Сообщение о мартин лютер кинг. Смотреть что такое "Кинг, Мартин Лютер" в других словарях

Нобелевская премия мира, 1964 г.

Американский священник и борец за гражданские права Мартин (первоначально Майкл) Лютер Кинг родился в Атланте (штат Джорджия), в семье пастора баптистской церкви он был старшим сыном. Когда мальчику было шесть лет, отец изменил его и свое имя на Мартин. Мать К., Алберта Кристина Уильяме, до замужества преподавала в школе. Детство К. пришлось на годы Великой депрессии, однако рос он в благополучной семье среднего достатка.

Обучаясь в начальной школе Дэвида Т. Говарда и средней школе Букера Т. Уошингтона, К. значительно опередил сверстников, т. к. прошел программу самостоятельно. В 1944 г., не окончив средней школы, он сдал экзамены и поступил в колледж Морхауса для цветных в Атланте. Тогда же он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения (НАПЦН). В 1947 г. К. принял сан и стал помощником отца в церкви. Окончив колледж со степенью бакалавра социологии в 1948 г., К. поступил в Теологическую семинарию Крозера в Честере (штат Пенсильвания) и в 1951 г. получил в ней степень бакалавра богословия. Назначенная ему стипендия позволила поступить в аспирантуру Бостонского университета, где в 1955 г. К. защитил диссертацию на тему «Сравнительный анализ концепций Бога в системах Пауля Тиллиха и Генри Нельсона Вимэна», став доктором философии. Глубокое влияние на К. в эти годы оказали труды священника и реформиста Вальтера Раушенбуша, Георга Гегеля, Генри Торо, Эдгара Брайтмена, Пауля Тиллиха и Рейнгольда Нибура. «Попытки создания социального евангелия, – говорил К., – свидетельство христианской жизни». В 1953 г. К. женился на студентке Коретте Скотт, у них родилось двое сыновей и две дочери.

Священником баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери (штат Алабама) К. стал в 1954 г., исполняя там обязанности до января 1960 г., когда вновь соединился с отцом в Эбинизерской церкви. В Монтгомери К. организовал комитеты социальных действий, собирал средства для НАПЦН, входя в состав местного исполнительного комитета этой ассоциации.

После инцидента с Розой Парке (швея была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру) в декабре 1955 г. в Монтгомери создается Ассоциация совершенствования, и Кинг становится ее президентом. Сохраняя сомнения в отношении оправданности бойкота цветным населением автобусного транспорта Монтгомери, К. колебался, должен ли он принять этот пост, и согласился, вспомнив цитату из Торо: «Сотрудничать с порочной системой больше невозможно». Вечером 5 декабря К. произнес решающую, как он позже вспоминал, речь в своей жизни. «Сопротивлению нет альтернативы», – заявил К. собравшимся и выразил уверенность, что протест поможет отрешиться «от терпения, заставляющего соглашаться на меньшее, чем свобода и справедливость». Под руководством К. негритянская община бойкотировала транспорт Монтгомери 382 дня. В ноябре 1956 г. Верховный суд США признал закон о сегрегации в Алабаме неконституционным. В декабре черные и белые впервые пользовались автобусами совместно. К. приобрел общенациональную известность, в феврале 1957 г. его портрет появился на обложке журнала «Тайм».

Движение за гражданские права середины XX в., к которому примкнул К., уходило корнями еще в предвоенные годы. НАПЦН и Конгресс расового равенства, такие рабочие лидеры, как А. Филип Рэндолф, предприняли ряд шагов в пользу равноправия негров. Кульминацией их достижений стал процесс 1954 г. «Браун против совета по делам образования Топеки». Верховный суд положил конец сегрегации в сфере образования, постановив, что раздельное обучение белых и черных порождает неравенство и, следовательно, противоречит 14-й поправке к Конституции США.

Уникальный вклад К. в дело прав человека сделала возможным его приверженность принципам христианской философии. Примером для себя К. считал деятельность Махатмы Ганди, лидера движения пассивного сопротивления, благодаря которому Индия освободилась от британского господства. «Философия ненасильственного сопротивления Ганди, – заявил К. однажды, – единственный метод, оправданный в борьбе за свободу».

Бойкот в Монтгомери, во время которого дом К. был взорван, а сам он арестован, сделал его героем негритянской общины США. В январе 1957 г. негритянские лидеры юга создали союз церковных организаций за гражданские права под названием «Конференция руководства христиан юга» (КРХЮ), где К. был избран президентом. В это же время К., признанный защитник прав цветного населения, написал книгу «Шаг к свободе. Рассказ о Монтгомери» («Stride Toward Freedom: The Montgomery Story»). В сентябре 1958 г., при раздаче автографов в Гарлеме, он был ранен ножом в грудь психически больной женщиной.

Используя КРХЮ в качестве базы, К. организовал ряд кампаний за гражданские права, нацеленных на уничтожение сегрегации на транспорте, в театрах, ресторанах и т.д. Он путешествовал по всей стране, читая лекции, причем 15 раз подвергался аресту. В 1960 г. по приглашению премьер-министра Джавахарлала Неру он провел месяц в Индии, где углубил знакомство с деятельностью Ганди. В марте – апреле 1963 г. К. возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама) против сегрегации на производстве и в быту, одним из лозунгов было создание комитетов граждан различных рас. Полиция разгоняла демонстрантов (среди которых было много детей) с помощью собак, водометов и дубинок.

За нарушения запрета на демонстрации К. был арестован на 5 дней. В это время он написал «Письмо из бирмингемской тюрьмы» белым религиозным деятелям города, которые упрекали его за «неблагоразумные и несвоевременные действия». «На самом деле время не имеет никакого значения, – писал К. – Прогресс человечества отнюдь не катится на колесах неизбежности. Он наступает вследствие неустанных усилий людей, творящих Божью волю, без которых время становится союзником сил застоя в обществе». Несмотря на периодические вспышки, напряженность в Бирмингеме смягчилась, когда белые и черные лидеры достигли соглашения о десегрегации.

В 1963 г. К. совместно со своим заместителем Ральфом Эбернати, основателем Конгресса расового равенства Байярдом Рустином и другими лидерами организовал крупнейшую в истории США демонстрацию за гражданские права. 28 августа около 250 тыс. белых и черных собралось в Вашингтоне, когда в конгрессе США обсуждалось законодательство о гражданских правах. В тот же день негритянские лидеры совещались с президентом Джоном Ф. Кеннеди. Позже на ступенях Мемориала Линкольна К. произнес речь, в которой выразилась вера в братство людей; речь стала широко известна под названием «У меня есть мечта» – эти слова звучат в тексте речи рефреном.

Книга К. «Почему мы не можем ждать» («Why We can"t wait») была опубликована в 1964 г. В мае – июне того же года К. вместе с членами КРХЮ участвовал в демонстрациях за интеграцию жилищного фонда, проводившихся в Сент-Огастене (штат Флорида). Через месяц президент Линд он Б. Джонсон пригласил его в Белый дом, где К. присутствовал при подписании билля о жилищах, ставшего частью закона 1964 г. о гражданских правах. Закон запрещал сегрегацию в общественных местах и на производстве, в условиях труда и зарплате. В конце года К. была присуждена Нобелевская премия мира.

Во вступительной речи представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: «Хотя Мартин Лютер Кинг непричастен к международным делам, его борьба служит делу мира... В западном мире он был первым, кто показал, что борьба не обязательно подразумевает насилие».

В своей Нобелевской лекции К. говорил: «Ненасилие означает, что мой народ все эти годы терпеливо переносил страдания, не причиняя их другим... Это значит, что мы не испытываем больше страха. Но из этого не следует, что мы хотим устрашить тех или других или даже общество, частью которого мы являемся. Движение не стремится освободить негров за счет унижения и порабощения белых. Оно не хочет победы над кем бы то ни было. Оно желает освобождения американского общества и участия в самоосвобождении всего народа».

В марте 1965 г. К. организовал марш из Селмы (штат Алабама) в Монтгомери под лозунгом предоставления избирательных прав, однако сам в марше не участвовал. После того как демонстранты подверглись нападению дорожной полиции, К. призвал к новому маршу. В нем участвовало более 3 тыс. белых и черных демонстрантов, и более 25 тыс. присоединилось к ним по дороге. У стен Капитолия в Монтгомери с речью к собравшимся обратился К. 6 августа президент Джонсон подписал закон об избирательном праве, К. был приглашен в Вашингтон и присутствовал на церемонии подписания.

Оставаясь противоречивой фигурой, К. имел много врагов – не только на юге, но и в других частях страны. Наиболее влиятельным критиком К. был, очевидно, директор Федерального бюро расследований (ФБР) Эдгар Гувер, который называл его коммунистом, предателем и глубоко аморальным человеком. Когда К. обвинил агентов ФБР в непринятии мер по жалобам в Олбэни (штат Джорджия), объясняя это их южным происхождением, Гувер не постеснялся назвать негритянского деятеля «самым отъявленным лжецом в стране». ФБР прослушивало телефоны К. и КРХЮ, собрало обширное досье о личной и общественной жизни К. В нем, в частности, нашли отражение внебрачные связи К. во время поездок по стране.

В 1967 г. К. издал книгу «Куда мы пойдем отсюда?» («Where do We go from here?»). В апреле он открыто высказался против войны во Вьетнаме. К. обратился с посланием к большому антивоенному митингу в Вашингтоне; стал сопредседателем организации «Священники и миряне, встревоженные событиями во Вьетнаме».

В последние годы жизни внимание К. было привлечено не только к расизму, но и к проблеме безработицы, голода и бедности во всей Америке. Расширение кругозора обусловила необходимость поддержать радикальные круги негритянской молодежи во время беспорядков в гетто Уоттса, Ньюарка, Гарлема и Детройта, которые противоречили принципам ненасилия. К. стал сознавать, что расовая дискриминация тесно связана с проблемой бедности. Но программу по данному вопросу он создать не успел, чем объясняется неудача усилий по улучшению условий жизни в трущобах Чикаго в 1966 г. Однако в ноябре 1967 г. К. объявил о начале Кампании бедных людей, которая должна была завершиться в апреле 1968 г. сбором белых и черных бедняков в Вашингтоне.

28 марта 1968 г. К. возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. Несколько дней спустя, выступая в Мемфисе, К. сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы... Я смотрел вперед и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас – все мы, весь народ увидит эту Землю». На следующий день К. был ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррэйн». От раны он скончался в госпитале Сент-Джозефа и был похоронен в Атланте.

Деятельность К. изучает и продолжает Центр ненасильственных социальных изменений имени Мартина Лютера Кинга-младшего в Атланте. В 1983 г. конгресс США отклонил предложение отмечать день рождения К. в третий понедельник января. Однако 16 января 1986 г. бюст К. был установлен в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне – темнокожий американец удостоился такой чести впервые. 20 января 1986 г. нация отметила первый День Мартина Лютера Кинга.

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Первым темнокожим политическим и общественным деятелем в Соединенных Штатах является Мартин Лютер Кинг. Он осмелился бросить вызов социальным неравенствам общества и могущественному государственному аппарату, поддерживающему расизм и дискриминацию. Бросил вызов и победил ценой собственной жизни.

Протестное движение в Америке

После окончания Второй мировой войны в США наступила эра благоденствия. Но плодами экономической мощи государства могли воспользоваться не все слои населения. Америку то и дело сотрясали масштабные протесты граждан, не согласных со своим положением в обществе. Так, после принятия в конце 40-х годов закона, ограничивающего деятельность профсоюзов, в забастовках по всей стране приняли участие более 4 млн человек.

К началу 50-х годов назревал социальный взрыв в среде афроамериканцев. Расовая дискриминация в США имела крайнюю форму выражения. И это не могло не привести к значительным потрясениям в обществе, самым продолжительным в истории государства.

Детство и юность будущего проповедника

Кинги проживали в квартале темнокожих в Атланте, штат Джорджия. Отец семейства был пастырем общины церкви евангельских христиан-баптистов. В 1929 году, 15 января, появился на свет Мартин Лютер Кинг. Биография свидетельствует о том, что он был неординарным ребенком. Программу школьного обучения Мартин осваивает самостоятельно и в возрасте 15 лет сдает экзамены в колледж при университете Атланты. Здесь для него становится откровением, что расистскую политику властей не одобряет значительное число белого населения. Будучи студентом второго курса, он занимает призовое место на конкурсе ораторов. Встретив единомышленников, молодой Кинг присоединяется к общественному движению прогресса цветного населения.

В 1947 году он принимает духовный сан. В следующем году, получив степень бакалавра свободных искусств, оканчивает колледж и поступает в духовную семинарию в Филадельфии. После семинарии Мартин Кинг защищает диссертацию в университете Бостона, и ему присваивают степень доктора философии.

Формирование социальных воззрений

Воспитанный в среде консервативной христианской этики, Мартин уже с детства испытал острую несправедливость американского общества, проявлявшуюся в откровенной ненависти белокожих к афроамериканцам. В пятилетнем возрасте белым ровесникам запрещали играть с ним на улице. Во время путешествий с родителями в вагоне-ресторане поезда они обедали за ширмой, отделяющей их от остальных пассажиров. Подобные переживания не могли не оставить отпечатка в сознании ребенка.

Спустя годы, став священником, Мартин осознал, что религия должна не только быть средством утешения, дарующим надежду на будущую лучшую жизнь, но и в реальной жизни активно участвовать в борьбе с несправедливостью. Христианский пастырь обязан быть современным, образованным и интеллектуально развитым. Именно этот образ духовного отца и стремился воплотить Мартин Лютер Кинг. Цитаты проповедника лучшим образом иллюстрируют его позицию. По словам Кинга, любая религиозная доктрина, занимающаяся только лишь нравственным аспектом своих приверженцев и не желающая принимать участие в решении их социальных проблем, духовно несостоятельна и «лишь ждет дня своих похорон».

Значительное влияние на его мировоззрение оказали идеи коммунизма. Прочитав труды К. Маркса, Кинг находит подтверждение своим мыслям о необходимости открытого мирного выступления масс против социального и экономического неравенства в обществе.

Семья и дети

Во время обучения в Бостоне Мартин Лютер Кинг встретил Коретту Скотт. Она училась в Консерватории по классу вокала и скрипки. После полугода знакомств он пригласил ее посетить дом в Атланте. Родителям невеста понравилась, и они дали свое согласие на обручение. В июне 1953 года в доме матери Коретты отец Кинга совершил обряд бракосочетания. У счастливой четы родились две дочери и два сына.

Первая победа

В 1954 году Мартин Лютер Кинг был назначен пастырем баптистской общины в Монтгомери. Через год в городе начались волнения. Поводом послужил арест некой Розы Паркс, обвиненной в том, что она не уступила место в автобусе белому пассажиру. Кинг возглавил протестное движение темнокожего населения, которое бойкотировало автобусные линии. Массовые акции продолжались 13 месяцев и сопровождались значительным противодействием расистов и властей.

В конце 1956 года Верховный суд США признал антиконституционный характер принципов расизма в Алабаме. Уже через месяц белые и темнокожие пользовались общественным транспортом совместно.

Священник-политик

В 1957 году Кинг становится руководителем Конференции христианских лидеров Юга. Общественная организация координировала борьбу афроамериканцев за свои права. Гомилетические дарования Кинга способствовали тому, что его политические речи перед народом имели большой резонанс. Некоторые из его выступлений признаны образцом ораторского искусства. Всего за три года малоизвестный темнокожий пастырь превращается во всемирно известную политическую фигуру.

Во второй половине 60-х годов в Америке в массовом порядке стали проводиться марши, демонстрации, забастовки, экономические бойкоты. Идейным вдохновителем большинства акций протеста был Мартин Лютер Кинг. Цитаты его речей печатаются в центральной прессе многих государств.

Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру в 1960 году приглашает Мартина Кинга посетить страну. Поездка дала возможность проповеднику глубже ознакомиться с философией Махатмы Ганди.

Через четыре года была издана первая книга Кинга, через несколько месяцев удостоенная Нобелевской премии мира. «Почему мы не можем ждать?» представляет собой письмо-обращение к священнослужителям, написанное в городской тюрьме Бирмингема.

«У меня есть мечта»

В Вашингтоне в 1963 году состоялась демонстрация, собравшая более 300 тыс. участников. В резиденции президента 28 марта лидеры темнокожего населения совещались с Джоном Кеннеди по вопросу о гражданских правах. В этот день у подножия монумента Линкольну Кинг произнес речь, которая начиналась словами: «У меня есть мечта». Это патетическое выступление стало легендарным. В своем слове проповедник призвал положить конец межрасовым конфликтам и определить новые цели американской демократии. Речь Мартина Лютера Кинга, выразившая веру в братство людей, стала широко известна по всему миру.

Гибель борца

Весной 1968 года Мартин Лютер Кинг принял участие в организации мероприятия в центре города Мемфиса. Шесть тысяч собравшихся на марш протеста выразили солидарность с бастующими рабочими. Через несколько дней в своей речи проповедник высказался о неминуемой победе мирного протестного движения. Но оговорился, очевидно, предчувствуя свою кончину, что он не сможет разделить общего торжества. В этом году проповедник планировал провести массовую акцию социально необеспеченного населения в Вашингтоне.

Этим планам не суждено было сбыться: 4 апреля Кинг был ранен снайперским выстрелом на балконе гостиницы и в тот же день скончался в больнице. Вероломное убийство спровоцировало массовые протесты в десятках крупнейших городов США.

Обстоятельства гибели великого общественного деятеля до сих пор вызывают много вопросов. Американский писатель Вильям Пеппер провел личное расследование событий в Мемфисе. Публицист раскрыл заговор спецслужб, целью которого был Мартин Лютер Кинг. Фильм, который снимается по материалам Пеппера, назван, как и его книга - «Приказы убить».

В Атланте существует общественная организация, носящая имя погибшего проповедника. С 1986 года в январе в Америке отмечается день Мартина Лютера Кинга. Дата памяти великого борца за расовое равноправие считается национальным праздником.


Биография

Мартин Лютер Кинг - самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против участия армии США в войне во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем.

В 2004 году (посмертно) награждён высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса.

Детство и юность

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (Джорджия) в семье пастора баптистской церкви. Дом Кингов располагался на Оберн-авеню - районе Атланты, где жили темнокожие, принадлежавшие к среднему классу. В 13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии.

Осенью 1944 года Кинг поступил в колледж Морхауз. В этот период он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения. Здесь он узнал о том, что против расизма выступают не только чернокожие, но и многие белые.

В 1947 году Кинг был рукоположен как служитель, став помощником отца в церкви. Получив в колледже степень бакалавра по социологии в 1948 году, он поступил в теологическую семинарию Кроузера в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 году получил степень бакалавра богословия. В 1955 году Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.

Кинг очень часто посещал баптистскую церковь Эбенезер, где служил его отец.

Личная жизнь

В январе 1952 года, прожив в Бостоне около пяти месяцев, Кинг познакомился со студенткой консерватории Кореттой Скотт. Через полгода Кинг пригласил девушку поехать вместе с ним в Атланту. Познакомившись с Кореттой, родители дали своё согласие на их брак.

Мартин Лютер Кинг и его жена Коретта Скотт Кинг обвенчались в доме её матери 18 июня 1953 года. Венчал новобрачных отец невесты. Коретта получила диплом по классу вокала и скрипки в Консерватории Новой Англии. После окончания консерватории они с мужем переехали в г. Монтгомери, штат Алабама, в сентябре 1954 года.

Супружеская чета Кингов имела четырёх детей:
Йоланда Кинг (англ.) - дочь (17 ноября 1955, Монтгомери, Алабама - 15 мая 2007, Санта-Моника, Калифорния)
Мартин Лютер Кинг III - сын (род. 23 октября 1957 в г. Монтгомери, Алабама)
Декстер Скотт Кинг (англ.) - сын (род. 30 января 1961, Атланта, Джорджия)
Бернис Альбертин Кинг (англ.) - дочь (род. 28 марта 1963, Атланта, Джорджия)
Мартин Лютер Кинг носил золотые часы Rolex Datejust на фирменном браслете Jubilee.

Деятельность

В 1954 году Кинг стал пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 года произошёл инцидент с Розой Паркс. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся 381 день, несмотря на сопротивление властей и расистов, привёл к успеху акции - Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.

В январе 1957 года Кинг был избран главой организации «Конференция руководства христиан юга», созданной для борьбы за гражданские права афроамериканского населения. В сентябре 1958 года был ранен ножом в Гарлеме. В 1960 году Кинг по приглашению Джавахарлала Неру посетил Индию, где изучал деятельность Махатмы Ганди.

Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе - начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее.

Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» («англ. I have a dream»), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего расовую дискриминацию, была отмечена Нобелевской премией мира.

Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь.

Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный отклик у своей аудитории.

Убийство

28 марта 1968 года Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы… Я смотрел вперёд и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас - все мы, весь народ увидит эту Землю». 4 апреля, в 18 часов 01 минуту Кинг был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн».

« Это убийство вызвало общенациональное возмущение, сопровождавшееся бунтами чернокожего населения более чем в ста городах. В федеральной столице дома горели в шести кварталах от Белого дома, а на балконах Капитолия и лужайках вокруг Белого дома разместились пулемётчики. По всей стране 48 человек были убиты, 2,5 тысячи ранены, а на подавление беспорядков были брошены 70 тысяч солдат. В глазах активистов убийство Кинга символизировало неисправимость системы и убедило тысячи людей в том, что ненасильственное сопротивление ведёт в тупик. Всё больше чернокожих обращали свои взоры к организациям, подобным «Чёрным пантерам»

Убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюремного заключения. Официально было признано, что Рей был убийцей-одиночкой, но многие считают, что Кинг пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру, его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников XX века. Кинг был выдвинут в помазанники Божьи, и считалось, что он стоял у истоков демократических достижений движения в защиту гражданских прав.

Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.

Речи и выступления

«У меня есть мечта»
«Пастырь, ведущий свою паству»

Взгляды

Религия

Будучи христианским священником, Кинг в первую очередь находился под влиянием религиозных идей и практически всегда цитировал те или иные тексты соответствующего рода или ссылался на них не только в церковных проповедях, но и в светских речах. Он, в частности, был убежден в необходимости следовать завету о необходимости любить ближнего, как самого себя, причем не только применительно к Богу, но и к своим врагам или оппонентам - благословлять их и молиться о них. Его идеи о мирном сопротивлении восходят также к идеям, изложенным в Нагорной проповеди, согласно которым, получив удар по одной щеке, необходимо подставить другую, и в Евангелии от Матфея, где приведены слова Христа о возвращении меча в ножны. В своем письме из тюрьмы Бирмингема Кинг искал вдохновение во всеобъемлющей любви Христа к людям, а также по своему обыкновению цитировал многих христианских идеологов пацифизма. В своей речи «Я побывал на вершине горы…» он говорил, что желал лишь исполнить божественную волю.

Отказ от насилия

Кинг также был воодушевлен теми результатами, которых добился Махатма Ганди, следуя идеям отказа от насилия. По его собственным словам, он в течение продолжительного периода времени желал совершить путешествие в Индию, и в апреле 1959 года с помощью квакерского Американского комитета Друзей на службе обществу он смог отправиться в эту поездку. Этот опыт оказал на него существенное влияние и углубил его понимание идей мирного сопротивления, равно как и его желание посвятить себя борьбе за гражданские права в Америке. В своем выступлении на радио в последний день пребывания в Индии Кинг говорил, что теперь, после визита в эту страну, он в ещё большей степени, нежели прежде, убежден в могуществе ненасильственного протеста как способа борьбы угнетенных людей за справедливость и человеческое достоинство. В каком-то смысле можно сказать, что на него оказали влияние именно моральные принципы Махатмы Ганди, хотя последний, в свою очередь, сам усвоил их из произведения Л. Н. Толстого «Царство Божие внутри вас», где был изложен принцип непротивления злу насилием. Впрочем, Кинг, как и Ганди, тоже был знаком с творчеством Толстого и прибегал к цитатам из «Войны и мира».

В некоторой степени на Кинга оказал влияние другой темнокожий правозащитник Байард Растин, который также был знаком с идеями Ганди и, по некоторым данным, был тем, кто изначально рекомендовал Кингу посвятить себя принципам отказа от насилия, выступая впоследствии в роли основного советника и наставника в ранние годы его общественно-политической деятельности. Растин также был главным организатором «Марша на Вашингтон» 1963 года. Затем, ввиду открытой гомосексуальности Растина, а также его прежних связей с Коммунистической партией США, Кингу начали активно советовать дистанцироваться от него, на что Кинг в конце концов согласился.

Кроме того, влияние на метод мирного сопротивления Кинга оказали идеи Генри Торо, представленные в его эссе «О гражданском неповиновении», с которым правозащитник ознакомился в студенческие годы. Его внимание, в частности, привлекли положения об отказе сотрудничать со злонамеренной общественной системой. Определенный эффект имело для Кинга также и знакомство с работами протестантских теологов Рейнгольда Нибура и Пауля Тиллиха, равно как и с трудом Вальтера Раушенбуша «Христианство и общественный кризис». Сам Кинг писал в письме Нибуру, что того с Тиллихом идеи повлияли на его идеологию мирного сопротивления даже в большей степени, нежели принципы Махатмы Ганди. Кроме того, на заключительных этапах своей общественно-политической карьеры Кинг использовал концепцию «агапэ» (христианской братской любви), что могло быть обусловлено усвоением воззрений Пола Рэмси.

Политика

Кинг придерживался представлений о том, что ему не следует публично поддерживать какую-либо политическую партию США или определенного кандидата и надлежит оставаться на позиции неприсоединения, чтобы иметь возможность непредвзято судить об обеих основных партиях государства и служить их совестью, а не рабом или хозяином одной из них. В 1958 году в интервью он заявил, что ни одна из партий не идеальна, ни республиканцы, ни демократы не располагают божественным всемогуществом и имеют свои недостатки и слабости, и ни с одной из них он неотрывно не связан.

Кинг также критиковал деятельность обеих партий в области расового равноправия, говоря, что американских негров предали и представители Республиканской партии, и сторонники Демократической: как те, так и другие уступили реакционерам того или иного свойства и позволили им успешно блокировать всякие либеральные инициативы в области гражданских прав населения.

Проблема назрела давно и ждала лишь повода, чтобы обнаружить себя во всей своей полноте. Прошло почти сто лет со дня формальной отмены рабства. Но в середине 20 века цветное население Америки по-прежнему подвергалось расовому гнету. Юридическая сегрегация в южных штатах и фактическая – в северных делала жизнь негра просто невыносимой. Белых это устраивало. Им казалось, что черное население также должно быть довольным. Как они ошибались! Мартин Лютер Кинг стал искрой, которая взорвала сухой порох негодования.

Глубина проблемы

Гражданская война между Севером и Югом, описанная в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», вовсе не боролась за счастье африканских рабов. Сохранились пренебрежительные высказывания Авраама Линкольна в адрес черных парней. Англо-саксонские протестанты из армии северян не торопились раскрывать свои объятия бывшим невольникам, бежавшим с плантаций. Истинной целью войны со стороны вашингтонских властей было стремление сохранить в своем подчинении развитые и богатые южные штаты. Рабство было лишь поводом, но об этом не принято говорить в США. Удивительно, но в Советском Союзе, следуя заветам Карла Маркса, причиной гражданской войны называли рабовладельческий гнет.

Победив плантаторов Юга, федералисты отпустили негров на волю. Но какая это была свобода? Многие из них пополнили ряды низкооплачиваемых рабочих северных штатов. Ни белые, ни чернокожие не стали жить лучше. Напряжение возрастало. В начале 20 века возрождается запрещенная организация Ку-клукс-клан. Мало кто знает, что идеологами и спонсорами этой зловещей секты были представители как раз северных штатов. Негров вытесняли отовсюду. Даже церковь, в которой не должно быть расовых различий, разделилась на белую и черную.

Сын «черной» церкви

Мартин Лютер Кинг родился в семье пастора-баптиста 15 января 1929 года, в Атланте, штат Джорджия. Его мать также была дочерью баптистского священника, поэтому мальчик был обречен стать образцовым христианином. Имя Мартин Лютер будущий правозащитник получил в честь великого немецкого реформатора, по воле отца, Мартина Лютера старшего. Родители постарались дать своему сыну лучшее образование, какое было возможно для негритянского среднего класса. По окончании колледжа Морхайз, имея степень бакалавра социологии, Кинг поступает в теологическую семинарию в Честере, штат Пенсильвания. В 1951 году он получает степень бакалавра богословия, а в 1955 Бостонский университет дает ему степень доктора богословия.

В январе 1951 года Кинг знакомится с Кореттой Скотт, студенткой консерватории по классу вокала и скрипки. Через полтора года они обвенчались в доме его матери. Венчал новобрачных отец невесты. Мартин Лютер и Коретта имели четырех детей и жили бы долго и счастливо, если бы не сегрегация. Нужен был образованный и харизматичный чернокожий парень, который разбудит и объединит представителей своей расы. Молодой баптистский священник из Алабамы как никто другой подходил для этой роли.


Расовый инцедент

Пасторы в южных штатах были для негров вождями и шаманами в одном теле, поэтому приехавший в Монтгомери в 1955 году Мартин Лютер Кинг тотчас был втянут в расовый инцидент с Розой Паркс. Эта черная девушка отказалась уступить место белому мужчине, и ее забрали в полицию. Последняя капля упала в чашу народного гнева. Автобусным линиям города был объявлен бойкот. Активисты, настроенные бороться до конца, создают комитет по борьбе за свои конституционные права, и возглавить его должен самый образованный. По определению, таковым был недавно прибывший пастор Мартин Лютер Кинг. Триста восемьдесят один день борьбы привел к успеху акции – Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.

Теперь отступления назад быть не могло. Волна народной поддержки подхватила его и понесла в вечность. Публичная жизнь и выступления Мартина Лютера Кинга – это проповедь баптистского священника, который обращался ко всей Америке. Пожалуй, единственной любимой книгой его была Библия. В ней он черпал вдохновение и красноречие. В 1960 году Кинг посещает Индию, где знакомится с деятельностью духовного основателя современного индийского государства Махатмы Ганди. Учение о ненасилии очень понравилось американскому правозащитнику. Призыв к мирной борьбе за свои права звучит в каждом выступлении Кинга.

I have a dream

Его арестовывают и выпускают. Белые расисты совершают на него покушения, не понимая, что вулкан, разбуженный Кингом, невозможно усыпить смертью темнокожего пастора-баптиста. Его выступления считаются классикой ораторского искусства, но и они не смогли остановить лавину ненависти, которая накрыла Америку. Впрочем, наиболее известные цитаты проповедника можно истолковать как завуалированный призыв к решительным действиям:

  • Если мы не правы, значит Господь не прав.
  • Если мы не правы, значит правосудие – ложь.

Понимал ли он, какие силы идут за ним? Знал ли он свою паству? Осознавал ли он, что его судьба удивительно похожа на судьбу немецкого реформатора Мартина Лютера, который отказался поддержать крестьянский бунт? Его страстный призыв к мирному небу над головой вылился в самой знаменитой речи оратора, произнесенной во время марша на Вашингтон в 1963 году – У меня есть мечта (I have a dream):

  • Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом.
  • Я мечтаю, что однажды четверо моих детей будут жить среди народа, который будет судить о них не по цвету кожи, но по внутреннему содержанию.


Трагическая смерть и последствия

Он верил в христианскую любовь. Он верил в рай на земле, но он не был православным. Иначе бы Мартин Лютер Кинг знал, что царство Божие на земле невозможно. Противоречия в человеческих отношениях будут всегда. Обиду, зависть и гордыню не вырвать из наших сердец.

Черные общественные организации возникают как грибы после дождя. Агрессия с обеих сторон нарастает. Белые расисты яростно сопротивляются. И однажды рука Ку-клукс-клана дотянулась до Мартина Лютера Кинга. Это была банальная месть, которая уже ничего не могла изменить. 4 апреля 1968 года в первой минуте одиннадцатого часа дня снайпер Джеймс Эрл Грей смертельно ранил стоящего на балконе одного из мемфисских отелей Кинга.

Он был первым цветным американцем, чей бюст поставлен в Большой Ротонде Капитолия в Вашингтоне. День Мартина Лютера Кинга, который отмечается в третий понедельник января, является национальным праздником. Цветное население победило, но победила ли страна?

Америка пытается забыть позор рабства и сегрегации. Слово «негр» запрещено произносить. Вместо него употребляется термин «афро-американец». Даже знаменитое произведение Агаты Кристи подверглось ревизии. Теперь «Десять негритят» называются «Десять маленьких индейцев». «Темнокожие» квоты действуют в органах местного и федерального самоуправления, в средних и высших учебных заведениях, на телевидении. В голливудских блокбастерах – только позитивный образ афро-американца. Как правило, они умны, богаты и великодушны. Хочется верить, что лицемерное превозношение одной расы над другой (теперь уже черной над белой) – просто маятник, качнувшийся в противоположную сторону. Хочется верить, что негры займут свое достойное место в американском социуме. Хочется верить в то, что мечта Мартина Лютера Кинга обязательно сбудется.

Кинг Мартин Лютер (1929-1968), американский священник и общественный деятель, один из руководителей борьбы за гражданские права афроамериканцев.

В 15 лет поступил в колледж Морхауз в Атланте, в 1951 г. окончил теологическую семинарию Кроузера в Пенсильвании, а в 1955 г. получил степень доктора теологии в Бостонском университете. В 1954 г. стал священником баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери (штат Алабама) и приобрёл широкую известность как борец за гражданские права чёрного населения.

В январе 1957 г. Кинг принял участие в создании «Южной конференции христианского руководства», целью которой была координация усилий правозащитных объединений. Он переехал в Атланту (1960 г.) и полностью посвятил себя работе в этой организации.

В 1960- 1961 гг. Кинг стал инициатором сидячих демонстраций и «маршей свободы»; несколько раз подвергался аресту за нарушение законов, которые считал дискриминационными. Он был высокообразованным человеком и видел в расовой сегрегации (политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку) самую острую нравственную и социальную проблему в Америке.

В 1963 г. Кинг написал письмо из бирмингемской тюрьмы (штат Алабама), в котором призывал священнослужителей поддержать борьбу за равные права всех граждан. В 1964 г. в США был принят Закон о гражданских правах негров, а через год - Закон об избирательных правах.

Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, уничтожившего остатки расовой дискриминации в Соединённых Штатах, отмечена Нобелевской премией мира (1964 г.). Начав свою деятельность как буржуазный либерал, Кинг в последние годы жизни подошёл к пониманию социальной сущности расовой проблемы и необходимости социальных реформ; призывал афроамериканцев к единству действий с белыми трудящимися. В 1968 г. он создал организацию «Кампания бедных людей» с целью объединения бедняков всех рас в борьбе с нищетой.

Кинг был убит 4 апреля 1968 года в Мемфисе (Теннесси) расистом Джеймсом Эрлом Реем.
Массовые негритянские волнения - «апрельские бунты» (April riots), вспыхнувшие после убийства Кинга, были жестоко подавленные властями.



Loading...Loading...