Приказы в XVII веке в России. Приказы как органы власти на руси

акт руководителя органа государственного управления, госучреждения. В Вооруженных Силах - письменное или устное распоряжение начальника подчиненным, являющееся для них законом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРИКАЗЫ

органы центр. управления в России 16 - нач. 18 вв. Их наименование произошло от термина "приказ", употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. 16 в. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. В отличие от временных "путей" (формы управления периода феод. раздробленности), П. были постоянно действующими учреждениями. Каждый П. был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоят. штат. Но приказная система представляла собой только нач. этап централизации гос. аппарата. Она не имела стройного внутр. единства и четкого разграничения функций между отд. учреждениями; для многих П. было характерно совмещение суд., адм. и финанс. функций, а также соединение функционального управления с территориальным. Зарождение приказной системы происходит в кон. 15 - нач. 16 вв. Большинство исследователей (А. А. Зимин, А. К. Леонтьев и др.) появление П. связывает с перестройкой великокняж. дворцово-вотчинного управления, в результате к-рой были созданы дворцовые учреждения - Казна и Большой дворец. А. В. Чернов считает, что П. выросли непосредственно из личных поручений, к-рые давались вел. князьями отд. должностным лицам из среды господств. класса. Основой создания П. послужили дьяческий штат Казны и врем. боярские комиссии, создававшиеся для решения отд. вопросов. Специализация дворцовых дьяков по отд. вопросам гос. управления приводила к выделению этих вопросов в отд. ведомства, а затем в самостоят. учреждения. Они получили назв. дьячьих изб, а позднее - П. В складывании приказной системы важную роль сыграли преобразования сер. 16 в. В это время сложилась осн. сеть постоянных П., число к-рых к кон. 16 в. достигло 22. Воен. реформы привели к оформлению Разрядного П., ведавшего личным составом и службой поместного войска и Поместного П., к-рому было поручено обеспечение этого войска землей. К этому же времени относится создание Стрелецкого П., ведавшего др. частью рус. армии - стрелецким войском. Перестройка системы ямской гоньбы привела к созданию Ямского П. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного П. Расширение междунар. связей способствовало обособлению Посольского П. и т. д. Следствием сохранявшихся остатков разобщенности отд. земель, вошедших в состав гос-ва, явилось создание наряду с общегос. финанс. П. Большого прихода терр. судебно-адм.-финанс. четвертей (см. Чети), а также специальных суд. П. с областной компетенцией. Расширение границ на Ю.-В. положило начало существованию П. Казанского дворца. В 1-й пол. 17 в., после освобождения страны от польск. и швед. интервентов, перед царским пр-вом встали задачи по организации обороны страны и восстановлению ее х-ва, что определило на первых порах направления дальнейшего развития приказной системы. Пр-во восстановило временно ликвидированные П. (Каменный, Аптекарский, Книгопечатного дела и др.) и создало большое количество новых. Только в 1613-19 было организовано 11 П. При этом наблюдалась тенденция к дроблению однородных функций между различными учреждениями. В области воен. управления были созданы П.: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов одновременно с П. Большого прихода начали действовать П. Новой четверти и Большой казны, а полномочия терр. четвертей были значительно расширены. В 1-й пол. 17 в. создавались также врем. П., к-рые, выполнив поставленные перед ними частные задачи, прекращали свое существование. В воен. время возникали П. Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег и др. Врем. характер носили также многочисл. сыскные П. В результате к сер. 17 в. число постоянно действующих П. возросло почти вдвое по сравнению с кон. 16 в., а вместе с временными их насчитывалось ок. 80. В эти годы имели место и попытки централизации управления путем объединения руководства неск. П. в одних руках. Во 2-й пол. 17 в., особенно на рубеже 17-18 вв., громоздкая и сложная сеть П. была не в состоянии справиться с теми задачами, к-рые ставило перед ними складывающееся абсолютистское гос-во. Возникновение новых областей управления и расширение гос. границ вело к учреждению новых П., что еще более затрудняло слаженность работы гос. аппарата. Уже в 50-60-х гг. пр-во пыталось перестроить работу центр. учреждений. Были созданы П. Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных П. и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 80-х гг. пр-во провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Оно провело объединение большинства четвертей с Посольским П., создало на базе П. Большой казны крупное финанс. учреждение, в к-ром слились П. Большого прихода и Новой четверти, передав ему значит. часть финанс. функций четвертой. Укрупнения П. производились и в 1699-1701. Но отд. улучшения не смогли внести существенных изменений в общий строй приказного управления. Создание учреждений нового типа (их первоначально также наз. П.) и ликвидация приказной системы происходили в нач. 18 в. В 1698 был организован Военно-Морской П., в 1700 - Адмиралтейский, в 1701 - Артиллерийский и т. д. Реформа аппарата управления и введение в 1718-1720 коллегий привели к ликвидации приказной системы в целом. На протяжении 1-й четв. 18 в. прекратило свое существование подавляющее большинство П. Лишь немногие из них продолжали функционировать и позднее (до 1763 сохранился, напр., Сибирский П.). П. находились в непосредств. ведении царя и Боярской думы. Руководство П. было коллегиальным. Стоявшие во главе П. лица получили назв. судей (от суд. функций большинства П.). Состав судей был различным. В 16 в. среди них преобладали дьяки, в 17 в. нек-рые крупные П. возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших П. (Разрядного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили в состав судейских коллегий, руководили делопроизводством П. Непосредств. делопроизводство велось подьячими. В штат П. входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава П. ("приказных людей") колебалось от 3 до 400 чел. Первоначально П. не имели внутр. структурного деления. Оно появилось примерно с нач. 17 в., когда с усложнением деятельности П. начали создаваться столы или повытья, образовывавшиеся по функциональным или терр. принципам. Пестрота, разнохарактерность П., нечеткость в распределении между ними областей управления на всем протяжении их существования привели к тому, что в ист. лит-ре сложилось неск. классификац. схем для разделения П. по характеру их деятельности. Наиболее распространенным, хотя и не лишенным условности, является следующее деление П.: все П. разделяются на гос. и дворцовые; гос. П. в свою очередь разделяются на П., ведавшие вопросами внеш. политики, и П. с внутриполитич. компетенцией; последние - на П. общегос. и обл. значения; и, наконец, П. с гос. компетенцией делятся на адм., финанс. и судебные. Термин "П." применялся не только к центр. учреждениям. П. наз. также нек-рые местные дворцовые учреждения, как, напр., возникшие в 20-х гг. 17 в. Новгородский и Псковский дворцовые П., находившиеся в ведении П. Большой казны. Назв. П. употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Список приказов 16-17 вв.1 Аптекарский (Аптекарская палата), 1594/95-1714; первоначально дворцовый, впоследствии общегос. учреждение, ведал вопросами мед. службы. Астраханских дел, упомянут в 1643. Большого дворца (Большой дворец), 1534-1728; ведал дворцовым х-вом, населением дворцовых волостей, а также Хлебным, Кормовым и Сытным дворами. Большого прихода (Большой приход), 1554/55-1699; ведал сборами с населения: в 16 в. - прямыми и косвенными, в 17 в. - гл. обр. таможенными. Большой казны (Большая казна), 1621/22-1718; ведал сборами прямых налогов с торг. и ремесл. населения городов, монетным делом, казенной пром-стью; с 1680 - таможенными и кабацкими сборами. Бронный, 1573 - 1-я пол. 17 в.; осуществлял контроль за изготовлением воен. доспехов. Великого княжества Литовского (Литовский, Литовских управных дел), 1657-1674/75 (соединен с Устюжской четвертью); создан для управления завоеванными с 1654 землями Литвы. Великой России, 1687/88-1700; ведал управлением терр. слободских полков (Сумского, Харьковского и др.). Верхней типографии, 1680-?; ведал придворной типографией. Владимирской четверти (Владимирская четь, Владимирский), 60-70-е гг. 16 в. - 1690, терр. назв. с 1629; ведал управлением 26-30 городов с уездами (Владимиром, Мценском, Орлом и др.). Галицкой четверти (Галицкая четь, Галицкий), 60-70-е гг. 16 в. - 1680 (соединен с Посольским П.), терр. назв. с 1606; ведал управлением 22-25 городов с уездами (Галичем, Белоозером, Шуей и др.). Городового дела, 1638-44; ведал строительством системы укреплений по юж. границе гос-ва. Денежного и хлебного сбора, в 17 в. неоднократно возобновлял свою деятельность; временный, создававшийся в воен. время, ведал натуральными и ден. сборами на воен. нужды. Денежной раздачи, в 17 в. неоднократно возобновлял свою деятельность; временный, создававшийся в воен. время, ведал раздачей жалования ратным людям. Доимочный, 70-е гг. 17 в. - 1701; ведал сбором недоимок за прошлые годы. Житный (Житных дворов), 16 в. - 80-е гг. 17 в. (соединен со Стрелецким П.); дворцовый, ведал приемом и выдачей казенных припасов, поступавших для хранения на Житные дворы. Записной, 1657-59; ведал составлением истории династии Романовых. Земский (Земский двор), 1564-1699; ведал управлением Москвы, сбором налогов с ее тяглого населения, судом по уголовным и гражд. делам. Золотых дел (Золотой), 1624-56 (соединен с Серебряным П. в П. Золотых и серебряных дел); дворцовый, ведал надзором за изготовлением золотых ювелирных изделий для нужд двора, руководил Золотой палатой. Золотых и серебряных дел, 1656-1700 (соединен с Оружейной палатой); дворцовый, ведал надзором за изготовлением ювелирных изделий для нужд двора, руководил Золотой и Серебряной палатами. Иконный, 1622-53; ведал дворцовыми иконописцами, работавшими в иконописной палате. Иноземский (Иноземный), 1624-1701 (соединен с П. Рейтарских дел); ведал иностранцами, поступившими на рус. службу. Казанского дворца (Казанский дворец, Мещерский дворец), 60-е гг. 16 в. - 1709; ведал терр., присоединенной к России в 16 в. после завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, в 17 в. часть земель переходит в ведение др. П. Казачий (Казачий разряд, П. сбора казачьих кормов), 1613-43; ведал сбором хлеба на жалование казакам и служилым людям по прибору. Казенный (Казенный двор), 1512-1700 (соединен с П. Большого дворца); дворцовый, являлся хранилищем царской вещевой казны, а также ведал ремесленниками, к-рые ее изготовляли (скорняками и др.). Калмыцких дел, 1661; ведал переговорами с калмыцкими тайшами по поводу принятия ими рус. подданства. Каменных дел (Каменный), 1583/84, 1615/16-1700 (соединен с П. Большого дворца); ведал казенным каменным строительством, заготовкой строит. материалов и записными каменщиками и кирпичниками. Княжества Смоленского (Смоленский), 1663/64-1712; ведал управлением смоленскими землями, возвращенными в ходе рус.-польск. войны 1654-67. Конюшенный, 1573-1728; ведал царским выездом и сборами пошлин с торговли лошадьми. Костромской четверти (Костромская четь, Костромской, Ярославская четверть), 60-70-е гг. 16 в. - 1700 (в 1680 соединен со Стрелецким П.), терр. назв. с 20-х гг. 17 в.; ведал управлением 17-22 городов с уездами (Кострома, Ярославль, Муром и др.). Купецких дел, 1664-78; ведал оценкой мехов и др. вопросами, связанными с погран. торговлей рус. купцов (был подчинен Сибирскому П.). Литовских полоняничных дел, 1634-36; создан для решения судьбы пленных, захваченных во время рус.-польск. войны 1633-34. Лифляндских дел (Лифляндский земский П.), 1658-62; ведал землями, завоеванными в Лифляндии во время русско-швед. войны 1656-61. Ловчий, 1509 - 1-я пол. 17 в., дворцовый; ведал царской охотой. Малой России (Малороссийский), 1662-1722 (в 1667 подчинен Посольскому П.); ведал отношениями с Украиной, имевшей автономное управление. Мещанского суда, 1666; ведал судом над белорус. населением Мещанской слободы в Москве. Монастырский, 1650-75, 1701-25; ведал хоз. делами монастырей, с 1701 и суд. делами церковнослужителей. Мушкетного дела, 1663-64; ведал изготовлением ручного огнестрельного оружия (был подчинен Оружейной палате). Новгородской четверти (Новгородский), 60-70-е гг. 16 в. - 1720 (в 1680 подчинен Посольскому П.), терр. назв. с 1601; ведал управлением 21-33 городов с уездами (Новгород, Псков, Архангельск, Вологда и др.). Новой аптеки, 1673-74 (соединен с Аптекарским П.); создан в связи с постройкой новой аптеки в Москве. Новой четверти (Новая четь, Кабацкий П.), 1619-1680 (соединен с П. Большой казны); ведал кабацкими сборами с Москвы и юж. городов (до 1665), борьбой с корчемством, в 1678 и сношениями с калмыками. Оружейной палаты (Оружейный), 1-я пол. 16 в., возобновлен в 1613 - до 20-х гг. 18 в.; ведал произ-вом холодного и ручного огнестрельного оружия. Панихидный (П. у вечного поминка), 1628-97; ведал поминанием лиц царской семьи. Панский, 1614-23; ведал служилыми иностранцами, выходцами из стран Зап. Европы. Патриарший дворцовый, 1620-1726 (в 1701 - передан в ведение Монастырского П., в 1721 - Синода, в 1726 соединен с Коллегией экономии); ведал управлением патриаршим х-вом, сборами с раскольников и др. Патриарший казенный, 1617/18-1726 (в 1701 передан в ведение Монастырского П., в 1721 - Синода, в 1726 соединен с Коллегией экономии); ведал сбором налогов, поступавших в патриаршую казну. Патриарший судный (Патриарший разряд, Патриарший духовный), нач. 17 в. - 1700; ведал суд. делами о преступлениях против веры, назначением духовенства на должности и др. Патриарший церковных дел, 1674-90; ведал надзором за благочинием в церквах и поведением духовенства. Печатный, 16 в. - 1722; ведал хранением и прикладыванием гос. печатей и сбором печатных пошлин (был подчинен Посольскому П.). Печатный (Книгопечатного дела), 1553-1722 (преобразован в Типографскую контору при Синоде); ведал работой Моск. печатного двора. Полковых дел, упомянут в 1661 (был подчинен П. Казанского дворца). Полоняничный, сер. 16 в. - 1679; ведал выкупом рус. населения, попавшего в плен. Поместный, 1577-1720 (в 1712 подчинен Сенату); ведал вопросами феод. землевладения, судом по земельным спорам, описанием земель. Посольский, 1549-1720; ведал сношениями с иностр. гос-вами. Постельничий, 1573 (по мнению А. К. Леонтьева, 50-е гг. 16 в.) - 1-я пол. 17 в., дворцовый; ведал царской спальней, а также лицами, обслуживавшими царскую семью. Преображенский (до 1695 - Преображенская канцелярия), 1686-1729; ведал "потешными" полками, позднее - проведением рекрутских наборов, полицейской службой, с 1697 - делами о гос. преступлениях. Приказных дел, 1622-60-е гг. 17 в.; исполнял особые поручения, являлся апелляционной инстанцией для суд. дел Поместного и Холопьего П. Пушкарский, 1677-1700; ведал артиллерией рус. армии и обслуживающим ее населением, в его управлении находились казенный Пушечный двор и пороховые мельницы. Разбойный (с 80-х гг. 17 в. - Разбойный сыскной), 1555/56 (по мнению А. К. Леонтьева, 1539) - 1701; ведал контролем за решением уголовных дел в приказных избах. Разрядный (Разряд, Большой разряд), 1555/56 (по мнению А. К. Леонтьева, 30-е гг. 16 в.) - 1711; ведал обороной гос-ва, учетом и управлением служилыми людьми, назначением на гражд. должности, 33 погран. городами с уездами. Ратных дел, 1633; функции неясны. Рейтарский, 1649-1701 (соединен с Иноземским П.); ведал полками "нового строя". Розыскных дел, 1689-94; создан для следствия по делу Ф. Л. Шакловитого и его сообщников. Рудного сыска, 1642-1709 или 1710; ведал организацией разведок залежей полезных ископаемых. Сбора даточных людей (Сбора ратных и даточных людей, Сбора ратных и доимки даточных людей), 1633 - кон. 30-х гг. 17 в., 1651-54 (соединен с П. Костромской четверти), временный; ведал набором тяглых людей для тыловых работ в воен. время, занимался также комплектованием драгунских и солдатских полков. Сбора немецких кормов (П. немецких кормов, п. сбора хлебных и мясных запасов), 1632 - кон. 30-х гг. 17 в.; ведал сбором продовольствия для наемных иностр. войск на рус. службе. Сбора пятинных и запросных денег (Сбора пятинных и земских денег), 1616-18, 1632-37, временный; ведал сбором чрезвычайных налогов, идущих на воен. нужды. Сбора ратных людей, 1637-1654; ведал проведением набора людей и сбора ден. средств для обороны юж. границ гос-ва. Сбора стрелецкого хлеба, 1672-1697; ведал натуральными сборами на армию. Семеновский, между 1688 и 1693-1718; ведал формированием Семеновского полка и сбором средств на его содержание. Серебряный (Серебряная палата), упомянут в 1613-56 (соединен с П. Золотых дел, в П. Золотых и серебряных дел); ведал ювелирными работами для нужд двора. Сибирский, 1637-1727, 1730-17 63; ведал управлением Сибири. Соборного дела, упомянут в 1653; ведал живописными и ремонтными работами в кремлевских соборах. Сокольничий, 1550 - 2-я пол. 17 в.; дворцовый, ведал придворной соколиной охотой. Ствольный, 1647-66; ведал изготовлением стволов для ручного огнестрельного оружия (был подчинен Оружейной палате). Стрелецкий (П. Надворной пехоты), 1571-1701 (реорганизован в П. Земских дел); ведал стрелецкими полками, в 1672-83 - также сбором стрелецкого хлеба и стрелецких денег. Строения богаделен, 1670-80; ведал постройкой богаделен в Москве и др. городах. Судный, 1699-1700; ведал суд. делами служилых людей. Судный Владимирский, 1582/83-1699 (объединен с Московским судным П. и переименован в Судный П.); ведал суд. делами высшего слоя служилых людей (думных и моск. чинов). Судный дворцовый, 1664/65-1709; ведал суд. делами дворцовых служителей. Судный Дмитровский, 1595 - нач. 17 в.; ведал суд. делами служилых людей Дмитровского уезда, неподсудных местным воеводам. Судный Казанский, 1591-1719; ведал суд. делами служилых людей Ср. и Ниж. Поволжья. Судный Московский, 1598-1699 (объединен с Владимирским и переименован в Судный П.); ведал суд. делами служилых людей Моск. и др. уездов. Счетный (Счетных дел, Столовых и счетных дел), 1656-77/78; осуществлял финанс. контроль за деятельностью центр. учреждений, с 1670 ведал сбором недоимок. Сыскной (Сыскных дел), 1619; создан для разбора жалоб, гл. обр. по земельным делам. Сыскной, 1638-42; ведал сыском посадских людей, заложившихся за вотчинников в Москве и Ярославле. Сыскной, 1648-52; проводил "посадское строение", 1649-52. Сыскной (Сыскных заставных дел), 1657-60-е гг. 17 в.; создан для выяснения размеров опустошений после эпидемии 1654-55; ведал предупредительными санитарными мерами. Сыскной, 1662; создан для следствия над участниками Моск. восстания 1662. Тайных дел (Тайный), 1654-76; собств. канцелярия царя; осуществлял контроль за деятельностью гос. учреждений, ведал делами о политич. преступлениях, с 1663 и дворцовыми землями. Устюжской четверти (Устюжский), 60-70-е гг. 16 в. - 1680 (соединен с Посольским П.), терр. назв. с 1611; ведал управлением 22-26 городов с уездами (Устюг, Сольвычегодск, Можайск и др.). Хлебный, 1663-83; ведал натуральными сборами для армии, а также житницами, в к-рые свозился "стрелецкий хлеб", управлял нек-рыми дворцовыми вотчинами (Скопин, Романов и др.). Холопий (Холопьего суда), 50-70-е гг. 16 в. - 1681, 1683-1704; ведал регистрацией кабальных актов и суд. делами о холопах. Царевой мастерской палаты, 1613 - нач. 18 в.; ведал изготовлением царской одежды и мастеровыми людьми, ее изготовлявшими. Царицыны мастерской палаты (Постельный), 1656 (по мнению С. К. Богоявленского, 1626) - 1701; ведал изготовлением одежды для цариц и царских детей, а также дворцовым населением Кадашевской слободы и с. Брейтова. Челобитный, упомянут в 1550, 1613-85 (соединен с Владимирским судным П.); являлся апелляционной инстанцией по делам др. приказов, в него поступали все челобитные на имя царя. Ямской, 1550-1723; ведал организацией ямского дела. Лит.: Вернер И. И., О времени и причинах образования Моск. приказов, М., 1907; Веселовский С. Б., Приказный строй управления Моск. гос-ва, К., 1912; Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.-Л., 1946; Зимин A. A., О сложении приказной системы на Руси, "Доклады и сообщения Ин-та истории АН СССР", в. 3, М., 1954; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Рус. гос-ве, (М.), 1961; Устюгов Н. В., Эволюция приказного строя Рус. гос-ва в XVII в., "Абсолютизм в России", сб. ст., М., 1964; Чернов А. В., О зарождении приказного управления в процессе образования Рус. централизованного гос-ва, "Тр. МГИАИ", т. 19, М., 1965. Н. P. Демидова. Москва. -***-***-***- 1 Список составлен на основе имеющейся литературы. В нем нет части сыскных П. 17 в. и П., созданных в последние годы 17 в. и нач. 18 в. Из множества сыскных П. в список включены наиболее значительные, действовавшие сравнительно долгое время. П. последних лет 17 в. и нач. 18 в. - Адмиралтейский, Артиллерийский, Военно-Морских дел, Провиантский, Земских дел (1701), Синодальный дворцовый и др. - в список не включены потому, что они представляли собой новый тип центр. учреждений, отличный от П. 16-17 вв. В списке после назв. П. указаны крайние даты его существования и функции П. (как правило, первая дата имеет в виду первое упоминание в источниках приказной избы или П.). Упразднение и восстановление П. показаны перерывом в датах (напр., Монастырский, 1650-75, 1701-25). П. в списке даны в алфавитном порядке.

ПРИКАЗЫ - органы центрального управления в России в конце XV- первой четверти XVIII веках, первые в стране собственно государственные учреждения, пришедшие на смену великокняжескому дворцово-вотчинному управлению.

Ста-нов-ле-ние при-каз-ной сис-те-мы бы-ло вы-зва-но ус-лож-не-ни-ем за-дач, встав-ших пе-ред на-ро-ж-дав-шей-ся мо-нар-хи-ей в свя-зи с фор-ми-ро-ва-ни-ем Русского государства во второй половины XV века. На на-чаль-ном эта-пе за-ро-ж-де-ния приказов их со-став фор-ми-ро-вал-ся из дья-че-ско-го шта-та Каз-ны, Боль-шо-го двор-ца (смотрите в статье Двор-цы) и, воз-мож-но, ко-мис-сий Бо-яр-ской ду-мы.

При-каз-ная сис-те-ма, в це-лом сло-жив-шая-ся в 1530-1570-х годах, не от-ли-ча-лась функ-цио-наль-ной чёт-ко-стью: ка-ж-дый приказ об-ла-дал как ис-пол-ни-тель-ной, так и су-деб-ной вла-стью, од-но-род-ные функ-ции ис-пол-ня-ли раз-лич-ные приказы - в за-ви-си-мо-сти от ка-те-го-рии на-се-ле-ния и от тер-ри-то-рии, на ко-то-рые рас-про-стра-ня-лись их пол-но-мо-чия.

Сре-ди приказов при-ня-то вы-де-лять двор-цо-вые, ве-дав-шие хо-зяй-ст-вом го-су-да-ря, об-ще-го-су-дар-ст-вен-ные (от-рас-ле-вые, тер-ри-то-ри-аль-ные, тер-ри-то-ри-аль-но-от-рас-ле-вые), а так-же пат-ри-ар-шие и ми-тро-по-ли-чьи. Для ре-ше-ния от-дель-ных, как пра-ви-ло, экс-т-ра-ор-ди-нар-ных за-дач соз-да-ва-лись вре-мен-ные приказы (например, Де-неж-но-го сбо-ра при-каз). Цен-тра-ли-за-ция государственного управ-ле-ния на про-тя-же-нии все-го XVII века осу-ще-ст-в-ля-лась пу-тём пе-ре-да-чи ру-ко-вод-ства не-сколь-ки-ми приказам од-но-му ли-цу (князю И.Б. Чер-кас-ско-му, Ф.И. Ше-ре-ме-те-ву, Б.И. Мо-ро-зо-ву, И.Д. Ми-ло-слав-ско-му , И.М. Ми-ло-слав-ско-му и другим). В 1655-1676 годы над-зор за дея-тель-но-стью всех приказов от име-ни ца-ря осу-ще-ст-в-лял Тай-ных дел при-каз. Фор-ми-ро-ва-ние при-каз-ной сис-те-мы про-ис-хо-ди-ло од-но-вре-мен-но с со-з-да-ни-ем ор-га-нов са-мо-управ-ле-ния на мес-тах - зем-ских изб (смотрите в статье «Зем-ское управ-ле-ние») и губ-ных уч-ре-ж-де-ний.

К двор-цо-вым приказам от-но-си-лись Боль-шо-го двор-ца при-каз (1501 год, до 1527 года Двор-цо-вая из-ба), Ко-ню-шен-ный при-каз (1548 год, до 1573 года Ко-ню-шен-ная из-ба), Ка-зён-ный при-каз (начало 1580-х годов) и другие. Юрис-дик-ция важ-ней-ших об-ще-государственных от-рас-ле-вых приказов рас-про-стра-ня-лась главным образом на центр. уез-ды стра-ны (Ям-ской при-каз,Раз-ряд-ный при-каз, Стре-лец-кий при-каз, По-ме-ст-ный при-каз, По-соль-ский при-каз, Раз-бой-ный при-каз, Боль-шо-го при-хо-да при-каз). Од-но-вре-мен-но с ни-ми в середине XVI века об-ра-зо-ван об-ще-государственный тер-ри-то-ри-аль-ный Ка-зан-ско-го двор-ца при-каз (в 1637 году из не-го вы-де-лил-ся Си-бир-ский при-каз), ис-пол-няв-ший те же функ-ции, что и от-рас-ле-вые приказы, но на оп-ре-де-лён-ной тер-ри-то-рии. Схо-жи-ми с ним бы-ли при-каз Великого княжества Ли-тов-ско-го (1656-1666 годы; в 1673-1710 годах вме-сто не-го дей-ст-во-вал при-каз княжества Смо-лен-ско-го), Ма-ло-рос-сий-ский при-каз (1662-1722 годы) и ве-дав-ший Сло-бод-ской Ук-раи-ной Ве-ли-кой Рос-сии при-каз (1687-1700 годы). К тер-ри-то-ри-аль-но-от-рас-ле-вым приказам от-но-си-лись Вла-ди-мир-ский суд-ный при-каз, Мо-с-ков-ский суд-ный при-каз и другие Их уз-ко-спе-циа-ли-зированные пол-номо-чия (су-деб-ные) рас-про-стра-ня-лись на од-ну и ту же ка-тего-рию лю-дей, но на раз-ных тер-ри-то-ри-ях. Каз-ной и хо-зяй-ст-вом пат-ри-ар-шей ка-фед-ры управ-ля-ли Пат-ри-ар-ший двор-цо-вый при-каз, Пат-ри-ар-ший ка-зён-ный при-каз, а ми-тро-по-личь-их ка-федр - ми-тро-по-ли-чьи ка-зён-ные и двор-цо-вые приказы. Суд над ду-хо-вен-ст-вом и ми-ря-на-ми по ду-хов-ным де-лам в Пат-ри-ар-шей об-лас-ти (епар-хии) осу-ще-ст-в-ля-ли в раз-ные го-ды Пат-ри-ар-ший раз-ряд-ный при-каз и Пат-ри-ар-ший ду-хов-ный при-каз, в епар-хи-ях - суд-ные ми-тро-по-ли-чьи при-ка-зы.

1. ПРИКАЗНОЙ СУДЬЯ (в некоторых приказах судей было 2 и более, так называемые товарищи судьи)

2. ДЬЯК (от одного до трёх; в крупных приказах - от 6 до 10 человек)

3. ПОДЬЯЧИЕ(в зависимости от возраста: старшие, средние и младшие). Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. Поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки, которые играли особую роль Число дьяков зависело от размеров и значения того или иного приказа: во многих приказах было по дьяку, в Посольском - до трех, в Разрядном - до шести, а в Поместном - до пятнадцати. В Посольском, Разрядном, Поместном, четвертных, Тайном приказах один из дьяков был думным. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворянства, иногда из духовного звания и даже крупного купечества ("гостей") Дьяки вершили дела в приказах. Вместе с судьями они обсуждали дела и выносили приговоры. Если требовался "доклад" царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при самом "докладе" Со слов царя дьяк делал на "докладе" "помету" (резолюцию), составлявшую основу царского указа. За свою службу дьяки награждались поместными и денежными окладами от 600 четвертей и 240 руб. в год. Могущество дьяков в государственном управлении объясняется тем, что в результате длительного сидения (часто пожизненного) в приказах дьяки становились незаменимыми знатоками всего государственного механизма и его делопроизводства. Это могущество дьяков приводило к служебным злоупотребле­ниям, порождало взяточничество, которые трудно было искоре­нить.

Дьякам в приказах подчинялись подьячие - канцелярские служители из дворян и детей приказных людей. Начинающий подьячий служил несколько лет без жалованья, на одни лишь "приношения" просителей. Затем его награждали небольшим денежным окладом (от 1 до 5 руб. в год). Через несколько лет подьячий переходил в "среднюю статью" и получал несколько больший оклад. Со временем подьячий мог выслужиться в "старые подьячие" с окладом до 60-65 руб. и даже получить поместный оклад. Подьячих в приказах было больше, чем дьяков: от нескольких человек
(Аптекарский, Печатный, Костромская четь) до нескольких десятков
(Посольский, Разбойный) и до нескольких сотен (Поместный). Старшие подьячие вместе с дьяками руководили составлением документов; средние - составляли тексты документов, наводили справки в архиве приказа; младшие - осуществляли техническую работу по переписке ("перебелке") документов. В штате приказов были рассыльные, сторожа и другие лица. Да и в каждом отдельном приказе было трудно разобраться просителю. Судьи решали дела так, как им было угодно, толкуя законы по-своему. Взяточничество и лицеприятие господствовали в приказах, и московские люди считали для себя сущим наказанием, если нужда гнала за каким- либо делом в приказ, - это всегда стоило много денег, занимало много времени, а в случаях сложных и запутанных грозило затянуться на всю оставшуюся жизнь. Правительство московских времён все эти проблемы хорошо знало, и не раз пробовало ввести больше порядка в приказных делах. И кое-что в этом плане действительно делалось, особенно для уменьшения взяточничества и волокиты, но сама основа всего приказного делопроизводства оставалась неизменной - то одна и та же сторона государственного хозяйства оказывалась разбитой по ведомствам отдельных приказов, то всё хозяйство и управление какой-либо одной областью сосредотачивалось в одном приказе. Интересно, что бумаги того времени, направлявшиеся в какой-либо приказ, никогда не адресовались “в такой-то приказ”, а всегда на имя судьи приказа. Произвол и властность приказных на этой почве толь крепли и росли всё больше. Московское правительство середины XVII века осознавало все неудобства этой раздробленной системы управления и стало стягивать однородные приказы в более крупные деления. Для этого или подчиняли одному приказу несколько других, или ставили одного начальника во главе нескольких однородных приказов. Посольский приказ, например, во второй половине XVII века заведовал девятью другими. Приказ счётных дел, основанный при царе Алексее Михайловиче, вёл счёт всем доходам и расходам всего государства и стягивал к себе все денежные суммы, которые оставались от текущих расходов во всех государственных учреждениях. Приказ этот как бы надзирал за финансовой деятельностью отдельных приказов и контролировал её. Крупные приказы подразделялись на столы, а столы - на повытья. В Разрядном и Поместном приказах было по 9 столов.



Столы Поместного приказа делились на 40 повытий. Столы возглавлялись дьяками, повытья - старшими подьячими.
Некоторые приказы делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности (например, в Разрядном приказе - денежный, приказный); по территориям (там же - Московский, Владимирский и пр.); по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих. В приказах существовал особый характер управления, заключавшийся в том, что спорные дела судьи рассматривали вместе с дьяками, а дела, не носящие спорный характер, рассматривали каждый в отдельности. Особенностью приказного делопроизводства была крайняя централизация управления: в приказах разрешались не только важные, но и сравнительно второстепенные дела. Большинство приказов помещалось в Кремле. В царствование Бориса Годунова между Архангельским собором и Спасскими воротами было построено двухэтажное здание. Каждый приказ занимал здесь по две-три комнаты: одна предназначалась для дьяков, другая - для подьячих, третья ("казенка") использовалась для хранения денег и документов, а иногда как кабинет судьи приказа. Просители толпились в прихожей или на улице.
В комнатах со сводчатыми потолками, глиняными или изразцовыми печами и небольшими слюдяными окошками стояли столы и лавки; на полках, в сундуках, ящиках, шкафах размещались документы. В необыкновенной тесноте по 12 и более часов в сутки, нередко даже по праздничным дням, при тусклом свете сальных свечей скрипели гусиными перьями приказные подьячие, переписывая бумаги. Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью порождала волокиту, злоупотребления и взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок; ее заменила более прогрессивная система управления - коллегиальная. В приказной период постепенно создаётся система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приёмы их составления, появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления частных актов.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………3

1. ПРИКАЗНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ XVII ВЕКА …………………………………...4

1.1 Становление приказной системы……………………………………………………….4

1.2 Структура приказа……………………………………………………………………….7

2. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В XVII ВЕКЕ ………………………………………………...10

2.1 Видовой состав документов приказного делопроизводства…………………………13

2.2 Процедура подготовки документов……………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………18

…………………………………………..19

ВВЕДЕНИЕ

Благодаря различным видам документов, которые дошли с древних времен до наших дней, мы можем узнать историю своей страны, особенности быта и различных отношений, складывающиеся в те далекие времена. Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.

Система государственного делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного государства, с сере дины XV в. Управление Московским государством сложилось из удельного княжества, в котором различные части управления поручались отдельным боярам, составляя прообразы будущих административных ведомств. Такие центральные органы государственного управления в XVI в. получили названия приказов. Основная масса приказов создается к 50-70-м годам XVI в. и получает свое развитие в XVII в.

Становлению делопроизводства в учреждениях XVII в. предшествовал период возникновения и развития документиро­вания, документального оформления явлений общественной и частной жизни людей. Появление документирования тесно и неразрывно связано с возникновением и распространением письменности. Письменность создала техническое средство для записи мыслей человека на различных материалах письма - камень, дерево, пергамент, бумага - и обмена мыслями на расстоянии и во времени.

Цель представленной работы: рассмотреть приказное делопроизводство XVII века.

Для реализации данной цели мной поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть становление приказной системы в XV-XVII века.

3. Разобрать структуру приказа

4. Рассмотреть зарождение системы делопроизводства в «приказном периоде».

5. Рассмотреть видовой состав документа и процедуру подготовки документов.

История приказной системы управления привлекала таких советских историков как:
С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин, П.А. Садиков, А.А.
Зимин, И.И. Смирнов, Н.Е. Носов, С.О. Шмидт, А.Н. Леонтьев, Н.П. Ерошкин.

Впервые в советской историографии вопросы возникновения приказной системы управления поставил А.А. Зимин, связавший создание приказной системы с реформами Ивана Грозного в 50-х годах 16 века.

В исследовании «Образование приказной системы управления в Русском государстве» (М., 1961) А.Н. Леонтьев в отличие от А.А. Зимина относит складывание системы приказов к первой половине 16 века и считает, что приказы возникли из разросшихся функций ряда существовавших в то время ведомств (дворцовые учреждения, Казна, Боярская дума).

ПРИКАЗНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ 17 ВЕКА

Становление приказной системы

Единое централизованное Русское государство образовалось в конце XV в. в результате экономического развития - общест­венного разделения труда, расширения производства и товар­ного обращения, усиления экономических связей между отдель­ными княжествами. Причиной образования централизованного государства была также потребность сосредоточения сил кня­жеств для отражения нашествий внешнего врага.

С образованием централизованного государства, центром ко­торого стало Московское княжество, начинает складываться и аппарат его государственного управления, необходимый для ре­гулирования хозяйственной и политической жизни государства. Зарождаются и развиваются высшие, центральные и местные органы государственной власти и управления.

Высшим государственным учреждением являлась Боярская дума. Она выросла из княжеской думы более раннего периода- эпизодически созывавшегося князем совещания из бояр и воль­ных слуг для решения различных вопросов государственного значения.

Как постоянно действующий орган при великом князе, Бояр­ская дума участвовала в обсуждении и решении всех вопросов- административных, хозяйственных, судебных, военных, внешне­политических. Решения Боярской думы оформлялись ее при­говорами по формуле: «царь указал и бояре приговорили». Это значит, что решения выносились от имени царя и Боярской ду­мы и что последняя являлась высшим государственным орга­ном с законодательными функциями.

Боярская дума опиралась в своей деятельности на централь­ные отраслевые органы государственного управления - прика­зы, являвшиеся исполнительными органами решений великого князя и Боярской думы. Приказы возникли из личных поруче­ний великого князя, которые он давал (приказывал) в связи с теми или иными задачами государственного управления своим доверенным лицам - боярам и дьякам. Но выполнение пору­чения нередко усложнялось и принимало длительный характер. Поэтому лицо, получившее поручение, окружало себя дьяками, подьячими; между возникшим штатом служилых людей распре­делялись отдельные функции по выполнению поручений, за­рождались структура, делопроизводство, и таким путем посте­пенно создавалось государственное учреждение - приказ.

Система приказов выросла не сразу. Приказы начали возни­кать с середины XVI в. (Разрядный, Поместный, Посольский приказы) и создавались постепенно по мере усложнения госу­дарственной жизни. К концу XVII в. их насчитывалось уже око­ло пятидесяти. К этому времени система приказов превратилась в центральный государственный аппарат, с помощью которого государство осуществляло свои функции.

Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказы были постоянно действующими учреждениями, в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций; для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.

Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов (Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.

С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег. Временный характер носили многочисленные сыскные приказы.

Приказы можно разделить на:

1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны;

2) ведавшие определенными территориями;

3) приказы дворцового управления.

Посольский приказ ведал иностранными делами. Разряд вел учет служилых людей и производил им смотры, назначал поместный оклад и денежное жалованье, ведал назначениями на службу.

Поместный приказ наделял служилых людей поместьями в размерах, назначенных Разрядом, давал разрешения на все сделки с землей и регистрировал их.

Разбойному приказу были подведомственны дела об убийствах, разбоях и кражах на территории всего государства, за исключением Москвы.

Судебные тяжбы служилых людей разбирались во Владимирском и Московском судных приказах.

В Челобитном приказе судились дьяки, подьячие (служилая бюрократия). Кроме того, он был апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным в других приказах.

Споры о холопах рассматривал приказ Холопьего суда.

К приказам с областной компетенцией относились: Земский, управлявший Москвой, Казанского дворца, Сибирский.

Приказ Большого дворца управлял дворцовым хозяйством. В него входили хлебный, кормовой, сытенный и другие дворы.

Казенный приказ ведал царской казной, Конюшенный - царскими конюшнями.

В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были предприняты попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы Большого прихода и Новой четверти. Приказу Большой казны были переданы финансовые функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий. Лишь немногие из приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года.

Структура приказа

1. ПРИКАЗНОЙ СУДЬЯ (в некоторых приказах судей было 2 и более, так называемые товарищи судьи)

2. ДЬЯК (от одного до трёх; в крупных приказах - от 6 до 10 человек)

3.ПОДЬЯЧИЕ(в зависимости от возраста: старшие, средние и младшие). Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. Поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки, которые играли особую роль Число дьяков зависело от размеров и значения того или иного приказа: во многих приказах было по дьяку, в Посольском - до трех, в Разрядном - до шести, а в Поместном - до пятнадцати. В Посольском, Разрядном, Поместном, четвертных, Тайном приказах один из дьяков был думным. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворянства, иногда из духовного звания и даже крупного купечества ("гостей") Дьяки вершили дела в приказах. Вместе с судьями они обсуждали дела и выносили приговоры. Если требовался "доклад" царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при самом "докладе" Со слов царя дьяк делал на "докладе" "помету" (резолюцию), составлявшую основу царского указа. За свою службу дьяки награждались поместными и денежными окладами от 600 четвертей и 240 руб. в год. Могущество дьяков в государственном управлении объяс­няется тем, что в результате длительного сидения (часто пожиз­ненного) в приказах дьяки становились незаменимыми знатока­ми всего государственного механизма и его делопроизводства. Это могущество дьяков приводило к служебным злоупотребле­ниям, порождало взяточничество, которые трудно было искоре­нить.

Дьякам в приказах подчинялись подьячие - канцелярские служители из дворян и детей приказных людей. Начинающий подьячий служил несколько лет
без жалованья, на одни лишь "приношения" просителей. Затем его награждали небольшим денежным окладом (от 1 до 5 руб. в год).Через несколько лет подьячий переходил в "среднюю статью" и получал несколько больший оклад. Со временем подьячий мог выслужиться в "старые подьячие" с окладом до 60-65 руб. и даже получить поместный оклад. Подьячих в приказах было больше, чем дьяков: от нескольких человек
(Аптекарский, Печатный, Костромская четь) до нескольких десятков
(Посольский, Разбойный) и до нескольких сотен (Поместный). Старшие подьячие вместе с дьяками руководили составлением документов; средние - составляли тексты документов, наводили справки в архиве приказа; младшие - осуществляли техническую работу по переписке ("перебелке") документов. В штате приказов были рассыльные, сторожа и другие лица. Да и в каждом отдельном приказе было трудно разобраться просителю. Судьи решали дела так, как им было угодно, толкуя законы по-своему. Взяточничество и лицеприятие господствовали в приказах, и московские люди считали для себя сущим наказанием, если нужда гнала за каким- либо делом в приказ, - это всегда стоило много денег, занимало много времени, а в случаях сложных и запутанных грозило затянуться на всю оставшуюся жизнь. Правительство московских времён все эти проблемы хорошо знало, и не раз пробовало ввести больше порядка в приказных делах. И кое-что в этом плане действительно делалось, особенно для уменьшения взяточничества и волокиты, но сама основа всего приказного делопроизводства оставалась неизменной - то одна и та же сторона государственного хозяйства оказывалась разбитой по ведомствам отдельных приказов, то всё хозяйство и управление какой-либо одной областью сосредотачивалось в одном приказе. Интересно, что бумаги того времени, направлявшиеся в какой-либо приказ, никогда не адресовались “в такой-то приказ”, а всегда на имя судьи приказа. Произвол и властность приказных на этой почве толь крепли и росли всё больше. Московское правительство середины XVII века осознавало все неудобства этой раздробленной системы управления и стало стягивать однородные приказы в более крупные деления. Для этого или подчиняли одному приказу несколько других, или ставили одного начальника во главе нескольких однородных приказов. Посольский приказ, например, во второй половине XVII века заведовал девятью другими. Приказ счётных дел, основанный при царе Алексее Михайловиче, вёл счёт всем доходам и расходам всего государства и стягивал к себе все денежные суммы, которые оставались от текущих расходов во всех государственных учреждениях. Приказ этот как бы надзирал за финансовой деятельностью отдельных приказов и контролировал её. Крупные приказы подразделялись на столы, а столы - на повытья. В Разрядном и Поместном приказах было по 9 столов. Столы Поместного приказа делились на
40 повытий. Столы возглавлялись дьяками, повытья - старшими подьячими.
Некоторые приказы делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности (например, в Разрядном приказе - денежный, приказный); по территориям (там же - Московский, Владимирский и пр.); по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих. В приказах существовал особый характер управления, заключавшийся в том, что спорные дела судьи рассматривали вместе с дьяками, а дела, не носящие спорный характер, рассматривали каждый в отдельности. Особенностью приказного делопроизводства была крайняя централизация управления: в приказах разрешались не только важные, но и сравнительно второстепенные дела. Большинство приказов помещалось в Кремле. В царствование Бориса Годунова между Архангельским собором и Спасскими воротами было построено двухэтажное здание. Каждый приказ занимал здесь по две-три комнаты: одна предназначалась для дьяков, другая - для подьячих, третья ("казенка") использовалась для хранения денег и документов, а иногда как кабинет судьи приказа. Просители толпились в прихожей или на улице.
В комнатах со сводчатыми потолками, глиняными или изразцовыми печами и небольшими слюдяными окошками стояли столы и лавки; на полках, в сундуках, ящиках, шкафах размещались документы. В необыкновенной тесноте по 12 и более часов в сутки, нередко даже по праздничным дням, при тусклом свете сальных свечей скрипели гусиными перьями приказные подьячие, переписывая бумаги.Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью порождала волокиту, злоупотребления и взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок; ее заменила более прогрессивная система управления - коллегиальная. В приказной период постепенно создаётся система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приёмы их составления, появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления частных актов. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В XVII ВЕКЕ

В результате расширения документирования и переписки при «производстве дел» (решении вопросов) в приказах склады­вается делопроизводство как система документирования деятельности приказов и организации работы с документами. Это делопроизводство является первой, начальной ступенью в истории развития делопроизводства в дореволюционной Рос­сии. Его возникновение связано с созданием первых государст­венных учреждений Русского государства - приказов.

Характерной особенностью делопроизводства приказов было то, что оно в основном не регулировалось законодательством, а основывалось на нормах обычного права, традиций, обычаев, переносимых из поколения в поколение приказными служилы­ми людьми. Однако на основе этих обычаев в приказах сложи­лась определенная последовательность прохождения документов в процессе их исполнения, порядок работы с ними, оформления документов.

При поступлении документов в приказ на них ставилась да­та их поступления. Когда было нужно, дьяк делал на документе помету: «выписать», что означало навести справку. После этого документ поступал в соответствующий стол или повытье, где производилась подготовка дела к докладу дьяку (подбирался нужный материал по делу, составлялся проект ответного доку­мента и т. д.). В результате решения вопроса выносился при­говор и составлялся ответный документ.

Проекты документов по указанию судьи или дьяка состав­лялись старыми подьячими, после чего дьяк «чернил» (исправ­лял) документ. Правленные документы, представлявшие черно­вики, переписывались молодым подьячим набело, а черновик ос­тавлялся в качестве отпуска (копии ответа).

Выверенный с черновиком беловой экземпляр документа, как «справленный», удостоверялся подписью («справой») подь­ячего, сверявшего беловик с черновиком. «Справа» выражала ответственность подьячего за точное соответствие беловика с черновиком и не придавала еще юридическую силу документу; нужна была подпись или «припись» дьяка или судьи, которая свидетельствовала бы об ответственности за содержание «при­писанного» документа и придавала бы ему юридическую силу.

Подпись или «припись» дьяка на документах проставлялась тогда своеобразным путем. Это своеобразие связано было с так называемой «столбцовой техникой делопроизводства», что явля­лось одной из характерных особенностей делопроизводства при­казов. Сущность этой техники заключалась в следующем.

В приказах текст документа писался на узких полосках бу­маги (шириной 15-17 см.) на одной стороне; оборотная сторо­на использовалась для проставления помет, резолюций, написа­ния адреса. Если документ писался на нескольких листах, то они склеивались по узкому краю в ленту, иногда очень большой длины (например, Соборное уложение 1649 г. имело длину око­ло 309 м.), которая скатывалась в свиток.

Если документ состоял из нескольких склеенных листов, дьяк «приписывал» документ не в одном, а в нескольких ме­стах. Он проставлял свою подпись по слогам на оборотной сто­роне документа по всем местам склеек листов. Причем простав­лял ее так, чтобы на месте каждой склейки помещался слог его фамилии и так, чтобы буквы захватывали оба конца склеенных листов.

Такой способ подписания документов в приказах имел извест­ное практическое значение. Он обеспечивал охрану документов и затруднял их фальсификацию. Так, в случае утери какого-либо отдельного листа из свитка или намеренного его изъятия с целью замены другим, фальсифицированным, эта замена бу­дет видна, т. к. не будет доставать частей букв подписи. Кроме того, в случае расклейки свитка его можно вновь правильно склеить путем соединения частей букв на отдельных листах.

Свитки, как отдельные документы, подклеивались в одну общую ленту, которая свертывалась в «столп» или столбец. Столбцы, таким образом, представляли из себя комплексы документов, сгруппированных по каким-либо признакам - пред­метно-вопросному, номинальному, географическому, корреспон­дентскому и другим.

Среди столбцов можно встретить комплексы документов, име­ющих характер дел, в которых отражается последовательное «производство» по тому или иному конкретному вопросу. Та­кие столбцы начинаются инициативным документом (челобит­ная, память и т. д.), за которым следуют другие документы, возникшие в ходе рассмотрения данного дела (распросные речи, сказки, выписки и др.) .

В то же время были столбцы, которые представляли собой конгломераты документов, подклеенных без какой-либо системы, по мере их накопления. Как свидетельствуют дошедшие до нас описи документов, такие столбцы часто складывались в лари, коробы в полном беспорядке.

Наряду со столбцовой системой делопроизводства, в прика­зах зародилась и уже применялась книжная форма делопроиз­водства. Так, например, в приказах велись боярские книги (списки бояр), писцовые книги и другие. Но книги и тетради не были характерны для делопроизводства приказов. Основная масса всех разрешаемых дел в приказах оформлялась столбцо­вым способом. Этот способ документирования был доминирую­щим в приказном делопроизводстве и, несмотря на свои боль­шие неудобства, он сохранялся до реформ Петра I.

В процессе осуществления приказами управленческих функ­ций в их деятельности уже широко употреблялась служебная переписка. Причем в этих целях использовались определенные виды документов. От верховной власти приказы получали гра­моты, указы царя, приговоры Боярской думы. Между собой приказы сносились «памятями». Особый вид документов состав­ляли «наказаные памяти», которые выдавались воеводам при отъезде их к месту службы на места. В свою очередь с мест в приказы высылались «отписки».

Формой письменного обращения в правительственные учреж­дения были челобитные. В челобитных изложение содержания просьбы челобитчика перемежалось многократным упомина­нием довольно длинного титула царя. Эти своеобразные прие­мы составления челобитных следует отметить как одну из осо­бенностей написания подобного рода просительских документов того времени.

Если в приказах и местных учреждениях с делопроизводст­вом была связана большая группа формирующегося чиновниче­ства, то его резервами за пределами правительственных учреждений были так называемые «площадные подьячие». Возникно­вение этого института, представлявшего зачаток русского но­тариата и развивавшего свою деятельность не только в Моск­ве, но и в других городах, является свидетельством распростра­нения документирования среди населения, фиксирующего ряд своих действий в письменной форме. Главные направления при­менения документирования - закрепление феодальных отноше­ний, защита частной собственности, документирование хозяйст­венной деятельности.

В делопроизводстве приказов зарождается организация архи­вов. Появляется описание и учет документов. Так, в росписных списках, составлявшихся при смене воевод, наряду с другими-ценностями по списку передавались и документы.

Начинают составляться и специальные описи документаль­ных материалов. Известна опись документальных материалов Кирило-Белозерского монастыря, составленная в последней чет­верти XV в. Значительный интерес представляет «Опись цар­ского архива». Она служит источником изучения различных во­просов русской истории, в том числе истории документирования. Из нее мы узнаем о видах документов, о развитии изобрази­тельного документирования - о чертежах и картах, хранивших­ся в «Царском архиве».

Делопроизводство XVI--XVII вв. не ограничивается стенами приказов, оно велось и в местных учреждениях и представляло уже определенную сложившуюся систему.

Так, Верхотурская приказная изба получала из приказов указы царя, приговоры Боярской думы, наказные памяти и др. и высылала в центр отписки. Здесь составлялись росписные и сметные списки, велись книги по учету денег и хлебных запа­сов. В приказную избу поступали челобитные крестьян, посад­ских людей; по ним выносились решения.

Таким образом, история делопроизводства в XVII в. свидетельствует, что документирование в этот период интенсив­но развивается в связи с деятельностью централизованного Рус­ского государства, создавшего систему центральных и местных органов управления. В приказах воспитываются кадры чинов­ничества, культивирующего бюрократические порядки. Вне стен приказов большое значение приобретает деятельность площад­ных подьячих. Создаются формы документов, приемы их со­ставления и оформления. Расширяется применение переписки, необходимой для осуществления управленческой деятельности.

Видовой состав документов приказного делопроизводства

Видовой состав был довольно разнообразным. Все существовавшие в этот период документы группируются в следующие основные виды: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные. Однако внутри каждого вида существовало множество разновидностей:

Отписки – документы, поступавшие в приказы с мест, от воевод;

Грамоты – это царские указы, посылаемые из приказов на места – боярам, воеводам, приказным людям;

Приказы представляли царю отписки или доклады;

Воеводам и другим местным начальникам царь давал наказы;

Приказы между собой сносились памятями;

Обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитных.

Важнейшим признаком официального документа является его формуляр – совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов, языковых формул) документа, расположенных в определенной последовательности, специфической для каждого вида документа. Формуляр – результат повторяемости управленческих ситуаций и управленческих действий. Исследователи отмечают, что еще на заре клинописи письменные памятники отличались использованием устойчивых текстовых формулировок с определенным расположением материала.

В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделилось из текста, т. е. обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и др. и собственно содержание документа составляли один сплошной текст. Как правило, документ начинался с обращения, даты или обозначения автора и адресата документа. Например, царские указные грамоты начинались указанием автора и адресата (от кого – кому). Челобитные и отписки начинались с обращения:

При обращении к великому князю служилые люди писались холопами, посадские люди и крестьяне, их жены, вдовы и дети – сиротами; духовные лица – богомольцами.

В заключительной части указной грамоты обозначалась дата ее составления и место, где она была написана.

Челобитная заканчивалась и заверительной надписью, а также указывались имена послухов (свидетелей), место и время составления челобитной.

Кроме этих обязательных элементов можно говорить о некоторых стабильных элементах текста для каждой разновидности документа. Например, изложение просьбы в челобитных начиналось традиционной формулой: "…вели государь мне дать…", а заканчивалось: "…царь-государь смилуйся, пожалуй…".

Анализируя формуляр документов приказного периода, многие исследователи отмечают наличие устойчивых форм, образцов, по которым совершалось делопроизводство. В частности, по единому образцу писались наказы воеводам из приказов, включавшие следующие части:

Вступление в должность нового воеводы, порядок приема должности от прежнего воеводы;

Постановление о финансовом управлении;

Отношение воеводы к местному обществу и выборным должностям;

Постановления о полицейской деятельности воеводы;

Определение военных обязанностей воеводы, правила его отношения к иноземцам.

Процедура подготовки документов

Процедура подготовки документов в приказном делопроизводстве включала следующие основные этапы:

1. Поступление документа на рассмотрение;

2. Подготовка дела к "докладу";

3. Рассмотрение и решение дела;

4. Оформление документа, содержащего решение.

Рассмотрение дела в приказе начиналось по инициативе царя или по жалобе, челобитной или отписке. Указание царя передавалось им лично кому-либо из чинов приказа или передавалось в приказ через кого-либо из тех, кто находился в это время при царе. По указу царя либо сразу готовилось решение ("отпуск"), если приказ располагал для этого нужными сведениями, либо начиналось исполнение – рассмотрение вопроса и сбор необходимых материалов.

Если во исполнение царского указа нужно было написать грамоту, дьяк писал ее сам или давал поручение кому-нибудь из старших подьячих. Если для решения дела требовалась переписка с другими приказами, она велась без соблюдения особых формальностей короткими "памятями" или записками подьячих одного приказа подьячим другого приказа.

При поступлении документа на нем проставлялась дата, и дьяк делал пометку "Выписать", что означало "Навести справки". Фактически это означало начало рассмотрения дела. Подготовкой дел к рассмотрению ("докладу") занимались столы, или повытья, где дьяк или по его поручению старший подьячий собирал нужный материал, составлял проект ответственного документа (решения по делу). Роль докладчика по делу принадлежала дьяку, а решение вопроса - думным дьякам. Решение по делу принималось после его обсуждения. Думные дьяки могли согласиться с подготовленным решением, но могли и внести свои коррективы. В результате после вынесения решения дьяк "чернил" подготовленный документ, т. е. исправлял его, младший подьячий сверял беловик с черновиком, удостоверял его своей подписью, которая выражала ответственность подьячего за точное соответствие беловика черновику, но еще не придавала юридической силы документу. Для этого требовалось подпись дьяка, которая свидетельствовала об ответственности за содержание документа.

Руководители приказов – судьи и приближенные к ним лица, участвовавшие в принятии решений, - не ставили своих подписей на документах. Это входило в обязанность дьяка, отвечавшего за ведение делопроизводства приказа. Царь и бояре собственноручно подписывались только на договорных грамотах, заключаемых с другими государствами. Подпись дьяка была весьма своеобразна: если документ состоял из нескольких листов, дьяк подписывал документ на каждой склейке, чтобы буквы захватывали оба листа, что было узаконено Судебником 1550 г. Это предохраняло документ от фальсификации и подлога.

В московских приказах впервые намечается обособление оконченных дел от "текущих". Наряду с хранением документов в кулях, мешках, сундуках в некоторых приказах (например, Поместном приказе) появляются шкафы для хранения документов, а затем и меры по охране документов, например снабжение сундуков замками.

Изучение Уложения 1646 г. и целого ряда указов, принятых позже, позволяет говорить о введении норм письменного оформления различных договоров, установлении внешнего единообразия деятельности приказов. В Уложении перечислены неприсутственные дни – Рождество (с24 декабря до 8 января) и вся неделя Пасхи и др.; общее количество неприсутственных дней было достаточно велико. Сношения приказов с городами до учреждения почты в 1666 г. осуществлялись с помощью нарочных; ответы отсылались не с нарочным гонцом, а при случае.

В целом, в приказной период постепенно создается система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако государство, действуя отрывочными и частными мерами, не создавая общих административных правил, не могло еще ввести систематического порядка в организацию учреждений и их делопроизводство. Только с середины XVII в. принимаются некоторые меры для наведения порядка в делопроизводстве, появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления частных актов.

Характерной особенностью документов этого периода было безмерное возвеличивание власть имущих путём перечисления всевозможных титулов, званий и полномочий. В наследство от приказного делопроизводства получили мы и слово «волокита». Подклеенные в столбцы длиной в среднем 50-80 м. документы наматывали на палочки в свитки. Ленты при чтении волочились, отсюда родилось и понятие, обозначающее сегодня несвоевременное и не по существу решение того или иного вопроса. В аппарате приказного делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание, формализм. Не были развиты такие делопроизводственные операции, как регистрация документов, хранение, контроль за исполнением. И всё же именно на этом историческом этапе складывается первая система работы с документами, закладываются основные приёмы и методы создания, оформления и обработки документов.

К концу века приказная система пришла в упадок; ее заменила более прогрессивная система управления - коллегиальная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Расширение территории и создание единого централизованного Русского государства, способствовало созданию учреждений, которые получили название приказы. Первые сведения о них относятся к концу XV века, а основное развитие происходит в XVII веке. К этому времени существовало 50-60 центральных учреждений - "приказов" различной величины и значения: от общегосударственных ведомств со сложной структурой и большим числом должностных лиц, до карликовых учреждений со скромными функциями и составом. . Вне стен приказов большое значение приобретает деятельность площад­ных подьячих.

С созданием приказов в Русском государстве появилось обширное бумажное делопроизводство. В процессе практической деятельности приказов сложились формуляры определённых видов документов, порядок их оформления и движения как внутри каждого приказа, так и между ними. Однако государство не могло еще ввести систематического порядка в организацию учреждений и их делопроизводство. Только с середины XVII в. принимаются некоторые меры для наведения порядка в делопроизводстве, появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления частных актов.

Не были развиты такие делопроизводственные операции, как регистрация документов, хранение, контроль за исполнением. И всё же именно на этом историческом этапе складывается первая система работы с документами, закладываются основные приёмы и методы создания, оформления и обработки документов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондырева Т.Н. Секретарское дело: Практ. пособие. – М.: Высш. шк., 1989.- 383 с.

2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России: [ Учеб. по спец. «Историко-архивоведение»]. – 3-е изд., перераб.и доп.- М.: Высш.шк.., 1983.- 352с.

3. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного.М.,1960.

4. История делопроизводства в СССР. Учебн.пособие. М., 1974. Под ред.доц.Я.З.Лившица и доц. В.А. Цикулина.

5. Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве: Из истории создания централизованного государственного аппарата в конце XV - первой половине XVI в. М., 1961.

6. Организация работы с документами: Учебник/ Кудряев В.А. и др. – М.:ИНФРА-М, 1998, 575 с.

В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни число центральных ведомств быстро росло. В XVII в. существовало до 80—90 приказов, но постоянных — вдвое меньше; остальные возникали по мере надобности и, просуществовав год — другой, исчезали.
Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. Чересполосица, запутанность в приказном управлении сильно мешали делу. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел; с другой — давили, как пресс, на органы местного, в том числе и особенно выборного управления.
Ряд приказов имел общегосударственную компетенцию. Это в первую очередь группа административных учреждений. Первое место среди них принадлежало Разрядному приказу, или Разряду. Он разряжал, или наряжал, т.е. распределял, назначал служилых людей по отечеству — дворян и детей боярских — на службу по
военному, гражданскому и придворному ведомствам. Поместный приказ ведал поместными и вотчинными землями центра Европейской России, где располагались земельные владения феодалов. Он наделял дворян землей, в соответствии с «окладом», назначенным Разрядом. Ямской приказ обеспечивал организацию ямской гоньбы — почтовой связи для нужд государства. Казенным каменным строительством, заготовкой для него материалов занимался Приказ Каменных дел. Три приказа ведали финансами. Приказ Большого прихода собирал через своих представителей на местах таможенные доходы, наблюдал за мерами длины и веса. Приказ Новой четверти, или Новая четь, ведал кабацкими соборами в Москве и южных городах, вел борьбу с незаконной продажей вина и табака. Приказ Большой казны имел широкие полномочия: в его подчинении были казенная промышленность и торговля, чеканка монеты, а с 1680 г. таможенные и кабацкие сборы.
Некоторые приказы занимались судебными делами. Разбойный разбирал дела об убийствах, разбоях, кражах по всей стране, кроме Москвы; Земский ведал уголовными делами, а также осуществлял полицейские функции в столице. Суд над отдельными группами населения или на определенной территории вершили другие приказы. Политические, должностные преступления тоже разбирались в разных учреждениях.
Компетенция нескольких приказов носила областной характер. Пять из них, так называемые четверти — Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская (Нижегородская) и Устюжская — собирали налоги, осуществляли управление и суд на определенной территории. Всем Поволжьем, землями бывшего Казанского и Астраханского ханств управлял Приказ Казанского дворца. Он же ведал землями Сибири, присоединение которой началось с конца XVI в. и продолжалось в следующем столетии. В 1637 г. для управления Сибирью учредили специальный Сибирский приказ. В него поступал ясак — налог мехами или деньгами.
В Челобитенном приказе судились начальники, дьяки, подьячие, сторожа самих приказов. Он же выступал в роли высшей апелляционной инстанции по судебным делам всех остальных приказов. Приказ как бы стоял над другими учреждениями. Сходные, но более широкие функции имел Приказ тайных дел, контролировавший деятельность всех государственных учреждений, послов, воевод; ему же подчинялось все хозяйство царской фамилии. Существовал он, правда, недолго: с 1654 до смерти Алексея Михайловича (1676).
В 1621 г. возник Приказ счетных дел, который проверял доходы и расходы всех приказов. Это учреждение, как и приказы Тайный, Челобитенный, осуществляло надзор, контроль за другими приказами.
Особое место занимала группа дворцовых приказов, ведавших обслуживанием царского семейства и двора. Приказ Большого дворца управлял дворцовым хозяйством в столице, дворцовыми волостями и селами по всему государству. В Казенном приказе (дворе) хранилась вещевая казна монарха. В Конюшенном приказе наблюдали за царскими конюшнями и мастерскими, изготовлявшими кареты, сани, упряжь для царских выездов.
Внешнеполитические функции были прерогативой Посольского приказа. Он же собирал со всей страны налоги на выкуп пленных: полоняничные деньги. Ему подчинялись донские казаки, служилые татары, перешедшие на русскую службу после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири, а также учреждения, которые власти создавали для управления присоединенными к России землями: приказы Малороссийский, Велики я России, княжества Смоленского и др.
Обороной государства, а это тоже функция внешнеполитического характера, занималась группа военных приказов, одновременно имевших и некоторые внутриполитические функции. Разрядный приказ, главный из них, руководил
военными операциями. Другие приказы — Стрелецкий, Пушкарский, Иноэемский, Рейтарский и Казачий — ведали специальными родами войск.
Единства в распределении дел между приказами не существовало. Вся эта громоздкая махина с трудом поддавалась контролю верховной власти. В последней четверти столетия стало почти обычаем объединять приказы в группы. Одну из них составляли Посольский, Новгородский, Владимирский, Галицкий, Устюжский, Малороссийский, Великия России и Смоленский. В другую входили Большой приход, Большая казна и Новая четь. В третью — Костромская четь и Стрелецкий. В четвертую — Пушкарский и Рейтарский. Это были опыты, попытки не очень удачного упрощения громоздкой приказной машины. Они подготовили реформу центрального управления, проведенную при Петре.



Loading...Loading...