Люди без высшего образования успешнее. Известные люди без высшего образования

Москва, 13 ноября - «Вести. Экономика». Считается, что если у вас есть высшее образование, то вы с большей долей вероятности будете получать хорошую зарплату и будете иметь возможность устроиться в хорошую компанию. Однако это правило не всегда действует в среде самых богатых людей. Среди них есть множество тех, кто и без высшего образования сумел добиться успеха. Так, согласно исследованию Wealth-X, проведенному в 2016 году, почти треть миллиардеров в мире не имеют высшего образования. Ниже представляем 9 богатых людей, которые так и не получили высшего образования. Тед Тернер

Состояние: $35 млнАнна Винтур - британская журналистка, главный редактор американского издания журнала Vogue с 1988 года. Анна - старшая дочь главного редактора английского таблоида Evening Standard Чарльза Винтура. Ещё будучи подростком, она увлеклась модной журналистикой. В 15 лет Винтур консультировала своего отца относительно того, как сделать газету привлекательной для молодёжи. Карьеру модного обозревателя она начала в британском журнале Harpers & Queen, где проработала шесть лет, пройдя путь от обозревателя до заместителя редактора. Позже она переехала в США, где работала в журналах Harper∎s Bazaar, Viva, Savvy, New York. В 1983 году Винтур была назначена креативным директором американского Vogue. Вскоре после этого Анну перевели в Лондон в качестве главного редактора двух журналов: британского Vogue и House & Garden. В 1988 году она вернулась в американский Vogue, и возглавила его. Винтур полностью изменила вид журнала, создав уникальный для того времени образец глянцевой прессы. Тем не менее, Анна, несмотря на свои успехи, так и не получила высшего образования. Ларри Эллисон

Состояние: $61.1 млрдЛарри Эллисон - американский предприниматель, сооснователь, председатель совета директоров и директор по технологиям корпорации Oracle , бывший генеральный директор (CEO) Oracle (1976-2014), крупнейший акционер компании NetSuite (поглощённой Oracle в 2016 году за $9,3 млрд), начальный инвестор компании Salesforce.com. Эллисон вырос в Чикаго, посещал там школу и начал обучение в Иллинойском университете в Урбане и Шампейне. В связи со смертью приёмной матери не стал сдавать экзамены после второго года обучения. После лета, проведённого в северной Калифорнии с другом Чаком Вейссом, вернулся в Чикаго и проучился семестр в Чикагском университете, где впервые познакомился с вычислительной техникой. В 1964 году, в возрасте 20 лет переехал в северную Калифорнию, так и не получив высшего образования. Тем не менее, это не помешало ему стать одним из самых богатых и успешных людей в мире. Стив Джобс

Состояние (на момент смерти): $10.2 млрдСтив Джобс - американский предприниматель, получивший широкое признание в качестве пионера эры IT-технологий. Один из основателей, председатель совета директоров и CEO корпорации Apple . Один из основателей и CEO киностудии Pixar. Джобс получил общественное признание и ряд наград за оказанное влияние на индустрию технологий и музыки. Его часто называют «визионером» и даже «отцом цифровой революции». Джобс был блестящим оратором и вывел презентации инновационных продуктов на новый уровень, превратив их в увлекательные шоу. Его легко узнаваемая фигура в чёрной водолазке, потёртых джинсах и кроссовках окружена своеобразным культом. После восьми лет борьбы с болезнью, в 2011 году Стив Джобс умер от рака поджелудочной железы. Школьные занятия разочаровали Стива своим формализмом. Преподаватели начальной школы Мона-Лома характеризовали его как проказника, однако он уже в то время начал демонстрировать незаурядные способности. Он учился в Рид-колледже, однако ушел из него, отучившись всего один семестр. В Риде Джобс впервые всерьёз заинтересовался восточными духовными практиками, особенно дзен-буддизмом. Тогда же он стал убеждённым вегетарианцем и начал эксперименты с голоданием. Майкл Делл

Состояние: $23.5 млрдМайкл Делл - основатель и руководитель компании Dell. Начинал свою фирму в кустарных условиях, предоставляя самодельные модификации IBM PC. Окончив школу, он поступил в Техасский университет в Остине и собирался в дальнейшем стать врачом. Во время учебы он основал компанию по продаже компьютеров PC∎s Limited. Компания в скором времени стала приносить неплохую прибыль, поэтому в 19 лет Делл ушел из университета и стал тратить все время на бизнес. В 1987 году PC∎s Limited была переименована в Dell Computer Corporation. Ким Кардашян

Состояние: $20.7 млрдПол Аллен - американский предприниматель, соучредитель корпорации Microsoft , которую он вместе со своим школьным приятелем Биллом Гейтсом основал в 1975 году. В 1960 году, после 6 класса Пол поступил в самую привилегированную школу Сиэтла «Лейксайд», где на занятиях по программированию познакомился с Биллом Гейтсом. Вскоре недалеко от дома Аллена Computer Center Corporation набирала людей для тестирования компьютера PDP-10 производства корпорации Digital Equipment. Он и его приятели по школе проводили там всё свободное время. Позже компания Information Service Inc. заказала Полу и троим его друзьям (включая Билла) разработать программу расчёта платёжных ведомостей на языке программирования Кобол; взамен они получали бесплатное рабочее время на PDP-10. Свою компанию они назвали Lakeside Programming Group, но завершить работу не смогли. Позже, когда Пол Аллен учился в колледже, Билл получил работу по обработке информации от компании, изучающей транспортные потоки. Для разработки аппаратного обеспечения понадобился третий компаньон - Пол Гилберт , своё объединение и устройство, для считывания дорожного трафика и составления отчёта для дорожных инженеров, они назвали Traf-O-Data. Устройство Traf-O-Data продавалось с 1972 по 1982 гг. и в итоге на счету компании осталось 794,31 $. В 1974 г. Аллен бросил колледж и устроился в Honeywell. Джон Рокфеллер

Состояние: $340 млрд (в пересчете на сегодняшние деньги) Джон Рокфеллер - американский предприниматель, филантроп, первый официальный долларовый миллиардер в истории человечества. В 1870 году основал компанию Standard Oil и управлял ею до своего официального выхода на пенсию в 1897 году. В 13 лет Джон пошёл в школу в городе Ричфорд. В автобиографии он писал, что учиться ему было трудно и для выполнения уроков приходилось усердно заниматься. Рокфеллер успешно окончил школу и поступил в колледж Кливленда, где преподавали бухгалтерию и основы коммерции, но вскоре пришёл к выводу, что трёхмесячные бухгалтерские курсы и жажда деятельности принесут намного больше, чем годы обучения в колледже, поэтому оставляет его. Генри Форд

Состояние: $199 млрд (в пересчете на сегодняшние деньги) Генри Форд - американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США. Его лозунг - «автомобиль для всех»; завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Компания «Ford Motor Company» существует по сей день. Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда. Однако Форд также добился успеха без высшего образования.


Сегодня в России высшее образование получает большая часть выпускников школ. Однако дипломированные специалисты, напичканные теоретическими знаниями, оказываются не подготовлены к работе в реальных условиях. Знания, которые даются в традиционных высших учебных заведениях, не применимы в реальной жизни. Все успешные люди, описываемые в этой книге, решительно отказались от услуг действующей системы образования. Они создали успешные компании, сколотили состояния и помогли множеству других людей улучшить жизнь. Автор книги дерзко разрушает ставший незыблемым стереотип, будто бы успеха в жизни можно добиться, только если получишь высшее образование. Он анализирует изъяны традиционных форм обучения и предлагает альтернативу.

Вам внушили ложное убеждение. Вам говорили: если прилежно учиться в школе, поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни гарантирован. Возможно, так и было пятьдесят лет назад. Но сегодня все иначе. Если вы хотите добиться успеха в современном мире, следует заняться получением навыков, полезных в реальной жизни, и работать над выработкой таких качеств и навыков, которые позволят вам значительно опередить дипломированных отличников. И не важно, учились вы в университете или нет.

Конечно, в университете можно научиться множеству замечательных вещей, но они не имеют никакого отношения к успешной карьере или финансовому благополучию. Вы можете развить эрудицию, отточить навыки критического мышления, расширить свой кругозор, с восторгом окунувшись в богатое культурное и интеллектуальное наследие великих мыслителей. Все это достойные устремления. Но не стоит думать, что, сосредоточенно занимаясь всеми этими делами и получив в подтверждение диплом, вы можете рассчитывать на успешное трудоустройство с гарантией занятости на ближайшие сорок лет с последующим получением хорошей пенсии. Все больше людей (включая и тех, кто еще не получил высшего образования) начинают осознавать, что старый рецепт успешной карьеры больше недействителен. Пришла пора искать новые пути.

У людей среднего класса (и выше) индустриальной эпохи основное занятие в жизни в возрасте от 6 до 22 лет заключалось - если немного утрировать - в получении хороших оценок. Конечно, большое значение придавалось и другим занятиям, таким как спорт, например, или волонтерская работа, которые придают солидности автобиографии при поступлении в вуз. Но если спросить прямо, что, по мнению родителей, учителей, политиков и общества в целом, должно быть в центре внимания молодых людей от 6 до 22 лет, ответ будет простым - оценки.

Вы никогда не задумывались, насколько это нелепо? Как вообще кому-нибудь могло прийти в голову, что усердие в учебе служит необходимым и достаточным условием успеха в жизни? Почему мы убедили себя в том, что именно так правильно проводить лучшие шестнадцать лет своей жизни? Почему нужно тратить свою молодость - годы жизни с огромным потенциалом, полные энтузиазма, энергии, творчества и веселья, - на получение красивых бумажек, подтверждающих изучение определенной академической программы?

Сэр Кен Робинсон, автор книги «Призвание», посвятил много времени размышлению над этими вопросами. Основными идеями он поделился на конференции TED в лекции под названием «Кен Робинсон полагает, что школа убивает способности к творчеству» (ролик с записью этого выступления, кстати, просмотрело рекордное количество человек - более 14 миллионов). Сэр Робинсон говорит: «Если бы вы были инопланетянином, которому довелось беспристрастно оценивать систему земного образования, и желали понять ее предназначение, то, проанализировав, кому могут пригодиться все навыки, знания и привычки, передаваемые ею, вероятно, пришли бы к выводу, что цель всей образовательной системы - воспитать профессора из каждого ученика. Разве не так? Ведь только профессорам действительно нужно все, чем мы пичкаем учащихся на протяжении всего процесса обучения.

Я ничего не имею против профессоров, но мне кажется, не стоит делать из них некий золотой стандарт для всего рода человеческого. Это лишь одно из многих воплощений человеческого успеха».

В мире не ожидается существенных прорывов в области как нанотехнологий, так и биотехнологий к 2030 году. Во всяком случае, эти тренды не успеют оказать существенного влияния на развитие системы образования. Развитие нанотехнологий может существенно поднять производительность вычислений, например – но это влияние является вторичным и может быть описано через развитие собственно информационных технологий.

Критик системы образования либертарианского толка Чарльз Мюррей описывает ситуацию несколько иначе: «Нам следует воспринимать образовательную систему наших вузов только как аналог узкоспециализированных программ по обучению поваров или автомехаников, то есть как этап подмастерья в таких профессиях, как нечто интересное только определенной группе людей, но отнюдь не всем подряд».

Эти критики считают, что классическое образование подойдет только тем, кто желает стать преподавателем или ученым. Так что, если у вас уже есть высшее образование, значит, вы продукт системы, культурные нормы которой предполагают, что для того, чтобы добиться успеха в жизни, нужно потратить шестнадцать лет жизни на академическое совершенствование.

Может, вы до сих пор не заметили, но это довольно глупая система. Ее глупость заключается в том, что если вы не хотите в дальнейшем работать в науке, то все, чему вас научат, за исключением базовых профессиональных знаний, не окажет никакого влияния на успех в сфере ваших профессиональных интересов. Развивая свой практический интеллект, вы, напротив, сделаете очень большое вложение в дальнейший успех.

В книге «Гении и аутсайдеры» вы ознакомитесь с интересной идеей Малкольма Гладуэлла, которая заключается в том, что развитие IQ выше определенного уровня (около 120 баллов, соответственно «выше среднего/умный», но гораздо ниже даже «умеренно одаренного») никак не связано с эффективностью в реальной жизни. Таким же образом дело обстоит и с оценками - оценки (над которыми мы усердно трудимся на протяжении шестнадцати лет) выше средних значений никак не соотносятся с высокими шансами на успех в жизни, большими достижениями или чувством самореализации.

Гладуэлл, например, сравнивает жизни двух человек, от рождения имевших очень высокие показатели умственного развития: Криса Лангана, «самого умного человека в Америке», чей IQ переваливает за 200, и Роберта Оппегеймера, научного руководителя Манхэттенского проекта. Уровень их одаренности сопоставим, но один из них (Оппенгеймер) сделал выдающийся вклад в историю, а другой (Ланган) не может похвастаться ничем, кроме многочисленных попыток опубликовать свои изыскания.

В чем же разница между этими людьми? По мнению Гладуэлла, основное отличие заключается в том, что Оппенгеймер, в дополнение к своему высочайшему интеллекту, обладал весьма развитым практическим интеллектом, помогавшим ему правильно вести себя с людьми, от которых зависел его успех. Все эти мелочи - знать, что, кому, когда и как сказать ради получения наилучшего результата, - давались ему легко и непринужденно. Ланган же, напротив, был почти лишен этого качества. Поэтому его имя нам и не приходится часто слышать, когда речь заходит о существенных достижениях.

В своей книге Гладуэлл демонстрирует, что, после того как человек достигает определенного уровня логического мышления и базовой эрудиции, другие факторы берут на себя роль главенствующих в определении меры его успеха в жизни, а именно: креативность, инновационное мышление, практический и социальный интеллект. Важно отметить, что все эти качества формируются в условиях реальных жизненных ситуаций, а не в рамках формального обучения.

Если вы уже побывали в университетских стенах, то смогли лично убедиться в том, что в расписании отсутствует предмет под названием «Как применять свои знания на практике». И все-таки овладение практическими навыками - это не дополнительная опция к классическому образованию, а жизненно необходимое условие для каждого, кто хочет чего-то добиться.

Питер Тиль убежден, что индустрия высшего образования вот-вот последует по незавидному пути рынка недвижимости. Тиль - один из основателей платежного сервиса PayPal, проданного eBay за $1,5 млрд. В 2004 году он, наделав немало шума в мире инвестиций, вложил $500 тыс. в Facebook, став ее первым внешним инвестором. Сегодня доля талантливого инвестора в этой компании составляет миллиарды долларов. Как президент инвестиционного фонда Clarium Capital Тиль распоряжается активами на сумму свыше $2 млрд.

В январе 2011 года я встретился с Питером в арендуемом им в красивейшем районе города Сан-Франциско особняке - самом потрясающем объекте недвижимости, на который когда-либо ступала моя нога. Окна дома выходят прямо на Дворец изящных искусств.

Питер жестом обвел свою поистине грандиозную гостиную. «Дом, в котором я живу, очень красив. На его строительство у хозяев ушло больше семи лет. Но по истечении семи лет владельцы решили не въезжать в особняк. За этот период их жизнь довольно сильно изменилась. А уж что будет с ними через двадцать лет, предсказать практически невозможно. Многие люди совершили весьма серьезную ошибку при покупке недвижимости: они принимали решение об ипотеке, сравнивая расходы на нее с расходами на аренду. Но если при аренде недвижимости всегда остается широкий выбор, при покупке он значительно сужается. Следовательно, покупка должна обходиться гораздо дешевле аренды - как компенсация за потерю тех вариантов, от которых добровольно отказываешься».

Питер - он, кстати, окончил юридический факультет в Стэнфорде, - усматривает в этой ситуации прямую аналогию с инвестициями в образование в высших учебных заведениях. «Возьмите, например, те направления, выбрав которые сегодня, можно считать свои инвестиции более-менее рентабельными. Поверьте, это будут наименее интересные и невостребованные специальности. Курсы для младшего медперсонала и инженерные специальности - вот два чуть ли не единственных решения в области профессионального обучения, которые нельзя с полным основанием отнести к высокозатратным и бесполезным. Выбрав их, вы соглашаетесь провести множество вечеров пятницы в библиотеке за зубрежкой формул органической химии или решением технических задач.

Даже в тех редких случаях, когда учебу в колледже можно считать рентабельными инвестициями, это действительно так только при условии, что вы пойдете учиться дальше и работать по раз и навсегда выбранной специальности. Медицинское училище, потом мединститут, потом ординатура - ваши вложения можно считать успешными только при условии, что вы действительно хотите быть врачом до конца дней своих. Однако в этом случае вы в самом начале жизненного пути, еще восемнадцатилетним юнцом, на всю оставшуюся жизнь ограничиваете свой выбор до одного.

В обновленном рейтинге ведущих вузов мира сменился лидер. Европейские вузы несколько сдали позиции, однако, согласно данным QS World University Rankings 2012, российские учебные заведения в целом улучшили свое положение, несмотря на то, что флагманы отечественного образования - МГУ и СПбГУ – потеряли несколько строк. Помимо улучшения позиций ряда российских вузов, в рейтинге появились и новые представители отечественного образования.

На самом раннем этапе вы безоговорочно отказываетесь от очень многих альтернатив, и чтобы это отречение хоть как-то оправдывало себя, вознаграждение должно быть значительно больше. Но об этом люди, как правило, забывают. Вот что говорили себе многие впоследствии пострадавшие в период бума на рынке недвижимости 2005 года:

«Ну да, этот дом стоит миллион долларов, и, возможно, сегодня его цена великовата. Намного дешевле было бы снять жилье, а оставшиеся деньги потратить на что-нибудь другое… Но лет через двадцать это приобретение, без сомнения, будет очень выгодным». На первый взгляд это действительно так. Однако в такой формулировке изначально кроется одна весьма серьезная ошибка: человек не может точно знать, что с ним произойдет в течение следующих двух десятков лет. Таким образом, экономические резоны при выборе профессии врача или инженера, то есть тех немногих специальностей, инвестировать в которые действительно имеет смысл, должны быть неизмеримо более весомыми, чем все остальные. Если же вы всего лишь тяготеете к этому делу, мне вас жаль, ибо, выбирая такой путь, вы на всю оставшуюся жизнь отказываетесь от возможности изменить что-либо в своей будущей карьере - или просто зря тратите деньги».

Чтобы хоть частично решить серьезные проблемы в сфере современного высшего образования, Питер основал организацию Thiel Fellowship («Братство Тиля»). Братство готово выдать награду в $100 тыс. любому перспективному предпринимателю в возрасте до 20 лет, если тот откажется от идеи продолжить учебу и сразу откроет свое дело. Объявив о данной программе в 2010 году, Питер поднял волну интереса по всей стране. В пресс-релизе говорилось: «Компании Facebook, SpaceX, Halcyon Molecular, а также ряд поистине революционных технологий были созданы людьми, отказавшимися от дальнейшего образования по той причине, что у них были идеи, которые не могли ждать, пока они получат дипломы. Наше братство призывает наиболее умную и перспективную молодежь тоже не откладывать реализацию своих идей в долгий ящик».

Как и следовало ожидать, люди, до мозга костей зараженные идеологией «каждый-ребенок-должен-получить-высшее-образование-иначе-он-непременно-станет-мусорщиком», отреагировали на это предложение всплеском праведного гнева. Например, Джейкоб Вайсберг, глава и главный редактор Slate Group, одного из подразделений Financial Times, в статье в журнале Slate назвал эту программу «ужасающей» и «отвратительной». Он обвинил Тиля в том, что тот подстрекает молодежь «отказаться от интеллектуального развития в самом начале взрослой жизни». А о его программе сказал, что считает ее четким показателем тенденции «отвлечения молодого поколения от стремления к знаниям ради самих знаний и от уважения к ценностям среднего класса».

Следует признать, в сетованиях господина Вайсберга заметны буквально все традиционные заблуждения в отношении высшего образования, о которых мы говорили в этой книге. А самое вопиющее - только в колледже или университете молодой человек может продолжить свое интеллектуальное развитие.

Кстати, сам Вайсберг открыто признает, что учеба в колледже на самом деле представляет собой процесс приобретения «знаний ради самих знаний». В унисон ему «подпевает» критик процитированной выше статьи в New York Times, посвященной Кортни Мунне. В комментарии на сайте Times он, в частности, отмечает: «Зато благодаря высшему образованию Мунна узнала, что предлагает университет молодому человеку: инструменты, нужные для понимания мира и общества. И все у нее будет хорошо, хоть расплатиться по студенческому кредиту , конечно, будет непросто».

Поверьте, я обеими руками поддерживаю стремление к знаниям ради самих знаний и овладение инструментами для лучшего понимания мира и общества. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на мои книжные полки, забитые книгами по философии, психологии, политике, духовному развитию, поэзией, различными биографиями и всевозможной научно-популярной литературой. Разве смогли бы Джейкоб Вайсберг и его единомышленник-комментатор с сайта Times, глядя мне в глаза, искренне сказать, что нашим детям действительно нужно тратить $100-200 тыс. и с учетом процентов на кредит накапливать к началу взрослой жизни огромные долги только для того, чтобы приобретать «знания ради знаний» и получать доступ «к инструментам, облегчающим понимание общества»? Разве нельзя проявлять любовь и стремление к знаниям менее дорогостоящими способами, не предполагающими накопления долгов, - например, читая книги самостоятельно после работы и по выходным или записавшись на заочные онлайновые учебные курсы?

Когда уважаемый комментатор Slate называет «ужасающей» и «отвратительной» перспективу получения молодым человеком $100 тыс. на несколько лет для занятий предпринимательством - вместо перспективы влезть в долги примерно на такую же сумму, - я не могу отделаться от мысли, что в нашей сфере образования сбылись мрачные оруэлловские предсказания и теперь иметь долги считается истинной свободой».

И наконец, самая очевидная ошибка мистера Вайсберга. По его утверждению, поощрение талантливой молодежи к предпринимательской деятельности с первых шагов во взрослой жизни ведет к потере «уважения к ценностям среднего класса». В традиционной американской политической культуре даже предположение, что кто-то не уважает ценности среднего класса, означает моментальное прекращение дальнейшей дискуссии. По сути, это эквивалент громкого испускания газов во время теледебатов в прямом эфире. Да можно ли вообще ставить под сомнение ценности среднего класса?!

В сущности, можно. Ценности среднего класса - это квинтэссенция образа мыслей наемного работника; именно эти ценности завели в экономический тупик много современных молодых людей: выполняй приказы, делай все, что настоятельно рекомендуют родители, учителя, общество и политики, будь частью толпы, не высовывайся, не будь слишком смелым и решительным, не плыви против течения. Просто делайте, что вам говорят - и интересная и прибыльная работа со всевозможными государственными и корпоративными льготами и привилегиями вам обеспечена. Гарантия занятости сделает приятной и защищенной вашу профессиональную жизнь, а потом вы уйдете на заслуженный обеспеченный отдых. Так вот, возможно, этот комплект ценностей вполне годился для молодежи 1950-х годов, но не для нашего времени.

В ходе беседы я спросил Питера Тиля, почему он решил платить перспективным молодым людям за то, чтобы они держались подальше от университетов. Он ответил: «Мы с друзьями довольно долго думали, что можно сделать для стимулирования новаторства и предпринимательства. Наше решение базировалось на убеждении, что если человеку в голову приходит по-настоящему ценная идея, самое правильное - сразу попробовать ее реализовать. Ибо к этому невозможно подготовиться - нельзя научить быть предпринимателем.

Без сомнения, если вы делаете что-то принципиально новое, чего никто еще никогда не делал, вряд ли стоит даже пытаться подыскать хорошую учебную программу, которая поможет в этом деле. Я вовсе не хочу сказать, что формальное образование совершенно несовместимо с подготовкой к предпринимательству, но не думаю, что оно готовит людей к этой деятельности каким-то действительно интересным, заслуживающим внимания способом. Высшее образование необходимо, если вы хотите стать юристом, врачом, профессором. А предпринимателю оно необязательно.

Меня по-настоящему беспокоит то, что за последние несколько десятилетий положение дел в системе высшего образования сильно изменилось: сегодня этот путь стал значительно более вредным и губительным для молодежи, чем раньше. В наши дни такой выбор обходится значительно дороже, и молодые люди в самом начале взрослой жизни влезают в непомерные долги.

Обучение в хорошем частном колледже стоит около четверти миллиона долларов. Учеба в государственном вузе обходится дешевле, но из-за постоянной политики экономии и урезания бюджета цены тут растут еще быстрее, чем в частном секторе. Кроме того, получив диплом университета с задолженностью в $100 тыс., вы серьезно ограничиваете себе свободу выбора. Чтобы расплатиться, обязательно нужно устроиться на высокооплачиваемую работу, лучше в крупной стабильной компании, а о предпринимательстве на долгое время придется забыть. Придется забыть и о некоммерческой, неприбыльной деятельности, несмотря на то что эти интересные занятия приносят пользу и вам, и обществу. Но не приносят хороших барышей. Иными словами, если молодой человек после колледжа или университета вступает во взрослую жизнь с огромным долгом, у него нет практически никакого выбора.

Надо признать, данная ситуация заметно отличается от существовавшей в 1970-х и 1980-х, когда высшее образование было, по сути, бесплатным. Нечто вроде веселой вечеринки длиной в четыре года, после которой можно было заняться каким-нибудь делом, совсем не тем, которому учился. Возможно, некоторым молодым людям и тогда стоило после школы не поступать в колледж, а сразу заняться бизнесом. Но вы хотя бы не платили так много денег за совершенно ненужную учебу. Сегодня это легкомыслие обходится несравненно дороже.

Кстати, наша программа имеет и более широкую цель - инициировать дискуссию о роли высшего образования в современном обществе и заставить людей задуматься над этим вопросом. Я отнюдь не считаю, что молодежи ни в коем случае не следует поступать в колледжи и университеты. И вовсе не думаю, что все должны идти в предприниматели. Но, по-моему, учитывая огромные расходы на образование, настало время хорошенько поразмыслить над тем, что происходит в этой области, - и чем раньше мы это сделаем, тем лучше.

Самое странное, на мой взгляд, что образование, по сути, превратилось в жизненный путь, позволяющий людям вообще не думать.

Я знаю, о чем говорю, ибо основываюсь на собственном опыте. В свое время и я не отказался от идеи получить высшее образование. Вырос я в Северной Калифорнии и базовый университетский курс проходил в Стэнфорде, после чего поступил на факультет права в том же университете. Итого - семь лет учебы после школы. Я вовсе не сожалею об этих годах: за это время я многому научился, завел множество друзей. Однако я действительно сожалею о том, что решение мое было абсолютно автоматическим. Если бы мне пришлось принимать его опять, без сомнения, стоило бы подойти к этому делу намного серьезнее. Тогда же я и вовсе ничего не обдумывал. Решение получить высшее образование принималось на автопилоте, без малейшего учета того, чего я на самом деле жду от жизни.

К примеру, практически все люди, добившиеся большого успеха, и особенно предприниматели, владеют навыком создания эффективной команды; они прекрасно знают, как работать с людьми. А ведь этому не учат ни в одном колледже или университете.

Возможно, вы научитесь кое-чему, если вас выбрали капитаном спортивной команды или другой университетской группы, в противном случае будете вынуждены играть в одиночку. И в школе, и в колледже все построено на соперничестве: каждый играет против всех.

А большинство преуспевающих компаний состоят не из одного человека, а как минимум из небольшой группы людей с разной подготовкой и разными навыками. Один из самых трудных и важных аспектов любого бизнеса заключается в том, чтобы заставить людей эффективно действовать сообща. И не в такой четко организованной игре, как, например, футбол, но и в такой «бесконечной игре», как создание бизнеса. [Здесь Питер Тиль ссылается на известную книгу Джеймса Карса Finite and Infinite Games: A Vision of Life as Play and Possibility («Конечные и бесконечные игры»). Ее автор проводит четкое различие между «конечными» играми, то есть играми по определенным правилам, с точным временем начала и конечной целью, с конкретными игроками, победителями и проигравшими, и «бесконечными», в которых правила постоянно меняются по мере приближения к финалу. Так вот, и Карс, и Тиль единодушно согласны в том, что большинство важнейших целей в жизни, к которым мы стремимся, имеют отношение к бесконечным, а не к конечным играм.] А это одна из тех задач, выполнению которых наша основанная на гиперконкуренции система образования учит, мягко говоря, не слишком эффективно.

Люди постоянно используют в отношении бизнеса всевозможные дарвинистские метафоры: то ты в той или иной экосистеме, то борешься за выживание с другими представителями своего биологического вида, и беспокоишься о том, сколько пространства отвоевал, достаточно ли велико твое пастбище, и т.п. Такой подход изначально ошибочен и неправомерен, потому что, в отличие от живых организмов, компании не являются унитарными объектами.

Эти сложные «существа» состоят из множества разных людей, и заставить их отдельные части эффективно работать сообща - одно из важнейших условий успеха любого бизнеса. Тем не менее тому, как вместе с другими людьми трудиться над одним проектом, порой на протяжении нескольких лет, не учат ни в школе, ни в высших учебных заведениях. Иногда студенты занимаются похожим делом, выполняя вместе с другими учащимися короткие одноразовые домашние задания. Но в академической среде такой метод обычно не считается функциональным, поэтому над совместными проектами студенты обычно трудятся не в полную силу, не считая их серьезными, хотя очень многое в нашем сложном мире важно делать именно по принципу групповых проектов. Просто это выходит за рамки стандартной гиперконкурентной индивидуалистической академической парадигмы».

По мнению Тиля, наша система образования поощряет молодежь к своего рода конформизму, который он считает проклятием новаторства, предпринимательства и создания новых рабочих мест. «Любая по-настоящему великая компания в той или иной мере ведет себя непохоже на других. Даже если у вас есть чрезвычайно вдохновляющая идея, это вовсе не значит, что другие люди будут с вами согласны.

Всем известно, что, если вы пытаетесь сделать нечто новое, чего прежде никто никогда не делал, если вы первым подумали о необычном подходе или методе и первым стали над ним работать, окружающие крайне редко посчитают ваши усилия респектабельными, благоразумными и вообще кому-нибудь нужными. Современная система образования чрезмерно тяготеет ко всему респектабельному и благоразумному и боится нового и уникального - всего, что делается впервые. В этом заключается основная разница между деятельностью ради смысла и ради статуса. Статус приобретается при четком выполнении конкретных правил. Получите диплом, найдите работу, сделайте то или другое - и приобретете желаемый статус. Такова надежно укрепившаяся иерархическая система нашего общества.

Однако на самом деле смысл жизни людей определяется вовсе не высококонкурентной социальной динамикой. И образование в лучших своих проявлениях тоже. Но не в худших. К сожалению, наше формальное образование постепенно превратилась в систему, очень сильно ориентированную на статус. Несколько месяцев назад я беседовал со студентами одной бизнес-школы и спросил их в высшей мере дружелюбно, как бы между прочим: «Среди вас есть те, кто учится здесь только ради диплома, или все - ради приобретения новых нужных знаний?» Оказалось, что на 100% все молодые люди ходят в бизнес-школу исключительно ради бумажки.

Согласитесь, учиться ради статуса - неправильно, и это всем известно. Мне ситуация в системе образования напоминает о волшебнике из страны Оз, прячущемся за занавесом. Я считаю, что наше формальное образование стало слишком ориентированным на статус и на удивление далеким от того, что интересует людей, желающих добиться в жизни успеха и оказать на окружающий мир позитивное влияние. И положение вещей серьезно обостряется тем, что наше общество становится все более и более прогнозируемым.

Многие родители отправляют своих детей учиться игре на фортепьяно, в спортивные секции или в другие кружки - ради того чтобы подготовить их к тесту на проверку академических способностей.

А между тем образование могло бы быть намного более креативным и больше основываться на самообучении. Человек должен сказать себе: «Меня очень интересует этот вид деятельности, и я собираюсь сделать все, чтобы узнать о нем как можно больше и как можно большему научиться». Лучшие компании тоже служат центрами самообразования. Впрочем, пока мы можем только рисовать в своем воображении формальное образование, полностью совместимое с предпринимательством. По целому ряду причин нашему обществу до этого очень далеко.

В последние десятилетия расходы на высшее образование стремительно растут, а чтобы эти инвестиции начали приносить дивиденды, требуется все больше времени. И то это произойдет только при условии, если вы выбрали область деятельности, в которой дипломы пока еще ценятся.

При этом я убежден, что решение изучать большинство профилирующих дисциплин в колледже - кроме медицинского, инженерного и некоторых естественных наук - следует отнести к категории не инвестиционных, а потребительских. Как уже говорилось, это своего рода вечеринка длиной в четыре года. [На самом деле не четыре, а пять, ибо средняя длительность обучения в высшем учебном заведении сегодня составляет пять лет.] Что ж, многим представителям современной молодежи именно это и нужно. Если человек готов четыре года подряд непрерывно веселиться, наверное, стоит дать ему такую возможность.

Однако, к большому сожалению, данная ситуация очень уж сильно напоминает безумие, наблюдавшееся в последнее десятилетие на рынке недвижимости. Люди уверено говорили о покупке домов как об удачных инвестициях. В реальности же покупка огромного дома с гигантским плавательным бассейном и множеством свободных комнат, очевидно, тоже представляет собой не что иное, как чисто потребительское решение, притом далеко не самое удачное. И мне представляется, затраты на формальное образование во многих случаях тоже следует относить к обычным издержкам потребления, а не к инвестициям».

Надо сказать, в момент нашей беседы с Питером Тилем моя работа над книгой подходила к концу, и вдруг, к моему удивлению, он вспомнил о той же сцене из фильма «Выпускник», о которой я писал в самом начале. В частности, Питер сказал: «В 1967 году на экраны вышел фильм «Выпускник». В нем совсем молодому парню дают совет, что будущее за пластиком. Для 1967 года это был действительно хороший совет. Если бы тогда герой ему последовал, то 1970-х и 1980-х жил бы безбедно. В то время этот совет почти стопроцентно гарантировал успех в карьере.

В сущности, на протяжении многих десятилетий США оставались очень стабильной страной, где нужно было только вовремя встать на четко определенный, контролируемый и предсказуемый курс. Такая стратегия отлично работала. Теперь все иначе. Сегодня нужны навыки, которые можно быстро и эффективно адаптировать, приспосабливать к нашему в высшей степени хаотичному миру.

Те, кто в конце 1960-х годов выбрал проверенную и стабильную карьеру, не бросал колледж и не уезжал в поисках себя в индийский ашрам; кто делал что следовало, например занимался «пластиком», - тот достигал в профессиональной жизни больших высот. Общество тогда было в высшей степени стабильным, а конкуренция в этих областях деятельности не слишком велика.

Сегодня ситуация прямо противоположная. Все стараются найти в жизни как можно более прогнозируемое и безопасное занятие, а между тем в течение следующих нескольких десятилетий мир будет становиться все более безумным, хаотичным и непредсказуемым.

Поэтому выбирать следует вовсе не прогнозируемое дело, а такое, где можно постоянно меняться и приспосабливаться. Такое различие обусловлено особенностями двух поколений: беби-бумеров и поколения Миллениум (его еще называют поколением Y).

Беби-бумеры были не такими, как все, еще во времена, когда это было неправильной стратегией. А представители поколения Миллениум, напротив, слишком большие конформисты, и сегодня их стратегию тоже нельзя назвать эффективной. Мы живем во времена перемен, и всем нам необходимо умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям».

С моей точки зрения, мысль Питера Тиля невероятно важна и очень созвучна главной идее книги. Сегодня о будущем бизнеса, карьеры и труда вообще достоверно известно только одно, а именно то, что его ни в коем случае не назовешь предсказуемым. Единственное, в чем мы можем быть уверены, так это в полной неопределенности нашего будущего.

И говорю я об этом вовсе не в каком-то псевдодуховном поэтическом смысле, а как о неумолимом объективном факте. Специалистам в области теории систем уже не одно десятилетие известно, что чем сложнее система (физическая или биологическая система, социальная сеть, организация или экономика в целом), тем труднее прогнозировать ее поведение. Чем больше компонентов входит в систему (людей, компаний) и чем теснее взаимосвязь между ними, (дешевая транспортировка в масштабах земного шара, глобальные СМИ и интернет), тем бесполезнее любые прогнозы относительно того, как эта система будет вести себя в будущем.

Почему же повышение уровня сложности изначально ведет к большей непредсказуемости? По очень простой причине. Чем более взаимосвязанной становится любая система, например глобальная экономика, тем заметнее изменения в одной ее части сказываются на всей системе в целом. Например, 11 сентября 2001 года девятнадцать террористов, разожгли целый костер событий, в том числе глобальный экономический кризис и две страшные войны. А вот другой, более позитивный, пример: несколько пареньков основали в комнате общежития Гарвардского университета (в котором, кстати, так и не доучились) предприятие, за несколько лет резко изменившее способ коммуникации и общения во всем мире.

Мы все живем в глобальном взаимосвязанном мире. Перемены в одной его части тут же сказываются на всей системе. Так что будьте готовы к множеству новых шоков, сюрпризов, помех, глобальных реорганизаций и абсолютно непредсказуемых перемен (как позитивных, так и негативных).

Самое мудрое, что можно сделать сегодня, чтобы обеспечить себе успех в карьере, - это сосредоточиться на приобретении навыков и привычек, полезных в широком диапазоне рыночных обстоятельств и экономических реалий, которые позволят вам вновь и вновь становиться на ноги и адаптироваться к любым переменам, сдвигам, шокам, кризисам и новым возможностям, возникающим на вашем пути.

Иными словами, нам всем необходимо культивировать гибкость и устойчивость к внешним воздействиям. У меня почти нет сомнений, что многие критики обвинят меня как автора книги в том, что я вознамерился свести образование к уровню банальной «профессионально-технической подготовки». Но это совсем не так. По сути, в ней рекомендуется нечто прямо противоположное. В процессе профессиональной подготовки человека готовят к работе по одной конкретной специальности, невзирая на то что многие профессии через пять-десять лет могут бесследно исчезнуть! А советы из этой книги готовят вас к успеху на любом карьерном пути, даже на тех, о существовании которых мы сегодня и не помышляем. Вам дается полностью адаптируемый набор персональных и профессиональных навыков для жизни в реальном мире, применимый в любых рыночных условиях, на любом экономическом ландшафте, в любых личных обстоятельствах. И я очень надеюсь, что вложил вам в руки ключ к двери, ведущей к экономической и карьерной гибкости. Если и можно быть сегодня в чем-то уверенным, то только в том, что гибкость, устойчивость и способность приспосабливаться очень пригодятся всем, кто действительно хочет выжить и обеспечить себе процветание в бурях перемен (как деструктивных, так и конструктивных), которые, без сомнения, не заставят себя ждать.

К сожалению, система образования в нынешнем ее виде, от детсадов до последипломного образования, не имеет ничего общего с гибкостью, устойчивостью и адаптивностью. Она обучает узкому набору академических и аналитических навыков, по большей мере не связанных с практическими реалиями жизни, вдалбливает их в наши головы часами, днями, неделями, месяцами и годами. Конечно, аналитические навыки нужны для успеха в изменчивом мире, но это далеко не все. Успех, счастье, новаторство, достижения и лидерство зависят от целого диапазона человеческих умений, большинству из которых не учат ни в школе, ни в высшем учебном заведении.



Что нужно, чтобы чего-то достичь в этой жизни? Высшее образование? Эти люди своим примером доказали, что не имея эго, только приложив титанический труд, заработали большие капиталы своим собственным умом и талантом.

, известный модельер-дизайнер, родился в 1934 году в Пьяченца. После окончания школы решил стать медиком, для этого поступил в медицинский университет в Болонье. После двух лет учебы, он понял, что врачебная практика это не его. Бросив университет, он устроился помощником фотографа, потом была служба в армии. В высокий мир моды он попал после работы в универмаге. Первым серозным шагом была работа ассистентом Нино Черутти, главы компании по выпуску мужской одежды. И только 1974 он выпускает свою первую коллекцию, принесшую ему мировую славу.

родился 1963 года в Теннесси в США. Он был внебрачным ребенком. Он не только не может похвастаться высшим образованием, но и в школе он никогда не блестел. Квентин, попросту не поспевал за сверстниками, до шестого класса он не знал, как узнавать время. Он никогда не любил точные предметы, зато настоящие кино всегда привлекало. Даже в пятнадцать лет бросив школу, он устроился на первую работу, в кинотеатр. Квентин Тарантино имеет 37 наград и 47раз был номинирован в разных конкурсов. Шесть фильмов входят в список, по версии журнала «FHM», «100 лучших фильмов всех времён и народов»

, родился в 1943 году, в Чикаго США. Самый выдающийся шахматист всех времен и народов. В возрасте шести лет его старшая сестра научила играть в шахматы, и тут все началось, эта игра просто втянула эго, он не видел ничего кругом, не общался со сверстниками. Маму такое поведения сына очень пугало, сначала она обращалась к врачам, но потом поняла что это не болезнь, а дар, который надо развивать. В десять лет он участвует в своем первом турнире и легко побеждает старших соперников. В возрасте 13 лет Фишер завоёвывает свой первый титул чемпиона США среди юниоров, а через год стал чемпионом. В 15 лет принял решение бросить школу, и посвятил себя шахматам.

Французский исследователь Мирового океана, родился 1910 года в Бордо. Самым большим достижением в учебе эта, морская школа в Бресте, после окончание пошел мичманом на флот. Имея проблемы со здоровьем, он не смог покорить небо, но зато подводный мир открыл перед ним свои глубины. Проходя курс лечения на море, он начал свои первые серозные погружения. Не имея высшего образование, изобрёл акваланг, камеры для подводной съёмки, приборы для освещения подводного мира. Он показал всему муру подводный мир, и мир это оценил. Многочисленные награды, титулы только доказывают, что его имя на всегда останется тесно связано с морем, даже без диплома.

5.Уильям Генри Гейтс III или просто Бил Гейтс родился в 1955 году в Сиэтле США. Он учился в очень привилегированной школе, однако кроме компьютеров он больше нив, чем не преуспевал. Развивая свои навыки в программировании, он практически не умел писать, историю, географию он считал тривиальными науками, но в математики у него были всегда высшие балы. В последние годы обучения в школе он вел себя настолько плохо, что учителя с эго родителями, приняли решения отправить Била к психологу. Окончив школу, он поступил в Гарвардский университет, но через два года эго отчислили. Но это не помешало ему с 2006 года по 2009 год занимать первое место в рейтинге журнала Forbes.

6. Ларри Эллисон родился 1944 году в Бронксе США. Американский бизнесмен, глава крупнейшей корпорации Oracle. Эго родная мама отдала эго, своим родним дяди и тети. Он вырос в Чикаго, посещая обычную школу ни чем не отличался. Был очень тихим и спокойным ребенком. После окончания поступил в Иллинойский университет, но после смерти приемной мамы дальше второго курса не учился. В свой актив записал еще один год учебы в Чикагском университете, где впервые познакомился с компьютерным дизайном. Не смотря на это, занимает пятое место, в рейтинге самых богатых жителей США.

7. Киану Ривз американский актер, родился в 1964 году в Бейруте Ливан. Детство в основном прошло в Торонто. Поскольку эго мам все свое время проводила, устраивая свою личную жизнь, воспитанием парня никто кроме нянек не занимался. В течение пяти лет он сменил четыре школы, даже школа искусств в Торонто не пришлась ему по душе. Молодого и непокорного духом актера оттуда выгнали с треском. Он преуспевал в спорте, в основном в хокеи... Самая желанная эго мечта, это выступления за сборную на олимпиаде. Но, увы, травма на всегда перечеркнула эти планы. Киану Ривз посещал также альтернативную, анархистскую школу, но потом и ее бросил, так и не получил аттестат о среднем образовании.

родился в 1955 году. Сначала обучения в школе, занятия очень сильно эго разочаровали. Он учился очень плохо, хулиганское поведение, к том уже учителя постоянно на него жаловались. Благодаря одной учительнице, которая смогла найти к нему подход, в конце четвертого класса директор предложил его родителям перевести эго в седьмой. После окончание школы поступил в Рид- колледж в Портленде. Эго учеба насчитывает шесть месяцев, он бросил это заведение, поскольку здесь эго ничего не заинтересовало.

родилась 1916 году, в Денвере США. Предприниматель, создательница куклы Барби. Она была десятым ребенком в семье польско- еврейских эмигрантов. Когда ей исполнилось шесть месяцев, ее старшая сестра, забрала ее к себе на воспитания, поскольку их мам очень сильно болела. С десяти лет начала работать в аптеки своей сестры, и забросила учебу в школе. В 1959 году, вместе со своим мужем, создала куклу Барби, и уже 1965 году их выручка от продаж, составляла сто миллионов долларов.

основатель компании Dell. Родился в 1965 году, в Хьюстоне. Во время учебы в школе некогда не подавал особых надежд. Во время летних каникул, в возрасте двенадцати лет, устроился на работу, на почту. И благодаря смекалке и сообразительности, за лето заработал 2 000 долларов. Поступил в Техасский университет, и планировал стать доктором. В возрасте 19 лет бросил учебу и начал заниматься бизнесом. В 2005 году, в рейтинге журнала Forbes, самых богатых людей мира, Делл был на четвертом месте в США и на восемнадцатом месте в мире.

Доброго всем времени суток! Я уже не раз рассказывал о том, что успех человека зависит только от него. Ориентируясь только на свои внутренние качества и ресурсы, он способен пробиться в жизни без наследства, дипломов и связей в бизнесе. Сегодня же, в качестве примера, хочу предложить вам список с информацией о том, какие великие люди без высшего образования смогли заработать миллионы и всемирную славу.

Топ 10

1.Майкл Делл

Знаете фирму Dell, которая выпускает компьютеры? Её основатель, Майкл Делл, создал самый успешный в мире бизнес-проект, так и не закончив обучение в колледже. Он его просто-напросто бросил, когда увлёкся сборкой компьютеров. Заказы посыпались, не оставляя времени на занятия чем-то другим. И не прогадал, ведь в первый же год смог заработать 6 миллионов долларов. А всё благодаря банальному интересу и самообразованию. В 15 лет он приобрёл первый Apple, не поиграться или похвастаться перед друзьями, а чтобы разобрать и понять, как он устроен и работает.

2.Квентин Тарантино

Удивительно, но даже самые знаменитые актёры и актрисы преклоняются перед ним, мечтая сыграть главную роль в его фильме. Квентин не то, что не имеет диплома, он до 6-ого класса не мог пользоваться часами и в рейтинге успешности среди одноклассников занимал последние места. А в 15 лет и вовсе бросил школу, увлёкшись курсами актёрского мастерства. На сегодняшний день Тарантино имеет 37 наград в сфере киноискусства и создал фильмы, которые считаются культовыми, а также имеют много миллионов поклонников по всему миру.

3.Жак-Ив Кусто

Жак-Ив подарил миру множество книг, изобрёл акваланг и придумал камеры и осветительные приборы, чтобы снимать подводный мир и показывать его нам. И опять- таки, всё дело в активности и интересе. Ведь, будучи мальчишкой, он настолько много имел увлечений, что не осиливал школьную программу. Вернее не успевал её осиливать, поэтому родителям пришлось отдать его в интернат. Все свои открытия он совершал, не проходя специального обучения. В подтверждение приведу пример: когда Кусто было 13 лет, он построил модель автомобиля, мотор которой работал от батарейки. Не каждый подросток может похвастаться такой любознательностью. А его картины не просто успешные, но и завоевали такие награды, как «Оскар» и «Золотая пальмовая ветвь».

4.Ричард Брэнсон

Ричард — уникальная эпатажная личность, состояние которого оценивается в 5 миллиардов долларов. Он является основателем корпорации Virgin Group. В её состав входит более 200 компаний в 30 странах мира. Так сразу и не скажешь, что он обладатель такой болезни, как дислексия – то есть неспособность обучаться чтению. И это в очередной раз доказывает нам, что главное – стремление и упорство, когда человек не пасует, а, проживая неудачи, пробует опять. Как в случае с Брэнсоном, он ещё будучи подростком пытался организовать свой бизнес, выращивая ели для Рождества и разводя волнистых попугайчиков. И как вы поняли, неуспешно. Учёба давалась с трудом, из одной школы его чуть не отчислили, из другой уже в шестнадцатилетнем возрасте ушёл сам, что не помешало ему попасть в список самых богатых людей журнала «Forbes».

5.Джэймс Камерон

Ещё один знаменитый режиссёр, создавший такие известные картины, как «Титаник», «Аватар» и два первых фильма «Терминатор». Образ киборга однажды привиделся ему во сне, когда его лихорадило во время болезни. Джеймс получил 11 премий «Оскар», не имея за плечами диплома. Так как бросил Калифорнийский университет, в котором учился на физика, ради того, чтобы были силы выпустить свой первый фильм, который, кстати, не принёс ему славы. Но на сегодня его признают, как самого успешного в коммерческом плане деятеля кинематографа.

6.Ли Кашин

Детству Ли можно только посочувствовать, так как, не успев закончить и пяти классов, ему пришлось зарабатывать деньги для семьи. Его отец, умер от туберкулёза, по причине отсутствия возможности оплатить лечение. Поэтому подросток по 16 часов работал, штампуя и раскрашивая искусственные розы, после чего бежал на уроки в вечернюю школу. Он не имел даже специализированного образования, но смог стать самым богатым человеком Азии и Гонконга. Его капитал составляет 31 миллиард долларов, что неудивительно, ведь на его предприятиях работает свыше 270 000 человек. Ли часто повторял, что самым огромным для него удовольствием являются упорный труд и большая прибыль. Его история и сила духа настолько вдохновляет, что становится ясным ответ на вопрос: «А может ли человек без высшего образования достичь мирового признания и успеха?». Не так ли?

7.Кирк Керкорян

Именно он построил среди пустыни казино в Лас-Вегасе. Владелец автоконцерна «Chrysler» и с 1969 года директор компании «Metro-Goldwin-Mayer». А начиналось как у многих миллионеров: бросил школу после 8-го класса, чтобы заниматься боксом и полноценно работать. Ведь деньги домой приносил уже с 9-ти лет, зарабатывая по возможности то на мытье машин, то грузчиком. А однажды, в старшем возрасте, он увлёкся самолётами. Денег оплатить обучение в школе пилотов у него не было, но Кирк нашёл выход, предложив вариант отработки – в перерывах между полётами он доил коров на ранчо и убирал навоз. Именно её ему удалось окончить, ещё и получить рабочее место в качестве инструктора. Он умер в 2015 году, в возрасте 98 лет, оставив состояние в 4,2 млрд долларов.

8.Ральф Лорен

Добился таких высот, что уже другие, достигшие успеха звёзды, предпочитают его марку одежды. Вот что значит мечта, ведь Ральфа уже с детства привлекала красивая одежда. Он понимал, что, когда вырастет, у него будет целая отдельная гардеробная комната, как у одноклассника. И не зря у него возникла такая заветная фантазия, семья его была очень бедной, и в однокомнатной квартире ютилось шесть человек. Чтобы приближаться к мечте, Ральф откладывал каждую подаренную монетку, чтобы купить себе модный костюм-тройку. По воспоминаниям родителей, будучи ещё четырёхлетним мальчишкой, Ральф заработал первые деньги. Зато сейчас он считается одним из самых богатых людей планеты и целеустремлённости ему не отнимать.

9.Ларри Эллисон

Удивительная история, как говорится, вопреки всему, Ларри удалось добиться славы, хотя было очень непросто. Воспитывали его приёмные родители, в насмешках, так как отец считал его великим неудачником, который ничего в жизни не добьётся, не забывая об этом ежедневно повторять мальчишке. В школе были проблемы, так как программа, которую там давали, совсем не интересовала Элисона, хотя он был способным. Когда вырос, поступил в Университет штата Иллинойс, но, не справившись с переживаниями после смерти матери, он бросил его. Год провёл в подработках, а затем опять поступил, только уже в Чикагский, и понял, что совсем растерял свой интерес к познаниям. Преподаватели тоже это заметили по его пассивности, и после первого же семестра его выгнали. Но Ларри не сломался, а смог всё-таки найти своё призвание, создав корпорацию Oracle и заработав 41 млрд долларов США.

10.Франсуа Пино

Пришёл к мнению, что полагаться можно только на себя. Он совсем не боялся прекращать отношения с теми, кто пытался научить его правильной жизни, а также, не боялся не оправдать ожидания отца, который очень хотел дать сыну лучшее обучение, и ради этого работал по максимуму, отказывая себе во многом. Но Франсуа придерживался мнения, что дипломы человеку не нужны, демонстративно заявляя, что имеет всего лишь одно свидетельство об учёбе – права. Поэтому высшую школу бросил, со временем основал компанию Pinault group и занялся продажей древесины. Что помогло ему попасть в список Forbes, в котором находятся самые богатые люди планеты и занять там 77 место благодаря капиталу в 8,7 миллиардов долларов.

Заключение

О чём я говорю, я не агитирую бросать обучение, обесценивая его значимость в нашей жизни. Вросто важно, чтобы вы не оправдывали своё бездействие отсутствием диплома и тем более не останавливали себя в своих стремлениях, считая, что без образования нет смысла двигаться в сторону своей мечты. Всех этих людей объединяет интерес к тому, чем они занимаются, не имея необходимых профильных знаний, они пытались их получить самостоятельно, методом проб и ошибок.

Поэтому, если чувствуете, что что-то необходимо изучить – изучайте, а распланировать занятия вам поможет статья . Не забывайте подписываться на обновления, впереди ещё очень много ценной информации о саморазвитии. Успехов и вдохновения!

Нельзя отрицать важность образования. Считается что, чем больше образован человек, тем успешнее будет его будущая карьера. Многие полагают, что люди, которые бросают учебу в университете или школе, выбирают для себя долгую и мучительную карьеру в кафе быстрого питания. Но всегда есть исключения из правил. Ниже приведен список 10-ти таких людей.

10. Джон Д. Рокфеллер. Миллиардер.


Прежде чем стать, возможно, самым богатым человеком в истории (с учетом инфляции), Джон Рокфеллер был скромным сыном ловкого мошенника и гимназистом в пригороде Кливленда, штат Огайо. Хотя он и был немного образован, но когда ему было шестнадцать, Рокфеллер решил бросить учебу и начать карьеру с целью заработать $ 100 000.

Можно смело сказать, что он притворил в жизнь свою мечту, а также многие другие. Рокфеллер оставил свой след в нефтяной промышленности, основав компанию « » и, в конечном итоге, создав монополию на всю отрасль. К 1902 году имел $ 200 млн, и до своей смерти он накопил состояние более одного миллиарда долларов. Учеба должно быть была важна.

9. Хорас Грили. Журналист и конгрессмен.

Если вы не большой поклонник истории журналистики, то вероятно, никогда не слышали о Хорасе Грили, за исключением, может быть, мимолетного упоминания где – нибудь. Родившись в Нью-Гемпшире в начале девятнадцатого века Грили стал одним из самых влиятельных людей в прессе за всю американскую историю. Он также стал конгрессменом и одним из членов-основателей Республиканской партии.

Грили сделал это все без среднего образования. В возрасте пятнадцати лет он уехал из дома, чтобы стать подмастерьем у печатника в Вермонте. Когда ему исполнилось двадцать, он переехал в Нью-Йорк и начал работать для журнала «The New Yorker» и газеты «New York Tribune». Именно работа с «Tribune» сделала его известным. Также он помог основать город, который стал носить в последствии его имя. И по сей день он считается одним из самых влиятельных журналистов в истории.

8. Джон Гленн. Астронавт.

В ходе напряженной космической гонки в 1950-х и 1960-х годах, появился человек, который стал первым американским астронавтом когда США вели борьбу с Советским Союзом за первенство сначала в космосе, а потом и на Луне. Этим человеком был Джон Гленн. Он стал героем войны и одним из самых известных астронавтов в истории, несмотря на то, что бросил учебу в университете. Гленн учился в университете Muskingum, где изучал науку. Но, когда японцы разбомбили Перл-Харбор, он его оставил, чтобы участвовать во Второй мировой войне.

7. Стив Джобс. Соучредитель Apple.

В конце двадцатого и начале двадцать первого века было огромное количество великих деятелей, которые совершали невероятные вещи, даже не закончив колледж, например, Билл Гейтс (Microsoft) и Марк Цукерберг (Facebook). Но, пожалуй, самым влиятельным «технологическим» умом прошлого века был Стив Джобс, соучредитель .

Джобс и Стив Возняк создали первые успешные персональные компьютеры и ввели многочисленные революционные продукты, такие как iPod, iPhon и IPad. Джобс это сделал, проучившись в университете всего шесть месяцев.

Кстати, Джобс был усыновлен. Его биологическая мать согласилась отдать его Кларе и Полу Джобс только с условием, что он будет учиться в университете. Ну, частично миссия выполнена.

6. Марк Твен. Писатель и сатирик.

Вероятно самый любимый американский писатель и юморист Марк Твен получил известность после создания классических персонажей Тома Сойера и Гекльберри Финна. Его роман «Приключения Гекльберри Финна» по мнению многих является «великим американским романом». Неплохо для человека, который имел незаконченное среднее образования и работал подмастерьем с одиннадцати лет.

Когда Твену было восемнадцать, он работал в качестве печатника в Нью-Йорке, Филадельфии и Сент-Луисе, а все вечера проводил в библиотеке. До того, как он стал штурманом парохода, он пополнял свои знания, читая все, что попадало ему в руки. Твен продолжал работать на пароходе до Гражданской войны, и после недолгого пребывания в армии Конфедерации, он начал путешествовать по всей стране и много писать. Твен служит явным доказательством тому, что ум дается от рождения.

5. Генри Форд. Промышленник и предприниматель.

В истории Америки, пожалуй, мало кто является олицетворением «успешного самоучки», больше , человека, который запомнился человечеству почти единоличным созданием автомобильной промышленности США. У Форда было незаконченное среднее образование. Он родился на ферме в окрестностях Детройта, где работал с отцом, который мечтал, что его сын когда-нибудь будет иметь свою собственную ферму.

Вместо этого, в возрасте семнадцати лет Форд ушел из дома и стал учеником машиниста в Детройте, выбрав таким образом карьеру, которая в конечном счете поменяла всю его жизнь, сделав его очень богатым и успешным промышленником. Несмотря на то, что у него почти не было среднего образования, Форд создал механизированную линию сборки, и это случилось задолго до того, как, благодаря его труду, Детройт стали называть «Городом моторов».

4. Уильям Шекспир. Поэт и драматург.

Являясь в настоящее время одной из самых известных исторических личностей, Уильям Шекспир является одним из самых известных исторических деятелей. Он создал всемирно любимые произведения, которые когда-либо знал мир: Ромео и Джульетта, Леди Макбет и т.д. Но очень мало известно о раннем периоде жизни Шекспира, на самом деле, не сохранилось даже никаких записей, свидетельствующих о том, что он когда – либо получал среднее образование.

Ученые предполагают, что он посещал Новую Королевскую школу, но в тоже самое время, судя по некоторым его произведениям, он бросил школу в возрасте тринадцати лет. Это кажется удивительным, что человек, который подарил английскому языку более 1700 слов, судя по всему, оставил учебу в средней школе.

3. Уинстон Черчилль. Государственный и политический деятель.

Один из самых выдающихся политических деятелей ХХ века, известный сатирик и мастер афоризмов — Уинстон Черчилль родился в семье аристократов. Поэтому неудивительно, что он быстро поднялся по служебной лестнице и в конечном итоге привел Великобританию к победе во Второй мировой войне. Что действительно удивительно, и поэтому он находится в этом списке, так это то, что он достиг таких высот с незаконченным средним образованием.

Черчиллю, который происходил из обеспеченной семьи, было доступно самое лучшее образование. Но, к сожалению, это не означало, что он был хорошим учеником. Учеба давалась ему нелегко и учился он достаточно плохо, и частенько бывал наказан за низкую успеваемость. В военной службе также были проблемы из-за плохой работы. Трижды он пытался поступить в Королевское военное училище, и был принят только после того, как подал заявлению в кавалерийский класс, а не в пехотный, так как требования там были ниже и не требовались знания в области математики. Справедливости ради стоит заметить, что математику не любит никто.

2. Авраам Линкольн. Президент США.

Пожалуй, самый популярный президент США за всю историю, человек, который, вопреки распространенному мнению, не боролся с вампирами, Авраам Линкольн был шестнадцатым президентом Америки. Он вел нацию, пожалуй, через самые сложные времена. Но человек, который произнес Геттисбергскую речь и положил конец рабству в США, хотя и не с помощью «Прокламации об освобождении рабов», не был хорошо образован.

Линкольн был почти полностью самоучка, не смотря на то, что в раннем возрасте он славился ленью. Это не помешало ему начать карьеру в политике с самого низа в начале двадцатых годов. Линкольн стал членом Коллегии Адвокатов после самостоятельного изучения законов в свободное время. Кажется, что он был политическим вундеркиндом. И если все, что о нем говорят правда, то он добился всего благодаря чтению при свечах в своем маленьком деревянном доме.

1. Альберт Эйнштейн. Физик.


Да, человек, чье имя теперь приравнивается к слову «гений», который опубликовал более 300 научных работ; человек, который создал теорию относительности (E = mc2) и человек, который получил Нобелевскую премию, был отчислен в старшей школе. Он пытался поступить в университет, но провалил вступительные экзамены.

Эйнштейн в конце концов поступил в колледж и получил диплом, конечно же, именно потому, что люди его непревзойденного интеллекта всегда найдут выход. Но факт остается фактом: величайший ум двадцатого века был отчислен из школы.



Loading...Loading...