Методические рекомендации по подготовке к вступительному испытанию в алтайский государственный университет по общеобразовательному предмету.

«________(1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы_________ (2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ________(3). Глобализация -________(4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление _______(5) общества, с другой, - обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема________(6)».

A) диалог культур Б) разделение труда B) общество Г) глобализация

Д) противоречивый Е) массовая культура Ж) сельское хозяйство 3) информационное И) компьютер

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических_(1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число_____(2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные_______(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный_____(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение________(6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».

A) исследование Б) различие B) труд Г) общение Д) учение

Е) стереотип Ж) роль 3) статус И) группа

В5. Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ____(1). Это явление получило название социальной ______ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _____ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной



группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________(4).______ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера - в современном и т.п. аналами мобильности выступают социальные______ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт Д) статус

Е) вертикальная Ж) группа 3) стратификация И) маргинализация

В7. Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Характеристика общества как_____ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными

элементами являются ____ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую___(3) общества. ___ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ____(5), а также управление совместной _______(6) людей»

А) целостность Б) система В) общество Г) социальные блага Д) сфера Е) производство

Ж) культура 3) социальные институты И) деятельность

В8 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Деятельность - присущая только человеку форма взаимодействия с____(1). Основное её содержание - изменение и_____(2) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на ______(3) продукта материальной или духовной культуры.

Деятельность всегда связана с определённой_____(4), она и осуществляется ради её удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как ______(5), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства,_____(6), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков».

А) окружающий мир Б) приспособление В) преобразование Г) результат

Д) производство Е) сознательность Ж) потребление 3) потребность И) мотив

В9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических________(1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число ______ (2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространённые_____(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_____(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный_____(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же поло-ролевое разделение _____(6) потеряло былую жёсткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».

А) исследование Б) различие В) труд Г) общение Д) учение

Тест по теме "Общество" с ответами (вариант 1, 2) рассчитан на учащихся 10- 11 кл. Он состаит из части А (25 вопросов) и части В (7 заданий). Тест соотвествует структуре ЕГЭ. Его можно использовать как для проверки знаний учащихся, так и для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Общество» В 1

A1 . Характерной чертой индустриального общества является

1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду

2)слабость и неразвитость демократических институтов

3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным

4)преобладание частной формы собственности

A2 . Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество. Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

A3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1)наукой 2)искусством 3)образованием 4)творчеством

A4 . . Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного раз вития?

А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отноше ний еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный пере ворот, формируется массовое производство.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A5 . . Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A6 . . Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтвер ждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохран ностью окружающей среды.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A8 .

А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и

Коммунистический».

Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A9 . С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием:

  1. высших непознаваемых сил 2) экономических процессов
  1. выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д. 4)изменений в культурной жизни обществ

A10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт,

Наций, религиозных сообществ осуществляется:

  1. в экономической сфере 2) в политической сфере 3) в духовной сфере 4)в социальной сфере

A11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:

  1. на развитие всемирных религий
  2. на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён
  3. на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества
  4. на культурную среду

A12. . Верны ли следующие суждения?

А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку больше последней».

Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную».

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A13. В отличие от природы, общество

1)является системой 2)находится в развитии

3)выступает в качестве творца культуры 4)развивается по собственным законам

A14 . Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль

1)добывающей промышленности 2)обрабатывающей промышленности

3)сельского хозяйства 4)информации и информационных технологий

A15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A16 . Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

  1. конгломератом 2) обществом 3) системой 4)очередью

А17 . А. Тойнби сформулировал закон:

1)единства и борьбы противоположностей 2)смены общественно-экономических формаций

  1. классовой борьбы 4)«вызов - ответ»

1)А. Камю 2) Д. Белл 3) О. Шпенглер 4)Г. Плеханов

A19 . Какой признак присущ нации как этнической общности?

1)национальное самосознание 2)федеративное государственное устройство

3)наличие национальной армии 4)разделение властей

A20 . Какой из признаков относится к традиционному обществу?

1)преобладание рутинных технологий 2)быстрое развитие промышленности

3)внедрение в производство научных достижений 4)интенсивное развитие информационных технологий

A21. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в

1)истощении природных ресурсов 2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты

3)формировании сети международных террористических организаций 4)росте культурного многообразия

A22 . Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.

Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A23 . Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как

1)систему 2)часть природы 3)материальный мир 4)цивилизацию

A24 . К глобальным проблемам современного мира относится

1)возникновение новых межгосударственных объединений 2)завершение промышленного переворота

3)существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты 4)интенсивное развитие науки

A25. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?

А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

Часть В.

Общество

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме

традиционное

информационное

……….

В 2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Ответ________________

В 3 . Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Ответ__________

В4. черты восточной цивилизации

  1. Уход во внутреннюю духовную жизнь
  2. Приоритет экономики в решении общественных проблем
  3. Созерцательное отношение к природе
  4. Ускоренный темп жизни
  5. Строгость поведенческих регуляторов
  6. Разнообразие и быстрая смена художественных стилей

Ответ____________

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2 ) характер оценочных суждений

(А) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (Б) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (В) Проведенные расчеты показывают, что это арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Г) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Ответ__________

«______(1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы _______(2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ______ (3). Глобализация - _______ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ______ (5) общества, с другой – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ______ (6). »

Ответ____________

В 7. Найдите в приведенном списке общественные явления . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Возникновение государства
  2. Генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям
  3. Создание новых лекарственных препаратов
  4. Формирование наций
  5. Способность человека к чувственному восприятию мира

Ответ_______________

Тема Общество

Ответы:

Вариант 1

Индустриальное

Стагнация

22121

2112

ГБЕДЗА

Предварительный просмотр:

Тест «Общество» В 2

А1. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам

2) жителей той или иной страны

3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе

4) совокупность форм объединения людей

А2 . Человек воздействует на природу:

  1. Благоприятно 2) его влияние не имеет последствий

3)и благоприятно, и неблагоприятно 4) неблагоприятно

А3. К общественным отношениям не относятся:

1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем

3)отношения между природой и обществом 4)связи между социальными группами и внутри них

А4 . Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

1)экономического развития страны 2)политического развития страны

3)духовности общества 4)развития межнациональных отношений

А. «Исторически общество первично, а государство - вторично».

Б. «Государство порождает общество».

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А6 . Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществ ляется в:

1)экономической сфере 2)духовной сфере 3)политической сфере 4)социальной сфере

А7 . Характерной чертой западной цивилизации является:

  1. низкая социальная мобильность
  2. длительное сохранение традиционных правовых норм
  3. активное внедрение новых технологий
  4. слабость и неразвитость демократических ценностей

А8 . Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

  1. революционный характер перемен
  2. скачкообразность
  3. насильственные методы
  4. постепенность

А9 . К числу глобальных проблем не относится:

  1. угроза ядерной войны
  2. распространение наркомании
  3. дефицит природных ресурсов
  4. атеизм как противопоставление религиозной идеологии

А10. Демографические проблемы порождены:

  1. гонкой вооружения
  2. соперничеством СССР и США
  3. быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
  4. загрязнением окружающей среды

А11 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, от дельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека ма териальный мир.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А12 . Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состо ит в:

  1. эволюции человека как гармонично развитой личности
  2. улучшении нравов
  3. развитии науки и разума
  4. росте идеалов истины и справедливости

А13 . Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?

  1. любая последовательность событий
  2. живая память общества, народа, социальной группы
  3. прошлое, давно минувшее
  4. сущностная динамика общественного развития

А14 . Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация - куль тура» верны?

А. Цивилизация - приспособление к условиям природной среды; культура - творческое отношение человека к миру и к самому себе.

Б. Цивилизация - сущее; культура в большей мере - должное (долг быть человеком).

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения?

Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):

А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.

Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабиль ности и развития человеческого общества, сколь генетическое разно образие - для природы.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А16 . Вопросы власти, государства решаются в:

1)экономической сфере 2) духовной сфере 3) социальной сфере 4) политической сфере

А17. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует об щество как:

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий материальный мир

4) взаимодействие людей в социальных группах

А18 . Примером влияния природных факторов на развитие общества явля ется:

  1. возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах
  2. строительство египетских пирамид
  3. распад империи Карла Великого
  4. объединение земель вокруг Москвы

А19. Природные условия России:

  1. были благоприятны для занятия земледелием
  2. позволяли тщательно обрабатывать землю
  3. требовали крайнего напряжения сил
  4. слабо влияли на жизнь людей

А20. Верны ли суждения?

Геополитическое положение России было

А. Благоприятным для развития страны.

Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы 2) экономики и политики

3)экономики и социальных отношений 4)экономики и культуры

А22. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?

1)стремление к прогрессу 2)«непрерывность», плавность исторического процесса

3)высокая социальная мобильность 4)стремление максимально использовать природу в своих целях

А23. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

1)личность подчинилась обществу 2)возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений

3)усилилось внеэкономическое принуждение 4)возросла социальная мобильность

А24. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономиче скому развитию страны.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А 25 . Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служит проявлением тенденции

  1. модернизации 2) глобализации 3) демократизации 4) информатизации

Часть В.

В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:

«... среда - это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».

Ответ: _____________________________________________

В2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «традиционное общество». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « традиционное общество».

Ручной труд; сословия; индивидуальный труд; автоматизация; монархия.

Ответ___________

В 3 . Установите соответствие между типами общества и их основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ___________

В 4 . Найдите в приведенном списке характерные черты традиционного общества . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Преимущественное развитие тяжелой промышленности
  2. Медленные темпы социального развития
  3. Жесткая, иерархическая структура общества
  4. Развития система общественного разделения труда
  5. Высокая социальная мобильность населения
  6. Преобладание в экономике аграрного сектора

Ответ____________

В5 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений

(А) Глобализация, по мнению ряда авторов, для осуществления своих целей должна разрушить традиционные устои, традиционную социальность, традиционную культуру. (Б) Считаем, что это своего рода постсоциальное объединение людей и в этом смысле трудно говорить о каких либо связях глобализации с культурой как таковой. (В) Глобализация заменяет собственно культуру цивилизационным её симулятором - индустриально производимой массовой культурой. (Г) Представляется, что глобализация не предполагает какого-либо интереса к проблемам культуры и духовности человека.

Ответ__________

В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«Характеристика общества как ______ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _______ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ______ (3) общества. _______ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________ (5), а также управление совместной ________ (6) людей.»

Ответ________________

В 7 .Найдите в приведенном списке черты западной цивилизации . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Потребительское отношение к природе
  2. Уважение к традициям и законам
  3. Опора на жизненный опыт, на данные наблюдений и интуицию
  4. Разнообразие норм социального поведения
  5. Разработка фундаментальных научных теорий
  6. Консерватизм

Ответ___________________

Ответы:

Естественная или окружающая

Автоматизация

21121

2212

БДАЗГИ


Учёные опросили группу старших школьников, проживающих в крупных городах России. Им задавали вопрос: «Что, на ваш взгляд, свидетельствует о прогрессе современного общества?».
Ответы школьников приведены в диаграмме.

Из неё следует, что наибольшая часть опрошенных избрала такие показатели, как прогресс науки и техники, рост уровня жизни и развитие образования. Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, материалы СМИ, конкретизируйте каждый из них.

1. Успехи науки и техники ведут к улучшению жизни человека, так как изобретаются новые технологии, которые упрощают его жизнь. Как пример, создание мобильных телефонов, которые упростили передачу информации, но есть и негатвиные факторы – производство более сметроносного оружия, потеря рабочих мест неквалифицированными рабочими, загрязнение природы.

2. Развитие науки и техники. Раньше шахтеры использовали примитивные инструменты (кирка), то сейчас существуют буры. Рыбаки пользуются локаторами.

3. Медицина находится на высоком уровне.

4. Доступность образования.

5. Рост уровня жизни людей.

В стране Z большинство трудоспособного населения занято в наукоёмком производстве и сфере услуг, растёт удельный вес среднего класса, развиваются цифровые средства коммуникаций. Назовите тип общества, который установился в стране Z. В каком направлении меняется характер отношения человека к природе в обществе этого типа? Что является основным фактором производства в обществе этого типа? Как изменяются требования к работнику в обществе данного типа?

Тип общества - постиндустриальный. В обществе данного типа люди уделяют внимание окружающей среде, борются за охрану и сохранение природы.

Основной фактор производства - наука.

Требуются люди с высшим образованием, связанным с наукоёмкими технологиями, например, интернет-технологи.

В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены следующие объяснения:

1) общество не одобряет такого отношения к детям и родителям, в данной ситуации негативное отрицательное мнение может стать сильным внешним раздражителем;

2) такие меры могут воздействовать на совесть гражданина, ему может быть стыдно, и он пересмотрит своё отношение к выполнению своих обязанностей по отношению к содержанию своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей;


3) такие меры могут послужить своего рода предупреждением для других неплательщиков, и они, чтобы избежать, негативного общественного мнения, станут выполнять свои обязанности.

В га­зе­те была опуб­ли­ко­ва­на за­мет­ка о том, что груп­па рос­сий­ских учёных – химиков, по­лу­чив грант на исследование, в ре­зуль­та­те слож­ной ра­бо­ты под ру­ко­вод­ством из­вест­но­го ака­де­ми­ка син­те­зи­ро­ва­ла в ла­бо­ра­то­рии вак­ци­ну от опас­но­го вируса.

Назовите и под­твер­ди­те ссыл­ка­ми на информацию, со­дер­жа­щу­ю­ся в публикации, три при­зна­ка науки как со­ци­аль­но­го института.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие элементы:

Приведены три при­зна­ка науки как со­ци­аль­но­го института, каж­дый из ко­то­рых подтверждён ссыл­кой на информацию, со­дер­жа­щу­ю­ся в публикации.

1) Вклю­ча­ет в себя си­сте­му ста­ту­сов и ролей (исследование про­хо­дит под ру­ко­вод­ством из­вест­но­го академика).

2) Удо­вле­тво­ря­ет важ­ней­шие со­ци­аль­ные по­треб­но­сти об­ще­ства (учёные син­те­зи­ро­ва­ли вакцину).

3) Рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­аль­ны­ми ре­сур­са­ми для вы­пол­не­ния своих функ­ций (учёные ра­бо­та­ют на вы­де­лен­ный грант в спе­ци­аль­ной лаборатории).

В стране Z важнейшим фактором производства является информация, значительная часть экономического продукта производится в сфере науки и коммуникаций, виртуальной культуры. К какому типу относится общество страны Z? Назовите другие три черты обществ данного типа.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) тип - постиндустриальное (информационное) общество;

2) черты, например:

Использование информационных технологий во всех сферах общественной жизни;

Занятость значительной доли населения в сфере науки, наукоёмких производств и сфере обслуживания;

Индивидуализация массового производства;

Преобладание среднего класса в структуре населения;

Распространённость стратегии образования на протяжении всей жизни.

ПЛАН

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Религия как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Что такое религия.

2. Религиозные организации:

а) церковь;

3. Функции религии:

а) мировоззренческая;

б) воспитательная;

в) регулирующая;

г) компенсаторная;

д) коммуникативная и др.

4. Виды религий:

а) политеистические, монотеистические;

б) архаические, национально-государственные, мировые.

5. Особенности мировых религий.

6. Свобода совести.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Наука как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Наука как особая система знаний о мире.

2. Функции науки: познание мира и объяснение законов его развития;

6) мировоззренческая;

в) производственная;

г) прогностическая и др.

3. Система научных организаций:

а) академии;

б) научно-исследовательские центры, институты;

b) университеты и др.

4. Виды наук:

а) естественные;

б) точные;

в) социальные;

г) гуманитарные и др.

5. Проблемы социальной ответственности учёных и научной этики.

Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Мораль и «золотое правило» нравственности».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Мораль и ее роль в жизни человека и общества: исторический аспект.

2) Основа морали - общечеловеческие нравственные нормы и ценности:

а) «золотое правило» нравственности;

в) принципы и нормы морали.

3) Существует ли прогресс морали?

а) нравственный долг и проблема выбора;

б) современные реалии (Интернет и т. п.) и нравственные нормы.

ЭССЕ

«Наука это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре)

«Всякая наука есть предвидение». (Г. Спенсер)

Тема №5.2: Общество как динамическая система. Многовариантность общественного развития.

Часть 1

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

А) серийное производство товаров массового потребления

Б) выдвижение на первый план сферы услуг

В) преобладание натурального хозяйства

Г) ведущая роль информации в жизни общества

Д) появление массовой культуры

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

1) традиционное (аграрное) общество

2) индустриальное общество

3) постиндустриальное общество


В обществе Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации, выдвигается на первый план сфера услуг, возрастает удельный вес «среднего класса» в составе населения.

К какому типу относится общество Z?

1) индустриальному

2) постиндустриальному

3) традиционному

4) аграрному

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие

«аграрное общество».

1) Традиционализм; 2) коллективизм; 3) фабрика; 4) религия; 5) большая семья; 6) сфера услуг.

Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

А) появление массовой культуры

Б) аграрно-сырьевой тип хозяйства

В) развитие глобальных компьютерных сетей

Г) создание конвейера

Д) ведущая роль науки в производстве

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

1) традиционное

2) индустриальное

3) информационное


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу в отличие от общества другого типа?

1) преобладание семей патриархального типа

2) товарно-денежные отношения внутри страны

3) развитие электронных средств массовой коммуникации

4) особая ценность коллектива, общинность

Информационные технологии являются важнейшим фактором производства в стране Z. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите циф ры , под которыми они указаны.

1) Общественные взаимодействия регулируются существующими в стране социальными нормами.

2) Одним из доминирующих в стране секторов производства является сфера услуг.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

5) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

6) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни общества.

«_____ (1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы _____ (2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется(3). Глобализация –_____ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление_____ (5) общества, с другой, – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема_____ (6)».

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

А) диалог культур Б) разделение труда В) общество Г) глобализация Д) противоречивый Е) массовая культура Ж) сельское хозяйство З) информационное И) компьютер

Верны ли следующие суждения о формах общественного развития?

А. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством.

Б. Революция предполагает резкие качественные изменения в различных сферах общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы_____ (А): эволюция и революция. Учёные называют_____ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе_____ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил. Важным является вопрос о_____ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею _____ (Д). В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального_____ (Е) и духовного развития».

Cписок терминов:

1) направленность

2) социальные изменения

3) процесс

4) потребности

5) эволюция

6) информация

7) общественный прогресс

8) социальная революция

9) благосостояние

Часть 2

Следует признать, что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Одни инновации были малозаметными, не выходили за рамки привычных форм деятельности и образа жизни, другие существенно видоизменяли способы производства и в конечном счёте структуру, устройство и функционирование социума.

В цепи нововведений время от времени происходили инновационные «скачки», влекущие качественные изменения форм общественной жизнедеятельности. Переход к земледелию положил начало аграрному обществу. Инновационный скачок, порождённый освоением машинного производства, открыл индустриальную эпоху, изменившую облик социума и создавшую почву для промышленного капитализма.

За последние полвека в самом фундаменте человеческого общества, несомненно, произошли качественные сдвиги. Они настолько глубоки, что получали в научном и общественно- политическом лексиконе названия, неизменно включавшие слово «революция»: «вторая промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция». Подстёгиваемая этими переменами глобализация, в свою очередь, способствовала их распространению на весь мир. Центр тяжести общественного производства стал быстро перемещаться с материальных факторов на духовные: знания, информацию, творчество. Учёные и публицисты заговорили об «экономике знаний», или об «умной экономике». Всё более очевидно, что доминирующую роль в общественном производстве начинает играть наука, сублимированный в ней интеллектуальный потенциал общества.

Теоретическим отражением этих сдвигов во второй половине прошлого столетия стали концепции «постиндустриального», «информационного», «постсовременного» общества. В результате меняется характер социально-экономического и социокультурного развития общества. Решающим фактором становится творческий потенциал индивида (человеческий капитал), включённый в основанную на доверии и солидарности систему общественных взаимодействий (социальный капитал). (Ю.А. Красин)

1) Опираясь на обществоведческие знания, текст и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации. (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие к негативным, иначе ответ не будет засчитан.)

3) Какие два основных изменения в общественном производстве постиндустриального общества выделил автор? Привлекая обществоведческие знания, укажите любое одно не упомянутое в тексте изменение.

10) Какие два инновационных «скачка» назвал автор? Как каждый из этих скачков, по мнению автора, «изменил облик социума»? Почему для характеристики изменений, произошедших за последние полвека, используются названия, включающие слово «революция»?

Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса. В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса…

Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.

Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.

В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле».

В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.

В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально- политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. (В. Кохановский)

5. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?

8. Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.

Глобализация мирового хозяйства относительно новое понятие, введённое в широкий научный оборот в конце 1980-х -начале 1990-х гг. До этого периода термин «глобализация» использовался преимущественно для обозначения конкретного, специфического явления в современной экономике объединения отдельных рынков сбыта продукции крупных международных компаний.

Поскольку процессы глобализации имеют комплексный характер, затрагивают как экономику, так и другие сферы жизни общества, глобализация становится предметом исследования не только экономической науки, но и других общественных наук: философии, социологии, политологии, культурологии, истории, правоведения.

К факторам глобализации можно отнести развёртывающиеся и набирающие силу в рамках мировой экономики процессы… транснационализации хозяйственной жизни роста и развития крупных транснациональных компаний и финансовых групп.

Огромное влияние на современные глобализационные процессы оказывает рыночная конкуренция не только на национальных рынках, но и в мировом масштабе. Главные средства конкуренции снижение издержек, повышение качества и расширение ассортимента товаров и услуг становятся «мотором» глобализации.

Глобализация экономической деятельности разворачивается одновременно в двух плоскостях. На макроуровне, что проявляется в усилении взаимозависимости национальных экономик, интенсификации международных экономических отношений во всех их формах. На микроуровне глобализация означает в первую очередь изменение стратегии поведения и деятельности компаний субъектов рынка, прежде всего транснациональных корпораций.

Международные экономические связи превращаются в важнейшую форму самого существования всех составных частей мирового хозяйства; ни одно, даже самое мощное,

Государство не может теперь развиваться в режиме абсолютной самодостаточности, без тесного взаимодействия с внешней средой. (М.Н. Осьмова, А.В. Бойченко)

Понятие общественного прогресса

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«__________ (1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы __________ (2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется __________ (3). Глобализация – __________ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление __________ (5) общества, с другой, – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема __________ (6)».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

А) диалог культур Б) разделение труда В) общество Г) глобализация Д) противоречивый Е) массовая культура Ж) сельское хозяйство З) информационное И) компьютер

Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) развитое фабричное производство

2) создание основного продукта в сельском хозяйстве

3) завершение промышленного переворота

4) высокоразвитая инфраструктура

5) компьютеризация промышленности

6) преобладание патриархального типа семьи

Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу?

1) завершение промышленного переворота

2) присваивающий тип хозяйства

3) развитие цифровых средств массовой коммуникации

4) особая ценность коллектива, общинность

5) ведущая роль информационных технологий

6) появление массовой культуры

Принцип гуманизации образования требует

1) усиления внимания общества к личности, её интересам

2) создания единой системы образования для различных стран

3) повышения роли изучения социально-гуманитарных дисциплин

5) компьютеризацию учебных заведений



6) унификацию требований к учебному оборудованию

Выберите верные суждения о свободе человека?

1.Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

2.Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

3.Свобода человека является синонимом вседозволенности.

4.Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

5.Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

6.Свобода личности не проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства

2) преобладание промышленности

3) слабый уровень разделения труда

4) решающее значение сферы услуг в экономике

5) урбанизация страны

6) высокая социальная мобильность

Процесс гуманизации образования предполагает

1) соблюдение устава школы

2) учет потребностей и интересов учащихся

3) обучение в две смены

4) разнообразие образовательных услуг

5) особое внимание к наукам о природе

Какая черта характеризует общество как динамическую систему?

1) наличие общественных отношений

2) обособление от природы

3) постоянные изменения

4) самоорганизация и саморазвитие

5) наличии связи с природной средой

6) совокупности институтов и подсистем

7) способности к прогрессу

1.Одним из критериев прогресса является развитие производительных сил, в том числе самого человека.

2.Прогресс противоречив, общество платит высокую цену за достижения в сфере науки, техники, технологий.

3. К общественному прогрессу не относится развитие культуры и образования общества

4. В современную эпоху прогресс освоил все области общественной жизни

5. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс

Выберите верные суждения о типах общества?

1.В постиндустриальном обществе важнейшими социальными ценностями являются способность и готовность к изменениям и инновациям.

2.В индустриальном обществе уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями устойчивы.

3.Для информационного общества свойственна стабильность и неподвижность социальной структуры

4. Для индустриального общества свойственно выдвижение на первый план сферы услуг

5. Для индустриального общества характерна высокая социальная мобильность

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением трех, связаны с понятием «глобализация».

1) Локальная цивилизация; 2) сепаратизм; 3) интернет-сети; 4) мировые рынки;) интернационализация; 6) международное разделение труда; 7) протекционизм

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы __________ (А): эволюция и революция. Учёные называют __________ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе __________ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.

Важным является вопрос о __________ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею __________ (Д).

В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального __________ (Е) и духовного развития».

Список терминов: 1) направленность 2)социальные изменения 3) процесс 4) потребности 5) эволюция 6) информация 7) общественный прогресс 8) социальная революция 9) благосостояние

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Понятие «общественный прогресс» достаточно достоверно отражает реалии современной жизни и помогает их правильно оценивать. (Б) Прогресс означает направление движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. (В) В духовной сфере общественной жизни прогресс ещё более впечатляющ, чем в материальной сфере. (Г) Обязательное начальное, а затем и среднее образование было законодательно закреплено в нашей стране в прошлом веке. (Д) Сегодня не менее половины выпускников школ становятся студентами высших учебных заведений. (Е) Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Выберите верные суждения о традиционном обществе?

1.В традиционном обществе достижения науки и техники стали активно внедряться в хозяйственную деятельность.

2.В традиционном обществе широко развивалась массовая культура.

3. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.

4. Ведущий производственной сферой традиционного общества является сельское хозяйство

5. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость

Выберите верные суждения о формах общественного развития?

1.Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством.

2.Революция предполагает резкие качественные изменения в различных сферах общественной жизни.

3. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

4. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство

Выберите верные суждения об общественном прогрессе?

1. Источниками прогресса могут быть стремление человека к познанию, технические усовершенствования или социальные противоречия.

4. Прогресс в одних сферах жизни общества всегда сопровождается регрессивными изменениями в других.

Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой - целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особенности подробнее. О многообразии современного мира говорят такие факты: на планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи; в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства; эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни; многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений; велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.
Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.

Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов: традиционного и так называемого «западного». Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанное. Факторами его целостности являются:
развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;
развитие транспорта, сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения; развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества - с другой;
развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;
острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.
Отмеченные процессы являются элементами глобализации , в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира.

Ведущей тенденцией развития, главным вызовом современной эпохи становится глобализация. Все теснее и теснее становятся связи между странами и регионами мира, многие вопросы выходят за рамки государств и приобретают транснациональный характер. Мы являемся свидетелями процесса интеграции народов и государств в единое мировое сообщество, пространство, функционирующее на основе единых стандартов, норм, правил поведения, ценностей. Очевиднее всего глобализация проявляется в таких явлениях как действующие по всему Земному шары закусочные «Макдональдс», вездесущие гамбургеры и чизбургеры, «Кока-кола», шоколадки «Сниккерс». Весь мир жует жвачку «Риглейз», носит джинсы «Ливайс», пьет чай «Липтон». Стремительно исчезают национальные товарные знаки – бренды. К примеру, армянского коньяка, который был хорошо известен в советские времена, фактически уже не будет, так как предприятия, на которых он производился, выкуплены французскими компаниями. Российские кондитерские предприятия покупают транснациональные компании вроде «Нестле».

Глобализация наступает вместе с автомобилями, бытовой техников, стандартами потребления словно океанская волна, которой столь трудно противостоять. Хорошо это или плохо? Можно ли вообще в подобной системе координат оценить всю сложность и противоречивость этого явления, ведущего к унификации мира?

Идея объединения людей в планетарном масштабе не нова. О едином мировом государстве мечтали и просветители и утописты. Много лет назад, на заре советского государства руководители большевистской партии мечтали о создании единой Земшарии с единым центром управления экономикой как результате победоносной мировой революции. Поэт Владимир Маяковский определил эту мечту как жизнь «единым человечьим общежитием». Но осуществление интеграции в мировом масштабе, вопреки чаяниям большевиков стало возможным именно на путях капиталистического развития.

Основой процесса глобализации стало формирование мирового рынка, обеспечивающего свободный переток капиталов, выходящий за рамки национальных экономик, доступ крупнейших компаний к источникам сырья, где бы они не находились, конкуренцию на мировом рынке труда. Институтами экономической глобализации стали созданные после Второй мировой войны Всемирный банк, Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, а также усиливающиеся в последние десятилетия крупнейшие транснациональные корпорации, по чъему заказу, зачастую, начинают работать правящие круги многих стран.

Глобализация политическая затрагивает всемирные интересы и сопровождается введением в мировую практику новых механизмов обеспечения безопасности, таких как миротворческие операции, междунарордные санкции, антитеррористическая борьба. Институтами глобальной политики стали Организация объединенных наций, созданная в 1945 году, региональные интеграционные структуры, прежде всего, ЕЭС, Совет Европы и др.

Глобализация экономики и политики дополняется развитием информационных технологий и средств связи, формированием единого мирового информационного пространства. Благодаря сети Интернет, любая информация в считанные секунды способна преодолевать расстояния в десятки тысяч километров. Кроме того, можно говорить о создании мировой массовой культуры. Нашумевшие премьеры голливудских блокбастеров, например, знаменитого «Властелина колец», практически одновременно проходят на разных странах и континентах. Весь мир закупает и смотрит бесконечные бразильские «мыльные оперы», читает книги о Гарри Поттере, слушает модные музыкальные хиты. Все унифицируется, подгоняется под единые стандарты производства и потребления. Адепты глобализации убеждены в ее благотворном воздействии на мировое сообщество, в том, что ее плоды будут полезны людям во всем мире. Что в итоге на всей земле победят и утвердятся гуманистические демократические ценности, генерируемые западноевропейской цивилизацией.

Однако столь оптимистический сценарий вошел в соприкосновение с реалиями и жизни и вызвал сильнейшее противодействие со стороны национальных культур, групп и движений, не заинтересованных в поглощении своих традиционных ценностей агрессивной западной культурой.

Глобализация породила сложный комплекс противоречий и вызвала к жизни противоположный процесс – антиглобализм.

Безусловно, процесс глобализации влечет за собой включение национальных экономик в эффективные международные связи и контакты, повышает стандарт и качество жизни многих народов, но, наряду с этим, растет и количество проблем. Экономикоцентризм идеологии и практики глобализации определяет потебительское отношение к окружающей среде, духовной культуре. В условиях глобализации все подчиняется экономическому росту. Зачастую в ущерб гуманитарным интересам и ценностям. Нещадная эксплуатация природных ресурсов приводит к возникновению экологических угроз.

Экономика эпохи глобализации все большее и большее внимание уделяет не производственной деятельности, а финансовым отношениям. Господствующие на мировом рынке транснациональные корпорации, названные теоретиком антиглобализма Д.Коргеном «империями нового корпоративного колониализма» в малой степени учитывают интересы и потребности местного населения, с его исторически сложившимися устоями и традициями. Вместо экономик национально ориентированных, складывается отстраненный и бездушный глобальный рынок, задающий единые стереотипы потребления и вкусы.

Культ экономики, потребительства, денег подвергает угрозе самые сущностные гуманитарные основы человеческого бытия. Ведь сказано: «Не хлебом единым жив человек». Не менее важную, а может быть и более значимую роль играют политические институты, культура. Поэтому в качестве задачи, стоящей перед современным человечеством можно назвать обеспечение непротиворечивого единения экономических, политических, культурных процессов.

Глобализация, словно паровой каток, укладывающий асфальт, безразлична к национальной специфике, традициям. Она сопровождается стремительной экспансией западных ценностей и западного образа жизни, вестернизацией, вступает в соприкосновение с традициями и культурой. Усиливается разрыв между богатыми и бедными странами. Богатые, мировой «Север», становятся еще богаче и могущественней, превращаясь все более и более в замкнутый элитарный клуб вершителей судеб мира, бедные, мировой «Юг» становятся беднее, и в принципе, неспособными приблизиться к более или менее приемлемым стандартам жизни. Известный политолог С.Хантингтон признает, что «навязывание миру западных ценностей по своим последствиям аморально». И ведет к борьбе с вестернизацией, к рецидивам традиционализма.

Стало уже привычным для нас, что во время проведения встреч на высшем уровне представителей ведущих стран мира «Большой восьмерки», Всемирного экономического форума и т.д. происходят и массовые выступления антиглобалистов. Молодые люди, студенты сжигают государственные флаги ведущих стран, разбивают витрины кафе «Макдональдс» автомобили, выражая тем самым протест против унификации, подчинения своих стран интересам транснациональных компаний. И этот протест объединяет разные доселе политические силы.

Ущемленные в своих интересах круги в разных странах и регионах мира ищут ответ на вызовы глобализации. Одним из вариантов подобных ответов является рост экстремизма, радикализма, международный терроризм.

Важно в современную эпоху четко и правильно осмыслить свои национальные интересы, ответить на вопрос, как и в какой степени сочетаются они с глобализацией, понять свою специфику. Найти оптимальное для каждой страны сочетание универсалий и уникального, присущего только данной стране и ее народу.

Представляется бесспорной правота англичанина Кристофера Коукера: «Бросит ли снова Россия вызов Западу, зависит от того, будет ли складывающееся в ней общество таким же отвлеченным и умышленным, как прежде. Если оно растеряет свои ценности, пытаясь стать таким, каким его хочет видеть Запад, то не сможет модернизироваться. Культура его уникальна. И модернизация должна сохранить эту уникальность, а не нивелировать ее. Россия никогда не станет частью западного политического сообщества, или, если на то пошло, западного мира».

Подобные слова можно адресовать не только России, но и многим другим странам и регионам.



Loading...Loading...