"Голубые каски": международный день миротворцев ООН. «Голубые каски»

Изнасилования и растление несовершеннолетних, распространение смертельных болезней, неспособность предотвратить убийства мирных жителей - вот неполный перечень обвинений, ежегодно предъявляемых миротворцам ООН. Каждый такой случай сразу же оказывается в центре внимания СМИ: особенно возмущает мировую общественность, что преступления совершают те, чья обязанность - защищать и спасать людей, причем за неплохие деньги. Сколько правды в этих обвинениях и почему ООН не может справиться со своими «голубыми касками», выясняла «Лента.ру».

У ООН нет своей армии, - в случае необходимости вооруженные силы в распоряжение Организации предоставляют страны-участники. В 1948 году «голубые каски» были впервые введены в зону ближневосточного конфликта. С тех пор они провели 69 операций по поддержанию мира. Постепенно сложилось разделение на страны, предоставляющие миротворцев, и страны, их спонсирующие, и с каждым годом разница между ними становится все более очевидной. В первой тройке государств, отправляющих своих солдат для участия в миссиях ООН, - Бангладеш, Пакистан и Индия. В десятку входят также Эфиопия, Руанда, Нигерия, Непал, Иордания, Гана и Египет. Топ-пять стран-доноров - США, которые вносят 27 процентов средств на миротворческие операции, Япония, Великобритания, Германия и Франция. Своих военнослужащих страны-доноры посылают в основном туда, где затронуты их политические интересы. В остальных горячих точках, которые располагаются преимущественно к югу от Сахары, службу под голубым знаменем ООН несут главным образом солдаты из бедных стран, причем, по мнению стран-доноров, делают это неудовлетворительно. И все чаще с высоких трибун в Нью-Йорке звучит вопрос: на что идут миллиарды долларов, выделяемые для миротворческих миссий?

Бессмысленные и бесполезные

Основная претензия к миротворцам ООН - они не справляются со своими обязанностями. Притчей во языцех стала история Сребреницы: в июле 1995 года, после того, как ООН объявила о создании «зоны безопасности» в этом городе, боснийские сербы устроили там резню, жертвами которой стали более восьми тысяч мусульманских мужчин и подростков. 400 голландских миротворцев, которые должны были обеспечивать периметр «зоны безопасности», в происходящее не вмешивались.

Страшным провалом миссии миротворцев стал геноцид в Руанде 1994 года. Несмотря на то что в стране были дислоцированы 2,5 тысячи «голубых касок», они не смогли воспрепятствовать началу межэтнической бойни, в результате которой погибли около 800 тысяч человек. Более того, боевики-хуту зверски убили десятерых безоружных бельгийских миротворцев (по словам очевидцев, их сперва кастрировали, а потом замучили до смерти). После этого Брюссель быстро и решительно отозвал свой контингент, его примеру последовали и другие страны.

За последние пять лет зафиксировано более 15 случаев массовых убийств в зоне ответственности миротворцев, включая Южный Судан и Дарфур, где жертвами нападений стали около 1200 человек, и Демократическую республику Конго (ДРК), где погибли более 150 человек. По сообщению Human’s Right Watch, ооновские миротворцы находились всего в пяти милях от места расправы и заранее знали о нападении, но никаких мер не предприняли.

Секс в обмен на продовольствие

Хуже того: все чаще «голубые каски» обвиняются в преступлениях против тех людей, которых они должны защищать. Согласно данным доклада Управления служб внутреннего надзора ООН, с 2008-й по 2013 годы зафиксировано 480 случаев сексуальной эксплуатации и принуждения с участием миротворцев, в 2014 году - 79. Реальные цифры гораздо выше, многие пострадавшие просто не обращаются в полицию. Большинство эпизодов приходится на Либерию, Гаити, ДРК и Южный Судан. В каждом третьем случае жертвой является ребенок. Миротворцы покупают секс за наличные, расплачиваются дешевыми ювелирными изделиями, духами и бижутерией, мобильными телефонами и продуктами питания. Иногда к сексуальным контактам женщин принуждают под угрозой применения оружия. По данным правозащитников, гражданский персонал миссий зачастую ведет себя еще хуже.

Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters

Миротворцы находятся под защитой Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 1946 года, согласно которой все сотрудники организации, включая «голубые каски», ограждаются от любых преследований и подсудны только органам государства, чьими гражданами они являются. Изначально предполагалось, что конвенция должна удержать страны-члены ООН от соблазна использовать ложные обвинения в качестве политического оружия. На практике же получается, что государства неохотно возбуждают дела против своих граждан за преступления, которые те предположительно совершили, воюя в другой стране под флагом ООН, и предпочитают спускать все обвинения на тормозах, в крайнем случае назначая смешные сроки. Постоянные заявления руководства Организации о «нулевой терпимости» к преступлениям миротворцев влекут за собой ничтожные последствия.

Сексуальными преступлениями и неэффективностью список проблем не исчерпывается. Миротворцев обвиняют в коррупции при распределении помощи, воровстве, вождении в нетрезвом виде, регулярных убийствах гражданских лиц. Как утверждают гаитянские власти, именно солдаты ООН из Непала в 2010 году занесли на остров холеру, жертвами которой стали около 10 тысяч человек. Американский суд подтвердил, что штамм имеет южноазиатское происхождение. Число заболевших исчисляется сотнями тысяч, вспышки холеры зарегистрировали в Доминиканской республике, на Кубе и в Пуэрто-Рико.

Невиноватые они

Разумеется, эти инвективы не остаются без ответа. Страны, предоставляющие миротворцев, жалуются на низкую оплату: в месяц на солдата выделяется около тысячи долларов; страны-доноры отказались платить больше, указывая, что бюджет миротворческих миссий и без того достиг рекордного значения в 8,5 миллиардов долларов. В ответ им напомнили, что эта сумма значительно меньше военного бюджета большинства стран первого мира. Дошло до того, что позиции сторонам пришлось согласовывать через посредника, - прямая дискуссия сразу же выливалась в конфликт.

Страны-доноры, заседающие в Совбезе и определяющие рамки применения силы, упрекают в том, что они не дают миротворцам достаточных полномочий: выдаваемый мандат накладывает на военнослужащих массу ограничений. Многие проблемы объясняются тем, что у миротворцев по сути связаны руки: чаще всего в качестве задачи им ставится защита гражданских лиц, а открывать огонь позволяют лишь в целях самообороны. Так, незадолго до начала конфликта в Руанде «голубые каски» получили информацию о крупных партиях оружия, которые завозятся в страну и тайно передаются боевикам хуту. Руководство миссии запросило у Нью-Йорка разрешение на перехват, но получило категорический отказ, поскольку эти действия выходили за рамки мандата.

Иногда проблемы возникают просто из-за неверной оценки масштаба ситуации. В начале конфликта в Южном Судане миссия ООН насчитывала 7,5 тысяч человек, которые физически не могли предотвратить всплеск насилия: максимум, на что они были способны, - предоставить убежище на своих базах какой-то части мирных жителей. После многочисленных жалоб размер миссии увеличили до 14 с лишним тысяч, но к этому моменту и масштабы насилия пропорционально возросли. Миротворцев применяют слишком поздно, в ограниченном объеме и ставят перед ними невыполнимые задачи - неудивительно, что результат оказывается далек от ожидаемого. Когда «голубым каскам» не суют палки в колеса, им сопутствует успех: так, развертывание в 2013 году в ДРК бригады оперативного реагирования с широким мандатом способствовало быстрой и решительной победе над движением М23.

Кроме того, страны, отправляющие миротворцев, недовольны тем, что другие державы распоряжаются их солдатами, при том что сами они почти не влияют на принимаемые решения. В числе прочих этот аргумент выдвигает Индия, претендующая на место постоянного члена Совбеза. Лучше всего это мнение выразил посол Бразилии в ООН Антонио Патриота: «Реформированный Совет Безопасности, который более полно представляет расстановку сил в современном мире, будет иметь больше легитимности, необходимой для разработки мандатов для миротворческих операций».

Деньги, обучение, престиж

Невзирая на все свое недовольство, бедные страны, тем не менее, не собираются отказываться отправлять своих миротворцев в горячие точки.

Во-первых, это дает возможность хотя бы временно перевести часть военнослужащих на баланс ООН. Для тех стран, где армия наемная - к примеру, для Индии, - это немаловажное соображение. Во-вторых, миротворческие операции - это бесплатная и высокоэффективная тренировка личного состава, хоть и сопряженная с риском потерь. По словам бывшего заместителя генсека ООН по миротворческим операциям Алена Ле Роя, «предложение значительно превышает спрос, и мы можем выбирать: существует определенная конкуренция между странами, которые хотят участвовать в миротворческой деятельности». Ник Бернбэк, чиновник департамента по поддержанию мира, указал, что «военные части, которые поступают в распоряжение ООН, доводятся до международных стандартов - таким образом, страны получают обратно более качественные подразделения». Ну и, наконец, участие в миссиях ООН - это возможность продемонстрировать флаг и набрать какой-никакой политический капитал.

Но главное - миротворцам ООН пока нет альтернативы. Попытки заменить их региональными «голубыми касками» провалились. В Африке, где проходит львиная доля миротворческих операций, военнослужащие Африканского союза выступают пока на вторых ролях. Они хорошо себя показали в боях в Сомали против движения «Аль-Шабаб», однако в Мали и Центрально-Африканской республике (ЦАР) действовали крайне неудачно. Дошло до того, что миротворцев Африканского союза из Чада обвинили в тайной поддержке мятежников-мусульман. Претензий к африканским «голубым каскам» набралось не меньше, чем к ооновским, не говоря уже о том, что они хуже обучены, снаряжены и укомплектованы. Чтобы стабилизировать ситуацию, пришлось перебросить сотни солдат из бывшей метрополии - Франции, которые смогли навести относительный порядок. Но не успела операция завершиться, как в прессе появились выдержки из доклада одного из высокопоставленных чиновников ООН, в котором французы обвинялись в массовом сексуальном насилии в отношении местных детей. В итоге все опять закончилось развертыванием в Мали ооновских «голубых касок».

Диарре из Мали было всего 19 лет, когда ее изнасиловали двое солдат миротворческого контингента. Они так и не понесли наказания. Даже их личности не установили, да и кому это нужно? Ежегодно в «горячих точках» мира совершаются тысячи изнасилований, еще больше актов сексуальных домогательств. Самое ужасное, что часто в роли насильников выступают отнюдь не боевики повстанческих группировок и не террористы, а «люди в голубых касках», солдаты миротворческих контингентов ООН, задача которых — нести мир и защищать безоружное мирное население.

Солдаты ООН совершают тысячи изнасилований

Известное информационное агентство Associated Press опубликовало доклад, в котором рассказывается о сексуальных преступлениях миротворцев и персонала Организации Объединенных Наций. За двенадцать лет, согласно данным, опубликованным в докладе, миротворцы совершили почти две тысячи сексуальных домогательств. И это — только те сведения, которыми располагает агентство. На практике таких случаев, разумеется, во много раз больше. Не щадят миротворцы даже детей — удалось установить, что около 300 детей и подростков стали жертвами сексуальных домогательств и изнасилований со стороны миротворцев.

Выводы журналистов, к сожалению, подтверждаются и официальными документами самой Организации Объединенных Наций. Первым о массовых изнасилованиях миротворцами ООН заявил представитель этой организации Зейд Раад аль Хусейн еще десять лет назад. Тогда он обратил внимание на проблемы детей, которые рождаются у женщин после таких изнасилований. И дети, и их матери обречены на нищету — в традиционном обществе к жертвам изнасилований и внебрачным детям отношение, как известно, весьма прохладное.

9 марта 2017 года ООН опубликовала доклад, в котором говорится о 145 случаях сексуального насилия со стороны миротворцев. В 2015 году таких случаев было зафиксировано всего 99 — то есть, количество преступлений выросло в 1,5 раза. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш даже призвал мировое сообщество искоренить случаи насилия миротворцев над мирными жителями.

Больше всего жертв сексуального насилия «голубых касок» в таких странах как Демократическая республика Конго, Южный Судан, Центральноафриканская республика. В этих африканских государствах долгие годы полыхают вооруженные конфликты, идет, в буквальном смысле, «война всех против всех». Естественно, что страдают, прежде всего, те, у кого нет оружия и нечем себя защитить — мирные жители, особенно женщины и дети. Над ними измываются солдаты правительственных войск и бойцы повстанческих группировок, просто криминальные банды. Но, как оказалось, и у миротворцев ООН защиты просить бесполезно. Более того, они сами зачастую ведут себя как бандиты — грабят, избивают, а то и насилуют.

Так, в 2004—2007 гг. в Гаити, где размещались миротворческие силы ООН, девять местных детей и подростков стали жертвами регулярных изнасилований со стороны миротворцев. Детей насиловали и развращали 134 военнослужащих — граждане Шри-Ланки. Когда вскрылись обстоятельства произошедшего, то единственной санкцией была отправка 114 военнослужащих домой. Разумеется, никто из них не понес никакого наказания за свои действия.

Современные ландскнехты родом из Бангладеш и Руанды

Кстати, миротворческие войска — это уже давно, в большинстве своем, не европейцы и не американцы. Военнослужащие из США, Франции, Великобритании, других развитых стран присутствуют, прежде всего, там, где затронуты политические или экономические интересы стран Запада. В нищие и объятые войной страны Тропической Африки западные правительства своих солдат предпочитают не направлять. Причиной тому — несколько случаев провала миротворческих операций, а также гибель западных солдат. Например, в 1994 г. в Руанде боевики народности хуту зверски убили десять бельгийских миротворцев. Поэтому теперь в Африке ООН предпочитает действовать руками современных ландскнехтов — военнослужащих из азиатских и африканских государств. Самые многочисленные контингенты военнослужащих для участия в миротворческих миссиях ООН направляют Бангладеш, Пакистан и Индия. Кроме того, в число 10 самых активных миротворцев планеты входят Эфиопия, Руанда, Нигерия, Непал, Иордания, Гана и Египет.

По сути дела, богатые страны Запада просто берут на себя функции спонсоров миротворческих операций, финансируя миссии ООН. Бедные страны, в свою очередь, являются поставщиками живой силы — также, как они поставляют гастарбайтеров на рынок труда, так они поставляют и военных в миротворческие миссии для «горячих точек» планеты. Впрочем, очень часто между спонсорами и «ландскнехтами» возникают конфликты на финансовой почве. Поставщики солдат требуют увеличить деньги, выплачиваемые на содержание миротворцев, а спонсоры возмущаются их непомерными аппетитами. Сейчас расходы на миротворческие миссии составляют 8,5 млрд долларов в год.

Морально-психологический уровень и качества военнослужащих из африканских стран вызывают много вопросов. Как правило, командование относится к набору желающих отправиться в миротворческие миссии весьма халатно. Многие солдаты сами мало чем отличаются от бойцов повстанческих группировок, от которых они вроде как должны защищать мир и мирное население. Надо понимать, что эти солдаты воспитывались в среде, где женщины не считаются полноценными людьми, а справедливость понимается как право сильного (того, кто сильнее физически, вооружен или обладает высоким статусом) действовать так, как ему заблагорассудится.

От покупки секса до насилия под дулом автомата

В «горячих точках» Африки миротворцы покупают секс за скудное вознаграждение у местных жительниц — за продукты питания, дешевую бижутерию. Многие женщины и девушки от нищеты и безысходности соглашаются. Но часто и покупать не приходится — «голубые каски» угрожают применением оружия или просто берут то, что хотят силой. Причем совершают преступления не только солдаты из стран «третьего мира», но и европейцы. Например, в 2013 г. вскрылись факты сексуальных домогательств миротворцев из Франции к мальчикам на территории Центральноафриканской республики.

К изнасилованиям причастны и миротворцы Африканского союза. Эта организация, объединяющая страны Африканского континента, тоже отправляет интернациональные военные миссии в «горячие точки» Африки, например — в Сомали. Представитель Human Rights Watch Лизуль Гернтхольц сообщила о том, что некоторые солдаты контингента Африканского союза, в том числе миротворцы из Уганды и Бурунди, насиловали женщин и девушек на территории Сомали.

Ответят ли «голубые каски» за содеянное?

Привлечь миротворцев к ответственности практически невозможно. И тому есть свои причины. О них мы решили спросить у известного частного детектива Эрнеста Асланяна .

«СП»: — С чем связаны сложности привлечения миротворцев к ответственности?

- Как известно, солдаты и офицеры миротворческих миссий ООН защищены Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 года. Этот документ, принятый более семидесяти лет тому назад, ограждает всех сотрудников ООН, включая и военнослужащих миротворческих контингентов, от любых преследований. Миротворцы и сотрудники ООН подсудны лишь тем странам, гражданами которых они являются. Разумеется, государства очень неохотно возбуждают уголовные дела в отношении своих граждан, обвиняемых в совершении преступлений на территории третьих стран. Тем более, что это не простые граждане, а военнослужащие миротворческих миссий. Во многих африканских странах правительства просто боятся своих армий и не хотят обижать военных заведением уголовных дел в отношении их сослуживцев. Уголовные дела возбуждаются лишь в самых крайних случаях, когда данные о вопиющих действиях миротворцев становятся общеизвестными и начинается давление со стороны мировой общественности.

«СП»: — Но, наверное, есть и еще какие-то причины?

Очень большое значение имеет также практическая недоказуемость подобных преступлений. Они совершаются в районах, где ведутся боевые действия. Население там запугано, местные органы власти и полиция часто или вообще отсутствуют, или не функционируют в нормальном режиме. Поэтому потерпевшим, даже если они хотят защитить свои права, просто некуда обратиться. Да и доказать совершенное преступление они не смогут. Кроме того, свою роль играет и правовая неграмотность местных жителей.

«СП»: — И все же, а если о преступлении становится известно структурам ООН, мировой общественности? Несут ли преступники наказание?

Какая-то надежда на адекватное наказание есть лишь в том случае, когда фигурант дела — военнослужащий из какой-либо западной страны, где дела с правосудием обстоят получше. Даже если удается привлечь виновных в сексуальных преступлениях миротворцев к ответственности, ее характер явно непропорционален тяжести преступных деяний. Так, еще в 2009 году свыше 50 миротворцев ООН были признаны виновными в совершении сексуальных преступлений в период с 2007 по 2009 гг. Но отделались они легко — от понижения в воинских званиях до (максимум) восьмимесячного помещения под дисциплинарный арест. И это — за сексуальные преступления, в том числе и в отношении несовершеннолетних. В марте 2016 г. ООН сообщила, что, во-первых, будет создана база ДНК всех военнослужащих миротворческих контингентов, а во-вторых, будут обнародованы данные о том, военнослужащие из каких стран мира причастны к сексуальным преступлениям.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9) - как понимать это выражение Господа из «заповедей блаженств»? Как научиться этой добродетели? Как отличить миротворчество от человекоугодия? В каких ситуациях мы можем быть миротворцами, а когда все-таки должны, вспоминая слова Спасителя, принести не мир, но меч? Размышляет настоятель храма в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова игумен Нектарий (Морозов) .

В евангельском понимании − это человек, который способствует водворению мира там, где до того была вражда, или же, в более расширенном понимании, который не допускает этой вражде разразиться. Но, наверное, в полном смысле слова, в еще большей степени миротворцем является человек, который, став поневоле одной из сторон конфликта, вместе с тем не только сам в себя этот конфликт не впускает, но и делает абсолютно все возможное для умиротворения того, кто оказался «по другую сторону баррикад».

Этого можно достичь в первую очередь тогда, когда человек находит возможным для себя отказаться от своих интересов, стремлений, желаний, в какой-то степени даже от своей воли в этой конкретной ситуации. Ведь в основе любого конфликта − в семье, или на работе, или между двумя различными политическими партиями, или двумя государствами − практически всегда лежит то, что одна из сторон или обе стороны ставят свои интересы над интересами своих оппонентов. И дальше начинается борьба, в которой та сторона, которая сильнее, навязывает свою волю и свои желания другой, более слабой. Или же это происходит с переменным успехом. Так начинаются затяжные конфликты, так начинаются войны информационные, и так порою начинаются войны самые настоящие − кровопролитные. Но если у одной из сторон появляется благое произволение снять остроту конфликтной ситуации, то не исключено, что и у второй не останется возможности конфликтовать.

Те миротворцы, которых мы видим по телевизору и о которых читаем в газетах, вряд ли являются миротворцами в евангельском смысле этого слова

Но оттого, что очень мало миротворцев на таком житейском, бытовом уровне, так же мало возможностей способствовать миру и в каких-то глобальных конфликтах. А миротворцы, которых сегодня называют голубыми касками, то есть солдаты, направляемые в определенные зоны и в определенные участки мира, занимаются все-таки в первую очередь не примирением людей, а принуждением к миру. А это, в свою очередь, часто сопряжено с подавлением той или иной стороны конфликта, и, главным образом, только потому, что так кому-то нужно. Поэтому, безусловно, те миротворцы, которых мы видим по телевизору и о которых читаем в газетах, вряд ли являются миротворцами в евангельском смысле этого слова, здесь налицо колоссальная подмена понятий.

Да, бывают ситуации, когда усилия этих миротворцев, пусть сопряженные с каким-то силовым воздействием, все-таки ведут к миру. Но это верно лишь отчасти. Конечно, если куда-то вводится контингент миротворческих сил, то, как правило, боестолкновения прекращаются, но в то же время мы прекрасно понимаем, что в окружающем нас мире действуют определенные механизмы, которые служат реализации интересов наиболее сильной стороны. А в качестве наиболее сильной стороны почти всегда выступает та, которая этот конфликт породила, непосредственно в нем не участвуя.

Например, и сегодня можно было найти на Youtube выступление руководителя крупнейшего американского частного разведывательного агентства Stratfor Джорджа Фридмана, в котором он прямо говорил, что Соединенные Штаты не должны участвовать непосредственно в каких-то вооруженных конфликтах, поскольку это слишком накладно. Но они могут ссорить различные государства, не допускать между ними партнерских взаимоотношений. В частности, речь шла о недопустимости союза России и Германии, так как это является самой главной угрозой для Соединенных Штатов и для их гегемонии в современном мире. То же относится и к странам Европы, которые надо разобщать и, разобщая и разделяя, таким образом властвовать. В словах этого человека была также обозначена необходимость того процесса распада ЕС, который сейчас запустила Британия, и, как следствие, вооруженных конфликтов внутри Европы. Поэтому мы можем наглядно видеть, как рождаются конфликты, точнее, как они планируются. Перефразируя известную поговорку, можно утверждать, что если войны начинаются, значит, это кому-нибудь нужно.

Но здесь же можно вспомнить и замечательные слова покойного Патриарха Грузинского Ефрема о том, что если из двоих людей хотя бы один умный, то ссоры не будет. И вот если из двух сторон, которые понуждаются к тому, чтобы вступить в конфликт, хотя бы одна, скажем так, умная, то конфликта и войны не будет. Ведь всегда в интересах народа − от войны в любом случае уклониться, если только речь не идет о войне освободительной, когда на нашу территорию кто-то уже вторгся, и нам необходимо ее защищать.

Поступаться самолюбием, но не верой

При желании уклониться от и уступить существует опасность перейти к другой крайности − к человекоугодию, к , к искусительной для потенциальных агрессоров слабости. Необходим здравый смысл, чтобы четко понимать, где проходит та линия, дальше которой отступать уже нельзя.

Но большинство конфликтов происходят по самым глупым поводам. Идеальная иллюстрация − гоголевская «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Это произошло из-за какой-то ерунды, и спустя некоторое время никто даже не мог вспомнить, в чем причина ссоры заключалась. Чаще всего люди конфликтуют из-за мелочей, которые задевают их самолюбие. Один не дал другому выйти из автобуса, один стоял в очереди и был уверен, что он стоит на этом месте, а оказалось, что на этом месте стоит другой, они начали выяснять, слово за слово − вся очередь уже чуть ли не в рукопашную схлестнулась. Вот чем наполнена наша жизнь. Христианину же необходимо в таких случаях своим самолюбием поступаться. Нельзя поступаться принципами, идеалами, и, конечно, ни в коем случае нельзя поступаться верой. Точно так же, как нельзя кому-то уступать в ущерб интересам своих близких.

− Любой конфликт есть дело человеческого эгоизма

И очень важно не в других людях отыскивать то неразумие или даже безумие, которые приводит их к конфликтам по мелочам, а усматривать всё это в себе самих. И, пренебрегая этими мелочами, можно от большей части конфликтов и ссор в своей жизни уйти. Безусловно, любой конфликт есть дело человеческого эгоизма. И тот, в ком эгоизма меньше, скорее способен к тому, чтобы конфликт купировать, завершить, выйти из него с честью и хотя бы в какой-то степени стать миротворцем и сподобиться блаженства миротворцев.

Сильному не страшно казаться слабым

Конечно, бывают конфликты, которые возникают не из-за мелочей. Например, кто-то из коллег пытается переложить свои обязанности на другого или злоупотребляет своим служебным положением, и совершенно ясно, что это повод для напряженности в отношениях. Но в любых случаях возможно, как правило, несколько типов реакции. На меня пытаются переложить чужую работу, я с этим соглашаюсь, а с течением времени оказываюсь перегружен и заваливаю оба дела − и свое, и чужое − сразу. Того же, кто привык свою работу перекладывать на мои плечи, работать уже просто не заставишь. Другой тип реакции: «А что это ты себе такое позволяешь? Ты с ума сошел? Ты нехороший человек». Результат очевиден. И возможен третий тип реакции, когда я говорю: «Прости, пожалуйста, у меня есть своя работа, а это не моя, поэтому я все-таки не могу ее выполнить. Я виноват, но мне не по силам». И в этом случае опасность конфликта намного меньше, чем даже в первом случае. Потому что в тот момент, когда ты окажешься не в силах выполнить работу за другого, он еще будет от тебя этого требовать и гневаться, а когда ты сразу ставишь определенную грань, но при этом выражаешь сожаление и не обвиняешь его ни в чем, это снижает опасность конфликта. Но даже если человек пытается с тобой все-таки поссориться, можно быть каменной стеной, об которую он будет ломать руки и ноги, а можно быть подушкой, которая мягко гасит все эти удары. Хотя это непросто.

− У зла есть такая особенность: когда ему не противишься, оно нарастает

Дело в том, что у зла, к сожалению, есть такая особенность: когда ему не противишься, оно нарастает. Существуют разные способы бороться со злом, самое главное − эти способы не должны быть сопряжены с тем, что зло умножается в тебе. Поэтому лучше к каждой подобного рода ситуации относиться, скажем так, технически: не поддаваться первому импульсу выпустить огнедышащего дракона, который опалит всё вокруг огнем гнева, раздражения, досады, а сделать, образно говоря, шаг назад и дать себе время, хотя бы самое короткое, вспомнить, что я не просто разумный, взрослый и самостоятельный, но еще и верующий, который хочет быть христианином и пытается им быть. Поэтому у меня должно хватить твердости, но в то же время и кротости, и любви, чтобы не родился конфликт. И если человек вступит со мной в конфликт, я не отвечу − я, Бог даст, окажусь тем самым умным человеком, о котором говорил Патриарх Ефрем.

И не надо бояться, что, поступая так, мы будем казаться слабыми, забитыми, окажемся на последнем месте в коллективе. Зачастую человек гневается, раздражается на самом деле потому, что он чувствует в себе слабость и боится уступить. И, напротив, человек сильный и самодостаточный понимает, что никто не заставит его делать ничего помимо его воли. И поэтому он может общаться корректно, вежливо, с любовью, по-христиански и в то же время знать, что вот это он себе позволит сделать, а этого − нет. И другие люди в коллективе, как правило, чувствуют эту силу. К тому же человек, который хорошо делает свое дело, мужественный, твердый и в то же время спокойный, на последнем месте не оказывается, как правило.

Как быть, если кто-то из близких явно совершает какую-то ошибку, какой-то грех и создает тем самым проблемы не только себе, но еще и окружающим, но при этом мы знаем, что любое замечание, даже сделанное с любовью, вызовет негодование и приведет к ссоре? Изучить человека и смотреть по ситуации. И в каких-то случаях мы поймем, что без этого замечания, которое вызовет гнев, в принципе можно обойтись, и не будем его делать, а в каких-то, зная, что может пострадать работа, другие люди или сам человек, все-таки сделаем его вновь, но будем при этом готовыми к «извержению вулкана». И, как говорит Псалмопевец, приготовившись, не смутимся.

Сыны Божии и сыны вражии

− Нужно хорошенько подумать: не тщетно ли ты благодушествуешь и не всуе ли помышляешь о том, что причины раздора ничтожны?

Если человек становится свидетелем конфликта и пытается примирить две враждующие стороны, очень часто бывает, что каждая из них пытается привлечь миротворца на свою сторону и обижается на его нейтралитет. А бывает, что конфликтующие объединяются и начинают враждовать с теми, кто пытался их примирить. Поэтому прежде каких-то миротворческих действий нужно хорошенько подумать: не тщетно ли ты благодушествуешь и не всуе ли помышляешь о том, что причины раздора ничтожны? Нужно сначала примерить ситуацию на себя, чтобы увериться, что ты сам смог бы спокойно и трезво уступить и не конфликтовать. И ни в коем случае не нужно выступать в роли «старшего», потому что, как правило, это уязвляет в человеке самолюбие, но надо встать с ними на один уровень и действовать, может быть, сначала не столько рациональными доводами, сколько призывом к любви. И самое главное, нужно быть хорошо знакомым с этими людьми и надо, чтобы они тебя уважали.

Конечно, порой бывает не до размышлений, когда на твоих глазах люди друг друга убивают, − тут приходится думать о том, можешь ли ты реально способствовать прекращению этой драки, бойни, или лучше позвать кого-то на помощь. Ведь христианство не предполагает неразумия, поэтому, когда мы к какому-то делу приступаем, мы должны рассудить, что нужно делать для того, чтобы это дело было успешным.

В Евангелии сказано: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9), что эти слова значат? Господь пришел в мир для того, чтобы осуществить это удивительное таинство примирения человека с Богом, дать человеку возможность примириться, в том числе и с самим собой, и возвратиться в состояние богосыновства. Поэтому те, кто подражает Христу, главному Миротворцу, в этом превращении вражды в мир, настолько Богу угодны и настолько Богу милы, что они становятся Ему сынами. И напротив, те, кто сеет вражду, становятся сынами не Божиими, а сынами вражиими.

Важным инструментом поддержания мира становятся миротворческие операции ООН. Их деятельность регулируется принятое на основе Устава ООН серией резолюций Генеральной Ассамблеи, которая регулярно Рассматривает вопрос о миротворческих операциях. Необходимость такого рода регулирования определяется двумя моментами.

Во-первых, миротворческие операции приобрели Значительный размах.

Во-вторых, они прямо не предусмотрены Уставом ООН, а вытекают из его общих целей и принципов.

Под миротворчества понимается применение многонациональных сил под командованием ООН для ограничения и урегулирования конфликтов между странами. Миротворческие операции выполняют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня и создания буферной зоны между воюющимы сторонами. Кроме того, они оказывают помощь в проведении выборов и в обезвреживания смертоносных наземных мин.

Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблему ООН и голубым беретам, Которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.

Совет Безопасности вправе применять вооруженные силы для осуществления своих решений об устранении угрозы миру или любого его нарушения. Речь идет о военном принуждении. Оно может выражаться в участие в сражениях, в силовом разделении воюющих сторон и т.п. Соответствующий положениям Устава ООН принадлежит важная превентивная роль. Однако на практике они не применялись. Юридически к ним нельзя отнести и в принципе поддержанные ООН операции США и их союзников против Ирака (1990 - 1991 гг.).

В отличие от этого миротворчество означает операции ВООРУЖЕННЫХ сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемый с согласия основных воюющих сторон и предназначенный для наблюдения за соблюдением соглашения о перемирии. Цель - поддержка дипломатического усилий во имя достижения политического урегулирования спора.

Миротворческие силы ООН характеризуются следующими чертами:

Их персонал предоставляется и оснащается государствами-членами;

Миротворческие силы применяются по решению Совета Безопасности и в рамках этого решения;

Миротворческие силы действуют под флагом ООН;

Миротворческие силы используются при наличии желания сторон в конфликте его прекратить;

Миротворческие силы подчиняются Генеральному секретарю ООН.

Миротворческие силы были применены уже в 1948 г. По решению Совета Безопасности на разные участки границы еврейского государства были ориентированы группы наблюдателей для контроля за перемирие, предписанным решением Совета Безопасности. Эти группы в количестве 217 военных наблюдателей действуют и поныне.

Как правило, Совет Безопасности ООН учреждает миссии по поддержания мира и определяет параметры их деятельности. Это достигается путем предоставления Миссии мандата - описания стоящих перед ними задач. Чтобы учредить новую миссию по поддержания мира или изменить мандат или численность личного состава любой существующей миссии, за соответствующее предложение Должны проголосовать девять из 15 государств - членов Совета Безопасности.

Тем не менее, если любой из пяти постоянных членов - Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты или Франция - проголосует против такого предложения, оно не принимается.

Департамент операций по поддержания мира руководит и управляет миссией от имени Генерального секретаря, який отчитывается о их деятельности перед Советом Безопасности. Большинство миссий возглавляют специальные представители Генерального секретаря. ДОПМ помогает Генеральному секретарю формулировать правила и процедуры деятельности по поддержания мира, вынос рекомендации в отношении учреждения новых миссий и Управляя существующими миссии. Кроме того, Департамент поддерживает ряд политических миссий, таких, как Миссия ООН по содействие Афганистану, Отделение ООН в Восточном Тиморе и Объединенное представительство ООН в Сьерра-Леоне.

Старшие военные офицеры, штабные офицеры и военные наблюдатели, служащие в миссии ООН, нанимаются на службу непосредственно ООН, как правило, на основе прикомандирования от своих национальных ВООРУЖЕННЫХ сил. Миротворческие контингенты, известные как «голубые каски», участвуют в миротворческих операциях ООН на условиях, Которые тщательно Прорабатываются правительствами предоставляющих их стран, и остаются в целом под юрисдикцией ЭТИХ правительств, хотя и служат под оперативным командованием ООН.

Полномочия направят миротворцев сохраняются за соответствующей правительствами, Которые добровольно их предоставляют. Правительства также несут и ответственность за выплату им денежного довольствия, дисциплинарные и кадровые вопросы.

Государства-члены предоставляют также полицейских, Которые служат на тех же условиях, что и военные наблюдатели, а именно в качестве «прикомандированных экспертов», получающих жалование от ООН.

Совет Безопасности может также санкционировать операции по поддержания мира, осуществляемый другими организациями. Например в 1999 году после завершения НАТО своих бомбовых ударов Совет поручили НАТО поддерживать мир в Косово (в форме Сил для Косово, или СДК). Одновременно Совет учредил миссию ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) - операцию ООН по поддержания мира - и поручили ей обеспечить административное управление территорией, поддерживать там законность и правопорядок и Формировать демократические институты самоуправления. В том же году Совет уполномочил международные силы под командованием Австралии восстановить порядок на Восточном Тиморе - ныне Восточного Тимора. В следующем году эти силы были заменены операцией ООН по поддержания мира. В 2001 году Совет уполномочил международную коалицию - Международные силы содействия безопасности (ИСАФ) - обеспечить военное присутствие в Афганистане, а также учредил политическую миссию ООН для оказания поддержки переходного правительству. В октябре 2003 года Совет уполномочил многонациональны силы под командованием США поддерживать безопасность и стабильность в Ираке. В 2004 году Совет предложил Африканский союз обеспечить мониторинг обстановки в Дарфуре, Судан, в то время как посредством переговоров между сторонами были предприняты попытки достичь мира.

46. ​​Международно-правовые проблемы разоружения. Ракетно-ядерное разоружение. Договор о.

Разоружение является надежной гарантией безопасности. Эта идея нашла отражение в ряде международно-правовых актов. Получила распространение концепция принципа разоружения. Обязательства государств в этой области сформулировано в принципе неприменения силы следующим образом: государства должны добросовестно вести переговоры с целью быстрого укладення универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем.

Устав ООН уполномочил Генеральную Ассамблею «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулювання вооружений» (ст. 11). На Совет Безопасности возложена ответственность за формулировку «планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26).

О том, что является общим и полным разоружением, можно судить по одобренной Генеральной Ассамблеей Совместным заявлением правительств СССР и США 1961 Она предполагает роспуск вооруженных сил, ликвидации вийськових сооружений и вооружений; уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения, а также средств его доставки; упразднение органов военного руководства и прекращение военного обучения; припинення расходования средств на военные цели. Сохраняются только военные средства, необходимые для поддержания внутреннего правопорядка.

Нереальность достижения полного разоружения вскоре стала очевидной, поскольку государства требовали вооружений для гарантування своей безопасности, поддержания внутреннего порядка и выполнения миротворческих функций, поэтому возможно лишь частичное разоружение, сокращение вооружений.

Особое значение имеет предотвращение употребления ядерной оружия и других видов оружия массового поражения (химического, бактериологического, радиологичнои, экологической).

Начиная с 1961 г.., Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, запрещающих применение ядерного оружия. Существенное зна чение имеют соглашения между СССР и США - Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971, Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г. и др..

В 1963 был подписан Московский договор о запрещении випробувань ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В1996 г.. Генеральная Ассамблея приняла Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

С 1968 г.. Действует Договор о нераспространении ядерного оружия. Державы, обладающих ядерным оружием, обязались не передавать ее неядерным государствам, а последние обязались не принимать ядерное оружие. Перед заключением настоящего Договора Совет Безопасности в 1968 прийняла Резолюцию об обеспечении безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия или угрозы такой агрессии против государства, не обладающего ядерным оружием, вызовет немедленные действия со стороны Совета Безопасности, и прежде все ее постоянных членов.

Итак, позиция международного права в отношении ядерного оружия выглядит следующим образом:

а) не запрещено обладание ядерным оружием теми государствами, которые ее уже располагают (ядерные державы)

б) распространение этого оружия является противоправным;

в) неядерным государствам должны быть предоставлены гарантии безопасности от

ядерной агрессии.

Существенную роль в ограничении распространения ядерного оружия и в забезпеченни безопасности неядерных государств играют безъядерные зоны. В 1967 г. Был принят Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америци, который объявил регион свободным от ядерного оружия. Вторая безъядерная зона была создана в 1985 году. Путем принятия Договора о безъядерной зоне пивденноичастины Тихого океана. В нем содержатся нормы, запрещающие захоронения радиоактивных веществ в море в пределах зоны. Подписав Протокол II, пять ядерных государств приняли на себя те же обязательства, что и в отношении Латинской Америки.

Договор об Антарктике 1959 создал безъядерную зону, заборонившы проведения любых испытаний ядерного оружия в Антарктици.Договир о космосе 1967р.заборонив вывода на орбиту и размещения в космическом пространстве ядерного зброи.Угода о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979. установила дополнительные ограничения в этом плани.Договир о морском дне 1971 запрещает размещение любой ядерного оружия на морском дне и в его недрах.

Что касается неядерных видов оружия массового поражения, то в этой области серьезным достижением стала Конвенция о запрещении розробкы, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 и Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993

Экологическим средствам и методам ведения войны посвящена Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного застосування средств воздействия на природную середовище1976 г. Конвенция запрещает прибегать к любому враждебного применения средств воздействия на природную среду, которые имеют массовые, длительные и тяжелые последствия. В частности, запрещается использование средств, способных изменить погодные условия, вызвать землетрясения, приливные волны, затопления, а также привесты к истощению озонового слоя.

Одним из главных направлений обеспечения международной безопасности является ограничении стратегических вооружений (ОСВ). Разумеется, основная роль в этом процессе с самого начала принадлежала двум «сверхдержавам» - СССР и СЕЛА. В 1972 году. Они подписали соглашения, известные как ОСВ-1. Они включають Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Договор по ПРОобмежив количество районов размещения систем ПРО двумя для каждой из Сторон. В 1974 г. Стороны подписали Протокол, ограничивающий количество районов ПРО одним для каждой из Сторон. Обмеження О имело важное значение, поскольку уменьшало способность потенциального агрессора противостоять удару в видповидь.Однак, в 2001 г.. США денонсировали Договор по ПРО.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 ввела ограничения в отношении килькостипус-ковихустановок стратегических баллистических ракет. Было также ограничено количество баллистических ракет на подводных лодках до 950 для СССР и до 710 для США. Срок действия Соглашения - пять лет. Однако в 1977 г.. Стороны заявили, что они будут и в дальнейшем придерживаться Соглашения.

В 1987 г.. В результате встречи на высшем уровне между СССР и США был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных вооружений. В марте 2002 г.. В результате встречи президентов России и США был подписан новый Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Сокращение обычных вооружений только начинает осуществляться, и притом довольно медленно. Самым существенным достижением в этой области является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в Париже в 1990 году. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение наземных и воздушных, но не морских сил.

Миротворцы ООН то и дело мелькают на экране телевизора — то в связи с очередным кризисом, то в связи с очередным скандалом (см. стр. 78). А сколько всего в мире миротворцев ООН? "Власть" предлагает обзор действующих миссий.
Во всех статьях в скобках в начале приводится общепринятое сокращение официального названия операции; потери контингента ООН указаны за все время его существования; бюджет — на 2004-2005 годы; численность — на февраль 2005 года.

Бурунди
Операция ООН в Бурунди (ONUB). Начата в 2004 году.
Численность контингента: 5378 военнослужащих, 82 полицейских, 306 международных гражданских сотрудников, 218 местных гражданских сотрудников. В ONUB служат военные и полицейские из 50 стран.
Потери: 6 военнослужащих.
Бюджет: $329,71 млн.
Формальной задачей ONUB при ее создании было "оказание помощи и поддержка усилий граждан Бурунди" в установлении прочного и длительного мира в стране. Фактически же служащие миссии стараются предотвратить переправку оружия и боевиков из Бурунди в Демократическую Республику Конго. По мнению экспертов, миротворческие усилия ООН малоэффективны — жители Бурунди не забыли, что жестокая гражданская война в соседней Руанде, перешедшая в геноцид одной из основных народностей страны, начиналась, когда там находились миротворцы ООН.

КАРТА
Восточный Тимор
Миссия ООН по поддержке Восточного Тимора (UNMISET). Создана в 2002 году.
Численность контингента: 472 военнослужащих, 147 полицейских, 270 иностранных гражданских сотрудников, 542 местных гражданских сотрудника. В UNMISET служат военные и полицейские из 28 стран, в том числе из России.
Потери: 13 человек (из них 9 военнослужащих).
Бюджет: $85,15 млн.
UNMISET считается "визитной карточкой" миротворческих сил ООН. Она появилась в 2002 году, когда после многолетней индонезийской оккупации Восточный Тимор обрел независимость. Миссия должна поддерживать стабильность, демократию и законность в стране. Фактически же UNMISET выполняет функции армии и полиции нового государства, причем весьма успешно.

Гаити
Стабилизационная миссия ООН в Гаити (MINUSTAH). Создана в 2004 году. Единственная текущая миротворческая операция ООН в Америке.
Численность контингента: 5994 военнослужащих, 1398 полицейских, 316 иностранных гражданских сотрудников, 800 местных гражданских сотрудников. В составе MINUSTAH служат военные и полицейские из 41 страны.
Потери: нет данных.
Бюджет: $379,05 млн.
Миссии в Гаити были переданы полномочия Межнациональных временных сил по поддержанию порядка, созданных по инициативе США и Канады. Временные силы должны были помогать переходному правительству Гаити, которое возникло после того, как в 2004 году США и их союзники из стран Карибского бассейна свергли прежний гаитянский режим.

Грузия
Миссия наблюдателей ООН в Грузии (UNOMIG). Создана в 1993 году.
Численность контингента: 122 военнослужащих, 11 полицейских, 99 иностранных гражданских сотрудников, 180 местных гражданских сотрудников. В UNOMIG служат военные и полицейские из 23 стран, в том числе из России.
Потери: 7 человек (из них 6 военнослужащих).
Бюджет: $33,59 млн.
Миссия была создана в августе 1993 года, чтобы обеспечить соблюдение соглашения о прекращении огня между грузинской армией и абхазскими вооруженными формированиями. В сентябре 1993 года присутствие миротворцев не помешало возобновлению боевых действий. После перемирия 1994 года миссия стала контролировать деятельность миротворческого контингента стран СНГ и вывод грузинских войск из Кодорского ущелья, а также регулярно патрулировать ущелье. С 1996 года в миссии функционирует отдел по правам человека, а с 2003 года в мандат сил ООН включен пункт о том, что они должны способствовать созданию условий для достойного возвращения беженцев и временно перемещенных лиц.

Западная Сахара
Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (MINURSO). Создана в 1991 году. Старейшая из текущих миротворческих операций ООН в Африке.
Численность контингента: 225 военнослужащих, 4 полицейских, 125 иностранных гражданских сотрудников, 111 местных гражданских сотрудников. В MINURSO служат военные из 25 стран, в том числе из России.
Потери: 10 человек (из них 6 военнослужащих).
Бюджет: $44 млн.
MINURSO обеспечивает соблюдение перемирия, которое было заключено между правительством Марокко и боевиками сепаратистского фронта "Полисарио", выступающего за независимость Западной Сахары. Миссия также должна способствовать проведению референдума в стране. С обеими задачами MINURSO пока не справляется. Крупномасштабные боевые действия не ведутся, однако это скорее следствие влияния соседей — Мавритании и Ливии. Что же до референдума, то единственным напоминанием о нем в Западной Сахаре остается название миссии ООН.

Израиль (оккупированные территории)
Организация объединенных наций по контролю за перемирием (UNTSO). Создана в 1948 году. Первая миротворческая миссия ООН.
Численность контингента: 152 военнослужащих, 94 иностранных гражданских сотрудника, 122 местных гражданских сотрудника. В UNTSO служат военные из 23 стран, в том числе из России.
Потери: 40 человек (из них 31 военнослужащий).
Бюджет: $27,69 млн.
Первоначальный мандат UNTSO предполагал контроль за соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами. Присутствие миротворцев ООН не предотвратило ни одной из арабо-израильских войн. После каждой войны мандат менялся в соответствии с новыми реалиями. В настоящее время четкого мандата UNTSO не имеет. В задачи миссии входит контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня (когда они подписываются), а также оказание помощи другим операциям ооновских миротворцев в регионе.

Израиль и Сирия (Голанские высоты)
Силы ООН по контролю за разъединением (UNDOF). Образованы в 1974 году.
Численность контингента: 1023 военнослужащих, 35 иностранных гражданских сотрудников, 108 местных гражданских сотрудников. В UNDOF служат военные из 6 стран.
Потери: 40 человек (из них 38 военных).
Бюджет: $43,03 млн.
Силы UNDOF созданы решением ООН в 1974 году, когда Израиль и Сирия договорились о разводе своих войск в районе Голанских высот. С тех пор военнослужащие UNDOF продолжают следить за соблюдением договоренности о прекращении огня и создании зон разъединения и буферных зон. Пожалуй, UNDOF — единственный миротворческий контингент ООН, к которому никто никогда не выдвигал никаких претензий. Его работой в равной степени удовлетворены и Израиль, и Сирия, и сама ООН.

Индия и Пакистан
Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (UNMOGIP). Создана в 1949 году.
Численность контингента: 44 военнослужащих, 23 иностранных гражданских сотрудника, 45 местных гражданских сотрудников. В группе служат военные из 9 стран.
Потери: 9 военнослужащих.
Бюджет: $7,25 млн.
UNMOGIP была создана для соблюдения перемирия между Индией и Пакистаном в Джамму и Кашмире. Ооновские миротворцы не смогли предотвратить вооруженный конфликт в 1972 году, после чего Индия решила, что деятельность UNMOGIP потеряла всякий смысл. Группа была сохранена благодаря Пакистану, который, разумеется, стал придерживаться противоположного мнения. До сих пор миротворцы продолжают находиться в зоне конфликта, практически не влияя на ситуацию.

Кипр
Силы ООН по поддержанию мира на Кипре (UNFICYP). Образованы в 1964 году.
Численность контингента: 916 военнослужащих, 43 полицейских, 44 иностранных гражданских сотрудника, 109 местных гражданских сотрудников. В UNFICYP служат военные и полицейские из 18 стран.
Потери: 173 человека (из них 167 военнослужащих).
Бюджет: $51,99 млн.
Силы ООН были созданы для предотвращения столкновений между греческой и турецкой общинами Кипра. В 1974 году они никак не противодействовали высадке на остров турецких и греческих войск и оккупации турками северной части Кипра. В дальнейшем UNFICYP служили лишь буфером между турецкой и греческой общинами. Реальной силой, предотвращавшей крупные столкновения, долгое время была Британия, которая имеет на острове две военные базы. Однако уже довольно давно на острове идут переговоры об объединении, инициированные самими греками и турками, так что сохранение UNFICYP и вовсе теряет всякий смысл.

Конго
Миссия ООН в Демократической Республике Конго (MONUC). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 13 775 военнослужащих, 175 полицейских, 735 иностранных гражданских сотрудников, 1140 местных гражданских сотрудников. В MONUC служат военные и полицейские из 53 стран, в том числе из России.
Потери: 70 человек (из них 49 военнослужащих).
Бюджет: $746,1 млн.
Войска ООН, как предполагалось, должны были обеспечивать соблюдение соглашений о прекращении гражданской войны в Конго, которые были подписаны в 1999 году. Однако вряд ли миссию можно считать успешной. Сейчас силы MONUC в основном пытаются не допустить проникновения вооруженных формирований повстанцев на территории, которые контролируют официальные власти страны.

Пока Индия и Пакистан выясняют отношения, контингенту ООН в Кашмире остается в основном бумажная работа

Косово
Миссия ООН по временному управлению Косово (UNMIK). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 37 военнослужащих, 3509 полицейских, 738 иностранных гражданских сотрудников, 2699 местных гражданских сотрудников. В UNMIK служат полицейские и военные из 51 страны, в том числе из России.
Потери: 30 человек.
Бюджет: $278,41 млн.
В задачи UNMIK входит организация управления, обеспечение безопасности и порядка в автономном крае Косово. Деятельность миротворцев неоднократно подвергалась критике: представители сербского меньшинства обвиняли ооновские силы в нежелании обеспечивать безопасность сербов и в очевидной пристрастности руководства UNMIK.

Кот-д`Ивуар
Операция ООН в Кот-д`Ивуаре (UNOCI). Начата в 2004 году.
Численность контингента: 6009 военнослужащих, 215 полицейских, 259 иностранных гражданских сотрудников, 155 местных гражданских сотрудников. В UNOCI служат военные и полицейские из 49 стран, в том числе из России.
Потери: 2 военнослужащих.
Бюджет: $378,48 млн.
UNOCI была создана в 2004 году для замены существовавшей в то время гражданской миссии ООН. Основой военного контингента стали африканские страны. В задачи миссии входит контроль за соблюдением перемирия между правительством страны и повстанцами, а также поддержание связи и предотвращение конфликтов между властями и находящимся в Кот-д`Ивуаре крупным французским контингентом, не входящим в состав UNOCI. Дело в том, что в начале прошлого года военные самолеты Кот-д`Ивуара напали на позиции французских войск, после чего французская авиация полностью уничтожила ВВС Кот-д`Ивуара.

Либерия
Миссия ООН в Либерии (UNMIL). Создана в 2003 году. Крупнейшая текущая миротворческая операция ООН.
Численность контингента: 14 677 военнослужащих, 1098 полицейских, 489 иностранных гражданских сотрудников, 651 местный гражданский сотрудник. В UNMIL служат военные и полицейские из 61 страны, в том числе из России.
Потери: 30 человек (из них 26 военнослужащих).
Бюджет: $846,82 млн.
Деятельность UNMIL началась после подписания соглашения о прекращении гражданской войны в Либерии в 2003 году. В задачи миссии входит исполнение этого соглашения. Войска ООН играют ключевую роль в разоружении противоборствующих фракций и в настоящее время фактически являются единственной законной вооруженной силой в стране. Успех операции во многом обусловлен тем, что основные воинские контингенты в Либерию послали соседние с нею африканские страны, которые не раз предупреждали, что останутся в Либерии, даже если ООН объявит о выводе "голубых касок" (такое случалось не раз, когда миротворцы несли серьезные потери).

Ливан
Временные силы ООН в Ливане (UNIFIL). Образованы в 1978 году.
Численность контингента: 1994 военнослужащих, 107 иностранных гражданских сотрудников, 297 местных гражданских сотрудников. В UNIFIL служат военные из 7 стран.
Потери: 250 человек (из них 245 военнослужащих).
Бюджет: $97,80 млн.
Силы UNIFIL были созданы для контроля за выводом израильских войск из Ливана и "восстановлением суверенитета ливанского правительства" на освобождаемых Израилем территориях. Наличие сил ООН не мешало Израилю впоследствии создать на юге Ливана буферную зону под контролем союзников из Армии Южного Ливана, а палестинским террористам — нападать на израильскую территорию из зон, находившихся под контролем ООН. UNIFIL, впрочем, как и UNTSO, неоднократно обвинялись Израилем в оказании помощи и предоставлении защиты палестинским террористам.

Сьерра-Леоне
Миссия ООН в Сьерра-Леоне (UNAMSIL). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 4092 военнослужащих, 75 полицейских, 252 иностранных гражданских сотрудника, 515 местных гражданских сотрудников. В UNAMSIL служат военные и полицейские из 40 стран, в том числе из России.
Потери: 159 человек (из них 154 военнослужащих).
Бюджет: $301,87 млн.
Мандат UNAMSIL предполагает контроль за соблюдением мирных договоренностей в стране, где долгие годы бушевала гражданская война. Кроме того, войска ООН обеспечивают безопасность в столице Сьерра-Леоне и крупных аэропортах, а также помогают местным властям "в исполнении их функций". Несмотря на очевидные успехи миротворцев, добиться окончательного прекращения боевых действий им не удалось. Сейчас войска ООН фактически охраняют законное правительство страны от нападений повстанцев, а также проводят безуспешные операции по борьбе с контрабандой алмазов.

Эфиопия и Эритрея
Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (UNMEE). Создана в 2000 году.
Численность контингента: 3364 военнослужащих, 214 иностранных гражданских сотрудников, 254 местных гражданских сотрудника. В UNMEE служат военные из 41 страны, в том числе из России.
Потери: 8 военнослужащих.
Бюджет: $216,03 млн.
UNMEE появилась, когда после двухлетней войны в 2000 году Эфиопия и Эритрея заключили перемирие. В задачи войск ООН входит разъединение сил обеих стран, контроль за соблюдением перемирия и неприкосновенности демилитаризованной зоны на границе, а также координация усилий Эфиопии, Эритреи и Африканского Союза по установлению постоянного мира. UNMEE считается одной из самых успешных миссий ООН: несмотря на то что время от времени случаются перестрелки, в целом перемирие между Эфиопией и Эритреей соблюдается.

ВЯЧЕСЛАВ БЕЛАШ

Откуда берутся миротворцы
В текущих операциях ООН принимают участие более 65 000 миротворцев из 103 стран мира.
Страна Число миротворцев
Пакистан 8183
Бангладеш 7942
Индия 5154
Непал 3453
Эфиопия 3428
Гана 3335
Иордания 2929
Нигерия 2884
Уругвай 2497
ЮАР 2317
Марокко 1704
Кения 1675
Сенегал 1575
Бразилия 1367
Украина 1204
Китай 1038
Аргентина 1006
Намибия 886
Шри-Ланка 778
Польша 724
Франция 606
Чили 582
Тунис 523
Ирландия 476
Нигер 468
Филиппины 455
Великобритания 431
США 428
Австрия 417
Бенин 411
Россия 363
Того 323
Канада 314
Швеция 303
Словакия 302
Германия 296
Турция 293
Испания 260
Румыния 239
Боливия 231
Перу 226
Индонезия 201
Фиджи 198
Мозамбик 191
Италия 184
Австралия 142
Замбия 131
Камерун 121
Египет 119
Венгрия 106
Малайзия 100
Буркина-Фасо 98
Мали 95
Гватемала 77
Болгария 74
Эквадор 72
Малави 66
Зимбабве 62
Гвинея 61
Гамбия 58
Португалия 57
Дания 54
Норвегия 52
Финляндия 47
Парагвай 46
Босния и 45
Герцеговина
Южная Корея 43
Чад 41
Швейцария 34
Чехия 31
Хорватия 30
Япония 30
Греция 26
Джибути 24
Самоа 24
Сербия и 24
Черногория
Алжир 20
Нидерланды 20
Уганда 20
Танзания 18
Сальвадор 16
Бельгия 16
Словения 16
Новая Зеландия 14
Киргизия 13
Гондурас 12
Йемен 12
Кот-д`Ивуар 10
Ямайка 10
Литва 8
Молдавия 8
Габон 6
Конго 6
Таиланд 6
Монголия 5
Сьерра-Леоне 5
Доминиканская 4
Республика
Маврикий 4
Албания 3
Иран 3
Ливан 2
Эстония 2
Мадагаскар 1
Пытки во имя мира
За время своего существования — с 1948 года — "голубые каски" неоднократно оказывались замешаны в громких скандалах.
Преступное действие
Едва ли не самой скандальной миротворческой миссией ООН оказалась операция в Сомали, которую "голубые каски" проводили с 1992 по 1995 год. Официальной задачей миротворцев была помощь в прекращении гражданской войны и образовании нового правительства страны. С этой задачей они не справились и покинули страну после того, как начали нести серьезные потери. Тем не менее история с пребыванием миротворцев в Сомали запомнилась не только самим сомалийцам.
Канадские миротворцы пытали и убили подростка Шидане Ароне. Об этом стало известно еще в 1992 году. В ходе расследования выяснилось, что история с юношей вовсе не была единичным фактом. Командир канадского контингента полковник Лаббе неоднократно обещал подчиненным "ящик шампанского за каждого убитого черномазого". Широко распространены были мародерство, пытки заключенных, убийства. После окончания внутреннего расследования военные власти Канады решили расформировать подразделение Лаббе. Один из канадских солдат был отдан под суд и приговорен к пяти годам тюрьмы.
Похоже вели себя в Сомали и коллеги канадцев — бельгийские десантники. Двое из них прославились тем, что запечатлели на видеопленку, как кладут на раскаленную металлическую плиту и зажаривают сомалийского подростка. Были отмечены факты похищений, изнасилований и убийств сомалийских девушек, а также психологические издевательства над местными жителями — сомалийцев, исповедующих ислам, под страхом смерти заставляли есть свинину.
Отметились в Сомали и итальянцы. Одной из самых скандальных стала история женщины, проходившей мимо расположения итальянского контингента. Ее силой затащили в лагерь, насиловали несколько часов, после чего угрожали убить, засовывая в рот тротиловую шашку.
В 2005 году история повторилась. Несколько десятков военных, участвующих в операции ООН в Демократической Республике Конго, были отозваны в связи с обвинениями в изнасилованиях и пытках. По крайней мере в двух странах, имеющих свои контингенты в составе миротворческих сил ООН,— в Марокко и во Франции — в отношении военнослужащих ведется следствие.

Преступное бездействие
Так же часто миротворцев ООН обвиняли в преступном бездействии. В 1993 году войска ООН были размещены в Руанде с целью недопущения межэтнических столкновений. Однако своей задачи по охране мирного населения "голубые каски" не выполнили. Они лишь наблюдали за тем, как правительственные войска целенаправленно уничтожали мирное население из народности хуту. В 1996 году миротворцы и вовсе покинули Руанду: продолжение операции было признано слишком опасным для самих "голубых касок".
В 1995 году разразился громкий скандал вокруг контингента ООН, охранявшего мусульманский город Сребреница в Боснии. Незадолго до этого город был объявлен демилитаризованной зоной. Гарантом безопасности местного населения выступила Организация Объединенных Наций. Но когда сербы потребовали вывода "голубых касок" из Сребреницы, командование миротворческого контингента поспешило это сделать. Город оказался совершенно беспомощным перед лицом сербских войск. Последовавшие за выводом ооновских сил события известны сейчас как "резня в Сребренице" (сербы убили около 1200 человек), а действия сербских войск квалифицируются как геноцид.
Подобное же бездействие стало причиной громкого скандала уже в марте 2005 года, когда в Косово, территории, фактически находящейся под управлением ООН, начались сербские погромы при полном попустительстве "голубых касок", которые выполняют в крае полицейские функции. Напомним, что во время погромов, продолжавшихся несколько дней, погибли 28 человек, а потеряли кров 3700. Одним из самых вопиющих проявлений бездействия "голубых касок" стала история, происшедшая в столице края — Приштине. Там несколько десятков сербов, спасаясь от разъяренной албанской толпы, забаррикадировались в многоэтажном доме. Албанцы осадили многоэтажку, пытались прорваться внутрь, а затем просто поджечь ее. Полицейские силы ООН, штаб-квартира которых находилась в нескольких кварталах от осажденного дома, пришли на помощь сербам лишь через шесть часов.
В апреле в Косово произошел еще один скандал, связанный с миротворцами ООН. Правда, речь уже шла о стычках внутри самого контингента. Несколько американских и иорданских полицейских ООН начали дискуссию по поводу событий в Ираке. Спор быстро перешел в драку, драка — в перестрелку. В результате погибли три американских миротворца и один иорданский. Стремясь замять скандал, руководство сил ООН в Косово переквалифицировало действия схваченных на месте преступления иорданцев из "убийства" в "покушение на убийство" и "неоказание помощи раненым", а затем и вовсе закрыло дело за отсутствием состава преступления.



Loading...Loading...