Изображение святого с собачьей головой. Почему святого Христофора изображают с песьей головой

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.
С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека.
Два других типа изображения в православии.
Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора. Два других:
* прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами (примеры изображений - фрески в монастыре Высокие Дечаны, церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас и др).
* аналогичный западному: Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.
Об этом образе подробнее:
Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero, и он родился в Ханаане. В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Якова Ворагинского.
Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.
Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

http://farm4.static.flickr.com/3216/3140180593_e458384951.jpg
Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя - Христофор, «несущий Христа».
Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций - в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

http://pit.dirty.ru/dirty....a97.jpg
День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая, в католическом календаре 24 июля (Германия, Литва), 25 июля (Италия), в евангелическом - 24 июля.
Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 г. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.
Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого.
В Католической церкви Христофор - один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками.
http://ru.wikipedia.org/wiki....4%EE%F0
К Христофору обращаются при всяких опасных предприятиях, поэтому он защитник моряков, паромщиков,перевозчиков, путешественников, пилигримов, несущих ношу.
С именем Христофора связано поверье: достаточно увидеть его
изображение-образ, чтобы в этот день не подверг­нуться внезапной смерти.

Как ясно из прозвища святого, в переводе с церковнославянского — Собакоголовый — он явно выделяется среди других святых. Вокруг него — ореол легенд и мифов, а между тем в дни его памяти икона человека с собачьей головой лежит посреди всех православных церквей, люди молятся ему и просят помощи во многих жизненных обстоятельствах. Кто же такой Христофор Псеглавец — фольклорный персонаж, выдуманный лжесвятой или реально существовавший человек?

ИКОНА СВЯТОГО ХРИСТОФОРА

Разумеется, икону святого узнать проще, чем икону любого другого святого: на ней изображен человек с очень странной головой. Иногда это оскаленная собачья морда, иногда — голова лошади. Одет святой в воинские доспехи. Однако нужно отметить, что изображение его имеет определенную иконографическую историю, и именно необычную икону с собачье головой теперь трудно приобрести — в храмах на аналой по праздничным дням кладут только древние изображения святого в таком виде, новые иконописцы делают только по особому заказу. Также можно найти такую икону в старообрядческом храме или заказать в старообрядческой мастерской. Иконы Христофора с собачьей или лошадиной головой в Православной Церкви существовали только в XVI-XVIII веках, а самая ранняя такая икона была создана на территории Византийской империи в VI веке. В 1722 указом Святейшего Синода в России запретили их писать как слишком смущающие многих людей. Сейчас в церковных мастерских создаются иконы святого Христофора в образе обычного воина с подписью «Святой Христофор». На иконе святой опирается за расцветший посох в воспоминание о чуде святого, благодаря которому уверовал во Христа целый отряд воинов-гонителей христиан. Отметим, что в католической традиции и в южных областях России распространена икона святого Христофора с Христом-Младенцем на плечах: это отражение одной из легенд, согласно которой Христофор был великаном-перевозчиком на реке и в своей молодости встретил маленького Христа, хотевшего перейти через реку. Христофор перенес Его на плечах, а позже услышал проповедь уже взрослого Господа Иисуса и уверовал в Него. Однако такая легенда лишена оснований, ведь в церковных книгах зафиксировано, что святой Христофор пострадал за Христа через 250 лет после Его рождения.

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА

Христофор жил в III веке после Рождества Христова и пострадал за Него при римском императоре Декии, гонителе христиан. Разные источники сообщают, что он происходил из варварских племен: хананеев, берберов или киноцефалов — имел высокий рост и свирепый характер, был очень силен. Главная загадка жизни святого — зверообразное лицо. Оно объясняется по-разному: обычной для его племени, но ужасающей для римлян внешностью; объективным уродством из-за, например, генетической аномалии при рождении; метафорой, которая показывает звероподобность его нрава до того, как он был просвещен Светом Христа. Римляне называли его Репрев (в переводе — плохой, отверженный). Также существует предание, согласно которому святой, наоборот, от рождения имел внешность, соблазняющую женщин. Когда он уверовал — причем неизвестно, почему он поверил в Бога и кто наставил его на путь христианства — то чтобы избегать блудных соблазнов от женщин, Репрев стал молиться и выпросил себе у Бога столь страшный облик. Римский император Декий преследовал христиан как государственных преступников: ведь они признавали Богом только Христа, а не императора. Римская же империя стояла на уверенности в том, что император — бог, он непогрешим и все делает правильно. Святость жизни, праведность или простая нравственность не требовались — напротив, из истории мы знаем множество развратных и преступных императоров-пьяниц. Зато императора не свергали, простой народ боялся выступать против бога — его могли только убить, и то делали это сами приближенные императора. Ко времени распада Империи люди уже не верили в божество императора и всех богов римского пантеона, приносили жертвы иногда, по привычке. Император Декий решил поднять религиозный дух римлян по-имперски своеобразно: урегулировав жертвоприношения, после каждого из которых гражданину выдавался документ о его религиозном рвении. Христиане же, по мнению императора, разваливали государство и заставляли Фортуну — богиню удачи — отвернуться от Рима. Сегодня мы упоминаем ее имя в поговорках вроде «колесо фортуны», забывая, как много христиан погибли из-за поклонения удаче. Когда император Декий узнал о христианской вере Репрева, а он очень ценился в войсках и был известен своей силой, то послал к нему 200 воинов, чтобы привести этого силача ко двору. Возможно, это житийное преувеличение, однако отправление хотя бы отряда свидетельствует о действительно необычайной силе мученика. Сам же он пошел к императору без всякого сопротивления, кротко, как подобает истинному христианину. По дороге ко двору Репрев рассказывал о Христе, и сухая трость в его руках расцвела, а также умножился хлеб, которого не хватало его же арестовавшим воинам. Таким образом воины узнали о Христе и удостоверились в чудесах Божиих, а затем сами уверовали во Христа и были крещены епископом Антиохии Вавилой. Неизвестно, был ли до того крещен Репрев, но имя Христофора (по-гречески «свет Христов») он получил именно после того, как сам привел ко крещению целый отряд. Когда все они наконец пришли к императору Декию в город Ликия, он, по преданию, велел казнить обратившихся в христианство своих воинов. Увидев же святого Христофора, его страшное лицо и силу, царь, по преданию, упал от страха! Он побоялся святого Христофора: сначала император решил действовать хитростью. Отправив Христофора до времени отдыхать, он послал к нему двух блудниц, то есть женщин легкого поведения, которых было множество при дворе, чтобы заставить его впасть во грех, а там и склонить к принесению жертвы римским богам. Но Христофор и падших женщин обратил в христианство. Они сами стали проповедовать веру императору, который приказал за это предать их смерти. Затем Декий приказал своим военачальникам связать Христофора Псеглавца и поместить в раскаленный металлический ящик. Святой кротко и смиренно отправился на мучения, несмотря на свою великую силу — и Господь явил над ним Свои чудеса. Пытки не вредили ему, из колодца, куда его бросили умирать от голода, святого вынес Ангел, и Декий вынужден был приказать отсечь святому голову мечом. Известно, что Христофор уже во время пыток своими чудесами, спокойствием и проповедью даже среди истязаний смог обратить в веру Христову еще около 50 тысяч язычников (об этом пишет святитель Амвросий Медиоланский).

МОЩИ СВЯТОГО ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА

После прихода к власти Константина Великого христиане получили свободу. Вера в Господа Иисуса стала государственной религией. Многие мощи святых были обретены — так и тело святого Христофора Псеглавца было перенесено для поклонения верующих в Толедо, затем в аббатство Сен-Дени во Франции. Кроме того, в течение веков они были носимы по разным странам, хранились в Константинополе и даже в Москве (причем один из историков, константинопольский диакон Павел Алеппский, писал, что действительно видел удлиненный вперед, как у собаки, череп святого). Со временем, в революционных события, эта святыня была частично утеряна, частично перенесена в Хорватию: именно здесь сегодня хранится часть черепа святого Христофора в золотом реликварии. Еще одно чудо связано с мощами святого Христофора, когда они пребывали в Хорватии. В 1075 году зданий город Раб осадили норманны, но горожане вынесли на крепостную стену мощи святого с молитвой. Тогда появился сильных вихрь и снес все вражеские корабли от острова. . По сей день в благодарность за это чудо одна из крупнейших крепостей Раба имеет имя мученика Христофора.

ПОЧИТАНИЕ МУЧЕНИКА ХРИСТОФОРА

День памяти святого в Православной Церкви — 22 мая (католики молятся ему 9 мая, это связано с различиями в юлианском и григорианском богослужебных календарях). В этот день перед иконой святого молятся тысячи христиан всего мира. Накануне вечером совершается торжественное Всенощное бдение, а в сам день памяти — Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы мученику Христофору — тропари и кондаки. Их можно читать онлайн и в любой трудный жизненный момент: Одежды твои твоей же кровью украсились, когда предстал ты, поминаемый всеми Христофор, перед Царем Небесным и Господом Ангелов, теперь на небесах с бесплотными Небесными Силами и мучениками поешь ты Господу во Святой Троице прекрасные молитвы и радуешься: так твоими молитвами спасай молящихся тебе. Мученик Твой, Господи, Христофор, в своем страдании получил венец неувядающий от Тебя, Бога нашего: он имел силу Твою, потому мучителей постыдил, разрушил и бессильные нападения демонов. По его молитвам спаси, Боже, души наши! Светлой звездой стал ты людям, истинную веру миру — Солнца Христа проповедуя людям, светом благодати Божией, о мученик Христофор, погасил все искушения, и сейчас подаешь нам свет благодати Божией, молясь всегда о всех нас.

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ХРИСТОФОРА В РАЗНЫХ СТРАНАХ ПО ВСЕМУ МИРУ

Святой Христофор почитается Православной Церковью как воплощение смирения и праведности, кротости при великой силе. Ему молятся об укреплении веры, возрастании в духовной жизни, перенесении трудностей. Память святого почитается и в Православии, и в Католичестве. Известно, что мученик Христофор Псеглавец особо почитается во многих европейских странах. Его считают особым покровителем Испании, где ему молятся в заразных болезнях (известно, что эта страна сильно пострадала во время Средневековых эпидемий, одна из страшных форм гриппа уже в XIX-XX веках даже называлась «испанкой»). Кроме также названной нами Хорватии, святому молятся в Италии — здесь он является одним из покровителей путешествующих, есть даже поговорка, которую прикрепляют в сувенирной продукции на автомобили: «Если верите в Святого Христофора, не умрёте в аварии». Святой Христофор почитается как покровитель города Вильнюса в Литве. Некоторое время в Средние века была налажена чеканка монет с образом святого Христофора в Чехии и Вюртембергском герцогстве. По сей день в Европе существует традиция ставить статуи святого мученика Христофора у входа в любое помещение: не только церковь, но и в ратушу, и обычный жилой дом. Интересна традиция ставить статуи святого на мостах с молитвой-благословением: «Кто посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В кафедральном соборе Кельна существует чудотворная статуя святого Христофора, которая защищает молящегося от внезапной смерти.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ХРИСТОФОРУ — ЗАЩИТА В ОПАСНОСТИ, ПОМОЩЬ В ТОРГОВЛЕ И БИЗНЕСЕ

По благочестивой традиции, православные молятся святому Христофору в следующих жизненных обстоятельствах:

    • В опасностях;
    • В дороге;
    • При болезни, особенно при зубной боли;
    • В речных и морских круизах уберегает от бед, а также сохраняет всех, чья профессия связана с морем;
    • О хорошей, честной и прибыльной торговле и бизнесе;
    • При проблемах в делах, отсутствии прибыли;
    • Для избежания нищеты, банкротства;
    • О даровании разумения, сил и терпения, честных партнеров.
Не упустите возможность обратиться за помощью к святому мученику Христофору. Ведь наша жизнь лишь кажется цепью наших собственных усилий и дел, изредка перемежаемой случайностями. Все творится нашими усилиями и по воле Божией. Зачастую мы не замечаем пути, который предлагает нам Господь, а то и своими грехами разрушаем этот путь. Простой пример возможности для добродетели: обманув кого-то в делах, мы наживаемся на человеке, извлекаем сиюминутную выгоду, но если бы обмана не было, он бы продолжил доверять нам, а разбогатев, помог и нам улучшить свою жизнь. Традиция молитвы об успешной торговле известна купцам, торговцам, и бизнесменам всех времен. В торговле и бизнес фактор случайности играет очень большую роль — а пословица гласит: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». Вот почему в трудных обстоятельствах люди всегда усматривают волю Божию. Если вы молились, но вас постигла неудача — значит, вы избежали и более серьезной опасности. Церковь благословляет успешное мышление, развитие своего бизнеса Ведь материальная обеспеченность является залогом хорошего образования детей, крепкой семьи, поддержки нуждающихся людей. А между тем создание собственного бизнеса — дело непростое. Но молиться перед началом дела — значит впустить Бога в свою жизнь, защититься призванием Имени Его от злых сил и завистников. Известно, что человек, не защищенный молитвой, добрыми делами, церковными Таинствами Крещения, Исповеди и Причастия будет подвержен воздействию темных сил. Сильная молитва святому Христофору — просьба о помощи в важных аспектах жизни и о благословении на хорошее ведение бизнеса. Ее можно читать дома или в храме, перед иконой святого.
    • По традиции в храмовой лавке покупают свечу, затем походят к иконе;
    • Нужно перекреститься дважды, поклониться, поцеловать руку или край одежды святого и перекреститься вновь.
    • Затем зажечь и поставить перед иконой на подсвечник свечу, помолиться
Помните, что любая молитва не должна восприниматься как заговор — механическое проговаривание текста, чтобы получить некий результат, «подарок». Молитесь святому, понимая, что вы поистине общаетесь с ним благодатью Божией. Научно доказано, что мозг по-особому работает во время молитвы, создавая коммуникативные связи с незримым — со Всемогущим Богом и его святыми, которые живы и близки к нам. Конечно, мученик Христофор будет помогать вам не в беззаконных делах, а в честных сделках, правильном ведении бизнеса со справедливым отношением к людям. Молитвами его Господь не оставит без награды трудолюбивого, усердного и доброго человека: с Божией помощью вашему делу будет сопутствовать процветание, а семье — мир и любовь. Сильную молитву на удачу в торговле святому мученику Христофору можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже: О прославляемый всеми, одержавший великую победу над кознями дьявольскими мученик Божий Христофор, истинный воин Святой Церкви, родной стране твоей и семье похвала и радость всех почитающих тебя! Ты, не испугавшись гонения безбожного императора, Христианскую веру исповедовал даже до крови, твоими страданиями пример всем современникам своим и всем гонимым в последующие века подав, воротами правды в Царство Небесное легко вошел. Потому молимся тебе, как ты когда-то молитвой твоей ко Господу получил силу терпеть страдания и чудесно невредимым остался, так и сейчас молись о нас, чтобы Господь дал нам силу соблюдать заповеди Его дающие жизнь вечную, чтобы избавил Он нас от плена греха и искушений неверия, Отечество наше сохранил в спокойствии, мире тишине и исповедании веры Православной до конца времен. Аминь. Молитвами святого мученика Христофора Псеглавца да хранит вас Господь!

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником . В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913–920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.) .

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии . Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен» , то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков . Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого . К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке . В левой руке святой держит крест.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых .

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине» . К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия» . На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы .

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки представляется неубедительным.

  1. Святой пес Христофор

    Одна из наиболее значительных и наиболее замалчиваемых в христианстве фигур – святой Христофор. Дело в том, что у него собачья голова, и в 17-18 веках (в России – в 1722 году) все его изображения в храмах соскабливали и закрашивали. Вот его три ипостаси: одна в облике пса с крестом, вторая – полузверь-получеловек Репрев с зеленеющей листьями тростью и третья в облике человека по имени – Христофор, то есть, Несущий Христа (младенца).

    И кто же Христофор на самом деле? По своей основной функции перевозчика через реку, чудотворец Христофор, он же Офферо, он же Репрев из страны людоедов обязан быть Хароном, греческим божеством, стоящим на переправе в ад, у реки забвения с названием Стикс. Недаром в одной из легенд император никак не может Христофора убить. А как убьешь того, кто каждый день ходит на тот свет?

    В позднем варианте Харон уже – владелец собственной лодки, но сути это не меняет. Этот самый Харон-Офферо-Репрев и перенес младенца Иисуса через некую реку, и здесь надо бы вспомнить о сошествии Христа в ад, а в греческих преданиях ад находится именно за рекой. Как утверждают предания, тяжел был Иисус – даже в образе младенца, - еле донес его на себе Главный Перевозчик. И признал Его Господом и преклонил колена.

    Ясно, что преклонение столь важного существа, как Харон, дорогого стоит, это и есть акт капитуляции Смерти перед Христом. Изображая на иконах процесс возвращения Иисуса на плечах Христофора через реку забвения, церковь, по сути, демонстрирует, что акт подписан.

    Но есть у Христофора еще один близнецовый образ – египетский Анубис, бог смерти и возрождения всего живого, по сути, нормальный крестьянский бог весны. Анубис тоже собакоголов, а главное, в его руках, так же, как у Христофора, зацветающий посох. Это – и есть победа весны над зимой, а жизни над смертью, которое каждый год наблюдают все землепашцы. Зерно – сухое и мертвое, будучи похороненным в сырую землю, воскресает так же, как и посох Анубиса, или как посох Репрева, Офферо или Христофора. С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории связаны чрезвычайно тесно.

    Остается выяснить, при чем здесь собаки, и в Евразии ответа не найти: собака табурована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого. Ответ сохранился у ацтеков. Собака с их точки зрения – отличный проводник на тот свет, и пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведет ее точно в пещеру предков. Поэтому индейцы всегда убивали и клали в захоронение собаку.

    Здесь особенно хорошо видны общие корни культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более древний Харон, затем еще более древний Анубис*, а если скрести интенсивнее, то начнет проглядывать обычный индейский пес, коего клали в могилу каждому ушедшему родичу.

    * В христианстве день почитания Христофора Псеглавца – 25 июля – день «вне времени» по майянскому календарю, день перехода из одного временного отрезка в другой, начало Нового года, по сути, - Врата Перехода. В Египте хранителем подобных Врат Перехода является Анубис

    Ниже – головы: Анубиса (слева) и Христофора (справа). Голова Христофора, кстати, хранится в одном из храмов Франции. В том случае, если голова эта собачья, реликвия должна быть старой, до реформы 17-18 веков.

    КОЕ-ЧТО О ПСАХ ПРАВЕДНЫХ

    Сакральный смысл собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали. Доминиканцы (Domini canis – псы Господни) татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах – так, по крайней мере, считают. На мой взгляд, в зубах у пса была распустившаяся весенняя ветвь – символ воскрешения, символ новой жизни, просыпающейся в руках Анубиса каждую весну, а в церкви Иисуса – каждое вербное воскресенье.

    Та же символика и у опричников: собачья голова и метла – на самом деле, пучок, вязанка прутьев с листвой, заодно и символ единства. И удивляться тому, что гяур и христианин – синонимы, а псы-рыцари – именно псы, не надо. Думаю, и термин «легавый» не на пустом месте вырос. По крайней мере, святым покровителем людей с рисковыми профессиями, в том числе, милиционеров, является как раз собакоголовый Христофор.
    -----
    earth-chronicles.ru

  2. Иконы с изображением Святого Христофора

    Икона мученика Христофора. XVII в. Художественный музей, г. Череповец.


    Святой Христофор с собачьей головой. Лубочная картинка.


    Старообрядческая житийная икона святого Христофора.


    Мученик Христофор. Успенский монастырь города Свияжска, Татарстан.


    Фреска Ярославского Спасо-Преображенского собора.

    Икона Христофора Псегалвца из Череповецкого художественного музея 17 век.


    Икона из монастыря в Макарьеве.


    Икона из Çegelköy (Турция).


    Греческая икона XVIII в.

    Русская икона XVI в. из бывшего Чудова монастыря в Москве.


    Одна из современных икон св. Христофора Псеглавца.


    Св. Христофор Псеглавец, греческая икона XIII в. Византийский музей в Афинах.


    Мученик Христофор. XVI в. Фреска Раифского Богородицкого монастыря.


    Фреска Ярославской церкви Николы Мокрого.


    Икона из собрания Егорьевского историко-художественного музея.


    Мученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля.


    -----
    hacker.telefunkin.net


  3. -----
    hacker.telefunkin.net

  4. Святой Христофор был снежным человеком?

    "Только звезды №14"

    Есть мнение, что псеглавцы и снежный человек – родственники.

    Это самый загадочный из всех святых, а иконы с его изображением до сих пор в опале у церкви. На них святой Христофор изображен с собачьей головой. Это может кому-то показаться богохульством. Но греки, создавая эти иконы, и не думали осквернять святые чувства. Именно таких людей описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия по землям, где сейчас располагается пакистано-иранская граница.

    О житии этого необычного святого с головой собаки можно найти немало упоминаний в церковной литературе. Согласно им, святой Христофор на вид был столь свиреп, что римский император Деций Траян, правивший в 250-е годы, впервые увидев его, от страха упал со своего трона. Георгий Александру, греческий писатель, собирая факты о житии святого апостола Андрея Первозванного, о котором он написал книгу «Воздвигший Крест во льдах», отыскал немало упоминаний о киноцефалах, племени, к которому мог принадлежать святой Христофор.

    Как уверяет писатель, апостол Андрей побывал на северо-востоке Пакистана. Там он и встретил людей с непривычной и даже ужасающей внешностью. Об этих же племенах упоминал и путешественник Марко Поло. Это он назвал их киноцефалами. Описывая этих существ, он говорил, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. И все это для того, чтобы устрашать врагов.

    Существуют разные версии, как Христофор с песьей головой стал святым. Вот что гласит легенда. Во времена императора Деция Траяна он был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину. Христофор говорил, что согласится служить тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться. Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул его и стал ревностным служителем Божьим, обратив в христианство множество народа.

    По другой же версии великан Христофор согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете!

    Пытаясь крестить население Ликии, Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика. Правда, в 1722 году Священный синод постановил не рисовать святого Христофора с песьей головой…

    Впрочем, согласия по поводу места рождения святого Христофора среди историков, как древних, так и нынешних, нет.

    Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов, которое знаменито по первым крестовым походам, имело дружеские отношения с киноцефалами. Почему же собакоголовых боялись? Говорят, будто, убивая, они с жадностью припадали к ранам врагов и пили кровь.

    Исследователь Адам Бременский излагает предание, что киноцефалы – это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере. О них осталось много легенд, часть из которых поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».

    В ней говорится, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот. Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи. Не исключено, что это современный Приполярный Урал.

    Север России вплоть до XVIII века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Николай Карамзин упоминал, будто о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке. Причем среди обитателей Полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами. Да и путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

    В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. К тому же свидетели, видевшие псеглавцев, называли их жителями высокогорья. Но эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Так стало быть, племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем снежных людей?
    -----
    sobesednik.ru

  5. Шилов защитит животных

    Сын знаменитого живописца Александр Шилов-младший, известный своей необычной акцией по отправке картин в космос, вновь удивил общественность. Художник написал икону, которая, по его словам, будет покровительствовать животным.

    В качестве защитника четвероногих Александр выбрал Христофора Псеглавца - Святого с головой собаки. Этот лик известен с третьего века. По одним данным, Христофор был из племени киноцефалов - людей с песьими головами, а свою святость заслужил, когда перенес на другой берег опасной реки маленького Христа (за что и получил свое имя, которое означает «несущий Христа»). Согласно другой версии, Святой был настолько красив, что его постоянно тревожили жаждущие внимания женщины, и, дабы избежать соблазнов, он упросил Господа обезобразить его внешность и дать песью голову.

    В Русской Православной церкви образ святого Христофора всегда вызывал бурные споры, а в 1722 году лик Святого с песьей головой и вовсе был запрещен. Александр Шилов-младший решил возродить икону в первозданном виде и подарить ее Германии. Теперь его произведение будет украшать один из храмов-часовен города Дрездена. Вместе с иконой Александр подарил часовне изображение Сергия Радонежского. Кроме того, знаменитая Дрезденская галерея взяла у художника для демонстрации одну из его картину - «Зимний вечер».
    -----
    mirnov.ru

Бесспорно все уже устали от СМИ и Интернет уток.О грядущем Апокалипсисе,о наших предках-инопланетянах,о русалках и призраках и проч.и проч. и проч.День деньской нас бомбардируют кроме всей прочей грязи псевдо документальными(отменно противоречивыми надо сказать)фильмами о нашей реальности.Вся эта байда призвана окончательно размягчить нам мозги чтобы они в конце концов стекли через уши.

Но вот это-информация подкрепленная сайтом http://www.pravoslavie.ru/put/070522120099.htm

И я не знаю как к этому относится.

Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. - отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов - людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis - собака.


Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка.

Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником . В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.


Мученик Христофор. Успенский монастырь города Свияжска, Татарстан.


Икона из монастыря в Макарьеве.

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники(которые кстати единственные из художественной братии не приписывали Христофору пёсьей головы9комментарий хозяина дневника).


Старообрядческая житийная икона святого Христофора.


Греческая икона XVIII в.


Одна из современных икон св. Христофора Псеглавца.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913-920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.) .

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI-VII веков из Македонии . Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними - круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен» , то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI-XII веков . Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого . К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Мученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля.


Икона из Çegelköy (Турция)

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее - дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон - середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) - имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Мученик Христофор. XVI в. Фреска Раифского Богородицкого монастыря и Св.Христофор Псеглавец, греческая икона 13 в. Византийский музей в Афинах.

Икона мученика Христофора. XVII в. Художественный музей, г. Череповец.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне - в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке . В левой руке святой держит крест.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой - опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи - в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563-1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых .


История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой - подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине» . К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия» . На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы .

Русская икона XVI в. из бывшего Чудова монастыря в Москве и Икона Христофора Псегалвца из Череповецкого художественного музея 17 век

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века - икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

И фреска Ярославской церкви Николы Мокрого

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века - образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки представляется неубедительным.

Изучение иконографии и истории почитания святого Христофора выявляет новые стороны русской религиозной жизни XVII-XIX веков.

Икона из собрания Егорьевского историко-художественного музея.

И вот как теперь ко всему этому относится?



Loading...Loading...