Произведения шехтеля. Печальное завершение жизненного пути

Фёдор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель, родился в Санкт-Петербурге 1859 году, скончался в Москве 1926 году в возрасте 66 лет.

Фёдор Осипович Шехтель (1890-е).

Русский архитектор, живописец, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа 19-20 столетий. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.

Семья Осипа Шехтеля в 1865 году. Будущий зодчий стоит справа от отца.

Семья Шехтелей (слева направо) Мария, Франц-Альберт, Дарья Карловна, Осип (1875).

Федор Шехтель с женой и сыном.

Архитектурный стиль:
Эклектика, романтический модерн, протофункционализм («рациональный» модерн), неоклассицизм.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице (дом-музей Горького) (1900).








Работал в городах:
Москва, Саратов, Балаково, Таганрог, Иваново, Нижний Новгород, Великое (село в Гаврилов-Ямском районе Ярославской области).

Особняк Морозова на Спиридоновке (1883).






Усадьба Локалова в Великом (Ярославская область).

Особняк Е. И. Шаронова, Таганрог.

Важнейшие постройки:
Особняк на Спиридоновке (1893), Торговый дом М. С. Морозова на Мясницкой ул. (1898-1903), особняк С. П. Рябушинского (1903), особняк А. И. Дерожинской (1901-1904), павильоны Русского отдела на выставке в Глазго (1901, не сохр.), Ярославский вокзал в Москве (1902-1904), здание МХТ в Камергерском пер. (реконструкция, 1902), типография Рябушинских «Утро России» (1907), доходный дом Строгановского училища на Мясницкой (1904-1906), собственный дом на Большой Садовой (1910).

Павильон на Триумфальной площади.

Дом Щапова, Москва.

ДЦС-1 Московско-Курский.

Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке.

В настоящий момент известно о более чем 210-ти архитектурных работах зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье. Около 86-ти возведённых по проектам Ф. О. Шехтеля сооружений сохранились. Большинство из сохранившихся построек находятся под охраной государства в качестве объектов культурного наследия.

Проект памятника 26 бакинским комиссарам (1923).

Конкурсный проект мавзолея В.И. Ленина в Москве (1924)

Назначенной Шехтелю весной 1926 года по ходатайству А. В. Луначарского персональной пенсии в 75 рублей на содержание семьи не хватало (назначенной пенсии по ходатайству А.В. Луначарского катастрофически не хватало на лекарства, тяжелобольной великий архитектор голодал и жил в нищете). Тяжелобольной и нигде не работающий Фёдор Осипович пытался продать часть имущества, чтобы прокормить нигде не работающих жену и дочь. Вероятно, незадолго до кончины в одном из последних писем Шехтель обратился к издателю И. Д. Сытину с просьбой купить свою уникальную коллекцию живописи и скульптуры:

"Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать - я не знаю - нищенствовать при таких ценностях - это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича. Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист."

В мае зодчий переехал вместе с семьёй на арендованную дачу в Петровско-Разумовское (Новое шоссе, 23 На этой даче Фёдор Осипович Шехтель скончался от рака желудка 7 июля 1926 года. Отпевание Шехтеля прошло в церкви Святого Ермолая на Козьем болоте, в которой десятилетием ранее Фёдор Осипович принял православие.

Ф. О. Шехтель был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (участок 15) на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по проекту зодчего в 1895 году.

Надгробие семьи Шехтель.

Могила Шехтеля.

Список проектов и построек Ф. О. Шехтеля

Архитектор Федор Осипович Шехтель появился на свет 7 августа 1859 года в городе Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога Осипа Шехтеля. При рождении ребенка нарекли Франц-Альберт. Помимо Федора в семье было еще три девочки и два мальчика.

Детские годы Шехтель провел в Саратове. Его мать - Дарья Карловна - принадлежала к купеческой саратовской семье Жегиных.

Отец Федора Осиповича рано ушел из жизни. Семья после этого, в прямом смысле, бедствовала.

В 1871 году Франц-Альберт, получавший до этого домашнее образование, был принят в Саратовскую мужскую гимназию во второй класс. Учился будущий архитектор весьма посредственно. Приличные оценки у него были лишь по рисованию и черчению, а также по чистописанию. Стоит отметить, что эти предметы читал гимназистам А.С. Годин, учеником которого немного ранее Шехтеля был сын военного Михаил Врубель.

За явную неуспеваемость по некоторым предметам, молодого человека оставляют на второй год, и уже в новый учебный период он показал весьма хорошие результаты, после чего и был переведен в следующий гимназический класс.

В 1875 году (доподлинно неизвестно) Федор Шехтель отправляется в Москву. Жить он начал вместе с матерью в доме Павла Третьякова, который зная саратовскую семью Жегиных, взял на себя покровительство над жизнью юноши.

Именно в те годы состоялось знакомство Шехтеля с родственником Третьяковых . Известный к тому времени архитектор принял его к себе в мастерскую и поспособствовал поступлению в «Московское училище живописи, ваяния и зодчества» на архитектурное отделение.

К сожалению, в сентябре 1878 года молодого человека исключают из учебного заведения с формулировкой «за непосещение классов». Пропуски занятий объяснялись тем, что к тому времени его мать тяжело заболела и он был вынужден ей помогать, тем более, что Дарья Карловна к тому времени оставила работу в семье Третьяковых.

Далее Шехтель поступает на работу в театр Лентовского на должность художника. Принимают его, как сегодня говорят, по знакомству. Дело в том, что Лентовский в юношеские годы жил в городе Саратове и работал в театре, который принадлежал Францу Осиповичу Шехтелю - родному дяде Федора.

В обязанности будущего зодчего входили дизайн многочисленных афиш, оформление нотных обложек, возведение различных временных сооружений.

Театральные эскизы архитектора Шехтеля того времени практически не сохранились - он просто не ценил их.

Стоит отметить, что Федор Осипович так и не получил в полном объеме архитектурное образование. Все свои навыки он приобрел, работая с архитектором Каминским, а позже и с другим зодчим - Константином Терским.

В 1894 году Шехтель получил право на производство различных строительных работ и приступил к самостоятельному творчеству. Уже к концу столетия он пользовался высоким авторитетом и строил, преимущественно, для знатных и богатых семей, среди которых были Феррейны, Кузнецовы, Морозовы и Рябушинские.

Вначале своей архитектурной карьеры Федор Осипович Шехтель работал в готическом стиле, но после Всемирной выставки, прошедшей в 1900 году в Париже, где зодчий получил серебряную медаль, выбор был сделан в пользу модерна.

В 1902 году Федор Осипович получил звание «Академика архитектуры». Затем стал бессменным председателем «Московского архитектурного общества», а также почетным членом подобных обществ в Берлине, Париже, Лондоне и Риме.

В 1914 году Шехтель принимает православие. Именно тогда он получил имя Федор Осипович вместо Франца-Альберта.

После революции 1917 года архитектор пытался найти себя при новой власти, но, к сожалению, уже не был востребован.

В 1918 году дом Шехтеля на Большой Садовой, 4, который он построил для себя и своей семьи, национализировали. Далее были коммуналки, пока в 1923 году не появилась возможность остановиться у младшей дочери на Малой Дмитровке, 25. Вера Федоровна проживала в квартире под номером 22, в которой Шехтель и прожил последние три года своей жизни.

Ф едор Шехтель - создатель русского модерна в архитектуре. По его проектам возводили типографии и особняки, доходные дома и магазины, гостиницы и дачи. Только в Москве было построено более 60 зданий - Ярославский вокзал и типография «Утро России», особняк Степана Рябушинского и здание МХТ . Многие из его построек вошли в золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства.

Федор Шехтель - архитектор без диплома

Федор Шехтель остался в Саратове и получил начальное образование на дому. В 1871 году он сдал вступительные экзамены в первую мужскую гимназию и был зачислен во второй класс. Через два года его определили в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии. Уже тогда мальчик проявил способности к рисованию и черчению.

В 1875 году Шехтель окончил училище и переехал к матери в Москву. В доме Третьякова, где работала мать, он познакомился со многими культурными деятелями, среди которых был и известный архитектор Александр Каминский. Сначала он пригласил Федора работать в своей мастерской, а чуть позже юноша поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение.

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Федору Шехтелю приходилось заботиться о больной матери и много работать, чтобы содержать семью. Времени на учебу почти не оставалось - и в 1878 году студента отчислили за «плохую посещаемость». В результате он не получил диплом архитектора, но работал в архитектурных мастерских Александра Каминского, Дмитрия Чичагова , Константина Терского.

Почти десять лет Федор Шехтель работал и как архитектор, и как иллюстратор. Он оформлял журналы, иллюстрировал книги, рисовал театральные афиши и даже ресторанное меню. Для Антона Чехова он оформил обложку первого сборника «Пестрые рассказы» , а вместе с Николаем Чеховым иллюстрировал московские газеты и юмористические журналы «Будильник» и «Сверчок». В начале 1880-х годов Федор Шехтель начал работать еще и как театральный художник. Он оформлял киоски и отдельные выставочные павильоны, создавал декорации и костюмы для спектаклей в театре «Скоморох» и Большом театре .

Русский модерн Шехтеля

Параллельно Шехтель создавал и архитектурные проекты. По ним в парках Москвы сооружали театры, галереи, открытые эстрады, павильоны, а в Петербурге построили театр «Ливадия» и ресторан в китайском стиле «Кинь-Грусть». Самой крупной работой архитектора стал московский открытый театр «Антей» в помпейском стиле.

В это время Шехтель спроектировал первые частные дома. Большинство из них он построил за пределами Москвы, потому что не имел диплома архитектора. Одной из первых работ стал ансамбль загородных усадеб для железнодорожных магнатов фон Дервизов в Рязанской губернии. В фасаде зданий архитектор совмещал черты всех известных ему стилей: монастырские башни соседствовали со средневековыми, а византийские элементы переплетались с готическими.

«Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен - как часы, не заводимые аккуратно и постоянно».

Следующие крупные заказы архитектор получил от представителей династии Морозовых. Федор Шехтель построил деревянную дачу в русском стиле на реке Киржач для Саввы Морозова , усадьбу в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова, особняк в стиле «английской готики» для Зинаиды Морозовой. В 1894 году, во время строительства особняка Морозовой, 35-летний Шехтель получил диплом техника-строителя и мог работать самостоятельно.

Дача Саввы Морозова на реке Киржач. Архитектор Фёдор Шехтель. 1892. Фотография: правдинформ.рф

Усадьба в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова. Архитектор Фёдор Шехтель. 1892-1894. Фотография: is-tok.ru

Особняк Зинаиды Морозовой. Архитектор Фёдор Шехтель. 1894-1898. Фотография: starkult.ru

Эти здания стали предтечей московского модерна. В них проявлялись черты нового стиля: огромные окна разной формы, обилие декора и разноуровневые площадки. После строительства первых особняков Шехтель стал получать множество заказов. Одно из первых - типография для «Товарищества скоропечатни Александра Левенсона» - было выдержано в готическом стиле , а его интерьер и декор фасада архитектор выполнил в стиле модерн. Новаторский облик получили и последующие постройки - торговые дома Матвея Кузнецова и Василия Аршинова.

Федор Шехтель строил банки и вокзалы, особняки и гостиницы, часовни и церкви, театры и типографии, памятники и даже бани. Один из известных проектов - особняк московского миллионера Степана Рябушинского . Светлый особняк украшали спиралевидные и криволинейные линии, а кубовидный объем здания подчеркивали большие окна. Внутри Шехтель продумал особый интерьер, где каждая деталь была произведением искусства.

Шехтель реконструировал здание Художественного театра (сегодня - МХТ имени Чехова). Архитектор полностью перепланировал художественную отделку помещений: зрительный зал оформил на контрасте темного низа и светлого верха, орнамент потолка расписал в серебристо-сиреневых тонах, стены украсил бледно-розовыми фонариками. В театре Шехтель продумал все - от мельчайших деталей отделки до знаменитого символа МХТ, занавеса с белой чайкой.

Особняк Степана Рябушинского. Архитектор Фёдор Шехтель. Москва. 1900

Особняк «Дом Шаронова». Архитектор Фёдор Шехтель. Таганрог. 1912

Ярославский вокзал. Архитектор Фёдор Шехтель. Москва. 1902-1907

Московские особняки, здание МХТ и Ярославский вокзал Федора Шехтеля стали яркими образцами русского модерна. При строительстве он использовал современные дешевые и надежные материалы: каркасные конструкции и металл, железобетон и стекло, глазурованный и облицовочный кирпич. Основным принципом архитектора было проектирование не «снаружи внутрь», а «изнутри наружу». Шехтель считал, что не владелец должен приспосабливать постройку под себя, а она сама должна быть построена с учетом потребностей хозяина. Поэтому архитектор уделял большое внимание внутренней планировке зданий и интерьерам.

«Можно без преувеличения сказать, что в лице Шехтеля русский модернизм нашел едва ли не единственного яркого и действительно одаренного зодчего. Влияние Шехтеля на русскую архитектуру было бесспорно значительным и отход современного строительства от идей и форм «модерна» не обесценил того большого вклада, который внес в нашу строительную культуру этот крупный зодчий, отличавшийся неизменно смелой самостоятельностью своих исканий и замыслов».

Давид Аркин, архитектурный критик

В 1901 году Федор Шехтель стал академиком Академии художеств . В этот период среди работ архитектора появились дома в новых стилях - неоклассическом и неорусском. Шехтель обращался к культурному наследию и искал вдохновение в постройках прошлых лет, а после переосмысливал их и строил современные здания. Одной из таких работ стал Ярославский вокзал. Его центральная часть была построена в неорусском стиле и напоминала русский терем, а дополняли постройку декоративные элементы в стиле модерн - кованые детали, мозаика и растительные орнаменты. Вход в вестибюль украшали рельефные изображения гербов городов, которые связала железная дорога - Москвы, Архангельска и Ярославля .

После революции 1917 года Федор Шехтель пытался адаптироваться к новой жизни в молодом Советском государстве. Однако началась Гражданская война и заказы на строительство практически перестали поступать. В 1918 году особняк Шехтеля национализировали, вместе с семьей ему пришлось скитаться по разным квартирам. При этом архитектор занимал высокие посты: был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ - центральном органе, который управлял наукой, - преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем жюри на архитектурных конкурсах.

В 1920-х годах строительство в стране стало возобновляться. Федор Шехтель создавал новые проекты - Мавзолея Ленина , Болшевского оптического завода, однако почти все его работы были отклонены. Из всех проектов построили только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года. С 1924 года Шехтель руководил архитекторами при ДнепроГЭСе.

Последние годы Федор Шехтель жил в тяжелых условиях: заказов он почти не получал, а назначенной пенсии не хватало даже на лекарства. Умер архитектор в 1926 году в Москве, Шехтеля похоронили на Ваганьковском кладбище.

Федор Шехтель в конце XIX века создал новаторский архитектурный язык, который усвоили многие видные зодчие начала XX столетия. Шехтелевский модерн составил целую эпоху в истории русской архитектуры.
Федор Осипович Шехтель, прошедший искусы «псевдорусскости» и неоготики и в конце концов придумавший русский модерн — стиль, религией которого стало поклонение идее красоты в чистом виде.

Корни Федора Шехтеля

Федор Шехтель родился в Петербурге в 1859 году, при рождении получил имя Франц Альберт (в православие Шехтель крестился лишь в 1915 году — с наречением Федором). Петербург архитектор никогда не считал своей родиной, он был москвичом по жизни и по духу. Тесные связи имелись у Федора Осиповича и с Саратовской землей.

Предки зодчего переехали из Баварии на Волгу в 1760-х годах. В 1820-х годах дед Шехтеля обосновался в Саратове, занимался торговлей — и весьма успешно: вскоре он стал очень богатым человеком. Богатые люди давали своим детям приличное образование — дед Шехтеля тоже отправил одного из своих сыновей, Осипа, учиться в Петербург (в Технологический институт). Там Осип Осипович женился, пошли дети, одним из которых был Франц Альберт. Однако пошатнувшиеся дела в Саратове вызвали возвращение Осипа Шехтеля на родину в 1866 году, где он вскоре, увы, умер. Семья Шехтелей после этого впала в бедность. Спасала лишь поддержка родственников.

В 1871 году мать будущего архитектора Шехтеля уехала в Москву, устроившись по протекции экономкой в семейство знаменитого мецената П.М. Третьякова, основателя Третьяковской галереи. Франц Альберт остался «приживалом» в Саратове, учился в местной первой гимназии — учился плохо, во втором классе даже остался на второй год. С 1875 года он — тоже в Москве.

Начало


Вероятно, у Третьяковых юный Федор Шехтель познакомился с Александром Каминским, видным представителем эклектики в тогдашней русской архитектуре. Тот оценил художественные дарования своего юного знакомца и взял его на работу в собственную мастерскую. По сути, это была единственная профессиональная школа в судьбе Шехтеля. По окончании сотрудничества с Каминским он развивался самостоятельно — на свой страх и риск: осваивал архитектурный опыт прошлого, далекого и недалекого, зорко приглядывался к работам современников.

В 1875— 1878 годах Шехтель учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), коего не окончил, будучи отчислен «за плохую посещаемость». Профессиональной школой этот опыт вряд ли можно назвать. Эти годы ознаменовались новыми знакомствами и дружбами: так, учась в МУЖВЗ вместе с Николаем Чеховым, Шехтель близко сошелся с ним, а позже и с его братом Антоном Павловичем.

Первыми самостоятельными работами архитектора стали проекты провинциальных усадеб. Видимо, по рекомендации А. Каминского он познакомился с богатейшим семейством фон Дервизов, по заказу которых в 1883—1889 годах обновил их рязанские усадьбы — в Сохе, Старожилове и Кирицах. Да что там обновил! В тех же Кирицах Шехтель возвел сказочный дворец, настоящую невидаль, привлекавшую в эти места массу любопытствующих. Это была чистейшая эклектика — с искусной компоновкой неоготических и неорусских элементов, — но столь безудержная, как бы похваляющаяся собственной смелостью, что никто не посмел упрекнуть автора в повторении «чужого», в движении по накатанной колее.

К первым работам Шехтеля стилистически примыкают чуть более поздние дома А. А. Локалова и П. Д. Иродова в селе Великом Ярославской губернии, а также часовня Михайловской церкви в Таганроге, положившая начало дерзаниям Шехтеля в области храмовой архитектуры.

Эти постройки и проекты зодчего начала 1890-х годов сделали ему имя в среде купцов и предпринимателей, а она тогда была наиболее мобильной, наиболее восприимчивой к художественной новизне.

Шехтель - мастер модерна


Переход Шехтеля от неорусского стиля и неоготики на качественно иной уровень, к собственно модерну, произошел в середине 1890-х годов.

Первой его этапной работой на этом пути стал московский особняк жены знаменитого Саввы Морозова 3. Г. Морозовой на Спиридоновке. Именно в этом проекте Шехтель заложил основы оригинального стиля, на два десятилетия определившего лицо русской архитектуры и принесшего его автору оглушительную славу.

На первый взгляд, морозовский дом — всё та же неоготика. Но только на первый взгляд. Это уже не привычная нам «фасадная» постройка, поставленная вдоль уличной красной линии: Шехтель отодвинул особняк несколько в глубь усадьбы, при этом отказавшись от идеи главного фасада — все фасады морозовского дома равноправны и в равной мере формируют то удивительное единство, которое свойственно шедеврам архитектора. Это единство касается не только экстерьера, предназначенного для «кругового» обзора (этот обзор предполагает движение не только в пространстве, но и во времени) и достаточно лаконично украшенного декором, с укрупнением тех или иных деталей (они исполняют роль «точек притяжения», «остановки взгляда», «мысленного усилия»), — но и внутреннего устройства особняка. Последнее, не забывая об уюте и комфорте, направлено на осознание идеи красоты. И здесь важна композиционная ось, каковой является парадная лестница — вокруг нее компонуются внутренние помещения. Этот прием отныне станет одним из основных в профессиональном «наборе» Шехтеля.

К оформлению особняка Шехтель привлек совершенно еще тогда неизвестного Михаила Врубеля — малую готическую гостиную украсили три панно художника («Утро», «Полдень» и «Вечер»), парадная лестница получила врубелевскую скульптуру «Роберт и Бертрам», по рисунку Врубеля был выполнен витраж с изображением рыцаря на коне.

Это уже была не архитектура в чистом виде, а универсальное искусство, поставившее своей задачей познание красоты и «приучение» к ней тех, кому предстояло здесь жить.

Особняк Рябушинского - апофеоз творчества Шехтеля


Вторая этапная (и вместе с тем вершинная) работа Шехтеля — особняк С. Г. Рябушинского на Малой Никитской в Москве, построенный по проекту архитектора в 1900 году.

Поразительно: в этом проекте автор предвосхитил, напророчил «содержание» только-только начинавшего утверждаться Серебряного века русской культуры — с его нервным и увлекающимся духовными крайностями сознанием, которое уже тогда предчувствовало грядущие катастрофы. Идеальная гармония особняка Рябушинского парадоксальным образом складывается из множества звучащих в нем диссонансов. Уже в экстерьере строгие внешние формы испытывают тектоническое давление, как бы стремятся вздыбиться — на это «играют» криволинейные силуэты окон, декора и украшающих фасады панно. В интерьере же текучесть формы возводится в абсолютный принцип. Подобные «единство и борьба противоположностей», кажется, невозможны в архитектуре, однако Шехтель доказывает: нет, возможны, тут только требуется не ограничивать творческую волю, не изменяя при этом вкусу (а он был у Шехтеля врожденным), и быть чутким по отношению к голосам эпохи.

Ныне в бывшем особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской размещается Мемориальный музей-квартира А. М. Горького. Пролетарский писатель жил в этом доме, предоставленном ему советским правительством, в 1932—1936 годах.

Шехтель без работы не сидел — заказчики выстраивались к нему в очередь. В 1901 году он был избран академиком — несмотря на отсутствие законченного художественного образования.

Шехтель после революции

После революции 1917 года Федор Осипович пытался «встроиться» в новую действительность, но она не приняла его. Все его тогдашние опыты, относящиеся к выполнению «социального» заказа и службе победившему пролетариату, как-то неубедительны — будь то проект Мавзолея В. И. Ленина или проект памятника 26-ти бакинским комиссарам.

Не от хорошей жизни знаменитый зодчий занялся и промышленной архитектурой, заняв должность заведующего архитектурным подотделом Днепрогэса. Очевидным было угасание — большевистской России Шехтель оказался не нужен. Кажется, он и сам понимал это — оттого столь печальным видится финал жизни архитектора.

Умер Шехтель в июле 1926 года в полной нищете.

Прогулка-знакомство с творчеством Ф.О.Шехтеля в Москве.
За одну прогулку можно познакомиться с московским творчеством (конечно не со всем ) замечательного архитектора Федора Осиповича (Франц-Альберт) Шехтеля. Он родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля.
Начинаем нашу прогулку от станции метро Маяковская и идем по Большой Садовой улице до дома 4. Это собственный дом великого русского архитектора Федора Осиповича Шехтеля, построен им в 1910 году на Большой Садовой улице, д.4, стр. 1.


Это был последний, третий дом, который он построил для себя и, пожалуй, одно из самых совершенных творений зодчего в классическом стиле. В этом особняке у Шехтелей часто бывали их друзья художники, литераторы и купцы. С сыном Львом и дочерью Верой дружил Владимир Маяковский. Здесь они готовили первый сборник его стихов «Я», иллюстрации к которому делали Лев Жегин и его друг Василий Чекрыгин, тоже проживавший тут в семье Шехтелей. Книга эта была уникальной, поскольку сделана она была ремесленным, а не типографским способом.
Немного вернувшись назад по Б.Садовой, сворачиваем в Большой Козихинский переулок а из него поворачиваем налево в Ермолаевский переулок, где и подходим к дому 28, представляющему собой небольшой псевдосредневековый особняк, который стал вторым собственным домом великого русского архитектора.


Дом в Ермолаевском переулке знаменовал начало успешной карьеры архитектора. Это был второй его дом из трех сделанных и самый ранний из сохранившихся. Архитектор переезжает в центр и на собственном примере осваивает новейшие принципы современного зодчества. Маленький двор окружен оградой с решеткой, над крыльцом сделано небольшое мозаичное панно с литерами F и S (Franz и Shektel) — Федором Осиповичем обрусевший немец Франц Альберт стал только в 1914 году, после начала Первой мировой войны, в знак солидарности с русским народом.
Переходим из Ермолаевского в Трехпрудный переулок, где в 1900 году Ф. Шехтель построил производственно-издательский комплекс для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона» (дом 9).




Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, а в конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфичечкое производство. «Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. В 1910 году в типографии Марина Цветаева на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».
Повернув направо из Трехпрудного переулка проходим Большой Палашевский и Спиридоньевские переулки. Выходим из Спиридоньевского переулка на Спиридоньевку прямо к особняку З.Г.Морозовой (дом 17).


Этот готический особняк - главное украшение Спиридоновки, одной из самых респектабельных улиц Москвы. В 1893 году Савва Тимофеевич Морозов приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых. Тогда на участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором А.Л. Витбергом для поэта И.И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк. Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы Тимофеевича.
В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю - Савву Морозова. Любовь вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Семьи влюбленных были старообрядческими. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Несмотря ни на что в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет. Дом на Спиридоновке был одной из первых больших самостоятельных работ Федора Шехтеля.
Пройдя дальше по Спиридоньевке в сторону Никитских Ворот и выйдя на Малую Никитскую улицу встречаем особняк Рябушинского (дом 6/2).




"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее", - так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании.
В действительности же особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля, пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий. Особняк был выстроен в 1900-1903 годах по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Степан Павлович был также большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство дома было поручено его близкому другу - архитектору Ф. Шехтелю, который полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания. В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею. С 1919 года здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. В 1931 году Сталин предоставил особняк в распоряжение Максима Горького, позднее, в 1965 году, здесь открылся посвященный писателю музей, который можно посетить и сегодня.
Далее выходим на Тверской бульвар и идем к Тверской улице. На бульваре можно посидеть и отдохнуть. Переходим Тверскую и проходим в в Большой Путинковский переулок, где в доме 3 в 1907-1909 г.г. была построена Типография Утро России П.П. Рябушинского.

С Б.Путинковского переулка поворачиваем на Большую Дмитровку, по которой идем до Камергерского переулка, в котором в доме 3 находится здание Московского Художественного театра.


Московский Художественный театр обосновался в здании на Камергерском в 1902 году, после того как Савва Морозов арендовал его у Г.М. Лианозова на 12 лет. До этого у дома было много владельцев; его строили, сносили и перестраивали. Каким мы видим его сейчас, он стал в 1902 году после реконструкции, проведенной Ф.О. Шехтелем. Это было первое театральное здание в России, которое архитектор создавал в творческом союзе с художественными руководителями театра.
Рядом с МХТ (д. 3а, стр. 2) находится музей МХАТ. а месте бывшего флигеля усадьбы Одоевских предполагалось строительство «научного электротеатра» и помещения для театра-кабаре Н.Ф. Балиева «Летучая мышь». Но, вместо этого, помещения стали сдавать внаём под размещение магазинов, контор и проведение выставок.

Работая над проектом здания, архитектор Ф.О. Шехтель проявил себя как мастер четкого геометрического рисунка. Для фасада было предложено лаконичное решение в крупных формах. Архитектор использовал характерный приём построения лицевой части здания: и в высоту, и в ширину она была разделена на три неравные части. Средняя часть по вертикали имеет ордерное построение. Изящность фасада достигается за счет стеклянного эркера необычной формы с дорическими колоннами по бокам. Прямоугольное в плане здание вдается вглубь участка.
/Использовалась информация с сайта



Loading...Loading...