Иллюзия обмана: Гарри Гудини и самые известные фокусники мира. Самые известные фокусники и иллюзионисты мира

Иллюзии очаровывают взрослых и приводят в неописуемый восторг детей. Сразу хочется раздобыть где-нибудь цилиндр, белого кролика, и весь ближайший свободный вечер заставлять ушастое животное исчезать. Правда, сострадание к братьям нашим меньшим практически сразу уничтожает этот порыв. А вот желание смотреть на фокусы и каждый раз наивно пытаться их разгадать остается.

Парящая свирель Гордея Иванова

На Русь иллюзия как искусство пришла из Византии, а греческое «скоммархос» (потешник) надолго закрепилось за артистами этого жанра. Скоморохи развлекали и царей во дворцах, и простой люд на площадях. На рубеже XIX–XX веков искусство иллюзии успешно демонстрировал талантливый Гордей Иванов. Пластический трюк «Игра со свирелью» заключался в волшебном «парении» свирели, которая подчинялась движению рук фокусника, при этом исполнитель не касался инструмента. Руководить свирелью Гордею помогала невероятная пластика рук и… тончайший конский волос, но у зрителей создавалась волшебная иллюзия о «парящей свирели». Кстати, Гордей Иванов первым не побоялся указать на афишах свое русское имя. До него все русские исполнители выбирали исключительно иноземные псевдонимы: Флорандом называл себя Фролов, а Ларионов именовался не иначе как Леони.

Магический шар Нины Зубаль

Считается, что подобный фокус первым продемонстрировал японец Окито. Однако это не так. Жизнь этому номеру подарила одна из первых русских иллюзионисток Нина Зубаль, выступавшая в Санкт-Петербурге в мужском костюме герольда Средних веков (отсюда и ее псевдоним «Герольд»). Большой блестящий шар нанизывался на веревку, которую исполнительница растягивала в руках. В определенный момент она переворачивала веревку вертикально, но шар не съезжал вниз, а оставался в центре. Только реплики публики «Поехали!» и «Стоп!» приводили хрустальный шар в движение. Секрет фокуса прост: в шаре был сконструирован туннель, при сильном натяжении веревка плотно закреплялась в этом туннеле, но стоило только ослабить натяжение, и шар начинал движение.

Неистовый Александр

В начале XIX века публика рукоплескала Александру Германнову, который растворял поднесенный к губам бокал, а затем извлекал его из кармана одного из зрителей. При этом бокал был наполненным. Посередине номера один из зрителей вскакивал в изумлении и некоторой растерянности, потому что с его пальца таинственным образом исчезало кольцо. В руках фокусника серебряная монета становилась золотой. При этом иллюзионист практически непрерывно жонглировал, имитировал голоса птиц и животных. Ловкость рук и никакого мошенничества, скажете вы, и будете абсолютно правы! Пальцы иллюзиониста обладали исключительным проворством и подвижностью, а также были настолько сильны, что брошенные карты легко ловили зрители даже на самых дальних рядах. Любил Александр Германнов «пошалить» и вне работы, например за завтраком в ресторане. Исчезающие с тарелки и появляющиеся из галстука одного из гостей заведения яйца всмятку, превращающаяся в ботинок накрытая шляпой бутылка шампанского… При этом фокусник надевал ботинок на свою разутую ногу, а из-за пазухи доставал бокал с шампанским. В общем, веселились все, кроме официантов.

«Израненные» пальцы Александра Нагеля

Гвоздем программы Александра Нагеля стал фокус, простите за каламбур, «Прокалывание пальца гвоздем». Сам по себе фокус достаточно прост: сначала публике показывается один гвоздь, желающие даже могут убедиться, что гвоздь настоящий, а пальцы прокалываются совсем другим, специально изготовленным для фокуса. Мастерство фокусника заключалось в уникальном умении заворожить зрителей. Так, на одном из выступлений парижская публика обступила иллюзиониста со всех сторон, не оставив ему личного пространства, которое необходимо для выполнения того или иного трюка, но тот блестяще исполнил номер. Правда, Нагеля несколько обижало, что его постоянно просили исполнить номер с гвоздем. Как же еще можно объяснить, что на одном из представлений в ответ на очередную просьбу он реально проколол себе палец настоящим гвоздем? Правда, как настоящий профессионал, попытался превратить все в шутку.

Александр Вадимов. Фокусник-изобретатель

Известный трюк с протыканием стальной иглой был усовершенствован известным иллюзионистом Александром Вадимовым, который работал под псевдонимом Алли-Вад. В его исполнении человек, «проткнутый» иглой с лентой, сходил с этой самой ленты. Вадимов был не только исполнителем, но и изобрел много новых номеров и трюков, а также написал много полезных книг для начинающих любителей фокусов. Так, он сконструировал «тамбурин»: широкий, но тонкий шестигранник на ножках, спрятаться за которым просто невозможно. Тамбурин с двух сторон закрывали бумагой, которую иллюзионист разрывал, затем вытягивал оттуда ленту, а из тамбурина выпрыгивали две девушки. Кстати, долгое время в этом номере Вадимову ассистировали сестры-близняшки, которых в дальнейшем переманил в свою программу давний конкурент Александра Алексеевича – Эмиль Кио.

Эмиль Кио. Человек-молния

Семья была в шоке, когда Эмиль Кио начал работать в цирке – никто из родственников никогда не имел никакого отношения к этому виду искусства. В знаменитом цирке легендарного Чинизелли Кио был вынужден успевать все: продавать билеты, помогать дрессировать лошадей, летать под куполом, проводить собеседования с нанимающимися артистами. Иллюзии в жизни Кио появились, когда он купил свой первый «волшебный ящик» – чертовски хитрое приспособление, разработанное неизвестным гениальным немцем. Такие ящики можно было сжигать вместе с человеком, протыкать пиками, в общем, вытворять с их содержимым много любопытных манипуляций, в результате которых это самое содержимое легко выскакивало из ящика как ни в чем не бывало. Одна из первых иллюзий Кио «Омоложение» сегодня может выглядеть немного наивной, но в XIX веке публика захлебывалась от восторга. Дряхлую старуху, заботливо уложенную в ящик, со всех сторон пронзали шпагами, а в конце для верности добавляли еще и пику. Затем колюще-режущие предметы извлекались, крышка откидывалась и… перед изумленной публикой представала модная красотка с собачкой на руках. Еще один знаменитый трюк Кио в стиле Гудини – «Человек-молния». Кио при помощи публики связывали руки и ноги, он залезал в мешок, который завязывали и опечатывали. Мешок запихивали в сундук, сундук заколачивали гвоздями и перекручивали веревками. Ассистент произносил: «Три!», и Кио выскакивал из зрительного зала, а из вскрытого сундука и развязанного мешка перед публикой появлялись две очаровательные женщины. Игорь и Эмиль Кио с успехом продолжили дело отца.

Арютун Акопян. Великий манипулятор

Увлечение фокусами пришло к Арютуну Акопяну во время учебы в Московском институте землеустройства. На одном из эстрадных концертов он видит артиста-фокусника и начинает все свободное время посвящать фокусам. Уже будучи известным артистом со знаниями многочисленных фокусных секретов, он решает освободить свои руки от лишнего реквизита. Это становится возможным благодаря многолетней и упорной тренировке рук. В его программу входили фокусы, почти не предполагавшие участие реквизита и построенные на одной ловкости рук. Он становится фокусником-манипулятором. Даже при внимательнейшем неоднократном просматривании номера уследить за движениями его рук было невозможно. Он рвал афишу на миллион клочков, комкал обрывки, затем расправлял, и афиша оказывалась целой. Понятно, что в какой-то момент фокусник просто подменял афишу. Но в какой? Он репетировал по 18 часов в день, вскакивал с постели среди ночи, чтобы записать новый фокус, держал зрительный зал в напряжении без яркого реквизита и обольстительных красоток на протяжении получаса. Он был выдающимся, великим манипулятором! Его сын Амаяк Акопян тоже стал знаменитым иллюзионистом. Кстати, слова «алахай-малахай», которые так любил произносить во время своих номеров Амаяк, не пустой набор звуков, а слегка искаженное древнее ассиро-вавилонское магическое заклинание.

Иллюзия – это тайна, которая притягивает и завораживает. Во все времена фокусники иллюзионисты собирали толпы народа на свои представления, а некоторые из них оставили след не только в душах людей, но и в истории. Наша статья посвящена лучшим фокусникам мира, которые благодаря своей ловкости, умениям и таланту покоряли тысячи зрителей.

Начнем с более ранних времен. Иллюзия, как искусство восходит к древности. Предшественники современных фокусников иллюзионистов еще в средние века покоряли своими умениями на ярмарках. Лучшие фокусники мира начинают свою историю с конца XIX века. В это время обрел масштабную известность иллюзионист Гарри Гудини, которого до сих пор называют величайшим иллюзионистом в истории. Фокусы были для него не просто ремеслом. Он превратил их в настоящее шоу.

– псевдоним Эрика Вайса, родившегося в Будапеште 24 марта 1874 года в бедной семье. Мальчик с раннего детства покорял знакомых своими невероятными способностями, а уже в 10 лет стал зарабатывать фокусами в увеселительных заведениях. Известность во всем мире к нему пришла благодаря фокусам высвобождения. Натренированность тела до состояния «пластелина» позволяли ему совершать невероятные кульбиты и выбираться из самых невероятных оков: кандалов, наручников и смирительной рубашки. Одним из качеств, которыми он обладал, было умение разоблачать коллег по цеху зачастую прямо на сеансах «волшебства», чем вызывал их сильное негодование. Гарри Гудини писал книги, снимал фильмы и был настоящей звездой и лучшим фокусником своего времени.

Единственный коллега, фокус которого не смог разгадать Гарри Гудини был Дай Вернон . Это был заслуженный иллюзионист, воспитавший не одно поколение фокусников, но вел себя скромно и не снискал такой блистательной славы, как его оппонент Гарри.

Следующий великий фокусник, о котором мы будем говорить – это Ури Геллер , который родился в Израиле 20 декабря 1946 года, спустя 72 года после Гарри Гудини. Фокусник иллюзионист Ури Геллер презентовал себя как мага и волшебника. Все его фокусы преподносились как запредельное чудо. Вошел в историю благодаря умению останавливать часы и самым главным фокусом его жизни стала остановка Биг Бэна. Его регулярно обвиняли в мошенничестве, но это не помешало ему стать автором знаменитого телешоу. Также он пишет книги, снимается в кино и является одним из судей «Битвы экстрасенсов».

Следующим великим фокусником стал , он родился в Нью-Джерси 16 сентября 1956 году. Отличался феноменальной памятью и уже в 12 лет показывал фокусы профессионально и вступил в Американское сообщество магов. В 16 лет Дэвид начал преподавать искусство иллюзии в университете, а в 17 лет лучший фокусник своего времени принял участие в мюзикле "Волшебник", где взял себе псевдоним "Копперфильд" по имени героя Диккенса. С 18 лет он ведет свою собственную передачу на телевидении, а его фокусы приобретают все большую масштабность. Его идеи многогранны и представляют собой целые события в иллюзионном мире: исчезновение Статуи Свободы, способность летать, прохождение сквозь великую Китайскую стену, побег из тюрьмы Алькатрас и взрывающегося здания, падение из Ниагарского водопада, исчезновение из вагона Восточного экспресса, освобождение из смирительной рубашки, выживание в столбе огня. Сегодня Дэвид Копперфильд является одним из самых известных людей планеты, а его шоу одно из самых захватывающих в мире. Он использует всевозможные достижения науки и техники, а также множество ассистентов. Все его фокусы являются много бюджетными и требуют для воплощения целый команды профессионалов.

Представитель иного жанра, так называемой «уличной магии» - . Родился в Нью-Йорке в 1973 году. Это новая волна фокусников. Популярность Дэвид Блейн стал набирать, отыскивая спрятанные среди зрителей вещи, "оживляя" голубей. Мировая известность пришла к нему благодаря номерам: захоронение заживо в пластиковом контейнере, заморозка во льду, 35-часовое стояние на вершине 22 метровой колонны, заточение без еды на 44 дня в ящике над поверхностью Темзы, задержка дыхания под водой на 17 минут, погребение в контейнере под землей в течении 170 часов, нахождение внутри айсберга 62 часа, с опусканием температуры тела до отметки 33,7 градуса. Дэвид Блейн активный участник книги рекордов Гиннеса и является миллионером.

Безусловно, в наше время искусство иллюзий развивается, и появляются все новые яркие фокусы и новые известные имена.

Сегодня шоу иллюзий стало доступно и в более камерном формате. Теперь пригласить фокусника на праздник – это престижно и увлекательно. Настоящие мастера своего дела и талантливые фокусники иллюзионисты поднимут настроение и займут гостей на свадьбе, корпоративном мероприятии, юбилее, детском дне рождении. Заказать фокусника на праздник стало доступным даже для малобюджетного мероприятия, ведь программы иллюзионистов могут быть рассчитаны на различное время и публику.

Тайна привлекала людей с древности и сегодня, несмотря на прогресс, фокусники иллюзионисты -любимые гости на мероприятиях, а их шоу программы всегда захватывают и впечатляют.

В жизни современного человека настолько тесным образом переплелись различные явления, что порой очень трудно отличить реальное от виртуального, настоящее от иллюзии.

Искусство воздействия на сознание человека в разные времена понималось по-разному. В дохристианские времена искусство иллюзионистов воспринимали как магию, в средних веках таких чародеев сжигали на кострах, в фокусы пытались объяснить с научной точки зрения. При этом некоторые иллюзионисты-чародеи пытались воспользоваться своим умением и лечить людей от некоторых недугов с помощью фокуса.

Сегодня эти «властелины иллюзионного мира» шагнули за грань человеческого понимания и творят на сценах, казалось бы, невозможные вещи. В данной статье будут представлены некоторые лучшие иллюзионисты мира прошлых веков и современности.

Николя-Филипп Ледрю

В далеком восемнадцатом веке первый фокусник (а по совместительству ученый физик) Николя Ледрю, выступал под псевдонимом Комю. В своих фокусах он широко использовал законы физики, а потому эффект на зрителей они производили потрясающий.

Так, он демонстрировал женщину-робота со странным лицом. Ее зрачки принимали цвет глаз смотрящего в них. Этот робот мог выполнять простые команды, а механическая рука записывала мысли. Кукла наводила ужас и одновременно приводила в восторг весь королевский двор Людовика шестнадцатого. Нужно отметить, что помимо необычных фокусов, Комю прославился и тем, что внес большой вклад в развитие науки и техники. Он предложил лечить эпилепсию электричеством.

Граф Калиостро

Лучшие иллюзионисты мира - неординарные люди. Не стал исключением и знаменитый граф Калиостро. И несмотря на то что свою жизнь он закончил в итальянской тюрьме, обвиненный в шарлатанстве, прожил этот человек яркую, полную приключений жизнь.

Специализировался граф на оптической иллюзии. Карьеру мага он начинал с продажи поддельных карт, в которых сулил доверчивым простакам клады с несметными сокровищами. Также продавал зелья от всех болезней. Впоследствии, когда слава о графе Калиостро разнеслась по всей Италии, он начал устраивать вечеринки с фокусами. На них он легко превращал небольшой бриллиант в увесистый камень, нежный атлас в грубую рогожу. Наивная публика не догадывалась, что их насмешливо обманывают. Талант иллюзиониста был настолько ярок, что он без труда убедил всех, что ему триста лет и что он изобрел Конечно же, он был обычным шарлатаном, но настолько ярким, что до сих пор иллюзионисты мира отмечают его как выдающегося фокусника.

Гарри Гудини

Этот человек, настоящее имя которого Эрик Вайс, по праву может примкнуть к списку «Выдающиеся иллюзионисты мира». В детстве маленький Эрик попал на представление в цирк-шапито. Фокусники и иллюзионисты просто заворожили его своими трюками. С того дня мальчик ни на минуту не сомневался, что иллюзия - это его призвание.

Прославился Гарри Гудини тем, что мог освободиться от любых пут. Наиболее популярным был такой трюк: Гарри привязывали к тридцатикилограммовой гире и сбрасывали в Темзу, а он здоровый и невредимый выплывал уже через несколько минут. Сейчас этот трюк демонстрируют знаменитые братья иллюзионисты нашей современности - Сафроновы.

Игорь Кио

Игорь Кио стал продолжателем дела своего отца. Сначала он выступал вместе с папой в качестве ассистента. Но после того как отец заболел, начал собственную карьеру. Зрителям навсегда запомнились яркие номера мастера, где он распиливал женщин, где под куполом цирка запертая в клетку красотка-ассистентка превращалась в грозного хищника - льва. Манекенщицы за секунды меняли свои наряды. Его представления были театрализованы, плавные движения танцовщиц настраивали зрителей на волшебство. До сих пор иллюзионисты мира называют Игоря Кио загадкой двадцатого столетия.

Иллюзионист Копперфильд

Дэвид Копперфильд - мастер визуального обмана. Наверняка многие помнят его знаменитые фокусы: похищение статуи Свободы, прохождение сквозь Великую демонстрация левитации, падение в водопад Ниагара.

А началась карьера этого известнейшего фокусника еще в детстве. С двенадцати лет Дэвид показывал фокусы своим сверстникам. А в двадцать два года начался стремительный рост карьеры мастера иллюзий. Вскоре он стал знаменитым на весь мир. Дэвида стали приглашать в разные страны, он до сих пор собирает огромные стадионы. Многие иллюзионисты мира вдохновляются его идеями. Повторить его успех мечтают многие фокусники современности.

Братья Сафроновы

Но и наши соотечественники внесли большой вклад в копилку волшебных иллюзий. Илья, Сергей и Андрей. Впервые большая публика увидела их на программе «Что? Где? Когда?», где они продемонстрировали номер «Сожженный заживо». Фокусники известны многими интересными трюками, такими как «Телепортация человека», «Оживший манекен» и многими другими. Кроме того, братья ведут передачи на телевидении, где они не только показывают свои навыки волшебства, но и рассекречивают чужие фокусы.

Первым документом содержащим сведения об искусстве иллюзий считается древний египетский папирус, имеющий название Весткар. Он назван в честь владелицы данного конгресса, где изначально находился. Этот документ содержит предания, которые относятся 2900 году до н. э., в те времена царствовал Фараон Хуфу. Одно из преданий повествует об известном дрессировщике ДЖЕДИ, умеющем приращивать отсеченную гусиную голову, а так же главенствующий надо львом, который следовал за ним без удерживающих канатов.


1. ВЕБА-АНЕР – великий маг, так же упомянутый в Весткаре. Он известен тем, что чудеснейшим образом игрушечную статую крокодила он преобразовывал в живого аллигатора.

2. В литературе первые упоминания о фокусниках начинаются с 16 века. Т. Фоленго в своем произведении «Макаронада» рассказал о БОККАЛ де БАРГАМОСКЕ.

3. Фокус, где сначала происходит отсечение головы, а затем вновь ее присоединение выполнял итальянский фокусник БАЛЬДУЧЧИ. В своем трюке он использовал живого петуха, голова его изначально находилась под крылом в завязанном состоянии. Вместо нее к шее присоединялась другая петушиная голова. Фокусник повелевал побежать петуху, «отсекал» голову, повсюду лилась «кровь». Затем он демонстрировал эту отсеченную голову любопытным зрителям. После птицу он покрывал палантином, убирал голову, находившуюся под крылом, а отсеченную голову прятал. В конце концов, петух вставал и бегал как невредимый.

4. ЭРИСХ ВАЙСС, носивший псевдоним ГАРРИ ГУДИНИ - великий фокусник всех времен и народов. Еще с детства он мечтал быть магом, как РОБЕР-УДЕН и поэтому решил взять себе псевдоним, означающий как «похож на УДЕНА».

5. Фокус, с появляющимся из шляпы кроликом, достаточно часто считают классическим фокусом. Однако, данный трюк выполняется не так часто. Полагают что первым, кто продемонстрировал этот фокус, считается ГЕНРИ АНДЕРСОН в 1830-е годы. А вот такой атрибут как шляпа для фокусника можно с легкостью приобрести в магазине фокусов и иллюзий .

6. Первым кто стал произносить слова «Сим-Сала-Бим» в качестве заклинания был иллюзионист ДАНТЕ из Дании (1885-1955). По сути все эти три незамысловатых слова были взяты из обычного стиха.

7. ГЕНРИРОЛТЭЙР (1853-1910) он известен своими трюками на велосипеде, с помощью которого он порхал в воздухе и осуществлял «мертвую петлю» В дальнейшей практике Ролтэйр начал осуществлять левитацию автомашины с сидящим в нем водителем, именно поэтому он относится к числу великих фокусников мира.

Ни один из приведенных фокусов, даже с участием ассистентов, не привел к несчастным случаям.
8. Во время фокуса с «распиливанием женщины», которое выполнял ГОРЭЙС ГОЛДИН (1873-1939) вокруг здания дежурила карета скорой помощи, с табличкой «если пила все-же соскользнет"



Loading...Loading...