Экономические союзы государств. Международные организации и союзы

6. Межгосударственные торговые союзы и организации

Международная торговля является определяющим фактором в международных отношениях, так как оказывает определенное влияние на уровень благосостояния наций. Успешное функционирование и само существование международных организаций в наибольшей степени зависят от того, каково отношение к ним государства. Ведь государство – это универсальная форма политической организации человеческих общностей, в которую объединено практически все человечество. Для того, чтобы стать членом ООН и в результате стать субъектом международного права, в государстве должны существовать независимое правительство, своя территория и население.

В настоящее время функционируют следующие организации-участницы международных отношений :

1) межправительственные организации (МПО);

2) неправительственные организации (НПО);

3) транснациональные корпорации (ТНК).

Такие организации представляют собой относительно новое, не до конца изученное явление в международных отношениях. Их роль и влияние начали возрастать в основном в послевоенное время. Специалисты выделяют следующие основные черты, характеризующие международные организации:

1) политическую воля к сотрудничеству, отраженную в учредительных документах;

2) наличие постоянного аппарата, опосредующего преемственность в развитии;

3) автономность компетенции и решений.

В основном перечисленные признаки свойственны международным межправительственным организациям (МПО). Такие организации представляют собой стабильные объединения государств, основанные на международных договорах, обладающие определенной согласованной компетенцией. Говоря о них подробнее, можно упомянуть Организацию Объединенных Наций, которая является гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов как в политической, так и в экономической и социальной областях.

Однако вместе с ней существуют и другие международные межрегиональные и региональные организации, имеющие своей целью расширение сотрудничества государств в самых различных областях, в том числе и в мировой торговле. Например, Организация экономического сотрудничества и развития, включающая более 20 развитых стран, Совет Европы (основанный в 1949 г.), Европейское экономическое сообщество (Общий рынок, 1957), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, основана в 1960 г.) и т. д.

Успешное функционирование рассматриваемых организаций построено на периодическом созыве конференций представителей стран-членов организации. Функция подготовки этих конференций и организации выполнения их решений возложена на специально создаваемые административные структуры. Многие специалисты отмечают увеличение количества МПО и численности их постоянных работников в последнее время. Это говорит о все возрастающей взаимозависимости государств и их многогранном сотрудничестве во всех сферах, в том числе и в области мировой торговли.

Кроме того, в последние годы возрастает также роль так называемых международных неправительственных организаций (НПО).

От рассмотренных межправительственных организаций НПО отличаются по ряду признаков: во-первых, НПО – нетерриториальные образования, так как их члены не относятся к суверенным государствам, а во-вторых, они имеют такие характерные признаки, как международный характер состава и целей, частный характер учредительства и добровольный характер деятельности.

Выделяют узкую и расширительную классификацию НПО. В узком смысле к ним не относят общественно-политические движения, транснациональные корпорации (ТНК) и организации, основанные и функционирующие под эгидой государств.

С другой стороны, некоторые специалисты считают, что в состав НПО входят так называемые частные транснациональные организации и ассоциации государств-производителей. К первым относятся как транснациональные предприятия, так и транснациональный синдикализм. Ассоциации государств-производителей – это организации, обладающие межправительственной структурой и составом, но являющиеся транснациональными по характеру деятельности. Они нацелены на утверждение своего экономического влияния в международном обществе. Такими организациями являются: Межправительственный совет стран-экспортеров меди, Организация стран-экспортеров железа, Организация стран-экспортеров нефти и т. п. То есть здесь можно говорить обо всех негосударственных участниках международных торговых отношений.

Транснациональные корпорации (ТНК) оказывают большое влияние на суть и направление изменений международных отношений. Такое влияние обусловлено тем, что ТНК «давят» на национальный суверенитет государств в сфере экономики. Здесь имеются в виду предприятия, учреждения и организации, которые в отличие, например от НПО, имеют основной целью получение прибыли. ТНК работают в своих филиалах одновременно в нескольких государствах, тогда как центр управления каждой ТНК находится только в одном из них.

Наиболее крупные ТНК имеют в распоряжении огромные экономические ресурсы, которые дают им преимущества в этой области как перед малыми государствами, так и перед средними и крупными странами.

ТНК достаточно противоречивы. С одной стороны, они способствуют развитию стран базирования, совершенствованию их народного хозяйства, а также распространению ценностей и традиций экономической свободы. С другой – ТНК часто способствуют возникновению социальных потрясений под влиянием структурной перестройки, интенсификации труда и производства, а также возникновения новых форм господства и зависимости (экономической, технологической или политической).

Однако, несмотря на все противоречия, в настоящее время в мире функционируют около семи тысяч ТНК, работающих более чем в двадцати тысячах филиалов, находящихся в разных странах. Причем основными центрами развития экспортно-импортной и инвестиционной деятельности ТНК являются США, ЕЭС и Япония. За пределами этих зон ТНК активны еще в десятках развивающихся стран. Такое расположение ТНК обусловлено развитостью инфраструктур образовательной, исследовательской и информационной сфер, наличием высококвалифицированной рабочей силы, распространением передовых технологий и сходством в образе и уровне жизни и потребления трех названных экономических зон.

В последние годы экономические процессы, подконтрольные ТНК, занимают основную часть мировой торговли, финансовых обменов и обменов передовыми технологиями. Например, торговые отношения между США и мировым сообществом на

80-85 % функционируют через ТНК. Кроме того, рассмотренные процессы способствовали ускорению темпов экономической интеграции в Европе, Америке и Азии, а также увеличению конкуренции и зависимости между главными экономическими регионами нынешнего мирового сообщества.

Из книги Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов автора Тиссен Рене

Торговые марки Переоценить значение торговой марки и фирменного названия невозможно. Торговая марка не только помогает отнести товары или услуги к той или иной категории, но и создает вокруг них ореол высокого качества и надежности. Только представьте себе, чего стоят

Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Что такое региональные торгово-экономические союзы? Если три или более государств хотят торговать друг с другом на более благоприятных условиях, чем с прочим внешним миром, они могут сформировать региональный торгово-экономический союз.Чтобы создать такой блок,

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

10. Банковские союзы, холдинги и ассоциации Банковская группа– это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения,

Из книги Дейтрейдинг на рынке Forex. Стратегии извлечения прибыли автора Лин Кетти

Торговые возможности Теперь, когда связь объяснена, есть два способа ее использовать. Посмотрев на рис. 9.12, 9.13 и 9.14, вы можете увидеть, что в целом цены биржевых товаров являются опережающими индикаторами для валютных курсов. Это особенно очевидно во взаимосвязи

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

106. Межгосударственные кредиты Различаются следующие формы долгосрочных (сроком 10–15 и более лет) межгосударственных кредитов за счет ассигнований из госбюджета.1. Двухсторонние правительственные. В широких масштабах межгосударственный долгосрочный кредит зародился

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 52 Валютные союзы Ответ Валютным союзом именуется объединение нескольких стран для использования одной валюты. Валютный союз отличается от экономического союза тем, что в рамках последнего координируется экономическая политика стран-членов.К ныне существующим

Из книги Малый автосервис: Практическое пособие автора Волгин Владислав Васильевич

Торговые марки С появлением рыночных отношений на помещениях торговцев и ремесленников появились вывески, отражающие специфику их деятельности словами или символами. Позднее на вывесках стали фигурировать имена владельцев предприятий, а затем и эмблемы (по аналогии с

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

6. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений состоит из множества международных организаций. Некоторые из них располагают достаточно большими полномочиями, а также

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

9. Предпринимательские ассоциации и союзы В целях координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности капитала предприятия могут на основании договора создавать объединения в форме ассоциаций (корпораций), консорциумов, синдикатов

Из книги "СВОБОДА" И "НАЦИЯ" автора Городников Сергей

1. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВАЛЮТЫ УЖЕ БЫЛИ Накануне нового, 2002-го года шумиха вокруг единой валюты Европы достигла апогея. Тон задавали те политики и бюрократы Франции и ФРГ, которые объявляли о появлении евро, как уникальном событии, призванным изменить ход мировой

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Торговые выставки Торговые выставки предоставляют продавцам возможность продвинуть новейшие товары и услуги по направлению к потребителям и дистрибьюторам. Они позволяют собрать значительные объемы информации не только о новых товарах, но и о том, насколько

Из книги От DELL без посредников. Стратегии, которые совершили революцию в компьютерной индустрии автора Делл Майкл

12 Заключайте крепкие союзы Как вы уже должны были понять из предыдущих глав, Dell представляет собой компанию, построенную на тесных взаимоотношениях со служащими и клиентами. Но не только. Готовность компании к сотрудничеству ради достижения общих целей в наиболее чистой

Из книги Бизнес путь: Amazon.com автора Саундерс Ребекка

Торговые синдикаты С момента своего запуска Amazon вступал в торговые соглашения с независимыми сайтами. Через линии связи эти сайты направляют посетителей в Amazon, где они могут приобрести книги или другие товары. От самых маленьких сайтов до самых больших, поток

Из книги Бизнес путь: Nokia. Секреты успеха самой быстроразвивающейся компании в мире автора Мерриден Тревор

Союзы: на заметку В нижеследующих разделах показаны некоторые из международных союзов и кооперативных проектов, в которых участвует Nokia.Основные фактыBLUETOOTH SPECIAL INTEREST GROUP (1998)Nokia, Ericsson, IBM, Intel и Toshiba вместе представили дешевую коротковолновую радиотехнологию. Приспосабливая

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок автора Мур Джеффри

Торговые партнерства Термин торговые партнерства фактически не признан в индустрии хай-тек, однако это ключевая тактика в преодолении пропасти. Идея заключается в том, чтобы воспользоваться преимуществами OEM-канала (их налаженными отношениями с прагматиками

Любой тип организации, в которой страны согласились координировать свою торговую и денежно-кредитную политику с другими странами, называется экономической интеграцией. Очевидно, что существует много различных степеней интеграции.

  • Льготное торговое соглашение (ПТА). Соглашение ПТА является, пожалуй, самой базовой формой экономической интеграции. ПТА, как правило, предлагает сокращение тарифов для партнеров в некоторых товарных категориях.
  • Зона (ЗСТ). Создается в том случае, когда группа стран устраняет тарифы между собой, но сохраняет внешний тариф на импорт из других государств. Примером создания ЗСТ является соглашение НАФТА, которое подразумевает нулевые тарифы в автомобильном импорте между США и Мексикой. Однако для стран-членов, которые не входят в состав НАФТА, существуют другие установленные тарифы в сфере автомобильного импорта в Мексике.
  • Таможенный союз. Заключается в том случае, когда группа стран устраняет тарифы между своими государствами, но устанавливают общий тариф на импорт из остальной части мира.
  • Единый Экономический Союз. Единый рынок предусматривает торговлю по оптимальным тарифам, устанавливает общие внешние тарифы среди членов, а также создает преимущества для свободного перемещения денежных сумм между странами. Евросоюз был создан в качестве единого по Римскому договору 1975 г.
  • Экономический союз. Экономические союзы стран, как правило, поддерживают товарами, устанавливают общие внешние тарифы между членами, определяют условия для свободного денежного передвижения капитала. Единая политика Европейского Союза в сельском хозяйстве (CAP) является примером типа финансовой координации индикативного экономического содружества.
  • Валютный союз. Залогом создания общей валюты среди группы стран является Валютный союз, который включает в себя формирование главного финансового органа, определяющего денежно-кредитную политику для всей группы.

Начало пути ЕврАзЭС

Евразийский Экономический Союз - международная организация, основанная на региональной экономической интеграции и международной организации. Это означает, что решения его органов (Евразийского экономического совета, Экономической комиссии и Хозяйственного суда) становятся нормами международного права.

Территория Евразийского союза (ЕврАзЭС) охватывает более чем 20 млн км 2 (15% земной суши), в пределах содружества проживает население в размере 183 млн человек.

Договор о Евразийском экономическом союзе предусматривает координацию деятельности сельского хозяйства, промышленности, энергетики; общие санитарные и технические нормы. Путем создания содружеств экономических организаций планируется создать общий рынок фармацевтических препаратов к 2016 году, к 2019 году ожидается завершение становления общего энергетического рынка, а к 2025 - рынка нефти, газа, нефтепродуктов.

История помнит примеры переформирования международных экономических организаций в политические или даже военные союзы, хорошим примером тому является экономическое содружество западноафриканских государств. Не так много времени минуло с момента создания, как его фокус сместился с коммерческих проектов на военные операции в границах стран-содружеств.

Дружба народов прежде всего!

22 декабря 2014 г. ознаменовалось обменом о добрососедских и союзнических отношениях между Россией и Казахстаном. Договор о евразийском экономическом союзе не отменяет предыдущего договора об экономическом и политическом сотрудничестве, подписанного между странами в 1992 г., напротив, он дополняет и расширяет рамки взаимодействия и допускает реализацию обоих планов параллельно друг другу.

Организация открыта для любого государства, которое готово разделять цели и предписанные в договоре условия между государствами. В конце 2014 г. к Союзу также примкнули Армения и Кыргызстан.

Стоит отметить, что президентом Путиным нанесен деловой визит в Узбекистан, где были обговорены условия вступления страны в Евразийский Союз. Спикер Федерального собрания России сообщил, что проводятся консультации по возможному вступлению Таджикистана в Евразийский Экономический Союз.

Причина возникновения ТС ЕврАзЭС

Таможенный союз ЕврАзЭС (ТС) вступил в полную силу с января 2010 г. в качестве Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, немного позже к нему примкнули Армения и Кыргызстан.

Таможенный Экономический Союз был сформирован в качестве начала экономического союза республик, ранее входящих в состав СССР. Таким образом, государства-члены продолжают путь экономической интеграции за счет снятия таможенных границ между собой. В конце 2014 года на базе ТС создан Евразийский экономический союз, который представляет собой общее валютное пространство для поощрения дальнейшей экономической интеграции.

Государства-члены ТС ЕврАзЭС: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия.

Документы, подписанные в 1995, 1999 и 2007 гг., служат для того, чтобы урегулировать и оградить нормативными правами Таможенный Союз. Единое экономическое пространство призван контролировать документ 2007 года, первый регулирует создание ТС, второй - его образование.

Регламент ТС

Технический регламент, утверждение которого является основой для вступления в ТС:

Национальные сертификаты продукции.

Сертификаты Таможенного Союза, выданные в соответствии с документом, в котором указан перечень продукции, подлежащий обязательному Данный сертификат действует во всех странах ТС.

Темпы роста внешнего оборота и взаимной торговли ТС. Единый таможенный кодекс регламентируется Евразийской экономической комиссией и Департаментом статистики.

Экономические союзы зачастую стремятся импортировать и экспортировать только те товары, которые выгодны в определенной экономической зоне. Примером тому является ТС. Только товары, которые квалифицируются как «товары ТС», могут свободно импортироваться/экспортироваться в пределах установленной территории. В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса, товары приобретают такой статус в следующих случаях:

Продукция, выпущенная в границах ТС.

Продукция, товары, выпущенные для внутреннего потребления с уплатой прописанных в договоре таможенных пошлин.

Продукция, отвечающая обоим условиям: выпущенная в границах ТС с целью внутреннего потребления.

Продукция, которая не отвечает критериям товаров ТС, в отношении которой не было предъявлено никаких соответствующих документов с целью определения назначения товара ТС, должна пройти процедуру единой таможенной пошлины в границах ТС.

Другие экономические союзы России

АТЭС. Экономическое сотрудничество (АТЭС) создано в 1989 году для объединения стран Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС представляет собой форум для 21 государства. Целью содружества уже в течение долгого времени остается установление рынков сбыта продукции, сырья и материалов за пределами Европы. Эксперты полагают, что АЭТС было создано в ответ на растущую экономику индустриально развитой Японии, которая в силах доминировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако стратегически содружество важно в первую очередь для государств, в него входящих, поскольку помогает скоординировать экономическую деятельность между взаимозависимыми странами.

СНГ. Взаимодействие между некоторыми на основе суверенного равенства базируется на соглашении На данный момент СНГ включает следующие страны: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украину. Соглашение было подписано в 1991 году.

БРИКС. БРИКС объединяет 5 крупных развивающихся экономик следующих стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. До включения в состав Южной Африки организация именовалась «БРИК». Все страны, входящие в состав, имеют быстрорастущую экономику, оказывают значительное влияние на региональные и глобальные изменения.

На конец 2014 г. охват БРИКС распространяется на 3 млрд человек, что составляет 40% населения планеты.

Содружество основано в 2006 г. в рамках Петербургского форума министров экономики Бразилии, Российской Федерации, Индии и Китая. Первое заседание прошло в 2009 г. в Екатеринбурге. На встречах обговариваются вопросы взаимного партнерства, предоставления займов, природной среды и экологии.

По пути Маастрихтского договора

Европейский экономический союз (ЕС) - экономическая и политическая федерация, состоящая из двадцати семи стран-членов, которые имеют общую политику в нескольких областях. ЕС был создан в 1993 г. с подписанием договора о Европейском Союзе, который, как правило, называют Маастрихтским договором. Однако этому предшествовало создание нескольких европейских организаций, которые внесли вклад в развитие ЕС.

В составе ЕС первоначально состояло 12 государств: Дания, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Португалия, Ирландия, Франция, Испания и Великобритания. В 1993 году Европейский совет, собравшийся в Копенгагене (Дания), определил критерии для вступления в ЕС. Эти требования, известные как Копенгагенские критерии, включают такие основы, как:

  • стабильная демократия, которая уважает права человека и главенство закона;
  • функционирующая рыночная конкурентоспособная экономика;
  • принятие обязательств, вытекающих из членства, в том числе законодательства ЕС.

Развития ЕС после 1993 года

ЕС увеличился в 3 раза с момента его создания. В 1995 году примкнули 3 новых члена: Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 году вступило в ЕС 10 новых членов, в основном из бывшего советского блока: Чехия, Кипр, Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Венгрия, Словакия и Словения. В 2007 году Румыния и Болгария, которые не отвечали критериям вступления в 2004 году, были допущены и приняты в Союз. В 2013 г. список пополнился государством Хорватией.

Одна из целей ЕС - экономический и валютный союз, которые подразумевают создание общей европейской валюты. Международная торговля в границах общей валютной зоны будет в значительной степени способствовать созданию единого рынка, в комплекте с равномерным ценообразованием и регулированием национальных рынков. Создание единого рынка способно стимулировать повышенную конкуренцию в среде нишевых продуктов и облегчить отношения корпоративного финансирования, в частности, международной торговли между членами единого валютного пространства. Наконец, в долгосрочной перспективе создание общего торгово-денежного пространства должно упростить европейские корпоративные структуры для урегулирования всех нормативных законодательных актов до однородных.

Евро

Экономические союзы часто ставят цель сплотить экономику стран, входящих в их состав. Оптимальное управление экономической деятельностью в одной валютной зоне может быть достигнуто за счет введения единой валюты; такая конвергенция создаст большее единообразие между различными национальными экономиками. Условия, установленные для введения евро и создание единой валюты:

  1. Поддержание международного курса валют в пределах заданного диапазона (механизма обменных курсов или ERM) сроком не менее двух лет до введения евро.
  2. Поддержание долгосрочных процентных ставок.
  3. Контроль государственного долга в установленных пределах.
  4. Поддержание общего государственного долга на уровне не более 60 % от валового внутреннего продукта.

Структура ЕС

Европейский экономический союз включает 4 административных органа, которые занимаются конкретными направлениями экономической и политической деятельности.

1. Совет министров. Состоит, как правило, из представителей министерств иностранных дел стран-членов ЕС. Совет министров Европы имеет право окончательного решения по всем вопросам, которые не подпадают под условия зафиксированных договоров, созданных в ЕС или его предшествующей организации. Совет министров утверждает Комитет наблюдателей, решает вопросы, связанные с отношениями между странами ЕС в следующих областях: управление, сельское хозяйство, рыболовство, промышленная политика и внутренний рынок, научные исследования, энергетика, транспорт, экология.

2. Европейская комиссия. Экономические союзы государств, как правило, формируют экспертные органы для решения финансовых вопросов. В качестве такой исполнительной организации ЕС выступает Европейская комиссия. Она стремится служить интересам Европы в целом по вопросам внешних связей, экономики, финансов, промышленности и сельскохозяйственной политики.

3. Европейский парламент. Включает представителей стран-членов ЕС, которые избираются прямым голосованием в своих странах. Хотя он служит в качестве форума для обсуждения вопросов, представляющих интерес для отдельных государств-членов и ЕС в целом, Европейский парламент не имеет никакой власти, чтобы создавать или реализовывать нормы законодательства. Однако он имеет некоторый контроль над бюджетом ЕС и может выносить вопросы для рассмотрения Советом Министров или Европейской Комиссией.

4. Суд. Любые экономические союзы должны иметь правовую базу, ЕС не исключение. Суд состоит из 13 судей и 6 адвокатов, представляющих государства-члены ЕС. Его функция заключается в интерпретации законов и нормативных актов, вынесенные решения являются обязательными для выполнения ЕС, правительствами стран-членов, фирм и частных лиц в государствах-членах ЕС.

Международные экономические союзы

ВТО/ГАТТ. Основополагающим регламентом между 153 странами является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Снижение тарифов, устранение барьеров, непредвзятая налоговая и таможенная политика в отношении друг друга - вот основные цели соглашения, которое было подписано в 1947 г.

ЮНКАД. Конференция по торговле и развитию - представительный орган Генеральной Ассамблеи ООН (Организации Объединенных наций), которая занимается вопросами экономического развития, торговли и инвестиций. Основной ставит перед собой помощь менее развитым странам в интеграции на мировой экономический рынок.

НАФТА. Крупнейшая Североамериканская зона свободной торговли между Соединенными Штатами, Канадой и Мексикой от 1994 г.

АСЕАН. Политическое и экономическое содружество стран Юго-Восточной Азии, которое сегодня стремительно развивается, представлено Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. Соглашение подписано следующими странами: Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Филиппины, Бруней, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Вьетнам. Цели АСЕАН направлены на ускорение экономического роста, защиту национальных интересов, мира и стабильности; предоставление возможности путем правовых органов уладить конфликты мирным путем.

Активное развитие международной торговли во второй половине прошлого века способствовало возникновению такого явления, как экономические союзы. Всем им присуще такое понятие, как территориальная целостность, так как в особо тесных взаимоотношениях находятся государства, которые расположены, что называется граница к границе. На начало третьего тысячелетия таких зон насчитывалось около сотни. Через экономические союзы мира проходит пятьдесят процентов международных сделок. Членство в них дает следующие преимущества:

  • снижение или отмена таможенных сборов;
  • передвижение не только капитала, но и рабочей силы;
  • выгодные договоренности о форме платы.

Евразийский экономический союз

Евразийский экономический союз является довольно молодым сообществом. Образовался союз относительно недавно - всего три года назад. Но образованию такой организации, как Евразийский экономический союз предшествовал Таможенный союз. Даже за небольшой срок существования он доказал всему миру эффективность работы.

Основная миссия организации - это устранение препятствий на пути перемещения товаров, услуг, капитала и человеческих ресурсов между странами-участниками, а также скоординированная политическая деятельность во всех областях экономики.

Члены евразийского экономического союза - это страны с одинаковым уровнем развития. Образуют данный союз Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия. Изначально договор об основании организации подписали первые три участника. Армения и Киргизия присоединились через год после образования - в 2015. Кандидатом на вступление в ЕАЭС на данный момент является Таджикистан.

Основные направления деятельности

Цели экономического союза следующие:

  • повышение способности к конкурированию товаров стран-участников на внешних рынках;
  • развитие национальных экономик стран-участников сообщества;
  • улучшение качества жизни граждан;
  • всесторонняя поддержка и взаимопомощь;
  • образование единого рынка товаров и услуг.

Организацией предусмотрена как процедура выхода, так и входа. ЕАЭС открыта для других стран и в своих рядах потенциально видит любое государство, которое настроено на совместную работу над национальной экономикой.

Создание экономического союза предусматривало, что все финансовые операции в рамках ЕАЭС будут проводиться в российских рублях. Источником общего бюджета является взносы каждого члена союза.

Последним достижением организации стал таможенный кодекс евразийского экономического союза 2016, но документ вступит в силу только через год. Новый кодекс предусматривает собой уменьшение таможенных сборов на товары из иностранных интернет-магазинов, а также устанавливает наивысший предел таможенных сборов, при этом у каждой страны сохраняется право на установление этого показателя в минимальных размерах. Новый таможенный кодекс евразийского экономического союза пришел на смену аналогичному акту, принятому еще в 2009 году.

Органы управления

Евразийский экономический совет - это тот наивысший орган управления, которому подчиняются все члены Евразийского экономического союза. Он представляет собой комиссию, в которую входят представители каждого государства. Именно эта комиссия рассматривает все вопросы, определяет деятельность организации, анализирует обстановку, просчитывает возможные перспективы. Все решения, которые Высший Евразийский экономический совет выносит, должны реализовываться всеми странами-участниками союза на практике.

Основное собрание высшего органа управления проводится один раз в год. В случае каких-либо неотложных вопросов или по просьбе одного из государств может созываться внеочередное заседание.

Контролирует исполнение всех условий договора Межправительственный совет, который состоит из лидеров представительств от каждого государства-члена. По плану, заседания этого органа проводятся два раза в год, но при возникновении необходимости комитет можно созвать и чаще.

Постоянно действующий орган управления - это Евразийская экономическая комиссия, которая расположена в столице Российской Федерации. Основные функции комиссии - это организация работы сообщества, разработка новых направлений, рассматривание перспективных предложений.

ЕАЭС также обладает судебным органом контроля, задача которого заключается в наблюдении за правильностью применения Договора о Евроазиатском союзе и других международных соглашений, но лишь в пределах организации.

В каждом из вышеперечисленных органов управления есть председатель. В течение одного года все руководящие должности занимают представители только из одного государства-участника. По истечении этого срока главенство переходит к другой стране.

Североамериканская зона свободной торговли

Экономические союзы часто дублируют цели и принципы друг друга. Так на основе Европейского Союза и была создана Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). Изначальной идеей было инвестирование Соединенных Штатов Америки в наиболее перспективные сектора экономики Канады и Мексики. Затем возникла идея создания объединения. Организация экономического союза длилась около десяти лет. Страны долго не могли договориться, но объединение европейских государств послужило толчком для принятия соответствующего решения. Договор об образовании зоны свободной торговли был подписан в девяносто четвертом году прошлого века. Также причинами создания именно такого объединения послужил ряд факторов:

  • региональность, то есть выгодное взаимное географическое расположение;
  • рост количества предприятий-партнеров;
  • расширение сети транснациональных корпораций в соседних странах;
  • усиление влияние европейских и азиатских государств на мировую экономику.

Эта организация экономического сотрудничества является наиболее крупной в мире. Но в отличие от Европейского Союза, НАФТА не имеет межгосударственных администраций и нормативно-правовых актов, которые бы регулировали её деятельность. Особенностью НАФТА является и то, что она объединяет индустриально развитые государства (США и Канада) и развивающуюся страну (Мексика).

Цели НАФТА

Основные задачи североамериканской зоны свободной торговли заключаются в следующих пунктах:

  • достижение соглашений в таких сферах, как торговля, услуги, инвестиции;
  • снятие ограничений на торговлю;
  • стимулирование роста товародвижения;
  • поддержание уровня здоровой конкуренции;
  • привлечение инвесторов;
  • создание процедуры по защите авторских прав и интеллектуальной собственности;
  • создание механизма решения спорных моментов;
  • улучшение Договора о сотрудничестве.

БРИКС

Экономические союзы России не ограничиваются только евразийским союзом. Еще одной интересной организацией является БРИКС. Расшифровывается название союза очень просто - по первым буквам стран-участников. Членами этой организации являются пять государств: Бразилия, Российская Федерация, Индия, Китай и Южная Африка.

Организация, основанная в 2006 году, включала в себя лишь четыре страны и носила название БРИК. Настоящий состав и наименование союз получил в 2011 году. Объединяет всех участников организации развивающаяся экономика.

БРИКС не имеет официальной основы, но от этого значимость союза не становится меньше. Члены данной структуры обмениваются опытом, помогают друг другу финансово, создают совместные проекты.

Взаимоотношения стран-участников строится на взаимовыгодных условиях. Каждое государство богато чем-то своим и не прочь обменять свои излишки на что-либо недостающее. Например, в России - это полезные ископаемые, в Бразилии - продукты сельского хозяйства, в Китае - квалифицированные кадры.

Благодаря программам, разработанным БРИКСом, заметно повысился экономический уровень государств. В основном на это повлияло сотрудничество в энергетическом секторе. Страны работают над улучшением экспортно-импортных путей. Главная цель организации - это преодоление глобального финансово-экономического кризиса. Перспективными направлениями в развитии союза являются: создание валютного фонда, организация научных проектов, запуск своей информационной паутины.

Европейский Союз

Эта организация объединяет страны Европы, которые борются за демократию, мир и процветание. Основными целями ЕС являются:

  • свободная торговля между членами организации;
  • определение единых таможенных пошлин со странами третьего мира;
  • устранение препятствий для передвижения людей, услуг и капитала;
  • организация валютного фонда;
  • образование единой налоговой системы;
  • выпуск единой валюты;
  • аналогичное законодательство;
  • усиление позиций Европы в мировом сообществе;
  • улучшение уровня жизни.

Прорывом организации стал единый рынок европейского союза, главной задачей которого является повышение конкурентоспособности товаров, выпущенных странами-участницами Европейского Союза. Единый рынок должен обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, людей и капитала, а также ликвидацию таможенных сборов. Проблемой является только разница в национальных налоговых системах. Как бы её ни пытались сделать аналогичной во всех странах ЕС, отличия все равно есть и они создают определенные помехи.

Единый рынок услуг отличается жесткостью к информационной сфере и телекоммуникациям. Развитие именно этого сектора происходит медленнее всего. Особенно это утверждение относится к рынку транспортных услуг.

Не все экономические союзы стран предусматривают свободное перемещение рабочей силы. Европейский союз устраняет трудности на пути передвижения своих граждан.

Отдельной программой проходит формирование единого рынка капиталов, который позволяет упростить операции, связанные с ценными бумагами, банковскими счетами, открытием новых компаний. Основные трудности составляют различия в административных процедурах и антимонопольном законодательстве.

Преимущества создания единого рынка налицо - ежегодный прирост внутреннего валового продукта, конкурентоспособность продукции европейских производителей на мировом рынке, привлекательность для инвесторов, снижение стоимости на товары и услуги, повышение процента занятого населения.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

На появление данного форума повлияло образование подобных организаций в других частях света, предотвращение доминирования Японии, организация новых рынков для сбыта сельскохозяйственных товаров. В основном экономические союзы состоят из стран, имеющих единую общую границу. Это сообщество отличается тем, что его членами являются двадцать одно совершенно разное государство.

Деятельность АТЭС направлена на стабилизацию экономики стран-участников для повышения образованности и улучшения качества жизни населения. Одной из важнейших задач организации является поиск новых направлений для реализации природных ископаемых.

Ежегодно на саммите собираются лидеры государств, обсуждают проблемы. Место сбора каждый раз меняется.

Деятельность Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества строится на основе Богорских целей. Они пропагандируют создание зоны свободной торговли, открытость стран к притоку товаров и инвестиций. Для достижения этих целей работа форума идет одновременно по нескольким направлениям. Это устранение препятствий на пути товародвижения, поддержка бизнеса, экономическое и техническое партнерство.

Шанхайская организация сотрудничества

Многие экономические союзы занимаются не только финансовыми проблемами, свободным рынком и таможенными пошлинами. Параллельно с этим участники обсуждают взаимосвязи в других сферах - политической, военной, научной.

Такой организацией является ШОС. В эту организацию входят Китай, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Первоначальной целью союза является обеспечение внутренней безопасности государств-членов. Но Шанхайская организация развивается и в экономическом направлении, обеспечивая создание благоприятной почвы для инвестирования и торговли. Сейчас деятельность ШОС распространяется на несколько сфер - это энергетика, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации. Отношения между странами в пределах этой организации строятся на открытости, непредвзятости, уважении и доверии, что подчеркивает «шанхайский дух».

ОПЕК

ОПЕК объединяет страны, которые экспортируют нефть. Необходимость создания организации обусловлена установлением определенного диапазона цены на сырье, регулирование объемов продаж.

Основная цель союза - это стабилизация нефтяной промышленности, обеспечение гарантированных поставок покупателям, постоянной прибыли производителям.

Основным органом управления является Конференция, которая проводится два раза в год. Работа Конференции заключается в приеме новых членов, подведении итогов, а также утверждении бюджета. Союз принимает в свои ряды любые страны, которые являются продавцами на рынке черного золота и поддерживают его идеи. Сейчас в составе ОПЕКа двенадцать государств. Эти страны владеют восьмьюдесятью процентами от всей экспортируемой нефти в мире.

Россия не является членом данной организации, но представители РФ присутствуют на каждой Конференции ОПЕК.

Также этот союз имеет благотворительный фонд, бюджет которого состоит из вносов государств-участников. Средства из этого фонда идут на поддержку каких-либо проектов, связанных с добычей нефти.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность большинства международных организаций направлена на достижение какой-либо формы экономической интеграции государств, будь это зона свободной торговли или общий рынок. Страны-участники экономических союзов стремятся к экспортно-импортным отношениям на взаимовыгодных условиях, обмене опытом, технологиями, улучшению качества жизни своих граждан.

Современная мировая экономика в виде союзов и групп.

Их столкновение.

Европе́йская экономи́ческая зо́на (ЕЭЗ , англ. European Economic Area, EEA ) — создана 1 января 1994 года с целью предоставить возможность странам, не являющимся членами Европейского союза, присоединиться к Европейскому общему рынку.

Между странами Европейской экономической зоны установлены требования на обеспечение следующих «свобод»:

  • свободная торговля товарами,
  • свободная торговля услугами,
  • свободное передвижение трудовых ресурсов,
  • свободное передвижение капитала.

Более интегрированны страны, где в качестве валюты ходить евро. Смысла углубляться в детали нет, так как нет и четких границ между экономическим союзом - помимо стран участниц есть еще страны-кандидаты, "частично" принятые, наблюдатели. В частности, практически внутри ЕЭЗ есть еще остатки союза-предшественника -Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) , состоящего нынче только из Исландии, Норвегии, Швейцарии и Лихтенштейна.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).


Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Цели НАФТА:

— устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

— создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

— привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

— обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

— создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

— создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

— создание единого континентального рынка.

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана, России, Армении, Киргизии и Таджикистана (три последних страны вступили с 2015 года) предусматривающа я единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.


Предшественником Таможенного союза ЕАЭС был и пока еще остается более крупный союз: Зона Свободной Торговли СНГ (ЗСТ) , который в свою очередь идет корнями от бывшего СССР (за исключением Латвии, Литвы и Эстонии).


Зона свободной Торговли. Тёмно-синим указаны страны Таможенного союза ЕАЭС.

А еще ранее было такие явления как соцлагерь и Организация Варшавского договора .


В него входили, помимо 15-ти республик бывшего СССР, Румыния, Болгария, Польша, Венгрия, ГДР (Восточная Германия), Чехословакия (ныне Чехия и Словакия) и некоторое время Албания. В это же время было более крупное объединение: Совет Экономической взаимопомощи . Почти все страны-участницы Варшавского договора, после поражения "Москвы" в Холодной Войне, вступили в ЕС (ЕЭЗ) и НАТО, также туда пошли страны Балтии (Эстония, Латвия и Литва).

И тут будет очень уместно привести описание исторического столкновения двух крупных экономических систем. Европейский Экономический Союз, как и капиталистический лагерь в целом, в конце прошлого и начале текущего века разрастался, наступая на социалистический лагерь стран Европы! Сначала на Организации Варшавского Договора, а потом на экономическое пространство бывшего СССР. И это было просто необходимо и для Капиталистического Лагеря и ЕвроСоюза! Теоретические причины такой необходимости были вполне конкретные и они описаны в статьях: "принципиальная схема экономического кризиса " и схемы построения экономических союзов . Напомню, капиталистической системе экономики, основанной на ссудном проценте, для сохранения собственного благополучия (помимо регулярного снижения % ставки по кредитам ) необходимо: расширять рынки сбыта и снижать себестоимость производства. Последнее означает, что надо еще осваивать новые ресурсы и углублять разделение труда. Другими словами: " капиталистическим " экономическим союзам необходимо было расширяться за счет социалистического лагеря, потому что их границы соприкоснулись.

Расширение ЕвроСоюза на восток.


В итоге получилось следующее: В СССР, после распада, нарушились производственные связи, причём как внутри бывшего Советского Союза, так и отчасти во всём соцлагере. После открытия границ и "поднятия железного занавеса" cоветские товары (и, в некоторой мере, продукция производимая соцлагерем), были вытеснены импортом из стран других экономических систем: Северо-Американской, Европейской, а также из стран Азии. То есть, страны бывшего СССР послужили расширением рынка сбыта для остального мира! ГДР фактически стало частью ФРГ (Германия), Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния и другие перешли в экономическую систему ЕЭЗ (ЕС) (т.е. произошло углубление разделение труда и расширение рынков сбыта для "капиталистического мира" , особенно для ЕвроСоюза).

Примерная карта противостояния двух объединённых экономических систем:

капиталистической (синяя) и социалистической (красная).


Россия же, на правах проигравшей в "Холодной Войне", была включена в Европейскую Экономическую Зону на правах поставщика нефти и газа, т.е. стала поставщиком ресурсов для поддержки производства в Европе . Нефть и газ в Западную Европу СССР начал поставлять еще при Брежневе, но при Горбачеве и дальше эти поставки стали еще больше (освоение новых ресурсов для ЕС). Команды Горбачева и Ельцина, тем временем, набрали большое количество кредитов на "своё развитие" по советам западных специалистов, т.е. Россия, таким образом, помогла заработать западным банкирам. По таким, чисто экономическим причинам, падение СССР стало для "Запада" поводом для подъёма экономики и значительным переносом сроков грядущего экономического кризиса () . Приведенные ниже, слова Збивнева Бзежинского (американский идеолог внешней политики США) имеют не только военно-враждебный смысл, но и вполне практическое экономическое применение:


Причины распада СССР и краха социализма в Европе достойны отдельного рассмотрения. А мы вернемся к современности... Напомню, экономический союз с центром в г.Москва (Таможенный союз) вновь создается, но уже больше как экономический, а не и военно-политический тоже.

БРИКС (англ. BRICS — сокращение от B razil, R ussia, I ndia, C hina, S outh Africa) — группа из пяти стран : Бразилия , Россия , Индия , Китай , Южно-Африканская Республика .


Первоначально союз планировался больше как геополитический, новый ""центр силы" для противопоставления МВФ, США, ЕС и НАТО, но какая же геополитика без экономики? Однако пока что экономическая интеграция стран внутри союза невысока, в 2012 году объём торговли между странами БРИКС был чуть более 10 % из общего объёма торговли участников союза.

Шанхайская организация сотрудничества — международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана, а 10 июля 2015 года в ШОС вступили Индия и Пакистан (перечисленные обозначены тёмно-зеленым цветом, остальные наблюдатели и партнеры).


Основными целями и задачами ШОС являются:

  • развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
  • совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
  • поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
  • содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
  • координация подходов при интеграции в мировую экономику;
  • содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
  • поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Азиатско -Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС ) (англ. Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC ) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.


В качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР (Азиатско-Тихоокеанский Регион) системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. Однако таможенные барьеры остаются существенными и переговоры продолжаются.

Есть еще такие экономические союзы как Латиноамериканская Ассоциация Интеграции (ЛАИ) в состав которой входят 12 государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. Штаб-квартира Монтевидео (Уругвай). И более тесный (с едиными таможенными тарифами) Mercosur (Меркосур) :


А также есть различные африканские союзы, например экономическое сообщество стран центральной Африки (ЭКОЦАС) . Вообще, помимо взаимодействия внутри союза страны, почти всегда, могут торговать и с остальным миром. Также, одна и та же страна может являться частью разных экономических союзов. Помимо этого - степень интеграции каждого союза разная, в некоторых из них просто пониженные таможенные барьеры, а полная и свободная торговля, как и единая валюта союза, только обсуждается в далекой перспективе. На первый взгляд, из-за обилия и разнообразия Экономических Союзов разобраться в современной политике очень сложно... Мол, надо изучать детали договоров, изучать сложную экономическую статистику и прочее. Но это не совсем так!

Во-первых: на мировую ситуацию влияют только действительно крупные объединения.

Во-вторых: можно отделить действительно крупные и высоко-интегрированные союзы от организаций, которые только зародились, или не имеют четких договоренностей и перспектив. Вот главные критерии оценки экономических союзов, они же показывают степень глобализации:

1) Уровень таможенных барьеров внутри организации.

2) Наличие общей денежной единицы или степень готовности её создать.

1) Таможенные барьеры низки, или совсем отсутствуют в таких союзах как НАФТА, ЕАЗ и ЕАЭС (Таможенный союз).

2) Общая валюта. На данный момент есть только в ЕАЗ (евро € ), но вообще как в прошлом, так и в ближайших возможных планах обсуждались (и обсуждаются) разные варианты:

Переводной рубль , как средство платежа внутри СЭВ, 1963-1990 годы.

Амеро . Проект так и не реализованной валюты внутри союза НАФТА.

Обсуждается валюта ЕАЭС (ТС) , ранее обсуждалось использование рубля, но переговоры зашли в тупик.

По мере вхождения в состав новых членов любой экономический союз становится более самодостаточным, это в его интересах. Но полная самодостаточность в современной экономике может быть только в "изолированных" странах, т.е. таких как Северная Корея или неразвитых странах Африки, живущих натуральным хозяйством. Потенциально самодостаточен союз НАФТА, шансы есть у Латиноамериканской Ассоциации Интеграции (ЛАИ), так как в них есть и добыча ресурсов (главное нефть!) и производство. ЕЭЗ и ЕАЭС работают в паре, так как в Европе мало сырья (поставляет РФ, отчасти Казахстан, Азербайджан и Туркменистан), а в ЕАЭС далеко не все производства, есть технические зависимости от стран ЕвроСоюза. Сравнительно самостоятельной силой является Китай, как очень крупная развивающаяся экономика, но он мировой производитель, ему нужен крупный рынок сбыта и поставщик сырья. Для построения схемы взаимодействия ведущих стран и экономических союзов нужны данные по всеобщему товарообороту. Наглядных совокупных данных мировой торговли в интернете не нашел, но можно по частям собрать наиболее крупные торговые партнерства из данных по каждой стране/экономическому союзу отдельно. Щелкнув на цифры по товарообороту вы перейдете к источнику данных., причины описаны в схеме экономического кризиса . Если всем хватает возможностей для развития, если понижение процента по кредитам еще себя не исчерпало, если всем крупным экономическим союзам есть куда расширяться не затрагивая интересы друг друга, то конфликты проще преодолеть договорившись и не растрачивая усилия на гонку вооружений. Но что делать если расширяться снова (как и в вышеописанном случае противостояния капиталистического, западного лагеря и социалистического, восточного) дальше некуда? Что если планета закончилась? Ответ прост - начинается поединок за сферы политического, экономического и военного влияния, борьба за нефть, прочее сырье... И переманивание стран для соотрудничества из конкурирующих экономических союзов! Вот тут-то и разгораются интриги.

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов.

Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

1. Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада, Мексика.
3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
5. МЕРКОСУР — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
6. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) — Кот-т’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
9. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Активизация таких процессов с одной стороны способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию.
В частности, учреждение льготных тарифов в рамках регионального объединения приводит к тому, что торговля ведется неэффективно. Этот процесс в международной практике характеризуется как «торговое отклонение». Для получения наилучших результатов страна должна руководствоваться принципом «сравнительных преимуществ». Так, если США импортирует мексиканские товары только потому, что разрешен их беспошлинный ввоз, при том, что у Малайзии или Тайваня имеется сравнительное преимущество в производстве ряда товаров над мексиканскими, то торговля несомненно становится менее эффективной. При этом размах «торговых отклонений» может быть весьма существенным.
Решающим критерием оценки региональных соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между странами-членами соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. Международная практика свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай импортируют товары друг у друга, даже если для них было бы выгоднее купить их где-то еще.
Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма «свободная торговля» или протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между некоторыми странами, перерастающие в так называемые «торговые войны» (например, тресковые, виноградные, масляные «войны» между странами-членами ЕС).
К концу 90-х годов происходит переход от «торговых войн» к внешнеэкономическим. Если торговые войны принимают форму жестких мер, направленных на противодействие или поощрение экспортной экспансии с помощью государственного регулирования (тарифного, нетарифного квотирования, лицензирования, налогов и т. п.), то во внешнеэкономической борьбе используются иные приемы и методы конкуренции.
Прежде всего, имеется в виду стремление поставить под контроль ключевые отрасли экономики какой-либо страны путем экспорта товаров в подготовленную для этого инфраструктуру. И как результат — угроза их «отторжения» либо последующее наращивание экспорта сопутствующих товаров и объектов. Завершающим шагом становится «кредитный удар», перекачка национального дохода, и др.
На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать в ходе взаимодействия отдельных стран и торгово-экономических группировок друг с другом. Страны-участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.
Региональные торговые группировки, по мнению Всемирной торговой организации, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения — открытыми для присоединения к ним других стран.

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР)

Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный — МЕРКОСУР, созданный в 1991 году на основе Асунсьонского договора. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли.
Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью, которая предусматривает обязательное представительство правительства каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе консенсуса.
Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он не реже одного раза в полгода. Его встречи завершаются проведением саммитов, утверждающих решения Совета.
Исполнительным органом является Группа общего рынка (ГОР), в состав которой входят четыре полномочных представителя и четыре их заместителя от стран-участниц, назначаемых правительствами и включающих представителей министерств иностранных дел, экономики и центральных банков. Координация деятельности ГОР осуществляется МИД стран-участниц.
При ГОР действует 10 рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества и Комиссия по торговле, призванная обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках таможенного союза. Возглавляют Совет и ГОР страны-участницы поочередно каждые полгода.
В систему МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская комиссия, включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-экономический форум, созданный для обеспечения участия представителей бизнеса и профсоюзов в выработке рекомендаций для ГОР. Технические функции в МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в Монтевидео (Уругвай).
Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического образования. В 1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина) принял обязательство проводить совместные консультации и осуществлять меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в одном из государств-членов объединения.
МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей выполнение взятых странами-участницами обязательств как непременного условия успешного продвижения интеграционных начинаний.
Если прямые переговоры заинтересованных сторон не приводят к урегулированию спорного вопроса, он передается на рассмотрение ГОР, выступающей посредником и вырабатывающей рекомендации. В случае их неприятия сторонами образуется Арбитражный суд, решение которого является окончательным. Как свидетельствует практика функционирования МЕРКОСУР, урегулирование спорных вопросов, постоянно возникающих у его участников, осуществляется и без Арбитражного суда путем достижения взаимных компромиссов.

Восточно-африканское сообщество

Восточно-Африканское сообщество — межгосударственная организация, включающая Кению, Танзанию и Уганду. Сообщество было создано в 1967 году, а в 1977 году прекратило деятельность. В 1993 году Восточно-Африканское сообщество было заменено Восточно-Африканским сотрудничеством, а в 1999 году было подписано новое соглашение о создании Восточно-Африканского сообщества. С 2000 года соглашение вступило в силу. Основные цели организации — гармонизация таможенных тарифов и таможенных режимов стран-участниц, создание условий для свободного передвижения трудовых ресурсов и улучшение инфраструктуры в регионе.

Форум островов Тихого океана

Форум островов Тихого океана — межправительственное учреждение, основная цель которого — содействие развитию сотрудничества между странами региона и защита их интересов. Cтраны-участницы Форума: Австралия, Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, острова Кука, Палау, Папуа — Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу и Фиджи.
Форум островов Тихого океана создан в 1971 года под первоначальным названием «Южнотихоокеанский форум», а текущее название получило в 2000 году.

Южно-Американское сообщество наций

В декабре 2004 года в перуанском городе Куско (Cuzco) представители 12 стран Южной Америки подписали декларацию о создании политического и социально-экономического блока Южноамериканское сообщество наций (South American Community of Nations). Согласно договоренностям, территорию стран сообщества объединит общий рынок с едиными правилами, в соответствии с которыми будет вестись торговля с остальным миром. Кроме того, у граждан нового союза в будущем появятся единые паспорт, валюта, парламент и суд.
В «Декларации Куско» указывается, что для принятия решений по проблемам региона главы государств сообщества будут проводить ежегодные встречи. Текущие вопросы формирования ЮСН будут решаться министрами иностранных дел.
Сообщество было создано на основе двух основных торговых объединений региона — Андского сообщества, куда входят Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор и Венесуэла, и Южноамериканского общего рынка (Mercosur), куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Кроме этих стран, в ЮСН вошли Чили, Суринама и Гайаны.
ЮСН станет одним из крупнейших в мире интеграционных объединений с населением около 360 миллионов человек и совокупным ВВП более 973 миллиардов долларов. Территория, которую охватывает союз, составляет 45 процентов от всего американского континента.
Лидеры стран блока заявляют, что при его создании они руководствовались опытом Евросоюза. Более того, они надеются, что Южноамериканское сообщество наций со временем составит конкуренцию США и Евросоюзу.

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) была создана 8 декабря 1985 года. В члены Южно — азиатской ассоциации регионального сотрудничества входят: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка и Афганистан. Афганистан был принят в СААРК последним в ноябре 2005 года. Странами-наблюдателями в СААРК являются Япония, Китай, Южная Корея, США и Европейский союз.
Основная цель Южно — азиатской ассоциации регионального сотрудничества ускорение процесса экономического и социального развития в государствах-членах посредством коллективных действий в областях сотрудничества. Такие области сотрудничества следующие:

* сельское хозяйство и поддержка сельских жителей;
* наука и технологии;
* культура;
* здравоохранение и контроль за рождаемостью;
* противодействие торговле наркотиками и анти-терроризм.

Первичная цель Ассоциации была «продвинуть благосостояние народов Южной Азии и улучшать их качество жизни, а также продвигать активное сотрудничество и взаимную помощь в экономических, социальных, культурных, технических и научных областях (полях)».
В конечном итоге, Ассоциация стать противовесом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Европейскому союзу. Участники СААРК в январе 2004 года подписали Договор о создании Южно-азиатской свободной торговой зоны. Договор о свободной торговле требует от стран Южной Азии с 2006 года начать снижать таможенные пошлины, ликвидировать таможенные барьеры и создать Южно-Азиатскую зону свободной торговли.

Наиболее активные региональные блоки

Региональные блоки 1 Площадь (км2) Население ВВП ($US млн) ВВП на душу населения Кол-во стран-участниц 1
Европейский союз 3,977,487 460,124,266 11,723,816 25,48 25
КАРИКОМ 462,344 14,565,083 64,219 4,409 14+1 3
ECOWAS 5,112,903 251,646,263 342,519 1,361 15
CEMAC 3,020,142 34,970,529 85,136 2,435 6
EAC 1,763,777 97,865,428 104,239 1,065 3
CSN 17,339,153 370,158,470 2,868,430 7,749 10
GCC 2,285,844 35,869,438 536,223 14,949 6
SACU 2,693,418 51,055,878 541,433 10,605 5
COMESA 3,779,427 118,950,321 141,962 1,193 5
НАФТА 21,588,638 430,495,039 12,889,900 29,942 3
АСЕАН 4,400,000 553,900,000 2,172,000 4,044 10
SAARC 5,136,740 1,467,255,669 4,074,031 2,777 8
Agadir 1,703,910 126,066,286 513,674 4,075 4
ЕврАзЭС 20,789,100 208,067,618 1,689,137 8,118 6
CACM 422,614 37,816,598 159,536 4,219 5
PARTA 528,151 7,810,905 23,074 2,954 12+2 3
Справочно блоки и страны 2 Площадь (км2) Население ВВП ($US млн) ВВП на душу населения Кол-во стран (субъектов)
ООН 133,178,011 6,411,682,270 55,167,630 8,604 192
Канада 9,984,670 32,507,874 1,077,000 34,273 13
Китай 4 9,596,960 1,306,847,624 8,182,000


Loading...Loading...