Семья светланы дружининой. Семейный очаг знаменитости



(Смеется.

Так получилось. (Смеется.

В любви вы не рассчитывали?

"В чем секрет моего успеха? Всегда смотреть вперед, проявлять настойчивость, волю. Но не ломиться в закрытые двери"

I)&&(eternalSubpageStart


Для миллионов советских женщин она была олицетворением красоты и образцом для подражания. В те времена еще не знали слов "икона стиля". Но теперь режиссер и актриса Светлана Дружинина по праву носит и это звание: на церемонии HELLO! "Самые стильные в России" она стала обладательницей этой специальной награды.

Режиссера Светлану Дружинину можно назвать идеальной женщиной, и в этом не будет ни тени преувеличения. Таким, как она, трубадуры пели серенады, а рыцари бились на турнирах, чтобы заслужить улыбку или цветок. Женственная, очаровательная, безупречно элегантная. И в то же время независимая, уверенная в своих силах леди-босс. Начав в кино как актриса (ее самая известная роль - красавица Анфиса в фильме 1961 года "Девчата"), Дружинина перешла в режиссуру и добилась поистине выдающихся результатов. Без малого 20 картин, среди которых популярная историческая сага "Тайны дворцовых переворотов" и, конечно, культовые "Гардемарины". Сколько девочек подражали утонченным манерам принцессы Фике и мечтали о принце на белом коне, благородном герое с внешностью Дмитрия Харатьяна! Сама Светлана Сергеевна своего прекрасного рыцаря - оператора Анатолия Мукасея - встретила еще в студенческие годы во ВГИКе. Анатолий Михайлович снял как оператор такие фильмы, как "Берегись автомобиля", "Дайте жалобную книгу", "Большая перемена", "По семейным обстоятельствам"... С режиссером Дружининой они работали вместе почти на всех ее картинах. Их творческому и семейному союзу уже 60 лет!

Режиссер и атриса Светлана Дружинина

Всегда окруженная любовью, жена, мама и бабушка, Дружинина остается все той же роскошной и абсолютно современной дамой. Она вдохновляет подписчиц в Instagram и продолжает, что естественно для нее, работать в кино. К сожалению, в прошлом году Фонд кино отказал режиссеру в финансировании съемок новых приключений гардемаринов. Неожиданно. Неприятно. Но Светлана Сергеевна не опустила руки. Она просто решила пойти другим путем: собирать средства на картину, в том числе с помощью краудфандинга. Не сомневаемся, что и эта эпопея закончится удачно, и выйдет новый потрясающий фильм. Мы будем вновь затаив дыхание следить за судьбой гардемаринов и удивляться: как ей это удается?

Светлана Сергеевна, а правда, как вам это все удается? Вы - образец во всем!

Жизнь такая штука - просто так ни-че-го не бывает. Все приобретается усилиями, волей, трудолюбием и терпением. Я очень люблю жить. Мне нравится мое дело. Я люблю своего мужа, хотя все бывает, ведь мы вместе столько лет. Я обожаю своего сына, с которым мы зачастую жарко спорим по поводу политических событий в России и в мире. Я люблю своих друзей. У меня чутье на людей, и, слава богу, оно меня не подводит. Да, бывают усталость, разочарования и обиды. Но это все временно. Нужно обязательно помнить: все временно и все в ваших руках.

Режиссура - традиционно мужская профессия, но мы видим, сколько женских имен появилось: Проскурина, Меликян, Германика, Бычкова, Литвинова...С чем связан такой всплеск? Кино стало легче снимать?


Кино не стало легче снимать. Технологии совершенствуются, но кинопроизводство - по-прежнему очень сложный процесс. Физически, психически изматывающий труд, сопряженный с огромными рисками... А почему столько женщин-режиссеров появилось? Наверное, потому что женщины почувствовали большую свободу, у них появилось больше возможностей для самореализации. И слава богу! Пусть мужчины потеснятся на площадке кинорежиссуры.

Феминистки не пытались вас заманить в свои сети?

Было такое. Но я не феминистка. Я абсолютно здоровый человек, и я на сто процентов женщина. От женской сути никуда не деться, и определенные качества помогают реализовывать замыслы. Я всегда в кабинет к руководству иду как на первый бал Наташи Ростовой: в красивом костюме, с прической, макияжем. И с первого взгляда вижу, кто стоит передо мной: мужчина, который умеет ценить женскую красоту, или сухарь. Или, может быть, мужчина, вовсе равнодушный к женщинам.

У вас в Instagram миллион лайков под фотографией, где вы в купальнике лежите в шезлонге: безупречная фигура, стройные длинные ноги... Это же провокация!

Светлана Дружинина на отдыхе на Кипре

(Смеется. ) Эта фотография была сделана на моем любимом Кипре. Причем без моего согласия. Я очень люблю Кипр, отдыхаю там у друзей. И вот лежу я в тени, потому что вредно быть на открытом солнце, читаю статью в газете "СК-Новости" о том, почему Никита Сергеевич Михалков ушел из попечительского совета фонда. И тут меня "щелкает" муж. Совершенно неожиданно. Хотя бы предупредил! Я бы макияж сделала, прическу. Но фотография получилась неплохая, и я успокоилась. После того как она появилась в Интернете, меня стали преследовать вопросом "Как вам удается так выглядеть? В чем секрет?". Я ничего не скрываю, секрет один - это плаванье. Я обожаю море, вхожу в него как в колыбель и очень хорошо плаваю. Я ведь по первой профессии балерина, а все балетные - отличные пловцы, потому что у них очень хорошие легкие и развита координация.

До того, как стать актрисой, вы окончили хореографическое училище при Большом театре, но оставили сцену из-за травмы. Что вам в жизни дал балет?

Балет - это невероятная самодисциплина, это трудолюбие и жертвенность. Балет научил меня разговаривать телом, жестом и делать это красиво. Он воспитал чувство собственного достоинства. На уроках исторического танца нашим мальчикам объясняли, как брать руку девочки - как драгоценность. А девочке нужно подавать руку как подарок.

А можно ли воспитать в себе это королевское достоинство без балета?

В фильме Юрия Чулюкина "Девчата" (1961 год) Светлана Дружинина играла Анфи-су (на фото), самую красивую девушку в леспромхозе "Бобровский" на Урале, от которой ушел бой-френд -- лучший лесоруб Илья Ковригин. Он предпочел идейную повариху Тосю Кислицы-ну. "Только мастерство режиссера и наша игра помогли поверить, что такое возможно", - говорит Светлана

Наверное, можно. Но, понимаете, это же не значит, что я выхожу и говорю: "Посмотрите, я королева". Ощущение должно быть внутренним. Когда я изучала жизни наших российских императриц, я поняла, что все они вели себя, как ни странно, довольно просто и понятно для людей любого уровня. Но в каждом их жесте, в каждом слове и взгляде сквозило достоинство, это очень важно. Посмотрите на полячек - они все считают себя первыми красавицами и королевами и ведут себя соответственно. Вот, например, Собчак. Говорят, она тоже наполовину полька. Вы не слышали об этом? Как она себя ведет, с каким достоинством умеет говорить, тонко отвечать на хамство. И вторая нация, где женщины чувствуют себя королевами, - это евреи. Они считают себя богоизбранным народом, и там культ женщины. Я в архивах, в дневниках драматурга Евгения Шварца, вычитала его слова о том, что женщина-еврейка ведет себя так, словно вокруг нее вертится весь мир. И даже когда она с тобой говорит мило и ласково, она считает, что делает тебе подарок.

В этом году у вас бриллиантовая свадьба с Анатолием Михайловичем. Расскажите, как можно так полюбить человека - раз и на всю жизнь.

Режиссер Светлана Дружинина в работе строга, и даже ее мужу Анатолию Михайловичу Мукасею, одному из лучших операторов страны, снявшему "Берегись атомобиля", "Большая перемена" и почти все картины жены, включая "Гардемаринов" и "Тайны дворцовых переворотов", приходится ее слушаться

Так получилось. (Смеется. ) У меня было много поклонников, и даже в правительстве. Но почему-то меня тянуло к длинному тоненькому оператору, с которым мы вместе играли в волейбол, были капитанами. Мне было интересно с ним. Анатолий Михайлович снимал мои черно-белые портреты, а я же в те времена была уже звезда! При этом головокружения от успехов у меня не было. Мне ведь еще Андрей Тарковский говорил: "Свет, ты талантливый человек, но ты никогда не достигнешь вершин славы. Потому что у тебя отсутствуют два качества, необходимых для этого: тщеславие и корысть".

В любви вы не рассчитывали?

Никогда! Один член правительства невероятно нежно ко мне относился, но мне с Анатолием Михайловичем было интереснее. Это потом я узнала, что его родители - разведчики... А тогда родители сказали: "Женитесь!" - и я крепко призадумалась. Помню, села в трамвай и всю дорогу соображала: "Вот сейчас мы встречаемся, нам вместе хорошо, но если мы поженимся, мы же будем все 24 часа вместе. Какой ужас!" И вдруг как взрыв произошел в голове: "Ведь он же - оператор, у него свои картины, у меня - свои. Мы будем работать отдельно, а вечером дома рассказывать друг другу, как провели день". И я сказала: "Да!"

Самое главное - не оскорблять друг друга, не унижать. Не бить по больным точкам. Эти трещины потом будут расти дальше. Все пары проходят через одни и те же испытания. Но вопрос, какие выводы они делают, способны ли забыть и идти вместе дальше? Вот у йогов есть прекрасная теза о том, что у человека глаза не случайно впереди, а не на затылке. Смотрите всегда только вперед! И умейте прощать друг друга.

Вчера, рассказывая про Андрюшу и "Колдунчики" (московскую группу 80-ых) , нельзя было не вспомнить про Колю Данелия и Толика Мукасей.

(слева направо: Сталкер, я, Слава Пьянов, Толик Мукасей (с саксофоном), Илья Грачев)

Как познакомился с Мукасеем уже не помню. Скорей всего через Андрей Иваныча. Мы с Толиком и с Грачевым сразу стали играть музыку и потому к нам уже примкнул сам Андрюша и образовались "Колдунчики". Как только мы начали играть, Толя привел меня к Коле Данелия в его квартиру на Аэропорте. Коля сын Георгия Данелия и Любови Соколовой. А Толя - сын актрисы Светланы Дружининой и оператора Анатолия Мукасея, внук известных теперь уже разведчиков. То есть, как познакомились Толя с Колей объяснять не надо.

Колина квартира на Аэропорту, место встреч и репетиций. Но когда Коля переехал на Ботанический Сад, все стали приходить ко мне в мастерскую на Площадь Борьбы. В этой мастреской мы с отцом работали с 76 по 92 год. 6-ой чердачный. Огромное полукруглое окно выходило на сквер, на ул. Достоевского, на больницу, в которой работал отец Достоевского и родился сам Достоевский и на морг, который был на углу Октябрьской и Достоевского. Все время из мастерской мы наблюдали похороны. После того, как я оттуда уехал, в сквере поставили памятник Веничке Ерофееву, видимо за всю выпитую в моей мастерской водку. Странно, что не поставили памятник мне.

Короче, мы сдружились. Играли музыку, рисовали. Можно сказать, курили сигареты, пили чай.

Любили всякие хулиганские выходки, описанные рашьше: . А так, приличные ребята. Толик с Колей - вообще золотая молодЕшь. Кстати, и у одного и у другого - прекрасные родители, по крайней мере ко мне относилист вполне дружелюбно.

Однажды я сбежал в Питер. Тусовался с Булычевским, ходил с ним по его делам на Сытный рынок. Сидим как-то на Сытном под прилавком, выпиваем. Смотрю из-за угла шпионская голова со свисающей на лицо соболиной лапкой. А за ней голова Кати Филипповой в черных очках. Нашли меня. Толя, как никак, внук известно кого.

С Толиком мы больше занимались музыкой, сочиняли песни (в частности "Проявочную", умышленно-забытую ). Коля был больше до девушек охоч. Приезжаю к нему в Ботанический сад, звоню, дверь открывает абсолютно голый Коля: "Заходи!" Захожу, мне неловко. А в комнате сидит полностью одетая девушка. Они, видите ли, кофе пьют.

А Толик вообще любил заставать Коляна во время его уединения с девушками. Он влазил к нему в окно через балкон в доме на Ботаническом Саду, с вопросом: чем это вы тут занимаетесь?!!! Все девушки страшно пугались.

Вот и тогда он влез к Коле в окно и уведел, что Коля мёртв. Вызвали милицию. Толю тут же арестовали, потом были долгие выяснения и проч.

Ну что. А мы продолжали рисовать, пить вино, играть музыку. Как-то летом мы работали с Андрюшей Самохиным и Толиком на моем объекте во Фрязино. Клали на стену мозаику. В сентябре Толик уехал в Печорский монастырь. Я не знаю, как и что, но слава о нем ходила дурная. Говорили, что там умеют пресовать людей. Толик вернулся, не буду говорить, что другим человеком, но как-то помрачнел. И с ним оттуда приехал какой-то чел. Кто такой, никто (в нашей компании) не знал. Зимой у Толика родился ребенок. Это я хорошо помню, и очень хорошо помню, как погиб Толя.

Вчера, по волнам моей памяти, стали мы с Юлей рыскать по интернету в поисках хоть каких-то данных. Ничего про Анатолия Мукасея не нашли. Проблема в том, что его знаменитый отец - кинооператор, тоже Анатолий Мукасей. К тому же весь интернет забит свежими статьями о его дедушке с бабушкой: легендарных разведчиках, Зефире и Эльзе www.rian.ru/society/20080819/150501749.h tml . Много всего про маму, актрису и режессера Светлану Дружинину. Есть про младшего брата Мишу. А про Толика - ничего. Ни в одной биографии не указывается, что у Светланы был старший сын. Как будто и не было мальчика.

И это было понятно, почему так. Смерть Толика не была какой-то постыдной для семьи. Нет. Она просто была очень странной. И страшной. А в этой семье умеют хранить тайны и скрывать что-то очень важное.

А потом мы нашли про его сына, Данилу. И там впервые говорится, кто его отец. И то, что отец погиб в автомобильной катастрофе.
Даниил очень похож на Толю. Очень. Видно, ему так легче было расти, думая, что отец погиб в аварии: www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/26349/b io/

П.С. У меня в мастерской хранятся портреты, которые я писал: и Толи, и Коляна. Знаю, что очень много фотографий друзей было у Сережи Смакова. Но Серёжа тоже уже мёртв.

Об актрисе, режиссёре и сценаристе Светлане Дружининой можно писать книги, а не то, что короткие публикации, так много событий и свершений в её жизни. Сегодня давайте опустим её творческую биографию и остановимся исключительно на личной жизни этой талантливой женщины. Уже скоро 60 лет исполнится их браку с оператором Анатолием Мукасеем, который является и отцом двоих детей Светланы Дружининой .

На фото - Светлана Дружинина со старшим внуком Даниилом

Сама режиссёр вспоминает, что самым светлым воспоминанием из семейной жизни стал день, когда родился старший сын Анатолий, названный в честь отца. Именно в этот день её муж, который должен был находиться в командировке, всеми правдами и неправдами всё же оказался под окнами роддома, в котором родился их первенец. К сожалению, со старшим сыном в семье Светланы Дружининой и Анатолия Мукасея связана настоящая драма. Будучи очень одарённым и творческим человеком, художником он всё же не избежал участи многих представителей богемы - стал излишне увлекаться алкоголем и травкой. Сын Светланы Дружининой пытался взять себя в руки. Трагическая случайность оборвала его жизнь в самом расцвете в 1978 году. Он успел жениться и подарить родителям внука Даниила. Из-за того, что мать мальчика тоже умерла, он с 7 месяцев воспитывается бабушкой и дедушкой. Сейчас он уже взрослый и освоил профессию монтажёра, что позволяет ему часто работать с родными над картинами.

На фото - Светлана Дружинина, Анатолий Мукасей и их сын Михаил с женой Екатериной

Младшему сыну Светланы Дружининой уже 49 лет. Окончив ВГИК, он уже долгие годы, как и отец, работает оператором. Михаил Мукасей успел попробовать себя также в качестве клипмейкера и продюсера. Что же касается личной жизни, то на сегодняшний день он уже 3 года счастлив в браке с Екатериной Гамовой, известной волейболисткой. Она - далеко не первая жена сына Светланы Дружининой. От первых двух неудавшихся браков подрастают двое детей - сын Максим и дочь Елизавета. Тем не менее, родители супруга очень тепло относятся к новой невестке. Режиссёр считает, что научиться вовремя отпускать своих детей - залог счастливой жизни и для родителей, и для отпрысков, поэтому с невесткой враждовать даже не пыталась. И это приносит свои плоды - семьи невероятно близки и достаточно тесно общаются. Светлана Дружинина и её супруг искренне надеются, что трое внуков - это ещё не предел, и новоиспечённые муж и жена подарят им ещё хотя бы двоих - мальчика и девочку. В то же время, знаменитым бабушке и дедушке уже впору ждать и правнуков от старших внуков.
Тоже интересно.

Светлана Сергеевна Дружинина москвичка. Она родилась и выросла в Марьиной Роще. Детские годы будущей актрисы и режиссёра были не безоблачными, зато яркими и насыщенными событиями. Мама Анна Даниловна Мызникова – из донских казаков. Отца Сергея Ивановича Дружинина Светлана Сергеевна помнит смутно. Папа ушел на войну, когда ей не было и 6-ти, и погиб под Смоленском.


Мама Светланы Дружининой в послевоенные годы трудилась воспитательницей в детском саду и тянула хозяйство на своих плечах. Семья жила в маленькой коммуналке. А возле дома размещалось три кладбища. Актриса вспоминает, что в детстве всех ребят брили наголо, чтобы уберечь от вшей. И носились лысые девочки и мальчики по этим кладбищам стаями.

Когда Дружининой исполнилось 11 лет, она очутилась в группе цирковых акробатов. Но когда цирк засобирался на гастроли, Светлана тоже изъявила желание гастролировать. Помешала мама. Она просто закрыла дочь на замок. Так завершилась цирковая биография Светланы Дружининой и началась балетная.


В период отдыха Светланы в пионерском лагере она познакомилась с внучкой самой Айседоры Дункан. Девочка училась в хореографическом училище при Большом театре. По возвращении из лагеря Светлана тут же отправилась поступать в училище. Поступить получилось в хореографическое училище Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Одноклассниками Дружининой были Марис Лиепа и Наталья Касаткина. И если бы не серьезная травма руки, возможно, имя Светланы Сергеевны Дружининой тоже стояло бы в ряду со звёздами балета. Но на беду, а для поклонников актёрского и режиссёрского таланта Дружининой – на счастье, она как балерина не состоялась. Зато длительные занятия балетом оставили замечательный след на осанке и фигуре артистки.


Пока заживала рука, Светлана Дружинина нашла другое занятие. Она попробовала себя в качестве ведущей вечеров, которые организовывались в Концертном зале имени Петра Чайковского. Они были примечательны тем, что транслировались по телевизору. Красивую девушку приметило руководство Центрального телевидения. Ей предложили вести первые выпуски КВН. Светлана приняла предложение и вместе с Михаилом Державиным была первой ведущей КВН.

Фильмы

Кинематографическая биография Светланы Дружининой началась в 20 лет. Статную девушку, умеющую хорошо держаться перед камерой, увидел режиссёр Самсон Самсонов. Он как раз подыскивал актёров для своей новой картины «За витриной универмага». Так Дружинина получила свою дебютную роль в кино. Она сыграла красавицу-продавца одного из отделов универмага, в которую влюбился лейтенант милиции – герой Анатолия Кузнецова.


Первая роль, хотя и была ролью второго плана, принесла начинающей актрисе известность. Но Дружинина, наблюдавшая за работой киноартистов, вдруг поняла, что необходимого опыта у неё нет. Поэтому отправилась поступать в театральный вуз. Выбрала ВГИК. Здесь она несколько лет постигала секреты актёрского ремесла в мастерской Бориса Бибикова.

На одном курсе с ней учились будущие звёзды отечественного кинематографа Леонид Куравлев и Софико Чиаурели. Все они стали известными артистами ещё в период обучения. Например, Светлана Дружинина защищала диплом в 1960 году, имея в своём творческом багаже 5 ролей.


Вторая звёздная роль досталась актрисе в ленте Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове», вышедшем в 1957 году. Мелодраму о любовном треугольнике, героями которого оказались персонажи Дружининой, Майи Менглет и Вячеслава Тихонова, смотрела вся страна.

Светлана Сергеевна сыграла председательскую дочь, красавицу Ларису, от которой муж ушёл к приезжей городской девушке Тоне. Кинодрама, в которой впервые прозвучала песня «Парней так много холостых на улице Саратова», вмиг стала хитом.


Ещё одна звёздная роль была сыграна Светланой Сергеевной в 1961 году. На экраны вышла любимая всеми поколениями зрителей романтическая комедия Юрия Чулюкина «Девчата». Образ красавицы Анфисы, по образному выражению одного из героев ленты – «жар-птицы», укрепил всесоюзную славу Дружининой. Это ещё один хит отечественного кинематографа, вошедший в его золотой фонд.

По большому счёту, эти три роли оказались главными и любимыми для многих поколений зрителей. Светлана Дружинина снималась до середины 1960-ых. Но именно в этот период Дружинина поняла, что ей больше хочется не сниматься, а снимать самой.

Режиссёр

Поступление Светланы Дружининой на режиссёрский факультет ВГИКа было неожиданностью для её коллег. В кино у актрисы дела шли замечательно. Она снималась в двух картинах одновременно. Слава после «Девчат» была ещё свежа. Поэтому уход успешной артистки в режиссуру поняли не все. Тем не менее, Светлана Сергеевна успешно сдала экзамены и оказалась в мастерской Игоря Таланкина.


В 1969 году Дружинина защитила диплом своим дебютным фильмом «Зинка». Молодого режиссёра охотно приняли на работу в «Мосфильм». Первая серьёзная работа Светланы Дружининой – художественный фильм «Исполнение желаний». Он вышел на экраны в 1974 году и был экранизацией романа Вениамина Каверина. А через 2 года появилась картина «Свадьба», снятая режиссёром по мотивам произведения Дмитрия Холендро.

Фильмы Дружининой выходили один за другим. Их популярность, как и мастерство режиссёра, росли стремительно. «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка» пользовались громадным успехом у зрителей. В картинах Светланы Сергеевны с удовольствием снимались , и множество других звёзд советского экрана.


Но настоящая, оглушительная слава пришла к режиссёру в 1988 году после выхода сериала «Гардемарины, вперёд!». Созвездие задействованных актёров, таких как Иннокентий Смоктуновский, Ольга Машная и Татьяна Лютаева, отличный сценарий, над которым потрудились Юрий Нагибин, Нина Соротокина и сама Светлана Дружинина, прекрасная музыка и переплетающиеся истории любви главных героев превратили ленту в настоящий хит. Длительное время «перебить» рейтинги фильма не мог ни один проект, выходивший на экраны.


С 1994-го Светлана Дружинина взялась за следующий проект: сериал «Тайны дворцовых переворотов», в отличие от истории гардемаринов, основанный на реальных событиях 18-го века. Дворцовые заговоры, сменявшие друг друга на престоле императрицы, интриги и перевороты – вот основа сюжета многосерийной ленты. Экранизированная история России «смутного периода» тоже была тепло принята зрителями. К концу 2014 года Дружинина сняла 8 из 12 фильмов сериала.

Личная жизнь

Со своим будущим мужем Анатолием Мукасеем Светлана Дружинина познакомилась, когда училась на режиссёрском факультете. Анатолий тоже был студентом, но на операторском. Они встретились случайно, во время игры в волейбол. Дружинина была капитаном женской сборной вуза, Мукасей – мужской. Их называли «два капитана». Разгоревшийся роман окончился браком. Настолько крепким и успешным, которых в мире кинематографа можно перечесть на пальцах одной руки.


В этом союзе родилось двое сыновей. К сожалению, старший, Анатолий Мукасей, трагически погиб в 1978 году. И если бы не крепкое плечо рядом, кто знает, как пережила бы эту трагедию Светлана Дружинина. У Анатолия после гибели остался маленький сын Даниил. Через какое-то время не стало и его мамы. Поэтому бабушка и дедушка стали для него родителями.

Младший сын Светланы Дружининой Михаил Мукасей пошёл по родительским стопам. Он успешный кинопродюсер и кинооператор.


Светлана Дружинина говорит, что муж ей послан Богом. А главное в её жизни всё же не любимая работа, а семья. Со своим мужем Анатолием Мукасеем у неё сложились партнёрские отношения. Никто в их семье не претендует на первенство и не «давит» авторитетом. Хотя заслуги, и немалые, имеются у обоих.

Анатолий Мукасей знаменит своими операторскими работами. Он снял такие шедевры киноискусства, как «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля» ; «Нос», «Чучело» и другие картины Ролана Быкова, любимый миллионами сериал «Большая перемена» и двухсерийный кинохит «По семейным обстоятельствам». Кроме того, Анатолий Мукасей снял все фильмы своей супруги.

Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей познакомились в юности, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь вместе. Сами супруги шутят, что и шансов расстаться у них не было, ведь за прочность уз их брака отвечали настоящие советские разведчики: после свадьбы родители Анатолия Мукасея учили молодоженов культуре семейных отношений на традициях своей семьи.

Счастье Светланы Дружининой

Светлана родилась в декабре 1935 года. Она пережила сложное детство — военное, голодное, тревожное. Папа будущей актрисы погиб на фронте. Маленькая Светочка с мамой, вернувшись из эвакуации, узнали, что их квартира занята. Светлана ночевала в церкви, у звонаря ее дедушки-священника, а мама каждый день ходила по инстанциям, чтоб получить какое-то жилье.

Потом была Марьина роща, где им дали комнату в коммуналке. Счастьем был даже маленький кусочек хлеба, который продавщица давала на довесок, или кусочек сахара, украденный в школьной столовой. Конечно, если тебя не поймали с поличным. А еще счастьем было море, куда ее отправили как-то летом, уже во время обучения в училище. Она любит его до сих пор, чувствуя себя счастливой в прозрачной чистой воде, вдыхая непередаваемый аромат глубин.

В 1946 году вчерашняя школьница поступила в цирковое училище, а через год перешла в хореографическое училище при Московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Во время обучения она успела сняться в киноальманахе «Фитиль», где играла скрипачку, сбитую пьяным водителем. Ассистент режиссера нашла ее прямо в училище и настойчиво пригласила на пробы.

Но даже после съемок Светлана не собиралась бросать балет. Она любила свою будущую профессию и уже видела себя на сцене Большого театра. Но после травмы ей пришлось забыть о карьере балерины. На выпускном вечере она была ведущей, потому что танцевать уже не могла.

Светлана Дружинина в фильме «За витриной универмага». / Фото: www.1001material.ru

По счастливой случайности в прямой трансляции с выпускного вечера ее увидел режиссер Самсон Самсонов. И уже на следующий день режиссер прислал ей сценарий «Каменного сердца» (который позже переименуют в «За витриной универмага») для ознакомления. Светлана Дружинина помнила, сколько сложностей было во время съемок в киноальманахе, как сильно она потом болела, потому что простыла. Но ее соседи по коммунальной квартире прочли сценарий и общим советом постановили, что сниматься ей надо. В конце съемок она поступила во ВГИК. Именно там и решилась вся ее дальнейшая судьба.

Счастье Анатолия Мукасея

Михаил и Елизавета Мукасей — советские разведчики. / Фото: www.vz.ru

Его родители были разведчиками-нелегалами — Михаил и Елизавета Мукасей. Мама подавала большие надежды, была студенткой и перспективной ассистенткой академика Павлова, когда встретила своего будущего мужа-разведчика. В 1934 году родилась их дочь Элла, а в 1938 – Анатолий. Через год после рождения сына семью спецслужбы отправили в Лос-Анджелес, где отец служил вице-консулом, а мама стала его секретарем.

В Америке семья общалась со многими знаменитостями, которые бывали в их доме, в том числе с Чарли Чаплиным, Уолтом Диснеем, Дугласом Фербенксом, Сергеем Рахманиновым, Мэри Пикфорд.

После возвращения в Советский Союз чета Мукасей с детьми обосновалась в Москве. Когда над отцом нависла угроза ареста, он с помощью разведчика Александра Короткова был перевезен в Польшу. Через некоторое время маме предложили к нему присоединиться, она изучила радиодело и стала тоже разведчицей.

Долгие годы Элла и Анатолий Мукасей видели родителей раз в несколько лет, когда кто-то один из них приезжал навестить семью. Счастьем было найти дома записочку или письмо от мамы и папы. Михаил Мукасей отвечал за связь, через него и Елизавету многочисленные агенты передавали свои сведения в Центр.

Анатолий и Элла уже были студентами ВГИКа, когда в очередной раз приехала мама. Они втроем отправились в Гагры, где отдыхали на даче Сталина. Там увидели фильм «За витриной универмага», где снималась Светлана Дружинина. Именно тогда, услышав, что главная героиня фильма маме понравилась, он сказал, что женится на ней.

Судьбоносная роль волейбола

Они оба были капитанами волейбольных команд ВГИКа, Светлана — женской, а Анатолий – мужской. Когда в нее на площадке влетел волейбольный мяч, первое, что она увидела после удара – огромные импортные кеды. Так она познакомилась с братом своей подруги Эллы. Девушки уже дружили, проводили вместе много времени, и Светлана стала бывать в доме подруги и ее брата.

Он был кинооператором, а она – актрисой и неизменной моделью всех его проб. Несмотря на небольшую разницу в возрасте, они как-то очень быстро почувствовали родство душ и стали встречаться. Родителям Анатолия стали звонить знакомые и рассказывать, что он встречается с женщиной старше себя. Но разве могло это остановить двух влюбленных?

Когда Элла Мукасей собралась замуж, в Москву приехали родители. Тогда Анатолий познакомил родителей со Светланой. И Михаил Исаакович предложил сыграть двойную свадьбу, потому что Светлана родителям понравилась. Они сразу поняли, что Светлана станет их сыну хорошей женой. Светлана, подумав, согласилась. Пышную свадьбу отпраздновали в ресторане «Прага».

Семейные традиции

Поначалу молодожены частенько ссорились по любым мелочам. Но на помощь тут же приходили родители молодого мужа. Отец Алексея приезжал к ним домой, старательно разбирал и анализировал их проблему до тех пор, пока все не приходили к общему знаменателю.

Мама Анатолия была для Светланы примером во всём — она училась у неё манерам, стилю, поведению. По её словам, свекровь и свекор были удивительными, мудрыми и интеллигентными людьми.

Со временем Светлана и Анатолий все же научились терпимо и с уважением относиться к привычкам и потребностям друг друга. В 1958 году родился их первый сын Анатолий, в 1966 году – Михаил.

Брак Светланы и Анатолия прошел множество испытаний. В 1978 году погиб их старший сын. Супруги помогли встать на ноги своему внуку Даниилу, который теперь помогает своим знаменитым дедушке и бабушке монтировать фильмы. Младший сын, Михаил, пошел по стопам родителей и стал кинооператором и кинопродюсером.

На съемочной площадке жена режиссер и продюсер, а дома — заботливая супруга. / Фото: www.gardemariny.narod.ru

Когда в 90-е годы почти перестали снимать кино, Анатолий Мукасей страдал от невостребованности. Светлана придумала проект и сама очень быстро написала сценарий «Тайны дворцовых переворотов» — у супруга снова появилась интересная работа.

Светлана и Анатолий вот уже 59 лет считают свою семью настоящим тылом, тихой гаванью, источником сил, вдохновения и любви.



Loading...Loading...