьма просто за неосторожно сказанное «оскорбительное» слово в сторону капитализма. Или может быть даже в сторону мнимой демократии или что еще интереснее национализма? Как у Гитлера! Это было ужаснейшее время, слава Богу что оно прошло и надеюсь никогда такого не повториться. Теперь понятно в какой атмосфере Акира Морита получал свое мужское воспитание и насколько трудно было в таких условиях создать фирму, да еще и такую крупную.

Мы постоянно слышали вопли о том, что красные - это опасность и угроза Японии и только фашисты могут защитить нас от них. Действия японских вооруженных сил, вторгшихся в Китай, всячески превозносились.
В течение всех этих лет в нас воспитывали отношение к Советам как к потенциальному врагу и твердили о возможности войны с Советским Союзом. Однако, самый сокрушительный удар Японии, как ни странно, нанесли Американцы.

Полицейские рыскали по стране, арестовывая людей по малейшему подозрению в том, что они недостаточно лояльны, покорны или почтительны к власти. Кондукторы троллейбусов, проезжая мимо императорского дворца в Токио, объявляли пассажирам, когда им всем надлежало поклониться. Школьники должны были кланяться, когда мимо них проносили синтоистские алтари со словами императора.

В одной из версий конституции даже провозглашалось, что император – прямой потомок богини солнца Аматэрасу, а потому его особа священна и неприкосновенна. Так он стал верховным богом государственного синто.

«Япония – это страна богов, — внушалось людям, — и камикадзе (ветер богов) будет дуть там, где бедствие». Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений морской авиации, в которых все до одного были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны.

Большинство молодых людей эта атмосфера слепой веры и беспрекословного повиновения захватила. Все до единого были готовы умереть за императора. Но, к счастью, многим так и не удалось предварить свое желание в жизнь. За то, что им не была дана такая возможность они в дальнейшем были только благодарны.

А причем здесь политика и религия

Возможно ты, уважаемый читатель спросишь, а причем же здесь политика, война и даже религия? А связь здесь прямая. Где есть крупные средства, там появится и те кто захочет их положить себе в карман. Это могут быть мелкие жулики, как в нашей стране в девяностые, так и рыбы покрупнее, например целые преступные группировки.

Отсюда и появляются в Японии множество кланов якудзы. Однако самая крупная рыба – это можно сказать нечестивые на руку представители власти: губернаторы, мэры и жуликоватые заместители этих личностей. Кто становился вожаком стаи в древности или даже сейчас в стаях у животных, кто имеет право выбора самки первым? Самый сильный. Вот именно и в нашем якобы «человеческом» мире, мире демократии и «равенства» действуют точно такие же правила. Хоть они и скрыты под покрывалом пафоса, гламура, лжи и пустых слов, правила поведения человека в обществе определяются именно этим, а если еще точнее — силой.

Сила же может быть не обязательно физической, под силой нужно понимать те преимущества, которые есть у человека перед другими членами общества. Это могут быть деньги, ум, хитрость, нужные знакомства и т.д.

Но причем же здесь религия? Человек в течении своей жизни всегда ищет что то лучшее, ищет счастья. Что как не истинный Бог может принести это счастье и довольство жизнью? Однако в мире религия можно сказать используется не для построения счастья, а для контроля человечества. Не совсем по назначению конечно. Отсюда и вытекает такое большое количество религий. Ложная вера всегда была очень эффективным средством, оружием в руках лживых и продажных диктаторов, которое приносило очень хорошие плоды. Однако поистине хорошо было конечно же не всем, а только тем кто стоял у руля этой веры. Хорошо ли было летчикам камикадзе, которые с радостью готовы были отдать свою жизнь, чтобы «божественный» император Хирохито получил в свои руки еще один остров или кусочек России, например? Не думаю, это была лживая радость. Фанатичная. Но это работало.

И кто же друзья будет самым крупным и самым сильным «бандитом» в любой стране? Конечно же это главы правительства. И кто сможет наказать, разбить или даже полностью уничтожить очень сильных преступников, например преступную группировку Правый Сектор, которая сейчас ведет деятельность на территории Украины, а в России уже признана экстремистской? Кто может противостоять им? Бэтмен, скажет молодой читатель, это сможет сделать только Бэтмен! Но нет, как раз таки с этой задачей очень хорошо справляется правительство, наделенное соответствующей властью.

Сила их выражается не в физическом плане, а измеряется властью. Полной властью. Именно они могут позволить себе убивать человека безнаказанно, брать чужое и при этом оставаться чистыми в глазах своего народа. Посмотрите на Украину. Делают что хотят, а наказать виновников никто не может, почему-то. Делай выводы уважаемый читатель.

У Сони же были очень большие возможности, а так же и крупные обороты капитала. Где есть деньги, там будут и те, кому они нужны, как мы узнали. К тому же сам Акира Морита – основатель компании не скрывает что у них была довольно крепкая опора в лице правительства Японии. Об этом будет описано немного ниже.

Во время службы Морита старался рассуждать логично. Акира Морита был тепло принят на военном объекте где нес службу. Объект находился в тропической части Японии куда часто приезжали для съемок фильмов. Противник даже и не догадывался, что там может быть военная база. Именно поэтому Морита и сказал своим подчиненным следующие слова:

Согласно уставу ВМС мы должны вскакивать всякий раз при сигнале тревоги, надевать форму и бежать к огнетушителям, но поскольку возможность того, что это место будут бомбить, почти исключена, я не буду будить вас, даже если раздастся сигнал о воздушном нападении.

Всем эти слова понравились. Кому хотелось каждый день вскакивать в 3 часа ночи при сигнале тревоги? Хорошее отношение подчиненных было пусть и не совсем законным методом, но было завоевано.

Кто-нибудь, вероятно, в душе противился этим бесчеловечным приказам, и таких людей было много, но показывать свое недовольство было опасно. Несогласных «перевоспитывали» в специальных лагерях, а тех, кто продолжал сопротивляться, направляли на самые тяжелые работы. Все левые и коммунисты были брошены в тюрьмы.

Однако после 1945 года, когда на японские города Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы, император Хирохито признал поражение в войне, и в один миг из «божественного» и якобы непобедимого правителя превратился в простого смертного.

Когда император говорил с народом и совершил после войны поездку по стране, выступая в роли символа нации, почитаемого отца страны, а не бога, к людям начал возвращаться здравый смысл. Теперь, когда война окончилась, казалось, что страна перенесла гигантское стихийное бедствие.


Я помню, что перед отъездом в отпуск я объявил своим товарищам и офицерам, что возможно, война закончится, пока я буду в отъезде. И если командование ВМС, прикажет нам совершить массовое самоубийство. Я в таком случае не вернусь и не буду вместе с ними выполнять последний приказ.
Это вовсе не было шуткой, и офицеру императорского японского флота, наверное, не следовало говорить это своим начальникам. Однако я не мог этого не сказать.

Тайны Мориты и Ибуки. Сделки с правительством Японии

Масару Ибука и Акира Куросава вместе «сделали» компанию Sony. Первое знакомство между ними произошло на военном объекте, где служил Морита. Масару Ибука был вольнонаемным инженером-электронщиком. У него на тот момент уже была своя компания с 1500 работниками. Масару был старше Акиры на 13 лет.

Еще будучи студентом, Масару Ибука защитил свои первые патенты. Однокурсники рассказывали, что он просто фантанировал оригинальными идеями, его уже тогда считали гением.


Потом в жизни Ибуки была дипломная работа, которая была признана изобретением и даже получила приз на Всемирной выставке в Париже. Юный изобретатель тут же получил приглашение от компании, производящей светочувствительные материалы. Увлекшись оптикой и электроникой, к началу Второй мировой войны Ибука основал собственную компанию, которая занималась разработкой аппаратуры по заказу военного ведомства Японии.

В офисе “Компании точных инструментов Японии” в городке Йокосуко Ибука и его помощники конструировали приборы на основе инфракрасных датчиков, разработанных самим Масару.

Практически сразу после демобилизации Акира получил письмо от своего бывшего преподавателя физики, который помогал Акире советами во время учебы в колледже. Он просил приехать Мориту в Токио для работы в Технологическом университете.

Проблемы его заключались в нехватке грамотных преподавателей. Он приглашал Мориту настойчиво и не зря как оказалось. Морита принял приглашение своего наставника и решил переехать в Токио. Это была единственная возможность, которая позволяла заниматься физикой.

Еще когда Акира Морита находился дома, ему удалось восстановить контакты с Ибукой. Он писал, что открывает в Токио новую лабораторию. Получив согласие родителей на переезд, Морита уехал.

Находясь в Ногано, слушая радиопередачи на короткой волне Морита понял, что война проиграна. Именно поэтому Морита заговорил с Ибукой о том чем можно будет заняться в мирное время.

Большим качеством Ибуки были его знакомства и связи. Его зятем был заместитель премьер министра Японии – Тамон Маэда. Что наиболее интересно, это то, что премьер министр сразу же после окончания войны оказался мертвым. Официальная версия – самоубийство. Так вот именно Тамон Маэда и был секретным источником информации для Масары Ибуки.

Компания Ибуки называлась «Ниппон сокутэйки», или «Японская компании точных инструментов», и на его заводе в префектуре Нагано работали 1500 человек, выпускавших небольшие механические элементы, регулирующие частоту колебаний в приборах радиолокаторов.

Эти компоненты должны были давать колебания с частотой ровно 1 килогерц, и Ибуки пришла в голову остроумная мысль: нанять студентов музыкальных учебных заведений, обладавших тонким слухом, чтобы проверить точность этих элементов путем сравнения последних с простым камертоном, делающим тысячу колебаний в секунду. Одиноко, это было до войны. Сейчас была совершенно противоположная ситуация.

У Ибуки тогда были довольно скудные финансовые возможности и все его ресурсы помещались у него в кармане.

НоИбуки, — небольшая группа энтузиастов — проводила совещания в гнетущей обстановке сгоревшего универмага и на протяжении многих недель пыталась выяснить, чем следует заняться новой компании, чтобы раздобыть деньги и пустить их в оборот.

Первым продуктом новой компании должна была стать электрическая рисоварка. Впрочем, хотя было создано много опытных образцов, ее производство до конца так и не наладили. Это был простой деревянный чан, на дне которого уложили спиральные электроды.

У Маэды был друг в крупнейшей газете Японии «Асахи симбун», и этот человек, Рюдзо Кадзи, вел постоянный раздел под названием «Синий карандаш». В те дни газета «Асахи симбун» из-за нехватки газетной бумаги печаталась всего на одном листке. Статья, опубликованная 6 октября 1945 года, оказала новой компании ценную помощь.

По счастливому стечению обстоятельств, Акира купил этот выпуск газеты от 6 октября. Поняв что Ибуке не помешает помощь, сразу же написал ему письмо, где говорил, что готов помогать ему в новом деле и оказывать поддержку. И что самое главное — он хочет встретиться с ним в Токио.

Ибука же в ответном письме сразу предупредил, что находится в довольно скудном положении и что он платит своим сотрудникам из своего кармана, то есть работает в убыток. Предупредив друга, всё же пригласил его и написал что с радостью познакомит его с новой компанией.

Так как Акира понимал финансовое положение друга и что Ибуке будет трудно платить ему полную заработную плату он все еще продолжал работать преподавателем в институте. Благодаря жалованию преподавателям Акира с Ибукой уже могли сводить концы с концами.

Мы с Ибукой долго говорили о создании нашей собственной компании - мы оба задумались об этом вскоре после нашей первой встречи,- и в марте 1946 года мы решили окончательно сделать это, когда продумаем все до конца.

Морита, работая преподавателем и получая заработную плату у государства, стал работать у Ибуки за пол ставки, все еще продолжая думать о создании собственной фирмы.

В Японии считалось весьма серьезным делом забрать сына, особенно старшего, из дома и семьи, и поместить его в новую семью или в новый бизнес, как в нашем случае. Традиционно в Японии старший сын в семье отвечал за дела семьи после смерти отца и должен был выполнять его обязанности. Мориту готовили как раз для этого.

Я действительно переходил в другую семью и брал на себя другие, совершенно иные обязательства.

После знакомства с родителями Мориты, Ибука и Маэда рассказали его отцу о новом предприятии и о своих планах, добавив, что Акира им абсолютно необходим в этом новом деле. Отец Акиры был готов к подобной просьбе. Он видел, сын не имеет сильного желания к семейному бизнесу – производству алкоголя. Он его отпустил. Место Акиры занял его младший брат.

Спустя месяцы после ухода с работы Акира Морита всё так же продолжал получать уведомления о выплате заработной платы. Что самое интересное зарплата, благодаря ежемесячным надбавкам на инфляцию увеличивалась. Акира и Ибука были очень рады этим средствам, так как эти деньги служили хоть какой-то опорой.

Я был рад этой субсидии, пока мне ее платили, потому что в те дни наша компания не отличалась еще финансовыми успехами.

Официально Морита и Ибука зарегистрировали «Токио цусин когё», в дальнейшем переименованную в Sony, 7 мая 1946 года.

В те дни в финансовом отношении сводить концы с концами им позволяли двигатели и звукосниматели, аналогов которых на рынке тогда еще не было.

Экономика в Японии настолько была подавлена, что на улицах города случалось видеть даже повозки, запряженные ослами.

В военное время были популярными сделанные в Германии проволочные магнитофоны и Ибука поставил себе целью произвести совершенно новый товар для Японии – проволочный магнитный магнитофон. В университете Тохоку на севере Японии даже проводились научные эксперименты по производству намагниченной стали для этих магнитофонов.

Ибука нашел поставщика этой стальной проволоки – «Сумитомо Металз», но компания не проявила большего интереса к мелкой компании. Поэтому пришлось забыть об идее производства звукозаписывающей аппаратуры. Но только на время. Морита и Ибука с лихвой наверстали упущенное создав несколько десятилетий спустя первый пленочный аудиомагнитофон и первый портативный аудиоплеер Walkman.

Однако было бы странно, если бы Акира Морита и Масару Ибука постоянно были в черной дыре финансовых убытков. Первый успех был достигнут после того как Японцы решили реанимировать Японскую радиовещательную компанию NHK – японский аналог Би-Би-Си. Им нужно было новое оборудование, например микшеры и другая аппаратура для радиовещания. Ибука с подобного рода техникой был очень хорошо знаком.

Случайно или нет, но здесь опять появились влиятельные знакомые Ибуки. Его друг Сигео Сима отвечал за ликвидацию ущерба причиненного технике NHK.

Когда Сима приехал в лачугу на Готеняме – офис компании Мориты и Ибуки, генерал, с которым он приехал был поражен нищенской обстановкой и примитивностью. Он даже потребовал, чтобы в каждом помещении поставили емкости с песком, для предотвращения пожара.
Рекомендации американскому генералу, который за все это отвечал, сделали свое дело. Контракт был передан Ибуке.

Разоблачение лжи и вся правда об основании Sony

А теперь, дорогие друзья рассмотрим некоторые подробности основания Sony более внимательно. Откроем как раз таки факты, о которые уже давным давно в свободном доступе, да и к тому же описаны они одним из со основателей компании в мемуарах.

Акира Морита пишет в своей книге «Сони: Сделано в Японии», что зятем Масары Ибуки был Тамон Маэда. А Тамон Маэда был заместителем премьер министра Японии. В свою очередь если почитать о премьер министре, то можно узнать что этот премьер после Второй мировой войны был признан предателем и покончил жизнь самоубийством. Это уже непроизвольно наталкивает на мысли, что у них там что то было не совсем так, как нам рассказали.

Если из этого делать выводы, то вполне логично, что заместитель должен знать о всех важных делах своего начальника. А этим заместителем или помощником премьера и был как раз Тамон Маэда, который из всей этой истории выбрался уже живым, что немаловажно, но так же свободным и не объявленным врагом государства.

Когда Акира Морита поехал к своему отцу для того, чтобы получить разрешение для продолжения начатого дела, он приехал не один. Вместе с ним приехал Масару Ибука и Тамон Маэда. Если взять во внимание, что у Ибуки и Мориты были очень влиятельные знакомые из высших слоев власти, то по сути становится довольно логичным, как они смогли продавать свою аппаратуру практически во все страны мира.

У отца Акиры была своя сэкэварня, аналог винодельни в Европе. К тому же фирма не маленькая. Семья Морита были практически монополистами в довоенное и послевоенное время в производстве и продаже сакэ по всей Японии. Сакэ это аналог нашей водки, а водку у нас можно сказать любили так же пить, как и сакэ в Японии. Деду Акиры даже успели поставить памятник как видному деятелю за все это.

Поэтому вполне логично, почему один из первых людей в государстве, а именно Тамон Маэда, отправился просить у отца Мориты разрешения для полного привлечения сына в новую компанию. Примерно такая же ситуация была бы, если бы премьер министр нашей страны – Дмитрий Медведев поехал бы договариваться с Абрамовичем, чтобы он дал разрешение сыну на новую деятельность.

Ну и конечно же, как могут идти дела у новой фирмы, если все сделки компании контролирует второе лицо в государстве – Дмитрий Медведев? Конечно же все будет великолепно!

Да, Сони многое сделала для современного мира, первый портативный плеер, первый цветной телевизор, компакт диски и тд. Но Сони не нужно сравнивать с стартапами, у которых за спиной не было влиятельной руки, которая подталкивала бы их и вкладывала бы в них довольно крупные средства.

У них как раз таки все это было! Потому-то может мы и видим сейчас, да и несколько десятилетий назад видели такое большое количество качественной профессиональной и домашней мультимедийной аппаратуры.



Loading...Loading...