Кем была мария антуанетта. Дочь королевы Марии-Антуанетты и Россия

Меня больше всего заинтересовало - а что же стало с её детьми, не могли же их тоже казнить...

Итак, у "граждан Капет" - Марии Антуанетты и Людовика 16 родилось четверо детей - Мария-Терезия-Шарлотта, дофин Луи-Джозеф, Луи-Шарль герцог Нормандский и София-Беатрис.


Пойдём по-порядку.
Мария-Терезия-Шарлотта , маленькая златокудрая девочка в фильме Софии Копполы,

родилась 19 декабря 1778, после казни матери(в 1793году) находилась в тюрьме ещё около 2 лет, и в конце 1795 году была обменяна революционным правительством на депутатов Конвента, находившихся к австрийском плену. А вот что было дальше - тут много гипотез, по одной из них, она приехала в Вену в дяде Императору Францу 2-му, а вскорости вышла замуж за всоего двоюродного брата и стала носить титул герцогини Ангулемской, далее был Наполеон, Реставрация, бездетность, смерть мужа и в конце-концов тихая смерть 19 октября 1851. Похоронена вместе со своим мужем Луи-Антуаном, его отцом, королём Франции Карлом 10 во францисканском монастыре, в Kostanjevica, в Словении. По другой версии, более интригующей, девочку подменили по дороге в Вену, а "настоящую" Марию-Терезию-Шарлотту увезли в небольшой городок Хильбургаузен(столица Саксен-Альтенбургского княжества), где она прожила свою жизнь "крайне уединенно, постоянно скрывая лицо под вуалью и пользуясь явным покровительством княжеского двора". После её смерти(тоже в 1851году) Князь Альберт Саксен-Альтенбургский уверял, что "дама под вуалью" - подлинная Мария-Тереза, приводя кучу доводов, аргументов, но ни одного доподлинного доказательства.

Луи-Джозеф Ксавье умер ещё до революции(22,10,1781-04,06,1789) от туберкулёза.

Третий ребёнок "граждан Капет" - Луи-Шарль , в 8 лет ставший королём Франции Людовиком 17, родился 27 марта 1785, после казни отца был помещён в отдельную камеру от матери, простудился, заболел туберкулёзом и умер 8 июня 1795 года. Тут же поползли слухи, что принц не умер в тюрме Тампле. Один за другим стали появляться люди, называвшие себя Людовиками 17, чудом спасшимися, втайне выращенными и теперь предъявлявшими свои права.

А тем временем революция завершилась. На смену республике пришла империя, а затем на французский трон вернулись Бурбоны. Король Людовик 18 был младшим братом казненного Людовика 16. Стоит ли объяснять, как беспокоили двор новоявленные "племянники"? Все время Реставрации (1815 - 1836) самозванцы не исчезали из политического контекста. Они продолжали интриговать публику и при Июльской монархии (1830 - 1848), когда на троне оказался представитель Орлеанской ветви Бурбонов. Лишь с середины 19 века, когда эта династия окончательно сошла с политической сцены, загадка истинной судьбы Луи-Шарля, дофина французского, стала переходить в разряд проблем историографических. В 1999 году из крипты базилики Сен-Дени эксгумировали сердце Луи-Шарля Бурбона и была проведена экспертиза(анализ ДНК), подтвердившая родство, а значит, загадки больше нет. Маленького принца никто не спас. Это он умер в парижской тюрьме Тампль 8 июня 1795 года.

Ну а малышка Софи Злен Беатрис не прожила и года, родилась 9 июля 1786, а умерла 19 июня 1787. Эта картина написана как раз после её смерти.

Вот и представьте - вы глава государства, у вас столько обязанностей, постоянных безотлогательных дел, а в личной жизни такие "маленькие" трагедии...

Мария-Антуанетта (2 ноября 1755, Вена, Австрия — 16 октября 1793, Париж, Франция) — королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI с 1770 года. С начала Французской революции вдохновительница контрреволюционных заговоров и интервенции. Осуждена Конвентом и казнена на гильотине.
Биография
Мария Антуанетта - жена французского короля Людовика XVI, дочь австрийской эрцгерцогини Марии Терезии и Франца I, императора Священной Римской империи. Казнена во время Великой Французской революции. Родилась Мария-Антуанетта 2 ноября 1775 года в Вене в семье императора Франца I и королевы Марии Терезии. После смерти Франца Стефана управлять Священной Римской Империей стала Мария Терезия.
Младший (одиннадцатый) ребенок и любимая дочь Марии Терезии, Мария Антония была воспитана в строгих правилах Габсбургского дома. В 1770 году состоялась ее свадьба с дофином Людовиком, внуком французского короля Людовика XV. Полноценные брачные отношения между молодоженами не могли быть установлены из-за физического недостатка Людовика. Дело могла поправить простая операция, но Людовик решился на нее лишь через несколько лет спустя. Несомненно, этот факт имел важное значение в их отношениях: причинив жене немало огорчений, король впоследствии ни в чем не мог ей отказать.
Хорошенькая и грациозная дофина с удовольствием приняла участие в придворных развлечениях: она играла в придворном театре, много танцевала, увлекалась музицированием. С первых месяцев пребывания в Версале она показала свой гордый характер, отказавшись наладить отношения с Дюбарри, признанной метрессой Людовика XV. Лишь сам король вынудил ее придерживаться правил этикета. Эта история, вышедшая за пределы двора, заставила говорить о принцессе как об «австрийской гордячке». После коронации Мария Антуанетта более отдалилась от старой придворной знати. Она окружила себя небольшим числом избранных, среди которых первое место занимала графиня Полиньяк и ее семья. Королева покидает Версальский дворец и воцаряется в своем интимном кружке в Малом Трианоне. Такое поведение вызывает всеобщее неодобрение — королева настраивает против себя большинство придворных. Не только двор, но и вся страна неприязненно воспринимают новую для Франции ситуацию, когда после столетнего правления тихих, незаметных королев и череды блестящих метресс, Францией управляет полностью подчинившая своего мужа королева.
В 1777 году король наконец решается на хирургическую операцию, и у правящей четы начинается нормальная семейная жизнь. Через полтора года у королевы рождается дочь, затем еще трое детей. Но это не прекращает распространение порочащих королеву слухов о ее невероятном разврате. За пределами Франции печатаются памфлеты о больших тратах на придворные увеселения, тайных развлечениях в ночном Париже. Особую ярость вызывает «искусственная» деревня в Малом Трианоне. Слухи падают на благодатную почву — экономическое положение Франции ухудшается, королева получает прозвище «мадам Дефицит». Историки предполагают, что, помимо оппозиционеров, в распространении порочащих королеву слухов повинны обиженные ею влиятельные придворные и, прежде всего, граф Прованский, брат короля, будущий Людовик XVIII, которого рождение у королевы наследников лишало надежд занять трон. Заказчиками памфлетов, направленных против королевы, были весьма состоятельные особы, а среди авторов были и такие высокооплачиваемые сочинители, как Бомарше.
В 1785 году престижу королевской семьи был нанесен сильнейший удар. 9 августа у королевы получает аудиенцию ювелир Бомер, который излагает ей историю, известную впоследствии как «дело об ожерелье королевы». Центральным действующим лицом в ней являлась некая Жанна, именовавшая себя графиня Валуа де ла Мотт. Она представляла себя как родственницу королевской семьи и подругу королевы. Сойдясь близко с кардиналом де Роганом, она предложила ему приобрести для королевы уникальное ожерелье, изготовленное ювелирами Бомером и Боссанжем еще для Дюбарри и не раз предлагавшееся ими королеве Марии Антуанетте. Принц крови кардинал де Роган был одно время послом при дворе Марии Терезии, но навлек на себя ее немилость. Мария Антуанетта также не испытывала к нему добрых чувств, а вот Роган мечтал стать ее фаворитом. Для его большей уверенности авантюристка Жанна устраивает ему тайное свидание с актрисой, изображающей королеву и вручает письменный документ с ее подделанной подписью. Кардинал через Жанну начинает выплаты ювелирам, через нее же королеве «передается» колье. Мнимая Валуа присваивает себе и то и другое. Колье она с мужем отправляет в Лондон, где его продают по частям. В эту историю было также замешано еще множество авантюристов, включая Калиостро, через которого была найдена актриса, сыгравшая для кординала роль королевы.
Мария Антуанетта получила письменное изложение истории с колье от ювелиров. Она обратилась к мужу с просьбой защитить ее честь. Главным врагом и виновником она считала Рогана, и находившийся всецело под ее влиянием король отдал приказ об его аресте. Арест принца крови вызвал негодование в парижском обществе. Дело о колье было передано на рассмотрение парижского парламента. Суд полностью оправдал кардинала, Калиостро и мягко отнесся к другим сообщникам. Вся вина была возложена на Жанну. Оправдание кардинала, виновного в том, что он мог предположить, что королева Франции может дать ему тайное свидание, означало приговор легкомысленному поведению Марии Антуанетты. Через несколько недель после приговора Жанна бежала из тюрьмы. Уехав в Лондон, она выпустила там «Мемуары», полные злобных выпадов против королевы. Практически вся страна была убеждена в вине «австриячки». Престиж династии был подорван.
С началом революции, после взятия Бастилии 14 июля 1789 года Мария Антуанетта вела себя гораздо решительнее своего супруга. Она настаивала на вооруженном подавлении восстания. С октября 1789 королева наладила тайную связь с одним из вождей революции, Мирабо. Она же организовала бегство королевской семьи в Варенн 25 июня 1791 года. После его провала Мария Антуанетта пыталась организовать вторжение во Францию войск своего брата, императора Леопольда II Габсбурга. Она мужественно встретила и казнь своего мужа и обвинения в совращении своего девятилетнего сына. 14-15 октября 1793 года состоялся процесс по обвинению «вдовы Капет» в государственной измене. Она была признана виновной и гильотинирована.

Мария Антуанетта. История любви

Мария Антуанетта была младшей дочерью императрицы Марии Терезии и Франца I, правителей Священной Римской империи. Когда девочке исполнилось десять лет, ее отец умер, оставив жене империю и восьмерых детей. Мария Терезия оказалась весьма деловой женщиной, она не только отлично управляла государством, но и устроила своим отпрыскам удачное будущее. Самую блестящую партию австрийская императрица уготовила младшей дочери. Мария Антуанетта была помолвлена с наследником Франции — Людовиком.
Девочку старались воспитывать как будущую королеву. Она ни в чем не знала отказа, училась повелевать и чувствовала себя уверенной среди тысяч направленных на нее глаз. Вместе с тем по характеру Мария Антуанетта росла беззаботной, веселой хохотушкой, не слишком привлекательной, зато очень легкой в общении, с живым ярким темпераментом. Когда Мария Антуанетта собралась отправиться во Францию, ее поддерживала неизменная убежденность, что благодаря своему очарованию она всегда сможет добиться того, что ей нужно.
Одетая в атласные одежды, украшенная драгоценностями невеста покинула отчий дом, чтобы больше уже никогда туда не возвратиться. При прощании мать подарила девушке маленькие золотые часики, которые навсегда остались талисманом Марии Антуанетты. На границе невесту встречал великолепный свадебный поезд во главе с дедом принца, королем — Людовиком XV. Последний, слывший большим знатоком по части слабого пола, остался доволен собственным выбором для внука. Принцесса была само очарование, и она придется ко французскому двору. Но жених Людовик несколько разочаровал Марию Антуанетту. Неуклюжий малый, глуповатый юноша больше всего в жизни интересовался хорошей едой, однако не отказываться же теперь от французского престола, тем более что жених благоговел перед принцессой. Пройдут годы, но Людовик будет так же восхищаться женой, как в тот первый день их знакомства.
Свадьба состоялась 16 мая 1770 года. Украшенный кортеж следовал по улицам Парижа, восторженная толпа горожан кричала здравицы счастливой невесте. Грандиозный фейерверк закончился печально: началось настоящее столпотворение — люди бросились к бесплатным угощениям, в давке многие погибли. Когда мертвые тела отвозили для опознания, по городу поползли зловещие слухи, что кровавое предзнаменование не принесет счастья молодым. Несмотря на трагедию, первые годы жизни Марии Антуанетты в Версальском дворце мало отличались от счастливых праздников детства. Людовик не желал принимать участия в светской жизни, потея и краснея при виде обожаемой жены. Принцесса, не особенно печалясь, собрала подходящий для себя кружок молодых людей, которые обожали проводить ночи напролет в развлечениях. Они играли в карты, танцевали, высмеивали наследника. Особенно шутникам нравилось переводить стрелки часов во дворце, создавая тем самым неразбериху.
В 1774 году Людовик XV умер от оспы. Молодая чета получила всю полноту власти. Новый король по прежнему много ел, по вечерам засыпал в кресле и записывал в дневнике: «Сегодня ничего не случилось», а Мария Антуанетта продолжала поражать парижан своим экстравагантным поведением. Она поменяла свой образ и из разукрашенной дамы превратилась в деревенскую простушку. Новый облик королевы гармонировал с небольшим дворцом загородного типа — Малым Трианоном, где жила королевская чета. Женщины сходили с ума от новой моды, введенной Марией Антуанеттой, давая прекрасные заработки парикмахерам и портным. Мало кто понимал, что соломенная шляпка королевы стоит дороже целого дома рядового горожанина.
В двадцать три года Мария Антуанетта впервые стала матерью, и за шесть последующих лет она родила четверых детей, из которых выжили только двое: Мария Терезия и дофин Людовик. Королева обожала своих малышек, но за государственными делами и развлечениями у неё мало оставалось времени для детей. Впрочем, сами государственные дела составляли подготовку к развлечениям. Королева жила для удовольствий и не скрывала этого. Она тратила королевскую казну на друзей, наряды, выезды и балы. Король, человек смирный и терпеливый, мирился с любыми капризами жены, и когда советники стали настаивать на сокращении «карманных денег» королевы, то Мария Антуанетта добилась их увольнения.
Пока королевская чета спокойно существовала в своем уютном мирке, в стране назревали катастрофические события. Историки находят множество причин, ведущих к социальным потрясениям. Мы не будем описывать нищету простых французов или философские мотивы свободомыслящих, не станем осуждать легкомыслие правящих классов. Скажем только, что Людовик XVI на просьбы снизить налоги отказался даже слушать предложения, назвав их «безумными». Естественно, злоба народа обрушилась на «эту иностранку», все, прежнее преклонение толпы словно переплавилось в ненависть. Теперь вместо восхищённого шёпота девушек на улице то и дело слышались грубые анекдоты про королеву: будто однажды Марии Антуанетте доложили, что рядовым французам нечего есть — нет хлеба. На что королева ответила: «Так пусть едят торты и пирожные».
Мария Антуанетта считала, что у нее есть природное право не обращать внимания на недовольство сограждан. Она сохраняла легкомысленное спокойствие, уверенная, что все это пройдет. Но катастрофа все таки разразилась. 14 июля 1789 года весь мир содрогнулся от кровавых бесчинств в Париже. Неизвестно, чем руководствовалась королева — привязанностью к мужу, долгом, прежней самоуверенностью, но, имея возможность спастись бегством, она предпочла остаться с королем, хотя все приближенные покинули венценосных пленников. 5 октября разъяренная парижская чернь ворвалась в Версаль, и на следующий день королевская семья была привезена под арестом во дворец Тюильри.

Почти два года провели здесь в заточении Людовик и его семья. Вначале с ними обращались лояльно: дети жили с родителями и, наконец, королева получила возможность проводить с ними большую часть времени. 20 июня 1791 года королевская чета предприняла отчаянную попытку спастись бегством, но она закончилась неудачей, что и подтолкнуло революционеров заняться участью арестованных безотлагательно.
Они были переведены в мрачное здание в центре Парижа. Людовик XVI все никак не мог поверить, что подданные могут лишить его трона, и упорно отказывался выполнить требования революционеров. В январе 1793 года начался судебный процесс, который привел короля в недоумение: по приговору его лишали не трона — жизни. Перед смертью Людовик провел последние два часа с семьей, получив столько любви от жены, сколько никогда он не видел раньше. Мария Антуанетта провела ночь без сна, следя по материнским золотым часикам, как время отстукивает последние минуты их царствования. Когда утром над Парижем поплыл звон колоколов, королева поняла, что ее мужа больше нет.
После казни Мария Антуанетта еще какое то время продолжала прежнее существование, но однажды ночью к ней пришли трое мужчин, чтобы увести сына. Королева бросилась к ребенку с криком, что она не отдаст Людовика, пусть лучше сначала убьют ее, но насильники были неумолимы. Через несколько дней Марию Антуанетту перевели в тюрьму Консьержери. В маленькой сырой камере ее ни на минуту не оставляли одну, даже во время утреннего и вечернего туалета, у нее отобрали все вещи, в том числе маленькие золотые часики — ее талисман.
Потекли последние унылые дни в тюрьме. Мария Антуанетта попросила иголки и нитки, чтобы занять себя вышиванием, но и в этой просьбе ей было отказано. Тогда она надергала ниток из обтрепанных занавесок, висевших в камере, и плела что то вроде сетки. Однако дух ее был не до конца сломлен, королеве удавалось вести переписку с французскими эмигрантами, она попыталась подкупить стражу и бежать из тюрьмы. Конвент и Комитет общественного спасения использовали членов королевской семьи как разменную карту, чтобы ликвидировать опасность интервенции — Мария Антуанетта была иностранкой. Некоторое время велись переговоры, но под давлением общественного мнения 16 октября 1793 года суд вынес смертный приговор королеве.
В день казни Мария Антуанетта поднялась очень рано, часов не было, так что она не могла следить за временем. С помощью служанки королева надела белое платье. Охрана следила за каждым ее шагом, осужденная воскликнула: «Во имя Господа и приличия, прошу вас, оставьте меня хотя бы на минуту! » Вошедший в камеру палач отстриг роскошные волосы Марии Антуанетты: это был его трофей. Ее посадили в грязную телегу и повезли по улицам Парижа. Толпа грозно и оскорбительно улюлюкала ей вслед.
Гильотина находилась неподалеку от дворца Тюильри, на площади Революции. Когда Марию Антуанетту подвели к плахе, она неосторожно наступила на ногу палачу. «Простите меня, мсье, я не нарочно ». Это были последние слова французской королевы.

Продолжаю тему проклятых королев. Следующая карта – бубновая дама Мария Антуанетта. Легкомысленная, гламурная, роскошная. Мне эта королева всегда казалась неприятным историческим персонажем. Хотя мне было ее жаль, смертная казнь – жестокий финал яркой жизни.

Репутация легкомысленной королевы привела к трагедии. Дело об ожерелье, о котором я писала в посте , способствовало усилению недовольства подданных. Марии-Антуанетте приписывают фразу «если у людей нет хлеба, пусть едят пирожные». Это говорила не она, а ее приближенные, но подобное высказывание характеризует королевское окружение.

Казнь королевы (гравюра 19 века)

Внезапные беды начали преследовать королеву накануне революции. «Мой рок – приносить несчастья» - писала Мария-Антуанетта, видя как приближается неотвратимая катастрофа. Знаменитая гадалка мадам Ленорман предсказала королеве смерть на эшафоте.

Мария-Антуанетта всерьез начала опасаться за свою жизнь. Она прекратила посещать публичные мероприятия, театры. Всюду слышалось возмущение подданных «мадам дефицит», «развратная австриячка». Даже художнице Виже-Леббрен пришлось убрать портрет королевы с выставки, опасаясь акта вандализма.


Портрет работы художницы Виже-Леббрен

Почудить королева успела немало, насмехаясь над правилами. Она установила памятник своей обнаженной груди в виде чаши. Ее супруг не возражал. У современных читателей возникает логичный вопрос "Королева дура?". Нет, это была невинная оригинальная шалость эпохи галантного века. Публика оценила. Только расстроенные финансы и дефицит вызвали возмущение подданных подобным бесстыдством.


Грудь королевы - придворный памятник. По легенде, Мария-Антуанетта изобразила своих опальных фаворитов в виде баранов, поддерживающих ее грудь. Этого фавориты ей не простили и перешли на революционную сторону, а потом отомстили за оскорбление.


Карикатура на высокие парики, которые ввела в моду Мария-Антуанетта. В этих париках заводились даже мыши. У самой королевы после таких опытов с прическами начали выпадать свои волосы.

Былые фавориты королевы стали предателями. Один из немногих, кто сохранил верность «своей королеве» - шведский дворянин Аксель Ферзен.
Офицер-иностранец скрывал свои отношения с королевой. Он отвергал светские сплетни, называя себя неудачливым влюбленным. Личная переписка Ферзена с Марией-Антуанеттой была обнаружена лишь в 19 веке.


Парадный портрет Акселя Ферзена

Знакомство королевы и Ферзена произошло на маскараде. Мария-Антуанетта любила подобное времяпровождение, не обращая внимания на рассуждения о «королевской чести». Королева в маске как обычно сама подошла к понравившемуся мужчине и заговорила с ним. Потом графу пришлось уехать в Швецию, он вернулся через несколько лет в 1778 году, и Мария-Антуанетта не забыла его…

«Королева, самая любезная из известных мне государынь, соблаговолила осведомиться обо мне. Она спросила Кройца, почему я не принял участия в ее воскресной карточной игре, а услышав, что я однажды явился в день, когда прием был отменен, выразила сожаление и извинилась передо мной» - писал Ферзен домой родным.
«Каждый раз, когда я свидетельствую свое почтение во время карточной игры, она говорит со мной».

По воспоминаниям современников:
«... по словам многих очевидцев, граф Ферзен, швед, полностью захватил сердце королевы. Королева... была просто сражена его красотой. Это действительно заметная личность: высокий, стройный, прекрасно сложён, с глубоким и мягким взглядом, он на самом деле способен произвести впечатление на женщину, которая сама искала ярких впечатлений».
Ферзену снова пришлось покинуть французский двор, он отправился в Америку и вернулся только в 1783 году.

Из письма шведского посла:
«Я должен уведомить Ваше величество, королева так благоволила к юному Ферзену, что это возбудило у некоторых особ подозрение. Должен сознаться, я сам верю, что она симпатизирует ему; я замечал знаки внимания с ее стороны, слишком очевидные, чтобы в них сомневаться. При этих обстоятельствах юный граф Ферзен вел себя образцово, проявив сдержанность и, в особенности, приняв решение уехать в Америку. Уехав, он избежал всех опасностей; противостоять такому соблазну потребовало решимости, которую трудно ожидать от человека его возраста. Последние дни королева не в состоянии была отвести от него глаз, полных слез. Я прошу, Ваше величество, эту тайну никому, кроме сенатора Ферзена, не сообщать. Фавориты двора, услышав об отъезде графа, пришли в восторг, и герцогиня Фитц-Джеймс сказала ему:
"Как, сударь, вы отступаете от своих трофеев?"
"Будь они у меня, я бы от них не отступился. Я уезжаю свободным, без сожалений".


Королева накануне революции


В годы революции

День расплаты за беспечность королевы наступил…
14 июля 1789 года королю сообщили о взятии Бастилии.
«Это мятеж?» - спросил король.
«Нет, сир, это революция» - ответили ему.

20 июня 1791 года королевская семья пыталась бежать из революционного Парижа. Организатором бегства становится сама королева, ей помогает фаворит Ферзен. Увы, снова череда роковых неудач приводит семью к очередному провалу. Любовь к роскоши и этикету сгубили королеву. Слишком много времени было потрачено на формальности.


Королева с детьми

Писатель Стефан Цвейг описывает эпизод бегства:
«Через Париж, роковым образом через Париж! Ибо аристократ Ферзен привык, чтобы его возили, сам же на козлах он никогда не сидел и потому не знает бесконечных, сложнейших лабиринтов города. Кроме того, из предосторожности - роковая осторожность - вместо того, чтобы сразу же выехать из города, он направляется еще раз на улицу Матиньон, чтобы встретить там большую карету.

Лишь в два часа ночи, а не в полночь он вывозит драгоценный груз к городским воротам - два часа, два невозвратимых часа потеряны.
Карета-корабль должна стоять за таможенным барьером. И вот первая неожиданность: ее там нет. Опять потеря времени. Наконец ее обнаруживают, запряженную четверкой лошадей, с потушенными фарами. Лишь теперь Ферзен может на фиакре подъехать к карете, чтобы члены королевской семьи перебрались в нее, не замарав своей обуви - это было бы ужасно! - грязью французских дорог. И вот лошади запряжены в половине третьего - утром вместо полуночи. Нет, Ферзен не скупится на удары бичом, через полчаса они в Бонди, где их уже ожидает гвардейский офицер с восьмеркой свежих, хорошо отдохнувших курьерских лошадей. Здесь надо прощаться. Это очень нелегко.

Трудно расставаться Марии Антуанетте с единственным надежным человеком, но король заявил категорически, что не желает, чтобы Ферзен сопровождал их далее. По какой причине - неизвестно. Возможно, чтобы не предстать перед верноподданными в обществе этого интимнейшего друга своей жены, возможно - из уважения к ней…»

Неудачный побег

Если верить Цвейгу, начинаешь сомневаться в адекватности и умственных способностях королевы и ее мужа. Они ведут себя так, будто едут на экскурсию.
«…Все располагает к хорошему настроению: дети выспались, король оживлен больше
обычного. Шутят по поводу ролей, которые приходится играть беглецам: госпожа де Турзель теперь знатная дама мадам де Корф, королева - мадам Рошет, гувернантка ее детей, король в ливрее лакея - дворецкий Дюран, Мадам Елизавета - камеристка, дофин превратился в девочку.

В сущности в этой удобной карете семья чувствует себя свободнее, члены семьи - ближе друг другу, нежели дома, во дворце, под неусыпным наблюдением многочисленной прислуги и шестисот национальных гвардейцев.

Вот уже заявляет о себе верный друг Людовика XVI - никогда не покидающий его аппетит. Извлекаются обильные припасы, едят вдоволь, на серебряном сервизе, из окон кареты летят куриные кости, пустые винные бутылки; не забывают и славных лейб-гвардейцев.

Дети в восторге от приключения, играют в карете, королева весело болтает со всеми, король использует этот непредвиденный повод для того, чтобы познакомиться со своим королевством. Он достает карту и с большим интересом следит за маршрутом от села к селу, от деревушки к деревушке. Постепенно у них появляется чувство безопасности…»


Карикатура на прически. До революции остался 1 год

Так, утратив чувство опасности и осторожность, королевская семья была поймана революционными гражданами. Король, выглядывавший из окна кареты, был узнан на почтовой станции. В городе Варенне королевские беглецы были задержаны и отправлены в Париж под усиленной охраной. Судя по карете, в которой они ехали, не хватало только надписи "Король здесь".

О неудачах Людовика XVI и Марии-Антуанетты есть в предсказаниях Нострадамуса:

Король сквозь Реймса лес промчит и канет,
Найдя в Варенне ненадёжный кров.
Пусть в сером он, она - как белый камень,
Нож и мятеж швырнут их платья - в кровь.


Король Луи XVI

Королевская семья была помещена во дворце Тюильри под строгим надзором. В августе 1792 года дворец был захвачен революционными гражданами. Королевские арестанты переведены в знаменитую тюрьму Тампль, которая тоже не сохранилась до наших дней (как и Бастилия).


Захват дворца Тюильри

В январе 1793 года король Людовик XVI был казнен. Эта участь ожидала и его супругу. Оставалось только несколько судебных формальностей. Для обвинения враги королевы использовали памфлеты с клеветой авантюристки Жанны де Ла Мотт (о которой я писала в посте «Ожерелье королевы»). Легкомысленная королева - любительница роскоши предстала в образе чудовища, избавление от которого станет величайшей добродетелью для Франции.

Мария-Антуанетта, ее дети и сестра Елизавета находились в тюрьме Тампль. В августе 1793 года королева была переведена в тюрьму Консьержери, из которой был только один выход – на эшафот. (Об этом месте я писала в посте )


Консьержери в наши дни

По воспоминаниям дочери королевы:
«2-го августа в 2 часа ночи нас разбудили, чтобы прочесть моей матери декрет конвента, предписывающий, согласно требованию прокурора коммуны, чтобы она была доставлена в Консьержери для участия в своём процессе. Она непоколебимо выслушала чтение этого декрета и не сказала им не слова; тётя и я немедленно попросили разрешения последовать за моей матерью, но нам не оказали этой милости.

Пока она складывала свои платья, стражники не покидали её, и ей даже пришлось одеваться в их присутствии. Они потребовали осмотра её карманов, что она и разрешила; они порылись в них и взяли всё, что в них было, хотя это были сущие пустяки. Сделав из всего этого свёрток, они сказали, что перешлют его в революционный трибунал, где свёрток и будет вскрыт у неё на глазах. Ей они оставили только носовой платок и флакон, т.к. боялись, что ей может сделаться дурно. Моя мать, нежно обняв меня, советовала быть мужественной, заботиться хорошенько о моей тёте и повиноваться ей как второй матери, вновь повторила те же советы, что давал мой отец; затем, бросившись в объятия тёти, она поручила её заботам своих детей.

Я не ответила ей ничего настолько я была потрясена мыслью, что вижу её в последний раз; тётя же сказала ей очень тихо несколько слов. Затем моя мать вышла, не глядя на нас, конечно, из опасения, что присутствие духа покинет её. У подножья башни она ещё раз остановилась, так как стражники подписывали там протокол о том, что освобождают привратника от её личности.

Выходя, она ударилась головой о решетку, т.к. не подумала наклониться; её спросили, не сделала ли она себе больно:
«О, нет! - ответила она. - В настоящее время ничто не может причинить мне боль». Она села в повозку вместе со стражниками и двумя жандармами»

Из обвинения, предъявленного королеве: «Национальный конвент, дал великий образчик строгости по отношению к предателям, замышляющим гибель своей страны; но ему остаётся издать еще один важный декрет. Женщина, позорище человечества и своего пола, вдова Капет должна, наконец, искупить свои преступления на эшафоте. Уже всюду печатают, что она была доставлена в Тампль, судима тайно и что революционный трибунал оправдал ее; как будто женщина, пролившая кровь многих тысяч французов, может быть оправдана французским судом! Я прошу революционный трибунал вынести решение о ее судьбе в течение этой недели».

Большинство судей проголосовали за смертный приговор. Председатель огласил решение:
По воспоминаниям адвоката королевы:
«Мы слушали его в страшной тревоге; одна королева выслушала его спокойно, и можно было только заметить, что в ее душе подымается какое-то возмущение, показавшееся мне весьма знаменательным. Она не высказала ни малейших признаков страха, негодования или слабости. Она была словно сражена неожиданностью. Она сошла по ступенькам, не проронив ни слова, не сделав ни одного жеста и прошла через зал заседаний, как бы ничего не видя и не слыша. И только подойдя к решетке, за которой стоял народ, она величественно подняла голову».
«Выражение лица осужденной нисколько не изменилось. В четыре с половиной часа утра её доставили обратно в место заключения при Консьержери»
- вспоминали современники.
«Королева вышла из трибунала поздно ночью. Её мужество не было поколеблено; её поведение по-прежнему было благородно, но скромно и безропотно».

Так невзгоды изменили королеву. Это уже другая Мария-Антуанетта. Жаль, что у нее не было другого шанса всё исправить.

Перед казнью королева написала свое последнее письмо сестре Елизавете:
«16 сего октября, 4 1/2 часа утра. Вам, сестра моя, я пишу в последний раз. Меня только что приговорили не к позорной смерти, она позорна лишь для преступников, а к возможности соединиться с вашим братом: невинная, как и он, я надеюсь проявить ту же твердость духа, какую он проявил в свои последние мгновения. Я спокойна, как бывают спокойны люди, когда совесть ни в чем не упрекает; мне глубоко жаль покинуть моих бедных детей; вы знаете, что жила только для них; а в каком положении я оставляю вас, моя добрая и нежная сестра, вас, пожертвовавшую по своей дружбе всем, чтобы быть с нами! Из речей на процессе я узнала, что мою дочь разлучили с вами; увы! Бедное дитя, я не осмеливаюсь писать ей, так как она не получит моего письма; я не знаю даже, дойдет ли это письмо до вас.

Примите здесь мое благославление для них обоих. Я надеюсь, что когда-нибудь, когда они подрастут, они смогут соединиться с вами и вполне насладиться вашими нежными заботами. Пусть они оба думают о том, что я не переставала им внушать; что первой основой жизни являются принципы и точное выполнение своих обязанностей; что их обоюдная дружба и доверие составят их счастие; пусть моя дочь поймет, что в ее возрасте она должна помогать своему брату советами, какие смогут ей внушить ее больший опыт и дружба.

Пусть мой сын в свою очередь выказывает своей сестре все заботы и оказывает все услуги, какие только может внушить дружба; пусть, наконец, они оба прочувствуют, что в каком бы положении и где бы ни оказались они, только в своем единении они будут действительно счастливы.
Пусть они берут пример с нас! Сколько утешения в наших несчастиях дала нам наша дружба! А в счастии вы наслаждаетесь им вдвойне, когда можете разделить его с другом; и где вы найдете более нежного, более близкого друга, чем в своей собственной семье?
Пусть мой сын никогда не забывает последних слов своего отца, которые я особенно горячо повторяю ему - пусть он никогда не стремится мстить за нашу смерть.
Мне надо сказать вам об одной очень тяжелой для моего сердца вещи. Я знаю, сколько неприятностей вам причинил этот ребенок; простите его, моя дорогая сестра; подумайте о его возрасте и о том, как легко сказать ребенку, что захочется, и даже то, чего он не понимает. Настанет день, я надеюсь, когда он отлично поймет всю величину вашей ласки и вашей нежности к ним обоим.

Мне остается еще доверить вам мои последние мысли; я хотела было записать их с начала процесса, но помимо того, что мне не давали писать, ход процесса был так стремителен, что у меня для этого действительно не было времени.
Я умираю, исповедуя апостолическую римско-католическую религию, религию моих отцов, в которой я была воспитана и которую я всегда исповедывала, - умираю, не ожидая никакого духовного напутствия, не зная даже, сущеществуют ли здесь еще пастыри этой религии; и даже то место, где я нахожусь, подвергло бы их слишком большой опасности, если бы они хоть раз вошли сюда.

Я искренно прошу прощения у Бога во всех грехах, содеянных мною с первого дня моего существования. Я надеюсь, что, по своей благости, Он примет мои последние моления, равно как и те, что я уже давно шлю ему, чтобы он соблаговолил присоединить мою душу к своему милосердию и благости.
Я прошу прощения у всех, кого я знаю, и особенно у вас, моя сестра, за все те обиды, которые, помимо моего желания, я могла нанести.
Всем моим врагам я прощаю зло, которое они мне причинили.

Здесь я прощаюсь со всеми моими тетками и со всеми моими братьями и сестрами.
У меня были друзья; мысль о том, что я разлучаюсь навсегда с ними и с их горестями, вызывает одно из самых глубоких сожалений, которое я уношу с собой в час смерти. Пусть, по крайней мере, они знают, что до последней минуты я думала о них.

Прощайте, моя добрая и нежная сестра; о, если бы это письмо дошло до вас! Думайте всегда обо мне; от всего сердца я обнимаю вас и этих бедных и дорогих детей.
Боже мой! Как мучительно покинуть их навсегда! Прощайте, прощайте! Я хочу заняться только своими духовными обязанностями.
Так как я не свободна в своих действиях, то, может быть, ко мне приведут священника, но я заявляю здесь, что я не скажу ему ни слова и поступлю с ним, как с существом совершенно чуждым для меня»


Сон перед казнью

О последних часах жизни королевы сохранились записи ее верной служанки:
«Около семи часов утра привратник посоветовал мне сойти к королеве и спросить ее, не желает ли она покушать. Войдя в камеру, где горело две свечи, я заметила жандармского офицера, сидевшего в левом углу; приблизившись к государыне, я увидела, что она лежит на постели, одетая во все черное.

Повернувшись лицом к окну, она опиралась головой на руку.
«Государыня, - сказала я ей дрожа, - вы ничего не кушали вчера вечером и почти ничего не ели в течение дня. Что желаете вы скушать сегодня утором?»

Королева сильно плакала; она ответила мне: «дочь моя, мне больше ничего не надо, для меня всё кончено».

Я осмелилась добавить: «государыня, в моей плите сохранились бульон и вермишель; вам нужно подкрепиться, позвольте мне принести вам что-нибудь».

Слезы королевы потекли вдвое сильнее, и она мне сказала: «Розалия, принесите мне бульону». Я сходила за ним, она уселась, но могла проглотить несколько ложек, перед лицом Бога я свидетельствую, что её тело не получало другой пищи, и я могла убедиться, что она совершенно обессилела»


Дорога на эшафот из Консьержери. На заднем фоне знаменитые старинные часы


Часы Консьержери отсчитывали последние минуты заключенных

В парижской газете писали о последних часах жизни королевы. Казнил Марию-Антуанетту революционный палач Сансон, который работал на эшафоте целыми днями.
«В 7 часов утра гражданин Сансон, исполнитель решений суда, явился в камеру королевы. «Вы приходите рано, сударь, - сказала она, - разве вы не могли бы опоздать?» - «Нет, сударыня. У меня приказ явиться. Она была уже совершенно готова, т.е. одета в белое, по примеру своего покойного мужа в день его казни…

В 10 ч. утра многочисленные патрули обходили улицы. В 11 ч. Антуанетта вышла из тюрьмы, одетая в утренний белый пикейный капот. Она очень быстро поднялась на телегу палача; рядом с ней поместился конституционный священник Жене; многочисленные конные и пешие отряды эскортировали телегу.


Так изобразил королеву перед казнью революционный художник Жак-Луи Давид


А так это представил живописец 19 века

Дорогой Антуанетта равнодушно смотрела на войска, образовавшие в количестве более тридцати тысяч человек двойные шпалеры вдоль улиц, по которым она ехала. На её лице не было заметно ни подавленного состояния духа, ни гордости; казалось, она совершенно безразлично относилась к крикам «да здравствует Республика!», которые непрерывно раздавались на её пути. В общем, она мало говорила со своим исповедником, который почти всё время обращался к ней; она же отвечала односложно.

Прибыв в 12 1/2 часов на площадь Революции, она внимательно осмотрела дворец Тюльери, гильотину и статую Свободы. Она мужественно взошла на эшафот; после её смерти палач показал народу её голову при тысячекратно повторенных криках: «да здравствует республика!»

Подымаясь на эшафот, Антуанетта нечаянно наступила на ногу гражданина Сансона, и палачу стало настолько больно, что он вскрикнул: «ай!» Она обернулась к нему со словами: «сударь, я прошу у вас прощения, я сделала это нечаянно». Возможно, что она устроила эту сцену, чтобы возбудить интерес к памяти о себе»

Давний враг королевы Эбер в своей газете «Папаша Дюшен» писал:
«Величайшая радость из радостей Папаши Дюшена, после того, как он увидел собственными глазами голову самки veto, отделенную от её… шеи потаскухи!»

Казненной королеве было 37 лет.


Образы в кино

Жутковатое стихотворение о призраках королевы и ее придворных.

Генрих Гейне
Мария Антуанетта

Как весело окна дворца Тюильри
Играют с солнечным светом!
Но призраки ночи и в утренний час
Скользят по дворцовым паркетам.

В разубранном павильоне de Flor
Мария-Антуанетта
Торжественно совершает обряд
Утреннего туалета.

Придворные дамы стоят вокруг,
Смущенья не обнаружив.
На них - брильянты и жемчуга
Среди атласа и кружев.

Их талии узки, фижмы пышны,
А в ножках - кокетства сколько!
Шуршат волнующие шелка.
Голов не хватает только!

Да, все - без голов!.. Королева сама,
При всем своем царственном лоске,
Стоит перед зеркалом без головы
И, стало быть, без прически.

Она, что носила с башню шиньон
И титул которой так громок,
Самой Марии-Терезии дочь,
Германских монархов потомок, -

Теперь без завивки, без головы
Должна - нет участи хуже! -
Стоять среди фрейлин незавитых
И безголовых к тому же!

Вот - революции горький плод!
Фатальнейшая доктрина!
Во всем виноваты Жан-Жак Руссо,
Вольтер и гильотина!

Но удивительно, странная вещь:
Бедняжки - даю вам слово! -
Не видят, как они мертвы
И до чего безголовы.

Все та же отжившая дребедень!
Здесь все, как во время оно:
Смотрите, как смешны и страшны
Безглавые их поклоны.

Несет с приседаньями дама d"atour1
Сорочку монаршей особе.
Вторая дама сорочку берет,
И приседают обе.

И третья с четвертой, и эта, и та
Знай приседают без лени
И госпоже надевают чулки,
Падая на колени.

Присела пятая - подает
Ей пояс. А шестая
С нижнею юбкой подходит к ней,
Кланяясь и приседая.

С веером гофмейстерина стоит,
Командуя всем парадом,
И, за отсутствием головы,
Она улыбается задом.

Порой любопытное солнце в окно
Посмотрит на все это чудо,
Но, старые призраки увидав,
Спешит убраться отсюда!


Тот самый парк, но об этом подробнее позже

Предыдущая история

Она была самым младшей и самой красивой дочерью Фрациска Стефана I и Марии Терезии, Императора и Императрицы Священной Римской империи.
Мария Антуанетта была уверена, что ее судьба предназначала ее стать королевой Франции.

В 1770-ом году она вышла замуж за французского дофина Людовика . Четыре года спустя она стала королевой, когда ее муж был коронован как Король Луи XVI (Дом Бурбонов).

Супруги сильно различались характерами, Мария-Антуанетта любила театр, балы и развлечения, ее юный супруг - охоту и слесарное дело.

В 1778-ом году Мария-Антуанетта родила своего первенца - дочь . В 1781-ом году у супругов родился сын Луи-Жозеф, умерший в 1789-ом году, в 1785-ом году - еще один сын, Луи-Шарль (будущий некоронованный король Людовик XVII -ый), и в 1786-ом году - дочь Софи-Беатрис, не дожившая и до года.

Однако предыдущее поведение Марии-Антуанетты давало злопыхателям повод усомниться в отцовстве короля, особенно в случае двух сыновей.

Хотя рождение детей и сблизило супругов, Мария-Антуанетта по-прежнему продолжала предаваться дорогим увеселениям. Некогда любимая парижанами и французами в бытность дофины, Мария-Антуанетта все больше и больше теряла популярность. В народе ее стали презрительно называть Австриячкой и "мадам Дефицит" (за непомерные траты).

Истории излишков Марии-Антуанетты были весьма завышены. Фактически, вместо того, чтобы игнорировать рост финансовый кризис Франции, она уменьшила штат королевского двора, устраняя много ненужных положений, которые базировались исключительно на привилегиях.
Во Франции назревала Революция, и король с королевой оказались бессильными что-либо изменить. Мария-Антуанетта наконец стала осознавать всю сложность своего положения. И хотя к концу своей жизни королева вела себя более чем достойно, ушедшую из под контроля ситуацию это уже не могло спасти.

В 1789-ом году королевской семье пришлось переехать из Версаля в Париж, королевское семейство было перемещено во дворец Тюильри в Париже, где Король и Королева были там заключены.

Летом 1791-го года была предпринята попытка бегства, которая не увенчалась успехом. http://vive-liberta.narod.ru/resp_calend/varennes.htm


Антуанетта искала помощь от других европейских правителей, включая своего брата, австрийского Императора, и своей сестры, Королевы Неаполя. После неудавшейся попытки сбежать из Парижа в 1791 году Антуанетта продолжала искать помощь из-за границы. Когда Австрия и Пруссия объявляли войну Франции, она обвинялась в мимолетных военных тайных интригах с врагом. В апреле 1792 года Франция объявила войну Австрии.

10 августа 1792 года королевская семья была арестована по подозрению в измене и заключены в тюрьму. Ненависть французов к монархам продоолжала возрастать и завершилась свержением монархии 10 августа 1792 года. Все последующее время Мария-Антуанетта вместе с детьми провела в различных парижских тюрьмах.

21 января 1793 года Король Луи XVI был признан виновным и казнен на гильотине. Мария-Антуанетта была ожесточена в течение ее заключительных дней плена. Ее лучший друг, Принцесса де Ламбель, была убита, и ее голова была помещена на пик и выставлена напоказ перед Королевой.

Ее дети (Мария Терезия и Луи XVII) были отняты у нее.

Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию-Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите.

Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия, ни другие европейские державы никак не отреагировали на это.

Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.

Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру.

Маркиз Ружевильский строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть ее во время импровизированного мятежа. Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала ее на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать ее кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия ее содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября ее перевели в другую камеру.
Процесс над 37-летней Марией-Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года.

Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем - весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль.

В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с заграницей, способствовала победе противника и предала интересы Франции.

Она была осуждена на смерть во время Великой французской революции через девять месяцев после казни короля.

Суд был скорым и решительным. Обвинительный акт королева получила в ночь на 14 октября 1793 года, а утром следующего дня уже стояла перед судьями. Во время процесса она была спокойна и лишь иногда шевелила пальцами, как будто играя на клавесине. Двое суток допросов, судебных речей, грязных вопросов и негодующих ответов,- и вот 16 октября 1793 года в 4 часа утра судьи выносят смертный приговор. Откладывать исполнение приговора не стали.

В день казни Мария-Антуанетта поднялась очень рано, часов не было, так что она не могла следить за временем. С помощью служанки королева надела белое платье. Охрана следила за каждым ее шагом, и, наконец, осужденная воскликнула: "Во имя Господа и приличия, прошу вас, оставьте меня хотя бы на минуту!"
Вошедший в камеру палач Анри Самсон отстриг роскошные волосы Марии-Антуанетты и надел ей оковы на отведенные за спину руки. Мария-Антуанетта, в белой пикейной рубашке, с черной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, села в повозку палача. Ее посадили в грязную телегу и повезли по улицам Парижа. Толпа грозно и оскорбительно улюлюкала ей вслед.

Гильотина находилась неподалеку от дворца Тюильри, на площади Революции.




В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия.

Мария-Антуанетта последовала за своим мужем на гильотину. Она была казнена без доказательства преступлений, в которых обвинялась. Ей было только 37 лет.

Тела Людовика XVI и Марии-Антуанетты, казненных на гильотине в 1793 году, были свалены в какой-то ров вместе с другими жертвами революции, и впоследствии обнаружить их останки так и не удалось.

Считается, что 28 июня дофин скончался от туберкулёза лимфатических желёз и, возможно, от стремительно развившегося туберкулёза костей. После вскрытия тело дофина было захоронено на парижском кладбище Сент-Мергерит.

28 июля 1794 года, после так называемого термидорианского переворота, свергшего власть Максимилиана Робеспьера, один из победителей-заговорщиков, Поль де Баррас, посетил Тампль, чтобы освидетельствовать здоровье двух царственных детей - девятилетнего Шарля-Луи и шестнадцатилетней Марии-Терезы. Состояние принцессы он нашёл удовлетворительным, а вот дофин выглядел настолько подавленным и измождённым, что пришлось отложить его высылку за пределы Франции, назначенную Национальным конвентом в начале 1795 года.

Мария Тереза Шарлотта, дочь Людовика XVI и Марии Антуанетты , была освобождена только 19 декабря 1795 года, в обмен на французских военнопленных при условии, что она покинет территорию Франции.

Биография Марии-Антуанетты неизменно связана с эпохальными событиями самой Франции. Ведь время ее жизни и пребывания в королевском дворце припадает на интереснейший период европейской истории.

Ранняя биография Марии-Антуанетты

Будущая королева была рождена в ноябре 1755 года в столице Габсбургов - Вене, в уважаемой семье, родственной императорскому дому. Ее отцом был император Священной Франц Стефан, а матерью - эрцгерцогиня Мария-Терезия. Свои детские и юношеские годы Мария провела при дворах, в основном это был дворец Шенбрунн. Здесь она воспитывалась согласно строгим дворянским канонам, обучаясь танцам, театральным представлениям, истории, правописанию, политике, живописи, математике и иностранным языкам. Уже в возрасте пятнадцати лет девушку выдают замуж за французского принца Людовика, после чего биография Марии-Антуанетты круто меняется. Вскоре она становится королевой Франции.

Биография Марии-Антуанетты: место на троне

Мария-Антуанетта, биография которой в этих условиях представляла собой лишь развлечения, пышные балы и показательные увлечения модой, стала символом и едва ли не главным объектом ненависти со стороны широких масс. И действительно, имея значительное влияние на своего мужа, она в немалой степени способствовала отдалению королевского двора от народа. Вплоть до комичных ситуаций, когда высшие аристократы вовсе потеряли связь с реальностью и близко не понимали, что происходит в стране. В этом отношении известна ее показательная фраза в ответ на сообщение о том, что люди требуют хлеба: «Если они не имеют хлеба, пусть питаются пирожными!»

Лебединой песней королевской четы стал финансовый кризис 1788 года, когда король созвал парламент с целью попытаться взять очередные денежные займы. После неудачи в ярости старался арестовать ряд членов парламента и вовсе упразднить этот институт. Это привело к длинной веренице событий, в результате чего была народными массами взята политическая тюрьма Бастилия, династия Бурбонов свержена с престола, а сама королевская чета казнена 1793 году.

Мария-Антуанетта. Биография. Дети

В этом браке было рождено четыре ребенка. Два принца погибли еще в детстве, в бурные времена революции. Дочь София даже не дожила до этого, умерев вовсе в раннем возрасте в 1787 году, а вот старшей дочери удалось скрыться в Вене. Позже она вернулась во Францию и даже стала официальной принцессой во времена реставрации династии.



Loading...Loading...