Корабельная пушка 630. «Палашом» по «Томагавку»: Противоракетный скорострел

АК-630М-2 «Дуэт» - российская корабельная 30-мм автоматическая артиллерийская установка. Предназначена для оснащения ракетно-пушечных комплексов ПРО кораблей ВМФ в ближней зоне, то есть в первую очередь для уничтожения ПКР, и других видов управляемого оружия. Может также выполнять задачи по уничтожению самолетов, вертолетов и других средств воздушного нападения противника, поражению малоразмерных морских надводных и береговых целей.
Система выполнена по схеме многоствольного оружия с вращающимся блоком стволов (схема Гатлинга). Автоматика работает за счёт энергии пороховых газов, в отличие от зарубежных аналогов («Фаланкс», «Голкипер») не требует внешнего источника энергии для вращения блока стволов. Является модернизацией комплекса АК-630М1-2, от которого визуально отличается башней, имеющей меньшую радиолокационную заметность.


Основа всех установок этого семейства – автоматические пушки АО-18 калибра 30 мм. Пушки расположены одна над другой (расстояние между осями блоков стволов –320 мм). Скорострельность установки АК-630М1-2 составляет 10000 выстрелов в минуту, для «Дуэта» этот параметр составляет от 4 до 10 тыс. выстрелов, т.к. в этой версии можно использовать автоматы по одному или оба сразу.
Максимальная дальность стрельбы установки составляет 8100 метров (баллистическая). Максимальная эффективная дальность стрельбы по воздушным целям и целям на поверхности – 4 и 5 километров соответственно. Однако наибольшая эффективность огня достигается на расстоянии менее километра. Начальная скорость снаряда 875 м/с.
Общая масса артустановки «Дуэт» составляет 3800 кг. Несмотря на имеющуюся систему жидкостного охлаждения, для сохранения достаточных характеристик система управления артустановки соблюдает чередование очередей и перерывов между ними: очереди по 200 выстрелов с перерывами около полутора секунд или по 400 с перерывами в 5-6 сек. После каждых шести очередей требуется дополнительное время на охлаждение стволов и механики. При соблюдении рекомендованных режимов работы ресурса стволов хватает на 12 тыс. выстрелов, после чего падает начальная скорость снарядов.

Боеприпасы, применяемые на АК-630М2, полностью аналогичны используемым в артиллерийском комплексе АК-630:
- ОФ-84. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд массой 390 грамм. Содержит 48,5 г взрывчатого вещества, инициируемого взрывателем А-498К;
- ОФЗ. Модификация ОФ-84, имеющая большее могущество;
- ОР-84. осколочный снаряд. Общая масса – 390 г, 11,9 г взрывчатого вещества. Не оснащается взрывателем, но имеет трассер.


«Дуэт» может работать в комплексе с несколькими вариантами систем управления:
- РЛСУ «Вымпел-АМ2». Совместима с РЛС МР-123АМ2 и МР-176М2. Также имеются лазерный целеуказатель КМ-11-1 и дальномер ЛДМ-1 «Крейсер»;
- РЛСУ «Ласка». Более новый комплекс оборудования, способный управлять сразу двумя артустановками. Обнаруживает цели в секторе 180° по азимуту и 40° по углу места на расстоянии до 21 км. При этом возможно сопровождение до четырех целей с распределением по важности и перенацеливанием орудия «потоковым способом».

Технические характеристики АК-630М-2 «Дуэт»
Калибр, мм: 30;
Вооружение: два 30-мм шестиствольных автомата АО-18;
Боекомплект, патронов: 4000;
Питание автомата патронами: непрерывное, ленточное;
Начальная скорость снаряда, м/сек: 890;
Максимальная дальность ведения огня, м: 4000…5000;
Электропитание, В/Гц: 380/50 или 220/400

Эксплуатация корабельных АУ Инструкция

по проверке пневмосистемы АУ «АК- 630» («АК-630М»).

I , Общие положения.

Отсутствие воздуха на артустановке «АК - 6ЗО» («АК- 630М») из-за какой-либо неисправности в пневмосистеме равносильно отсутствию артустановки на корабле!!!

Сжатый воздух при стрельбе используется в начале каждой очереди для работы пневмостартера и пневмоподтяга, а также для включения и отключения механизма отключения подачи.

Проверки пневмосистемы совмещаются с периодическими осмотрами АУ и при подготовке ее к стрельбе.

Проверка пневмосистемы проводится совместно комендором и артэлектриком.
Личный состав, обслуживающий АУ «АК – 630», должен знать следующее:


  1. Время наполнения баллона воздухом от 0 до 150 кгс/см ² и от 90 до
    150 кгс/ см ², (на каждом корабле это время определяется практически).

  1. Перед заполнением баллон необходимо продуть, открыв на 1..2 секунды
    специально предусмотренный для этого вентиль.

  1. Стрельба из АУ «АК- 630» при давлении воздуха в баллоне менее 90 кгс/см ² недопустима. Давление в баллоне 150 кгс/ см ² обеспечивает стрельбу различными режимами в объеме боекомплекта 2000шт.
Для поддержания АУ в постоянной боевой готовности необходимо:

  1. после заполнения корабельного баллона воздухом вентили баллона закрыть
    для предотвращения утечек;

  2. систематически следить за герметичностью уплотнительных устройств
    баллона;

  3. при повышенных утечках воздуха за сутки необходимо сальники подтянуть
    или заменить новыми;

  4. периодически проверять герметичность пневмосистемы артустановки и
    функционирование ее механизмов, работающих от воздуха.

II. Последовательность проверки пневмосистемы.

А. Проверка исправности системы.

Проверка исправности пневмосистемы осуществляется следующим образом:


  1. Убедиться, что АУ обесточена.

  2. Убедиться, что автомат АО-18 разряжен.

  3. Убрать патронную ленту из трактов питания в магазин за пределы
    пневмоподтяга; под звездками подтяга ленты не должно быть.

  4. Слить конденсат из масловлагоотделительных баллонов путем медленного и
    равномерного поворота сливного вентиля, удаление конденсата производить
только при отсутствии давления в пневмосистеме (стравливание сжатого воздуха из пневмосистемы производить через электровоздушные клапаны ЭК-48 нажатием на их флажки-рычаги ручного открытия); после слива конденсата баллоны - масловлагоотделители закрыть.

  1. Заполнить пневмосистему артустановки, открыть вентиль корабельного баллона (установлен и закреплен в барбете АУ).

  2. На слух (по шипению) убедиться в отсутствии (наличии) утечек воздуха из
    системы. Место утечек может быть определено смачиванием стыковочных
    мест мыльным раствором. Появление пузырьков говорит о негерметичности в
    данном месте. Утечка воздуха устраняется заменой медных прокладок в
    местах соединений или подтяжкой накидных гаек в трубопроводах, рукавах или заменой трубопроводов и рукавов в случае их прорыва - при закрытом вентиле корабельного баллона и после полного стравливания из пневмосети сжатого воздуха путем медленного и плавного поворота маховичков на баллонах масловлагоотделителях.
    Гайки трубопроводов и рукавов должны быть обвязаны контровочной
    проволокой. После окончания работы мыльный раствор должен быть удален
    влажной ветошью.

  3. Проверить давление на манометрах пневмоподтяга и стартера. Давление
    должно быть 70±4кгс/см². Правильность показаний манометров необходимо периодически проверять установкой на их место контрольных манометров.
Если показания контрольных манометров не будут соответствовать требуемой величине, тогда следует заменить редуктор ИЛ-611 из ЗИП, соблюдая при этом все правила по технике безопасности и требования по проверкам.

8. Осмотреть внешне электровоздушные клапаны ЭК-48 и редукторы ИЛ-611,
убедиться в их целости и наличии пломб на них. Регулировка редукторов не
допускается!

Убедившись в исправности системы, опробовать вручную механизмы, работающие от воздуха.

Б. Проверка механизмов, работающих от воздуха, вручную.

Нажатием (1-2 раза) на рычаги (флажки) электровоздушных клапанов (с последующим отпусканием) проверить:


  1. Расстопорение - стопорение артустановки последовательным нажатием на
    рычаг одного («расстопорено»), затем другого («застопорено»)
    электровоздушного клапана.

  2. Работу стартера автомата.

  3. Включение и выключение механизма подачи.

  4. Работу подтяга патронной ленты.
В. Проверка работы пневмосистемы при дистанционном управлении.

После ручной проверки подать на артустановку электропитание и проверить работу пневмосистемы при дистанционном управлении:

1. Артэлектрик на ПУАРТ 1-2 раза включает и выключает привода наведения

2. Комендор, находящийся у артустановки, следит за энергичностью расстопорения и стопорения АУ.
3. Артэлектрик ставит переключатель управления на панели КП прибора 3 в
положение « ^ ВК », включает «ДУ » . Комендор, приняв управление,
разворачивает А У в безопасный сектор, дает приказание артэлектрику
включить цепь стрельбы, дважды нажимает на кнопки «Огонь » и следит за
вращением блока стволов автомата. Вращение должно быть энергичным.
4. Артэлектрик при первом нажатии на кнопки «Огонь » находится в барбете и
фиксирует работу пневмоподтяга, при втором нажатии - на палубе у АУ,
следит за работой механизма подачи.
5.Проверив пневмосистему, комендор ставит визирную колонку и артустановку
в исходное положение. Артэлектрик выключает цепь стрельбы, «ДУ», привода
наведения и электропитание. Корабельный баллон пополнить воздухом до 150 кгс/см ², закрыть вентили.

Проверка пневмосистемы окончена.

III . Дополнения.

ВНИМАНИЕ! Личному составу, обслуживающему АУ «АК- 630М», необходимо при проверках пневмосистемы знать и помнить следующее;


  1. Резиновое кольцо АО-18.03.002 в клапане цилиндра пневмоподтяга заменять
    после каждых 2000 выстрелов. Для замены кольца необходимо отсоединить
    трубопровод от штуцера цилиндра пневмоподтяга, расстегнуть булавку,
    вынуть ось и с поворотом снять штуцер, вынуть из него клапан, заменить
    кольцо. Резиновое уплотнение клапана должно быть целым, шарик внутри
    свободно перекатываться. Перед сборкой необходимо смазать трущиеся
    поверхности клапана смазкой МС -70, вставить клапан в штуцер, с поворотом
    установить штуцер в цилиндр пневмоподтяга, вставить ось и застегнуть
    булавку, подсоединить трубопровод к штуцеру, проверить герметичность
    соединения включением пневмоподтяга от ЭК-48.

  2. Электровоздушный клапан ЭК-48 рассчитан на кратковременную работу.
    Поэтому держать его включенным более 60 секунд не разрешается.

  3. Накидные гайки ниппельного соединения клапана ЭК-48 необходимо
    затягивать до полного прекращения травления воздуха. Затяжку накидных
    гаек на штуцерах и их снятие производить с придерживанием штуцеров
    ключом от проворачивания во избежание нарушения контровки и
    герметичности клапана.
Литература:

  1. Техническое описание и Инструкция по эксплуатации артиллерийских
    установок АК-630, АК-630М. стр 196 - 199

  2. ПМСП-А-213-75.

Оорррпрп

Шннеенеееееееее
еееееернррррри4555555жддщдщ

В начале 1976 года на вооружение ВМФ был принят артиллерийский комплекс АК-630. Основным его элементом была орудийная башня, оснащенная шестиствольным автоматом АО-18 калибра30 мм. Из-за высокой скорострельности (до 5 тыс. выстрелов в минуту) обеспечивалось уверенное поражение всех типов целей, с которыми приходилось работать подобному оружию в конце 70-х. Однако характеристики потенциальных целей, например противокорабельных ракет, постоянно росли, и АК-630 нужно было модернизировать.

В качестве одного из способов увеличения боевой эффективности установки выбрали самый очевидный – увеличение количества стволов . Однако новая версия АК-630 должна была основываться на уже имеющихся автоматах, поэтому решили установить в орудийной башне сразу две шестиствольные пушки. В самом конце 1983 года в командовании ВМФ утвердили тактико-техническое задание на новый комплекс, получивший обозначение АК-630М1-2 «Рой».

Разработку комплекса поручили тульскому ЦКИБ СОО, а главным конструктором назначили В.И. Бакалева. Одновременно с этим было поручено провести ряд работ, связанных с повышением надежности автоматов. В перспективе планировалось заменить уже имеющиеся на кораблях АК-630 на спаренную систему.

Разработка новой установки заняла всего несколько месяцев, и уже в марте 1984 года на заводе №535 (Тульский машиностроительный) начались заводские испытания, продлившиеся до конца ноября. Работы по установке «Роя» на корабли заняли гораздо больше времени – непосредственный монтаж удалось начать только в 87-м. В качестве корабля-носителя выбрали ракетный катер Р-44 проекта 2066 из состава Черноморского флота, там же производился монтаж установки.

На испытания катер Р-44 с АК-630М1-2 вышел только летом 1989 года. В качестве мишеней на этих испытаниях использовались специализированные аппараты Ла-17К и переоборудованные ПТУР «Фаланга-2». В ходе стрельб удалось эффективно поражать цели, имитирующие противокорабельные ракеты, на высотах около 10 метров. При этом для поражения одной мишени требовалось около 200 снарядов .

Значительного повышения боевых качеств достичь не удалось, поэтому командование флота не стало принимать АК-630М1-2 на вооружение. В то же время, с 1993 года эта артиллерийская установка предлагается на экспорт, но данных о крупных поставках до сих пор нет.

На выставке МВМС-2007 «Туламашзавод» продемонстрировал обновленную версию АК-630М1-2, названную АК-630М2 «Дуэт». Большого количества отличий от «Роя» у «Дуэта» нет, а почти все имеющиеся касаются корпуса башни – теперь он сделан угловатым и состоящим из ровных пластин. Утверждается, что сделано это для снижения радиолокационной заметности установки и корабля в целом.

Блоки стволов на АК-630М2 закрыли общим кожухом. Судьба этой установки такая же, как и у АК-630М1-2 – отечественный флот ее пока не принимает на вооружение, а зарубежные потенциальные покупатели готовить контракты не спешат.

Основа всех установок этого семейства – автоматические пушки АО-18 калибра 30 мм . Пушки расположены одна над другой (расстояние между осями блоков стволов –320 мм). Скорострельность установки АК-630М1-2 составляет 10000 выстрелов в минуту, для «Дуэта» этот параметр составляет от 4 до 10 тыс. выстрелов, т.к. в этой версии можно использовать автоматы по одному или оба сразу.

Максимальная дальность стрельбы установки составляет 8100 метров (баллистическая). Максимальная эффективная дальность стрельбы по воздушным целям и целям на поверхности – 4 и 5 километров соответственно. Однако наибольшая эффективность огня достигается на расстоянии менее километра. Начальная скорость снаряда 875 м/с.

Общая масса артустановки «Дуэт» составляет 3800 кг. Несмотря на имеющуюся систему жидкостного охлаждения, для сохранения достаточных характеристик система управления артустановки соблюдает чередование очередей и перерывов между ними: очереди по 200 выстрелов с перерывами около полутора секунд или по 400 с перерывами в 5-6 сек. После каждых шести очередей требуется дополнительное время на охлаждение стволов и механики. При соблюдении рекомендованных режимов работы ресурса стволов хватает на 12 тыс. выстрелов, после чего падает начальная скорость снарядов.

Боеприпасы, применяемые на АК-630М1-2 и АК-630М2, полностью аналогичны используемым в артиллерийском комплексе АК-630. Это:
— ОФ-84. Осколочно-фугасно-зажигательный снаряд массой 390 грамм. Содержит 48,5 г взрывчатого вещества, инициируемого взрывателем А-498К.
— ОФЗ. Модификация ОФ-84, имеющая большее могущество.
— ОР-84. осколочный снаряд. Общая масса – 390 г, 11,9 г взрывчатого вещества. Не оснащается взрывателем, но имеет трассер.

«Рой» и «Дуэт» могут работать в комплексе с несколькими вариантами систем управления :
— РЛСУ «Вымпел-АМ2» . Совместима с РЛС МР-123АМ2 и МР-176М2. Также имеются лазерный целеуказатель КМ-11-1 и дальномер ЛДМ-1 «Крейсер».
— РЛСУ «Ласка» . Более новый комплекс оборудования, способный управлять сразу двумя артустановками. Обнаруживает цели в секторе 180° по азимуту и 40° по углу места на расстоянии до 21 км. При этом возможно сопровождение до четырех целей с распределением по важности и перенацеливанием орудия «потоковым способом».

Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Рой» в серию не пошла , а единственный корабль, на котором ей удалось поработать – Р-44 – в октябре 2008 года списали и отправили на утилизацию.

Есть информация, что по две установки АК-630М2 «Дуэт» будут ставиться на малые ракетные корабли проекта . Строительство головного корабля этого проекта «Град Свияжск» было начато в 2010 году на Зеленодольском судостроительном заводе.

Проектирование 30-мм шестиствольной установки было начато по Постановлению № 801-274 от 15.07.1963 г. и тактико-техническому заданию, утвержденному зам. главкома ВМФ 22.02.1963 г. Разработчиком установки и головным по системе назначили ЦКИБ СОО - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор - Кнебельман М.С.), автомата - конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор - Грязев В.П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 - КБ завода «Топаз» (главный конструктор - Егоров В.П.), гидропривода Д-213 - филиал ЦНИИ-173 (в настоящее время ВНИИ «Сигнал»).

Конструкторами КБП Грязевым В.П. и Шипуновым А.Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерной особенностью является непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов, подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру, благодаря чему отпадает надобность в дополнительном источнике энергии. Это позволило получить компактную и легкую АУ. Достаточно сказать, что при штатном боезапасе 2000 выстрелов вся масса АУ меньше массы боезапаса. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение, через кривошипно-шатунный механизм и шестеренчатую передачу затыльника обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел) блок стволов поворачивается на 60 град. Шесть одинаковых затворов, размещенных в продольных пазах центральной звезды, имея принудительное возвратно-поступательное движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрактирование гильзы или осечного патрона.

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем самым получить высокий темп стрельбы.

Питание автомата - непрерывное ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином - А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.

При темпе стрельбы 5000 выстр./мин. серьезной проблемой становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки дистиллированной воды или антифриза между кожухом и стволами.

Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А-213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400 Гц, и Д213-50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц. Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3-4 т.д. (т.д. - точек дальномера). Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания морской водой и от атмосферных осадков.

Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами до 30 марта 1966 года. Государственные корабельные испытания АУ А-213 были начаты 18 мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере пр.205ПЭ (заводской № 110). В связи с недостатками системы МР-123 «Вымпел» 20 октября 1971 года испытания были прерваны. После доработки системы «Вымпел» испытания продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года. Интересно, что в ходе испытаний на катере, заводской № 110, система «Вымпел» управляла стрельбой как А-213, так и 57мм двухорудийной автоматической установки АК-725. В качестве мишеней применялись Ла-17М и низколетящие малоразмерные мишени РМ-15.

По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4-5 очередей по 20-25 выстрелов каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее эффективного поражения, с перерывом между очередями 3-5 секунд.

По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же А-213 принята на вооружение под индексом АК-630 приказом главкома ВМФ № 05 от 6 января 1976 года.

АУ АК-630 имела плоский магазин, но в связи с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения для обеспечения более рационального размещения АУ на вновь строящихся кораблях был спроектирован круглый магазин. АУ с круглым магазином получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические характеристики ее не изменились по сравнению с А-213. Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные испытания, по результатам которых А-213М была доработана и в 1972 году запущена в серийное производство.

С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были проведены Государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176 (модернизированная система МР-123, способная управлять огнем двух АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176). АУ А-213 установили на головном ракетном катере пр.1241.1 (заводской № 401). Официально А-213М принята на вооружение приказом главкома ВМФ № 0189 от 26.08.1980 г. под названием АК-630М.

Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м. Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно двумя артустановками 30-мм калибра или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками. Модернизированная система МР-123/176 способна управлять огнем двух артустановок АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176. В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за морской целью типа катера пр.205 на дистанции до 7,5 км и воздушной целью типа истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий). На случай выхода из строя РЛС, в системе «Вымпел» предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213 на десантных кораблях по открытым береговым целям при высадке десанта.

Артустановка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.

В боекомплект артустановок АК-630 и АК-306 входят два типа выстрелов. Первым является осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 48,5 г, взрыватель А-498К. Модификация снаряда ОФ-84 имеет обозначение ОФЗ. Второй - осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 11,7 г, взрывателя нет. Вес патрона 832-834 г, длина патрона до 293 мм. Вес гильзы около 300 г. Порох марки 6/7ФЛ.

При начальной скорости снаряда 900 м/с дальность стрельбы баллистическая - 8100 м, по самоликвидатору - 5000 м, наклонная дальность, обеспечиваемая системой МР-123, - 4000 м, наклонная дальность, обеспечиваемая визирной колонкой, - 5000 м.

Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 штуки, в 1970 году - 12, в 1971 году - 14, в 1972 году - 37 и т. д. Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр. 1143 и атомного крейсера «Киров» до ракетных катеров. В ходе модернизации эти АУ получили и корабли старой постройки: крейсер пр.68бис «Жданов», БПК пр.61М и другие.

30-мм корабельная арт-установка АК-630

Классификация

История эксплуатации

Характеристики орудия

Характеристики снарядов

АК-630 - 30 мм 6-ти ствольная автоматическая корабельная арт-установка типа «Гатлинг», спроектированная под руководством Грязева В. П. и Шипунова А. Г.. Является средством самообороны кораблей от воздушных целей на дистанции 4000 м. и лёгких надводных объектов на дистанции до 5000 м.

Предисловие

Вторая мировая война заканчивалась и мировая авиация стала другой: появились реактивные самолеты. Они принесли скорости полета малодостижимые для поршневой авиации. Вместе с этим появились и новые сложности в борьбе с самолетами противника. Существующие вооружения для противовоздушной обороны не позволяли надежно закрывать небо от реактивной авиации. В конце войны на поршневые истребители конструктора стали ставить крупнокалиберные пушки в надежде увеличить поражаемость атакуемых самолетов. Но для уверенного попадания требовалось до 100 попаданий 20мм пушки или до 40 попаданий 37 мм пушки или до 30 попаданий 45 мм пушки. Хотя многие эксперты отмечали, что 1 попадания 45 мм пушки достаточно, чтобы остановить самолет. Это связано как с применяемыми на тот момент боеприпасами для этих пушек, так и скоростями которые развивали поражаемые самолеты.

Скорость стрельбы таких пушек доходила до 900 выстрелов в минуту, и с каждым новым выстрелом ствол разогревался и терял точность, т.о. чтобы обеспечить плотный огонь по цели необходимы были несколько пушек ведущих скоординированный огонь по цели. Во время войны ярким примером в этом, были счетверенные 20 мм пушки швейцарской фирмы Эрликон применяемые фашистами в ПВО.

С дальнейшим увеличением скоростей военных самолетов возможность попадания в профиль самолета и нанесение ему непоправимых потерь стало еще более затруднительным. Но, как говорится, «все новое - это хорошо забытое старое». Все вспомнили о существовавшем почти сто лет назад пулемете американского конструктора Гатлинга.

История создания

Грязев В.П.

Проектирование 30-мм шестиствольной установки началось в 1963 г. Разработчиком установки и главным по системе назначили - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор - Кнебельман М. С.), автомата - конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор - Грязев В. П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 - КБ завода «Топаз» (главный конструктор - Егоров В. П.), гидропривода Д-213 - филиал ЦНИИ-173(В настоящее время ВНИИ «Сигнал»).

Конструкторами Грязевым В. П. и Шипуновым А. Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Автомат АО-18 работает за счет отвода газов из каналов стволов в газовую камеру с последующим использованием накопленного давления на двухпоршневом двигателе, обеспечивающем вращение блока стволов и работу автоматики. За один выстрел блок стволов поворачивается на 60 о.

Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность, получить высокую скорострельность установки.

При скорострельности 5000 выстр./мин. серьезной проблемой стала охлаждение артиллерийской установки. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте оставили только наружное охлаждение, осуществляющееся путем прогонки охлаждающей жидкости вокруг стволов.

Тактико-технические характеристики орудия

Орудийная установка

Система управления огнем

Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А-213 для корабельных сетей напряжением 220 В, 400 Гц, и Д-213-50 для корабельных сетей напряжением 380 В, 50 Гц.

Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3-4 точек дальномера

Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от механических повреждений и природных катаклизмов.

Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на дистанциях до 4000 м и легких надводных сил противника на расстоянии до 5000 м.

Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно двумя арт-установками 30-мм или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) арт-установками.

Пункт управления стрельбой (ПУС) оснащен ТВ-визиром. В системе предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с коллиматорным прицелом (обязательно используется для стрельб по наземным неконтрастным целям, например, на десантных кораблях). Дальность обнаружения цели ТВ-визиром: - 75 км (морская цель типа катера пр.205) - 7 км (воздушная цель типа МиГ-19)

Арт-установка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем арт-установки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.

Система подачи боеприпасов

Питание автомата - непрерывное, ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином - А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.

Боеприпасы

В боекомплект арт-установок АК-630 и АК-306 входят два типа выстрелов:

  1. Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг.
  2. Осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг.


Loading...Loading...