Цимлянское водохранилище (Волгоградская область). Цимлянское водохранилище

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта - скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье - хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра - на берегу моря или реки.

Ближайшие аэропорты

Когда выгоднее лететь. Дешевые авиабилеты.

Вы можете выбрать один из ближайших аэропортов и купить билет на самолет не вставая с места. Поиск самых дешевых авиабилетов происходит онлайн и Вам отображаются лучшие предложения, в том числе и на прямые рейсы. Как правило это электронные билеты по акции или скидке от множества авиакоманий. Выбрав подходящую дату и цену кликните на нее и попадете на официальный сайт компании, где сможете забронировать и купить необходимый билет.

Водохранилище Цимлянское Водoхранилище на различных картах Google, Yandex, OpenStreetMaps, Wikimapia, Публичной кадастровой карте Российской Федерации, Карте отелей, и также других топографических, jpg картах. GPS координаты: 47.806, 42.737.

Другие названия: Tsimlyanskoye Vodokhranilishche, Cimljanskoe Vodokhranilishhe, Tsimlyansk Reservoir, Tsimlyanskoye More, Tsimlyanskoye Vodokhranilishche, Tsymlyansk Reservoir, Цимлянское Водoхранилище.

Проложить маршрут через Водохранилище Цимлянское Водoхранилище на картах Гугла или Яндекса

С помощью картографических сервисов Google и Яндекс вы можете проложить автомобильный или пешеходный маршрут от Водохранилище Цимлянское Водoхранилище до нужного адреса или точки. На карте Гугла можно кликнуть на карте по городах или точках между которыми нужно проложить маршрут. На карте Яндекса можно указать адреса , например Водохранилище Цимлянское Водoхранилище - Населенный пункт, улица, дом (улицу и дом указывать необязательно).

Водохранилище Цимлянское Водoхранилище на Картах Гугл

Цимлянское Водoхранилище на Картах Гугл . Вы можете проложить автомобильный или пешеходный маршрут, найти ближайшие города, отели на детальной карте района где расположено Водохранилище Цимлянское Водoхранилище.

Водохранилище Цимлянское Водoхранилище на OpenStreetMaps

Цимлянское Водoхранилище на OpenStreetMaps . Информация о кемпингах, прогулочных и туристических тропах, велосипедных маршрутах, парках, пляжах и других объектах в районе где находится Водохранилище Цимлянское Водoхранилище.

Водохранилище Цимлянское Водoхранилище на Викимапии

Цимлянское Водoхранилище на Викимапии . GPS координаты ближайших туристических, индустриальных и бизнес объектов, которые вы можете найти на Викимапия.

GPS координаты ближайших объектов на Викимапии

GPS координаты ближайших крупных городов

Эти а также другие объекты вы найдете на Викимапия вблизи Водохранилище Цимлянское Водoхранилище.


Водохранилище Цимлянское Водoхранилище на Яндекс Картах

Цимлянское Водoхранилище на Яндекс Картах . Кроме водоемов на Яндекс Картах вы найдете схему автомобильных дорог, а также сможете проложить маршрут: Ваш адрес - Водохранилище Цимлянское Водoхранилище.

Скачать «Карта глубин Цимлянского водохранилища» бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

– это искусственное море, созданное при строительстве Цимлянской ГЭС в широкой пойме Дона (от его притока Иловля до речки Цимла). Оно располагается на территории Ростовской и Волгоградской областей РФ и является составной частью Волго-Донского водного пути.

Возведение плотины началось в 1948 г. и строилось силами ГУЛАГа, заполнение проходило на протяжении 1952-1953 гг. Водохранилище коренным образом изменило природно-хозяйственнуюсистему региона, водоем затопил луга и некоторые исторические станицы (в зону затопления водохранилища попали 164 сельских населенных пункта и частично г. Калач. Общее количество переселенных дворов 13 716 и 507 мелких промышленных объектов, а также исторический памятник - хазарская город-крепость Саркел).

Плотина искусственного моря была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самое крупное сооружение из песка - его намыли, утрамбовали, а затем облицевали бетонными плитами.

Цимлянский гидроузел, является одним из основных звеньев комплекса Волго-Донского водного пути и водноэнергетическото использования нижнего течения Дона; выполняет задачи по созданию в верхнем бьефе на протяжении от выхода в водохранилище судоходного канала у г. Калача до гидроузла судоходной глубины, необходимой для транзитного судоходства по Волго-Донскому водному пути, создает условия для самотечного орошения засушливых земель по рекам Нижнему Дону, Салу и Манычу и обеспечивает водой машинное орошение других земель, прилегающих к Цимлянскому водохранилищу и трассе Волго-Донского судоходного канала; получение электроэнергии.

Подпор от Цимлянской плотины распространяется вверх по течению на 360 км, примерно до устья р. Иловли. По своим размерам Цимлянское водохранилище относится к числу крупнейших искусственных водоемов, несколько уступая по ширине разлива лишь Рыбинскому водохранилищу. Полный объем водохранилища равен 23,85 км 3 , из которых 11,5 км 3 составляют полезный объем; площадь зеркала 2 700 км 2 , наибольшая ширина - 38 км, средняя глубина 8,8 м (наибольшая - 30 м), максимальная сработка водохранилища составляет 5,0 м. На месте устьевых участков основных притоков Дона - рр. Цимлы, Чира и других - образовались заливы шириной до 5 км и длиной 15-30 км.

Так как водохранилище имеет различную ширину и глубину, его делят на четыре плёса: Приплотинный – от плотины до станции Кривской в Ростовской области. Длина его 44 км, ширина – 42 км, глубина – 11 м, наибольшая – 35 м. Этот участок имеет озёрный режим, его протяжённость мала, скорость течения – 0,1 – 0,2 м\сек.

Потёмкинский – от станции Кривской до станции Суворовской в Волгоградской области. Длина плёса – 68 км, средняя ширина – 8,5 км, максимальная – 22 км. Средняя глубина – 9 м, наибольшая – 15-20 м. Проточность – 0,2 – 0,3 м\сек.

Чирский – от станции Суворовской до станции Ложки. Для этого плёса характерна большая изрезанность берегов. Средняя глубина -10 м, ширина – до 22 км.

Верхний – от станции Ложки и выше. Это самый длинный плёс: от 60 до 100 км. По режиму напоминает реку. Здесь изменчива глубина (ок. 10 м) и площадь. Скорость течения – 0,5 м\сек.

Судовой ход. По водохранилищу проходит судовой ход от устья Волго-Донского канала у г. Калача до Цимлянского гидроузла протяженностью 186 км.

Условия плавания на отдельных участках водохранилища различны: на верхнем участке протяжением около 40 км, от Карповского гидроузла до долины р. Чир, ширина и глубина водохранилища незначительны. При сработке водохранилища пойма обсыхает, обнажая русло Дона. Судоходная трасса проходит здесь по руслу реки; последнее прижато к правому крутому берегу и достаточно удобно для плавания. Ниже, на протяжении около 25 км, трасса идет частично по руслу Дона и частично в прорезях, спрямляющих излучины реки.

Далее небольшой участок трассы проложен по пониженной части поймы с незначительными подчистками по ней. Наконец, ниже, вплоть до самой Цимлянской плотины, трасса проходит по водохранилищу и никаких земляных работ здесь не потребовалось. Образована она прямолинейными участками наибольшей возможной длины, с плавными переходами от одного участка к другому. В результате создания водохранилища длина транзитного судового хода по Дону на участке от г. Калача до створа Цимлянского гидроузла сокращена на 62 км по сравнению с бытовыми условиями.

В водохранилище возможно образование волн высотой до 3,0 м, при которых судоходство и в особенности буксировка плотов недопустимы. Поэтому наряду с организацией службы штормопредупреждений устроены убежища, в которых суда могут укрыться во время штормовой погоды. Расстояние между убежищами принять около 40 км, исходя из шестичасовой заблаговременности штормопредупреждения и полагая, что суда, получив предупреждение о шторме, доходят до первого убежища, лежащего впереди, а караваны направляются в ближайшее убежище.

Крупные порты: Волгодонск, Калач-на-Дону.

Пристани. По водохранилищу устроено семь пристаней у следующих населенных пунктов: хутор Пятиизбянский, станица Нижне-Чирская, хутор Суворовский, хутор Попов, хутор Красноярский, хутор Кривской и станица Жуковская. Пристани предназначены для обслуживания пассажирских и грузовых перевозок.

В искусственном море наблюдается разрушение берегов под действием волн и нагонных явлений. Они образуются в тёплый сезон года при длительных южных и северных ветрах. У города Калача, вследствие нагона воды с юга, уровень повышается на 0,5 – 0,9 м, а у плотины – понижается. При северном или северо- восточном ветре происходит нагон воды к плотине. Из-за большой площади водного зеркала уровень повышается в пределах 0.5 метров. Эти процессы являются одной из причин появления абразивных и аккумулятивных берегов. Разрушительные процессы характерны для западного берега, наносы – для восточного. Эти различия обусловлены тем, что западный берег более высокий и сложен полускальными породами – опоками, песчаниками. Восточный берег более пологий, сложенный легкоразмываемыми породами – суглинками, глинами, и как следствие был срезан морем приблизительно на 50 метров. В результате разрушения берегов в водохранилище поступает большое количество наносов. В настоящее время процесс изменения берегов приостановился, в связи с тем, что сформировались отмели, в пределах которых гасится разрушительная сила волн.

Сегодня трудно представить развитие и процветание многих городов и посёлков Волгоградской и Ростовской областей без использования вод Цимлянского водохранилища. Питьевая вода приблизительно для 3 миллионов людей, вода для орошения около 180 000 га земли, транспортный путь и место обитания для многих видов рыбы, - таков далеко не полный перечень значения водохранилища, а также, помимо хозяйственной деятельности живописные берега «Цимлянского моря» могут стать одной из самых крупных рекреационных зон южного региона.

Из других источников… Ученные спорят – «Есть ли будущее у Цимлянского моря?». Как искусственное сооружение водохранилище имело свой срок годности - 50 лет. По правилам эксплуатации водохранилища его надо спустить, почистить и провести капитальный ремонт всех сооружений и систем. Существовал протокол, согласно которому в 1986 году Минводхоз должен был выступить заказчиком многопрофильного исследования состояния Цимлянского водохранилища и эффективности его использования. Оказывается, ученые Южного отделения РАН еще в 1988 году подсчитали, что Цимлянское водохранилище с точки зрения экономики и экологии наносит чудовищный ущерб народному хозяйству страны. Самое главное - из-за водохранилища начался процесс обмеления Дона. В 1988 году он характеризовался следующими цифрами: из 28 кубокилометров стока реки человек забирал на свои нужды 21, причем 9 - безвозвратно. Кроме того, водное зеркало действовало как огромный испаритель. Результат: к началу 2000-х общий сток Дона снизился более чем в два раза. Идет процесс обмеления Азовского моря, об этом молчат, но он идет даже более интенсивными темпами, чем Арал в свое время. Пока спасает то, что это не замкнутая система - есть связь с Черным морем. Но процесс идет.

Цимлянское водохранилище - важная транспортная артерия для нефтяников. К слову сказать, танкеры - это тоже потребители воды. По официальным данным Южного отделения РАН, в 100 процентах проб воды водохранилища встречаются следы нефти и ГСМ. Но нефтяники в нем заинтересованы, поэтому будут изо всех сил препятствовать спуску и ремонту Цимлы. Скорее наоборот, сейчас активно лоббируется несколько дополнительных проектов строительства глубоководных каналов для проводки больших танкеров из Казахстана и Туркмении в Черное море. И эти каналы тоже так или иначе будут связаны с Цимлянским морем.

Вторая сила, которая категорически против спуска водохранилища, - это энергетики. В 2000 году на берегу рукотворного моря заработал первый блок Ростовской АЭС, сейчас достраивают второй, принято решение о строительстве еще двух. В правительстве обсуждаются планы на 5-й и 6-й блоки АЭС (АЭС - это мощный потребитель воды, а воды в водохранилище, по расчетам, хватает только на полтора блока, а хотят построить шесть). Из-за того, что пруды-охладители не могут оставаться без подпитки свежей водой, вопрос о капитальном ремонте Цимлянского водохранилища можно считать закрытым. Сегодня срок годности водохранилища истек, но его продолжают эксплуатировать с запредельными нагрузками. Это вам ничего не напоминает? Например, Саяно-Шушенскую ГЭС? Там ведь тоже выжимали все по максимуму. То есть техногенная катастрофа так или иначе произойдет. Вопрос когда?

Как известно, идея соединения Волги с Доном возникла свыше 3-х столетий назад. Уже тогда ощущались затруднения в развитии торговли из-за того, что многоводная Волга впадала в замкнутое Каспийское море и не имела связи с соседними реками, впадающими в открытые моря. Огромная водная система Волги с ее многочисленными притоками представляла собой лишь обособленный водный путь внутреннего значения. Между тем, меридиональное направление течения Волги, наличие на севере и юге страны открытых морей создавали возможность изыскания выходов речных судов в морские порты. К 1940 году по этому вопросу насчитывалось более 550 отдельных монографий и статей, в которых предлагалось около 30 различных проектов создания нового водного пути между Волгой и Доном. Ценность всех этих проектов и схем, разработанных с различной степенью подробности, заключается в том, что ими были выявлены почти все возможные варианты для обеспечения выхода из Волги в южном направлении.

А наилучшее решение проблемы Волгодонского соединения наметились в районе Сталинграда (ныне Волгоград).В этом районе были проведены достаточно подробные топографические изыскания, позволившие выбрать место соединения и направление трассы канала, близкие к тем, которые и сейчас определяются как наиболее целесообразные. Обследования и проектные проработки также показали нецелесообразность соединения Волги и Дона через систему их верхних притоков и трудности создания на этом направлении глубоководного пути. Точно так же произведенные проработки установили отсутствие преимуществ речного соединения по Манычскому направлению (от устья Волги через углубленный Маныч в Дон в районе станицы Багаевской) перед вариантом соединения Сталинград - Калач-на-Дону.

В 1948 году Советом Министров СССР было принято решение построить Волго-Донской путь, состоящий из:

  • 1. Судоходного канала - длиной 101 км с 13 судоходными шлюзами; 3 насосными станциями; 13 плотинами и дамбами; 7 водосбросами и водоспусками; 2 аварийно-ремонтными заграждениями; 8 мостами; приканальной автомобильной дорогой длиной в 100 км.
  • 2. Цимлянского гидроузла - в составе земляной плотины длиной 12,75 км; водосливной бетонной плотины длиной 495,5 м; гидроэлектростанции с установленной мощностью в 160 тысяч кВт; двух судоходных шлюзов; судоходного канала между шлюзами (№№ 14 и 15) длиной 4,9 км; головного ирригационного сооружения; железнодорожного и шоссейного переходов по плотине.
  • 3. Донского магистрального оросительного канала - от головного водозаборного сооружения в плотине Цимлянского гидроузла до головного сооружения Нижнее-Донского распределительного канала длиной 27 км; Нижнее-Донского распределительного канала длиной 72,9 км; Азовского распределительного канала длиной 92,2 км.

Цимлянское водохранилище образованно плотиной Цимлянской ГЭС на реке Дон. Заполнение водохранилища происходило в течение 1952 - 1955 г.г. Расположено на территории Ростовской (около 1/3 площади водной поверхности) и Волгоградской областей. На месте устьевых участков основных притоков Дона - рек Цимлы, Чира, Аксая и др. образовались заливы шириной до 5 км и длиной в 15 - 30 км.

Рис. 1.

При заполнении чаши Цимлянского водохранилища были затоплены пойменные луга и некоторые исторические станицы, связанные с именами Разина, Пугачева. По официальным данным, в начале 1950-х годов при строительстве водохранилища было затоплено более 50 деревень. Согласно найденным дореволюционным документам, почти в каждой из них был православный храм. В зону затопления водохранилища попал и исторический памятник - хазарская город-крепость Саркел. Под водохранилище занята территория 263,6 тыс. га, в том числе: усадьбы и огороды 9,6 тыс. га; сады и виноградники 0,7 тыс. га; пашня 35,7 тыс. га; сенокос 71,1 тыс. га; выгон 78,2 тыс. га; лес и кустарники 30,1 тыс. га. В зону подтопления попали 164 сельских населенных пункта и частично город Калач-на-Дону. Общее количество переселенных дворов 13 716, мелких промышленных объектов 507 с количеством строений 1 644 .

В зону затопления попали участки железнодорожной линии Волгоград --Лихая на перегоне разъездов Дмитриевка - Кумовка и в местах пересечения линией подпираемых притоков Дона - рек Лиски и Донской Царицы. В связи с этим были произведены работы по переносу или укреплению насыпей дороги, а также построен новый Чирский мост через Дон. На новые места перенесен ряд участков автомобильных дорог и воздушных линий связи.

Под переселение попали все 164 населенных пункта - хутора и станицы на территории Ростовской и Сталинградской областей. Уезжать от наступающего моря приходилось на разное расстояние. В одних случаях было достаточно передвинуть свой дом вверх по склону на несколько сотен метров, в других случаях пришлось отправиться в путешествие на несколько десятков километров. Переселение началось уже в 1948 года, с переноса станиц у строительной площадки гидроузла. Населенные пункты, лежащие выше по течению Дона и Цымлы, переселились вплоть до 1955 года включительно, по мере заполнения ложа водохранилища.

Рис. 2.

Для большей наглядности приведены границы Волгодонска, Цимлянска и станицы Красноярская. Направления переселения указаны стрелками. На схему в целях лучшего воприятия схемы не нанесены несколько небольших хуторов из зоны затопления, а также не отмечены направления переселения в направлении станицы Романовской. Следует учитывать, что в районный центр переезжали переселенцы из всех затапливаемых станиц. К примеру, из Красного Яра в Романовскую выехало около четверти всех дворов.

Новые укрупненные станицы, в подавляющем числе случаев сохранившие свои старые названия, старались размещать на берегах заливов и естественных убежищ на водохранилище. Крупнейшие прибрежные станицы, такие как Соленовская, Красный Яр, Калининская, Терновская, Жуковская были распланированы и отстроены на берегах заливов. В Калининской и Жуковской оборудовались пристани и убежища от штормов для кораблей речного флота. Небольшие хутора, сохранившие статус отдельных населенных пунктов, могли разместиться в некотором удалении от воды и на незащищенным побережье.

Из-за нехватки земли некоторые станицы располагали в глубине степи, а на новом месте условия жизни оказывались гораздо хуже. Самым ярким примером подобного рода стало переселение станицы Кумшацкая (более 900 жителей). Станица располагалась в нижнем течении Кумшака, недалеко от его впадения в Дон, на месте Цимлянского судомеханического завода и старой городской автобусной станции. В зону затопления станица не попадала, но ее территория все равно отходила под строительную площадку правобережной части плотины. Новое место станицы подобрали 13 километров от старого в глухой степи, на берегу реки Кумшак, вдалеке от любых дорог. «Официальное» переселение тогда сорвалось - на новое место переехали не более половины станичников, а остальные по большей части переселились на хутор Сиволобов (через 20 лет он вольется в состав станицы Красноярской).

Водами Цимлянского водохранилища намечалось оросить 600 тысяч га и обводнить 2 миллиона га плодородных земель. Одной из важнейших функций водохранилища является осуществление многолетнего регулирования стока. Этим занимается Межведомственная рабочая группа по установлению режимов работы Цимлянского водохранилища при Донском бассейновом управлении.

На его берегах расположены города Калач-на-Дону (26 тысяч жителей), Цимлянск (16 тысяч жителей), Волгодонск (170 тысяч человек).

Цимлянское водохранилище — водохранилище на реке Дон в Волгоградской и Ростовской областях. Площадь 2700 км², объём 23,9 км³, длина 180 км, максимальная ширина 30 км, средняя глубина 8,8 м. Цимлянское водохранилище образовано в процессе строительства Цимлянской ГЭС. Строительство ГЭС началось в 1948 году. Заполнено в 1952—1953 годах. В зону затопления водохранилища попал исторический памятник хазарская город-крепость Саркел. Создание водохранилища привело к существенному изменению гидрологического режима Азовского моря и резкому уменьшению его продуктивности.

Соленость моря до зарегулирования Дона была в три раза меньше средней солености океана. Величина её на поверхности изменялась от 1 промилле в устье Дона до 10,5 промилле в центральной части моря и 11,5 промилле у Керченского пролива. После создания Цимлянского гидроузла соленость моря начала повышаться (до 13 промилле в центральной части). Крупные порты: Волгодонск, Калач-на-Дону. Самое продуктивное водохранилище в России по вылову рыбы. В устьях впадающих рек имеется множество плёсов и заводей, где обитают белая рыба: карась, сазан, карп, густера и плотва, белый амур, ловля завезённых рыб. Из хищников: щуки, окуня, судака, сома.

Tsimlyanskoe Reservoir - Reservoir on the River Don , Volgograd and Rostov regions . Area 2700 km ², volume 23.9 km ³, length of 180 km and a maximum width of 30 km , the average depth of 8.8 m Tsimlyansk reservoir formed in the process of building Tsimlyanskaya GES . Construction of power plant began in 1948 . Completed in 1952-1953 . In a flood zone reservoir hit historic monument Khazar fortress city Sarkel . Creating a reservoir led to a substantial change in the hydrological regime of the Sea of ​​Azov and the sharp decrease in its productivity .

Salinity of the sea before the regulation Don was three times less than the average ocean salinity . Its value on the surface varied from 1 ppm in the mouth of the Don to 10.5 ppm in the central part of the sea , and 11.5 ppm in the Kerch Strait. After creating Tsymlyansk hydro salinity of the sea began to rise (up to 13 ppm in the central part ) . Major ports : Volgodonsk Kalach -on-Don . Most productive reservoir in the Russian catch of fish. In the mouths of the rivers flowing into it , and there are many stretches of creeks , home to white fish : carp , carp , carp, bream and roach . Of predators : pike, perch , walleye , catfish.


Постоянная ссылка на файл - http://сайт/load/0-0-0-602-20

+ дополнительный материал:



Loading...Loading...