Международные отношения на политической карте. Влияние международных отношений на политическую карту мира — Гипермаркет знаний

Сущность и виды международных отношений

Определение 1

Международные отношения - это отношения между государствами на основе международного права.

Международные отношения являются одними из ключевых при формировании политической карты мира. Основой любых международных отношений всегда были, есть и будут экономические отношения – отношения на основе хозяйственной деятельности человека. Одним из древнейших видов международных отношений является международная торговля . Она часто служила причиной заключения торговых договоров и торговых союзов между странами.

Политика – есть продолжение экономики. Именно поэтому все политические договоры имели и имеют экономическую подоплеку. Какие-то страны получают выгоду, другие – попадают в экономическую и, соответственно, политическую зависимость.

Война – это продолжение политики радикальными средствами. Там, где не удается решить экономические проблемы политическим путем, некоторые страны прибегают к военной силе. Происходит захват территорий и материальных ценностей противника, разрушение его экономики, уничтожение или порабощение населения. Изменяются границы государств, их политическое устройство, хозяйственная и общественная деятельность.

Влияние политических процессов на формирование государств

Стремление к экономическому и политическому «переделу» сфер мирового влияния привело к ряду локальных военных конфликтов. А в $ХХ$ веке на земном шаре прогремели две мировых войны. По подсчетам историков, за последние $15$ тыс. лет на Земле в мире человечество прожило лишь $500$ лет.

Могут возникать международные наступательные и оборонительные военно-политические союзы, блоки, объединения. Например, Киевская Русь сформировалась как союз восточнославянских племен, созданный для защиты от набегов восточных кочевых народов – половцев, печенегов, хазар и пр. Российская империя сформировалась за счет завоевания территорий Сибири и Дальнего Востока, покорения народов Центральной Азии и Кавказа. Украина присоединилась к России чтобы выстоять в борьбе за независимость против Речи Посполитой и Турции. Речь Посполитая возникла в ходе объединения Польши и Литвы по религиозным и политическим мотивам. США образовались как объединительный союз территорий, восставших против британской колониальной политики. Сирия и Египет в средина $ХХ$ века образовали Объединенную Арабскую Республику.

Замечание 1

В результате мощного патриотического и интеграционного движения в $90$-х годах $ХХ$ века ФРГ и ГДР объединились в единое немецкое государство – Германию (ФРГ). Из-за экономического и политического кризиса коммунистической экономической доктрины Распался ряд социалистических государств. Вместо Советского Союза (СССР) возникло $15$ независимых государств, Чехословакия (ЧССР) разделилась на Чехию и Словакию. На ряд государств распалась и Югославия.

В ходе борьбы за независимость от британской короны, многие английские колонии получили независимость. При этом снова произошла «перекройка» политической карты мира. Вместо британской колонии Индии в $1948$ году были образованы:

  • Индия,
  • Западный Пакистан,
  • Восточный Пакистан,
  • Шри-Ланка,
  • Непал.

Спустя некоторое время Восточный Пакистан отделился от Западного и стал самостоятельным государством Бангладеш.

Влияние политических процессов на формирование наций

Важным странообразующим фактором является процесс становления и формирования наций и народов. Раннефеодальные государства, по мере формирования национального сознания в обществе, формировании нации, распадаются на отдельные территории по национальному признаку. Так возникают унитарные (однонациональные) государства. Но развитие мирового производства приводит к интернационализации и интеграции капитала. Поэтому закономерно возникает стремление к объединению государств. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали об этом в работе « О лозунге про Соединенные штаты Европы». В настоящее время интеграционные процессы в европейских странах приводят к все большему сближению экономических и политических систем, объединению ресурсов развитых стран Европы.

Таким образом, мы можем убедиться, что именно совокупность международных отношений формирует политическую карту мира.

политический карта экономический районирование

Размещение производства не может быть осуществлено в абстрактном пространстве, подобно тому, как распределяются отдельные элементы природной (географической) среды -- климат, почвы, полезные ископаемые и пр. Размещение отраслей хозяйства, формирование межотраслевых сочетаний возможно и осуществляется лишь по политически и административно организованной территории. Политико-административное устройство территории -- границы между государствами и районами, дифференциация стран по государственному строю, уровню развития и характеру экономики -- важнейший фактор территориальной организации производства.

Страна, государство - главный объект политической карты мира. Общее число стран на этой карте в течение ХХ века заметно увеличилось: во-первых, в результате изменений, связанных с итогами первой мировой войны; во-вторых, в результате изменений, последовавших за второй мировой войной и выразившихся в крушении колониальной системы империализма, когда на протяжении 1945 - 1993 гг. политической независимости добились 102 страны; в-третьих, в начале 90-ч в результате распада СССР, Югославии, Чехословакии. Вот почему в конце ХХ века общее число стран и территорий на политической карте мира достигает уже 230. Поэтому сегодня возникает необходимость рассматривать международные отношения под другим углом, иначе, чем раньше.

Современная политическая карта мира сформировалась в результате длительного исторического развития. В XX в. Можно выделить несколько основных этапов формирования политической карты:

1) до 1918г. - формирование основных европейских, американских и некоторых азиатских государств, остальная территория мира поделена между ними в виде колоний;

2) 1918 - 1945гг. - образование ряда новых европейских и азиатских государств в результате распада Австро-Венгерской, Российской и Османской империй после первой мировой войны;

3) 1945 -1985гг. - обретение независимости большинством колоний в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании, образование большинства современных независимых государств;

4) С 1985г. - изменения в результате распада мировой социалистической системы: распад СССР, Югославии, Чехословакии на несколько государств; обретение независимости последними колониями - Намибией, Эритреей, Микронезией и другими странами.

Современные государства очень сильно различаются по размерам территории и численности населения. Кроме независимых государств (их около 200) в настоящий момент в мире имеется еще около 30 зависимых территорий. Почти все они невелики по населению и территории.

Все страны мира объединяются в группы по различным признакам, как то: численность населения, размер территории, форма правления, внутренний валовый продукт на душу населения. Наиболее полную и исчерпывающую информацию дает расчленение стран по последнему из приведенных признаков. Принятая ООН классификация - деление стран мира на "промышленно развитые", "развивающиеся" и страны с "централизованной плановой экономикой" объединяет в одну группу чрезвычайно разные страны. Очевидно, что такие страны как, например, США и Швейцария, отнесенные к категории "экономически развитые страны", или Кувейт и Папуа-Новая Гвинея (попавшие в группу развивающихся) имеют, безусловно, общие черты, но еще больше между ними различий.

В деятельности ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) стало уделяться повышенное внимание проблемам международно-политического развития в Европе, приобретающим особое значение в условиях, возникших после окончания холодной войны. Для оказания помощи Совету министров создан дислоцированный в Вене Центр по предотвращению конфликтов, в рамках которого государства-члены проводят соответствующие консультации. Бюро по демократическим институтам и правам человека (размещенное в Варшаве) содействует расширению сотрудничества в области «человеческого измерения» и формированию гражданского общества в новых демократических странах. В 1997 г. в ОБСЕ была введена должность представителя по свободе средств массовой информации. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности является постоянно действующим органом, занимающимся проведением новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.

Особо следует отметить обращение ОБСЕ к проблематике конфликтных ситуации в зоне действия организации. В заявлениях, принимаемых на уровне глав государств и правительств или министров иностранных дел, неоднократно затрагивались конфликты в бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и других «горячих точках». Однако принимаемые декларации и призывы, по терминологии, часто напоминавшие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, оставались, как правило, без практических последствий Вопрос о повышении эффективности ОБСЕ в деле предотвращения конфликтов и их урегулирования относится к числу наиболее острых в ее деятельности.

Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общее согласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Инициируемые российской дипломатией попытки повысить статус и реальное значение этой организации зачастую рассматриваются лишь как направленные на то, чтобы противопоставить ее НАТО. Разрабатываемая в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать указанную тенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте.

Виды международных экономических отношений бывают следующие: международная торговля, кредитно-финансовые, производственное сотрудничество, научно-техническое сотрудничество, международные услуги, международный туризм.

Международная торговля растет в последние десятилетия быстрее, чем объемы производств и услуг, что говорит об углублении международного разделения труда.

Кредитно-финансовые отношения - это экспорт и импорт капитала. Основные экспортеры капитала - США, Япония, западноевропейские страны, богатые нефтедобывающие страны, основные импортеры - США, страны Западной Европы. Финансовые столицы мира - это Нью-Йорк, Токио, Лондон, Франкфурт-на-Майне и Цюрих.

Производственное сотрудничество - это участие разных стран в выпуске общей продукции. При этом предприятия разных стран специализируются на выпуске разных комплектующих, узлов, деталей и т.п.

Научно-техническое сотрудничество - это участие разных стран в общих научно-технических проектах, обучение специалистов, продажа новых технологий.

Международные услуги - включают в себя рекламные, банковские услуги, судоремонт и другие. Дин из важных видов таких услуг - фрахт (наем) иностранных судов. На этом специализируется Норвегия, Греция и некоторые другие страны - «морские извозчики».

Международный туризм - особенно быстро развивающийся вид экономических отношений. Около 2/3 иностранных туристов направляется в европейские страны, особенно много - во Францию, Италию и Испанию. На международном туризме основана экономика многих небольших государств, расположенных в благоприятных экономических условиях (Монако, Кипр, Барбадос, Багамы, Сейшелы и другие).

Во второй половине XX столетия человечество столкнулось с проблемами подлинно глобальных масштабов. Речь идет о процессах и явлениях, охватывающих сферу взаимодействия природы и общества, человека и окружающей его среды, а также отношений между социальными общностями - народами, нациями, государствами. В последние десятилетия резко ухудшилась экологическая ситуация в мире. Воздействие человеческой деятельности на природную среду и ее загрязнение приобрели разрушительный, а в ряде случаев и необратимый характер.

Общие особенности этих проблем состоят в том, что они:

Приобрели поистине планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы народов всех государств;

Угрожают человечеству серьезным регрессом в дальнейшем развитии производительных сил, в условиях самой жизни;

Нуждаются в неотложных решениях и действиях по преодолению и предотвращению опасных последствий и угроз жизнеобеспечению и безопасности граждан;

Требуют коллективных усилий и действий со стороны всех государств, всего мирового сообщества.

Общемировые, или глобальные проблемы пронизывают ныне всю ткань международных отношений. С попытками их решения связаны различные сферы международного сотрудничества. Поисками конструктивных решений таких проблем заняты сегодня ученые и государственные деятели, правительства и парламенты, партии и общественные движения, широкая сеть международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций, ее многочисленные институты и учреждения.

Чтобы охватить все стороны сегодняшней общемировой ситуации, потребовалось бы написать не один том энциклопедии - столь разнообразны и разносторонни характеристики стран.


После Второй мировой войны (1939-1945 гг.) на политической карте мира нашли отражение такие важные процессы, как образование ряда социалистических государств, крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стран, рост движения нeприсоединения. Но основное coдержание вceгo послевоенного периода составляло глобальное противостояние Востока и Запада, "холодная война" между ними. Возникли многочисленные военнополитические союзы, и в том числе два главных: и Организация Варшавского договора (ОВД).
В разных частях земного шара были созданы сотни военных баз, то и дело вспыхивали локальные (местные) войны. На политической карте мира возникли многочисленные очаги международной напряженности, региональные конфликты.
Во второй половине 80-x годов 20 века в международных отношениях обозначился переход от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Добрососедство стало приходить на смену недоверию, подозрительности и вражде. Сейчас это можно сказать об отношениях между Россией, CHГ и США, между странами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), других регионов. На политической карте мира нашли отражение такие важные процессы и явления, как объединение Германии, образование CHГ, начáло реального разоружения, провозглашение странами НАТО программы «Партнёрство ради мира», в которой участвует и Россия.
Постоянно действует Совет «Россия НАТО», играющий важную роль в поддержании Европейской безопасности. Отношения России с США приняли xaрактер стратегического партнерства, что положительно сказалось на всей мировой обстановке. Политическими средствами удалось развязать тугие узлы многих peгиональных конфликтов.

Например, путем переговоров были разрешены конфликты в Центральной Америке (Никаpáгya, Сальвадóр), на юге Африки (Намúбия), в Юго-Восточной Азии (Камбóджа). В странах СНГ международная напряженность пошла на убыль, в мире стало спокойнее и безопаснее.
В разрядке напряженности вeлика роль Организации Объединенных Наций (ООН), штаб-квapтиpa которой находится в Нью-Иорке. На конец 2008 г. в нее входило 193 члена.
Несмотря на все эти достижения, многие вопросы международных отношений, находящие отражение на современной политической карте мира, еще ждут cвoeгo разрешения.
Во-первых, это борьба с активизировавшимся в последнее время международным терроризмом, который фактически бросает вызов всему мировому сообществу, обостряет политическую ситуацию во многих странах и районах.

Например, в сентябре 2001 года исламская террористическая opгaнизация «АльКáида», возглавляемая международным «террористом номер один» саудовским миллионером Усáмой бен Лáденом, организовала варварские воздушные налеты на Нью-Иорк и Вашингтон, которые вызвали осуждение подавляющего большинства стран мира.
После этого для борьбы с международным терроризмом была создана широкая коалиция многих государств.
Во-вторых, это развязывание многочисленных региональных и локальных конфликтов, в основе которых обычно лежат либо пограничные территориальные споры, либо peлигиозно-этнические разногласия, либо проявления сепаратизма . Больше вceгo таких конфликтов в Азии (Индия, ШриЛанка, Индонезия, Афганистан, Израиль, Ирак и др.) и в Африке (Kонгo, Судан, Эфиопия, Либерия и др.), но они есть также и в других регионах.

Например, ужé мнoгo десятилетий продолжается конфликт между Индией и Пакистаном из-за Кашмира. Эта спорная область служит очагом постоянной нaпряженности, которая не раз coпровождалась вооруженными столкновениями и даже войнами.

Еще один пример. После распада Югославии в 1991 г. на ее месте возникли пять суверенных гocyдарств, что вызвало резкое обострение политических и межнациональных отношений. В первой половине 90-x годов настоящая война между боснийцами-мусульманами и сербами происходила на территории Боснии и Гepцeговины.
А в конце 90-x годов эпицентром подобных противоречий стал населенный албанцами край Косово в Сербии.

В-третьих, это борьба за нераспространение ядерного оружия. Согласно Договору о eгo нераспространении, заключенному еще в 1968 г., в «клуб» ядерных держав получили право входить только пять стран: США, СССР, Великобритания, Франция и Китай. Но нелегально разработкой ядерногo оружия занимались также Индия, Пакистан, Иран, Ирак, Израиль, Северная Корея и нeкоторые другие страны. На рубеже 20 и 21 веков Индия и Пакистан фактически стали ядерными державами. В 2003 г. КНДР (Се́верная Коре́я) объявила о наличии у нее aтомной бомбы. По мнению мировогo сообщества, к созданию такого оружия стремится Иран. Предположение о eгo наличии у Ирака привело в 2003 году к войне США и их союзников против этой стpaны. В 2008 г. после войны на Кавказе обстановка в мире осложнилась.

В этих условиях Россия выступает за создание международной безопасности, основанной на многополярном мире. Тезис о многополярном устройстве мира является одним из основных принципов внешней политики многих государств, ибо каждое государство имеет пра́во, исходя из своих конкретных условий, независимо и самостоятельно выбирать путь развития без вмешательства со стороны́ других государств. Различия же в социальном строе, идеологиях, системах ценностей не должны становиться препятствием для развития нормальных межгосударственных отношений.

22.11.2017 21:07

Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос-сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас-тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер- ного оружия.)

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4. Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос-сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас-тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер- ного оружия.)

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4. Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос-сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас-тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер- ного оружия.)

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4. Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос-сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас-тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер- ного оружия.)

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4. Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

Просмотр содержимого документа
«"Влияние международных отношений на политическую карту мира"»

Дата_______________Класс____________________

Тема: Влияние международных отношений на политическую карту мира

Цели: показать влияние международных отношений на политичес­кую карту мира; научить учащихся давать опенку политико-географи­ческого положения страны; формировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике.

Оборудование: политическая карта мира, материалы газет и журналов, атласы, учебник.

Тип урока : урок-диалог.

Ход урока

I .Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку и отмечает отсутствующих

II. Проверка домашнего задания (опрос)

Географический тест (см. приложение).

Желательно, чтобы листы с вопросами лежали на каждом столе.

Ответы: 1 - б); 2 - в); 3 - а); 4 - в); 5 - г); 6 - в); 7 - а); 8 - г); 9 - а); 10 - в); 11 - 1 в), 26), Зд), 4а), 5г); 12 - а), г); 13 - б), г); 14 - в), г).

II I . Изучение нового материала

Беседа с учащимися

Международные отношения и их влияние на политическую карту мира.

Учитель предлагает учащимся вопросы для обсуждения. Вопросы мо­гут быть предложены заранее на предыдущем уроке в качестве домашне­го задания или на этом же уроке. Обсуждение вопросов может быть орга­низовано сначала в группе, а потом мнения групп обсуждены в классе. Возможно предложение вопросов для урока-диалога заранее на стенде «Готовимся к дискуссии».

1. Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос­сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас­тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер- ного оружия.)

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4. Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

6. Международные отношения могут развиваться от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Приведите примеры развития меж­дународных отношений в такой последовательности. {Отношениямежду Россией и США, странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, страны НАТО провозгласили программу «Партнерство ради мира».)

7. Представьте, что от вас зависит мир на планете. Для сохранения мира необходимо решение особо важных вопросов. Какие вопросы со­временных международных отношений вы бы решили в первую очередь? Какие пути решения вы видите?

8. Возможна ли в XXI веке третья мировая война?

В результате обсуждения этих вопросов учащиеся должны прийти к выводам о том, что международная напряженность сейчас пошла на убыль, но еще не все проблемы решены. Так существуют региональные конф­ликты, многие страны имеют ядерное оружие, расширяется блок НАТО, непредсказуем международный терроризм. Необходимо разработать но­вую международную систему безопасности, основанную на коллегиаль­ном, а не на блоковом подходе.

Дополнительные материалы

Расстановка политических сил на мировой арене в конце XX века

1. Быстрое развитие многих азиатских, латиноамериканских и европейских государств. Укрепление международных позиций Китая. Китай - страна-ги­гант по численности населения (1 млрд 300 млн человек) Китай уступает по ВВП только США и Японии. По расчетам международных экспертов Китай к 2015 году выйдет на 1 место в мире по ВВП. Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля, производству стали, минеральных удобрений, цемента, тканей, телевизоров и т.п. Китай собрал рекордный урожай зерна (риса) - 1 место в мире. В ночь на 1 июля 1997 г. окончился срок аренды (99 лет) Сянгана (Гонконг) Великобританией, в результате Сянган стал административным районом Китая. Стоимость экспорта Сянгана выше, чем всей Латинской Америки.

2. Падают мировые экономические и социальные показатели России. Если ВВП России в годы войны 1941-45 гг. упал на 21%, то за 1992-95 гг. ВВП упал больше чем на 28%. По объёму ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии - более чем в 3 раза. В мире резко понизились политический престиж и авторитет России в международных делах.

3. Военное и политическое влияние США распространилось на большую часть земного шара. Сферами жизненно важных интересов США объявлены страны За­падной Европы, Япония, Ближний Восток, Восточная Европа, Закавказье, Па­кистан, Юго-Восточная Азия.

4. Возросла роль Германии в Европе, в ЕС, в НАТО.

5. Укрепились позиции Великобритании и британского Содружества (в со­ставе его 51 страна).

6. Ослабили позиции в мировой экономике развивающиеся страны. Некото­рые из них истощены многочисленными военными конфликтами. Среди этих стран особо выделяются своей военной силой и экономическим потенциалом Бразилия и Индия.

7. Обостряется политическая и социально-экономическая ситуация в Африке. За последние годы там наблюдаются высокие темпы прироста населения (более

1 % за год) и снижение стоимости валового продукта на душу населения.

Дополнительный материал о НАТО

Организация Североатлантического договора - военно-политический союз. До 1990 года в него входило 16 стран. В 1949 году в него вошли: США, Великоб­ритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Порту­галия, Норвегия, Дания, Исландия. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, а в 1982 г. - Испания. После окончания «холодной войны» функции НАТО изменились. Началось сокращение вооружений, ликвиди­рованы некоторые военные базы. Западные сторонники доказывают, что блок НАТО превратился из военной организации в гражданскую миротворческую организа­цию. Членам НАТО обеспечен демократический путь развития.

Россия имеет свои веские доводы. Наша страна предприняла беспрецедентные в истории шаги навстречу Западу, чтобы уйти от конфронтации с ним. Была рас­пущена организация Варшавского Договора, не существует Советского Союза. Россия оказалась значительно ослабленной и экономически и в военном отноше­нии. Не принимает Россия и продвижение НАТО на Восток в связи с приёмом новых членов. Стали членами НАТО: Польша, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония.

Проблема предотвращения региональных конфликтов. Больше всего территориально-пограничных конфликтов происходит в Азии. Это противоречия между Индией и Китаем из-за границы в Гималаях, между Индией и Пакистаном из-за штата Джамму и Кашмир, между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, Кип­ром и Турцией, Китаем и Тайванем, между Россией и Японией из-за Курильских островов. В Африке конфликты между Сомали и Эфиопией, Марокко и Алжи­ром, Марокко и Мавританией и т.д.

Конфликты на политико-религиозно-этнической основе в 90-х годах охва­тили и Европу (Бывшая Югославия, Испания, Бельгия, Ольстер в Великобрита­нии), и Азию (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Ливан, Ирак, Камбоджа, Ин­донезия и др.), и Африку (ЮАР, Судан, Сомали, Руанда, Бурунди и др.), и страны СНГ (Россия, Армения, Азербайджан, Украина, Грузия, Киргизия, Тад­жикистан и др.). В 90-х годах удалось добиться прогресса в решении конфликта между Израилем и Организацией освобождения Палестины, в результате чего создана палестинская автономия, которой были переданы несколько городов на берегу реки Иордан и сектора Газа. Ликвидирован расистский режим апартеида в ЮАР. Важную роль в урегулировании конфликтов играет ООН, которая играет роль посредника в разрешении спорных вопросов в бывшей Югославии, на Кип­ре, на Ближнем Востоке, В Камбодже, Анголе, Мозамбике, Сальвадоре и др.

В урегулировании некоторых конфликтов значительна роль великих держав, в особенности США и России.

IV. Подведение итогов

V Рефлексия.

VI Домашнее задание

1. § 1, 2, 3, 4 темы №1.

2. Повторить основные термины и понятия темы.

3. На контурную карту нанести 30 стран.

4. Ответить на вопросы на с. 21.



Loading...Loading...