Нонна мордюкова мужчины в ее жизни. Школа обольщения Нонны Мордюковой

Перед началом съёмок фильма "Молодая гвардия" по ВГИКу поползли слухи о том, что Сергей Герасимов собирается уйти от своей жены Тамары Макаровой. Режиссёр внезапно заменил Ульяну Громову, и теперь вместо Клары Лучко мужественную подпольщицу должна была играть Нонна Мордюкова. Пик скандала пришёлся на тот момент, когда начали сбываться самые смелые мечты молодой самобытной актрисы родом из Кубани: Москва, учёба во ВГИКе, первая роль в кино, первый успех, первая государственная награда. "Закалилась со всех сторон", - много лет спустя шутила сама Мордюкова. Возможно, именно эти непростые события и помогли ей в дальнейшем преодолевать всё, что было связано с двумя главными страстями в её жизни: работой и мужчинами. Нонне Мордюковой до конца дней удавалось оставаться с большой буквы Актрисой и с большой буквы Женщиной.

Когда Сергей Герасимов приехал на Украину к Мордюковым, все решили, что этот визит всего лишь дань уважения режиссёра к актрисе после грандиозного успеха "Молодой гвардии". К этому времени домочадцы были не только знакомы со Славой Тихоновым, но и считали, что скоро быть свадьбе. А тут появляется Нонна с самим Герасимовым, который… приехал просить её руки. А что же с Тихоновым, а как же разница в возрасте? Был только один человек, ослушаться которого Нонна не могла, а мама как отрезала: "Или я, или он. Если есть талант, будешь звездой и так, да и лысый он совсем!" Нонна подчинилась, уехала в Москву и долго не писала, но родные знали - перебесится.

Мордюкова с юных лет была необычайно влюбчива. После фильма "Богдан Хмельницкий", девочка начала бредить Николаем Мордвиновым и даже написала ему письмо, спросив "Как выучиться на Любовь Орлову?" Знаменитый актёр вскоре коротко ответил: "Обязательно закончите школу и приезжайте поступать в Москву".

Сразу после войны девушка получила аттестат, сказала матери, что отправляется в Ростов, а на самом деле поехала в Москву, нашла там институт кинематографии и, покорив экзаменационную комиссию, была принята на актёрский факультет. Отношения Мордюковой и Тихонова были не безоблачны, но, когда Слава увлекался другой девушкой, Нонна буквально прибирала его к рукам. А после того, как Герасимов начал ухаживать за Мордюковой, Тихонов написал её маме письмо: "Ирина Петровна, повлияйте на Нонну, если она не захочет быть со мной, я брошусь под поезд…" Через некоторое время у молодой пары родился сын, а их брак растянулся на тринадцать лет.

Когда умерла мама, Нонна тащила на себе пятерых младших братьев и сестёр, а мужу так "надоел этот колхоз"… Первые десять лет они прожили в проходной комнате в коммуналке, но дать однозначный ответ на вопрос о том, почему супруги расстались, не могут даже самые близкие люди.

На съёмках "Простой истории" у Нонны возникло чувство к Василию Шукшину. Вспоминая ту экспедицию, актриса писала: "Легла на кровать, жду, куда направятся его кирзовые сапоги. Так и уснула, не дождавшись его ухода с крыльца. Если уж быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда". Шукшин признался Нонне в любви, но она была замужем. И Слава, почувствовав неладное, приехал на съёмки, держа за руку маленького сына.

Жалела ли Мордюкова о том, что выполнила волю матери и отказала Сергею Герасимову? Известно, что однажды знаменитый режиссёр пригласил её на разговор, но Тихонов закатил скандал, и Нонна не пошла. Вот об этом, спустя годы, она уж точно пожалела. Роль Аксиньи в "Тихом Доне" досталась Элине Быстрицкой.

Но как бы ни складывалась жизнь, Мордюкова не жила без любви никогда. Вторым её мужем стал сын писателя Пильняка Борис Андроникашвили. А одно время за Нонной ухаживал даже совсем молодой человек, почти ровесник её сына. Но она не могла взять в толк, как же так - ведь это стыдно, быть с таким юнцом, а он прострелил себе руку, чтобы доказать свою любовь.

Нонна снова мечтала о семейном очаге, искала своего единственного, и каждый раз казалось - это он. Очередным возлюбленным Мордюковой стал актёр Владимир Сошальский. Новый муж в кино был востребован мало, да и в театре играл немного, но жена обеспечивала ему безбедное существование.

Спустя годы Мордюкова говорила, что её мужик, наверное, погиб на фронте… Она нуждалась в том, чтобы о ком-нибудь заботиться, но сёстры и братья давно выросли, достойный мужчина так и не встретился, а сына она потеряла. Фильм "Родня" подарил ей, пожалуй, последнее серьёзное увлечение мужчиной. Вот только жаль, что Владимир Машков был настолько моложе...

Однажды на гастролях Мордюкова познакомилась с молодым певцом, студентом ГИТИСа Юлианом, и вскоре он стал её директором, пресс-атташе, другом, научил не стесняться брать приличные гонорары за выступления, а она словно обрела второго сына. В 1999 году актриса сыграла в картине "Мама", которая стала последней в её карьере.

Нонна Мордюкова любила жизнь, и даже в больничной палате в последний момент шептала сестре, какой красивый лечащий врач ей достался. Актриса уже с трудом разговаривала, но когда появлялся доктор, её глаза загорались особым светом, светом любви, который спасал её от бед и придавал смысл её существованию.

Официального сообщения о похоронах Нонны Мордюковой не было, но молва распространилась быстро, и проститься с ней пришли тысячи зрителей, которые, в отличие от мужей, были ей верны и долгие годы любили её бескорыстной и чистой любовью.

Нонну Мордюкову знали и любили не только в Cоветском Союзе, но и за рубежом. Британская энциклопедия Who Is Who, например, включила звезду в первую двадцатку самых выдающихся актрис XX века. Об этой легендарной женщине "Комсомолке" рассказал ее близкий друг - певец и композитор, народный артист Играф Йошка.

Заработала за месяц на пять автомобилей

Я встретил Нонну Мордюкову в конце 50-х, - вспоминает Играф Йошка. - В то время она была замужем за Вячеславом Тихоновым, их сын Володя ходил в третий класс. Признаюсь, как женщина она не произвела на меня особого впечатления. Но потом я увидел ее в работе и понял, что она выдающаяся актриса. Мы общались сначала на концертах, на чьих-то днях рождения. А плотное творческое сотрудничество началось, когда появилось цыганское трио "Ромэн" (Играф Йошка - солист и основатель ан­самбля. - Ред.). Где-то в 1975 году я ей предложил выступать с нами. Мы сделали совместную программу, стали ездить на гастроли. У нас был бешеный успех! Даже Володя Высоцкий, с которым я дружил, оценил наш проект. Володе нравилось, как поет Мордюкова. Он любил все хорошее в музыке. Говорил: "То, что скучно, - это уже не искусство". Нонна никогда не училась музыке, но у нее был великолепный слух.

У нас с ней столько было концертов по стране - о-о-ой! Она месяц с нами поработала, заработала 50 тысяч рублей. А тогда "Волга" стоила 10 тысяч. Она - мне: "Играфчик, я такие деньги никогда в жизни не зарабатывала! Давай я с вами поделюсь". Я - ей: "Ты что, с ума сошла, мы же тоже зарабатываем". Она тогда в долгах была, так сразу со всеми рассчиталась, купила себе все, что хотела, сестрам помогла, сыну.

Чего Нонна не умела - это копить. Она была бессребреницей. Говорила: "Все равно потом умрешь и с собой ничего не заберешь". Всегда жила бедно. Однажды она меня разозлила, я сказал: "Ты - народная артистка, а живешь, как нищета дворовая! Откроешь твой холодильник, а он пустой - один надкусанный бутерброд только". Она стеснялась говорить, что у нее нет денег.

Увела супруга у Гурченко

В искусстве и в обычной жизни это были два разных человека, - продолжает музыкант. - В быту - простая, общительная, смешливая. Я сразу обратил внимание, что она души не чает в сыне. Занималась им, отдыхать они вместе ездили. В ней не было заносчивости. Муж ее Вячеслав Тихонов - тот другой был совсем, самовлюбленный, высокомерный.

Мордюкова признавалась, что с Тихоновым у нее не складывались отношения…

Когда они, еще студенты, снимались в "Молодой гвардии", у нее был роман с Сергеем Герасимовым, режиссером картины и руководителем их курса. А потом Герасимов просто заставил Тихонова жениться на Мордюковой, чтобы его жена Тамара Макарова ничего не узнала. Тихонов не смог отказать учителю. Стал жить вместе с Нонной в студенческом общежитии. Позже они расписались (писатель Федор Раззаков в своей книге утверждает, что роман Герасимова с Мордюковой даже обсуждали на ЦК КПСС и режиссеру поставили на вид: мол, непристойные отношения грозят ему крахом карьеры. - Ред.). Потом Нонна должна была сниматься в фильме Герасимова "Тихий Дон" - она же казачка. Но Тамара Макарова сказала, что подаст на развод. Герасимов был вынужден пригласить на главную роль Элину Быстрицкую.

С Тихоновым Нонна, конечно, натерпелась. Признавалась, что он ее не любил. Называла его бесчувственным сухарем, мол, "чаще всего видела только его спину". И все же у них рос сын. Они пытались сохранить семью.

В мемуарах Мордюкова писала, что она изменяла мужу.

Художник по костюмам Тамара Каспарова рассказывала, что, когда Мордюкова узнала про измену Тихонова (на съемках фильма "Мичман Панин" у него начался роман с латышской актрисой Дзидрой Ритенбергс), Нонна переживала, работать не могла. Они прожили 13 лет и все же развелись, когда Володя пошел в шестой класс, через два дня после смерти матери Нонны.

Говорят, после тяжелого развода она залечивала рану романами. Например, чтобы завоевать сына писателя Бориса Пильняка Бориса Андроникашвили, тогдашнего мужа Людмилы Гурченко, перекрасилась в блондинку…

Точно не знаю. Но Мордюкова всегда недолюбливала Гурченко - та стремилась быть в центре внимания, гвоздем программы. Нонна же в компаниях старалась не выделяться. Андроникашвили был гораздо моложе Нонны, на публике она с ним нигде не появлялась. Хотя слухи ходили.

Вторым ее мужем после Тихонова стал актер Владимир Сошальский. В отличие от сдержанного Тихонова Сошальский был как пламя, темпераментный (актер был женат шесть раз. - Ред.). Они с Нонной изводили друг друга ревностью. Их брак продлился всего полгода. Помню, я сидел у ее сына Володи. Она зашла и спросила: "Володя, у тебя нет денег? Я иду разводиться с Сошальским, а у меня даже денег нет". За развод в те годы надо было платить. Я ей говорю: "На, Нонна, 50 рублей, на развод хватит".

"Спала у порога - сына ждала"

У нас с Нонной были самые теплые отношения до смерти ее сына, - вздыхает Играф Йошка. - Потом она замкнулась в себе и ни с кем не хотела общаться. Сына Володю Нонна очень любила, его смерть стала для нее громадной трагедией. Она говорила: "Надо было как брошку его приколоть на груди и носить, от себя не отпускать". Но как можно было сына все время держать возле себя? Я ее всегда убеждал: "Сыну уже 30 с лишним лет, он женился на Наташе Варлей, у них родился сын. Володя уже не маленький мальчик".

Он жил нормально, но потом задружился с водкой, и Наташа Варлей от него ушла. Он стал сильно выпивать, употреблять наркотики. С Мордюковой они вместе сыграли в фильме "Русское поле", в котором по сценарию мама хоронит сына. Ходили разговоры, что дурная примета сработала…

После смерти Володи Нонна страшно изменилась. Я даже думал, что она от горя начала сходить с ума. Около порога спала - ждала сына. Жизнь больше не интересовала Нонну, она перестала выступать, почти не снималась. Винила себя в его гибели...

Пять самых известных фильмов артистки

  1. "Молодая гвардия" (1948) - Ульяна Громова.
  2. "Комиссар" (1967) - Клавдия Вавилова.
  3. "Бриллиантовая рука" (1968) - Варвара Сергеевна Плющ, управдом и соседка Горбунковых.
  4. "Родня" (1981) - Мария Васильевна Коновалова.
  5. "Ширли-мырли" (1995) - работница загса.

О ЛИЧНОМ

"В мужчинах меня привлекал декоративный вариант"

О своих многочисленных романах Нонна Марковна писала в автобиографии:

"Выходила я замуж, да только без загса. Правда, неудачно. Мужья мне все не те попадались. Красивые были, как боги, но какие-то инфантильные, несостоявшиеся. У одного все пять лет нашей жизни пишущая машинка на одной странице была заправлена, другой чуть ли не каждый день присказку повторял: "Тебе хорошо, ты известная артистка". А я наделяла их несуществующими достоинствами, пока однажды пелена с глаз не падала… От женихов, конечно, отбоя не было, да все больше пацанва рядом крутилась - на 15 - 20 лет моложе меня. Я прямо ночами уже от них отбивалась, а вот настоящий мужчина так и не повстречался. А мне ведь всего-то и хотелось, чтоб внимательный был да чтоб ноши семейные на свои плечи взял… Однажды угораздило влюбиться в чистокровного князя. Меня, провинциалку, вечно тянуло к тем, кто Байрона читает наизусть, к "белой косточке". В общем, привлекал декоративный вариант".

Мы уже писали о тайне смерти Владимира Тихонова – единственного сына двух великих актеров – Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Этот материал вызвал небывалый читательский интерес. К нам в редакцию обратилась женщина: «А вы знаете, что у Нонны Викторовны была любовная связь с красавцем-актером Юрием Каморным, который был моложе ее на 30 лет? Эта история похлеще «Ромео и Джульетты». Ведь Каморный даже стрелялся из-за Нонны!» Мы решили выяснить детали скандального романа.

Актер Юрий Каморный, красавец и весельчак, славился на весь Ленинград своей эффектной внешностью и талантом. Девушки в буквальном смысле падали в обморок, стоило ему появиться на горизонте. И актер отвечал им взаимностью. Но все романы ветреного красавчика, как правило, длились недолго.

– Юре очень нравилось повышенное женское внимание, – усмехается старинный друг Каморного Лев Поташов. – С ним невозможно было ходить по улице. Каждая проходящая мимо нас девушка ему мило улыбалась и глазки строила. Да и он был парень не промах!

В первый раз Каморный женился на хорошей знакомой, актрисе Ирине Петровской, она подарила ему дочку Полину. Спокойная и сдержанная, Петровская души не чаяла в муже и прощала ему многочисленные амурные похождения. Но вскоре и ее терпение иссякло, и она подала на развод.

На тот момент слава красавца Каморного уже гремела на весь Ленинград. Девушки часами дежурили у служебного входа в ТЮЗ, где работал Юрий, чтобы хоть мельком взглянуть на своего кумира. Герои-любовники, злодеи, мошенники – казалось, этому парню под силу любая роль.

Вскоре обаятельного актера стали приглашать и в кино. Первая же картина с его участием «Зося» имела большой успех у зрителей. В ленте он сыграл отважного лейтенанта Михаила. Одна из ключевых сцен картины – переправа отряда на плоту по реке – могла стоить дебютанту жизни. По сценарию плот должен подорваться на фугасе врага. Пиротехники закрепили снаряд у берега, но он оторвался, подплыл под плот и взорвался. Сильнее всех пострадал Каморный. Его, оглохшего и контуженного, вытащили из воды и отвезли в больницу. Там Юрий провел три месяца, его уговаривали оставить кино, но он и слушать об этом не хотел.

Озвучивал Каморного в «Зосе» другой не менее популярный в те годы молодой актер Вячеслав Тихонов. Он уже снялся в картинах «На семи ветрах» и «Дело было в Пенькове», по нему также сходили с ума девушки, но, как говорится, Тихонов был уже занят. Он счастливо жил с женой Нонной Мордюковой, с которой они вместе снялись в «Молодой гвардии», и маленьким сыном.
Оба – и Тихонов, и Каморный – были настолько похожи, что их нередко путали не только зрители, но и близкие друзья.

– Я, признаться, частенько путал Юру и Тихонова, – говорит Лев Поташов. – Например, не знал, что Юрка снялся в

«Освобождении», а когда начал фильм смотреть, подумал, что это Тихонов играет. Юра об этом моем грешке знал, но не обижался.
Именно схожесть Каморного с Тихоновым много лет спустя привлечет к нему внимание знаменитой Нонны Мордюковой, которая очень переживала развод с первым мужем. Но великая актриса и не подозревала, что роман с молодым красавцем станет для нее настоящим проклятием…

Нонна Викторовна познакомилась с Каморным на одной из творческих встреч. У нее за плечами уже было два брака – с Тихоновым и Борисом Андроникашвили, подрастал сын Володя, которого она очень любила. Интересные роли сыпались как из рога изобилия, только счастья в личной жизни не хватало.
Как только Мордюкова закончила свое выступление и начала спускаться по лестнице, к ней подлетел миловидный юноша и вдруг бросился перед ней на колени. Это и был Каморный. Актриса резко остановилась и с негодованием посмотрела на наглеца.

– Это что еще такое? – грозно молвила она.

– Нонна Викторовна, – залепетал юный поклонник. – Я люблю вас!

Сестра знаменитой актрисы Наталья вспоминает, что сначала Нонна Викторовна хотела пристыдить мальчишку, но потом, приглядевшись, признала в нем актера Каморного.

– Нонне понравился фильм «Проводы белых ночей», где он сыграл одну из главных ролей, – рассказывает сестра актрисы. – Только поэтому она его и не прогнала. Нонна похвалила его за работу. Поговорили они недолго, Нонна спешила по делам.

Великая актриса и думать забыла о своем молодом воздыхателе, у Каморного же появилась цель – покорить сердце неприступной Мордюковой.

– Нонночка дружила с Юрой, так сказать, на расстоянии, – рассказывает сестра актрисы. – Она не понимала, как можно иметь какие-то отношения с мужчиной, который годится тебе в сыновья. Раньше нравы-то строже были.

Настойчивый Каморный и не думал уступать. Он снова пришел на встречу с актрисой Мордюковой, купил билеты в первый ряд. После концерта решил рискнуть и подошел к ней. Она кинула на него недовольный взгляд. «Что-то ты зачастил», – бросила Нонна Викторовна. Его сердце радостно забилось, и он решился. «Я вас люблю!» – на одном дыхании произнес Юрий.

– Сестра, конечно, слегка опешила от очередного признания, но, решив, что это шутка, спросила: «Правда, что ли? Так ты ведь мне в сыновья годишься», – вспоминает сестра Нонны Викторовны. – А Каморный ей: «Ну и что? Возраст не имеет значения. Я хочу на вас жениться!» А Нонна засмеялась: «Ой, нет, не дай бог!»

Молодой поклонник решил применить тяжелую артиллерию и привез на концерт Мордюковой… свою маму! Она, смущаясь, подошла к актрисе: «Нонна Викторовна, дорогая, поймите, он вас так любит, жить без вас не может!»

– Сестру речь матери тронула, она повернулась к Каморному, который стоял рядом тише воды ниже травы, и сказала: «Как ты не поймешь, если я с тобой появлюсь где-нибудь, все решат, что ты мой сын». Парень уперся: «Ну и что, мне все равно!» «Ладно, – решила сестра. – Тогда пойдем в Дом кино».

В тот вечер там должна была состояться премьера нового фильма, и Мордюкова решила проверить, какое впечатление на ее коллег и друзей произведет молодой поклонник. Но едва они за-шли в холл, как встретились с давней знакомой Нонны Викторовны. После поцелуев и объятий дама спросила у Мордюковой: «А что же Володя твой все молчит? Какой он уже взрослый стал и вылитый Славка!»

– После этого Нонна сказала ему: «Так будет всегда, понял? Так что давай, сынок, гуляй отсюда!» – вспоминает Наталья Мордюкова.

Долгое время после того злополучного дня Каморный не давал о себе знать. Но спустя несколько дней в квартире Мордюковой раздался телефонный звонок. Это был Юрий.

– Он снова попросил сестру о встрече, и тут Нонна не выдержала, – говорит сестра актрисы. – Она сказала ему в сердцах: «Да сколько же можно?! Пойми наконец, ты мне как сын и не более!»– и бросила трубку.

Но даже после такого резкого отказа Каморный не хотел уходить в тень. Однажды он приехал к ней домой. Мордюкова впустила назойливого парня только потому, что была дома с сестрой.

– Нонна рассказывала мне потом, что он вдруг достал пистолет и приставил к своей руке. Сестра его спросила спокойно: «Это что еще за игрушка?» Он ответил, что это коллекционный пистолет, потом приставил дуло к ладони и заявил, что выстрелит себе в руку, если она не выйдет за него! Нонна не поверила: «Брось ты меня пугать! Не выйду за тебя, и точка!» Тогда он выстрелил.
Пуля прошла навылет, несчастного поклонника, стонущего от боли, Мордюкова с сестрой положили на диван, обработали и забинтовали ему рану. Когда Каморному стало полегче, Нонна Викторовна прогнала его: «Чтобы духу твоего здесь не было!» После этого молодой человек еще долго названивал актрисе, но она просто не отвечала на звонки.

О Юрии Каморном великая Мордюкова вспомнила за пару лет до своего ухода.

– Мы с Нонной смотрели телевизор, там передача была про браки звезд. «Ты смотри, – сказала мне сестра. – Старики женятся на молоденьких, старухи выходят за пацанов». Мы вспомнили про Каморного. «И чего я тогда сглупила?» – сетовала Нонна.

Юрий Каморный, после того как Мордюкова отвергла его чувства, долго не мог прийти в себя, у него началась страшная депрессия. Но о несостоявшемся романе с Нонной Викторовной он никому не рассказывал. Вскоре актер попал в больницу в критическом состоянии. Оперировал врач Лев Поташов.

– Он попал ко мне с кишечной непроходимостью, – вспоминает Лев Васильевич. – Его привезли ночью бледного, изнывающего от боли. Было решено делать операцию немедленно. Промедление могло стоить Юрке жизни.

Каморный и Поташов подружились. Юрий любил рассказывать врачу о работе в театре и кино. Вскоре он пригласил его на открытие первого бара в Ленинграде. На эту встречу Каморный пришел не один.

– Когда я зашел в бар, то увидел, что Юра мило общается с актрисой Людмилой Чурсиной, – рассказывает Поташов. – В те годы она была на пике славы, ее всюду узнавали. Какая она была красавица!

Пытался ли Каморный заглушить боль от разлуки с Мордюковой, встречаясь с другой красавицей – Чурсиной, неизвестно, но в тот вечер он применил все свое очарование, чтобы покорить известную актрису.

– Мы отлично посидели, выпили пива и засиделись до поздней ночи, – вспоминает друг актера. – Что между ними произошло дальше, я не знаю, но выглядели Юра и Людмила очень счастливыми.

Вскоре Поташов узнал, что Каморный женился во второй раз. Правда, не на Чурсиной, а на молодой актрисе Аде Ставиской. Она терпела все выходки мужа, но спасти его от гибели так и не смогла.

Жизнь Юрия Каморного оборвалась рано, в 37 лет. Соседи, услышав страшный шум из квартиры актера, вызвали милицию. Взломав дверь, работники органов увидели, как он размахивает кинжалами. В комнате в тот момент находилась подруга Каморного, которая истошно кричала. Милиционер хотел ранить актера в ногу, но попал в бедренную артерию. Кровь остановить не смогли. Каморный умер через пару минут.

Другие увлечения Нонны Мордюковой

Великой актрисе очень нравился стилист и парикмахер Сергей Зверев. Когда она слышала, что о нем говорят плохо, очень расстраивалась: «Зачем, – говорила, – гения клюют?»

Неравнодушна была Нонна Викторовна и к молодому певцу Юлиану. Они познакомились на одном из концертов, часто встречались, Мордюкова даже в шутку называла Юлиана мужем.

Нонна МОРДЮКОВА как-то сказала актрисе Светлане КРЮЧКОВОЙ: «Знаешь, за что я не люблю советское кино? Там нет мужчин и нет женщин. А я хочу видеть половые признаки на экране!» Сама Мордюкова женщиной была всегда - и в кино и в жизни. Чем вызывала восхищение и преклонение миллионов людей. Правда, любимого человека, равного себе по силе характера, найти так и не смогла.

О своем первом поцелуе Нонна Викторовна рассказала в интервью «Экспресс газете» в 2005 году.

В 10-м классе я каталась на коньках по замерзшей реке. И вот мой друг Колька Горский говорит мне: «Нонка, давай я тебя погрею, а то ты вся синяя». Набросил на меня куртку, прижал и внезапно поцеловал. Я вырвалась и - домой. Сразу подлетаю к зеркалу. Думала, что губы станут другими, потому что меня поцеловали… Такое событие!

А первой любовью Нонны, урожденной Ноябрины, был Володя, бравый командир партизанского отряда. Это было после войны, когда красивой девушке уже не нужно было прятаться от фашистов, чтобы не угнали в Германию. Но Мордюкова не пошла замуж: без аттестата и денег, на товарняке сбежала в Москву, поступать «в артистки».

Месть «лысого» классика

Чтобы завоевать благосклонность Мордюковой, мужчинам приходилось потрудиться. Воспитание у донской казачки было строгим.

В дни нашей молодости как было? - впоминала она. - Парень говорил: «Предлагаю тебе руку дружбы».

Если девушка отвечала: «Я согласна», то ее приглашали в столовую, есть вареную картошку. Покупали буханку хлеба и отрезали по большому ломтю. Из пол-литровой банки пили простой кипяток - без сахара и заварки. С косметикой было туго. Так, девчонки смешивали черные чернила с кусочком мыла и все это заваривали в консервной баночке на газу. Вот вам и тушь! Ресницы подкрашивали зубной щеткой. А румянились свеклой, как в старину. И знаете - в отличие от нынешней молодежи я далеко не сразу соглашалась на постель. Это либо должно прийти со временем, либо вообще нет.

Если б Нонна Викторовна была покладиста, ее жизнь сложилась гораздо комфортнее. Но себя не переделаешь. После успеха в фильме «Молодая гвардия» к юной Нонне воспылал страстью режиссер картины, влиятельнейший Сергей Герасимов. Масштаб личности Сергея Апполинарьевича вызывал у Мордюковой священный трепет, но долго их роман не продлился. Точку поставила Нонна.

Не одобрила отношения и матушка актрисы - слишком, мол, большая разница в возрасте, «да и лысый он». Герасимов продолжал преследовать строптивую казачку, пока его жена Тамара Макарова не написала письмо в ЦК КПСС. Киноклассика поставили на место. Однако Мордюкова после этого не снималась лет пять. А самым страшным ударом для актрисы было то, что отвергнутый классик не взял ее на роль Аксиньи в фильм «Тихий дон».

Меня даже к кинопробам не допустили, - говорила Нонна Викторовна в одном из последних интервью. - Если б они были, от нее (Элины Быстрицкой, которая в итоге сыграла Аксинью. – В.М.) мокрого бы места не осталось!

Оплеуха от Штирлица

Прожили мы 13 тяжелых лет, - рассказывала актриса. - Домой никогда идти не хотелось ни ему, ни мне. Ну не было между нами взаимопонимания! Он тихий павловопосадский мальчик. А я - казачка, яркая, очень боевая. Помню, Тихонов мне говорил: «Нонна, я тебя умоляю, не пой хоть сегодня свои частушки!» Мне с ним было скучно. Тихонов ведь неразговорчивый. Его надо было нянчить, с ложечки кормить. Осталась у меня на Тихонова обида на всю жизнь - он меня ни разу с днем рождения не поздравил. Помню, уже темнеет, а я все жду, что вспомнит! Не дождалась…

Случались между ними и сцены ревности, бывало, доходило до рукоприкладства.

Он говорит: «Ты на него смотрела!» - Я говорю: «Нет!» - «Замолчи!» И с размаха мне оплеуху. У меня до сих пор звон этой пощечины в ушах стоит. Вообще бывало такое, что отвергнутые мужики на меня руку поднимали, показывая свою слабость. Но я никогда им не отвечала. У них всегда так: слово за слово, одним местом по столу…

Последней каплей, по словам Мордюковой, стала довольно безобидная история. У них в доме не осталось денег. Совсем. И продуктов тоже. А до зарплаты еще несколько дней. Нонна обегала всех соседей, но те тоже оказались на мели. И вот она, разочарованная и уставшая, вернулась домой и машинально перевесила пиджак мужа на другую вешалку. В этот момент из его кармана выпали десять рублей. Это так потрясло Мордюкову, что она даже заплакала.

Ведь он видел, как я убиваюсь, и все же не сказал про заначку! - негодовала она.

Князья и сопляки

А вот мама Нонны зятя очень любила.

Не бросай Славку, он такой домашний, хороший! - говорила она. Мордюкова рассталась с Тихоновым через два дня после ее смерти.

Однако со временем отношение к бывшему супругу у Нонны Викторовны менялось. В интервью она стала вспоминать, каким бессребреником был супруг, как безропотно отдал свой родовой особняк под Дом пионеров.

Слава очень хороший, но и у него был один недостаток - он меня не любил! Да, всегда был мне предан, а мне казалось этого мало. Он не заглядывал мне украдкой в глаза, не вел томных любовных бесед, не прижимал невзначай. Сейчас, когда вижу Тихонова на экране, - сердце стонет! Волнует он меня до сих пор… Но уже не как мужчина, а как родной человек.

Родного человека Мордюкова пыталась найти потом в течение долгих лет, но, увы, безуспешно.

После Тихонова пацаны какие-то рядом крутились, моложе меня на 15 - 20 лет. Норовили на шею сесть. Сопливые какие-то. Иной раз хотелось прямо платок дать - на, сопли утри! Меня, провинциалку, всегда тянуло к тем, кто Байрона читает наизусть и дома в бархатном халате расхаживает. Однажды я влюбилась в чистопородного князя. Он много читал, раскладывал пасьянсы, пел романсы… Но, к сожалению, нигде не работал. И я заботилась о нем.

Князем Нонна Викторовна называла сына писателя Бориса Пильняка Бориса Андроникашвили, бывшего мужа Людмилы Гурченко. Чтобы покорить его сердце, смуглая казачка даже перекрасилась в блондинку. Всезнающие сотрудники журнала «Советский экран» поговаривали, что из-за Бориса две великие актрисы якобы выясняли отношения «врукопашную». Правда, сама Мордюкова утверждает, что познакомилась с «князем» уже после его развода с Людмилой Марковной. Но какая разница? Главное, здесь «сильным полом» была, скорее, она, а не любимый. И долго так продолжаться не могло.

Любовь с инопланетянином

Мои «служебные романы» очень стимулировали достоверность экранных образов, - призналась в одном из интервью Нонна Викторовна. - Ведь орудие производства для актера - это эмоции. И я влюблялась в своих партнеров на время съемки!

Так было, например, с актером Владиславом Дворжецким в фильме «Возврата нет». Героиню Мордюковой хотят исключить из партии за то, что она во время войны жила на оккупированной территории. А она, как оказалось, рискуя жизнью, укрывала от фашистов раненого артиллериста. Его-то и играл Дворжецкий.

В 1974 году эту патриотическую мелодраму посмотрели 43,6 миллиона зрителей! Оба актера сыграли настолько блистательно, что их экранные отношения перетекли в жизнь. За необычную внешность Нонна называла любимого инопланетянином. Но быстро оказалось, что и она для него «с другой планеты».

То ли дело красавец Владимир Сошальский. Казалось, этот балагур, дамский угодник и душа любой компании очень подходил заводной казачке. Однако и этот брак продлился недолго.

– Мы прожили вместе всего полгода, - рассказывал Сошальский. - Но и это время Нонна даром не теряла. Она разбирала стенку между кухней и комнатой в нашей малюсенькой квартирке. Поскольку в доме у нас постоянно толпились гости, ей все казалось, что надо «расширить пространство». Хотя гостей она не очень любила. Постоянно говорила: «Вовк, а Вовк, ну чего это они все ходят и ходят?!» Как только стена была разобрана, мы и расстались.

Фальшивый акцент

Пожалуй, самым колоритным кавалером Нонны Викторовны был актер Гелий Коновалов, «наш советский негр», как его называли в 60-е. В цирке Гелий разрывал на манеже цепи, изображая освобождение угнетенных народов. Он был темнокож и курчав, но родился при этом в обыкновенной русской семье. Когда Нонна стала с ним появляться в обществе, на них смотрели во все глаза - дородная кинозвезда и ее шоколадный спутник производили сильное впечатление.

«Бриллиантовая рука» судьбы

В конце 60-х она снималась в фильме «Бриллиантовая рука». За спиной уже были Сталинская премия, звездные роли в «Простой истории», «Чужой родне», «Председателе»... А вот у 26-летнего Андрея Миронова такого послужного списка не было. Более того, худсовет скептически относился к его участию в картине. «Миронову не везет в кино. К тому же он еще очень кривляется!» - эти слова остались в стенограмме обсуждения его кандидатуры. Трудно поверить, но будущий секс-символ в ту пору был очень робок с дамами.

Миронову было нужно, чтобы все время кто-то находился рядом, - рассказывала его любовница и коллега Татьяна Егорова, написавшая книгу о кумире. - Он окружал себя представительницами женского пола, я их назвала икебанами, чтобы скрыть свое одиночество и неуверенность. После того как на экран вышла «Бриллиантовая рука», он, конечно, стал более уверенным в себе. И неудивительно - картина Гайдая сделала Миронова суперзвездой. Однако судачили, что уверенности в жизни ему прибавило и близкое знакомство с Нонной Викторовной, которая была старше на 16 лет. (Миронов тогда еще был холост, с Екатериной Градовой - «радисткой Кэт» - они поженятся только через четыре года.)

Нонна написала рассказ о своих отношениях с Андреем Мироновым, - поведала нам Анна Итенберг, в ту пору фоторедактор главного журнала о кино «Советский экран». - Она же успешно «баловалась» литературой. Рассказ тот назывался «Пуговка». В нем Мордюкова описала ни много ни мало интимное свидание с Андреем. Сделано это с огромным тактом и вкусом. А почему пуговка? У Миронова отрывается пуговица, кажется, от рубашки, и он начинает ползать по полу, ее искать. Глядя на эти суетливые движения, автор произведения вдруг понимает, что этот замечательный и красивый парень ей не нужен… Однако рассказ так и не был опубликован, говорят, Нонна Викторовна дала распоряжение напечатать его лишь после ее смерти. Так что, возможно, мы еще с ним познакомимся.

Сестра Мордюковой: «Ни с кем из мужей Нонна не жила так хорошо, как с Тихоновым».

«Герасимов в Нонну серьезно влюбился, звал замуж, готов был с Тамарой Макаровой развестись. Приехал к маме на Кубань, просил руки Нонны. Говорил, что сделает из нее такую звезду, как Любовь Орлова. А мама ответила: «Если у Нонки есть талант, она и без вас пробьется. А замуж за вас ей незачем идти — вы лысый, старый», — рассказывает Наталья Катаева, сестра Нонны Мордюковой…

Первую свою роль Нонна сыграла не в театре и не в кино. А в жизни, и при таких страшных обстоятельствах, что, если бы она сфальшивила, погубила бы и себя, и нас. Дело было во время войны. Место, где мы жили, оказалось под немецкой оккупацией. И вот Нонна стала помогать партизанам. Ей было 17 лет, она все ходила в соседнюю станицу Отрадная будто бы к подруге, а сама высматривала, что там у немцев. Партизаны приходили к нам ночью. Помню, как они пару раз приносили нам соль — страшный дефицит по военному времени, и мы, дети, заворачивали ее в тряпочку и с наслаждением сосали, как леденец. Однажды полицаи заметили следы на снегу у нашего дома и пришли с проверкой. Нонна едва успела спрятать гостей в сарае, за мешками. Полицай спрашивает: «Чьи следы?» Она говорит: «Мои. Видите, я в мужских ботинках хожу, больше не в чем. Хотите дом осмотреть — пожалуйста!» И невозмутимо, щелкая семечки и сплевывая шелуху, открывает дверь того самого сарая. Мне семь лет, остальные братья-сестры мал мала меньше. И вот мы все вместе с матерью к окну прильнули, смотрим на Нонну, обмирая от ужаса. А она спокойно так держится, уверенно. Полицаи поверили ей и ушли.

С сестрой Натальей Катаевой. 2002 г. Фото: Андрей Эрштрем

Когда через пару лет, уже после войны, Нонна поступила во ВГИК и вместе со всем своим курсом стала сниматься в «Молодой гвардии» у Герасимова, она говорила, что ей и играть-то ничего не нужно. Еще одна роль, которую она ощущала абсолютно своей, органичной, — Аксинья в «Тихом Доне». Но в этот фильм Герасимов вместо Нонны пригласил Элину Быстрицкую. Помню, сестра смотрела «Тихий Дон» и сокрушалась: «Как жалко, что не я сыграла! Конечно, Быстрицкая очень красивая. Но и меня можно было сделать в кадре более или менее красивой. А я бы эту сцену ух как сыграла!» Ее послушать — выходило, будто Герасимов ее не взял из-за того, что она недостаточно красивая… Не думаю, что это так. Возможно, тут дело в его неудачном сватовстве к ней. Ведь Герасимов в Нонну серьезно влюбился, звал замуж, готов был с Тамарой Макаровой развестись! Наша мама была еще жива, так Сергей Аполлинариевич приезжал к ней на Кубань, просил руки Нонны. Говорил, что сделает из нее такую звезду, как Любовь Орлова. А мама ответила: «Если у Нонки есть талант, она и без вас пробьется. А замуж за вас ей незачем идти — вы лысый, старый». Сама-то Нонна сомневалась. Говорила: «Мам, вам же легче будет, если я за него замуж выйду — смогу вам помогать». Но мама — ни в какую: «Еще чего не хватало — продаваться!» Вообще-то Нонна была не из таких, которые за деньги продаются. Если думала на эту тему, значит, нравился ей Герасимов. Все-таки огромный талант, великий человек… Но мать ее убедила. Вскоре Нонна вышла замуж за Славу Тихонова. Оба они еще во ВГИКе учились, а я так и вовсе в пятом классе. В 1950 году, после того как у Нонны и Славы родился Володя, она взяла меня к себе. Мне тогда было 13 лет, я помогала ей с сыном, поскольку они со Славой с утра до ночи были на репетициях. Позже в Подмосковье переехала и мама, а потом перевезла остальных братьев и сестер. Так что, за кем бы Нонна ни была замужем, рядом с ней постоянно кто-то из нас находился. Мы всегда помогали друг другу!

Помню, когда нашей мамы не стало, Нонна взяла меня с собой на съемки фильма «Отчий дом». Поселили нас с ней в простой хате. Как-то ночью спим, и тут под окошком появляется выпивший Петр Алейников. Кричит: «Нонка! Ты дура!» Она, конечно, за словом в карман не полезла: «Иди отсюда, старый хрыч!» А он опять: «Нонка! Ты дура! Дура! Ты же талант. А ведешь себя, как обычная баба». Нонна и впрямь ничуть не изменилась, попав из нашей родной станицы в Москву, во ВГИК. Помню, на тех же съемках «Отчего дома» местная жительница, тетя Аня, ей простосердечно предлагала: «Нонна, там от свиней картошка горячая осталась, берите». И сестра отвечала: «Спасибо, тетя Ань, сейчас Наташку пришлю». И я ходила за этой картошкой, приносила целую миску. Конечно, картошка была не из хлева, а с плиты, очень вкусная, в мундире — тетя Аня целыми ведрами варила ее и для свиней, и для всех желающих. Нормальный деревенский подход к делу, в котором Нонна не видела ничего странного. Сестра любила деревенскую жизнь — и запах травы, и вкус огурцов, только что снятых с грядки. Кажется, даже слово «сельпо» согревало ее сердце. Что не мешало Нонне много читать, много думать и вообще легко впитывать в себя высокую культуру.

В Подмосковье жили мы очень бедно, в деревянном доме. Ели перловую кашу, пили в основном кипяток. Бывало, что Тихонов дрова воровал, чтобы комнату натопить, когда они с Нонной еще в общежитии жили. Потом перебрались к родителям Славы, в Павловский Посад. Помню, как они тогда были счастливы! Слава с Нонной вечно на съемках, и я с маленьким Володей оставалась со Славиными родителями — Василием Романовичем и Валентиной Вячеславовной. Они не только внука, но и меня полюбили, как родную. Особенно Василий Романович — он был человеком эмоциональным, а Валентина Вячеславовна — очень сдержанным. Она даже отчитывала нас только шепотом, чтобы соседи не услышали. Слава характером был в нее — суховатый. Возможно, из-за этого-то Нонна с ним в конце концов и не ужилась — заскучала...

Через много лет после развода с Нонной, уже в конце жизни, Слава Тихонов лежал в Кремлевской больнице в одной палате с Роланом Быковым, которого приходила навещать жена, Лена Санаева. И вот однажды, послушав их разговор, Слава вздохнул: «Если бы в свое время я так говорил с Нонной, как сейчас вы друг с другом, она бы от меня никогда не ушла». Санаева рассказала нам с Нонной об этом эпизоде. После чего сестра стала вдруг задумываться: «Взять бы Славу сюда. Но он же не пойдет, гордый!» Видимо, со временем все размолвки, случавшиеся между ними, забылись, и вспоминалось только хорошее. Ведь что ни говори, а из всех мужей Нонны Тихонов был лучшим. С ним она счастливее, чем с остальными, жила. Хоть и разными они были: Слава — суховатый московский эстет, а Нонна — казачка с бешеным темпераментом…

«...И все же из всех ее мужей Слава Тихонов был лучшим. С ним она жила счастливее, чем с остальными» Фото: МУЗЕЙ КИНО

Следующим ее мужем, правда неофициальным, стал человек, может быть, излишне темпераментный и беспокойный — Борис Андроникашвили. Некоторые говорят, что Нонна увела его у Людмилы Гурченко, на которой Боря был женат. Но это неправда — к тому времени Люда с ним уже рассталась. Помню, как я в первый раз увидела Борю и поразилась: «Аполлон!» Он был красавец, очень интеллигентный, все стихи читал… Сын расстрелянного в 1938 году писателя Бориса Пильняка и актрисы Киры Андроникашвили, происходившей из грузинского княжеского рода. После расстрела отца Борю спрятали у родни в Тбилиси, сменив мальчику фамилию на материнскую. И в Москву, на сценарный факультет ВГИКа, Боря приехал, напитавшись от своих грузинских корней.

«Андроникашвили безумно ревновал Нонну. Если после съемок ее кто-то подвозил до дома на машине, обязательно устраивал скандал» Фото: ИТАР-ТАСС
Нонна страстно влюбилась в его красоту. К тому же Боря оказался прекрасным отчимом для Володи — учил его, развивал, все устраивал какие-то викторины, или стенгазету с ним садился рисовать, или рассказ писать. Поначалу казалось, что единственный Борин недостаток — это ревность. Нонна мне жаловалась: «Подвезут меня со съемочной площадки, он в окно увидит, как я из машины выхожу. Прихожу домой — скандал! А я к этому не привыкла. Со Славой-то мы никогда не ругались, даже тона друг на друга не повышали». Но это еще полбеды. Хуже всего было то, что Борис только и делал, что «подавал надежды». Год за годом! Нонна удивлялась: «Боречка, что же ты никак ничего не напишешь?» Они прожили вместе лет шесть, и все это время он нигде не работал. А сестра и в кино снималась, и хозяйство вела. Помню, у нее был такой большой чан, в котором Нонна постельное белье стирала. Я удивлялась: «Что же ты в прачечную не сдаешь?» Но на прачечную деньги нужны, а где их взять, если женщина одна семью кормит? Нонна ездила по деревням, по сельским клубам на заработки — с программой «Товарищ кино». Часами стояла на сцене в концертном легком платье, а помещения-то плохо отапливаемые, продуваемые всеми ветрами… Вернется домой с жестоким радикулитом, а там застолье! Борис ведь, как настоящий грузин, любил принимать гостей. Интеллигентная компания, интересная беседа, поются прекрасные грузинские песни… Только вот приготовить, накрыть на стол — это доставалось Нонне. Сестра с ног сбивалась: чем накормить, как выкроить на это время? И в конце концов не выдержала. Однажды звонит мне и говорит: «Наташа, дома меня не ищи. Я пока живу у подруги. Только Борису не говори, где я». Вскоре он меня разыскал: «Наташа, Нонна исчезла». Объясняю: «Да не исчезла она. Она от тебя ушла!» — «Ну как же так! Я же не могу без нее». — «Зато она без тебя, видимо, уже может...» А через неделю Нонна встретилась с ним и объявила: «Будем разъезжаться. Квартиру разменяем. Когда мы познакомились, у тебя была комната, которую мы продали. Значит, теперь у тебя будет однокомнатная квартира, а у нас с сыном — двухкомнатная». Боря пытался спорить, но с Нонной это было бесполезно. У нее всегда так. Сказала — отрезала! Она и со следующим своим мужем — Владимиром Сошальским — таким же образом рассталась. Резко, в один момент, без каких-либо выяснений. С Сошальским-то они совсем мало прожили — около года. Поженились без особой любви, Нонна говорила: «Выхожу замуж, чтобы не гавкали, что у меня мужа нет». Вскоре выяснилось, что Володя каждую ночь крепко выпивает. «И ты представляешь, какой хитрый, — делилась Нонна. — С вечера приготовит наваристый бульон — на килограмм мяса пол-литра воды. Утром выпьет этого бульона, примет контрастный душ — и как огурец! Идет в театр на репетицию, а там никто и не догадывается». И вот она ушла от Сошальского. Точнее, уехала. Я тогда в санатории в Сочи лечилась, и Нонна махнула ко мне. Помню, сидим мы в парке, сестра шарфик вяжет, мохер у нее в пакетике, спицы уютно так мелькают. Хорошо! И тут по аллее к нам идет невесть откуда взявшийся Сошальский. Подошел, говорит: «Нонна, вернись!» А она ему: «Володя, я один раз и навсегда сказала. Не вернусь. Уезжай!» Так он и сделал.

«О браке с Владимиром Сошальским сестра говорила так: «Выхожу замуж, чтобы не гавкали, что у меня мужа нет» Фото: РИА «НОВОСТИ»

Наверное, тяжелее всего от всех этих попыток устроить личную жизнь приходилось ее сыну. Володя никак не мог понять, зачем мать развелась с Борей. Он ведь привык быть дома с ним — Нонны-то вечно не было. В общем, обиделся на мать. И некоторое время все ездил к любимому отчиму, пока тот снова не женился.

Что же касается Людмилы Гурченко, вся эта история их с Нонной не только не рассорила, а даже сблизила. Узнав, что сестра выгнала Андроникашвили, Гурченко задала только один вопрос: «Нонна, скажи. А вот у Бориса в печатную машинку всегда лист вставлен, сколько там строчек было напечатано?» — «Три». — «Правильно! И когда со мной жил, тоже три было».

«Некоторые говорят, что своего второго мужа, красавца Бориса Андроникашвили, Нонна увела у Людмилы Гурченко. Но это неправда — к тому времени Люда с ним уже рассталась» Фото: ИТАР-ТАСС
Они посмотрели друг на друга — и давай хохотать! Много позже, когда Бори уже не стало, Нонна оказалась в Грузии. Пришла на его могилу. Постояла, помолчала, потом говорит: «Боречка, хороший ты был парень. Но не орел».

«Ульянов не способен ни на какие флюиды»

Знаменитую фразу «Хороший ты мужик, но не орел!» для фильма «Простая история» придумала сама Нонна. Изначально в сценарии было что-то вроде: «Спасибо вам за все, прощайте». После чего героиня приходила домой и плакала. Нонна мне рассказывала: «Я перед съемками этой сцены ночь не спала, все думала: что-то здесь не так… Ну как моя героиня ничего не скажет на прощание мужчине, который так ее разочаровал? Ведь она в него влюблена и чувствует, что он тоже к ней неравнодушен. Он свободен, один

растит сына, она свободна... Разве нормальный мужик в такой ситуации не сделает шаг навстречу женщине?» Вот она и придумала сказать эти слова — причем с улыбкой, потому что гордость иначе женщине не позволит! Нонна была великий импровизатор — просто подарок для режиссеров! Недаром Рязанов говорил: «Не надо Мордюкову трогать. Она сама все сделает». Кстати, и для фильма «Мама» она яркую деталь придумала. Говорит режиссеру: «Дайте мне сажи». Никто не поймет, зачем ей. Но достали. Нонна говорит: «Снимайте». И стала своих экранных детей сажей мазать, как нефтяники друг друга нефтью мажут. Такой момент единения, радости…

Ну а что касается «Простой истории»… Сейчас говорят, что у Нонны был на съемках роман с Михаилом Ульяновым. Чушь! Единственное объяснение этого слуха — это что Нонна, играя любовь, всегда находила способ хоть что-то почувствовать к партнеру. Говорила: «Нужно, чтобы хотя бы пуговица на его пиджаке мне нравилась!» И в случае с Ульяновым разве что в пуговицу она и влюбилась. Нонна жаловалась: «Миша не способен ни на какие флюиды». И действительно, кроме своей жены Аллы Парфаньяк, Ульянов никого за всю свою жизнь не любил. Разве что Одри Хепберн, чьим поклонником он был в молодости. Кстати, Парфаньяк на ранних фотографиях на нее очень похожа.

«Никакого романа у Нонны с Михаилом Ульяновым не было. Кроме своей жены Аллы Парфаньяк он никого не любил» Фото: ИТАР-ТАСС

Магнит по имени Василий Шукшин

Гораздо больше, чем Ульянов, на съемках «Простой истории» Нонну взволновал Василий Шукшин. Сестра мне признавалась: «От одного его присутствия у меня сердце клокотало. Он меня к себе как магнит тянул. И я чувствовала, что он испытывает то же самое.

«От одного присутствия Шукшина у меня сердце клокотало. Он меня как магнит тянул. И я чувствовала, что он испытывает ко мне то же самое» Фото: РИА «НОВОСТИ»
Мою шкуру не обманешь! Бывало, сижу я у себя в номере, слышу — шаги по коридору. Понимаю, что это Васины шаги. Думаю: «Хоть бы зашел на чаек!» И ведь прекрасно знаю, что он тоже хочет этого. Но не поддается, идет мимо». В это время Нонна еще за Тихоновым замужем была. И Слава с маленьким Володей приезжали к ней на съемки, жили там по нескольку дней, рыбачили… Шукшин их там видел. Да у него и самого была тогда невеста. Словом, они так и не переступили запретную черту. А когда снималась сцена, где Нонна бьет Васю по щекам, он ей шептал: «Бей больнее!» Как будто хотел избавиться от чего-то, порвать связавшую их нить. Но нить так никогда и не порвалась. Пусть издалека, но эти двое друг друга из виду не упускали…

Прошло почти 15 лет. Нонна снималась в фильме «Лев Гурыч Синичкин», а я работала

там художником по костюмам. И вот сидят актеры в гримерке: Нонна, Миша Козаков, Алла Ларионова, Олег Табаков, разговаривают о чем-то, смеются. И вдруг звонок по городскому телефону: «Нонну Викторовну, пожалуйста». Нонна берет трубку: «Слушаю. Васька! Как ты меня нашел? Ты откуда?» Оказалось, Шукшин звонит с Дона, где снимается у Бондарчука в фильме «Они сражались за Родину». И просит, чтобы Нонна приехала. Мол, нужно снимать сцену, где его герой разговаривает с казачкой. «Никого я не вижу в этой роли, кроме тебя, понимаешь ты это?» — убеждает Шукшин. Нонна растерялась: «Васенька, да я бы с удовольствием, но я же здесь одну из главных ролей исполняю, как я могу уехать?» — «Нонна, только на три дня!» В это время в гримерку заходит режиссер Александр Белинский, слышит весь этот разговор. И… отпускает ее! Все-таки авторитет Шукшина был велик!

К тому времени Нонна с Тихоновым уже развелись. А ведь он тоже снимался в «Они сражались за Родину». И Бондарчук, опасаясь возможных неприятностей от их встречи, под каким-то предлогом отправил Славу на несколько дней в Москву. Знаменитую сцену Мордюковой и Шукшина сняли на одном дыхании. Бондарчук, глядя на них, заплакал. Они ко второму дублю готовятся, а режиссер говорит: «Ребята, сядьте… Если бы вы видели, КАК вы это сыграли». А сам слезы смахивает.

Но вот Нонне настало время уезжать. Шукшин пошел ее провожать. Она села в «газик», смотрит на него и вдруг замечает, как Вася похудел, пожелтел лицом. Пугается: «Вася, что с тобой? Как ты себя чувствуешь?» Он только

рукой махнул: «Нормально, Нонн, нормально». Машина тронулась, Шукшин остался стоять в столбе пыли, закурил, глядя Нонне вслед… Буквально через несколько дней ей в Москву сообщили, что Вася умер. Помню, как Нонна сползла вниз по стене: «А я чувствовала, что видела его в последний раз. Это он меня прощаться вызвал».

С ней вообще все почему-то вечно прощались. И сама Нонна считала это не только нормальным, но даже и обязательным. Помню, звонит ей как-то Григорий Чухрай. Поговорив о чем-то, вдруг предлагает: «Нонн, давай споем «Дывлюсь я на нэбо». И она запевает в трубку своим красивым голосом, а на том конце провода Чухрай ей вторит. Так и спели песню с начала и до конца. Через несколько дней узнаем: Чухрай умер. Нонна говорит: «Так вот в чем дело! Ну, хорошо хоть, что успели

попрощаться». Потом еще Нонна прощалась с Михаилом Ульяновым. Дело было на одной встрече со зрителями, за кулисами. Помню, сестра в кресле сидит, а Ульянов — в другом углу, к стене прислонился, стоит, на палочку опирается. У него с ногами что-то было, он плохо ходил уже. Вдруг к Нонне подходит Виктор Мережко: «Миша хочет с тобой попрощаться. Подойди к нему». Сестра спрашивает: «А что, он сам не может подойти?» — «Не может, Нонна». Тогда я беру Нонну под руку и подвожу к Ульянову. После чего происходит совершенно необъяснимая, таинственная сцена. Два великих актера стоят друг перед другом и, не произнося ни одного слова, смотрят глаза в глаза. Поразительным, глубоким взглядом! Время словно остановилось. Наконец Нонна поворачивается ко мне: «Пойдем, сестрица». И мы уходим. Что это было? Что сказали эти двое друг другу таким образом? Не знаю... Сама же Нонна начала со всеми прощаться за полгода до своего ухода. Перелистывая записную книжку, звонила всем подряд и говорила: «Если что, знай, что я тебя люблю».

«Нонна начала со всеми прощаться за полгода до своего ухода. Перелистывая записную книжку, звонила всем подряд и говорила: «Если что, знай, что я тебя люблю» Фото: ИТАР-ТАСС

«Ну что я буду делать в этом Голливуде?»

Нонна прожила бы, наверное, гораздо дольше, если бы не страшное несчастье, которое ее надорвало. Погиб сын. От наркотиков. Нонна боролась за него несколько лет. Тринадцать раз меняла квартиры: как только у Володи начинались проблемы, съезжалась с ним, а подлечив сына, снова с ним разъезжалась. И Володя опять возвращался к жене, фигуристке Наталье Егоровой. После Нонна себя винила: «Нельзя было Володю отпускать. Надо было, как брошку, к себе приколоть и с собой повсюду возить». Но как не отпустить взрослого

человека, мужчину, у которого должна быть своя жизнь? Володя был очень хорошим, умненьким парнем. По характеру больше похож на Славу — такой же эстет. Но с Нонной они друг друга понимали удивительно! Вечно хохотали над чем-то вдвоем…

«На меня будто колесо паровозное встало», — говорила Нонна после трагедии.

«На меня будто колесо паровозное встало», — говорила Нонна после трагедии с Володей» Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Но она была такой сильной, что даже это колесо ее не раздавило. Сестра до конца интересовалась окружающей жизнью. Помню, однажды увидела по телевизору, как какая-то жительница Камчатки говорит: «Я мечтаю досыта наесться хлеба». Нонна заволновалась, стала просить: «Наташа, ты можешь узнать адрес этой женщины? Я хочу послать ей деньги». У нее и самой-то почти ничего не было — после перестройки Нонна снималась совсем мало. Ей не нравились роли, которые предлагали. А непреклонность

характера не позволяла идти на компромисс. Она и в «Маме»-то еле согласилась сниматься — все не могла понять, зачем ее героиня самолет решила угнать…

«Сестра не хотела играть в «Маме» — не могла понять, зачем ее героиня самолет решила угнать» Фото: ИТАР-ТАСС

Был момент, когда Нонну пригласили сниматься в Америке. Но она даже обдумывать это предложение отказалась — до того ей казалась смешной сама идея. Говорила: «Даже если сумею изучить английский язык — разве я смогу сыграть заграничную женщину? Я без своих корней — ничто!» Она даже столичной жительницей-то, кинозвездой себя так и не почувствовала. «Пойдем, покозырюем», — говорила мне Нонна, и мы шли на базар, где она азартно перешучивалась с продавщицами. Все спрашивала их: «Ну что, девчата, замуж в Москве не повыходили? Вот и я что-то никак». Ей с простыми людьми было даже свободнее, чем с коллегами-актерами, как бы она ни ценила их за талант… А Нонна, совершенно лишенная способности завидовать, умела ценить чужие таланты! Помню, на последнем своем дне рождения она сказала: «Мне повезло. Долгие годы меня окружали не люди, а людищи!» И я подумала, что это поразительно! Прожив такую нелегкую жизнь, моя сестра вовсе не ощущает себя несчастной.

«Нонна смотрела «Тихий Дон» и сокрушалась: «Жалко, что не я сыграла! Конечно, Быстрицкая очень красивая». Будто Герасимов ее не взял из-за того, что она недостаточно красивая…» Фото: ИТАР-ТАСС



Loading...Loading...