За что грибам дали такие названия? Почему подосиновик и подберезовик так называют.

Белый гриб (лат. Boletus edulis ) – вид грибов, который относится к отделу базидиомицеты, классу агарикомицеты, порядку болетовые, семейству болетовые, . Это самый колоритный представитель царства грибов. Сокращенное название гриба – просто «белый», некоторые называют его боровиком. Даже неопытные грибники легко узнают «лесную знаменитость» и наполняют им свои корзинки.

Почему белый гриб называется белым?

Свое название белый гриб получил в давние времена, когда грибы чаще сушили, нежели жарили или тушили. Мраморная мякоть белого гриба даже после термообработки и высушивания остается идеально белой. Люди подметили эту особенность и нарекли гриб с темной шляпкой именно белым. Еще одна версия названия связана с противопоставлением белого гриба менее вкусным и не таким ценным «черным» обабкам, мякоть которых темнеет на срезе.

Белый гриб – описание и фото, характеристика и свойства

Шляпка

Все грибы рода боровик имеют поразительно тонкий аромат и пикантный вкус.
Коричневато-бурая шляпка зрелого белого гриба в среднем вырастает в диаметре до 7-30 сантиметров. Но в отдельных широтах, при условии обильных дождей и мягкого температурного режима также появляются белые грибы с диаметром шляпки в 50 сантиметров.

Определить возраст гриба довольно просто: у молодого белого гриба шляпка имеет почти художественно выведенную выпуклую форму, перезревшие грибы более плоские, иногда даже распростертые с виду. Поверхность шляпки белого гриба в большинстве случаев имеет приятную на ощупь, слегка бархатистую фактуру, верхняя кожица плотно связана с мякотью, поэтому сложно от нее отделяется. В сухую и ветреную погоду шляпка покрывается сеткой мелких, но глубоких морщин или трещин, что приводит к повреждению внутренних пор гриба. В дождливую погоду на верхушке шляпки можно заметить тонкую пленку слизи. Цвет шляпки белого гриба может быть разнообразным – от красновато-коричневого до почти молочно-белого. Чем старше гриб, тем темнее и плотнее становится шляпка, а кожица приобретает характерную шероховатость.

Мякоть

Мякоть дозревшего белого гриба плотная, сочная и по большей части мясистая, привлекательного белого цвета. У старых грибов она переходит в волокнистую структуру, оттенок мякоти приобретает слегка желтый или светло-бежевый тон.

Ножка

Высота ножки белого гриба небольшая, в среднем достигает 12 сантиметров, но можно повстречать и более «рослых» представителей, ножка которых достигает 25 сантиметров в высоту. Диаметр ножки 7 см, реже – 10 см. Отличительной чертой белого гриба является форма его ножки: она бочкоподобная либо булавовидная, с течением времени у старых грибов становится цилиндрической, чуть вытянутой по центру и толстой у основания и шляпки. Ее цвет варьируется от белого до насыщенно коричневого, иногда с темно-красными пятнами. Встречаются белые грибы, цветовая гамма шляпки и ножки которых практически полностью идентичны. Зачастую у основания шляпки ножка имеет сеточку светлых тонких прожилок, иногда почти неразличимых на основном фоне кожицы.

Покрывало и споровый порошок

Остатков покрывала у белого гриба не наблюдается – основание ножки идеально чистое.
Споровый порошок сочного оливково-бурого оттенка, сами споры белых грибов по форме напоминают веретено, размеры их поразительно крошечные: 15,5 х 5,5 мкм. Трубчатый слой светлый, затем желтеет, приобретая оливково-зеленый оттенок.

Где растут белые грибы?

Белые грибы растут на всех материках, за исключением слишком засушливой Австралии и холодной Антарктиды. Встречается он повсеместно в Европе, в Северной и Южной Америке, в Мексике, на территориях Китая, Японии и в северных областях Монголии, в Северной Африке, на Британских островах, на Кавказе, Камчатке, Дальнем Востоке, в средних и южных широтах России. Очень часто белые грибы можно встретить в северной тайге, в Европейской части России и на Дальнем Востоке.

Когда и в каких лесах растут белые грибы?

Цикл роста белых грибов весьма непостоянный и зависит от места произрастания. Белые грибы начинают расти в мае или июне, а заканчивается обильное появление грибных островков поздней осенью – в октябре-ноябре (в теплых регионах). В северных регионах белый гриб растет, начиная с июня до сентября, причем массовый сбор начинается во второй половине августа. Фаза роста белого боровика довольно длинная: лишь за полную неделю он достигает зрелого возраста. Произрастают грибы семьями или колониями-кольцами, поэтому встреча в лесу даже с одним белым грибом часто сулит непременный успех грибнику.

Белые грибы растут как в хвойных, так и в лиственных или смешанных лесах под такими деревьями, как ели, сосны, дубы, березы, грабы, пихты. Сбор белых грибов можно осуществлять в местах, покрытых мхом и лишайником, на песчаных, супесчаных и суглинистых почвах, но эти грибы редко произрастают на болотных почвах и торфяниках. Белый гриб любит солнечный свет, но при этом может расти и на затемненных участках. Плохо растет гриб при переувлажнении почвы и низких суточных температурах воздуха. Белые редко растут в тундре и лесотундре, лесостепи, а в степных регионах белые не встречаются вовсе.

Виды белых грибов, названия и фото

Среди белых грибов наиболее известными принято считать следующие разновидности:

  • Белый гриб сетчатый (боровик сетчатый) (лат. Boletus reticulatus )

Съедобный гриб. Внешне похож на , имеет шляпку бурого или охристого цвета, иногда с оранжевым оттенком, расположенную на короткой ножке цилиндрической формы. Сетка на ножке гриба имеет белый или бурый цвет. Шляпка имеет диаметр 6-30 см. Мякоть белого цвета.

Встречается белый гриб сетчатый в буковых, дубовых, грабовых, каштановых лесах Европы, Северной Америки и Африки, в Закавказье. Встречается в июне-сентябре, но не слишком часто.


  • Белый гриб темно-бронзовый (медный, грабовый) (боровик бронзовый) (лат. Boletus aereus )

Съедобный вид белого гриба, отличается очень темной бурой окраской шляпки и ножки – порой они имеют практически черный цвет. На ножке имеется сеточка сначала белого цвета, затем орехового. Ножка имеет цилиндрическую форму. Мякоть бронзового белого гриба белого цвета, не меняет цвет на срезе, плотная, с приятным запахом и вкусом.

Темно-бронзовый белый гриб можно найти в дубовых, буковых, дубово-грабовых лесах с июля по октябрь, он распространен в западных и южных странах Европы, часто встречается на территории США.


  • Белый гриб березовый (колосовик) (лат. Boletus betulicol a )

Особенностью вида является очень светлый, почти белый цвет шляпки, которая достигает 5-15 см в диаметре. Реже ее окраска имеет слегка кремовый или светло-желтый оттенок. Ножка гриба бочонкообразная, бело-коричневого цвета, имеет сеточку белого цвета в своей верхней части. На срезе гриб не синеет, мякоть гриба белого цвета.

Растет исключительно под березами, встречается по всему ареалу обитания, где есть березовые леса и рощи, вдоль дорог и на опушках. Плодоносит с июня по октябрь одиночно или группами. Часто растет и на всей территории России, а также в Западной Европе.


  • Белый гриб сосновый (боровой, болетус соснолюбивый) (лат. Boletus pinophilus )

Вид белого гриба с крупной шляпкой темного цвета, порой имеющей фиолетовый оттенок. Шляпка имеет диаметр 6-30 см. Мякоть гриба под тонкой кожицей шляпки обладает буровато-красной расцветкой, в ножке она белая, не синеет на срезе. Ножка гриба толстая, короткая, белого или бурого цвета, имеет сеточку светло-коричневого или красноватого оттенка.

Белый гриб сосновый растет в сосновых борах на песчаных почвах и в горах, реже в ельниках и лиственных лесах, встречается повсеместно: в Европе, Центральной Америке, России (в северных районах Европейской части, в Сибири).


  • Белый гриб дубовый (лат. Boletus edulis f. quercicola )

Гриб с бурой шляпкой, но не с коричневатым, а с серым оттенком, порой на шляпке «разбросаны» светлые пятна. Мякоть этого вида рыхлая и менее плотная, нежели у других разновидностей белого.

Дубовый белый гриб можно найти в дубравах Кавказа и Приморского края, часто встречается он в средней полосе России и на ее южных территориях.


  • Белый гриб еловый (лат. Boletus edulis f. edulis )

Вид наиболее распространенного белого гриба. Ножка удлинена и имеет утолщение внизу. Сеточка доходит до трети или половины ножки. Шляпка имеет бурую, красноватую или каштановую расцветку.

Произрастает еловый белый гриб в пихтовых и еловых лесах в России и Европе, кроме Исландии. Появляется белый гриб в июне и плодоносит до осени.


Полезные свойства белых грибов, витамины и минералы

Благодаря большому содержанию минералов, белый гриб является одним из самых популярных и полезных грибов. Чем же полезен белый гриб?

  • Прежде всего, в мякоти белого гриба находится оптимальное количество селена , способного излечить онкологические заболевания на ранних стадиях.
  • Аскорбиновая кислота , которая содержится в белом, необходима для нормальной работы всех органов.
  • В ароматной деликатесной мякоти белого присутствуют кальций , жизненно важное для организма человека железо , а также фитогормоны , позволяющие снизить воспалительные процессы в организме.
  • Рибофлавин , входящий в состав белого гриба, способствует нормализации работы щитовидной железы, а также улучшает рост волос и ногтей.
  • Витамины группы В , содержащиеся в белом, благоприятно воздействуют на нервную систему, энергетический обмен, работу памяти и головного мозга, защищают кожные покровы и слизистые оболочки от инфекций, отвечают за крепкий сон, хорошее настроение и аппетит.
  • Лецитин белого гриба приносит пользу при атеросклерозе и малокровии, помогает чистить сосуды от холестерина.
  • Ценность белого гриба также состоит в наличии В-глюкана , антиоксиданта, который защищает иммунную систему человека и борется с грибками, вирусами и бактериями.
  • Эрготионеин в составе белого гриба стимулирует обновление клеток организма, а также полезен для почек, печени, глаз, костного мозга.
  • Также белый гриб отлично стимулирует секрецию пищеварительных соков.

Белый гриб низкокалорийный, на 90% состоит из воды, прекрасно подходит для сушки, его жарят и тушат, маринуют впрок на зиму. Вкус приготовленной мякоти необычайно мягкий, сразу после чистки она выделяет привлекательный грибной запах, который лишь усиливается после термообработки. Наиболее сильный аромат белый гриб имеет после правильной сушки, когда мякоть постепенно теряет влагу.

Любой гриб довольно тяжел для пищеварения человека. Но именно сушеные белые грибы наиболее доступны для переваривания, так как в сушеной форме человеческим организмом усваивается до 80% белков белого гриба. Именно эту форму гриба рекомендуют диетологи.

Вред белого гриба

Белый гриб является съедобным грибом, но им также можно отравиться в нескольких случаях:

  1. В белом грибе содержится хитин, который сложно усваивается детским организмом, беременными женщинами, людьми с заболеваниями пищеварительной системы и почек. Даже бульон из белых грибов может привести к обострениям.
  2. Белые грибы, как и любые другие грибы, накапливают токсичные тяжелые металлы, содержащиеся в земле. Именно поэтому нужно быть осторожными и ни в коем случае не собирать грибы, растущие в черте города или рядом с промышленными предприятиями, свалками, отходами, рядом с автострадами.
  3. Третья причина плохого самочувствия при употреблении белых грибов – это возникновение аллергической реакции на грибные споры.
  4. Ну и, конечно, к отравлению может привести употребление ядовитого и опасного двойника белого гриба, который называется желчный гриб или горчак.

Самый простой совет для людей, которые не разбираются в грибах и могут перепутать белый гриб с желчным – не собирать грибы, которые синеют (розовеют, краснеют) при срезе и имеют горьковатый привкус!

Ложный белый гриб (желчный гриб). Как отличить белый гриб от ложного?

  • Мякоть

Одно из главных отличий белого гриба от ложного желчного гриба – цвет среза. При срезе мякоть желчного гриба темнеет и становится розовато-бурой. Мякоть белого гриба не меняет цвет и остается белой.

  • Ножка

У желчного гриба на ножке имеется довольно яркий рисунок в виде сеточки, которого нет у съедобного белого гриба.

  • Гименофор

Трубчатый слой ложного белого гриба имеет розоватый цвет, в то время как у настоящего белого гриба он белый или желтый.

Трубчатый слой белого гриба

  • Вкус

Ложный белый гриб горчит в отличие от съедобного белого. Причем горький вкус желчного гриба не меняется при варке или жарке, но может уменьшиться при мариновании из-за добавления уксуса.

Читайте о ядовитом ложном белом грибе.

Ложный белый гриб

Почему белый гриб называется белым?

Наверное, каждый в своей жизни собирал грибы и среди своих находок, конечно, встречали царя грибов – белого гриба.

Но думал ли кто из обычных лесных гостей или заядлых грибников, почему же белый гриб имеет такое интересное название? К тому же в белых грибов довольно редко встречается белая шляпа. Именно от чего произошло название мы сейчас, и выясним, но в начале немного интересной и познавательной информации о белом грибе.

Белый гриб действительно считается царем грибов среди грибников, найти белый гриб это высшая ступень везения. Именно белые грибы считаются самыми ценными находками.

Растут белые грибы и весной, и летом, и осенью. Лес, в котором можно встретить белый гриб может быть самый разнообразный. Белый гриб дружит с пятьюдесятью породами деревьев, поэтому его можно встретить и в сосновом бору, и в березовой роще, и в дубраве и еще много-много где. Что интересно, именно лес диктует, какую носить «одежду», а вернее шляпу, белому грибу.

Его цвет на самом деле редко бывает белый, конечно, имеется в виду верх шляпы. Именно цвет помогает прятаться грибу от жителей леса, а также и от нас с вами – грибников.

С помощью своеобразного пигмента шляпы, он может прятаться в листве, траве, тенях деревьев и, пройдя в одном месте несколько раз, иногда на десятый замечаешь его в самом видном месте, а бывает, что еще чаще происходит, что так и не заметишь.

Если рассматривать подробно окраску шляпы белого гриба, то она следующая. В сосновом лесу, белые грибы имеют темно-бурую окраску, немного с оливковым оттенком, а вот в березняках, он светло-бурый. Зайдите в ельник, тут белые грибы уже совсем другие, шляпки у них красновато бурые, а вот среди дубов – бурые с серым оттенком. При сборе грибов нужно просто осмотреть лес, именно под цвет леса он будет маскироваться, это самый простой способ знать всегда какой в каком лесу цвет у «беляков».

А еще лучше, найти один и уже искать подобные по цвету. Кстати, белые грибы растут группами. Как говорят старые грибники: «Нашел один, ищи рядов второй». В большинстве случаев минимум два грибы будет на одном месте. Если повезет, вполне возможно, что вы найдете большую семью грибов, а количество на удачной грибнице может достигать до 40 белых грибов.

Белый гриб популярен из многих причин. Первая, это, конечно, его съедобность и не просто его можно есть, а он очень вкусный. К тому же, белый гриб содержит много полезных веществ, некоторые из них имеют противоопухолевые свойства.

Также белый гриб улучшает сердечную деятельность, а значит, рекомендуется его есть всем и особенно сердечникам.

За еду это отдельная тема. Белый гриб относится к первой категории пищевого сырья, а значит, не требует предварительной обработки. По приготовлению белого гриба, можно написать целую огромную книгу. Ведь его можно варить, тушишь, жарить, использовать в супах, а также консервировать, особенно славятся маринованные белые грибы, и сушить.

Сушенные тоже известны, так как приятный запах белого гриба в этом виде увеличивается во много раз.

Так почему белый гриб называется белым? Оказывается, секрет прост, все кроме верхней части шапки, маскировки гриба, белое. И при любом приготовлении, мякоть белого гриба так и не меняет цвет. Именно это привело к названию белый. Но он имеет еще и другие названия, например такие – боровик, жатник, коровяк, медвежатник, справедливый.

Грибы в сказках, рассказах, картинках, видео и заданиях для детей

Грибы в сказках, рассказах, картинках, познавательном видео и заданиях для детей . Материалы для занятий и игр с детьми по теме «Грибы».

Детям о грибах. Грибы в сказках, рассказах, картинках, видео и заданиях для детей

Как интересно рассказать детям о грибах? Вам помогут сказки, рассказы и задания про грибы из этой статьи, из которых дети узнают:

  • где растут грибы и какой у них «адрес», что такой хвойный, смешанный и лиственный лес,
  • названия грибов и откуда они произошли , почему грибы так называются,
  • из каких частей состоят грибы и назначение каждой части (строение грибов), что такое «многозначные слова» (шляпка, ножка),
  • зачем нужны грибы и с кем они дружат,
  • приметы и поговорки про грибы,
  • как появляются новые грибы в лесу и как они живут,
  • бывают ли вредные грибы: ядовитые и съедобные грибы.

В этой статье Вы найдете:

  • презентацию для детей с заданиями в картинках по теме «Грибы» для бесплатного скачивания,
  • познавательные рассказы для детей о грибах в картинках и вопросах для занятий с дошкольниками,
  • авторские рассказы о грибах с примерными вопросами для их обсуждения с детьми,
  • приметы о грибах.

Рассказ 1. Где растут грибы: узнаем «грибной адрес»

Какие грибы ты знаешь? Перечислите с ребенком все грибы, известные малышу: волнушки, грузди, сыроежки, боровики (белые грибы), подосиновики, подберезовики, грузди. маслята, лисички, рыжики.

Если малыш затрудняется, то покажите ему картинки грибов и назовите их вместе с ним. Вам помогут картинки из статьи

Но у грибов есть не только имя как у нас, у них есть еще что-то очень интересное!

Мы живем в городах и домах, и у нас есть адрес. Спросите у ребенка, в каком городе он живет и какой у него адрес? Зачем нужно знать свой адрес наизусть?

Если к Вам приходили посылки или бандероли, письма — то покажите ни них, где написан адрес. Зачем на них написали адрес?

Оказывается, и у грибов есть… свой адрес! По этому адресу гриб всегда можно найти. Но этот «грибной адрес» знают не все, а только самые — самые внимательные к природе люди.

Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать!

Поговорите с детьми о том, что каждый гриб «любит» своё дерево и свой лес и живет только по своему адресу.

  • Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы — боровики. -Боровик — это царь среди всех грибов. Ножка у них толстая — как картофелина. Шляпка коричневая, мякоть белая, крепкая, вкусная. Белые грибы — боровики — и сушат, и варят, и жарят. Адрес этих грибов: «сосновый бор». Там их можно найти.
  • А под березой, на лужайках и на скошенных полянах — подберезовики. Подберезовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растет.
  • Под осинами — подосиновики.
  • На пнях живут и растут опята.
  • В сосновых и еловых лесах много маслят с блестящими шляпками.
  • А где живут грибы лисички — дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах.
  • Рыжики любят хвойные леса — ельники и сосняки.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Объясните ребенку, что такое:

  • «лиственный лес» (в нем растут березы, осины. дубы и другие деревья с листьями),
  • «хвойный лес» (это лес, в котором растут сосны и ели) и
  • «смешанный лес» (в нем растут и лиственные и хвойные деревья).

Спросите ребенка, догадался ли он, почему лес называется «смешанным»? (Потому что разные деревья — хвойные и лиственные — в нем «перемешались, смешались», растут вместе рядышком друг с другом).

  • Проезжая на машине, автобусе, электричке, поезде мимо лесов, попробуйте с ребенком определить, что это за лес и какие грибы в нем можно встретить.
  • Рассмотрите картинки к этой статье и найдите на фотографиях лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес.

А если лес слишком темный, густой как чаща или, наоборот, слишком редкий — то, увы, грибов мы в нем, скорее всего не найдем:(.Поэтому как увидите лес — сначала рассмотрите его, подумайте, что за грибы можно в нем найти. И ищите 🙂 — желаю грибной удачи!

Интересное об «адресе» грибов: к осени грибы немного меняют свой «адрес», то есть переезжают. Правда, переезжают совсем недалеко — на более теплое место. Если раньше летом в июле — начале августа они жались к деревьям и часто росли с северной более прохладной стороны, то сейчас их можно найти на открытой полянке, дорожке, у просек. Там, где тепло и солнечно.

ИНТЕРЕСНАЯ ИДЕЯ: пишем письмо.. грибам!

Если Ваш малыш любит сказки и верит в них, то можно написать вместе с ним письмо в лес… нескольких грибам. На конверте пишем «адрес грибов» и их «имя». Например: «Смешанный лес около деревни Заборье. Большая поляна рядом с дуплом. Семье лисичек от Паши». И обязательно пишем адрес ребенка, его имя и фамилию. А в письме посылаем грибу наши лесные рисунки и рассказываем, что мы уже знаем о жизни грибов, желаем им роста, теплых дождичков и всего, что захочет пожелать ребенок.

Полезный совет:

  • При написании адреса обязательно учитываем, где растет данный вид грибов. Иначе письмо «не дойдет». Одновременно Вы повторите с ребенком, где какие грибы любят расти.
  • Можно написать письмо конкретному грибу, которого Вы видели на прогулке в лесу с ребенком. Или сделать целую серию писем (пять писем) — каждому грибу послать картинку с его изображением («портрет гриба») и небольшое «послание», которое Вы напишите вместе с ребенком (Вы записываете, ребенок диктует. Если ребенок затрудняется, то предложите идею. задайте вопрос или дайте начало фразы, а ребенок ее закончит).

Это важно:

Ваш ребенок обязательно захочет получить ответ от гриба на свое письмо. Позаботьтесь о «грибном ответе» заранее — пришлите ребенку через несколько дней в конверте листочек из леса, камушек, фотографию или наклейку с изображением леса или распечатанную раскраску » Грибы» (ее Вы можете найти в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы»). Не забудьте на конверте правильно написать адреса и имена.

Дети обожают такие «переписки» и очень много узнают из них о природе. Причем узнают с удовольствием и интересом, даже азартом! С помощью таких переписок в конце лета — ранней осенью Ваш ребенок узнает о природе намного больше, чем из простого чтения энциклопедии.

Рассказ 2. Почему грибы так называются? Откуда произошли их названия?

Имена грибов очень интересны. Не просто так эти имена придумали. О многом могут нам эти слова рассказать. Рассмотрите с ребенком разные грибы на картинках и догадайтесь, почему они так называются.

Не говорите ребенку сразу же правильный ответ! Важнее не узнать «как правильно» и запомнить это, а научиться думать, сравнивать, догадываться, рассуждать, воображать. Поэтому сначала порассуждайте, и только потом расскажите, откуда на самом деле произошло название гриба.

  • Например, всем известен гриб подберезовик . Достаточно вслушаться в это слово, чтобы понять, где искать гриб — под березой, в березовых рощах, в лесах, в которых растут березы. Подберезовик даже похож на березку — у него высокая белая ножка с темным узором — чешуйками. Поэтому он так и называется. Это друг березы.
  • А где надо искать подосиновик? Под каким деревом? Конечно, под осиной. Ведь не зря же он «подосиновик». Называю еще это гриб так: «Красноголовик» — догадались, почему? Потому что шляпка у него красная. Как будто «красная голова» — вот и назвали — «красноголовик». И похож он на осину тем, что листья у осины красные, оранжевые, как шапочка подосиновика. Не сразу его заметишь в опавшей листве похожего цвета!
  • Почем так назвали гриб — рыжик? Рыжий цвет! Гриб действительно ярко-рыжий — и шляпка, и ножка. Рыжик растет в хвойном лесу, где почти нет трав и где он сразу же заметен своим рыжим цветом. Вот и назвали его люди очень ласково — «рыжик». А кого еще называют «рыжиком»? (лисенка, рыжую собачку, котенка рыжего цвета)
  • Гриб — дождевик особый, без шляпки и без ножки. Если на него наступить — то кожура лопнет, и пойдет темный дымок. Поэтому еще называют этот гриб «дедушкин дымок».
  • Грузди растут всегда дружно, рядышком — как «груда». Что такое груда? Это означает, что грибы растут очень — очень близко друг к другу большой семьей. Их всегда много рядышком. Попробуйте сделать с ребенком груду из камней или вещей. Потом разложите вещи далеко друг от друга — это уже не груда. И снова сделайте груду. Вот так и грузди растут рядом — грудой. Даже слово такое есть в русском языке «сгрудились», то есть очень -очень близко друг к другу встали. Грузди любят смешанный лес и березки.
  • А это что за странное имя — «опята «. От чего оно произошло? От слова «пень», «около пня». Любят расти опята на пнях и на засохших поваленных деревьях. Вот какой храбрый опёнок вырос в лесной сказке Эдуарда Шима!

Э. Шим « Храбрый опенок»

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы - один другого краше!

Под темными елками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах - шляпы богатые: снизу желтого бархата, сверху - коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!

Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них желтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!

Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

И вдруг возле поваленной березы вырос еще один гриб-опенок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта - белобрысые кудерьки в колечки завиваются. Увидали его другие грибы и ну - смеяться: - Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмет, никто тебе не поклонится! Опенок тряхнул кудрями и отвечает:

Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.

Но только нет - не замечают его грибники. Ходят меж темных елок, собирают дедов боровиков. А в лесу холоднее становится. На березах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студеная роса на мох ложится.

И от этой студеной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали. Опенку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато легкая - взял, да и повыше перебрался, на березовые корни. И опять грибников ждет.

А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опенка по-прежнему не глядят.

Еще холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.

И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось.

Опенка тоже дождем заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на березовый пенек. Тут его никакой ливень не затопит. А грибники все равно не замечают Опенка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опенку ни за что, ни про что?

Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнет.

На непокрытую голову Опенка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опенок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в березовое дупло. Сидит под надежной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного грибка не могут найти. Увидели Опенка да так-то обрадовались: - Ах ты, милый! - говорят. - Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог! И низко-низко поклонились Опенку.

Спросите ребенка, а он кланяется тем грибам, которых находит в лесу? Благодарит ли лес за его дары — грибы и ягоды?

Каждый раз, когда мы идем в лес, мы его приветствуем и всегда благодарим за все наши находки! Это культура отношения к природе, которая закладывается с первых лет жизни. И каким вырастет ребенок — будет ли он воспринимать лес как что-то дикое и незнакомое и поэтому станет засорять и губить его или будет воспринимать лес как друга и помощника — зависит в том числе и от этой культуры. Сказки про грибы в том числе воспитывают уважение к природе, понимание ее и восхищение ей!

А теперь продолжим узнавать секреты названий грибов и догадываться, откуда они произошли.

Масленка так назвали из-за его масляной шапочки. Шляпка у маслёнка как будто смазана маслом и блестит на солнце.

Боровика так назвали от слова «бор», потому что он растет в сосновом и еловом бору. А белыми эти грибы называют, потому что мякоть их белая и не темнеет при варке и сушке, остается всегда белой. Скорее всего, ребенок не догадается, т.к. никогда не варил грибы. Поэтому если будете их варить — покажите ему мякоть белого гриба. Или покажите сушеные белые грибы, чтобы он убедился, что это действительно так.

Лисички свои ярко — оранжевым цветом напоминают лису, поэтому так и называются. И шляпка, и ножка у них ярко — рыжая. А растут они всегда дружными семейками.
Моховики растут среди мягкого мха. Торчат из мха их шапочки, хорошо видны, легко собирать. Даже поговорка такая есть: «Всяк моховик жить во мху привык».

Сыроежки — грибы с разноцветными шляпками. Так их назвали, потому что их не надо варить для засолки. У сыроежек шляпки разного цвета — красные, лиловые, желтовато- бурые в зависимости от условий, где рос гриб. Поэтому их еще называли «горянки» (от слова «гореть») и даже.. говорушки! А вот почему их называли «говорушки» можно только догадываться!

Волнушки так называются потому что на шляпке у них волнистые круги. Наверное, Вы так подумали? Может быть, это и правда. Но согласно этимологическому словарю, причина такого названия гриба совсем другая! Название гриба действительно произошло от слова «волна». Только в древности это слово означало — «шерсть». У волнушек ворсистая как будто немного шерстяная шляпка. Вот и назвали эту шляпку «шерстяной», а гриб — «волнушкой».

Рассказ 3. Из чего состоят грибы?

Когда мы собираем и едим грибы, то думаем, что это сам гриб. На самом деле, это вовсе не так! Это лишь плодовое тело гриба. А основная часть гриба — это грибница!

Грибница состоит из белых тонких ниточек, пронизывающих весь верхний слой почвы. На этих ниточках образуются маленьких клубеньки. Эти клубеньки растут, вылезают из земли и … превращаются в известные и любимые нами грибы!

Грибница может жить и давать грибы много-много лет, если ее не повредит человек. Грибница высыхает и погибает от солнечных лучей, если она не защищена и повреждена человеком. Поэтому когда мы собираем грибы, надо грибницу беречь: гриб осторожно взять, а освободившееся место в земле легонько прикрыть мхом или листвой, чтобы сохранить грибницу. И чтобы позже на этом же месте вырос новый гриб.

Грибница очень — очень большая и занимает много метров вокруг маленького грибка. Можно детям сравнить размер грибницы с размером.. детской площадки во дворе! Поэтому на самом деле гриб — это очень- очень большое существо! По размерам и весу он больше… слона!

Об этом Ваши дети узнают из замечательное телепередачи «Шишкин лес. Природоведение. Грибы» — моей любимой познавательной программе для дошкольников телеканала «Радость моя». Посмотрите это видео с детьми и обсудите, что удивительного Вы узнали о жизни грибов из этого видео. Расскажите эти удивительные факты друзьям и знакомым, родственникам ребенка — удивите и их!

3.1. Детям о грибах: познавательное видео

Занятие про грибы в «Шишкиной школе» для малышей

Мы поговорили с вами про грибницу, которая находится под землей. А из чего состоит плодовое тело гриба, которое мы собираем в лесу? У гриба всегда есть шляпка и ножка . (Примечание: такого объема знаний о частях гриба для дошкольника вполне достаточно. Не нужно объяснять малышу, что такое ламелы, мицелий и т.д. Мы даем малышам только те знания, которые они могут применить в своей жизни)

Рассмотрите на картинках шляпки разных грибов. Какие они разные! И разные по характеру поверхности (маслянистая, ворсистая, гладкая, шершавая), и по цвету, и по форме. А у чего и у кого еще бывают шляпки? (У бабушки или мамы может быть шляпка на голову. Раньше мужчины носили на голове шляпы, и сейчас еще можно увидеть на улице мужчину в шляпе). Есть даже такая загадка: «Под одной шляпой четыре братца стоят» — это загадка о столе! А еще шляпка есть у.. гвоздя!

Попросите ребенка найти на картинке ниже все шляпки (не забудьте про шляпки гвоздя, мужскую шляпу, женскую шляпку и шляпки грибов). Посчитайте, сколько шляп вы с ребенком нашли на картинке. Правильно назовите — например, «пять шляп» или «три шляпы» (согласуя числительное с существительным).

Интересная идея для игры -занятия: Вылепите из разноцветного пластилина шляпку гриба. По форме шляпки и ее цвету надо будет догадаться, что это за гриб. Сначала Вы загадываете такие загадки ребенку, комментируете свои действия. Потом ребенок лепит сам, подражая Вам и загадывает загадку Вам — лепит шляпку какого-то гриба, а Вы догадываетесь, что это.

Легче всего для начала взять простые контрастные шляпки грибов. Например, задать вопрос ребенку — что за гриб потерял свою шляпку -мухомор, волнушка или подосиновик? Какую шляпку я вылепила? Ребенок сравнивает вылепленную шляпку со шляпкой на картинке с грибами выше и отвечает- отгадывает, объясняя свое мнение (почему он решил, что это именно шляпка волнушки или другого гриба).

А теперь посмотрим на ножку гриба! Ножки есть не только у гриба, но еще и у многих предметов вокруг нас. Вместе с ребенком найдите, у чего есть ножка (у стола, стула, шкафа, у ребенка тоже есть две ножки и т.д.) Какое интересное слово — «ножка». Давайте с ним поиграем!

3.2. Речевая игра с многозначным словом «ножка»

Про это многозначное слово — «ножка» — я придумала свое небольшое стихотворение для познавательно- речевых занятий с детьми. Это стихотворение — игра со словами, которое знакомит ребенка с явлением многозначности слова:

Про ножки

«У меня есть две ноги.

Быстро бегают они.

Ножки прыгают и скачут,

Бегают, гоняют мячик.

Ножки есть у табуреток,

У кроватей и банкеток,

У диванов и шкафов,

У комодов и столов.

А зачем нужны им ножки?

Тут подумал я немножко…

Но ответ про ножки эти

Сохраню от всех в секрете!» (А. Валасина)

Задания по стихотворению:

  • Предложите ребенку отгадать секрет мальчика. Спросите: «А ты догадался, зачем нужны ножки столу, шкафу, дивану? Что случится, если сломается одна ножка у стула? Сможем ли мы им пользоваться? Почему?
  • Удобно ли пользоваться столом, у которого сломана хотя бы одна ножка? Почему?
  • Значит, зачем нужны ножки у мебели? Вот мы и разгадали секрет, но тоже никому его не скажем. Хорошо? :).
  • А еще ножки есть у насекомых! У каких? Назови! (паук, кузнечик и т.д.)
  • Вот какое необычное слово — «ножка». Одно слово, а как много может обозначать!

Такие задания учат ребенка вслушиваться в слова, развивают языковое чутье.

Рассказ 4. Зачем нужны грибы? С кем дружат грибы?

Спросите ребенка, кому и чем полезны грибы. Да. они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу:

Грибы собирают и едят люди. Мы их солим, маринуем, варим из них грибной суп, делаем грибную икру, печем пироги с грибами и делаем из них много других вкусных блюд.

Грибы едят и животные. Питаются ими летом и собирают — запасают на зиму. Даже ядовитые для человека грибы могут быть полезны животным! Например, мухомор едят белки, слизни, сороки. А лось может проглотить целый мухомор целиком, и не один! Он так лечит себя. Для него мухомор — это лекарство.

— А еще — грибница нужна для жизни лесных деревьев, кустарников, трав и цветов. Грибы — настоящие друзья деревьев! Грибница срастается с тонкими корешками дерева в земле. В результате грибы получают от деревьев нужное им питание и полезные вещества, а деревья также получают от грибов полезные вещества для их питания. Благодаря грибам деревья лучше усваивают всё полезное из своей «пищи» и быстрее растут. Так грибы и деревья помогают друг другу всю жизнь! Они лучшие друзья и друг без друга жить не могут!

Например, мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям, а еще он украшает лес!

Грибы помогают переработать остатки растений в лесу: разрушают пни, поваленные стволы деревьев, упавшие сучья. Это санитары леса, которые его чистят.

Рассказ 5. Как появляются новые грибы в лесу?

Новые грибы растут из грибницы. Но у грибов есть еще один секрет роста. Вырастая, гриб образует споры.

Споры — это очень — очень мелкие как пыль частички — пылинки. Ветер их разносит очень — очень далеко. Там они падают на землю, прорастают и дают начало новой грибнице, а из нее появятся скоро новые грибы.

Вот как интересно об этом сказано в сказке — лесном диалоге Эдуарда Шима «Грибной дым»:

Батюшки мои, пожар!! Батюшки мои, горим!.. Откуда-то дым страшный валит!

Вона, из грибов. Только и всего.

Ай, и верно! Из грибов-пузырей дым повалил! Это что же творится-то, милые мои?!

А ничего. Лось проскакал. Грибы-дождевики растоптал.

Дак почему ж они дымятся-то?!

Тьфу ты! Да потому, что спелые! Это не дым валит, это споры грибные, семена грибные, по ветру летят!

Ну, тогда вали, дым, гуще, грибов будет пуще!

Рассказ 6. Сколько живут грибы?

Жизнь грибная очень — очень короткая! Гриб пять дней молодой, на шестой день обычно гриб уже полностью созрел, а на седьмой день уже.. состарился:(. Вот какая маленькая у них жизнь!

Чтобы ребенок осознал этот временной промежуток времени- на календаре покажите ему понедельник. Это день, когда гриб появился. Вспомните, что вы делали вместе с ребенком в понедельник. Вспомните, что вы делали в другие дни недели и в субботу. А в это время гриб уже полностью созрел — он за эти несколько дней стал уже совсем взрослый! Вспомните, что вы делали в воскресенье. Как мало времени прошло! А гриб стал старичком всего за неделю!

Рассказ 7. Бывают ли вредные грибы?

Есть грибы съедобные, а есть ядовитые. Поэтому в лесу детям нужно обязательно спрашивать взрослых, можно ли взять в руки найденный в лесу или в парке гриб. Если не знаешь гриба, то лучше его оставить в лесу и не брать.

Как рассказать детям про ядовитые грибы? Очень понятно объясняется малышам, что такое ядовитые грибы и какие они бывают в передаче «Шишкиной школы» на тему «Ядовитые грибы». Посмотрите ее с малышами.

Ядовитые грибы: видео для детей

В этом видео ребенок увидит ядовитые грибы: узнает, что такое бледная поганка, мухомор, настоящие и ложные лисички (узнает, как отличить лисичку съедобную от ядовитого гриба), какие бывают ложные опята и в чем их отличие от настоящих опят. А также узнает правила грибника.

Рассказ 8. Что такое «грибы — листопадники» и почему они так называются?

Почему грибы называются «листопадниками». «Листо-падник» — от слова «листо-пад». Что такое «листо-пад»? Да, листья падают = листопад. Значит, такие грибы растут во время листопада. Это бывает в октябре. Это подберезовики, подосиновики, рыжики, грузди, волнушки и другие.

Порассуждайте с ребенком вместе, где нужно искать грибы осенью во время листопада — в темных холодных лесах в тени или на солнышке? Да, их надо искать там, где тепло, где пригревает солнце. Они прячутся под опавшей листвой. В холодном же лесу их не найти.

Познавательные сказки и рассказы о грибах для детей

Все мы знаем, что подберезовики растут под березами, а подосиновики под осинами. А почему? Из сказки Н. Павловой дети узнают, почему у каждого гриба есть свои растения — друзья и свой «грибной адрес» в лесу.

Сказки Н. Павловой удивительны. Она про профессии доктор биологических наук и отлично знает жизнь растений и животных. А вторая ее профессия — детский писатель. Поэтому сказки у нее получаются и интересными, и очень познавательными, и любимыми детьми!

Н. Павлова «Две сказки о грибах»

Маленькая девочка пошла в лес за грибами. Подошла к опушке и давай хвастаться:

Ты, Лес, лучше и не прячь от меня грибы! Все равно наберу полную корзину. Я ведь все, все твои тайны знаю!

Не хвались! - зашумел - Лес. - Не хвастай! Где там все!

А вот увидишь, - сказала девочка и пошла искать грибы.

В мелкой травке, между березками, росли грибы подберезовики: шляпки серые, мягкие, ножки с черными махорками.

В молодом осиннике собрались толстые крепкие малыши-подосиновики в туго натянутых оранжевых чепчиках.

А в полумраке, под елочками, среди прелой хвои, девочка нашла коротышки-рыжики: рыженькие, зеленоватые, полосатые, а посередине шляпки ямочка, как будто зверушка лапкой вдавила.

Девочка набрала грибов полную корзинку, да еще с верхом! Вышла на опушку и говорит:

Видишь, Лес, сколько я разных грибов набрала? Значит, понимаю, где их надо искать. Не даром хвасталась, что все твои тайны знаю.

Где там все! - зашумел Лес. - У меня тайн поди больше, чем листьев на деревьях. А что ты знаешь? Тебе даже и то невдомек, отчего подберезовики растут только под березами, подосиновики - под осинами, рыжики - под елками да соснами.

А вот и вдомёк, - ответила девочка. Но сказала она это просто так, из упрямства.

Не знаешь ты этого, не знаешь, - зашумел Лес, - это рассказать - сказка будет!

Знаю, какая сказка, - упрямилась девочка. - Погоди немножко, я ее вспомню и сама тебе расскажу.

Она посидела на пеньке, подумала, а потом стала рассказывать.

Раньше было такое время, что грибы не стояли на одном месте, а бегали по всему лесу, танцевали, становились вверх ногой, озорничали. Раньше в лесу все умели танцевать. Один Медведь не умел. А он был самый главный начальник.

Однажды в лесу справляли день рождения столетнего-пре-столетнего дерева. Все танцевали, а Медведь - самый-то главный - сидел как пень. Обидно ему стало, и решил он научиться танцевать. Выбрал себе поляну и стал там упражняться. Но он, конечно, не хотел, чтобы его видели, стеснялся, и поэтому дал приказ:

Никому никогда на моей поляне не появляться.

А эту поляну очень любили грибы. И они не послушались приказа. Подкараулили, когда Медведь прилег отдохнуть, оставили Поганку его сторожить, а сами убежали на поляну играть.

Медведь проснулся, увидел перед своим носом Поганку и крикнул:

Ты что тут торчишь?

А она отвечает:

Все грибы убежали на твою поляну, а меня оставили караулить.

Медведь взревел, вскочил, прихлопнул Поганку и помчался на поляну.

А грибы играли там в палочку-выручалочку. Попрятались кто куда. Грибок с красной шапочкой спрятался под Осиной, рыженький - под елкой, а длинноногий с черными махорками - под Березой.

А Медведь-то как выскочит, да как заорет - Ры-ыыы! Попались, грибочки! Попались!

Грибы со страха так все к месту и приросли.

Тут Береза опустила листочки и прикрыла ими свой грибок. Осина скинула круглый листик прямо на шляпку своего грибка. А елка пригребла лапой к Рыжику сухие иголки.

Поискал Медведь грибы, да так ни одного и не нашел.

С тех пор те грибы, которые прятались под деревьями, так и растут каждый под своим деревом. Помнят, как оно его спасло. И зовут теперь эти грибы Подберезовик и Подосиновик. А Рыжик так и остался Рыжиком, за то, что рыжий. Вот и вся сказка!

Это ты складно придумала! - зашумел Лес. - Хороша сказка, да только правды в ней - ни капельки. А ты послушай-ка мою сказку-быль.

Жили-были и лесу под землею корни. Не в одиночку - семьями жили: Березовые - при Березе, Осиновые - при Осине, Еловые - при елке.

И вот, поди ж ты, откуда ни возьмись, появились рядом бездомные Корешки. Диво-Корешки! Самой тонкой паутинки тоньше. В прелых листьях, в лесных отбросах роются, и что там съедобного найдут, едят и в запас откладывают.

А Березовые Корешки рядышком растянулись, смотрят и завидуют.

Мы, - говорят, - из прели, из гнили ничего добыть не можем. А Диво-Корешки в ответ: - Нам завидуете, а у самих добра побольше нашего.

И ведь отгадали! Даром что паутинка паутинкой. Березовые-то Корешки большую подмогу получали от своих же Березовых Листьев. Листья им по стволу сверху вниз пищу посылали. А из чего уж они эту пищу готовили, их самих спросить надо. Диво-Корешки одним богаты. Березовые Корешки - другим.

И решили они дружить.

Диво-Корешки прижались к Березовым и кругом их оплели. А Березовые Корешки в долгу не остаются: что достанут, с товарищами поделятся.

С тех пор зажили они нераздельно. И тем и другим на пользу. Диво-Корешки все шире разрастаются, все запасы копят. А Березка растет да крепнет.

Лето - на середине, хвалятся Березовые Корешки:

У нашей Березки сережки взъерошились, семена летят!

А Диво-Корешки отвечают:

Вот как! Семена! Значит, пора и нам за дело.

Сказано-сделано: вскочили на Диво-Корешках желвачки. Поначалу - маленькие. Но как взялись расти! Березовые-то Корешки и сказать ничего не успели, а они уже сквозь землю пробились. И развернулись на воле, под Березкой, молоденькими грибками. Ножки с черными махорками. Шляпки коричневые. А из-под шляпок грибные семена-споры сыплются. Ветер их с березовыми семенами смешал и по лесу рассеял.

Так и породнился гриб с Березой. И с тех пор с ней неразлучен. За это зовут его Подберезовиком.

Вот и вся моя сказка-быль! Она про Подберезовик, но она же и про Рыжик с Подосиновиком. Только Рыжик-то два дерева облюбовал: Елку да Сосну.

Это не смешная, но очень удивительная сказка, - сказала девочка. - Подумаешь, какой-то малыш-грибок - и вдруг великанное дерево подкармливает!

Рассказ А. Лопатиной — для младших школьников. Действительно ли грибы можно вырастить на огороде? Надо ли отказываться от лесных грибов? Почему многие полезные грибы сейчас стали вредными? Эти вопросы обсуждает в рассказе дедушка со своими внучками.

А. Лопатина. Знакомство с грибами

В начале июля на целую неделю зарядили дожди. Анюта и Машенька приуныли. Они скучали без леса. Бабушка отпускала их погулять во дворе, но как только девочки промокали, тут же звала их домой.

Кот Порфирий говорил, когда девочки звали его гулять:

Что за охота мокнуть под дождем? Лучше я дома посижу, сказку сочиню.

Я тоже считаю, что мягкий диван более подходящее место для котов, чем сырая трава, - поддакивал Андрейка.

Дедушка, возвращаясь из леса в мокром плаще, смеясь, говорил:

Июльские дожди землю питают, урожай ей растить помогают. Не переживайте, скоро в лес за грибами пойдем.

Алиса, встряхиваясь так, что мокрая пыль летела во все стороны, рассказывала:

Уже сыроежки полезли, а в осиннике два маленьких подосиновика выскочили в красных колпачках, по я их оставила, пусть подрастут.

Анюта и Машенька с нетерпением ждали, когда дедушка возьмет их с собой за грибами. Особенно после того, как он принес однажды целую корзинку молодых грибов. Вынув из корзинки крепенькие с серыми ножками и гладкими коричневыми шапочками грибки, он сказал девочкам:

Ну-ка, отгадайте загадку: В роще у березки повстречались тезки.

Знаю, - воскликнула Анюта, - это подберезовики, они растут под березами, а подосиновики растут под осинками. Они похожи на подберезовики, но шляпки у них красные. Еще бывают боровики, они в борах растут, а сыроежки разноцветные везде растут.

Да вы у нас грибную грамоту знаете! - удивился дедушка и, достав из корзины целый ворох желто-рыжих пластинчатых грибочков, сказал:

Раз вам все грибы знакомы, помогите-ка мне найти нужное слово: Золотистые… Очень дружные сестрички, Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.

Девочки смущенно молчали.

Стишок этот о лисичках: они вырастают огромной семьей и в траве словно осенние листочки золотятся, - объяснил всезнающий Порфирий.

Анюта обиженно сказала:

Дедушка, ведь мы только некоторые грибы изучали в школе. Учительница сказала нам, что среди грибов много ядовитых, их есть нельзя. Еще она сказала, что сейчас даже хорошими грибами можно отравиться, и лучше их вообще не собирать.

Учительница вам правильно сказала, что ядовитые грибы есть нельзя и что сейчас многие хорошие грибы вредными для человека становятся. Заводы всякие отходы в атмосферу выбрасывают, вот и оседают разные вредные вещества в лесах, особенно возле городов больших, а грибы их впитывают. Но хороших грибов много! Нужно только с ними подружиться, тогда они сами к вам навстречу выбегут, когда вы в лес придете.

Ой, какой замечательный грибок, крепкий, толстенький, в бархатной светло-коричневой шапочке! - воскликнула Машенька, сунув свой нос в корзинку.

Это, Машенька, белый выскочил раньше времени. Обычно они в июле появляются. Про него говорят: Вылез боровичок крепенький бочек, Кто его увидит, всяк поклонится.

Дедушка, почему боровичок называют белым, если у него коричневая шляпка? - спросила Машенька.

У него мякоть белая, вкусная и душистая. У подосиновиков, например, мякоть синеет, если ее разрежешь, а у белых мякоть не темнеет ни при резке, ни при варке, ни при сушке. Гриб этот в народе издавна считают одним из питательнейших. Есть у меня знакомый профессор, он грибы изучает. Так вот он мне рассказывал, что в боровиках ученые нашли двадцать самыx важных для человека аминокислот, а также множество витаминов и минеральных веществ. Недаром грибы эти называют лесным мясом, потому что белков в них даже больше, чем в мясе.

— Дедушка, а учительница нам говорила, что в будущем люди все грибы на огородах будут выращивать и в магазине покупать, - сказала Анюта, а Мишенька добавила:

Нам мама покупала грибы в магазине - белые шампиньоны и серые вешенки, очень вкусные. У вешенок шляпки на уши похожи, и они друг с другом срослись, словно один гриб получился.

Ваша учительница права, да только лесные грибы дарят людям целебные свойства леса и его лучшие ароматы. Многие грибы человеку на огороде не вырастить: без деревьев и без леса они жить не могут. Грибница с деревьями, как неразлучные братья корешками сплелись и друг друга кормят. Да и ядовитых грибов не так много, просто люди в грибах не очень разбираются. Всякий гриб чем-нибудь полезен. Впрочем, пойдете в лес, грибы сами вам о себе все расскажут.

Очень люблю рассказ «Мухомор». Как ярко и выразительно описан в нем этот гриб: сравнивается он с гномиком в красном колпачке и в кружевных панталончиках! И рассказывается о том, даже ядовитый для человека гриб обитателям леса полезен как лекарство!

Н. Сладков Мухомор

Красавец мухомор по виду добрее Красной Шапочки, безвредней божьей коровки. Похож и на веселого гномика в красном бисерном колпаке и кружевных панталончиках: вот-вот зашевелится, в пояс поклонится и что-нибудь скажет хорошее. И в самом деле, хоть ядовит он и несъедобен, но не совсем уж плох: многие жители леса даже едят его и не болеют. Лоси, бывает, жуют, сороки клюют, даже белки, на что уж в грибах разбираются, а и те, случается, мухоморы на зиму сушат. В малых долях мухомор, как и змеиный яд, не травит, а лечит. И звери с птицами это знают. Знайте теперь и вы. Но только сами никогда - никогда! - не пробуйте мухомором лечиться. Мухомор он все-таки мухомор - может и уморить!

Прочитав рассказ, еще раз рассмотрите картинку мухомора (Вы ее найдете в наборе картинок о грибах по ссылке выше) и обсудите с ребенком:
— чем мухомор похож на гномика? где у него красная шапочка — колпачок? Почему колпачок в рассказе называется «бисерным»? (украшен белыми бисеринками — покажите ребенку крупный белый бисер и найдите бисеринки на шляпке мухомора) А где у мухомора белые штанишки — панталончики с кружевами?
— чем полезен мухомор?
— можно ли людям срывать мухомор? почему?

И еще один рассказ о грибах — мухоморах Н. Сладкова «Хоровод грибов».Прочитайте ребенку фрагмент рассказа и обсудите с ним:

— на кого похожи мухоморы? на что похожа их ножка? их шляпка?
— как это «стоят подбоченясь» (покажите эту позу),
— чего ждут мухоморы?
— как танцуют мухоморы на своих белых ножках? (придумайте несколько движений вместе под плясовую или хороводную мелодию)
— быстро ли они водят хоровод?
— «Замелькают белые ножки» — что это означает? Когда так говорят: «только пятки засверкали», «только ножки замелькали»? С тобой было такое, что ты так быстро двигался, что только ноги мелькали? Когда? Поделитесь и своими историями из жизни.

Н. Сладков. Хоровод грибов

Грибник мухоморы не берет, но мухоморам рад: пошли мухоморы — пойдут и белый. Да и глаз мухоморы радуют, хоть несъедобные и ядовитые. Стоят подбоченясь на белых ножках, в кружевных панталончиках, в красных клоунских колпаках — не хочешь, а залюбуешься. А если набредешь на мухоморный хоровод, так в пору остолбенеть: дюжина красных молодцов встала в круг и приготовилась к танцу!
Вот сейчас — раз, два! — кто-то хлопнет в ладоши и — три, четыре! — закружится хоровод! Всё быстрей и быстрей — пёстой праздничной каруселью. Замелькают белые ножки, зашуршат сухие листья. Стоишь и ждешь.
И мухоморы стоят и ждут. Ждут, когда наконец ты догадаешься и уйдешь. Чтобы без помех и чужого глаза начать водить свой грибной хоровод. Притоптывая грибными белыми ножками, помахивая грибными красными шляпками. Как в старину…»

В следующей сказке малыши познакомятся с интересным грибом, растущим на пнях и деревьях — опёнком.

В. Зотов. Опенок Осенний

— Мамочка, смотри, грибам земли не хватает, - удивился Лисенок. - Они даже на деревья залезли!
— Ты еще многого не знаешь, - Улыбнулась Лисица. - Осенний опенок часто растет на стволах деревьев. Иногда осенью желто-коричневые шляпки, которые бывают размером с маленькое блюдце, кучками висят так высоко, что до них не дотянуться.
— А вон та семейка устроилась прямо на гнилом пеньке. - Малыш показал на пеньке около дерева. - Мама, а все эти грибы съедобные?
— Конечно, Осенний Опенок очень вкусный. Мимо него никто не проходит. Все кладут его в корзину, всем хочется попробовать этот гриб. А чтобы отличить его от ядовитого лжеопенка, надо посмотреть снизу на пластинки. У съедобных опят они всегда светлые - белые, кремовые или желтоватые.

Приметы и поговорки о грибах

  • Поздний гриб — поздний снег.
  • Где один маслёнок уродился, там и другие рядышком разбежались.
  • Метелки овса созрели - выросли в лесу опята.
  • Если грибов уродилось мало, то зима будет снежная и суровая.
  • Кто любит земле кланяться, без грибов не останется.
  • Кто пораньше встаёт, тот грибки в кузов кладёт.
  • Когда с вечера дожди – утречком грибочков жди.
  • Когда жарко и ведрено, грибы под деревьями собираются, когда сыро да ведрено - на поляны разбегаются.
  • Вечером дожди - утром грибов жди.
  • Сколько дождей - столько груздей.
  • Коль пошел парной туман над лесом - иди по грибы.
  • Сильные росы - к плодородию, а частые туманы - к урожаю грибов.
  • Если в лесу волнушки пошли, то жди скорого появления груздей.
  • Если заколосилась рожь - начинают попадаться и белые с подберёзовиками
  • Где красный мухомор, там белый гриб неподалёку сидит.
  • Если ночь на Рождество звездная, такие же и на Крещение - то летом будет много ягод и грибов.

Как пользоваться материалами этой статьи на занятиях с детьми:

Дорогие читатели сайта! Материалы этой статьи предназначены для целого цикла разговоров и игр о грибах. Нельзя в один день дать ребенку все задания с этой страницы. Не спешите, дайте ему наиграться, насладиться познанием мира природы!

Возможно, Вам понадобится целая неделя для того, чтобы запомнить названия грибов, их особенности, их «грибные адреса», написать письма и получить «ответы» от грибов. Это нормально! Идите от интересов ребенка и его особенностей и предпочтений.

Помните, что главное — не объем знаний, а активность ребенка, развитие его умения отвечать на вопросы, рассуждать, придумывать, доказывать свое мнение, сравнивать, делать самостоятельные выводы.

Пример индивидуального подхода в применении материалов этой статьи в семье

Ребенок 5 лет- очень не любит лепить и пластилин. Но любит загадки.

Что делать: Такому малышу не нужно загадывать загадку — лепку с шляпками грибов, данную выше. Нужно провести это задание по-другому. Взять картинки грибов (можно распечатать их с сайта «Родная тропинка» по ссылке ниже), закрыть ладонью или листом бумаги ножку гриба на картинке. Будет видно только шляпку. После этого попросите отгадать по шляпке, что это за гриб.

Лучше, если у Вас будут отдельные картинки, так как дети очень быстро запоминают расположение картинок в книжке и уже не анализируют изображение, а отвечают механически, по памяти. Если же Вы будете в этом задании постоянно менять картинки их их месторасположение, то ребенку придется думать, сравнивать и делать самостоятельный вывод.

Если ребенок любит рисовать — то возможно, он захочет не слепить шляпку гриба, а нарисовать ее. Тогда рисуя, мы обговорим и размер шляпки, и ее форму (где она выпуклая, где вогнутая, ровная она или шершавая, вытянутая вверх как колпачок клоуна или плоская или загнута вниз) и как это лучше изобразить на рисунке, какого она цвета.

Слушайте своё сердце и наблюдайте за своим малышом — дети нам сами подсказывают, что им интересно, а что еще нет и тогда лучше с этим материалом пока повременить. А познакомить ребенка с ним через год, когда он подрастет.

В статье даны материалы и задания на разный возраст детей и разный уровень развития, чтобы каждый родитель и педагог смог выбрать то, что подходит именно его детям/ребенку.

Еще игры, упражнения, картинки, загадки по теме «Грибы» для детей

Еще материалы для игр и занятий с детьми по теме «Грибы» Вы найдете в статьях сайта:

Презентация с заданиями по теме «Грибы» для детей из этой статьи для скачивания

Все картинки из этой статьи Вы можете скачать в хорошем разрешении и качества для демонстрации в презентации и распечатки:

  • — здесь см.
  • — или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел «Документы» справа под видеозаписями сообщества, файл с презентацией называется «Тема грибы»: tema-gribi)

Желаю всем успехов! Буду рада видеть Вас в рубрике сайта , в которой Вы найдете много удивительно интересных игр, познавательных сказок в картинках и увлекательных видео об окружающем мире для детей.

До новых встреч!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Как выглядит подберезовик, знает не каждый. Этот очень вкусный в любом приготовлении гриб имеет много названий. Например, в Псковской области его зовут обабок или бабка от диалектического слова «баба», означающего «пень». Подберезовики с очень темной, практически черной шляпкой называют чернышами или черноголовиками. Иногда его зовут серый гриб, березовик или осовик.

Описание и характеристика

Подберезовик является съедобным грибом, очень похожим на белый гриб . От своего ближайшего родственника он отличается особенностью своей мякоти, которая темнеет в месте среза, и ножкой, которая у молодых представителей подберезовиков покрыта мелкими чешуйками серого и черного цвета.

Для придания наиболее выраженного грибного вкуса приготовленным блюдам рекомендуется сочетать его с другими видами грибного царства.

Благодаря низкой калорийности подберезовика, его можно включать в рацион людям с лишним весом.

Гриб подберезовик с уверенностью можно назвать одним из лучших, обладающим приятным вкусом, спокойным ароматом и множеством полезных свойств. Найти его и распознать под силу не только опытным грибникам, но и каждому желающему.

А вы знаете почему подосиновик так называют?

В лесу из под старых опавших листьев осины выглядывает красная шапочка гриба. Это вылез подосиновик. А чуть подальше, вод под той березой, торчит коричневая шляпка подберезовика. Я осторожно разрываю опавшие листья. Да тут целая семья подберезовиков: два, три, четыре... Один другого меньше Чтобы не попортить шапочку гриба, я берусь за низ ножки. Корешок гриба плотно сидит в земле. Снимаю тихонько верхний слой земли и вижу: от корешка в землю идут в разные стороны тонкие белые нити-мицелий. Эти нити так переплетаются друг о другом, что трудно уследить, куда они идут дальше.

Оказывается, все семейство моих подберезовиков связано друг с другом под землей этими белыми нитями и все эти малыши-подберезовики - родные братья, выросшие из одного клубка нитей, из одной грибницы. Ниточки грибницы, пробираясь в земле между корнями цветов и деревьев, всасывают по пути воду и пищу. Их еда - это опавшие старые листья, прошлогодняя гниющая трава. Нити поят и кормят ножку и шапочку гриба Но что это?

Отдельные ниточки грибницы близко-близко подходят к живым корням березы. Они оплетают корни со всех сторон, они проникают в самый корешок. Той еды, какую они достают из старых гниющих остатков растений, им мало, и они добывают сок из живых деревьев, присасываясь к их корешкам.

Но и само дерево от этого соседства не в проигрыше: ниточки гриба служат ему как бы добавочными корешками и подкармливают его в свою очередь. Ниточки подберезовика „дружат“ чаще всего с корнями березы, подосиновик „дружит" с осиной, рыжик — с елкой, и так далее; поэтому-то каждый гриб встречается большей частью около одного определенного дерева.

В Швеции не водились маслята. А когда туда пересадили лиственницу, то в этих новых лесах появились и новые для Швеции грибы — лиственничные маслята.



Loading...Loading...