Конспект занятия беседы на тему «Лес – многоэтажный дом» в подготовительной группе. Конспект НОД в подготовительной группе «Какой бывает лес

Дубрава

Знаете ли вы, дорогие ребята, какой лес называют дубравой?

Дубрава, — это дубовый лес. Дубовый лес относится к широколиственным лесам. Главное дерево в дубравах — дуб. Остальные деревья — его верные спутники. Дуб — могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, уходящими глубоко в землю.

В народе говорят: «Могуч как дуб, потому и люб».

Дубы растут медленно, желуди появятся на них, когда дерево достигнет сорокалетнего возраста. А живут эти деревья очень долго — 400 и даже 500 лет. У старых дубов огромные стволы, покрытые толстой, морщинистой грубой корой.

Послушайте стихотворение.

Задевая тучи

Головой седою,

Дуб стоит могучий

С думой вековою.

Буря птицей черной

Вдруг засвищет в кроне.

Дуб стоит спокойный,

Словно царь в короне.

Смотрит в поднебесье,

Всех в округе выше!

Много знает песен,

Много сказок слышит.

Янко Купала,

пер. с белорусского Т.Л. Шорыгиной

Листья на дубах раскрываются позже, чем на других деревьях. Уже закудрявилась ива, нарядились в зеленые сарафаны липа и орешник, а дуб все еще стоит темный, без листьев, словно чего-то ждет. Мудрый великан дожидается, когда пройдет волна майских холодов, ведь его нежные листья очень чувствительны к холоду и могут погибнуть от ночных заморозков. Осенью на дубах созревают желуди.

Как выглядит спелый желудь?

Правильно! Он небольшой, продолговатый, гладкий, темно-коричневый в круглой резной шапочке.

Рядом с дубами в лиственных лесах растут темноствольные стройные высокие липы, бледно-золотистые осинки, кудрявые березки и нарядные клены, украшенные крупными резными листьями. В дубравах между высокими деревьями зеленеют пышные кусты калины, орешника, бересклета, малины и боярышника. Этих кустарников вы не встретите в хвойных лесах. В ельниках кустарников мало, им не хватает солнечных лучей.

Ранней весной в дубравах расцветают первые весенние цветы. Им нужно очень много яркого солнечного света, потому и спешат они расцвести, пока высокие деревья еще не оделись листьями, а в лесу светло и просторно. На побуревших коврах прошлогодних листьев розовеют пушистые султанчики нежных хохлаток, синими и розовыми искорками вспыхивают медуницы, позванивают белые бубенчики подснежников, сверкают золотом круглые головки мать-и-мачехи. Когда они отцветают, в дубравах появляются другие травы. У большинства из них крупные, широкие, красивые побеги и листья. Поэтому называют их дубравным широкотравьем. Побеги этих трав напоминают то разноцветные павлиньи перья, то резные листья рябин, то пальмовые ветви.

Празднично-нарядными становятся лесные травы осенью, не уступая по яркости окраски весенним цветам.

Послушайте стихотворение.

Осенние травы

В небесах кого-то

Кличут журавли.

Радугой широкой

Травы полегли.

Стал багульник бронзов,

Будто посмуглел.

Зверобой стал розов,

Иван-чай зардел.

И среди дубравы

В тишине лесной

Загорелись травы,

Как цветы весной.

Привольно лесным жителям осенью в дубраве, когда созревают желуди, орехи, ягоды, грибы! Кабаны, медведи, лоси, бурундуки с удовольствием поедают вкусные плоды. Лесные мыши, кроты, барсуки запасают их в свои уютные норки. Дятлы ловко раскалывают клювами орешки и желуди, съедают сладкое ядрышко, а белки запасают орехи и желуди в свои кладовые.

Послушайте стихотворение.

Лесная мышка

Осень. Рано поутру

Спит дубрава золотая,

Желуди несет в нору

Мышка рыжая лесная.

До чего ж она пригожа!

С темной полосой на спинке,

На опавший лист похожа,

Что желтеет на тропинке.

Как запаслива малышка —

Умная лесная мышка!

Когда холод на дворе,

Будет желудь грызть в норе.

В старину на Руси повсюду шумели зеленые дубравы. Но из-за ценной древесины дубы вырубали. В России сохранилось немного дубовых лесов, ведь после вырубки старого леса дуб обычно сам собой не восстанавливается. Высокие травы и густые кустарники заглушают молодые дубки, выросшие под пологом взрослых деревьев. Скоро на месте вырубленной дубравы появляется молодая березовая роща или негустой осинник.

Чтобы восстановить дубовый лес, лесники сеют желуди или сажают молодые дубки, выращенные в питомнике. За юной дубравой требуется бережный уход: заглушающие ее деревья время от времени надо вырубать, а в почву вносить удобрения. Тогда через несколько десятилетий вновь весело зашумит дубрава.

Вопросы

1. Дубрава — это лиственный или хвойный лес?

2. Как выглядит дуб? Сколько лет живут дубы?

3. Почему листья на дубах раскрываются позже, чем на других деревьях?

4. Как называется плод, созревающий на дубе?

5. Как выглядит желудь?

6. Какие растения растут в дубравах?

7. Какие цветы расцветают в дубравах весной?

9. Какие животные и птицы едят желуди?

10. Почему дубрав в нашей стране немного?

11. Как лесники восстанавливают дубовые леса после вырубки?

Березовый лес

Березовый лес — березняк — разновидность лиственного леса. Главное дерево в березняке — береза.

Удивительно красив березовый лес в лазурный мартовский полдень! Он напоминает нарядный зал дворца, полный солнечного блеска. Стволы стройных берез, словно беломраморные колонны, уходят ввысь и поддерживают синий хрустальный купол неба. Березки принарядились в белые атласные сарафаны — сбросили, истрепавшийся за зиму, верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой и шелковистой.

Старые березы высокие. Стволы у них внизу темные, покрыты толстой, грубой морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые, а иногда и нежно-розовые.

Послушайте стихотворение.

Белоствольная роща

Роща юная, белоствольная

На заре умоется росами.

Шелестят березоньки стройные

На ветру зелеными косами.

Сарафаны на них атласные

Блещут жемчугом бледно-розовым.

О, какие мгновенья прекрасные

Провела я в лесу березовом!

Березы любят яркий солнечный свет, широкий простор. Поэтому березовые рощи часто окаймляют густые хвойные леса, березы растут на светлых опушках и полянах. После лесных пожаров, когда на больших участках выгорает вся растительность, первое дерево, вырастающее на пепелище — березка. Растет она очень быстро, потому и зовется «гонким» деревом. На просторе березы живут долго: 150— 200 лет.

Осенью в березовой роще словно что-то бормочут, чуть шелестят золотисто-желтые листочки.

Послушайте, как описывает осеннюю рощу русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

«Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. И глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная дремотная болтовня».

Припомните, какие кустарники, травы, цветы растут в березняке?

Верно! Здесь много солнечного света и тепла, поэтому травы в березняках сочные высокие, густые. Среди мягких трав ярко белеют ромашки-сестрички, белые косички; покачиваются лиловые колокольчики, розовыми искрами вспыхивают луговые васильки, горят алые звездочки лесной герани. А вот ковров из мха в березняках вы не встретите!

Белоствольные березки и стайки разбежавшихся между ними крупных высоких ромашек — лучшее украшение среднерусского пейзажа!

Русский пейзаж

Луга, поля привольные,

Дубравы и овражки,

Березы белоствольные

И белые ромашки.

А какие грибы облюбовали березовые леса? Попробуйте назвать их.

Верно. Это, конечно, подберезовики. Они называются так потому, что растут под березами. У этих грибов стройная белая ножка с темно-бурыми чешуйками, шляпка снизу белая, а сверху темно-серая или темно-бурая. Похож он на белоствольную березку. Недаром называют подберезовик сынком березы.

Послушайте стихотворение.

Под березой

Под березой белой —

Подберезовик смелый.

Он березы сын родной

Вырос летнею порой.

Встал на длинной стройной ножке,

Так и просится в лукошко!

Но как говорится в русской народной пословице: «Под березами не только подберезовики». Растут в березняках и разноцветные модницы-сыроежки, попадаются и маслята — дружные ребята, можно встретить и грибного царя — боровика.

Послушайте рассказ о том, почему подберезовики под березами растут.

Жил-был в лесу грибок. Ножка стройная, серебристо-белая с темными чешуйками, а шляпка тоже серебристая, только серенькая.

Пока грибок был совсем маленький, он прятался в густой траве и никого не боялся. А вот когда немного подрос, боязно ему стало, как бы кто ненароком его не сорвал.

— Эх, где бы мне получше спрятаться? — спросил вслух грибок. В это время пролетала мимо сорока-стрекотуха и услышала его слова.

— Я знаю, я знаю, — застрекотала она. — Ступай в ельник, там темно, тихо. Никто тебя не заметит и не найдет! Спрячешься на славу!

Грибок послушал всезнайку-сороку и отправился в ельник.

Там и вправду сумрачно. Большие ели низко опустили колючие лапы и стоят задумавшись.

Да вот беда! Серебристо-белая ножка и светлая шапочка грибка уж очень заметны в зеленом полумраке! Прямо светятся!

«Нет! Здесь не спрячешься! — огорченно подумал грибок. — Пойду-ка я лучше в сосновый лес. Попробую там укрыться».

Пошел он в сосновый бор, а там все вокруг золотисто-желтое, светло-коричневое, оранжевое: и солнечные зайчики, и сосновые стволы, и смолистые шишки, и грибы-рыжики, и даже пушистый беличий хвостик. Стал грибок под сосной и думает: «Нет, и здесь меня заметят! Пойду-ка я в березовый лес».

Пришел он в березняк, и здесь грибочку понравилось. Все белое, серебристое!

Беленькие ромашки приветливо закивали ему головками, заморгали ресничками, серебристая березка ветвями зашелестела, зашептала:

— Иди, малыш, ко мне, я тебя спрячу — никто не найдет!

Даже пестрый дятел весело забарабанил по стволу:

— Тук! Тук! Тук! — мол: — дом твой тут, тут, тут! Встал грибок подле березки, прислонился к ее стволу и совсем слился с ним. Попробуй найди его! Обрадовался он:

— Спасибо, милая березка, что приютила меня.

С тех пор так и повелось — под березами растут грибочки подберезовики.

Вопросы

1. Какое главное дерево в березовом лесу?

2. Как выглядят березы?

3. Где чаще всего растут березы?

4. Почему березу зовут «гонким» деревом?

5. Какие кустарники, травы, цветы растут в березняках?

6. Какие грибы растут под березами?

Осиновый лес

Осиновый лес нередко называют осинником. Он относится к широколиственным лесам.

Приятно оказаться в осиновом лесу. Золотистые стволы осин будто излучают мягкий бледно-зеленый свет, даже в пасмурный день озаряя окрестности. Листья у осины — особенные. Они трепещут и без ветра, словно о чем-то шепчут нам. Недаром говорится: «Осина и без ветра трепещет». Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке.

Послушайте стихотворение.

Осина

Замерли вершины,

Ветры в поле спят,

Только у осины

Листья шелестят.

Шепчутся бессонно,

Говорят друг с другом,

Пробегают волны

По листве упруго.

Спят в лесу рябины,

Дремлет пышный клен.

Чуткая осина

Стережет их сон.

Осинки любят яркий солнечный свет, поэтому далеко в глубь темных хвойных боров они не забираются. Растут на полянах и опушках и часто окаймляют другие леса — густые и дремучие. Необычайно красивы осиновые леса золотой осенней порой! Листья деревьев то розовые, то огненно-красные, то лиловые с багрянцем.

«С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово-зеленая сероватая листва осин. Откуда-то берется в листве яркая, полная краска.

Можно обнаружить в осиновой листве богатую гамму — от чистого золота через розовый и красный тона к вишневому цвету.

Вместе с листвой преображается и сам лес, а вместе с лесами и весь пейзаж среднерусских равнин», — так поэтично написал об осеннем осиновом лесе знаток русской природы Владимир Солоухин.

Послушайте стихотворение.

Осиновый лес

Между небом ненастным

И холодной землей

Лес осиновый красный

Разгорелся зарей.

Докрасна раскалили

Лист осин на огне,

И пока не остыли

Дарят свет они мне.

И в огне не сгорая,

Днем осенним горят,

Чтоб родимого края

Скрасить скромный наряд.

В конце лета — начале осени в осиновом лесу можно заметить нарядную красную шапочку подосиновика. Кажется, будто среди зеленых трав и высоких крупных листьев папоротника зажегся алый огонек. Свое название гриб получил именно потому, что растет под осинами.

Как вы думаете, почему под осинами прячутся красные подосиновики?

Правильно! Потому что листья осин то багряные, то вишнево-красные, то розовые, и грибы нелегко заметить среди яркой опавшей листвы. Любят грибы с грибниками в прятки играть!

Зимой наведываются в заснеженный осинник зайчишки. Нравится им горькая кора молодых осинок! Но осина на косого не обижается — весной вырастет на дереве новая, более светлая кора.

Нередко скачут зайцы следом за лесными великанами-лосями. Если лось обломит крупную осиновую ветку, то зайка тут как тут. Не боится, с аппетитом грызет обломки ветки — подарок лося.

Вопросы

1. Осинник — это лиственный или хвойный лес? Почему?

2. Как выглядит осина?

3. Почему говорят: «Осина и без ветра трепещет»?

4. Где чаще растут осины?

5. Какие грибы растут под осинами?

6. Как выглядит подосиновик?

7. Кто зимой обгладывает кору молодых осин?

Смешанные леса

В состав смешанных лесов входят как хвойные, так и широколиственные древесные породы — дуб, липа, клен, ясень.

Почему эти деревья называют широколиственными, помните?

Да потому что у них широкие довольно крупные листья.

Смешанные леса распространены как в европейской части нашей страны, так и на Дальнем Востоке. Зона смешанных лесов имеет форму клина, острие которого упирается в Южный Урал. Климат в этих краях мягкий: здесь теплое и долгое лето. Именно поэтому в этих местах привольно чувствуют себя липа, клен, ясень. В то же время здесь достаточно влаги, необходимой для хвойных деревьев, например, для ели (она хорошо переносит морозы и любит влажную почву).

А вот дубу для роста необходимы совсем другие условия.

Какие условия нужны дубу для роста?

Дуб теплолюбив и почву выбирает посуше. Поэтому в северной части зоны смешанных лесов преобладают ели, а на юге — дубы. Там, где климат подходит для обоих деревьев одновременно, дуб и ель растут рядом.

Густые елово-дубовые леса растут на высоких холмах и на их склонах. Ель выбирает влажные низменности, дуб поднимается выше, достигая самых вершин больших холмов. Такие вершины особенно нравятся дубам.

В смешанных широколиственных лесах, кроме дубов, растут и красавцы-клены, и душистые липы, и высокие ясени. Под деревьями то там, то здесь кудрявятся зеленые шапки кустарников — орешника, бересклета, жимолости, шиповника, боярышника, калины. Под ними расстилаются густые травы. Иногда можно заметить и островки мхов, но здесь они не растут сплошным ковром, как в хвойных лесах.

Удивительно красивы смешанные леса осенью! Среди темно-зеленых елей горят бледной позолотой березки, румянятся крупные листья кленов, кустарники становятся похожи на букеты неведомых ярких цветов.

Послушайте стихотворение.

Осенний букет

Больше нет цветов в бору

И в лесу раздетом.

Я листочки соберу

В пышные букеты.

Я домой их принесу,

Ими стол украшу.

И нарядно, как в лесу,

Станет в доме нашем!

Вопросы

1. Какие леса называются смешанными?

2. Какие условия нужны для роста смешанных лесов?

3. Какое хвойное дерево чаще всего встречается в смешанном лесу?

4. Какие лиственные деревья растут в смешанных лесах?

5. Какие условия благоприятны для роста ели? А дуба?

6. Почему ели выбирают для роста низкие влажные места, а дубы — высокие холмы?

7. Какие кустарники растут в смешанных лесах?

Познавательное развитие. Тема недели «Краски осени (грибы, годы)».

Занятие №3.

Комплексное занятие «Беседа о лесе».

Программное содержание.

Уточнить и расширить представление детей о лесе (лесные растения, животные, птицы, насекомые; их пища и места для гнезд и нор), об урожае в лесу.

Познакомить с видами лесов: смешанные, березовые и дубовые рощи, сосновый бор, тайга.

Познакомить с репродукциями картин известных художников.

Развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику.

Оборудование.

Четыре экспозиции: картины – лес весной, летом, осенью и зимой; репродукции картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Сосновый бор»; И. С. Остроухова «Золотая осень»; И. И. Левитана «Березовая роща»; И. Куинджи «Березовая роща»; В. М. Васнецова «Дубы»; картины из пособий для детского сада: «Медвежья берлога», «Волчья стая зимой», «Заяц на лежке», «Белки спасаются от куницы», «Лоси в зимнем лесу», «Семья волков летом», «Семья ежей», «Купание медвежат», «Семья лосей летом», «Белки с бельчатами в летнем лесу», «Медведи весной», «Белки строят гнезда», «Медведи в осеннем лесу», «Заяц в осеннем лесу», «Спячка ежа», «Белки осенью».

Игрушка старичок-лесовичок, предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, лесных ягод, муляжи грибов, объявление с названием выставки.

Ход занятия.

Организационный момент.

1.Время года, месяц, день недели.

2.Игра «Съедобный – несъедобный» (грибы).

3.Педагог вносит игрушку: Лесовичок.

-К нам в гости пришел старичок-лесовичок.

I Основная часть.

Часть 1.

Старичок –лесовичок хочет услышать, что вы знаете про лес: «Кто был в лесу? Что видели в лесу? Что растет в лесу? Какие животные живут?» (Дети отвечают лесовичку. )

Лесовичок слушает, хвалит тех детей, которые хорошо рассказывают про лес. Затем сообщает, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну, осину. Загадывает загадку:

Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет,

Падает – почернеет. ( Лист дерева. )

Лесовичок сообщает, что леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой.

В смешанном лесу под деревьями растут кустарники – бузина, лещина (орешник), лесная малина (лесовичок показывает картинки с изображением кустарников). Еще ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустранички, грибы.

Упражнение на дыхание «Собираем грибы».

И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – глубокий вдох, опустить вниз и, отведя руки назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).

Лесовичок выставляет муляжи грибов, читает детям стихи и загадки, просит найти и показать отгадки.

В чаще леса, вдоль тропинок Нет грибов нежней, чем эти.

Он стоит среди осинок. Знают взрослые и дети –

Шляпка есть, но нет пальто. На пеньках растут в лесу,

Отгадайте, это кто? (Подосиновик. ) Как веснушки на носу. (Опята. )

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных, собирай,

Не мешкая, это … (сыроежки ).

Белый гриб . Мухомор.

Белый гриб – боровик Возле леса на опушке,

Всех грибов отличнее: Украшая темный бор,

Богатырь – лесовик Вырос пестрый, как Петрушка

С головой коричневой. Ядовитый мухомор. Е. Алексеева

Лесовичок показывает лесные ягоды на картинках, просит их назвать. Загадывает загадки.

На полянке у дорожки Черненька,

Красные горошины. Маленька,

Кто мимо пройдет, Сладенька,

Всяк в рот к себе кладет. (Земляника. ) Ребятам миленька. (Черника. )

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ягодка росла в лесу. (кулак одной руки лежит

Я домой ее несу. на ладони другой, меняем)

Солнце ягодку согрело, (пальцы гладят по щекам)

Наша ягода поспела. («колечки»)

Дети по очереди называют лесные ягоды.

Воспитатель подводит итог:

Дети, я вижу, Лесовичок доволен вашими ответами, рассказами: вы бывали в лесу и многое в нем видели. Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи; художники, очарованные красотой, пишут картины. Мы сейчас пойдем с вами в «картинную галерею». Прочитайте название выставки. (Дети читают: «Круглый год» .) На выставке представлены картины художников – пейзажистов, которые пишут природу, и анималистов, которые рисуют животных. Там есть картины очень известных художников: Шишкина, Левитана, Куинджи, Ватагина. Вы увидите лес в разное время года и его обитателей – животных.

Упражнение на координацию речи и движения.

Отправимся в лес.

Мы в лес пойдем, (руки в стороны, вверх)

Детей позовем: (руки в стороны, вниз)

Ау, ау, ау! (руки сложить рупором)

Никто не отзывается (руки в стороны)

Лишь эхо откликается:

Ау, ау, ау.

Часть 2.

Воспитатель, Лесовичок и дети идут на выставку. Воспитатель обращает внимание на объявление, читает его, сообщает, что картины будут висеть несколько дней, дети смогут их посмотреть в дальнейшем.

В «картинной галерее» тихо играет музыка, раздается пение птиц. Воспитатель показывает последовательно четыре экспозиции – лес весной, летом, лес осенью, завершает зимней тематикой. Подводя детей к каждой экспозиции, воспитатель обращает внимание на признаки сезона, тип леса, его обитателей. Предлагает детям самим всмотреться в картины, «почувствовать» красоту леса, назвать животных. Особое внимание обращает на репродукции знаменитых художников. Возле некоторых экспозиций можно зачитать стихотворения знаменитых поэтов.

III Итог.

В завершение осмотра воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им выставка картин, какая из них понравилась больше других. Спрашивает мнение Лесовичка о лесных пейзажах.

Галина Овдиенко
Конспект НОД в подготовительной группе «Какой бывает лес»

Конспект НОД в подготовительной группе . Тема «Какой бывает лес »

Цель : - закрепление знаний детей о лесе, как природном сообществе.

Задачи : - уточнить и расширить представления детей о лесе, о разнообразии

деревьев;

Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле;

Развивать познавательный интерес, понимание того, что человек -

часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что

в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во

многом зависит от окружающей среды;

Воспитывать бережное отношение к природе, правильное

поведение в лесу, развивать чуткость и восприятие красоты

окружающего мира.

Материал и оборудование : - ветки хвойных деревьев;

Презентация к образовательной деятельности.

Применение современных образовательных технологий :

Здоровьесберегающие (динамическая пауза с элементами

дыхательной гимнастики, элементы психогимнастики);

Информационно-коммуникативные (презентация) .

Ход НОД

Воспитатель. - Ребята, давайте возьмем друг друга за руки и поздороваемся.

Дети. - Здравствуйте!

Воспитатель. - А как еще можно поздороваться?

Дети. - Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Воспитатель. - Какое у вас настроение ? (хорошее, замечательное, восхитительное) .

Как это можно выразить, используя жест (показ одного большого пальца«класс» ).

Воспитатель. - И у меня тоже хорошее настроение. Давайте передадим его друг другу и пусть у каждого будет хорошее настроение.

Воспитатель. - Послушайте загадку.

Весной веселит, летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает.

Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

Воспитатель. - Что такое лес?

Ответы детей.

Воспитатель. - Давайте, отправимся в лес и узнаем, какие деревья там растут. Закрывайте глаза.

Раз, два, повернитесь и в лесу вы очутитесь.

Воспитатель. - Лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом.

Почему его так называют?

Что значит лес для нас с вами?

Почему в лесу так легко дышится?

Как и чем очищается воздух в лесу?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. - Деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается, когда деревья начинают цвести - черемуха, рябина, лиственница и другие.

Воспитатель. - А теперь отгадайте загадку :

Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

Сверху крона, как шатер. (Сосна)

Воспитатель. - Ребята, как называется лес, в котором растут сосны?

Ответы детей.

Воспитатель. - Правильно, сосновый бор. У меня на столе лежат две ветки, давайте, их сравним. (У сосны - длинные иголки. У ели – короткие.

У сосны ветки растут вверх. У ели - вниз).

А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нем чистый воздух, и в нем светло и просторно) .

Воспитатель. - Ребята, как называется лес, в котором растут одни елки? (Еловый, ельник) .

В ельнике всегда сыро и темно. Как вы думаете почему? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике).

Воспитатель. - Загадка :

Мои мягкие иголки – длиннее,

чем у сосны и елки. (Кедр)

И лес, в котором растут кедры, называют кедрачом.

Воспитатель. - Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое.

А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? (Кедровые шишки можно употреблять в пищу) .

Воспитатель. - Загадка :

Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки – опадают все иголки. (Лиственница)

А чем отличается елка от лиственницы?

Правильно, ответ можно услышать в загадке. «В отличие от елки – опадают все иголки» .

Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес.

Воспитатель. - Из хвои этих деревьев изготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве.

Сейчас мы отправимся в хвойный лес.

Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики.

Подул ветерок…

*«Ветер» (очистительное полное дыхание) .

И. п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. (Повторить 3-4 раза)

В хвойном лесу растет маленькая елочка…

*«Ёлочка растёт» .

И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить : «Ах-х-х-х-х!» . (Повторить 2-3 раза)

В траве пробежал маленький ежик…

*«Сердитый ежик» .

И. п. – встать прямо, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. (Повторите 3-4 раза)

Воспитатель. - Загадка :

Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой расту под горой. (Береза.)

Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.

И у нас Марина расскажет стихотворение о березе.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Воспитатель. - Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березняк, березовая роща)

Воспитатель. - Что весной собирают с деревьев березы? (Березовый сок, который очень полезен для здоровья) .

А теперь, я приглашаю вас на выставку «Дары леса» .

Дети их рассматривают, называют.

Воспитатель. - Ребята, а еще лес – это источник лекарственных растений. - В лесу живут ценнейшие промысловые звери, много здесь и птиц, насекомых.

Воспитатель. - Одним из даров природы, которым человек научился пользоваться в своих нуждах, является дерево. Оно легкое и удобное в обработке, из него делают мебель, дома, бумагу, посуду.

Воспитатель. - Лес – друг человека, и его как друга надо беречь и охранять. Но, к сожалению многих видов животных, растений, птиц становится всё меньше и меньше. Человек их охраняет. Для этого создана «Красная книга» , куда занесены исчезающие виды растений и животных.

Воспитатель. – Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя в лесу.

Не ломай ветки, не рви зря листья, травку.

Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо.

Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Воспитатель. - Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Что нового мы с вами узнали?

Конспект беседы о лесе для детей 5-7 лет "Путешествие по комнатам зеленого дома"

Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ Детский сад «Улыбка», Пермский край, поселок городского типа Суксун.

Описание: Данный материал можно использовать воспитателям, вожатым и учителям начальных классов, а так же родителям по экологическому воспитанию.

Цель: продолжать формировать представление о лесе и профессии лесника.
Задачи:
Образовательные.
Содействовать:
уточнению и систематизации представлений о лесе и профессии лесника;
укреплению познавательного интереса и любви к природе;
эстетическому восприятию красоты природы, через репродукции картин;
Развивающие.
Содействовать:
развитию связной речи, умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом;
развитию уважения к трудовой деятельности человека профессии лесника;
развитию мышления, внимания, памяти.
Воспитательные.
Содействовать:
воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Материал:
репродукции картин художников:
Шишкин «В лесу графини Мордвиновой»,
Шишкин «Корабельная роща»,
Левитан «Березовая роща»
Иллюстрации по теме
фонограмма «Звуки леса»
корзинка лесных орехов

Предварительная работа:
чтение детям природоведческой литературы,
рассматривание репродукции картин художников о природе,
чтение и заучивание стихов на экологическую тему,
экскурсии в парк, сосновый бор.

Организация: дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Хороводная игра «По малину в лес пойдем»
1. По малину в лес пойдем, в лес пойдем
в лес пойдем (дети идут по кругу).
Плясовую заведем, заведем, заведем
(поочерёдно выставляют ноги)
Припев:
Солнышко на дворе (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты – «солнышко»)
А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)
Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)
2.Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту)
Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок.
(щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод в корзину, перед грудьюПрипев: движения те же
3. Как малины наберем, наберем, наберем. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод с земли – с наклоном корпуса)
Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»).
Припев: движения те же.
4. Пирогов мы напечем, напечем, напечем. (движение «пирожки»).
Всех соседей позовем, позовем, позовем (движение кисти рук, ладошки обращены к лицу – «приглашение»).
Припев: движения те же.

ХОД БЕСЕДЫ.

Воспитатель: Что мы сегодня задумали с вами?
Дети: отправится в путешествие по разным комнатам.
Воспитатель: по каким комнатам можно путешествовать?
Ответы детей
Воспитатель: поможет нам загадка, которую придумал поэт Йован Йованович – Змай, слушайте внимательно!

В одно прекрасное село
Хочу я нас позвать.
Тому немало повезло,
Кто смог гам побывать.
Там каждый дом и каждый двор
Зелёной крышей крыт,
Цветами вытканный ковёр

На улице лежит
Там нет заборов и дверей
Открыты окна в сад.
Там встретят песнями гостей,
На славу угостят.
Кому бывать там повезло,
Тот повидал чудес!
А необычное село
Зовут …
Дети: Зеленый лес
Воспитатель: а как догадались, что загадка про лес?
Дети рассуждают.
Воспитатель: Да, наше путешествие в большой зеленый дом и по его комнатам.


Воспитатель: помните, какую загадку, утром, нам загадал Незнайка? Женя пришел сегодня первый и может повторить, давайте все внимательно послушаем Женю.
Женя: «многоэтажный дом, который не строил человек. С невидимыми стенами и с невидимым потолком. В этом доме очень разные квартиры. В верхних этажах - светлые, сухие. В нижних этажах – темные и сырые. В доме есть теплые квартиры, в которых Можно жить круглый год. Есть холодные квартиры, в которых Можно жить только летом или весной».
Автор загадки: Иванова Валентина Тарасовна

Воспитатель: почему можно лес назвать домом?!
Дети: дом, потому что растения и животные, не могут жить друг без друга.
Воспитатель: вы знаете таких жильцов, кто друг без друга жить не может в лесу?
Дети: высказывают и доказывают свои версии, раскладывают картинки лесных обитателей, связанных между собой.


Воспитатель: что же за невидимые стены в этом доме, который не построил человек?
Дети: можно идти по лесу и разное видеть, стенок нет, а все равно разное.
Воспитатель: да, лес очень разный! Шуршит сухими брусничными листьями сосняк.


Воспитатель: это где мы были?


Дети: В сосновом лесу.
Воспитатель: сосновый лес ещё называют БОР. Пошли дальше и видим, изумрудный ковер черники.


А теперь в какой лес вошли?


Дети: в хвойный лес.
Воспитатель: и хвойный лес тоже называют БОРОМ. Перешли в другую комнату. А стенку увидели?
Дети: нет, мы перешли из соснового бора в еловый лес.
Воспитатель: да, разные комнаты, разный лес. Пошли дальше. Непролазна чаща кустарника. Это что там растет?


Дети: малина
Воспитатель: идем дальше по лесу. Дошли до болота.


Лес стал редким. Прошли болото. И вдруг стало кругом светло-светло. Какой лес радует светом и белизной?


ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»
Дети: березняк
Воспитатель: а жильцов можете назвать?
Дети называют лесных жителей
Воспитатель: какой лес любит бурый МЕДВЕДЬ?
Дети: где много ягод и есть река.
Воспитатель: медведь хищник, но если есть растительная пища, то обходится и без мяса. В речке рыбку выловит, вот ему и хватит. Потому, как его называют?
Дети: всеядный.
Воспитатель: ну, а где любит жить ЛИСИЦА?


Дети: в норе, среди корней роет нору.
Воспитатель: что за невидимые потолки, почему в загадке так сказано?


Воспитатель: какой первый этаж?
Дети: под землей корни, мыши живут, кроты.
Воспитатель: кто же живет повыше?
Дети: в кустах живут кукушки, делают гнезда. А дятел ещё повыше дупло долбит. Белка еще выше дятла может сделать дупло. Выше делают те птицы, которые любят поближе к небу быть.
Воспитатель: да, соколиные семейства. Какие же квартиры сухие и светлые?
Дети: те, которые на деревьях, белки и птицы.
Воспитатель: какие заняты круглый год?
Дети: летом, потому что многие птицы улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: у кого темные квартиры?
Дети у медведя, лисицы, барсука, ежа.
Воспитатель: кто охраняет лес?
Дети: лесничий.
Воспитатель: лесничий, лесник, лесовод. Она из древних профессий, с давних пор на Руси охраняли леса. Больше чем 150 лет тому назад в Петербурге был открыт лесной институт. Сейчас это Лесотехническая академия, университет или институт


У нас на Урале, лесотехнический университет готовит лесничих, которые выращивают леса во всех уголках России. Так, зачем люди придумали профессию лесничих, если лес растет сам и без человека? Мы узнаем, если зайдем лесотехнический университет и превратимся студентами этого университета


ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, ИМИТИРУЯ АУДИТОРИЮ УНИВЕРСИТЕТА.
Воспитатель: Зачем лесничий охраняет лес, а вот зачем. Вдруг - лесной пожар? Вдруг плохой человек с топором придёт? Вдруг - заведется вредная гусеница, жучок? Вот и прощай лес! А чтобы этого не было на кордоне, лесник отправляется в обход. Он обходит лес и первый видит, если появится жук-короед.


Жук-короед небольшой, а может съесть большой лес. Жуков столько, что на каждом дереве сидят, у каждого сучка сидят, грызут и точат. Их руками не снимешь. И тогда лесник вызывает помощь. Прилетит самолёт, и разбросает жёлтый ядовитый порошок. Забегает короед, но никуда не деться, не спастись.
Воспитатель: так зачем создают кордон?
Ответы детей
Воспитатель: если рубить лес, то только старые деревья, а молодые не трогать, тогда вреда не будет. Так и СЕКУТ лес, секут - значит, валят старые большие деревья. Вывозят лес грузовыми машинами - лесовозами.


Лесовозы вывозят длинные деревья с обрубленными сучьями - ХЛЫСТАМИ они называются. Пилят деревья пилами.


Когда вывезут хлысты, на большой поляне, где раньше очень старые деревья росли одни пеньки остаются.
Воспитатель: так, какие деревья секут в лесу лесорубы?
Ответы детей
Воспитатель: так, а как же тогда лес восстанавливается? Кто его сажает
Дети: наверно, лесник?
Воспитатель: чтобы уверенно ответить на мой вопрос, слушайте дальше
А на кордоне - лесном посту - возле избы лесника - грядки! А на грядках не помидоры, не огурцы растут. ЧУДО


маленькие, пушистенькие ёлочки растут! Когда жарко, их поливают, и землю вокруг них тоже разрыхляют граблями. Все, как на огороде. У ёлочек на грядках земля чёрная. А у сосенок - песок. Кто что любит! Весной этого лесного питомника, саженцы - совсем еще молоденькие сосенки и ёлочки - привезут на лесосеку. Здесь их посадят, будет расти новый лес.


Воспитатель: а почему саженцы привезут на лесосеку?
Дети: потому, что там вырубили старые деревья.
Воспитатель: А лет через семьдесят станет взрослым. Быстро или долго? Вот тебе 6, а тебе сейчас 7 лет. На ёлочке её возраст легко считать по рядам лап, как по ступенькам. Или можно узнать по кольцам на стволе разрезанного дерева.


Так самое удивительное заключается в том, что посадит один человек, а пользоваться этим деревом будут уже люди другого поколения, наверно, про них можно будет сказать, что это дети ваших будущих внуков или даже правнуков?! Дерево очень медленно растёт. Так кто же знает ГРАМОТУ леса?!
Дети: ЛЕСНИК.
Воспитатель : наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним стихотворение поэта
Алексея Кольцова "Домик лесника»
Под фонограмму «Звуки леса» дети рассказывают по строчке стихотворение

В темном лесе, за рекой
Стоит домик небольшой,
С двумя светлыми окнами,
С распашными воротами.
Под замком те ворота,
И калитка заперта,-
Чтоб не зашел туда рогатый
Леший, страшный и косматый;
Чтобы не зашел туда упырь,
Ни проезжий богатырь,
Кто ж живет тут одиноко,
От жилья кругом далеко?
Рыболов ли небогатый?
Иль разбойник бородатый
В нем спасается мольбой
С сундуками и казной?
Живет в доме с давних пор -
Караулит царский бор -
Лесной староста с женою.
Третьей дочкой молодою.

Заключение.
Воспитатель: вот и вернулись мы с вами из путешествия по лесным комнатам. Что вам больше понравилось в путешествии?
Ответ детей
Воспитатель: что нового узнали?
Ответ детей
Воспитатель: лесник передал вам угощение, как вы думаете, что это может быть?
Ответ детей
Воспитатель: корзинка лесных орехов.
Воспитатель: один ли лесник бережёт лес?
Дети называют людей разных профессий, которые помогают леснику.

Спасибо за внимание!

Ребята! Сегодня мы поговорим о лесе. Наверняка вы все в нем бывали.

Отгадайте загадку.

Он густой, зеленый,

Растут в нем липы, клены

И могучие дубы,

Есть в нем ягоды, грибы. (Лес.)

Лес — это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве и смыкающихся кронами. Обилие кустарников, по земле стелются травы, кое-где мелькают яркие краски цветов. В лесу особенная свежесть, прохлада в жаркий день, чудесный душистый воздух. Он пахнет и корой деревьев, и листьями, и травами, и мхами, и грибной прелью — словом, настоящий лесной настой!

В лесу щебечут, порхают птицы, выстукивает мощным клювом деревья дятел, свистят синицы, кукует кукушка.

Послушайте стихотворение.

Приходите в лес

На лесной опушке

Слышится: «ку-ку».

Кукует кукушка

Где-то наверху.

В лес густой, зеленый

Нас зовет она.

Там березки, клены,

Свежесть, тишина.

Солнечные блики

По траве скользят,

Алой земляники

Капельки горят.

Там сплетают ветки

Кружевной навес.

Приходите, детки,

На прогулку в лес!

Узкая тропинка, заросшая густыми травами, она словно гостеприимно приглашает нас зайти в лес и полюбоваться деревьями, цветами, вдохнуть свежий воздух.

Вдоль тропинки желтеют лютики, склонились изящные стебельки с белыми бубенчиками ландышей, пышно цветет розовый куст шиповника, над ним поднимается лещина — лесной орешник, а дальше белеют стволы березок и золотятся высокие сосны.

Это смешанный лес, потому что в нем растут разные деревья.

♦ Какие деревья растут в смешанном лесу?

Здесь есть и лиственные деревья — березы, осины, и хвойные — сосны, ели. У них вместо листьев — иголочки. Хорошо прогуляться летним полднем в таком лесу! Это не дремучий, темный, глухой лес, а светлый и радостный лесок.

Почти четвертая часть территории нашей страны покрыта лесами. Леса в России разные. Есть хвойные, где растут ели, сосны, пихты, лиственницы. Такие леса называются тайгой.

Южнее тайги располагаются смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут белые березки и зеленовато-золотистые осины.

Еще южнее располагаются широколиственные леса. В них растут могучие великаны-дубы, темностволь- ные липы, красавцы-клены, ясени и грабы. Эти леса, по сравнению с хвойными, более светлые. Они кажутся солнечными и просторными.

♦ Какие животные, птицы и насекомые обитают в лесах?

В лесах водятся лось, белка, заяц-беляк, бурый медведь, барсук, гибкая хищница-рысь и многие другие животные.

♦ Расскажите о своей прогулке в лес. В какое время года вы были? Что вы видели и собирали?

Послушайте стихи, описывающие лес в разное время года.

Весенний лес

Льдины звонкие разбились

И поплыли по реке.

И сережки распушились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Посветлели их стволы.

На сосне блестят красиво

Капли крупные смолы.

Набухают соком почки,

Скоро снег растает весь,

И зеленые листочки

Молодой украсят лес!

Летний лес

Зноем солнечным прогретый

Лес душистый и сухой.

На опушках много света,

Пахнет медом и смолой.

Стал окрепшим и пахучим

Разрезной зеленый лист,

В зарослях кустов колючих

Слышен птиц веселый свист.

Закраснелась гроздь калины,

Зреют в шишках семена,

И душистая малина

Соком сахарным полна.

Осенний лес

Лес осенний красок не жалеет —

Ярки грозди ягод и листы.

То сверкают бронзой, то алеют

Пышные осенние кусты.

Скоро ветер налетит холодный

И сорвет узорчатый наряд,

И в лесу закружится свободный

Золотой осенний листопад.

Он укроет землю покрывалом,

С нею он поделится теплом,

Когда на листве сухой, опалой

Заискрится иней серебром.

Зимний лес

В зимний лес заиндевелый

Приведет меня лыжня.

Как старик в тулупе белом,

Дремлет лес средь бела дня.

Снег укрыл стволы и корни

Елей, сосен и ракит;

Иней хрупкий и узорный

На ветвях берез лежит.

Все бело — тропинки, кочки.

И уснули до весны

На ветвях деревьев почки,

Спят они и видят сны.

Снег свисает бахромою,

А коряги и пеньки

Под пушистой пеленою

Оживают, как зверьки.

Вот зайчишка, вот лисица

В пышной шубке меховой,

Вот на сук уселась птица,

Вертит снежной головой.

Словно в сказке открывает

Лес-волшебник чудеса:

Ледяная, но живая

Леса зимнего краса!

Когда вы приходите на прогулку в лес, запомните, вы здесь — только в гостях. Поэтому ведите себя скромно, не рвите цветы, не распугивайте лесных обитателей.

Правила поведения в лесу

♦ Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям, поэтому старайтесь ходить только по тропинкам!

♦ Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

♦ Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.

♦ Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников (например, божьих коровок), ведь они опыляют растения и уничтожают тлю и других вредителей.

♦ Не разоряйте муравейники.

♦ Оберегайте птиц, не заглядывайте в их гнезда, не трогайте яички. Весной и в начале лета не берите в лес собаку, не шумите в лесу — ведь там подрастают птенцы. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда. Птицы — друзья растений, они спасают их от насекомых-вредителей. Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть. Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.

♦ Не шумите, чтобы не побеспокоить зверей и их детенышей.

♦ Если вы нашли нору крота, барсука или другого животного, не подходите к ней близко, не пугайте лесных обитателей.

♦ Не разводите в лесу костры.

♦ Перед тем как собирать в лесу лекарственные растения, узнайте, нет ли среди них растений, которые занесены в Красную книгу.



Loading...Loading...