Ход пушки с неподвижным щитом. Конструкция артиллерийской установки

76-мм горная пушка обр. 1904 г.

История проектирования и производство
В 1897 году ГАУ пришел к выводу, что 2,5-дюймовая горная пушка обр. 1883 года устарела. Арткомитет решил принять для новой горной пушки калибр 3 дюйма и иметь единый снаряд с 3-дюймовой полевой пушкой.
В 1897 году ГАУ согласился испытать предложенную фирмой Виккерс 75-мм скорострельную горную пушку подобную той, какие употреблялись англичанами в 1896 году в Судане.
К февралю 1899 года это орудие было доставлено на Главный артиллерийский полигон(ГАП) и в течение 1899 года испытывалось стрельбой и возкой (в запряжке и на вьюках).
75-мм пушка Виккерса не была принята, но испытания ее оказали влияние па разработку Арткомом тактико-техническиx требований к 3-дюймовой горной пушке.

В 1900 году Артком предложил изготовить за свой счет образцы горных пушек, удовлетворяющие выработанным им требованиям, заводам Круппа, Сен-Шамона, Шнейдера, Обуховскому и Путиловскому. В 1900 году были получены ответы только от двух заводов. Крупп заявил что сейчас не располагает пушкой с такими требованиями, но скоро приступит к проектированию такой системы. Управляющий Морским министерством в письме к Военному министру от 7 ноября 1900 года сообщил, что он приказал Обуховскому сталелитейному заводу принять участие в конкурсе.
В 1901 году Сен-Шамон известил Главное артуправление, что он предлагает изготовить горную пушку в первой половине 1902 года, Обуховский завод сообщил, что предоставит свою пушку к марту 1902 года. В 1901 году заводы Круппа, Шнейдера и Путиловский прислали отказы на участие в конкурсе на горную пушку.
В 1902 году Обуховский завод изготовил две системы 3-дюймовых горных пушек (Перепелкина и Миллера).
Обе системы в 1902 году были испытаны на ГАП и показали приблизительно одинаковые результаты, поэтому Артком решил внести некоторые изменения в лафеты и заказать Обуховскому заводу восемь горных пушек (по 4 каждого типа) для войсковых испытаний к маю 1903 года. Но изготовление этих восьми пушек задержалось, и на войсковые испытания в две горные батареи на Кавказе орудия были отправлены только в начале февраля 1904 года. Не ожидая окончания войсковых испытаний, на основании Высочайшего повеления от 7 января 1904 года для валового производства была выбрана 3-дюймовая пушка на лафете Перепелкина.

Начавшаяся война с Японией заставила спешно заказать Обуховскому заводу 48 горных пушек системы Я. Н. Перепелкина (точнее, лафет Перепелкина, а ствол системы М. Ф. Розенберга). Затем последовали новые заказы, всего в 1904 году было заказано Обуховскому заводу 294 орудия для 32 восьмиорудийных батарей и 15% орудий в запас. Срок выполнения заказа - май 1905 года, но завод в срок не уложился.
Новая матчасть горной артиллерии пошла на вооружение:
а)26 пеших горных батарей;
б)Второго конно-горного дивизиона;
в)для перевооружения 2 батарей Первого конно-горного дивизиона (до 1905 г. он именовался просто «конно-горный дивизион», поскольку был единственным).
К весне 1905 года в действующую армию было отправлено 15 пеше-горных и 2 конно-горные батареи и 16 пушек с лафетами в запас к ним.
Первые 12 пеше-горных батарей, отправленных на Дальний Восток, были снабжены оглобельными передками, затем было решено все 26 пеше-горных батарей снабдить колесными передками. В 1905 году все 15 пеше-горных батарей на Дальнем Востоке были снабжены колесными передками.

Формально 3-дюймовая горная пушка обр. 1904 г. была принята на вооружение «задним числом» (приказ по артиллерии от 7 ноября 1906 года о введении нa вооружение гopной артиллерии 3-дюймовой горной скорострельной пушки обр. 1904 г. согласно Высочайшему повелению от 22 сентября 1906 года).
Для конно-горных батарей в 1904 году был разработан колесный передок и 4 колесный зарядный ящик.
Первоначально пеше-горные батареи снабжались оглобельным передком, созданным по образцу оглобельного передка пушек обр. 1883 г.
Колесных зарядных ящиков также не было, а снаряды возились во вьючных ящиках. Входе русско-японской войны полковник Катранов предложил снабдить пеше-конные пушки колесным передком. Петербургский арсенал изготовил образцы таких передков, но они не выдержали испытаний. Новый передок был разработан и изготовлен Обуховским заводом. Этот нередок был принят на вооружение, и им были снабжены все 3-дюймовые пеше-горные батареи. Кроме того, проходила испытания опытная система Тарповского: пеше-горный колесный передок и колесный зарядный ящик для 3-дюймовой пушки обр. 1904 г.

В 1908 году испытывались разработанные в 1909 году щиты к 3-дюймовым горным пушкам обр. 1904 г. В 1909 году в Черногорию были посланы 4 горные 3-дюймовые пушки обр. 1904 г. В мае 1911 года на вооружении За амурского округа пограничной стражи имелось 12 3-дюймовых пушек обр. 1904 г.

Так как и после русско-японской войны часть горных батарей имела по-прежнему матчасть обр. 1883 г., совершенно износившуюся и устаревшую, то было решено всю ropную артиллерию перевооружить 3-дюймовыми пушками обр.
1904 г. Согласно положению Военного совета от 14 марта 1908 года, было предложено Путиловскому заводу изготовить в 12-месячный срок со дня заключения контракта 194 3-дюймовые горные пушки обр. 1904 г. и к ним 199 пеше-горных и 13 коннo-гopных лафетов. Контракт на эту матчасть был заключен с Путиловским заводом 8 апреля 1908 года. Но завод практически не приступил к исполнению заказа, так как Главное артиллерийское управление 29 мая 1908 года направило на завод письма: «... во исполнение Высочайшего повеления от 24 мая 1908 года по поводу изменения образца горных скорострельных пушек контракт откладывается вплоть до окончания опытов с горными пушками».
В феврале 1906 года в Осовецкой крепости была испытана 3-дюймовая горная пушка обр. 1904 г. с измененным лафетом со щитом в варианте противоштурмовой пушки. В 1914-1917 годах 44 3-дюймовые горные пушки обр. 1904 г. были включены в состав формируемых батарей, большинство из которых направлено на Кавказский фронт.

Устройство орудий
Ствол состоял из внутренней трубы, кожуха и соединительного кольца. В орудиях первоначального изготовления соединительное кольцо надевалось в горячем состоянии на кожух и внутреннюю трубу.
Впоследствии способ скрепления был изменен и кольцо навинчивалось в холодном состоянии. Орудие не имело цапф. Кожух в задней части снабжен двумя захватами, сверху и снизу, служащими для сцепления с головками штоков компрессора.
Нарезка прогрессивной крутизны. Затвор поршневой, открывается вправо.
Станок состоял из лобовой и хоботовой частей, толщина их станин 4,76 мм. В подшипниках лобовой части лежала ось - вертлюг, на наружные концы которой надевались деревянные колеса.
Ствол находился в люльке, имеющей вид прямоугольной рамы. Верхний и нижний брусья рамы вмещали в себя цилиндры гидравлических компрессоров постоянного сопротивления. Рама с компрессорами могла поворачиваться для точной боковой наводки на ±3° в оси вертлюга. Внутри полых осей вертлюга помещены спиральные пружины накатника. Подъемный механизм закреплен на вертлюге. Весь вертлюг являлся элементом качающейся части системы. Лафет имел два сошника: мертвый и откидной.
В 1911 году к 3-дюймовым горным пушкам обр. 1904 г. был принят съемный щит чертежа Розенберга. Щит состоял из четырех частей. Скоба щита охватывала верх вертлюга лафета, а две затяжки ложились на заточки боевой оси. Ширина всего щита 1б00 мм, а высота 1143 мм.

Походное положение при возке на колесах
А.Первоначально в пеше-горных системах был оглобельный (бесколесный) передок, состоящий из двух оглобель и двух поперечин. Запряжка в этом случае парная уносом. При вьюке такая система имела 5 вьюков: орудие, лобовая часть лафета, хоботовая часть лафета, люльки и колеса с оглобельным передком. Патроны перевозились по 5 штук во вьючных ящиках весом по 49 кг.
Б.Позже в пеше-горных системах был введен колесный передок с коробом, где было 6 гнезд на 30 патронов. Колеса передка и дышло с вагами вьючились вместе, а короб с осью составляли второй передковый вьюк.

Боеприпасы и баллистика 3-дюймовой пушки обр. 1904 г.
Снаряды - см. Таблицу 295

Заряды и гильзы
Первоначально заряды были из пороха МСК, затем марки СГ1. Вес зарядов для всех снарядов одинаков: 200-210 г.
Длина гильзы одинакова с гильзой 3-дюймовой пушки обр. 1909 г., но последняя была несколько усилена из-за разницы давлений в канале (на дне гильзы пушки обр. 1909 г. ставилась цифра IX). Позже усиленные гильзы стали использовать и в пушки обр. 1904 г.
Таблица стрельбы - см. Таблицу 296


Модернизация 3-дюймовой горной пушки обр. 1904 г.
В начале декабря 1908 года (к концу сравнительных испытаний горных пушек Шнейдера и Шкода) Обуховский завод доставил на Главный артиллерийский полигон свою новую З-дюймовую горную пушку. От старой пушки обр. 1904 г. новый образец отличался следующим;
1)начальная скорость того же снаряда увеличена с 290 до 381 м/с;
2)длина лафета увеличена на 762 мм введением новой средней части;
3)длина отката увеличилась с 500 до 660 мм;
4)вес откатных частей увеличена 30%
5)компрессор одиночный, расположен над орудием;
6)орудие несколько понижено и подано вперед, причем для уничтожения перевеса дульной части введен пружинный уравновешивающий механизм;
7)прицел панорамный по типу обр. 1906 г. для полевых пушек, но качающийся.
В остальном орудие не отличалось от обр. 1904 г., в том числе накатники были прежнего типа, в колесных ступицах (осях вертлюга), с передачей тросами. Испытания опытной 3-дюймовой пушки Обуховского завода были начаты 9 декабря 1908 года, было сделано 118 выстрелов с начальной скоростью снаряда 381м/с. При больших углах возвышения при выстрелах казенная часть ударялась о грунт - требовалось подкладывать брезент, кроме того, при больших углах возвышения было затруднено заряжание. Колеса при стрельбе зарывались в грунт.
Комиссия сравнительно быстро прекратила испытания пушки Обуховского завода и признала ее неудовлетворительной «вследствие существенных неудобств служебного характера».

76-мм зенитное орудие образца 1914/15 годов

Классификация

История эксплуатации

Характеристики орудия

Характеристики снарядов

76-мм зенитное орудие образца 1914/15 годов , так же известное как пушка Лендера – первое в России орудие, предназначенное для стрельбы по воздушным целям. Разработано в 1914 году, находилось в производстве до 1934 года. Использовалось до конца Великой Отечественной войны. В 1928 году на его основе было спроектировано зенитное орудие 9К.

Предпосылки к созданию

Итало-турецкая (1911 – 1912 гг.) и балканские (1912 – 1913 гг.) войны продемонстрировали возросшую роль авиации в боевых действиях. В этой связи ведущие мировые державы озаботились вопросом разработки и производства оружия, способного противостоять угрозе с воздуха.

В России первый проект 57-мм зенитного орудия был предложен инженером Михаилом Федоровичем Розенбергом , но развития он не получил, поскольку многие авторитетные военные специалисты того времени считали, что задача стрельбы по летательным аппаратам может быть разрешена полевой 76-мм пушкой. В лекциях по артиллерии Академии генерального штаба высказывалось следующее мнение:

Нельзя прежде всего согласиться, что для борьбы с воздушными целями необходимы специальные орудия с большим вертикальным обстрелом и большой подвижностью.

Даже при том скромном предельном угле возвышения, который принят для 3-дм. пушки обр. 1902 г. (16°), и предельной дальности шрапнели (5 верст) цель, движущаяся на высоте 1 версты, будет находиться в сфере поражения 2,5 версты. А разве можно рассчитывать, чтобы не только современные, но и воздушные цели ближайшего будущего двигались свободно с надежными результатами наблюдения за противником выше 1 версты?

С ростом возможностей летательных аппаратов менялось и отношение к вопросу важности борьбы с ними. Так в 1912 году законом, утвержденным императором Николаем II, над целым рядом районов Российской империи вводились запретные зоны, в которых без специального разрешения запрещался полет воздушных шаров, аэростатов, дирижаблей и аэропланов.

Сильное впечатление на командование произвела знаменитая «апельсиновая бомбардировка» кораблей, когда 16 аперля 1911 года, в ходе тренировочных полетов аэропланов по сопровождению кораблей, была выполнена имитация бомбометания по кораблям. Командующий флотом вице-адмирал В.С.Сарнавский в тот же день доложил о первых опытах по бомбометанию с аэроплана:

В 9 часу утра, когда эскадра шла 9-ти узловым ходом от Севастополя к мысу Херсонес - над городом показались аэропланы. Через несколько минут аэроплан «Блерио» нагнал головной корабль, спустился на высоту труб «Иоанна Златоуста », пролетел по левому борту корабля, обрезал нос и поднялся вверх впереди правого борта; затем он пошел обратно по левому борту «Ростислава », обрезал ему корму и поднялся вверх. Такие эволюции он проделал несколько раз. Второй аэроплан «Соммер» около двадцати минут держался над флотом, спокойно паря, как птица; с этого аэроплана были сброшены апельсины, один упал на правый якорь «Иоанна Златоуста», другой в воду у борта.

Результаты проведенных испытаний вынудили командующего флотом просить «...о высылке на суда Черноморского флота нескольких орудий, специально приспособленных для стрельбы по аэропланам».

Проектирование

Орудие образца 1914/15 года на автомобиле Руссо-Балт. Слева - Тарновский В.В.

Идея разработки специализированного орудия для борьбы с воздушными целями была предложена штабс-капитаном Офицерской артиллерийской школы Василием Васильевичем Тарновским . Тактико-технические требования к орудию были разработаны М. В. Добровольским, Е. К. Смысловским, П. Н. Никитиным, расчеты и чертежи были выполнены слушателями школы. В 1913 году технический проект был представлен ГАУ , а в 1914 году был передан для разработки рабочих чертежей на Путиловский завод. По наиболее распространенной версии ГАУ не выразил заинтересованности в реализации проекта, в связи с чем Тарновский вынужден был «уступить свою идею Путиловскому заводу» , но существует и альтернативная версия, согласно которой проект был одобрен и передан для дальнейшей проработки на Путиловский завод именно по инициативе ГАУ . Разработкой рабочих чертежей, совместно с Тарновским, занимался русский (а затем и советский) оружейник Ф.Ф.Лендер . В коллектив разработчиков так же вошли: известный артиллерист П. А. Глазков, работники Путиловского завода Ф. М. Гарковский, А. Я. Навядовский, В. И. Бирюков и др. К августу 1914 года рабочие чертежи были подготовлены и переданы в производство. В 1915 году по результатам испытаний конструкция орудия была доработана, в частности был увеличен угол возвышения (с 65 до 75 градусов), введен угломерный круг и др. Доработанные орудия получили наименование зенитное орудие «образца 1914/15 года».

Производство и испытания

Производство орудий

Лендер Франц Францович

В августе 1914 года, по договору с ГАУ, началось производство первой опытной партии из 12 орудий. Заказанные ГАУ орудия были произведены в течение 1915 года, первые четыре из них были переданы на испытания. В 1915 году, по окончании испытаний, Путиловский завод получил заказ от Морского ведомства на 20 орудий, еще 12 пушек заказала армия.

В 1922 году производство 76-мм зенитных орудий было перенесено на завод №8, расположенный в подмосковных Подлипках (впоследствии завод им. Калинина), где им был присвоен заводской индекс 8К. На заводе №8 орудие производилось до середины 30-х годов – в 1932 году был получен последний заказ на 15 пушек, в течение 1933 года были сданы 13 орудий из задела прошлых лет, последнее орудие было сдано в 1933 году.

Производство 76-мм зенитных орудий на заводе №8
Год 1922/23 1923/24 1924/25 1925/26 1926/27 1927/28 1928/29 1929/30 1931 1932 1933 1934
Орудий 30 80 80 80 70 100 100 230 31 29 13 1

Испытания

Изготовленные к концу 1914 года четыре опытных образца орудия, в начале 1915 года прошли испытания на Петроградском полигоне, по результатам которых конструкция орудия была доработана. Доработанные орудия получили наименование зенитное орудие «образца 1914/15года».

Описания и характеристики орудия

Устройство орудия образца 1914/15 года

Первоначально орудие имело скрепленный ствол, который представлял из себя трубу, на которую в горячем состоянии насаживался кожух.

В 1925 году началось производство лейнированных стволов. Ствол с лейнером представлял собой обычный ствол, в расточенную трубу которого вставлен лейнер – тонкостенная труба толщиной 12 мм. Канал лейнера тождественен каналу с обычной трубой. Ствол с лейнером можно внешне отличить от ствола без лейнера по гайке на дульной части.

Патронная камора аналогична 76-мм полевой пушке образца 1902 года, что позволяло использовать те же боеприпасы.

Затвор вертикальный клиновой полуавтоматический. Полуавтоматика инерционного типа. Существовало два варианта полуавтоматики: без амортизаторов и с амортизаторами.

Описание конструкции

Конструкция артиллерийской установки

Орудие устанавливалось на тумбовый лафет системы Путиловского завода.

Тумба конической формы в своей верхней части имела штыревое отверстие, в которое вставлялась бронзовая втулка, центрирующая штырь установки. На штырь навинчивался вертлюг , имевший станины для цапф качающейся части. Сама же качающаяся часть состояла из цапфенной обоймы с зубчатым сектором вертикального наведения и прикрепленной к ней трубы люльки. К трубе люльки с левой стороны крепился щит. В трубе люльки, вокруг гидравлического компрессора тормоза отката, помещались две спаренные пружины накатника.

Боеприпасы

Для зенитной пушки образца 1914/15 года использовались унитарные снаряды, гильза содержала заряд пироксилинового пороха весом 860 г. Пушка могла использовать всю номенклатуру боеприпасов 76-мм полевой пушки образца 1902 г.

Чаще всего применялась шрапнель Ш-354П весом около 6,5 кг, длиной 3,6 клб., содержавшая 260 пуль диаметром 12,7 мм.

Кроме того, было создано несколько десятков видов специальных зенитных снарядов таких как:

  • Ш-354Р – стержневая шрапнель весом около 6,5 кг, содержащей от 24 до 96 стержней весом от 110 до 46 г., взрыватель – трубка Т3 или 22 секундная.
  • Ш-354Г – шрапнель с накидками системы Гратца, в которой пули были попарно соединены тросиками (накидками), вес около 6,85 кг, взрыватель – трубка 22 сек.

Приборы управления стрельбой

Орудие было оснащено прицелом панорамного типа (на основе панорамы Герца).

Для создания завесы на пути воздушной цели имелось приспособление, которое выполняло автоматическую перестановку орудия после каждого выстрела в любую сторону в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах 12/1000 в вертикальном наведении и 24/1000 в горизонтальном.

История эксплуатации

Орудие образца 1914/15 года, установленное на автомобиле Руссо-Балт

15 марта 1915 года при Офицерской артиллерийской школе, согласно приказу Штаба Верховного Главнокомандования от 5 октября 1914 года, была сформирована первая специальная артиллерийская батарея для стрельбы по воздушным целям. По рекомендации генерал-майора А.А. Шихлинского , командование батареи было возложено на штабс-капитана Тарновского. Батарея была укомплектована установленными на автомобили первыми четырьмя орудиями из опытной партии, проходившими испытания на Петроградском полигоне. С 25 марта батарея находилась на Северном фронте, где занималась прикрытием объектов своего фронта в районе Двинск-Рига, переправы через Вислу у Варшавы, и аэродрома Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» у Яблонны и др.

Всего в годы Первой мировой войны в составе сил ПВО числилось 76 орудий образца 1914 и 1914/15 года. Из них:

  • 36 пушек (9 батарей) были установлено на автомобили;
  • 20 пушек (ранее заказанных Морским министерством) поступили на вооружение 10 железнодорожных двухорудийных батарей;
  • 12 пушек переданы для вооружения 1-й, 2-й и 3-й отдельных ездящих батарей, где были установлены на подвижные деревянные платформы (телеги);
  • 8 пушек были установлены на двух батареях для противовоздушной обороны Царского Села и Офицерской артиллерийской школы. Батареи были стационарными, орудия были установлены на тумбах.

Орудие образца 1914/15 года, установленное на кормовой орудийной башне линкора «Марат»

Наибольшее распространение зенитные орудия образца 1914/15 годов получили в сухопутных войсках. Они устанавливались на автомобилях, железнодорожных бронеплощадках, повозках механической тяги (ЗУ-25 обр. 1925 г. и ЗУ-29 обр. 1929 г.), повозках конной тяги (ЗУ-26 обр. 1926 г.). Так же орудиями вооружались стационарные батареи, такие как форты Тотлебен и 1-й северный в эсминцы типа «Новик ». Помимо этого, проект крейсеров типа «Светлана» предусматривал использование орудий Лендера для борьбы с авиацией, но в процессе достройки они заменялись более современными средствами противовоздушной обороны.

Не смотря свою устаревшую конструкцию и характеристики, пушки Лендера применялись в годы Великой отечественной войны . В ходе войны из-за дефицита штатных танковых башен на корпусах бронекатеров проекта 1124 стали устанавливать старые зенитные пушки Лендера. Летом 1942 года такие катера Волжской флотилии обеспечили проведение 128 караванов, отбив при этом более 190 воздушных атак и не дав потопить ни одного судна.

Последующие модификации

В 1923 году для 76-мм пушки обр. 1914/1915 г. был разработан чертеж лейнера ствола. В 1925 году заводу Калинина при перестволении пушек вставить лейнера, но завод с производством лейнеров не справился и ставили просто новые стволы. В дальнейшем новые стволы изготавливались только с лейнерами, а старые при ремонте рассверливались под лейнера.

Учитывая малую эффективность орудия образца 1914/15 года на высотах 4-5 тыс. метров, в 1928 году силами ГКБ ОАТ была проведена его модернизация:

  • увеличена длина ствола до 50 калибров;
  • расточена камора и увеличен заряд;
  • внесены изменения в тормоз отката и усилены пружины накатника;
  • установлен уравновешивающий механизм (из-за значительного смещения центра тяжести качающейся части вперед относительно оси цапф).

Модернизированная пушка 9-К в серийном производстве получила название «76-мм зенитная пушка обр. 1915/28 г.».

Памятник морякам-десантникам на косе Тузла

Память

Пушка образца 1914/15 года присутствует в коллекции экспонатов ряда музеев, таких как Военно-исторический Музей артиллерии, музей «Керйсер Аврора» в Санкт-Петербурге, Музей судостроения и флота в Николаеве.

Так же пушка Лендера установлена на постаментах памятников. Например:

  • памятник морякам-десантникам, погибшим во время Керченско-Эльтингенской операции, проходившей 31 октября – 11 декабря 1943 года. Установлен в районе станицы Тамань на косе Тузла;
  • памятник членам экипажа бронекатера БКА-324. Установлен в Приморске.

Примечания

Использованная литература и источники

Список литературы

  • Широкорад Александр Борисович Энциклопедия отечественной артиллерии . - Минск: Харвест, 2000. - 1156 с. - ISBN 985–433-703-0
  • Барсуков Е.И. Русская артиллерия в мировую войну. Т.I. . - Москва: Воениздат, 1938. - 396 с.
  • А. Лашков, В.Голотюк Новатор русской зенитной артиллерии . - Техника и вооружение №12/2003, №№1,2/2004.

Ссылки

  • Неменко А.В. "Длинные" и "Короткие" Лендеры в Севастопольской обороне

Галерея изображений

М-42 (Индекс ГАУ — 52-П-243С ) - советское полуавтоматическое противотанковое орудие калибра 45 мм. Полное официальное название орудия - 45-мм противотанковая пушка обр. 1942 года (М-42). Оно использовалось с 1942 года до конца Великой Отечественной войны, но в связи с недостаточной бронепробиваемостью было частично заменено в производстве в 1943 году на более мощную пушку ЗИС-2 калибра 57 мм. Окончательно пушка М-42 была снята с производства в 1945 году; за 1942-45 гг. промышленность СССР изготовила 10 843 таких орудий.

В начале 1942 года конструкторами артиллерийского завода в Мотовилихе была проведена модернизация 45-мм противотанковой пушки обр. 1937 года. Главная задача модернизации - повышение бронепробиваемости была решена в результате удлинения ствола и использования нового выстрела, в котором снаряд и гильза остались без изменения, а вес порохового заряда был увеличен. Это позволило повысить давление в канале ствола и увеличить начальную скорость снаряда с 760 м/с до 870 м/с. В свою очередь, повышение начальной скорости снаряда обеспечило увеличение бронепробиваемости при угле встречи 90° на дальности 500 м до 61 мм, а на дальности 1000 м - до 51 мм. Кроме длины была изменена также и конструкция ствола.

Вместо установленного на пушке обр. 1937 г. скрепленного ствола на новой пушке использован более технологичный ствол-моноблок, представляющий собой цельнометаллическую трубу, на конец которой навинчен и застопорен стопором казенник. Технологичность орудия в целом была повышена за счет разработки новых узлов: литого верхнего станка, простого по конструкции гидравлического тормоза отката, пружинного накатника, пружинного подрессоривания. Эти меры значительно снизили трудоемкость изготовления орудия при повышении его боевых качеств.

В связи с тем, что щитовое прикрытие толщиной 4,5 мм иногда пробивалось бронебойными винтовочными пулями, его толщина была повышена до 7 мм.

Технические характеристики

Калибр, мм 45
Начальная скорость снаряда, м/с 870
Наибольший угол возвышения, град. 25
Угол склонения, град -8
Угол горизонтального обстрела, град. 60
Вес в боевом положении, кг 625
Вес в походном положении, кг 1250
Скорострельность, выстр./мин 15-20
Наибольшая дальность стрельбы, м 4550
Дальность прямого выстрела, м 950
Скорость возки по шоссе, км/ч до 60
Габариты в походном положении - Длина, мм 4885
Габариты в походном положении - Ширина, мм 1634
Габариты в походном положении - Высота, мм 1300
Габариты в походном положении - Клиренс, мм 275
Расчёт, чел. 4

Видео

45-мм противотанковая пушка обр. 1942 г. увенчала собой начатую десятью годами ранее линию знаменитых отечественных «сорока пяток».

К началу Второй мировой войны основными противотанковыми орудиями РККА были 45-мм пушки образца 1934 и 1937 годов. Из-за ошибочных взглядов на перспективы усиления бронирования танков вероятного противника, а также в связи с разработкой более мощных орудий (прежде всего — 57-мм противотанковой пушки) 45-мм пушки были сняты с производства в 1940 году. Между тем уже первые недели Великой Отечественной войны показали, что с большинством танков, имевшихся у противника, «сорокапятки» вполне успешно боролись на дальностях до 500 м. Производство «сорокапяток» возобновили согласно решению ГКО, принятому уже 12 июля 1941 года.

Однако вскоре после начала войны немцы начали усиливать бронирование танков и штурмовых орудий, совершенствовать приемы преодоления противотанковой обороны. Требовалось повысить бронепробиваемость и дальность эффективной стрельбы противотанковых пушек. Работа велась по нескольким направлениям: с одной стороны — доработка 57-мм пушки (ЗИС-2), создание новой 76-мм пушки (ЗИС-3) и орудий большего калибра, с другой — «усиление» 45-мм пушки за счет увеличения начальной скорости и введения новых видов снарядов. Разработку «усиленной» 45-мм пушки вели конструкторы трех артиллерийских заводов-№8 (орудие 101-К), № 7 (7-1), № 172 (М-6). Но принято было орудие М-42, созданное путем глубокой модернизации пушки обр. 1937 г. — естественный ход для военного времени, когда нужно как можно быстрее организовать производство нового оружия. М-42 также разработана на заводе № 172 в г. Молотов (Пермь), но не заводским КБ, а ОКБ-172, представлявшим собой часть «тюремного» ОКБ НКВД, переведенную в Молотов из Ленинграда. Разработку М-42 вели под руководством М. Ю. Цирульникова конструкторы А. Заборовский, С. Синицкий, М. Ковалевский, Э. Кондратьев и др. Опытный образец изготовлен весной 1942 года, в августе — сентябре пушка прошла полигонные и войсковые испытания. На вооружение принята под обозначением «45-мм противотанковая пушка обр. 1942 г. (М-42)» (индекс ГАУ- 52-П-243С).

УСТРОЙСТВО

Пушка имела ствол-моноблок с открытым казенником. За счет удлинения ствола с 46 до 68,8 калибра и увеличения навески пороха выстрела бронепробиваемость увеличили в 1,4-1,5 раза. Затвор пушки — клиновый, вертикальный полуавтоматический. При этом полуавтоматика у пушек обр. 1942 г. разных серий была либо инерционно-механического, либо механического типа. Лафет — с литым верхним станком, корытообразной люлькой, трубчатыми раздвижными станинами, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником, подрессоренным ходом с резиновыми шинами колес. Механизмы наводки — секторные. По сравнению с пушкой обр. 1937 г. тормоз отката упрощен, сошники станин усилены, толщина бронещита увеличена с 4,5 до 7 мм. Увеличение мощности и усиление щита стоили привеса — пушка весила в боевом положении 625 кг против 560 кг у обр. 1937 г. Штатный передок пушки на 50 патронов был рассчитан на механическую или конную тягу, упрощенный (40 патронов), выпускавшийся в годы войны — только на конную.

БОЕКОМПЛЕКТ

Вместе с орудием модернизировали и 45-мм выстрел (патрон): без изменения гильзы массу порохового заряда увеличили с 0,36 до 0,39 кг, что позволило повысить начальную скорость бронебойного снаряда с 760 до 870 м/с. Основным для «сорокапяток» стал бронебойно-трассирующий калиберный снаряд БР-240СП со сплошным остроконечным корпусом без разрывного заряда. Вместе с тем к моменту принятия на вооружение пушки М-42 в боекомплекте уже был подкалиберный бронебойно-трассирующий снаряд БР-240П катушечной формы с поддоном из мягкой стали, твердосплавным сердечником из карбида вольфрама и разрушающимся баллистическим наконечником. Кроме бронебойных, для стрельбы из 45-мм пушек использовались осколочные снаряды О-240 и О-250А (с корпусами из стали и сталистого чугуна). 45-мм осколочный снаряд обильно «накрывал» осколками площадь около 15 м по фронту и 2 м в глубину.

ПРОИЗВОДСТВО И СЛУЖБА

М-42 пошла в массовое производство с апреля 1943 года на заводе № 172 им. В. М. Молотова. Ежемесячный выпуск пушек достигал 700 шт. 45-мм пушка обр. 1942 г. была технологичнее пушки обр. 1937 г., давала лучшие результаты в борьбе с модернизированными германскими средними танками, появившимися на поле боя в 1942 году. Против средних танков с усиленным бронированием, тем более против новых танков Pz.Kpfw VI «Тигр» и Pz.Kpfw V «Пантера» 45-мм пушки были явно слабы.



Loading...Loading...