Благоустройство внутри дворовой территории. Малые архитектурные формы декоративного назначения

Дмитрий ПЕСТОВ: «Жители сами решают, как благоустроить Подмосковье»

К городской среде неприхотливый советский человек относился без особых претензий. Была бы скамеечка у подъезда, где можно посудачить о том о сем, грибок в песочнице - уже и хорошо.

От этих, с позволения сказать, стандартов отходят в Московской области. Все должно соответствовать мировым образцам: и детские площадки, и асфальтовое покрытие во дворах, и даже мусорные контейнеры.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев назвал благоустройство дворов приоритетом на ближайшую перспективу: «Жители очень настойчиво - не только в Подмосковье, но и во всей стране - говорят о важности благоустройства дворов. Из заброшенного плохого двора мы должны сделать двор, в котором приятно находиться, можно припарковать автомобиль, отдохнуть, позаниматься спортом, детям поиграть в детском городке. Все стандарты нами разработаны».

О городской среде, ее развитии и перспективах в Подмосковье нам рассказывает зампред правительства МО Дмитрий ПЕСТОВ.

Дмитрий Владимирович, в Московской области реализуется программа комплексного благоустройства дворовых территорий. Кем формируются адресные списки и какую роль в этом играют жители?

Можно сказать, что по части благоустройства наш регион находится на «передовой» России… Мы ищем принципиально новые подходы к формированию комфорта наших граждан. На инвестиционном форуме в Сочи замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис отметил, что Подмосковье является одним из регионов-доноров, предлагающих решения по благоустройству и ЖКХ, которые становятся примером для всей страны. Обязательные стандарты комплексного благоустройства дворовых территорий, разработанные в нашем регионе, вошли в «Магазин верных решений» Агентства стратегических инициатив. И стали образцом для распространения этого опыта в других субъектах Федерации. Важно, что за счет комплексного благоустройства повышается инвестиционная привлекательность Подмосковья.


- Когда вы взялись за эту тему?

В 2014 году принят соответствующий закон, который установил минимальный обязательный уровень комфортной среды для каждого жителя. В нем мы одними из первых в России разработали обязательные требования к комплексному благоустройству. Муниципальные образования, учитывая географические, исторические, климатические и культурные особенности, формируют программы благоустройства, отражающие реальные потребности жителей.

По поручению Андрея Воробьева мы ежегодно обеспечиваем комплексное благоустройство не менее 10% дворовых территорий - порядка полутора тысяч. Комплексность заключается в том, что каждая дворовая территория должна быть оснащена шестью элементами благоустройства: современной и безопасной детской игровой площадкой, удобной парковкой, зелеными насаждениями, освещением, информационным стендом и контейнерной площадкой для мусора.

Адресные перечни выносятся на общественные обсуждения, в них участвуют председатели советов многоквартирных домов, члены общественных экспертных советов, организаций и активные граждане. Курирует данный процесс региональное министерство ЖКХ.

Мы настаиваем на том, чтобы общественное обсуждение проводилось не по формальному принципу, «для галочки», а возникала активная дискуссия. Определяющую роль здесь играет Ассоциация председателей советов многоквартирных домов, которая представляет интересы жителей, а также контролирует качество выполненных работ.

Мы стараемся синхронизировать проведение всех видов ремонта и благоустройства. Если дом попадает в программу капремонта - добиваемся, чтобы он также вошел в программу софинансирования ремонта подъездов, в план благоустройства дворовых территорий, чтобы к нему были отремонтированы подъездные пути, модернизировано уличное освещение.

- На нынешний год, наверное, тоже поставлены задачи?

В 2017 году область участвует в федеральном проекте Минстроя «Формирование комфортной городской среды». Проект предусматривает комплекс мероприятий по благоустройству дворовых территорий и общественных зон: скверов, парков, набережных, площадей и т.д. Планируется софинансирование из федерального бюджета - в 2017 году Подмосковье получит 1,7 млрд рублей субсидий.

Программа рассчитана до 2022 года. Перечень муниципалитетов, а также список объектов формируются правительством Московской области. Список объектов обсуждается с общественностью, представителями заинтересованных организаций и предприятий.


- Еще не все знают, что такое Ассоциация председателей советов МКД...

Основные задачи Ассоциации - защита прав собственников жилья, она уполномочена вести диалог с органами власти от лица собственников, доносить до надзорных органов проблемы и потребности жителей.

В Ассоциацию входят руководители советов многоквартирных домов - в области подобные советы созданы почти в 70% - это порядка 30 тысяч. Мы стремимся охватить ими 100% наших многоквартирных жилых домов.

Председатели и активисты советов участвуют во всех мероприятиях, связанных с содержанием, ремонтом и благоустройством дома и двора. К примеру, в Московской области подпись представителя совета МКД обязательна при приемке работ по капитальному и текущему ремонту дома, при утверждении акта о готовности к отопительному периоду.

Согласен, очные голосования собственников проводить сложно: у жильцов разные режимы работы, их сложно оповестить. Для выявления объективного мнения Ассоциацией активно развиваются интерактивные сервисы. Уже сейчас через интернет-сайты можно принять участие в голосовании по оценке аварийно-диспетчерской службы конкретного дома, направить жалобу, подать заявление на вступление в Ассоциацию и даже инициировать создание муниципального отделения Ассоциации.

- Как включить двор в план комплексного благоустройства?

С ноября 2016 года у нас действует удобная интернет-платформа «Меняем дворы Подмосковья» (menyaemdvory.ru), разработанная при активном содействии региональной Ассоциации председателей советов МКД. Этот сайт стал информационным центром по реализации программ благоустройства.

Портал предлагает трехшаговую систему по изменению дворовых территорий. На первом этапе жители не позднее 31 декабря могут направить в администрацию муниципального образования свое обращение - нажав на специальную кнопку. На следующем этапе - принять участие в обсуждении плана работ и подписать акт согласования мероприятий. На третьем этапе жителям предлагается контролировать выполнение работ и участвовать в подписании акта о завершении комплексного благоустройства дворовой территории.

Кроме того, на «Портале государственных и муниципальных услуг Московской области» запускается голосование по комплексному благоустройству дворовых территорий, в рамках которого жители дворов, включенных в программу, смогут голосовать за те или иные элементы благоустройства - к примеру, определить место расположения контейнерной площадки.


В области активно реализуется программа установки детских игровых площадок. Могут ли жители повлиять на эту программу?

За четыре года установлено и модернизировано почти 4 тысячи детских площадок. Из них 319 - в рамках губернаторской программы, остальные - по муниципальным программам. Еще более 1300 площадок планируется построить и отремонтировать в нынешнем году.

Перечни детских площадок формируются по тому же принципу, что и комплексное благоустройство.

Жителям на выбор предлагают несколько вариантов - в зависимости от того, дети какого возраста проживают. Так, если во дворе много малышей, люди предпочитают качели, песочницы, горки. Если дети постарше - родители просят спортивные площадки и площадки для воркаута. Также жители сами выбирают тему оформления объектов - в 2016 году это были морская и космическая тематика, «дорожное движение».

Больной вопрос, вызывающий дебаты, - капитальный ремонт. Насколько публичен процесс формирования планов капремонта?

В Московской области действует самая обширная программа капремонта в России. Она рассчитана на 25 лет и включает порядка 45 тысяч домов. За прошлый год было отремонтировано 3148 многоквартирных домов, в 2017 году планируем такой же объем. В 2016 году было модернизировано порядка 1600 лифтов, план на 2017 год - не менее 2000.

- А как попасть в эту программу?

Сначала проводится заседание совета дома, где жители принимают решение о необходимости ремонта. Затем направляется обращение в муниципальную администрацию, где принимается окончательное решение.

Отмечу, что все работы проводятся под непосредственным контролем собственников жилья. Акт приемки работ согласовывает председатель совета дома.

Максимальный уровень публичности хода капремонта подчеркивает тот факт, что региональный Фонд капитального ремонта занял лидирующую строчку рейтинга информационной открытости среди регионов России, составленного национальным центром общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ-Контроль». Кстати, Московская область - единственный регион, который публично раскрыл тарифы на все виды работ по капитальному ремонту.

На сайте Фонда с 2016 года действует интерактивная карта, где отображается вся детальная информация: включен ли дом в программу капремонта, дата его постройки, этажность, количество квартир, общая и жилая площадь, объем выполняемых работ, сумма затрат на ремонт, подрядная организация, а также контакты регионального органа технического надзора.

Что вы можете сказать о стартовавшей в этом году масштабной программе по софинансированию ремонта подъездов?

Действительно, в этом году по поручению губернатора начата программа по софинансированию ремонта подъездов. Уже в ближайшие два-три года каждый подъезд должен быть приведен к нормативному состоянию. В 2017 году планируется отремонтировать 32 тысячи подъездов, затраты составят 5,9 млрд рублей. Из этой суммы 30% (1,7 млрд) составят субсидии областного бюджета. Еще 17,5% - средства муниципалитетов. 47,5% оплачивают управляющие компании. И не более 5% - жители.

​При этом подъезды не будут включаться в программу без согласования с собственниками жилья, а также с Ассоциацией председателей советов МКД и Госжилинспекцией.

​Алгоритм новой программы нами опробован в 2016 году в пяти пилотных муниципалитетах. Приемку проводили в том числе советы многоквартирных домов и были удовлетворены результатом.


В нашей редакционной почте много писем от жителей региона - их волнуют вопросы оплаты услуг ЖКХ. Что-то меняется к лучшему в этом направлении?

Мы постоянно расширяем перечень возможных способов оплаты услуг ЖКХ, делаем эту процедуру более быстрой и комфортной. В ближайшее время жители Подмосковья смогут получать полные сведения об услугах ЖКХ своего дома, района и города на портале DOM.MOSREG.RU, внедряемом совместно с компанией «Ростелеком». Это сайт Единой информационно-аналитической системы ЖКХ Московской области. Он станет единой информационной платформой как для жителей Подмосковья, так и для чиновников и коммунальщиков. Любой житель в несколько «кликов» сможет посмотреть объем потребленных услуг, проверить правильность начислений.

В Московской области продолжается внедрение МосОблЕИРЦ - это единый информационно-расчетный центр услуг ЖКХ. Он создан в 2013 году для организации сбора средств и дальнейшего расщепления платежей в сфере ЖКХ. На данный момент центр обслуживает около 2 миллионов лицевых счетов в 56 муниципальных образованиях. До конца года этот показатель должен составить 2,4 миллиона лицевых счетов. Ведется большая работа по совершенствованию биллинговой системы, выверке базы лицевых счетов, разработке и внедрению дистанционных сервисов.

Важнейшее преимущество МосОблЕИРЦ - клиентоориентированность. МосОблЕИРЦ обслуживает посетителей в современных оборудованных офисах, оснащенных терминалами «электронной очереди». Прием по принципу «одного окна». Функционирует шесть тысяч точек приема платежей - отделения «Почты России», ключевые банки, терминалы экспресс-оплаты. Большинство вопросов можно решить без посещения офиса - работает бесплатная «горячая линия», интернет-сайт с «личным кабинетом», мобильные приложения. На сайте возможно оплатить платежный документ даже без регистрации. Также можно получить ответ через аккаунты МосОблЕИРЦ в социальных сетях. Управляющие компании Подмосковья, самостоятельно собирающие платежи, такими сервисами не обладают.

Еще одна программа, очень актуальная для региона, - «Удобная парковка». Как здесь учитывается мнение жителей?

Это масштабный областной проект, предполагающий комплекс мер по строительству многоуровневых и подземных паркингов, созданию «парковочных карманов» на дорогах, обустройству новых парковочных мест во дворах.

Одна из наиболее волнующих жителей проблем - парковка в неположенных местах, на детских или спортивных площадках, на газонах. Жители могут оперативно сообщить о таких нарушениях с помощью портала «Добродел», а скоро - и с помощью интернет-проекта «Народный инспектор», который сейчас внедряется. В тех дворах, по которым таких обращений поступает больше всего, при комплексном благоустройстве в приоритете расширение парковочного пространства. Там же, где жители считают, что парковочных мест достаточно, приоритет отдается детским площадкам или, к примеру, озеленению.

- Также в этом году в Подмосковье стартовал проект «Светлый город». Какие проблемы он решает?

Программа «Светлый город», инициированная губернатором, позволит снять остроту проблем наружного освещения. Планируется установить и модернизировать в общей сложности не менее 40 тысяч точек наружного освещения. Светильники разместят вдоль региональных и муниципальных дорог, в проездах и во дворах, на социально значимых объектах. До нормативного уровня освещения мы доведем около 300 км дорожного полотна. Темпы строительства новых линий освещения будут увеличены в 2 раза.

В каждом муниципальном образовании формируется годовая «дорожная карта» по реализации проекта «Светлый город» на основании обращений жителей, поступивших через портал «Добродел». Модернизируем и устанавливаем точки освещения там, где в этом есть необходимость: маршруты, по которым школьники возвращаются домой, аварийные участки в населенных пунктах, места отдыха и досуга людей - парки, скверы, прогулочные зоны.

И этот проект максимально открыт и прозрачен - на «Доброделе» размещаются адресные перечни установки новых фонарей с разбивкой по муниципалитетам (http://vmeste.mosreg.ru/Fonari). Раз в полгода, опираясь на мнение жителей, «дорожные карты» будут обновляться.

Нужно сказать, что концепция развития городской среды, разработанная региональным министерством ЖКХ, вмещает в себя целых 23 раздела. Тут вам и благоустройство дворов, и текущий ремонт подъездов, и проект «Светлый город»... Программа охватывает наш быт со всех сторон, обобщает все детали, благодаря которым наша с вами жизнь становится комфортной.

И если подробно в нее углубиться, у непосвященного человека голова кругом пойдет. Требования к детским площадкам, парковочным местам, контейнерным сборникам, озеленению... В частности, какой высоты и ширины должны быть скамеечки для отдыха, какие растения должны произрастать в наших подмосковных дворах: вертикальные, трельяж и шпалеры (вьющиеся) или перголы - конструкции, создающие зеленый тоннель.

Понятно, отчего федеральные власти считают сегодня Московскую область лидером и призывают равняться на нее.

Когда человек начинает выбирать себе квартиру в новостройке или на вторичном рынке, он смотрит на стоимость, состояние помещения, инфраструктуру и так далее.

Важным является и состояние придомовой территории – ежедневно выходя из дома и выглядывая с балкона, наблюдается одна и та же картина. В наше время благоустройству уделяется очень много внимания, любой человек хочет попадать в комфортную обстановку, выходя во двор погулять с ребенком или посидеть с друзьями и соседями на лавочке.

Что значит благоустройство придомовой территории? Что входит в это понятие? Кто должен заниматься этими работами?

Если обратиться к СНиП, то мы узнаем, что придомовая территория определяется участком земли, который находится в собственности у многоквартирного строения.

Детские площадки, парковки, подъезды для спецтехники, сушки, гаражи, которые находятся в пределах границ дома, относятся к общей собственности всех жильцов.

Уже в советские времена многоквартирные строения запускались в эксплуатацию с уже имеющимся участком, который могли приватизировать бесплатно все проживающие в доме люди. Это считалось общедолевой собственностью.

Площадь участка определяет застройщик еще при планировании возведения строения – это прописано в законе о градостроительстве. Стоимость земли делится на количество квартир в доме и входит в цену на помещение.

Можно сделать вывод: придомовая территория многоквартирного дома – достояние всех жильцов, и ее обустройство производится за счет собственников квартир.

Требования строительных и других норм

Есть ряд основных положений и требований , прописанных в СНиП по благоустройству.

должно повышать эстетические и эксплуатационные качества участка. Его дизайн должен повторять архитектурное оформление жилого квартала, которое обозначено в генплане.

Все элементы благоустройства должны быть выполнены согласно требованиям нормативов ДБН 360–92 , представленных в таблице:

Расстояние от фасада до спортивной площадки определяется в зависимости от уровня шума, от мусорных баков и до всех площадок придомовой территории должно быть не менее 25 метров.

При проведении мероприятий по облагораживанию площадок возле дома следует учитывать особенности местности, рельеф и архитектурное решение здания.

Оформление права собственности

Теоретически каждый владелец квартиры имеет свою долю на участке вокруг дома.

Чтобы зарегистрировать эту собственность, нужно собрать весь пакет документации и обратиться в регистрационную палату.

Законодательство РФ, предлагает несколько вариантов, по которым можно определить площадь придомовой земли. Новостройки имеют в собственности землю, при введении в эксплуатацию – это касается всех строений, возведенных после 2005 года, так как именно в это время вступил в силу Жилищный кодекс РФ. Что касается вторичного жилья, которое было построено до 2005 года, то собственники вначале ставят его на , и только после этого оформляют общую собственность территории. Вся процедура производится бесплатно.

Кто должен этим заниматься

Часто собственники спрашивают, кто должен обустраивать территорию вокруг многоквартирного дома? К кому обращаться, если вокруг строения не оборудованы площадки, нет насаждений и мест отдыха. Кто производит работы по благоустройству?

В данной ситуации нужно внимательно прочитать договор на введение в эксплуатацию и передачу многоквартирного строения или жильцам. Если выяснится, что в договоре есть определенный пункт, в котором прописано условие – застройщик облагораживает территорию вокруг дома – акт приемки подписывать не нужно, до тех пор, пока застройщик не приведет все в порядок.

В случае, когда такого пункта нет, обязанность по благоустройству возлагается на жильцов и компании, которая призвана управлять домом . Владельцы квартир, ежемесячно отчисляют сумму, предназначенную для озеленения и обустройства дворовой территории, а управляющая компания направляет эти средства на работу по облагораживанию местности вокруг строения.

Правила проведения работ

Благоустройство – это перечень обязательных работ по обеспечению комфортного проживания и времяпрепровождения жильцов на территории рядом с домом.

В первую очередь обустраиваются детские площадки, дороги, тротуары, парковки, проводится озеленение. При этом стоит отметить, что если эти работы выполняет застройщик, то цена на квартиры сильно возрастает.

Озеленение

Благодаря посадке насаждений территория принимает обустроенный и уютный вид. Зеленые насаждения очищают воздух и благоприятно действуют на здоровье жильцов.

Этот процесс производится собственниками квартир. Обычно посадкой занимаются несколько человек, а остальные жильцы оказывают посильную помощь. Если требуется спилить деревья, то эту работу выполняет муниципальная служба.

Организация площадок для отдыха детей

Этот процесс регулируется стандартами и правилами , которые были приняты в 2003 году:

  • на конструкциях, которые находятся на некотором расстоянии от земли, должны присутствовать противоскользящие покрытия;
  • для детей дошкольного возраста ступеньки должны быть близко к земле;
  • не должно быть острых кромок и углов;
  • горка должна быть обустроена перилами;
  • качели не должны быть выше 40 см от земли.

Правила обустройства детских площадок должны соблюдаться беспрекословно, так как от этого зависит безопасность детей.

Уборка

Эту работу выполняют работники ЖЭКа за соответствующую оплату. Уборочные работы производят по установленному графику.

Летом необходимо выполнять:

  • мытье;
  • подметание;
  • полив.

Зимой убирается снег в течение шести часов после выпавших осадков.

Парковочные места

По желанию жильцов можно установить ограничение на въезд во двор посторонних граждан, но при этом в обязательном порядке на придомовую территорию должны свободно проезжать машины МЧС, скорые и пожарные.

Есть нормы, которые нужно соблюдать при организации паркинга:

  • парковка организуется на расстоянии 10 метров от дома;
  • заезд и выезд со двора должен быть беспрепятственным.

Если машин во дворе больше 10, то требования ужесточаются.

Ограждение

Редко кто из жильцов откажется от ограждения своей придомовой территории, законодательно этого никто запретить не может.

Но стоит помнить о некоторых нюансах :

  • заезд на территорию двора должен быть регулируемым 24 часа в сутки;
  • если будет необходимо, то все машины спецслужб должны иметь свободный проезд.

Кроме этого, жильцы соседних многоквартирных строений должны иметь свободный доступ к своему участку.

Также стоит помнить, что ограждение стоит немалых денег, и оплачивать его будут жильцы.

Другие работы

Перечень работ по благоустройству достаточно большой, и некоторые вопросы приходится решать оперативно. Например:

Все вопросы по благоустройству оговариваются на общем собрании жильцов.

Федеральная программа «Наш двор»

В 2017 году вступила в силу новая программа «Наш двор», на которую выделено 20,5 миллиарда из бюджета.

Эта программа будет проведена одновременно с капремонтом коммуникаций и жилья. На благоустройство решено потратить 70% от выделенной суммы.

Для участия в этой программе жители должны провести общее собрание, на котором составляется перечень работ по благоустройству дворовой территории.

Затем выбирается ответственный человек , который составит и подаст в госорган соответствующее ходатайство. При этом жильцы должны принять решение и выбрать человека, который будет следить за порядком во дворе после его облагораживания.

Общественная комиссия рассматривает заявки, из которых выбирает самые необычные проекты и воплощает их в жизнь путем выделения средств.

Но жильцы в этом случае тоже должны оказать посильную помощь, направленную на благоустройства придомовой территории. Это могут быть денежные средства или физическая поддержка – выполнение работ и участие в обустройстве.

Ответственность за нарушение правил

В обязанность жильцов входит работа по благоустройству территории, при этом они обязаны современно оплачивать уборку и ремонт сооружений. Если правила не выполняются, то на жителей налагается штраф , а виновники привлекаются к ответственности административного характера.

Если обустройством дворовой территории занималась управляющая компания и ее действия нанесли ущерб постройке и территории вокруг, то у жильцов есть право затребовать у виновника компенсации. При невыполнении требований государство через суд налагает на нее штрафные санкции.

О действии государственной программы «Наш двор» в г. Пензе рассказано в следующем видеосюжете:

Действительно хорошая новость – в действие вступает федеральная программа благоустройства дворовых территорий в период с 2018 по 2022 год. Это название имеет расширенное значение – новый облик приобретут не только дворы, но и площади, парки, скверы, набережные. Но основная часть денег предназначается для улучшения дворовых территорий.

Сумму в 20 миллиардов рублей выделяет из своего бюджета федеральное правительство. Деньги будут распределены по регионам, их администрации должны будут продумать правильную схему дальнейшего использования этих средств.

Предметно выделенные деньги предназначены на благоустройство общественных мест. Разрешения обычных жителей на улучшение площадей и парков не требуется, так как права их нарушены в данном случае не будут. А вот обязательства после благоустройства придомовых территорий у жильцов возникнут. Эти места приобретут статус общедомового имущества. На собственников квартир возлагается обязанность платить за содержание дворов в надлежащем виде.

Распределение по регионам

В Российской Федерации имеется 85 регионов. Различаются они размерами территорий и численностью. Самым большим по количеству населения регионом считается город федерального значения Москва. Однако она – один из самых маленьких регионов по занимаемой площади. Противоположная ситуация в Якутии. Площадей, парков и дворов, видимо, все же больше в крупных населенных пунктах. Как видим, претворение программы в жизнь является непростой задачей уже на первом этапе.

Принятие муниципальных программ

Чтобы получить деньги из федерального бюджета, регионы и муниципалитеты должны разработать собственную программу и утвердить ее. Необычным является то, что на это могут повлиять сами жители. Мероприятия по благоустройству проводятся на дворовых территориях только многоквартирных домов.

Муниципальная программа по благоустройству дворовых территорий, начинающаяся с 2018 года, включает перечень адресов придомовых участков многоквартирных домов, нуждающихся в улучшении. Правительственное постановление РФ № 169 регламентирует, что утверждение должно быть произведено не позже 31 декабря 2017 года.

Какие населенные пункты могут участвовать в программе?

Приказом Минстроя РФ № 691-пр утверждены методические рекомендации, согласно которым в программе участвуют муниципальные образования с численностью населения, превышающей 1 000 человек.

Кто сейчас заботится о дворах

Согласно жилищному кодексу, земельный участок, на котором располагается дом, является общедомовым имуществом. Но для этого должна быть выполнена формальность – официальная передача. На деле эту процедуру большинство дворов не прошло. Поэтому они считаются муниципальной собственностью.

Каждый год выделяются деньги на поддержание порядка в них в соответствии с собственным вкусом и финансовыми возможностями. Опрос жильцов дома не производится и, соответственно, их пожелания не учитываются. Хозяевами жильцы дома себя не считают и особо бережно к имуществу не относятся.

Новые правила

В 2022 году после окончания программы будут введены новые правила. Благоустроенные и радующие глаз ухоженностью дворы начнут считать частью общедомового имущества. Что это означает, жильцам уже известно – они платят за содержание крыш, подвалов и подъездов. Так же придется платить и за поддержание порядка в своих дворах. Но за уже наведенный порядок!

Таким образом, государство сначала помогает немалыми деньгами за длительное время навести порядок во дворе, а затем эта обязанность переходит к владельцам квартир.

Дальнейшая судьба каждого двора зависит от волеизъявления жителей дома. Важно, чтобы они поняли: территорию двора включат в программу только в том случае, если ими будет проявлена инициатива. Решается это на общедомовом собрании, где жильцов ознакомят с перечнем минимальных работ, которые могут быть произведены в их дворе.

На собрании должно быть принято решение, какие именно улучшения следуют произвести. Если предполагаются дополнительные виды работ, надо узнать, готовы ли жильцы участвовать в этом материально и личным участием. На собрании выбирается человек, который в дальнейшем будет представлять интересы жильцов дома и следить за сохранностью приобретенных улучшений.

Примеры минимальных и дополнительных работ указаны в таблице.

Если будет принято решение о проведении дополнительных работ, то следует выяснить количество людей, готовых в этом участвовать.

Участие может быть:

  1. Трудовое. Оно является безвозмездным и добровольным. Это участие в субботниках, строительных и покрасочных работах, установке урн и скамеек, озеленении, уборке территории.
  2. Финансовое. Под этим понимаются средства, собранные в виде единовременных выплат (размер должен быть не менее утвержденного в решении собрания), и привлечение спонсоров.

Организовывать собрания могут: правление ЖКХ, управляющая компания или инициативные жильцы. Для оповещения можно расклеить объявления с указанием повестки, разложить оповещения в почтовые ящики, позвать при личном общении. Все решения, принятые на собрании, фиксируются в протоколе.

На сайте муниципального управления можно узнать, какой конкретно двор включен в программу.

Что необходимо для включения придомовой территории в программу по благоустройству

Для того чтобы конкретный двор попал в программу, надо произвести следующие действия:

  1. Создать инициативную группу.
  2. Составить перечень желаемых изменений.
  3. Оформить схему двора с предполагаемыми улучшениями.
  4. Провести общее собрание жильцов, после которого будет оформлен протокол.
  5. Подать заявку на участие в программе в адрес муниципальных властей.

Если согласно кадастровому паспорту на придомовой территории расположено несколько домов, то в инициативной группе должны быть представители каждого из них.

На чертеже указываются уже существующие объекты и планируемые. Предполагаемые нововведения должны соответствовать муниципальной программе. К примеру, установка во дворе памятника может туда и не входить.

Положительное решение принимается, если за него проголосовало большинство из числа присутствующих на собрании. По итогам собрания составляется протокол.

Затем в муниципалитет подают заявку на благоустройство. Созданная там общественная комиссия рассмотрит ее и организует общественное обсуждение. Муниципальная организация предоставит на рассмотрение дизайн-проект двора, который требует согласования с представителями, выбранными на общем собрании жильцов.

На основании дизайн-проекта муниципалитетом будет организован конкурсный отбор подрядчиков для проведения необходимых работ. Представители из инициативной группы проводят промежуточный контроль над ходом работ.

Дальнейшее содержание двора в порядке может осуществляться силами самих жителей или с привлечением сторонних организаций за дополнительную плату.

Участие в программе и совместное обсуждение деталей имеет дополнительный бонус – это сплочение людей, проживающих в одном доме.

Смотрите видео о программе благоустройства дворовых территорий:

  • Благоустройство дворовых территорий

    Благоустройство территории жилой застройки включает в себя: устройство внутренних дворов, палисадников: озеленение; устройство жестких покрытий для движения транспорта и тротуаров для пешеходов; устройство площадок различного назначения (детские игровые, спортивные, хозяйственные, парковочные для машин и т.д.).

    На рис. 2.39 показано внешнее благоустройство части территории застройки. Надо учесть, что условия благоустройства могут быть разными. В старой застройке присутствуют тесные, узкие и темные дворы, так называемые «дворы-колодцы». В новой застройке, наоборот, дворы большие и светлые, но зачастую пустые и неблагоустроенные. И подходы к благоустройству различных дворов разнообразные. Старая застройка представляет мало возможностей для благоустройства и озеленения территории. Поэтому изучается первоочередный спрос нехватаюших элементов благоустройства во дворе и это очень тесно связано с разуплотнением или сносом старых строений.

    Имеются проблемы другого рода в новых микрорайонах, где проводится уплотнение застройки. В данном случае присутствуют большие дворы, но их можно разделив на зоны и, применяя различные элементы благоустройства, приблизить по масштабам к человеку, сделать более уютными.

    Территория каждого двора должна иметь зоны по использованию:

    Зона отдыха;

    Спортивно-игровая зона;

    Хозяйственная зона;

    Зона движения.

    Не в каждом дворе можно разместить все эти зоны, тогда приходится размещать часть зоны или самое необходимое. Очень редко удается разместить в небольших дворах старой застройки спортивные площадки, садики или террасы. Вместо спортивных площадок могут быть поставлены лишь столы для тенниса и т.п. К необходимым элементам благоустройства, которые обязательно присутствуют в каждом дворе, относятся дорожки, проезды и проходы, мусорные и хозяйственные площадки и элементы озеленения, хотя бы минимальные. Разбить газон или сад в небольшом дворе невозможно, но всегда можно посадить пару деревьев, устроить клумбу или перголу.


    Такие элементы, как скамейки, скульптурные формы, фонтанчики или небольшие бассейны не требуют больших площадей, но последние требуют больших затрат, зато очень украшают двор и с их помощью можно создать уютные уголки для отдыха взрослого населения. Беседки размещают, как правило, во дворах большей площади. Желательным и необходимым элементом в каждом дворе являются детские игровые площадки. Но, к сожалению, во многих тесных дворах такой возможности нет из-за недостатка площади. В таких случаях устраивают детскую площадку одну на несколько дворов в каком-нибудь более крупном дворе, а в остальных мелких - лишь игровые сооружения для самых маленьких детей.

    На рисунках 2.40 и 2.41 показаны схемы расположения и использования детских игровых площадок различных уровней и примеры нормативов по размерам детских площадок с соблюдением безопасности из опыта Германии.



    При устройстве пешеходных дорожек, тротуаров и проездов в России зачастую до сих пор в качестве покрытий используют асфальт и бетон. Асфальтовое покрытие является токсичным, особенно при испарениях летом. Необходимо применять, в основном, покрытия из экологически чистых природных материалов: песка, гравия, природного камня, кирпича и дерева. Для того чтобы максимально сохранить природную среду, необходимо устраивать бортики для отделения газонов и посадок от дорожек. Либо, если это каменные дорожки, желательно оставлять зазоры между камнями, чтобы земля «дышала».

    Площадки для сбора мусора - необходимый элемент благоустройства жилой территории, без которого не может существовать двор. Они, конечно, сильно портят вид во дворе и поэтому при реконструкции и благоустройстве дворов их надо сделать как можно незаметнее, огородить загородками и озеленить растениями или кустарниками.

    Проблема парковки автомобилей всегда является острой, особенно при увеличении автопарка машин и нехватки внутриломовой территории. Зачастую жители вынуждены оставлять свои машины вдоль внутридомовых проездов и улиц, что создает неудобства, как для пешеходов, так и для владельцев машин. В новых районах также не хватает мест для парковки, либо они неорганизованные, стихийные - на пустырях, тупиковых улицах, площадях и т.п. Есть несколько путей решения данной проблемы. Во-первых, это просто парковки машин «под окнами». Это приемлемо для крупных микрорайонов, где есть достаточно места; в таком случае парковку машин отделяет от дома ряд деревьев. Во-вторых, выделяются специальные места для стоянки во дворе или перед домами. Они устраиваются только для жителей близлежащих домов и по возможности в местах, не граничащих с детскими площадками и местами отдыха, либо хорошо от них отделяются загородками и озеленением. В-третьих, это размещение различных видов гаражей, в виде различных наземных и надземных гаражей - стоянок, в том числе и многоярусных. Подземные гаражи могут располагаться как под территорией двора, так и под домами, а также комбинированные. Если гараж располагается под дворовой территорией, то она освобождается для использования ее под озеленение, детские площадки, места для отдыха.

    Расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей до жилых домов приведены в таблице 2.4.



    Тротуары для пешеходов надо устраивать только по основным путям движения. В процессе эксплуатации и реконструкции строительного фонда пешеходные пути частично изменяют в связи со сносом или сооружением какой-либо постройки, открытием нового магазина или остановки городского транспорта на ближайшей улице. Появление новых направлений движения пешеходов нужно вовремя заметить и правильно учесть.

    Закономерности пешеходного движения представлены на рис. 2.42. Следует учитывать закономерности движения людей на местности в различных условиях.

    Когда человек идет по открытой, свободной от заметных препятствий местности, от начальной точки к видимой цели движения, он обычно не идет по прямой, а отклоняется от нее в пределах 0,1 длины пути с углами между прямой линией и фактическим путем порядка 15-250 (рис. 2.42,6). Если на пути пешехода встречаются небольшие, легко преодолимые препятствия вроде канавок, остатков бетонных плит, участков густой травы, он обходит их с углами до 30°, что является критической величиной угла (2.42,в).

    При явно непреодолимых препятствиях (здание, пруд) пешеход находит наиболее короткий маршрут их обхода. Если даже за препятствием не видно цели движения, путем дальней ориентации люди определяют самый подходящий путь движения с точностью порядка 10 % длины.

    В системе озеленения городской застройки выделяются три категории зеленых насаждений:

    Общего пользования - парки культуры и отдыха, детские, спортивные парки (стадионы), парки тихого отдыха и прогулок, сады жилых районов и микрорайонов, скверы, бульвары, озелененные участки при общегородских торговых и административных центрах, лесопарки и т.д.

    Ограниченного пользования - насаждения на жилых территориях, насаждения на территориях детских и учебных заведений, спортивных, культурно-просветительных и общественных учреждений, на территориях предприятий промышленности и т. д.

    Специального назначения - насаждения вдоль улиц, магистралей и на площадях, насаждения коммунально-складских территорий и санитарно-защитных зон, ботанические, зоологические сады и парки, выставки, насаждения ветрозащитного, водо- и почвоохранного значения, противопожарные насаждения, насаждения мелиоративного назначения, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, насаждения кладбищ и крематориев.

    Любой объект городских зеленых насаждений независимо от его специфических функций является составной частью единой системы озеленения города, его архитектурно-планировочной структуры с учетом природно-климатических особенностей.

    В жилом районе зеленые насаждения включают насаждения общего пользования (сады жилых районов, микрорайонов, бульвары, скверы и т.д.) и насаждения ограниченного пользования и специального назначения (озелененные дворы, участки школ, детских садов, посадки на улицах и площадях и т.д.). Если отсутствует одна из составных частей системы озеленения, то ее надо компенсировать за счет увеличения площади других видов зеленых насаждений, добиваясь того, чтобы не менее 50 % территории жилого района было занято зелеными насаждениями.



    На рис. 2.43 приведена принципиальная схема зеленых насаждений города. Разработанная схема обеспечивает нормальную доступность зеленых насаждений всех категорий, равномерную (пропорционально количеству населения) насыщенность районов города насаждениями общего пользования, хорошую изоляцию магистралей и жилых районов от промышленности. Схема достаточно гибка, что позволяет применять ее в различных планировочных ситуациях, в том числе и при реконструкции жилой застройки.

    СНиП 2.07.01-89 предлагает следующие площади зеленых насаждений общего пользования, таблица 2.5.


  • Фото: Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин

    Работы финансируются в основном за счёт средств от продажи патентов индивидуальным предпринимателям, доходов от платных городских парковок и налогов на доходы физических лиц от сдачи квартир в аренду.

    За последние годы в столице было реконструировано более 22 тысяч дворов, сообщил на заседании Президиума Правительства Москвы.

    «Мы реконструировали, отремонтировали, восстановили более 22 тысяч московских дворов. Речь идёт о создании спортивных, детских площадок, озеленении, формировании парковочного пространства и ряде других мероприятий. Важно, чтобы эта работа не останавливалась, продолжалась на системном уровне», — отметил Мэр Москвы.

    По его словам, необходимо обеспечить контроль над тем, что уже сделано: своевременно заменять сломанные малые архитектурные формы, поддерживать в хорошем состоянии спортивные и детские площадки. Также благоустройство надо обеспечить постоянными источниками финансирования. Основными из них являются три.

    «Первое — это плата за парковку, второе — это плата за патенты, которые собираются в том или ином районе, и третье — это налоги, которые поступают от сдачи в аренду жилья (квартир). И часть централизованных источников, которые поступают непосредственно из бюджета города Москвы. Это достаточно значимые источники. Финансирование по ним год от года увеличивается. В следующем году объём таких средств будет немалым — он составит около 10 миллиардов рублей. Причём они распределяются по понятной чёткой формуле между префектурами и районами», — уточнил Сергей Собянин.

    Мэр Москвы подчеркнул, что теперь следует наметить чёткие планы реализации этих программ и освоения этих средств таким образом, чтобы все проекты создавались с учётом мнения горожан и предполагали постоянную реновацию столичных дворов, чтобы они постоянно находились в хорошем состоянии.

    Заместитель Мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства доложил о реализации программы благоустройства дворовых территорий.

    «C 2011 года в городе действует программа комплексного благоустройства дворовых территорий. Выделенный объём финансирования за прошедшие годы позволил отремонтировать и провести комплексное благоустройство московских дворов. Притом что с 2016 года основным источником финансирования являются средства стимулирования управ районов», — сказал заммэра.

    Он отметил, что часть дворов была отремонтирована в рамках программы «Моя улица». Это дворы, расположенные рядом с зонами благоустройства.

    «В столице более 24 тысяч дворов, в том числе 22,5 тысячи дворов в старых границах города. На сегодняшний день 22,5 тысячи дворов приведено в порядок, капитально отремонтировано в рамках стандарта комплексного благоустройства, безопасной эксплуатации», — уточнил Пётр Бирюков.

    Программа ремонта и обустройства дворовых территорий на этот год завершена. «Приоритетной задачей на 2017-й и последующие годы является поддержание в технически исправном состоянии в соответствии с нормативными требованиями всех дворовых территорий, а также обеспечение сохранности различных элементов и малых архитектурных форм на благоустроенных территориях. Состояние московских дворов сегодня позволяет перейти на ритмичный межремонтный интервал в зависимости от технического состояния того или другого двора», — отметил заммэра.

    В 2017 году планируется благоустроить около трёх тысяч дворов,отремонтировать или сделать заново 820 детских площадок, 41 детский игровой городок, 468 спортивных площадок, 188 площадок тихого отдыха, 403 площадки для выгула домашних животных, 16 хозяйственных площадок. Также запланированы работы по ремонту асфальта и ограждений, созданию дополнительных мест парковки автомобилей, озеленению, приведению в порядок контейнерных площадок и других объектов.

    Городскую программу комплексного благоустройства дворовых территорий реализуют в Москве с 2011 года. В 2011-2014 годах в рамках этой программы провели централизованный ремонт и комплексное благоустройство дворовых территорий. В результате московские дворы привели в соответствие с новым стандартом комфорта.

    Он включает:

    — разумную и безопасную организацию дворового пространства;

    — отделение пространства для машин (парковки, проезжая часть) от пространства для людей (тротуары, детские, спортивные и другие площадки);

    — озеленение (деревья, кустарники, клумбы, газоны);

    — качественную инфраструктуру для отдыха и занятий спортом всех категорий жителей (современные детские площадки, межквартальные игровые городки, спортивные площадки, комплексы уличных тренажёров, площадки для тихого отдыха);

    — по желанию жителей ограничение въезда во дворы постороннего транспорта (шлагбаумы).

    В 2015 году были проведены работы по благоустройству в 4047 дворах, в том числе комплексный капитальный ремонт — в 1578 дворах. В 2016 году — в 3050 дворах, в том числе комплексный капитальный ремонт коснулся 2078 дворов.

    Всего с 2011 по 2016 год в московских дворах капитально отремонтировали или сделали заново 22 288 площадок различного назначения. Среди них 16 832 детские площадки, 1664 детских межквартальных игровых городка, 1194 спортивные площадки, 2598 площадок иного назначения. Во дворах установили более 3,5 тысячи комплексов уличных тренажёров, заменили 29,6 миллиона квадратных метров асфальтового покрытия.

    Применяемые в Москве механизмы финансирования обеспечивают:

    — поддержание дворовой инфраструктуры (детские горки, тренажёры и другое оборудование) в исправном состоянии;

    — регулярный (в среднем один раз в семь лет) ремонт дворовых территорий;

    — реализацию проектов дополнительного благоустройства дворовых территорий на основе пожеланий жителей.

    Одновременно с благоустройством дворов в Москве ремонтируют и приводят в порядок подъезды многоквартирных домов. В среднем их ежегодно ремонтируют около 20 тысяч, что позволяет поддерживать в нормальном состоянии все 105,9 тысячи московских подъездов.

    Так, в 2016 году отремонтировали 22 335 подъездов, план на 2017 год — 20 661 подъезд. Работы финансируются за счёт средств управляющих компаний.



    Loading...Loading...