Методическое сообщение на тему "концертная деятельность младших школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано".

Емалтынова Елена Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Внеклассная и концертная деятельность как мотивированный фактор развития творческого потенциала учащихся ДМШ"
Дата публикации: 27.11.2016
Раздел: дополнительное образование

Внеклассная и концертная деятельность как мотивирующий фактор

развития творческого потенциала учащихся ДМШ.
Емалтынова Е.А. МАУДО «Детская музыкальная школа №1» Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна. Ибсен Г. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и продолжительного формирования личности. Каждый человек уникален и неповторим, поэтому и виды творческой дея- тельности бывают такими разными: рисование, пение, танцы, игра на музы- кальных инструментах, сочинение стихов, изобретательство. Через творчество говорит душа человека. Благодаря талантам и затраченным творческим усилиям на свет появляются полные красоты и любви стихи, песни, пейзажи и музыка. В этом и есть истинная радость творчества. Уникальные возможности каждого ребёнка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одним из видов которой является заня- тие музыкой. Психолог Б.Ф. Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы эле- ментарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту про- жить...». Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познаватель- ной активности. В современных условиях большое внимание учёные и педагоги уделяют поиску новых подходов к развитию, воспитанию и обучению в ДМШ и ДШИ. Развитие творческой личности, а также создание условий для самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных перед образованием. В основе образовательного процесса лежит работа над приобретением исполнительских навыков, которые находятся в неразрывной связи с всесторонним развитием личности и раскрытием творческого потенциала. Помимо учебных программ, которые реализуются в ДМШ и направлены на воспитание устойчивого интереса учащихся к обучению, дополнительным мотивирующим фактором является внеклассная и концертная деятельность. В нашем городе есть хорошая традиция проведения различных концертов и мероприятий для детей и их родителей. В органном зале можно послушать классическую и народную музыку в исполнении ведущих коллективов города, таких, как «Камерный оркестр Игоря Лермана», ансамбль «Наигрыш» и самых известных музыкантов нашего времени как России, так и зарубежья. Концерты Джазового оркестра «Визит» знакомят нас с джазовой музыкой. Картинная га-
лерея, различные музеи, библиотеки, театры – регулярно проводят культурные мероприятия для школьников. Каждый вид искусства пробуждает в человеке са- мые лучшие чувства. Посещение концертов оказывает воздействие на формирование музы- кально-эстетических вкусов, побуждает детей к занятиям музыкой, расширяет кругозор, способствует гармоничному развитию личности. Концертная практика – уникальная возможность реализации творческого потенциала учащихся. Воспитанники нашей школы часто выступают на концер- тах в общеобразовательных школах, детских садах, во Дворцах культуры и на многих других концертных площадках. Каждый учащийся нашей школы имеет возможность почувствовать себя исполнителем. Концерт – это публичное выступление – итог всей системы обу- чения ребенка. Возможность выступить с сольной программой вызывает у уча- щихся повышенный интерес. Подготовка к этому мероприятию воспитывает в юном исполнителе такие качества как ответственность, трудолюбие, самоуваже- ние, инициативу, стремление к совершенству. Мы с ребятами часто выходим на концертные площадки нашего города. Во дворце культуры «Энергетик», на мероприятиях клубов «Ровесник» и «Ве- теран» дети с удовольствием делятся своим творчеством, исполняя любимые произведения. В Центральной библиотеке регулярно проводят выставки и встречи с известными творческими людьми. Посещая такие мероприятия, у ре- бят есть возможность узнать много интересного и проявить себя, выступив с концертным номером. Как правило, на такие мероприятия в качестве слуша- телей с радостью приходят родители, их переполняет гордость за своих детей. Это помогает почувствовать нужность занятий музыкой, расширяет кругозор и стимулирует развитие творческого потенциала. Наши дети принимают активное участие на фестивалях, конкурсах, обще- школьных и классных концертах для родителей, где даётся возможность высту- пить абсолютно каждому ребёнку независимо от их музыкальных способно- стей. Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и при- знанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от других, знаки уважения и признания. Участие в конкурсах, олимпиадах и концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, и, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного твор- чества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Кроме прочего, этот метод позволяет сохранить контингент учащихся класса, а, соответственно и школы, а значит, является одним из слагаемых результативности и успешно- сти педагогической деятельности. Наблюдая за детьми, понимаешь, что они с радостью могут продемонстри- ровать зрителям, родителям и педагогам умение играть на инструменте, с ин- тересом пробуют себя в роли ведущего концерта, читают стихи, могут проявить себя как вокалисты и художники. Всё это способствует оживлению учебного процесса, росту интереса детей к обучению в музыкальной школе и, как ре- зультат, их творческому развитию.
Публичное выступление стимулирует и повышает результативность обуче- ния, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат. Несколько слов хочется сказать об ансамблевом музицировании. Игра в ансамбле доставляет детям большое удовольствие и влияет на раз- витие творческих способностей учащихся. Многие учащиеся, окончив музы- кальную школу, продолжают заниматься в ансамбле и в оркестре. Это происхо- дит благодаря сформированному за годы обучения интересу к ансамблевому му- зицированию и потребностью поддерживать дружеские отношения в сложив- шемся коллективе. Внеклассная и концертная деятельность (конкурсы, сольные концерты, концерты класса, посещение городских культурных мероприятий) способству- ю т побуждению к творческой активности и зарождению интереса к занятиям творчеством, постепенно, незаметно для учащихся, превращаются в стойкую потребность общения с искусством. После окончания школы многие наши выпускники не расстаются с музы- кой. Одни продолжают музицировать, посещать концертные залы, становясь ак- тивными слушателями классической и народной музыки. Обучаясь в ВУЗах ак- тивно участвуют в студенческой творческой жизни. Другие – продолжают учёбу в классе профориентации, готовясь к поступлению в ССУЗ. Третьи – продолжа- ют учёбу в средних и высших учебных заведениях. Все эти факты ещё раз под- тверждают, что формирование мотивации учащихся к творческой деятельности способствует превращению детского любопытства в зрелую, стойкую потреб- ность общения с искусством и как само искусство становится неотъемлемой ча- стью жизни человека, одухотворяя её и наполняя глубоким смыслом. Каждый человек может быть ориентирован творчески преобразовывать свою жизнь и жизнь вокруг себя, если он излучает добро и любовь, проявляет сострадание и сочувствие, стремится к справедливости и благородству. Известный немецкий композитор и педагог К. Орф в середине XX века со- здал школу музыкально – творческого развития детей, доказав, что творческое общение с музыкой активизирует весь процесс познания. А. Шопенгауэр говорит о том, что в творчестве человек не столько откры- вает мир, сколько создаёт его. И. Кант считал творчество высшей формой деятельности человека. Э. Фромм полагал, что если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению. Современные методы обучения предполагают реализацию творческого по- тенциала ребёнка, при котором деятельность становится: «методом приобрете- ния и поддержания духа поиска, исследования, творчества, методом приведения ребёнка в состояние наибольшей активности». Доказано, что творческая активность в любом возрасте способствует фор- мированию следующих, жизненно важных в современном мире человеческих и профессиональных качеств:  оригинальность, необычность высказываемых идей;
 умение самостоятельно решать сложные вопросы в любой жизненной ситуации;  реализация своего творческого замысла;  рост коммуникативных способностей, умение работать в коллективе, сотрудничать с коллегами, умение сработаться, вписаться в новый коллектив;  умение понимать и бережно, разумно использовать индивидуальные ресурсы своего организма;  способность видеть задачу под иным углом зрения, замечать новые возможности применения. Развитие творческой личности есть результат соотношения и взаимодей- ствия познавательных качеств личности (профессиональные знания, интеллек- туальные способности и умения), эмоционального переживания процесса твор- чества и эстетической восприимчивости субъекта к окружающему миру. Изучив научную литературу о творческой деятельности человека, исходя из собственного опыта педагогической работы с детьми, можно сделать вывод, что большое внимание следует уделять вопросу о развитии, прежде всего творче- ских способностей и формирование потребности в общении с искусством. По- лученные музыкальные знания наполняют жизнь ребёнка яркими впечатления- ми и радостью творчества. Конечно, не все дети продолжат обучение в высших музыкальных учреждениях, но каждый вырастет хорошим, творческим, духов- но богатым человеком. Развитие в ребёнке творца, его воспитание в эстетическом плане, творче- ский подход к своей жизни, стремление во всём быть самим собой, готовность к изменениям в лучшую сторону, использование своего творческого потенциала – приобретение этих качеств наполнит жизнь смыслом и поможет в дальнейшем быть успешным в любой области деятельности. Список литературы 1. Даринская, Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: моногр. – СПб.:2005. – С. 293. 2. Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. – СПб.: СПбГУПМ, 2001. – С. 84. 3 . Рындак, В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: – Челябинск: 1996. – С. 42. 4.Смирнова, Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М.: 2001. – С. 367.

Концертные и конкурсные выступления

Отличие концертного и конкурсного выступлений

Музыкальный конкурс - это возможность доказать свои профессиональные возможности. Главная цель конкурса – доказать своё личное преимущество перед соперником. Добиться преимущества, присуждаемого жюри. Система оценок жюри не допускает поблажек и учета физического, психического состояния конкурсанта, его технических ошибок. На конкурсе исполнитель испытывает наивысшую степень нервного напряжения.

В концертной деятельности нет элемента сравнения. Каждый участник, независимо от качества выступления может рассчитывать на симпатию слушателей, которая вызвана теми или иными его качествами: смелостью, виртуозностью. Главный критерий концерта – реакция слушателей, отсутствие очень высокого уровня ответственности и максимального напряжения, в сравнении с конкурсом.

Подготовки к конкурсному выступлению

Выступление - результат напряженного творческого тру­да ученика и преподавателя, который является для них ответственным актом, стимулирующим дальнейший творческий рост. На таких состязаниях воспитывается воля, сценическая выдержка, мастерство и много других качеств, формирующих будущего музыканта.

Необходимо воспитывать ученика - «бойца», способного самостоятельно мыслить, умеющего много трудиться и работать над ошибками, выдерживать большие физические и моральные нагрузки, не терять чувство оптимизма, а также быть способным проявить свои знания, умения и навыки на практике. Удачным выступлениям сопутствуют приподня­тое настроение, желание играть хорошо, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие.

Любой конкурс – это напряженная работа команды: ученика и преподавателя.

Задача любого преподавателя:

Правильно построить работу;

Грамотно подобрать репертуар;

Выучить программу;

Социальный подход в работе над программой (форма, гармонические и ритмические особенности и т.д.);

Работать частями, прорабатывая в медленном темпе;

Собирать части воедино и увеличивать темп, трудные места отрабатывать;

Многократное проигрывание;

Найти взаимопонимание, быть на одной эмоциональной «волне» - это и есть составляющие успеха, победы на конкурсах.

Как известно, статус музыкальных конкурсов бывает разным:

Классный;

Школьный;

Городской;

Региональный;

Конкурс – фестиваль;

Всероссийский;

Международный.

Каждый преподаватель заинтересован, чтобы его ученики на сцене играли как можно лучше.

Подготовки к концертному выступлению

Исполнительская готовность музыканта к концертной деятельности складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская подготовка, а также и психологическая подготовка к выступлению.

Вся работа, которая была проведена учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое.

Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления юного музыканта-исполнителя и его исполнительскими качествами. Возможны ситуации, когда хорошо подготовленный и даже одаренный ученик терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско; или возникают такие ситуации, когда с хорошей стороны показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. И вместе с тем именно во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики.

Концертная деятельность оказывает большое влияние на личность музыканта-исполнителя, для формирования психического состояния творческого подъёма во время выступления наиболее ценными являются следующие потребности:

Потребность приобщиться к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе;

Потребность в творческом общении с партнёрами по ансамблю и с публикой,

Потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном художественном образе.

Урок - как основная форма по подготовке учащегося к кон­цертному выступлению.

Урок является ос­новной формой длительного процесса педагогического общения ученика и педагога. Именно здесь ставятся и во многом разрешаются главные задачи обучения, происходит творческое взаимодействие двух индивидуально­стей, даётся оценка достижениям и недостаткам, ставятся цели, определя­ется темп продвижения, строятся перспективные планы и т. п.

Можно выделить следующие наиболее типичные формы и методы работы на уроке:

1) взаимный творческий поиск , выражающийся в углубленной работе над творческой концепцией сочинения, его образностью, необходимым ха­рактером звучания, решением той или иной технологической задачи;

2) прослушивание с последующей корректировкой;

3) создание исполнительского образа , когда тот или иной эпизод, та или иная фраза доводятся до идеального качественного состояния и при­обретают некий эталонный характер, помогающий понять суть исполни­тельской задачи;

4) показ педагогом нужного уровня игры данного сочинения или кон­кретного приёма;

5) тренировка («натаскивание») - неоднократное повторение ,

6) словесный инструктаж с конкретным разбором как целого, так и де­талей,

7) самостоятельная работа ученика под руководством преподавателя,

8) коллективные занятия.

Важным моментом проведения урока является выработка у ученика чувства ответственности за свою игру, за выполнение заданий педагога, своё творческое развитие.

Большую роль играет бла­гоприятная творческая атмосфера: приветливость, улыбка педагога, ска­занные им несколько слов о готовности ученика, его самочувствии. Такая психологическая «настройка» во многом способствует снятию излишней скованности, волнения ученика, его раскрепощению.

Наиболее ответственные звенья концертного выступления

  • Итоговая репетиция
  • Психологический настрой перед выступлением
  • Выход и уход со сцены
  • Начало выступления
  • Сосредоточенность и непрерывная, неустанная концентрация внимания на развитии художественного образа произведения

Причины эстрадного волнения

  • Непривычная обстановка;
  • Несоответствие произведения музыкальным и техническим возможностям ученика;
  • Неуверенность, обусловленная тем, что ученик работал над произведением автоматически, бессознательно;
  • Текст не изучен хорошо «на память»;
  • Повышенная самооценка, излишки внимания к своей личности;
  • Слабая нервная система, болезненность.

Каким образом их можно избежать?

  • Сознательное и уверенное овладение музыкального произведения;
  • Ясное представление о произведении, как о едином целом, как о естественном развитии музыкальной мысли;
  • Сознательное овладение технически слаженными эпизодами;
  • Активное, сознательное освоение музыкального произведения наизусть;
  • Необходимо установить целесообразные отношения между сознанием и автоматизмом, что зависит от степени сложности нотного текста;
  • Тренировки перед публикой, которые обеспечивают смелость, самообладание, ясную мысль, сосредоточенность;
  • Поддержание организма в хорошей физической форме (витамины, питание, навыки самовнушения, сон, отдых).

Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта

Поскольку к публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, соответственно, каждому учащемуся, какой бы специальности он ни обучался, приходится постоянно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, прослушиваний, фестивалей или конкурсов. Именно публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса, способствуют развитию у учащихся определенных исполнительских качеств.

Приобретение навыков успешного выступления на сцене является важным условием продолжения музыкально-исполнительской деятельности и в будущем для многих учащихся. Но в любой области музыкального искусства – будь то сольное исполнительство, концертмейстерское мастерство, работа в коллективе или педагогическая деятельность – большое значение имеет сценический опыт, накопленный за годы обучения, владение необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками подготовки к выступлениям. Поэтому уже во время обучения необходимо предоставлять учащимся возможность творческой самореализации в исполнительской деятельности.

Качественная подготовка к выступлению является основой успешности концертной деятельности ребенка-исполнителя и одним из главных условий мотивации его к дальнейшим занятиям. Психологическая подготовка, означает способность исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией.

Аннотация

Педагогический проект “Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской школы искусств” определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся фортепианного отделения в сфере фортепианного исполнительства.

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявление юных дарований, развитие их творческих способностей в музыкальной области и практических действий на пути к мастерству.

В данном проекте конкурсное направление занимает особое место в деятельности ДШИ. Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В рамках проекта определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Обоснование проекта

Проект ““Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся Детской школы искусств” разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня профессионального мастерства по специальности “Инструментальное исполнительство”(фортепиано).Поиск наилучшего пути в профессиональном росте ученика связан с педагогическим экспериментом. Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Созданы условия, для оптимального развития одаренных детей? включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся так и преподавателей фортепианного отделения ДШИ. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Эти победы можно разделить на: внутришкольные и внешкольные.

Любой даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией, потребностям жизни музыкальных школ - это культурное событие, акция позволяющая осуществлять “смотр” наличного состава (контингента) учащихся с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных “ педагогических сил”, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев. Хорошо, то есть с пониманием истинных ценностей и целей, организованные конкурсы становятся сильными стимулами развития системы музыкально-исполнительского образования, катализатором активности всех участников этой деятельности, праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ.

Исполнительские конкурсы, фестивали осуществляют комплексную программу,? в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Одна из наиболее сложных проблем - выбор конкурсной программы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художественные, технические возможности потенциального конкурсанта. От преподавателя требуется особая мудрость, прекрасное знание репертуара, возможностей ученика, его темперамента, энергетики, его “плюсов”, которые стоит подчеркнуть и “ минусов”, которые стоит максимально смягчить. Эта тема актуальна для любого конкурсного возраста, меняется лишь репертуар и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки материала должна оставаться всегда.

В конкурсной программе ученик должен чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую зажатость и внешнюю скованность ученика - в положении за инструментом, в двигательном процессе, что неизбежно сказывается во всех сторонах исполнения. Главная направленность этого проекта - развитие творческой личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей - вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая “ тактика и стратегия” педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. В детских конкурсах-фестивалях следует поощрять как можно большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лауреатских мест либо разделять призовые места, а также учреждать достаточное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие. Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализированных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения: например: за оставившее яркое впечатление исполнения произведения из какого-то раздела конкурсной программы (полифонии, пьесы современного композитора, этюда или виртуозной пьесы), а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские способности качества некоторых конкурсантов - артистизм, поэтичность, виртуозность, волю к победе и т.п.

Актуальность исследования - развитие творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальность и творческая инициатива каждого ученика своеобразна и реализация в личной, профессиональной и общественных сферах, является существенным ресурсом развития общества. Результатом творчества является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Управление творчеством возможно путем создания благоприятных для этого условий:

Создание творческой среды

Направленность формирующей работы на развитие творческой личности

В заключение: конкурсы-фестивали, большие и маленькие будут в радость, прежде всего детям, юным музыкантам - для них, в конце концов, конкурсы и фестивали устраиваются. Участники должны ощутить атмосферу праздника Музыки, пусть те, кто постарше, почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к продолжению занятий.

Цель творческое развитие учащихся в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.

Задачи:

1. Раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;

2. Выявление и поддержка талантливых исполнителей учащихся;

3. Сохранение и совершенствование традиций фортепианного исполнительства, повышение уровня исполнительского мастерства;

4. Использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося;

5. Активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей;

6. Расширение репертуара, популяризация классической и современной музыки;

7. Развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта.

8. Укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.

Основное содержание проекта

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствующей развитию гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности - развитие пианистической культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.

Новизна - заключена в содержательном наполнении интегрирующего начала всех уровней конкурсной - музыкальной деятельности учащегося от простых уроков, концертов- до конкурсов различных уровней. Значимость проекта отображена в принципах организации и осуществления совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса:

  • Принцип традиций и новаторства направленный на поддержание и создание новых культурных традиций;
  • Принцип самовыражения и самореализации позволяющий ученику проявить в полной мере свои творческие способности;
  • Демократичности и гуманизма(взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • Научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • Личностно ориентированного подхода(обращение к субъективному опыту обучающегося, признание самобытности и уникальности каждого воспитанника);
  • Природосообразности(учитывается возраст учащегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки;
  • Культуросообразности(приобщение учащихся к современной и мировой культуре);
  • Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • Сотрудничества и ответственности.

В рамках проекта предполагается выступление учащихся в конкурсах организованных для фортепианного отделения. Планирование конкурсов проходит в конце учебного года на будущий учебный год. Готовится положение о проведении конкурса – преподавателей отделения знакомят с положением, программными требованиями, номинациями. Функции руководителя проекта: разработка положения конкурса, разработка конкурсной программы, налаживание системы информирования и рассылки информации: обработка заявок на участие, формирование жюри, составление четкого расписания репетиций, прослушиваний. Подготовка необходимого инструментария - роялей, информирование о порядке выступления, репетиций, проведение итогового круглого стола, гала-концерта по итогам проведения конкурса с награждением.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом задач. Одна из них - развитие учащихся в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя. Весьма ценным показателем ее качества, анализируемого и оцениваемого, прежде всего самим преподавателем, но так же его коллегами. От внутришкольной системы контроля успеваемости детей- зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей усилий как детей, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства. В современной России подготовка ученика к участию в конкурсах - необходимое условие существования преподавателя и учащегося в социуме, возможность продолжения работы, продвижения по карьерной лестнице, получение званий. Конкурсы служат средой сохранения традиций исполнения классики и классического музыкального искусства в целом.

Методы работы над проектом включили в себя:

Теоретический

Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и нотной литературы по проблемам проекта;

Анализ и обобщение собственного опыта в сфере исполнительского мастерства;

Экспериментальный

Проведение конкурсов-фестивалей

Изучение конкурсного репертуара

Методы педагогического наблюдения (проведение круглых столов)

Практическая деятельность - реализация проекта

Статистический (обработка полученных данных)

Структура технологии развития творческого потенциала учащегося

  1. Предварительная диагностика уровня творческого развития
  2. Мотивация (одно из ведущих направлений работы)
  3. Организация творческой деятельности, условия способствующие развитию творческих способностей и ее реализация
  4. Контроль качества выполнения творческой деятельности
  5. Выявление соответствия полученных результатов (анализ эффективности проделанной работы)

Для привлечения участников проекта к совместному творчеству использовались различные инновационные технологии:

Проблемные

Игровые

Исследовательские

Интегрированные

Для того чтобы поддерживать интерес участников образовательного процесса, а так же с целью проверки качества усвоения образовательных программ, проводятся следующие, ставшие традиционными школьные конкурсы. Данный конкурсный проект объединил в себе 8 конкурсов фестивалей:

“Конкурс сольных программ” - 2009 г., “Ступенька к совершенству”- 2010г.,

“Оживших клавиш волшебство” - 2011г., Конкурс на лучшее исполнение произведений советских композиторов”-2012г., “Зажигаем звезды – 2013” Зажигаем звезды- 2014”, ежегодный фестиваль “ Летнее задание”- приуроченный ко Дню Музыки, ежегодный фестиваль “ Играем все новое и популярное”. Конкурсы проводятся в соответствии с планами работы фортепианного отделения, которые утверждаются администрацией МБОУ ДОД “Детская школа искусств и народных ремесел”

Ресурсы:

  • Информационные - обеспечение информационного сопровождения, включающего учебно-программную документацию, своевременное пополнение библиотечных фондов нотами, учебниками и учебными пособиями, учитывающие современное содержание образования, требования ФГОС СПО; распространение посредством публикаций, выступлений, курсов, конференций.
  • Человеческие - учащиеся и преподаватели ДШИ
  • Организационные - администрация ДШИ
  • Материально-технические - музыкальные инструменты, аудио-видео аппаратура.

Партнеры

  • Департамент образования муниципального образования г. Ханты-Мансийск

Целевая аудитория

  • Учащиеся 1-7 классов, (возраст 7-15 лет) фортепианного отделения МБОУ ДОД “Детская школа искусств и народных ремесел”
  • Преподаватели ДШИ

Программа реализации проекта

Перечень организационных мероприятий нацеленных на реализацию проекта

1. Подготовительный этап 2008-2009г.

Изучение вопроса “Детские исполнительские конкурсы: достижения, проблемы, перспективы.

2. Организационный этап 2009-2014 г.

Подготовка и создание необходимых условий для реализации проекта.

3. Oсновной этап 2009-2014

Проведение внутренних школьных фестивалей и конкурсов.

4. Заключительный этап

Подведение итогов по реализации проекта

  • Обработка мониторинговых данных по внедрению проекта, дальнейшие перспективы развития, работа над оформлением проекта

Ожидаемые результаты

После реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

  • совершенствование форм работы с учащимися и развития творческого потенциала;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития творческого потенциала, их самореализации;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, смотрах различного уровня
  • создание портфолио (видео) лучших выступлений и заслуг воспитанников
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;
  • Повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявления способных детей (психологический профиль ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы со способными детьми;
  • создание электронного банка данных
  • апробация эффективности обучения профессионально мотивированных детей фортепианного отделения

Результаты реализации проекта

Можно с уверенностью сказать, что конкурсная деятельность учащихся фортепианного отделения ДШИ развивается год от года и расширяет свои границы.Проект в полной мере соответствует поставленной цели и решает все сопутствующие задачи для достижения главной цели. Объектом проекта стали творчество и развитие творческих способностей учащихся.

Реализация проекта способствовала творческому сближению учащихся, педагогов и родителей. Итогом запланированных мероприятий явилось:

  1. Рост исполнительского уровня учащихся фортепианного отделения не только в сольном исполнительстве, но и в совместном музицировании (номинации Ученик-ученик, Ученик-учитель). Учащихся стали привлекать программы повышенной сложности. Подобные результаты соответствуют выполнению задач ДШИ в реализации учебных программ.
  2. Убежденность преподавателей, что конкурсная деятельность, способствует комплексному развитию музыкальных способностей и творческого потенциала каждого учащегося
  3. Обновление репертуара, поиск новых интересных, современных произведений и интерпретация их.

Участие в концертах и конкурсах различного уровня

Перспективы развития проекта

В связи с актуальностью темы данного проекта, предполагается перспектива его дальнейшего усовершенствования и развития. Для этого потребуется:

1. Продолжать работу с целью развития творческого потенциала учащихся в конкурсной деятельности ДШИ

2. Проводить конкурсы на базе ДШИ

3. Продолжать работу с целью привлечения учащихся к активной конкурсной деятельности

4. Применять в работе инновационные формы

Результаты данного педагогического (творческого) проекта могут быть использованы не только преподавателями Детской школы искусств, но также и субъектами муниципальной и окружной образовательной системы.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч1 и 2.2-е изд., доп. – М.: Музыка 1988.-415с., нот
  2. Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя. // Советская музыка, № 2. 1980.
  3. Алиев Ю. “Подросток-музыка-школа” вопросы методики музыкального воспитания детей. Издательство Музыка М-1975
  4. Бискер Л.М Программа “Одаренные дети”// “Завуч”.-2001. -№ 4.с. 39-45
  5. Вопросы музыкальной педагогики, вып.3.-М.: Музыка 1971
  6. Гончарова Н. “Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении” Феникс. Ростов-на Дону 2002.
  7. Золотарева А.В Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.-304 с.
  8. Крюкова В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования. М. Москва. С-34-48 2007г
  9. Подласный И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - с 132-137.
  10. Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология. Сб.: Спутник учителя - М., 1993
  11. Шмит-Шкаловская. О воспитании пианистических навыков
  12. Щапов А. Вопросы фортепианной техники Изд. М.:. 2001г.
  13. Юдовина-Гальперина Т.Б За роялем без слез. - С.Пб., 1996

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №10»

Методическое сообщение на тему:

Концертная деятельность младших школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано

Подготовила:
Костина Светлана Валерьевна

педагог дополнительного образования

в области музыкального искусства


г.Железногорск 2016

Содержание

1. Введение 2. Мотивы обучения 3. Педагогические принципы формирования мотивации школьников 4. Условия формирования мотивации обучения в классе фортепиано 5. Концертная деятельность 6. Заключение 7. Список литературы

Концертная деятельность школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано


1. В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей. Изменяются взгляды на десятилетиями существовавшие положения вещей. Особое значение приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.

Как и в любой другой области, начальное музыкальное обучение часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой. (слайд3) Кандидат искусствоведения, занимающаяся проблемой начального музыкального обучения, Т.Э. Тютюнникова в своей книге пишет (слайд4) : «Сегодня мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности - это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального обучения, у которого высокая миссия открыть каждому свою дорогу к музыке». (слайд5)

Кроме того, понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого. (слайд 6)

В наше время творческий человек востребован на любом рабочем месте, поэтому очень важно формировать творческую личность конкретного ребенка, его общие способности и индивидуальность. Именно музыка оказывает сильное воздействие на настроение и поведение, эстетический вкус и психику ребенка. Если же у личности имеются сильные мотивы продвигаться к намеченной цели, положительное отношение к обучению, есть познавательный интерес, то деятельность даёт качественные результаты. (слайд7)

Однако, в литературе, посвященной музыкальному обучению, указывается: «Ситуацию, сложившуюся в области начального музыкального обучения в нашей стране, можно охарактеризовать как кризисную. Об этом свидетельствует целый ряд фактов: снижение мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке». (Слайд8)

Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире. А учат детей порой по-старому, бесконечно эксплуатируя в основном их память. Поэтому учение становится обременительным для ребенка.

Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске путей и средств формирования и повышения мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано. (слайд 9)

2. МОТИВ - это то, что побуждает человека к действию. Мотивам учения посвящён ряд исследований в отечественной педагогике и психологии – С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, Л.И. Божович, М.А. Данилов, Г.И. Щукина и др. По их мнению, учение, практическая деятельность учащихся побуждаются не одним, а множеством мотивов. (слайд 10)

Отметим труды отечественных и зарубежных музыкантов, связанных с проблемой мотивации: В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта.

Первая группа – мотивы, в основе которых лежат общественные цели, чувство долга перед родителями, учителями, товарищами. Большое значение при воспитании этих мотивов играет семья.

Вторая группа – мотивы, имеющие источником стремление к личному успеху. Психологической основой этих мотивов выступает чувство собственного достоинства, радости за успех при завершении деятельности. Формой отчётности при завершении работы над музыкальным произведением является академический концерт, где в полной мере может проявиться эта группа мотивов. Кроме этого почти каждый ребёнок привлекается к концертной деятельности разных уровней – это праздничные и классные концерты, вечера для родителей; а для детей, достигших больших успехов в исполнительской деятельности, – различные конкурсы.

Третья группа – мотивы, проистекающие из познавательных потребностей, стремления к новому, неизвестному. К концу дошкольного и к началу школьного возраста у детей возникает потребность в приобретении новых знаний и умений, которая в полной мере может реализоваться в процессе обучения игре на фортепиано.

Большое значение имеет внутренняя мотивация. (слайд 11) Внутренний мотив возникает тогда, когда все аспекты учебной деятельности связываются с потребностями учащихся. Для этого учитель на начальном этапе работы старается сделать предстоящую деятельность привлекательной для учеников, чтобы каждый из них сам выбрал средства достижения поставленной цели, сам действовал, обеспечивая самоконтроль и самооценку полученного результата. (слайд12) Начиная занятия с самыми маленькими учениками, надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьёзным, что может показаться утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. (слайд13)

Воспитание правильной мотивационной направленности должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Своеобразие эмоций в младшем школьном возрасте состоит в том, что ученики этого возраста всё-таки отличаются эмоциональной впечатлительностью, непосредственностью проявлений и внешней выраженностью эмоций. Для младшего школьника свойственны необычная широта эмоций и реактивность, лёгкость переключения от одной эмоции к другой.

3. (слайд14) Формирование мотивации обучения младших школьников на занятиях по фортепиано обеспечивается педагогическими принципами активизации учебно-познавательной деятельности, диалогической направленности и безотметочного оценивания.

Огромной силой, побуждающей человека к активности, являются его духовные потребности и интересы.

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Ш. А. Амонашвили: «Каждый ребёнок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который придёт ему на помощь». (слайд15) Интерес-это лучшее побуждение. Если у ребенка возник интерес к фортепиано, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания преподавателя. Вызвать интерес у ребенка возможно применив игровые формы, поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников. (слайд16) В авторской программе Е. В. Козыревой, посвященной формированию положительной мотивации, описан интересный игровой метод с применением игрушек. Для решения проблемы, связанной с воспитанием навыка самостоятельности детям, испытывающим потребность в движении и новых впечатлениях, очень сложно организовать домашние занятия, предполагающие многократное повторение и «отработку» определённых элементов и фрагментов. При создании игровой ситуации на уроках с учащимися младших классов возможно использование игрушек. Ребенок, озвучивая каждого «из учеников», с интересом многократно повторял необходимый фрагмент, чего в обычных условиях добиться достаточно трудно. При неудачном исполнении желание ребенка заниматься не уменьшалось, его активность на уроке также не снижалась. Поскольку плохо сыграл не ребенок, а персонаж, которого ребенок сам определил (наименее привлекательная для него игрушка), при удачном же исполнении указывалась любимая игрушка. Давая им характеристики и объясняя оценки, ребенок осознаёт конкретную задачу, демонстрирует уровень самокритики и рефлексии. Таким образом, данный игровой метод позволяет повысить интерес к занятиям, влиять на организацию самостоятельных занятий, воспитать осознанный подход к пониманию поставленной задачи, с одной стороны, и стимулировать развитие произвольных процессов и рефлексии как профессиональных качеств - с другой. (слайд17) Так происходит переход от игровой деятельности к учебной, с её возрастающей ролью. Творческие задания также способствуют формированию внутренней положительной мотивации учения у всего контингента обучающихся музыке. (слайд18) Регулярно и постепенно повышая требования к детям соответственно их продвижению, педагог мобилизует активность каждого ученика, побуждая его к усилию, необходимому для решения более трудной задачи сравнительно с теми, которыми ему удавалось решить вчера. Они должны ориентироваться на «зону ближайшего развития», (Л.С.Выготский), то есть отвечать возможностям каждого конкретного ребёнка. Чтобы решить более трудную задачу, ученик должен обдумать, сделать усилие и найти пути решения, мобилизовать и отобрать нужные для данного случая знания, умения, навыки и системы действий, которыми он владеет. (слайд 19)

Активность ребенка выступает в разных формах. Примером может служить активность подражательная. Младшие школьники охотно подражают действиям взрослых людей. В классе фортепиано это хорошо проявляется в так называемом « Донотном периоде», где дети повторяют «с рук» лёгкие пьесы, упражнения, незнакомые слова, попевки и даже мимику учителя. Воспроизводя такие действия, дети упражняют свои сенсорно-моторные механизмы, свою наблюдательность, речь, восприятие. (слайд20)

Чрезвычайно важна для развития ребенка исполнительская активность. Именно благодаря исполнительской активности, дети овладевают нужными уже отработанными взрослыми наиболее экономными и результативными способами и приёмами действий.

Формирование мотивации обучения игре на фортепиано носит специфический характер и обеспечивается принципом диалогической направленности во взаимоотношениях преподавателя и учащегося. (слайд 21) Очень важно с первых занятий суметь завоевать симпатию ученика. Масштаб личности учителя определяется мерой его включённости в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподаёт. Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по – разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося. В звене « Учитель – ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются его коммуникативные и организаторские способности.

Мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Речь педагога должна быть образной и лексически богатой, а также грамотной, лаконичной, ясной и яркой. Надо уметь найти те слова, которые способны определить характер произведения, дать представление об окраске звука, передать эффект при использовании педали и т. д. При этом надо помнить что урок должен быть диалогом. Нужен обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями. Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово- экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.». Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать движения, навести на нужные мышечные ощущения. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом. Каждый ученик, изучающий какой – либо музыкальный инструмент, должен обладать в совокупности многими качествами – музыкальным дарованием, умом, характером, а все эти качества находятся в тесной связи и взаимодействии. Следовательно, чтобы помочь музыкальному таланту развиться и достигнуть рассвета, нужно приложить усилия ко всему, что связано с таким развитием. Совокупность качеств требует соответствующей совокупности условий и заботы. Правильное обучение игре на инструменте предполагает целостное отношение к личности ученика как единству упомянутых качеств. При таком отношении образовательный процесс тесно связан с воспитательным.

4. Условием формирования мотивации обучения младших школьников на занятиях по фортепиано является использование методов проблемно-развивающего обучения, групповой и коллективной учебной деятельности. Важным условием формирования положительной мотивации к обучению игре на фортепиано является подбор исполняемого репертуара. Репертуар стоит подбирать с учетом желаний учащегося, но всегда следует помнить, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащегося относительно плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога по фортепиано заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполняемой музыки. Перед выбором какой-либо пьесы целесообразно неоднократно проиграть музыкальное произведение, рассказать о композиторе и вместе с ребёнком пофантазировать, представить подходящие образы. Больше сказки, больше фантазии. Не уставая будить воображение ребенка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Для поддержания разнообразия художественных впечатлений необходима частая репертуарная сменяемость. Она осуществима лишь в том случае, если пьесы доступны, прежде всего, в смысле возможности их восприятия учеником. Поэтому они должны быть небольшими по размерам, образными, доходчивыми и интересными по содержанию, яркими по музыкальному языку, ясными по форме, напевными. (слайд 22) Способствует положительному формированию мотивации к обучению игре на фортепиано ансамблевое музицирование. Коллективная игра увлекает и дает толчок к быстрому разучиванию пьесы. Игра в ансамбле способствует установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. (слайд 23) Кроме того, что игра в ансамбле даёт много знаний, умений, формирует исполнительские навыки, она ещё приносит детям эмоциональное удовлетворение, радость общения, являясь стимулом для дальнейшего развития ребёнка.

5. Все выше перечисленные принципы и условия формирования мотивации младших школьников в классе фортепиано успешно реализуются в такой форме как концертная деятельность . (слайд 24)

Любой концерт – это одна из возможностей показать себя. Выступления в таком мероприятии заинтересовывают ребят, тем более, если концерт проходит в красочной музыкально - театрализованной, музыкально - поэтической форме.

Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным. Именно концертные выступления каждого ученика – это результат напряженного, творческого, ответственного труда. Участие в концертах служат огромным стимулом дальнейшего творческого роста ребенка. Различные свойства натуры исполнителя: воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия – все это проявляется в публичных выступлениях.

(слайд 25) Реализуя проекты или просто небольшие концерты на родительских собраниях, образовательный процесс становится интереснее и увлекательнее. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. Учащиеся пробуют свои силы в сольном инструментальном исполнительстве, как концертмейстеры, как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Подготовка к такому мероприятию сплачивает и объединяет ребят.
Выступающие дети более ответственно относятся к занятиям и репетициям к концерту.
(слайд 26) В течение учебного года большинство обучающихся на музыкальном отделении нашей школы и обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными. (слайд 27, 28) «Посвящение в музыканты», « День музыки», «Концерт для Деда Мороза», «Концерт для будущих первоклассников», «Концерт ансамблевой игры» и другие - это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Это их очень увлекает. (слайд 29, 30) Наша зрительская аудитория – это воспитанники детского сада и школы, сверстники, родители и близкие родственники - это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие. Это очень важно потому, что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.

6. (слайд 31) Привлечение детей к активной концертной деятельности – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Но этот метод позволяет сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

Список литературы

    Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова. Вып. 16. Психология. Л., 1959.

    Балашова А. В. Формирование мотивации к обучению игре на фортепиано в ДМШ через развитие творческой активности учащихся. Педагогический вестник.

    Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

    Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.

    Козырева Е. В. Мотивационный аспект начального этапа обучения игре на фортепиано: из опыта дифференцированного подхода. Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология, Социокинетика. 2008. Т. 14. №6.

    Козырева Е. В. Дополнительное музыкальное образование: теория, эксперимент, практика. Учебное пособие. – Ярославль, 2005.

    Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. –С-Петербург, 2006.

    Маслоу А. Мотивация и личность.-Москва, 2004.

    Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Москва «Кифара»; 2002. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1997.

    Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. –М.: Музыка, 1982.

    Ниязов О методике работы с детьми.-С-Петербург, 2001.

    Петрушин В. И. Музыкальная психология. –М.: Просвещение, 1979.

    Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып.11. – М. –Л.: Известия АПН РСФСР, 1998.

    Шпик И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников. – Начальная школа.- Вып. № 2, 2007.

МБОУ ДОД «Детская школа искусств п. Юго-Камский»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:
«Интонационная работа на уроках сольфеджио
в младших классах детской школы искусств»

Сообщение подготовил:
преподаватель теоретических дисциплин ДШИ Зверева Н.В.

Введение:
К 2-3 классу дети физически окрепли, их голосовой аппарат укрепился, дыхание стало полнее и глубже, что дает возможность повысить требования к вокальным навыкам детей. По-прежнему, очень полезны небольшие хоровые распевания в начале урока. В них могут быть включены: пение гамм или упражнений из учебника, секвенций, ступеней гаммы или отдельных мелодических попевок, наконец, какой либо выученный пример из сборника сольфеджио или песня. Они должны быть связаны с изучаемым материалом, укреплять его. С 3 класса следует обязательно включать в распевание элементы двухголосия. Хорошо проводить это распевание стоя. Не рекомендуется включать в распевание какой-либо новый материал или чтение с листа: задача распеваний – сосредоточить внимание детей на качестве звучания.

Пение гамм
Пение гамм начинается в 1 классе, но так как у детей младшего возраста края диапазона развиты слабо, необходимо начальные упражнения использовать в пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Известно, что плавное движение легче интонируется в нисходящем направлении и поэтому мелодические построения следует выбирать предпочтительно с нисходящим поступенным движением. В.А. Вахромеев предлагает гамму в пределах октавы предварительно петь в нисходящем направлении. Большое значение для правильной интонации имеет организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм надо сменять равномерно по тетрахордам.
Воспитание функционального слуха немыслимо без гармонии. Ведь только комплекс звуков – аккорд, дает возможность остро почувствовать характер функции и направление тяготения, способствует более чистому интонированию. Поэтому педагогу можно использовать гармонизацию, гармоническую поддержку при пении упражнений этого раздела. Пение гамм (или отрезков гамм) с гармонической поддержкой полезно чередовать с пением a cappella. Гармонизуя гамму, следует выбрать те аккорды, которые способствуют более яркому слышанию интонационного направления ступеней. При повторении минорного лада и минорных гамм полезно еще раз тщательно отработать интонирование III, VI,VII ступеней. Наиболее ярко запоминаются эти интонации при сопоставлении с одноименным мажором.
В старших классах полезно практиковать пение гамм от данного звука. Это благотворно влияет на выработку способности точно интонировать тоны и полутоны. Здесь можно использовать такое упражнение: ученикам предлагается данный звук представить сначала как I ступень, затем как II, III. Так можно петь отдельно мажорные и минорные гаммы, или чередовать их между собой.

Работа в ладу
Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.
Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения, как пение наиболее характерных ступеневых последовательностей. Например: II-I, III-II-I, IV-II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения хорошо помогают «войти» в лад.
Г.И. Шатковский для этой цели предлагает следующее упражнение, которое он называет «слуховая гимнастика». Эти упражнения представляют собой постепенное движение вверх и возврат к тонике через тритон, сексту и септиму, то есть через такие интервалы, которые создают предельно острое тяготение, «максимально централизуют лад».
Для слухового укрепления чувства ладотональности полезно пение отдельных ступеней гамм вразбивку и пение тональных секвенций.
В этом разделе следует проработать и пение одноименных тонических трезвучий, знакомых детям по окраске, сосредоточив внимание на интонации терцового тона.
Пение интервалов
Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. В процессе работы над интервалами очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию.
Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.
Если в первом и втором классах интонация интервала была связана с песней, то с третьего класса организующим началом будет лад, тональность: спеть интервал помогает настройка в тональности, где слухом закреплены звучания разные ступеней, из которых и составляется интонация интервала. Чем яснее будет ладовое положение интервала, тем легче его спеть. Так, большую терцию легко спеть на I и V ступенях вверх.
Чистая квинта легче интонируется от I и V ступеней вверх и от II и V вниз. Поэтому, составляя упражнения для пения интервалов, педагог должен учитывать их положение в ладу и связанную с этим трудность.
Для того чтобы пение интервалов не обратилось в пение отдельных ступеней, его составляющих, полезно применять пение их от данного педагогом звука, на слоги, в предварительно настроенной, но не названной тональности. Тогда внимание учащихся будет направленно на то, чтобы воспроизвести именно интонацию интервала, хотя подсознательно ладовое положение интервала будет влиять на исполнение.
К концу третьего класса важно выработать у детей активные слуховые представления простых интервалов и добиться их чистого интонирования. На это требуется время и многократное повторение. Поэтому упражнения с интервалами полезно петь на каждом уроке наряду с пением гамм и ступеней. Можно петь их хором, всем классом, чтобы слабые ученики слышали правильное звучание, и лишь постепенно переходить к пению по группам и индивидуально. Полезной формой пения интервалов является пение тональных секвенций.
Пение аккордов
Широко распространено в педагогической практике интонирование аккордов. Для усвоения трезвучий в тональности следует петь их по группам: Т5/3, S5/3, D5/3. От звука в младших классах поются трезвучия по видам: Б5/3, М5/3, Ув 5/3, Ум 5/3. При пении аккордов от звука учащиеся должны направлять внимание не только на интервальный состав аккордов, но и представлять его целиком.
Для большей активизации слухового представления при пении секст- и квартсекстаккордов следует отдельно отработать теоретическое строение аккорда, обращая внимание на первый интервал. Надо добиться того, чтобы уже первые два звука как бы влекли за собой третий, образуя мелодию аккорда. Постепенно в слуховом сознании, в памяти закрепятся мелодии этих аккордов, как это происходит с трезвучиями мажора и минора. Пение секст- и квартсекстаккордов должно стать привычным, т.е. повторяться много раз в разных формах работы: в пении настройки, в секвенциях, в попевках, в песнях.
Поскольку часто материалом для интонационных упражнений служат изучаемые теоретически элементы музыкального языка, а сами упражнения необходимы для создания слуховых внутренних представлений учащихся, работа над развитием навыков точного интонирования необходима на каждом уроке сольфеджио. Без регулярной, системной работы над интонацией невозможным станет успешное освоение таких разделов сольфеджио как сольфеджирование, чтение с листа, пение двухголосия.

Список литературы:
Виноградов Л. Музыка 1 класс. Экспериментальное методическое пособие. - М., 1979г.
Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. - М., 1966г.
Барабошкина А. Сольфеджио 2 класс ДМШ. Методическое пособие. - М., 1976г.
Давыдова Е. Сольфеджио 3 класс ДМШ. Методическое пособие. - М., 1976г.
Картавцева М. Сольфеджио XXI века. - М.1999г.
Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ. - М., 1998г.
Никитин В. «Воспитание музыкального слуха детей на основе релятивной системы»./ Музыка детям вып.2. - Л., 1975г.
Орлова Н. «О певческом рабочем диапазоне школьников»/ Музыкальное воспитание в школе вып.7. - М.,1971г.
Стоклицкая Т. «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». - М., 2000г.
Работа с детьми в подготовительной группе ДМШ. Методические рекомендации для преподавателей. - М., 1986г.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. Лад. - Омск, 1992г.



Loading...Loading...