Что такое наследственная изменчивость популяции почему генофонд. Популяции

Злаковые

Общая характеристика вегетативных и генеративных органов злаков.

Злаки -- космополитное семей-ство, одинаково хорошо представ-ленное как в тропиках, так и в стра-нах умеренного и холодного клима-та. Все виды семейства не способны ко вторичному росту в силу отсут-ствия камбия, но у представителей подсемейства бамбуковых (Bambuсoideae) мощные стебли одревесне-вают, достигая у тропических видов 25-30 м. Среди злаков много одно-летников, но преобладают многолет-ние корневищные виды. Ветвление чаще сосредоточено близ основа-ния, где находится так называемая зона кущения. Особенности ветвле-ния в зоне кущения определяют жиз-ненную форму того или иного злака. Стебель почти всех представителей семейства -- соломина. В узлах он выполнен и чаще всего полый в меж-доузлиях. Листья злаков очередные, разделены на охватывающее сте-бель незамкнутое или замкнутое ли-стовое влагалище и линейную, ши-ловидную или ланцетную пластинку с параллельным жилкованием. При ос-новании пластинки листа очень час-то располагается перепончатый вы-рост, называемый язычком, или лигу-лой. На корневищах листья видоиз-менены и представляют собой более или менее кожистые чешуи. Влагали-ща служат защитой для междоузлий, довольно долго сохраняющих спо-собность к вставочному, или интеркалярному росту. Отмершие влага-лища нижних листьев предохраняют основания побегов от чрезмерного испарения или перегрева. Лигула препятствует проникновению воды, а с нею -- патогенных грибов и бак-терий внутрь влагалища.

Цветки злаков обычно обоепо-лые. Раздельнополые цветки встре-чаются редко, например у кукурузы (Zea). Они собраны в сложные ботриоидные соцветия различного типа-- метелки, кисти, початки или колосья. Основой всех этих соцветий являются очень характерные для всего семейства элементарные со-цветия -- колоски (рис. 1). Каждый такой колосок может содержать от одного до многих цветков. Типичный многоцветковый колосок состоит из оси, близ основания которой распо-лагаются, две чешуи, не несущие в пазухах цветков. Это так называемые верхняя и нижняя колосковые чешуи. Нередко на верхушках они заканчи-ваются щетинистыми выростами -- остями. Колосковые чешуи -- это ви-доизмененные листья, причем их расширенная часть соответствует влагалищам листьев, а ость -- плас-тинкам. Выше колосковых чешуи на оси располагаются цветки. Их число имеет важное систематическое зна-чение. Каждый цветок сидит на соб-ственной короткой оси, которая по отношению к оси колоска может счи-таться осью второго порядка. Оси цветков выходят из пазух нижних цветковых чешуи. Выше основания нижней цветковой чешуи с противо-положной стороны оси цветка нахо-дится верхняя цветковая чешуя. Она часто имеет два продольных реб-ра -- киля и более или менее замет-ную выемку на верхушке. Цветковые чешуи также считаются видоизме-ненными листьями.

Выше верхней цветковой чешуи на оси цветка располагаются две ма-ленькие бесцветные чешуйки, назы-ваемые лодикулами. Полагают, что это остатки околоцветника. Боль-шинство злаков имеет 3 свободные тычинки, но у некоторых групп (рис -- Oryza и бамбуки -- Bambusa) тычинок 6. Есть злаки и с 8 (12) тычинками. От-носительно строения гинецея едино-го мнения нет. Принято считать, что в его основе лежат 3 сросшихся плодо-листика, образующие одногнездную верхнюю завязь с одним семязачат-ком, т. е. гинецей у злаков псевдомонокарпный. Столбик заканчивается двумя перистыми рыльцами. Иногда, например у бамбуков, рылец 3. Зла-ки ветроопыляемые растения. Опы-ление перекрестное.

Примеры формул цветков:

Плод злаков -- псевдомонокарпий: зерновка, у которой пленчатый околоплодник плотно прилегает к се-мени и иногда слипается со спермодермой (семенной кожурой). Редко (у некоторых тропических бамбуков) зерновка имеет сочный или одревес-невающий перикарпий. Большую часть единственного семени состав-ляет эндосперм. Зародыш сравни-тельно небольшой.

Для представителей семейства обычно вегетативное размножение с помощью ползучих корневищ или укореняющихся побегов.

Говоря о химическом составе злаков, прежде всего следует отме-тить крахмал, накапливающийся в зерновках. В злаках обнаружены са-понины, цианогенные гликозиды, фенолокислоты, кумарины, флавоноиды и терпеноиды, изредка встре-чаются алкалоиды.

Анатомо-морфологическая характеристика семейства лилейные

Лилейные - это многолетние травянистые луковичные или корневищные растения, редко лианы и деревья. Все представители данного семейства являются геофитами, а также частично и эфемероидами. Строение луковиц...

Анатомо-морфологическая характеристика семейства луковые

Луковые -- многолетние травы с луковицами, клубнелуковицами или иногда корневищами (триба агапантовых -- Agapantheae). Корни обычно тонкие, нитевидные, но бывают и утолщенными...

Витамины (от лат. YITA - жизнь) - группа органических соединений разнообразной химической природы...

Биологически активные вещества

фермент витамин гормон Гормоны - специфические вещества, которые вырабатываются в организме и регулируют его развитие и функцианирование. В переводе с греческого - гормоны- означают двигаю, возбуждаю...

Грибные болезни хлебных злаков

Спорынья. Возбудитель--Claviceps purpurea Fr. Tul. (класс Ascomycetes, поря-док Clavicipitales). В цикле развития гриба имеются сумчатая и кони-диальная стадии, а также склероции. Сумчатая стадия формируется при прорастании в почве склеро-циев...

Изучение анатомического строения и антибактериальной активности хондриллы ситниковидной

Исследование анатомических признаков соцветия (язычкового, цветка, листочков обертки) проводили в соответствии с методиками ГФ XI издания статья «Цветки»...

Костные рыбы

Костные рыбы - это первичноводные позвоночные животные с окостеневшим или полностью костным скелетом. В водах России обитают представители одного подкласса Лучеперые рыбы Actinopterygii...

Общая характеристика австралопитеков

История изучения австралопитеков ведет свое начало с 1924 года, с находки черепа детеныша гоминоида 3--5 лет в Юго-Восточном Трансваале (ныне ЮАР) близ Таунга...

Особенности строения кожи и подкожного слоя

Дерма - это основная часть кожи, придающая ей прочность, эластичность и способность выдерживать значительное давление и растяжение. Дерма состоит из соединительной ткани. В ней выделяются два основных слоя: сосочковый (stratum papillare)...

Особенности строения, биология, экология и биоценотическое значение стрекоз

Отряд стрекозы (ODONATA) многообразен и интересен не только для науки, но и для любого человека. Отряд ODONATA (стрекозы) насчитывает, в мировой фауне, по различным источникам от 3600 (7) до 4500 (10) видов...

Отряд Крокодилы

Отряд КРОКОДИЛЫ (Crocodylia) Все крокодилы и аллигаторы вместе с их близкими родственниками кайманами и гавиалами принадлежат к отряду Crocodylia. Их безошибочно можно узнать по ящерицеобразной форме тела...

Породы кур и их современное распространение

Яичные породы У кур яичных пород наиболее распространён листовидный гребень, который за 2-3-м зубцом спадает набок. Куры яичных пород весят 1,8-2,2 кг, петухи - 2,7-3,0 кг. Цыплята после вылупления весят 30-35 г. Птица яичных пород более скороспела....

Сосна сибирская

По форме шишек Матвеева (1999) выделяет деревья с цилиндрическими, яйцевидными, конусовидными и круговыми шишками. Шишки цилиндрической формы на 20-30% превышают по массе семян, чем конусовидные, а шишки круглой формы имеют наиболее крупные семена...

Филогения систем органов у хордовых животных

Самая древняя и многочисленная группа хордовых животных. Около 22 тыс. видов, заселивших моря, океаны и пресные воды...

Шкурки зверей отряда хищных семейства кошачьих

Семейство КОШАЧЬИ (Felidae) Кошачьи -- наиболее специализированные из всех хищных, всецело приспособленные к добыванию животной пищи преимущественно путем скрадывания, подкарауливания, реже -- преследования и к питанию мясом своих жертв...


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Цели:

1) выявить признаки семейства злаки, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение злаков в жизни человека;

2) развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, нестереотипности, оригинальности мышления.

3) формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой; воспитание уважения к хлебу.

Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации.

Тип урока: комбинированный.

Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.

Методические приемы, приводящие к активному усвоению знаний: создание ситуации успеха, эвристическая беседа, игровые ситуации, диалогические методы, драматизация, полилог.

Образовательная программа: Н.И. Сонин “Многообразие живых организмов”, 7 класс.

Прогнозируемый результат: ученик должен уметь

  • назвать общие признаки растений семейства злаки, класса однодольные растения;
  • привести примеры наиболее распространенных видов и сортов растений;
  • характеризовать строение вегетативных и генеративных органов;
  • обосновать влияние деятельности человека на многообразие видов злаковых растений, последствия этой деятельности;
  • распознать растения семейства злаки;
  • сравнить различные представители данного семейства.

Дифференцированные задания на уроке:

Средства обучения: компьютер, графопроектор.

Принципы организации познавательной деятельности на уроке:

  • самодеятельность учащихся
  • самоорганизация учащихся
  • развитие личности
  • формирование коллективизма
  • принцип ролевого участия
  • принцип ответственности
  • принцип психологического обеспечения

Этапы урока:

  • организационный момент;
  • этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний;
  • усвоение новых знаний;
  • закрепление новых знаний;
  • информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

Здравствуйте, мои юные друзья-ботаники. Почему я могу вас так назвать? Кто такие ботаники? (ответы учащихся). Таким образом, мы с вами изучаем царство Растений. Но в царстве Растений насчитывается приблизительно 350 тыс. видов. Как называют ученых, которые распределяют растения по отдельным группам, категориям. Значит, мы с вами сегодня будем учеными-систематиками. Какой отдел мы рассматривали на предыдущих уроках (схема)? Какие классы входят в состав данного отдела? Какие семейства?

Мы сегодня с Вами на уроке должны заполнить этот белый листочек названием еще одного семейства.

По какому плану мы характеризуем каждое семейство цветковых растений?

План - характеристика семейства представлен на инструктивном листе.

  1. Количество видов
  2. Представители
  3. Строение вегетативных органов
  4. Строение генеративных органов
  5. Жизненные формы
  6. Значение

Необходимо сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чтобы выполнить это задание, вы должны отгадать какие растения перечислены в данных художественных произведениях.

Ребята зачитывают отрывки из художественных произведений.

1. Балда говорит:

“Буду служит тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай вареную полбу” (А.С. Пушкин “Сказка о попе и его работнике Балде)

В долгом времени аль скоро
Приключилось им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить. (П.П. Ершов “Конек-Горбунок”)

Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Правильно, к семейству злаковые (тема записывается на доске при этом заполняется белый листочек).

Учитель читает стихотворение:

Облик злаков одинаков
Если ты не знаешь злаков:
Всюду крошечки-цветки,
И малютки-колоски,
И соломинки с узлами –
Различайте злаки сами!
Но внимательней взгляни:
Очень разные они. (Ю. Насимович)

Цель урока - выявить признаки растений семейства злаки. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? Учащиеся самостоятельно формулируют задачи. На доске появляется план урока.

III. Этап усвоения новых знаний

Среди растений нашей планеты злаки занимают особое положение. Они встречаются всюду, где земля не покрыта льдом, – доходят до северного и южного пределов распространения цветковых растений, поднимаются высоко в горы, к самой границе ледников. Если другие группы растений обычно приурочены к каким-то определенным климатическим зонам, то злаки распространены по поверхности суши более-менее равномерно. А есть еще и огромные пространства, занятые степями, саваннами и лугами. Во всех этих растительных сообществах злаки играют главную роль. Ну и, конечно, злаки – основной компонент большинства агроценозов, без них жизнь человека сейчас просто немыслима. Ведь именно злаки являются основными пищевыми растениями для большинства населения Земли. И они же – одни из главных кормовых растений в животноводстве.

Сейчас мы с вами попадем в сказочную страну, где растения могут с нами говорить.

Сказка ложь, да в ней намек,
Добру молодцу урок.
Вы внимательно смотрите,
За всем внимательно следите
И потом спрошу я вас:
“Как вы поняли рассказ?”

Учитель: В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Соломинка, Тростник и Бамбук. Жили, не тужили, между собой ладили. Да и как не ладить, ведь все-таки родственники, одно семейство - злаки.

Соломинка: Одно-то одно, да я всех важнее, потому что я им всем родственник, у всех 9 тыс. видов – стебель соломина.

Учитель: Вот - вот, с этого все и началось.

Соломинка: А что, разве я не права? У всех: у бамбука и тростника, у ржи и пшеницы, у риса и ячменя – у всех стебель внутри полый – соломина.

Бамбук: Разве стебель в родстве самое главное? Главнее цветок. У нас с тростником он есть, значит, мы и главнее.

Тростник: Точно. Вот посмотри, какой цветок у всех злаков (показывает модель цветка). Каждый цветок состоит из двух цветочных чешуй, заменяющих околоцветник. Чешуи разные по форме и размерам. Более крупная нижняя цветковая чешуя на вершине вытянута и образует ость. Более мягкая верхняя цветковая чешуя как бы вложена в нижнюю. Кроме чешуй в цветке 3 тычинки с пыльниками на длинных тычиночных нитях и пестик с мохнатым рыльцем. Плод – зерновка. Цветки собраны в соцветие метелка или сложный колос.

Соломина: Стебель у злаков прямостоячий и полый в междоузлиях, только в узлах заполнен основной тканью. Такой стебель носит название соломина. Подобная конструкция очень совершенна. Кроме того, такой стебель отличается гибкостью.

Бамбук: Ну, расхвасталась! А мы хуже? Я быстрее всех злаков расту. На несколько десятков метров могу вырасти за сто лет. Кто еще из злаков так долго живет?

Соломина: Вырос бы ты, если бы не моя способность расти за счет деления клеток междоузлий.

Тростник: Зато я всему миру известен. Я могу расти и на болотах, и на лугах. И твоя соломина тут ни при чем.

Учитель: Да полно вам! Все вы к одному очень важному и древнейшему семейству относитесь. Говорят, что если бы не было злаков, то и цивилизации не было бы. Помиритесь, нехорошо ругаться.

Во время того, как показывается сказка, учащиеся в своих тетрадях дают характеристику семейства злаки.

Вы прослушали сказку, давайте проверим, как вы справились с заданием.

Эвристическая беседа по материалу:

1. Сколько видов входит в состав данного семейства. Кто правильно ответил на этот вопрос?

2. О каких представителях речь шла в сказке?

3. В состав этого семейства входят и другие растения. Отгадайте загадку и узнайте, на каком рисунке изображено это растение. Обоснуйте свою точку зрения.

4. Слайд 1. Кукуруза

5. Слайд 2. Сорго

6. Слайд 3.Просо

7. Слайд 4. Рис

8. Слайд 5.Овес

9. Слайд 6. Тростник

10. Слайд 7. Пырей

11. Слайд 8. Пшеница

12. Слайд 9. Ячмень.

13. В сказке вы услышали о строении вегетативных органов. Какое строение имеют лист, корень, стебель? В помощь вам слайд 10

14. Уточним, строение генеративных органов. Проверьте, правильно ли вы написали формулу цветка растений семейства злаковые (слайд 14).

15. Какие жизненные формы характерны для представителей данного семейства? Если вы затрудняетесь с ответом, то посмотрите на слайд 11.

16. Все растения, за исключением одного представителя, имеют неодревесневший стебель. Что это за растение и что вы о нем знаете?

17. В шестом пункте нашего плана мы говорим о значении растений семейства злаки. Самостоятельно составьте схему “Значение растений семейства злаки”. Ребята работают в группах и составляют на альбомных листах схему.

18. Проверим себя, какое значение имеют перечисленные в таблице растения?

IV. Этап закрепления новых знаний

Проверим, как вы поняли данную тему.

Работа по листам закрепления материала. Сильные учащиеся получают гербарные экземпляры.

Лист закрепления материала.

1. Исключите лишнее понятие. Почему это растение лишнее?

  • климтя
  • кбубма
  • ткорстни
  • ыльвко
  • траас

2. Отгадайте, какие представители семейства злаки здесь перечислены. Почему эти растения относят к семейству злаки?

1.Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок

Нарыв (…..) злак

2. Вставьте слово, заканчивающее первое слово и начинающее второе

Бам (…) сир

3. Какие растения представлены перед вами на рисунке

О чем вы узнали на уроке? Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с представителями семейства злаки, строением вегетативных и генеративных органов, их значением. Теперь подведем итог в форме синквейна. Если кто-то забыл, что такое синквейн, то посмотрите на карточки.

Правила написания синквейна

  1. Название синквейна
  2. Два глагола
  3. Три прилагательных
  4. Обобщающее существительное
  5. Обобщающая фраза

Ребята в группах составляют синквейн и зачитывают его.

Вот и заканчивается путешествие в чудесный и неповторимый мир растений. Вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:

  • за выступление;
  • за работу на уроке;
  • за сообщение;
  • за работу по карточкам.

Я хочу сказать спасибо моим помощникам. Вы были неотразимы, за подготовку и помощь в проведении урока, интересный материал вы получаете оценку “отлично”.

V. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сегодня вы получите каждый свое (индивидуальное) домашнее задание. Когда вы будете выходить из класса, вы сорвите плод с хлебного дерева. Задание у каждого из вас будет творческого характера.



Loading...Loading...