Образование лиги наций. Лига наций и ее роль в развитии международных отношений реферат по международным отношениям, сочинения из международные отношения Сообщение на тему лига наций

18 апреля 2011 года исполняется 65 лет с того дня, как было принято решение о ликвидации Лиги Наций.

18 апреля 1946 г. Лига Наций - международная межправительственная организация, созданная в 1919 г. в целях развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности - прекратила свое существование в связи с образованием ООН.

Устав Лиги Наций , выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов.

Общее число членов Лиги Наций изменялось в пределах 45-60 государств.

СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны (1939-1940), Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.

Структура, функции и полномочия Лиги были определены в ее Уставе.

Основными органами Лиги Наций являлись Ассамблея - ежегодное собрание представителей всех членов организации и Совет Лиги Наций (собирался за время существования 107 раз) - в составе постоянных и периодически избиравшихся Ассамблеей непостоянных членов. Постоянными членами Совета были Великобритания, Франция, Италия и Япония, а после вступления в организацию (соответственно в 1926 г. и 1934 г.) - Германия и СССР. Ассамблея и Совет собирались в Женеве. Там же работал Секретариат Лиги Наций во главе с Генеральным секретарем.

Кроме основных органов Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.).

Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.

Важнейшими статьями устава Лиги Наций были ст.ст. 8, 10-17 и 22. Статья 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений "до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением". Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений.

В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран ‑ членов Лиги Наций. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Лиги.

Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Лиги Наций меры, "способные действительным образом оградить мир наций" (ст. 11).

Ст.ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путём рассмотрения в Совете Лиги Наций. Процедура эта была очень сложной, в случае, если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Лиги Наций оставляли за собой "право поступать, как они считают подходящим..."

В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера.

Статья 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Лиги Наций обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Лиги Наций обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Лиги "для поддержания уважения к обязательствам Лиги".

В 1921 г. Совет Лиги Наций принял резолюцию, в которой говорилось, что основным оружием в борьбе против агрессора должны быть экономические санкции.

Устав Лиги Наций предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися ее членами (ст. 17). Если государство - не член Лиги Наций, участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Лиги, и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции, предусмотренные ст. 16.

Статья 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане.

Лигой Наций были достигнуты определенные успехи в социальной и гуманитарной области, в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях.

Был установлен контроль над распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом - Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать - в той или иной степени успешно - более 40 политических конфликтов, она не смогла предпринять действенных мер по обеспечению международной безопасности. Наиболее явственно это проявилось с началом подготовки Германии, Японии и Италии ко Второй мировой войне.

В 1933 г. Германия и Япония заявили о выходе из Лиги Наций (Италия последовала их примеру в 1937 г.). Это лишило смысла положения Статута о сокращении ВС членов Лиги Наций и об обмене между ними информацией о своих военных потенциалах, а также об организации контроля над производством оружия и торговлей им. Единственным конкретным шагом Лиги Наций, направленным на обуздание акта агрессии, было решение о частичном ограничении внешнеэкономических связей Италии в период итало-эфиопской войны (1935-1941), которое, однако, не сказалось на военном потенциале страны. Агрессию Японии в Маньчжурии (1931-1933) и вторжение ее войск вглубь Китая (1937-1939) Лига осудила лишь словесно. Лиги Наций не рассматривала, по существу, вопрос о германо-итальянской интервенции в Испании в 1936-1939 гг.

В 1938-1939 гг. Лига не реагировала на то, что Германия захватила Австрию, Чехословакию и Клайпедский край и напала на Польшу, развязав 2-ю мировую войну, а также на то, что Италия аннексировала Албанию.

Остались нереализованными и положения Статута о защите каждым членом Лиги Наций территориальной целостности и политической независимости других ее членов и о создании для этого совместных ВС из национальных воинских контингентов членов Лиги Наций.

8 апреля 1946 г. была созвана последняя Ассамблея Лиги Наций в Женеве. Делегаты приняли резолюцию о передаче власти и функций Лиги в Организацию объединенных наций, разделили между вносившими взносы странами резервный фонд Лиги, передали ООН Дворец Наций с библиотекой и архивом.

(Дополнительный

Лига Наций и ее историческая роль.

Цель создания Лиги Наций, ее задачи и роль в новой послевоенной системе международных отношений, разногласия держав Антанты по поводу ее Устава.

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир.

Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

     будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

     станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

     обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д.Х.Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г.

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.

Австралия*
Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)
Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)
Аргентина*
Афганистан (принят в 1934)
Бельгия*
Болгария (принята в 1920)
Боливия*
Бразилия (вышла в 1926)
Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)
Венесуэла* (вышла в 1938)
Гаити* (вышла в 1942)
Гватемала* (вышла в 1936)
Германия (принята в 1926, вышла в 1933)
Гондурас* (вышел в 1936)
Греция*
Дания*
Доминиканская Республика (принята в 1924)
Египет (принят в 1937)
Индия*
Ирак (принят в 1932)
Ирландия (принята в 1923)
Испания* (вышла в 1939)
Италия* (вышла в 1937)
Канада*
Китай*
Колумбия*
Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)
Куба*
Латвия (принята в 1921)
Либерия*
Литва (принята в 1921)
Люксембург (принят в 1920)
Мексика (принята в 1931)
Нидерланды*
Никарагуа* (вышла в 1936)
Новая Зеландия*
Норвегия*
Панама*
Парагвай* (вышел в 1935)
Персия (Иран)*
Перу* (вышла в 1939)
Польша*
Португалия*
Румыния* (вышла в 1940)
Сальвадор* (вышел в 1937)
Сиам (Таиланд)*
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии*
Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)
Турция (принята в 1932)
Уругвай*
Финляндия (принята в 1920)
Франция*
Чехословакия*
Чили* (вышла в 1938)
Швейцария*
Швеция*
Эквадор (принят в 1934)
Эстония (принята в 1921)
Эфиопия (принята в 1923)
Югославия*
Южно-Африканский Союз*
Япония* (вышла в 1933)

Главные задачи Лиги Наций

Построение мира через сотрудничество;

Гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

предоставления гарантий странам членам:

Коллективные действия в случае нарушения устава и войны

Сохранение независимости и территориальной целостности держав

Если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

Стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

Ведения полной экономической и политической изоляции

Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии а Эфиопии. Неэффективно.

Минусы Устава ЛН и вообще минусы

санкции не имели всеохватывающего характера

Решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

Количество комитетов не была лимитирована - их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Функции.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Причины краха Лиги наций .

Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов. Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Тем не менее много важных положений Устава не были воплощены в жизни вследствие позиции главных участников организации, прежде всего Англии и Франции, интересы которых во многом не совпадали. Предусмотренные санкции ослаблялись также возможностью такой интерпретации Устава, которая давала возможность каждому члену самостоятельно решать вопросы об участии в общих действиях организации. А реалии свидетельствовали о том, что среди членов Лиги не властвовало убеждения, что любая война, где бы она не началась, была для них угрозой. Слабость Лиги как инструмента поддержания мира предопределялась уже самим Уставом организации. Решения и Ассамблеи, и Совета принимались по принципу единогласия. Исключением являлось лишь голосование по процедурным вопросам и о принятии в члены Лиги, когда решения принимались двумя третями, то есть квалифицированным большинством. Учитывая наличие острых разногласий между членами Лиги, понятными становятся преграды на пути к принятию организацией срочных, неотложных решений из политических, военных и других важных вопросов. Важным недостатком Устава являлось и то, что обязательную силу имели лишь решение Ассамблеи и Совета по административным вопросам, которые касались самой Лиги. Даже санкции фактически были добровольными, поскольку решения имели характер рекомендаций.

Лига наций - организация государств, призванная содействовать миру и сотрудничеству между народами. Создана на Парижской мирной конференции в 1919 году.

Идея лиги наций принадлежала английским политикам, выдвинувшим её в годы Первой мировой войны. Активным пропагандистом её был лорд Сесиль. Прототипом её, по мнению лорда, являлся Священный союз, рожденный Венскими соглашениями 1815 года.

Мысль Сессиля была подхвачена и развита президентом США В. Вильсоном в его речи 8 января 1918 года. Вильсон обнародовал 14 пунктов программы мира, которыми страны должны следовать после окончания Первой мировой войны

  1. Невозможность тайных переговоров и соглашений
  2. Свобода мореплавания
  3. Свобода торговли
  4. Сокрашение национальных вооруженых сил до минимума
  5. Справедливое решение колониальных споров
  6. Россия сама решает свою судьбу
  7. Освобождение и восстановление Бельгии
  8. Возвращение Франции Эльзас-Лотарингии
  9. Исправление границ Италии
  10. Автономия народов Австро-Венгрии
  11. Сербии - свободный доступ к морю
  12. Автономия народам. населяющим Турцию
  13. Создание независимой Польши
  14. Создание объединения наций ради гарантий мира и территориальной целостности

Вильсон был идеалистом и романтиком. Говорил: «Почему Иисус Христос не добился того, чтобы мир уверовал в его учение? Потому что проповедовал лишь идеалы, не указав практических путей их достижения. Я же предлагаю практическую схему» . Присутствоваший при этом прожженый циник, глава Франции Клемансо лишь раскрыл глаза от удивления.

Тем не менее, именно 14 пунктов Вильсона легли в основу устава Лиги наций. И именно Вильсон требовал её создания. Для этого ему пришлось активно поработать на Парижской мирной конференции, настаивая на первичности разработки устава Лиги наций и уже затем в её рамках решениях многочисленных международных проблем.

14 февраля 1919 года устав Лиги наций был принят Парижской мирной конференцией. Он состоял из 26 статей, среди которых

  • в статье 11 говорилось о том, что «всякая война или угроза войны интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир Наций».
  • в статье 8 значилось признание членами Лиги, что «сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума»
  • в статье 10, что «Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего вторжения территориальную целость и существующую политическую независимость всех Членов Лиги»
  • в статье 16, что, если Член Лиги прибегает к войне, то другие члены Лиги обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, запретить сношения между своими гражданами и его гражданами…

Договор о вступлении в Лигу наций первоначально подписали 44 государства. Постепенно их число возросло до 60, хотя некоторые страны то входили в Лигу, то покидали её.

Вступление СССР в Лигу наций произошло в 1934 году, а в 1939 СССР был исключён за развязанную им войну против Финляндии

Деятельность Лиги наций ничего не изменила в мире. Войны продолжались

  • Война между Парагваем и Боливией
  • Многочисленные военные конфликты Японии и Китая
  • Нападение Италии на Эфиопию
  • Советско-японские вооруженные конфликты
  • Гражданская война в Испании
  • Германское вторжение в Чехословакию и Австрию
  • Вторая мировая война

Лига наций формально существовала до 1946 года и была распущена 8 апреля 1946 года на последней Ассамблее Лиги Наций в Женеве

международная организация, учрежденная в 1919 г., имевшая целью, согласно уставу, развитие сотрудничества между народами, гарантию мира и безопасности. Предшественница ООН. В 1920-1934 гг. деятельность Л. Н. была враждебной Советскому Союзу. В 1934 г., после выхода из нее фашистской Германии, СССР принял предложение 30 государств-членов Л. Н. о вступлении в нее. В декабре 1939 г. СССР был обвинен в агрессии против Финляндии в связи с советско-финляндской войной и исключен из Л. Н. Формально распущена в 1946 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛИГА НАЦИЙ

междунар. орг-ция, имевшая своей целью, по определению ее Устава, "развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности", а на деле с первых же дней своего существования превратившаяся в послушное орудие политики империалистич. держав, в первую очередь - Великобритании и Франции. Существовала между 1-й и 2-й мировыми войнами. Еще в годы 1-й мировой войны проекты создания междунар. орг-ции по обеспечению мира выдвигались различными бурж.-пацифистскими орг-циями в Великобритании, США, Франции и др. странах. Обещание создать Л. н. вошло также в "четырнадцать пунктов" президента США В. Вильсона. На Парижской мирной конференции 1919-20 была учреждена спец. комиссия по выработке Устава Л. н. Подготовленный ею проект Устава был одобрен конференцией и включен в Версальский мирный договор 1919 и др. мирные договоры, к-рыми завершилась 1-я мировая война. Устав Л. н. был первоначально подписан 44 гос-вами, в т. ч. 31 гос-вом, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней (США, Великобританией, Францией, Италией, Японией, Канадой, Австралией, ЮАС, Новой Зеландией, Индией, Китаем, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Экуадором, Грецией, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Сиамом, Чехословакией, Уругваем), и 13 гос-вами, сохранившими нейтралитет в 1-й мировой войне (Аргентиной, Чили, Колумбией, Данией, Норвегией, Испанией, Парагваем, Нидерландами, Ираном, Сальвадором, Швецией, Швейцарией, Венесуэлой). США не ратифицировали Устав Л. н. и не вошли в число членов Л. н. Это объясняется прежде всего тем, что руководящая роль в Л. н. принадлежала Англии и Франции. Согласно Уставу, осн. органами Л. н. являлись Ассамблея, Совет и Секретариат; все решения Ассамблеи и Совета, за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно. При Л. н. на правах автономных орг-ций были созданы Постоянная палата междунар. правосудия, Междунар. бюро труда и др. орг-ции. Местопребыванием осн. органов Л. н. была Женева (Швейцария). Л. н. отнюдь не ослабила империалистич. противоречий между ее основателями. В 1920 В. И. Ленин отмечал, что "...Лига наций - союз только на бумаге, а на деле это группа хищных зверей, которые только дерутся и нисколько не доверяют друг другу" (Соч., т. 31, с. 149). В первые годы своего существования Л. н. была центром организации борьбы, в т. ч. и военной, против Сов. гос-ва. В Л. н. обсуждались различные планы воен. интервенции против Сов. России, рассматривались возможности использования голода на части терр. РСФСР в антисов. целях, вырабатывались совм. дипломатич. демарши против социалистич. гос-ва и т. д. В связи с резко враждебной антисов. деятельностью Л. н. Сов. пр-во в этот период отрицательно относилось к Л. н., борясь против ее попыток вмешаться во внутр. дела молодого Сов. гос-ва. В 20-е и в нач. 30-х гг. в центре внимания Л. н. были: спор между Швецией и Финляндией об Аландских о-вах (см. Аландские конвенции), плебисцит в Верх. Силезии (1921), конфликт между Литвой и Польшей из-за Вильнюса (1921), конфликт между Турцией и Ираком из-за Мосула (1924-25), конфликт между Боливией и Парагваем из-за области Чако (1928-32), агрессия Японии против Китая в 1931 и др. В этот же период Л. н. начала обсуждение проблемы разоружения. Под прикрытием Л. н. в нач. 20-х гг. был произведен в форме раздачи мандатов раздел колон. добычи между государствами-победителями, в первую очередь между Великобританией и Францией (см. Мандатная система). Л. н. предпринимала многочисл. попытки сгладить острые противоречия между гл. ее участниками на основе антисов. сговора (см. Локарнские договоры 1925), а также путем соглашений о репарациях (см. Дауэса план и Юнга план). В 1926 в Л. н. была допущена Германия. Однако уже в 1933 Германия и Япония вышли из Л. н., чтобы получить полную свободу действий. К сер. 30-х гг. планы установления мирового господства фаш. Германии, фаш. Италии и империалистич. Японии стали угрозой для безопасности др. капиталистич. гос-в, в связи с чем отд. пр-ва этих гос-в стали искать сотрудничества с СССР как в рамках Л. н., так и вне ее (см. "Восточный пакт"). 15 сент. 1934 по инициативе франц. дипломатии, в частности А. Барту, 30 государств - членов Л. н. обратились к СССР с предложением вступить в Л. н. 18 сент. 1934 СССР вступил в Л. н., заняв постоянное место в ее Совете (против принятия СССР голосовали Нидерланды, Португалия и Швейцария). При вступлении в Л. н. Сов. пр-во сделало ряд оговорок, касающихся ее Устава; Сов. пр-во, в частности, заявило, что не может одобрить систему мандатов, являющуюся формой прикрытия колониализма. В течение 5 лет (1934-39) пребывания в Л. н. Сов. Союз твердо и последовательно отстаивал дело мира и безопасности народов, боролся за претворение в жизнь идеи коллективной безопасности перед лицом фаш. агрессии. Важнейшими вопросами, обсуждавшимися в Л. н. в 1934-39, были: итал. агрессия против Эфиопии (1935-36), нарушение Германией Версальского (1919) и Локарнского (1925) договоров (в связи с ремилитаризацией Германией Рейнской зоны в 1936), итало-герм. интервенция в Испании (1936-39), захват Германией Австрии (1938) и др. Позиция зап. держав этого периода объяснялась стремлением направить фаш. агрессию против СССР. Эта позиция превратила Л. н. по существу в прикрытие агрессии герм., итал. и япон. империализма. Этим объяснялась беспомощность Л. н., не сумевшей провести ни одного эффективного мероприятия против фаш. агрессии накануне 2-й мировой войны. Так, в окт. 1935 Ассамблея Л. н. по требованию ряда гос-в - членов Л. н. и в первую очередь СССР, вынесла решение о применении экономич. и финанс. санкций к Италии, напавшей на Эфиопию. Однако из-за позиции зап. держав самая важная статья итал. импорта, необходимая для ведения войны, - нефть - не была внесена в список предметов, запрещенных для ввоза в Италию. Это облегчило и ускорило захват Италией Эфиопии (1936). В июле 1936 решение Л. н. о санкциях было по настоянию Великобритании и Франции вообще отменено. В 1936-39, в период итало-герм. интервенции в Испании, пр-ва Великобритании, Франции и ряда др. капиталистич. гос-в добились того, что Л. н. не только не предприняла никаких мер к обузданию интервентов, но и вообще устранилась от рассмотрения этого вопроса. Упорная борьба Сов. Союза за мир и коллективную безопасность, его активная деятельность в Л. н., направленная на разоблачение как фаш. агрессоров, так и их пособников в Великобритании, Франции и США, сделали участие СССР в Л. н. нежелательным для правящих кругов зап. держав. Использовав в качестве предлога сов.-финл. войну 1939-40, пр-ва Великобритании и Франции добились принятия Советом Л. н. 14 дек. 1939 решения об исключении СССР из Л. н. Деятельность Л. н. с этого времени по существу прекратилась, формально же она была ликвидирована в апр. 1946 решением специально созданной Ассамблеи. Лит.: История дипломатии, т. 3, М.-Л., 1945; Иванов Л., Лига наций, М., 1929; Кольский А., Лига наций (Ее организация и деятельность), М., 1934; Афанасьева О., Краткий очерк истории Лиги наций, (M.), 1945; Нотович Ф., Разоружение империалистов, Лига наций и СССР, М.-Л., 1929; История междунар. отношений и внеш. политики СССР, т. 1, М., 1961. В. Л. Исраэлян. Москва.

Вчера в Лозанне прошла жеребьевка Лиги наций - нового турнира, организованного УЕФА для национальных команд. По ее итогам осенью этого года Россия сыграет во второй группе лиги В с Турцией и Швецией. Лучшая из трех выйдет в лигу А, где собраны ведущие сборные Европы.

ЧТО ТАКОЕ ЛИГА НАЦИЙ

П роект нового турнира предложил теперь уже бывший президент УЕФА Мишель Платини и группа его советников. Цель: поднять интерес к играм сборных, свести к минимуму потерявшие значимость товарищеские матчи, не пользующиеся интересом у болельщиков и спонсоров, создать новые коммерческие возможности (в том числе для самих федераций). Кроме того, Лига наций имеет и спортивную составляющую. Через этот турнир можно попасть на чемпионат Европы-2020.

УЧАСТНИКИ

В лиге выступают все 55 сборных, представляющих федерации, входящие в УЕФА. Их в соответствии с коэффициентами национальных команд (не путайте с рейтингом ФИФА) разбили на четыре дивизиона - первый (12 сборных), второй (12), третий (15) и четвертый (16). Использован рейтинг УЕФА по состоянию на 11 октября 2017 года - после завершения отборочных матчей чемпионата мира-2018 (не включая стыковые игры). Таблица коэффициентов национальных команд Европы учитывает результаты выступлений в отборочных и финальных турнирах ЧМ-2014 и Euro -2016, а также отборочном турнире ЧМ-2018.

ФОРМАТ

Первый дивизион (лига А)

Четыре победителя групп выйдут в финальный турнир, который проведут с 5 по 9 июня 2019 года (полуфинал, матч за 3-е место и финал). УЕФА рассчитывает, что эти игры привлекут внимание многих спонсоров. Представляете, какие матчи нас ждут, если квартет составят, к примеру, Германия, Бельгия, Италия и Испания! Четыре аутсайдера опустятся во второй дивизион (лигу В). Четыре лучшие команды (из тех, что не попали на Euro

Второй дивизион (лига В)

Четыре победителя групп выйдут в первый дивизион (лигу А), четыре аутсайдера опустятся в третий дивизион (лигу С). Четыре лучшие команды (из тех, что не попали на Euro -2020 по итогам отборочного турнира) в марте 2020 года разыграют одну путевку на чемпионат Европы.

Третий дивизион (лига С)

Четыре победителя групп выйдут во второй дивизион (лигу В), четыре аутсайдера опустятся в четвертый дивизион (лигу D ). Четыре лучшие команды (из тех, что не попали на Euro -2020 по итогам отборочного турнира) в марте 2020 года разыграют одну путевку на чемпионат Европы.

Четвертый дивизион (лига D )

Четыре победителя групп выйдут в третий дивизион (лигу С). Четыре лучшие команды (из тех, что не попали на Euro -2020 по итогам отборочного турнира) в марте 2020 года разыграют одну путевку на чемпионат Европы.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Матчи первого турнира пройдут в 2018-м в следующие сроки:

1-й тур. 6-8 сентября
2-й тур. 9-11 сентября
3-й тур. 11-13 октября
4-й тур. 14-16 октября
5-й тур. 15-17 октября
6-й тур. 18-20 ноября

Стыковые матчи за четыре путевки на Euro -2020 должны состояться с 26 по 31 марта 2020 года.

К тому времени уже завершится отборочный турнир первенства континента: его игры пройдут с марта по ноябрь 2019-го. По итогам определятся 20 обладателей путевок - по две лучшие команды из 10 групп, по которым распределят 55 команд (по пять или шесть в каждой). Жеребьевка отборочного турнира запланирована на 2 декабря 2018 года (в Дублине).

ВРЕМЯ НАЧАЛА МАТЧЕЙ

Как правило, игры планируется начинать в 18.00 и 20.45 по среднеевропейскому времени (в 19.00 или 20.00 и 21.45 или 22.45 - по московскому). Некоторые встречи в субботу и воскресенье будут стартовать в 15.00 по среднеевропейскому времени. Определенные исключения сделают для России, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Турции. Домашние матчи сборных этих стран можно будет проводить не позднее чем в 18.00 по среднеевропейскому времени (19.00 или 20.00 по московскому). В Казахстане еще раньше - в 16.00 по среднеевропейскому времени.



Loading...Loading...