Экологическая викторина для начальной школы. Экологическая викторина «береги природу!» (неделя начальных классов)

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.

Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.

Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; пазлы «силуэты деревьев»; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; ягодный кроссворд; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёная и красная карточка; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.

Ход деятельности:

Дети заходят в зал и команды занимают свои места.

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Соревноваться будут три команды. Команда «Зайчата», «Лисята» и команда «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Представляем вам жюри нашей викторины: …

Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.

Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.

(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что не правильно делают мальчики и девочки.)

Физкультминутка.

Воспитатель: Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарными будут они!

Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: Вопросы для всех команд:

  1. Какие деревья называются хвойными?
  2. Почему деревья называются лиственными?
  3. Какие деревья не меняют цвет кроны?
  4. В какое время года деревья меняют окраску листьев?
  5. В какое время года на деревьях распускаются листочки?
  6. У какого дерева ствол белый?

Воспитатель: А сейчас вы должны собрать пазлы и по силуэту определить, что это за дерево и назвать его.

Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (Каждой команде даётся листов по количеству детей).

Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны).

Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.

Ребёнок 3: Много трав растет полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой!

Ребёнок 4: Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Соберем не на потеху,

Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)

Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)

Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)

Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)

Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)

Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)

Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)

Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)

Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)

Воспитатель: А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».

  1. Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

  1. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)

  1. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка -

Ягодка... (морошка)

  1. Что за ягодки на кочке?

Осень им румянит щечки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)

  1. Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

  1. Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (Малиной.)

Воспитатель: Приглашаю вас совершить путешествие «По страницам сказок».

  1. Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб, клён, тополь.)
  2. Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана, из пиона)
  3. Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня, черёмуха.)
  4. За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз, за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)
  5. Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью, под лиственницей, под дубом.)
  6. Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – не съедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, - если несъедобный).

Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.

Ребёнок 5: Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Ребёнок 6: Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.

Воспитатель: «Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).

Ребёнок 7: Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

Ребёнок 8: На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой этой дорожить!

Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?

Дети: Сигнал, опасность…

Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.

Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.

Ребёнок 9: Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша, с тобою

Навеки родная земля.

Ребёнок 10: На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

(В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой).

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I . Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ» .

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
  3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза ).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (Ели ).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь ).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (Ива ).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен ).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (Липа ).
  7. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (Рябина ).

I I. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова «Осеннее задание» .

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь : Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи :

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка : Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Что человек делает для сохранения животного мира?
  2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).
  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).
  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки ).
  6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук ).
  7. У кого на сучке кладовая? (У белки ).
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина ).
  9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
  10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока ).
  11. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (Бобры ).
  12. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка ).
  13. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (Стрекоза ).
  14. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (Черепаха ).
  15. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (Змея ).
  16. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (Медуза ).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.
  4. Машенька и три медведя.

II I. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы ).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз ).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные ).

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут... (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

3-й конкурс . «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко» ).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

  1. Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.
  2. Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.
  3. Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир
  4. Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.
  5. Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.
  6. А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.
  7. Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.
  8. Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

IV . Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков )

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют ).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин )

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд ).

Литература:

  1. Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн. : Красико-Принт, 1998.
  2. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.

Цели мероприятия:Образовательная:

способствовать развитию интереса к изучению экологии, биологии.

Воспитательная:

продолжить формирование бережного отношения к природе, содействовать атмосфере сотворчества через коллективно-групповую работу.

В викторине участвуют команды от каждого класса по 8 человек.

Придумать название, девиз команде.

Книжная выставка «Беречь природы дар бесценный»

Использование видео-роликов, слайдов с изображением мира природы.

Ход мероприятия.

Библиотекарь: С момента зарождения человеческой жизни на Земле древние люди интуитивно понимали, что выжить они могут, только соблюдая законы природы, по которым и строили свои отношения с четырьмя стихиями –землёй, водой, воздухом и огнём.

Сегодня мы, люди 21 века, забыли заповеди древних. И, несмотря на то, что вооружены серьёзными научными знаниями, ежеминутно где-то на планете нарушаются законы природы.

Стихотворение Р.Рождественского.

Кромсаем лёд,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…….

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…..

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше- окружающей природы.

Всё больше- окружающей среды.

2013 год объявлен Годом защиты окружающей среды. Слово «экология» сейчас у всех на слуху. Все люди стали понимать,что экология – наука очень важная. Ведь она учит нас беречь наш дом – планету Земля.

И сегодня мы проводим викторину, которая называется «Берегите землю, берегите!»

Разминка – команды по очереди отвечают на вопросы

1) Какие болотные ягоды вы знаете? (брусника, клюква)

2) Какие ягоды помогают от простуды? (малина)

3)Какой овощ полезен для глаз и для детей? (морковь)

4) Какое растение можно прикладывать при ранах, порезах? (подорожник)

5) Какие овощи добавляются практически в каждое блюдо? (лук, чеснок)

6) Какая трава больно жжется, но хорошо помогает? (крапива)

7) Как называется самая горькая трава? (полынь)

8) В какой ягоде содержится большое количество аскорбиновой кислоты? (шиповник)

9) Какое растение, согласно приданию, цветет в ночь на Ивана Купала? (папоротник)

10) Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка? (Из тюльпана)

11) Какие цветы были у Кая и Герды? (розы)

12) Какой цветок в переводе на русский язык означает «звезда»? (астра)

13) Любимый цветок немецкого поэта В. Гете? (фиалка)

14) Этих птиц еще в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (Почтовые голуби.)

15). В Африке существуют соревнования по скачкам на этих огромных птицах. Назовите их. (Страусы.)

16. Этот великолепный прыгун, способный одним прыжком перепрыгнуть на 912 м, наряду со страусом эму изображен на гербе Австралии. Кто это? (Кенгуру.)

17. Кто поет под водой? (Киты.)

19.Кто на себе свой домик носит? (Улитка)

20. У кого оба глаза на одном боку? (У камбалы)

21. Зеленый поясок в траве затерялся. Кто это? (Ящерица, гусеница)

22. У кого усы длиннее ног? (У таракана)

23. Могут ли змеи плавать? (Все змеи хорошо плавают)

Задания

1.«Пентагон» (пятиугольник)

Каждый этап игры имеет 5 подсказок. Если угадывание происходит после первой подсказки, команда получает пять очков, после 2- 4, после 3-3, после 4-2 после пятой – 1 очко.

1). Природная катастрофа:

4балла – Однажды единственной его жертвой стал человек, ремонтировавший свой автомобиль.

3 балла - В Китае для определения его направления применяют специальный прибор: сосуд с четырьмя головами дракона.

2 балла – Эта природная катастрофа наиболее грозная по числу жертв.

1 балл - В нашей стране самыми сильными подобные катастрофы были в Ашхабаде, Ташкенте, и Ленинакане. (Землетрясение)

2). Животное:

5 баллов – Он занят днем и ночью, ему надо оберегать свое потомство.

4 балла – Он создал себе место жительства сам, причем весной

3 балла - Согласно песне, если он «на», то счастье – «под»

2 балла – Эта птица вероятно помогла бы нашей стране решать проблемы демографии и рождаемости.

1 балл - Не кто иной, как он приносит детей в клюве (Аист)

2.Мир живой природы

1. Южно-американская лягушка имеет ярко-красный цвет кожи. О чем предупреждает такая окраска? (Эта лягушка ядовита.)

2. Слово «гиппо» в переводе с латинского языка означает «лошадь». Название какого животного переводится как «речная лошадь»? (Гиппопотам.)

3. Морж, касатка, тюлень - жители холодных арктических морей. Что помогает им не замерзнуть в ледяной воде? (Толстый слой подкожного жира.)

4. Тундровые мыши - лемминги - имеют на лапках твердые наросты, очень похожие на копытца. Зачем? (Чтобы выкапывать пищу из-под твердого снега и льда.)

5. Это удивительное млекопитающее живет в Австралии, имеет клюв, похожий на утиный, перепонки на лапках, да к тому же несет яйца. (Утконос.)

6. Насекомое, морское ластоногое, крупный рогатый скот, а название одно. Назовите всех. (Корова, божья коровка, морская корова.)

7. Есть такая народная загадка: «В воде искупался, да сух остался». Конечно, ты знаешь, про кого она. А ведь действительно, у водоплавающих птиц перья в воде не намокают. А почему? (Потому что они смазаны жиром.)

8. Это единственный зверь на планете, шерсть которого имеет зеленый оттенок. Но не мех животного виновен в этом, а крошечные сине-зеленые водоросли, растущие прямо в шерсти зверька. А еще в густой шерсти этого млекопитающего живут бабочки-огневки. Назовите это животное. (Ленивец.)

9. Все знают, что кроты роют ходы под землей. А вот зачем они роют ходы зимой в снегу? (Для вентиляции.)

10. У этого животного рог на голове представляет собой не костяной вырост, как у других животных, имеющих рога. Его рог состоит из плотно склеенных волосков. Что это за животное? (Носорог.)

11. За полярным кругом, в стране вечных снегов, очень многие животные имеют эту особенность. Хищникам она помогает незаметно подкрадываться к добыче, а возможным жертвам - прятаться от врагов. Назовите эту особенность. (Белая окраска.)

12. Самка этой злобной, кровожадной рептилии - на удивление заботливая мать. В отличие от других рептилий она следит за своей кладкой, отгоняет от нее хищников и даже «пасет» малышей на мелководье. А в случае опасности детишки прячутся в огромной зубастой пасти нежной мамаши. Назовите эту рептилию. (Крокодил.)

13. Почему молоко китихи, которое она выделяет прямо в воду, не растворяется в ней? (Оно очень жирное.)

14. Зверек под названием зверобойка-бурозубка отличается отменным аппетитом - он ест 78 раз в день! Поел, 10 минут поспал и снова вынужден есть. И все же это млекопитающее на нашей планете самое... (маленькое, его масса всего около 2 г).

15. Эта лягушка имеет длину 32-33 см и массу около 3 кг. Да и названа она, как и самый крупный в мире жук, по имени мифического силача. Назовите и лягушку, и жука. (Голиаф.)

16. На нашей планете существует огромное множество различных животных: млекопитающие, рыбы, насекомые, птицы, рептилии. А каких же животных больше всего? (Насекомых.)

17. Кого в старину на Руси называли «запечным соловьем»? (Сверчка.)

18. Вспомните рыбу, имеющую название музыкального инструмента. (Рыба-флейта.)

19. Какие рыбы имеют названия рабочих инструментов? (Пила, молот, игла.)

20. Какие хорошо знакомые нам насекомые являются одними из самых древних жителей Земли? (Тараканы.)

21. Плотник, дровосек, пильщик, землекоп, кожевник... Какие животные так называются? (Насекомые.)

22. Это надоедливое насекомое имеет более 750 000 разновидностей и является одним из самых многочисленных на Земле. (Мухи.)

23. Почему весной охота строго запрещена? (Потому что весной у животных появляются детеныши.)

24. Самочка этой удивительно изящной рыбки необычной формы откладывает икринки в кармашек на животе самца. Через некоторое время появившиеся мальки покидают свое надежное убежище, однако при малейшей опасности быстро ныряют обратно. Как называется столь необыкновенная рыбка? (Морской конек.)

25. На долю этого животного приходится 84% всех упоминаний о домашних животных в сказках. Кто же этот друг человека? (Конь)

3. Растения

1. Это известное растение часто сажают в жилых районах городов. Несмотря на неудобства, которые оно создает в период цветения, это дерево является одним из лучших среди растений по очищению воздуха от вредных примесей. (Тополь)

2.Мускарин – название ядовитого вещества, содержащегося внекотором ядовитом грибе. Согласно своему названию этот гриб представляет наибольшую опасность отнюдь не для человека, а для насекомого. Что это за гриб? (Мухомор)

3. Англичане называют этот цветок «луговой лилией», а как называем его мы? (Ландыш)

4. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде. (Огурец.)

5. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя ее вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)

6. Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нем как раз и нет. (Лиственница.)

7. Ранней весной на деревьях появляются первые листочки. На ощупь они слегка клейкие, потому что покрыты смолистым веществом. Зачем это нужно? (Чтобы защищать молодые листочки от возможных заморозков.)

8. Это могучее дерево в народе называли «прадед прадедов». А форменную фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. (Дуб.)

9. Смолу, выделяемую этим деревом, используют в стоматологии для лечения болезней десен. (Сосна.)

10. Почему у ели нижние ветви находятся у самой земли, а у сосны - гораздо выше? (Сосна - светолюбивое растение.)

11. Листья этого дерева осенью не желтеют. Так и опадают зелеными. (Ольха.)

12. Коала на языке аборигенов Австралии означает «непьющий». Этот зверек, называемый еще сумчатым медведем, питается только листьями и побегами одного растения, съедая в день около килограмма зеленой массы. Какое растение составляет основу рациона коалы? (Эвкалипт.)

13. Когда в Россию завезли это растение а случилось это при царе Петре I то крестьяне долгое время не признавали его в качестве съедобного растения. Да и знатные люди чаще использовали его нежные цветы как украшение. А сегодня мы не представляем себе наш ежедневный и праздничный стол без этого вкусного овоща. (Картофель.)

14. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - «поземка», у немцев - «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)

15. Дикая малина получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)

16. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.)

17. Слово «хризантема» в переводе с греческого «означает золотой цветок». В Японии хризантему называют цветком солнца. Изображением золотой хризантемы украшают именно этот символ японского государства. (Герб.)

18. А в России, как, впрочем, и во многих других странах, цветком солнца, «солнечным сыном», называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник.)

19. Слово «капут» в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)

20. Яркий праздничный цветок и пряность с острым, резким запахом. (Гвоздика.)

21. Высокий стройный цветок, который распускается во второй половине лета. Свое название он получил за сходство своих листьев с клинком грозного оружия - меча. Кстати, его русское название - шпажник. (Гладиолус.)

22. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха.)

23 Это стройное дерево растет на севере Америки и в старину было единственным источником сахара для местных племен. А теперь его лист изображен на флаге Канады. (Клен.)

24. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? (Нет. Цветка папоротника не существует.)

4.Экологические шарады.

Биологию кто знает, тот шарады разгадает.

В доме первое находят, по нему ногами ходят,

Мебель вся на нём стоит, и ковёр на нём лежит.

А второе всё жужжит, вас ужалить норовит.

Не пчела, но носит мёд, в круглом гнёздышке живёт.

В зоопарк когда пойдёте, зебре ближе подойдите

И на ней ответ ищите. Пол + Оса = Полоса

Легко и невидимо первое нам,

Лишь трубы разносят его по домам.

Готовят на нём все хозяйки прекрасно,

Но может быть это и очень опасно.

Второе в лесах наших русских растёт,

Из леса приходит к нам в дом в Новый год.

Иголки на ветках не так уж длинны,

Намного короче иголок сосны.

Все вместе – животное, то, что с рогами.

И быстрыми очень, как ветер, ногами.

Ещё это марка новейшей машины,

Что мчится стрелою, отведав бензина. Газ+Ель=Газель

Слово беру знакомое-

Вредное насемое.

Буквы переставляю-

Вижу часть корабля я. Комар- Корма.

Подведение итогов. Слово жюри.

Обзор книжной выставки «Беречь природы дар бесценный»

Использованные материалы:


  1. Интернет-ресурсы.

  2. Жук Л.И. Экологический марафон.- Минск: Красико0Принт, 2013

  3. Губина С.Г. Интеллектуальные игры.// Последний звонок,2012, №4, с.2

  4. «Читаем, учимся, играем», 1999, №5

Общение детей с природой можно сделать более интересным, если во время прогулок, экскурсий, походов организовать наблюдения, игры, викторины.

До начала игры - на лесную поляну (имитация) - прибывают дети. Пропуском на нее служит правильный ответ на шуточный вопрос или загадку о природе.

Лесной царь Берендей со своей свитой приветствует ребят и выражает надежду, что дети знают правила поведения в лесу и сумеют ответить на вопросы и задания, которые получат во время игры.

Далее ведущие знакомят детей с условиями игры, раздают путевые листы для маршрутов: «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Бюро погоды». Количество маршрутов можно сократить.

На каждом этапе команде выдается карточка с вопросами, а на первых трех этапах даются еще и практические задания: определить по веточкам пять деревьев и кустарников, три лекарственных растения и т. п.

Пока жюри подводит итоги, ведущие организуют на поляне игры. Приведенные ниже задания и вопросы можно использовать также при проведении викторин, КВН.

1. Зеленый друг.

1) Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник.)

2) Чем ценна древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении.)

3) Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)

4) Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое дерево.)

5) Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)

6) Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения.)

7) Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом.)

8) Какое растение называют северной мимозой? (Кислицу. За то, что от ярких солнечных лучей, от капли дождя листочки складываются и «вянут», как у мимозы стыдливой.)

9) Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб.)

10) Съедобен ли дождевик? (Молодые дождевики едят.)

11) В какое время суток следует отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.)

12) Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

13) Какую ягоду называют северным гранатом? (Костянику.)

2. Лесная аптека.

1) Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

2) Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника.)

3) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфангол.)

4) Какая ягода может заменить лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)

5) Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)

6) Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев - хорошее средство от кашля.)

7) Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице.)

8) Какие болезни лечит красавица-березка? (Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство.)

9) Когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки - в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища — весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.)

10) Назовите правила сушки лекарственного сырья. (Сушить растения надо под навесом или на чердаке, избегая прямого света, разложив тонким слоем. Листья кладут черенками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три-четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса на солнце.)

3. Остроглаз.

1) Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Воронье - лотком, сорочье - круглое с крышей.)

2) Как по клюву различить молодого грача и взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

3) Какие птицы прилетают весной раньше - стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как могут ловить насекомых У земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появятся позднее.)

5) У птенцов рот ярко-красный или оранжевый? Почему? (Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), птицы-родители суют корм в раскрытый клюв.)

6) На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа? (Дя, тел весной пил березовый сок.)

7) Кто кукует у кукушки? (Самец.)

8) Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? (Зеленовато-синие, гренландские мухи, бабочки-крапивницы, лимонница, комары-толкуны, божьи коровки, шмели, пчелы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии.)

9) Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)

10) Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле.)

11) Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха в апреле.)

12) Какое растение называют цветок-букетик? Почему? (Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют окраску.)

13) Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)

14) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями; защита деревьев от поломок.)

15) У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки.)

16) Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут.)

17) Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (Зимний дуб.)

18) У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)

19) Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки, муравьи, бурундуки.)

4. Маленькие тайны природы.

1) Летом на траве, цветках можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки - пенницы или слюнявицы. Она высасывает сок из растений, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)

2) «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский). Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летающие нити - это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки. Осенью.)

3) Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

4) Какое дерево «переодевается», становясь то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

5) Почему крапива «жжется»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается на ранку и вызывает жжение.)

6) Известно, то новорожденных зайчат зайчиха покормит и на трое-четверо суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь? (На теле зайчонка нет потовых желез - они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.)

7) Зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата первого выводка- «настовники», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата - «колосовики» и «травники»; осенние - «листопадники».)

9) Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет - глубокие ямки - барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земле, распрямляет примятые в норе волоски.)

11) Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

12) Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

13) Почему луговую герань называют журавельником? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

5. Охрана природы.

1) Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и т. п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

2) Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.)

3) Напомните правила сбора грибов. (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов, не трогать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные.)

4) Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

5) Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры. (Шум, запах дыма пугает лесных обитателей, заставляет птиц бросать гнезда, а зверюшек - искать укромные места.)

7) Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой? (Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно, выпущенный на волю, он будет беспомощным.)

8) Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

9) Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный кос- тер, окурок, молния.)

Ю) Как правильно разжечь костер? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить.)

11) Какая охота разрешается в лесу в любое время? (Фотоохота.)

6. Бюро погоды.

Какая будет погода?

Признаки ухудшения погоды:

Рыба не клюет - она сыта;

Пчелы сидят в улье и громко гудят;

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы;

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки;

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации;

Ласточки летают над самой землей, кричат кулики;

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились;

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых;

Крот нагребает высокие холмики;

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

Признаки хорошей погоды:

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы;

Ласточки и стрижи летают высоко;

Комары-толкуны толкутся столбом;

Поздно вечером сильно трещат кузнечики;

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает;

Соловей поет всю ночь;

Птицы весело поют;

Раскрыты цветки кувшинки;

Голуби разворковались;

Паук усиленно плетет сети (к сухой погоде).

Игра-викторина с ответами для учащихся начальной школы «ЛЕСНЫЕ РОБИНЗОНЫ».

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: вызвать у ребят заинтересованность к явлениям природы и расширить их кругозор; познакомить с книгами о природе.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ.

Ведущий 1:
25 апреля 1719г. в Англии вышла книга, которой суждено было пережить века и стать одной из самых популярных и читаемых. Это – книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Герой ее стал любим многим поколениям ребят, которые видят в нем человека, нашедшего в себе силы не пасть духом в трудных обстоятельствах. Сегодня к нам пришло письмо:
«Вот уже около 300 лет я живу на свете! Кто бы мог подумать, что судьба сыграет со мной такую шутку! Выбросив, меня на берег, и едва не лишив жизни, она, впоследствии, сделала меня долгожителем. Видно, не суждено было погибнуть в морской пучине! 28 долгих лет пробыл я на необитаемом острове почти в полном одиночестве. Правда, с самого начала мне здорово повезло. Остров, на который меня выбросило, был поистине райским уголком, где круглый год лето. С корабля мне удалось взять все, что смогли унести мои крепкие руки: оружие, одежду, инструменты…
Единственная беда – я не знал окружающих меня дикорастущих растений. Мне очень хотелось бы постигнуть их свойства. Но, увы! Я так и не сумел открыть их секретов. На мое счастье, на острове росли хорошо мне знакомые виноград и апельсиновые деревья.
А если б судьба забросила меня в тайгу или, к примеру, в леса средней полосы России? Ох, и плохо бы мне пришлось. Так что, друзья мои, будьте любознательны, изучайте окружающий мир, чтобы во всеоружии знаний встретить удары судьбы, если они выпадут на вашу долю! Искренне ваш – Робинзон Крузо!»

Ведущий 2:
Имя Робинзона Крузо стало для нас нарицательным. Так называют людей, оказавшихся один на один с природой.
Так уж устроен человек, что стремится проверить себя в самых сложных испытаниях. И по сей день совершаются труднейшие переходы через пустыни; смельчаки в одиночку на шлюпке пересекают океаны; высаживаются на необитаемые острова, пытаясь найти там средства к существованию; идут в тайгу, не имея продовольствия и питаясь, в полном смысле, подножным кормом. Выйти победителями из всех этих ситуаций людям помогает сила духа, хорошая физическая подготовка и, конечно же, знание родной природы.
А сегодня такими Робинзонами станем мы с вами, учась распознавать растения, проявлять сноровку и ловкость, а также умение ориентироваться на местности.
И так начали! Первый конкурс «Разминочный». Ваша задача: ответить на как можно большее число вопросов.
1. Название какого растения связано со звоном? Колокольчика.
2. Соком какого растения выводятся бородавки? Чистотела.
3. Самая маленькая птица? Колибри.
4. Косой ли заяц? Нет.
5. Какой страшный зверь падок на малину? Медведь.
6. Какая нить в природе самая тонкая? Паутина.
7. Где раки зимуют? В норах по берегам рек.
8. Глаза на рогах, а дом на спине? Улитка.
9. Какая рыба напоминает собой шахматную фигуру? Морской конек.
10. Кит – рыба или зверь? Зверь.
11. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Грязный.
12. Что бывает вороне через три года? 4 года.
13. Самая большая змея? Анаконда.
14. Какое животное выползает «из кожи вон»? Змея.
15. Назовите хищное растение. Росянка.
16. Что за трава, которую знают слепые? Крапива.
Ведущий 1:
И так, разминку провели. Следующий конкурс – «живая аптека».
Каждой команде выдается карточка с названиями растений и грибов. Необходимо ответить, где применяются следующие растения:
а)черноплодная рябина; б)тыква; в)сосна обыкновенная; г)мох сфагнум; д)подорожник; е)черемуха; ж)шиповник; з)чага; и)мухомор.
Также выдаются карточки с вопросами:
1. Какое из предложенных растений можно использовать в качестве ваты? (г)
2. Какое растение используют при расстройстве желудка? (е)
3. Какое растение используют при зобной болезни? (а)
4. Что является лучшим лекарством для лосей? (и)
5. Какое растение используют при воспалениях и ожогах кожи? (д)
6. Что является лучшим противоглистным средством? (б)
7. Какое растение является богатейшим источником витамина С? (ж)
8. Что с древности используют в борьбе против рака? (з)
9. Из какого растения получают скипидар, используемый при радикулите? (в)
(Ответы оцениваются по 9-балльной системе.)
Пока команды работают с карточками, я предлагаю болельщикам отгадать загадки:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
(Петух)
Зимой спит,
А летом ульи воротит.
(Медведь)

Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок.
(Белка)
На шесте дворец,
Во дворце – певец.
(Скворец)
Кто зимой холодной
В лесу ходит злой и голодный?
(Волк)
В воде купался –
Сухой остался.
(Гусь)
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
Какая сова охотится днем?
(Полярная)
Какая птица поет ночью?
(Соловей)
Ведущий 2:
Следующий конкурс нашей викторины – «ЛЕСНОЙ БАРОМЕТР»
В этом конкурсе нужно, используя народные приметы, предугадать погоду на завтра.
Дым столбом - (к морозу)
Утром на траве роса - (дождя не будет)
Ночью был иней – (снега не будет)
Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, - (будет дождь)
Грачи рано прилетели – (к теплой весне)
Рыбы выскакивают из воды – (к дожю).
За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Ведущий 1:
А сейчас будет конкурс «КАПИТАНОВ».
(Капитанам поочередно задают вопросы, на которые они должны ответить - «ВЕРЮ» или «НЕ ВЕРЮ». Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Верите ли вы, что пчелы и муравьи ведут общественный образ жизни? (Верю)
2. Верите ли вы, что в Англии полностью отказались от автомобилей и перешли на велосипедный транспорт? (Не верю)
3. Верите ли вы, что клещ может находиться без пищи до 7 лет? (Верю)
4. Верите ли вы, что яйца самой большой бабочки агриппины снабжены парой крылышек и способны при опасности перелетать в более укрытые места? (Не верю)
5. Верите ли вы, что белые медведи не питаются в природе пингвинами, потому что те живут колониями и нападать на них опасно? (Не верю)
6. Верите ли вы, что комнатная муха быстрее, чем человек, приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, потому что имеет многочисленное потомство? (Верю)
Ведущий 2:
А вот и четвертое препятствие на пути наших Робинзонов – «ПОСЛОВИЦЫ» . Отдельные части фраз необходимо так подобрать, чтобы можно было прочесть десять народных примет о птицах. Максимальное количество баллов – 10.

1. Кукушки стали куковать - …(е). А)…весна на дворе.
2. Низко ласточки летают -…(в) Б)…зима на дворе.
3. Синица к избе -…(б) В)…дождь предвещают.
4. Кулик не велик, а…(ж). Г)…свое болото хвалит.
5. Соловей запел - …(д). Д)…скоро гром загремит.
6. Прилетел кулик из заморья -…(з). Е)…морозам больше не бывать.
7. Ласточка прилетела - …(к) Ж)…все-таки птица.
8. Гусь летит - …(и) З)…вывел весну из затворья.
9. Грач на горе - … (а). И)…зимушку на хвосте тянет.
10. Всяк кулик … (г) К)…вода пошла на убыль.
Ведущий 1:
Ну, а теперь мы посмотрим, как наши Робинзоны умеют отгадывать загадки о животных и растениях. Следующий конкурс викторины – «Загадай-ка».
Черен да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость,
И садам украшенье,
И дроздам угощенье.
(Рябина)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
(Скворец)
Рыболову, вот так штука,
На крючок попалась…
(щука)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц)
ь Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла,
С собой унесла. (Лиса)
Про кого говорят:
Пятится назад?
(про рака)
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл…
(карась)
В лесу под березкой – крошка,
Только голова да ножка.
(гриб)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
(Утка)
Крылатый, горластый,
Красные ласты.
(гусь)
Растут на дне,
Дают приют и пищу всем.
(водоросли)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь)
Все жуки, букашки, мушки –
Вкусный завтрак для …
(лягушки)
Ведущий 2:
Лесным Робинзонам кроме знаний, необходимо уметь преодолевать по кочкам топкое болото, пролезать через лесные завалы, проникать в пещеры и т.д.Поэтому следующий этап нашей игры-викторины – это «ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА»
1. «Каждое зернышко в свой мешочек». Робинзоны должны уметь сне только искать, но и собирать растительную пищу.(Переноска кубиков из обруча в обруч).

2. «Меткий стрелок».Чтобы добыть пропитание с древних времен убивали животных. А для этого нужно быть метким. Перед вами дартс. Каждый участник выполняет один бросок. Побеждает команда, которая набирает больше баллов.

3. «Маскировка». Чтобы охота была удачная, нужно уметь маскироваться чтобы «враг» не заметил.Каждая команда начинает двигаться по залу в разные стороны. Когда дается сигнал «Кочки» - все должны присесть и наклонить голову вперед. Сигнал «Копна» - команда должна быстро собраться, встать в круг, взяться за руки и поднять руки вверх. «Дорожка» - встать друг за другом, положить руки на плечи соседу.

4. «Перетягивание». Робинзоны должны не только добыть продукты, но и вынести их к своему жилищу. Вот сейчас и посмотрим, чья команда сильнее. Команды становятся друг напротив друга, в ряд. Кладут руки на пояс соседу, а направляющие команд берутся за руки и по команде пытаются перетянуть соперников.

5. На необитаемом острове Робинзон должен сам подоить дикую козу или корову. Из каждой команды к нам должен выйти самый сильный представитель (выдается ведро и перчатка с водой). Он будешь буренкой. Остальные будут выступать в роли хозяюшек. На старте вы одеваете платок, передник и бежите доить корову. И так, по очереди, пока не выдоите все молоко.
Ведущий 1:
Вот и закончилась наша игра-викторина. Теперь мы знаем как выжить в трудных условиях, но нужно помнить и о природе. Сейчас жюри подведет итоги и объявит победителей.(Слово жюри).Награждение.
Ведущий 2:
И хотелось бы закончить нашу встречу словами Вл. Шефнера:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а Она одна!



Loading...Loading...