Совещания по безопасности и сотрудничеству в европе. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе Хельсинки 1975 заключительный акт

г.Хельсинки от 1 августа 1975 года ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ СБСЕ (извлечение) Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе Государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подтверждая свою цель содействия улучшению отношений между ними и обеспечения условий, в которых их народы могут жить в условиях подлин- ного и прочного мира, будучи ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность; убежденные в необходимости прилагать усилия к тому, чтобы делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным и всесторонним процессом, всеобщим по охвату, и в том, что претворение в жизнь резуль- татов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе будет одним из крупнейших вкладов в этот процесс; считая, что солидарность между народами, как и общность стремления государств-участников к достижению целей, как они выдвинуты Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе, должны вести к развитию луч- ших и более тесных отношений между ними во всех областях и, таким обра- зом, к преодолению противостояния, проистекающего из характера их отно- шения в прошлом, и к лучшему взаимопониманию; памятуя о своей общей истории и признавая, что существование общих элементов в их традициях и ценностях может помогать им в развитии их отношений, и исполненные желания изыскивать, полностью принимая во вни- мание своеобразие и разнообразие их позиций и взглядов, возможности объединять их усилия с тем, чтобы преодолевать недоверие и укреплять доверие, разрешать проблемы, которые их разделяют, и сотрудничать в ин- тересах человечества; признавая неделимость безопасности в Европе, как и свою общую за- интересованность в развитии сотрудничества во всей Европе и между со- бой, и выражая свое намерение предпринимать соответственно усилия; признавая тесную связь между миром и безопасностью в Европе и в мире в целом и сознавая необходимость для каждого из них вносить свой вклад в укрепление международного мира и безопасности и в содействие основным правам, экономическому и социальному прогрессу и благополучию всех народов; приняли следующее: 1 а) Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях Государства-участники, подтверждая свою приверженность миру, безопасности и справедливос- ти и процессу развития дружественных отношений и сотрудничества; признавая, что эта приверженность, отражающая интересы и чаяния народов, воплощает для каждого государства-участника ответственность сейчас и в будущем, повысившуюся в результате опыта прошлого; подтверждая, в соответствии с их членством в Организации Объеди- ненных Наций и в соответствии с целями и принципами Организации Объеди- ненных Наций, свою полную и активную поддержку Организации Объединенных Наций и повышению ее роли и эффективности в укреплении международного мира, безопасности и справедливости и в содействии решению международ- ных проблем, как и развитию дружественных отношений и сотрудничества между государствами; выражая свою общую приверженность принципам, которые изложены ниже и которые находятся в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, а также свою общую волю действовать, в применении этих принци- пов, в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединен- ных Наций; заявляют о своей решимости уважать и применять в отношениях каждо- го из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития, следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они бу- дут руководствоваться во взаимных отношениях: I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеоб- разие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охваты- ваемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государс- тва на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свобо- ду и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, эко- номические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила. В рамках международного права все государства-участники имеют рав- ные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государства- ми согласно международному праву и в духе настоящей декларации. Они считают, что их границы могут изменяться, в соответствии с международ- ным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет. II. Неприменение силы или угрозы силой Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы си- лой как против территориальной целостности или политической независи- мости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовмести- мым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие со- ображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обраще- ние к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа. Соответственно, государства-участники будут воздерживаться от лю- бых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвен- ное применение силы против другого государства-участника. Равным обра- зом, они будут воздерживаться от всех проявлений силы с целью принужде- ния другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое такое применение силы или угрозы силой не будет использо- ваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними. III. Нерушимость границ Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воз- держиваться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требова- ний или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. IV. Территориальная целостность государства Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных На- ций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от то- го, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение между- народного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угро- зы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной. V. Мирное урегулирование споров Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергнуть угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Они будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве. В этих целях они будут использовать такие средства, как перегово- ры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разби- рательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, согласованную до возникновения споров, в которых они были бы сторонами. В случае, если стороны в споре не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они будут продолжать искать взаимные согласованные пути мирного урегулирования спора. Государства-участники, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства-участники, будут воздерживаться от любых дейс- твий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет пос- тавлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным. VI. Невмешательство во внутренние дела Государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательст- ва, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внут- ренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого го- сударства-участника, независимо от их взаимоотношений. Они будут, соответственно, воздерживаться от любой формы вооружен- ного вмешательства или угрозы такого вмешательства против другого госу- дарства-участника. Они будут точно так же при всех обстоятельствах воздерживаться от любого другого акта военного или политического, экономического или дру- гого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собствен- ным интересам осуществление другим государством-участником прав, прису- щих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества лю- бого рода. Соответственно они будут, в том числе, воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режи- ма другого государства-участника. VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений Государства-участники будут уважать права человека и основные сво- боды, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданс- ких, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного разви- тия. В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, ре- лигию или веру, действуя согласно велению собственной совести. Государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинс- твам, на равенство перед законом, будут предоставлять им полную возмож- ность фактического пользования правами человека и основными свободами и будут таким образом защищать их законные интересы в этой области. Государства-участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами. Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, вклю- чая в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, в целях содейс- твия всеобщему и эффективному уважению их. Они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними. В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они будут также выполнять свои обя- зательства, как они установлены в международных декларациях и соглаше- ниях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если они ими связаны. VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного пра- ва, включая те, которые относятся к территориальной целостности госу- дарств. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы опре- делять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключений любой формы нарушения этого принципа. IX. Сотрудничество между государствами Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Развивая свое сотрудничество, государс- тва-участники будут придавать особое значение областям, как они опреде- лены в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, при- чем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенс- тва. Они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, со- действовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедли- вости. Они будут, равным образом, стремиться, развивая свое сотрудни- честве, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширя- ющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономи- ческой, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной об- ластях. Они будут предпринимать шаги по содействию условиям, благопри- ятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире. Они подтверждают, что правительства, учреждения, организации и лю- ди могут играть соответствующую и положительную роль в содействии дос- тижению этих целей их сотрудничества. Они будут стремиться, расширяя свое сотрудничество, как это опре- делено выше, развивать более тесные отношения между собой на лучшей и более прочной основе на благо народа. X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обяза- тельства по международному праву, как те обязательства, которые вытека- ют из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавли- вать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они бу- дут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заклю- чительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства-участники подтверждают, что в том случае, когда обяза- тельства членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций окажутся в противоречии с их обязательствами по ка- кому-либо договору или другому международному соглашению, преимущест- венную силу имеют их обязательства по Уставу, в соответствии со статьей 103 Устава ООН. Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно применяться при ин- терпретации каждого из них с учетом других. Государства-участники выражают свою решимость полностью уважать и применять эти принципы, как они изложены в настоящей Декларации, во всех аспектах к их взаимным отношениям и сотрудничеству с тем, чтобы обеспечить каждому государству-участнику преимущества, вытекающие из уважения и применения этих принципов всеми. Государства-участники, учитывая должным образом изложенные выше принципы и, в частности, первую фразу десятого принципа "Добросовестное выполнение обязательств по международному праву", отмечают, что настоя- щая Декларация не затрагивает их прав и обязательств, как и соответс- твующих договоров и других соглашений и договоренностей. Государства-участники выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет способствовать развитию нормальных и дружественных от- ношений и прогрессу сотрудничества между ними во всех областях. Они также выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет спо- собствовать развитию политических контактов между ними, которые, в свою очередь, будут содействовать лучшему взаимному пониманию их позиций и взглядов. Государства-участники заявляют о своем намерении осуществлять свои отношения со всеми другими государствами в духе принципов, изложенных в настоящей Декларации.


Проблема обеспечения европейской безопасности – одна из ключевых проблем современности. Исторический опыт свидетельствует, что Европа всегда играла и сегодня играет важную роль в развитии международных отношений во всем мире. В этой связи итоги Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, закрепленные в Заключительном акте, подписанном 1 августа 1975 г. в Хельсинки руководящими деятелями 33 европейских стран, а также США и Канады, его последовательная реализация имеют историческое значение.

Вспышки "холодной войны" между Востоком и Западом чередовались с периодами разрядки, потепления. Самая длительная разрядка наступила в 1970-е гг. В эти годы СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В течение двух лет совещались представители США, Канады и всех европейских государств, кроме Албании.

В конце, 60-х гг. международные отношения в Европе также характеризовались поисками путей к ослаблению напряженности. Силовая политика в условиях военно-стратегического паритета оказалась бесперспективной. В правительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров, обозначился поиск путей к безопасности через сотрудничество и обеспечение доверия в Европе.
Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала СССР и другим соцстранам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер.

Первый этап : 3 июля 1973 г. министры иностранных дел 35 государств собрались в Хельсинки на первый этап совещания. Они утвердили правила процедуры общеевропейского совещания, его повестку дня и задания рабочим органам, изложили общий подход своих правительств к задачам совещания, начали обмен мнениями по существу внесенных предложений. Министры иностранных дел социалистических стран сосредоточились на вопросах безопасности в Европе, подчеркивая необходимость выработки принципов отношений между всеми участниками совещания. В первую очередь это касалось нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела других государств. Представители Запада делали особый акцент на вопросы «третьей корзины», добиваясь «свободы передвижения людей и идей в Европе».

Второй этап общеевропейского совещания начался в Женеве 18 сентября 1973 г. и продолжался до 21 июля 1975 года. Почти два года шла напряженная работа: согласовывались пункты проекта Заключительного акта совещания. Согласовать позиции 35 различных государств - социалистических и капиталистических, больших и малых, нейтральных и входящих в военные блоки - само по себе было непростым делом. А тут еще сказывалась принципиальная разница в подходах Востока и Запада. Представители стран социализма настаивали на скорейшей выработке политических принципов взаимоотношений участников СБСЕ, а страны Запада добивались ощутимых уступок по вопросам гуманитарного сотрудничества.

Сложным было также урегулировать вопрос относительно мер по укреплению доверия. Предусматривалось предварительное уведомление о крупных военных учениях на территории государств-участников, но те государства, территория которых простиралась за пределы Европы (СССР и Турция), должны были выделить определенную пограничную зону для реализации этих мер.

Третий этап. Встреча высших руководителей 35 государств 30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки составила третий этап общеевропейского совещания. В своих выступлениях они подвели итоги проделанной работы, дали общие оценки важнейших международных проблем, обрисовали перспективы европейского сотрудничества. 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Текст этого документа на шести языках составил том в зеленом переплете - отсюда его неофициальное название «Зеленая книга». Итоговый документ СБСЕ отразил договоренности по широкому комплексу европейских проблем. Государства-участники ОБСЕ договорились регулярно проводить встречи по всему комплексу вопросов, отраженных в Заключительном акте, включая вопросы гуманитарного характера о правах и свободах человека.

Хельсинский заключительный акт.

Первый раздел.

Первая часть Хельсинкского Заключительного акта трактовала вопросы, относящиеся к безопасности в Европе: содействовать улучшению отношений между государствами и обеспечению условий, в которых их народы могут жить в условиях подлинного и прочного мира, делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным и всесторонним процессом; воздерживаться от какого-либо применения вооруженных сил, несовместимого с целями и принципами Устава ООН; принимать эффективные меры, которые в силу их охвата и характера являются шагами в направлении достижения в конечном итоге всеобщего и полного разоружения; содействовать всеми средствами создания атмосферы доверия и уважения между народами; прилагать усилия к разрешению любых возникнувших споров; сотрудничать в интересах человечества и др.

В нее вошла и Декларация принципов, которыми государства-участники обязались руководствоваться в своих отношениях - «десять европейских заповедей »:

1.Суверенное равенство , уважение прав, присущих суверенитету. Совокупность этих прав включает право каждого государства на юридическое равенство, территориальную целостность, на свободу и политическую независимость, право выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

2.Неприменение силы или угрозы силой . Участники совещания согласились не использовать силу как средство урегулирования споров, и никакие соображения не могут стать обоснованием обращения к угрозе силой или к ее применению.

3.Нерушимость границ . Государства-участники совещания заявили, что рассматривают как нерушимые границы всех государств в Европе, и обязались воздерживаться от любых посягательств на эти границы. (Стремление Запада сохранить возможность мирного изменения границ привело к появлению в первом принципе положения, по которому границы государств-участников совещания могли «изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности».)

4.Территориальная целостность государств . Ее признание означало отказ от любых действий против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника.

5.Мирное урегулирование споров предусматривало разрешение споров с помощью таких средств, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство.

6.Невмешательство во внутренние дела налагало запрет на любое вмешательство - прямое или косвенное, индивидуальное или коллективное.

7.Уважение прав человека и основных свобод , включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, признавалось существенным фактором мира, справедливости и благополучия.

8.Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой означало право всех народов определять свой внутренний и внешний политический статус в условиях полной свободы.

9.Сотрудничество между государствами должно развиваться на основе полного равноправия и содействовать взаимопониманию и доверию между народами, укреплению мира и безопасности. 10.Добросовестное выполнение обязательств по международному праву имело в виду обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих этому праву договоров и соглашений.

Эта же часть Заключительного акта включала и документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности. Государства-участники обязались осуществлять предварительное уведомление о крупных военных учениях . При этом под «крупными военными учениями» понимались учения сухопутных войск общей численностью более 25 000 человек или учения с участием значительного количества амфибийных или воздушно-десантных войск. Правило обязательного уведомления о крупных военных учениях действовало применительно к территории всех европейских государств. Если же территория государства-участника простиралась за пределы Европы, то оно распространялось на зону в 250 км от границы с любым другим участником совещания. Кроме того, меры по укреплению доверия предусматривали обмен наблюдателями на военных учениях и предварительные уведомления о крупных передвижениях войск - все это на добровольной основе. Согласованные меры были призваны устранить причины напряженности и внести вклад в укрепление мира и безопасности в Европе.

Второй раздел.

Во второй части хельсинкского Заключительного акта рассматривались вопросы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. Государства-участники обязались способствовать развитию торговли в возможно более широком многостороннем плане, сокращать или постепенно устранять всякого рода препятствия на пути ее развития. Было признано «благотворное воздействие на развитие торговли, которое может быть результатом применения режима наибольшего благоприятствования». Государства-участники выразили готовность поощрять развитие промышленного сотрудничества между компетентными организациями, предприятиями и фирмами различных стран; содействовать принятию мер по созданию благоприятных условий для промышленного сотрудничества. Среди проектов, представляющих общий интерес, были названы следующие области: обмен электроэнергией в Европе, изыскание новых источников энергии, развитие дорожных сетей и усовершенствование транспортных перевозок.

Заключительный акт предусматривал устранение затруднений для дальнейшего развития научно-технического сотрудничества. В нем намечались перспективные области такого сотрудничества: сельское хозяйство, энергия, рациональное использование ресурсов, транспортная техника, физика, химия, метеорология и гидрология, океанография, сейсмологические исследования, космические исследования, медицина и здравоохранение и др.; его формы и методы: обмен книгами и другими научно-техническими публикациями, визиты и другие контакты и связи между учеными и специалистами, проведение международных и национальных конференций и др.

Хельсинкские договоренности ориентировали также на расширение интернационального сотрудничества для защиты окружающей среды в следующих областях: загрязнение воздуха, рациональное использование пресных вод, охрана морской среды и земельных угодий, улучшение состояния окружающей среды в населенных районах, фундаментальные исследования и оценка изменений в окружающей среде и др. В качестве форм и методов достижения поставленных целей предусматривались: обмен научно-технической информацией, организация конференций.

Третий раздел.

В третьем разделе Заключительного акта содержались положения о сотрудничестве в гуманитарных и других областях. Они предусматривали сотрудничество в расширении контактов между людьми и обмене информацией, в области культуры и образования. При этом государства-участники выразили желание содействовать укреплению мира и взаимопонимания между народами и духовному обогащению человеческой личности. Было также определено, что сотрудничество в гуманитарных и других областях должно осуществляться на базе основных принципов отношений между государствами. Вместе с тем участники совещания взяли конкретные обязательства в отношении контактов между людьми: облегчить воссоединение семей и заключение браков между гражданами различных государств, поощрять разнообразные личные контакты и молодежные обмены.

Заключительный акт предусматривал ряд мер по улучшению обмена информацией. Они включали расширение распространения газет и других зарубежных печатных изданий, а также кино-, радио- и телевизионной информации; улучшение условий для работы иностранных журналистов. Государства-участники СБСЕ выразили намерение развивать сотрудничество и обмены в области культуры и образования.

Значение Хельсинского заключительного акта.

Хельсинкский Заключительный акт не был международным договором и не требовал ратификации парламентскими учреждениями. По форме он являлся скорее торжественной политической декларацией, подписанной на высшем уровне. Знакомясь с великолепными формулировками Хельсинского Заключительного акта, люди думали, что мир в Европе теперь обеспечен. Но так только казалось.

За прошедшие четверть века почти все положения акта были нарушены. Вся проблема заключалась в том, что все принципы отношений между государствами имели одинаковую силу и должны были претворяться в жизнь в комплексе, но сразу же после завершения СБСЕ выявились различия в трактовке принципов, зафиксированных в акте. СССР и его союзники придавали особое значение положениям, закреплявшим сложившееся территориально-политическое устройство Европы (нерушимость границ), и обязательству не вмешиваться в дела других стран. Запад делал акцент на уважение прав человека и равноправие народов. В то же время нельзя отрицать большого значения Акта как для истории, так и для извлечения уроков на будущее. Хельсинки показали возможность успешного сотрудничества, если стороны желают достичь соглашения.

Хельсинский Заключительный акт явился выдающимся международным политическим документом XX века, продолжавшим традиции Устава ООН, принятого в 1945 г., на исходе второй мировой войны. Он конкретизировал и развил далее принципы Устава ООН применительно к условиям, сложившимся на Европейском континенте, добавив к 7 принципам, закрепленным в Уставе ООН и Декларации ООН о принципах дружественных отношений и сотрудничества государств 1970 г., еще три принципа (принцип нерушимости границ, территориальной целостности и уважения прав человека).

Эти 10 принципов теперь признаны мировым сообществом в качестве основополагающих принципов международного права. Хельсинский Заключительный акт, заложивший основы будущей европейской региональной организации по вопросам безопасности и сотрудничества, в отличие от Устава ООН не является юридическим документом, скорее его можно отнести к так называемому «мягкому праву».

События после подписания Акта (для справки)

Акт предполагал непрерывность процесса встреч и переговоров в рамках Общеевропейского, или Хельсинского процесса. В соответствии с этой договоренностью новая встреча 33 европейских государств, США и Канады состоялась в Белграде в октябре 1977-марте1978 гг. Однако к этому времени международная обстановка существенно осложнилась. США и другие страны НАТО встали на путь обострения отношений с СССР и его союзниками, используя при этом продолжающиеся нарушения прав человека в СССР. Поэтому Белградская встреча практически не дала ничего нового. Хотя все же удалось добиться принятия совместного документа, но в нем не было сделано ни шага вперед от Заключительного акта 1975 г. Тем не менее участники Белградской встречи договорились о новой встрече в Мадриде. И несмотря на поворот к конфронтации и новой вспышки холодной войны, эта встреча все-таки состоялась.

Она продолжалась с перерывами в течение трех лет(ноябрь 1980-сентябрь 1983 гг.). Главным в ее работе был вопрос о мерах укрепления доверия, безопасности и разоружения в Европе, с тем чтобы приостановить дальнейшую конфронтацию. Но США и некоторые их союзники по НАТО противились принятию конструктивных решений. Весьма жесткой оставалась и позиция СССР. После длительной острой дискуссии был все же принят документ, в котором участники встречи выразили решимость сделать разрядку более жизнеспособным и непрерывным процессом, искать решения неурегулированных вопросов мирными средствами. Важным результатом Мадридской встречи было также согласование созыва и определение целей конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе.

В январе 1984 г. эта конференция начала свою работу в Стокгольме. Она продолжалась более двух с половиной лет - до сентября 1986 г. Все ее 35 участников взяли на себя обязательство, зафиксированное в итоговом документе конференции, уважать и претворять на практике принципы неприменения силы или угрозы силой. Были также еще раз подтверждены 10 пунктов Заключительного акта Хельсинского Совещания 1975 г. и намечены конкретные меры по упрочению безопасности в Европе. Участники конференции, например, договорились о предварительном уведомлении об определенных видах военной деятельности, о взаимном приглашении наблюдателей, а также об обмене информацией о планах военных учений и маневров. Стокгольмская встреча стала важной вехой на пути стабилизации политической обстановки в Европе.

Следующие совещание проходило в Вене, где 19 января 1989 г. министры иностранных дел 33 европейских стран, США и Канады подписали Итоговый документ венской сессии Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Так была завершена 27-месячная работа участников Совещания, в ходе которой были согласованы мероприятия, способные далеко продвинуть Общеевропейский процесс во всех сферах взаимоотношений - экономической, политической, военной, гуманитарной, культурной.

Большое значение для установление атмосферы доверия и взаимопонимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках Хельсинского процесса переговоры 23 государств - участников ОВД и НАТО по обычным вооружениям и вооруженным силам в Европе от Атлантики до Урала. Задача участников этих переговоров состояла в том, чтобы сдвинуть с мертвой точки годами длившиеся безрезультатные переговоры в Женеве, установить стабильность и безопасность в Европе, сократить численность вооруженных сил и обычных вооружений, добиться укрепления атмосферы доверия.

Венские переговоры были успешно завершены, согласован текст Договора об обычных вооружениях в Европе, предусматривающий масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Атлантики до Урала. Для подписания этого и ряда других документов о строительстве новой Европы в Париже 19-21 ноября 1990 г. Впервые за 15 лет после Хельсинки состоялось Совещание глав государств и правительств 32 европейских стран, США и Канады. Этот документ предусматривал сокращение военной машины ОВД и НАТО до согласованного паритетного уровня. Соответственно этому предусматривалось крупное сокращение уровня обычных вооружений СССР.

Это событие открыло новую страницу в Общеевропейском процессе, знаменовало конец враждебного противостояния в Европе. Итоговый документ встречи - Парижская хартия для новой Европы - подтвердил верность государств - участников Совещания 10 принципам Заключительного акта, принятого в Хельсинки, наметил конструктивную программу международного сотрудничества, выравзил их приверженность демократии, основанной на правах человека и обеспечении процветания при гарантии экономической свободы и социальной справедливости, и признал равную безопасность для всех стран.

Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе

Государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

подтверждая свою цель содействия улучшению отношений между ними и обеспечения условий, в которых их народы могут жить в условиях подлинного и прочного мира, будучи ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность;

убежденные в необходимости прилагать усилия к тому, чтобы делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным и всесторонним процессом, всеобщим по охвату, и в том, что претворение в жизнь результатов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе будет одним из крупнейших вкладов в этот процесс;

считая, что солидарность между народами, как и общность стремления государств-участников к достижению целей, как они выдвинуты Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе, должны вести к развитию лучших и более тесных отношений между ними во всех областях и, таким образом, к преодолению противостояния, проистекающего из характера их отношения в прошлом, и к лучшему взаимопониманию;

памятуя о своей общей истории и признавая, что существование общих элементов в их традициях и ценностях может помогать им в развитии их отношений, и исполненные желания изыскивать, полностью принимая во внимание своеобразие и разнообразие их позиций и взглядов, возможности объединять их усилия с тем, чтобы преодолевать недоверие и укреплять доверие, разрешать проблемы, которые их разделяют, и сотрудничать в интересах человечества;

признавая неделимость безопасности в Европе, как и свою общую заинтересованность в развитии сотрудничества во всей Европе и между собой, и выражая свое намерение предпринимать соответственно усилия;

признавая тесную связь между миром и безопасностью в Европе и в мире в целом и сознавая необходимость для каждого из них вносить свой вклад в укрепление международного мира и безопасности и в содействие основным правам, экономическому и социальному прогрессу и благополучию всех народов;

приняли следующее:

а) Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях

Государства-участники,

подтверждая свою приверженность миру, безопасности и справедливости и процессу развития дружественных отношений и сотрудничества;

признавая, что эта приверженность, отражающая интересы и чаяния народов, воплощает для каждого государства-участника ответственность сейчас и в будущем, повысившуюся в результате опыта прошлого;

подтверждая, в соответствии с их членством в Организации Объединенных Наций и в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций, свою полную и активную поддержку Организации Объединенных Наций и повышению ее роли и эффективности в укреплении международного мира, безопасности и справедливости и в содействии решению международных проблем, как и развитию дружественных отношений и сотрудничества между государствами;

выражая свою общую приверженность принципам, которые изложены ниже и которые находятся в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, а также свою общую волю действовать, в применении этих принципов, в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций;

заявляют о своей решимости уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития, следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они будут руководствоваться во взаимных отношениях:

I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету

Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.

В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей декларации. Они считают, что их границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет.

II. Неприменение силы или угрозы силой

Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа.

Соответственно, государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника. Равным образом, они будут воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы.

Никакое такое применение силы или угрозы силой не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.

III. Нерушимость границ

Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

IV. Территориальная целостность государства

Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников.

В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой.

Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной.

V. Мирное урегулирование споров

Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергнуть угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Они будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

В этих целях они будут использовать такие средства, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, согласованную до возникновения споров, в которых они были бы сторонами.

В случае, если стороны в споре не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они будут продолжать искать взаимные согласованные пути мирного урегулирования спора.

Государства-участники, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства-участники, будут воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным.

VI. Невмешательство во внутренние дела

Государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника, независимо от их взаимоотношений.

Они будут, соответственно, воздерживаться от любой формы вооруженного вмешательства или угрозы такого вмешательства против другого государства-участника.

Они будут точно так же при всех обстоятельствах воздерживаться от любого другого акта военного или политического, экономического или другого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством-участником прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода.

Соответственно они будут, в том числе, воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства-участника.

VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений

Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести.

Государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинствам, на равенство перед законом, будут предоставлять им полную возможность фактического пользования правами человека и основными свободами и будут таким образом защищать их законные интересы в этой области.

Государства-участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами.

Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, в целях содействия всеобщему и эффективному уважению их.

Они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними.

В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они будут также выполнять свои обязательства, как они установлены в международных декларациях и соглашениях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если они ими связаны.

VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой

Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств.

Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключений любой формы нарушения этого принципа.

IX. Сотрудничество между государствами

Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Развивая свое сотрудничество, государства-участники будут придавать особое значение областям, как они определены в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, причем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенства.

Они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости. Они будут, равным образом, стремиться, развивая свое сотрудничестве, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Они будут предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире.

Они подтверждают, что правительства, учреждения, организации и люди могут играть соответствующую и положительную роль в содействии достижению этих целей их сотрудничества.

Они будут стремиться, расширяя свое сотрудничество, как это определено выше, развивать более тесные отношения между собой на лучшей и более прочной основе на благо народа.

X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву

Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются.

При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Государства-участники подтверждают, что в том случае, когда обязательства членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо договору или другому международному соглашению, преимущественную силу имеют их обязательства по Уставу, в соответствии со статьей 103 Устава ООН.

Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Государства-участники выражают свою решимость полностью уважать и применять эти принципы, как они изложены в настоящей Декларации, во всех аспектах к их взаимным отношениям и сотрудничеству с тем, чтобы обеспечить каждому государству-участнику преимущества, вытекающие из уважения и применения этих принципов всеми.

Государства-участники, учитывая должным образом изложенные выше принципы и, в частности, первую фразу десятого принципа "Добросовестное выполнение обязательств по международному праву", отмечают, что настоящая Декларация не затрагивает их прав и обязательств, как и соответствующих договоров и других соглашений и договоренностей.

Государства-участники выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет способствовать развитию нормальных и дружественных отношений и прогрессу сотрудничества между ними во всех областях. Они также выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет способствовать развитию политических контактов между ними, которые, в свою очередь, будут содействовать лучшему взаимному пониманию их позиций и взглядов.

Государства-участники заявляют о своем намерении осуществлять свои отношения со всеми другими государствами в духе принципов, изложенных в настоящей Декларации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В октябре 1964 г. в СССР сменилось руководство. Единство социалистического лагеря было нарушено, отношения между Востоком и Западом были весьма натянутыми из-за Карибского кризиса. Кроме этого, оставалась нерешенной германская проблема, которая очень беспокоила руководство СССР. В этих условиях началась новейшая история Советского государства. Решения, принятые на XXIII съезде КПСС в 1966 году, подтвердили ориентир на более жесткую внешнюю политику. Мирное сосуществование с этого момента было подчинено качественно иной тенденции по укреплению социалистического режима, усилению солидарности между национально-освободительным движением и пролетариатом.

Сложность ситуации

Восстановление абсолютного контроля в социалистическом лагере осложнялось напряженными отношениями с Китаем и Кубой. Проблемы доставляли события в Чехословакии. В июне 1967 г. здесь против руководства партии открыто выступил съезд писателей. После этого начались массовые студенческие забастовки и демонстрации. В результате усиления оппозиции Новотному пришлось уступить Дубчеку руководство партией в 1968 г. Новое правление приняло решение о проведении ряда реформ. В частности, была установлена свобода слова, КПЧ согласилась проводить альтернативные выборы лидеров. Однако ситуация разрешилась вводом войск 5 государств-участников Подавить волнения сразу же не удалось. Это вынудило руководство СССР отстранить Дубчека и его окружение, поставив во главе партии Гусака. На примере Чехословакии была реализована так называемая принцип "ограниченного суверенитета". Подавление реформ остановило модернизацию страны как минимум на 20 лет. В 1970 г. осложнилась ситуация и в Польше. Проблемы были связаны с повышением цен, вызвавшим массовые восстания рабочих в балтийских портах. В течение последующих лет ситуация лучше не стала, забастовки продолжились. Лидером волнений был профсоюз "Солидарность", которым руководил Л. Валенса. Руководство СССР не решилось вводить войска, а "нормализация" ситуации была доверена ген. Ярузельскому. 13 декабря 1981 г. он ввел в Польше военное положение.

Разрядка напряженности

В начале 70-х гг. отношения между Востоком и Западом кардинально изменились. Напряженность стала ослабевать. Во многом это произошло за счет достижения военного паритета между СССР и США, Востоком и Западом. На первом этапе установилось заинтересованное сотрудничество между Советским Союзом и Францией, а затем - с ФРГ. На рубеже 60-70-х гг. советское руководство начало активно реализовывать новый внешнеполитический курс. Его ключевые положения были зафиксированы в Программе мира, которая была принята на XXIV съезде партии. К наиболее важным моментам следует при этом отнести тот факт, что ни Запад, ни СССР не отказывались в рамках этой политики от гонки вооружений. Весь процесс при этом приобрел цивилизованные рамки. Новейшая история отношений Запада и Востока началась с существенного расширения сфер сотрудничества, главным образом советско-американского. Кроме этого, улучшились взаимоотношения СССР с ФРГ и Францией. Последняя в 1966 вышла из НАТО, что послужило толком для активного развития сотрудничества.

Германская проблема

Для ее разрешения СССР рассчитывал получить посредническую помощь от Франции. Однако ее не потребовалось, поскольку канцлером стал социал-демократ В. Брандт. Суть его политики заключалось в том, что объединение территории Германии больше не выступало как обязательное условие для установления отношений Востока и Запада. Оно откладывалось на будущий период как ключевая цель многосторонних переговоров. Благодаря этому был заключен Московских договор 12 августа 1970 г. В соответствии с ним, стороны обязались соблюдать целостность всех стран Европы в рамках их фактических границ. ФРГ, в частности, признала западные пределы Польши. И линию с ГДР. Немаловажным этапом стало также подписание осенью 1971 г. четырехстороннего договора по Зап. Берлину. Это соглашение подтверждало необоснованность политических и территориальных претензий на него со стороны ФРГ. Это стало абсолютной победой СССР, поскольку были выполнены все условия, на которых Советский Союз настаивал с 1945 г.

Оценка позиции Америки

Вполне благоприятное развитие событий позволило руководству СССР укрепиться во мнении о том, что на международной арене произошло кардинальное смещение соотношения сил в пользу Советского Союза. И государств социалистического лагеря. Позиция Америки и империалистического блока оценивалась Москвой как "ослабленная". Такая уверенность строилась на нескольких факторах. Ключевыми обстоятельствами выступало продолжающееся усиление национально-освободительного движения, а также достижение военно-стратегического паритета с Америкой в 1969 г. по числу ядерных зарядов. В соответствии с этим, наращивание типов вооружения и их совершенствование, по логике руководителей СССР, выступало в качестве неотъемлемой части борьбы за мир.

ОСВ-1 и ОСВ-2

Необходимость достижения паритета придала актуальности вопросу о двустороннем ограничении вооружения, в особенности баллистических межконтинентальных ракет. Большое значение в этом процессе имел визит Никсона в Москву весной 1972 г. 26 мая было подписано Временное соглашение, определяющее ограничительные меры в отношении стратегических вооружений. Этот договор получил название ОСВ-1. Он был заключен на 5 лет. Соглашение ограничивало количество баллистических межконтинентальных ракет США и СССР, запускаемых с подлодок. Допустимые уровни для Советского Союза были выше, так как Америка обладала вооружением, несущим боеголовки с разделяющимися элементами. Вместе с этим количество самих зарядов в соглашении не оговаривалось. Это позволяло, не нарушая договор, добиться одностороннего преимущества в данной области. ОСВ-1, таким образом, не останавливало гонки вооружений. Формирование системы соглашений было продолжено в 1974 г. Л. Брежневу и Дж. Форду удалось договориться о новых условиях ограничения стратегических вооружений. Подписание соглашения ОСВ-2 предполагалось осуществить в 77-м году. Однако этого не случилось, в связи с созданием в США "крылатых ракет" - нового вооружения. Америка категорически отказалась учитывать в отношении них предельные уровни. В 1979 г. договор все-таки был подписан Брежневым и Картером, однако Конгресс США его так и не ратифицировал до 1989 г.

Результаты политики разрядки

За годы реализации Программы мира были достигнуты серьезные продвижения в сотрудничестве Востока и Запада. Общий объем товарооборота повысился в 5 раз, а советско-американский - в 8. Стратегия взаимодействия сводилась к подписанию с западными компаниями крупных договоров на закупку технологий или строительство заводов. Так на рубеже 60-70-х гг. в рамках соглашения с итальянской корпорацией "Фиат" был создан ВАЗ. Но это событие скорее можно отнести к исключениям, чем к правилу. Международные программы в большей своей части ограничивались нецелесообразными командировками делегаций. Импорт зарубежных технологий осуществлялся по непродуманной схеме. На действительно плодотворное сотрудничество негативно влияли административно-бюрократические препятствия. В результате многие контракты не оправдывали ожиданий.

Хельсинский процесс 1975 г.

Разрядка в отношениях Востока и Запада, однако, принесла свои плоды. Она позволила созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Первые консультации состоялись в 1972-1973 гг. Страной, принявшей СБСЕ, стала Финляндия. государства) стали центром обсуждения международной обстановки. На первые консультации съехались министры иностранных дел. Первый этап проходил с 3 по 7 июля 1973 года. Площадкой для следующего раунда переговоров стала Женева. Второй этап проходил с 18.09.1973 г. по 21.07.1975 г. Он предполагал несколько туров продолжительностью в 3-6 мес. На них переговоры вели делегаты и эксперты, выдвинутые странами-участницами. На втором этапе шла разработка и последующее согласование договоренностей по пунктам повестки общего собрания. Площадкой третьего раунда стала вновь Финляндия. Хельсинки принимали высших государственных и политических руководителей.

Участники переговоров

Хельсинкские соглашения обсуждались:

  • Ген. секретарем Брежневым.
  • Президентом Америки Дж. Фордом.
  • Федеральным канцлером ФРГ Шмидтом.
  • Президентом Франции В. Жискар д"Эстэном.
  • Премьер-министром Великобритании Вильсоном.
  • Президентом Чехословакии Гусаком.
  • Первым секретарем ЦК СЕПГ Хоннекером.
  • Председателем Госсовета Живковым.
  • Первым секретарем ЦК ВСРП Кадаром и другими.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе проводилось при участии представителей 35 государств, в числе которых были должностные лица Канады и США.

Принятые документы

Странами-участницами была утверждена Хельсинкская декларация. В соответствии с ней, провозглашались:

  • Незыблемость границ государств.
  • Взаимный отказ от использования силы при разрешении конфликтов.
  • Невмешательство во внутреннюю политику государств-участников.
  • Уважение прав человека и прочие положения.

Кроме этого, главы делегаций подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В нем содержались договоренности, подлежащие исполнению как единое целое. Основными направлениями, зафиксированными в документе, были:


Ключевые принципы

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе включал в себя 10 положений, в соответствии с которыми определялись нормы взаимодействия:

  1. Суверенное равенство.
  2. Неприменение силы либо угрозы ее использования.
  3. Уважение суверенных прав.
  4. Территориальная целостность.
  5. Нерушимость границ.
  6. Уважение свобод и прав человека.
  7. Невмешательство во внутреннюю политику.
  8. Равноправие народов и их право самостоятельно распоряжаться собственной судьбой.
  9. Взаимодействие между странами.
  10. Исполнение международных правовых обязательств.

Хельсинкский Заключительный акт выступал как гарантия признания и нерушимости послевоенных границ. Это было выгодно в первую очередь СССР. Кроме этого, Хельсинский процесс позволил сформулировать и наложить на все страны-участницы обязательства по неукоснительному соблюдению свобод и прав человека.

Краткосрочные последствия

Какие перспективы открывал Хельсинский процесс? Дата его проведения считается историками апогеем разрядки напряженности на международной арене. СССР больше всего интересовал вопрос послевоенных границ. Для советского руководство было крайне важно добиться признания неприкосновенности послевоенных границ, территориальной целостности стран, что означало международное правовое закрепление сложившейся в Восточной Европе ситуации. Все это произошло в рамках компромисса. Вопрос о правах человека - проблема, интересовавшая посетившие Хельсинский процесс. Год проведения СБСЕ стал отправной точкой для развития в СССР. Международное правовое закрепление обязательности соблюдения прав человека позволило начать кампанию по их защите в Советском Союзе, которую активно на тот момент проводили западные государства.

Стоит сказать, что с 1973 г. проходили обособленные переговоры между представителями стран-участниц Варшавского договора и НАТО. Обсуждался вопрос о сокращении вооружений. Но предполагаемого успеха достичь так и не удалось. Это было обусловлено жесткой позицией государств Варшавского договора, которые превосходили НАТО по обычным типам вооружения и не хотели их сокращать.

Военно-стратегический баланс

Хельсинский процесс закончился компромиссом. После подписания итогового документа СССР стал чувствовать себя хозяином и начал устанавливать в ЧССР и ГДР ракеты СС-20, отличавшиеся средним радиусом действия. Ограничение по ним не предусматривалось по договорам ОСВ. В рамках кампании, направленной на защиту прав человека, резко активизировавшейся в западных странах после того, как закончился Хельсинский процесс, позиция Советского Союза стала очень жесткой. Соответственно, США предприняли ряд ответных мер. После отказа ратифицировать договор ОСВ-2 в начале 80-х гг., Америка разместила ракеты ("Першинг" и "крылатые") в Западной Европе. Они могли достигать территории СССР. В результате установился военно-стратегический баланс между блоками.

Дальнесрочные последствия

Гонка вооружений достаточно негативно сказывалась на экономическом состоянии стран, чья военно-промышленная направленность не снижалась. Паритет с США, достигнутый до того, как начался Хельсинский процесс, касался в первую очередь баллистических межконтинентальных ракет. С конца 70-х гг. общий кризис стал негативно сказываться на оборонных отраслях. СССР постепенно начал отставать по некоторым типам вооружения. Выявилось это после появления у Америки "крылатых ракет". Более очевидным отставание стало после начала разработки программы по "стратегической оборонной инициативе" в США.

1 августа 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки представители Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии подписали заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Совещание было созвано по предложению социалистических государств-участников Варшавского договора и проходило в три этапа. С 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки совещались министры иностранных дел. Второй этап совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. турами продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. Завершающим аккордом стала встреча в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г. высших государственных и политических лидеров.

Межгосударственные договорённости были сгруппированы в несколько разделов.

В первом разделе, относящемся к вопросам безопасности в Европе, были сформулированы 10 принципов, определяющих правила и нормы взаимоотношений и сотрудничества всех государств - участников Совещания: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Второй раздел согласовывал основные сферы сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды.

Третий раздел включал вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье.

Четвёртый раздел содержал положения о сотрудничестве в сфере культуры, образования, информации и других гуманитарных областях, при соблюдении согласованных принципов межгосударственных отношений, в том числе принципов невмешательства во внутренние дела и уважения суверенных прав государств.

Подлинник Заключительного акта был составлен на английском, испанском, итальянском, немецком, русском и французском языках, и передан правительству Финляндской Республики для хранения в её архивах. Каждое из государств-участников получило заверенную копию Акта.

Договорённость по вопросу о дальнейших шагах после совещания предусматривала продолжение многостороннего процесса, начатого общеевропейским совещанием, результатом чего стал целый ряд новых соглашений, призванных предотвращать межгосударственные конфликты и преодолевать их последствия. В 1994 г. Совещание было переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Лит.: Загорский А. В. Хельсинкский процесс: (Переговоры в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1972-1991). М., 2005; Крохин В. А. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1976; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: сайт. 1995-2015. URL : http:// www. osce. org/ ; Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки, 1975; Червов Я. Ф. Хельсинкское совещание // Советская военная энциклопедия. Т. 8. М., 1976; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// militera. lib. ru/ enc/ enc1976/ index. html .

См. также в Президентской библиотеке:

Родился советский государственный деятель, дипломат Андрей Андреевич Громыко // День в истории. 18 июля 1909 г .



Loading...Loading...