Начало весны какой месяц. Когда придет Весна? Признаки и приметы весны

План-конспект урока по теме: «Весна пришла»

Задачи урока:

Научить детей распознавать изменения в природе с приходом весны; познакомить с народными приметами, весенними праздниками; развивать внимательность, наблюдательность и интерес к познанию нового; расширять словарный запас, используя эпитеты для описания красоты весенней природы; познакомить детей с творчеством И. Левитана; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Планируемые результаты:

Научиться находить весенние изменения в природе, выучить народные приметы и праздники; грамотно и лаконично описывать красоту весенней природы и произведений искусства, провести наблюдение за погодой.

Оборудование: картина И. Левитана (1-е изображение), плакаты с перечнем праздников, кроссворд.

Предварительная работа: начертить кроссворд на доске, повесить репродукцию и плакаты.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III . Знакомство с новой темой.

IV. Изучение нового материала.

V . Физминутка.

VI . Закрепление.

VII . Подведение итога.

VIII . Домашнее задание.

* В изображении картина И. Левитана "Последний снег"

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Повторение ранее изученного материала, соответственно проверяется домашнее задание.

III . Знакомство детей с новой темой и предстоящими задачами.

Весна пришла

Урок начинается с чтения учителем стихотворения К. Кубилинскас «Весна»

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.

Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Весна». Сегодня вы узнаете какими дарами она нас балует, какие изменения приносит в жизнь людей, животных, растений, вспомним весенние месяца и праздники, которые мы так любим отмечать в эту прекрасную пору года.

IV. Изучение нового материала

Детям предлагается рассмотреть картину Исаака Левитана "Последний снег". Учитель задаёт наводящие вопросы: Какое время года изобразил художник? Какой именно месяц весны? Что помогло определить? Какое чувство вызывает картина? Кто знает, когда в народном календаре отмечается первая встреча весны (15 февраля) правильно, ребята, ещё не успела отступить зима, а весна уже напоминает о себе и уже в феврале наступают тёплые деньки (их ещё называют февральскими окнами). Дети по очереди стараются описать увиденное, употребляя эпитеты, сравнительные обороты. Далее дети перечисляют, как меняется природа и жизнь вокруг, с приходом весенних деньков (дни становятся всё длиннее, солнышко светит ярче и греет, происходит таяние снега, трава зеленеет, на полянках появляются первые цветочки, возвращаются перелётные птицы, подымается и зеленеет озимь на полях, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, берёза даёт вкусный сок, просыпаются многие насекомые, происходят изменения в жизни животных и так далее). Затем учитель спрашивает детей, знают ли они, что такое народная примета, для чего она нужна, может ли кто привести пример? (Разобрать с детьми каждую примету, привести пример из жизни)

Если вода застоялась в поле — скотина будет сыта.
Весной не потрудишься — год голодный.
Птица возвращается стаей — дружная весна.
Птица вьёт гнездо на солнечной стороне — холодное лето.
Встретить весной зайца в белой шубе — быть ещё снегу.
Наступление ранней весны — признак затяжного лета.
Если рано снег тает — долгая оттепель.
Снег тает быстро — быть дождливому лету.
Появился на вербе пушистый гребешок — и весна на шесток.
В апреле трава — в мае трава.
С тёплым апрелем и мокрым маем — быть всем с хорошим урожаем.
Если пчела рано взлетела — быть яркой весне.
Далее дети могут перечислить какие перелётные птицы возвращаются весной в ваш родной край (скворцы, журавли, утки), какие первые цветы произрастают?(крокус, подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, мать и мачеха, пролески)

Весенние месяцы

Март

Учитель читает детям стихотворение-загадку:

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает? (март). Детям предлагается вспомнить, какие праздники отмечают в этом месяце. (на доску вывешивается список праздников)

Апрель

Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (апрель).

Май

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (май). Молодцы, ребята, а теперь немножко отдохнём.

V. Физминутка. Дети встают друг за другом и повторяют за учителем упражнения.

Дует ветер нам в лицо.(кистями рук машут в лицо)
Закачалось деревцо.(поднять руки вверх и покачать)
Ветерок всё тише, тише. (присесть)
Деревцо всё выше, выше (встать и высоко потянуться)
При желании можно повторить,только в роли ведущего может быть ученик.

VI. Закрепление материала.

Учитель просит ученика повторить весенние месяца. Проведя урок, в качестве закрепления разгадать кроссворд, слова использовать из урочной тематики.

1)Самое сильное насекомое (муравей);
2)Второй весенний месяц (апрель);
3)Перелётная птица (Скворец);
4) Первый весенний цветок (подснежник);
5)Дерево, дающее вкусный сок (берёза);
6) Кто художник рассмотренной нами картины (Левитан);
7) Весенний разлив рек (половодье);
8) Лесной душистый цветок (ландыш);
9) В каком месяце прзднуют международный женский день? (март);

VII . Подводятся итоги, учитель выясняет понравился ли урок учащимся. Далее происходит оценивание детей. Выставление оценок в журнал и в дневники.

VIII . Задаётся домашнее задание. Детям необходимо нарисовать весну, а именно весенний месяц, который понравился им больше всего, с его отличительными особенностями. Подготовить красивый рассказ к иллюстрации.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 28 «АИСТЕНОК»

КОНСПЕКТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

« Весенние месяцы »

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Провела: воспитатель

Рябова Наталья Викторовна

Подольск

Образовательная деятельность по познанию окружающего мира

Тема: Весенние месяцы

Программное содержание: уточнять и систематизировать знания детей о временах года, о весенних месяцах, об изменениях в природе, происходящих весной;

учить детей различать признаки времен года, весенних месяцев;

упражнять детей в установлении причинно-следственных взаимосвязей между явлениями неживой природы и жизнедеятельностью растений и животных;

развивать фразовую речь детей;

обогащать и активизировать словарь по теме;

воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы; воспитывать у детей потребность в общении с природой, формировать умение

Правильно вести себя на лоне природы.

Материал: символы трех весенних месяцев; шапочки «Март», «Апрель», «Май»; колокольчик; загадки о весне; сюжетные и предметные картинки о весне.

Ход занятия:

В: Ребята, такая замечательная погода, у всех хорошее настроение? Еще совсем недавно лежал снег, было очень холодно. А сейчас растаял снег, ярко светит солнце, появилась трава.

Почему все так изменилось в природе?

В: Правильно ребята, к нам пришла весна. А кто мне скажет, сколько весенних месяцев?

Ребята, как называются весенние месяцы?

Дети: Март, Апрель, Май.

Послушайте стихотворение о весне: (Н.Григорьева «Весна»)

Весна – пробуждение от зимнего сна.

Земли обновление – все это весна.

Растаявший лед и ручья перезвон,

И птичек прилет – все весенний сезон.

Зеленый наряд одевает земля,

А люди спешат на поля.

Какие признаки весны перечислены в стихотворении?

Сегодня мы поговорим о весенних месяцах, узнаем, как люди называли их в старину.

В: Позвоним в волшебный колокольчик и пригласим первого гостя (выходит ребенок).

Р: Давным-давно, в старину, меня называли: Солнечник, Капельник, Протальник, а сейчас все называют меня Мартом. Я – Март, первый месяц весны.

Месяц март – зимобор

Он с зимой вступает в спор,

Гонит стужу и метель,

Любит звонкую капель.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

В: Какие приметы весны перечислены в стихотворении?

Почему март в старину называли Солнечником?

(Солнечник – потому, что утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает).

Почему март называли Протальником, Капельником?

Что такое проталинки? (Это участки земли, где снег уже растаял).

В каких местах в первую очередь появляются проталины? Почему? (На солнечных участках, где сильнее пригревает солнце.)

Откуда могло произойти название капельник? (Сосульки тают, и летят капли воды). Как называется это явление? (Капель).

Объясните пословицу о марте: «То снегом сеет, то солнцем греет».

(В этом месяце погода очень переменчивая, бывают и морозы, и оттепели, и снег идет, и солнышко пригревает).

А сейчас посмотрите на картину.

Что вы на ней видите?

Почему девочка удивленно смотрит на снеговика?

Какое это время года?

Как вы думаете, какой это месяц?

По каким признакам вы узнали месяц март? Какие природные явления происходят в марте?

(Солнце светит ярко, тает снег, с сосулек падает капель, текут ручейки).

В: А бывает и ветер дует. Давайте покажем, как дует ветер.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, Дети имитируют дуновение ветра
Закачалось деревцо. Качаются то в одну, то в другую сторону
Ветер тише, тише, тише. Дети приседают
Деревцо всё выше, выше. Выпрямляются, поднимают руки вверх.

В: Второй месяц весны – апрель. Позовем его волшебным колокольчиком.

(Выходит ребенок – Апрель)

Р: Апрель месяц – цветень

Он средь месяцев заметен

Первыми цветами,

Мокрыми лугами.

Я апрель – в старину меня называли Снегогон, Водолей, Цветень.

О чем говорит вам слово – Снегогон? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.)

Как появилось у апреля имя водолей?

Именно в этом месяце всюду очень много воды: текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди.

В народе говорят: «Апрельские ручьи зелень будят» - что это значит?

Это красивый месяц, появляются первые цветы. Назовите первые весенние цветы! (Первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха).

Эти цветы очень любят свет, поэтому они зацветают еще до появления листвы на деревьях.

Ребенок читает стихотворение о мать-и-мачехе.
На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. Л. Дунина

В. Это самый первый вестник весны. Этот цветок готовится расцвести еще под снегом. Как только снег растает, сразу же видны его желтые цветочки. Это растение питается талой водой, поэтому и расцветает раньше всех. Весной часто бывают заморозки, а цветочки не мерзнут. Как вы думаете, почему?

Рассмотрите картинку цветка: его стебелек покрыт пушком, который и защищает его от мороза. Раскрывает свой бутон этот цветок только солнышку. В пасмурные и вечерние часы он закрыт.

Кто знает из вас, почему этот цветок имеет такое название?

(С одной стороны его листочки теплые и пушистые, как мамины руки; а с другой стороны - они гладкие и холодные).

Можно ли эти цветочки собрать в букет и поставить в вазу?

Нет, эти цветы не могут жить срезанными, сразу же погибают. А в земле они долго нас радуют своими желтыми глазками. Поэтому нельзя рвать эти цветы.

Какие еще весенние цветы вы знаете?

Что важное происходит в апреле в жизни птиц?

(Перелетные птицы возвращаются к своим гнездам из теплых стран).

На нашем дереве встретились все птицы. Покажите и назовите только перелетных птиц.

Чем заняты птицы весной? (Строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов).

Воспитатель: - Почему люди любят птиц?

Дети: - Птицы очень красивые, они весело поют и щебечут, уничтожают очень много вредных насекомых, охраняют наши сады и парки.

В: - Как мы можем помочь птицам весной?

Дети: - Надо строить для птиц скворечники, не разорят птичьи гнезда.

Воспитатель: Ребята, вы устали, давайте немножко поиграем.

Физминутка:

А уж ясно солнышко Дети идут по кругу, взявшись за руки,

Припекло, припекло медленно поднимают руки.

И повсюду золото Продолжают идти и медленно опускают руки.

Разлило, разлило.

Ручейки по улице Бегут на носочках. Руки на поясе.

Всё журчат, журчат.

Журавли курлыкают Идут, высоко поднимая

И летят, летят. колени и взмахивая руками.

Третий, последний месяц весны – Май. Позвоним в волшебный колокольчик.

(Выходит ребенок – Май, читает стихотворение).

Р: Я Май – в старину меня называли Травень.

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край

Вас теплом встречает май.

В. Почему в народе май называют травень, цветень. Попробуйте объяснить эти названия. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники).

Почему в народе говорят: «В мае коню сено дай, а сам на печь полезай»?

В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. Посмотрите на картину: какая травка в мае? (Мягкая, пушистая, шелковая, сочная и т. д.)

Чем покрыты деревья и кустарники?

Какого цвета небо?

Как светит солнце?

Что происходит с деревьями в мае?

(В мае зацветают деревья и кустарники).

В мае лес полон радостных звуков, пения птиц. Знаете ли вы, какая птица не высиживает своих птенцов? (Кукушка.) Она питается жирными, мохнатыми гусеницами, а у птенчиков горлышки нежные, и проглотить такую пищу они не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда к другим птицам, чтобы те выкормили ее птенцов маленькими мошками и комариками. И у зверей весной появляются малыши.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесе подснежник расцветет. (Весна)

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

А родился весной. (Ручей)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза)

В. О чем мы говорили сегодня?

Назовите три весенних месяца.

Похожи ли все весенние месяцы друг на друга?

Что происходит в природе в марте?

Что происходит в природе в апреле?

Что происходит в природе в мае?

Назовите первые весенние цветы.

Назовите перелетных птиц.

Вы любите весну? За что?

Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, вы молодцы!


в какие месяцы года начинаются в России осень, зима и весна?

  1. Нет, не будет в России больше осени, зимы и весны: мы же навсегда на летнее время перешли!
  2. Странный конечно вопрос ну раз надо вам скажу!)) зима с Декабря, весна с Марта, лето с Июня и осень с Сентября)))))
  3. Осень
    Северное полушарие1 сентября 30 ноябряОсеннее равноденствие (22-23 сентября) зимнее солнцестояние (21-22 декабря)
    Южное полушарие1 марта 31 маяОсеннее равноденствие (20-21 марта) зимнее солнцестояние (20-21 июня)
    Зима
    Климатологи считают, что зима начинается при опускании среднесуточной температуры ниже нуля по Цельсию.

    Самым холодным месяцем обычно является январь (на морских побережьях, в связи с тем, что море обладает сильной инертностью, самым холодным часто бывает февраль) . Хотя самый тмный месяц декабрь, но земная атмосфера обладает инертностью, и в январе продолжается остывание.

    В Россию зима приходит с северо-востока.

    Народный календарь, беря за основу явления природы, определяет начало зимы с появления заморозков, а окончание по началу таяния снега. По фенологическим сезонам года зима включает около 111 дней (с 27 ноября по 17 марта) и делится на три подсезона:
    первозимье (предзимье) 25 дней (с 27 ноября 22 декабря) ;
    коренная зима (глухозимье) 55 дней (с 22 декабря 15 февраля) ;
    перелом зимы (предвесенье) 31 день (с 15 февраля 28 марта (27 марта вис. год)) .
    Метеорологи обычно делят зиму на два типа: мягкая зима (тплая, не снежная) и холодная зима.
    Холод устанавливается не сразу, обычно бывают, то заморозки, то оттепель. Примерно под конец октября (первая половина ноября) как правило начинают идти снега.
    Весна#769; одно из четырх времен года, между зимой и летом.
    Календарная весна состоит из трх месяцев:
    в северном полушарии:
    март
    апрель
    май
    в южном полушарии:
    сентября,
    октября
    ноября.
    Весна переходный сезон, когда заметно увеличение светового дня.
    Лето
    Гидрометеослужбы считают, что летний период начинается переходом среднесуточной температуры воздуха через +15 градусов Цельсия в сторону повышения и заканчивается переходом этой же отметки в сторону понижения.

    Если наступление климатического лета определять таким образом, то получится, что продолжительность лета существенно зависит от широты:
    в полярных широтах Арктики лето короткое или же не наступает вовсе, в Мурманске лето климатически бывает только в тплые годы;
    в Петербурге климатическое лето длится три месяца;
    на широте Краснодара примерно шесть-семь месяцев;
    в субтропических широтах лето длится бо#769;льшую часть года;
    в тропических и экваториальных широтах круглый год.

    В Москве климатическое лето длится в среднем 4 месяца с середины мая до середины сентября.

  4. В любые
  5. Сентябрь, декабрь,. март
  6. Начинается с сентября а заканчивается в ноябре

Привычные нам названия двенадцати месяцев успешно закрепились в русском языке после принятия григорианского календаря, о котором мы немного рассказывали . Однако если обратиться к истории или просто взглянуть на календари других славянских стран, Украины к примеру, окажется, что там в календаре обозначены совершенно другие названия. В чём же дело и почему не везде названия месяцев одинаковые? Предлагаем разобраться в этом вопросе.

Зимние месяцы

Декабрь. В древнеримском календаре большая часть месяцев названа либо в честь античных богов римского пантеона, либо в честь римских же императоров. Впрочем, последний месяц нашего календаря в их число не входит, потому как наш первый зимний месяц был у древних римлян десятым, за что, собственно и получил своё название. Славянские языки, и русский в частности, дали декабрю несколько имён, с разных сторон характеризующих этот месяц: грудень, студень или снежник. Существенно отличается название месяцев в финском языке. Здесь название каждого месяца оканчивается на kuu – месяц (календарный и на небе). Так что в финском календаре на месте декабря вы найдёте joulukuu ("рождественский месяц"), а прежнее его название в Финляндии было talvikuu и переводилось как "зимний месяц".

Январь. В традиции римского летосчисления январь был одиннадцатым месяцем года и предпоследним. Январь получил своё имя как раз в честь одного из богов древнеримского пантеона: Януса. Его отличительной чертой была его двуликость: одно лицо, согласно представлениям древних римлян, смотрело в будущее, а другое - в прошлое. Если учесть, что сегодня январь - первый месяц нового года, всё выглядит достаточно логично. В славянских языках, и в русском в том числе, январь - просинец. Если не углубляться в лингвистические и культурологические дебри, то подобное название обычно связывают с увеличением долготы дня и большим числом ясных дней, чем в предыдущем месяце. В финском январь - tammikuu. Tammi по-фински дуб, но само название месяца тесно связано с архаичным значением слова: центр, средоточие, сердцевина. Tammikuu – середина зимы.

Февраль. В древнеримском календаре этот зимний месяц был как раз последним и название своё получил благодаря празднику очищения от всего плохого, что было в уходящем году. Впрочем, точное происхождение названия установить довольно затруднительно. Славянский календарь в этом смысле значительно проще. Согласно ему февраль либо сечень (лес рубили на дрова), либо лютень/лютый (февральские морозы они такие). Наблюдательные финны отметили короткие февральские оттепели и этот месяц получил название от замерзающих на ветках капелек, которые появляются после недолгого потепления. Helmi по-фински "жемчужина", а сам месяц - helmikuu.

Весенние месяцы


Март. Именно этот месяц открывал древнеримский календарь. Название месяца восходит к Марсу, которого так почитали воинственные римляне. Все свои походы и завоевания они начинали планировать именно в марте. Славянские языки богаты на разные имена марта: сухый, зимобор, протальник, березень (в южных областях весна наступает раньше и почки на берёзах набухают тоже раньше), белояр, соковик. Название первого весеннего месяца в финском происходит от слова maa – "земля". В марте она начинает проглядывать из-под снега. Название марта в финском календаре - Maaliskuu.

Апрель. Латинское слово аprilis означает "раскрытие". В этом месяце раскрываются первые почки на деревьях и появляется первая весенняя зелень. В славянском календаре этот месяц также имеет несколько названий: снегогон и цветень, иногда - березень. В Финляндии в это время начинали вырубку леса под пашню и потому за месяцем закрепилось название huhtikuu. Huhta по-фински - подсека, пожог. Кстати, 1 апреля в Финляндии, как и в других странах - День смеха.

Май. В римской мифологии была такая богиня весны - Майя, в её честь древние римляне и назвали месяц, в который природа окончательно пробуждается от зимних холодов. Славянский календарь также отметил буйное майское цветение, подарив этому месяцу название травень. Финны же отметили в имени месяца начало первых сельскохозяйственных работ: toukokuu. Touko - до сих пор так называются весенние полевые работы.

Летние месяцы


Июнь. Первый месяц лета древние римляне также назвали в честь одной из богинь: Юноны, считавшейся покровительницей женщин и домашнего очага. Славянский же календарь дал первому летнему месяцу название, связанное с насекомыми. В болгарском языке июнь и сегодня - изок. Этим словом в старину называли кузнечиков, которых в начальную летнюю пору бывает очень и очень много. Что касается финского календаря, то июнь и все прочие летние месяцы в названиях несут память о сельскохозяйственных работах. Kesä по-фински - "лето", kesanto - поле, оставленное под паром, его вспахивали июне, поднимали пар. А сам июнь - kesäkuu.

Июль. Кажется, о происхождении названия этого месяца знают все. Ведь в нём увековечено имя Юлия Цезаря, хотя прежде месяц назывался квинтилий от слова quintus - пятый. В календаре славян, в зависимости от региона июль назвали: червень (от красных ягод), липец/липень (месяц цветения липы), страдник (месяц самых активных полевых работ, страды) и грозник (месяц самых бурных гроз). В переводе с финского, июль - месяц травы, точнее - заготовки сена на корм скоту: heinäkuu, heinä по-фински - трава.

Август. Ещё один переименованный месяц римского календаря. "Шестым" август назывался ровно до 8 года до н.э., когда его переназвали в честь императора Августа, которому очень хотелось быть похожим на Цезаря. Даже дней добавили до нужного количества. Древние славяне же в этом месяце начинали жать пшеницу и месяц назывался соответственно: серпень или жнивень. Дальние грозы, бушующие у горизонта, и молнии дали другое название - зарев или зорничка. В финском август - elokuu. Elo - жизнь, хлеб, зерно.

Осенние месяцы


Сентябрь. В названиях осенних месяцев римляне особую оригинальность не проявили. Вероятно, иссякла фантазия. Так что сентябрь - просто "седьмой месяц". В связи с тем, что в сентябре начинается брачный период у многих животных и самцы, особенно оленей, призывно ревут вызывая на бой соперников, первый осенний месяц получил имя "рюинь". За буйное цветение вереска его также называли "вересень", а за переменчивую погоду - хмурень. Syys, syksy по-фински - "осень", а месяц - syyskuu.

Октябрь. "Восьмой" месяц римского календаря. "Листопад" и "грязник", а ещё - "свадебник". После окончания полевых работ по осени играли свадьбы , отсюда и название месяца. Дождливый и слякотный финский октябрь так и называется - "месяц слякоти" - lokakuu.

Ноябрь. "Девятый" месяц в римском календаре. В славянском же календаре этот месяц - грудень. Грудой называли разбитые и замёрзшие колеи на дороге. По-фински этот месяц называется marraskuu, потому что в Финляндии этот месяц считается самым мрачным и безжизненным.

  • В. Шаур. К вопросу о реконструкции праславянских названий месяцев.
  • В.Е. Гусев. О реконструкци праславянского календаря (к проблеме этногенеза славян).
  • В.И. Даль. Словарь живого великорусского языка.


Loading...Loading...