Жизнь тины модотти. Революция в фотографиях Тины Модотти (Tina Modotti)

Родилась в Италии. В 17 лет уехала в США, чтобы сделать театральную карьеру. Вела богемную жизнь. Проповедовала свободу отношений в браке. Затем прониклась идеями большевизма, но счастья так и не обрела.


Италия. Город Удине. 1906 год. Тине исполнилось десять лет. Она была второй из шестерых детей, слезы голодных младших братьев пробуждали в ней ненависть к социальной несправедливости. Однажды она вернулась домой без платка, но с корзинкой хлеба, сыра и колбасы. "Эта шаль мне совсем не нравилась, - соврала она, - я ее продала".

В 1913 году Тина отправилась в Америку. В Сан-Франциско отец, переехавший туда раньше, нашел ей работу портнихи. К семнадцати годам итальянская девчонка превратилась в девушку незаурядной красоты: прекрасная фигура, мягкие густые волосы, большие темные глаза, чувственный рот... Первой это заметила ее хозяйка, и Тина стала моделью салона. Она с успехом выступала в итальянском театре, влюбилась в молодого поэта и художника, который ввел ее в местную богему, где проповедовали свободную любовь и отрицали буржуазную мораль. Тина вышла за него замуж, невзирая на критику итальянской общины, и уехала с ним в Лос-Анджелес. Там она стала образцом свободной женщины, "красивой, но с мозгами". В 1920 году снялась в нескольких фильмах с сильно нагримированным лицом, как было принято в Голливуде. На одном из экстравагантных вечеров, где пили саке и слушали восточную музыку, она познакомилась с фотографом Эдвардом Уэстоном. Оба были в браке, у него было четверо детей, но в этом кругу не сдерживали свободных чувств и Уэстон сделал несколько знаменитых "ню" Тины.

В 1923 году нравы в США изменились. Сухой закон, засилье куклус-клана... Тина и Уэстон уехали в Мексику.

Все семь лет, прожитых там, Тина училась у Эдварда технике фотографии. Вскоре ее работы стали оцениваться выше, чем ее друга. Однако их отношения стали портиться - он находил, что принципы "свободного союза" приемлемы только для него. У его возлюбленной сначала начался роман с Диего Риверой, самым прославленным художником, толстяком и завзятым донжуаном. Потом была связь с большевиком Хавьером Герреро, членом Коминтерна, убедившим Тину вступить в коммунистическую партию.

С этого времени она абсолютно переменилась. Строго одетая и гладко причесанная. Тина полностью посвятила себя делу: снимала демонстрации рабочих, батраков в поле, сотрудничала в коммунистической газете "Эль Мачете", выступала против диктатуры Муссолини. Вот тогда-то она в редакции встретила Хулио Антонио Меллу, Адониса левых - высокого, очень красивого, в свои 25 лет самого известного революционера всей Латинской Америки. Он стал единственной настоящей любовью Модотти. Несмотря на бедность и осуждение окружающих, в их жизнь пришло счастье; плоды которого - прекрасные портреты Хулио, сделанные Тиной.

Но всякое счастье длится недолго. Январской ночью 1929 года в Гаване Меллу убили выстрелом в спину. Убийство было явно политическим, но пресса изобразила его как месть ревнивого соперника, изрядно замарав при этом Тину. Попутно ее объявили шпионкой Муссолини и посадили в тюрьму. Ее "обнаженная натура", сделанная когда-то Уэстоном, обошла прессу как доказательство безнравственности. Из тюрьмы она вышла с подорванным здоровьем и запятнанной репутацией.

Некий итальянский коммунист увез ее в Москву. Этот период ее жизни называют "медленным самоубийством". Тина бросила фотографию и работала только для Коминтерна. Став крупным партийным функционером, выполняла опаснейшие задания в Европе. Похоже, она искала смерти. Безуспешно просила послать ее для работы в фашистскую Италию. Вместо этого ее послали в Испанию, где она оставалась в течение всей гражданской войны. Зная о том, что иностранные коммунисты гибнут в сталинских застенках, она приняла решение не возвращаться в Москву.

Наступила полоса ужасающей бедности и одиночества. Ночью 5 января 1942 года Тина умерла в такси - вскрытие как будто показало инфаркт, но говорили и об отравлении или самоубийстве. Полицейские нашли в ее сумочке маленькое фото Хулио Антонио Мелла...

Немудрено, что столь бурная жизнь подстегнула воображение другой незаурядной личности - Мадонны. Интерес родился в прошлом году в Сан-Диего, где прошла выставка фотографий Тины Модотти. Эти снимки уникальны и очень дороги: одна из ее работ была продана на аукционе за 130 тысяч долларов. При всем различии судеб у них много общего: итальянские корни, пересаженные за океан, а главное - невозможность убедить мир в том, что ты выросла и изменилась.

Биография Тины Модотти (Tina Modotti) пестрит множеством интересных фактов, что делает ее похожей на сюжет драматического кинофильма. Творчество Тины Модотти тесно связано со знаковыми событиями в ее личной жизни и наоборот. Она жила и творила на одном дыхании, и все, что происходило с ней, находило определенное отображение в ее работах. Поэтому для понимания творческого пути Тины Модотти нужно обязательно ознакомиться со знаковыми событиями ее не слишком долгой, но очень насыщенной жизни.

Перипетии судьбы

Эта удивительная женщина родилась в 1896 году в небольшом итальянском городке Удине, получив при рождении сложное имя Ассунта Аделаида Луиджа Модотти Мондини.

Детство девушки было непростым. Из-за нищеты уже в 10 лет она была вынуждена пойти работать на ткацкую фабрику, поэтому у Тины Модотти не было возможности получить надлежащее образование.

В 1913 году из-за скандала на родине Тине пришлось оставить родные края и эмигрировать в Америку. Там она сперва поработала на ткацкой фабрике, но благодаря своей яркой и привлекательной внешности, вскоре сумела устроиться в модельное агентство. Карьера модели открыла перед Тиной Модотти дверь в богемную среду и мир искусства.

Девушка решила попробовать свои силы и в качестве актрисы, сыграв небольшие роли в нескольких постановках. На этом она решила не останавливаться и обратила свой взор в сторону Голливуда. Попытка попасть на киноэкран оказалась успешной, и буквально одновременно Тине было предложено сразу три роли в различных фильмах, где она с успехом и сыграла. Однако, после этого девушка приняла решение отказаться от карьеры киноактрисы - в тот момент ее намного больше увлекло фотоискусство. Одним из ближайших друзей Тины в тот период был знаменитый фотограф Эдвард Уэстон. После непродолжительного знакомства с мэтром фотографии Тина стала сначала его моделью (в том числе и для съемок ню), а со временем - возлюбленной.

Мексиканское вдохновение

В 1922 году Тина Модотти вместе с Эдвардом Уэстоном отправилась в Мексику. Местный быт, обычаи и пейзажи настолько вдохновили, что она начала снимать самостоятельно.

Первые фотографии Модотти были сделаны под большим влиянием Уэстона, однако со временем она сумела найти собственный стиль, сделать свои снимки уникальными.

Тщательно выверенная композиция, острые и необычные сюжеты делают фотоработы Тины Модотти ярким явлением в фотоискусстве 20-х годов ХХ столетия.

В отличие от своего учителя Уэстона, Тина Модотти предпочитала снимать не отстраненные пейзажи, а людей. Человеческие лица и искренние эмоции представляли для фотохудожницы большой интерес, служили самым значительным источником вдохновения.

Коммунистическая фотография

Отношения с Эдвардом Уэстоном в Мексике плавно сошли на нет, и через некоторое время у Тины Модотти завязался роман с местным коммунистом Хавьером Герреро. Как и другие мужчины в ее жизни, Герреро оказал значительное влияние на творчество Тины. По его просьбе она сначала вступила в коммунистическую партию, а потом начала все активнее освещать революционное движение в своих фотоработах.

В этот период Тина Модотти получает широкое признание как талантливый фотограф не только в Мексике, но и далеко за ее пределами. Наиболее яркие работы публикуются в именитых американских и европейских журналах.

В 1929 году Тина Модотти организовывает крупную выставку своих фоторабот, которая получила название "Первая революционная фотовыставка Мексики". Это - пик ее карьеры и момент всеобщего признания.

Тина Модотти в то время не только вела активную общественную деятельность, но и дружила со многими видными политическими и революционными деятелями. Кроме того, ее связывали приятельские отношения со знаменитой мексиканской художницей Фридой Кало.


С Фридой Кало

Шпионаж

Деятельность Тины Модотти не ограничивалась только искусством. Есть весомые доказательства того, что она была связана со спецслужбами, в том числе - советскими. Поговаривали и о ее причастности к убийству известного революционера Хулио Антонио Мелла в 1929 году. После этих событий Тина Модотти была вынуждена покинуть Мексику вместе со своим новым возлюбленным, советским шпионом Витторио Видали. В 30-е годы они вместе вели активную деятельность в СССР, Испании, а также могли принимать участие в подготовке покушения на Льва Троцкого.

Неоднозначная политическая позиция Тины Модотти не мешала ей оставаться талантливым фотографом. Ее работы получили широкое признание не только в Мексике, но и в европейских странах.

В 1942 году в 45-летнем возрасте Тина Модотти скончалась предположительно от инфаркта. Обстоятельства ее смерти оказались настолько туманными, что подозревали все, что угодно - от самоубийства до устранения советскими спецслужбами.

Смерть Тины Модотти, как и вся ее недолгая, но яркая жизнь, до сих пор будоражит умы тысяч людей.

Тина Модотти


Италия. Город Удине. 1906 год. Тине исполнилось десять лет. Она была второй из шестерых детей, слёзы голодных младших братьев пробуждали в ней ненависть к социальной несправедливости. Однажды она вернулась домой без платка, но с корзинкой хлеба, сыра и колбасы. «Эта шаль мне совсем не нравилась, - соврала она, - я её продала».

В 1913 году Тина отправилась в Америку. В Сан-Франциско отец, переехавший туда раньше, нашёл ей работу портнихи. К семнадцати годам итальянская девчонка превратилась в девушку незаурядной красоты: прекрасная фигура, мягкие густые волосы, большие тёмные глаза, чувственный рот… Первой это заметила её хозяйка, и Тина стала моделью салона. Она с успехом выступала в итальянском театре, влюбилась в молодого поэта и художника, который ввёл её в местную богему, где проповедовали свободную любовь и отрицали буржуазную мораль. Тина вышла за него замуж, невзирая на критику итальянской общины, и уехала с ним в Лос-Анджелес. Там она стала образцом свободной женщины, «красивой, но с мозгами». В 1920 году снялась в нескольких фильмах с сильно нагримированным лицом, как было принято в Голливуде. На одном из экстравагантных вечеров, где пили саке и слушали восточную музыку, она познакомилась с фотографом Эдвардом Уэстоном. Оба были в браке, у него было четверо детей, но в этом кругу не сдерживали свободных чувств и Уэстон сделал несколько знаменитых «ню» Тины.

В 1923 году нравы в США изменились. Сухой закон, засилье ку-клукс-клана… Тина и Уэстон уехали в Мексику.

Все семь лет, прожитых там, Тина училась у Эдварда технике фотографии. Вскоре её работы стали оцениваться выше, чем её друга. Однако их отношения стали портиться - он находил, что принципы «свободного союза» приемлемы только для него. У его возлюбленной сначала начался роман с Диего Риверой, прославленным художником, толстяком и завзятым донжуаном. Потом была связь с большевиком Хавьером Герреро, членом Коминтерна, убедившим Тину вступить в коммунистическую партию.

С этого времени она абсолютно переменилась. Строго одетая и гладко причёсанная, Тина полностью посвятила себя делу: снимала демонстрации рабочих, батраков в поле, сотрудничала в коммунистической газете «Эль Мачете», выступала против диктатуры Муссолини. Вот тогда-то она в редакции встретила Хулио Антонио Меллу, Адониса левых - высокого, очень красивого, в свои 25 лет самого известного революционера всей Латинской Америки. Он стал единственной настоящей любовью Модотти. Несмотря на бедность и осуждение окружающих, в их жизнь пришло счастье; плоды которого - прекрасные портреты Хулио, сделанные Тиной.

Но всякое счастье длится недолго. Январской ночью 1929 года в Гаване Меллу убили выстрелом в спину. Убийство было явно политическим, но пресса изобразила его как месть ревнивого соперника, изрядно замарав при этом Тину. Попутно её объявили шпионкой Муссолини и посадили в тюрьму. Её «обнажённая натура», сделанная когда-то Уэстоном, обошла прессу как доказательство безнравственности. Из тюрьмы она вышла с подорванным здоровьем и запятнанной репутацией.

Некий итальянский коммунист увёз её в Москву. Этот период её жизни называют «медленным самоубийством». Тина бросила фотографию и работала только для Коминтерна. Став крупным партийным функционером, выполняла опаснейшие задания в Европе. Похоже, она искала смерти. Безуспешно просила послать её для работы в фашистскую Италию. Вместо этого её послали в Испанию, где она оставалась в течение всей гражданской войны. Зная о том, что иностранные коммунисты гибнут в сталинских застенках, она приняла решение не возвращаться в Москву.

Наступила полоса ужасающей бедности и одиночества. Ночью 5 января 1942 года Тина умерла в такси - вскрытие как будто показало инфаркт, но говорили и об отравлении или самоубийстве. Полицейские нашли в её сумочке маленькое фото Хулио Антонио Мелла…

Немудрено, что столь бурная жизнь подстегнула воображение другой незаурядной личности - Мадонны. Интерес родился в 1996 году в Филадельфии, где прошла выставка фотографий Тины Модотти. Эти снимки уникальны и очень дороги: одна из её работ была продана на аукционе за 130 тысяч долларов. При всём различии судеб у них много общего: итальянские корни, пересаженные за океан, а главное - невозможность убедить мир в том, что ты выросла и изменилась.

Ассунта Аделаида Луидже Модотти родилась в городе Удино на севере Италии.
В семье было шестеро детей.
В десять лет Тина уже по 12 часов работает на фабрике, в пятнадцать лет попадает в полицию по обвинению в проституции, а в 16 лет перебирается в Америку.


В Америке она сначала работает на фабрике, а затем - портнихой в модном ателье, где знакомится со своим первым мужем - художником Робо де Л"Абри.
По его инициативе Тина попадает в Голливуд и с успехом снимается в приключенческих мелодрамах

Тина Модотти в Голливуде

Тина Модотти. Фотограф Эдвард Вестон

Под влиянием Вестона Тина становится мастером фотографического искусства.

Tina Modotti and Robo de Richey at work in their studio, Hollywood, 1921

Тина на лестнице. Фотограф - Эдвард Вестон. 1923 г.

Тина и Эдвард на пути в Мескику 1923 г

Тина и Вестон переезжают в Мексику, где Тина окунается в новый мир, где на волне растущего крестьянского движения формируется революционное искусство.
Новый мир Тины - это новый круг друзей - Давид Сикейрос, Диего Ривера, Фрида Кало , это и новые формы самовыражения.

Тина самозабвенно погружается в мир революций.

Тина Модотти."Элиза". 1923 г.

В 1923 году она впервые принимает участие в мексиканской рабочей демонстрации в защиту Сакко и Ванцетти, после чего вступает в Антиимпериалистическую лигу, а затем уже сама принимает участие в организации Итальянской антифашистской лиги в Мексике. Становится моделью Диего Ривера.

Диего Ривера. Фотограф Эдвард Вестон. 1924 год

Тина, изображенная художником Диего Ривера

Tina Modotti, Diego Rivera, Festival of the Tractor , 1927

Эдвард Вестон иТина Модотти. 1924 год. Мексика

Эдвард Вестон. Фотограф- Тина Модотти. 1924 г.

Тина Модотти и Фрида Кало

Формирование левых политических взглядов сразу же оказывает влияние и на художественное творчество Модотти, она становится самостоятельным фотографом.
Занимаясь художественной фотографией, она начинает заменять абстрактный сюжет своих снимков социальной тематикой. При этом, используя и развивая новаторскую технику Вестона, Тина добилась особо реалистичного эффекта, устанавливая максимальную резкость кадра, тщательно продумывая художественные композиции и выбирая для снимка самые неожиданные ракурсы.
В результате нескольких лет ее работы были созданы разнообразные по тематике классические образцы революционной художественной фотографии.

Тина Модотти. Нищета.1928 г.

Новым избранником Тины оказался художник и гравер Хавьер Герреро - ведущий художник-график газеты «Эль Мачете», один из основателей "Синдиката революционных живописцев " и мексиканской компартии.
Модотти вступает в Коммунистическую партию Мексики и начинает работать секретарем в "Эль Мачете", куда ее приглашает Хавьер Герреро.

В газете она работает самоотверженно, не щадя своего времени и сил. В 1925 году Тина пишет Вестону:
«Ты мог бы сказать мне, что поскольку жизненный элемент во мне сильнее, чем творческий, я должна смириться с этим и делать самое лучшее из того, что в моих силах. Но я не могу принять жизнь такой, какая она есть, слишком хаотичной, слишком бессознательной, я противлюсь этому, сражаюсь с ней, все время борюсь за то, чтобы вылепить свою жизнь по моему темпераменту и моим возможностям, другими словами, я вкладываю слишком много творчества и энергии в свою жизнь, в следствии чего меня не остается для искусства ». (Письмо от 7 июля 1925 г.)

Tina Modotti at an exhibition of her work at the National Library in Mexico City, 1929

Jose Chavez Morado, Xavier Guerrero, David Alfaro Siqueiros, Enrique Gonzalez Rojo et Diego Rivera

У Тины много друзей, но самыми близкими в это время становятся трое: Диего Ривера, Витторио Видали (команданте Карлос) и Хулио Антонио Мелья. Видали - итальянский коммунист, который был вынужден покинуть Италию после прихода к власти Муссолини. Мелья - лидер студенческого движения, член Коммунистической партии Кубы, вынужденный покинуть Кубу из-за преследования.

Vittorio Vidali. Foto: Tina Modotti, 1927

Хулио Антонио Мелья. Фото: Тина Модотти.

В 1929 году Тина Модотти возвращалась домой с Хулио Антонио Мелья, с которым она работала в газете EL Machete, когда Мелью расстрелял неизвестный. Тину арестовали и заподозрили в причастности к убийству. Вскоре после убийства Мелья последовало неудачное покушение на Президента. Несмотря на недоказанность улик и освобождение из под стражи, Тина и Видали были выдворена из страны. Их посадили на корабль, отходящий в Роттердам. Италия попыталась добиться выдачи итальянских коммунистов, но им удалось избежать передачи фашистам. Они отправились в Берлин, потом - в Швейцарию, а потом - в Москву.

Тина Модотти во сремя следственного эксперимента, 1929.

Картина Диего Ривера "Арсенал", на основе которой до сих пор существует версия о том, что Мелью убил ревнивый Видали. Модотти и Мелья изображены справа, а Видали - слева с ружьем.

Витторио Видали (Команданте Карлос) 1930 г.

Vittorio Vidali during a trip near Moscow, Soviet Union, 1930

В 1931 году Тина приезжает в Советский Союз. Она становится сотрудником центрального отделения МОПР - Международной организации помощи борцам революции, работает вместе с личным секретарем Ленина Еленой Стасовой и вскоре назначается на должность консультанта Коминтерна по революционному движению в Латинской Америке. Собирает и анализирует отчеты о развитии идей коммунизма в любимой Мексике, пишет резолюции, по которым судят о положении дел и принимают решения на самом верху. От ее отзыва зависит многое.

Параллельно же принимает участие в ряде рискованных антифашистских операций на территории разъедаемой нацизмом Европы, выполняя деликатные поручения по передаче данных и денег то одной, то другой коммунистической партии.

Тина Модотти в Советском Союзе.1932 г.

Фотографическая карьера Тины Модотти очень недолгая, но успешная и многообещающая, была оставлена навсегда. Полуконспиративная жизнь, которую она вела в СССР, не предполагала занятий фотографией. С Витторио Видали она в 1936 году едет в воюющую Испанию под именем Мария.
В 1939 году под этим же именем Тина возвращается в Мексику. А в 1942 году неожиданно умирает от инфаркта. Вскрытие показывает естественную смерть, но она так неожиданна, что возникает версия о возможном устранении Тины - ведь она так много знала...

Январь 1942 г.

Биография Тины полна противоречивых фактов и еще неизученных страниц.
Несомненно одно - Тина была яркой личностью, она хотела прожить интересную жизнь и оставить о себе след.
Это ей удалось.

Потрясающая воображение биография Тины Модотти, актрисы, модели, фотографа, агента Коминтерна, оставляет фотографии лишь одно из мест — хотя и весьма существенное, — в истории ее жизни. Все, что бы она ни делала, было совершенно или стремилось к тому, все абсолютно соответствовало духу времени и свойствам ее полной сострадания к ближнему, стремления к прекрасному и совершенному, души. Вся ее жизнь осмысливается как творчество, в котором фотография лишь один из способов реализовать поистине удивительные и крайне редко встречающиеся свойства ее натуры.

«Мы, женщины, обделены творческим талантом» , — писала Тина, испытывая мучительную внутреннюю борьбу. Постоянные сомнения в своих творческих возможностях были естественны, — Тина была единственной женщиной в мужском мире мексиканских художников, переходя дорогу Фриде Калло и многим-многим другим. Трудно представить, сколько сил требовалось ей, чтобы отстоять себя в окружении многих талантливых мачо, не склонных видеть в женщине, и особенно красивой женщине, самостоятельную творческую личность. Эта борьба сформировала особую женскую природу ее революционности — противостояние хаосу, заботу о мире, ответственность.

Тина Модотти (Tina Modotti, 1896-1942) родилась в городке Удине в бедной итальянкой семье. Она была вторым из шести детей и, возможно, ее детские воспоминания о слезах голодных младших братьев привели ее в коммунистическую партию. Но это случилось намного позже. А в 1913 году Тина эмигрировала в США, где отец нашел ей работу портнихи. Хозяйка ателье, где она работала, вскоре заметила красивую девушку и предложила ей поработать в качестве модели. А некоторое время спустя Тина влюбилась в молодого художника, вышла за него замуж и уехала в Лос-Анджелес.

В Лос-Анджелесе Тина познакомилось с уже достаточно известным фотографом Эдвардом Уэстоном. Оба были в браке, но что значат для художника эти буржуазные условности? Они уехали в Мексику, где в течение нескольких лет Тина училась у Уэстона технике фотографии. Уэстон научил ее тому, что умел сам — профессиональной фотографии, но возможности современной фотографии, поиск новых приемов они вели вместе. На протяжении всей своей фотографической карьеры Тина боготворила Уэстона и преклонялась перед его талантом. Она писала о его работах в превосходных тонах: «От твоих последних фотографий у меня захватило дух. …Это потрясло меня до такой степени, что мне стало жаль саму себя». Но вскоре отношения влюбленных стали портиться: сначала у нее завязался роман со знаменитым мексиканским художником Диего Риверой, а несколько позже - с большевиком и членом Коминтерна Хавьером Герреро. Под его влиянием Тина Модотти вступила в коммунистическую партию.

Фотография Тины Модотти, сделанная Э. Уэстоном

Т. Модотти. Диего Ривера и Фрида Кало на майской демонстрации, 1929

С этого времени ее фотографии приобрели ярко выраженный политический оттенок. Она снимала демонстрации, трудную жизнь рабочего класса; даже ее знаменитые натюрморты обязательно включали в себя революционную символику. В 1929 году проходит выставка ее работ под названием «Первая Революционная Фотовыставка Мексики». Она достигла высшей точки своей фотографической карьеры, которой - увы - не суждено было долго длиться.

Вместе с Уэстоном, но не вслед за ним, Тина Модотти осваивает «новую фотографию», «новое видение», исследует возможности тональных контрастов, необычных ракурсов, современной геометрии. Ощущение нового времени, меняющейся жизни, индустриализации в съемках линий электропередач, эксперименты с двойной экспозицией, — все эти оригинальные и очень современные поиски близки одновременным экспериментам фотографов США, Европы и даже далекого Советского Союза. В это же время подобными опытами занимался Александр Родченко. В творчестве Модотти это был короткий, но очень плодотворный период. Находясь в русле поисков интернационального авангарда, Модотти сохраняла присущую ей чувственность и, особенно в съемках цветов, женственность, никогда не становясь сентиментальной.

Подпишитесь на нас в telegram

Ее «Розы» и «Лилии» — не натюрморты в привычном смысле — это причудливые и странные объекты, органическая структура которых проступает как результат формальных экспериментов. Поиски соотношения света и тени, игра перетекающих форм цветов были продолжены Хорстом и Мэплторпом. Художественные интересы Тины в это время определял уже не только Уэстон, но и круг мексиканских монументалистов (муралистов): Давид Альфаро Сикейрос, Диего Ривера, Хосе Клименте Ороско и особенно — близкий друг Тины Хавьер Герреро. Именно с этими именами связан расцвет мексиканского искусства ХХ века, превращение провинциальной Мексики в один из центров мирового художественного процесса.

Диего Ривера и Фрида Кало

Мексиканские художники сочетали поиск национальной идентичности и активное изучение народного искусства с хорошим знанием и серьезным опытом постижения искусства современного. Интерес к античной Мексике отразился и в работах Модотти. Ее съемки национальной архитектуры — это попытка увидеть историю новыми глазами. Древние постройки возникают как причудливое сочетание света и тени, геометрические конструкции сводов одновременно проявляются и тонут в игре контрастов. Эта игра подчеркивается оригинальным приемом — негативным отпечатком — которому позавидовал Уэстон. «Мне было бы приятно, если бы это сделал я», — видимо это самая высокая оценка учителем ученика.

Поиск новых форм и новых художественных приемов мексиканские художники сочетали с совершенно отчетливой социальной позицией. В «Социальной, политической и эстетической декларации» созданного ими в 1923 году Синдиката технических работников, живописцев и скульпторов Мексики говорилось: «Творческие работники должны направить все усилия на создание искусства для родного народа, искусства идеологически содержательного; на то, чтобы сделать его … средством воспитания и борьбы». Тина Модотти не только входила в круг муралистов, разделяла их художественные, социальные, политические взгляды, она была не только музой и моделью, другом и любовницей. Именно благодаря Модотти мир знакомился с монументальными произведениями мексиканских художников. Репродукции фресок, которые Тина Модотти делала для своих знаменитых друзей, представляются сложной и трудоемкой работой, требовавшей большого терпения и мастерства.

Художники и революционеры, простые женщины и дети улицы — люди знакомые и незнакомые, окружавшие Тину в Мексике были героями ее снимков. Романтические студийные портреты, полные энергии фигуры молодых революционеров, фотографии простых женщин, — сохранили загадочные мгновения жизни Мексики.

Революционная эстетика определила развитие творчества Модотти. Блистательные натюрморты — символы революции — серп и молот, соединенные с символами мексиканских рабочих — початком кукурузы, гитарой и сомбреро, точны и решительны по построению и просты как произведения мексиканских художников. Продолжение темы — фотографии марионеток. В этой серии Тина Модотти снова выступает не только фотографом, но и конструктором, постановщиком кадра. И снова в заплетенных нитках и подвешенных на них фигурках — кукловода не видно, — легко читаемые аллегории и отчетливый социальный пафос сочетаются с актуальными задачами фотографии — выходом за пределы фиксации окружающей действительности, — поиск новых возможностей, новых миров, искусственных, — своего рода фотографическая мультипликация, о которой писал Мохой Надь.

Экспрессивная пластика, сложные ракурсы, повествовательность и революционная риторика — все это естественно вошло не только в искусство Модотти, но и резко изменило ее жизнь. После вступления в коммунистическую партию и знакомства с Мелья, творчество Модотти все более определяется нуждами партии. То, что Тина называла в письмах своей «жизненной проблемой», «трагикомедией» — «это борьба жизни и искусства» — все больше определяло выбор в пользу жизни, видимо неизбежный в ее ситуации. Ривера выбрал искусство, жизнь и революцию предпочли Сикейрос и Герреро, но им было дано время, чтобы изменить свое решение. Тина выбирала навсегда. В 1925 году Тина пишет Уэстону: «Ты мог бы сказать мне, что поскольку жизненный элемент во мне сильнее, чем творческий, я должна смириться с этим и делать самое лучшее из того, что в моих силах. Но я не могу принять жизнь такой, какая она есть, слишком хаотичной, слишком бессознательной, я противлюсь этому, сражаюсь с ней, все время борюсь за то, чтобы вылепить свою жизнь по моему темпераменту и моим возможностям, другими словами, я вкладываю слишком много творчества и энергии в свою жизнь, в следствии чего меня не остается для искусства». (Письмо от 7 июля 1925 г.)

Работы Тины Модотти привлекают все большее внимание — издателей, фотографов, кураторов. Тина представлена на выставках и в Мексике, и в Соединенных Штатах. Даже после смерти Мельи она продолжает фотографировать, и уезжает в Теуантепек, снимать женщин, занятых привычным ежедневным трудом. Несмотря на привычку долго выстраивать композицию, Тина осваивает специфику репортажа, буквально на ходу устанавливая выдержку — женщины ходят слишком быстро, особенно завидев фотографа с камерой.

Тина знает о своем скором вынужденном отъезде и спешит снимать любимую ею Мексику. Сотрудничая с революционной прессой — мексиканской и зарубежной, она делает удивительные снимки рук рабочих, женщин. Простота сюжета и законченность композиции так же прямы и естественны, как социальные аллюзии. Но это не просто мастерство и социальная ангажированность фотографа, в этом — искренность чувств.

В Германии Тина столкнулась с новой для себя ситуацией — множество фотографов, любителей и профессионалов, высокий технический уровень и, главное, — отсутствие дружеского и творческого окружения. Она должна была не только изменить технику, но и жанр — Тина видела свое будущее как фотографа в репортажной фотографии. Постепенно она осваивается, ей помогают имевшиеся связи с журналами и издателями, и уже перед самым отъездом в Москву Тина устраивает небольшую выставку в ателье женщины-фотографа Лоты Якоби. Сохранилось очень немного фотографий берлинского периода. Видимо, это были последние фотографии Тины Модотти. С переездом в Москву, жизнь ее резко изменилась. Неизвестны не только фотографии Тины, сделанные в Москве, но и следы ее интереса к московским фотографам, чьи поиски и открытия были близки ее собственным, и чье творчество было ей вероятно знакомо по журнальным публикациям.

Фотографическая карьера Тины Модотти очень недолгая, но успешная и многообещающая, была оставлена навсегда. Полуконспиративная жизнь, которую она вела в СССР, не предполагала занятий фотографией — наиболее точным, а потому и опасным способом фиксации окружающего.

В начале января 1929 года был убит Хулио Антонио Мелла - едва ли не самый известный революционер Латинской Америки, а по совместительству возлюбленный Тины Модотти. История это крайне запутанная, достойная приключенческого романа. Скорее всего, он был убит знаменитым советским агентом итальянского происхождения Витторио Видали, который впоследствии стал новым любовником Тины. Так или иначе, пресса того времени много писала о ее причастности к убийству. Некоторое время спустя ее посадили в тюрьму по обвинению в шпионаже. И хотя заключение длилось недолго, оно окончательно подорвало ее репутацию. Вскоре ее депортируют, она переезжает в Европу, а некоторое время спустя Видали привозит ее в СССР.

В Москве талантливый фотограф превращается в талантливого агента ОГПУ. Тина Иосифовна Модотти выполняет особенно опасные поручения по всей Европе, в 1936 году ее под псевдонимом «Мария» вместе с Витторио Видали отправляют в Испанию, где они остаются в течение всей гражданской войны. В 1939 году они под вымышленными именами отправляются в Мексику. Есть подозрение, что она вместе с Видали участвовала в подготовке покушения на Троцкого.

Умерла Тина в Мексике 5 января 1942 года при весьма подозрительных обстоятельствах. Художник Диего Ривера предположил, что Витторио Видали не мог оставить ее в живых: уж слишком много она знала. Поговаривали о самоубийстве - полицейские нашли в ее сумочке маленькое фото Хулио Антонио Мелла. Эту тайну Тина Модотти унесла с собой.



Loading...Loading...