Совет министров 19.10.1905-27.02.1917
19.10.1905 С. м. был преобразован с целью «укрепления единства в деятельности министерств и главных управлений». Ha преобразованный С. м. возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления».
Председателем С. м. император назначал одного из министров или «особое, призываемое к тому монаршим доверием, лицо». B случае председательствования в С. м. императора председатель С. м. участвовал в его работе на правах члена; в случае отсутствия председателя С. м. его замещал один из членов С. м. по назначению императора. Председатель С. м. имел право всеподданнейшего доклада императору по делам, подлежавшим ведению С. м. и требовавшим разрешения императором; ему были предоставлены также права требовать от глав ведомств и частей управления необходимых сведений и разъяснений и «участвовать по делам всех ведомств в Государственной думе и Государственном совете». Главы ведомств были обязаны предварительно сообщать председателю С. м. подлежавшие представлению императору всеподданнейшие доклады, имевшие «общее значение» или касавшиеся компетенции других ведомств; эти доклады могли быть внесены председателем на рассмотрение С. м. или, по соглашению председателя С. м. с главами ведомств, докладываться главами ведомств непосредственно императору. «Учреждение Совета министров» предусматривало «в случае надобности» представление императору всеподданнейших докладов по подобным делам главами ведомств в присутствии председателя С. м.
B состав С. м. входили: министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием (с 26.10.1915 - министр земледелия), государственный контролер и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях С. м. только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции своих ведомств.
Согласно ст. 13 «Учреждения Совета министров», «никакая, имеющая общее значение, мера управления» не могла быть принята главами ведомств помимо С. м. Однако из ведения С. м. фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства императорского двора и уделов; они вносились на рассмотрение С. м. лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств, когда они считали это необходимым, или в случаях, когда эти дела затрагивали компетенцию других ведомств.
Указом 14.04.1906 было установлено, что «ревизионная деятельность Государственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции Совета министров»; это фактически выводило деятельность Государственного контроля из сферы ведения С. м.
Вне компетенции С. м. находились также Собственная e. и. в. канцелярия и Собственная e. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии.1
K кругу ведения С. м. относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет; меры управления, имеющие общее значение; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления (исключая должности по министерствам императорского двора и уделов, военному, морскому и иностранных дел); рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству императорского двора и уделов.
С. м. обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита: руководил составлением смет государственного бюджета и отпуском средств на нужды государственного управления; разрешал разногласия по вопросам смет между ведомствами, Министерством финансов и Государственным контролем; открывал министерствам и ведомствам кредиты, если к началу сметного года государственная роспись не была утверждена; разрешал ассигнования сверхсметных кредитов министерствам и ведомствам на неотложные нужды.
Согласно ст. 87 Основных законов 1906, С. м. получил и широко использовал право принятия во время прекращения занятий Государственной думы мер, требовавших обсуждения в обычном законодательном порядке. Однако эти меры формально не должны были вносить изменения в Основные законы, Учреждения Государственной думы и Государственного совета и положения о выборах в них. Действие мер, принятых С. м. в период перерыва занятий думы, прекращалось, если в думу в течение двух месяцев после возобновления ее занятий не вносился правительством соответствующий принятой мере законопроект, а также после отклонения законодательными учреждениями этого законопроекта.
При преобразовании С. м. 19.10.1905 к нему перешла часть компетенции Комитета министров, в том числе дела, требовавшие «общего соображения» или содействия разных министерств, в том числе и затрагивавшие интересы Военного и Морского министерств; дела, оказавшиеся затруднительными для их разрешения главой ведомства; все дела по военной части, предполагавшие новый распорядок и дополнение правил по гражданскому управлению, а также ограничение, распространение или отмену мер, ранее принятых и получивших утверждение императора; дела об охране «общественного порядка, спокойствия и безопасности»; дела по народному продовольствию; дела по чрезвычайным происшествиям; высшие административные дела по расколам; дела о воспрещении сообществ.
K С. м. перешли также - сначала частично, а с 23.04.1906 полностью - текущие дела по всем министерствам и ведомствам, решение которых превышало пределы власти главы ведомства, а также дела, требовавшие санкции императора.
B связи с упразднением Комитета министров 23.04.1906 к С. м. перешло большинство оставшихся за Комитетом министров функций; для рассмотрения «комитетских дел» 23.05.1906 был образован так называемый Малый Совет министров.
От упраздненного Комитета министров к С. м. перешло также и рассмотрение записок финляндского генерал-губернатора о делах, требовавших координации деятельности в управлении империей и Финляндией; с
20.05.1908 обсуждению С. м. подлежали проекты законов для Финляндии.
B 1914 - 1917 на С. м. было возложено: определение порядка привлечения всех видов морских и речных судов и плавучих средств правительственных учреждений всех ведомств к военно-судовой повинности и ведение учета имущества и личного состава (с 28.06.1914); закрытие, установление особого порядка управления и ликвидация дел акционерных обществ, руководителями которых являлись подданные воюющих с Россией государств (с 01.07.1915), и акционерных обществ, образованных по законам иностранных государств, по операциям их в России (с 23.10.1916); рассмотрение вопросов об обязательной продаже акций, принадлежавших подданным воюющих с Россией государств (с 08.02.1917).
B период одновременного существования Комитета министров и С. м. (19.10.1905 - 23.04.1906) основной формой документирования заседаний С. м. были мемории, после упразднения Комитета министров - журналы С. м., подразделявшиеся на особые и общие. Особыми журналами оформлялось рассмотрение в С. м. наиболее важных вопросов, общими журналами - второстепенных.
Делопроизводство С. м. в период 19.10.1905 - 23.04.1906 вела Канцелярия Комитета министров, преобразованная 23.04.1906 в Канцелярию С. м.
31.12.1909 в ведение С. м. было из ведения Министерства финансов передано С.-Петербургское телеграфное агентство.
С. м. прекратил свою деятельность 27.02.1917 в ходе Февральской революции. Функции С. м. как высшего органа государственного управления перешли к образованному 02.03.1917 Временному правительству.
Председатели Совета министров:
1905.19.10- 1906.22.04 - гр. Витте С.Ю.
1906.22.4 - 08.07 - ГоремыкинИ.Л.
1906.08.7 - 1911.05.09 - Столыпин П.А.
1911.11.9- 1914.30.01 - Коковцов В.Н.
1914.30.1 - 1916.20.01 - ГоремыкинИ.Л.
1916.20.1 - 10.11 - ШтюрмерБ.В.
1916.10.11- 27.12 - Трепов А.Ф.
1916.27.12 - 1917.27.02 - кн. Голицын Н.Д.
3 ПСЗ. Т. 25. № 26820, 19.10.1905; Т. 26. № 27700, 14.04.1906;
№ 27804, 23.04.1906; № 27805, 23.04.1906; № 27929a, 23.05.1906; Т. 28.
№ 30379, 20.05.1908; Т. 29. № 32662, 27.10.1909; № 32871, 31.12.1909;
Т. 30. № 33795, 17.06.1910; Т. 34. № 42295, 19.07.1914; СУ. 1909. Отд. 1.
№ 15, ст. 81; 1915. Отд. 1. № 205, ст. 1609; 1916. Отд. 1. № 115, ст. 910;
№ 302, ст. 2376; 1917. Отд. 1. № 39, ст. 216; № 63, ст. 368.
РГИА, ф. 1276 (16 022 д.).
1 21.11.1907 С. м. признал необходимым, чтобы на его предварительное рассмотрение вносились все важнейшие законодательные предположения по ВУиМ, а также вопросы, имеющие связь с другими частями государственного управления или требующие новых расходов Государственного казначейства (РГИА, ф. 1276, оп. 20, д. 17, л. 64 - 69 o6.).
Малый Совет министров1
23.05.1906-27.02.1917
B соответствии с повелением императора 23.05.1906 по докладу председателя Совета министров при рассмотрении «дел ведения бывшего Комитета министров» министров и главноуправляющих отдельными частями в Совете министров заменили их товарищи. Возникшее таким образом Особое совещание, не получившее официального статуса и наименования, являлось вспомогательным органом при Совете министров, рассматривавшим и разрешавшим сравнительно маловажные дела административного и финансово-хозяйственного характера. Председательствование в М. С. м. возлагалось на одного из министров по назначению императора. Решения М. С. м. оформлялись общими журналами Совета министров.
K ведению М. С. м. при начале его деятельности были отнесены: дела об утверждении уставов акционерных обществ, не требовавшие рассмотрения в законодательном порядке; назначение пенсий и пособий в размерах, превышавших власть министра; составление списка должностей, освобождавших от призыва в армию; рассмотрение постановлений Центрального съезда пароходчиков и судовладельцев, носящих общий характер; рассмотрение представлений министров об оставлении без последствий ходатайств губернских земских собраний; установление порядка, срока и формы представления губернаторских отчетов, дела по разъяснению и развитию Устава Православного миссионерского общества; дела об отчуждении домов Государственного банка; рассмотрение представлений ГУЗиЗ о подчинении и изъятии отдельных местностей из действия Положения о сбережении лесов.
При условии единогласного принятия решения М. С. м. разрешал дела, имевшие второстепенное значение, или такие дела, по которым была выработана однородная практика их разрешения. 22.09.1909 за М. С.м. было закреплено право окончательного решения текущих вопросов управления.2 B М. С. м. проводилось также предварительное, до внесения в Совет министров, обсуждение ряда дел и вопросов.3
K компетенции М. С. м. в ходе деятельности Совета министров было отнесено и рассмотрение дел об установлении усиленной и чрезвычайной охраны в отдельных местностях, учреждении в этих местностях особых жандармских, казачьих и полицейских команд, в том числе законопроектов о штатах различных полицейских учреждений; М. С. м. обсуждал вопросы координации тактики отдельных ведомств относительно Государственной думы.
М. С. м. рассматривал также законодательные дела в порядке дис- пенсации, т. e. изъятия из закона для частных случаев, в том числе изъятия из законов, относившихся к государственному хозяйству: о сдаче в арендное пользование казенных земель, об изменении арендных условий и предоставлении льгот, о допущении в интересах золотой, горной и нефтяной промышленности отступлений от Горного устава, об оказании промышленникам льгот и отступлений от правил, установленных для посессионных заводов; изъятие из законов фискальных: по казенным подрядам и поставкам; о предоставлении льгот подрядчикам; о сложении и рассрочке казенных недоимок; об изъятиях из уставов об акцизных сборах, таможенных и прямых налогах; по делам казенной продажи питей; изъятия из гражданских законов: о разрешении и открытии фабрик и заводов и возведении построек в местностях, где они ограничивались или запрещались законом; об отступлениях от правил о майоратных или фидеикомиссных имениях.4
Делопроизводство М. С. м. вела Канцелярия Совета министров.
Председатели Малого Совета министров:5
1906.13.9- 1911.05.09 - КоковцовВ.Н.
1911.05.10- 1916.25.01 - Харитонов П. А.
1916.20.2 - 16.09 - Хвостов A.A.
1916.21.9- 10.11 - Трепов А. Ф.
1916.14.11- 20.12 - Макаров A.A.
1917.05.1 - 27.02 - ДобровольскийН.А.
СУ. 1909. Отд. 1. № 15, ст. 81.
РГИА, в сост. ф. 1276.
1 Неофициальное наименование, встречающееся в мемуарных источниках и принятое в исторической литературе; в официальных источниках с 1909 иногда именовался Советом министров сокращенного состава.
2 РГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 3, л. 93-94.
3 Там же, л. 66 - 69.
4 Там же, оп. 4, д. 12, л. 10-11 об.
5 М. С. м., как правило, возглавлял член Совета министров, назначавшийся императором замещать председателя Совета министров в случае его отсутствия или болезни (РГИА, ф.
1276, оп. 1, д. 29). B 1909-1911 на заседаниях М. С. м., кроме В. H. Коковцова, председательствовал и П. А. Харитонов. После назначения В. H. Коковцова председателем Совета министров П. А. Харитонов стал постоянным председателем М. С. м.
Канцелярия Совета министров
23.04.1906-10.03.1917
Преобразована из Канцелярии Комитета министров для ведения делопроизводства Совета министров.
Первоначально в состав К. С. м. входило четыре отделения.
1- е отделение ведало делами кавказскими, железнодорожными (относящимися к обществу КВЖД), делами Комитета по заселению Дальнего Востока (с 27.10.1909).
2- е отделение - делами сметными, финансовыми, торгово-промышленными и таможенными; о налогах, пошлинах, податях и повинностях; делами, касавшимися государственной обороны; по всеподданнейшим отчетам генерал-губернаторов, губернаторов, начальников областей и наказных атаманов казачьих войск.
3- е отделение - делами по ученой и учебной частям, делами вероисповедными, крестьянскими, землеустроительными, переселенческими, по народному продовольствию, по дорожной и почтово-телеграфной частям; к веДению отделения относились также первоначально дела городские, медицинские, нефтяные и о рассрочке и сложении недоимок, с 1911 переданные в ведение 4-го отделения.
4- е отделение ведало делами политическими, полицейскими, пенсионными; делами о применении Устава о службе гражданской; по опекам и по заповедным и майоратным имениям; о принятии в российское подданство и лишении его; об отчуждении церковных имуществ; делами, вносимыми из Канцелярии e. и. в. по принятию прошений; делами об отклонении земских ходатайств; о рассмотрении всеподданнейших отчетов государственного контролера.
01.07.1909 образовано 5-е отделение, ведавшее финляндскими делами, а также составлявшее обзоры периодической печати.
C 17.06.1910 образовано 6-е отделение, ведавшее финансовыми и экономическими вопросами, в том числе финансовыми делами Финляндии;
29.06.1914 образовано 7-е отделение, на которое было возложено ведение делопроизводства по Романовскому комитету.
01.01.1917 образовано временное 8-е отделение для ведения переписки председателя Совета министров.
03.05.1916 в составе К. с. м. было образовано Особое делопроизводство для ведения дел сначала Особого совещания по финансово-экономическим вопросам, а с 28.06.1916 - Особого совещания по объединению мероприятий, касающихся снабжения армии, флота и организации тыла. B Особом делопроизводстве сосредоточивались все дела, связанные с обстоятельствами военного времени и выходившие за пределы обычной компетенции К. с. м.
Особое делопроизводство вело переписку по поручениям председателя Совета министров, составляло его всеподданнейшие доклады и извлечения из стенографических отчетов Государственной думы; вело делопроизводство по совещаниям и комиссиям, образованным председателем Совета министров для решения частных вопросов, вызванных войной; вело делопроизводство особоуполномоченных председателя Совета министров, назначавшихся в соответствии с Положением 03.07.1916.1
B состав К. с. м. входили также Экспедиция (инспекторская часть), Архив, Павильон министров при Государственной думе (с 25.12.1909), Хозяйственный комитет (с 19.06.1914).2
10.03.1917 К. с. м. была переименована в Канцелярию Временного правительства.
Управляющие делами Совета министров:
1905.19.10- 1906.02.04 - бар. Нольде Э.Ю.
1910.18.4- 1914.07.03 - Плеве H.B.
1914.24.5- 1917.14.03 - Лодыженский И.Н.
Помощники управляющего делами Совета министров:
1906.21.6- 1910.18.04 - Плеве H.B.
1910.17.5- 1914.24.05 - ЛодыженскийИ.Н.
1914.29.5- 1916.10.10 - Яхонтов A.H.
1914.14.7- 1917 [...] - Никитин B.B.
1916.17.10- 1917.20.03 - Путилов A.C.
3 ПСЗ. Т. 26. № 27804, 23.04.1906; Т. 29. № 32210, 21.06.1909; № 32835, 25.12.1909; Т. 34. № 42065, 29.06.1914; № 42295, 19.07.1914. СУ. 1915. Отд. 1. № 139, ст. 1071; 1916. Отд. 1. № 193, ст. 1628; 1917. Отд. 1. № 63, ст. 368.
РГИА, в сост. ф. 1276.
1 Последний исходящий документ Особого делопроизводства датирован 26.02.1917 (РГИА, ф. 1276, оп. 15, д. 57).
2 B декабре 1916 произошло перераспределение дел между структурными частями К. с. м. (там же, д. 1, л. 30 - 33).
Учреждения при Совете министров
Петроградское телеграфное агентство 14.06.1902*-07.09.1918
Торгово-телеграфное агентство (14.06.1902 - 21.07.1904) С.-Петербургское телеграфное агентство (21.07.1904-19.08.1914) Петроградское телеграфное агентство (19.08.1914 - 07.09.1918)
14.06.1902 Телеграфный отдел при издававшейся Министерством финансов «Торгово-промышленной газете» был преобразован в Торгово-телеграфное агентство, к задачам которого было отнесено «сообщение... торговле, сельскому хозяйству, промышленности и кредитным учреждениям необходимых им телеграфных сведений, касающихся торгово-промышленных интересов России».2 Агентство было открыто 01.01.1903, обязанности директора агентства были возложены на редактора повременных изданий Министерства финансов.
21.07.1904 по соглашению министров финансов, внутренних дел и иностранных дел агентство было преобразовано с тем, чтобы, «не придавая... агентству официально значения правительственного установления, учредить межведомственную телеграфную агентуру».3 Bo главе агентства, оставшегося в ведении Министерства финансов, был поставлен Совет из трех директоров: директора-распорядителя (от Министерства финансов) и директоров от МВД и МИД. Преобразованному агентству, получившему наименование С.-Петербургского телеграфного агентства, было поручено «сообщать внутри империи и за границей политические, финансовые, экономические, торговые и другие имеющие общественный интерес сведения»; на агентство возлагалось также распространение «известий, сообщений, разъяснений и опровержений» высших и центральных правительственных учреждений.4
31.12.1909 агентство было передано в ведение Совета министров; общее руководство деятельностью агентства возлагалось на Совет, в состав которого вошли директор-распорядитель, второй директор, назначавшиеся председателем Совета министров, и заведующий Коммерческим отделом, назначавшийся министром финансов по соглашению с министром торговли и промышленности. Непосредственное руководство делами агентства осуществлял директор-распорядитель.
B 1909- 1917 в структуру агентства входили Канцелярия, Коммерческий отдел, Политический отдел (до 1916). B 1916 были образованы Отдел внешних сообщений и Отдел внутренних сообщений. Агентство имело отделения и корреспондентов во многих городах России, а также в зарубежных странах.
17.04.1916 Положение о ПТА было изменено: Совет ПТА возглавил управляющий делами Совета министров, а в состав Совета были дополнительно включены управляющий Отделом печати МИД и управляющий Коммерческим отделом агентства.
После Февральской революции ПТА состояло при Временном правительстве. 27.04.1917 ПТА было передано в ведение Особой комиссии по ликвидации Главного управления по делам печати; одновременно был утвержден штат ПТА. 16.09.1917 ПТА перешло в ведение Канцелярии Временного правительства.
18.11 (01.12) 1917 ПТА было преобразовано в центральный информационный орган при СНК; 07.09.1918 постановлением ВЦИК ПТА, объединенное с Бюро печати при ВЦИК, получило наименование Российского телеграфного агентства при ВЦИК (Роста).
Директора ПТА:
1903.01.1 - 1903.14.02 - Федоров M.M.
1903.14.2- 1904.01.09 - Миллер П.И.
Директора-распорядители ПТА:
1904.01.9- 1906.28.04 - Миллер П.И.
1906.03.5- 1907.13.03 - Трубачев C.C.
1907.14.3- 1909 [...] - Гирс A.A.
1909.01.10- 1916 [...] - Ламкерт О.-Ф. И.
1916.15.2- 1917.01.03 - ГурляндИ.Я.
1917.01.3- 01.07 - Ловягин A.M.
1917.01.7- [...]10 - Раецкий C.C.
3 ПСЗ. Т. 29. № 32871, 31.12.1909; СУ. 1916. Отд. 1. № 115, ст. 910;
1917. Отд. 1. № 109, ст. 598; № 246, ст. 1748; Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. № 77. С. 109-110.
РГИА, ф. 1358 (2104 д.).
1 РГИА, ф. 1358, оп. 1, д. 1, л. 1.
2 Там же, л. 40.
3 Там же, д. 2, л. 1.
4 Там же, л. 2.
Комитет по заселению Дальнего Востока 27.10.1909-17.08.1915
Образован при Совете министров «для объединения и общего направления правительственных мер по колонизации Приамурского края».
B состав комитета входили: председатель - один из членов Совета министров по назначению императора, члены - представители министерств:
императорского двора и уделов, иностранных дел, военного, морского, внутренних дел, юстиции, финансов, торговли и промышленности и путей сообщения, а также Главного управления землеустройства и земледелия и Государственного контроля и в необходимых случаях - Синода и Министерства народного просвещения; на правах членов в заседаниях участвовали во время пребывания в Петербурге приамурский и иркутский генерал-губернаторы, военные губернаторы Амурской, Приморской и Забайкальской областей, а также иркутский, якутский и камчатский гражданские губернаторы.
Ha комитет возлагалось общее руководство делом изучения и заселения местностей, пересекаемых Амурской железной дорогой; содействие развитию в этих местностях промышленно-экономической деятельности; развитие пароходных сообщений, грунтовых дорог и подъездных путей в районе Амурской железной дороги и осуществление других вспомогательных мероприятий в связи с постройкой железной дороги; координация переселенческой деятельности органов местного управления Дальнего Востока; предварительное обсуждение и согласование, до внесения в Совет министров, всех сметных и законодательных предположений генерал-губернаторов и центральных ведомств по всем вопросам, касающимся заселения Дальнего Востока.
Делопроизводство комитета вела Канцелярия Совета министров.
Последние сохранившиеся журналы датированы 17.08.1915.1 Точная дата прекращения деятельности комитета не установлена.
Председатель Комитета по заселению Дальнего Востока
1909.27.10 -1911.05.09 - Столыпин П.А.2
3 ПСЗ. Т. 29. № 32662, 27.10.1909.
РГИА, ф. 394 (68 д.).
1 РГИА, ф. 1276, оп. 6, д. 153, л. 105 - 106 (Копия журнала комитета... № 29) и л. 107-108 (Копия журнала комитета... № 30).
2 Председатели комитета в 1911 - 1915 не установлены; в 1915 один из журналов подписан заменявшим председателя А. В. Кривошеиным.
Особое совещание, образованное для объединения мероприятий, направленных к укреплению народной трезвости1 1S.06.191S- [ 109.19172
Образовано в соответствии с особым журналом Совета министров от 10.04.1915, утвержденным императором 18.06.1915 как особое междуведомственное совещание «для всестороннего обсуждения необходимых, в видах укрепления начал трезвости в населении, мероприятий»; заключения совещания по завершении его работы должны были рассматриваться Советом министров.
Состав совещания: председатель (по назначению императора) - управляющий МВД кн. Н.Б.Щербатов (01.07 - 26.09.1915), гр. А.А.Бобринский (28.01-08.04.1916), кн. Д.П.Голицын-Муравлин (08.04.1916 -[...]1917), члены - представители министерств и главных управлений, а также «особо приглашенный» В. С. Кривенко (с 06.05.1916); 04.01.1917 председателю совещания было предоставлено право привлечь в его состав в качестве полноправных членов также и лиц по приглашению председателя. B соответствии с этим правом в состав совещания в январе 1917 были включены члены Государственного совета М. М. Бородкин и А. H. Деревицкий, член Государственной думы И. В. Годнев, председатель Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством протопресвитер Н.А.Любимов, профессор Московского университета А. А. Корнилов, председатель Российского общества борьбы с алкоголизмом А. Л. Мендельсон, председатель комиссии по борьбе с алкоголизмом общества охранения народного здравия М. H. Нижегородцев, председатель Российского медицинского общества врачей-трезвенников И. В. Сажин.3
Делопроизводство совещания вела Государственная канцелярия.
Заседания совещания состоялись 05.05 и 29.10.1916.
За время деятельности совещание собирало общие материалы o6 укреплении трезвости, сведения по губерниям о состоянии виноделия и уровне потребления спиртных напитков населением, собирало и рассматривало предложения ведомств о введении мер, необходимых для борьбы с нарушениями сухого закона и незаконной продажей спиртных напитков. Совещание пыталось также привлечь к участию в своей деятельности общественность и провело «предварительное совещание общественных деятелей».
Точная дата закрытия совещания не установлена; последние его материалы датированы сентябрем 1917.4 РГИА, ф. 1242 (18 д.).
1 B записях (журналах) совещания оно именовалось: Особое совещание по укреплению трезвости в народе (РГИА, ф. 1242, оп. 1, д. 6, л. 1, 6).
2 РГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 688, л. 287-289 o6.; ф. 1242, оп. 1,д. 14, л. 112.
3 Там же, ф. 1242, оп. 1, д. 4, л. 60, 76.
Думская монархия в лицах. Председатели Совета Министров.
17 октября 1905 года вышел Манифест Императора Николая II , ознаменовавший собой фактический конец Самодержавной монархии в России. По новой редакции «Основных государственных законов», Император сохранял за собой всю полноту исполнительной власти, но его законодательные права были ограничены. Законы могли быть приняты лишь после их одобрения Государственной Думой и Государственным Советом.
Это новое государственное устройство получило название «Думской монархии
».
19 октября 1905 года была проведена реформа исполнительной власти - вышел Высочайший указ Правительствующему сенату «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». Учреждался Совет министров
- в составе министров и главноуправляющих отдельными частями, «принадлежащими к общему министерскому устройству», с правом прочих главных начальников участвовать в Совете «по предметам своего ведомства». Председатель Совета министров
назначался императором и имел право:
1. Участвовать по делам всех ведомств в Государственной Думе и Государственном совете и замещать в этих учреждениях любого министра или главноуправляющего.
2. Входить к императору с всеподданнейшими докладами по делам, рассмотренным в Совете министров и требующим Высочайшего разрешения, а также по прочим делам по собственному усмотрению.
3. Запрашивать необходимые сведения и объяснения у начальников отдельных ведомств и частей управления.
4. Приглашать на заседания Совета лиц, не имеющих статуса члена Совета министров.
5. Вносить дела на рассмотрение Совета министров.
6. Контролировать всеподданнейшие доклады министров и главноуправляющих, присутствовать при таких докладах императору.
За время существования Думской монархии Председателями Совета Министров было 7 человек, один из которых (И.Л.Горемыкин) дважды назначался на этот пост.
Председатели Совета Министров Российской Империи :
1. гр. Витте Сергей Юльевич
(1849 - 1915)
сын Юл.Фед.Витте (1814-1868) и Екат. Андр.Фадеевой (1819-1898).
женат 1-ым браком на Над.Андр.Иваненко (ум.1890), 2-ым браком на Матильде Ив. Нурок (1863-1924), детей не имел.
Министр путей сообщения в 1892 г.
Министр финансов 1892 - 1903 гг.
Председатель Комитета Министров 1903-1905 гг.
Председатель Совета Министров с 19.10.1905 г. по 22.04.1906 г.
последний чин - действительный тайный советник (1899 г.)
2. Горемыкин Иван Логгинович
(1839-1917)
сын Логг.Ив.Горемыкина (1809-1864) и Кап.Ив.Манкошеевой (1818-1856)
женат на Алекс.Ив. Капгер (1845-1917) и имел детей: Александру (1817-1917), Татьяну (1872-1965) и Михаила (1879-1927)
Министр внутренних дел в 1895-1899 гг.
Председатель Совета Министров с 22.04. по 08.07. 1906 г. и с 30.01.1914 г. по 20.01.1916 г.
последний чин - действительный тайный советник 1 класса (1916 г.)
Убит вместе с женой и дочерью во время разбойного нападения.
3. Столыпин Петр Аркадьевич
(1862-1911)
сын Арк. Дм.Столыпина (1822-1899) и кн.Нат.Мих.Горчаковой (1827-1889),
женат на Ол.Бор. Нейдгардт (1859-1944) и имел детей: Марию(1885-1985), Наталью (1891-1949), Елену (1893-1985), Ольгу (1895-1920), Александру (1897-1987) и Аркадия (1903-1990).
Министр внутренних дел в 1906 -1911 гг.
Председатель Совета Министров с 08.07.1906 г. по 11.09.1911 г.
последний чин - гофмейстер двора (1906 г.).
Убит террористом.
3. гр. Коковцев Владимир Николаевич
(1853-1943)
сын Ник.Вас. Коковцева (1814-1873) и Агл. Ник. Страховой, женат на Анне Фед. Оом (1860-1950), имел дочь Ольгу (1881 -после 1945).
Министр финансов в 1904 -1905 и 1906-1914 гг.
Председатель Совета Министров с 11.09.1911 г. по 30.01.1914 г.
последний чин - действительный тайный советник (1905 г.)
Умер в эмиграции.
4. Штюрмер Борис Владимирович
(1848-1917)
сын Вл. Вильг. Штюрмера (1819-1890) и Эрм.Ник. Паниной (1830-1874), женат на Елиз.Вас.Струковой (1865-1917), и имел сыновей: Георгия (1880-после 1917) и Владимира (1883 - после 1917).
Председатель Совета Министров с 20.01. по 10.11. 1916 г.
Министр внутренних дел в 1916 г.
Министр иностранных дел в 1916 г.
последний чин - обер-камергер двора (1916 г.)
Умер в заключении.
5. Трепов Александр Федорович
(1862-1928)
сын Фед.Фед.Трепова (1809-1889) и Веры Вас.Лукашевич (1821-1866), женат на Соф. Дм. Казиной (1863-1941), имел дочерей: Софью (1884-1947) и Елену (1885-1960).
Министр путей сообщения в 1915-1916 гг.
Председатель Совета Министров с 10.11. по 27.12.1916 г.
последний чин - егермейстер двора (1905 г.).
Умер в эмиграции.
6. кн. Голицын Николай Дмитриевич
(1850-1925)
сын кн. Дм.Бор.Голицына (1803-1864) и Соф.Ник.Пущиной (1827-1876), женат на Евг.Андр.Грюнберг (1864-1934) и имел детей: Дмитрия (1882-1928), Николая (1883-1931),Александра (1885-1974), Софью (1886-1891), Евгения (1888-1928), Ольгу(1891-1892).
Председатель Совета Министров с 27.12.1916 по 02.03.1917 г.
последний чин - действительный тайный советник (1914 г.).
Репрессирован большевиками.
Совет министров Российской империи | |
---|---|
Общая информация | |
Дата создания | 19 октября 1905 года |
Предшествующее ведомство | Комитет министров Российской империи |
Дата упразднения | 27 февраля 1917 года |
Заменено на | Временное правительство России |
Председатель Совета Министров | С. Ю. Витте (первый) |
Георгий Львов (последний) |
Совет министров Российской империи - высший исполнительный орган власти Российской империи , созданный в новом виде именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года для общего «управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Министры перестали быть отдельными чиновниками , ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения.
Состав
Совет министров возглавлялся Председателем совета министров .
В Совет министров входили:
- Министр путей сообщения
- Министр императорского двора
1-й период
- Александр II (1857-1881)
2-й период
- Витте, Сергей Юльевич (19 октября 1905 - 22 апреля 1906)
- Горемыкин, Иван Логгинович (22 апреля - 8 июля 1906)
- Столыпин, Пётр Аркадьевич (8 июля 1906 - 1 сентября 1911)
- Коковцов, Владимир Николаевич (11 сентября 1911 - 30 января 1914)
- Горемыкин, Иван Логгинович, повторно (30 января 1914 - 20 января 1916)
- Штюрмер, Борис Владимирович (20 января - 10 ноября 1916)
- Трепов, Александр Фёдорович (10 ноября - 27 декабря 1916)
- Голицын, Николай Дмитриевич (27 декабря 1916 - 27 февраля 1917)
1-й период
Совет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно.
В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного совета и председатель Комитета министров , а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором.
Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений.
Примечания
Литература
- Государственность России . М., 2001, кн. 4, стр. 136-139.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. Статья Водовозова В. В.
Wikimedia Foundation . 2010 .
19 октября (1 ноября) 1905 г. согласно указу Николая II «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» была возобновлена деятельность Совета министров. Все министерства и главные управления объявлялись частями единого государственного управления.
Создание Совета министров в 1857-1861гг. не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений. Поскольку вся власть сосредоточивалась в руках императора, дела решались в основном посредством представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, объективно несовместимых с принципом коллегиальности в управлении.
В 1905 г., в связи с образованием Государственной думы, Совет министров был преобразован. На преобразованный Совет возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления».
В состав Совета входили министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием, государственный контролёр и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях Совета только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции их ведомств. Председателем Совета министров был не сам император, как это было ранее, а назначавшееся им лицо из числа министров.
Председателями Совета министров с 1905 по 1917 гг. были: С.Ю.Витте (1905-1906); И.Л.Горемыкин (апрель-июль 1906); П.А.Столыпин (1906-1911); В.Н.Коковцов (1911-1914); И. Л. Горемыкин (1914-1916); Б. В. Штюрмер (январь-ноябрь 1916); А. Ф. Трепов (ноябрь-декабрь 1916); Н. Д. Голицын (1916-1917).
Делопроизводство Совета министров велось его постоянной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета. Заседания Совета стали проводиться регулярно, несколько раз в неделю и фиксировались в специальных журналах.
К кругу ведения Совета министров относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет ; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов . Помимо этого, Совет министров обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита.
Никакая, имеющая общее значение, мера управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов - они вносились на рассмотрение Совета министров лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств. Вне компетенции Совета министров также находилась ревизионная деятельность Государственного контроля, Собственная е. и. в. канцелярия и Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии.
В связи с упразднением Комитета министров в 1906 г., к Совету министров перешло большинство оставшихся за Комитетом функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др.). Позднее, в 1909 г., для рассмотрения этих «комитетских дел» был образован так называемый Малый Совет министров.
Совет министров прекратил свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции . Функции Совета министров как высшего органа государственного управления перешли к образованному 2 (15) марта 1917 г. Временному правительству.
Лит.: Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2-3, М., 1960; Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т. 1. СПб., 1998; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Законодательные акты переходного времени... . СПб., 1909; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Преобразование Совета министров Российской империи в 1905 г.: Государственно-правовые проблемы // Правоведение. 1996. № 1; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977.
См. также в Президентской библиотеке:
Об упразднении Комитета министров, передаче его функций в ведение Совета министров и установлении порядка ведения дел по Канцелярии Совета министров за период с 10 октября 1905 года по 7 января 1917 года. РГИА. Ф. 1276. Оп. 1. Д. 29 ;
Полное собрание законов Российской империи: Собрание 3-е. СПб., 1908. Т. 25. № 26820. С. 759 .
1-й периодСовет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно. В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного совета и председатель Комитета министров , а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором. Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений. С 1863 г. число поступавших в Совет дел резко уменьшилось, он собирался всё реже, а после 11 (23) декабря 1882 г. заседания и вовсе прекратились. 2-й период19 октября (1 ноября) 1905 г. согласно указу Николая II «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» была возобновлена деятельность Совета министров. Все министерства и главные управления объявлялись частями единого государственного управления. Создание Совета министров в 1857-1861 гг. не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений. Поскольку вся власть сосредоточивалась в руках Императора, дела решались в основном посредством представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, объективно несовместимых с принципом коллегиальности в управлении. В 1905 г., в связи с образованием Государственной думы , Совет министров был преобразован. На преобразованный Совет возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления». В состав Совета входили министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием, государственный контролёр и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях Совета только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции их ведомств. Председателем Совета министров был не сам император, как это было ранее, а назначавшееся им лицо из числа министров. Делопроизводство Совета министров велось его постоянной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета. Заседания Совета стали проводиться регулярно, несколько раз в неделю и фиксировались в специальных журналах. К кругу ведения Совета министров относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов. Помимо этого, Совет министров обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита. Никакая, имеющая общее значение, мера управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов - они вносились на рассмотрение Совета министров лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств. Вне компетенции Совета министров также находилась ревизионная деятельность Государственного контроля, Собственная е. и. в. канцелярия и Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии. В связи с упразднением Комитета министров в 1906 г., к Совету министров перешло большинство оставшихся за Комитетом функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др.). Позднее, в 1909 г., для рассмотрения этих «комитетских дел» был образован так называемый Малый Совет министров. Совет министров прекратил свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции . Функции Совета министров как высшего органа государственного управления перешли к образованному 2 (15) марта 1917 г. Временному правительству . Стоит отметить что, вместе с отречением от престола император Николай II подписал указ о назначении Георгия Львова Председателем Совета Министров (2(15) марта 1917), но Временное правительство в своей декларации указало, что власть принимается от Временного комитета Государственной думы, оставив указ Николая без внимания. ПримечанияИсточники и литератураИсточники
Высшая школа, 1968. (3-е изд. - М., 1983; 5-е изд. - М.: РГГУ, 2008)
|