Осенние игры на руси. Старинные народные игры для детей

Трудно переоценить значение игр для людей, причем это не зависит от возраста, ведь с большим удовольствием играют и взрослые люди, правда, иногда в более "взрослые", но все же игры. А в нынешний век компьютеров, с его мощной игровой индустрией, папы и мамы подчас проводят за монитором времени не меньше своих любимых чад, с азартом расстреливая полчища зомби, или гоняясь на машине, или создавая очередную виртуальную империю, не говоря уже о бесконечном числе онлайн-игр, заставляющих многих взрослых регулярно заходить в игру так же, как они ходят на работу. Да куда там папы и мамы, если даже убеленные сединой дедушки и бабушки взялись за мышку... А вы говорите дети...
Конечно, компьютерные игры, к счастью, еще не являются синонимом игры для каждого человека, но стремительно отодвигают на второй план игры обычные. Для многих подростков, да и взрослых - лишить их возможности "погамать" - смерти подобно, а вот обойтись без, скажем, футбола во дворе или там бадминтона - да пожалуйста. Не буду пускаться сейчас в размышления о пользе или вреде компьютерных игр и куче сопутствующих им "болячек" - упомянула о них только потому, что многие справедливо считают компьютерные игры "убийцами" игр подвижных, тех самых, что способствуют здоровому развитию человека.
Но давайте представим на одно мгновение, что не станет компьютерных игр - куда пойдете? Большинство в холодном поту постарается отогнать от себя эту мысль о конце света, но все же... во двор, на улицу и вернемся к мячам, догонялкам, пряткам и другим прелестям докомпьютерной эпохи. Вы можете сказать, что автор бросается в крайности, дескать, можно совмещать - да, можно, но, к сожалению, в большинстве случаев невиртуальным играм остались второстепенные роли.
А если вспомнить наших далеких и даже не очень далеких предков, то в их жизни игры имели огромное значение, воспитывая качества, необходимые в повседневной жизни и прочно вошедшие в жизненный уклад народа. Конечно, были игры для самых маленьких, в них и сейчас играют с малышами заботливые мамы и бабушки - "сорока", "ладушки" и многие другие - они помогали развивать у карапузов движения рук, внимательность, "точность" пальчиков. Этих игр мы касаться не будем, а поговорим о тех, в которые играли с большим удовольствием на все "от мала до велика".

На Руси, как и у любого другого народа, игры были любимы во все времена - они отличались огромным разнообразием, девичьи и мужские, подвижные и нет. Игры отражали дух народа, его историю и занимали важное место в жизни людей. Выполняя свою главную роль - развлечения, игры несли большой социальный смысл, способствуя живому общению людей, и оставались основным средством физического воспитания, развивая силу, ловкость, скорость, меткость и другие качества. А теперь вычеркните "социальную" и "физическую" составляющие и Вы получите... современных "гамеров". Возможно, это и дает повод врачам говорить о деградации физических и умственных способностей подросткового поколения в наше время, и, к примеру, как доказательство последнего приводить рост количества троллей в различных социальных сетях.
Но вернемся к играм народным, традиционным. Иногда приходилось слышать, что виновником забвения старых игр стал... футбол, вытеснивший с улиц прежние игры. Очень странное и спорное суждение. Из бесед с людьми не очень старшего поколения, я бы даже сказала среднего, можно сделать вывод, что футбол прекрасно уживался с традиционными народными играми, и что примечательно, правила этих игр зачастую не отличались от тех, по которым играли наши далекие предки. Оказалось, что на переменах мальчишки с удовольствием играли в "чехарду", а во дворах и на улице в "ножички", которые так близки старым "свайке" и "тычке". Девочки водили "ручеек", живо напоминающий хоровод "Заплетися, плетень." А как дружно носились по улице в "горелки", то есть в самые разные "догонялки". И не только на улице, но даже и в квартирах резвились в "жмурки". Играли даже в "бабки", только зачастую вместо костей использовались разные предметы, вплоть до монет и металлических крышечек от бутылок. Причем эта игра в своих разновидностях так прочно вошла в обиход мальчишек, что играли и на деньги, что придавало дополнительный азарт этой древней игре.
К сожалению многие из этих озорных и веселых игр незаслуженно забыты - о них мы и расскажем дальше.

Происхождение этой игры уходит корнями в глубь веков. На древнеегипетских рисунках можно найти изображения людей и богов, играющих в "бабки", а документальные подтверждения об игре появляются в Древней Греции, где игра получила название "астрагалос". Затем ее переняли римляне, а от них уже игра распространилась по всей Европе. Что же это за игра и откуда она получила такое название?
Бабкой называли первую фалангу пальца копытных животных. Кости обваривали в кипятке и сушили. Они отличались по размерам - самые крупные использовались, как "биток" - кость для бросания. В более поздние времена в биток иногда заливали свинец. Материал бабок, кстати, дал название широко известным до сегодняшнего дня игральным костям.
Основное правило игры состояло в том, чтобы, метая биток, сбить бабки других игроков и забрать их себе. Сшибленные бабки клали в свою казну - за пазуху, карман, в шапку - после игры их оставляли себе и продавали или меняли на что-то. Разновидностей игры существовало несколько и отличались они в основном расположением бабок на земле, способом "конания", то есть выбора начинающего, и способом броска битка. Разбирать все разновидности мы не будем, но упомянем лишь о трех, наиболее знакомых до настоящих дней, с той лишь разницей, что вместо костей использовались другие предметы, о чем мы упоминали выше.
"Плоцка". При игре в плоцку играющие располагали по две бабки, каждая такая кучка называлась "гнездом". Метали биток строго по очереди, для определения которой собирали все битки перед игрой и швыряли на землю, определяя очередность в зависимости от того, как далеко и каким боком легли кости. Начинающий бросал свой биток в гнезда, если попадал, то забирал сбитые бабки себе, если промахивался, то добавлял пару своих бабок к уже лежащим на земле, и так по кругу пока не останется ни одной бабки.
"Кон". Кон отличается лишь тем, что бабки складываются друг на друга, по этим правилам зачастую играли и монетами вместо бабок и было необходимо броском одной монеты сбить столбик сложенных на земле монет.
Следующая разновидность игры в бабки, вероятно, тоже знакома многим - это "пристенок" . Бабкой ударяли о стену так, чтобы приземлившись на землю, она коснулась чужой бабки или упала на расстоянии пяди, т.е. расстояния между кончиками растянутых большого и указательного пальцев руки. Это называлось чоканием, а игрок, совершивший такой бросок, забирал чокнувшиеся бабки себе. Играли и монетами - в фильме "Уроки французского" есть сцена игры в "пристенок" на деньги.
Вообще, стоит отметить, что игра бабками как раз и дала толчок использованию вместо костей монет.

Название игре дал инструмент, представляющий из себя заостренный металлический стержень с массивной головкой на конце и по виду похожий на гвоздь больших размеров. Весить свайка могла до 4-5 фунтов (до 2 кг). Игра в свайку была широко распространена на Руси в древности и была любимой забавой не только детей. Возраст этой игры определить достаточно трудно, но упоминание о ней можно найти в древних русских былинах. К примеру, в былине 12 века о Ставре Годиновиче, где жена его, Василиса Микулична, говорит мужу: "А доселева мы с тобой в свайку игрывали: У тебя де была свайка серебряная, А у меня кольцо позолоченное." Конечно же, слова Василисы были намеком на супружесткие отношения, ведь свайка и кольцо были у древних славян образом мужского и женского начал, что даже дало рождение русской поговорке "именье идет не в кольцо, а в свайку", но это дает основания считать, что игра имеет достаточно древнее происхождение. Археологические находки подтверждают существование игры уже в 16 веке. К этому же периоду относится и документальное подтверждение самого известного случая игры - гибели царевича Дмитрия в 1591 году, который, по словам очевидцев, "тешился сваею в кольцо".
В чем же заключалась игра в свайку? Правила были достаточно просты. На земле клали кольцо и игроки должны были, взяв за острие свайки, метнуть ее так, чтобы та воткнулась в землю, пройдя через кольцо. Метали свайку по очереди. Удачные броски считались "пирогами" и игра велась до определенного числа, оговариваемого игроками заранее. Бросок в середину кольца измерялся в три пирога. Самым же ценным броском считался такой, при котором свайка втыкалась в землю и при этом отбивала кольцо в сторону. Расстояние от свайки до кольца мерили пядями и по числу пядей засчитывали "пироги" за бросок. Если свайка втыкалась в землю, задев кольцо, но не попав в середину и не отбив его, такой бросок засчитывали за один пирог. Глубоко всаженная в землю свайка называлась редькой, а бросок такой - "засадить редьку". Если свайка уходила глубоко в землю шляпкой, то бросок назывался "репой" и вытаскивать такую свайку было довольно тяжело. Промах называли "ляпа". Игрок, сделавший ляпы несколько раз подряд, выбывал из игры и обязан был подавать ее другим игрокам до тех пор, пока его не сменял другой промахнувшийся. Над "подавальщиками" всячески подшучивали и посмеивались.
Игрок, набравший большее число пирогов, считался победителем. Он садился верхом на игрока с наименьшим числом и, сидя верхом, вбивал несколько раз подряд свайку в землю. Проигравший обязан был вытащить свайку и подать ее победителю, причем иногда оговаривали, что вытаскивать свайку из землю надлежит зубами.
От игры в свайку произошла игра "в тычку" . Для игры использовали нож, держа который за острие, нужно было воткнуть его в землю. Существовало много ее разновидностей. Самый ранний вариант игры отличался достаточной простотой. На земле чертили линию, играющие отходили и метали нож так, чтобы он воткнулся в землю за чертой. Чей нож втыкался дальше всех, тот и считался победителем. Позднее игру разнообразили, придумывая различные способы держать нож и виды бросков, что в конце концов превратилось в известную до нынешних дней игру в "ножички".

Игра в кости имеет давнюю историю и происхождением своим она обязана гаданию на косточках животных. Неизвестно, кто придумал эти костяные кубики, но археологами в Месопотамии были найдены нарды, возраст которых датируется пятым тысячелетием до нашей эры. Первое упоминание об игре в кости мы находим у греков, которые заслугу изобретения игры приписывали лидийцам. А Софокл утверждал, что греков научил играть в кости герой Троянской войны Паламед. Так или иначе, но от греков игра попала к римлянам, где приобрела четы исключительно светского развлечения. После падения Рима игра в кость распространилась по всей Европе, несмотря на противодействие христианской церкви.
В средневековой Европе игра приобрела огромную популярность и постепенно превратилась в азартную, т.е. игру на деньги. В отличие от Европы, где игрой в кость увлекалась знать и даже духовенство, в России игра была распространена среди простого народа и была особенно популярна в 16-17 веках. Называлась она "зернь" и суть игры была проста - бросить кости так, чтобы набрать большее число. Были в этой игре и мастера своего дела, которые в любой момент могли бросить кости так, чтобы они упали нужной им стороной.
Игра в зернь на Руси преследовалась повсеместно: игроков надлежало наказывать, а сами кости уничтожать. Тем не менее зернь прочно вошла в обиход народа и долгие времена служила не только, как игра азартная, но и как предмет домашнего досуга.

"Чехарда", или правильнее "Чекарда", пришла к нам от монголов в 13-14 веках, о чем и говорит ее название, происходящее от татарского "чикерткә" - кузнечик. Сама суть этой игры выразительнее слов говорит нам о ее происхождении, ведь монголы были искуснейшими наездниками. Посудите сами. Игроки делятся на две половины и конаются, т.е. определяют кому быть нагнувшимися. Затем один из них, нагнувшись, встает к стене и упирается в нее головой, позади него встает другой в таком же положении, но держа голову под мышкой первого и так все игроки, кому по жребию выпало стоять у стены. Другая половина игроков друг за другом вспрыгивают верхом на стоящих у стены, при этом они не должны ни за кого и на за что держаться руками. Когда запрыгнут все, то последний запрыгнувший командует "Чекарда, ярда!" и сидящие верхом должны соскочить на землю. Если при запрыгивании и соскакивании никто не упадет, то все повторяется, в обратном же случае игроки меняются местами.
Есть и более простой вариант игры, когда игроки поочередно перескакивают друг через друга. Ставший первым нагибается и ждет пока через него перепрыгнут все идущие за ним. Таким образом переместившись в конец, игрок уже в свою очередь начинает перепрыгивает через нагнувшихся впереди. И так до бесконечности. Кстати, этот вариант игры послужил причиной происхождения переносного значения слова "чехарда" - частых изменений в чем-либо, создающих путаницу и неразбериху.

Горелки есть не что иное, как беззаботное и веселое бегание, повод порезвиться. Игра в основном была девичья, но часто в нее принимали и юношей. Дети более младших возрастов играли все вместе. Игра состояла в следующем. Собравшиеся становились в круг попарно. Какую-то одну девушку ставили в центре круга "гореть". Как только девушки из круга начинают разбегаться в стороны, причем делать они должны это попарно, т.е. взявшись за руки, стоявшая в середине бросается их догонять. Если "горевшей" удается догнать какую-то пару и коснуться рукой - "разлучить" - то одна из разлученных девушек, становится в круг вместо нее.

Жмурки, как и описанные выше горелки, представляют собой резвую, веселую беготню. В жмурки играли не только девушки, но и дети, а также взрослые молодые люди. Играли в жмурки и на улице, и в доме. В разных регионах России она могла называться по-разному, но суть игры оставалась похожей. Одной из девушек, а выбирали наиболее изворотливую, ловкую и резвую, завязывали глаза и отводили к стене. Ей отводилась роль слепого козла. На ее стуки в стену сбегались остальные девушки и начинали хлопать ее ладонями по спине и спрашивали, переменив голос: "Афанас, не бей нас; Афанас, ходи по нас". В Малороссии имя Афанас заменяли на Апанас, что, собственно, разное звучание одного имени.
После того, как козел развернется, девушки разбегались во все стороны, а козел должен был ловить их с завязанными глазами. Во время игры разбежавшиеся постоянно дразнят козла, шутят над ним, хлопают в ладоши или по спине козла. Когда удавалось поймать кого-то, то пойманная сменяла козла. Если же долго не удавалось кого-то поймать, то уставшего и запыхавшегося козла могли сменить из одного сожаления к нему.
В некоторых областях козел должен был угадать имя пойманного, и если ему удавалось правильно назвать по имени, то они менялись местами. В противоположном случае козел продолжать ловить дальше.

Новое – это хорошо забытое старое, известная истина. Незаслуженно забытые старые игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные стратегии и «экшн». Они подарят вам спортивный азарт, возможность проявить ловкость и смекалку в реальной жизни, а не на экране монитора. Кроме того, у вас есть заманчивая перспектива стать чемпионом двора по городкам или бабкам!

Освойте старые игры и предложите их своим друзьям. Удачи вам!

Чиж

Понадобятся чиж и две палки. Чиж – это короткая палочка с заостренными концами. На земле чертят круг диаметром в 1 м – кон, в центре кладут чиж и определяют поле, куда следует направлять полет чижа.

Играют двое. Один из играющих (метальщик) ударяет палкой по заостренному концу чижа, стараясь выбить его в поле (можно сначала подбросить его вверх, а потом вторым или третьим ударом выбить подальше). В случае промаха или если чиж ляжет слишком близко от кона (на расстоянии меньшем, чем длина палки) метальщик может повторить удар, но после третьего промаха меняется с водящим ролями. Второй игрок – водящий – старается поймать чиж на лету или задержать его палкой и с того места, куда упадет чиж, ударом палки забросить его обратно в кон. Метальщик препятствует этому, стараясь отбить чиж и снова направить его в поле.

Если чиж попадет в круг или водящий поймает его на лету, игроки меняются ролями.

Горелки

Участники становятся парами, держась за руки, друг за другом – образуют колонну.

Впереди колонны – водящий. По команде водящего последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один по правую, другой по левую сторону колонны.

Задача игроков – увернуться от водящего и успеть взяться за руки. Если водящему удается поймать одного из игроков, то он вместе с пойманным становится первой парой колонны. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки – они становятся в голову колонны, а водящий начинает игру сначала.

Штандер

Водящему вручается мяч . Игроки собираются вокруг водящего. Водящий подбрасывает мяч вверх и выкрикивает имя одного из играющих.

Названный игрок ловит мяч на лету или поднимает его с земли и старается попасть им в кого-либо из разбегающихся в стороны остальных игроков. Поймав мяч на лету, игрок имеет право крикнуть: «Штандер!» Тогда все участники должны замереть, а игрок с мячом может спокойно прицелиться и запятнать мячом любого.

Пойманный в воздухе мяч дает также право сразу бросить мяч вверх и выкрикнуть имя кого-либо из играющих.

Если тот, кого пытались запятнать, сумеет поймать брошенный в него мяч, он получает право запятнать им другого игрока. Запятнанный выбывает из игры.

Правила игры разрешают замиравшим игрокам, в которых целятся мячом, приседать, уклоняться от мяча, но сходить с места они не имеют права.

Рыбки

Игра напоминает салки, но у нее есть интересная особенность. Участники игры привязывают к поясу полутораметровую нитку с короткой палочкой (рыбкой) на конце. Задача играющих – наловить побольше рыбок, т. е. оборвать побольше волочащихся по земле палочек, наступая на них и, сохранить свою. Игрок, потерявший рыбку, выбывает из игры.

Побеждает тот, кто сумел собрать большее количество рыбок, сохранив свою.

Игра в классики

С наступлением весны, как только сходит с асфальта снег, во дворах и на детских площадках появляются классики. Вспомним некоторые варианты этой старой игры.

На асфальте мелом расчерчиваем (понадобится мел) прямоугольник шириной 1,5 м и длиной 2,5 м. Прямоугольник можно расчертить разными способами.

Участники игры определяют очередность по договору или жребием. Первый играющий становится перед классиками и бросает в первый прямоугольник (1 класс) плоскую круглую биту (бита может быть выточена из бруска железа, можно использовать обычную жестяную коробочку из-под леденцов и т. д.). Затем прыгает на одной ноге в класс и ударом ноги выбивает биту в следующий класс.

Таким образом можно пройти все классы. Можно добавить к прямоугольникам полукруг или другую фигуру (дом, рай, огонь), в которой по условию можно будет встать на обе ноги (например, дом или рай), или напротив, перепрыгнуть ее, не оставляя в ней биту (огонь).

Если бита улетела не в тот класс или игрок наступил на черту, он уступает место следующему игроку. Играя в классики, можно добавлять и придумывать новые правила, способы прыжков, очертания самих классиков.


Бабки

Старая русская игра, напоминающая городки. В старые времена бабки делали из надкопытного сустава домашнего животного, остающегося после варки студня. Биток – самую крупную бабку – заливали изнутри свинцом и использовали в игре как биту.

В наше время костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, а для битка выбрать чурку потяжелее. Бабки ставят на линию кона и выбивают с расстояния 3–5 м.

Играющие делятся на две команды. Перед каждой командой за линией кона в определенной последовательности расставляют бабки – не менее 10 штук. Участники команд стремятся сбить поставленные бабки меньшим количеством бросков.

Для каждой последовательности существуют свои правила: «забор» ставят вдоль линии кона, «гусек» в два ряда перпендикулярно ей. «Забор» можно сбивать с любого конца, но не более двух бабок за один бросок. «Гусек» начинают сбивать с последней от коновой линии пары бабок. Если за один бросок сбито более двух бабок или бабки выбиты не подряд, их ставят на место. Игроки бросают биток по очереди. Побеждает команда, первой выбившая все бабки с кона.

Казаки-разбойники

Некогда очень популярная среди детей дворовая игра. Предварительно играющим надо обговорить границы, в которых можно перемещаться, прятаться – двор, квартал, микрорайон. Затем играющие разбиваются на команды, одна из которых – казаки, а другая – разбойники.

Разбойники разбегаются прятаться, а казаки находят и отмечают место для темницы, куда будут отводить пойманных разбойников. Темницей может быть лавочка, угол двора, песочница или просто место под деревом.

Казаки будут охранять темницу, поэтому она должна быть не слишком большой, но и не тесной. Если игра происходит на сравнительно большом пространстве, разбойники должны помечать свой путь нечастыми метками-стрелками мелом на асфальте.

Казаки выходят на поиск и ловят разбойников. Их задача – найти, догнать, запятнать и отвести в темницу разбойников. Казак отводит разбойника в темницу, держа его за руку или рукав. Пойманный и запятнанный разбойник не должен по правилам игры вырываться. Но если казак случайно разжал руку, разбойник может убежать. Разбойники могут выручать своих товарищей по дороге в темницу – неожиданно подбежать и осалить казака – тогда казак должен отпустить пленного, и оба разбойника убегают. Казак, в свою очередь, может первым запятнать разбойника, пытавшегося освободить пленного. Если ему это удастся, то он приведет уже двух пленных.

Кроме того, разбойники могут освобождать своих товарищей из темницы. Но для этого им надо, миновав сторожа, запятнать самого пленного в темнице. Сторож в это время может запятнать самих освободителей. Для ловли разбойников и охраны, пленных можно разбиться на пары или на группы – это усложнит игру.

Игра заканчивается, когда все разбойники пойманы и находятся в темнице. После этого казаки и разбойники могут поменяться ролями.

Городки

Для игры нужно подготовить биты и рюхи, можно купить (они бывают деревянные и пластиковые). Рюхи изготавливают из круглых деревянных брусков 5 см диаметром, 15 см длиной. Длина бит – 80 см, диаметр – 5 см. Для каждой команды на земле размечают линии кона, пол кона и городов. Участвуют две команды. Играть можно и с меньшим количеством участников – 2–3 человека.

Задача игроков – меньшим количеством ударов выбить из своего города наибольшее количество фигур, в которых сложены рюхи. Каждая фигура состоит из пяти рюх. Всего их 15. 1 – пушка, 2 – звезда, 3 – колодец, 4 – артиллерия, 5 – пулеметное гнездо, 6 – часовые, 7 – тир, 8 – вилка, 9 – стрела, 10 – коленчатый вал, 11 – ракетка, 12 – рак, 13 – серп, 14 – самолет, 15 – письмо. Для начала можно использовать заранее оговоренное число фигур – 3 или 5 для младших игроков,10 – для ребят постарше. После тренировок можно переходить на полный набор фигур.


В городках, как правило, фигуры устанавливают и выбивают в той же последовательности, в какой они пронумерованы. Все фигуры устанавливают на передней линии города. Каждая команда получает по жребию правый или левый город. Каждому игроку дается по две биты для двух бросков по фигурам.

Сначала метают биты все участники одной команды, затем другой. Рюха считается выбитой, если она полностью вылетела за линию кона. Если же она легла на черту или откатилась в пригород, ее продолжают выбивать. Удар не засчитывается, если игрок заступает за линию кона или пол кона. Первый удар всегда делается с кона. Если игрок не промазал и выбил какое-либо количество рюх из установленной фигуры, следующий удар он наносит с пол кона. Следующий игрок тоже начинает броски биты с кона, при успешном попадании переходит на пол кона. Команда, затратившая на все фигуры меньшее количество бит, получает очко.

Периодов в игре обычно несколько, игроки договариваются об их количестве заранее. Побеждает команда, набравшая большее количеством очков.

Смотрите обзор набора для игры в городки , там также показаны способы расстановки (с названиями).

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место: -Дорогие, а мы к вам пришли! Другая повторяет этот маневр со словами: -Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли? Начинается диалог: -Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то: -Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается: -Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит. Первая команда завершает: - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда! Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит . Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой , должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж . В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

...

Детские игрушки. Это достаточно частая находка в культурном слое древнерусских городов, реже - в погребениях. Ассортимент их многообразен, он связан с реальной жизнью, окружавшей детей.

Детские игрушки. Это достаточно частая находка в культурном слое древнерусских городов, реже - в погребениях. Ассортимент их многообразен, он связан с реальной жизнью, окружавшей детей. Делали игрушки из разнообразных материалов: дерева, древесной коры, кожи, кости, глины. Их классификацию удобнее всего провести с учетом материала, из которого их мастерили.

Большая часть игрушек - самоделки, они изготовлены родителями детей или самими детьми, и только отдельные игрушки - продукция ремесленного производства.

Для игрушек из дерева использовали многие породы деревьев, как лиственных, так и хвойных. Из дерева на Руси в домонгольское время делали игрушечные мечи, кинжалы, ножи, копья, луки со стрелами, кубари, волчки, шары, различные виды кукол, лошадки, различные фигурки зверей и птиц, лошадки-скакалки, чижики, биты для лапты, кнуты. Из дерева, а чаще из коры изготовляли игрушки-лодки. Из дерева мастерили и более крупные изделия - санки, лыжи.

Мечи. Среди различных видов наступательного оружия на Руси в домонгольское время наиболее грозным был меч - символ воинской доблести, а отчасти и власти. Меч - дорогой вид оружия, его обладателями были преимущественно профессиональные воины-дружинники. (Русский меч в письменных источниках часто противопоставляется сабле кочевника и топору простолюдина). На мече клялись и принимали присягу, дорогие мячи передавались наследникам, а в отсутствие таковых их клали в могилу вместе с владельцами. Вот почему деревянные игрушечные мечи часто находят в культурном слое древнерусских городов. Удалось установить, что навершия игрушечных мечей по форме сходны с навершиями настоящих мечей, а потому игрушки часто датируются формой наверший по аналогии с настоящими мечами.

Большая серия деревянных игрушечных мечей, изготовленных обычно из сосны, была найдена в культурном слое Староладожского городища. Наиболее ранние из них имеют навершия в виде низкого треугольника и относятся к IХ-ХI вв. Здесь же найдены и игрушечные мечи с навершием в виде диска, относящиеся к XIII в. (Штакелъберг Ю.И., 1969. С. 252-254). Длина целого деревянного меча из Старой Ладоги - около 60 см, ширина рукояти деревянных мечей - около 5-6 см, соответствующая ширине ладони ребенка в возрасте 6-10 лет. Более трех десятков игрушечных деревянных мечей было найдено при раскопках в Новгороде в слоях X - первой половины XI в. В более поздних горизонтах они встречаются реже (Колчин Б.А., 1971. С. 52. Рис. 22) (табл. 80, 1-3, 6, 7). Несколько деревянных игрушечных мечей было найдено в Старой Руссе и Пскове (Гроздилов Г.П., 1962. С. 56). Четыре деревянных игрушечных меча были найдены при раскопках в Гродно (Воронин Н.Н., 1954. С. 64. Рис. 27, 6, 7), деревянные игрушечные мечи были найдены при раскопках Слонима и Орешка. Многочисленны находки деревянных игрушечных мечей и в польских городах (Гданьск, Колобжег и др.).

Копья. Не менее распространенным, чем мечи, видом оружия на Руси были копья. Детская игрушка в виде деревянного копья была найдена при раскопках в Старой Ладоге (Штакелъберг Ю.И., 1969. С. 252-254). У него цилиндрическая нижняя часть, изображающая втулку копья и миндалевидное в сечении перо (табл. 80, 72). Близкого вида настоящее железное копье было найдено в Приладожских курганах начала XI в (Бранденбург Н.Е., 1895. Табл. XI, 9. С. 63, 88, 118). Находки игрушечных копий есть и в Новгороде, но они плохо выделяются в силу примитивной формы изделия. Это просто заостреннные палки.

Кинжалы. При раскопках в Старой Руссе в 1972 г. была найдена редкой формы деревянная игрушка-кинжал.

Он фрагментирован. Полная длина его около 27-28 см. У игрушки брусчатой формы перекрестье и ромбовидной формы навершие. Стратиграфически этот предмет датируется XII в. Не исключено, что часть наверший деревянных игрушечных мечей, найденных в Новгороде и Старой Ладоге, на самом деле являются навершиями кинжалов (табл. 80, 11).

Ножи. При раскопках в Новгороде, Переяславле Рязанском, Старой Руссе найдены игрушечные ножи, вырезанные из одного куска дерева, обычно сучка. У них круглые в сечении рукояти и лезвие обычно длиной 5-6 см. Найденные ножи датируются преимущественно XII в. (Колчин Б.А., 1968. Табл. 80, 2) (табл. 80, 23, 24). Наряду с целиком деревянными игрушечными ножами были найдены миниатюрные (настоящие) ножики с длиною лезвия 1,5-4 см, в частности несколько таких ножей найдено в Старой Рязани, Новгороде, Пскове и других древнерусских городах.

Луки. Наряду с мечами, копьями и кинжалами как боевое оружие и орудие охоты использовали луки. На Руси они были сложной конструкции, склеенные из разных кусков дерева и костяных пластин. Естественны потому и многочисленные находки игрушечных луков простой конструкции, изготовленных из одного куска дерева. От них, впрочем, плохо отличимы луки, которыми пользовались для вращения лучковых сверл. Детские игрушки-луки делали из орешника, можжевельника, дуба. Несколько детских игрушечных луков "недомерков" было найдено при раскопках в Новгороде (Там же.); длина их обычно 50-60 см. В горизонте XII в. в Новгороде был найден почти целый игрушечный лук с выделенной средней частью (табл. 80, 15, 16). На утонченных концах его дуг сохранились зарубки для привязывания тетивы (Колчин Б.А., 1964. С. 18). Луки в Новгороде были найдены в слоях X и XIII вв.; обломок детского деревянного лука - в слое IX в. в Старой Ладоге. Его полная длина около 87 см, по форме он подражает сложному луку. Два детских деревянных лука были найдены в Белоозере (Голубева Л.А., 1973а. Рис. 32, 1). Известна находка простого деревянного лука с малого Торопецкого городища. Длина его 85 см. Известны также находки детских игрушечных луков из Пскова и Старой Руссы. Интересно, что игрушечные луки в слоях древнерусских городов после ХV-ХVI вв. почти не находят, к этому времени настоящие луки вышли из употребления.

Весьма многочисленны и находки целиком деревянных стрел к игрушечным лукам, обычно они вырезаны из сосны вместе с наконечниками и стрелой. По форме наконечников выделяют стрелы разных типов. Одни из них уплощенные, другие заостренные. На тыльной части стрелы нередко был вырез для тетивы (табл. 80, 10, 13, 14, 17, 18). Деревянные стрелы для игрушечных луков найдены в Гродно (Воронин Н.Н., 1954. С. 64. Рис. 27, 8, 9), Старой Ладоге, Торопце, Бресте, Полоцке, Минске, Москве и, конечно, Новгороде - здесь найдено несколько сот обломков игрушечных стрел (Колчин Б.А., 1968. С. 32). Длина полностью сохранившихся стрел к игрушечным лукам около 70 см. Оперения к игрушечным стрелам не полагалось.

Лошадки. При раскопках древнерусских городов встречаются и игрушки-лошадки, вырезанные из дерева. Они нескольких типов. Одни имеют вид палки, ее отогнутый верхний конец оформлен в виде головы коня, во рту которого - отверстие для поводьев. Сходство навершия палки у таких игрушек с головой коня иногда весьма отдаленное. Более десятка таких палок-лошадок, на которых скакали верхом, были найдены в Новгороде, в слоях ХI-ХIII вв. (Колчин Б.А., 1965. С. 18). Хорошо выполненная игрушка этого вида происходит из Старой Ладоги, из горизонта XI в. (табл. 80, 8).

Довольно часто при раскопках встречаются и обычные игрушки-коники разного размера и вида. Обычны профильные изображения лошадок. Много их было найдено при раскопках в Новгороде. Часть этих фигурок изображает оседланных лошадей. Очень выразительна найденная в Новгороде, в слое XI в., фигурка лошадки, выполненная в манере плоской резьбы на доске. Видно седло с высокой лукой. Нижняя часть игрушки утрачена. У других деревянных коников, найденных в Новгороде (табл. 80, 9, 21, 22, 29-31), хорошо моделирована голова животного. В нижней части тулова - обычно два отверстия. Максимальная длина фигурок - около 20 см. Часть их была, видимо, игрушками-каталками. В отверстия пропускались оси, на концах которых были колесики. Последние тоже найдены при раскопках. Очевидно, часть лошадок использовались как головки для игрушечных коней, у которых тулово имело вид короткого обрубка бревна на четырех деревянных ногах. При помощи дырок в нижней части корпуса коня головка привязывалась к тулову. Такие игрушки-кони были широко известны в русской этнографии до XIX в. Особенно распространенными были в XIII в. деревянные коники с треугольной формы туловом (Колчин Б.А., 1971. С. 47. Рис. 19. Табл. 38, 39). Кроме Новгорода, находки деревянных игрушек-коников известны из Старой Ладоги и Пскова.

Кнуты. Сравнительно редко при раскопках находят кнуты. Это палка длиной до 30 см с кольцевой зарубкой на конце. Сам кнут делали из кожи или палки. Такие кнуты нужны были для езды на лошади и для вращения кубарей - деревянных игрушек, тоже распространенных в домонгольское время. Рукояти игрушечных кнутов были найдены в Старой Ладоге, Новгороде и Белоозере, где они датируются ХI-ХIII вв. Наиболее распространенными были кнуты с кнутовищами длиной до 40 см.

Куклы. Довольно широко известны и деревянные куклы (табл. 80,25-28). В Новгороде в разных горизонтах культурного слоя найдено несколько десятков плоских и выполненных в объемной резьбе кукол размером 10-25 см. А.В. Арциховский отметил, что особенными художественными достоинствами они не отличались (Арциховский А.В., 1956. С. 36). Часть этих кукол имеет только деревянную основу фигуры, которую пеленали или одевали в зависимости от вкуса и возраста ребенка. Правда, игрушечные кукольные одежды в слоях домонгольского времени не находили ни разу.

Наиболее распространенными среди новгородских кукол являются антропоморфные фигуры с плохо обработанным плоским туловом. На лице фигур иногда изображали нос, глаза, рот. Ноги и руки у этих кукол отсутствуют. Наряду с плоскостными фигурками кукол известны и куклы с туловым объемным. Одна из них найдена при раскопках Полоцка (Штыхов Г.В., 1968. С. 254, 255); другая (подобная) - в Новгороде. Еще одна деревянная кукла найдена в Старой Ладоге, где она датируется XI в.

Последнюю группу кукол образуют человеческие фигурки, вырезанные из круглой в сечении палки. У них относительно хорошо моделированная голова, а остальная часть заготовки оставлена необработанной. Несколько таких кукол, видимо в древности запеленутых в тряпки, было найдено в Новгороде, и одна - при раскопках Смоленска. К ним относится и близкого вида фигурка, найденная в Старой Ладоге (Гродзилов Г.П., 1950. Рис. 4,5). У этой фигурки, как и у смоленской, рельефом переданы отчасти ноги. Еще одна такая кукла была найдена в Полоцке (Штыхов Г.В., 1968. С. 254), она оносит-ся к XIII в.

Кроме кукол, из дерева вырезали фигурки животных и птиц. Большая серия их происходит из Новгорода. Можно различить изображения голубей и кур (Колчин Б.А., 1971. С. 50. Табл. 41). Таких фигурок, по подсчетам Б.А. Колчина, в Новгороде было найдено около 100 шт. Резьбой передано оперение птиц. Часть из них крепили на палку. Почти все они датируются XII-XIII вв.

Кубари. Неоднократно в новгородских слоях Х-ХIV вв. и в других городах находили волчков-кубарей. Они имеют вид цилиндра с закругленным низом и небольшим углублением наверху. Часть их вырезана от руки, другие, в частности новгородские, сделаны на токарном станке и, видимо, являются ремесленным изделием. При помощи шнура кубарь вращали, поддерживая кнутиком. В Новгороде это была одна из излюбленных игрушек. По данным Б.А. Колчина, их здесь найдено не менее 700 образцов (Там же. С. 51. Табл. 42): Датируются они Х-ХIII вв. Есть и более поздние находки (табл. 80, 19, 20). Подобные кубари известны по раскопкам в Пскове, Старой Ладоге, Старой Руссе, Бресте, Витебске.

При раскопках встречаются и обычные деревянные волчки. Они, как правило, состоят из плоского диска диаметром 7-8 см, в центральное отверстие которого вставлялась заостренная книзу ось. Наиболее крупные волчки имели диски диаметром до 15-18 см. Такие диски от волчков были найдены в Новгороде, Старой Ладоге, Пскове, Белоозере, Смоленске. Толщина их от 8 до 25 мм.

Шары. В слоях домонгольского времени во многих древнерусских городах были найдены деревянные шары. По предположению Б.А. Колчина, часть из них предназначалась для игры в шар-мазло, во время которой шары загоняли в лунку примитивными клюшками. Большая часть найденных шаров вырезана вручную. Есть, однако, и немного таких шаров, выточенных на токарном станке. Шары эти в Новгороде залегают во всех горизонтах культурного слоя с X по XIV в. (табл. 80, 4). Игра в шар-мазло была распространена и на Московской Руси в XVI в. Диаметр старорусских шаров -5-12 см.

Санки. К детским игрушкам относятся и санки-салазки, детали которых найдены как в Новгороде, так и в Старой Ладоге. Их длина около 70 см. Полоз санок состоял из двух копыл, связанных поперечными отростками. Подобной конструкции детские салазки найдены в слоях ХI-ХIII вв. и в польских городах. В XII в. делали салазки другой конструкции - с массивными полозьями из заостренных досок.

Хлопушки. В домонгольское время на Руси широко были распространены хлопушки. Они состояли из деревянной трубки длиной до 20 см и поршня-стержня с ручкой. Такой конструкции хлопушки найдены в Новгороде и Старой Ладоге.

Свирели. В Новгороде же найдены и деревянные свирели-прямые флейты, которые, по-видимому, служили детскими игрушками. Это трубки со скошенным краем и щелевидным на нем отверстием. У одной из свирелей сверху были три отверстия - лада, у второй, по-видимому, четыре. Длина первой свирели 20 см, второй - 22,5 см. Первая относится к XV в., вторая датируется XII в. Б.А. Колчин, впрочем, полагает, что это не детские игрушки, а музыкальные инструменты (Колчин Б.А., 1968а. С. 37. Табл. 84, 1, 2). Близкой конструкции глиняная свирель найдена на городище Микульчин в Кировской области в слое домонгольского времени.

Кубики. Видимо, к детским деревянным игрушкам относятся и кубики, найденные при раскопках в Старой Ладоге и Новгороде в слоях Х-ХI вв. Длина их граней 3,5 см.

Лодки. Из дерева относительно редко делали лодочки: одна найдена в Новгороде, другая - в Гродно. У первой слегка уплощенное днище и приподнятые нос и корма.

Вертушки. Наконец, из дерева мастерили игрушки-вертушки. В Новгороде найдено около десятка таких вертушек, наиболее древние из которых относятся к XII в. У части из них в центре - отверстия, они крутились от ветра (табл. 80, 5). У других в центральное отверстие вставлялся деревянный стержень. При раскручивании его между ладонями игрушка поднималась в воздух. Подобная игрушка найдена в Старой Руссе (Медведев А.Ф., 1967а. С. 265-286).

Из дерева изготовляли также биты для игры в лапту, чижики и другие игрушки, но они маловыразительны и не составляют серий.

Из толстых слоев сосновой коры в Древней Руси делали только одну категорию игрушек - лодочки. Находки их многочисленны (табл. 81,1, 6, 11). Лодочки, вырезанные из коры, найдены при раскопках Давид городка в Белоруссии, они датируются ХII в. На корпусе игрушки видны две переборки. Несколько аналогичных лодочек найдено в Новгороде, преимущественно в слоях ХIII-ХIV вв. Большая игрушка-лодка из сосновой коры найдена в Берестье; длина ее около 26 см. В носовой части помещено отверстие для шнурка, есть основание для мачты. Несколько лодочек из коры найдено в Пскове, в постройке ХII в. Длина лодочек около 15 см; корма и нос игрушек заострены. XIII в. датируется лодочка, найденная в крепости Орешек, две - в Переяславле Рязанском (Монгайт АЛ., 1961. Рис. 75,9, 10. С. 182). Множество игрушек-лодочек из сосновой коры найдено в культурном слое польских городов (в Ополье, Гданьске).

Жужжалки. Плюсневые кости овцы и козы использовались как игрушки - "жужжалки". В середине костей просверливали два отверстия, через которые пропускались ремешки. С их помощью игрушку вращали, при этом кость начинала жужжать. Десятки таких "жужжа-лок" были найдены в культурном слое Новгорода, Пскова, Старой Рязани, Смоленска в слоях домонгольского времени.

Свистульки. Из трубчатых костей животных и птиц делали разного рода свистульки. Часть их с ладами, более крупные имеют вид настоящих флейт. Особо следует остановиться на обрезках костей с несколькими отверстиями, расположенными на одной высоте. Одни исследователи считают их свистками, причисляя к детским игрушкам, другие видят в них инструменты для ссучивания нитей. Серии таких предметов найдены на Старорязанском городище, они есть в Новгороде и Старой Ладоге, в Городске и Волковыске (Зверуго Я.Г., 1969. С. 153. Рис. 6,6), на Райковецком городище, две такие свистульки найдены в слое XI в. в Бресте, есть они в Киеве, Чернигове и Вышгороде.

Гораздо реже рог и кость использовали как основу для детских игрушек-кукол. При старых раскопках Торопца была найдена костяная кукла, вырезанная из рога лося, а при раскопках в Старой Ладоге - головка для такой куклы.

Мячи. Кожу использовали для изготовления лишь одной категории детских игрушек - мячей. Мячи обычно сшивали из трех кусков кожи - двух донцев и боковины; по швам делали подкладки из тонких кусков кожи, нередко швы обшивали бронзовой или серебряной проволокой. При изготовлении мячей применялся выворотный шов. Мячи набивали мохом, шерстью. При раскопках их находят во фрагментированном виде. Диаметр этих кожаных мячей варьировал от 2 до 15 см, видимо, ими играли в разные игры - от лапты до игры в мяч ногами. В Новгороде, в слоях Х-ХVI вв., найдено около 200 таких мячей. Производством игрушек этого рода, видимо, занимались ремесленники (Изюмова С.А., 1959. С. 216. Рис. 9); несколько кожаных мячей найдено в Пскове (Оятева Е.И., 1962. С. 94), много - в Бресте, есть они в Старой Ладоге, Старой Руссе и Москве (табл. 81, 26, 32).

Писанки, погремушки. Керамические поделки в форме яйца с гремящим камешком внутри - частая находка в городах и курганах Руси. Им посвящена значительная литература (Рыбаков Б.А., 1948. С. 362; Макарова Т.И., 1966. С. 141-145; 1967. С. 42-45, Табл. XIV, 8-10, 11-17). Писанки формировали из обычной гончарной глины ленточным способом и после обжига покрывали непрозрачной поливой бурого или зеленого цвета. Затем на писанку, закрепленную на неподвижном стержне, наносили роспись поливой другого цвета (табл. 81, 37-41).

На территории Древней Руси найдено более 70 писанок. Все они делятся на две группы, различающиеся качеством поливы фона. В первую группу входят писанки, покрытые буро-черной поливой с металлическим блеском, похожим на блеск гематита. Желтая или зеленая роспись образует узоры в виде фигурных скобок, беспорядочных полос или в виде простой полосы, опоясывающей писанку пять-шесть раз.

Вторая группа объединяет писанки, поверхность которых без металлического блеска, с фоном бурокоричневого, зеленого, реже желтого цвета и росписью, выполненной желтой, зеленоватой, реже коричневой поливой. Роспись на них, как и на писанках первой группы, чаще всего - фигурными скобками, но встречаются прямые или беспорядочные полосы.

Спектральные анализы поливы показали, что различие между писанками первой и второй групп отражает существенную разницу процесса их изготовления. Полива писанок первой группы относится к свинцово-кремнеземным стеклам с повышенным содержанием титана. Металлический блеск обусловлен выпадением свинца в процессе восстановительного обжига, окраска фона вызвана окисью железа.

Полива писанок второй группы принадлежит к свинцово-известковым стеклам. Значительное содержание окиси меди придавало ей зеленый цвет, а окись железа делала ее темной и полупрозрачной, что свидетельствует о том, что мастерские, выпускавшие эти изделия, находились в разных ремесленных центрах. Это подтверждает и топография писанок обеих групп: первая группа тяготеет к северным областям Руси, вторая - к южным.

При попытках локализации центров, где могли изготовлять писанки, следует учитывать, что большинство писанок первой группы найдены в Новгороде. Не случайно, что именно в этом городе находят бусы с металлическим блеском фона и росписью скобками, очень похожие на писанки. Вероятно, именно в Новгороде производили нарядные писанки первой группы. Не исключено, что их делали и в Рязани, где в горне для обжига поливной керамики был найден обломок писанки (МонгайтАЛ., 1955. С. 112, 127).

Более уверенно можно говорить о месте изготовления писанок второй группы. Они покрыты той же поливой, которую использовали при производстве поливных плиток, украшавших первые киевские храмы - Десятинную церковь и Софию. Вполне вероятно поэтому предположение Б.А. Рыбакова, что производство писанок возникло в Киеве (Рыбаков Б.А., 1948. С. 362).

XI век был временем максимального распространения писанок. С середины XII в. они (судя по новгородским данным) уже выходят из употребления, в XII-XIII вв. они встречаются уже как пережиток. Широкое использование писанок совпадает по времени с распространением амулетов в виде привесок-коньков и миниатюрных бытовых предметов. По утвердившемуся среди специалистов мнению, писанки имели отношение к языческим верованиям. Поэтому весьма вероятно, что одновременное исчезновение амулетов и писанок, скорее всего, - следствие активизации борьбы христианства с язычеством в XII в.

Всадники. Очень распространенной на Руси игрушкой был сидящий верхом на лошади всадник. Эти как неполивные, так и покрытие поливой зеленого цвета статуэтки находят обычно в сильно фрагментированном виде. Центр или центры производства этих игрушек - южнорусские города, большинство находок именно оттуда (табл. 81,16, 17, 24, 25, 28-30). Статуэтки - это лошадь с гривой, иногда с седлом и упряжью, всадники обычно бородатые, в шлеме или в высокой шапке с опушкой. Фрагменты игрушки этого вида найдены в Киеве, на Ленковицком поселении (Малевская М.В., Раппопорт П.А., Тимощук В.А., 1970. С. 119. Рис. 8,9), в Галиче в урочище Базар, в Белоозере (Голубева Л.А., 1973а. Рис. 61, 12), в слое ХII-ХIII вв., в Изяславле при раскопках М.К, Каргера, в Драгочине, Волковыске, Старой Рязани, Вышгороде, Гродно, Пинске, Воине. Кроме того, найдены поливные игрушки, изображающие конников без всадников, - в Галиче, Новгороде, Киеве. И те и другие игрушки фактически являются статуэтками. Они сравнительно небольших размеров и не имеют полости внутри (табл. 81, 31).

С известной долей вероятности к игрушкам можно отнести поливную фигурку, изображающую сидящего на бочке человека, найденную при раскопках М.К. Картером в Изяславле, в слое ХII-ХIII вв. (табл. 81, 33). Известны серии игрушек, сделанных более примитивно из горшечной глины (видимо, не ремесленниками) и обожженных в обычной печи. Так, на городище Масковцы Витебской области были найдены вылепленные из глины лошадки и человеческая фигурка, сформованные очень неумело. Особняком стоит игрушка-лошадка с Екимауцкого городища в Молдавии (X - начало XI в.): вместо хвоста у нее кольцо, а на спине наколы.

Птички-свистульки и птички-погремушки. Сравнительно редко в слоях домонгольского времени находят такой вид глиняной игрушки, как птички-свистульки. Одна из них происходит из кургана у с. Апонитищи Зарайского района Московской области (табл. 81,5, 7,13) (Монгайт АЛ., 1961. С. 241. Рис. 107). Она найдена в насыпи над впускным погребением (датируется ХII-ХIII вв.), сделана из серой глины и покрыта зеленой поливой. Примерно такая же птичка-свистулька, но неполивная найдена в Старой Ладоге и подобная ей - в Старой Рязани. Очевидно, птички-свистульки на Руси появились довольно рано, еще в домонгольское время.

Среди птичек-погремушек (табл. 81, 2, 3, 8) особенно интересна птичка, найденная в Мстиславе (Макарова Т.М., 1967. Табл. XIV, 18). Она покрыта коричневой поливой, с подглазурной росписью (табл. 81, 12). Похоже, эта птичка-уточка сделана теми же мастерами, что изготовляли поливные яички-погремушки, украшенные цветной поливой. Еще одна поливная уточка-погремушка найдена в Полоцке (Штыхов Г.В., 1975. Рис. 18, 8). В Новгороде на Славенском конце открыта мастерская, где делались такие игрушки. На территории сруба, сгоревшего до 1337 г., найдена серия незаконченных, бракованных игрушек-птичек, полых внутри и частично покрытых желтой и коричневой поливой (Арциховский А.В., 1947а. С. 130-132).

Посуда. Основную массу глиняных игрушек составляют большие серии игрушечной посуды, которую постоянно находят при раскопках древнерусских поселений домонгольского времени (табл. 81, 35, 36, 43, 44, 50-59). Это разных типов горшки, кувшинчики, сковородки, даже миниатюрные глиняные светильники. Часть этой посуды изготовлена вручную, но основные серии составляют сосудики, изготовленные гончарами. Игрушечную посуду делали как из обычной горшечной глины, так и из светложгущейся. Среди игрушечных сосудов есть и поливные. Игрушечная глиняная посуда копирует формы столовой и кухонной керамики того времени. Высота игрушечных сосудов обычно от 1 до 5 см. Изготовляли из глины и редкой формы игрушки. Так, на Екимауцком селище в Молдавии найден глиняный сапожок (табл. 81, 34), а в курганной группе у д. Замошье в Витебской области - глиняное ведерко с ушками для ручки и четырьмя рядами линейного орнамента, имитирующего обручи. Курган относится к XI в. (Сергеева З.М., 1973. С. 368).

В культурном слое Новгорода, Старой Рязани, Город-ца на Волге (Медведев А.Ф., 1968. Рис. 7, 19-20) и особенно Пскова часто находят большие серии глиняных шариков из обожженной глины. Диаметр их от 0,7 до 2 см. Одни исследователи называют эти изделия детскими игрушками, другие полагают, что эти шарики от пращи, которая была сравнительно широко распространена. На Руси в домонгольское время в качестве игрушек использовали различные миниатюрные копии бытовавших предметов, например известна находка большой серии железных топориков малых размеров. Серия игрушечных железных топориков найдена в Новгороде, обломок железного топорика происходит из Киевского некрополя. При исследовании городища Зимно в Львовской области была найдена уменьшенная копия плотницкого топора с широким лезвием. Близкого вида игрушечный железный топорик найден в Новогрудке (табл. 81,4,10,15).

При раскопках в Орешке в культурном слое домонгольского времени найден игрушечный бронзовый кистень. Длина игрушки вместе с петлей для его привешивания около 3,5 см (Кирпичников А.Н., 1980. Рис. 28, 3). Автор раскопок относит находку к XVI в. (табл. 81, 27). Приведенный обзор древнерусской игрушки домонгольского времени свидетельствует о многообразии ее ассортимента и качества. Часть перечисленных игрушек производили мастера-ремесленники, другую часть - родители детей, третью - сами дети. Игрушки способствовали развитию определенных навыков у детей, заменяя ребенку настоящие орудия труда, образцы вооружения, приобщая их к занятиям взрослых.

Табл. 80. Деревянные игрушки XI-XIII вв. (составлена Р.Л. Розенфелъдтом)

1 - игрушечный меч. Старая Ладога; 2 - игрушечный меч. Псков; 3 -игрушечный меч. Новгород; 4 - деревянный шар. Старая Русса; 5 -вертушка. Новгород: 6 - деревянный меч. Новгород; 7 - деревянный меч. Новгород; 8 - игрушка-коник. Старая Ладога; 9 - игрушка-коник. Новгород; 10 - стрела. Новгород; 11 - кинжал. Старая Русса; 12 - копье. Старая Ладога; 13 - стрела. Старая Русса; 14 - стрела. Старая Русса; 15-лук. Новгород; 16 - лук. Новгород; 17-стрела. Новгород; 18-стрела. Новгород; 19 - кубарь, Новгород; 20 - кубарь. Новгород; 21 -коник. Новгород; 22 - коник. Новгород; 23 - нож с рукоятью. Старая Русса; 24 -нож с рукоятью. Новгород; 25-28- куклы. Новгород; 29,31 - коники. Новгород

Табл. 81. Русская игрушка ХI-ХIV вв. (составлена Р.Л. Розенфелъдтом)

1 - лодочка. Брест; 2 - птичка-погремушка. Новгород; 3 - птичка-погремушка. Москва; 4 - топорик. Новогрудок; 5 - птичка-свистулька. Зарайские курганы; 6 - лодочка. Новгород; 7 - птичка-погремушка. Беница; 8 - птичка-погремушка. Новгород; 9 - птичка. Полоцк; 10 -топорик. Новгород; 11 - лодочка. Переяславль Рязанский; 12 - птичка. Мстиславль; 13 - птичка-свистулька. Холмск; 14 - астрагал орнаментированный. Галич; 15 - топорик. Зимно; 16 - фигурка человека. Дрогичин; 17-фигурка человека. Галич; 18-головка овцы. Дешевка; 19 - пряслице-игрушка. Любеч; 20 - хлебец. Старая Рязань; 21 - хлебец. Новгород; 22 - хлебец. Старая Рязань; 23 - фигурка человека. Старая Ладога; 24 - фигурка человека. Киев; 25 - лошадка. Галич; 26 - мяч. Новгород; 27 - кистень. Орешек; 28 - фигурка человека. Старая Рязань; 29 - фигурка человека. Старая Рязань; 30 - лошадка. Пинск; 31 - лошадка. Екимауцы; 32 - мяч. Старая Русса; 33 - водовоз. Изяславль; 34 - туфель. Екимауцы; 35 - сосудик. Новгород; 36 - сосудик. Алчедар; 37 - писанка. Гочевская курганная группа; 38 - писанка. Влазовичинская курганная группа; 39 - писанка. Плиснеск; 40 - писанка. Новгород; 41 - писанка. Пировы городища; 42 - погремушка. Киев; 43 - сосудик. Новгород; 44 - мисочка. Новгород; 45 - олень. Новогрудок; 46 - погремушка. Волковыск; 47 - погремушка. Волковыск; 48 - погремушка. Гор. Донец; 49 - погремушка. Новгород; 50 - сосудик. Псков; 51 - ведерко. Витебская обл.; 52 - сковородка. Екимауцы; 53 -миска. Киев; 54 - горшок. Киев; 55 - горшок. Новгород; 56 - горшок. Старая Рязань; 57 - горшок. Новгород; 58 - горшок. Новгород; 59 -горшок. Псков. 1,6,11 - сосновая кора; 2, 3. 5, 7-9, 12, 13, 16-18, 20-25, 28-31, 33-59 -глина; 4, 10, 15 - железо; 14 - кость; 26, 32 - кожа; 19 - камень; 27 –бронза

По материалам книги «Древняя Русь. Быт и культура» под редакцией Б.А. Рыбакова

Русская Цивилизация

Встарь наши предки коротали долгие зимние вечера дома, в семейном кругу. В крестьянских избах развлекались подвижными играми в «Колючки» , «Медведя» или «Дергача» . Знатные же люди жаловали игры настольные, такие как карты , шахматы

Дети предпочитали играть в брюльки : крючком на леске вытягивали из кучки по одной игрушке так, чтобы не задеть остальные. Молодежь играла в «Курилку»: передавали по кругу горящую лучину, приговаривая «Жив, жив Курилка, ножки тоненьки, душа коротенька» . Проигрывал тот, в руках у кого лучина гасла.

Многие наверное еще помнят «Колечко» Игроки садятся на скамейку. Выбирается ведущий, у которого будет колечко. Все игроки складывают ладошки «лодочкой». Ведущий держит в сложенных ладошках колечко или любой другой мелкий предмет (пуговица, камешек). Проводя своими руками между ладоней каждого игрока, ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь в руки колечко. Затем чуть отходит в сторону и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов задача игрока с колечком быстро встать, а других участников - удержать его на скамейке. Удалось вскочить - стал ведущим. Нет - ведущий остается прежний.

Так же еще не забыли «Море волнуется раз» . По числу играющих ставятся стулья в два ряда, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Каждый играющий должен хорошо помнить свой стул, где он сидит. После того, как все усядутся, выбранный ведущий кричит: «Море волнуется!» Все играющие вскакивают и бегают вокруг стульев. Ведущий улучает момент, когда каждый отбежал далеко от стула, и неожиданно для играющих кричит: «Море утихло!». После этого нужно занять свое место, а так как ведущий занял один из стульев, то между играющими происходит суматоха и каждый старается захватить то место, какое попалось. Играющий, оставшийся без места, становится ведущим.

А как вам «Камешки» ? Игра ведется пятью камешками в течение двух минут. Пойманные камешки выводятся из игры. Игра завершается через шесть туров. На шестом туре все пять камушков берутся в ладонь, подбрасываются вверх и подхватываются тыльной стороной ладони, затем четыре камушка стряхиваются. Последний камешек подбрасывается вверх, и за время полета остальные четыре подбираются со стола. При завершении шестого тура участнику присуждается пять очков. При прохождении шести туров без ошибок в течение предоставленного времени присуждается пять очков. Кстати, игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.

А сколько было уличных игр! Вот например игра, о которой с удовольствием вспоминают старожилы, называется «Мастер и подмастерье» .

В земле выкапывают три ямки по прямой линии, в двух шагах друг от друга. Игрок отходит от ямок на 40 шагов и кидает камешек в первую ямку. Если попал, бросает во вторую, затем в третью, потом в обратном порядке. Если попал во все ямки, ты «мастер», если только туда или обратно — «подмастерье», а если запнулся на одной из первых ямок, то ты «ученик».

И уже редко встретишь детей, играющих в салки, ловички, горелки. Да и слов таких современные дети уже не знают. Однако, важно вспомнить, что игрушек у наших бабушек и дедушек особо и не было, а те, что были - чаще всего самодельные, но игры были одна другой интересней, и хотя сейчас доминируют разнообразные и легкодоступные флеш игры онлайн, торжествовать пока рано - время покажет.

Для начала игры использовались так называемые «зазывалки». Многие помнят из детства «Тай-тай, налетай … ». Конечно, таких «зазывалок» огромное количество, тем более что создавались они самими детьми, никакими правилами не ограничивались.

Суть игры ловички (как вариант «салочки») заключается в том, чтобы ведущий (который назначается, либо выбирается) догнал кого-то из участников игры. В настоящее время дети часто называют такую игру «догонялки». Однако, есть несколько усложненных вариантов данной игры. Первый заключается в том, что ведущий бегает за другими игроками, держась за ту часть тела (или место), за которую его поймал предыдущий игрок. Другой вариант: игрок, до которого дотронулся «лов» останавливается, разводя руки в стороны, другие игроки, дотронувшись до него, могут его «расколдовать». Задача ведущего: «заколдовать» всех участников.

Очень популярна и любима на Руси была игра горелки . Скорее всего такое название игра получила оттого, что в старые времена играющие обставлялись огнями. Для игры участники становятся парами, один «горельщик». Водящий становится спиной к парам, произнося фразы в стихотворной форме (варианты различные), но последние слова должны быть обязательно «последняя (первая, вторая, пятая и так далее) пара беги». На последних словах пара, которую назвали, должна обежать дерево (либо какой-либо другой предмет, это оговаривается сразу) и встать первой в колонну. Водящий должен опередить кого-либо из пары и стать на его место. Кто остался без места, тот и становится новым водящим.

Вспоминая старинные русские игры, нельзя пропустить «городки» . Задача играющих в том, чтобы битой (обычно используют деревянную) выбить построенные в ряд фигурки (городки). Игра эта может быть как командной, так и одиночной. На выбивание дается несколько попыток. Тот игрок или та команда, которые выбыли наибольшее количество фигур при наименьшем количестве попыток, считаются победителями. Важно расстояние, на которое отходит игрок, чтобы выбить фигуры, количество городков.

Лапта - одна из любимейших игр наших бабушек, которую, к сожалению, уже начали забывать,. Так для игры требуется поле длиной 50-60 метров. Метров 10 от конца поля с двух сторон проводятся линии. За одной линией будет «дом», а за другой - «кон». Играющие разбиваются на части. Первая команда называется «бьющей», вторая «водящей». « Бьющая» команда размещается за линией «дома», «водящая» - на поле. Игрок «бьющей» команды лаптой (деревянной битой) должен ударить по мячу и пробежать до линии «кона» и обратно, пока «водящая» команда ловит мяч и пытается попасть им в него. Если успел добежать -игроки его команды играют дальше в «доме», нет -меняются местами с соперниками. Однако, в момент перебежки «водящей» команды за линию «дома», игроки команды противников могут «запятнать» любого зазевавшегося на поле игрока, тогда команды снова меняются местами. Так на поле происходит постоянная борьба за обладание «домом». Команда игрока, не «запятнавшего» себя, получает очко. Победителем становится команда, заработавшая большее количество очков.

«ногомяч», которую позже укравшие её англичане переименуют в футбол!


именно эту игру запечатлел немецкий художник Христиан Гейслер работавший в России в 1790—1798 гг.

Вот вам «Невод».

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача - поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб - не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой. Детали: Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих

Удочка. Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком - удочку. Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим. Детали: Вращение веревки должно производится не выше уровня колен

Играли на рубеже века XVIII и века XIX и в азартный «Пристенок»

Участники этой азартной игры поочередно ребром монетки ударяют об стенку, чтобы она упала на землю как можно ближе к монетам соперников. Если до соседней монетки можно дотянуться пальцами, то монетку можно забрать.

Или в более компактные в инвентаре «Бабки»


Играли в «Свайку»



Loading...Loading...