Истребитель авианосцев – ракетный комплекс «Гранит. Истребитель авианосцев – ракетный комплекс «Гранит Сравнение с другими ПКР

При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка трёх элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Созданный комплекс приобрёл возможность решать сложнейшие задачи морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

Также возможно использование и для уничтожения береговых целей.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ БАСТИОН П 800 Береговой Ракетный Комплекс

    Морские войны. Sea wars.

    ✪ Ударная сила 163 - Щит авианосца. Базальт и Гранит / Shield carrier. Basalt and Granite

    Субтитры

История создания

Работы по созданию дальнобойной сверхзвуковой крылатой ракеты подводного старта в СССР были начаты постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 539-186 от 10 июля 1969 года в ЦКБМ МОМ . К этому времени на вооружении подводных лодок уже состояла сверхзвуковая крылатая ракета П-6 ; однако запуск её был возможен только с поверхности, что сильно повышало уязвимость субмарины, и с учётом демаскирующего эффекта ракетного залпа подвергало лодку значительному риску. Кроме того, П-6, спроектированная ещё в конце 1950-х, спустя десятилетие уже не удовлетворяла требованиям по скорости, дальности и высоте полета.

Разработка новой крылатой ракеты подводного старта была инициирована параллельно с созданием развития П-6 - крылатой ракеты П-500 «Базальт», на которую собирались перевооружить существующие носители. Однако П-500 «Базальт» была также непригодна к запуску из-под воды. Требовалось создать полностью новую ракету. Проект получил обозначение П-700 «Гранит». В дальнейшем было принято решение разрабатывать новую ракету для применения не только с подводных лодок, но и с надводных кораблей, дублировав разработку П-500.

Этап лётно-конструкторских испытаний ракеты проходил с ноября 1975 года. Государственные испытания комплекс «Гранит» прошёл в период с 1979 по июль 1983 годов. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 686-214 от 19 июля 1983 года комплекс был принят на вооружение следующих кораблей:

  • атомных подводных лодок проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей» ;
  • тяжёлых атомных ракетных крейсеров проектов 1144 «Орлан» и 1144.2 «Орлан» ;
  • тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 «Кречет» .

Существовали проекты и иных носителей, которые однако не были реализованы.

Конструкция

Ракета П-700 «Гранит» имеет сигарообразную форму с кольцевым воздухозаборником в передней оконечности и складывающимся крестообразным хвостовым оперением. Короткое крыло большой стреловидности, раскладывающееся после запуска, установлено в центральной части фюзеляжа.

В движение ракету приводит расположенный по центральной оси турбореактивный двигатель КР-21-300. Запуск ракеты осуществляется из-под воды при помощи расположенного позади ракеты блока из четырёх твердотопливных ускорителей. Ракета хранится в герметичном транспортно-пусковом контейнере со сложенными крыльями и оперением, воздухозаборник прикрыт куполообразным обтекателем. Перед стартом установка заполняется забортной водой (эта процедура применяется и на надводных кораблях во избежание повреждения установки выхлопом), после чего включившийся ускоритель выталкивает ракету из шахты и доставляет на поверхность воды. В воздухе обтекатель воздухозаборника отбрасывается, крылья и оперение распрямляются, отгоревший ускоритель отбрасывается и ракета продолжает полет при помощи маршевого двигателя.

Ракета оснащается боевыми частями различных типов . Это может быть либо полубронебойная (фугасно-проникающая) боевая часть весом в 584-750 кг , либо тактическая ядерная тротиловым эквивалентом до 500 килотонн. В настоящее время в связи с международными соглашениями о запрете ядерных крылатых ракет морского базирования, все П-700 оснащены только конвенционными боевыми частями.

Наведение ракеты осуществляется с помощью активной радиолокационной головки наведения. Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена на основе трёхпроцессорной бортовой вычислительной машины (БЦВМ) с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне помех. При групповом пуске ракет (залпе), ракеты, обнаружив противника своими головками самонаведения, обмениваются информацией, идентифицируют и распределяют цели по их размерам, взаимному расположению и иным параметрам. В БЦВМ заложены электронные данные по современным классам кораблей; тактические сведения, например, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, что перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в её составе; данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способные постановкой помех уводить ракеты от цели; тактические приёмы уклонения от огня средств противовоздушной обороны.

Для повышения боевой устойчивости П-700 оснащена станцией постановки радиопомех 3Б47 «Кварц» и устройствами сброса дипольных отражателей и ложных целей.

Характеристики

Параметр Значение
Длина, м 10
Диаметр, м 0,85
Размах крыла, м 2,6
Стартовый вес, кг 7000
Скорость на высоте, 2,5
Скорость у земли/воды, 1,5
Дальность, км 550 (625) по комбинированной траектории,
145 (200) по исключительно маловысотной траектории
Потолок, м 14 000 -17 000 на маршевом участке,
в зависимости от схемы траектории
Минимальная высота полёта, м до 25 (на участке атаки)
Система управления ИНС + АРЛГСН
Боевая часть Проникающая 518-750 кг (данные расходятся) или
ядерная, до 500 кт

Применение

Ракеты запускаются из контейнерных наклонных пусковых установок СМ-225 (для подводных лодок) или СМ-233 (для надводных кораблей), располагающихся под палубой корабля-носителя под углом в 60 градусов. Перед стартом, для снижения термических нагрузок на пусковую установку, контейнер заполняется забортной водой .

Так как время полёта ракеты на большую дальность значительно, и цель может выйти за границы радиуса обнаружения ГСН ракеты, комплекс нуждается в точном целеуказании, осуществляемом авиационным комплексом «Успех» с самолётов Ту-95 РЦ или вертолётов Ка-25 Ц, или космическим комплексом разведки и целеуказания МКРЦ «Легенда» Потенциально, ракета также может быть использована для поражения наземных целей, но ввиду отсутствия у ракеты оснащения для полётов на малой высоте над сушей, в таком режиме ракета осуществляет весь полёт на большой высоте, становясь лёгкой мишенью для средств ПВО.

Оценка проекта

Опыт боевой и оперативной подготовки ВМФ показывает, что большая масса и высокая скорость ракет комплекса затрудняют их поражение зенитными ракетами противника.

Ракета ни разу не применялась в боевых условиях, мнения о её реальной эффективности разнятся.

Носители

  • 8 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа «Антей» - по 24 ПКР. Ещё две лодки К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск» - в отстое, подводная лодка

Эскиз противокорабельной ракеты П-700 «Гранит» Тип Противокорабельная ракета Статус стоит на вооружении Разработчик НПО машиностроения (ОКБ-52) Главный конструктор В. Н. Челомей Годы разработки -1983 годы Начало испытаний ноябрь 1975 года Принятие на вооружение 19 июля 1983 года Производитель НПО машиностроения Основные эксплуатанты ВМФ СССР
ВМФ России Изображения на Викискладе

При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка трёх элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Созданный комплекс приобрёл возможность решать сложнейшие задачи морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

Также возможно использование и для уничтожения береговых целей.

История создания

Работы по созданию дальнобойной сверхзвуковой крылатой ракеты подводного старта в СССР были начаты постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 539-186 от 10 июля 1969 года в ЦКБМ МОМ . К этому времени на вооружении подводных лодок уже состояла сверхзвуковая крылатая ракета П-6 ; однако запуск её был возможен только с поверхности, что сильно повышало уязвимость субмарины, и с учётом демаскирующего эффекта ракетного залпа подвергало лодку значительному риску. Кроме того, П-6, спроектированная ещё в конце 1950-х, спустя десятилетие уже не удовлетворяла требованиям по скорости, дальности и высоте полёта.

Разработка новой крылатой ракеты подводного старта была инициирована параллельно с созданием развития П-6 - крылатой ракеты П-500 «Базальт», на которую собирались перевооружить существующие носители. Однако П-500 «Базальт» была также непригодна к запуску из-под воды. Требовалось создать полностью новую ракету. Проект получил обозначение П-700 «Гранит». В дальнейшем было принято решение разрабатывать новую ракету для применения не только с подводных лодок, но и с надводных кораблей, дублировав разработку П-500.

Этап лётно-конструкторских испытаний ракеты проходил с ноября 1975 года. Государственные испытания комплекс «Гранит» прошёл в период с 1979 по июль 1983 годов. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 686-214 от 19 июля 1983 года комплекс был принят на вооружение следующих кораблей:

  • атомных подводных лодок проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей» ;
  • тяжёлых атомных ракетных крейсеров проектов 1144 «Орлан» и 1144.2 «Орлан» ;
  • тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 «Кречет» .

Существовали проекты и иных носителей, которые однако не были реализованы.

Конструкция

Ракета П-700 «Гранит» имеет сигарообразную форму с кольцевым воздухозаборником в передней оконечности и складывающимся крестообразным хвостовым оперением. Короткое крыло большой стреловидности, раскладывающееся после запуска, установлено в центральной части фюзеляжа.

В движение ракету приводит расположенный по центральной оси турбореактивный двигатель КР-21-300. Запуск ракеты осуществляется из-под воды при помощи расположенного позади ракеты блока из четырёх твердотопливных ускорителей. Ракета хранится в герметичном транспортно-пусковом контейнере со сложенными крыльями и оперением, воздухозаборник прикрыт куполообразным обтекателем. Перед стартом установка заполняется забортной водой (эта процедура применяется и на надводных кораблях во избежание повреждения установки выхлопом), после чего включившийся ускоритель выталкивает ракету из шахты и доставляет на поверхность воды. В воздухе обтекатель воздухозаборника отбрасывается, крылья и оперение распрямляются, отгоревший ускоритель отбрасывается и ракета продолжает полёт при помощи маршевого двигателя.

Ракета оснащается боевыми частями различных типов . Это может быть либо полубронебойная (фугасно-проникающая) боевая часть весом в 584-750 кг , либо тактическая ядерная тротиловым эквивалентом до 500 килотонн. В настоящее время в связи с международными соглашениями о запрете ядерных крылатых ракет морского базирования, все П-700 оснащены только конвенционными боевыми частями.

Наведение ракеты осуществляется с помощью активной радиолокационной головки наведения. Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена на основе трёхпроцессорной бортовой вычислительной машины (БЦВМ) с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне помех. При групповом пуске ракет (залпе), ракеты, обнаружив противника своими головками самонаведения, обмениваются информацией, идентифицируют и распределяют цели по их размерам, взаимному расположению и иным параметрам. В БЦВМ заложены электронные данные по современным классам кораблей; тактические сведения, например, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, что перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в её составе; данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способные постановкой помех уводить ракеты от цели; тактические приёмы уклонения от огня средств противовоздушной обороны.

Для повышения боевой устойчивости П-700 оснащена станцией постановки радиопомех 3Б47 «Кварц» и устройствами сброса дипольных отражателей и ложных целей.

Характеристики

Параметр Значение
Длина, м 10
Диаметр, м 0,85
Размах крыла, м 2,6
Стартовый вес, кг 7000
Скорость на высоте, 2,5
Скорость у земли/воды, 1,5
Дальность, км 550 (625) по комбинированной траектории,
145 (200) по исключительно маловысотной траектории
Потолок, м 14 000 -17 000 на маршевом участке,
в зависимости от схемы траектории
Минимальная высота полёта, м до 25 (на участке атаки)
Система управления ИНС + АРЛГСН
Боевая часть Проникающая 518-750 кг (данные расходятся) или
ядерная, до 500 кт

Применение

Ракеты запускаются из контейнерных наклонных пусковых установок СМ-225 (для подводных лодок) или СМ-233 (для надводных кораблей), располагающихся под палубой корабля-носителя под углом в 60 градусов. Перед стартом, для снижения термических нагрузок на пусковую установку, контейнер заполняется забортной водой .

Так как время полёта ракеты на большую дальность значительно, и цель может выйти за границы радиуса обнаружения ГСН ракеты, комплекс нуждается в точном целеуказании, осуществляемом авиационным комплексом «Успех» с самолётов Ту-95 РЦ или вертолётов Ка-25 Ц, или космическим комплексом разведки и целеуказания МКРЦ «Легенда» Ракета также может быть использована для поражения наземных целей .

Оценка проекта

Опыт боевой и оперативной подготовки ВМФ показывает, что большая масса и высокая скорость ракет комплекса затрудняют их поражение зенитными ракетами противника.

Ракета ни разу не применялась в боевых условиях, мнения о её реальной эффективности разнятся.

Носители

Разработчики

  • Головная организация - НПО машиностроения . Главный конструктор -

December 9th, 2013

.
4 дня назад "Известия" сообщили о том, что Дальневосточный завод "Звезда" объявил о начале модернизации атомной подводной лодки К-132 "Иркутск" (ссылка 1). Как именно (и где) было сделано это объявление, не совсем понятно, т. к. на официальном сайте ДВЗ нет даже страницы "Новости" (ссылка 2), а все прочие информагентства ссылаются только на "Известия". Остаётся предположить, что представитель завода в Большом Камне позвонил в редакцию отдельно взятой московской (центральной) газеты и эксклюзивно "объявил" о знаменательном событии. Как бы то ни было, отнесёмся к представленной информации с доверием.


АПКР пр. 949А (судя по эмблеме на ограждении рубки - "Томск", фото с forums.airbase.ru от Вованыч_1977 )

Факт начала ремонтных работ на атомном подводном ракетном крейсере (АПКРРК) "Иркутск", безо всякой иронии, знаменателен сам по себе. Вот некоторые ключевые моменты из биографии корабля : 30.12.1988 - вступил в строй; 30.08-27.09.1990 - совершил трансарктический переход с СФ на ТОФ, 28.04.1992 отнесён к подклассу АПКР; 11.1997 выведен в резерв в ожидании среднего ремонта в бухте Крашенинникова, поставлен на прикол; 11.2001 переведён для проведения среднего ремонта на ДВЗ "Звезда" (Большой Камень). Т. е., отслуживший неполных 9 лет крейсер уже 16 лет самостоятельно не выходил в море! (чисто теоре тически "Иркутск" мог дойти до завода, используя резервные средства движения - дизель-генераторы и гребные электродвигатели).




АПКР "Иркутск" (фото с ntv.ru)

Возвращаясь к сообщению "Известий", для начала поправим автора публикации (А. Криворучек) : ВМФ РФ имеет в своём составе не семь, а восемь АПКР пр. 949А (три на Севере и пять на ТОФе), из которых три находятся в строю (СФ - "Воронеж", ТОФ - "Тверь" и "Омск"), четыре - в ремонте или модернизации (СФ - "Орёл", "Смоленск"; ТОФ - "Иркутск", "Томск") и один - в резерве 2-й категории в ожидании ремонта (ТОФ - "Челябинск"). С учётом того, что "Смоленск" уже готовится к заводским ходовым испытаниям (ссылка 3), соотношение 3-4-1, в течение ближайшего времени должно измениться на 4-3-1 , а в идеале - на 6(5)-2(3)-0 .

Изюминкой новости от 05.12 стало, конечно же, грядущее перевооружение первого из восьми "Антеев" на новый ракетный комплекс : "Лодки проекта "Антей" предназначены для борьбы с авианосными группировками - для поражения авианосцев их оснащали ракет ным комплексом "Гранит". Крылатые ракеты этого комплекса развивают скорость в 2,5 Маха и поражают надводные цели на рассто янии до 600 км (500 км - А.Ш.). На "Иркутске" "Гранит" заменят на более современный "Оникс".

Дальность действия ракет "Оникса" вполовину меньше. Однако они лучше защищены от радиопомех и более скрытны для радаров. По словам контр-адмирала в отставке В. Захарова, "Гранит" морально устарел. К тому же ракеты "Оникса" намного компактнее - это позволит разместить на борту большее их количество. "Гранит" . когда-то был мощным вооружением . (?! -А.Ш.), но очевидно, что его пора совершенствовать, - пояснил "Известиям" Захаров" (конец цитаты).


АПКР "Омск" (ТОФ) демонстрирует свою ударную мощь (фото с forums.airbase.ru от К-157)

"Гранит" (наряду с "Вулканом"), конечно же, и сейчас остаётся самым мощным в мире противокорабельным оружием, но не в этом суть. Необходимость модернизации ракетного вооружения АПКР пр. 949А самоочевидна, поэтому перейдём к деталям и попытаем ся ответить на вопрос: сколько новых малогабаритных ПКР можно разместить на подводном крейсере вместо 24 ракет 3М45 ПКРК П-700 "Гранит"? Вот что говорится об этом на militaryrussia . ru : "По состоянию на 2009 г. также обсуждалась (в специализированных СМИ) возможность применения специального пускового стакана-вкладыша в ПУ СМ-225А на две ракеты калибра 533 или 650 мм ("Оникс", "Калибр" и др.). Предположительно стакан-вкладыш мог устанавливаться в пусковую установку ракет "Гранит" без пере делки пускового контейнера, с совпадением электрических разъёмов ( ! -А.Ш.) " .

Есть и другая, более свежая информация (14.12.2011) : "... самые серьёзные изменения коснутся набора вооружения корабля. На смену "циклопическим" "Гранитам" (в статье их ещё называют "монстрами эпохи холодной войны"! - А.Ш.) придут новейшие сверх звуковые противокорабельные крылатые ракеты "Оникс". По своим характеристикам "Оникс" уступает "Граниту". Но зато превос ходит его по системе управления, алгоритму боевого применения, а самое главное - по весу и размеру. Как рассказали "Взгляду" в КБ Машиностроения из подмосковного Реутова, где создавались "Гранит" и "Оникс", в ракетную шахту лодки 949 проекта входят три новые ракеты "Оникс" . В результате боевой потенциал корабля сразу же возрастает с 24 до 72 крылатых ракет" .

Не привыкший доверять журналистам на слово автор данной статьи решил собственноручно проверить сказанное, вооружившись схемами общего расположения АПКР пр. 949А и скудными сведениями о массогабаритных характеристиках отечественных ПКР и их пусковых установок. Ракета 3М45 комплекса "Гранит" весит 7360 кг, имеет длину 8,84 м и диаметр описанной окружности со сложенными крыльями 1,35 м . Данных по пусковой установке СМ-225А найти не удалось, поэтому её наружный диаметр (около 1,82 м) получен пересчётомпо известной ширине корпуса АПКР пр. 949 с его поперечного сечения . Разница в 47 см (зазор 23,5 см) достаточно хорошо согласуется с тем фактом, что ракета размещается в ПУ в собственном пусковом стакане, а в пространстве между внутренней поверхностью пусковой установки и стаканом расположены амортизационные устройства . В свою очередь, масса . ракеты 3М55 комплекса "Оникс" ("Яхонт") в транспортно-пусковом стакане (ТПС) и без него составляет 3 900 кг и 3 000 кг, а длина и диаметр ТПС - 8,90 и 0,72 м соответственно, при этом наклонный старт (в отличие от вертикального на "Северодвинске") не противоречит заявленным ТТХ (15-90 град.) . В графическом исполнении замещение "Гранита" "Ониксом" выглядит так:

Если по габаритам ракет концепция "три вместо одной" представляется вполне жизнеспособной, то по суммарной массе боезапаса дела обстоят несколько хуже - 72 ПКР "Оникса" весят почти на 50 тонн больше 24 ракет "Гранита" (при расчёте неизвестная масса ТПС ПКР 3М45 была пересчитана по аналогии с 3М55). На первый взгляд, 50 лишних тонн для корабля с надводным водоизмеще нием 14 700 т (больше "Москвы"! ) не являются слишком большой проблемой (каких-то 0,3%). Однако, весовую дисциплину никто не отменял (особенно в отношении . подводного крейсера), поэтому желательно оставаться в пределах проектной нагрузки масс.

Вопрос снимается сам собой при совершенно логичной "переклассификации" АПКР из противокорабельного (противоавианосного) в многоцелевой с включением в его боезапас уже упоминавшихся КР комплекса "Калибр", точнее - стратегических КР с дальностью пуска 2600 км . По причине особой закрытости темы, придётся воспользоваться ТТХ экспортного варианта ракеты - 3М14Э (комп лекс Club ), дальность которого ограничена международными соглашениями (300 км) : стартовая масса 1770 кг; длина 6,2 м; диаметр 0,533 м (торпедный стандарт) ; длина и диаметр ТПС (по аналогии с ПКР 3М54Э1/3М54ТЭ1) - 8,92 и 0,645 м . Таким образом, ни по своей собственной массе, ни по габаритам ТПС ракета 3М14 не превосходит ПКР комплекса "Оникс".

Можно предложить несколько вариантов комплектации ракетного боезапаса, которые не приведут ни к перегрузке корабля, ни к изменению его центровки ("Оникс"/"Калибр", в скобках - изменение нагрузки в тоннах) :1 ) поровну (как на схеме внизу) - 36/36 (-6,5); 2 ) минимум ПКР - 12/60 (-45); 3 ) минимум ПКР для гарантированного прорыва ПВО АУГ (по расчётам советских военных теоретиков ) - 24/48 (-26); только ПКР (по три ракеты в 8 ПУ и по две в 16) - 56/0 (-11); только стратегические КР - 0/72 (-64).

Черт, как же мне нравится эта машина! Сверхзвуковой крылатый корабль с хищным, продолговатым фюзеляжем и острыми треугольниками плоскостей. Внутри, в тесной кабине пилота, взгляд теряется среди десятков циферблатов, тумблеров и переключателей. Вот ручка управления самолетом, удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления оружием.

Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Впереди стеклянный экран, на него проецируется изображение прицела и показания приборов – быть может, в нем когда-то отражались силуэты «Фантомов», но сейчас прибор отключен и потому совершенно прозрачен…

Пора покидать кресло пилота – внизу, у лестницы, столпились другие желающие попасть в кабину . Последний раз окидываю взглядом синюю панель приборов и спускаюсь с трехметровой высоты на землю.

Уже прощаясь с МиГом, я неожиданно представил, как 24 таких же самолета движутся где-нибудь под поверхностью Атлантики, ожидая своего часа в пусковых шахтах атомной субмарины. Такой боекомплект противокорабельных ракет находится на борту российских «убийц авианосцев» — подводных атомоходов проекта 949А «Антей». Сравнение МиГа с крылатой ракетой — не преувеличение: массогабаритные характеристики ракеты комплекса П-700 «Гранит» приближаются к характеристикам МиГ-21.

Твёрдость гранита

Длина исполинской ракеты — 10 метров (в некоторых источниках — 8,84 метра без учета СРС), размах крыла «Гранита» – 2,6 метра. Истребитель МиГ-21Ф-13 (в дальнейшем мы будем рассматривать эту известную модификацию) при длине фюзеляжа 13,5 метров, имеет размах крыла 7 метров. Казалось бы, отличия существенные – самолет крупнее ПКР, но последний аргумент должен убедить читателя в правильности наших рассуждений.

Стартовая масса ПКР «Гранит» равна 7,36 тонны, в это же время, нормальная взлетная масса МиГ-21Ф-13 составляла… 7 тонн. Тот самый МиГ, который дрался с «Фантомами» во Вьетнаме и сбивал «Миражи» в раскаленном небе над Синаем, оказался легче советской противокорабельной ракеты!

Противокорабельная ракета П-700 «Гранит»

Сухая масса конструкции МиГ-21 составляла 4,8 тонны, еще 2 тонны приходилось на топливо. В процессе эволюции МиГа взлетная масса увеличилась и, у наиболее совершенного представителя семейства МиГ-21бис достигла 8,7 тонн. При этом масса конструкции подросла на 600 кг, а запас топлива увеличился на 490 кг (что никак не отразилось на дальности полета МиГ-21бис – более мощный двигатель «сожрал» все резервы).

Фюзеляж МиГ-21, как и корпус ракеты «Гранит» представляет собой сигарообразное тело со срезанными передними и задними концами. Носовая часть обеих конструкций выполнена в виде воздухозаборника с регулируемым с помощью конуса входным сечением. Как и на истребителе, в конусе «Гранита» располагается антенна РЛС. Но, несмотря на внешнее сходство, в конструкции ПКР «Гранит» имеется немало отличий.

Рассекреченное фото. Так выглядит боевая часть ПКР «Гранит».

Компоновка «Гранита» значительно плотнее, корпус ракеты имеет большую прочность, т.к. «Гранит» рассчитывался на подводный старт (на атомных перед запуском в ракетные шахты закачивают забортную воду). Внутри ракеты находится огромная боевая часть массой 750 кг. Мы говорим о вполне очевидных вещах, но сравнение ракеты с истребителем неожиданно приведет нас к необычному выводу.

Полёт на пределе возможностей

Вы бы поверили фантазеру, утверждающему, что МиГ-21 способен пролететь дистанцию 1000 км на предельно малой высоте (20-30 метров над поверхностью Земли), на скорости, в полтора раза превышающей скорость звука? При этом неся в своем чреве огромный боеприпас массой 750 килограммов? Разумеется, читатель недоверчиво покачает головой – чудес не бывает, МиГ-21 в крейсерском режиме на высоте 10.000 м мог преодолеть 1200-1300 км. Кроме того, МиГ-21, в силу своей конструкции, мог показать свои отличные скоростные качества только в разреженной атмосфере на больших высотах; у поверхности земли скорость истребителя ограничивалась 1,2 скоростями звука.

Скорость, форсаж, дальность полета… Для двигателя Р-13-300, расход топлива в крейсерском режиме 0,931 кг/кгс*час., на форсаже — достигает 2,093 кг/кгс*час. Даже увеличение скорости не сможет компенсировать резко возросший расход топлива, кроме того, в таком режиме никто не летает больше 10 минут.

Согласно книге В.Марковского «Жаркое небо Афганистана», где подробно описываются боевая служба авиации 40-й армии и Туркестанского военного округа, истребители МиГ-21 регулярно привлекались к нанесению ударов по наземным целям. В каждом эпизоде боевая нагрузка МиГов состояла из двух 250 кг бомб, а во время сложных вылетов, она вообще сокращалась до двух «соток». При подвеске более крупных боеприпасов стремительно сокращалась дальность полета, МиГ становился неповоротлив и опасен в пилотировании. Необходимо учесть, речь идет о наиболее совершенных модификациях «двадцать первого», применявшихся в Афганистане — МиГ-21бис, МиГ-21СМ, МиГ-21ПФМ и т.д.

Боевая нагрузка МиГ-21Ф-13 состояла из одной встроенной пушки НР-30 с боекомплектом 30 снарядов (масса 100 кг) и двух управляемых ракет «воздух-воздух» Р-3С (масса 2 х 75 кг). Осмелюсь предположить, что максимальная дальность полета 1300 км была достигнута вообще без внешних подвесок.

Силуэт F-16 и ПКР «Гранит». Советская ракета выглядит солидно даже на фоне крупного F-16 (взлетная масса 15 тонн) .

Противокорабельный «Гранит» более «оптимизирован» для маловысотного полета, площадь фронтальной проекции ракеты, меньше чем у истребителя . У «Гранита» отсутствует убирающееся шасси и тормозной парашют. И все-таки, на борту противокорабельной ракеты меньше топлива – пространство внутри корпуса отнимает 750 кг боевая часть, пришлось отказаться от топливных баков в консолях крыла (у МиГ-21 их два: в носовой и средней корневой части крыла).

Учитывая, что «Граниту» придется прорываться к цели на предельно малой высоте (ПМВ), сквозь плотные слои атмосферы, становится понятно, почему реальная дальность полета П-700 намного меньше заявленной в 550, 600 и, даже, 700 км. На ПМВ на сверхзвуке дальность полета тяжелой противокорабельной ракеты составляет 150…200 км (в зависимости от типа БЧ). Полученное значение полностью совпадает с тактико-техническим заданием ВПК при СМ СССР от 1968 г. на разработку тяжелой противокорабельной ракеты (будущего «Гранита»): 200 км на маловысотной траектории.

Отсюда следует еще один вывод – красивая легенда о «ракете-лидере» остается всего лишь легендой: низколетящая «стая» не сможет следовать за «ракетой-лидером», летящей на большой высоте.

Впечатляющая цифра 600 км, которая часто появляется в СМИ, справедлива только для высотной траектории полета, когда ракета следует к цели в стратосфере, на высоте от 14 до 20 км. Этот нюанс влияет на боевую эффективность ракетного комплекса, летящий на большой высоте объект может быть легко обнаружен и перехвачен — мистер Пауэрс свидетель.

Легенда о 22 ракетах

Несколько лет назад один уважаемый адмирал опубликовал воспоминания о службе 5-ой ОПЭСК (Оперативной Эскадры) ВМФ СССР в Средиземном море. Оказывается, еще в 80-е годы советские моряки точно рассчитали количество ракет для поражения авианосных соединений Шестого американского флота. Согласно их выкладкам, ПВО АУГ способна отразить одновременный удар не более 22-х сверхзвуковых противокорабельных ракет. Двадцать третья ракета гарантировано поражает авианосец, а дальше начинается адская лотерея: 24-я ракета может быть перехвачена ПВО, 25-я и 26-я снова прорвут оборону и попадут в корабли…

Бывший моряк говорил правду: одновременный удар 22 ракет — это предел для ПВО авианосной ударной группировки. В этом легко убедиться, самостоятельно рассчитав возможности Иджис-крейсера типа «Тикондерога» по отражению ракетных атак.

USS Lake Champlain (CG-57) — ракетный крейсер типа «Тикондерога»

Итак, атомный подводный крейсер проекта 949А «Антей» вышел на дистанцию запуска 600 км, успешно решена проблема с целеуказанием.
Залп! – 8 «Гранитов» (максимальное число ракет в залпе) пробивают толщу воды и, взметнувшись огненным смерчем на высоту 14 км, ложатся на боевой курс…

Согласно фундаментальным законам природы, сторонний наблюдатель сможет увидеть «Граниты» на дальности 490 км – именно на таком расстоянии ракетная стая, летящая на высоте 14 км, поднимается над горизонтом.

По официальным данным, фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1 способна обнаружить воздушную цель на дальности 200 американских миль (320 км). Эффективная площадь рассеяния истребителя МиГ-21 оценивается в пределах 3…5 кв. метров – это достаточно много. ЭПР ракеты меньше – в пределах 2 кв. метров. Грубо говоря, радар Иджис-крейсера обнаружит угрозу на расстоянии 250 км.

Групповая цель, расстояние … пеленг … Смятенное сознание операторов командного центра, обостренное импульсами страха, видит 8 страшных «засветок» на экране радара. Зенитное оружие к бою!

Полминуты потребовалось команде крейсера на подготовку к ракетной стрельбе, с лязгом откинулись крышки УВП Марк-41, первый Standard-2ER (extended range – «большой дальности») выбрался из пускового контейнера, и, распушив свой огненный хвост, исчез за облаками… за ним еще один… и еще…

За это время «Граниты» на скорости 2,5М (800 м/с) приблизились на 25 километров.

По официальным данным, пусковая установка Марк-41 может обеспечить темп выпуска ракет 1 ракета в секунду. На «Тикондероге» две пусковые установки: носовая и кормовая. Чисто теоретически предположим, что реальная скорострельность в боевых условиях в 4 раза меньше, т.е. Иджис-крейсер выпускает за минуту 30 зенитных ракет.

Standard-2ER, как и все современные ЗУР большой дальности, представляет собой ракету с полуактивной системой наведения. На маршевом участке траектории «Стандарт» летит в направлении цели, ведомый дистанционно перепрограммируемым автопилотом. За несколько секунд до точки перехвата, включается головка самонаведения ракеты: РЛС на борту крейсера «подсвечивает» воздушную цель и ГСН ракеты ловит отраженный от цели сигнал, рассчитывая свою опорную траекторию.

Примечание . Осознав этот недостаток зенитных ракетных комплексов, американцы возликовали. Ударные самолеты могут безнаказанно атаковать морские цели, сбрасывая с узлов подвески «Гарпуны» и тут же «смываться», ныряя на предельно малую высоту. Отраженный луч пропал – зенитная ракета беспомощна.

Сладкая жизнь летчиков закончится с появлением зенитных ракет с активным наведением, когда ЗУР станет самостоятельно подсвечивать цель. Увы, ни перспективная американская «Стандарт-6», ни «дальняя» ракета комплекса С-400 с активным наведением, до сих пор не могут успешно пройти испытания – конструкторам еще предстоит решить много технических вопросов.

Останется главная проблема: радиогоризонт. Ударным самолетам даже не обязательно «светиться» на радаре – достаточно выпустить ракеты на самонаведении, оставаясь незамеченными ниже радиогоризонта. Точное направление и координаты цели «подскажет» им самолет ДРЛО, летящий в 400 км позади ударной группы. Впрочем, и здесь можно найти управу на обнаглевших авиаторов – не зря для ЗРК С-400 создана ракета большой дальности .

На надстройке Иджис-крейсера хорошо заметны два полотна ФАР радара AN/SPY-1 и две РЛС подсветки целей AN/SPG-62 на крыше надстройки.

Возвращаемся к противостоянию 8-ми ПКР «Гранит» и «Тикондероги». Несмотря на то, что система «Иджис» способна одновременно вести обстрел 18 целей, на борту крейсера имеется лишь 4 радара подсветки AN/SPG-62. Одно из преимуществ «Иджиса» в том, что помимо наблюдения за целью, БИУС автоматически контролирует количество выпущенных ракет, рассчитывая стрельбу так, чтобы в каждый момент времени на конечном участке траектории находится не более 4-х из них.

Финал трагедии

Противники быстро сближаются друг с другом. «Граниты» летят со скоростью 800 м/с. Скорость зенитных «Стандарт-2» 1000 м/с. Начальное расстояние 250 км. 30 секунд ушло на принятие решения о противодействии, за это время расстояние сократилось до 225 км. Путем несложных вычислений было установлено, что первый «Стандарт» встретится с «Гранитами» через 125 секунд, в этот момент расстояние до крейсера будет равно 125 км.

На самом деле ситуация американцев гораздо хуже: где-то на расстоянии 50 км от крейсера, головки самонаведения «Гранитов» засекут «Тикондерогу» и тяжелые ракеты начнут пикировать на цель, исчезнув на время из зоны видимости крейсера. Они возникнут вновь на удалении 30 км, когда будет уже слишком поздно что-либо предпринимать. Зенитные автоматы «Фаланкс» не смогут остановить ватагу русских монстров.

Запуск ЗУР Standard-2ER с эсминцев «Арли Берк».

В запасе у ВМС США остается всего 90 секунд – именно за такое время «Граниты» преодолеют оставшиеся 125-50=75 километров и спикируют на малую высоту. Эти полторы минуты «Граниты» будут лететь под непрерывным обстрелом: «Тикондерога» успеет выпустить 30 х 1,5 = 45 зенитных ракет.

Вероятность поражения самолета зенитными ракетами обычно дается в пределах 0,6…0,9. Но табличные данные не совсем соответствуют действительности: во Вьетнаме на один сбитый «Фантом» зенитчики тратили 4-5 ракет. Высокотехнологичный «Иджис» должен быть эффективнее радиокомандного ЗРК С-75 «Двина», тем не менее, инцидент со сбитием иранского пассажирского «Боинга» (1988 г.) не дает четких доказательств увеличения эффективности.

Не мудрствуя лукаво, примем вероятность поражения цели 0,2. Не каждая птица долетит до середины Днепра. Только каждый пятый «Стандарт» поразит цель. Боевая часть содержит 61 кг мощного взрывчатого вещества – после встречи с зенитной ракетой, «Гранит» не имеет шансов добраться до цели.

В итоге: 45 х 0,2 = уничтожено 9 целей. Крейсер отбил ракетную атаку.
Немая сцена.

Последствия и выводы

Иджис-крейсер, вероятно, способен в одиночку отбить восьмиракетный залп атомного подводного ракетоносца пр. 949А «Антей», израсходовав при этом около 40 зенитных ракет. Отобьет и второй залп – для этого у него достаточно боекомплекта (в 122 ячейках УВП размещаются 80 «Стандартов»). После третьего залпа крейсер погибнет смертью храбрых.

Конечно, в составе АУГ не один Иджис-крейсер… С другой стороны, в случае прямого военного столкновения, авианосную группировку должны были атаковать разнородные силы советской авиации и флота. Остается поблагодарить судьбу, что мы не увидели этого кошмара.

Какие можно сделать выводы из всех этих событий? А никаких! Все вышесказанное было справедливо только для могучего Советского Союза. Советские моряки, как и их коллеги из стран НАТО, давно знали, что противокорабельная ракета превращается в грозную силу только на предельно малой высоте. На больших высотах нет спасения от огня ЗРК (мистер Пауэрс свидетель!) — воздушная цель становится легко обнаружима и уязвима. С другой стороны, дистанции пуска в 150…200 км было вполне достаточно, чтобы «прищучить» авианосные группировки. Советские «щуки» не единожды царапали перископами днища авианосцев ВМС США.

Конечно, здесь нет места «шапкозакидательским» настроениям – американский флот был тоже силен и опасен. «Полеты Ту-95 над палубой авианосца» в мирное время, в плотном кольце перехватчиков «Томкэт», не могут служить достоверным доказательством высокой уязвимости АУГ — требовалось подобраться к авианосцу незамеченным, а это уже требовало определенных умений. Советские подводники признавали, что тайно приблизиться к авианосной группировке были делом непростым, для этого был нужен высокий профессионализм, знание тактик «вероятного противника» и Его Величество Случай.

В наше время американские АУГи не представляют угрозы для сугубо континентальной России. Никто не станет использовать авианосцы в «маркизовой луже» Черного моря — в этом регионе есть крупная авиабаза «Инжирлик» на территории Турции. А в случае глобальной ядерной войны авианосцы станут далеко не первостепенными целями.

Что касается противокорабельного комплекса «Гранит», то сам факт появления такого оружия стал подвигом советских ученых и инженеров. Только сверхцивилизация была способна создавать такие шедевры, сочетающие в себе самые передовые достижения электроники, ракетной и космической техники.

Табличные значения и коэффициенты — www.airwar.ru

МОМ была начата разработка противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит».
Еще в середине 60-х годов, в период разработки комплексов «Аметист» и «Малахит», генеральный конструктор В.Н.Челомей пришел к заключению о необходимости и возможности сделать новый шаг на пути универсализации условий старта для ракет дальнего действия. Он выступил с предложением о разработке нового комплекса с крылатыми ракетами, способными стартовать из-под воды, а по дальности и скорости полета не уступающими комплексу «Базальт ». Предполагалось этим комплексом оснащать как подводные лодки (проект 949 «Гранит»), так и надводные корабли. Новый комплекс получил наименование «Гранит». В процессе создания комплекса «Гранит» впервые все основные смежники разветвленной кооперации проработали множество (до одного-двух десятков) вариантов конструктивных решений по крылатой ракете, бортовой системе управления, по подводной лодке. Затем эти варианты оценивались по боевой эффективности, стоимости и срокам создания, реализуемости, и на основе анализа были сформулированы требования к крылатой ракете и другим элементам системы вооружения.
С момента создания первых ПКР, способных поражать надводные корабли на очень больших дальностях, встал вопрос обеспечения противокорабельных ракет данными целеуказания. В глобальном масштабе эта задача могла бы быть решена только с помощью космических аппаратов.
Теоретические основы построения такой космической системы, параметры их орбит, взаимное положение спутников на орбитах разработаны непосредственно с участием академика М.В.Келдыша. Система, создававшаяся в ЦКБМ, состояла из нескольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки, с которых данные об обнаруженных целях могли непосредственно быть переданы на носитель КР или на наземные пункты.
Комплекс «Гранит» обладал рядом качественно новых свойств. Впервые создали ракету большой дальности стрельбы с автономной системой управления. Бортовая система управления строилась на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяло успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. Создание этой системы осуществлено коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ «Гранит» под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В.В.Павлова.
В ракете воплотился богатый опыт НПО по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ПКР заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе.
Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. Как говорят конструкторы, после пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.
В 1966-1967 гг. в ОКБ-670 М.М.Бондарюка готовился проект двигателя 4Д-04 оригинальной схемы для КР «Гранит», рассчитанной на скорость М=4. В дальнейшем для этой ракеты был выбран серийный маршевый ТРД КР-93 на М=2,2. Ракета имеет ТРД и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинающий работу под водой. Впервые была решена сложная инженерная задача запуска двигателя за очень короткое время при выходе ракеты из-под воды.
Возможность маневрирования ракет позволила реализовать рациональный боевой порядок их в залпе с наиболее эффективной формой траектории. Это обеспечило успешное преодоление огневого противодействия сильной корабельной группировки.
Следует сказать, что ни в одной из предыдущих крылатых ракет, созданных в НПОМ, не было сконцентрировано и успешно реализовано столь много новых сложнейших задач, как в ракете «Гранит». Сложнейшая конструкция ракеты потребовала проведения большого объема наземных испытаний в гидробассейнах, аэродинамических трубах, на теплопрочностных стендах и т.д.
После проведения полного объема наземной отработки по КР и основным ее элементам (системы управления, маршевого двигателя и др.) в ноябре 1975 г. начали летно-конструкторские испытания. На государственные испытания комплекс был предъявлен в 1979 г. Испытания проводились на береговых стендах и головных кораблях: подводной лодке и крейсере «Киров». Испытания были успешно завершены в августе 1983 года, и Постановлением СМ от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» приняли на вооружение ВМФ.
Ракеты нового универсального ракетного комплекса третьего поколения «Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 км, обычную или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука. Тротиловый эквивалент боевой части каждой ракеты равен 618 кг, радиус действия поражающих факторов - 1200 метров.
Комплекс обеспечивал залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и помехозащищенную автономную селективную систему управления. При создании «Гранита» впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка элементов сложной системы (средства целеуказания - носитель - ПКР). В результате созданный комплекс впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых средств одного носителя. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить «Гранит» противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.
Ракетным комплексом «Гранит» вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа «Антей», по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов. На четырех тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (типа «Петр Великий») размещено по 20 ракет в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233. ПУ расположены наклонно - под углом 47º. Перед пуском ракет контейнеры заполняются водой. Кроме того, этими ракетами оснащен ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (пр. 1143.5) - 12 ПКР.
Каждый подводный крейсер стоит в 10 раз дешевле, чем авианосец ВМС США типа «Нимитц». Других сил в Вооруженных силах России, способных реально противостоять авианосной угрозе, сейчас фактически нет. С учетом проводимых модернизаций самих носителей, ракетного комплекса и ПКР «Гранит» созданная группировка способна эффективно действовать до 2020 г. Естественно, одновременно необходимо развивать и поддерживать в боеготовом состоянии и системы боевого управления силами, разведки и целеуказания. Кроме борьбы с АУГ боевые единицы группировки способны действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать ракетами с обычной боевой частью цели на побережье противника. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.
Первые фотографии секретной ракеты появились только в 2001 г. после трагической гибели подводной лодки К-141 «Курск» 12 августа 2000 г. После подъема подводной лодки 23 ПКР, бывшие на борту АПЛ в последнем походе, выгружаются для дальнейшей утилизации.

ракета
Описание
Разработчик ЦКБМ
Обозначение комплекс П-700 «Гранит»
3М45
Обозначение NATO SS-N-19 «Shipwreck»
Первый пуск 1975
Система управления инерциальная с активным радиолокационным конечным наведением
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 10
Размах крыла, м 2,6
Диаметр, м 0,85
Стартовый вес, кг 7000
Тип боеголовки фугасно-кумулятивная ядерная (500 кт)
Масса БЧ, кг 750
Силовая установка
Маршевый двигатель ТРД КР-93
Тяга, кгс (кН)
Стартово-разгонная ступень твердотопливная
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) на высоте 2800 (2,5)
у земли (1,5)
Дальность пуска, км 550 (625)
Маршевая высота полета, м




Loading...Loading...