Экологический КВН «Знатоки природы» (подготовительная группа). Женский шляпный этикет

Информация о проведении

« Урок Эколят – Молодых защитников Природы»

в частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 111 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Дата проведения: 04.10.2017г.

Подготовительная группа для детей от 6 до 7 лет.

В рамках подготовки к проведению Урока с ребятами был проведен конкурс на лучший рисунок и лучшую поделку по сохранению природы.

Урок (занятие) по теме: «Эколят – Молодых защитников Природы» проходил в виде путешествия в лес с выполнениями различных заданий по природоохранной и экологической тематике, ответов на вопросы ведущего, диалога и работы с карточками.

Детям были вручены значки с изображением сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы.

Во время Урока (занятия) ребята рассказывали о природе родного края, правилах поведения в лесу и сохранения природы, отвечали на вопросы, разгадывают загадки о представителях животного и растительного мира, выполняют задания, участвовали в блиц в вопросах на природоохранную и экологическую тематику, зарабатывая за правильные ответы и выполненные задания карточки.

В конце Урока ребята произнесли «Клятву Эколят – Молодых защитников Природы». Детям были вручены значки сизображением сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. В конце занятия дети украсили макет земли – глобус цветами и деревьями, чтобы она была красивойи счастливой.

Конспект НОД

Тема: «Эколят – Молодых защитников Природы»


Цель: способствовать формированию элементарных умений предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде, желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, формировать экологически грамотное отношение дошкольников к природе.

Задачи:

1.Развивать познавательный интерес к миру природы.

2.Формировать навыки бережного отношения к окружающей природе.

3.Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

4.Воспитывать у детей желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – актуальная тема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Материал: маска – шапочка сороки, 2 корзинки и бумага, буквы алфавита, карточки.

Ход НОД

Раздается стук в дверь.

Воспитатель : Это кто же к нам стучится и просится к нам в дом?

Влетает сорока (ребенок в маске) .

Ребенок : Я полсвета облетел,

В садик к вам я залетел,

Сообщенье вам из леса

Это очень интересно! (улетает)

Воспитатель : Дети, что мы будем делать с этим письмом? (ответы детей)

Хорошо, давайте его вскроем и прочитаем :

«Здравствуйте, дорогие дети детского сада №111. Обращаемся к вам мы, эколята «Тихоня», «Шалун», « Ёлочка» и «Умница». В нашем лесу побывали дети. Они сорвали и побросали цветы, потоптали грибы, разрушили муравейники, и шумели так, что все птички улетели из леса. Они очень навредили природе. Растения, букашки, зверушки, птички, могут исчезнуть навсегда. А без них наша с вами жизнь невозможна. Люди не смогут слушать птичье пение. Все это потому, что некоторые дети, а может, и взрослые не знают правила поведения на природе . Приезжайте, помогите навести порядок в лесу. До встречи, ваши друзья».

Воспитатель : Дети, что будем делать?

Дети : Надо помочь?

Воспитатель : Как мы поможем? (Ответы детей).

Воспитатель : Чтобы планета не погибла, люди должны научиться любить, беречь, охранять и дружить с природой. Есть такие люди – экологи, которые занимаются спасением и охраной природы. Экологи изучают причины ухудшения природы и борются за нее. Хотите вступить в ряды юных экологов? (получает согласие). Чтобы попасть в ряды эколят, нужно пройти испытания. Вы готовы? Тогда отгадайте загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех подряд:
Ваню - земляникой,
Анечку – брусникой,
Машеньку - орешком.
Петю - сыроежкой.
Катеньку – малинкой.
Васю - хворостинкой. (Лес)

Правильно, это лес. Тогда в путь. (Дети идут друг за другом под музыку)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как здесь хорошо, красиво, воздух свежий, птички поют (Звучит запись «Голоса леса»). А вот и наши друзья – Ёлочка и Шалун.

Шалун: Мы рады видеть вас, спасибо за то, что вы решили нам помочь навести порядок в лесу. Лес хранит в себе много тайн и секретов. И если мы будем беречь лес, вести себя в лесу правильно, то он раскроет перед вами много интересного и многому научит.

Ёлочка: Вот вы в лес пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Помогите нам, друзья.

1.Задание « Собери мусор» . Дети делятся на две команды и собирают мусор. (Победит команда, которая успеет собрать больше мусора).

Шалун: А теперь у меня есть для вас задание, я хочу проверить ваши знания. Отвечать необходимо быстро :

2. Задание «Блиц – вопросы» .

Кто на себе носит дом (улитка)

Не птичка, а с крыльями (бабочка)

У какого зверя деревья на голове (лось)

Кто шляпу носит, а здороваться не умеет (гриб)

Куда исчезают насекомые с наступлением зимы (прячутся - впадают в спячку)

Перечислите хвойные деревья (ель, сосна, пихта)

Какие животные впадают в спячку (барсук, медведь, еж, суслик, хомяк)

Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов (кукушка)

Какую птицу называют лесным доктором (дятел)

3.Задание « Решение проблемных ситуаций»

Ёлочка: Ребята, а как бы вы поступили, если увидели в траве гнездо. Ваши действия? (ответы детей)

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

(Вручает детям карточку- знак).

Ёлочка: Ранней весной вы пришли в лес и увидели подснежники. Что вы сделаете? (ответы детей)

Есть цветочки редкие,

Белые и нежные:

Вам кивнут приветливо

Ландыши, подснежники…

Только рвать не надо их –

С ними лес добрей, светлей.

Ведь теперь цветов таких

Очень мало на земле…

Ёлочка: В лесу дети увидели ежа и решили взять его домой. Вы поступите так же? (ответы детей)

Для ёжиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Находят пропитанье

Своих детей растят

И уходить из леса

Нисколько не хотят…

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

(Вручает детям карточку - знак).

Рассматривают и вручают детям другие карточки - знаки.

Шалун: А сейчас надо немного размяться. Проводится физминутка.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания - руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь -

Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

4.Игра «Алфавит».

Ёлочка: А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Алфавит». Я буду называть букву, а вы должны назвать животного или растения на эту букву.

Ёлочка: Молодцы! Вы хорошо знаете представителей природы. А вы знаете, что такое «Красная книга»? (Ответы детей).

Вопросы:

Что написано в этой книге?

Почему книга Красная, а не синяя или зеленая?

А что мы должны сделать, чтобы её страницы не увеличивались?

Отдает книгу воспитателю.

Ёлочка : Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и помогли нам навести порядок в лесу. Давайте повторим правила, которые необходимо соблюдать при общении с природой: (после каждого пункта обращаться к ребятам- СОГЛАСНЫ?)

· Быть аккуратным с природой.

· Быть вежливыми и внимательными к природе.

· Дружить с природой.

· Заботиться о природе.

· Любить природу.

· Сохранять природу.

· Трудиться на благо природе.

· Уважать природу.

· Учиться у природы.

· Главное- нести ответственность за спасение природы!

Ребята, вы знаете, как вести себя в природе, ухаживаете за растениями, охраняете природу. И сегодня мы вручаем вам значки, вы стали юными эколятами. А теперь произнесем клятву.

Клятва Эколят - Дошколят:

Клянусь всегда защищать братьев наших меньших.

Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними.

Клянусь беречь водоёмы от загрязнения.

Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.

Клянусь заботиться о природе, животных и растениях.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Воспитатель: Молодцы! Вы - настоящие «Эколята»- друзья и защитники природы. Хорошо мы сегодня отдохнули в лесу, а теперь нам пора в детский сад возвращаться. Как важно в жизни почувствовать теплую руку друга. Потрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделитесь теплом друг с другом : протяните ладони соседям! У нас получилась «Цепочка дружбы» . Как природе не хватает нашей дружеской руки!

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Нам лениться не годится

Помните, ребята –

Руку в помощь протяни и природу сохрани !

Лес - богатство и краса - береги свои леса.
Скажите, пожалуйста, одним словом, мы должны наш лес …. (беречь!)

Дети прощаются с героями и идут в группу.

Воспитатель: Предлагаю сделать доброе дело – украсить нашу планету цветами и деревьями, чтобы она была красивой и счастливой. (Дети выполняют задание).

мастер класс

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 13 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
Конспект Мастер-класс «Путешествие в экологию»
(для педагогов района)

МКДОУ д/с № 13 с. Арзгир Воспитатель: Голяк С.В. 2016 г.

Мастер-класс: «Путешествие в экологию» .

Цель:
развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.
Задачи приоритетной ОО:

Обучающие:
 Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.
Развивающие:
 Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.  Расширить знания детей о животных, птицах и растениях занесенных в Красную книгу Ставропольского края.  Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.  Развивать продуктивную деятельность.  Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей.  Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.
Воспитывающие:
 Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам.  Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.
Материалы и оборудование
: Мультимедийное оборудование, ноутбук, сундучок, фломастеры, конверты с ситуациями, пословицами, ромашка, доски, картинки живой и неживой природы, фонограммы к песням, материал для изготовления тюльпана.
Подготовка к Мастер-классу:
1.Подобрать высказывания и афоризмы о природе. 2. Подготовить презентацию опыта. 4. Записать фонограммы песен о природе. 5 Подготовить конверты с заданиями. 6.Картинки живой и неживой природы. 7. Игра: Ромашка. 8. Кроссворд «Лекарственные растения»
9.Материал для изготовления тюльпана.
2

Ход мастер-класса:

Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «
Путешествие в Экологию»
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Я поделюсь опытом работы по экологическому воспитанию детей. «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой». «Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта». Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; - развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её). - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
1. Презентация педагогического опыта.
Предлагаю вашему вниманию презентацию из опыта работы Тема: «Формирование нравственно-экологической позиции детей дошкольного возраста».
2.Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов

эффективной работы с детьми.
Для того, чтобы было удобно нам сегодня общаться вы разделились на три команды. Цветные листочки будут означать название вашей команды
.
А сейчас предлагаю несколько приёмов работы по экологическому воспитанию.
Разминка
- Блиц-вопросы. Отвечаем быстро. – Кто на себе дом носит? (Улитка) – Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) – У какого зверя куст на голове? (лось). – Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб) – Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? – Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти) – Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать) – Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта) – Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.) – Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка) – Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). – Какое животное называют “кораблём пустыни”
3
1.Д/И:
« Собери правильно»
Словно крыша над землею, Голубые небеса А под крышей голубою – И поляны, и цветы, И, конечно, я и ты! - Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой природы? (живой природы и мир неживой природы). На досках картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их разделить. Для этого задания я приглашаю
команду-зелёных.
А пока команда работает мы с вами вспомним правила в природе. 2. Д/и:
«Назови правило в природе».(
слайд) Команда готова, пожалуйста назовите, что входит в понятие живая и неживая природа и что было лишнее, а мы проверим. Следующее задание для
команды -жёлтых

3. Решение педагогических ситуаций.
(конверт с заданием у вас на столе) 1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации? 2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Как вы поступите в данной ситуации? А мы пока поиграем. 4.
Шуточная игра «Концовки обманки».
Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая). 2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима). 4 3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна). 4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый). 5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три). 6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять). 7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел). 8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух). 9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин). 10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна). 11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка). 12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова). Пожалуйста читайте ситуацию и объясняйте. А сейчас для всех.
5.Музыкальная пауза.
Предлагаю послушать фрагменты из песен о природе и назвать песню. («Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Падают, падают листья»
6. Творческое задание.
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое для
команды-красных
. В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другие команды смогли ее “прочитать”. 1.Весна красна цветами, а осень пирогами. 2.Готовь сани летом, а телегу зимой. А для вас.
7.Конкурс «Волшебный сундучок» –
что находится в сундучке отгадайте? Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода). В сундучке, то без чего не сможем жить. Ни есть, ни пить, ни говорить. И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня.(Воздух)
Ароматические мешочки «
Определи по запаху»
(ромашка, мята) они позволяют детям определить запахи лекарственных растений (ароматераппия)
5
Показывайте, что у вас получилось, а мы постараемся отгадать. Я предлагаю вам волшебный цветок Ромашку с интересными фактами
по

очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов А знаете ли вы?

8. Ромашка: «А знаете ли вы?»
1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет. 2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров. 3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день. 4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха. 5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало(консервные банки, шляпы, кастрюли) 6)Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу. 7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама. 8)Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт. Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.
9.
А сейчас Вашему вниманию
предлагается отгадать

экологический кроссворд «Лекарственные растения»
Если все слова угадаем, то получим сердечное лекарственное растение. 1.Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых. Запах крепок и душист, А ее зеленый лист Нам идет на чай. Что за травка отгадай-
чабрец
2. Сидит на палочке В красной рубашке, Брюшко сыто, Камешками набито. -
шиповник
3.В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка?-
рябина
4.Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит?
Подорожник
5.Горькая травка, К животу поправка, И сама душиста, И метёт чисто. –
полынь
. 6. Он "любит - не любит" ответить нам может И глянет приветливо желтым глазком. Аптечный цветок на него так похож, Его мы лекарственным другом зовем-
ромашка

7.Он сорняк, он цветок, От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый... (
Одуванчик
) 6 8.Весной растет, Летом цветет, Осенью осыпается, Зимой отсыпается. А цветок-то, медок, Лечит от гриппа, Кашля и хрипа.-
липа
9. Возле дома куст растёт, Белым цветом он цветёт – Будут ягоды на нём, Осенью их соберём. Хоть на вкус и не малина, А полезная... (калина)
Ключевое слово- Сердечное средство-боярышник
А сейчас мы пройдёмся
10.По страницам Красной книги Ставрополья (слайд)
Я считаю, что ученые не зря решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем. Давайте вспомним какие животные птицы и растения, занесены в красную книгу нашего Ставрополья.
Легенда.
А сейчас я хочу рассказать вам одну легенду об одном цветке. Она пришла к нам из глубокой древности. Говорили, что в золотистом бутоне этого цветка было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы (тюльпаны) только тем, кто испытывает счастье. Ещё об этом цветке говорят, что он приносит удачу. Мы сами любим природу и воспитываем у детей гуманное отношение к ней. Поэтому я предлагаю вам сделать этот цветок своими руками и пусть удача и счастье будут в каждом уголке вашего сердца.

Изготовление тюльпана из гофрированной бумаги.
(Педагоги выполняют задание). Заключение: На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Я буду рада, если Вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у Вас появилась желание ещё больше узнать о природе.Мой совет научитесь верить в себя и ведите активный поиск самых лучших идей, нас много и мы должны учиться друг от друга и я надеюсь, что мой опыт тоже будет полезен. Спасибо всем за внимание и участие в моём мероприятии.

Данный урок можно использовать в период проведения месячника экологических знаний. Урок составлен с учетом психофизиологических особенностей и подходит как для учащихся начальной школы, так и для обучающихся коррекционных школ VIII вида.

Тема : Что такое экология?

Цели : сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей , учить основам экологической грамотности,

обучать правильному поведению в природе ,

выявлять случаи негативного отношения человека к природе,

расширять знания учащихся об экологических проблемах ,

развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, воспитывать экологическую культуру, активность, самостоятельность.

I . Организационный момент

II . Основной этап

1. Сообщение темы и целей урока Слайд 1-2

Человечество знает достаточно много о планетах солнечной системы: о холодном Марсе, о мёртвой Луне, о кипящей Венере. И только наша планета-Земля является исключительной прекрасной среди планет Солнечной системы.

(Учитель демонстрирует фотоиллюстрации красивых уголков природы, которые заранее были расположены на доске)

Но последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека. И сегодня на уроке мы с вами выясним, какая наука занимается охраной природы, выясним, как человек должен вести себя в природе и, как помочь нашей планете стать такой же прекрасной, какой она была ранее.

Тема сегодняшнего урока «Что такое экология?»

2. Беседа с учащимися

Кто из вас знаком с этим словом?

Как вы думаете, что оно обозначает?

3. Рассказ учителя

Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме. Экология - сложная наука, которая использует знания из многих других наук: географии, биологии, климатологии. Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету.

Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю СДАЙД 3 строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Сохранить природу – сохранить жизнь».

Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS . Слайд 4

Кто знает, что означают эти три буквы?

4. Формирование сведений об экологической катастрофе

(Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «Что произошло с природой и, кто в этом виноват?» Затем учитель и учащиеся делают микро - вывод)

1 ) Загрязнение природы отходами Слайд 5

Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных. Горы отходов изуродовали леса, луга и реки. Учёные считают, что человек обязан не вываливать груды разовой посуды и упаковочных материалов, и работают над изготовлением этих предметов на бумажной основе, которые не так вредны в природе.

2) Загрязнение воды Слайд 6-7-8

Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение. Чистая питьевая вода стала дефицитом.

3) Пожары Слайд 9

Много лесов погибает из-за пожаров. Большая часть пожаров происходит по вине человека.

4) Вырубка лесов Слайд 10

Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и они многие погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет.

5) Высыхание водоёмов Слайд 11

Из-за неправильного хозяйствования многие реки и озера стали меньше, и поэтому многие животные, населяющие водоёмы, из-за недостатка воды умирают.

6) Истребление цветов Слайд 12

Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, красивые и крупные, а семена остаются худшие. Происходит вырождение цветов. Сорванные цветы быстро вянут. Если цветы исчезнут, то природа обеднеет.

7) Загрязнение воздуха дымом и выхлопными газами

Слайд 13-14

На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём.

Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.

Вывод: Мы на основе фактов из нашей жизни выявили проблемы экологии. Экологические проблемыважнейшие проблемы на Земле. Чтобы сохранить планету чистой, мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих. СЛАЙД 15

5. Просмотр фильма об экологии

6. Работа в группах

На нашей планете раздаются тревожные сигналы, которые адресованы вам, будущим хозяевам Земли.

IV Обобщающий этап Слайд 16-17-18-19-20

1. Составление таблицы СЛАЙД 21

Положительное влияние человека

1. Сажать деревья

2. Строить очистительные сооружения

3. Разводить вымирающих животных

4. Придумывать упаковочные материалы

из не вредных веществ

5. Убирать мусор в лесу

V Итоговый этап. Слайд 22

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и нуждается в нашей помощи. Изучив сегодняшний материал, я думаю, что вы задумаетесь о том, как легко разрушить всё прекрасное на планете и как трудно восстановить богатство Земли.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что землю нужно тоже охранять

Она, как мы, такая же живая!

Рефлексия . Викторина «Знатоки природы»

Викторина по экологии «Знатоки природы»

Цель: Систематизировать знания детей о природе.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.

2. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.

4. Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.

5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Ход викторины

Учитель: Готовы мы сегодня поиграть?

Готовы вместе о природе рассуждать?

Ответы детей.

Учитель: Сначала проведем разминку . Я задаю вопросы, а вы отвечаете.

1. Кого называют царем зверей? (лев)

2. Лошадь в тельняшке? (зебра)

3. Кто является санитаром леса? (дятел)

4. Сумчатый попрыгун. (кенгуру)

5. Самое упрямое животное. (осёл)

6. У какого животного самая длинная шея (жираф)

Учитель: Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы.

1. Конкурс «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это … звери.

Берёза, сосна, дуб, липа – это … деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это … птицы.

Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это … .ягода.

Опята, маслята, рыжики, грузди – это … грибы.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это … цветы.

2. Конкурс «Загадаю-отгадайте»

1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)

2. Какие грибы растут на пнях? (опята)

3. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

4. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)

5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

6. Какое дерево называют «русской красавицей? » (берёза)

7. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)

8. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

3. Конкурс «Отгадай загадки».

а) Зимой спит – летом ульи ворошит. (медведь)

б) Кто на себе свой дом носит? (улитка)

в) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ёж)

г) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, орешки я грызу. (белка)

д) Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг! По снежочку тык – тык! (заяц)

е) Кто зимой холодный, ходит злой, голодный? (волк)

4. Конкурс «Угадайте по описанию».

У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу».

Подсказка: Зимой впадает в спячку, очень любит мед и малину. Ответ: медведь.

5. Узнай время года по стихотворению.

а) Завтра утром в лес пойдём.

И опят, и маслят, все грибочки соберём. (осень)

б) Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках. (зима)

в) И светла, и широка наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться. (лето)

г) Возвращаются скворцы – наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся. (весна)

6. Игра «Собери Цветок»

Игра закончена и всем хочу сказать на прощанье:

Любите родную природу – озёра, леса и поля.

Это наша с вами родная земля!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Эти задачи можно решить с ходу, жуя бутерброд в обеденный перерыв. А можно сломать весь мозг, но так и не сообразить, где тут правда и в чем подвох.

Предлагаем вам вместе с сайт размять извилины и пощелкать логические задачи, словно орешки.

1. Загадка о заключенных

4 заключенных приговорены к казни.

На них надели две белые шляпы и две черные шляпы. Мужчины не знают, какого цвета шляпы они носят. Четверых заключенных выстроили друг за другом (см. рисунок) таким образом, что:

Заключенный № 1 может видеть заключенных № 2 и № 3.

Заключенный № 2 может видеть заключенного № 3.

Заключенный № 3 не видит никого.

Заключенный № 4 не видит никого.

Судья любому заключенному, назвавшему цвет своей шляпы, пообещал свободу.

Вопрос: Кто назвал цвет своей шляпы первым?

4-й и 3-й заключенные молчат, потому что вообще ничего не видят.

1-й заключенный молчит, потому что видит перед собой шляпы разного цвета: у 2-го и 3-го. Соответственно у него либо белая, либо черная шляпа.

2-й заключенный, понимая, что 1-й молчит, делает вывод о том, что у него шляпа не такого цвета, как у 3-го, а именно белого цвета.

Вывод: Первым назвал цвет своей шляпы заключенный № 2.

2. Трудности на дороге

Один человек, меняя колесо у своей машины, уронил все 4 гайки крепления в решетку канализационного стока. Достать их оттуда невозможно. Водитель уже решил, что застрял на дороге надолго, но тут проходящий мимо ребенок посоветовал, как закрепить колесо. Водитель последовал совету и спокойно доехал до ближайшей шиномонтажки.

Вопрос: Что посоветовал ребенок?

3. Явка провалена

Человеку нужно было проникнуть в секретный клуб, не вызвав подозрений. Он заметил, что все приходящие сначала отвечали на вопросы охранника и лишь затем входили. Первому пришедшему был задан вопрос: «22?» Он ответил: «11!» - и прошел. Второму: «28?» Ответ был: «14». И тоже оказался верным. Человек решил, что все просто, и смело подошел к охраннику. «42?» - спросил охранник. «21!» - уверенно ответил человек и сразу же был изгнан.

Вопрос: Почему?

4. Подарок Бабы-яги

Лето уже закончилось, когда Иван-царевич, направлявшийся в тридевятое царство за невестой, попросил ночлега в избушке на курьих ножках. Баба-яга ласково встретила гостя, напоила, накормила, спать уложила. На следующее утро она проводила Ивана-царевича с таким напутствием: «Встретится тебе по дороге река, моста через нее нет - придется тебе плыть. Возьми этот волшебный кафтан. Наденешь его - и бросайся смело в реку, кафтан не даст утонуть». Сто дней и ночей шел Иван-царевич и добрался наконец до реки. Но, чтобы преодолеть ее, кафтан ему не понадобился.

Вопрос: Почему?

5. Клетки с кроликами

Во дворе стояли в ряд 3 большие клетки, окрашенные в разные цвета: красный, желтый и зеленый. В клетках жили кролики, причем в зеленой их было вдвое больше, чем в желтой. Однажды из левой клетки взяли 5 кроликов для живого уголка, а половину оставшихся перевели в красную клетку.

Вопрос: Какого цвета была левая клетка?

Клетка была желтая. Задача подсказывает, что в зеленой клетке кроликов было вдвое больше - следовательно, их там четное количество. После того как из левой клетки забрали пятерых, в ней осталось тоже четное количество (так как легко разделилось пополам). Значит, до взятия количество кроликов было нечетным. Таким образом, левая клетка - не зеленая. Но и не красная, что видно из условия задачи.

Светлана Заикина
Экологический КВН «Знатоки природы» (подготовительная группа)

Ведущий : Здравствуйте дети, уважаемое жюри и болельщики. Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня у нас экологический КВН . В составе жюри (представление членов жюри) . А проходить наш КВН будет между двумя командами - «Ястребы» и Волки». Предоставляем слово командам.

Капитаны читают стихотворения про птиц или животных, именем которых названы их команды.

Команда «Ястребы»

С мощной грудью полосатой

Как у старого пирата,

И к броску готовый сразу,

Смотрит ястреб желтым глазом

За добычей из засады.

Нет от Ястреба пощады!

Схватит в когти, унесет.

Кто от Ястреба спасет?

Правда, к длительной погоне

Ястреб, все-таки, не склонен,

И не часто он хватает

Тех, кто хорошо летает.

Команда «Волки»

Серый, грозный с виду, волк

Не такой ужасный,

Он бывает одинок,

И совсем не страшный!

Ночью воет на луну,

От тоски по дружбе,

Потому, что и ему

Тоже кто-то нужен.

Но ему никто не верит,

От лисы и до зайчат,

Сторонятся волка звери,

И дружить с ним не хотят!

Ведущий : За каждый правильный ответ команда получает один балл. В конце игры мы подведем итоги и выявим лучших знатоков природы .

Итак, первый конкурс «Вопрос-ответ» .

На табло расположены картинки,оборотной стороной к командам.

Ведущий :Я задаю вопрос каждой команде по очереди. Если вы ответили правильно, то картинка на табло поворачивается.

Команда «Ястребы»

Жилище волга (логово)

Какое растение может нас обжечь (крапива)

Новогоднее дерево (елка)

Во время опасности сворачивается в клубок (еж)

Животное, которое прячет голову в песок (страус)

Птица, которая не воспитывает своих детей (кукушка)

Команда «Волки»

Дикий родственник свиньи (кабан)

На каком дереве есть сережки (береза)

Зверь, который строит на реке платины (бобр)

Жилище медведя (берлога)

Птицы, которые не могут летать (пингвины)

Животное, которое живет в воде, но откладывает яйца в песке на суше (черепаха)

Ведущий : Молодцы ребята. Следующий конкурс называется «Назови лишнее»

Ведущий по очереди каждой команде показывает карточки, на которых изображены картинки. Игроки должны выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

Команда «Ястребы»

1. белка, медвежонок, лиса, волчица.

2. стрекоза, бабочка, окунь, кузнечик.

3. клен, липа, ромашка, дуб.

4. яблоня, слива, груша, тополь

Команда «волки»

1. синица, акула, сазан, кит.

2. лиса, корова, еж, заяц.

3. клен, ель, черемуха, тюльпан.

4. ежевика, смородина, малина, сирень.

Дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему.

Музыкальная пауза.

Ведущий : Следующий конкурс называется «Угадай животное по силуэту»

Я буду на табло выставлять силуэт животного. После вашего правильного ответа, я поверну этот силуэт, и вы увидите самого животного.

Ведущий : Конкурс 4 «Отгадать по описанию дерево»

Под медленную красивую музыку ведущий каждой команде читает описание. После правильного ответа, игрокам показывается картинка с изображением этого дерева.

Команда «Ястребы»

Это дерево – целая лесная аптека. От его цветков пахнет душистым медом. К нему обращаются при самых различных недугах : кашле, ангине, ожогах. Для медицинских целей используют листья и цветки, кору и плоды, древесину и даже сок этого дерева. В деревне у дерева своя слава : чай, лапти, бочки, бочонки, кадушки, короба, шкатулки. (липа) .

Красавица русского леса. Этому дереву посвящено много песен, стихов. У нее белая крона и тонкие ветви. Птиц привлекает ее «сережки» с семенами. (береза)

Дерево имеет резные листочки. Осенью ветви обсыпаны гроздьями ярких ягод. В зимнее время любят это дерево посещать птицы. (рябина)

Команда «Волки»

Праздничное дерево с тонкими иголочками. (ель)

Это дерево могучий богатырь. Даже в сильные ураганы оно крепко «сидит» в земле. Кора темно-серого цвета, сильно растрескивающаяся. Плоды. – орехи, которые в народе называют желудями. Это дерево-долгожитель, но и плодоносить оно начинает только с 30 лет после посадки. (дуб)

Дерево высотой до 40м. ствол прямой, стройный. Иглы расположены попарно и держатся 2 – 3 года. На созревание шишек уходит 2 года. Порода светолюбивая, нетребовательна к плодородию почв. Корневая система уходит глубоко в землю. Живет до 400 лет. (сосна)

Музыкальная пауза.

Ведущий : А теперь немного отдохнем. Приглашаю всех на паузу-эстафету.

Участвуюткоманды-участники и команда болельщиков.

На ковре карточки с домашними животными, дикими животными, животными жарких стран. Участники команды по очереди бегут и приносят карточку с заданием для своей команды.

Ведущий :Команды готовятся к следующему конкурсу, а мы с болельщиками еще немного подумаем. Итак-«Блиц-опрос для болельщиков»

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб)

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла) .

– Какое животное называют “кораблём пустыни”(Верблюд)

– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло) .

Какие звери летают? – летучие мыши.

Что такое «Красная книга» ? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)

Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)

Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)

Ведущий : Молодцы наши болельщики. «Ястребы» и «Волки» отдохнули, и мы продолжаем наш КВН.

Ведущий : 6 конкурс называется «Отгадай загадку» . Я по очереди загадываю командам загадку, а вы должны быстро дать правильный ответ. Если не угадали, ваши соперники могут заработать лишний балл.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам :

Он в шубе серенькой - зимой,

А в рыжей шубке - летом. (белка)

Есть в реке работники

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину -

Хоть пиши картину. (бобры)

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Еж)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Я, друзья, подземный житель

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нём. (Крот)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

Музыкальная пауза.

Ведущий : 7 конкурс «Загадки- задачки» . На скорость надо решить задачки. Но будьте внимательны, они могут быть с хитринкой.

У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

Кто про себя может сказать такое : «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю, ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать?»(лиса)

- про кого говорят так : «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать?» (еж)

Ведущий : И последний 8 конкурс «Угадай кто по повадкам»

Я по очереди каждой команде на ушко называю животное. Задача команды без слов и звуков по повадкам показать это животное. Соперники должны угадать.

Ведущий : Молодцы ребята. Я вижу, вы очень хорошо знаете природу . Не забывайте ее беречь, не обижайте наших братьев меньших.

А пока жюри подводит итоги, игроки волнуются, мы с болельщиками еще немного поиграем в игру «Какая, какой»

Лиса - рыжая, хитрая.

Заяц - трусливый, робкий.

Медведь - неуклюжий, косолапый.

Белка - проворная, быстрая.

Волк - серый, страшный.

Лось - рогатый, сильный.

Ёж - колючий, хитрый.

Барсук - аккуратный, трудолюбивый.

Слово жюри. Награждение команд

Экологическая песня .



Loading...Loading...