Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. Каменные сосуды

Из меди и драгоценных металлов выковывали также древние сосуды. Кувшин с приклепанным изогнутым носиком встречался нам уже, только вылепленный из глины, в погребениях герцейской культуры; на палетке Нармера изображен человек, несущий такой же кувшин.

Тип кувшина с припаянным прямым носиком, по-видимому, появляется несколько позднее, но он уже известен в эпоху III династии. У чаш для придания им большей устойчивости иногда делали слегка вогнутое дно, отчего с внутренней стороны получался небольшой умбон.

Изготовление каменных ваз стало теперь носить характер массового производства, но наиболее употребительным материалом были алебастр и базальт, как в амратской культуре и культуре Маади; крапчатые породы камня, предпочитаемые герцейцами, употреблялись реже. При изготовлении сосудов для царей применялись даже горный хрусталь, обсидиан и лазурит. Фактически все формы металлических и керамических сосудов, даже кувшины с носиками, искусно воспроизводились из камня. Редкое явление, характерное, по-видимому, лишь для протодинастического периода, представляют прямоугольные вазы, состоящие из двух или трех углублений, выдолбленных в параллелепипедо-образном куске алебастра, вдоль верхнего края, которого просверлены отверстия для прикрепления крышки.

Этот тип сосуда пользовался широким распространением в Шумере, Эламе и на Крите, и предполагается, что египетский образец из Абусир эль-Мелека был вывезен из Эгейского мира.

Фаянс, употреблявшийся для производства бус и амулетов, используется теперь также для изготовления сосудов, моделей лодок и других предметов.

Керамическая посуда также становится предметом массового производства, но изготовляется она еще без помощи настоящего гончарного круга. Большая часть сосудов представляет собою грубые горшки из глины с примесью соломы красного или желтовато-серого цвета. Многие формы, этой грубой посуды находят своих предвестников среди маадийских типов керамики. Но грубая чаша со срезанным наискось краем, имеет аналогии в Месопотамии. Конечно, состоятельные лица пользовались теперь сосудами из камня и металла. Но даже в царских гробницах мы находим тонкую красную керамику, включающую кубки на поддонах и (в эпоху III династии) круглодонный остро-реберный горшок с узким отверстием, окруженным налепным валиком или очень короткой шейкой, напоминающий древние сосуды из мегалитических гробниц в Испании и на Британских островах.

Почти вся глиняная посуда эпохи древних фараонов не орнаментирована, за исключением нескольких ваз эпохи I династии, покрытых настоящей глазурью, и сосудов, украшенных все в том же стиле герцейской расписной керамики. Можно еще назвать небольшую группу кувшинов с ручкой, украшенных узорами, нанесенными блестящей краской. Конечно, некоторые из них сделаны в Египте, но большинство, очевидно, было либо привезено из Сирии или Палестины, либо изготовлено в Египте сирийскими гончарами, так как по форме и технике производства они находят полные аналогии среди сирийской керамики «II периода ранней бронзы». Встречающиеся в гробницах эпохи I династии кувшины веретенообразной формы, сделанные из крепкой красной глины, так называемая «металлическая» керамика, были, по-видимому, также привезены из Сирии или Палестины в качестве тары для оливкового масла.

То же самое можно сказать и о керамике с орнаментом, нанесенным путем проведения гребенчатым штампом по облицовке древнего сосуда, фрагменты которой были найдены в абидосском могильнике. Наконец, несколько сосудов из розоватой глины с поверхностью, частично покрытой красной ангобой и украшенной нанесенным с помощью лощила решетчатым орнаментом, были, по-видимому, изготовлены в Палестине или Финикии, где такая «лощеная керамика с решетчатым орнаментом» имела широкое распространение во II период ранней бронзы.

Изделия из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый ранний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного листа – по сегодняшним меркам это просто экстраординарный подвиг древнего мастера.

Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, «полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного изготовления (справа).

Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания – менее 3,8 мм 2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси).

Подобные технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните – практически невозможно.

В Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к центру «вазы». Это древний образец удивительного мастерства.

На этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так называемой пирамиды Джосера), которая, как сегодня считается, является самой древней каменной пирамидой Египта. Она – первая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее окрестности – уникальное место по количеству найденных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза.

Многие из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с именами правителей самого раннего периода египетской истории – от преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму, трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего, эти «граффити» были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе оказался их последующим владельцем.

На снимках – общий вид восточной стороны Великой пирамиды в Гизе с укрупнением плана. Квадратом выделен участок базальтовой площадки со следами применения распиливающего инструмента.

Обратите внимание, что следы распила на базальте четкие и параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального «рыскания» полотна. Невероятно, но, кажется, что распиливание базальта в древнем Египте было не очень трудоемким делом, ибо мастера с легкостью позволили себе оставить лишние, «примерочные» следы на скале, которые при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и сил. Такие «примерочные» распилы – не единственные здесь, несколько подобных следов от устойчивого и легко режущего инструмента можно найти в радиусе 10 метров от этого места. Наряду с горизонтальными имеются и вертикальные параллельные борозды (см. ниже).

Недалеко от этого места мы можем увидеть также пропилы (см. выше), проходящие по камню, что называется, вскользь, по касательной линии. В большинстве случаев заметно, что эти «запилы» имеют чистые и гладкие, последовательно параллельные борозды, даже в самом начале контакта «пилы» с камнем. Эти следы в камне не демонстрируют никаких признаков неустойчивости или колебания «пилы» , которые могли бы ожидаться при распиле длинным полотном с продольно-возвратным ручным ходом, особенно при начале распила в столь твердом камне как базальт. Есть вариант, что в данном случае была срезана какая-то выступающая часть скалы, выражаясь проще, «бугор», что весьма труднообъяснимо без большой начальной скорости «врезания» лезвия.

Еще одна интересная деталь – использование в древнем Египте такой технологии как сверление. Как писал еще Петри, «высверленные каналы варьируют в пределах от 1/4 дюйма (0,63 см) до 5 дюймов (12,7 см) в диаметре, и биением от 1/30 (0,8 мм) до 1/5 (~5 мм) дюйма. Наименьшее же отверстие, найденное в граните, имеет диаметр 2 дюйма (~5 см)».

Сегодня уже известны высверленные в граните каналы до 18 см в диаметре (см. ниже).

Показанное на снимке гранитное изделие, высверленное трубчатым сверлом, демонстрировалось в 1996 году в Каирском музее без какой-либо сопровождающей информации и комментариев сотрудников музея. На фотографии хорошо видны круговые спиральные бороздки на открытых участках изделия, абсолютно идентичные друг другу. Характерный «вращательный» рисунок этих каналов, кажется, подтверждает наблюдения Петри о методе удаления части гранита путем предварительного высверливания своеобразной «цепочки» из отверстий.

Впрочем, если приглядеться к древним египетским артефактам, то становится понятно, что сверление отверстий в камнях, даже самых твердых пород – не составляло для египтян какой-либо серьезной проблемы. На следующих фотографиях вы видите каналы, сделанные предположительно методом трубчатого сверления.

В большинстве гранитных дверных проемов в храме Долины, расположенном около Сфинкса, хорошо заметны каналы от трубчатого сверла. Синие круги на плане справа показывают расположение отверстий в в храме. При строительстве храма отверстия использовались, видимо, для крепления дверных петель при навешивании дверей.

На следующих снимках можно рассмотреть еще нечто более впечатляющее – канал диаметром порядка 18 см, полученный в граните с помощью трубчатого сверла. Поражает толщина режущей кромки инструмента. Невероятно, чтобы это была медь – при имеющейся толщине торцевой стенки трубчатого сверла и предполагаемом усилии, приходящемся на его рабочую кромку, это должен быть сплав невероятной прочности (на снимке показан один из каналов, открывшийся при расколе гранитного блока в Карнаке).

В самом сердце горного Лаоса, в нескольких десятках километрах от города Пхонсаван, на живописных холмах расположились три участка (сайта) со странными древними артефактами. К слову сказать, что в Лаосе гораздо больше таких мест с каменными кувшинами, но наиболее известны эти.

Загадочные каменные кувшины Лаоса

До сих пор ученые не могут определить возраст этих творений рук человеческих. А может и не человеческих. Огромные сосуды разбросаны по большой территории. Как будто великаны собирались на пикник и изрядно повеселились. Предполагают, что им около 2 000 лет, но точно никто не знает. Как не знают, кто их сотворил и зачем. Еще больше загадочности добавляет то, что поблизости нет той каменной породы, из которой сделаны эти кувшины. А тащить издалека 6-тонные артефакты по горной местности, не слишком радостное занятие.

Путь к сайтам каменных кувшинов

В окрестностях Пхонсавана есть три больших сайта. Добраться до них не просто. Водители тук-туков предложат свои услуги, но заломят поднебесные цены. Альтернативой является мотобайк. Решившись на это, помните, что путь вас ждет неблизкий и достаточно сложный.

Хорошо, если будет сухая погода. От дождя глинистая дорога размокает, и ехать по ней почти невозможно. Пологие спуски сменяются крутыми подъемами. Населенных пунктов почти нет. Небольшие поселочки в три дома. Не удивляйтесь, если вам по пути встретится человек с автоматом или пулеметом за спиной. Здесь это в порядке вещей. У лаосцев, особенно в горных районах, оружие встречается также часто, как у нас барсетки. Но люди на удивление, очень приветливые и дружелюбные.

Дорога петляет по горным склонам. То тут, то там открываются виды на рисовые террасы.

Климатические особенности горных районов Лаоса таковы, что фотографировать получается только то, что находится в прямой видимости. Дальние планы всегда скрыты дымкой, даже в яркий солнечный день. А зелень настолько яркая и насыщенная, что кажется нереальной. Но это настоящие цвета.

Пока добираемся до сайтов, пытаемся увидеть жизнь простых лаосцев. Во время второй индокитайской войны земли Лаоса подвергались ковровым бомбежкам. До сих пор еще встречаются неразорвавшиеся противопехотные мины и снаряды. Поэтому самостоятельно сворачивать с протоптанных дорожек было бы весьма опрометчиво. Но горные лаосцы уже освоили эти территории.

Почему часто идет уточнение «горные лаосцы»? Потому что жители этой страны делятся на жителей долин, горных и высокогорных. Как будто три совершенно разных народа живут в одном государстве. Они даже внешне различаются. На нашем пути к сайтам будут встречаться только представители горного народа.

Их жилища, в основном, состоят из четырех угловых шестов, над которыми соломенная крыша. Пол приподнят над землей. Стены из циновок, которые можно поднимать как римские шторы. У более зажиточных, дома уже из досок. Иногда встречаются крыши крытые шифером и даже оцинкованным металлом.

Но возле каждого дома стоит спутниковая тарелка. Это как неизменный атрибут, даже если дом состоит из одних циновок.

Может быть, открытость лаосцев позволяет строить такие дома, а может такие дома, сформировали открытость лаосцев. Ведь если стены сделаны из циновки, то какой смысл в дверных запорах? Здесь даже заборы выполняют только информационную функцию, да, чтоб скотина не разбредалась.

Долина кувшинов

Долина кувшинов - это собирательное название всех трех сайтов. Хотя расстояния между каждыми из них более десятка километров. В нашем обзоре мы не будем их разделять, а рассмотрим, как одну большую долину.

На плоской вершине холма, в беспорядке разбросаны каменные сосуды. Сейчас уже сложно установить их изначальное положение и размещение. Прошедшие тысячелетия и последняя война внесла свои коррективы. До сих пор здесь видны огромные воронки от разорвавшихся авиабомб. В каждой них установлена небольшая табличка, гласящая, что это произошло в 1973 году. Стоя у края воронки, почти физически ощущаешь рев самолетов, свист летящей бомбы и яркую вспышку взрыва. Чувствуешь, как содрогнулась земля. И кувшины, словно неваляшки, раскатились в разные стороны.

На том же участке, где разбросаны кувшины, есть огромная пещера. Удивительно, как она смогла сохраниться после бомбежек. Прямо перед входом несколько больших воронок. Говорят, что во время войны, в пещере располагался штаб армии. Видимо, у кого-то из военных, был очень сильный ангел-хранитель.

Каменные кувшины

Так исторически сложилось, что эти сосуды назвали кувшинами. Но по форме они больше напоминают большие каменные горшки. Кто их сделал, для какой цели? Никто не знает. Хотя они, действительно, очень похожи на настоящие горшки. Вполне возможно, что у каждого из них была своя крышка.

В наше время, крышку поставили на первый попавшийся горшок, который сохранил вертикальное положение. Вероятно, древние мастера придавали большое значение своим изделиям. На крышке высечены концентрические окружности. При большом воображении в них можно узнать карту Атлантиды. Кто знает, может быть, эти горшки ваяли древние атланты.

Иногда, встречаются другие крышки. Они уже превратились в обломки, но от этого не утратили своей исторической ценности.

Чтобы сделать такую «шишечку» на крышке, необходимо было стесать существенный слой камня по всей поверхности. Но древних мастеров это не останавливало. Крышка - самый простой из элементов на этих сайтах.

Огромные горшки разбросаны по склонам холмов. В длину они достигают трех метров, а диаметр отверстия горловины около семидесяти сантиметров. В наш век технического прогресса, мы практически не задумываемся, как сделана та или иная вещь. А это было бы интересно. Как выдолбить такое узкое отверстие на глубину полтора метра?

К сожалению, и сегодня каменные горшки разрушаются. Виной тому природные явления.

Маленькое семя попадает в горшок и, в благоприятных условиях, прорастает. Спустя время, окрепшие корни дерева разламывают, приютивший их, каменный сосуд. Здесь можно увидеть немало полностью разрушенных кувшинов. Что тем более обидно. Простоять несколько тысячелетий, а потом превратиться в кучу обломков по банальной причине. Хотя, не исключается, что деревья, разламывающие горшки, были посажены сознательно. Для придания большей эффектности зрелища.

Среди большого множества каменных кувшинов, крупные экземпляры встречаются не так часто. Некоторые из них серьезно пострадали во время войны. Но за оставшимися следят, и ухаживают с великой тщательностью. Почти все горшки имеют свои инвентарные номера.

На сайтах встречаются два вида кувшинов. Одни похожи на настоящие горшки, с четко обрисованным горлышком. А другие - неправильной формы. Но у всех толщина стенок выдержана стабильно независимо от конфигурации. Встречаются даже квадратные. Это, каким же надо обладать мастерством, чтобы, работая, втиснутым по пояс в узкий каменный мешок, не ошибиться в толщине обрабатываемых стенок!

Хотелось бы пожелать, чтобы эти древние артефакты Лаоса служили не только коммерческим целям, как экспонаты для праздношатающихся туристов, но и явились ключом к разгадке тайн древних цивилизаций. Возможно, они еще только ждут своих новых исследователей.

Древнейшими каменными сосудами, найденными в Египте, являются несколько базальтовых ваз неолитического периода из Фаюма и Меримде-Бенисаламе; далее в хронологическом порядке нужно назвать еще несколько базальтовых ваз бадарийской эпохи, за которыми следует большое количество сосудов из разных видов камня, найденных при раскопках различных памятников додинастической эпохи. Согласно отчетам археологических экспедиций, в ранний додинастический период употреблялись алебастр, базальт, брекчия, гранит, известняк, мрамор и порфириты, а в средний и поздний додинастические периоды - те же породы камня, за исключением гранита, но с добавлением диорита (крапчатого, а не того, из которого сделаны статуи Хафры), граувакки (шифера), гипса, аргиллита, серпентина, стеатита и туфа. Около 73,5 % всего камня составляют три породы, а именно (в порядке частоты применения) известняк - 36 %; базальт - 21,5 %; алебастр - 16 %; брекчия, мрамор и серпентин - все вместе составляют 17,5 %; остальные перечисленные породы - 9 %.

Производство каменных сосудов достигло своего зенита в раннединастический период, и нигде еще не было найдено столько прекрасных каменных сосудов, как в Египте. Для изготовления этих сосудов применялись перечисленные выше породы, а также диорит разновидности, использованной для статуи Хафры, кремень, красная яшма, обсидиан, аметистовый кварц, непрозрачный кварц и горный хрусталь. Все эти породы камня, за исключением привозного обсидиана, встречаются в природном состоянии в самом Египте. По словам Петри , «наивысшего уровня в искусстве обработки красивого твердого камня египтяне достигли в поздний доисторический и раннединастический периоды». С тех пор как Петри написал эти строки, в Саккара были найдены еще тысячи каменных сосудов раннединастического периода.

Говоря о царских гробницах раннединастического периода, Петри пишет , что «в могилу каждого царя I династии ставили сотни каменных чаш, и множество их найдено в гробницах III и IV династий», и далее : «по грубому подсчету, найдено от десяти до двадцати тысяч фрагментов ваз из более ценных пород камня и еще много больше - из сланца и алебастра». В найденной Эмери гробнице Аха в Саккара (I династия) было обнаружено 653 каменных сосуда, из которых 93,3 % были алебастровые и 3,8 % - из базальта. Сосудов из граувакки (шифера) в этой гробнице не было, но было найдено два сосуда из брекчии, четырнадцать из известняка, два из порфиритовых пород и два из серпентина . В гробнице Хемаки (I династия) в Саккара (более поздней, чем гробница Аха) было найдено 384 каменных сосуда, из которых 50 % было сделано из алебастра, 34,4 %

Из граувакки (шифера), несколько из аргиллита и туфа и остальные (11,7%) - из восьми других различных пород камня. Базальтовых сосудов не было . В ступенчатой пирамиде III династии в Саккара были обнаружены буквально десятки тысяч каменных сосудов. Четыреста из них было найдено в шахте в южной стене и около тридцати тысяч - в одной из галерей. Вес последних ориентировочно определяется в 90 г .

К концу Древнего царства количество каменных сосудов значительно уменьшилось, причем твердые породы камня почти перестали применяться для изготовления сосудов. Так, в гробнице царицы Хетепхерес (IV династия), оказалось только 37 каменных сосудов, причем все они были сделаны из алебастра . Однако это было повторное погребение, а не первоначальная гробница, которая была ограблена. Возможно, что часть сосудов была похищена грабителями (что маловероятно) или оставлена в старой гробнице, когда мумию перенесли в новую: но, конечно, установить это точно нельзя.

Со времени Среднего царства до нас сохранилось несколько ваз из алебастра, маленькая ваза из лазурита, еще одна - из сердолика и несколько - из обсидиана. Тогда же впервые вошел в употребление новый, не очень твердый камень, из которого делали главным образом маленькие туалетные вазочки. Этот камень до последнего времени назывался «голубым мрамором», но теперь известно, что это ангидрит. Камень этот египетский, хотя место его добычи и не известно . По словам Петри , «в эпоху XII династии такие замечательные породы, как диориты и порфириты, уступили место более мягким серпентину и алебастру, а в эпоху XVIII династии искусство обработки твердого камня для изготовления сосудов было забыто и из твердых пород продолжали делать только статуи».

В гробнице Тутанхамона (XVIII династия) было найдено всего 79 каменных сосудов, из которых 76 было сделано из алебастра, а три остальных - из мягкого и легко поддающегося обработке серпентина.

Что касается технологии производства каменных сосудов, мы позволим себе процитировать несколько описаний.

Вот что пишет по этому поводу Куибел : «Наружная поверхность вазы

Отделывалась до того, как приступали к выдалбливанию внутренней части блока. На плечиках двух ваз мы обнаружили два горизонтальных желобка, расположенных друг против друга, которые, по мнению Лако, вероятно, создавали упор для приспособления, при помощи которого блоку придавалось вращательное движение. Одна испорченная в процессе производства аметистовая ваза... была вполне отделана снаружи, выдалбливание же внутри было только начато. Можно было видеть неровную внутреннюю поверхность, от которой кропотливо при помощи какого-то острого орудия отделялись одна за другой мельчайшие частицы. По-видимому, при отделке наружной поверхности вазу вращали, когда же ее выдалбливали внутри, ее закрепляли в неподвижном положении в смоле или глине». В отношении применения трубчатого сверла Куибел пишет : «Нет никакого сомнения в том, что такие сверла были самым ходовым инструментом», и в другом месте: «При изготовлении ваз постоянно пользовались трубчатыми сверлами; мы нашли высверленные керны из диорита и гранита, так же как остатки сверленых отверстий в алебастре и доломите (?). Но до сих пор не ясно, каким путем первоначальное цилиндрическое отверстие в узкогорлой вазе расширялось под плечиками в бока»117. Куибел и Грин много лет тому назад нашли в Гиераконполе и опубликовали с иллюстрациями а) кусок диорита для шлифовки ваз; b) шлифовальный диоритовый камень в рабочем положении на блоке из горного хрусталя, грубо отесанном для последующего шлифования и высверливания; с) три куска известняка для шлифовки ваз; d) три куска песчаника того же назначения и е) мастерскую по изготовлению ваз столом и двумя камнями для шлифовки.

Говоря о додинастических каменных вазах, Петри пишет : «Все эти каменные вазы формовались вручную, без токарного станка или какого-нибудь другого вращательного приспособления; линии скобления и полировки идут диагонально; внутренняя поверхность вазы сглаживалась при помощи брусков из песчаника или наждака» ,

Тот же Петри, говоря о каменных сосудах IV династии, пишет : «Египтяне не только применяли какое-то вращающееся орудие, но и были уже знакомы с идеей вращения изделия вокруг неподвижно укрепленного инструмента. Об этом свидетельствуют изображенные здесь фрагменты диоритовых чаш. На обломке донышка одной чаши мы видим отчетливые следы обточки... На нашем рисунке изображены также другие образцы точеных каменных сосудов из черного гранита, базальта и алебастра; все они относятся к веку пирамид. Лучшие образцы токарной работы по твердому камню находятся в Британском музее». И в другом месте121: «Одним из излюбленных приемов изготовления узкогорлых сосудов было вытачивание двух или трех отдельных частей, которые затем соединялись; иногда после соединения частей сосуд для окончательной отделки внутренней поверхности еще раз обтачивали изнутри на станке. Для такой отделки, а также для выдалбливания внутри несоставных сосудов, вероятно, употреблялся какой-то крючкообразный инструмент».

гробницах XVIII династии и в одной гробнице XXVI династии в фиванском некрополе. Сверло этого типа в процессе работы изображено в деревянной модели эпохи Среднего царства (или более ранней даты) из Саккара (Каирский музей) .

В толще стенок нескольких алебастровых сосудов эпохи I династии из гробницы Хемаки в Саккара имеются отверстия, сделанные трубчатым сверлом (не сквозные). На мелком овальном доломитовом блюде также видны ямки от трубчатого сверла, расположенные симметрично по одной у каждого конца блюда. В связи с этим можно упомянуть (хотя он и не является сосудом) пустотелый алебастровый жезл IV династии

Из Гизэ. Он сломан в нескольких местах, так что видна его внутренняя полость. Один конец его закрыт; в другом имеется отверстие; внутри закрытого конца виден обломок узкого керна, свидетельствующий о сверлении при помощи трубчатого сверла.

Я приведу несколько выдержек из археологической литературы, касающихся происхождения искусства изготовления каменных ваз в Египте:

«Еще на этапе относительной даты 38 появляются новые влияния... По предварительному предположению, они исходили из района Красного моря, так как именно здесь начали впервые изготовлять сосуды из твердых пород камня...»

«Родиной этой второй культуры должна была быть какая-то горная страна, где камень был более доступным материалом для изготовления сосудов, чем глина...»

«Петри правильно настаивает на том, что родину производства каменных ваз можно искать лишь в горах между Египтом и Красным морем, где встречаются все породы камня, употреблявшиеся для этой цели...»

«Единственным определенным указанием на место их происхождения является то, что их наиболее характерным вкладом в доисторическую культуру были каменные вазы и глиняные имитации таких ваз. Наиболее вероятным районом, где люди могли овладеть искусством обработки камня, районом, расположенным достаточно близко к Египту, чтобы его население могло постоянно сноситься с долиной Нила, является Аравийская пустыня, протянувшаяся вдоль западного побережья Красного моря» .

Пик и Флер пишут: «...производство каменных чаш и ваз зародилось, по-видимому, между Нилом и Красным морем...» Далее они упоминают каменные сосуды, которые приблизительно в это же время были введены в употребление и в долине Нила...140 и говорят: «Возможно, что обитатели Аравийской пустыни сами изобрели способ изготовления каменных чаш...»140 Ниже они пишут: «В это же время в верхнем течении Нила появился новый народ, пришедший, возможно, с востока, из Аравийской пустыни, искусный в изготовлении каменных чаш»140. В другой своей работе они вновь упоминают «людей, изготовлявших каменные сосуды, возможно пришедших из Аравийской пустыни...» , и говорят об «употреблении каменных чаш, заимствованном впервые из Аравийской пустыни в начале додинастического периода...»141

Нередко подобные утверждения не подкрепляются никакими аргументами или авторы ограничиваются лишь указанием того, что, во-первых, камень, применявшийся для изготовления додинастических каменных сосудов, встречается в восточной пустыне и, во-вторых, «даже и теперь жители этих мест все еще делают из камня те предметы, которые в долине Нила изготовляются из глины, как, например, сосуды и трубки» . На первый взгляд эти факты, которые никто не отрицает, кажутся достаточным основанием для выдвинутых теорий, но, как мы сейчас покажем, они по зрелом размышлении оказываются иллюзиями.

По отчетам археологических экспедиций можно определить лишь приблизительное, а не точное количество додинастических каменных сосудов, сделанных из каждой отдельной породы камня. Несколько лет тому назад я подытожил все приблизительные цифры и опубликовал их , но с тех пор я сделал повторное вычисление другим способом и установил, что новый результат отличается от прежнего на 2,5 %. Хотя я и сам считаю свои расчеты не более чем приблизительными, тем не менее они достаточно точны, чтобы я мог основывать на них свои выводы . (См. эти расчеты на стр. ).

Если эти расчеты можно считать хотя бы приблизительно верными (какими они мне и кажутся), то в этом случае лишь сравнительно небольшой процент (около 15 %) камня для изготовления ваз поступал в додинастический период из приморской части восточной пустыни; подавляющая часть камня (около 85 %) добывалась в Фаюме, Ассуане и долине Нила, из чего естественно вытекает, что техника изготовления каменных ваз зародилась впервые не в восточной пустыне, а в долине Нила (включая и Ассуан). Долина Нила, в том смысле, в каком я употребляю здесь это название, охватывает окаймляющие ее холмы и плато и впадающие в нее боковые долины на такое расстояние, на которое люди из центральной долины могли удаляться от своих домов для эксплуатации естественных ресурсов, подобно тому как в наши дни они разрабатывают каменную соль, гипс для штукатурки, известняк для строительства и азотистые почвы под посевы (в додинастический период эта полоса проходила, должно быть, дальше от реки и ближе к скалам, чем теперь, ввиду того, что в то время реку окаймляли болота). Даже камень, залегающий на значительном расстоянии от Нила, можно было добывать недалеко от дороги Коптос - Кусейр, которая с очень раннего времени была оживленным трактом, о чем свидетельствуют, между прочим, красно-морские раковины, в изобилии встречающиеся в самых древних могилах. Таким образом, не восточная пустыня, а долина Нила была родиной древнего промысла по изготовлению каменных ваз.

Род камня

Фаюм, долина Нила, Ассуан

Восточная

Известняк

Порфириты

Серпентин

То обстоятельство, что арабское племя беджа в восточной пустыне и сейчас

Пользуется камнем для изготовления кухонной утвари и курительных трубок и что синайские арабы также делают каменные трубки , не имеет никакого отношения к данной проблеме, поскольку они употребляют для этих целей стеатит - камень настолько мягкий, что он легко режется ножом, - и поскольку их посуда весьма примитивна.

Нет никакой необходимости постулировать существование в пустыне какого-то народа, изготовлявшего каменные сосуды, ибо в пользу этого нет никаких доказательств. Все данные говорят о непрерывности процесса развития искусства изготовления каменных ваз. Не было никакого разрыва, а лишь эволюция и прогресс. Древнейшим материалом для изготовления каменных сосудов еще в неолитический период был базальт (одна из самых твердых пород, когда-либо применявшихся для этой цели). С течением времени в производство вовлекались другие породы камня и количество сосудов увеличивалось, пока наконец в раннединастический период не был достигнут кульминационный момент в отношении количества продукции, материала и мастерства.

Археологические раскопки, проведенные в начале августа в Галилее под руководством доктора Джонатана Адлера из Ариельского Университета (в Самарии) привели к открытию пещеры, которая две тысячи лет назад функционировала как мастерская по производству каменных сосудов. Огромная подземная пещера, высеченная в склоне холма из известняка, была обнаружена в местности Эйнот Амитай, недалеко от Назарета на севере Израиля. В пещере были обнаружены многочисленные остатки каменных сосудов. Можно сделать вывод о процветающей индустрии каменных сосудов в данном месте, сообщает Седмица ру .

В древние времена сосуды для готовки пищи и кувшины для ее хранения были керамическими. В первом веке нашей эры, однако, евреи в Иудее и Галилее использовали посуду и емкости для хранения, изготовленные из мягкого местного известняка. Причины этого любопытного выбора материала, кажется, были религиозные; по древнему еврейскому закону, сосуд, сделанный из камня, не может стать ритуально нечистым, керамический же может, и нет никакого способа, чтобы сделать его кошерным снова. В результате евреи начали выпускать свою бытовую посуду из камня.

«Каменные сосуды играют важную роль в повседневной религиозной жизни евреев в этот период, последний период существования Второго храма, который был разрушен римлянами в 70 г. н. э.», объясняет Адлер, археолог, специализирующийся на древних еврейских ритуальных законах. «Это был своего рода еврейский "каменный век". Если мы обратимся к Евангелию от Иоанна, то увидим, что вода, превращенная Иисусом Христом в вино, находилась в шести каменных сосудах. "Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры"(Ин. 2:6)».

Ссылка на евангельское повествование уместна, поскольку обнаруженная пещера находится к югу от современного города Кафр Канна, которая очень вероятно и является библейской Каной Галилейской. Адлер принимает возможность того, что раскапываемая им пещера связана с библейским описанием:

«Евангелист явно был знаком с тем, что евреи использовали каменные сосуды для ритуальных целей», — отмечает он. «Это, конечно, возможно и даже весьма вероятно, что эти большие каменные сосуды, упомянутые в связи с рассказом о свадьбе в Кане, были произведены в Галилее в пещере, подобной той, что мы сейчас раскапываем».

Однако доктор Деннис Мицци из Университета Мальты, который работает совместно с Адлером в пещере, отмечает, что пока что в пещере были обнаружены только кружки и небольшие миски, а также их останки.

«Фрагменты больших сосудов пока не были выкопаны», — подчеркивает он.

В то время как фрагменты каменных сосудов находили ранее во всем Израиле раннеримского периода и две мастерские подобного типа были раскопаны в районе Иерусалима, это первый случай проведения полномасштабных раскопок подобной мастерской в Галилее.



Loading...Loading...