Широкий плоский лещ перед зимовкой. Сборник контрольных диктантов по русскому языку

Янилкина Надежда Михайловна

МБОУ «СОШ №5», г. Чистополь РТ

Учитель русского языка и литературы

Контрольно-измерительные материалы к учебнику под редакцией М.М.Разумовской, «Русский язык.5 класс»

Контрольная работа №1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (входной)

Пришла осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали. А у нас появляются зимние гости. Вот на березе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена березы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу. Грамматическое задание
1. Обозначьте части речи 1 вариант в 4 предложении 2 абзаца, 2 вариант в 3 предложении 2 абзаца

    Найдите в тексте диктанта слово с безударной проверяемой гласной в корне (1 вариант), непроверяемой гласной в корне (2 вариант), обозначьте орфограмму

    *Обозначьте склонение и падеж всех существительных в 8 предложении 1 абзаца (1 вариант), в 7 предложении 1 абзаца (2 вариант)

Контрольная работа №2. РР. Сочинение «Памятный день лет них каникул».

Цель: научить писать сочинение-повествование; научить использовать в сочинении художественный стиль речи.

Контрольная работа №3 по разделу «Фонетика. Орфоэпия».

    вариант

    караван.

    Нарочно.

Словесный, говорит, молчание, грустно, прояснит.

Тон-ко, зву-чно, свя-то-сть, от-ра-же-ни-ем, Све-та.

Льют, Лешка, ядро, пень.

б, ф, м, г, ж.

    Продолжите определение.

Фонетика – это…

    вариант

    Сделайте фонетический разбор слова молоток.

    Сделайте орфоэпический разбор слова конечно.

    В каком слове есть непроизносимый согласный звук? Подчеркните его.

Винтовой, радостный, привинтил, стеклянный, словесник.

    Подчеркните слово с неправильным делением на слоги.

Мо-ро-же-ное, туск-неть, день-ги, яр-мо, яр-ко.

    Подчеркните слова, в которых буквы е, ё, ю, я дают два звука. Объясните, почему.

Копия, ясный, мель, Люда.

    Подчеркните звук, который не имеет пары по глухости:

т, с, ш, р, в.

    Продолжите определение.

Орфоэпия – это…

Контрольная работа №4. Контрольный диктант «Дни поздней осени» с грамматическим заданием

Живая природа чутко откликается на времена года. Вот и последние листочки облетели с деревьев. Ковёр из мокрых листьев покрывает сады и парки. Идёшь по такому ковру и слышишь, как под ногами шуршат яркие звёздочки листвы. На голых сучьях повисли крупные капли ночного дождя. Но жизнь продолжается. Вот несколько синичек пролетело над головой и пропало в чаще парка. В кучке листвы шуршит обычная серая мышь. Она ищет съестное, запасается на зиму. Скоро и настоящие холода. Снег оденет чащи, леса и перелески в белый наряд. Грамматическое задание:

    Выпишит е из текста 5 слов с безударными гласными, проверяемыми или непроверяемыми ударением. Подчеркните нужную букву.

    Выпишите слова с Ь на конце, в скобках обозначьте часть речи.

    Подчеркните грамматическую основу предложения: 1 вариант - 1, 3; 2 вариант – 2, 5 предложения 1 абзаца.

Контрольная работа №5. Р.Р. Изложение «Барсучонок».

Учебник (упр. 383)

Цель: научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения; научить сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства.

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.

От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья... целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.

Контрольная работа №6 по теме "Значение, строение и правописание слов".

Диктант

Шел по земле веселый человек. Он нес рюкзак за спиной, шагая по шоссе, сворачивал на тропинки, продирался сквозь чащи. Однажды он расположился на отдых, разжег костер, повесил чайник. Но почаевничать ему не удалось. Около березы лесные муравьи воздвигли свое жилище. Большой муравейник вырос около дерева уже давно. К вечеру муравейник продолжал кипучую жизнь. А веселый путешественник готовился к ужину и не замечал, как насекомые заползали под его палатку, в рюкзак, под сложенные вещи. Хорошо выспаться в эту ночь он не смог и утром без сожаления покинул место ночевки.

Грамматическое задание

1 вариант.

    Выпишите слова с оглушением или озвончением согласных звуков.

    К слову вырос подберите и запишите однокоренные слова.

    К слову древо найдите в тексте полногласный вариант и запишите его с предлогом.

    Разберите слово чайник по составу. Придумайте и запишите слова с таким же суффиксом.

2вариант.

    Произведите фонетический разбор слова отдых.

    Выпишите несколько слов, в которых не совпадает количество букв и звуков.

    Придумайте и запишите словосочетания, употребив указанные слова в прямом и переносном значении: золотой, лисий.

Контрольная работа №7. Контрольный диктант « Белые фонарики » с грамматическим заданием по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Цветы ранней весны не славятся сильным запахом. Они чуть пахнут медом, а больше лесной свежестью. Запах - это приманка для насекомых. Насекомые переносят цветочную пыльцу с цветка на цветок. В апреле в нижнем этаже леса светло. Хорошо видно все цветы, потому что деревья еще не оделись листвой.

Но пришел май, большими и широкими стали листья деревьев. А мы рады теплу и говорим: «Здравствуй, синий май!» Вот уже и ландыши светятся, кивают своими белыми головками. Ландышами кончается светлая лесная весна, и наступает лесное тенистое лето.

Дополнительные задания

- Надо ли проверять полногласие в корне слова? Ответ аргументируйте.

1-й вариант - деревьев;2-й вариант - головками.

- Выпишите сложное предложение, произведите его синтаксический разбор и составьте схему.

Контрольная работа №8. РР Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Русская зима».

Учебник (упр. 262)

Цель: закрепить навыки написания сочинения-описания по картине; научить описывать зимний пейзаж.

Контрольная работа №9. Р.Р.Изложение с элементами описания по Л.Ленчу.

Цель: научить писать изложение от 3-го лица; сформировать умение сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи.

Большой черный очень красивый кот с прелестной зеленоглазой мордочкой подошел к молодой липке у тротуара, поднялся на задние лапки и стал точить когти о ее тонкий ствол.

Я знаю этого кота. Это очень умный, храбрый, с большим чувством собственного достоинства зверь. Его побаиваются собаки и уважают люди. Собачьи наскоки он легко отражает меткими ударами острых когтей, никогда не унижаясь до бегства. К людям относится снисходительно – позволяет себя гладить и даже оказывать мелкие услуги. Хозяева выпускают его погулять во дворе. После прогулки он самостоятельно возвращается к себе на третий этаж и сидит перед квартирной дверью, терпеливо ожидая, когда она откроется. Если на лестничной площадке кто-нибудь появится, кот, глядя на человека своими мудрыми, таинственными глазами, просительно, коротко вякнет, будто скажет: «Нажмите, пожалуйста, кнопку звонка, вы же видите, что я сам не могу это сделать».

Контрольная работа №10. Контрольный диктант « Как зимуют рыбы » с грамматическим заданием по разделу «Глагол»

В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.

В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовок,

Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое.

Веселые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинках.

Пойдет время к весне, сгонит солнышко лед и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры. (По Л. Карпову)

Грамматическое задание:

1 вариант

- Подчеркните члены предложения-В глубокой тишине...

-

- Образуйте от глагола плясать все формы наклонения.

2 вариант

- Подчеркните члены предложения-Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинках.

- Выпишите из предложения глаголы и сделайте их морфологический разбор.

- Образуйте от глагола слушать все формы наклонения.

Контрольная работа №11 по теме «Имя существительное»

Работа над текстом

Беспокойный хвост

Наш...л я л...сной шатер. Когда-то здесь белка обедала, оставила после себя целый ворох ощипанных ш...шечек.

C м...трю л...жит к...мок (комочек) рыжей шерсти. Наверное, белку с...ела куница, и только к...нец (кончик) белич...его хв...ста (хвостика) валяет...ся.

С...ребристый п...ук (паучок) обвил его п...утиной (паутинкой), устроил себе в белич...ей шерсти закуток. П...ука (паучка) я потрогал пальцем. Он испугался, быстро-быстро вскарабкался наверх и закачался на п...утин... (паутинке).

Поднял я хвост (хвостик) и засунул в пустую гильзу. Бе...покойный этот хвост (x востик) оказался: как посмотрю на него, тян...т меня бродить искать л...сные шатры.

(По Г. Снегиреву)

Задания

-Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания

Замените имена существительные (где это возможно) существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Обозначьте в тексте глаголы в прошедшем времени буквами пр.

- Надпишите склонение имен существительных в тексте.

- Произведите морфологический разбор слов поднял, паук.

- Выделите суффиксы, с помощью которых образованы уменьшительно-ласкательные существительные.

Контрольная работа №12. Изложение «Друг детства».

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван. (и предложила использовать его в качестве боксёрской груши)
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я
обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки.
Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот
он сидит на диване(,) мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(127 слов)

Контрольная работа №13 (итоговая). Диктант « Дуб » с грамматическим заданием

Дуб

Дуб - удивительное растение. Он растет сотни . Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

Грамматическое задание:

1 вариант

листочки

3. Разобрать слова по составу: «опадают», «дубовой», «листочки»

4. Фонетический разбор слова «осенью».

2 вариант

1. Синтаксический разбор предложения. Дуб- удивительное растение.

2. Морфологический разбор слова желудями

3. Разобрать слова по составу: «чернеет», «трубочки», «растут»

4. Фонетический разбор слова «молния».

Рассказы о зиме для детей

Зимой

Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельничке разгонистый заячий след. Лисий, строченый. лапка за лапкой, вьется вдоль зимней дороги. Белка перебежала дорогу и, вздернув пушистый хвост, быстро взмахнула на зеленую елку.
На вершинах елок - грозди темнолиловых шишек. Прыгают по шишкам бойкие лесные синички, переговарваются клесты. А внизу, на рябине, рассыпались краснозобые снегири. Стряхнув серебряный иней, взлетели всей стайкой и, точно румяные бусы, расселись на ветвях голой березы.
Пролегла мимо школы большая наезженная дорога.
Едут лесорубы-колхозники в лес, а бороды у лесорубов белые, на усах - сосульки. Бегут в школу ребята, валенками скрипят, рукавичками прихлопывают:
- Ай да мороз!
А в лесу Мороз кружева развесил - ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь - летит на шапки алмазная легкая пыль.

На Ленинских горах

Папа и мама в воскресенье взяли лыжи, я - санки, и мы пошли на Ленинские горы. С Ленинских гор всю Москву видно и наш дом тоже.
На одной горе, самой высокой, прямо в снег были воткнуты беленькие палочки с красными флажками, и как только наверху махнет дядя флажком, так лыжник побежит быстро-быстро между жлафками вниз по горе. И мой папа тоже поехал с этой горы. Мама ему кричала: "Быстрей, быстрей!"
С другой, очень крутой, горы лыжники прыгали высоко-высоко, выше деревьев, потом опускались на снег и не падали. Я на санках каталась, да так быстро, что мама на лыжах меня догнать не могла. Один раз на бугре санки высоко подскочили, и я упала, а санки уехали вниз, к самой Москве-реке, и их ловили мама и другие лыжники. Внизу, у реки, играла музыка, развевались красные, синие красивые флаги. Туда бежало много лыжников, обгоняя друг друга. Впереди всех бежал на лыжах мой папа.

Кто как зимует

Погляди в окно. Все стекло разрисовано белыми узорами - это мороз его так разрисовал. Холодно на дворе. Все кругом покрыто снегом - и земля и крыши домов, даже на деревьях - снег.
Январь - самый холодный месяц, середина зимы. Пруды и реки скованы льдом, занесены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные. В восемь часов утра еще темно, к девяти только солнышко встает. А дни зимою совсем короткие. Не усеешь на улицу выйти побегать, поиграть - глядишь, и опять стемнело.
Загляни зимним утром во двор. По снегу прыгают воробышки, от холода нахохлились, распушились, на шарики стали похожи. Прыгают, крошки подбирают. Тут же важно, вперевалочку разгуливают вороны, между ними суетятся галки - так и смотрят, чем бы им поживиться.
Вынесут собаке миску с едой, только поставят, а галки, вороны уж тут как тут: вокруг собаки прыгают, стараются из-под самого носа кусочек выхватить. Не выдержит пес, бросится за птицей, а другие уже в миску лезут. Схватит кто хлеб, кто косточку - и прочь улетят.
В деревне зимой возле дома не только этих птиц увидеть можно. Сюда и синицы, и овсянки, и даже осторожные сороки прилетают. Голодно им зимой в лесу, вот они и летят поближе к жилью человека, чтобы покормиться.
Звери лесные в теплые норы забрались.
, лисы на охоту выходят, а медведь с осени как заляжет в берлогу, так и спит до весны.
Зимой все стараются укрыться от мороза, от холодного, ледяного ветра, и каждый по-своему зимовать приспособился.

Куда комары зимой девались

На зиму комары попрятались в разные щелки, в старые дупла. Они и рядом с нами зимуют. Заберутся в подвал или погреб, много их там в углу соберется. Прицепятся комары своими длинными лаками к потолку, к стенкам и спят всю зиму.

Чем дятел зимой кормится

Живет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Называется эта птица - дятел.
Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, словно о лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.
А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись?
Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в ращелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в ращелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется.Это дятел зимою их семенами кормится.

Как заяц зимой живет

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает - там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке - тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу - попробуй-ка разгляди!
Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться.
Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь - травку найдет. А как неметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет - вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сен дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.

Про зайца

На зиму лесной заяц беляк белеет. Зимняя белая шуба гуще и теплее, чем бурая, летняя. Такому зайцу хорошо и прятаться от врагов. Поди разгляди на белом снегу белого зайца!
Белеет беляк не сразу, а постепенно. Сначала он весь немного посветлеет. Потом побелеют задние ноги. издали поглядишь - на зайце словно белые трусики надеты. Охотники про таких зайцев так и говорят: заяц в штанах.
Недолго носит заяц белые штаны: всего неделю-полторы. побелеет весь, вот и нет штанов.

Как белочка зимует

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода - белка скорей к своему гнезду спешит.
Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано-то ловко - будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.
Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева. Там у нее и жолуди и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.

Не видевши, не поверишь

От мороза деревья трещат, а на елке - гнездо, а в гнезде птичка сидит и яички греет.
Эта храбрая птица - клест.
Все птицы вьют гнезда весной. У клестов свои порядки. Они выводят птенцов, когда много еды. Зима, весна, лето - им все равно. Было бы сытно.
Клестовая еда - семена из еловых и сосновых шишек. Шишки висят на дереве весь год. Клестам хватит еды и зимой, есть чем прокормить птенцов. В гнезде тепло. Клестиха не улетает из гнезда, корм ей приносит самец. Выведутся птенчики, и тогда мать сидит в гнезде, греет голых птенцов, да и сама от них греется.
Где много шишек, там много и клестов. Мало шишек - нет и клестов, им нечего делать в таком лесу: еды нет.
Носы у клестов особенные - крестиком. Таким носом очень удобно выковыривать семена из шишек.
Хочешь увидеть клеста - ищи его в еловом лесу. Да не понизу смотри, а гляди на верхушки елок. Увидишь - там высоко-высоко, возле шишек, птицы по веткам лазают, возле шишек, птицы по веткам лазают, вниз головой висят - вот они, клесты! А прислушаешься - услышишь: "кле-кле-кле". Это клесты перекликаются.

Как зимуют рыбы

Толстой ледяной крышкой закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в пропуби, как в отдушине, видна прозрачная притихшая вода.
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь воду, не блестит песок, не цветут водяные травы… В глубокой тишине среди холмов и долин речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом. Только жабры чуть-чуть приподнимаются - дышат. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.
Летом толтоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигая длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была бы поглубже и попросторнее. Любит он лежать в таких ямах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, и рака сцапает, и лягушку съест. Но зимой он лежит в яме совсем неподвижно.
Широкий, плоский лещ перед зимовкой, как только покажется первый ледок у берегов, быстро поднимается на поверхность, опрокидывается на воде на бок и так лежит несколько минут, словно прощаясь со светом и воздухом. А потом стремглав бросается в глубуну и ложится на дно. Лещи лежат рядками, как дрова в поленнице, без всякого движения.
Сазаны выбирают дно илистое и зарываются в грязь. Иногда отыщут мягкую яму и улягутся в ней всем стадом.
Веселый, проводный окунь любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Тесно прижимаясь друг к другу, опустив свои красные плавники, засыпают окуни в таких местах на всю зиму.
Широкой лентой припадают к песку стада пескарей и ершей. Наверху, под самым льдом, около трав и камышей, неподвижно стоят серебристые стада плотвы. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных дожбинках.
Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет, да и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движенья её медленны, не то что летом, когда она молнией бросается на добычу.
И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит он между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает молоденьких сонных рыбок.
Но пойдёт время к весне, солнышко сгонит лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздувая жабры… А налим уже не бросится за ними. Вялый, полусонный, он примется искать место для спячки. Забьётся под камень или под корчевье и уснёт, как мёртвый, на всё лето, до самых морозов.

Посмотри вокруг

Холодно, голодно птичкам зимой. Трудно из-под снега корм доставать. Собери со стола хлебные крошки, остатки каши, какие-нибудь крупинки, зёрнышки.
Попроси взрослых пристроить за форточкой дощечку и высыпай на неё корм: хлебные крошки, остатки каши, крупинки.
Увидят воробышки твоё угощение и прилетят его поклевать. А елси дощечку в саду пристроишь, туда не только воробьи, а синички и даже красногрудый снегирь прилетать сможгут. Его сразу из всех птиц узнать можно - грудка у него яркокрасная, а на голове будто чёрная бархатная шапочка надета.
Привыкнут птички, что их тут на дощечке кормят, - будут каждый день прилетать. А та заметь, какие птицы прилетают.
Ворону и галку ты, наверное, каждый день видишь. А вот сумеешь ли ты их различить?
Ворона больше галки. Сама она серая, крылья и хвост чёрные и на груди - словно чёрный жилетик.
А галка вся чёрная, только на шее серые пёрышки, вроде как косыночка надета. И глаза у галки светлые.
И кричат вороны и галки совсем поразному. Сядет ворона на дерево или на забор, понатужится, шею вытянет и закричит: "Каррр-каррр…" А галки как будто зовут друг друга: "Галка-галка-галка". Наверное, их поэтому галками и прозвали.
Снег лежит белый, пушистый, а каждая снежинка - как маленькая звёздочка. Её разглядеть легко. Как пойдёт снег, выйди во двор и погляди, какие красивые снежинки на твою шубку садятся.

А хочешь посмотреть, как снег всё прибавляется, - выстругай длинную палку с острым концом и делай на ней заметки - такие, чтобы издали видно было; воткни палку в землю во дворе, там, где никто не ходит, и посмотри, как снег её будет засыпать всё выше и выше. Запомни, до какой заметочки он за зиму доберётся.
А наступит весна, снег начнёт таять, по палочке вниз опускаться. Когда растает снег, возьми палочку и измерь, какой снег зимою высокий был. Иной раз столько его нападает, что он выше тебя за зиму вырастет.

Зимой дни стоят короткие, солнышко светит мало. А чем ближе к весне, тем оно на небе поднимается выше и светит дольше. Ты и сам это можешь проверить.
Если у тебя в комнате вечером перед закатом светит солнце, заметь поточнее, в каком месте на стене отразился его последний луч - последний солнечный зайчик. А пройдёт несколько дней, ещё заметь, потом ещё. Вот и увидишь, что с каждым разом зайчик всё дальше и дальше по стене скачет, с каждым днём все позднее гаснет. Это значит, что солнышко на небе светит дольше и дни становятся длинней. Значит, дело к весне идёт.

Перелётные птицы

Птицы - непоседы. Посмотри, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.

Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки - могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места.

А вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может бть, одна-две доживают до весны. И если ты в это время поможешь птицам - сделаешь кормушку, насыплешь немного зёрен, крупы или хлебных крошек, - то этим спасёшь не одну птичью жизнь.

Зимовка рыб – это очень интересный раздел биологии. Можно сказать больше, это уникальное явление в природе.

С приближением зимы жизнь во всех водоемах меняется, причем кардинально. Во-первых, уменьшается световой день, температура воды снижается, и постепенно водоемы начинают покрываться ледяной коркой, а сверху еще и насыпается снег. То есть, под водой становится темно. У обитателей водоема впереди целых четыре месяца, во время которых им придется переживать условия холода, полумрака и сильного дефицита кислорода.

В этот период почти все рыбы перестают потреблять пищу, их активность снижается, практически до нуля. Процесс их роста и обмена веществ приостанавливается, частота сокращений сердца снижается. Реакция на внешние раздражители тоже падает почти до нулевой отметки. Жизнь в их организме теплится только за счет накопленного летом жирка.

Поскольку в царстве рыб существуют разные виды этих существ, то и зимуют они разными способами.

Например, теплолюбивые рыбы (линь, лещ, карп), уже в конце осень начинают готовиться к зиме. Как? Очень просто. Они собираются в большие стаи. Причем в стае, обычно состоят рыбы одного возраста и вида, и образуют так называемые зимовальные ямы.

Зимовальными ямами называются места, в углублениях дна водоема, где скапливается большое количество рыб.

В этих ямах рыбы почти три месяца находятся безо всякого движения, плотно прижимаясь, друг к другу. Часто, у нижнего слоя рыб к весне образуются пролежни в области брюшка.

Уже через месяц после обледенения водоема, в зимовальной яме сильно ухудшается кислородный режим. И некоторые рыбы, например сомы, не могут его переносить. Поэтому, сом устраивается на зимовку повыше зимовальной ямы, поближе к ее выходу.

А вот хищные рыбы (щука, окунь, судак) в зимовальные ямы не уходят. И рыб в этих ямах не трогают, потому что те, выделяют слизь, которая служит им изолирующим средством. Питаются хищники в зимний период рыбешкой, которая вообще не реагирует на ледяной панцирь и не уплывают с обычных своих мест обитания. К этим рыбкам относятся плотва, уклейка, ерш. Они то и составляют зимний рацион рыбных хищников.

В зимний период меняется и поведение хищников под водой. Ученые, наблюдающие за их поведением зимой, разделили их на три вида по отношению к свету. Так, окунь считается сумеречно-дневным хищником, щука относится к сумеречным, а судак – к глубокосемеречным.

В самом начале, когда лед затягивает водоем, подводный мир охватывает сумрак. Чем и спешат воспользоваться сумеречные рыбы. В подводном царстве начинается «кровавая бойня», которую люди назвали «перволедок».

Налим – обожает зиму, и еле-еле переносит летнюю жару. Он летом спит. А с наступлением зимы его активность достигает своего апогея, налим веселится, интенсивно откармливается, и с успехом размножается. Причем если налиму исполняется год, то он переходит с планктона на рыбную диету.

Есть еще особенности зимовки рыб. Например, если водоем мелкий и промерзает до самого дна, что делать тем рыбкам, которые в нем живут? А в таких водоемах часто можно встретить обыкновенного карася и рыбку даллию, черного цвета. Так вот, с наступлением зимы, они, эти рыбки, зарываются в ил. Когда обледенение достигает самого дна – становятся «заключенными ледяной тюрьмы». Самое интересное, что даже в таком плену рыба не гибнет, у них потрясающая человеческое воображение выносливость низких температур. Весной эти рыбы оживают, оттаивают, размораживаются, откармливаются и даже оставляют потомство.

Вот так, получается, что все рыбы разные и зимуют они по разному, как и люди.

Краснопёрка

К наступлению зимы всё живое готовится по своему: перелётные птицы улетают на юг, лесные звери запасаются тёплыми шубками и запасами еды, а некоторые и уютными местечками для зимней спячки. А как же зимуют рыбы? Ведь реки и озёра на долгие зимние месяцы покрываются толстым льдом!

Зимовальные ямы

Разные виды рыб неодинаково пережидают этот тяжёлый период. Многие виды теплолюбивых рыб, таких, как лещи, карпы, лини, уже в октябре-ноябре собираются в огромные стаи и отправляются в зимовальные ямы. Здесь они проводят около 3 месяцев практически без движения, как сельди в бочке! У тех рыб, которые находятся в самом низу, даже образуются пролежни на брюхе. При этом рыбы одного вида и возраста зимуют вместе. Рыбы прижимаются друг к другу, и им уже холод становится не так страшен.

Сомы пристраиваются повыше, около зимовальных ям. Это объясняется тем, что в самой яме, уже спустя месяц после образования ледяного покрова, становится меньше кислорода, что сомы очень не любят.

Подлёдная охота

Рыбы-хищники в зимовальные ямы не прячутся. Но и обитателей таких ям почему-то не трогают, хотя могли бы таким образом на всю зиму обеспечить себе сытное существование. Возможно, и у хищников есть свои понятия справедливости?

В большинстве своём щуки, окуни и судаки охотятся за теми рыбами, которым ледовый панцирь над головой нипочём, и они не уходят с привычных мест обитания - это плотва, уклейка, верховка и ёрш.

Образовавшаяся под слоем льда полутьма создаёт хищникам особо благоприятные для охоты условия. В первые дни зимы хищные рыбы охотятся особенно активно, и этот жор хищника рыбаки называют «перволёдок».

Зима в радость

Есть и такие рыбы, для которых зима не в тягость, а наоборот - самое лучшее время года! Таков налим. Тёплая вода его угнетает. Летом, при температуре воды выше 15 С налим перестаёт питаться и впадает в спячку, забившись под береговые норы, под крупные камни или коряги. А если температура будет выше 27 С, эта рыба и вовсе погибает! Лишь осенью, когда в реках заметно остывает, налим пробуждается и начинает откармливаться.

Рыбы-путешественники

Некоторые рыбы не желают зимой менять привычный для них образ жизни. Они предпочитают перебраться в более тёплые воды. Так, например, хамса, обитающая в Азовском море, интенсивно питается летом, накапливая жир. С похолоданием воды она мигрирует через Керченский пролив в Чёрное море и там зимует, погружаясь на глубину до 100 - 150 метров, где более тёплая вода.

Замороженная рыба

А если водоём мелкий, непроточный и зимой замерзает насквозь? Такие озёра есть в Арктике. Их обитатели - обыкновенный карась и чёрная рыбка даллия с наступлением зимы зарываются в ил. Когда такие водоёмы промерзают до самого дна, рыбы часто оказываются вмёрзшими в лёд. Но, даже находясь в ледяном плену, они не погибают. Весной, когда водоёмы оттаивают, даллия оживает и за короткое полярное лето успевает откормиться и оставить потомство. Вот такими невероятно выносливыми бывают обитатели воды!



Loading...Loading...