Шарль луи монтескье - биография, информация, личная жизнь. Шарль Луи Монтескье (политические взгляды) Краткий обзор произведения «О духе законов»

Шарль-Луи Монтескье (1689-1755).

Один из теоретиков науки о политике, политический мыслитель, правовед, просветитель, писатель. Свои взгляды он изложил в трудах "Персидские письма" (1721), "Общий трактат об обязанности" (1725), "Размышления о причинах величия римлян и их упадка" (1734), "О духе законов" (1748), "Защита духа законов" и др.

В отличие от идеолога либерализма Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье не ставил личности над государством и не противопоставлял права граждан правам государства. Основная задача государства заключается в обеспечении человеку политических свобод (возможность делать Все, что разрешено законами, и не делать того, что законами запрещено). Гражданские свободы возможны по спокойствию духа, чувство гражданской безопасности, предотвращения необоснованных частным и публичным обвинением индивида, наличии гуманного уголовного законодательства, неукоснительного соблюдения гарантированных государством правил судопроизводства, предотвращения деспотизма и злоупотреблений со стороны должностных лиц, строгого соблюдения законов и установление незыблемого режима законности.

Монтескье утверждал, что обеспечение политических и гражданских свобод возможно лишь при существовании в государстве не зависимых друг от друга трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Именно независимость, а не распределение функций между ними, он ставил на первое место, хотя понимал, что в практическом политической жизни можно говорить лишь о независимости суда. Однако судебную власть в государстве не олицетворяет никто, поэтому она якобы лишена властных функций. Мыслитель считал, что для достижения подлинной независимости судов следует ввести повсеместно опыт Франции относительно купли-продажи судебных должностей, "олицетворять" эту власть в присяжных, то есть в выборных народных представителях, которых периодически созывают на специальные сессии. Относительно независимости законодательной и исполнительной власти, то она, по мнению Монтескье, имеет относительный характер, потому что на самом деле существует своеобразная "зависимость независимая", когда одна власть мешает другой злоупотреблять своими функциями, узурпировать всю полноту реальной власти, что и является гарантией обеспечения прав и свобод граждан.

Правовед предлагал предоставить возможность законодательного властвования парламенту, который состоял бы из двух палат: нижней - народной, - к которой выбирали бы депутатов на основе всеобщего избирательного права всем населением, и верхней - аристократической - палаты пэров, члены которой назначались бы из господствующих слоев и передавали бы должности своим наследникам." Здесь, в законодательном органе, имеющиеся принципы относительной независимости палат, распределения их функций и сдерживания, ибо обе палаты имеют право приостановки или отмены решений друг друга. Принятые парламентом законы обязательны для выполнения и исполнительной, и судебной ветвями власти, то есть законодатели имеют несомненный приоритет, но только в том случае, если сами подчиняются собственным законам.

Важнейшим для исполнительной власти Монтескье считал оперативность действий, что обеспечивается сосредоточением власти в руках одного лица, то есть монарха, короля. Уравновешивание законодательной и исполнительной власти достигается при условии, когда в компетенции парламента находятся финансовые, военные и некоторые другие управленческие функции, а король единолично решает, утверждать или не утверждать определенный нормативный акт. Монтескье предполагал, что будут встречаться случаи, когда такая система сдержек паралізовуватиме деятельность и парламента, и короля. Однако обстоятельства все равно заставят их двигаться, и они будут находить компромиссы, то есть согласованные решения.

Монтескье был убежден, что над политическими и гражданскими свободами индивида нависает сильнейшая угроза не только тогда, когда разные ветви власти узурпируют одни государственные органы или лица, а и тогда, когда разные ветви власти возглавляют представители одного состояния, то есть одной партии. Ни одна ветвь власти не может обладать полномочиями отменять любые решения других двух, но каждая из них может приостановить решение, которое, по ее мнению, противоречит закону. Иначе говоря, все ветви власти относительно друг друга, выполняют еще и контрольные функции.

Итак, Ш.-Л. Монтескье обосновал механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина, удовлетворил радикальные стремления молодой буржуазии и консервативные поезда старого дворянства. Однако он не проповедовал равенства во французском обществе, а наоборот, доказывал, что отмена привилегий помещиков, духовенства, дворянства, мещан приведет к образованию народного государства, которое будет иметь деспотический характер.

Ш.-Л. Монтескье считают одним из основателей теории правового государства, оригинальные взгляды на которую он высказал с позиций географической школы в политической мысли. Наибольшее влияние на характер правовой системы страны, "дух ее законов", по мнению мыслителя, имеет климат. В южных широтах зной и духота обессиливают людей, делают их слабыми и трусливыми, ленивыми и хрупкими, склонными к неволи, рабства, восприятие деспотической власти, потери собственной свободы и независимости. Учитывая это, необходимы строгие законы, которые бы могли готовить людей, заставлять их к производительному труду под страхом наказания. До этого же в условиях теплого и влажного климата деятельности законодателя способствует плодородная почва. Земледелие парализует волю граждан, потому что они погружаются в личные права и не стремятся к большей свободе. Народы же, которые живут в суровых северных условиях, как правило, закаленные. Они воинственные, смелые, решительные, трудолюбивые, не склонны к рабству, упорно отстаивают свою государственную независимость, личные права и свободы.

Мыслитель убежден, что утверждению свободы способствуют хорошо защищены природой границы государства, то есть горы и водные просторы, которые перекрывают пути завоевателям.

Кроме географической среды, на "дух законов", по мнению просветителя, влияют плотность населения, экономический уровень развития страны, вероисповедания. Например, мусульманство тяготеет к деспотии, христианство - к монархизма, католичество - к неограниченной монархии, протестантство - к демократии. Однако в большей степени определяет "дух законов" форма политического правления государства, то есть "природа правительства".

Монтескье выделял три справедливые (правильные) формы государства - демократию, аристократию и монархию и одну несправедливую (неправильную) - деспотию. Он благосклонно относился к демократии, в которой выделял тяготение общества к добродетелям, общего блага. Главным принципом аристократии считал умеренность (неприхотливость), монархии - честь, то есть стремление почестей, но с сохранением независимости. Всем государствам необходимы именно им присущи правовые системы: для демократии важно закрепить в законодательном порядке равенство детей при наследовании, запретить накопление богатств в одних руках; для аристократии - ограничить великолепия, чтобы не вызывать зависти у бедных; для монархии - сохранить свои владения, поддержать богатое дворянство как силу и величие государства. Деспотия держится на страхе, своеволии. Здесь законы излишни, ибо деспот только разрушает общество и искажает естественные права человека.

Форма государства, по Монтескье, определяет и характер внешней политики: для республики - мир и умеренность, для монархии - воинственность. Важное значение для существования государства имеет размер ее территории. Малая республика быстро погибает от завоевателей. Великая монархия дает им отпор, но имеет тенденцию к загниванию изнутри, к деспотизму. Поэтому мыслитель рекомендовал небольшим государствам объединяться в федеративные образования, где можно будет использовать преимущества и малых, и больших стран.

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu). Родился 18 января 1689 - умер 10 февраля 1755. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы.

Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 году, вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости.

Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня - 16 мая того же года.

В течение 1734-1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали , Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста .

Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Джон Локк (1632-1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии. Монтескьё сформулировал теорию Разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Монтескьё считал, что свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).

Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни - различие законов».

Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии - честь, а для деспотии - страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738-1794).

Работы Монтескье:

«Персидские письма», 1721
«Книдский храм» (фр. Le Temple de Gnide), 1725
«Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
«О Духе законов», 1748
«Опыт о вкусе», 1753.


», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел ». (*)

Известен своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной власти. (**)

Значение Монтескьё

Персидские письма, признавал итальянский правовед Ч.Беккариа , оказали значительное влияние на его трактат "О преступлениях и наказаниях" (1764), в котором он выступал против пыток и призывал к более гуманной процедуре судебного разбирательства. Письма несомненно повлияли на форму некоторых изречений Вольтера в Кандиде и других работах. Разумеется, они оказали огромное воздействие на широкую читающую публику. И сегодня они читаются с удовольствием и не без пользы.

Размышления о римлянах вдохновили великого английского историка Эдуарда Гиббона на написание "Истории упадка и разрушения Римской империи" (1776-1788), хотя он и не согласился с некоторыми заключениями философа. Более поздние историки Рима часто шли по пути, уже проложенному Монтескье.

О духе законов также стал фундаментальным трудом в области политической мысли. К нему с уважением относились умеренные лидеры начального периода Французской революции , и если бы Людовик XVI оказался более сильным и способным правителем, во Франции могла бы установиться конституционная монархия в духе английского правления. В США книга Монтескье пользовалась популярностью, ее читали на французском и в английских переводах.

Это особенно относится к анализу Монтескье английской формы правления. Во время дебатов на конституционном Конвенте в Филадельфии летом 1787 "знаменитый Монтескье" часто цитировался как известный авторитет. По поводу жизненно важного вопроса о разделении власти, писал Джеймс Мэдисон в "Федералисте" (? 47), "оракул, с которым обыкновенно справляются, когда речь заходит об этом предмете... это Монтескье. Если он и не имеет приоритета в авторстве этой ценнейшей политической концепции, ему, по крайней мере, принадлежит заслуга в том, что он наиболее действенно ознакомил с нею человечество" (**)

- А культура?? Тут все про законы...
- Может, вот это:

О духе народа
Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.
Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. важно избегать всего, что может изменить общий дух нации. Законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. (*)

- Пока что мне кажется, что "специально" культурой Монтескьё не занимался, его больше политика интересовала... Потому и не читал от нашего любимого Джамбаттиста Вико.
- Как же: читал.
Только барон нигде не упоминал об этом.
- "Была книга" вовсе не значит, что он ее читал. Мало ли у меня книг, которые "есть", и которые я никогда не прочитаю... Может, он тоже "ниасилил" Вико. Может, ему просто неинтересно было его читать. Он же другим интересовался.
- А в принципе, зачем мне пытаться выяснить, читал ли Монтескьё Джамбаттисту Вико, а если читал, то цитировал ли его без упоминания))) Я что, из общества борьбы с плагиатом?
- Нет, ну как-то просто интересно.
- Ни фига тут интересного нет. Гораздо интереснее другое: историю Франции XYIII века мы тоже ни хрена не знаем.


- - - - - - - - - - - - - - - - -
Источники:

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи
(Charles-Louis de Secondat, baron de La Brde et de Montesquieu)

(1689-1755), французский философ и литератор эпохи Просвещения, известный своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной власти. Родился в замке Лабред близ Бордо 18 января 1689 в семье Жака де Секонда, барона де Лабред. Получил образование в коллеже ораторианцев в Жюйи близ Парижа, а затем, как и приличествовало выходцу из парламентского "дворянства мантии", начал изучать право в Бордоском университете и стал адвокатом в 1708. После смерти отца в 1713 Монтескье, известный до этого как де Лабред, получил пост советника (или судьи) в парламенте Бордо. Вскоре он женился, был избран членом Бордоской академии и после смерти дяди в 1716 получил титул барона де Монтескье и наследственный пост заместителя председателя парламента Бордо (до революции парламентом во Франции назывался высший судебный, а не законодательный, как в Англии, орган). Монтескье, однако, мало интересовала карьера профессионального юриста. Позднее он заметил, что его занимали идеи, стоявшие за существующими законами, медленное развитие социальных институтов и принципы права. Поэтому десять лет спустя, в 1726, он с радостью продал свою должность, что вполне соответствовало принятым в то время обычаям. В молодости Монтескье занимался естественнонаучными экспериментами и представил их результаты в Бордоскую академию. Среди них были наблюдения за сокращением тканей животных при охлаждении и их расширением при нагревании. Позднее эти эксперименты легли в основу заключений философа о глубоком влиянии климата на человека и, следовательно, на общественные институты. Завоевав симпатии широкой читающей публики в 1721 живой сатирой на французское общество - Персидскими письмами (Les Lettres persanes), в 1728 Монтескье был избран членом Французской академии (после некоторых колебаний академиков). В том же году он отправился в путешествие по Австрии, Италии, небольшим германским княжествам вдоль Рейна, Голландии. Большое значение имело его пребывание в течение полутора лет в Англии. Здесь он посещал сессии палаты общин, наблюдая с радостным удивлением открытую критику правительственной политики, которая была разрешена оппозиционным партиям в парламенте и газетах. Такая свобода была невозможна при абсолютной монархии в его родной Франции, как и почти везде в мире в то время. Вся жизнь Монтескье была посвящена почти целиком чтению, размышлениям и медленной, тщательной работе над своими сочинениями. В огромной библиотеке в Лабреде он изо дня в день сидел перед камином, читая или медленно диктуя секретарю. Обладая замкнутым характером, позволяя себе открытость лишь среди друзей, Монтескье иногда появлялся в парижских салонах, стоя в стороне и наблюдая за разнообразием человеческих типов. Истощенный многолетними исследованиями и сочинительством, почти слепой от катаракты, однако завоевавший славу и закончивший свой великий труд, Монтескье умер в Париже 10 февраля 1755. Персидские письма были опубликованы в 1721. В них использован взял восточный антураж, который Монтескье позаимствовал из изданного незадолого перед тем перевода Антуаном Галланом Тысячи и одной ночи и из описаний путешествий по Ближнему Востоку Ж.Тавернье и Ж.Шардена. Развлечения сиамца в Париже Ч.Дюфрена привлекли внимание философа к ценному литературному приему - "наблюдениям иностранца". Однако Монтескье превзошел всех своих предшественников. "Напишите мне что-нибудь вроде Персидских писем", взывал некий парижский издатель к молодым авторам. Несмотря на все попытки имитации работы Монтескье, появление Турецких писем, Перувианских писем, Ирокезских писем не имело того успеха, который имели Персидские письма. В своих письмах персидский путешественник описывает разнообразные глупости и недостатки, а также более серьезные политические и религиозные злоупотребления во Франции 18 в. Чужеземцы поражаются тому, что французам представляется естественным порядком вещей. Зачастую остроумие и ирония Монтескье превращаются в злую сатиру. Он уже научился писать в характерной энергичной и лаконичной манере. "Дворянство дают только за сидение в кресле", - пишет перс Рика, издеваясь над модным бездельем европейской аристократии (Письмо 78). "Великий аристократ - это человек, лицезрящий короля, разговаривающий с его министрами, а также имеющий предков, долги и пенсии", - пишет Узбек (Письмо 88). В Персидских письмах нападкам подвергаются также религиозные войны, инквизиция, папа римский, абсолютная монархия Людовика XIV и фиаско, которое потерпел Джон Лоу в проведении т.н. плана Миссисипи. Монтескье, заметил Вольтер, "сам мыслит и заставляет мыслить других". Размышления о причинах величия и падения римлян (Considrations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur dcadence, 1734, исправленное издание в 1748) - небольшая, но очень важная для творчества Монтескье книга. Ключевым словом в ее длинном названии является "причины". Почему Рим возвысился, почему он в конечном итоге пал? Исторические события имеют свои причины, и изучая их, мы достигнем мудрости, которая позволит избежать ошибок, совершенных в прошлом. О духе законов (De l"esprit des lois, 1748) - труд всей жизни Монтескье, результат более чем двадцати лет чтения, размышлений и неторопливой, тщательной литературной работы. Благодаря этой книге политическая и социальная наука получила художественную форму и стала доступной широкой публике. Что такое законы? "Законы, - утверждает автор в самом начале книги, - в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей". Таким образом, эти отношения внутренне присущи вещам. Их можно найти и исследовать. Они зависят от типа правления, будь то тирания, монархия или демократия. Они различаются в зависимости от физических особенностей страны, ее холодного, теплого или умеренного климата, размера, характера рельефа - равнинного или гористого, религии, количества населения, манер, норм морали и обычаев ее обитателей. Таким образом, представление об "относительности" человеческих верований и институтов имеет фундаментальное значение для мировоззрения Монтескье. Это подход, согласно которому мир не отличается единообразием. Родная страна не всегда права. Из этого акцента на "относительности" следовали космополитические выводы. Среди любимых идей Монтескье также был принцип разделения власти - законодательной, исполнительной и судебной, который он увидел в действии в Англии. В анализе системы разделения власти и использования принципа балансов и противовесов в правлении Монтескье занимал более ясную и определенную позицию, чем Дж.Локк. В отличие от Локка, он не поддерживал идею о верховенстве законодательной власти. Книга О духе законов попала в "Индекс запрещенных книг" в 1751. Годом раньше вышла блестящая работа Монтескье В защиту "Духа законов" (Dfense de l"Esprit des lois). Персидские письма, признавал итальянский правовед Ч.Беккариа, оказали значительное влияние на его трактат О преступлениях и наказаниях (1764), в котором он выступал против пыток и призывал к более гуманной процедуре судебного разбирательства. Письма несомненно повлияли на форму некоторых изречений Вольтера в Кандиде и других работах. Разумеется, они оказали огромное воздействие на широкую читающую публику. И сегодня они читаются с удовольствием и не без пользы. Размышления о римлянах вдохновили великого английского историка Эдуарда Гиббона на написание Истории упадка и разрушения Римской империи (1776-1788), хотя он и не согласился с некоторыми заключениями философа. Более поздние историки Рима часто шли по пути, уже проложенному Монтескье. О духе законов также стал фундаментальным трудом в области политической мысли. К нему с уважением относились умеренные лидеры начального периода Французской революции, и если бы Людовик XVI оказался более сильным и способным правителем, во Франции могла бы установиться конституционная монархия в духе английского правления. В США книга Монтескье пользовалась популярностью, ее читали на французском и в английских переводах. Это особенно относится к анализу Монтескье английской формы правления. Во время дебатов на конституционном Конвенте в Филадельфии летом 1787 "знаменитый Монтескье" часто цитировался как известный авторитет. По поводу жизненно важного вопроса о разделении власти, писал Джеймс Мэдисон в Федералисте (№ 47), "оракул, с которым обыкновенно справляются, когда речь заходит об этом предмете... это Монтескье. Если он и не имеет приоритета в авторстве этой ценнейшей политической концепции, ему, по крайней мере, принадлежит заслуга в том, что он наиболее действенно ознакомил с нею человечество".
ЛИТЕРАТУРА
Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955 Монтескье Ш. Персидские письма. М., 1956

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи" в других словарях:

    - (Montesquieu) (1689 1755) французский просветитель, правовед, политический философ. Существенным вкладом Монтескье в политическую мысль явилась разработка им проблемы совокупности факторов, определяющих «дух законов», или «образ правления», в… … Политология. Словарь.

    Шарль де Секонда, барон де Монтескьё Шарль Луи де Монтескьё (фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède e de Montesquieu; 18 января 1689 10 февраля 1755) французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из … Википедия

    Монтескье Шарль Луи - (16891755) представитель философии французского Просвещения. Он происходил из гасконского дворянского рода. Получив классическое и юридическое образование, был на различных должностях в судебных учреждениях, что дало ему возможность изучить… … Великие философы: учебный словарь-справочник

    МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи - (1689 1755) франц. философ просветитель и историк, один из ранних представителей деизма. Активно боролся против схоластики, пропагандировал свободомыслие и передовые науч. взгляды. М. высмеивал нелепость христ. догматов и библ. сюжетов, выступал… … Атеистический словарь

    Монтескье\ Шарль-Луи - (1689 1755), французский писатель, философ, публицист … Биографический словарь Франции

    Монтескье Шарль Луи де Секонда, барон де па Бред и де - (Montesquieu, Charles Louis de Secondat, baron de la Brede et de) (1689 1755), известный франц. правовед и писатель. В его «Персидских письмах» (1721) два вымышленных путешественника по Персии едко критикуют полит, и религ. ин ты. В соч. «О духе… … Всемирная история

    МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи, Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье - (1689 1755) выдающийся философ, политический мыслитель и правовед эпохи французского Просвещения, автор классической теории разделения властей, один из первых представителей школы политической географии. Выделял три основные формы государственной … Политологический словарь-справочник

    МОНТЕСКЬЕ (Шарль Луи де Секонда, барон де ля Бред и де М.) - французский писатель и философ (замок де ля Бред, близ Бордо, 1689 Париж, 1755). В 1708 г. становится адвокатом, в 1714 г. советником парламента города Бордо, в 1727 г. избран во Французскую академию. Считается основа, телем политической науки,… … Философский словарь

    Французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716 1725), член Французской академии (1728). Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • О духе законов , Монтескье Шарль Луи , "О духе законов"-главное произведение французского философа-просветителя Шарля Луи Монтескье (1689-1755), блестящего знатока истории, теории права и государства, одного из основоположников… Категория: Западная философия Серия: Proвласть Издатель:

Шарль-Луи де Секонда (барон Ла Бред и де Монтескье) родился 18 января 1689 г. недалеко от французского города Бордо в фамильном замке Ландберд. О семье Шарля Монтескье известно очень мало. Отец – Жак де Секонда, барон де Ла Бред был младшим сыном в семье и поэтому не унаследовал родовых земель. Жак женился на представительнице английской фамилии Пенель. В приданое за женой супруг получил замок Ла Бред, в котором и родился Шарль.

Шарль лишился матери, когда ему исполнилось семь лет. Для получения образования Шарль был отдан отцом в духовное училище. Здесь Монтескье знакомится с античной философией и литературой.

В 1713 г. умер отец Шарля, и его опекуном стал дядя. Он определил племянника на службу в парламент. Необходимо заметить, что парламент тех времен отличался от современного законодательного органа. В те времена это была высшая судебная инстанция по гражданским и уголовным делам.

В 1715 г. Шарль женился на Жанне де Латирг, невесте, которую ему в свое время выбрал дядя.

В 1716 г. дядя Шарля Монтескье умер. Он завещал племяннику своё имя, титул и состояние, а также должность президента парламента в Бордо. Так Монтескье в возрасте 27 лет стал президентом парламента Бордо и активно взялся за исполнение новых обязанностей.

Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. Изучение права занимало у Шарля много времени. Бордо в те времена был одним из интеллектуальных центров Франции. Члены магистратуры и многие адвокаты интересовались литературой, наукой и искусством. Они организовали небольшой кружок, который впоследствии перерос в Бордоскую академию, открытую в 1713 г.

В 1716 г. Монтескье был избран членом академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук – «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах».

Определенную известность Монтескье принесли успехи на литературном поприще. В 1721 г. вышел в свет его роман «Персидские письма». Роман был выпущен под вымышленной фамилией. Книга была признана запрещенной, но, тем не менее, за границей ее регулярно переиздавали, а автор стал популярен. Запрет романа цензурой лишь способствовал росту его популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов того времени.

В 1726 г. Шарль Монтескье продает свою должность в парламенте Бордо, что вполне соответствовало принятым в те времена обычаям, и переезжает в Париж. Вскоре после его переезда появляется поэма в прозе «Путешествие в Париж», напоминающая «Персидские письма». Он продолжает писать на тему политики и права, и уже тогда задумывает обширный труд, посвященный непосредственно праву.

В 1728 г. Монтескье стал членом Французской академии, а позднее был избран в лондонскую и берлинскую академии. В это время появляются некоторые его сочинения на политико-правовые темы, например, «Размышления о богатствах Испании», «Размышления о причинах величия и падения римлян» и др.

С 1728 по 1731 год Монтескье предпринял путешествие по странам Европы – Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и Англии. Он внимательно изучал законы и обычаи каждой страны, особенности ее географии и климата, а также темперамент и нравы населения. Полтора года он провел в Англии. Здесь он посещал сессии Палаты общин. Его заинтересовала открытая критика правительственной политики, которая была разрешена оппозиционным партиям в парламенте и газетах. Британские государственные институты произвели на него сильнейшее впечатление.

Жизнь Монтескье почти целиком была посвящена чтению, размышлениям, работе над своими сочинениями. В библиотеке в Лабреде он изо дня в день сидел перед камином, читая или медленно диктуя секретарю. Монтескье обладал замкнутым характером и позволял себе открытость лишь среди друзей. Он лишь иногда появлялся в парижских салонах, но при этом стоял в стороне и наблюдал за разнообразием человеческих типов.

В конце 1748 г. в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О духе законов», впоследствии ставшей одной из наиболее известных, если не самой известной работой Шарля Луи Монтескье. Книга попала в список запрещенных, но в самое короткое время разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий – не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье,– 22 переиздания. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин – сын и наследник Людовика XV – проявил к ней интерес.

Заключительные годы жизни Шарля Луи Монтескье были посвящены переработке трудов, главным образом, «О духе законов» и «Персидских писем». Самым последним его сочинением стал «Опыт о вкусе», который был опубликован уже посмертно, в 1757 г., в одном из томов «Энциклопедии», составлением которой руководил Д. Дидро.

Истощенный многолетними исследованиями и сочинительством, почти слепой от катаракты, однако, завоевавший славу и закончивший свой великий труд, Монтескье умер в Париже 10 февраля 1755 г. и был похоронен в соборе св. Сюльпиция.



Loading...Loading...