Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: научная конференция «По следам древних животных. Мамонт»

Цели:

Расширить знания детей о доисторических животных.
Познакомить с растением папоротник, природой такого явления как вулкан, строением скелета человека.
Упражнять в рисовании, лепке, коллективной аппликации.
Учить делать самостоятельные умозаключения из результатов опытов («гибкость позвоночника», «вулкан»).
Развивать внимание, мышление, любознательность, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Картинки: первобытные люди, динозавры, вулканы, наскальная живопись, папоротники, гибель человека, происхождение человека, скелет человека.
Следы динозавров.
Пластилин. Зеленая бумага, ножницы, клей. Лист ватмана. Цветные карандаши.
Муляжи овощей и фруктов, фигурки динозавров.
Песочные столы. Шаблоны «Динозавры», ситечки, воронки, лопатки, метелки.
Мячи разных размеров.
Лист бумаги с надписями «хищники» и «травоядные», разрезные картинки.
Макет вулкана, сода, лимонная кислота. Красный краситель. Шприц без иглы, вода.
Стебли водянистых растений, глина, уголь. Листы бумаги, губка, коричневая краска.
Дрова. Картинки, изображающие языки пламени, длинная веревка.
Палки гимнастические. Мешочки для метания.
Печенье, овощи, сыр, вырезанные в виде рыбок. Шпажки. Напиток.
Синельная проволока, трубочки.

Ход занятия:

Сегодня нас ждет путешествие в очень далекое прошлое нашей планеты Земля. В те времена наша планета сотрясалась от землетрясений, извержений вулканов. Сильная жара сменялась холодными ледниковыми периодами. Люди еще не появились. В о время. Когда на Земле был теплый климат обитателями планеты были динозавры - гигантские «ужасные ящеры» и доисторические животные - мамонты, саблезубые тигры. Давайте рассмотрим картинки и узнаем как они выглядели.

Рассматривание иллюстраций «Динозавры»

Дети рассматривают иллюстрации, педагог комментирует.

Лепка «Динозавры»

Используем разные приемы лепки: раскатывание, вытягивание, защипывание.

Подвижная игра «Пройди по следам динозавра»

На полу раскладываются следы, по которым дети проходят сначала широким шагом, затем на высоких четвереньках.

Чтение стихотворения «Динозавры» В. Шипуновой

По юной и влажной планете,
Лиан раздвигая плети,
Бродят огромные звери -
Первые дети Земли.
Жуют охапками ветки
И чешут о скалы шипы.
Большие-большие звери -
Первые дети Земли.
Греют в вулканах хвосты
Огромные дети планеты
И спин выгибая мосты
Плещутся в лунном свете...
Их вылепить сможете вы!

Раскраска «Доисторические животные»

Детям предлагается раскрасить картинки цветными карандашами.

Подвижная игра «Хищники и травоядные»

Дети делятся на две команды - хищники и травоядные. По сигналу дети собирают еду (муляжи овощей и фруктов или фигурки динозавров). Затем команды меняются.

Песочная студия «Динозавры и динозаврики»

Дети рисуют динозавров с помощью шаблонов, затем песком из кулака делают яйца, ветки папоротника.
Детеныши динозавров появлялись из яиц.

Подвижная игра «Яйцо динозавра»

Эстафета: толкание фитбола перед собой и обратно, переноска мячей-яиц в совке (по одному), в платке (в парах), кто больше пронесет за один раз.

Изготовление альбома «Динозавры»

Ножницами разрезаются картинки с изображением динозавров. Альбомный лист сгибается пополам, на одну сторону наклеиваются хищники, на другую травоядные.

Папоротники

Знаете ли вы, ребята, какие растения самые древние на земле?
Папоротники - одни из самых древних растений, они росли во времена, когда жили динозавры. Многие динозавры питались листьями папоротников.
Но некоторые сохранились до наших дней.

Наблюдение за комнатным растением папоротник

У всех папоротников большие, обычно рассеченные. Молодые листья папоротников свернуты, как улитки, а разворачиваются во время роста. И еще у всех папоротников на нижней поверхности листьев появляются споры, похожие на семена. Эти споры падают на землю или разлетаются с ветром и дают жизнь все новым и новым папоротникам.

Коллективная аппликация «Папоротниковый лес»

Давайте сделаем свой папоротниковый лес. Можно сделать папоротники разными способами. Наклеить их на общий лист.

Так почему же исчезли динозавры. Из огромного множества да наших дней дожили только змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы.
Ученые до сих пор спорят, из-за чего вымерли динозавры.
Многие считают, что на землю упал огромный астероид. Который поднял в небо тучи пыли. Из-за этого на долгие годы воцарилась темнота и холод. Динозавры не смогли выжить в таких условиях.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вулкан»

В форму в виде вулкана дети насыпают соду, кристаллы лимонной кислоты, красный краситель. Затем шприцем без иглы наливают воду и наблюдают за «извержением».

Художественное экспериментирование «Наскальная живопись»

Первые люди были первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных - лошадей, быков, оленей, а еще птиц и рыб, человеческие фигурки, сцены охоты. В те времена рисовали каменным углем и жидкой глиной, или сочными корешками и стеблями растений. Ведь эти материалы всегда были под рукой.
Попробуйте сами порисовать стеблями растений.
Давайте разведем кусочек глины до жидкого состояния густой краски и порисуем ею.
Затем губкой, смоченной в коричневой краске, дети тонируют лист бумаги, на котором после высыхания рисуют углем сцену из жизни первобытных людей.

Подвижная игра «Защита огня»

Дети выкладывают дрова и огонь (цветное изображение языков пламени), делая имитацию костра. Очерчивается круг. Выбирается «защитник огня» (можно два). Его задача бегать вокруг огня, не давая игрокам выхватить из дров «огонь». Ловить можно только в круге.

Инсценировка «Первобытное племя»

Дети-мальчики изображают охоту и рыбалку, дети-девочки - приготовление пищи, сбор ягод и дров.

Физкультура на воздухе

Первобытные люди умели быстро бегать, далеко прыгать, метать копье, метко попадать в цель.

(Проводится метание копья, бег, прыжки в длину с места и с разбега, метание в цель).

Кулинария

Пища древних людей была проста. Растения, которые собирали женщины и дети. А также, добытое на охоте и рыбалке - животные, птицы, рыба.
Сейчас мы поиграем в рыбалку - будем ловит рыбу копьем - нанизывать съедобные фигурки рыб на шпажку. Пойманное можно съесть.

Анатомия

Первобытные люди своим внешним видом сильно отличались от современных людей. Взгляните на картинку «Происхождение человека».
Раньше люди были меньше ростом и ходили сгорбившись. Покажите как. Сейчас вы меняли положение спины, ног и рук. Вы смогли это сделать, так как внутри каждого из нас есть скелет. (Показ картинки).

Скелет человека делится на следующие части: скелет головы скелет туловища скелет верхних конечностей (плечевой пояс, конечности) скелет нижних конечностей (тазовый пояс, конечности) Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.

Эксперимент «Гибкость позвоночника»

Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими? Как мы уже узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков.
Давайте посмотрим наглядно как это происходит. Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения. Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь наш «позвоночник» стал более гибким?
После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом, пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.

Игра «Выложи фигуру человека в разных движениях»

Детям предлагается выложить из счетных палочек и круга (голова) человека в определенной позе, показанной взрослым или самими детьми.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Цель

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитывающие:

Индивидуальная работа:

— Следить за речью детей, добиваться полных ответов;

— Оказывать помощь при ответах на вопросы;

— Помогать детям во время выполнения практической работы и в ходе экспериментирования.

Предварительная работа:

— Просмотр презентации «Изготовление карандаша» и беседа с детьми;

— Просмотр мультфильма «Карандаш и ластик»

Оборудование:

Набор цветных карандашей; простые карандаши, грифели, точилки, ластики, карты наблюдений — по количеству детей; различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженного; коллекция простых карандашей; картина – Пастух пасет овец; полотно с изображением пещеры, наскальных рисунков и древнего человека; макет костра из веток; обугленные ветки по количеству детей.

Методические приемы:

Проблемная ситуация: Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке?

— Динамическая пауза;

— Беседа с детьми «Как и чем рисовали древние люди?»;

— Упражнение «Наскальные рисунки»;

— Рассказ воспитателя «История о создании карандаша»;

Практическая работа «Рубашка для графита»;

— Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»;

— Игры и эксперименты с карандашом. (Символическая аналогия — ТРИЗ);

— Гимнастика для глаз с карандашом;

Игровое упражнение «Изобретатель». (Бином фантазии — ТРИЗ);

— Рассматривание коллекции простых карандашей;

— Анализ занятия.

Ход занятия:

Дети и воспитатель встают в круг.

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Сегодня нас ожидает много интересного, много новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.

Воспитатель загадывает детям загадку :

Палочки волшебные в руки я беру.

Ими нарисую я все, что захочу.

Домик, речку и грибочки,

Солнце, небо и цветочки.

Нравятся мне палочки, палочки такие.

Сверху деревянные, а внутри цветные.

— Ребята, вы правильно догадались, это цветные карандаши. Сегодня, я принесла вам карандаши. Посмотрите, какие они.

(Дети рассматривают, называют какого цвета карандаши лежат в коробке. Воспитатель обращает внимание детей на простой карандаш).

— Ребята, а какой карандаш у меня? (простой) Почему простой карандаш не живет со всеми карандашами в одной коробке? (Потому что в коробке живут только цветные карандаши, а он не цветной, а простой). Ребята, а вы знаете, что история цветных карандашей начинается с простого карандаша. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю отправиться в путешествие в прошлое карандаша.

Динамическая пауза.

По дороге мы идем. Мы идем с карандашом.

Если встретятся овраги, мы овраги обойдем.

Если встретятся коряги, под корягой проползем.

И по камушкам пойдем, ручеек мы перейдем.

Шаг за шагом, потихоньку, в прошлое мы попадем.

— Ребята, посмотрите, куда привел нас карандаш? В какое время? (ответы детей) Это древний мир, и живут здесь древние люди.

Воспитатель предлагает детям присесть возле костра. Дети рассматривают наскальные рисунки.

Воспитатель беседует с детьми.

— Интересно, почему карандаш привел нас именно в это время? Скажите, древние люди рисовали? Где они рисовали? Что изображали в своих рисунках? Чем рисовали древние люди? (Воспитатель выслушивает ответы детей). Действительно, древни е люди любили рисовать. Они изображали на скалах в пещерах то, что видели, что их окружало: это животные, люди, сцены охоты и другие события из жизни своего племени. А рисовали они углем.

Ребята, а вы хотите сами попробовать создать свои «наскальные» рисунки. Возле костра лежат обгоревшие ветки, возьмите их и изобразите то, что бы вы хотели нарисовать.

(Дети рисуют углем на стене)

— Ребята, карандаш приглашает нас в путь. Давайте отправимся дальше.

Динамическая пауза:

Мы идем цветущими лугами.

Из цветов букеты соберем.

Где-то за высокими горами,

Где-то за далекими лесами,

Где-то за глубокими морями.

Что-то интересное найдем.

Воспитатель обращает внимание детей на картину — Пастух пасет овец.

— Как вы думаете, почему карандаш привел нас именно сюда?

Оказывается, давным-давно, в Англии, пастухи пасли овец и увидели на земле какое — то темное твердое вещество. Они взяли его в руки и поняли, что это вещество оставляет следы. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.

Назвали это вещество — графит. В дальнейшем стало понятно, что графитом можно рисовать и писать.

Пользоваться графитом было неудобно, он сильно пачкал руки. Тогда люди стали задумываться, как сделать так чтобы руки не пачкались? Ребята, а вы как думаете? (ответы детей). Молодцы, вы предложили много разных вариантов. А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих мастеров, отправиться в мастерскую и самим изготовить «рубашку» для графита. Я не случайно сказала «рубашка», потому что в народе ее называли так.

Практическая работа.

Перед детьми на столе лежит различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженного. Дети выбирают материал и выполняют работу.

Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, получились необычные предметы. Как вы думаете, на что они похожи? (ответы детей). Действительно, все эти предметы стали похожи на карандаш, только очень необычный. Вот такими карандашами рисовали наши предки в 16 веке. А вот так выглядит современный карандаш. (Воспитатель предлагает каждому ребенку простой карандаш) Давайте поиграем с карандашом.

Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»

(самомассаж пальцев и ладоней с помощью карандаша)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

— Ребята, сейчас я предлагаю вам стать настоящими исследователями и узнать, какими свойствами обладает карандаш.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию, надеть халаты, занять свое рабочее место. Дети совместно с воспитателем проводят игры и эксперименты с карандашом. (Символическая аналогия – ТРИЗ: дети фиксируют выводы на карте наблюдения, при помощи придуманных ими символов).

Опыт 1 — Из чего состоит карандаш? (Детям предлагается для рассматривания карандаш в разрезе. Вывод: карандаш состоит из корпуса и грифеля.)

Опыт 2 – Твердый и мягкий карандаш.

Опыт 3 – Рисунки, сделанные карандашом, легко стираются.

Опыт 4 — Свойство карандаша уменьшаться? (Дети точат карандаш точилкой).

Опыт 5 — Карандаш может быть острым и тупым.

Опыт 6 — Прочность карандаша.

Вывод:

Воспитатель задает детям вопрос, «Какие новые свойства карандаша вы выявили?» Дети отвечают, опираясь на результаты карты — наблюдений.

— Ребята, карандаш хочет с вами поиграть в игру «Догонялки» (гимнастика для глаз «Догони взглядом карандаш»)

— Мы выяснили, что карандаш обладает уникальными свойствами. Чтобы карандаш был более практичным и удобным, люди постоянно усовершенствуют его. Давайте подумаем, как можно его изменить, сделать лучше и удобнее.

Игровое упражнение «Изобретатель»

(Бином фантазии – ТРИЗ: новые идеи появляются в результате соединения двух вещей. Возможные варианты: система +система – карандаш +линейка, карандаш +ручка; система + антисистема – карандаш +ластик, карандаш + точилка).

Мы поняли, что существуют простые карандаши, которые легко использовать. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем, для удобства, в верхнюю часть карандаша поместили ластик. Появились цветные карандаши. Люди стали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.

Я собрала коллекцию карандашей и хочу показать вам ее. (Дети рассматривают коллекцию карандашей).

— А сейчас, нам пора возвращаться назад в детский сад:

Вправо, влево повернулись,

В детский сад назад вернулись.

— Вот мы с вами вернулись в детский сад. Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? Что мы увидели? Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего?

Ребята я приготовила вам звездочки. Подойдите и возьмите по одной звездочке. Арина, как ты думаешь, кто на занятие был самый активный? Подари ему свою звездочку. Тимур, а кто сегодня был самый изобретательный? Подари свою звездочку. Егор, кто сегодня был самый сообразительный, и быстро справился со всеми экспериментами? Подари ему. Остальные ребята подарите звездочки тому, кто их, по вашему мнению, сегодня заслужил.

Спасибо вам ребята. Сегодня вы хорошо постарались. Я хочу подарить вам на память о нашем путешествии такие «непростые» простые карандаши.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Путешествие в прошлое простого карандаша».

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы.

Форма проведения: игра – путешествие.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».

Цель : познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией.

Исходя из цели, мною были поставлены задачи:

Образовательные:

— формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его появления;

— совершенствовать навыки нетрадиционного рисования;

— закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты, фиксировать результаты в карте наблюдений.

Развивающие:

— развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику;

— развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;

— развивать творческую активность и побуждать детей к самостоятельному придумыванию символов;

— развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: графит,

Воспитывающие:

— воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

— воспитывать умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы четко и внятно;

— воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Перед проведением НОД провела с детьми предварительную работу:

— Просмотр презентации «Изготовление карандаша» и беседа с детьми об увиденном;

— Создание коллекции простых карандашей;

— Рисование на свободную тему простым и цветными карандашами.

— Просмотр мультфильма «Карандаш и ластик».

Структура НОД:

Во вводной части я предполагала организацию и психологический настрой детей к НОД. Мною была выдвинута проблема: «Почему простой карандаш не живет в одной коробке с цветными карандашами?» Чтобы решить проблему, я предложила детям отправиться в путешествие в прошлое и узнать об истории простого карандаша.

В основной части я познакомила детей с историей возникновения простого карандаша. Мною были предложены различные задания, направленные на самостоятельную, умственную и практическую деятельность детей. Так же в основную часть были включены и проведены самомассаж пальцев и ладоней с помощью карандаша, гимнастика для глаз, динамические паузы. Это позволило детям снять усталость и повысить работоспособность.

В заключительной части был проведен анализ НОД. Дети сами выявляли самых активных и сообразительных и т. д. и дарили им звездочки.

Дети были активны, проявляли интерес. Я считаю, что поставленная цель была достигнута и все задачи были решены.

воспитатель МАДОУ КВ «Детский сад №51» — «Заинька»

г.Стерлитамак, Республика Башкортостан, РФ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Непосредственная образовательная деятельность познавательное развитие в старшей группе. Тема: «Гиганты прошлого» Подготовила: воспитатель старшей группы МДОУ Детский сад № 2 «Солнышко» Ярославцева Т.В.

Общие черты теропод: - ходили на задних мощных лапах - питались мясом - Пасть вооруженная множеством острых, загнутых внутрь зубов Питание: Мясо других динозавров Алиорам

Антеозавр Вероятно, обитал в зарослях по берегам водоемов, молодые особи (с длинной и низкой мордой) могли питаться мелкой добычей в воде или на берегу, взрослые охотились на крупных позвоночных из засады.

Мегалозавр Добычей мегалозавра могли служить сарколесты, лексовизавры и цетиозавры. Предполагается что вместе с хищничеством он мог получать пищу и подбирая падаль.

Растительноядные

Паразауролоф Общие черты гадрозавров: - ходили на четырех лапах, но хорошо себя чувствовали на двух - питались растительностью - голова с клювом в форме утиного - в пасти множество зубов для перемалывания растительной пищей. Питание: папоротники, хвойная растительность

Анатотитан Общие черты гадрозавров: - ходили на четырех лапах, но хорошо себя чувствовали на двух - питались растительностью - голова с клювом в форме утиного - в пасти множество зубов для перемалывания растительной пищи Питание: папоротники, хвойная растительность

Пахицефалозавры Жили эти животные большими стадами, питались растительной пищей. Стегозавры На спине у них располагались огромные костные пластины, а хвост был покрыт острыми шипами. Анкилозавры были защищены сверху костным панцирем. Кончик хвоста представлял собой костный вырост в виде шишки с шипами. Он служил защитой при нападении мощных хищников.

Динозавры правили миром нашей планеты в течение 130 миллионов лет - в 100 раз дольше, чем на Земле существует человеческий род. А 65 миллионов лет назад динозавры вымерли.

Спасибо за внимание!

Людмила Степанова
Познавательный проект в старшей группе «Гиганты прошлого»

Паспорт проекта

Актуальность проекта: Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник, в первую очередь, развивает наблюдательность (зачем? как? почему). Основываясь на интересах детей, педагог должен создать увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного исследовательского интереса, желания заняться продуктивной и творческой деятельностью, чтобы больше узнать об объекте исследования.

Вид проекта: «Познавательно-исследовательский»

Состав участников: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель

По срокам реализации: краткосрочный

Работа посвящена изучению жизни динозавров. Выбор темы вызван интересом детей к динозаврам.

Цели проекта: 1. Изучение жизни динозавров на Земле

2. Развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения).

Задачи проекта:

1. Образовательные: Сформировать представления о жизни динозавров.

2. Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, развивать художественно – творческое воображение.

3. Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей.

4. Воспитательные: Воспитывать интерес к истории, любознательность.

Предполагаемый результат:

Создание коллективной работы коллаж «Мир динозавров»

Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Демонстрационный материал: Игрушка динозавра, презентация «Гиганты прошлого».

Раздаточный материал: Цветная, фактурная бумага, клей, ножницы, карандаши, фантики, ткань, готовые силуэты и отдельные элементы динозавров.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание слайдов презентации «Гиганты прошлого» и беседа по ним, физкультминутка «Динозаврики», продуктивная деятельность детей коллаж «Мир динозавров», анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас сюрприз (игрушка динозавра, закрытая салфеткой). Хотите узнать что это? Отгадайте загадку:

Когда - то жил он на Земле,

Но это было так давно

Теперь - музейный экспонат

Еще - снимается в кино

Он стал игрушкой для детей

Звездой экранов и картин

Он большой и тяжелый,

Длинный ужасно, но очень веселый.

Воспитатель. Ребята, что вы знаете о динозаврах? (они большие, длинные, острые зубы и т. д.)

А что вы хотели бы еще узнать? (где они жили, что ели и т. д.)

Что мы можем сделать, чтобы узнать о них больше? (Прочитать в книге и т. д.)

На экране появляется презентация «Гиганты прошлого» (воспитатель работает с детьми согласно презентации, по каждому слайду задает вопросы и комментирует.)

Воспитатель. Дорогие ребята, вы хотите отправиться в эпоху динозавров? Узнать ответы на такие вопросы как:

Кто такие динозавры?

Как выглядели динозавры?

Почему погибли динозавры?

Мы вместе постараемся на них ответить. (Слайд 2)

Воспитатель. Когда жили динозавры? Считается, что динозавры жили в мезозойскую эру. Мезозойская эра началась 225 миллионов лет назад и закончилась 65 миллионов лет назад. В этот период менялись размеры материковой части Земли и формировались континенты. (Слайд 3). Посмотрите, как выглядела наша Земля 200млн. лет назад, а 100 млн. лет назад, 50 млн. лет назад и какая она сейчас. (ответы детей)

Воспитатель. Как мы узнали о динозаврах? Все, что сегодня известно о динозаврах, люди узнали, исследуя окаменелости растений, животных или же их частей - иначе говоря, ископаемые,- которые находят при раскопках или случайно. (Слайд 4)

Посмотрите на картинку и попробуйте рассказать, что же нашли археологи? (ответы детей)

Воспитатель. Как они выглядели? Кости, зубы и иногда крошечные кусочки окаменелой кожи - это все, что осталось от динозавров и дошло до нас. По костям ученые определяют строение тела животных, по форме и размерам зубов - чем они питались. Так, длинные острые зубы говорят о том, что их обладатели были хищниками и добывали себе мясную пищу, а те, у кого были маленькие плоские зубы, предпочитали растения. (Слайд 5).

Воспитатель. Где жили динозавры? Динозавры обитали почти на всех материках Земли. Но больше всего свидетельств их существования найдено в Америке и Азии. Здесь современная картинка расположения континентов. А в эпоху динозавров Земля выглядела иначе. Сначала это был единый континент - Пангея. Потом он распался на Гондвану и Лавразию. Динозавры царили на Земле. В океанах плавали морские рептилии. Воздух осваивали крылатые ящеры. (Слайд 6)

Воспитатель. Как выглядели динозавры? Некоторые динозавры были огромных размеров, с целую теннисную площадку, а другие - маленькие, как курица. У одних кожа была гладкая, у других - покрытая чешуйками, а то и вовсе роговым панцирем, защищающим тело. Помимо этого у некоторых ящеров были рога или шипы. Известно около 600 разновидностей динозавров. (Слайд 7)

Воспитатель. Была ли семья у динозавров? Некоторые ящеры, подобно человеку, жили семьями. Эти семейные ящеры вскармливали своих детенышей в гнездах на охраняемых площадках молодняка и заботливо опекали их. При переселении в другие места в середине стада бежали детеныши, опекаемые ящерами-мамами. Представители мужской половины трусили рысцой с внешней стороны стада, и защищали от врагов своих соплеменников. (Слайд 8)

Воспитатель. Как размножались динозавры? Представьте себе, что гигантские динозавры откладывали яйца, из которых затем вылуплялись детеныши! Динозавры размножались так же, как змеи, ящерицы, черепахи и прочие рептилии. Детеныши великанов - ящеров рождались очень маленькими и беспомощными. (Слайд 9)

Воспитатель. Чем питались динозавры? Большинство динозавров питались травой. Ученые называют их травоядными. Кроме этих миролюбивых поедателей травы были динозавры - хищники, питавшиеся мясом. Бои между плотоядными и травоядными динозаврами происходили ежедневно, потому что питающиеся мясом хищники жили за счет мирных вегетарианцев. (Слайд 10)

Воспитатель. Почему исчезли динозавры? Существует несколько теорий, обосновывающих разные причины вымирания динозавров 65 миллионов лет. Одна из них утверждает, что с Землей столкнулся громадный метеорит, в результате чего произошел мощный взрыв. Поднявшиеся в воздух пыль и водные пары уничтожили практически все растения. Солнечный свет не мог пробиться сквозь пыльную завесу, и поэтому на Земле стало очень холодно. (Слайд 11)

Воспитатель. Каких динозавров следует знать? Всех существовавших некогда ящеров никто не знает, потому что их известно около 600 разновидностей и все еще находят новые. Однако несколько особенно интересных видов должен знать каждый, интересующийся динозаврами. (Слайд 12,13 Дети и воспитатель рассматривают несколько видов динозавров на экране.)

Физкультминутка «Динозаврики»

Воспитатель. А теперь, ребята, мы с вами поиграем, так как мамы динозавры играли со своими детенышами.

Кончиками пальцев касаемся частей тела, согласно тексту

У динозавра есть мурашки

Очень крупные везде: На лбу, на ушах,

На шее, на локтях,

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках,

У динозавра есть чешуйки

Есть чешуечки везде

На лбу, на ушах

На шее, на локтях,

Есть на носах, на животах

Коленях и носках.

Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель. У меня для вас есть для вас замечательная книга «Аппликация динозаврики». (Дети совместно с воспитателем рассматривают книгу, и подробно останавливаются на панорамной композиции «Динозаврики гуляют на плато»).

Воспитатель. Ребята, а вы хотите то же сделать таких динозавриков? Тогда вы будете работать в парах. И так начинаем.

Дети создают образы динозавров и динозавриков из готовых силуэтов и отдельных элементов, заранее вырезанных воспитателем. Составляют из них коллективное панно для своей группы. Воспитатель с детьми складывает из детских работ общий коллаж. Дети рассматривают панорамную композицию в книге и свободно экспериментируют – оформляют силуэты динозавров различными способами, по своему желанию.

Воспитатель. Молодцы, красивая у нас получилась композиция. Ребята, скажите, а как мы назовем нашу совместную работу? (Дети предлагают различные варианты.)

Воспитатель. Очень хорошее название вы придумали. Наша композиция будет называться «Мир динозавров».

Подведение итогов, анализ.

– На этом наше путешествие в прошлое закончилось.

– Где мы сегодня побывали?

– Что нового и интересного вы узнали?

– Кто такие динозавры?

– Почему они исчезли?

Список литературы:

1. И. А. Лыкова. Демонстрационный материал «Аппликация Динозаврики». ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011;

2. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова - Свирская. - М. : Просвещение,2015;

3. Динозавры моя первая энциклопедия в вопросах и ответах. / М. Лункенбайн. - М. Оникс, 1998;

4. Динозавры. Для дошкольного возраста/ Анна Касалис. ООО «Издательство Астрель», 2002.

Цель: ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далеком прошлом и отсутствующих сегодня (динозавры), подвести к желанию воссоздать (в макете) уголок далекого прошлого.

Материал к занятию: посылка с яйцом динозавра, рисунки динозавра, пластилин, книга о динозаврах, макет уголка земли из далекого прошлого.

Организация детей: дети сидят полукругом вокруг стола с посылкой.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает рассмотреть посылку от Деда Мороза для них. Вынимает яйцо и письмо с загадкой.

«Здравствуйте, дети! Я – Дед Мороз. Шлю посылкой вам вопрос.

Здесь в яйце и не цыпленок, и не гусь, и не утенок. Он похож на всех их сразу. Гребень как у петушка растет (с головки) по спинке до хвоста. И еще подсказка есть: в наше время не живет он: места мало на земле. Раньше жил он на болоте, и на суше, и в воде. Если б рос он вместе с вами, все поел в один бы мах. А найдешь его в раскопках: и в земле скелет и в льдах. Пусть лежит окаменелый, вы ж ответьте на вопрос: из яйца кто б получился, кто бы вместе с вами рос? Я ответа подожду, как на праздник к вам приду. И спрошу вас свой вопрос. Ждите. Дедушка Мороз.

Дети отгадывают – динозаврик.

Вопросы воспитателя – кто такие динозавры? а вы знаете, когда они жили на земле? а знаете ли вы каких они были размеров?

Молодцы – знаете много.

А Дед Мороз прислал вам альбом с картинками, книжку про динозавров, которые жили на нашей земле много-много лет назад, т.е. в далеком прошлом, когда людей в то время еще не было.

Обо всем этом ученые узнают по окаменелостям при раскопках. Этими останками, превратившимися в камень могут быть раковины, насекомые, кости, целые скелеты, даже следы, оставленные на земле, на берегах болот. Чаще всего встречаются зубы, когти, кости. Отдельные кости собирают в скелет. По скелету судят о строении тела животных, о его размерах. Зубы рассказывают ученым, чем питался динозавр. В азиатской пустыне были найдены гнезда и гигантские кости динозавра. В гнезде было целое окаменевшее яйцо, из которого чуть не вылупился детеныш динозавра.

Окаменелости динозавров были найдены во всех частях нашей планеты. Значит в далеком прошлом динозавры населяли всю нашу Землю. Они ели то, что едят животные сейчас, т.е. те, кто питался растениями, назывались травоядными, а кто пожирал мясо – тех звали хищниками.

Большинство динозавров были травоядные. Для жизни этих дивных животных нужны были теплый влажный климат и много растений. Температура тела динозавров изменялась вместе с температурой воздуха. Но на земле произошло изменение климата. Болота высохли. Равнины превратились в горы. Стало холодно и сухо. Динозавры стали вялыми от холода. Холод погубил растения. Динозаврам стало нечего есть. И они стали вымирать. На их место пришли животные малых размеров, которые прятались от холода в пещерах. Слово динозавры означает «ужасные ящеры».

Одним из самых больших динозавров был Бронтозавр – означает «громовой ящер». Он был велик и неуклюж. Как будто гора из мяса и костей бродил этот ящер по берегам болот. Он покидал свои болота только тогда, когда хотел погреться на солнышке или отложить яйца. Голова маленькая, мощный хвост служил опорой, если ему приходилось вставать на задние ноги. Двигался медленно, кожа не покрыта панцирем, поэтому он постоянно находился в воде, защищаясь от врагов. В воде легче было передвигаться.

Рос бронтозавр очень медленно, но к старости вырастал с пятиэтажный дом.

А вот ящеры, похожие на танки (показать картинки). Они покрыты прочным панцирем. Это Стегозавр – означает ящер под крышей. Пластины по всей спине не дают врагу добраться до тела.

Очень похож на Стегозавра Кентозавр. Только вместо пластин с середины спины были острые шипы, а на хвосте находились смертельные шипы. На вид эти животные выглядели неуклюжими, но, когда на них нападал враг, они крутились на месте, стараясь ранить того шипами. А сами они никого не обижали, хотя имели устрашающий вид. Мирно щипали целыми днями траву.

(Найти фигурку Стегозавра.)

А хищный динозавр назывался Тираннозавром – деспот ящериц.

В поисках пищи он быстро бегал на своих сильных задних ногах. Догонял свою жертву, разрывал ее зубами, а передними короткими лапами удерживал пищу. Но пища ему давалась нелегко. Встреча со взрослым Стегозаром или Кентазавром означала схватку не на жизнь, а на смерть. Поэтому Тираннозавр выслеживал детенышей. (Показать картинку в книге.)

Еще существовали динозавры, которые могли летать – это летающие ящеры. И жившие в воде – ихтиозавры – рыбоящеры.

И сейчас на земле живут потомки динозавров. Это черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи. В основном они живут в жарких странах, где климат жаркий и влажный.

А у нас в группе есть макет земли, где есть и болото и растения и озеро и местность ровная. А животных нет. Как вы думаете, могли бы здесь жить динозавры? Вот сюда в болото кого бы мы поселили? (Бронтозавра). А на равнине мог бы жить Стегозавр или Кентозавр. А Тираннозавра можно спрятать за дерево.

У меня пластилин есть, можем слепить динозавров и населить этот кусочек земли.

Дети лепят и населяют землю.

А дома у родителей спросите, знают ли они такое удивительное место на земле, где сейчас живут потомки динозавров (крокодилы, черепахи), где нет зимы.



Loading...Loading...