Тяжелые средние и легкие танки. Названия танков Второй мировой войны немецких и советских

Прорыв оборонительных рубежей. Танки распределялись по массе, по вооружению или по назначению.

Типы танков

Танки первой мировой войны

Танки 1930-1945 годов

По окончании Первой Мировой войны опыта необходимого для выработки стратегии использования бронетехники танкостроители и военные не получили. Конструкции танков постепенно усложнялись, их назначение и разнообразие увеличивалось. Появились новые классы танков, а также многократно пересматривались и изменялись пределы боевой массы легких, и средних танков, которые продолжали постоянно расти.

Линейные (общего назначения) танки по классификации принятой в :

Танкетка (малый танк)

К малым танкам относились танки, имевшие массу до 5 т и вооруженные одним или несколькими пулеметами. Малый танк предназначался для ведения разведки в интересах общевойсковых и танковых частей и соединений, а также использовался как средство связи и транспортировки. Большинство малых танков были выполнены плавающими и поэтому могли применяться при форсировании водных преград. К малым танкам относились , Т-22, и другие.

Легкий танк

К легким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т и вооруженные и , или пулеметами. Легкие танки являлись основным средством усиления пехоты или во всех видах общевойскового боя. К легким танкам относились Т-18, все модели , Т-60, Т-70, Т-80, Mk IV, M24 Chaffee, PzKpfw I, PzKpfw II LT-38, LT-35 и другие.

Средний танк

К средним танкам относились танки, имевшие боевую массу до 30 т и вооруженные пушкой крупного калибра и пулеметами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укрепленной оборонительной полосы противника. К средним танкам относились , M4 Sherman, PzKpfw III, и другие.

Тяжелый танк

К тяжелым танкам относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т и вооруженные несколькими орудиями разных калибров и пулеметами. Тяжелые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленной обороны противника и атаки его укрепрайонов. К тяжелым танкам относились все модификации танка , PzKpfw V «Пантера», PzKpfw VI «Тигр», «Королевский тигр» и другие.

Специальные танки:

К специальным танками относились:

  • Артиллерийские танки, для поддержки линейных танков, и имели по сравнению с ними более мощное вооружение.
  • танки, вооруженные огнеметами или оснащенные приборами дымопуска, предназначались для огнеметания по живой силе и огневым точкам противника, а также для постановки дымовых завес, заражения и дегазации местности.
  • Инженерные танки использовались для преодоления различных инженерных заграждений и естественных препятствий.
  • Радиотанки были оснащены аппаратурой для организации радиосвязи командования танковых частей и соединений с вышестоящими штабами.
  • Танки-транспортеры предназначались для снабжения линейных танков боеприпасами и горюче-смазочными материалами в ходе боя, транспортировки пехоты к месту боевых действий и эвакуации раненных.

В Великобритании и Франции, стратегия ведения боя с помощью бронетехники предполагала участие двух групп танков:

Пехотный танк

К пехотным танкам относятся танки непосредственной поддержки пехоты при штурме укрепленных позиций. Небольшая скорость позволяет нести броню намного мощнее, чем у среднего танка. Его главная цель подавить или разрушить укрепленные огневые точки, уничтожение вражеских солдат, защита пехоты от контратаки, преодоление защитных укреплений. К пехотным танкам относятся английские «Матильда II» (Matilda II) и «Черчиль» (Churchill). По советской классификации пехотные танки можно было бы отнести к средним или тяжелым танкам.

Крейсерский танк

К крейсерским танкам относятся быстрые танки с легкой броней и небольшими орудиями, созданные для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона путем неожиданных атак. На практике, во Второй мировой войне эти танки оказались мало эффективными. Типичный пример крейсерского танка американский «Крусайде» (Crusader). По советской классификации крейсерские танки можно было бы отнести к легким и средним танкам.

Танки второй половины XX века

Дала сильнейший толчок развития танкостроения. Накоплен богатый опыт ведения войны с участием бронетехники. Разработаны новые крупнокалиберные орудия, новые виды брони, появилась и защита от радиации и

В завершившемся конфликте Грузии с Южной Осетией и Россией обе стороны, по большей части, пользовались почти одинаковым вооружением, сконструированным в СССР и произведенным в странах, некогда входивших в его состав. И основным« бронированным кулаком» с обеих сторон стали модернизированные танки Т-72. Рассмотрим же их в деталях.

Редакция ПМ

Т-72АВ с навесной динамической защитой

Танковый пулемет Калашникова

Какие бывают танки

Для начала разберемся с тем, что такое танк. Происхождение названия довольно известно и забавно: в Первую мировую войну первые изобретатели танков, англичане, держали разработку в такой строгой секретности, что в документах называли его tank, то есть «цистерна». И словечко это прижилось, перейдя во множество языков мира. Первый английский танк был весьма неуклюжим созданием, но несмотря на это произвел серьезный эффект на поле боя, впервые использовавшись в 1916 г. в битве при Сомме. Танковую эру можно было считать открытой.

Большая Советская Энциклопедия говорит, что танк — это «боевая гусеничная, полностью бронированная машина». Добавим, что основным вооружением танков, как правило, является пушка, хотя известны модификации, оснащенные огнеметом. В отличие от других гусеничных машин, это главное оружие танка установлена на вращающейся башне, что позволяет переносить огонь быстро и в широких пределах.

С окончания Второй мировой войны танки принято разделять на 3 поколения. Первое поколение начало разрабатываться еще в войну, но оформилось к середине 1950-х, когда средние и тяжелые танки уступили место концепции «основного боевого танка», существующей и по сей день. Такой вид танков используется для решения большинства боевых задач, они отличаются мобильностью, хорошей защитой и высокой огневой мощью. (Второй вид — легкие танки, которые используются для решения специальных задач, а потому часто обладают более слабой защитой или вооружением, зато повышенной мобильностью). Характерная особенность танков первого поколения — мощное бронирование, обеспечивающее высокую живучесть при попадании снаряда, и пушки большого калибра (часто гладкоствольные, которые подходят и для стрельбы реактивными снарядами). К этому поколению относятся Т-55 и Т-62.

Второе поколение танков учитывает возможность войны в условиях применения оружия массового поражения. Танк полностью герметичен, поступающий воздух фильтруется, специальные насосы стабилизируют давление, а особые компоненты брони защищают от нейтронного излучения. Конечно, увеличивается бронирование и огневая мощь, усиливается двигатель, появляется бортовая электроника. Второе поколение советских танков — это Т-64 и Т-72. Третье поколение отличается использованием высокоточного оружия и современной электроники, новых средств защиты (активной и динамической), а нередко — и новейшими газотурбинными двигателями. К сожалению, российская армия еще не завершила перевооружение и не перешла полностью на танки третьего поколения (например, Т-80 и Т-90), так что во многих частях самым распространенным остается Т-72 — кстати, самый массовый танк второго поколения в мире. Впрочем, модифицированные Т-72 (например, Т-72Б, оснащенный управляемым вооружением и встроенной динамической защитой) тоже можно отнести к третьему поколению.

Разбираем Т-72

Итак, Т-72 в разных модификациях стал основным боевым танком обеих сторон недавнего конфликта. Сотни этих бронированных машин использовались и Россией, и Грузией. Рассмотрим их со всех сторон.

Разработка танка началась еще в 1967 году, на основе версии Т-64. Прежде всего усовершенствованиям подверглись двигатель и ходовая часть. Первая модификация Т-72 под именем «Урал» была принята на вооружение в 1973 г. Он оказался на 4 т тяжелее своего предшественника, но благодаря внесенным изменениям сохранил ту же скорость и запас хода, а также проходимость. Танк передавался и в другие страны Варшавского договора, а также в Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию.

С годами Т-72 постоянно совершенствовался, и в 1985 г. на вооружение поступила модификация Т-72Б, самая распространенная. Основной его производитель (и разработчик) — нижнетагильский « Уралвагонзавод », но сегодня производство по лицензии было налажено в Югославии, Польше, Чехословакии, Индии — некоторые страны до сего дня продолжают выпуск этой весьма удачной машины, и экспортируют ее.

Танк действительно вышел удачным и еще в 1982 получил первое боевое крещение при конфликте в Ливане. Для своего времени это был лучший танк — впрочем, и сегодня (с учетом современных модификаций) он вполне успешно конкурирует даже с танками третьего поколения. Т-72 участвовали в Ирано-иракской войне (1980−1988 гг.), в Нагорно-Карабахском конфликте (1991−1994), в обеих Чеченских войнах (1994−1996 и 1999−2002), в ходе «Войны в заливе» (Ирак — Кувейт, 1990−1991 гг.), конфликта в Косово (1998−1999), последней американо-иракской кампании (c 2003 г.), ну и теперь — в недавнем конфликте Грузии с Южной Осетией, куда вмешалась и Россия.

Конструкция

Т-72, как и подавляющее большинство танков, реализован по классической компоновочной схеме. Говоря простым языком, он выглядит, как настоящий танк: пушка установлена на вращающейся башне, башня установлена на гусеничной платформе, моторное отделение находится сзади.

Стоит сказать, что на танках уже довольно давно не используются обычные бензиновые двигатели, вместо которых они оснащаются дизельными, а третье поколение танков — газотурбинными. Впрочем, многие страны до сих пор по целому ряду причин предпочитают дизели. Подвижность Т-72 обеспечивает дизельный V-образный 12-цилиндровый двигатель В-84−1 мощностью более 800 л.с. Он установлен поперек силуэта танка и позволяет развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. Двигатель, разумеется, многотопливный — то есть, способен работать на любом виде бензина, на реактивном топливе, на дизельном топливе и керосине.

Как и все танки, ходовая часть Т-72 имеет гусеничный движитель. Это позволяет ему двигаться даже по глубокому бездорожью. При боевой массе более 40 т он легко преодолевает уклон до 30 градусов. Индивидуальная подвеска смягчает толчки и удары при движении, быстро гасит колебания корпуса.

Т-72 оснащен оборудованием для подводного вождения и может преодолевать водные преграды глубиной до 5 м (с подготовкой). На танке используется комплекс средств связи «Абзац», в который входят УKB-радиостанция и радиоприемник. Дальность связи этого комплекса — не меньше 20 км при движении по средне-пересеченной местности.

Защита

Основной защитой танка служит, понятно, броня. Некогда состояла из сварных стальных листов, сегодня используются сложные многослойные решения из броневой стали, керамике, текстолитов и других материалов (даже обедненного урана). Прибавьте сюда дополнительные внутренние покрытия, защищающие экипаж от осколков и ударов и противонейтронный подбой и надбой, защищающие от потенциального жесткого излучения от ядерного взрыва. Это — пассивная броня, основные концепции которой не изменялись уже десятилетиями. Пожалуй, последней «революцией» в этой области можно назвать идею расположить листы брони под максимально острыми углами, снижая воздействие попадающего в нее снаряда. К примеру, у Т-72 верхняя лобовая деталь брони корпуса наклонена под углом аж 68 градусов от вертикали. Башня же у этого танка цельная, литая, а лобовая часть ее имеет переменный уклон, меняющийся от 10 до 25О.

Дополнительно на танк могут устанавливаться противокумулятивные сетчатые экраны, изобретенные еще советской армией на полях Второй мировой. Такие сетки просто заставляют попавший в них кумулятивный снаряд разорваться еще до встречи с основной броней — и потерять свои основные разрушительные силы. В Т-72 такой экран встроенный.

Также используется и динамическая защита — похожие на шоколадную плитку навесные листы можно видеть на многих современных танках. Каждый такой «батончик» — на самом деле «бутерброд» из взрывчатого вещества, заключенного между парой металлических пластин. Попадающий в него снаряд, добравшись до взрывчатого слоя, вызывает его детонацию, и пластины разлетаются в стороны, дестабилизируя поток кумулятивной струи и создавая для него дополнительные препятствия. На Т-72 имеется установлено 227 контейнеров для динамической защиты, а на модификации Т-72Б динамическая защита еще более эффективная, встроенная в броню.

Дополнительную защиту против современных наводящихся противотанковых средств обеспечивает система постановки дымовой завесы — на Т-72 используются 8 дымовых гранатометов «Туча». Дым сильно снижает видимость танка в видимом, инфракрасном диапазонах, мешает лазерному наведению и целеуказанию. Этому же способствует низкий силуэт танка (высота танка по крыше башни — всего 2,2 м).

Вооружение

Основным вооружением любого танка является пушка, на современных танках она оснащается автоматом заряжания. На Т-72 устанавливается 125-мм гладкоствольная танковая пушка. Она способна вести огонь всеми основными типами боеприпасов — осколочно-фугасными (для поражения техники и живой силы противника), кумулятивными (для поражения бронетехники), подкалиберными бронебойными (для бронетехники) и выстрелами с управляемыми ракетами. В автомате заряжания можно разместить до 22, а в боеукладках — дополнительно 23 снаряда. После выстрела поддон гильзы автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в башне.

В последних модификациях (Т-72Б) на танк устанавливается комплекс управляемого вооружения 9К120, позволяющий вести стрельбу наводящимися по лучу лазера ракетами 9М119. Эти ракеты эффективны на расстояниях до 4 км, куда долетают за 12 с. Вероятность попадания ракеты в цель при стрельбе с места — 80%.

Как и большинство современных танков, Т-72 имеет 2 пулемета. Один из них (7,62 мм танковый пулемет Калашникова) спарен с пушкой, что позволяет вести из него высокоточный огонь, используя прицельные приспособления пушки. Боекомплект этого пулемета — 2 тыс. патронов. Другой пулемет установлен на башне и используется в качестве зенитного. Его калибр 12,7 мм, а боезапас — 300 патронов.

Модификации

Т-72К — командирский. Т-72А и командирский Т72АК (1979 г.) — среди дополнений: лазерный прицел-дальномер, ночной прицел наводчика, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, улучшенная пушка, система запуска дымовых гранат, система защиты от напалма. Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант Т-72А со слегка измененной конструкцией, защитой и комплектом боеприпасов. Т-72М1 (1982 г.) — тот же Т-72М, но с улучшенной пассивной броней. Т-72АВ (1985 г.) — Т-72А с навесной динамической защитой. Т-72Б — оснащен динамической защитой и комплексом управляемого вооружения, а гладкоствольная пушка позволяет стрелять управляемыми ракетами. Т-72С (1987 г.) — экспортный вариант танка Т-72Б со сниженным объемом динамической защиты и другими изменениями. Напоследок можно взглянуть на фрагменты из сюжета Discovery Channel, посвященного этому замечательному основному танку:

…Ну и читайте наш материал о намного более экзотической бронетехнике: «Жираф с ракетами в зубах ».

Нравятся грозные танки и самолеты, боевые роботы и «умные» ракеты?
Самые свежие новости военных технологий у вас на почте!

ОК

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Ещё больше по темам

История рассказывает о том, что названия танков появлялись в зависимости от событий, которые происходили. Некоторые получали наименование благодаря своим характеристикам, другие - фамилии командиров. Как известно, Вторая мировая война стала катализатором развития танкостроения. Поэтому эти машины стали широко производить в Германии и Советском Союзе.

Исторический фундамент

Прежде чем мы разберёмся с тем, какие названия танков существовали, обратимся к истории. Впервые гусеничные машины появились во времена Первой мировой войны. Сейчас они мало узнаваемые и имеют лишь косвенные черты с современными конструкциями. Само понятие «танк» имеет английские корни. Оно означает «цистерна». Появилось во время британской контрразведки. Когда Англия решила отправить первые машины на фронт, ей нужно было скрыть этот факт. Тогда разведка пустила слух о том, что железная дорога занята цистернами, отправленными русским правительством. Поэтому британцы скрыли свои бронемашины с предупреждающей надписью и отправили их по рельсам.

Впервые прототип танка появился ещё в Средние века, причём вариаций на эту тему было множество. Различные конструкции (на колёсах, со щитами и арбалетами) использовались в полевых условиях во время битвы. Первые бронемашины появились уже в начале XX века и стали чем-то само собой разумеющимся. Поэтому немцы, французы и британцы готовы были создавать на их базе боевой транспорт. Уже в 1915 году одновременно было принято решение конструировать танки сразу в нескольких странах.

Первые попытки

Вместе с французами и британцами Россия также стала заниматься проектированием гусеничной машины. Сын всемирно известного Дмитрия Менделеева был начинателем этого дела. Василий Дмитриевич разработал проект сухопутной боевой машины. Следующей попыткой стали интересные конструкции. Названия русских танков этого времени отличались особой оригинальностью: «Русский вездеход» и «Царь-танк». Эти машины появились лишь в одном экземпляре, так как были несколько неудачными попытками. Правительство старалось отследить проекты других стран, чтобы создать свой, более совершенный, транспорт боевого назначения.

Помимо неудачных решений, с 1917 года стали выпускать и более качественные машины с Рыбинского завода. В большинстве случаев названия советских танков стали появляться благодаря основателям машин. Так, был выпущен бронированный трактор Гулькевича. Чтобы не тормозить процесс усовершенствования армии, Россия приняла решение попросить помощи у Франции, у которой приобрела несколько боевых машин.

Легендарный лёгкий танк

Со временем названия танков стали меняться на более короткие. Так, первый боевой транспорт, который стали распространять широко, имел названия МС-1. Эта аббревиатура обозначала «малый танк сопровождения». Впервые она была услышана в конце 20-х годов XX века. Всего этот ЛТ насчитывал 960 экземпляров. Появился в бою в 1929 году. Тогда танку удалось распугать всю китайскую пехоту. Есть вероятность, что МС-1 прослужил армии во времена Великой Отечественной войны.

Быстрый, как молния

Ещё один, не менее легендарный, танк - БТ-7. Это также аббревиатура. Она обозначает «быстроходный танк». На поле боя дебютировал против Японии в 1938 году. Известность и успех обрёл год спустя на территории Монголии. Тогда в степи БТ-7 смог проявить себя в полной мере, а его скорость сыграла на руку солдатам. До 1942 года эта машина не уступала своим противникам и применялась в войне. С этого момента бронетанк стали использовать значительно меньше, так как появлялись более сильные модели.

Массовое производство

Названия танков Второй мировой войны не отличались особой фантазией, особенно если говорить о советских машинах. Так, в 1940 году стали эксплуатировать Т-34, наверное, самый популярный вариант. Его боевая эффективность использовалась до 1942 года, пока противники не начали выпускать на поле боя более сильные танки. Поэтому в следующем году Т-34 модернизировали, улучшили бронирование и добавили место для ещё одного члена экипажа. Также поменяли орудие. В истории этот танк стал одним из самых известных. И хотя он не был достаточно мощным, всё же был очень прост в конструкции и эксплуатации.

Страх для немцев

А вот названия танков серии КВ была связана со знаменитым которые прославился своей политической деятельностью. В 1941 году КВ-1 стал настоящим монстром для немецких войск. Он два дня сдерживал дивизию, а найденные документы указывали на то, что машина получила 14 прямых попаданий с 50-миллиметрового орудия. При этом на ней не обнаружилось никаких повреждений - лишь небольшие вмятины. И всё же спустя двое суток фашисты хитростью навредили бронированной машине и уничтожили КВ-1. Их количество во время Второй мировой не было большим из-за того, что государство не могло найти средств на горючее и ремонт.

Боевой «Иосиф Сталин»

Миру известна ещё одна победоносная мощная серия гусеничных машин. Названия российских танков ИС были посвящены Иосифу Сталину. ТТ создали специально для прорыва вражеских позиций. Поэтому каждый справлялся с поставленной задачей. ИС-2 был наиболее популярным среди всех ИСов. За пару дней он смог победить 17 вражеских машин и успешно прорывал оборону к Кенигсбергу и Берлину. Гусеничная машина прослужила российскому вооружению аж до 1995 года.

Современные экспонаты

Уже после Второй мировой войны конструкторы проанализировали опыт боевых операций и стали разрабатывать ещё более мощные и крепкие машины. Первым из таких попыток стал Т-54. Он служил уже во второй половине XX века. И через несколько лет его модернизировали до версии 55. Эта гусеничная машина была настолько популярна, что служила до начала XXI столетия.

Названия танков России никогда не отличались особыми вариантами. Каждый из них имел лишь порядковый номер. Т-72 стал более поздним проектом. Танк проектировали в 1973 году и активно стали использовать через 10 лет. Он служил в Ливане и на Ближнем Востоке, а в 2008-м провёл успешную операцию в Цхинвале. В начале 90-х его усовершенствовали - был выпущен Т-90.

Немецкий опыт

Названия всегда отличались яркими и запоминающимися именами. Так, во времена Второй мировой войны на вооружении Германии были «Пантера» и «Тигр» - наиболее популярные гусеничные машины. Они появились в 1943 году, чуть позже к ним присоединился модифицированный танк «Королевский тигр». Вообще, изначально немцы давали очень длинные имена своим бронированным машинам. Но на практике они их упрощали. Например, Pz.Kpfw. - это сокращённое слово Panzerkampfwagen, которое можно было перевести как «танк» или «бронированная боевая машина». Ausf - это Ausfuhrung, переводится с немецкого как «модификация». К таким длинным названиям обычно добавлялись ещё и буквенные обозначения прототипов. Помимо «Пантеры» и «Тигра» на немецком вооружении пребывали «Лев» и «Леопард-1».

Во время Второй мировой мир увидел и первые которые назывались «Голиафами». Они были выпущены тиражом более 2500 штук. Их использовали с целью прохода по и разрушению защитных строений. Отдельного упоминания заслуживает легендарный «Маус», который должен был сносить всё на своём пути. Его бронезащита была максимальной, а по планам Гитлера это был проект «танка прорыва». В 1944 году было создано два опытных образца, которые могли бы послужить в боевых действиях. Но Гитлер приостановил производство из-за нехватки средств. Машине так и не суждено было поучаствовать в настоящем сражении.

«Маус»вовсе не походил на мышь. Это был 180-тонный монстр, который не мог пройти по мостам, но легко перемещался по дну реки. Когда Красная армия начала наступления, немцы не могли быстро эвакуировать два опытных образца и уничтожили их. Из частей разрушенных гусеничных машин собрали один, которые направили в Кубинку. Тут он остался навсегда - в Военно-историческом музее.

Оригинальные имена

Названия танков во времена Второй мировой войны и после неё были интересными. Обычно они популяризовали военачальников и других известных личностей. Американский М4 «Шерман» стал самым популярным в США и у их союзников. Он прославлял знаменитого генерала Уильяма Шермана. А вот в Англии знаменитым считался танк «Комета», который эффективно сражался с немецкими машинами и имел много родственных черт с «Шерманом» и «Файрфлаем».

Послевоенный период познакомил нас с усовершенствованными американцами: М26 «Першингом», названным так по имени генерала Джона Першинга, и М46 «Паттоном», его называли ещё «Генералом Паттоном». Британцы представили средний танк с оригинальным названием «Центурион». Эта гусеничная машина в 1960 года заменена на «Чифтена» (с английского переводится как «вождь»).

Со временем конструкторы начали стараться сделать каждый танк специализированным. Поэтому одной из разведывательных машин стал «М41 «Уокер Бульдог», названный также в честь генерала. Его спроектировали уже после войны на смену знаменитому «Чаффику» или «Генералу Чаффи». Как показывает практика, в большинстве случаев танки во времена Второй мировой войны и после неё называли в честь великих генералов и тех, кто внёс огромный вклад в боевые действия. Особенно эта тенденция была популярна у британцев.

Выскажу свое пародоксальное ИМХО - у немцев вообще не было классификации танков в привычном нам понимании. Ни по массе, ни по упоминаемому, периодически, в некоторых источниках, калибру пушки.
Классификация танков у немцев претерпевала изменения и не была чем-то стабильным, да к тому же по немецкой традиции в разных структурах она была разной.
Так согласно классификации WaPrw 6 (6-е Управления вооружений) танки PzIII и PzIV имели наименование Z.W. (Zugführerwagen), то есть «машина командира взвода» и B.W. (Begleitwagen) - «машина сопровождения». Машины проектировавшиеся им на замену в середине 30-х г.г. первоначально носили ту же маркировку. Однако данные наименования носили скорее кодовое наименование и лишь частично отображали ее назначение. А уж к классификации имели весьма отдаленное отношение. Тем более, что в дальнейшем и такая классификация ушла в небытие и осталась лишь безликая классификация отображающая массу проектируемого образца (VK18.01, VK20.01 и т.п.).
С самими эксплуатантами (Panzerweaffen) было сложнее.
20.12.1935г. в справочнике «Главный армейский бюллетень» была предложена классификация танков по калибру основного вооружения. «Легкими» считались танки вооруженные пулеметами или орудиями калибра до 75мм. «Средними» - орудиями калибра от 75мм и до 105мм. А танки вооруженные орудиями 105мм и больше - «тяжелыми». Однако данная точка зрения не нашла сторонников и немцы поступили по другому.
Во-первых, в самих названиях танков не присутствовало классификации танков. Танки, сперва вообще назывались Gefechtskampfwagen («боевая машина») с добавлением калибра пушки. Скажем под аббревиатурой Gefechtskampfwagen 3.7cm с лета 1934г. скрывалась банальная «трешка». Позднее она имела наименования: 3.7 cm Geschuetz-Kampfwagen, 3.7cm, Geschuetz-Panzcrwagcn 3.7cm, Geschuetz Pz.Kpf.Wg., 3.7cm Pz.Kpf.Wg., пока весной 1936г. она не получила более знакомое нам наименование Panzerkampfwagen III (3.7cm).
Во-вторых, фактически, деление машин шло на уровне подразделений. Еще 9 января 1936г. (т.е. еще до получения не только PzIII или PzIV, но и даже легкого PzII) нач.Генштаба сухопутных войск ген.Бек предложил иметь в составе танковых батальонов (Panzer-Abteilung) танковых дивизий по три легкие и одну тяжелую танковые роты. Легкую танковую роту (leichten Panzerkompanie) предлагалось вооружить танками с 2cm и 3.7cm пушками. Тяжелую (schweren Panzerkompanie), выполнявшую задачи поддержки, - танками с 7.5cm пушками.
Позднее, в ноябре 1938г. желание Генштаба (уже в исполнении Браухича) трансформировалась в намерение иметь в составе сухопутных войск три типа танковых подразделений: танковые дивизии - с высокомобильными танками желательно защищенными от 3.7cm пушек; танковые бригады РГК - максимальная огневая мощь и защищенность желательно от 4.7cm ПТП и тяжелые танковые роты - для прорыва линий укреплений, с максимально защищенными машинами (что привело к созданию PzI AusfF (ака VK18.01)

Ага, тяжелый танк с чисто пулеметным вооружением и предполагаемой массой аналогичной PzIII).

Однако мечты разбились о суровую прозу жизни. Промышленность не могла обеспечить производство новых танков в требуемых количествах, по-этому в реальности смогли осилить только танковые дивизии, танковые батальоны которых до 1.09.1939г. состояли из двух типов легких рот: leichten Panzerkompanie (штат KStN 1171) - вооруженная танками PzI и PzII

и leichten Panzerkompanie (a) (штат KStN 1175) - вооруженная жуткой смесью из PzI, PzIII и PzIV.

В день начала ВМв состав танковых батальонов тд тасуется. В них остается только один тип легкой танковой роты (штат KStN 1171(Sd) от 1.09.1939) - 17 PzKpfw III и 5 PzKpfw II,

но добавляется уже средняя танковая рота (mittlere Panzerkompanie) штата KStN 1175(Sd) 1.09.1939 - 14 PzKpfwIV и 5 PzKpfwII.

Фактически такая организация - тб состоящий из легкой (комбинация PzII и PzIII) и средней (комбинация PzII и PzIV) рот оставалась до 1943г. При этом 1-2 линейных (не штабных (!!!)) взвода в составе обоих типов рот были на легких PzII.
В 1943 году из состава танковых батальонов были выведены легкие танковые роты и оставили только два типа средних танковых рот: средняя танковая рота - исключительно на танках PzIV и средняя танковая рота «Пантер» (mittlere Panzerkompanie «Panther»). А к концу 1943г. из наименования роты вообще исчезло понятие «средней». Остались только Panzerkompanie «Panther» и Panzerkompanie IV.
Что касается классификации «Пантеры», то тут скорее ситуация такая - изначально она создавалась как замена PzIII. «Однако за время пути собака смогла подрасти» (с) - вес «Пантеры» увеличился радикально. При этом круг задач выполняемых «Пантерами» в танковых дивизиях оставался аналогичным задачам PzIII. Назвать их тяжелыми в принципе можно было, но у немцев параллельно намеревались ввести тяжелые танковые роты (Sehwere Panzerkompanie) в состав танковых дивизий. Поименование «Пантер» тяжелыми при том, что они исполняли задачи средних танков внесло бы определенную сумятицу и разнобой.
Т.о. можно констатировать, что если первоначально делались попытки классифицировать танки по неким тактическим параметрам машин, то в дальнейшем классификация производилась на уровне подразделений и выполняемых ими (подразделениями) задач.

Источники : 1. Panzer Tracts №3-1 " Panzerkampfwagen III. Ausf.A, B, C, und D
development and production from 1934 to 1938 plus the Leichttraktor and Krupp"s M.K.A.".
2. T.L.Jentz "Panzertruppen.The Complete Guide to the Creation & Combat Eployment of The German"s Tank Forces 1933-1942".
3. T.L.Jentz " Panzertruppen.The Complete Guide to the Creation & Combat Eployment of The German"s Tank Forces 1943-1945".

Из небезызвестного труда Panzer Tracts N3-1 "Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C und D", не менее небезызвестного автора.

По ней выходит что танки PzKpfw VI и PzKpfw VIB - средние.

Встречатся в публикациях утверждения что PzKpfw IV до 42-43 гг был по немецкой классификации тяжелым и средним стал только после появления PzKpfw V и PzKpfw VI. Но это идет в разрез с KStN 1175(Sd) 01.09.39, KStN 1175(Sd) 01.02.1941, где PzKpfw IV является средним, и KStN 1175(a) 01.11.1943, где он продолжает оставаться средним. И очень похоже что классификация танков в Рейхе за период 42-43 гг официально не менялась, не смотря на новые штаты формирований.

Кто что по этому поводу думает?

Erljager 06-02-2013 13:33

До лета 1943 танки на легкие/средние/тяжелые делились по калибру, а после - по боевой массе.

spy der 07-02-2013 11:45

quote: Originally posted by Erljager:
До лета 1943 танки на легкие/средние/тяжелые делились по калибру, а после - по боевой массе.

Встречал подобную информацию но без отсылки к документам. И подробностей "весовой" классификации.

Штатами от 1944 г. это вроде не совсем подтверждлается, деление рот похоже идет по калибру орудий. Так к примеру PzKpfw IV и PzKpfw V в средних ротах, PzKpfw VI в тяжелых, роты Ягдпантер так же идут как швере...

Duster 08-02-2013 08:36

А тройки L и N относились к разным классам? И те и эти до 43-го года.

Horst88 08-02-2013 14:00

Если делить на классы по орудию,то да. N вроде единственная модификация тройки с 75 мм пушкой (короткой).

spy der 08-02-2013 18:48

quote: Originally posted by Duster:
А тройки L и N относились к разным классам? И те и эти до 43-го года.

b4now 08-02-2013 19:16


Но вышло все иначе.

spy der 09-02-2013 02:33


Pz.IV первоначально считался тяжелым, поскольку единственный в то время имел короткоствольную пушку 7.5cm - KwK 37 L/24, для которой первоначально даже не было бронебойного снаряда - только фугасы, поскольку Pz.IV предназначался для поддержки пехоты, а роль истребителя танков (по задумке штабных доктринеров) дб выполнять "средний" Pz.III с 50мм пушкой KwK 39.
Но вышло все иначе.

Еще раз - PzKpfw IV, а не "броня 4", НИКОГДА не был тяжелым, ни в проекте, ни в эксплуатации. Так же как JagdPz IV, StuG IV, StuG III - все они считались средними.

b4now 10-02-2013 06:44



все они считались средними.
Кем "считались"?
На какой год?

Эх, неблагодарное это дело, заниматься просветительством на форумах...

Хотя бы даже по проектному весу 18 тонн (хотя, как уже правильно упомянули, "тяжесть" танков тогда считали не по весу, а по вооружению)

Какой из танков в 1936-37 году имел пушку 75мм?

Pz.IV живыми людьми всюду, кроме документов, назывался двумя простыми словами - panzer vier.
Но если вам так удобнее - можете называть как угодно, хоть зондеркрафтфарцуг 161/2, разве кто запрещает.

b4now 11-02-2013 06:32

Согласно немецким предвоенным "стандартам" - да, это тяжелые танки, по их назначению и калибру пушки.

Если трудно понять - подчеркну еще раз: для короткоствольной пушки L/24, которой был первоначально оснащен Pz.4 даже не был разработан бронебойный снаряд - только фугас.
Немецкая довоенная доктрина рассматривала танк как средство поддержки пехоты, не более.
Советская предвоенная штабная фантазия относила танки к средству поддержки кавалерии - именно поэтому такое внимание уделялось колесно-гусеничному движителю.
Как показала практика - ошибочными оказались обе концепции.
Полноценному ТЯЖЕЛОМУ танку в таких "сферическо-вакуумных" условиях просто неоткуда было взяться.

Ну и в кач-ве постскриптума:
чо пишут педивикторы
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-26%D0%90

Т-26А
Боевая масса: 16т

Вооружение
Калибр и марка пушки 76 мм пушка КТ-28
Длина ствола, калибров 16,5
Количество выпущенных: 7шт.

Очень нужный танк, да.

БТ-7А
Боевая масса: 16т

Вооружение
Калибр и марка пушки 76 мм. пушка КТ
Длина ствола, калибров 16
Количество выпущенных: 155шт.

Бронирование обоих танков - противопулевое, что тоже как бы наводит на некоторые раздумия.

Erljager 11-02-2013 06:41

quote: Originally posted by b4now:
...
Ок, назовите _более тяжелый_ танк на 1936 год - в любой из мировых армий?
...

b4now 11-02-2013 07:10

Про френч B1 (которых, к слову, и построено было вполне ощутимое количество) я помнил еще когда задавал вопрос. И бронирование у B1 было тоже не противо-шуточное, потому B1 наиболее близок к современным взглядам на то, чем дб тяжелый танк (конечно, со скидкой на прошедшие годы).
Кроме того, 75мм гаубица у B1 выдает в нем такой же танк штурмового назначения, каким немцы видели вначале свой Pz.IV

flipper-s 11-02-2013 21:26

quote: Originally posted by Costas:

Т-26А и БТ-7А имели 76-мм пушку. Они тяжёлые танки?



А ПТ-сау никогда не делилсь по классам.

spy der 12-02-2013 10:44

quote: Originally posted by flipper-s:

По сути - это самоходные орудия. Машины поддержки.
А ПТ-сау никогда не делилсь по классам.

Делились, у немцев. До кучи распределяясь по ротам. По роте ЯгдПантер я писал выше.

quote: Originally posted by b4now:
Кем "считались"?
На какой год?

Немцы с полным основанием считали Pz.IV тяжелым, правда недолго.

ОКХ, с 38-го, по 45-й.

Приведите документ в котором они считались тяжелыми. Хоть штат тяжелой роты где четверка является основным танком.

b4now 12-02-2013 11:44

Да не было тогда тяжелых рот. Даже идеи не то что использования, а даже самого появления чисто танковых рот не было. Согласно первоначальной задумке танки должны были придаваться пехотным подразделениям, а не действовать как самостоятельная тактическая единица.

spy der 12-02-2013 12:37

quote: Originally posted by b4now:
Да не было тогда тяжелых рот. Даже идеи не то что использования, а даже самого появления чисто танковых рот не было. Согласно первоначальной задумке танки должны были придаваться пехотным подразделениям, а не действовать как самостоятельная тактическая единица.

Более-менее реальная картина с танкоприменениием появилась во время самой "затяжной" (целых 40 дней!) - французской кампании, чуть ли не единственного епизода в Европе, где какая-то соразмеримая бронетехника присутствовала у обеих противостоящих сторон.
По документам не силен, к сожалению.

Серьезно? Т.е. KStN 37-40 гг., на которые ссылаются авторы, никогда не существовали?

quote: Originally posted by b4now:
Pz.IV первоначально считался тяжелым, поскольку единственный в то время имел короткоствольную пушку 7.5cm - KwK 37 L/24, для которой первоначально даже не было бронебойного снаряда - только фугасы

Может 7,5 cm KwK 37 еще и куммулятивных снарядов не имела, в году эдак 39-м? Как и K.Gr.rot.Pz..

b4now 13-02-2013 16:50

"Никогда" и "всегда" - это абсолютно не мои категории повествования.

Во-первых, во время французской кампании я по уважительным причинам отсутствовал на месте событий, поэтому пересказываю то, что прочел в других источниках. И согласно почерпнутой информации, именно френч-кампания была первой реальной "танковой школой" вермахта. На базе полученного опыта были внесены коррективы в тактические приемы использования танковых сил и подразделений.

Во-вторых - на начало действий на восточном фронте Pz.IV считался тяжелым (штурмовым) танком. Были ли к этому времен сформированы и использовались ли эти танки в "швере абтайлунг" или танки так и продолжали использоваться в составе пехотных подразделений, как ротные минометы или пулеметы - мне неизвестно.

Кумулятивы появились в 1942 году, насколько мне известно.
Если вы так свободно разбираетесь в теме номенклатуры боеприпасов к танковым орудиям - было бы интересно приобщиться. По этой теме до сх пор нет особой ясности и видимо, не скоро появится.
Например, в русскоязычных источниках мне так и не удалось найти внятного и вразумительного ответа - почему советские танковые пушки и боеприпасы к ним были такое говно.

spy der 13-02-2013 20:29

quote: Originally posted by b4now:
b4now

Вероятно вы проживаете в параллельной вселенной...

spy der 14-02-2013 14:16

quote: Originally posted by spy der:

По штату входили только в легкие роты, вне зависимости от модификации.

Поправлюсь. Так же входили в состав тяжелой роты KStN 1176(а) от 42-го года, на манер PzKpfw II в средних, положение частично сохранялось до августа 43-го.

spy der 14-02-2013 21:32

По формированию рот:

Leichte Panzerkompanie KStN 1171(v) 01.10.37 -
Leichte Panzerkompanie KStN 1175(a) 01.10.37 -
Leichte Panzerkompanie KStN 1171(Sd) 01.09.39 - 17 PzKpfw III, 5 PzKpfw II
Mittlere Panzerkompanie KStN 1175(Sd) 01.09.39 - 14 PzKpfw IV, 5 PzKpfw II
Leichte Panzerkompanie KStN 1171(Sd) 01.02.40 - 7 PzKpfw III, 5 PzKpfw II, 2 PzKpfw I
Mittlere Panzerkompanie KStN 1175(Sd) 01.02.40 - 8 PzKpfw IV, 1 PzKpfw II, 1 PzKpfw I

Samson67 25-02-2013 22:45

А не проще Гудериана почитать? Он наверняка лучше знал, как немцы свои ролики классифицировали.
И не стоит сравнивать разные страны: везде были свои концепции и своя классификация. Для примера - Т-34 и КВ: средний и тяжелый соответственно, хотя пушка одного калибра - 76 мм. БТ - всегда был легким танком.

b4now 26-02-2013 13:52



Что касаемо колесно-гусеничного движителя - к кавалерии это никакого отношения не имеет. Просто ресурс траков мал слишком был. Но в бой БТ по инструкции шли исключительно на гусеницах.


Алеминевая логика.

Или признавался годным к нестроевой?

Samson67 27-02-2013 21:23

quote: Originally posted by b4now:

Алеминевая логика.
И что же случалось после износа траков? Танк шел на списание?
Или признавался годным к нестроевой?

Траки менялись, если непонятно. Но предписывалось сберегать их ресурс и на большие расстояния по дорогам передвигаться на колесном ходу. Пока англичане сталь марганцевистую не придумали. До того те же англичане под свои танки катки или трейлеры подкатывали, немцы тоже трейлеры подкатывали, кто-то как и наши, колесно-гусеничные строил. Если посмотрите наставление по БТ - там ясно сказано, что в бой танк идет на гусеницах.
Траки в анковых войсках - это расходники, как тонер в принтере.)))

b4now 27-02-2013 23:09

quote: Originally posted by Samson67:

наставление по БТ - там ясно сказано, что в бой танк идет на гусеницах.


Согласен.
quote: Originally posted by Samson67:

Пока англичане сталь марганцевистую не придумали.
...
Траки в анковых войсках - это расходники


Почему нигде в мире, кроме США и СССР не было этих смелых експериментов по колесно-гусеничному движителю?

Samson67 03-03-2013 22:06

quote: Originally posted by b4now:
Простите, а англичане марганцевую сталь придумывали для каждой нации отдельно?
К примеру, в 1929г. марганцевую сталь англичане изобрели для немцев, а в 1936 это изобретение англичан было доступно уже и русским металлургам.
Почему нигде в мире, кроме США и СССР не было этих смелых експериментов по колесно-гусеничному движителю?

Объяснение появления КГ движителя для снижения "расходности траков" и их сбережения - более чем несостоятельно.

В 1929 году немцы танки еще не особо строили: Версаль, однако.
А что касаемо стали - мало ведь узнать состав, надо научиться варить такую сталь и делать из нее траки. Причем - массово.

Мне лень перечислять модели, гугля вам в помощь. Конечно ресурс траков был не единственной причиной, еще была мала скорость. Именно по этой причине в те годы армии имели много бронеавтомобилей.
Применение «стали Гатфилда» для изготовления траков англичане освоили в 1926 году, хотя сам этот сплав был создан в 1882-м. В СССР выплавку этой стали освоили как раз в 1936 году, наша маркровка 110Г13Л.
Применение этой стали дало увеличение ресурса гусениц до 3-4 тысяч км, т.е. более чем на порядок.
А сама идея колесно-гусеничного танка принадлежит отнюдь не Кристи, а австро-венгерскому офицеру Гюнтеру Бурштыну. Он внес эту идею в 1911 году.

george_gl 03-03-2013 23:43

quote: Originally posted by Samson67:

Ресурс гусениц в 20-х и начале 30-х был не более 100 км. Везде. По этой причине колесногусеничными танками тогда занимались Чехословакия, Швеция, Франция, Англия, Польша. Кстати шведам - танк построил именно немец.


а какой ресурс гусениц был у Викерса 6 тонн? (вредничаю)
а так интересно написали.

b4now 03-03-2013 23:54

quote: Originally posted by Samson67:

колесногусеничными танками тогда занимались Чехословакия, Швеция, Франция, Англия, Польша. Кстати шведам - танк построил именно немец.


"занимались" и "интересовались" - это не слова-синонимы.
если и правда владеете какй-то информацией, поделитесь пожалста, до каких колесно-гусеничных танков "назанималась" Польша в 1940 году?
И по годам модели колесно-гусеничных танков для остальных стран, хотя бы на память, если не затруднит?
quote: Originally posted by Samson67:

Он внес эту идею в 1911 году.



Давинчи вон тоже, вертолет изобрел, и что?

Samson67 04-03-2013 02:55

quote: Originally posted by b4now:

Никто и не говорил о приоритете Кристи. Но почему-то известен благодаря колесно-гускам стал именно Кристи, а не какой-то там кто-то там.
Давинчи вон тоже, вертолет изобрел, и что?

Ну, по годам - это как раз середина-конец 20-х. Французы - сен-шамон, англичане - тот же самый виккерс-26, один экземпляр, чехи строили серийно, марку гугля подскажет. Последний такой аппарат, о котором лично я читал - был в Новой Зеландии в 1940-1941 году. Тут вообще прослеживаются разные подходы: кто-то колеса опускаемые/подкатываемые городил, кто-то колесно-гусеничные делал, кто-то платформы/грузовики пытался использовать. Но к концу 30-х все завязали с этими экспериментами, т.к. пронюхали и освоили сталь Гафтлинга - и, получив приемлемый ресурс гусянок, значительно упростили конструкцию танков.
Ресурс рекордный в ПМВ по гусянкам был, если мне память не изменяет, 480 км. У виккерса (т-26) - да не больше до 1926 года, от грунта и режима зависело.
Что касаемо известности Кристи - тут сработали два параметра:
1. Танки серии БТ - были известны в мире под названием «Русский Кристи»
2. В МВТУ Баумана есть кафедра гусеничных машин имени Кристи. И этот самый Кристи, имени которого кафедра, во всех анкетах писал о брате - который пропал в Гражданскую.

george_gl 04-03-2013 12:19

quote: Originally posted by Samson67:
[B]

Ресурс рекордный в ПМВ по гусянкам был, если мне память не изменяет, 480 км. У кристи (т-26) - да не больше до 1926 года, от грунта и режима зависело.
B]

исправте Кристи на Викерс, вы наверно автоматически не то набрали.
заинтриговал меня пробег Викерс 6тонн потому что в мурзилке http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/tm4_80/ было написано до 4800 км. Даже если урезать осетра пополам и то много получается. или банально лишний 0 вбили. но люди вроде уважаемые писали.

Samson67 04-03-2013 14:14

Виноват, конечно же виккерс...
«Его мелкозвенчатая гусеница из марганцовистой стали выдерживала пробег до 4800 км» - вот тут все правильно, как раз 26-29 годы, увеличение ресурса на порядок. Это речь идет о модели В.
Как раз первую модель этого аппарата и пытались поставить на колеса, кстати. Но потом освоили нормальные траки - и вопрос снялся сам собой.
Французы, к примеру, не имея стали для траков, пытались увеличить пробег своих рено времен ПМВ (у нас они известны как МС-1) заменой стальных гусениц на резиновые. Идея не пошла - и начались пляски с сен-шамоном и выдвижными колесами.
Ну и немного о БТ, раз уж речь зашла... На колесах он мог хорошо передвигаться только по твердым дорогам: тяжел, давление на грунт очень большое.
Что касаемо поляков, о которых спрашивал коллега - это был WB10, у него колеса поднимались с бортов. Вот ссылка на некоторые модели на бронесайте, это журнал Техника - молодежи: http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/tm10_79/

b4now 04-03-2013 18:20

quote: Originally posted by Samson67:

это был WB10, у него колеса поднимались с бортов.
Вы там только "картинки смотрели"?
quote: Неудачная попытка создать колесно-гусеничный танк была предпринята в 1926-1927 годах польскими военными специалистами. Машина, получившая обозначение WB10, снабжалась колесами, поднимавшимися силой двигателя по обе стороны гусениц.

Мы описали ряд машин, созданных в разных странах на протяжении почти 20 лет. Все это были лишь единичные экспериментальные образцы. Попытки создать колесно-гусеничный танк не привели к положительным результатам, и прежде всего ввиду сложности и уязвимости движителя и системы перемены хода. Усложнялись также эксплуатация и ремонт машин. Несмотря на явные достоинства этих машин (увеличение скорости движения и запаса хода по дорогам, срока службы танка в целом и сохранности дорог), опыты с ними так и остались опытами.

Главное отличие от упомянутой вами кунсткамеры с единичными опытными танками - в СССР колесно-гусенные танки выпускались массово и стояли на вооружении .
Танк принимается на вооружение - для экономии? Или потому что он вписывается в доктрину военных действий и боевой эксплуатации?

Samson67 04-03-2013 22:03

Если почитать труды Тухачевского и плотнее ознакомиться с его идеями - остается только порадоваться что выпускали БТ, а не Т-26. Которых он предлагал наделать
сто пятьдесят тысяч.
Теперь о серийности и прочем. Французы свои делали серийно, чехи и шведы - тоже. До определенного момента. Англичане в основном строили грузовики и прицепные платформы, немцы тоже на перевозку автотранспортом ориентировались. Но у них и територии куда как поменьше. Так что для СССР такой вариант был наиболее приемлем, особенно учитывая зачаточное состояние автопрома. Американцам же идеи Кристи на тот момент - вообще нужны не были, как и собственно танковые войска: где им их применять-то было? У нас же совпало сразу несколько факторов: возможность купить достаточно современный образец с документацией, наличие освоенного промышленностью двигателя М-17, доступность изготовления тогдашней промышленностью и идеи Тухачевского и его единомышленников. Но потом все равно пришли к полностью гусеничной машине, как раз в конце 30-х.

PAN horunj 04-03-2013 22:09

quote: англичане марганцевую сталь придумывали для каждой нации отдельно?


Если на теже БТшки разных годов,моделей глянуть всё видно.

Samson67 04-03-2013 22:29



Там не столько в стали дело сколько в конструкции самих гусениц.
Если на теже БТшки разных годов,моделей глянуть всё видно.

Как раз именно в стали. И освоении методики достаточно точного литья/ковки из этой стали: она не обрабатывется режущим инструментом практически. Из нее в Англии решетки тюремные делали, которые невозможно перепилить.)))
Конструкция-то везде одна: траки, соединяемые пальцами. Форма траков только разная, но это уже не к ресурсу а к проходимости относится.

PAN horunj 05-03-2013 20:29

quote: Форма траков только разная, но это уже не к ресурсу а к проходимости относится.



Так проблему решили разработав специально сталь,но не для траков а для пальцев.А в общем спорить не стану не зачем и не о чем собственно.

Samson67 05-03-2013 22:04

quote: Originally posted by PAN horunj:

ХМ,то есть по вашему форма траков никак не влияет на ресурс.
Помнится в СССР была проблема с эксковаторными гусеницами.
Так проблему решили разработав специально сталь,но не для траков а для пальцев.А в общем спорить не стану не зачем и не о чем собственно.

Не разработав, а выделив фонды на применяемые в танкостроении стали и технологии (борирование пальцев, к примеру). На этой теме в 150 НИИ целый отдел сидел во главе с профессором еще с 50-х годов.
Там основная проблема в паре трак-палец, уменьшение взаимного и абразивного износа. Плюс к этому для танка еще остро стоит проблема быстрой замены, что для экскаватора не столь актуально.

PAN horunj 06-03-2013 08:27


В военное время с учётом жизни танка,всё таки можно позволить некоторую замену материалов.И упор на конструкци.Но чувствую технолога металурга,так,что мне с вами не спорить.

Samson67 06-03-2013 10:25

quote: Originally posted by PAN horunj:
То есть,задача всё таки комплексная и материалы и конструкция.
В военное время с учётом жизни танка,всё таки можно позволить некоторую замену материалов.И упор на конструкци.Но чувствую технолога металурга,так,что мне с вами не спорить.

Я отнюдь не металлург, обычный технарь.
Конструкция-то гусеницы очень проста, а вот подобрать наиболее долговечную трущуюся пару трак-палец, научиться отливать или штамповать с достаточной точностью легированые стали с весьма специфическими свойствами - очень сложно. Даже развитая в промышленном отношении Англия смогла это освоить только в конце 20-х, хотя сталь Гатфилда применялась с конца 19 века: из нее делали стрелочные переводы и тюремные решетки (т.е изделия, не требующие особой точности).
А упрощение в этой области - приведет к тому, что экипажу танка придется чаще махать кувалдой. Последствия разрыва гусеницы в бою - я думаю, объяснять не нужно?

Страшила мудрый 06-03-2013 11:00

А разве не по калибру пушки делили немцы свои танки?
Пулемёт, 20-мм, 37-мм и 50-мм пушка - лёгкие.
75-мм пушка - средние.
88-мм пушка - тяжёлые.

PZ-III - лёгкий, а вот PZ-IV при такой же массе - уже средний, как и "Пантера" (при двухкратной разнице в весе). Кстати, была ведь модификация PZ-III с 75-мм короткоствольной пушкой - каким он считался, средним или лёгким?



Loading...Loading...