Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса. Игорь ВачковСказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира

ДЕРЕВЬЯ-ХАРАКТЕРЫ
ИЗ ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА

« С казка о Деревьях-Характерах» вначале использовалась только в работе с младшими школьниками - она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям. Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер. Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать в рамках как сказкотерапевтического тренинга, так и других видов тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии. Ведущий должен владеть техниками визуализации и соблюдать правила психологической безопасности. Во время первого этапа упражнения звучит релаксационная музыка.

I ЭТАП

Участники сидят в кругу.
Ведущий . Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...
Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. Приложение). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и - раз уж в волшебный лес попасть нельзя! - самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней. Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг.
Время на рисование - не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:
Изображение вашего Дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом, скажем - в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам.
Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

II ЭТАП

Ведущий . Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку.
Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники (те, кто захочет) комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения - во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

III ЭТАП

Дальнейшая работа будет связана как раз с этими существами. Ее можно организовать по-разному, в зависимости от количества участников группы. В небольшой по объему группе участникам предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет, опираясь на особенности возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводя персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее. Время на работу - не менее тридцати минут.

IV этап

После того как участники расскажут сочиненную сказку или представят свои мини-спектакли, организуется обсуждение. Во всех случаях стоит обсудить следующие вопросы:
Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?
Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
Как вы можете охарактеризовать эти существа?
Какими качествами они обладают?
Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете?
Как вы справились с этими трудностями?
Какие чувства испытываете сейчас?
Возможна и иная организация обсуждения, которая приемлема именно на сказкотерапевтическом тренинге. Обсуждение строится по следующей схеме анализа сказки (эта схема должна быть уже известна участникам группы):
1. Основная тема (темы).
2. Главный герой (его личностные качества и основные мотивы).
3. Отношения между главным героем и другими персонажами.
4. События сказки.
5. Трудности, которые приходится преодолевать главному герою.
6. Средства преодоления трудностей.
7. Имеющиеся ресурсы.
8. Недостающие ресурсы.
9. Актуализированные в сказке чувства.
10 Образы и символы сказки.
И в том и в другом случае ведущему следует помнить о наличии проекций в образах сказочных персонажей, которые практически всегда дают о себе знать.

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук

ПРИЛОЖЕНИЕ

СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости , а на другом была скручена кольцом Лжи . Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью , где-то прогибалась до земли от своей Приниженности , а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства . Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности , а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость .
Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.
Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви - ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.
У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

В некотором удивительном мире, в долине, раскинув­шейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, жив­ших далеко-далеко, за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четы­ре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе. Отношение к ве­щам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особен­ность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Само­влюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей При­ниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу, как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшеб­ном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась зем­ля - такими они были тяжелыми, зато легкие Характе­ры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с ед­ва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Харак­теры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низ­кие, стройные и стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что рос­ли они на разных почвах, неодинаково согревало их солн­це, обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разно­му, верно?



Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные лома­ла или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сло­мать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо рас­прямляли свои могучие ветви - ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отра­жает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Ха­рактер. Но попасть в этот волшебный лес не может ни­кто...

Давайте сочиним сказку...

Сказка может излечивать. Есть у нее та­кое удивительное свойство. Это свойство ста­ло краеугольным камнем для построения сказкотерапии как особого направления в практической психологии. Но не следует ду­мать, что помогает людям только расска­занная им сказка. В неменьшей степени (а может быть, и в большей) оказывает на человека благотворное влияние сказка, сочи­ненная им самим. Об этом еще М. Бурно писал, называя этот процесс терапией твор­ческим самовыражением. Вот только сочи­нить сказку просто так, ни с того ни с сего, получается далеко не у каждого. К этому волшебному действу надо каким-то образом подготовиться. Предлагаемая процедура по­могает человеку написать сказку. Это свое­образный чудесный стартер, запускающий процесс сказкотворчества. Он позволяет поч­ти любому человеку - от первоклассника до пенсионера - за довольно короткий проме­жуток времени создать свой личный волшеб­ный продукт - новую сказку.

Упражнение может быть применено в психологическом тренинге метафоризации или сказкотерапевтическом тренинге, но мо­жет выступать и как специальная творчес­ки-ориентированная психотехника в рамках тренингов другой направленности, проводи­мых для подростков (впрочем, и для взрос­лых тоже).

Развитие креативности;

Формирование умения сочинять сказки;

Пробуждение архетипических ресурсов;

Развитие умения видеть различные смыслы ска­зочных метафор.

Размер группы: не более 15 человек. Ресурсы: листы формата А4 для записи сказок, ав­торучки (по числу участников). Время: примерно 80 мин.

Ход упражнения

1 этап - подготовка

Ведущий. Положите перед собой лист бумаги. Да­вайте на несколько минут погрузимся в удиви­тельный мир сказки. Каждый из вас знает ог­ромное количество сказок. Они очень разные и по содержанию, и по языку. Но наверное, есть такие слова или словосочетания - устойчивые обороты, которые встречаются почти во всех или во всяком случае во многих сказках. Пожалуй­ста, запишите в столбик такие слова, желатель­но существительные или устойчивые словесные обороты, которые, как вам кажется, часто мож­но встретить в сказках. Таких слов или слово­сочетаний должно быть ровно 7 - вы ведь зна­ете, что 7 - это магическое число во многих сказках. Не надо подвергать всплывающие в па­мяти слова жесткой цензуре, пусть будут запи­саны те, которые пришли вам в голову именно сейчас.

Это задание является по сути разогревающим. Чтобы подобрать нужные слова, участники вынуждены окунуться с мир сказок, побродить там, возрож­дая в памяти полузабытые тексты. А включение ру­ки для записи этих слов также помогает "разогреть творческий двигатель" для последующего написания сказки. Впрочем, участники еще не подозревают, что очень скоро им предстоит - ни много ни мало - на­писать собственную сказку.

Ведущий. Теперь, когда все справились с задани­ем, я прошу вас записать в столбик рядом с только что записанным те слова, которые про­диктую вам я:

Превращение

Почему предлагаются именно эти слова? В общем-то, можно использовать и любой другой набор слов, причем их отношение к сказкам может быть весь­ма условным (например, я применял такие наборы: мандарин, гитара, дельфин, луна, огурец, пиджак, ав­томобиль, или: шар, змея, лев, волшебство, река, пе­щера, солдат). Однако опыт подсказал, что лучше, если слова будут самыми обычными, но на самом деле являются чрезвычайно эмоционально насыщен­ными архетипическими образами. Анализ большого количества литературных источников по юнгианской психологии, сказкотерапии, имаготерапии, символиз­му помог отобрать названный выше набор "сказоч­ных" слов, которые, по мнению многих авторов, являются одними из самых значимых для человечес­кой психики и рассматриваются как очень "симво­лически нагруженные" в культуре.

2 этап - написание сказки

Ведущий. Перед вами два набора слов. А теперь я прошу вас очень внимательно выслушать ин­струкцию для дальнейших действий. На этом же листе вы должны будете написать сказку! При этом у вас есть несколько вариантов: первый вариант: вы используете при написа­нии сказки те 7 слов, которые включены вами в первый набор;

второй вариант: в тексте вашей сказки обяза­тельно должны встретиться все слова второго набора;

третий вариант: в текст сказки вы должны включить слова и первого, и второго наборов; и наконец, есть четвертый вариант: вы не об­ращаете ни малейшего внимания на написанные на листочке слова и просто пишете сказку! Решайте, какой из предложенных вариантов вам наиболее по душе и приступайте к сказко-творчеству. Покиньте круг и выберите в нашей комнате место, где вам будет наиболее ком­фортно творить. У вас есть двадцать волшебных; минут!

Если вам трудно начать, то можете использо­вать следующий прием: прикройте глаза и вы­зовите в своей фантазии образ, порождаемый каким-либо выбранным вами словом, придайте образу конкретность, оживите его, включите движение и... понаблюдайте, что будет происхо­дить. А потом запишите родившуюся сказку.

На самом деле для подлинного творчества, не ско­ванного особыми границами, предпочтителен послед­ний вариант. В конечном счете слова, найденные са­мими участниками, как и слова, предложенные ве­дущим, нужны лишь в качестве базовой площадки, тех опор, от которых могло бы оттолкнуться вообра­жение. Но если сказочник не нуждается в таких опорах, то не следует мешать его свободному само­выражению в сказке.

Довольно часто создатели сказок выбирают третий вариант, используя слова обоих наборов. Порой они отказываются от своего набора, отдав предпочтение словам, которые предлагает ведущий.

По мере окончания работы участники собираются в кругу. Ведущему не стоит торопить их, ведь созда­ние сказки - процесс сугубо индивидуальный, не тер­пящий жесткой регламентации. Нестрашно, если времени потребуется чуть больше, чем планирова­лось. Когда все участники завершат свою работу, ве­дущий выделяет еще минуту на придумывание на­звания сказкам, а затем предлагает желающим про­честь свои произведения вслух. Если группа не слишком велика, то следует выслушать всех. Вмес­те с тем не надо настаивать в случае нежелания ко­го-то из участников на его выступлении; в конце концов, каждый имеет право не раскрывать себя (а ведь то, что в сказке очень часто раскрываются какие-то личностные черты автора, становится ясно многим участникам).

3 этап - работа со сказками

Дальнейшие действия группы ведущий может ор­ганизовать разными способами.

1 вариант

Путем открытого голосования (например, положа руку на плечо автора) участники выбирают две сказ­ки. Группа делится пополам, авторам выбранных сказок предлагается стать режиссерами и поставить за полчаса сказку своего коллеги. Не свою, а имен­но своего коллеги! Затем организуется обсуждение того, насколько слушателям сказок удалось понять их важнейший смысл и реализовать его в своем спектакле.

2 вариант

Выслушав все сказки, участники выбирают ту (или те) из них, которая больше всего, как им кажется, похожа на их собственную сказку. Объединившись в двойки или тройки, они обсуждают сходство сюже­тов, тем, идей, а затем представляют группе свою точку зрения. Затем выявляется тема, наиболее ча­сто встречающаяся в группе. Эта тема может стать предметом дальнейшей отработки в тренинге.

3 вариант

Этот вариант применяется только в обучающих группах по сказкотерапии или в терапевтических группах, в которых осуществляется работа с исполь­зованием сказкотерапии. Из всех сказок выбирается одна, на ее примере демонстрируется, как можно проводить психологический анализ сказки. Это осо­бая технология, требующая достаточно высокой ква­лификации ведущего, которая здесь описываться не будет.

Свирепо ОЛ., Туманова О.С. Образ, сим­вол, метафора в современной психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

"Именно это свойство - способность пере­краивать реальность так, чтобы сохранить ее элементы, придавая им новый смысл, -делает ее столь ценным инструментом пси­хотерапии. Принцип метафоры используют для того, чтобы по-новому расставить акцен­ты, помочь пациенту переосмыслить свой опыт... То есть для того, чтобы метафора бы­ла эффективной (это в равной степени каса­ется и символа, и образа), необходимо, что­бы она чем-то напоминала "первичные мета­форы", "первичные мотивы", как бы работа­ла на соответствующей частоте" (с. 16).

"В течение тысячелетий происходило на-пластывание слоев, но основа осталась преж­ней. Отсюда вытекает гипотеза: в сознании современного человека накопились все пре­дыдущие слои, и чтобы обнаружить и устра­нить нарушение, нужно снимая слой за сло­ем, проникнуть в те архаические пласты психики, которые и окажутся самыми здо­ровыми, потому что образованы как система координат человеческого бытия" (с. 21).

В качестве примеров сказок, созданных по описан­ной технологии, приведем две сказки участников од­ной тренинговой группы. Легко увидеть, какими раз­ными они оказались...

Пошел как-то Иван-царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены – кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда ׃ с одной стороны пропасть, с другой – отвесная скала, с третьей – болото. А тут уже и медведь приближается…

Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием – Большие Враки. Никак не ожидал он, что…

Маленький скворец давно мечтал научиться летать, но никак ему это не удавалось. И вот однажды когда он уже потерял надежду и оставил все попытки, он случайно вывалился из гнезда и со страху так замахал крыльями, что – взлетел. Но когда он оглянулся вокруг, то вдруг понял…

Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал…

Отправился Иван-царевич вызволять из плена похищенную Змеем Горынычем возлюбленную свою Василису. И увидел он высоченную башню без дверей. А у подножия башни сидел…

У одного Короля было три дочери. Старшие дочери были красивы, удачливы и любимы отцом. А младшая не слыла красавицей, и в делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и она чувствовала себя очень одинокой. И вот однажды…

Один рыцарь всегда ездил только по прямым дорогам. Но однажды оказался он на распутье перед камнем. Ноги его коня стали погружаться в болото, и долго стоять было невозможно. А на камне было написано…

Властная и могучая волшебница (нельзя было назвать ее ни доброй, ни злой) желала, чтобы ее бедная племянница прислуживала ей во дворце. Но девушка не хотела оставаться в подчинении волшебницы. При этом она очень уважала волшебницу и боялась ее гнева, поэтому никак не могла признаться ей в своих чувствах…

В одном королевстве правил Король, который был очень богат. Но не было счастья ему от этого богатства. Был он одинок. А те, кто хотел стать его другом, не привлекали его, потому что он видел, как сильно отличаются они от него…

Возвращался солдат со службы. Много лет провел он в битвах и надеялся, что теперь-то заживет спокойно и счастливо. Переночевал он под раскидистым дубом, а когда утром потянулся проснувшись, то вдруг рука его натолкнулась на какой-то предмет…

Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое и с виду ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она в зеркальце…

Попал Иванушка в плен к злому волшебнику. И говорит тот Иванушке:« Выбирай׃ либо ты 10 лет будешь в моем услужении и станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я превращу тебя в капкан, в который будут попадаться звери лесные…»

Было у сапожника три сына. Младший сын не удался ростом, и поэтому старшие братья насмехались над ним. Отец хотел, чтобы его сыновья тоже стали сапожниками. Но младший, сидя над сапожной колодкой, часто вдруг задумывался о чем-то и поэтому не получался из него хороший мастер…

Жила-была Канцелярская Кнопка. Она попала в руки злобному мальчишке, который использовал ее для своеобразных шуток: подкладывал своим товарищам на стулья, и, когда они, присев, вскакивали как ужаленные, он мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот однажды…

Однажды маленький жаворонок выпал из гнезда и свалился в болото. «Где я?» - спросил он у Жабы. «В самом прекрасном месте – в болоте, - сказала та. - И ты будешь наслаждаться здесь всю свою жизнь!» И Жаворонок поверил ей, хотя ему порой так хотелось в небо…

В семье львов родился Львенок. Папа с мамой его очень любили и старательно оберегали от всех забот, трудностей и опасностей. Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок вырос и превратился в Льва…

Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других своих знакомых он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще и ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила…

Один юный волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница взяла свою волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла увидеть, что он задумал…

Как-то Аленушке злая колдунья (которую та считала доброй) подарила волшебное кольцо, способное выполнять любые желания. Аленушка обрадовалась – ведь она не знала, что кольцо исполняет желания с точностью до наоборот׃ например, пожелаешь здоровья - и сразу заболеешь...

К Писателю попала в руки Волшебная Книга. Страницы в ней были пусты. Но стоило в ней описать какое-либо придуманное событие, как оно происходило в реальности. Даже выдуманные существа и целые народы могли появиться на свет, если о них написать в Книге. Но у Книги была еще одна особенность: записанное на ее страницах (а их было ровно сто) нельзя было исправить – ни одной буквы…

Упражнение «Пять предложений. Из стопочки карточек ведущий наугад вынимает одну и зачитывает ее содержание. Участники группы записывают текст начала сказки. Задачей игроков является: за десять минут (в подготовленной группе можно предоставить только пять) сочинить продолжение этой сказочной истории, изложив все последующее только в пяти предложениях. Важное условие - сказка должна быть логичной, законченной и ее конец должен быть счастливым. По завершении этой работы все сказки зачитываются. Подводится итог: определяется лучшая сказка.
Упражнение «Три варианта сказки». Группа разбивается на тройки, каждая из которых получает свою карточку с зачином сказки. Каждый из игроков за отведенные пятнадцать минут должен написать продолжение сказки, в которой предлагался бы способ решения проблемы, заявленной в зачине. Участники каждой тройки зачитывают свои тексты, а остальные игроки решают, какой из вариантов лучший. Упражнение «Общее решение» . Группа разбивается на подгруппы, состоящие из пяти человек. Ведущий зачитывает текст, записанный на карточке, вытащенной наугад. Каждая пятерка должна придумать продолжение сказки и разыграть свой вариант перед остальными. Время на подготовку - двадцать минут. По завершении выступлений обсуждается содержание сказок и сопоставляются найденные участниками решения проблемы.
Упражнение «Сказочная психотерапия» (1). Группа разбивается на подгруппы по четыре-пять человек. Ведущий предлагает зачин одной из сказок. Он просит участников представить, что эту сказку сочинил клиент, пришедший к ним за психологической помощью, и подчеркивает, что в сказке в метафорической форме отражена проблема клиента. Участники должны выполнить следующее: во-первых, понять, в чем суть проблемы; во-вторых, представить, что за человек клиент и в каких жизненных ситуациях актуализировалась указанная проблема; в-третьих, придумать продолжение сказки, которое в метафорической форме содержало бы способ преодоления жизненных трудностей клиента. В течение двадцати минут участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. Комментарии авторов относительно сути проблемы и образе клиента лучше выслушивать уже после знакомства с созданной ими сказкой. Когда каждая подгруппа представит свой вариант, проводится общее обсуждение, нацеленное на анализ сходства и различий в подходах к решению проблемы клиента.
Упражнение «Сказочная психотерапия« (2) . Проводится аналогично предыдущему. Только в этом случае каждый из участников работает над предложенной сказкой самостоятельно.
Упражнение «Сказочная психотерапия» (3). Разница между этим и предыдущими упражнениями состоит только в том, что каждый из участников получает свою собственную сказку, с которой необходим провести ту же работу. После того как участник представил свою сказку и свою трактовку проблемы, остальные участники делятся своими мнениями, возможно, предлагают собственные способы продолжения и завершения сказок.
Заверши сказку
Упражнение «Заверши сказку» похоже на предыдущие. Оно используется в сказкотерапевтическом тренинге для детских психологов либо в психологическом тренинге для учителей начальных классов, желающих научиться применять в своей практической педагогической работе элементы сказкотерапии. Представляется продуктивным его использование в тренинге для родителей. Во вводной инструкции на этапе информирования участников ведущий опирается на типологию сказок, предложенную Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и дополненную автором этого материала.
При проведении упражнения можно использовать наборы сказочных зачинов, один из которых предлагается в приложении. Ведущий может предложить и собственный набор сказочных зачинов, составленный на основе сказок его собственных клиентов, если у него уже есть предыдущий сказкотерапевтический опыт.
Цели:
знакомство с типологией сказок, используемой в сказкотерапии;
формирование умений сочинять сказки;
развитие навыков совместного творчества;
развитие умений видеть психологические проблемы за метафорой и конструктивно решать проблемы на метафорическом уровне.
Размер группы : не более 15 человек.
Ресурсы: карточки со сказочными зачинами (см. приложение), пять карточек, на каждой из которых написано название одного типа сказок, пять листов формата А4 для записи продолжений сказок, авторучки на каждого.
Время: примерно один час сорок минут.
ход упражнения
Этап 1. Информирование участников о типах сказок (краткая теория).
Ведущий : В работе со сказками следует обязательно учитывать тип используемых сказок, поскольку у каждого типа имеются свои психологические цели. Все сказки, используемые психологами и педагогами, можно разделить на пять типов: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические.
Дидактические сказки имеют цель преподнести некоторые новые знания. Используется прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут. Такие сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. Дидактические сказки могут содержать определенное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок.
Медитативные сказки нацелены прежде всего на создание определенного эмоционального состояния, иногда - состояния релаксации. Они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют из себя некоторую «зарисовку», визуализацию ярких сказочных образов. С помощью медитативных сказок происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека. Эти сказки необходимо читать и слушать не походя, не между делом, а в специально созданных условиях. Медитативные сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. Такие сказки могут, кроме того, служить прологом, настроем к новой психотерапевтической работе.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. В психокоррекционных сказках слушателю (читателю) обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.
Психотерапевтические сказки имеют следующие цели: обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости - в изменении этого отношения; оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой. Психотерапевтические сказки часто имеет форму притч. Они являются наиболее важными и глубокими и обладают самой большой силой воздействия.
Психологические сказки - особый тип сказок. Психологическая сказка определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитие самосознания и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Основная цель психологической сказки - влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей. Таким образом, такая сказка - прежде всего развивающая.
После преподнесения информации об имеющихся в распоряжении сказкотерапии типах сказок ведущий отвечает на уточняющие вопросы участников и - при необходимости - рассказывает по одной сказке каждого типа.
Этап 2. Сочинение сказок разных типов.
Для проведения этого этапа ведущему необходимо приготовить набор карточек с написанными на них сказочными зачинами и пять карточек с надписями «Дидактическая сказка», «Медитативная сказка», «Психокоррекционная сказка», «Психотерапевтическая сказка», «Психологическая сказка». Группа разбивается на пять подгрупп по два-три человека
Ведущий: А теперь вам предстоит опробовать свои возможности как создателей различных сказок. Для облегчения этой задачи вам будут предложены зачины сказок. Ваша задача - на основе доставшегося вам начала сказки сочинить сказку того типа, который будет указан на карточке из второго набора. Для этого вы должны выполнить следующее: во-первых, понять, в чем суть проблемы; во-вторых, представить, что за человек клиент и в каких жизненных ситуациях актуализировалась указанная проблема; в-третьих, придумать продолжение сказки, которое в метафорической форме содержало бы информацию, которая могла бы помочь гипотетическому клиенту справиться с его жизненными трудностями. Эта информация может быть изложена в форме дидактической, медитативной, психокоррекционной, психотерапевтической или психологической сказки.
Ведущий раздает подгруппам сначала карточки со сказочными зачинами, а затем просит вытянуть карточку с названием типа сказки.
Этап З. Обсуждение созданных сказок.
В течение двадцати минут участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. По завершении каждого выступления обсуждается содержание сказок и найденные участниками способы решения проблемы. Высказываются предложения о других возможностях продолжения сюжета Предположения о типе сочиненных сказок делается только после прослушивания всех пяти сказок. Участники высказывают мнения о том, какой подгруппе удалось лучше всего выполнить задание и сочинить сказку нужного типа.Приложение к упражнению «Заверши сказку». Сказочные зачины
У одного короля был сын. Когда он родился, во дворце устроили грандиозное празднование, Злая колдунья в отместку за то, что ее не пригласили на празднование, наложила на принца заклятие - он никак не мог научиться говорить, вместо ясной речи он издавал лишь невнятные звуки... В пруду жила маленькая Щука. Когда у нее выросли зубы, ей это так понравилось, что она стала кусать всех рыб, что попадались ей по пути. Маленькие рыбешки ужасно ее боялись и сразу улепетывали, что было сил, как только видели ее. Но даже неторопливому Раку и добродушному Сому порой доставалось от Щуки: подкравшись, она порой кусала и их…
Зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшихся смелостью. Он боялся не только волка и темноты, но и новых знакомств, собственного отражения и белых халатов. Чуть что он забивался в свою норку и дрожал там, проливая слезы над собственной горькой судьбой... В одном лесу - почти на опушке - выросла березка. Она была стройная и красивая и знала об этом, потому что часто любовалась своим отражением в воде маленького озера. Она очень любила себя и искренне верила, что весь остальной лес растет только для того, чтобы оберегать ее и восхищаться ею. А поэтому она считала, что является центром леса, а другие деревья окружают ее, словно подданные королеву...
В Волшебной стране жил очень красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним. Но сам Цветок был такой нежный и чувствительный, что ему становилось плохо, едва кто-то пытался пообщаться с ним׃ даже прикосновения насекомых приносили ему боль, а запахи других цветов ему совсем не нравились… Жил-был на свете барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки - грохотал всегда и везде, даже не задумываясь о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком и в сонный час, во время игр и разговоров своих родителей. Даже когда звучала тонкая лирическая музыка, он продолжал стучать свои марши...
Мама-медведица не раз предупреждала своего сына о том, чтобы он не ел ягод с куста, растущего у болота. «Это не малина! Хотя ягоды и очень похожи - они ядовиты!» - говорила ему медведица. Но однажды медвежонок ослушался маму и наелся этих ягод. Он не знал, в чем заключается действие яда: теперь, как только начинал он говорить, раздавались такие ужасные звуки, что все звери вокруг затыкали уши… Один мальчик все время забывал чистить зубы. По этому поводу зубная щетка очень переживала - ведь она так хотела служить ему верой и правдой, но ее преданность была совершенно не нужна мальчику...
В горах жил маленький Источник. Его мама - Подводная Река - хотела, чтобы Источник сумел влиться в воды прекрасного горного озера. Каждый день она собиралась помочь ему найти путь к этому горному озеру, но Источник начинал так волноваться, что вода в нем закипала, а при такой высокой температуре нельзя было течь и впадать в озеро... В давние времена в одном государстве правили король и королева. У них было семь дочерей - одна другой краше. Но самая младшая принцесса, смотрясь по утрам в зеркало, очень переживала и расстраивалась: ее страшно огорчала родинка на щеке. Принцесса была убеждена, что эта родинка так портит ее внешность, что теперь она никому не сможет понравиться...

ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 237 с.
2. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет вопросы психологической теории и практики. - М., 1997. С. 56-75.
3. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. - СПб.: Академический проект», 1997. - 335 с.
4. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философиии психологии // Вопросы психологии. - №2. - 1996. - С. 73-85.
5. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 5-32.
6. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: «РЕFL-book», 1994.- 314 с.
7. Берн Э . Трансактный анализ в группе. - М.: Лабиринт, 1994.- 176 с.
8. Блэк М. Метафора // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 153-1 72.
9. Большаков В.Ю . Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. - СП6.: «Социально-психологический центр», 1996. - 380 с.
10. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). - Киев: КГПИИЯ, 1991. - 187 с.
11. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. -Воронеж, 1996.
12. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. - М., 1996.
13. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2003.14. Введение в практическую социальную психологию / А.И.Донцов, Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская и др. / Под ред. Ю.М.Жукова. - М: «Смысл», 1996.- 373 с.
15. Выготский Л.С . Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
16. Высокиньска-Гонсер Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990.-С. 160-171.
17. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.2. - М.: Мир, 1992.- 376 с
18. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1-2. - М: Луч, 1993.- 72 с
19. Джейкобс Д., ,Дэбид П., Мейер Д . Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. - СПб.: Б.С,К, 1997. - 235 с
20. Д жеймс М., Джонгвард Д . Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1995.- 336 с
21. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. СП6.: Академический проект, 2000.
22.Добжиньская Т. Метафора в сказке // Теория метафоры. -М.: Прогресс, 1990. - С. 476-492.
23. Доценко Е.Л. Семантическое пространство психотехнической сказки // Журнал практического психолога. - 1999. - № 9,10-11. - С. 72-87.
24. Евтихов 0.В. Практика психологического тренинга. СП6.: Речь, 2004.
25. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.:Изд. ЛГУ,1985.-166с.
26. Журавлев А.А. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. - М.: Академический проект, 2000. - С. 133-150.
27. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. - ЛГТУ, 1990.
28. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
29. Защиринская 0.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. - СПб.: Издательство ДНК, 2001.
30. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
31. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
32. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского // В четырех книгах. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с
33. Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина, 1983. - С. 2311-254.
34. Как построить свое «Я»/ Под ред. В.П.Зинченко. - М: Педагогика, 1991.- 136 с.
35. Карвасарский . ? Д . Психотерапия. - М., 1985. - 297 с
36. Кипнис М . Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. - М.: Ось-89, 2002.
37. Клюев Е.В. Между двух стульев. - М: Педагогика, 1989. -160 с
38. Ковалев Г .А. 0сновные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психол. журнал. Т. 2, №1. - 1989. - С. 127-13
39. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: Изд. АР4,Тд, 1997. - 144 с.
40. Коротаева Е.?. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. - Екатеринбург, 1995. - 31 с
41. Коротаева Е.?. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. - М.: КСП, Ин. психологии РАН, 1997. - 224 с
42. Кричевский Р.А., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Изд. МГУ, 1991. - 207 с
43. Лакофф,Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - М.: Едиториал УРСС, 24.
44. Ледер С., Высокиньска-Гонсер Т. Исторический очерк развития групповой психотерапии и основные Теоретические направления // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.:
Медицина, 1990. - с. 12-45.
45. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.- 352с
46. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.
47. Макаров Ю . В ., Исаков В.В. Тренинг как объект психологического анализа. - СП6., 199. - 18 с
48. Макшанов С.И . Психология тренинга. - СП6., 1997.
49. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге, каталог. Часть 1. - СПб, 1993.
50. Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. - Киров, 1995. - 152 с
51. Меновщиков ?.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 1 98. - 109 с.
52. Миллс Дж., Кроули Р . Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М. , 1996.
53. Нартова-Бочавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии // Хрестоматия. Сказки народов мира. - М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 3-14.
54. Петрова В.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной и педагогической работе // Журнал практического психолога. - 1999.- №10-11. - С. 207-225.
55. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд. МГУ, 1989. -216 с.
56. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я.Проппа). - М.: Лабиринт, 1998.
57. Пропп В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я.Проппа). - М.: Лабиринт, 2000.
58. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М: Российское педагогическое агентство, 1995. - 140 с.
59. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
60. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. - М.: Московский психолого-социалъный институт, Флинта, 1998, -184 с.
61. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. -М.: Прогресс, 1992. - 240 с.
62. Робин Ж. -М. «Фигуры гештальта» // Гештальт-92 / Под ред. Д.Н.Хломова, Н.Б.Долтополова, Н.Б.Кедровой. - М., 1992. - С. 26-41.
63. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, серия «Психология». - 1990. - 2. - С. 58-65.
64. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2003.
65. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс. 1993. - 368 с.
66. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе׃ метафора и нонсенс в детском воображении // Вокр. психологии - № 2.- 1996.- С. 5-13.
67. Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект // Проблема субъекта в психологической науке. - М.: Академический проект, 2000. - С. 184-203.
68. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подход в групповой работе с людьми. Методические описания и комментарии. - СПб., 1992.
69. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СП6.: Речь, 2002.
70. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. – М.׃ Технологическая школа бизнеса, 1996. -428 с.
71. Слободчикоб В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.
72. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М., 2000.
73.Столин В.В. Самосознание личности. - М: МГУ, 1983. - 284 с.
74. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. - Л.: Машиностроение, 1989.
75. Теория метафоры - М: Прогресс, 1990.
76. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2000.
77. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Выпуски 1,2, 3,4. - М.: Изд. Российского открытого университета, 1991-.1 994.
78. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2004.
79. Франц фон М. -Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. - СПб., 1998.
80. Хломов Д.Н. Русский гештальт // Гештальт-92 / Под ред. Д.Н.Хломова, Н.Б. Долгополова, Н.Б.Кедровой. - М., 1992.
81. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В.Ю.Баскаков. - М.: НПО «Психотехника», 1992.- 108 с.
82. Цветков Э.А. Мастер самопознания, или Погружение в Я. - СПб.: Лань, Полисет, 1995. - 192 с.
83. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М: Интерпракс, 1995.
84. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2002.
85. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медцина, 1990.- 192 с.
86. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки // Журнал практического психолога. - 1999. - № 10-11. - С. 27-37.
87. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке учителей. - Киев, 1987.

психологические упражнения для тренингов

Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»

Концептуальное введение:

В начале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер. Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии. От ведущего требуется владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки.

Цели : развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.

Задачи:

  1. помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.
  2. тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
  3. развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Цели : Погружение участников в атмосферу сказки.

Материалы

Упражнение «Сказочные характеры» (упражнение разработано составителями тренинга)

Цели : погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : тихая, мелодичная музыка.

Время: 10-15 минут.

Процедура : Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга, Змей Горыныч и т.д, и «позитивные», такие как Золушка, Иван-Царевич и т.д. Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей, кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а затем «позитивных».

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?
  2. Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие участники?
  3. Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил?
  4. Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи, если да, то можете их озвучить.

II. Этап – Основная деятельность

Цели

Материалы

Упражнение «Деревья-Характеры»

Цели : применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.

Время : 40 мин.

Данное упражнение состоит из 2 частей:

Часть 1. «Рисование сказки»

Процедура : «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.

Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:

«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

Процедура : «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?
  2. Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?
  3. Какие ощущения вызвала проделанная работа?

III. Этап – Завершение

Цели : получение обратное связи; самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка.

Упражнение «Сказка по кругу»

Цели : самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка.

Время : 20-30 мин.

Процедура : Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее.

Вопросы для обсуждения:

  • Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?
  • Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
  • В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
  • Как вы можете охарактеризовать эти существа?
  • Какими качествами они обладают?
  • Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?
  • Как вы справились с этими трудностями?
  • Какие чувства испытываете сейчас?

Литература:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
  3. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

Приложение 1

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

Сказка о деревьях-характерах...

(И. В. Вачков)


"В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.
Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь.

А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви - ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.
У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер.

Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто..."



Loading...Loading...